Индийские доспехи и оружие (часть 1) » Военное обозрение

А было так, что сразу несколько посетителей ВО обратились ко мне с просьбой рассказать о доспехах и вооружении воинов Индии минувших эпох. Оказалось, что информации для этого вполне достаточно. Причем даже и не на один материал. И к тому же целый ряд фотографий самобытного индийского оружия не только из европейских, но и, собственно, из индийских музеев, и хотя высоким качеством они и не отличаются, посмотреть на них будет, несомненно, интересно. Ну, а дальше все будет вот так:

«С колесницами и слонами, и всадниками, и множеством кораблей»
(Первая книга Маккавейская 1:17)

«He счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полуденном…» – таково было мнение европейцев о богатствах Индии на протяжении многих сотен лет. Однако главное богатство Индии заключалось вовсе не драгоценных камнях, а в железе! Еще во времена Александра Македонского индийская сталь ценилась очень высоко и шла на производство только самого лучшего оружия. Знаменитыми центрами оружейного производства на средневековом Востоке были Бухара и Дамаск, но… металл для него они получали из Индии. Именно древние индусы овладели секретом производства булатной стали, известной в Европе под названием дамасской. А еще они сумели приручить и использовать в битвах слонов, причем точно так же, как и своих коней, обряжали их в доспехи из кольчуги и металлических пластин!


Боевой слон. Музей искусств Филадельфии.

В Индии вырабатывалось нескольких сортов стали различного качества. Сталь шла на производство разнообразных видов вооружения, которое затем вывозилось не только на рынки Востока, но и в Европу. Многие виды оружия были присущи только этой стране и кроме нее нигде больше не применялись. Если же их и покупали, то рассматривали как диковинку. Весьма опасной в умелых руках была чакра – плоский метательный диск, применявшийся в Индии вплоть до середины XIX века. Наружный край диска был острый как бритва, а края его внутреннего отверстия – тупые. При метании чакру усиленно раскручивали вокруг указательного пальца и со всего размаха бросали в цель. После этого чакра летела с такой силой, что на расстоянии 20–30 м могла перерубить ствол зеленого бамбука толщиной в 2 см. Воины-сикхи носили чакры на своих тюрбанах сразу по несколько штук, что ко всему прочему защищало их сверху от сабельного удара. Булатные чакры нередко украшали золотой насечкой и делали на них надписи религиозного содержания.


Чакра. Индийское метательное кольцо. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Помимо обычных кинжалов индусы очень широко применяли кутар – кинжал с рукояткой, перпендикулярной его продольной оси. Сверху и снизу у нее располагались две параллельные пластины, обеспечивающие правильное положение оружия и одновременно защищающие руку от чужого удара. Иногда применяли и третью широкую пластину, которая прикрывала тыл кисти. Рукоятку держали в кулаке, и клинок был как бы продолжением руки, так что удар здесь направлялся более крепкими мышцами предплечья, а не запястья. Получалось, что клинок являлся продолжением самой руки, благодаря чему им можно было наносить удары из различных положений, не только стоя, но даже лежа ничком. Кутары имели и два, и три клинка (последние могли торчать в разные стороны!), иметь клинки раздвижные и кривые – на любой вкус!


Кутар с гардой для защиты руки XVI в. Вес 629,4 г. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)
В Индии в какой музей ни зайдешь – кутары на каждом шагу!

Весьма оригинальным оружием была пара рогов антилопы, имевших стальные наконечники и соединенных на одной рукоятке вместе с гардой для защиты руки, остриями в разные стороны. Непал являлся родиной специфического по форме ножа кукри. Первоначально он использовался, чтобы прорубать себе дорогу в джунглях, но затем попал в арсенал непальских воинов-гуркхов.

Неподалеку от Индии, на острове Ява родился другой оригинальный клинок – крис. Полагают, что первые крисы были сделаны на Яве легендарным воином по имени Хуан Туаха еще в XIV веке. Позднее, когда на Яву вторглись мусульмане и начали упорно насаждать там ислам, они также познакомились с этим оружием. Оценив по достоинству эти необычные кинжалы, захватчики начали сами использовать их.



Кому и зачем мог в XVIII в. понадобиться вот такой меч? (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Клинки первых крисов были короткими (15–25 см), прямыми и тонкими, и целиком изготовлялись из метеоритного железа. В дальнейшем их несколько удлинили и сделали волнистыми (пламевидными), что облегчало проникновение оружия между костями и сухожилиями. Количество волн варьировалось (от 3 до 25), но всегда было нечетным. Каждый набор извилин имел свое значение, например, три волны подразумевали огонь, пять ассоциировались с пятью стихиями, а отсутствие изгибов выражало идею единства и концентрации духовной энергии.


Малайский крис. (Музей в Джокьякарте, Индонезия)

Клинок, изготовленный из сплава железа и метеоритного никеля, состоял из нескольких многократно прокованных слоев стали. Особую ценность оружию придавал муароподобный узор на его поверхности (памор), образованный при обработке изделия растительными кислотами, так что зерна устойчивого никеля четко выделялись на фоне глубоко протравленного железа.

Обоюдоострый клинок имел возле гарды (ганджа) резкое ассиметричное расширение, часто украшаемое прорезным орнаментом или же узорной насечкой. Рукоять криса делалась из дерева, рога, слоновой кости, серебра или золота и была резной, с более или менее резким изгибом у торца. Характерной особенностью криса было то, что рукоять у него не фиксировалась и легко поворачивалась на хвостовике.

При захвате оружия изгиб рукояти размещался на мизинечной стороне ладони, а верхняя часть гарды закрывала корень указательного пальца, кончик которого вместе с кончиком большого пальца сжимал основание клинка возле нижней части ганджы. Тактика применения криса подразумевала быстрый укол и вытягивание. Что касается «отравленных» крисов, то их подготавливали весьма просто. Брали сушеные семена дурмана, опиум, ртуть и белый мышьяк, тщательно все перемешивали и толкли в ступке, после чего лезвие покрывали этим составом.

Постепенно длина криса стала достигать 100 см, так что по сути дела это уже был не кинжал, а меч. Всего же в Юго-Восточной Азии вплоть до настоящего времени насчитывается более 100 разновидностей этого вида оружия.


Меч ханда – справа.

В целом холодное оружие Индии и близко расположенных к ней земель было исключительно разнообразным. Как и у многих других народов Евразии, национальным оружием индусов являлся прямой меч – ханда. Но они же использовали и свои собственные типы сабель, отличавшиеся относительно небольшой кривизной широкого лезвия, начинавшейся от самого основания клинка. Прекрасные мастера ковки, индусы могли делать клинки, у которых на лезвии была прорезь, причем в нее вставлялись жемчужины, которые свободно в ней перекатывались и при этом не выпадали! Можно представить себе то впечатление, которое производили они, перекатываясь в прорези, на практически черном клинке из индийского булата. Не менее богаты и вычурны были рукоятки индийских сабель. Причем в отличие от турецких и персидских они имели чашеподобную гарду для защиты руки. Интересно, что наличие гарды было характерно и для других видов индийского оружия, включая даже такие традиционные, как булава и шестопер.


Шамшир – сабля ирано-индийского образца, начала XIX в. из Лакхнау, Уттар-Прадеш. Длина 98,43 см. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Весьма любопытными были индийские кольчуги с набором из стальных пластинок спереди и сзади, а также шлемы, которые в Индии в XVI–XVIII вв. нередко выделывались из отдельных сегментных пластин, соединенных кольчужным плетением. Кольчуги, судя по дошедшим до нас миниатюрам, были как с длинными, так и с короткими до локтя рукавами. В этом случае они очень часто дополнялись наручами и налокотниками, нередко закрывавшими всю кисть.


Бахтерец XVII в. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Поверх кольчуг конные воины часто надевали нарядные яркие халаты, многие из которых имели на груди в качестве дополнительной защиты стальные позолоченные диски. Наколенники, набедренники и поножи (кольчужные либо в виде цельнокованых металлических пластин) использовались для защиты ног. Однако в Индии металлическая защитная обувь (как и в других странах Востока) в отличие от защитной обуви рыцарей-европейцев распространения так и не получила.


Индийский щит (дхал) XIX в. из Лакхнау, Уттар-Прадеш. (Королевский музей Онтарио, Канада)
Индийский щит (дхал) из Раджастана, XVIII в. Сделан из кожи носорога и украшен умбонами из горного хрусталя. (Королевский музей Онтарио, Канада)

Получается, что и в Индии, также как и во всех других местах, вплоть до самого XVIII века вооружение тяжеловооруженной конницы являлось чисто рыцарским, хотя опять-таки не настолько тяжелым, каким оно было в Европе вплоть до XVI века. Здесь также широко применялась конская броня, или, по крайней мере, попоны из ткани, которые в этом случае дополнялись металлической маской.

Лошадиные панцири кичин обычно выделывались из кожи и покрывались тканью, или же это были ламеллярные либо ламенарные панцири, набиравшиеся из металлических пластин. Что же касается конских доспехов, то в Индии, несмотря на жару, они были популярны вплоть до XVII века. Во всяком случае, из воспоминаний Афанасия Никитина и некоторых других путешественников можно понять, что они видели там конницу «целиком облаченную в доспехи», причем конские маски на лошадях были отделаны серебром, а «у большинства позолочены», а попоны сшиты из разноцветного шелка, вельвета, сатина и «ткани из Дамаска».


Доспех из Индии XVIII – XIX вв. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Сложный восточный лук был также хорошо известен в Индии. Но из-за особенностей индийского климата – очень влажного и жаркого – такой лук не получил широкого распространения. Имея прекрасную булатную сталь, индусы делали из нее небольшие луки, пригодные для всадников, а луки для пехотинцев были бамбуковыми на манер цельнодеревянных луков английских стрелков. Индийская пехота XVI–XVII вв. уже довольно широко применяла длинноствольные фитильные мушкеты, оборудованные сошками для удобства стрельбы, но их постоянно не хватало, так как при ремесленном производстве выпускать их в большом количестве было крайне затруднительно.


Индийский лук и стрелы.

Кроме того, использование огнестрельного оружия не слишком хорошо соответствовало морально-этическим взглядам индусов. Так, в одном из санскритских текстов того времени было сказано: «Полководец не должен употреблять на войне никакого лукавства (подлости), не должен употреблять отравленных стрел, ни огненных орудий больших или малых, ни каких бы то ни было огнебойных приспособлений».


Особенностью индийского ударного оружия являлось наличие гарды даже на шестоперах и булавах.

Что же касается того, насколько рыцарским было положение индийских воинов, служивших в тяжеловооруженной коннице, то здесь все было точно так же, как и в других регионах Евразии. Для касты воинов выделялись земельные наделы амарам, которые давались пожизненно при условии выставления определенного количества хорошо вооруженных воинов. В свою очередь, эти крупные земельные наделы их владельцы по частям передавали своим вассалам, а те получали доходы с крестьян. Фактическая независимость крупных князей приводила к бесконечным раздорам между ними, чем постоянно пользовались иноземные завоеватели. Только один из них – саманидский правитель Мухмуд Газневи в одном из походов на север Индии захватил 57 тысяч рабов и 350 боевых слонов, не считая золота, драгоценных камней и другой добычи.


Доспехи для всадника и коня. Иран, Индия. Около 1450 – 1550 гг. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

В 1389 году Индия очень сильно пострадала от вторжения Тамерлана, который захватил и разграбил Дели, и увел в плен многих его жителей.


Мечи прямые, но с несколько изогнутым на конце клинком. Для средневековой Индии это нормально!

Но самый жестокий удар власти делийских султанов нанесли их же собственные вассалы, которые из-за своего недовольства правлением султана Ибрагима Лоди в 1525 году призвали на помощь правителя Кабула султана Бабура.

Потомок Тамерлана и сам опытный полководец Бабур разбил Ибрагим-шаха и захватил его престол. Решающая битва между ними произошла при Панипате 21 апреля 1526 года. Несмотря на численное превосходство делийской армии, имевшей к тому же 100 боевых слонов, Бабур одержал полную победу благодаря умелому использованию своей многочисленной артиллерии. Причем, для защиты пушек и мушкетеров Бабур умело использовал укрепления из повозок, которые для этого связывались ремнями.

Как и полагается правоверному мусульманину, свои успехи Бабур приписал воле Аллаха: «Как я и надеялся, – писал он в своих записках «Бабур-наме», – великий Господь не заставил нас страдать и терпеть напрасно и помог нам одолеть сильного врага и завоевать столь обширное государство, как Хиндустан».


Шлем 1700 г. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Поскольку Бабур пришел в Индию с территории, называвшейся тогда Моголистаном, да еще считал себя потомком Чингисхана, то и его, и всех, кто пришел с ним, индусы стали называть моголами, а его государство – державой Великих Моголов.

Конница, как и раньше, оставалась главной ударной силой могольской армии, поэтому чтобы пресечь своевольство феодалов, не желавших выставлять положенного количества конных воинов и присваивающих причитающееся им жалование, один из правителей ввел обязательное клеймение лошадей. Теперь войска, выводимые на смотр, должны были обязательно иметь коней с тавром каждого владетельного князя.

Спустя 30 лет индусы восстали, и вновь во втором сражении при Панипате 5 ноября 1556 года их войско, насчитывавшее 100 000 человек и 1500 боевых слонов, было разбито 20-тысячной армией султана Акбара. Исход боя и на этот раз решил перевес моголов в артиллерии. Под огнем пушек атаковавшие моголов слоны обратились в бегство и смяли ряды войска индусов, что и привело их к полнейшему разгрому.


Шлем из ткани с набивкой XVIII в. Вес 598, 2 г. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Именно артиллерия господствовала и на полях сражений в междоусобных войнах претендентов на престол в империи Великих Моголов, которые индийский историк Саркар характеризовал как «спор меча с ружейным порохом». А французский врач Бернье (1625 –1688), пробывший в Индии 12 лет, в своей книге «История последних политических переворотов в государстве Великого Могола» писал: «Он (Аурангзеб) приказал выстроить в первом ряду все пушки, связав их одну с другой цепями, чтобы преградить путь кавалерии. Позади пушек он выстроил большое количество легких верблюдов, привязав у них спереди маленькие орудия величиной с двойной мушкет…, так что человек, сидящий на спине верблюда, может заряжать и разряжать эти пушки, не спускаясь на землю…».


Портрет шаха Аурангзеба верхом на коне. Около 1650 г. (Музей искусств Сан-Диего).

Несколькими страницами далее Бернье детализировал организацию тогдашней индийской артиллерии: «Артиллерия делится на два рода. Первый – это крупная или тяжелая артиллерия, вторая – легкая, или, как они ее называют, стремянная. Что касается тяжелой артиллерии, то припоминаю, что… эта артиллерия состояла из 70 пушек, большей частью чугунных… преимущественно литых, причем некоторые из них такие тяжелые, что нужно 20 пар быков, чтобы тащить их, а к некоторым приставлять слонов, чтобы они помогали быкам, подталкивая и таща колеса тележек своими хоботами и головами, когда пушки застревают или когда приходится взбираться на крутую гору…


Осада крепости Ратхамбор. Акбарнаме. Ок. 1590 г. (Музей Виктории и Альберта, Лондон).

Стремянная артиллерия, показавшаяся… очень изящной и хорошо обученной, состояла из 50 или 60 маленьких полевых бронзовых орудий, помещенных каждое на маленькую тележку, хорошо сделанную и хорошо окрашенную, с сундучком спереди и сзади для снарядов; ее везли две прекрасные лошади; кучер управлял ею как коляской; она была украшена маленькими красными лентами, и при каждой была еще третья лошадь, которую вел под уздцы помощник кучера-канонира…». «Артиллерия восторжествовала здесь над кавалерией», – подвел итог Бернье.


Юшман. Индия 1632 – 1633 г. Вес 10,7 кг. (Метрополитен музей, Нью-Йорк)

Таким образом, выясняется такой любопытный момент, как роль самих животных в сражении и связанная с ней специфика их боевого применения. Понятно, почему главным боевым животным человека сделалась лошадь: она достаточно сильна, чтобы везти на себе тяжеловооруженного всадника, и при соответствующей выучке может очень хорошо помогать ему в сражении. Кстати, именно индийцы были первыми, кто начал заниматься дрессировкой лошадей на Востоке. Самые ранние письменные сведения по уходу за лошадьми и их дрессировке оставил нам Киккули – конюший хеттского царя примерно в 1400 году до н. э. Сохранившиеся тексты написаны хеттскими письменами и вавилонской клинописью на глиняных табличках и содержат подробные указания, как следует приручать лошадей, ухаживать за ними и запрягать в колесницы. Однако некоторые специфические термины и цифровые данные говорят о том, что многие из этих сведений в трактате Киккули были заимствованы хеттами у индусов.

topwar.ru

Холодное оружие и доспехи Индии (42 фото ) . Чёрт побери

«He счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полуденном…» – таково было мнение европейцев о богатствах Индии на протяжении многих сотен лет. Однако главное богатство Индии заключалось вовсе не драгоценных камнях, а в железе! Еще во времена Александра Македонского индийская сталь ценилась очень высоко и шла на производство только самого лучшего оружия.

Знаменитыми центрами оружейного производства на средневековом Востоке были Бухара и Дамаск, но… металл для него они получали из Индии. Именно древние индусы овладели секретом производства булатной стали, известной в Европе под названием дамасской. А еще они сумели приручить и использовать в битвах слонов, причем точно так же, как и своих коней, обряжали их в доспехи из кольчуги и металлических пластин!

В Индии вырабатывалось нескольких сортов стали различного качества. Сталь шла на производство разнообразных видов вооружения, которое затем вывозилось не только на рынки Востока, но и в Европу. Многие виды оружия были присущи только этой стране и кроме нее нигде больше не применялись. Если же их и покупали, то рассматривали как диковинку.

Весьма опасной в умелых руках была чакра – плоский метательный диск, применявшийся в Индии вплоть до середины XIX века. Наружный край диска был острый как бритва, а края его внутреннего отверстия – тупые. При метании чакру усиленно раскручивали вокруг указательного пальца и со всего размаха бросали в цель. После этого чакра летела с такой силой, что на расстоянии 20–30 м могла перерубить ствол зеленого бамбука толщиной в 2 см. Воины-сикхи носили чакры на своих тюрбанах сразу по несколько штук, что ко всему прочему защищало их сверху от сабельного удара. Булатные чакры нередко украшали золотой насечкой и делали на них надписи религиозного содержания.

Помимо обычных кинжалов индусы очень широко применяли катар – кинжал с рукояткой, перпендикулярной его продольной оси. Сверху и снизу у нее располагались две параллельные пластины, обеспечивающие правильное положение оружия и одновременно защищающие руку от чужого удара. Иногда применяли и третью широкую пластину, которая прикрывала тыл кисти. Рукоятку держали в кулаке, и клинок был как бы продолжением руки, так что удар здесь направлялся более крепкими мышцами предплечья, а не запястья. Получалось, что клинок являлся продолжением самой руки, благодаря чему им можно было наносить удары из различных положений, не только стоя, но даже лежа ничком. Катары имели и два, и три клинка (последние могли торчать в разные стороны!), иметь клинки раздвижные и кривые – на любой вкус!

Маду. Весьма оригинальным оружием была пара рогов антилопы, имевших стальные наконечники и соединенных на одной рукоятке вместе с гардой для защиты руки, остриями в разные стороны.

Непал являлся родиной специфического по форме ножа кукри. Первоначально он использовался, чтобы прорубать себе дорогу в джунглях, но затем попал в арсенал непальских воинов-гуркхов.

Неподалеку от Индии, на острове Ява родился другой оригинальный клинок – крис. Полагают, что первые крисы были сделаны на Яве легендарным воином по имени Хуан Туаха еще в XIV веке. Позднее, когда на Яву вторглись мусульмане и начали упорно насаждать там ислам, они также познакомились с этим оружием. Оценив по достоинству эти необычные кинжалы, захватчики начали сами использовать их.

Клинки первых крисов были короткими (15–25 см), прямыми и тонкими, и целиком изготовлялись из метеоритного железа. В дальнейшем их несколько удлинили и сделали волнистыми (пламевидными), что облегчало проникновение оружия между костями и сухожилиями. Количество волн варьировалось (от 3 до 25), но всегда было нечетным. Каждый набор извилин имел свое значение, например, три волны подразумевали огонь, пять ассоциировались с пятью стихиями, а отсутствие изгибов выражало идею единства и концентрации духовной энергии.

Клинок, изготовленный из сплава железа и метеоритного никеля, состоял из нескольких многократно прокованных слоев стали. Особую ценность оружию придавал муароподобный узор на его поверхности (памор), образованный при обработке изделия растительными кислотами, так что зерна устойчивого никеля четко выделялись на фоне глубоко протравленного железа.
Обоюдоострый клинок имел возле гарды (ганджа) резкое ассиметричное расширение, часто украшаемое прорезным орнаментом или же узорной насечкой. Рукоять криса делалась из дерева, рога, слоновой кости, серебра или золота и была резной, с более или менее резким изгибом у торца. Характерной особенностью криса было то, что рукоять у него не фиксировалась и легко поворачивалась на хвостовике.
При захвате оружия изгиб рукояти размещался на мизинечной стороне ладони, а верхняя часть гарды закрывала корень указательного пальца, кончик которого вместе с кончиком большого пальца сжимал основание клинка возле нижней части ганджы. Тактика применения криса подразумевала быстрый укол и вытягивание. Что касается «отравленных» крисов, то их подготавливали весьма просто. Брали сушеные семена дурмана, опиум, ртуть и белый мышьяк, тщательно все перемешивали и толкли в ступке, после чего лезвие покрывали этим составом.
Постепенно длина криса стала достигать 100 см, так что по сути дела это уже был не кинжал, а меч. Всего же в Юго-Восточной Азии вплоть до настоящего времени насчитывается более 100 разновидностей этого вида оружия.

Кора, Кхора или Хора — тяжелый ударный меч из Непала и северной Индии, используемый как в боевых, так и в ритуальных целях.Боевые и ритуальные кора очень похожи, только жертвенный меч шире и тяжелее. Он имеет очень тяжёлое расширенное навершие, так как должен добавлять вес лезвию и обезглавливать приносимого в жертву животного одним ударом. Клинок кора имеет характерный профиль «утиной лапки», тонкий возле рукояти, с расширяющимся к острию клинком со слегка изогнутым лезвием. Массивный клинок имеет изогнутую форму, заточенную на внутренней стороне. Иногда применяется дол в виде широкого желоба, расположенного по всей длине клинка и заменяющий ребро. Наличие нескольких граней позволяет наносить удары разными частями меча. Общая длина меча 60-65 см, длина клинка 50 см. Гарда кольцеобразная, делается из металла и имеет форму диска. Часто гарда ставится как со стороны клинка, так и со стороны навершия, и защищает руку с обеих сторон.

Кора обычно украшены символом глаза или другой буддийской символикой, которая размещается на каждой стороне лезвия. Ножны из натуральной кожи. Существуют два типа ножен для кора: ножны, приспособленные к форме меча, расстёгивающиеся посредством пуговиц, расположенных по всей длине ножен. В другом варианте ножны большого размера выглядят как футляр для переноски. Существует модель кора с более длинным и лёгким лезвием.

Мел путтах бемох
Двуручный меч или шпага с длинным узким прямым клинком и двумя рукоятями, разделенными гардами в форме крестовин или чашек. Впервые упоминается в трактатак XVI века «Ниханг-нама» и «Нуджум ал-Улум». Сохранилось несколько экземпляров подобных мечей. Один из них имеет общую длину 165 см и длину клинка — 118 см. Рукоять разделена на две части, каждая из которых снабжена чашевидной гардой. Клинок достаточно узкий, схож с клинком шпаги.

Есть мнение, что эти мечи возникли в XVI веке, возможно, под влиянием немецких цвайхандеров, а позднее были вытеснены оружием кханда. Однако,мел путтах бемох имеет важное отличие от европейских двуручников — узкий и сравнительно лёгкий клинок, что было не столь эффективно для нанесения рубящих ударов.

В целом холодное оружие Индии и близко расположенных к ней земель было исключительно разнообразным. Как и у многих других народов Евразии, национальным оружием индусов являлся прямой меч – ханда. Но они же использовали и свои собственные типы сабель, отличавшиеся относительно небольшой кривизной широкого лезвия, начинавшейся от самого основания клинка. Прекрасные мастера ковки, индусы могли делать клинки, у которых на лезвии была прорезь, причем в нее вставлялись жемчужины, которые свободно в ней перекатывались и при этом не выпадали! Можно представить себе то впечатление, которое производили они, перекатываясь в прорези, на практически черном клинке из индийского булата. Не менее богаты и вычурны были рукоятки индийских сабель. Причем в отличие от турецких и персидских они имели чашеподобную гарду для защиты руки. Интересно, что наличие гарды было характерно и для других видов индийского оружия, включая даже такие традиционные, как булава и шестопер.

Тальвар – индийская сабля. Внешний вид тальвара типичен для сабель – клинок средней ширины, несколько изогнут, заточка может быть полуторной, но это не обязательно. Встречаются варианты тальвара как с елманью, так и без нее. На клинке тальвара может находиться дол, но чаще всего его там нет. В некоторых случаях дол может быть вообще сквозным, в него иногда вставляют подвижные шарики из различных материалов.
Основным отличием тальвара от других сабель является, в первую очередь, его дискообразное навершие эфеса. Также, эта сабля обязательно имеет «рикассо» (пяту), пусть даже и небольшого размера. Длина клинка может быть от 60 до 100 см, ширина – от 3 до 5 см. Рукоятка у тальвара прямая, с утолщением в середине, и рассчитана исключительно для одной руки. Дискообразное навершие предотвращает потерю оружия и придает этой сабле неповторимый вид. Оно нередко богато украшено, так же как и рукоять и гарда. Последняя же может обладать как прямой формой, так и S-образной или D-образной.
Орнаменты, украшающие тальвар, обычно содержат в себе геометрические фигуры, изображения зверей и птиц. На оружии богачей можно увидеть инкрустацию драгоценными камнями или эмалью.

Тальвар известен еще с 13-го века и был весьма популярным оружием на севере Индии. Особенно, среди раджпутов, представителей касты кшатриев, которые использовали это оружие аж до 19-го столетия.

Кроме военного, у тальвара есть и определенное сакральное назначение. Согласно мифологии, он является одним из десяти орудий богов, с помощью которых силы добра воевали с демонами и прочим злом.

Пата или пуддха — индийский меч с длинным прямым обоюдоострым лезвием, которое соединяется с латной рукавицей — стальной гардой, которая защищает руку до локтя.

Пата — это комбинация прямого обоюдоострого меча и доспешной защиты предплечья и кисти. Клинок стыкуется с защитной чашкой с рукоятью внутри. У пата рукоять перпендикулярна клинку, точно как у катара, но на доспехе расположено несколько поясков для фиксации руки.

Клинки пата были от 60 до 100 см с шириной у рукояти в 35-50 мм. Вес достигал 1.5 — 2.2 кг. Клинок пата крепился заклёпками к пластинам, отходящим от защитной чашки.

Чашка пата, закрывающая кисть, часто делалась в виде головы слона, змеи, рыбы или дракона. В этом случае клинок выдвигался из открытой пасти подобно огромному языку. Ещё один популярный мотив формы чашки — мифический лев Яли, заглатывающий слона.

По всей видимости, пата развилась в свое время из катара (индийский кинжал), пройдя несколько видоизменений гарды и гипертрофировавшись. Сначала к катару добавилась защитная пластина, закрывающая запястье, затем она соединилась с боковыми металлическими полосами. Эта конструкция постепенно трансформировалась в «латную перчатку», закрывающую руку по локоть. «Перчатка-рукоять» могла быть скелетного типа — из металлических перекрещенных полос (вероятно, более ранние формы) или изготовлена в виде голов мифических животных.

По другой версии наоборот — вначале был пата, от которого упрощением конструкции и произошли катары. Но истина такова, что и катар и пата были на вооружении в один и тот же период истории.

Бхудж (также кутти, гандаса) — индийское оружие типа глефы. Состоит из недлинной рукояти (около 50 см), соединённой с массивным клинком в виде ножа или тесака. Таким образом, это оружие схоже с короткими вариантами пальмы или дадао.
В классическом варианте клинок бхуджа был довольно широким и имел полуторную заточку, при этом отличался двойным изгибом: ближе к рукояти был вогнутым, а к острию — выгнутым, так что остриё было направлено вверх относительно рукояти. По центру клинка от острия до уровня, на котором начинался обух, шло ребро жёсткости. Рукоять изготавливалась чаще из металла (стали, бронзы, меди), реже из дерева. В некоторых случаях к бхуджу полагались ножны, сделанные, как правило, из дерева и обтянутые бархатом.
Благодаря массивному клинку, этим оружием можно было наносить мощные рубящие удары, поэтому одно из его названий означало «нож-топор». Кроме этого, место соединения клинка с рукоятью иногда выполнялось в виде декоративной головы слона, откуда происходит другое название — «слоновий нож».

Название «бхудж» производится от одноимённого города в Гуджарате, откуда это оружие и происходит. Оно имело широкое распространение по всей Индии, особенно на севере. Встречались также более редкие варианты, например, имевшие рукоять с гардой, или отличавшиеся другой формой клинка. Известен также бхудж, комбинированный с капсюльным пистолетом, ствол которого расположен над обухом клинка; в противоположный клинку конец рукояти вставляется стилет. В южной Индии применялся аналог бхуджа — верчеворал, который отличался вогнутым клинком и использовался для прорубания зарослей.

Загнал — клевец, применявшийся в Индии в XVI — XIX веках.

Его название происходит от персидского слова, означающего «вороний клюв», поскольку такую форму имела боевая часть загнала. Клюв был выполнен из стали в виде довольно тонкого кинжального клинка, как правило, с ребром жёсткости или долами. Остриё иногда загибалось вниз, к рукояти, в других случаях клинок был прямым. На обухе иногда располагалась декоративная бронзовая фигурка, изображающая, например, слона. Реже вместо неё делался небольшой топор — такое оружие называлось табар-загнал.

Реже встречались чеканы других типов. В частности, имели хождение клевцы с круглым в сечении или гранёным клювом. Сохранились и довольно экзотические артефакты, один из которых имеет сразу 8 клювов, закреплённых так, что в каждую из четырёх сторон было направлено по 2, а между ними крепятся полотна топоров. Другой экземпляр схож с топором тонги с двойным направленным вперёд остриём.

Рукоять чеканов загнал изготовлялась из дерева из металла. Иногда в полую металлическую рукоять с противоположной боевой части стороны мог вставляться стилет. Эти чеканы были одноручным оружием. Их общая длина составляла от 40 до 100 см.

Кинжал халади.
У халади было два обоюдоострых лезвия, соединённых рукояткой. Это было оружием атаки, хотя немного изогнутое лезвие могло было легко использовать для парирования. Некоторые типы халади были сделаны из металла, и носились подобно кастетам, где мог быть расположен ещё один шип или лезвие. Такие типы халади были, возможно, первыми в мире кинжалами с тремя лезвиями.

Уруми ( букв. — скрученное лезвие) — традиционный меч, распространённый в Индии в северной части Малабара Представляет собой длинную (обычно около 1,5 м) полосу чрезвычайно гибкой стали, прикреплённую к деревянной рукояти. Отличная гибкость лезвия позволяла носить уруми скрытно под одеждой, обматывая его вокруг тела.

В некоторых случаях длина такого меча могла достигать шести метров, хотя стандартом можно считать полтора метра. Ранее такие гибкие мечи носили ассасины, оставаясь незамеченными на предмет вооруженности. Ведь меч этот, как уже говорилось, очень гибкий, и его можно обматывать вокруг пояса.

Гибкий меч — довольно опасное оружие, которое требует воинского искусства. Он может работать и как обычная плеть, и как меч. Интересно, что уруми может иметь не одну полосу, а несколько, что делает его мощным и очень опасным оружием в руках настоящего мастера.

Владение этим мечом требовало хороших навыков. Ввиду того, что уруми был очень гибким, для владельца существовал серьёзный риск самоповреждения. Поэтому новички начинали тренировки с длинными кусками ткани. Владение уруми входит в комплекс традиционного южноиндийского боевого искусства каларипаятту.

Каларипаятту, как боевое искусство, получило свое развитие во второй половине 16-го века, несмотря на запреты колонизаторов-англичан, опасающихся появления неконтролируемой боевой структуры. Но, несмотря на запреты, школы продолжали готовить бойцов каларипаятту. Первостепенным правилом боевого искусства для воина было совершенное владение своим телом. Сражение проходило в условиях непрекращающегося движения, мгновенных выпадов и уклонов, прыжков, переворотов и кульбитов в воздухе.

Вооружался боец каларипаятту саблей или кинжалом, трезубцем или пикой со стальным наконечником. Некоторые виртуозно владели длинным обоюдоострым мечом. Но самым страшным оружием был меч уруми. От рукояти отходили несколько гибких лезвий, острых как бритва, длиной около двух метров. Поединок мог закончиться на первой же секунде, поскольку движение уруми было совершенно непредсказуемым. Один взмах меча разносил лезвия в стороны и их дальнейшее движение было непредсказуемо, особенно для противника.

Сложный восточный лук был также хорошо известен в Индии. Но из-за особенностей индийского климата – очень влажного и жаркого – такой лук не получил широкого распространения. Имея прекрасную булатную сталь, индусы делали из нее небольшие луки, пригодные для всадников, а луки для пехотинцев были бамбуковыми на манер цельнодеревянных луков английских стрелков. Индийская пехота XVI–XVII вв. уже довольно широко применяла длинноствольные фитильные мушкеты, оборудованные сошками для удобства стрельбы, но их постоянно не хватало, так как при ремесленном производстве выпускать их в большом количестве было крайне затруднительно.

Особенностью индийского ударного оружия являлось наличие гарды даже на шестоперах и булавах.

Весьма любопытными были индийские кольчуги с набором из стальных пластинок спереди и сзади, а также шлемы, которые в Индии в XVI–XVIII вв. нередко выделывались из отдельных сегментных пластин, соединенных кольчужным плетением. Кольчуги, судя по дошедшим до нас миниатюрам, были как с длинными, так и с короткими до локтя рукавами. В этом случае они очень часто дополнялись наручами и налокотниками, нередко закрывавшими всю кисть.

Поверх кольчуг конные воины часто надевали нарядные яркие халаты, многие из которых имели на груди в качестве дополнительной защиты стальные позолоченные диски. Наколенники, набедренники и поножи (кольчужные либо в виде цельнокованых металлических пластин) использовались для защиты ног. Однако в Индии металлическая защитная обувь (как и в других странах Востока) в отличие от защитной обуви рыцарей-европейцев распространения так и не получила.

Индийский щит (дхал) из Раджастана, XVIII в. Сделан из кожи носорога и украшен умбонами из горного хрусталя.

Получается, что и в Индии, также как и во всех других местах, вплоть до самого XVIII века вооружение тяжеловооруженной конницы являлось чисто рыцарским, хотя опять-таки не настолько тяжелым, каким оно было в Европе вплоть до XVI века. Здесь также широко применялась конская броня, или, по крайней мере, попоны из ткани, которые в этом случае дополнялись металлической маской.
Лошадиные панцири кичин обычно выделывались из кожи и покрывались тканью, или же это были ламеллярные либо ламенарные панцири, набиравшиеся из металлических пластин. Что же касается конских доспехов, то в Индии, несмотря на жару, они были популярны вплоть до XVII века. Во всяком случае, из воспоминаний Афанасия Никитина и некоторых других путешественников можно понять, что они видели там конницу «целиком облаченную в доспехи», причем конские маски на лошадях были отделаны серебром, а «у большинства позолочены», а попоны сшиты из разноцветного шелка, вельвета, сатина и «ткани из Дамаска».

Бахтерцовый доспех для боевого слона, Индия, 1600 г.

Это самый знаменитый доспех для боевого слона. Он выставлен в Королевской оружейной в английском городе Лидс. Изготовили его примерно в 1600 году, а на берега Туманного Альбиона он попал 200 лет спустя.
Слоны сражались в этом доспехе на территории Северной Индии, Пакистана и Афганистана. На сегодня это крупнейший слоновий доспех в мире, что официально зарегистрировано в Книге рекордов Гиннеса.

Чешуйчатый доспех для боевого слона, Индия, 17-18 вв
Металлические пластины нашиты на некую основу, например, кожу. Часть пластин сделаны из желтого металла, подобно черепице. Каждая пластина перекрывает собой несколько соседних, что позволяет получать защиту крепче,а пластины делать тоньше. Благодаря более тонким и легким пластинам, вес всей брони так же снижается.

Латный доспех для боевого слона

chert-poberi.ru

Холодное оружие и доспехи Индии

«He счесть алмазов в каменных пещерах, не счесть жемчужин в море полуденном…» – таково было мнение европейцев о богатствах Индии на протяжении многих сотен лет.

Однако главное богатство Индии заключалось вовсе не драгоценных камнях, а в железе! Еще во времена Александра Македонского индийская сталь ценилась очень высоко и шла на производство только самого лучшего оружия.

Знаменитыми центрами оружейного производства на средневековом Востоке были Бухара и Дамаск, но… металл для него они получали из Индии. Именно древние индусы овладели секретом производства булатной стали, известной в Европе под названием дамасской. А еще они сумели приручить и использовать в битвах слонов, причем точно так же, как и своих коней, обряжали их в доспехи из кольчуги и металлических пластин!

В Индии вырабатывалось нескольких сортов стали различного качества. Сталь шла на производство разнообразных видов вооружения, которое затем вывозилось не только на рынки Востока, но и в Европу. Многие виды оружия были присущи только этой стране и кроме нее нигде больше не применялись. Если же их и покупали, то рассматривали как диковинку.

Весьма опасной в умелых руках была чакра – плоский метательный диск, применявшийся в Индии вплоть до середины XIX века. Наружный край диска был острый как бритва, а края его внутреннего отверстия – тупые. При метании чакру усиленно раскручивали вокруг указательного пальца и со всего размаха бросали в цель. После этого чакра летела с такой силой, что на расстоянии 20–30 м могла перерубить ствол зеленого бамбука толщиной в 2 см. Воины-сикхи носили чакры на своих тюрбанах сразу по несколько штук, что ко всему прочему защищало их сверху от сабельного удара. Булатные чакры нередко украшали золотой насечкой и делали на них надписи религиозного содержания.

Помимо обычных кинжалов индусы очень широко применяли катар – кинжал с рукояткой, перпендикулярной его продольной оси. Сверху и снизу у нее располагались две параллельные пластины, обеспечивающие правильное положение оружия и одновременно защищающие руку от чужого удара. Иногда применяли и третью широкую пластину, которая прикрывала тыл кисти. Рукоятку держали в кулаке, и клинок был как бы продолжением руки, так что удар здесь направлялся более крепкими мышцами предплечья, а не запястья. Получалось, что клинок являлся продолжением самой руки, благодаря чему им можно было наносить удары из различных положений, не только стоя, но даже лежа ничком. Катары имели и два, и три клинка (последние могли торчать в разные стороны!), иметь клинки раздвижные и кривые – на любой вкус!

Маду. Весьма оригинальным оружием была пара рогов антилопы, имевших стальные наконечники и соединенных на одной рукоятке вместе с гардой для защиты руки, остриями в разные стороны.

Непал являлся родиной специфического по форме ножа кукри. Первоначально он использовался, чтобы прорубать себе дорогу в джунглях, но затем попал в арсенал непальских воинов-гуркхов.

Неподалеку от Индии, на острове Ява родился другой оригинальный клинок – крис. Полагают, что первые крисы были сделаны на Яве легендарным воином по имени Хуан Туаха еще в XIV веке. Позднее, когда на Яву вторглись мусульмане и начали упорно насаждать там ислам, они также познакомились с этим оружием. Оценив по достоинству эти необычные кинжалы, захватчики начали сами использовать их.

Клинки первых крисов были короткими (15–25 см), прямыми и тонкими, и целиком изготовлялись из метеоритного железа. В дальнейшем их несколько удлинили и сделали волнистыми (пламевидными), что облегчало проникновение оружия между костями и сухожилиями. Количество волн варьировалось (от 3 до 25), но всегда было нечетным. Каждый набор извилин имел свое значение, например, три волны подразумевали огонь, пять ассоциировались с пятью стихиями, а отсутствие изгибов выражало идею единства и концентрации духовной энергии.

Клинок, изготовленный из сплава железа и метеоритного никеля, состоял из нескольких многократно прокованных слоев стали. Особую ценность оружию придавал муароподобный узор на его поверхности (памор), образованный при обработке изделия растительными кислотами, так что зерна устойчивого никеля четко выделялись на фоне глубоко протравленного железа.

Обоюдоострый клинок имел возле гарды (ганджа) резкое ассиметричное расширение, часто украшаемое прорезным орнаментом или же узорной насечкой. Рукоять криса делалась из дерева, рога, слоновой кости, серебра или золота и была резной, с более или менее резким изгибом у торца. Характерной особенностью криса было то, что рукоять у него не фиксировалась и легко поворачивалась на хвостовике.

При захвате оружия изгиб рукояти размещался на мизинечной стороне ладони, а верхняя часть гарды закрывала корень указательного пальца, кончик которого вместе с кончиком большого пальца сжимал основание клинка возле нижней части ганджы. Тактика применения криса подразумевала быстрый укол и вытягивание. Что касается «отравленных» крисов, то их подготавливали весьма просто. Брали сушеные семена дурмана, опиум, ртуть и белый мышьяк, тщательно все перемешивали и толкли в ступке, после чего лезвие покрывали этим составом.

Постепенно длина криса стала достигать 100 см, так что по сути дела это уже был не кинжал, а меч. Всего же в Юго-Восточной Азии вплоть до настоящего времени насчитывается более 100 разновидностей этого вида оружия.

Кора, Кхора или Хора — тяжелый ударный меч из Непала и северной Индии, используемый как в боевых, так и в ритуальных целях.Боевые и ритуальные кора очень похожи, только жертвенный меч шире и тяжелее. Он имеет очень тяжёлое расширенное навершие, так как должен добавлять вес лезвию и обезглавливать приносимого в жертву животного одним ударом. Клинок кора имеет характерный профиль «утиной лапки», тонкий возле рукояти, с расширяющимся к острию клинком со слегка изогнутым лезвием. Массивный клинок имеет изогнутую форму, заточенную на внутренней стороне. Иногда применяется дол в виде широкого желоба, расположенного по всей длине клинка и заменяющий ребро. Наличие нескольких граней позволяет наносить удары разными частями меча. Общая длина меча 60-65 см, длина клинка 50 см. Гарда кольцеобразная, делается из металла и имеет форму диска. Часто гарда ставится как со стороны клинка, так и со стороны навершия, и защищает руку с обеих сторон.

Кора обычно украшены символом глаза или другой буддийской символикой, которая размещается на каждой стороне лезвия. Ножны из натуральной кожи. Существуют два типа ножен для кора: ножны, приспособленные к форме меча, расстёгивающиеся посредством пуговиц, расположенных по всей длине ножен. В другом варианте ножны большого размера выглядят как футляр для переноски. Существует модель кора с более длинным и лёгким лезвием.

Мел путтах бемох

Двуручный меч или шпага с длинным узким прямым клинком и двумя рукоятями, разделенными гардами в форме крестовин или чашек. Впервые упоминается в трактатак XVI века «Ниханг-нама» и «Нуджум ал-Улум». Сохранилось несколько экземпляров подобных мечей. Один из них имеет общую длину 165 см и длину клинка — 118 см. Рукоять разделена на две части, каждая из которых снабжена чашевидной гардой. Клинок достаточно узкий, схож с клинком шпаги.

Есть мнение, что эти мечи возникли в XVI веке, возможно, под влиянием немецких цвайхандеров, а позднее были вытеснены оружием кханда. Однако,мел путтах бемох имеет важное отличие от европейских двуручников — узкий и сравнительно лёгкий клинок, что было не столь эффективно для нанесения рубящих ударов.

В целом холодное оружие Индии и близко расположенных к ней земель было исключительно разнообразным. Как и у многих других народов Евразии, национальным оружием индусов являлся прямой меч – ханда. Но они же использовали и свои собственные типы сабель, отличавшиеся относительно небольшой кривизной широкого лезвия, начинавшейся от самого основания клинка. Прекрасные мастера ковки, индусы могли делать клинки, у которых на лезвии была прорезь, причем в нее вставлялись жемчужины, которые свободно в ней перекатывались и при этом не выпадали! Можно представить себе то впечатление, которое производили они, перекатываясь в прорези, на практически черном клинке из индийского булата. Не менее богаты и вычурны были рукоятки индийских сабель. Причем в отличие от турецких и персидских они имели чашеподобную гарду для защиты руки. Интересно, что наличие гарды было характерно и для других видов индийского оружия, включая даже такие традиционные, как булава и шестопер.

Тальвар – индийская сабля. Внешний вид тальвара типичен для сабель – клинок средней ширины, несколько изогнут, заточка может быть полуторной, но это не обязательно. Встречаются варианты тальвара как с елманью, так и без нее. На клинке тальвара может находиться дол, но чаще всего его там нет. В некоторых случаях дол может быть вообще сквозным, в него иногда вставляют подвижные шарики из различных материалов.

Основным отличием тальвара от других сабель является, в первую очередь, его дискообразное навершие эфеса. Также, эта сабля обязательно имеет «рикассо» (пяту), пусть даже и небольшого размера. Длина клинка может быть от 60 до 100 см, ширина – от 3 до 5 см. Рукоятка у тальвара прямая, с утолщением в середине, и рассчитана исключительно для одной руки. Дискообразное навершие предотвращает потерю оружия и придает этой сабле неповторимый вид. Оно нередко богато украшено, так же как и рукоять и гарда. Последняя же может обладать как прямой формой, так и S-образной или D-образной.

Орнаменты, украшающие тальвар, обычно содержат в себе геометрические фигуры, изображения зверей и птиц. На оружии богачей можно увидеть инкрустацию драгоценными камнями или эмалью.

Тальвар известен еще с 13-го века и был весьма популярным оружием на севере Индии. Особенно, среди раджпутов, представителей касты кшатриев, которые использовали это оружие аж до 19-го столетия.

Кроме военного, у тальвара есть и определенное сакральное назначение. Согласно мифологии, он является одним из десяти орудий богов, с помощью которых силы добра воевали с демонами и прочим злом.

Пата или пуддха — индийский меч с длинным прямым обоюдоострым лезвием, которое соединяется с латной рукавицей — стальной гардой, которая защищает руку до локтя.

Пата — это комбинация прямого обоюдоострого меча и доспешной защиты предплечья и кисти. Клинок стыкуется с защитной чашкой с рукоятью внутри. У пата рукоять перпендикулярна клинку, точно как у катара, но на доспехе расположено несколько поясков для фиксации руки.

Клинки пата были от 60 до 100 см с шириной у рукояти в 35-50 мм. Вес достигал 1.5 — 2.2 кг. Клинок пата крепился заклёпками к пластинам, отходящим от защитной чашки.

Чашка пата, закрывающая кисть, часто делалась в виде головы слона, змеи, рыбы или дракона. В этом случае клинок выдвигался из открытой пасти подобно огромному языку. Ещё один популярный мотив формы чашки — мифический лев Яли, заглатывающий слона.

По всей видимости, пата развилась в свое время из катара (индийский кинжал), пройдя несколько видоизменений гарды и гипертрофировавшись. Сначала к катару добавилась защитная пластина, закрывающая запястье, затем она соединилась с боковыми металлическими полосами. Эта конструкция постепенно трансформировалась в «латную перчатку», закрывающую руку по локоть. «Перчатка-рукоять» могла быть скелетного типа — из металлических перекрещенных полос (вероятно, более ранние формы) или изготовлена в виде голов мифических животных.

По другой версии наоборот — вначале был пата, от которого упрощением конструкции и произошли катары. Но истина такова, что и катар и пата были на вооружении в один и тот же период истории.

Бхудж (также кутти, гандаса) — индийское оружие типа глефы. Состоит из недлинной рукояти (около 50 см), соединённой с массивным клинком в виде ножа или тесака. Таким образом, это оружие схоже с короткими вариантами пальмы или дадао.

В классическом варианте клинок бхуджа был довольно широким и имел полуторную заточку, при этом отличался двойным изгибом: ближе к рукояти был вогнутым, а к острию — выгнутым, так что остриё было направлено вверх относительно рукояти. По центру клинка от острия до уровня, на котором начинался обух, шло ребро жёсткости. Рукоять изготавливалась чаще из металла (стали, бронзы, меди), реже из дерева. В некоторых случаях к бхуджу полагались ножны, сделанные, как правило, из дерева и обтянутые бархатом.

Благодаря массивному клинку, этим оружием можно было наносить мощные рубящие удары, поэтому одно из его названий означало «нож-топор». Кроме этого, место соединения клинка с рукоятью иногда выполнялось в виде декоративной головы слона, откуда происходит другое название — «слоновий нож».

Название «бхудж» производится от одноимённого города в Гуджарате, откуда это оружие и происходит. Оно имело широкое распространение по всей Индии, особенно на севере. Встречались также более редкие варианты, например, имевшие рукоять с гардой, или отличавшиеся другой формой клинка. Известен также бхудж, комбинированный с капсюльным пистолетом, ствол которого расположен над обухом клинка; в противоположный клинку конец рукояти вставляется стилет. В южной Индии применялся аналог бхуджа — верчеворал, который отличался вогнутым клинком и использовался для прорубания зарослей.

Загнал — клевец, применявшийся в Индии в XVI — XIX веках.

Его название происходит от персидского слова, означающего «вороний клюв», поскольку такую форму имела боевая часть загнала. Клюв был выполнен из стали в виде довольно тонкого кинжального клинка, как правило, с ребром жёсткости или долами. Остриё иногда загибалось вниз, к рукояти, в других случаях клинок был прямым. На обухе иногда располагалась декоративная бронзовая фигурка, изображающая, например, слона. Реже вместо неё делался небольшой топор — такое оружие называлось табар-загнал.

Реже встречались чеканы других типов. В частности, имели хождение клевцы с круглым в сечении или гранёным клювом. Сохранились и довольно экзотические артефакты, один из которых имеет сразу 8 клювов, закреплённых так, что в каждую из четырёх сторон было направлено по 2, а между ними крепятся полотна топоров. Другой экземпляр схож с топором тонги с двойным направленным вперёд остриём.

Рукоять чеканов загнал изготовлялась из дерева из металла. Иногда в полую металлическую рукоять с противоположной боевой части стороны мог вставляться стилет. Эти чеканы были одноручным оружием. Их общая длина составляла от 40 до 100 см.

Кинжал халади.

У халади было два обоюдоострых лезвия, соединённых рукояткой. Это было оружием атаки, хотя немного изогнутое лезвие могло было легко использовать для парирования. Некоторые типы халади были сделаны из металла, и носились подобно кастетам, где мог быть расположен ещё один шип или лезвие. Такие типы халади были, возможно, первыми в мире кинжалами с тремя лезвиями.

Уруми ( букв. — скрученное лезвие) — традиционный меч, распространённый в Индии в северной части Малабара Представляет собой длинную (обычно около 1,5 м) полосу чрезвычайно гибкой стали, прикреплённую к деревянной рукояти. Отличная гибкость лезвия позволяла носить уруми скрытно под одеждой, обматывая его вокруг тела.

В некоторых случаях длина такого меча могла достигать шести метров, хотя стандартом можно считать полтора метра. Ранее такие гибкие мечи носили ассасины, оставаясь незамеченными на предмет вооруженности. Ведь меч этот, как уже говорилось, очень гибкий, и его можно обматывать вокруг пояса.

Гибкий меч — довольно опасное оружие, которое требует воинского искусства. Он может работать и как обычная плеть, и как меч. Интересно, что уруми может иметь не одну полосу, а несколько, что делает его мощным и очень опасным оружием в руках настоящего мастера.

Владение этим мечом требовало хороших навыков. Ввиду того, что уруми был очень гибким, для владельца существовал серьёзный риск самоповреждения. Поэтому новички начинали тренировки с длинными кусками ткани. Владение уруми входит в комплекс традиционного южноиндийского боевого искусства каларипаятту.

Каларипаятту, как боевое искусство, получило свое развитие во второй половине 16-го века, несмотря на запреты колонизаторов-англичан, опасающихся появления неконтролируемой боевой структуры. Но, несмотря на запреты, школы продолжали готовить бойцов каларипаятту. Первостепенным правилом боевого искусства для воина было совершенное владение своим телом. Сражение проходило в условиях непрекращающегося движения, мгновенных выпадов и уклонов, прыжков, переворотов и кульбитов в воздухе.

Вооружался боец каларипаятту саблей или кинжалом, трезубцем или пикой со стальным наконечником. Некоторые виртуозно владели длинным обоюдоострым мечом. Но самым страшным оружием был меч уруми. От рукояти отходили несколько гибких лезвий, острых как бритва, длиной около двух метров. Поединок мог закончиться на первой же секунде, поскольку движение уруми было совершенно непредсказуемым. Один взмах меча разносил лезвия в стороны и их дальнейшее движение было непредсказуемо, особенно для противника.

Сложный восточный лук был также хорошо известен в Индии. Но из-за особенностей индийского климата – очень влажного и жаркого – такой лук не получил широкого распространения. Имея прекрасную булатную сталь, индусы делали из нее небольшие луки, пригодные для всадников, а луки для пехотинцев были бамбуковыми на манер цельнодеревянных луков английских стрелков. Индийская пехота XVI–XVII вв. уже довольно широко применяла длинноствольные фитильные мушкеты, оборудованные сошками для удобства стрельбы, но их постоянно не хватало, так как при ремесленном производстве выпускать их в большом количестве было крайне затруднительно.

Особенностью индийского ударного оружия являлось наличие гарды даже на шестоперах и булавах.

Весьма любопытными были индийские кольчуги с набором из стальных пластинок спереди и сзади, а также шлемы, которые в Индии в XVI–XVIII вв. нередко выделывались из отдельных сегментных пластин, соединенных кольчужным плетением. Кольчуги, судя по дошедшим до нас миниатюрам, были как с длинными, так и с короткими до локтя рукавами. В этом случае они очень часто дополнялись наручами и налокотниками, нередко закрывавшими всю кисть.

Поверх кольчуг конные воины часто надевали нарядные яркие халаты, многие из которых имели на груди в качестве дополнительной защиты стальные позолоченные диски. Наколенники, набедренники и поножи (кольчужные либо в виде цельнокованых металлических пластин) использовались для защиты ног. Однако в Индии металлическая защитная обувь (как и в других странах Востока) в отличие от защитной обуви рыцарей-европейцев распространения так и не получила.

Индийский щит (дхал) из Раджастана, XVIII в. Сделан из кожи носорога и украшен умбонами из горного хрусталя.

Получается, что и в Индии, также как и во всех других местах, вплоть до самого XVIII века вооружение тяжеловооруженной конницы являлось чисто рыцарским, хотя опять-таки не настолько тяжелым, каким оно было в Европе вплоть до XVI века. Здесь также широко применялась конская броня, или, по крайней мере, попоны из ткани, которые в этом случае дополнялись металлической маской.

Лошадиные панцири кичин обычно выделывались из кожи и покрывались тканью, или же это были ламеллярные либо ламенарные панцири, набиравшиеся из металлических пластин. Что же касается конских доспехов, то в Индии, несмотря на жару, они были популярны вплоть до XVII века. Во всяком случае, из воспоминаний Афанасия Никитина и некоторых других путешественников можно понять, что они видели там конницу «целиком облаченную в доспехи», причем конские маски на лошадях были отделаны серебром, а «у большинства позолочены», а попоны сшиты из разноцветного шелка, вельвета, сатина и «ткани из Дамаска».

Бахтерцовый доспех для боевого слона, Индия, 1600 г.

Это самый знаменитый доспех для боевого слона. Он выставлен в Королевской оружейной в английском городе Лидс. Изготовили его примерно в 1600 году, а на берега Туманного Альбиона он попал 200 лет спустя.

Слоны сражались в этом доспехе на территории Северной Индии, Пакистана и Афганистана. На сегодня это крупнейший слоновий доспех в мире, что официально зарегистрировано в Книге рекордов Гиннеса.

Чешуйчатый доспех для боевого слона, Индия, 17-18 вв

Металлические пластины нашиты на некую основу, например, кожу. Часть пластин сделаны из желтого металла, подобно черепице. Каждая пластина перекрывает собой несколько соседних, что позволяет получать защиту крепче,а пластины делать тоньше. Благодаря более тонким и легким пластинам, вес всей брони так же снижается.

Латный доспех для боевого слона

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

historicaldis.ru

Индийское холодное оружие Бхудж. История возникновения и характеристики

Холодное индийское оружие древности и современности широко известно во всём мире и вызывает заслуженное уважение. Но некоторые образцы популярны лишь в самой Индии. Более того, они наиболее известны лишь в регионе появления. Например, бхудж. Это, своего рода, симбиоз ножа и топора. Кстати, многие каталоги и другие литературные источники определяют бхудж как боевой топор.

Принято считать, что бхудж был изобретён в одноимённом городе в области Индии под названием Гуджарат в 18-19 веке. На сегодняшний день достоверно неизвестно, является ли бхудж чисто индийским изобретением или это результат переделки местных мастеров вооружения других народов. В настоящее время клинок является достопримечательностью города, и туристы при соблюдении всех формальностей вполне могут обзавестись современной копией исторического оружия.

Бхудж представляет собой тесак или нож длиной от 15 до 20 см с почти полуметровой рукояткой, в полости которой скрывается стилет. От острия до начала обуха в центральной части выполнено ребро жёсткости, сам клинок отличается двойным изгибом и большей широтой по отношению к другим клинковым орудиям. Из-за этого бхудж имеет полуторную заточку. Как правило, рукоять данного оружия выполнялась из меди, стали или бронзы, хотя встречаются образцы и с деревянными ручками. Кроме этого, иногда бхудж мог иметь ножны, которые традиционно для индийского холодного оружия изготавливались из дерева и обтягивались бархатом.


Большинство образцов бхуджа имеют довольно искусную декоративную отделку, которая главным образом заключается в соединении клинка с рукоятью, которое представляет собой слоновью голову. Благодаря этому, клинок известен также под названием «слоновий нож». Кроме этого, за счёт массивности лезвия и двуручной рукоятки, его называют ещё «нож-топор». Помимо этого, бхудж пытались совместить с огнестрельным оружием, в частности, с капсюльным пистолетом. Ствол оружия располагался над обухом.

Оружие, похожее на бхудж, было популярно во всей Индии. Например, верчерворал отличается от бхуджа вогнутым клинком и был популярен на юге страны, как орудие для вырубки зарослей. Классический бхудж был распространён в основном на северных территориях под названием Синд, которые сегодня представляют собой пограничные области с Пакистаном.

Индийское холодное оружие – это не только мастерство кузнецов, но и высокий художественно-декоративный уровень. Бхудж уникален, как по формам отделки, так и по эксплуатационным качествам, но лишь в пределах индийского региона. В других странах так же можно встретить боевые топоры, с которыми схож бхудж. Например, пальма (палма) – оружие сибирских народов, или китайская дадао.

ПОНРАВИЛАСЬ СТАТЬЯ? ПОДЕЛИТЕСЬ С ДРУЗЬЯМИ:

Вместе с этим читают…

femina-maskulina.ru

Индийское короткоклинковое оружие . Малая энциклопедия холодного оружия

Индийское короткоклинковое оружие 

Наиболее известным индийским кинжалом является кинжал «тычкового» типа — куттар (рис. 467). Кроме него, существовало множество других типов индийского короткоклинкового оружия. Форма клинка, характерная для многих индийских кинжалов, двойной изгиб. Подобный клинок позволял наносить как эффективные режущие удары, так и колющие. Некоторые образцы, например индо-персидский пеш-кабз (рис. 460), имеют усиленное острие клинка, такие кинжалы предназначались для пробивания кольчуги. Оригинальной конструкцией отличался кинжал бичва. Вместо рукояти у него использовалось металлическое кольцо, в которое продевалась ладонь.

460. Пеш-кабз с прямым клинком, XVIII в.

461. Кинжал ятаганного типа, Северная Индия, XVII в.

462. Кинжал с волнистой заточкой лезвия, XVII в.

463. Чиланум, Раджастхан, XVII в.

464. Катари, Северо-Западная Индия, XVIII в.

465. Ханджар, XVIII в.

466. Бичва, XVIII в.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Индийское длинноклинковое оружие XVIII—XIX вв.. Малая энциклопедия холодного оружия

Индийское длинноклинковое оружие XVIII—XIX вв.

335. Тулвар, Северная Индия, XVIII в.

336. Тулвар, Северная Индия, XVIII в.

337. Кханда, Северо-Восточная Индия, XVIII в.

338. Кханда, Северо-Восточная Индия, XVIII в.

339. Пата, Индия

340. Кхора, Непал, конец XIX в.

341. Меч, юго-запад Индии, XIX в. 

Индийские мечи XVIII—XIX вв. отличаются большим разнообразием форм. Среди них встречаются образцы с клинками сабельного типа, прямые клинки, а также клинки с заточкой по вогнутой стороне. Интересна конструкция меча пата, с полностью закрытой гардой и Т-образным расположением рукояти. Наиболее оригинальным представителем индийского клинкового оружия можно считать гибкий меч — уруми. Клинок этого меча-хлыста состоит из гибкой стальной полосы, длиной до 2,5 м на обычной рукояти. Техника использования подобного оружия скорее напоминает бой хлыстом, нежели мечом.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Ударное оружие Индии и Персии, XVIII—XIX вв.. Малая энциклопедия холодного оружия

Ударное оружие Индии и Персии, XVIII—XIX вв.

Рассматривая холодное оружие Индии и Персии XVIII—XIX вв., принято объединять эти регионы в общую группу, в связи с большой степенью взаимного влияния и схожести образцов оружия.

Для военного дела Индо-Персидского региона в XVIII— XIX вв. характерно следование старым традициям, и как следствие — большое количество форм холодного оружия вообще и ударного оружия в частности. Среди огромного многообразия различных булав присутствуют как боевые, так и парадные образцы.

27. Стальная булава, Индия, XIX в.

28. Булава с деревянной рукоятью и стальным навершием, Персия, XVIII в.

29. Стальная булава в форме руки, Индия, конец XVIII в.

30. Стальная «пернатая» булава, Индия, XVIII в.

31. Стальная «пернатая» булава с гардой, Мадрас, Индия, XVIII в.

32. Булава с рядом горизонтально расположенных стальных дисков, Персия, XIX в.

33. Стальная булава, Индия, Раджастхан, XVIII в.

34. Стальная булава, Индия, XVIII в.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *