Содержание

В чём принципиальные отличия ислама суннитского толка от ислама шиитского толка ?

Подавляющее большинство мусульман относятся к суннитам, шиизм исповедует около 10% мусульман. Религиозная практика суннитов и шиитов во многом совпадает, но есть несколько различий.
После смерти пророка Мухамеда и его ближайших родственников, образовалось два религиозные направления, спорящие по поводу преемственности власти.

Шииты (араб. шиа — приверженцы, группировка, партия) — последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками Пророка Мухаммеда только Али и его потомков.
Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу Бекру. В начале второй половины VII в. в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка (шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику Пророка. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов.
После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка», имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью.
Военно-политические поражения шиитов (гибель сына Али, Хусейна, разгром восстания аль-Мухтара и др. ) направили их энергию в область религиозных идей. Среди шиитов получили широкое распространение представления об имамах как носителях божественной субстанции. Этому способствовало обращение в ислам народов Ирака и Ирана, где издавна бытовали идеи богоявления в человеке.
Ссылаясь на многочисленные предания и аллегорически трактуя отдельные тексты Корана, шииты отстаивали исключительное право потомков Али на верховную власть и передачу ее от отца к сыну. Призывы шиитов к возвращению власти «семье Пророка» находили поддержку вследствие широкого недовольства правлением халифов из династии Омейядов (661-750). Объясняя все беды «назаконостью» правления Омейядов, «узурпировавших» власть, шииты проповедовали, что только возвращени власти Алидам приведет к установлению справедливости на земле. Шиитская пропаганда способствовала падению Омейядов, но плодами победы воспользовались Аббасиды — другая родственная ветвь Пророка Мухаммеда. Это привело к размежеванию Алидов с Аббасидами и сузило социальную базу шиитского движения. Среди самих шиитов начались расколы, связанные с признанием права на имамат за тем или иным потомком Али. Уже в середине VIII в. шиитское движение распалось на два основных течения — «крайнее» и «умеренное». К первому относились собственно «крайние» (гулат) и исмаилиты, ко второму — зейдиты и имамиты. В свою очередь, эти течения разделились на многочисленные ответвления. Однако, несмотря на догматические расхождения, они все сохранили приверженность роду Али.
Шииты признают Коран Божественным откровением, но считают, что в нём во время усмановской редакции были упущены аяты, имеющие отношение к Али. Ими признаются только те хадисы, которые основываются на авторитете самого Мухаммада и его семьи, восходят к Али. Помимо Хаджа, шииты совершаю поломничество в некоторые из мест, связанных с именами шиитских имамов.
Сразу после смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али — имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом.
Сунниты (араб. ахль ас-сунна — люди сунны) в отличие от шиитов не признают возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али и праве его потомков на имамат.

otvet.mail.ru

сунниты — Wiki Yours

Предложить изменения

Кто такие сунниты

Суннитский ислам  (/ˈsuːni/ или /ˈsʊni/) — это самое большое течение ислама. Его название происходит от слова Сунна, ссылаясь на образцовое поведение исламского пророка Мухаммеда. Различия между мусульманами-суннитами и мусульманами-шиитами появились в результате разногласий относительно выбора преемника Мухаммеда и, впоследствии, приобрели более широкое политическое значение, а также теологические и юридические аспекты.

По состоянию на 2009 мусульмане-сунниты составляли 87-90% мусульманского населения в мире. Суннизм — самое большое религиозное наименование в мире, второе место после которого занимает католицизм. На арабском языке сторонников суннизма называют ahl as-sunnah wa l-jamāʻah («люди Сунны и сообщества») или сокращенно as-sunnah. На английском языке доктрины и практики называются Sunnism (суннизм), в то время как сторонников иногда называют Sunni Muslims (мусульмане-сунниты), Sunnis (сунниты), Sunnites (сунниты) и Ahlus Sunnah (Алу Сунна). Суннизм иногда называют «ортодоксальным исламом».

Чем сунниты отличаются от шиитов

Согласно суннитской традиции, перед смертью пророк Мухаммед не назначил своего приемника и мусульманское общество действовало согласно его Сунне и в качестве первого халифа избрали его тестя Абу Бакра.  Это решение противоречило шиитским убеждениям, согласно которым пророк Мухаммед назначил своего зятя и кузена Али ибн Аби Талиба своим приемником. Политическая напряженность между суннитами и шиитами с различной итенсивностью продолжалась на протяжении всей истории ислама. В последнее время она усугубляется этническими конфликтами и ростом ваххабизма.

Коран, вместе с хадисами (особенно собранные в Кутубе аль-Ситтахе) и закреплеными юридическими согласованиями формируют основу всех традиционных законов в пределах суннизма. Правила шариата произошли из этих основных источников вместе с аналогичными рассуждениями относительно общественного благосостояния и юридического регулирования, используя принципы исламской юриспруденции, развитые традиционными юридическими школами.

В вопросах мировоззрения суннитская традиция придерживается шести столпов веры (iman) и включает школы рационалистического богословия Ash’ari (Ашари) и Maturidi (Матуриди), а также школу текстуализма, известную как традиционалистское богословие.

Значение термина Суннизм

Sunnī (Классический арабский язык: سُنِّي / ˈsunni ː/), также обычно называемый Sunnīism (суннизмом), термин, полученный из Сунны (سُنَّة / ˈsunna/, множественное число سُنَن сунна / ˈsunan/) означает «привычка», «обычная практика», «обычай», «традиция». Мусульманское использование этого термина относится к высказываниям и привычкам пророка Мухаммеда. На арабском языке эта отрасль ислама называется ahl as-sunnah wa l-jamāʻah (араб.: أهل السنة والجماعة‎‎), «люди Сунны и общества», которое обычно скоращается как ahl as-sunnah (араб: أهل السنة).

История суннитов

Одна общая ошибка состоит в предположении того, что суннизм, как вероисповедание, представляет ислам существовавший с самого начала, еще до его разделения, и, поэтому, суннизм нужно рассматривать как норматив или стандарт. Такое восприятие базируется на основании очень идиологических источников, которые принято рассматривать как надежные исторические работы, а также, потому, что подавляющее большинство населения является суннитами, а это изложение фактов удовлетворяет их вероисповедание, не смотря на то, что оно не совсем правдиво. И суннизм, и шиизм являются конечными продуктами соревнования идеологий на протяжении нескольких веков. Оба вероисповедания  использовали друг друга, чтобы в дальнейшем сплотить их собственные тождества и подразделения.

Первые четыре халифа известны среди суннитов как Rashidun или «Праведные». Сунниты признают вышеупомянутого Абу Бакра как первого халифа, Умара, который учредил исламский календарь, как второго, Усман был третьим, а Али — четвертым. Последовательность событий 20-го века привела к негодованию в некоторых частях суннитского сообщества из-за потери преимущества в нескольких ранее доминируемых суннитами регионах, таких как Левант, Месопотамия, Балканы и Кавказ.

Сподвижники пророка Мухаммада

Сунниты полагают, что сподвижники Мухаммеда были лучшими из мусульман. Это верование основано на пророческих традициях, одной из которых является повествование Абдуллы, сына Масуда, в котором Мухаммед сказал: «Лучшими из людей является мое поколение, потом следующее поколение, и потом те кто придет после них.» Согласно суннитским убеждениям, поддержку этой точки зрения также можно найти в Коране. Сунниты также верят, что сподвижники были истинными верующими, так как именно им было дано задание собрать части Корана в единое целое. Более того, сунниты считают повествования рассказанные сподвижниками (ahadith) вторым источником знаний мусульманской веры. Исследовательский центр Пью в 2010 году провел исследование, опубликованное в январе 2011 года, в котором было указано, что во всем мире насчитывается 1,62 млрд. мусульман, и примерно 75-90% из них — сунниты.

Исламское духовенство

Ислам не имеет формальной иерархии или духовенства. Лидеры ислама это неофициальные лица которые получают влияние посредством учебы, чтобы в конечном итоге стать ученым в сфере исламского права, которое называется Шариат. Согласно Исламскому Колумбийскому центру, Южная Каролина, любой человек, с желанием и достаточными знаниями, может стать исламским имамом. Во время службы в мечети по пятницам в полдень, собрание выбирает хорошо образованного человека, которые и будет управлять службой (Khateeb — тот, кто говорит).

Юриспруденция ислама

Суннитские школы

Существует несколько интеллектуальных традиций в области мусульманского права, часто называемого юридическими школами. Эти различные традиции отражают отличающиеся точки зрения на некоторые законы и обязательства в пределах мусульманского права. В то время как одна школа может рассмотривать определенный акт как религиозное обязательство, другая, может рассмотреть тот же самый акт как дополнительный. Эти школы не рассматриваются как секты; скорее они представляют отличающиеся точки зрения на проблемы, которые не считаются ядром исламской веры.

Мнения историков различаются относительно точного разграничения школ основанных на базовых принципах, которым они следуют. Много традиционных ученых разделяли суннизм на две группы: Ahl al-Ra’i, или «люди причины», из-за их акцента на академическое суждение и беседу; и Ahl al-Hadith, или «люди традиций», из-за их акцента на ограничение юридической мысли только тем что найдено в священном писании. Ибн Хальдун раздялял суннизм на три школы: школа Hanafi (Ханафи) представляла причину, школа Ẓāhirīte (Захирите) представляла традицию и более обширная, средняя, школа которая охватывала школы Shafi’ite (Шафиите), Malikite (Маликите) и Hanbalite (Ханбалите).

В средние века Мамлюкский султанат в Египте очертил приемлемые суннитские школы, среди которых были названы школы Hanafi, Maliki, Shafi’i и Hanbali, за исключением Ẓāhirī. Позже Османская империя вновь подтвердила официальный статус четырех школ. Это действие стало ответной реакцией на шиитский характер, их главного политического и идеологического соперника, персидких Сефевидов. Хотя бывший премьер-министр Судана Аль-Садик Аль-Махди, а также Амманская декларация опубликованная королем Иордании Абдуллой II признают школу Ẓāhirī и насчитывают пять суннитских школ.

Различные толкования исламского права

Толкование мусульманского права, посредством извлечения конкретных правил — таких, как молитва — обычно называется исламской  юриспруденцией. Все юридические школы имеют свои собственные конкретные традиции интерпретации этой юриспруденции. Поскольку эти школы представляют ясно разъясненные методологии для интерпретации мусульманского права, произошло небольшое количество изменений в методологии относительно каждой школы.  В то время как конфликт между школами в прошлом часто имел насильственный характер, сегодня,  школы признают друг друга как жизнеспособные юридические методы нежели как источники ошибок или ереси. Каждая школа полагается на свои факты, а расхожие мнения принято уважать.

Шесть столпов суннитского ислама

Ислам суннитского толка базируется на шести статьях известных как шесть столпов веры (iman), которые объединяют в вере всех мусульман-суннитов, вместе с 105 ключевыми убеждениями, упомянутыми в «Исламской теологии Ат-Тахави» («Aṭ-Ṭaḥāwī’s Islamic Theology»).

  1.  Существование одного истинного Бога;  
  2.  Существование божественных ангелов; 
  3.  Авторитет книг Божьих, которыми являются свитки Авраама, свитки Моисея, Тора, Псалмы, Евангелие и Коран; 
  4.  Вера в посланников и пророков; 
  5.  Подготовка и вера в Судный День;
  6.  Верховенство Божьей воли, т.е. вера в предопределение хорошего или плохого единым Богом.

Особенности суннитского ислама

Некоторые исламские ученые столкнулись с вопросами, четкие ответы на которые, по их мнению, не были даны в Коране или Сунне. Особенно это касается вопросов философских головоломок, таких как природа Бога, существование человеческой свободы воли или вечное существование Корана. Различные школы богословия и философии развивались, чтобы ответить на эти вопросы, каждый из которых заявлял о своей верности согласно Корану и мусульманской традиции (сунна). Среди мусульман-суннитов, различные школы мысли в теологии стали рождаться из наук калама в оппозиции к текстуалистам, которые стояли на своем, одобряя тексты не вникая в философские рассуждения. Они видели в этом инновацию в исламе. Три существовавших школы следовали таким убеждениям. Все три школы принимают мусульмане во всем мире и они рассматриваются в рамках «исламской ордотоксальности». Ключевые верования суннизма согласованы (шесть столпов веры (Iman)) и кодифицированы в трактате Акида написаным имамом  Ахмадом ибн Мухаммедом аль-Тахави в его Aqeedat Tahawiyyah.

Теология Ашари

Основана Абу аль-Гасаном аль-Ашари (873–935). Эта теологическая школа Aqeedah (Акида) принималась многими мусульманскими учеными и развивалась в разных частях исламского мира на протяжении всей истории; Имам Аль-Газали писал о вероисповедании, его обсуждении и согласовании некоторых принципов.

Теология Ash’ari (Ашари) подчеркивает верховенство божественного откровения над человеческим разумом. Вопреки мутазилитам (Mu’tazilites), которые утверждают, что мораль не может происходить из человеческого разума, но божественные заповеди, как показано в Коране и Сунне (практиках Мухаммеда и его сподвижников как записано в традициях или хадисах) являются единственным источником морали и норм поведения.

Относительно природы Бога и божественных признаков, Ash’ari отклонили убеждения Mu’tazili, что все коранические ссылки на Бога как имеющие реальные признаки были метафорическими. Ash’aris настояли, что эти признаки были, поскольку они «лучше всего подходят Его Величеству». Арабский язык — широкий язык, на котором у одного слова может быть 15 различных значений, таким образом, Ash’aris пытаются найти значение которое больше всего будет подходит Богу и не будет противоречить Корану. Поэтому, когда Бог заявляет в Коране, «Он, тот кто не имеет сходства ни с одним из Его творений», это ясно означает что Бог не может иметь частей тела, потому что Он сам создал тело.  Ash’aris склонны подчеркивать божественное всемогущество над человеческой свободой воли и склонны верить, что Коран вечен и нерукотворен.

Учение Матуридия

Основан Абу Мансуром аль-Матуриди (умер в 944). Maturidiyyah (Матуридия) была традицией меньшинства, пока ее не приняли турецкие племена Средней Азии (ранее, они были Ash’ari и последователями школы Shafi’i; после миграции в Анатолию они стали чтить традицию Hanafi и следовать вере Maturidi). Одно из племен, турки-сельджуки, мигрировало в Турцию, где позже была основана Османская империя. Юридическая школа, которой они отдавали предпочтение, получила новое выдающееся положение по всей империи, не смотря на то, что ее последователями были исключительно последователи школы Hanafi, в то время как последователи школ Shafi и Maliki в границах империи следовали школам мысли Ash’ari и Athari. Таким образом, везде где есть последователи Hanafi, можно найти приверженцев вероисповедования Maturidi.

Традиционная суннитская школа

Традиционалистская теология — это движения исламских ученых которые отвеграют рационалистическую исламскую теологию (kalam) в пользу строгого текстуализма в толковании Корана и Сунны. Название происходит от слова «традиция» в его техническом смысле как перевод арабского слова hadith (хадис). Иногда это движение также называют и другими названиями.

Сторонники традиционистской теологии полагают что zahir (буквальный, очевидный) значение Корана и Хадисов имеет единственую власть в вопросах веры и закона; и что  использование рационального спора запрещено, даже если дискуссия подтверждает правду. Они участвуют в буквальном чтении Корана, напротивовес тем кто участвует в ta’wil (метафорическое толкование).  Они не пытаются осмыслять значения Корана рационально и полагать, что их факты должны быть отправлены одному только Богу (tafwid). В сущности текст Корана и хадиса принимается без вопросов «как» или «Bi-la kaifa». 

Приверженное традиции богословие появилось среди ученых хадиса, которые в конечном счете соединились в движение, названное  ahl al-hadith под лидерством Ахмада ибн Ханбала. В вопросах веры они были настроены против Mu’tazilite и других теологических течений, осудив много пунктов их доктрины, а также рационалистических методов, которые они использовали в свою защиту. В десятом веке аль-Ашьари и аль-Матуриди нашли компромисс между рационализмом Mu’tazilite и буквализмом Hanbalite, используя рационалистические методы, защищенные Mu’tazilite, чтобы защитить большинство принципов приверженной традиции доктрины. Хотя, главным образом, ученые Hanbali, которые отклонили этот синтез, были в меньшинстве, их эмоциональный, основанный на рассказе подход к вере остался влиятельным среди городских масс в некоторых областях, особенно в аббасидском Багдаде.

В то время как Ашаризм и Матуридизм часто называют суннитской «ортодоксальностью», приверженное традиции богословие процветало вместе с ним, заявляя конкурирующие претензии, на право называтся православной суннитской верой. В современную эру это оказало непропорциональное влияние на исламское богословие, адаптированное ваххабизмом и другими традиционными салафитскими течениями, которые распространились далеко за пределами границ юридической школы Hanbali.

Что такое хадисы

Коран, поскольку он существует сегодня в книжной форме, был составлен сподвижниками Мухаммеда (Sahabah) в течение нескольких месяцев после его смерти и принимается всеми течениями ислама. Однако, существует много вопросов веры и повседневной жизни, которые не были непосредственно предписаны в Коране, но были действиями, которые наблюдались Мухаммедом и ранним мусульманским сообществом. Более поздние поколения искали устные традиции которые бы поведали о ранней истории ислама, практиках Мухаммеда и его первых последователей, чтобы записать их и сохранить. Эти записанные устные традиции называют хадисами. Мусульманские ученые на протяжении веков тщательно проанализировали хадисы и оценили цепь повествования каждой традиции, тщательно исследовали правдивость рассказчиков, а также оценили силу каждого хадиса.

Какие хадисы самые достоверные 

Кутуб аль-Ситтах — шесть книг, содержащих коллекции хадисов. Мусульмане-сунниты принимают коллекции хадиса Бухари и Мусульманина как самые подлинные (sahih, или правильные), и хотя принимают все проверенные хадисы как поддлинные,  предоставляют немного меньший статус коллекциям других записей. Однако, существуют еще другие четыре коллекции хадисов, к которым с особенным уважениям относятся мусульмане-сунниты, что составляет в общей сложности шесть хадисов:

  •  Сахих аль-Бухари Мухаммад аль-Бухари 
  •  Сахих Муслим Муслим ибн аль-Хаджжаджа 
  •  Сунан аль-Сугра Аль-Наса’и 
  •  Сунан Абу Дауд Абу Дауда 
  •  Джами ‘ат-Тирмизи Аль-Тирмизи 
  •  Сунан Ибн Маях Ибн Маяха 

Существуют также и другие сборники хадисов, которые содержат много достоверном хадисов и часто используются учеными и специалистами. Примеры этих коллекций включают в себя: 

  •  Мусаннаф Абда аль-Раззака из Абд ар-Раззак ас-Санани 
  •  Муснад Ахмад ибн Ханбаля 
  •  Мустадрак Аль Хаакима 
  •  Муватта имама Малика 
  •  Сахих Ибн Хиббан 
  •  Сахих Ибн Хузайма Ибн Хузайма 
  •  Сунан Ад-Дарими Ад-Дарими

Картинки

ru.wikiyours.com

В чём принципиальные отличия ислама суннитского толка от ислама шиитского толка ?

Подавляющее большинство мусульман относятся к суннитам, шиизм исповедует около 10% мусульман. Религиозная практика суннитов и шиитов во многом совпадает, но есть несколько различий.
После смерти пророка Мухамеда и его ближайших родственников, образовалось два религиозные направления, спорящие по поводу преемственности власти.

Шииты (араб. шиа — приверженцы, группировка, партия) — последователи второго по числу приверженцев (после суннитов) направления в исламе, которые признают единственно законными преемниками Пророка Мухаммеда только Али и его потомков.
Вскоре после смерти Мухаммеда (632) часть его сподвижников выступила за сохранение верховной власти в «семье Пророка», считая незаконной присягу Абу Бекру. В начале второй половины VII в. в борьбе за власть образовалась религиозно-политическая группировка (шиа) сторонников передачи верховной власти Али как ближайшему родственнику (двоюродному брату и зятю) и духовному преемнику Пророка. Эта группировка стала ядром шиитского движения, разделившего потом мусульманскую общину на суннитов и шиитов.
После убийства Али в 661 г. его сторонники повели борьбу за возвращение верховной власти в «семью Пророка», имея в виду исключительно род Али. Большинство шиитов обосновывало эти требования родством Али с Пророком, его личными качествами и заслугами перед исламом. Часть шиитов проповедовала, что Мухаммед назначил Али своим духовным преемником, и что сам Али наделен божественной благодатью.
Военно-политические поражения шиитов (гибель сына Али, Хусейна, разгром восстания аль-Мухтара и др. ) направили их энергию в область религиозных идей. Среди шиитов получили широкое распространение представления об имамах как носителях божественной субстанции. Этому способствовало обращение в ислам народов Ирака и Ирана, где издавна бытовали идеи богоявления в человеке.
Ссылаясь на многочисленные предания и аллегорически трактуя отдельные тексты Корана, шииты отстаивали исключительное право потомков Али на верховную власть и передачу ее от отца к сыну. Призывы шиитов к возвращению власти «семье Пророка» находили поддержку вследствие широкого недовольства правлением халифов из династии Омейядов (661-750). Объясняя все беды «назаконостью» правления Омейядов, «узурпировавших» власть, шииты проповедовали, что только возвращени власти Алидам приведет к установлению справедливости на земле. Шиитская пропаганда способствовала падению Омейядов, но плодами победы воспользовались Аббасиды — другая родственная ветвь Пророка Мухаммеда. Это привело к размежеванию Алидов с Аббасидами и сузило социальную базу шиитского движения. Среди самих шиитов начались расколы, связанные с признанием права на имамат за тем или иным потомком Али. Уже в середине VIII в. шиитское движение распалось на два основных течения — «крайнее» и «умеренное». К первому относились собственно «крайние» (гулат) и исмаилиты, ко второму — зейдиты и имамиты. В свою очередь, эти течения разделились на многочисленные ответвления. Однако, несмотря на догматические расхождения, они все сохранили приверженность роду Али.
Шииты признают Коран Божественным откровением, но считают, что в нм во время усмановской редакции были упущены аяты, имеющие отношение к Али. Ими признаются только те хадисы, которые основываются на авторитете самого Мухаммада и его семьи, восходят к Али. Помимо Хаджа, шииты совершаю поломничество в некоторые из мест, связанных с именами шиитских имамов.
Сразу после смерти Али и его сыновей шииты начали борьбу за возвращение власти в халифате потомкам Али — имамам. Шииты, считавшие, что верховная власть имеет божественную природу, отвергли саму возможность избрания имамов. По их мнению, имамы являются посредниками между людьми и Аллахом.
Сунниты (араб. ахль ас-сунна — люди сунны) в отличие от шиитов не признают возможности посредничества между Богом и людьми после смерти Пророка Мухаммеда, отрицают идею об особой природе Али и праве его потомков на имамат.

info-4all.ru

Исламские секты суннитского толка. — История мировой религии.

В отличие от шиитского направления, ортодоксальный ислам, охвативший большинство мусульман мира, называется суннизмом: сторонники его признают законность сунн. Суннизм тоже не остался вполне единым. В VIII—IX вв. в нем возникло мутазилитское течение. Мутазилиты старались истолковать мусульманское вероучение в рациональном духе, доказывали «справедливость» бога, наличие свободной воли у человека, признавали Коран книгой, написанной людьми, а не созданной богом. Мутазилитов поддерживали некоторые халифы (IX в.), искавшие в этой секте опору для своей слабеющей власти. Но вскоре (конец IX в.) реакционное фанатическое духовенство взяло верх в халифате, мутазилитов стали преследовать. Укрепилось учение о вечности, «несотворенности» Корана. Однако идеи мутазилитов оставили след на дальнейшем развитии мусульманского богословия.

В VIII—IX вв. в правоверном мусульманском богословии сложились четыре школы: ханифитов, шафиитов, маликитов и ханбалитов (по имени их основателей). Последняя из этих школ была проникнута духом крайнего фанатизма, буквального толкования религиозных догматов; она укрепилась среди отсталого бедуинского населения Аравии; близка была к ней и школа маликитов, получившая господство в Северной Африке. Другие две школы, распространившиеся в более культурных областях мусульманского мира, допускали более свободное толкование учения. Особой взаимной отчужденности и вражды между приверженцами этих четырех богословских школ нет.

В тех же VIII—X вв. в исламе возникло мистическое, полумонашеское течение суфизма (от слова «суфи» — грубая шерстяная ткань, сермяра). Оно зародилось в недрах шиизма, но проникло и в среду суннитов. В суфийском вероучении сказалось влияние идей маздаизма, может быть, буддизма и даже неоплатонизма. Суфии не придавали большого значения внешней обрядности, а искали истинного богопознания, мистического слияния с божеством. Некоторые суфии доходили до пантеистического мировоззрения (бог — во всем мире, весь мир — проявление или эманация бога) и тем самым удалялись от грубо антропоморфного представления об Аллахе, какое дано в Коране. Суфии придавали особое мистическое значение именам божьим, встречаемым в Коране. Мистико-пантеистическое течение суфизма сначала подверглось гонениям со стороны мусульманских фанатиков-ортодоксов, но постепенно обе стороны пошли на уступки. Последователи суфийского учения стали образовывать ордена странствующих монахов — дервишей — во главе с шейхами, или ишанами. Эти ордена были признаны законными и у суннитов, и у шиитов. Дервиши, хотя они и давали монашеский обет бедности, на деле вскоре превратились в шарлатанов, обирающих и обманывающих легковерный народ; ‘руководители же дервишей, ишаны, в свою очередь обирают своих послушников— мюридов. Некоторые дервишские ордена применяют в своих молебствиях так называемые зикры — экстатические пляски и другие чисто шаманские способы общения с божеством. Придается большое значение мистическому возгласу: «Ху!»

Сануситы (сенуситы) (Sanusi), распространенное назв. мусульм, ордена санусиа. Основан в Мекке в 1837 г. как суфийский религ. орден алжирцем Сиди Мухаммадом аль-Сануси аль-Идриси; ок. 1843 г. сам аль-Сануси удалился в пустыню в Киренаике. При его сыне и внуке движение распространилось в Ливии; к 1884 г. существовало уже 100 «завийя», или монастырей, разбросанных по всей Сев. Африке и др. регионам. С. играли важную полит, роль в обеих мировых войнах, причем движение становилось все более активным, выступая против оккупации Англией Египта в ходе 2-й мировой войны и пребывания в Ливии итальянцев. Когда в 1951 г. Ливия обрела независимость, тогдашний глава ордена Идрис I стал первым королем страны.

ВАЛИУЛЛАХИ

индийские ваххабиты, — последователи Валиуллы-шаха (ум. в 1762), крупнейшего мыслителя, идеолога мусульм. возрождения в Индии, призывавшего к возрождению первоначальной чистоты ислама. В религ. форму он облекал призывы к равенству в распределении материальных благ и предостерегал против проникновения в Индию англ. захватчиков. После колониального порабощения Индии его последователи — В. провозгласили свящ. долгом мусульман джихад против англичан. Среди В. были широко распространены также доктрины Мухаммеда ибн Абд-аль-Ваххаба, отсюда их название — индийские ваххабиты. Представители наиболее радикальной части В. возглавили антифеод. борьбу крестьян. В. приняли активное участие в нар. восстании 1857-59 и в нац.-освободит. движении 2-й пол. 19 — нач. 20 вв. После 1-й мировой войны движение В. сошло на нет.

С суфизмом было исторически связано движение тариката. Это понятие первоначально означало благочестивый путь жизни для общения с богом (слово «тарикат» по-арабски путь). Но впоследствии тарикатом стали называть учение фанатиков, проповедовавших «священную войну» против христиан и других неверных. Под знаменем тариката вели, например, войну имамы на Кавказе (Кази-Мулла, Шамиль) против русских. Боевую силу тариката составляли мюриды — послушники, слепо повинующиеся своему мюршиду — духовному наставнику. Отсюда движение Шамиля иногда называли мюридизмом.

В новейшее время усложнение социально-экономических и политических условий, обострение классовой борьбы вызвали появление новых сект в исламе. Среди бедуинов Аравии в XVIII в. возникло течение ваххабитов (последователей Мухаммеда ибн Абдэль Ваххаба), в котором отразился стихийный протест кочевников против богатства и роскоши городских купцов и богачей Ваххабиты, продолжая традиции суровой ханбалитской школы, требовали возвращения к патриархальной простоте жизни первых веков ислама, строгого исполнения предписанных обрядов и запретов, уничтожения роскоши, боролись с европейскими культурными влияниями, не признавали культа святых, поклонялись только одному богу. После жестокой борьбы с противниками ваххабиты к началу XX в. взяли верх в государстве Неджд (Внутренняя Аравия), а потом подчинили себе Хиджас с городами Меккой и Мединой. В государстве Саудовской Аравии, объединившем обе области, ваххабитизм сделался господствующей религией.

Религиозную оболочку приняло и массовое недовольство городской бедноты и крестьян Персии в середине XIX в, Их идейным! вождем выступил Мухаммед Али, принявший прозвище «Баб» («врата», в смысле посредника между людьми и богом). Движение получило название бабистского. Баб проповедовал равенство и братство всех людей, но, конечно, только верующих мусульман. Баб объявил себя преемником пророка, который призван возвестить людям новый закон. Учение Баба было полно мистических представлений и близко к пантеизму. Движение бабистов, широко распространившееся в народных массах, было жестоко подавлено власть имущими; главари подверглись свирепой казни (1850 г.). Однако движение имело своих продолжателей, хотя и лишилось боевого революционного тона. Один из бывших последователей Баба — Мирза Хусейн Али, принявший прозвище «Беха-Улла», существенным образом изменил бабистское учение. Он, правда, тоже проповедовал равенство всех людей, право всех людей на плоды земли и пр. Но он не признавал насилия, открытой борьбы, провозглашал любовь, прощение, непротивление злу; в этом, может быть, сказалось влияние христианских идей. Мусульманские догматы и правовые нормы у Беха-Уллы подверглись смягчению. По имени проповедника новое учение стало называться бгхаизмом. Оно уже не отвечало настроениям народных масс и распространялось больше в интеллигентской среде. Зато бехаизм, как утонченная, реформированная, модернизированная редакция ислама, нашел себе последователей даже в Западной Европе и в Америке.

Под знаком ислама происходили и некоторые массовые освободительные движения в колониальных странах. Самое известное — махдистское движение в Судане (Африка) 1881-1898 гг. Глава его — Мухаммед Ахмед — объявил себя махди (то есть спасителем, мессией), призванным руководить борьбой мусульман Африки против колонизаторов./Движение охватило весь Восточный Судан и области далее к востоку вплоть до Красного моря. Оно продолжалось около 20 лет и лишь с трудом было подавлено англо-французским империализмом.

Наиболее известной сектой являются ваххабиты. Название получила по имени своего основателя Мухаммеда ибн абд-аль-Ваххаба (1703 — 1792). Как вероучение оформилось во второй пол. XVIII в. Мухаммед отверг поклонение могилам Пророка и святых, поставил под сомнение необходимость обращаться к Пророку и праведным халифам в молитвах, оспорил необходимость праздника Дня рождения Пророка. Мусульман, несогласных с его воззрениями, он объявил «неверными», наряду со всеми, кто исповедует другую веру. Ваххабиты должны внешне отличаться от остальных мусульман: бреют голову, носят длинные нерасчесанные бороды, узкие и короткие брюки.

Теологические корни В. следует искать в идеологии богослова Таки-ад-дина ибн Таймийя (1263 — 1328), ханбалита, который отрицал аллегорическое и рационалистическое толкование Корана и Сунны, зато признавал войну.

Ваххабизм также опирался на принятый у бедуинов «воинский кодекс чести», утверждая, что любых политических противников можно уничтожать и лишать имущества. Сразу заявив о себе как военная организация, ваххабиты вторгаются в Йемен, захватывают большую часть Аравии и с 1800 по 1807 г. удерживают в своих руках Мекку и Медину. Священные города были освобождены Мухаммедом Али-пашой, казнившим ваххабитского наместника и его сподвижников.

В XX в. в Аравии пришла династия Саудидов. Провозгласили джихад и против европейцев и против турок. К 1932 г. они создали государство Саудовская Аравия, в котором ваххабизм и поныне считается официальной идеологией. Ваххабитов называют «пуританами востока». Ваххабизм проявляет активность и в других странах: в Индонезии, Средней Азии, Дагестане, Пакистане, Афганистане, Омане, Северной Африке.

students-library.com

Мусульманские правовые школы суннитского толка

Мусульманское право (фикх) является частью шариата, включающего в себя, кроме правовых норм, нравственные и религиозные предписания. Оно представляет собой космологический вариант естественного права, центрированный идеей существования единого мирового порядка [6]. Человек должен жить, не нарушая этот порядок. Для этого ему ниспосланы нормы, содержащиеся в явном или неявном виде в Священном Писании — Коране. Авторитет коранических норм обосновывается их принадлежностью Богу. Необходимость выделения фикха внутри шариата возникает с формированием исламского государства — Халифата — в 630-х годах. Коран не содержал ясные ответы на ряд возникающих в повседневной жизни мусульман вопросы. Ещё при жизни Мухаммада возникла проблема соотношения изложенных в Коране предписаний с общепринятыми среди арабов традиционными нормами жизни (адатом). К примеру, Коран, в отличие от Торы, никак не оценивал принятую среди семитских народов традицию обрезания мальчиков. А со смертью Мухаммада остро встал вопрос о праве наследования политической власти в государстве, на который Коран, не давал ясного ответа, что и привело к первому расколу в исламе, появлению суннитского и шиитского направлений в нем.

С расширением границ Халифата в VIII-IX вв. стали возникать правовые коллизии, связанные с включением в единое экономическое и политическое пространство представителей культур, живших по иным законам. Более того, отдельные аяты Корана допускали разные, нередко противоречащие друг другу, толкования. Эти проблемы привели к созданию правовой специализации внутри ислама, что выразилось в появлении мусульманских правовых школ. Этот процесс шел около двухсот лет, в течение которых возникало и исчезало более пятисот правовых школ, не считая деятельность отдельных мусульманских судей (кади), выносящих судебные решения, руководствуясь собственным правосознанием [5, с. 205–209]. В результате многочисленных богословско-правовых дискуссий к началу Х века в мусульманском мире формируется самая развитая для той эпохи правовая система, состоящая из более чем десяти правовых школ. Было бы ошибкой считать, что она не содержала в себе противоречия. Но было найдено уникальное решение этих противоречий, напоминающее принцип дополнительности Бора: по одному и тому же вопросу могут быть различные решения, которые следует рассматривать как дополняющие и допускающие друг друга. В традиционном исламе этот принцип работает до настоящего времени: в сохранившихся ныне религиозно-правовых школах (мазхабах) несовпадающие варианты решения одних и тех же вопросов считаются допустимыми. Кади при вынесении судебного приговору пользуется судебником своего мазхаба и по мусульманскому правовому этикету этот судебник не подлежит критике представителями других мазхабов.

Правда, такого консенсуса не удалось достигнуть с представителями шиитских мазхабов из-за существующих между суннитами и шиитами принципиальных разногласий по доктринальным вопросам. В статье рассматриваются только суннитские правовые школы. И есть три причины для этого: а) коренное мусульманское население России исповедает ислам суннитского толка; б) около 90 % всех мусульман мира — сунниты; в) большинство принципов правовых систем современных исламских государств были разработаны в рамках суннитского ислама.

К середине IX века в суннитском исламе четко обозначились четыре мазхаба: ханафитский, шафиитский, маликитский и ханбалитский. Первой сформировалась ханафитская школа, основателем которой был известный богослов Абу Ханифа (699–767). Бóльшую часть жизни он провел в Ираке, но, скорее всего, был турком, столкнувшимся с возникающими противоречиями между турецким образом жизни и исламскими нормами [2]. Абу Ханифа сыграл огромную роль в приспособлении ислама к тюркской культуре. Видимо, именно по этой причине большинство верующих тюрков (в частности, татары и башкиры) придерживаются ханафитского мазхаба. В данное время этот мазхаб является самым распространенным в исламском мире: по некоторым оценкам его придерживаются от 30 до 50 % всех мусульман. Причиной этому, думается, является его основной принцип: «Разрешено все, что не запрещено Кораном». К примеру, запрет на употребление в пищу конины и кумыса у арабов мог послужить большим препятствием для принятия ислама башкирами, казахами и татарами. Но в Коране нет запрещающей эти продукты нормы, поэтому ханафитский мазхаб относит их к категории разрешенных. Когда Абу Ханифа обвинили в том, что он увлекся анализом норм адата (обычного права), он ответил, что законодатель должен учитывать время и условия, в которых находятся люди.

Примечательно, что Абу Ханифа начал свою деятельность как богослов-теоретик, тщательно изучивший Коран и Сунну. Его мастерство оттачивалось в многочисленных религиозно-философских дискуссиях с представителями разных течений ислама, а также христианства, иудаизма и зороастризма. Основательно изучив мусульманскую догматику, он всю свою жизнь посвятил разработке мусульманского права. Несмотря на глубокие знания в этой области, Абу Ханифа неоднократно отказывался от должности судьи и даже верховного судьи Халифата, а оставался правоведом-теоретиком. Занимаясь преподавательской работой, он подготовил многих известных в исламском мире специалистов в области права. При этом ученый использовал свою методику преподавания, известную в современной педагогике как проблемный метод. В начале занятия он обозначал проблему, объяснял ее суть, а затем предлагал своим ученикам решить ее, споря с другими учениками и с ним самим. В заключение занятия он подводил итоги и вместе с учениками формулировал оптимальное решение проблемы.

Абу Ханифа не оставил после себя фундаментальных трудов. Основные положения его учения изложены в небольших брошюрах, выражающих только общие принципы и постулаты его философии права. Почти все свои идеи он передавал в устной форме ученикам, которые после его смерти систематизировали их и создали целый канон книг, содержащих как теоретические положения, так и конкретные правовые нормы [7]. Именно благодаря его ученикам, прежде всего Абу Юсуфу и Мухаммаду Аш-Шайбани, написавших ряд известных книг по фикху, ханафитский мазхаб получил признание и широкое распространение. Основные принципы и нормы ханафитского мазхаба изложены в книгах современного арабского богослова А. Тахмаза «Ханафитский фикх. Каноны религиозной практики» (Н. Новгород, 2007). На русском языке издана книга авторитетного ученого-правоведа XII века Б. Маргинани «Хидоя: комментарии мусульманского права» (Казань, 2003–2004), использовавшаяся кадиями-ханафитами в качестве судебника.

Ханафитский мазхаб относится к иракскому направлению богословия, отличительным признаком которого является рассуждение, а не бездумное следование букве Корана или другого авторитетного источника права, что было характерно для мединского направления, в недрах которого позднее сформировался ханбалитский мазхаб. П. Цветков выделял два характерных признака, присущих правоведам-ханафитам: а) следование смыслу, а не «букве» предписания, б) учет местных традиций, обычаев, условий при вынесении судебных решений [4, c. 314–317]. Говоря философским языком, «иракцы» следовали принципу конкретности истины, учета ее связи со временем, местом и обстоятельствами.

Установлено, что основатели этого мазхаба в качестве основных источников права рассматривают следующие (перечень построен по принципу важности источника):

1.         Коран.Это изначальный и неоспоримый источник права, представляющий собой совокупность норм, автором которых является, по мнению мусульман, сам Бог. По этой причине любой другой, противоречащий Корану правовой источник, считается неточным.

2.         Сунна.Второй по важности источник права, представляющий собой совокупность норм, по которым жил последний из пророков — Мухаммад. Главной смысловой единицей Сунны является хадис — высказывание или поступок Мухаммада в той или иной ситуации, не отраженной явно в Коране. Количество достоверных хадисов достигает почти семи тысяч, и они отражают разные стороны жизни человека и общины.

3.         Иджма. Единодушное мнение наиболее авторитетных мусульманских ученых по вопросам, прямо не урегулированным Кораном и Сунной. Ханафитами признаются два вида иджмы: а) единогласное мнение сподвижников Мухаммада (сахабов).Эти люди находились рядом с Мухаммадом многие годы, знали суть и обстоятельства ситуаций, с которыми сталкивался пророк. Проводя аналогию с христианством, это совпадающие мнения общавшихся с Христом апостолов. Если даже мнение Абу Ханифа не совпадало с высказываниями сахабов, то предпочтение отдавалось иджме сподвижников пророка; б) согласованное мнение авторитетных исламских ученых, принадлежащих одному временному периоду. Первый вид иджмы считается предпочтительным.

4.         Индивидуальное мнение сподвижников Мухаммада. Если мнения сахабов по тому или иному вопросу не совпадают, то рекомендуется выбирать то решение, которое является наиболее подходящим для этого случая. Правотворческая самостоятельность правоведа-ханафита здесь проявляется лишь в выборе одного из многих решений, содержащихся в высказываниях сахабов.

5.         Истихсан (предпочтение). Этот источник применяется в случае, если в других источниках нет единства мнений по данному вопросу. Тогда правовед имеет право выбора, исходя из ситуации. «Термин «ихтихсан» означает предпочтение одного доказательства другому в силу того, что одно из них видится более подходящим для конкретной ситуации, даже если предпочитаемое доказательство будет технически слабее, чем то, которому его предпочли» [1, c. 129].

6.         Кийас (кыяс). Вывод, сделанный при помощи аналогии. В современной судебной практике его часто называют решением по прецеденту. В качестве образца служат решения, содержащиеся в вышеуказанных источниках права. Правовая проблема сопоставляется с уже решенной в какой-то из них (лучше в Коране) проблемой и на этом основании выносится решение.

7.         Урф (орф). Представляет собой обычное право, составленное из традиций и обычаев. В исламе различают два вида урфа: урф аль-фасид и урф ас-сахих. К первому относятся принятые в данной культуре привычки, обычаи и традиции, противоречащие Корану и Сунне. Например, у многих народов существовала и существует норма давать деньги в долг под проценты. Но в Коране есть аят, запрещающий ростовщичество. Поэтому эта норма урфа в мусульманском праве объявляется недействительной. А обычное для многих тюркских народов использование вместо денег шкур животных при совершении торговых сделок относится к урф ас-сахиху и разрешается, т. к. в основополагающих источниках исламского права нет запрещающей такие действия нормы. К разрешенному виду урфа относится и принятое среди арабов в доисламские времена учреждение товарищества, в которое одна сторона вкладывает капитал, а другая — труд.

В статье уделено столь много внимания ханафитскому мазхабу не только по причине его распространенности, но и в силу того, что остальные три мазхаба суннитского ислама являются как бы производными от него. Профессор Г. М. Керимов пишет, что «основатели остальных трех юридических школ — Малик, Аш-Шафии, Ибн Ханбал — считают себя учениками Абу Ханифы» [4, c. 18].

Второй после появления ханафитского мазхаба школой является правовая школа, основанная Маликом Ибн Анасом (717–801)[1] — внуком одного из сподвижников пророка Мухаммада — Амира. Она получила название «маликитский мазхаб». Малик слыл знатоком хадисов и атаров (высказываний сподвижников Мухаммада) и его метод основан на обсуждении их смысла в контексте существующих проблем. Применял он и другой метод: спрашивал у своих учеников о возникших у них проблемах, а затем приводил соответствующий хадис или атар, при помощи которого находили оптимальное решение.

Как и все родоначальники мазхабов, Малик считал основополагающими источниками права Коран и Сунну, но ввел, в отличие от других основателей правовых школ, еще один источник, характеризующий только его школу: традиции жителей Медины. Основным доводом в пользу введения такого источника права служило следующее рассуждение: Медина является первым городом, в котором воцарился ислам, а Мухаммад прожил свои последние, решающие для победы ислама, годы жизни в этом городе. Многие жители Медины были прямыми потомками сподвижников пророка. И если сам Мухаммад и его сахабы не осуждали существующие в Медине традиции и способы решения определенных проблем, значит, их можно рассматривать в качестве еще одного нормативного источника мусульманского права, считают маликиты.

При возникновении спорных правовых проблем сторонники маликитского мазхаба рекомендуют выбирать наиболее легкий путь решения, основываясь на словах Мухаммада, что религия не должна быть в тягость человеку. Если же имеется наиболее ясное и категоричное суждение, способное урегулированию ситуации, то рекомендуется выбирать его. Заслугой Малика является составление свода хадисов, сгруппированных по определенным правовым темам.

В настоящее время этот мазхаб распространен в африканских странах (Алжир, Марокко, Мали, Нигерия, Судан, Тунис, Чад и др.), а также в странах Персидского залива (Бахрейн, Катар, Кувейт).

У Малика было много учеников, в число которых входил и Аш-Шафии (767–819)[2] — основатель шафиитского мазхаба. Учение шафиитов представляет собой нечто среднее между взглядами сторонников маликитского и ханафитского толков. Как и ханафиты, они не считают источником права традиции мединцев. Как и маликиты, они более осторожно относятся к ихтихсану, в котором, по их мнению, доминирует субъективный фактор. И от первых, и от вторых их отличает более критичное отношение к Сунне: во многом благодаря им, была разработана методика проверки достоверности включаемых в неё хадисов. Их заслугой является также включение в мусульманское право презумпции невиновности, сформулированной ими в виде принципа «ихтихсаб», представляющего собой более широкую трактовку этой нормы. В соответствии с этим принципом, норма, регулирующая данное обстоятельство, остается в силе, пока обстоятельство не изменилось: пропавший человек считается живым до тех пор, пока не доказано, что он мертв; подозреваемого в совершении преступления следует считать невиновным, если не доказана его вина.

Шафииты не признают урф как самостоятельный источник права, но его применение допускается, если это оптимизирует решение проблемы.

Большинство последователей этого мазхаба проживают ныне в Египте, Индонезии, Йемене, Шри Ланке, Малайзии, Кении, Танзании, Суринаме. В России шафиитский мазхаб распространен в Дагестане, Чечне и Ингушетии.

Четвертый, ханбалитский мазхаб, сформировался позже остальных. Его основал Ахмад Ибн Ханбал (778–855)[3]. Он учился у Малика и знаменитого ученика Абу Ханифы Абу Юсуфа. Считается одним из авторитетных хадисоведов: собранные им хадисы и их толкования превышают цифру сорока тысяч [8, C. 22]. Отличительным признаком этой школы является борьба с нововведениями в исламе. Ибн Ханбал жил в то время, когда нормативная база ислама вместе с его географическими границами расширялась лавинообразно, нередко за счет правотворчества, основанного на неподлинных хадисах и урфе. Нужны были четкие критерии, позволяющие избавиться от не соответствующих духу ислама предписаний. Таким критерием, согласно ханбалитам, является Коран. Это не означает, что они отрицают Сунну. Более того: она рассматривается ими как толкование (тафсир) Корана, нечто единое с Кораном. Поэтому хадисы ими тщательно проверяются на предмет: а) соответствия Корану. Если хадис противоречит Корану, он объявляется неподлинным; б) соответствия другим — достоверным — хадисам. На основе Корана и Сунны Ибн Ханбал сформулировал основные принципы жизни мусульман (акиду), служащие основой правотворчества. При этом он отрицал возможность рационалистического объяснения догматов веры, считал, что их нужно принимать не задумываясь.

Современные исламоведы считают учение Ибн Ханбала идейным основанием появившегося в XVIII в. ваххабизма, провозгласившего лозунг чистки ислама. Сам основатель мазхаба считал «золотым веком» ислама времена Мухаммада. Все нормы, появившиеся после Мухаммада и еще двух поколений правоведов после него, он объявлял недействительными. Излишняя категоричность, приверженность букве, а не духу Корана и Сунны, сделали этот мазхаб непопулярным среди многих народов. Ныне он распространен в Саудовской Аравии, где со времени прихода к власти саудидов считается основой королевской системы права. Немало приверженцев ханбалитского мазхаба в Палестине, в небольшом количестве они встречаются среди сирийцев и иракцев.

Отдельные авторы к суннитским правовым школам относят и имеющий своих последователей в Йемене мазхаб Заиди [3]. По нашему мнению, этот мазхаб является правовой школой шиитского толка, широко использующей в качестве источника права высказывания зятя Мухаммада — Али. Бесспорным является и приверженность основателя этого мазхаба Заида Ибн Али главному государственно-правовому принципу шиизма — правомерности передачи политической и духовной власти в Халифате прямым потомкам Мухаммада по линии его дочери Фатимы и зятя Али.

Литература:

1.                           Абу Амина Биляль Филипс. Законы жизни мусульман. Эволюция фикха. М., 2002.

2.                           Akseki A. Islam dini, itikad, ibadat ve Ahlak. Ankara, (без года издания).

3.                           Арсанукаева М. С. Суннитские мазхабы: история возникновения, особенности и перспективы развития // Религия и право. 2004. № 2–3.

4.                           Керимов Г. М. Шариат: Закон жизни мусульман. Ответы Шариата на вопросы современности. СПб., 2007.

5.                           Мец Адам. Мусульманский Ренессанс. М.. 1996.

6.                           Рахматуллин Р. Ю. Генетические источники мусульманского права // Научный вестник Омской академии МВД России. 2011. № 4 (43).

7.                           Рустам Батыр. Абу-Ханифа: жизнь и наследие. Нижний Новгород — Ярославль, 2007.

8.                           Садагдар М. И. Основы мусульманского права. М., 1968.

9.                           Цветков П. Исламизм. Ашхабад, 1912.

moluch.ru

СУННИТЫ | Энциклопедия Кругосвет

СУННИТЫ (араб. ахль ас-сунна) – приверженцы сунны. Это понятие появилось после смерти Мухаммада в 8 в., когда в исламе возникло несколько группировок. Наряду с хариджитами, шиитами, мурджитами и муа’тазилитами, большинство мусульман относили себя к суннитам, что толковалось как следование Корану и сунне пророка и его сподвижников. Появление суннитов аргументировалось хадисом, в котором якобы сам пророк Мухаммад сказал, что после его кончины община распадется на 73 общины (фирка, мила), из них только одна община (ахль ас-сунна ва-ль-джама— люди сунны и согласия) «спасется», то есть попадет в рай. Под суннитами подразумеваются те, кто придерживался принципов, провозглашенных пророком.

Иногда суннитов называют ахль аль-хакк, то есть «люди истины», в противовес им существуют ахль ад-далала, то есть «заблудшие». Подобное разграничение условно, так как в исламе не существует четких критериев для обозначения истинного правоверия. Позднее богословы неоднократно обращались к толкованию смысла «правоверие» в вероучении. Однако существующие внутри ислама религиозно-правовые школы (мазхаб, мазахиб – мн. ч.) по-разному толкуют понятия «вера», «предопределение», «божественные атрибуты». Периодически правители пытались вообще запретить все богословские диспуты. В частности, в 1017 аббасидский халиф аль-Кадир (см. АББАСИДОВ ДИНАСТИЯ) издал указ, под угрозой наказания запрещающий вести какие-либо споры относительно правоверия. Это был первый документ, в котором была сделана попытка объяснить, кто соответствует понятию «правоверный».

Суннитский ислам так и не создал единой общепризнанной в суннитском мире богословской школы и общей суннитской религиозно-исторической литературы (доксографии). Следует отметить, что как и все остальные мусульманские общины, суннитские группы не свободны от этнических особенностей. Считается, что до 90% мусульман исповедует суннитский толк ислама.

См. также СУННА.

Ольга Бибикова

Литература:

Массэ А., Ислам. М., Наука, 1982
Тримингем Дж.С. Суфийские ордены в исламе. М., Наука, 1989
Всемирная энциклопедия. Религия. Минск, «Современный литератор», 2003
Крымский А.Е. История мусульманства. М., Жуковский, «Кучково поле», 2003
Прозоров С.М. Ислам как идеологическая система. М., Наука, 2004

Проверь себя!
Ответь на вопросы викторины «Новый Год и Рождество»

Сколько дней после праздника Рождества называют святками?

www.krugosvet.ru

Как понять мусульмане суннитского толка и шиитского? в чем отличие?

Во имя АЛЛАХА Милостивого, Милосердного

5.104 Верующие! Позаботьтесь о себе самих: никто из заблудившихся не сделает вреда вам, когда вы идёте по прямой дороге: все вы возвратитесь к Богу; Он сделает явными дела ваши.

5.105 Верующие! Когда наступает кому нибудь из вас смерть, тогда между вами должно быть сделано свидетельство. При завещании должны быть двое из вас, известные правдивостью, или двое другие, не из ваших, если вы находитесь в чужой земле и вам будет грозить опасность смерти: после молитвы удержите их обоих под стражей и, если вы сомневаетесь, они оба поклянутся Богом: « мы не продадим его ни за какую цену, хотя бы оно относилось к близким родственникам; не скроем свидетельства Божия, потому что мы, в противном случае, были бы в числе законопреступных.

5.106 И если будет усмотрено, что оба они поступили неправдиво, то двое других из таких, которые хотят поступить правдивее тех прежних, станут на их место и поклянутся Богом: наше свидетельство вернее свидетельства тех обоих и мы не отступим от правды: потому что мы, в противном случае, были бы в числе беззаконных.

5.107 Это лучше всего заставить их давать свидетельство, какое требуется существом его, и бояться того, что после их клятв опять потребуются клятвы.

ХАДИС 75

По свидетельству Абу Мас’уда У’кба ибн ‘Амр аль-Ансари аль-Бадри (да будет Аллах благосклонен к нему!) :

Среди заветов, переданных людям пророками прошлых времен, есть (следующий) : если у вас нет стыда и совести, то поступайте как знаете.
Бухари

ХАДИС 76

По свидетельству Абу Хурейра (да будет Аллах благосклонен к нему!) :

Не завидуйте друг другу; не испытывайте ненависти по отношению друг к другу; не отворачивайтесь друг от друга; не сбивайте ставки друг другу, а будьте, о слуги Аллаха! братьями. Один мусульманин — брат другому мусульманину: он не притесняет его и не предает его интересы, он не лжет ему и не оскорбляет его презрением. Набожность (вера в Бога) находится прямо здесь (и Пророк указал на грудь три раза) . Очень дурно для каждого человека испытывать чувство презрения по отношению к своему брату мусульманину и смертным грехом для мусульманина является убийство другого мусульманина, либо завладение его имуществом, или же посягательство на его честь.
Муслим

ХАДИС 77

По свидетельству Ибн ‘Умара (да будет Аллах благосклонен к нему!) , который нам передал:

Как-то Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и приветствует! ) проходил мимо двух братьев ансаров, из которых один давал наставление второму (не быть таким скромным) . Пророк сказал: оставь его в покое и не советуй ему ничего подобного; ведь скромность — это часть веры (Иман) .
Бухари и Муслим

otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *