Военно-транспортный самолет Ил-76М (СССР)


Военно-транспортный самолет Ил-76 (код НАТО — Il-76M Candid) предназначен для десатирования личного состава и техники парашютным и посадочным способом, а также для перевозки военных и народнохозяйственных грузов. Разработка самолета начата в конце 60-х годов, первый полет опытного самолета состоялся 25 марта 1971 г Серийное производство ведется с 1975 г., и к 1992 г. построено около 700 самолетов.

На базе Ил-76 созданы самолеты различного назначения:
Ил-76М, Ил-76МД, Ил-76МФ — военно-транспортные самолеты.
Ил-76Т, Ил-76ТД — транспортные самолеты, предназначенные для использования в ГВФ
Ил-76ТДП — пожарный самолет.
Ил-76/lJl — летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей.

На самолете установлена навигационная РЛС (под кабиной штурмана), метеорологическая РЛС (в носовой части), БЦВМ.

Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Кабины экипажа и грузовой отсек герметичные. Фюзеляж балочной конструкции, овального поперечного сечения по кабине экипажа и круглого — по грузовой кабине. Механизация крыла по передней и задней кромкам состоит из отклоняющихся пятисекционных предкрылков и выдвигающихся трехщелевых закрылков, элеронов, спойлеров и тормозных щитков.

Четыре ТРДД установлены под крылом на пилонах и заключены в гондолы, которые закреплены на самих двигателях. Топливо размещено в 12 изолированных друг от друга баках-отсеках. Все они разделены на 4 группы по числу двигателей, в которых для предотвращения взрыва используется система наддува нейтрального газа. Шасси самолета состоит из четырех главных опор (расположены спереди и сзади центра тяжести самолета) и передней стойки.

Самолет имеет герметичную грузовую кабину, опускающуюся грузовую рампу, две тяговые грузовые лебедки, расположенные у передней стенки грузовой кабины, четыре электротельфера (по два с каждого борта; задние электротельферы могут выдвигаться на 5 м за порог рампы), четыре переставляемых по ширине рампы подтрапника. В грузовой кабине возможна установка трех пассажирских модулей, выполненных в виде стандартных контейнеров (пассажировместимость каждого модуля 30 человек). Длина грузового отсека — 20 м, ширина — 3,4 м, высота — 3,46 м.

По конструктивной и аэродинамической компоновке, а также по своим летно-техническим характеристикам Ил-76М практически не имеет отличий от самолета Ил-76, за исключением максимально перевозимой нагрузки, которая увеличена на 20 т.

Ил-76МД (код НАТО — Candid-В) предназначен для выброски воздушного десанта, перевозки войск, боевой техники (в том числе средних танков), доставки войскам срочных грузов, а также транспортировки раненых и больных. При установке недорогого специального оборудования может использоваться для тушения сильных пожаров.

Первая опытная машина была создана в марте 1971 г. на базе Ил-76М, а с июня 1974 г. Ил-76МД начал поступать на вооружение.

Ил-76МД — самолет автономной эксплуатации. В течение двух месяцев он способен выполнять задачи вдали от родного аэродрома и обслуживается только силами экипажа.

Силовая установка, все системы, оборудование и вооружение полностью сохранены, и лишь в конструкцию планера введены конструктивные изменения, связанные с увеличением ресурса и взлетной массы. При эксплуатации с бетонированных ВПП первого класса взлетная масса самолета возросла со 170 ди 190 т в основном за счет заправляемого топлива и незначительно — за счет увеличения массы конструкции. Это позволило повысить дальность полета самолета Ил-76МД с максимальной транспортной нагрузкой на 40%.

Тележка шасси, в отличие от Ил-76М. расположена не вдоль, а поперек, что повышает взлетно-посадочные характеристики при использовании грунтовых аэродромов. Для предотвращения попадания грязи ниша шасси во время взлета и посадки закрыта. На Ил-76МД применены уникальные трехщелевые закрылки. ИЛ-76МД оборудован специальными средствами десантирования людей и техники, выброса грузов. Основные системы самолета многократно резервированы.

Бортовое оборудование предназначено для выполнения транспортно-десантных задач днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях противодействия ПВО противника и включает прицельно навигационный пилотажный комплекс, радиосвязное, десантно-транспортное оборудование и средства индивидуальной защиты.

В состав ПНПК входят; курсовая система, РЛС обзора земной поверхности, центральный цифровой вычислитель, система автоконтроля, система автоматического управления полетом, радиотехническая система ближней навигации и посадки, радиолокационный запросчик-ответчик, оптико-инфракрасный прицел, аппаратура сигнализации об опасном сближении с землей.

Радиосвязное оборудование включает: КВ-радиостанцию, аварийную радиостанцию, самолетное переговорное устройство, аппаратуру речевого оповещения, магнитофон.

Десантно-транспортное оборудование предназначено для загрузки, выгрузки и десантирования людей, техники и грузов, размещения и швартовки их при перевозке. Состоит из тельферного, рольгангового, швартовочно-такелажного, вспомогательного парашютного и санитарного оборудования.

Ил-76МД оснащен средствами индивидуальной и огневой защиты, в состав которых входят: станция предупреждения об облучении, станция для создания радиопомех, инфракрасные патроны, автомат выброса дипольных отражателей и две авиационные пушки калибра 23 мм с радиолокационной прицельной станцией (для отражения атак с задней полусферы). Под крылом могут устанавливаться подвески для четырех 250-кг авиабомб или радиомаяки на съемных пилонах.

По транспортным возможностям Ил-76МД превосходит Ил-76М в 1,2 раза, а перед своим зарубежным аналогом C-141 имеет преимущества в эксплуатации самолета с укороченных и грунтовых аэродромов, в возможности длительной автономной эксплуатации. Кроме того, оснащенность вооружением Ил-76МД, присущая ему высокая механизация погрузочно-разгрузочных работ и большая допустимая масса моногруза до 48 т (на С-141 — 36 т) значительно превышают его возможности по сравнению с C-141A.

Ил-76МД применялся в ходе боевых действий в Афганистане, где в боевой обстановке он неоднократно подтверждал свои высокие летные характеристики и надежность. Известен случай, когда на высоте 7,5 тыс. м в самолет попала ракета и вырвала из фюзеляжа кусок обшивки размером 2,5×2 м. С этим повреждением машина прошла еще более 200 км и произвела благополучную посадку.

Ил-76МФ предназначен для перевозки войск, боевой техники (в том числе средних танков), доставки срочных грузов, а также транспортировки раненых и больных.

Работа по проектированию Ил-76 с удлиненным фюзеляжем началась в 80-х годах. В августе 1995 г. самолет, получивший обозначение Ил-76МФ, выполнил свой первый полет. Ввод его в эксплуатацию был облегчен высокой преемственностью конструкции, ее освоенностью, а также хорошей оснащенностью традиционных эксплуатантов.

Удлинение грузовой кабины на 6,6 м позволило увеличить ее обьем с 320 до 400 м3 и практически полностью использовать грузоподъемность машины. Одновременно повысились возможности самолета по транспортировке грузов в контейнерах и на поддонах.

Современные экономичные двигатели ПС-90-76 позволили увеличить топливную эффективность самолета на трассах протяженностью 3700 км на 32% по сравнению с Ил-76ТД.Способность этих машин работать в условиях особо жаркого климата или на высокогорных аэродромах повышает эффективность их применения. Ил-76 МФ оснащен современным ПИК.

Ил-76ТД (код НАТО — «Candid-А») — тяжелый транспортно-десантный самолет, который предназначен для перевозки и десантирования крупногабаритной техники и грузов, взлетает и садится на бетонированные и грунтовые ВПП.

Ил-76ТДП способен брать на борт до 44000 кг воды и покрывать ею площадь 500 х 100 м в течение 6 секунд или сбрасывать на очаг пожара 44 пожарных-парашютистов и 5000 кг спецоборудования (стандартный самолет Ил-76 может быть переоборудован в Ил-76ТДП в течение 4 ч).

Ил-76ЛЛ оснащен оборудованием для летных испытаний двигателей Д-ЗОКП, I-IK-86, ПС-90А, Д-18Т, Д-236 и других перспективных силовых установок (испытываемый двигатель подвешивается на пилоне под крылом вместо одного из штатных).

Оборонительное вооружение Ил-76 включает 2 пушки ГШ-23Л (калибр 23 мм) в кормовой установке, унифицированные с пушками, установленными на бомбардировщике Ту-95МС. Для защиты от ракет с ИК ГСН имеются контейнеры с ложными ИК-целями (192 патрона калибра 50 мм). В грузовом отсеке могут размещаться бомбы сверхбольшой мощности (массой до 10000 кг), сбрасываемые парашютным способом.

Строится серийно. Около 100 самолетов были экспортированы гражданским и военным пользователям в разных странах мира. Находится на вооружении ВВС стран СНГ, Ливии, Ирака, Индии, Сирии, Польши и Чехии.

На основе самолета Ил-76 в Ираке в 1988 г. создан самолет ДРЛО «Аднан-1» с РЛС Томпсон-CSF «Тайгер» (франзуского производства, дальность обнаружения целей класса «истребитель» — 350 км), а также самолет-заправщик (способен одновременно заправлять один самолет по методу «шланг-конус»). Несколько самолетов Ил-76 ВВС Индии переоборудованы в самолеты радиотехнической разведки.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ил-76М
Экипаж, чел. 6
Скорость, км/ч:
максимальная 850
крейсерская 760—800
Практический потолок, м 12700
Дальность перегоночная, км 7200
Максимальная полезная нагрузка, кг  47000
Длина разбега
(при нормальной взлетной массе), м 1600
Длина пробега
(при нормальной посадочной массе), м 780—1000
Габариты самолета, м:
размах крыла 50,5
длина 46.6
высота 14,42
Двигатель, кгс:
ТРДД Д-ЗОКП 4 по 12000

www.dogswar.ru

Средний транспортный самолет Ил-76Т. — Российская авиация

Средний транспортный самолет Ил-76Т.

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1975 г.

Во второй половине 1960-х годов в нашей стране начался интенсивный рост грузовых воздушных перевозок. В те годы значительное количество грузов перевозили на пассажирских самолетах за счет их догрузки, а крупногабаритные грузы и технику перевозили на транспортных самолетах Ан-12 или на самолетах Ан-22, которые находились на вооружении ВТА. Необходимость доставки грузов воздушным транспортом, особенно в отдаленные и бездорожные районы Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также потребность в быстром повышении эффективности парка транспортных самолетов МГА определили целесообразность создания в нашей стране нового транспортного самолета или использования создаваемого в те годы самолета Ил-76 в интересах МГА. В соответствии с распоряжением Министра авиационной промышленности СССР от 6 марта 1970 года коллектив ОКБ приступил к созданию гражданской модификации самолета Ил-76.

В мае 1973 года была проведена Макетная комиссия МГА по рассмотрению материалов по самолету, предназначенного для эксплуатации в МГА. Возглавлял эту комиссию заместитель министра гражданской авиации Аксенов.

В мае 1975 года первый серийный самолет прошел пробную эксплуатацию в тюменском регионе, перевозя различные грузы из Тюмени в Сургут, Надым и Нижневартовск. Командиром экипажа был А.М.Тюрюмин, ведущим инженером по летным испытаниям В.В.Шкитин. В ходе этой пробной эксплуатации были впервые проведены воздушные перевозки грузов в контейнерах, с использованием легкосъемного напольного оборудования самолета, что позволило применить новые технологии в авиационных перевозках.

В декабре 1975-го — феврале 1976 года в этом регионе с более сложной программой работал первый опытный самолет, который также перевозил различные грузы в города Западной Сибири. Было перевезено более 1 700 т грузов, включая различную инженерную и строительную технику, автомобили, автобусы типа «Икарус». Командиром экипажа в этой экспедиции был Заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Э.И.Кузнецов, ведущий инженер — И.Б.Воробьев.

В декабре 1976 года в Тюменское управление гражданской авиации поступили два серийных самолета Ил-76. Это были практически такие же самолеты Ил-76, которые поставлялись ВТА, но без вооружения.

География полетов самолетов Ил-76Т связана с освоением районов Крайнего Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Самолет надежно работает на грунтовых и заснеженных аэродромах в сложных погодных условиях. Весной 1978 года самолеты Ил-76Т вышли на международные трассы и сегодня они летают во всех регионах мира, в любых климатических условиях.

«Появление в гражданской авиации такого большегрузного универсального транспортного самолета было вполне закономерным, удовлетворяющим требованиям по решению стоящих перед отраслью задач. И в то же время поражали воображение его комфортность для экипажа, автономность, возможность взятия на борт практически всевозможной загрузки (даже «с земли»), возможность использования для взлета и посадок грунтовых и заснеженных аэродромов относительно ограниченных размеров, с простейшими средствами УВД и минимумом аэродромного оборудования.» (Из выступления бывшего командира отряда самолетов Ил-76 Центрального управления международных воздушных сообщений гражданской авиации Г.П.Александрова на летно-технической конференции, посвященной 20-летию летной эксплуатации самолетов Ил-76 в гражданской авиации).

Для самолета Ил-76Т разработано специальное швартовочное устройство, состоящее из передней и задней упорных стенок и нескольких поперечных рам, устанавливаемых по длине грузовой кабины. Это устройство позволяет перевозить длинномерные грузы типа труб, листового проката, профилей и различного нефтегазового оборудования, обеспечивая при этом наиболее полное использование грузоподъемности самолета.

Одновременно с созданием модифицированного военно-транспортного самолета Ил-76МФ ОКБ приступило к созданию еще одной модификации самолета — транспортный самолет Ил-76ТФ. Этот самолет отличается от своего военного аналога тем, что с него, как в свое время при создании самолетов Ил-76Т из Ил-76М и Ил-76ТД из Ил-76МД, снято все вооружение и специальное оборудование. За счет снижения массы оборудования увеличена дальность полета самолета Ил-76ТФ и снижены прямые эксплуатационные расходы.

В ОКБ прорабатывался вопрос создания самолета Ил-76ТФ с французскими двигателями CFM-56-5C4. В основном характеристики самолета получились такие же, как и у самолета Ил-76ТФ. Самолет создавался в качестве подстраховочного варианта на случай отсутствия в достаточном количестве двигателей ПС-90А-76. Кроме того, таким образом могли быть решены вопросы предполагаемых экспортных поставок самолетов.

ЛТХ:

Модификация: Ил-76Т
Размах крыла, м: 50,50
Длина самолета, м: 46,59
Высота самолета, м: 14,76
Площадь крыла, м2: 300,0
Масса, кг
-снаряженного самолета: 104000
-максимальная взлетная: 170000
-полезной нагрузки: 43400-47000
Максимальное количество топлива, л: 109480
Тип двигателя: 4 х ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс: 4 х 12000
Максимальная скорость, км/ч: 850
Крейсерская скорость, км/ч: 750-800
Дальность полета, км
-с грузом 20 т: 6100
-с грузом 47 т: 3000
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 6/7
Полезная нагрузка: 47 т коммерческого груза; при необходимости — 140 солдат или 128 парашютистов.

Ил-76Т на стоянке.

Ил-76Т на стоянке.

Ил-76Т Ливийской Джемахерии.

Ил-76Т заходит на посадку.

Грузовой отсек Ил-76Т.

Грузовой отсек Ил-76Т.

Грузовой отсек Ил-76Т.

Грузовой отсек Ил-76Т.

.

.

Список источников:
Авиация и Космонавтика. Николай Тиликов. Самолет Ил-76 и его транспортные модификации.
Крылья Родины. Николай Якубович. Универсальный грузовик.
Д.С.Комиссаров. Ил-76: История самолета.
Вестник Авиации и космонавтики. Владимир Ильин. Оперативно-тактический ВТС Ил-76.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Крылья Родины. Г.В.Новожилов. Самолет-солдат.
Крылья Родины. Г.Пакилев. Ил-76 — «рабочая лошадка» ВТА.
Роман Астахов. Русская Сила. Военно-транспортный самолет Ил-76.

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Воздушный командный пункт Ил-82 (Ил-76СК).

Воздушный командный пункт Ил-82 (Ил-76СК).

Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: Россия
Первый полет: 1989 г.

По спецзаказу Минобороны СССР два «ложных» Ил-76МД СССР-76450 и СССР-76451 были построены как стратегические воздушные командные пункты (ВКП) для руководства ядерными силами страны в случае, если наземные пункты управления будут выведены из строя.

Часть оборудования этих машин унифицирована с самолетами Ил-86ВКП также построенными по спецзаказу, другая часть — с самолетом ДРЛО А-50. Самолеты имеют конструкторское обозначение Ил-76ВКП и войсковое обозначение Ил-76СК (специальный командный). Впрочем, встречалось и обозначение Ил-82.

Внешность Ил-76ВКП очень характерная — их ни с чем не спутаешь. Весь верх носовой части фюзеляжа от пилотской кабины до центроплана занимает здоровенная коробчатая надстройка с аппаратурой спутниковой связи, как на Ил-86ВКП.

Остекление штурманской кабины зашито металлом, а метеорадар закрыт уменьшенным обтекателем измененной формы но типу А-50. Подобно А-50, левая входная дверь отсутствует — не десантному самолету она не нужна.

Обтекатели механизмов уборки шасси тоже позаимствованы у А-50 — их передние части заметно утолщены, расширены и имеют по два круглых воздухозаборника разного размера. В них размещена электронная аппаратура, поэтому ВСУ перенесена в заднюю часть левого обтекателя шасси и снабжена выступающим воздухозаборником, как на А-50. Слева от носовой опоры шасси к левому обтекателю колес шасси тянется коробчатый обтекатель проводки.

На зализе центроплана за крылом расположены ромбом четыре лепестковые антенны, по бокам передней кромки киля — два продолговатых обтекателя, как на Ил-86ВКП.

На боковых створках грузового люка установлены две огромные лепестковые антенны, а на средней — барабан, с которого разматывается буксируемая проволочная антенна сверхнизкочастотной спецсвязи со стабилизирующим конусом на конце. Эта антенна длиной 5 км (!) служит для связи с погруженными подводными лодками. Барабан находится внутри фюзеляжа, снаружи виден лишь небольшой обтекатель и полуутопленый в нем конус. Установка барабана вынудила перенести нижний проблесковый огонь со средней створки люка под законцовку фюзеляжа.

Выпустив антенну, самолет начинает описывать круги. Конус, потеряв скорость, сваливается, и пятикилометровая антенна повисает почти вертикально. Только при таком положении антенны радиосигнал может пробить толщу воды. Приемная антенна подводной лодки тоже проволочная и с небольшим поплавком на конце.

Наконец, под внешними консолями крыла крепятся на коротких пилонах небольшие овальные контейнеры с направленными вперед штыревыми антеннами УКВ связи.

По некоторым данным, оба борта входят в состав Отдельной авиаэскадрильи управления и ретрансляции 8 Авиадивизии особого назначения. Самолеты постоянно базируются на аэродроме Чкаловский. Какая-либо другая информация по этим машинам является закрытой. Это одни из немногих до сих пор не рассекреченных образцов авиационной техники.

ЛТХ:

Модификация: Ил-82
Размах крыла, м: 50,50
Длина самолета,м: 46,59
Высота самолета,м: 14,76
Площадь крыла,м2: 300,00
Масса, кг
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: 190000
Тип двигателя: 4 х ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс: 4 х 12000
Максимальная крейсерская скорость, км/ч: 780
Практическая дальность, км: 6800
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 5.

ВКП Ил-82 (Ил-76СК) на стоянке.

Ил-82 на рулежке.

Ил-82 заходит на посадку.

Ил-82 заходит на посадку.

Ил-82 в полете.

Ил-82 (Ил-76СК). Рисунок.

Ил-82 (Ил-76СК). Рисунок.

.

.

Список источников:
Д.С.Комиссаров. Ил-76. История самолета.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Ильюшин Ил-82».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Катастрофа Ил-76 под Кабулом (1979) — Википедия

Катастрофа под Кабулом

Ил-76М советских ВВС
Общие сведения
Дата 25 декабря 1979
Время 19:33 МСК
Характер столкновение с горой
Причина ошибка экипажа
Место 36 км от Кабула (Демократическая Республика Афганистан)
Воздушное судно
Модель Ил-76М
Принадлежность ВВС СССР (128-й втап)
Пункт вылета

ru.wikipedia.org

Ил-76ПП

    В 1987 г. на базе серийного Ил-76МД СССР-86889 был создан в единственном экземпляре самолет Ил-76ПП (ПП — постановщик помех). Работы выполнял Таганрогский авиационный научно-технический комплекс (ТАНТК) им. Г.М.Бериева.
    Самолет был предназначен для подавления радиоэлектронных средств неприятеля при продвижении своих войск. Самолет Ил-76МД был выбран в качестве базового исходя из его грузоподъемности, позволяющей разместить большой объем дополнительного специального оборудования без сокращения дальности полета при том же запасе топлива, а также с учетом наличия кормовой кабины стрелка с двумя двухствольными пушками на управляемой турели, служащей для отражения атак противника с задней полусферы. Базовый самолет был переоборудован для обеспечения функционирования комплекса специальной аппаратуры «Ландыш», в состав которого входят:

  • Устройства для пеленгации радиосигналов противника и измерения их параметров;
  • Экраны и табло для отображения полученной информации;
  • Исполнительные устройства, генерирующие активные помехи;
  • Средства индивидуальной радиозащиты самого постановщика помех от повреждения оружием противника.

    Учитывая большую энергоемкость вновь устанавливаемой аппаратуры, пришлось в носовой части самолета по обоим бортам установить два дополнительных турбогенератора. Турбогенераторы представляли собой турбовинтовые двигатели АИ-24ВТ по 2820 э.л.с. с четырьмя генераторами переменного тока, вся эта конструкция была закрыта обтекателями с воздухозаборниками в носовой части и выхлопными трубами в задней части. Обтекатели получились настолько большими, что перекрыли нижние кромки входных дверей, и двери пришлось дорабатывать, чтобы при их открывании вместе с ними откидывались прилегающие фрагменты обтекателей, а дверные ручки были сдвинуты вверх. Из-за установки дополнительных турбогенераторов штатную вспомогательную силовую установку (ВСУ) пришлось перенести в заднюю часть левого обтекателя шасси, при этом там появился выступающий сверху воздухозаборник.Рампа и кормовая турель с пушками сохранялась. Для размещения специальной аппаратуры были установлены два цилиндрических металлических контейнера на концах крыла. По всему внешнему контуру фюзеляжа размещены антенно-фидерные устройства. В бывшем грузовом отсеке аппаратура размещалась на стеллажах.
    По результатам испытаний на радиотехническом полигоне Черная речка под Ташкентом самолет Ил-76ПП в серию не пошел, так как не удалось добиться электромагнитной совместимости штатной радиоэлектронной аппаратуры самолета и привнесенного комплекса аппаратуры. Аппаратура РЭБ оказалась ненадежной, имела большой расход энергии.
    С 1992 года самолет Ил-76МД бортовой номер СССР-86889 находился на хранении на Учебном аэродроме ИВВАИУ(ВИ) (г.Иркутск).

Описание
Разработчик ТАНТК им. Г.М.Бериева
Обозначение Ил-76ПП
Тип самолет — постановщик помех
Экипаж, чел  
Геометрические и массовые характеристики
Длина самолета, м 46,6 (?)
Размах крыла, м 50,5 (?)
Силовая установка
Число двигателей 4
Тип двигателя ТРДД Д-30КП
Мощность двигателя, кгс 4х 12000

Источники информации:

  1. «Ил-76 — история самолета» / Д.Комиссаров /
  2. Ил-76ПП / Клуб моделистов и Коллекционеров /
  3. Ил-76ПП постановщик помех / Самолеты ОКБ им. Ильюшина /

testpilot.ru

76МФ — это… Что такое Ил-76МФ?

Военно-транспортный самолёт Ил-76 предназначен для транспортировки и десантирования личного состава, техники и грузов различного назначения. Является первым в истории СССР военно-транспортным самолётом с турбореактивными двигателями. Самолёт предназначен для эксплуатации с бетонированных и грунтовых аэродромов с прочностными характеристиками не ниже 0,6 МПа и способен доставлять грузы максимальной массой 28-60 тонн на расстояние 3600-4200 км с крейсерской скоростью 770—800 км/ч (максимальная масса перевозимого груза и дальность полёта зависит от модификации). Все кабины Ил-76 герметизированы, что даёт возможность перевозить 167 (245 — в двухпалубном варианте) солдат с личным оружием или обеспечить выброс 126 человек десантной группы. Самолёт может транспортировать всю номенклатуру боевой техники воздушно-десантных подразделений и большую часть техники мотострелковых дивизий. Грузовая кабина имеет 24,5 метра в длину (из которых 4,5 приходятся на рампу), 3,45 метра в ширину и 3,4 метра в высоту. Самолёт способен брать на борт до 109500 литров топлива и преодолевать расстояние до 6700 км со средним расходом топлива 9 тонн в час. Длина разбега на взлёте составляет 1700(1500 на практике)-1800(2000 при полной нагрузке и температуре воздуха от +25) метров, а пробег при посадке 930—1000 метров.

Ориентировочная стоимость самолёта — 27 млн долларов США.

Совершил первый полёт 25 марта 1971 года. Испытания самолёт проходил в гарнизоне Кречевицы (Великий Новгород) и там же впервые встал на вооружение ВВС СССР. Хорошо зарекомендовал себя на учениях «Щит-76» и «Щит-78». Показал себя с лучшей стороны в Афганистане.

Самолёт построен по традиционной для тяжёлых транспортных самолётов схеме однофюзеляжного высокоплана со стреловидным крылом и однокилевым оперением. Крыло самолёта трапециевидное с переломом по задней кромке. Стреловидность крыла по передней кромке 25 °. Каждое крыло оборудовано мощной механизацией и располагает пятисекционным предкрылком и двумя трёхщелевыми закрылками. В наличии также двухсекционный элерон и четыре тормозных щитка. Горизонтальное оперение расположено на верхней части киля (Т-образная форма).

Круглый в сечении фюзеляж разделён на несколько герметичных кабин, как то кабина пилотов (в верху носовой части фюзеляжа), кабина штурмана (под кабиной пилотов), грузовая кабина и кабина стрелка кормовой пушечной установки. В передней части фюзеляжа расположены два люка. В корме расположен трёхстворчатый задний грузовой люк. Десантирование личного состава возможно в четыре потока (два через грузовой люк). Грузовая кабина оборудована двумя грузовыми лебёдками установленными возле передней переборки, четырьмя электротельферами грузоподъёмностью по 2,5 тонны и четырьмя подтрапниками, ширину расположения которых можно менять. Для удобства погрузки и разгрузки, задние тельферы могут выдвигаться за порог рампы на пять метров. Пол грузовой кабины оборудован рольганговыми дорожками, что даёт возможность погрузки, разгрузки и десантирования несамоходных моногрузов.

Двигательная система представлена четырьмя турбореактивными двигателями подвешенными на пилонах под крылом. На первых серийных модификациях устанавливались двигатели Д-30КП тягой 12 000 кгс. Данные двигатели позволяют самолёту лететь в диапазоне скоростей 260—850 км/ч, что с одной стороны обеспечивает удобные условия воздушного десантирования, а с другой стороны высокую скорость крейсерского полёта. В последних модификациях самолётов двигатели Д-30КП заменены на ПС-90А-76 тягой 16 000 кгс.

Модификации Ил-76 являются основными самолётами военно-транспортной авиации России и Украины. Состоят также на вооружении ВВС стран СНГ, Алжира, Индии, Иордании, Ирана, Ирака, Китая, Ливии, Северной Кореи и Сирии.
Самолёты Ил-76 принимали активное участие в войне в Афганистане и показали там свою высокую эффективность. За время боевых действий было потеряно две машины.
Многочисленные коммерческие компании по всему миру используют гражданские модификации Ил-76 для осуществления транспортных перевозок.

По данным на 15 января 2009 года в результате катастроф и серьезных аварий было потеряно 58 самолетов типа Ил-76, причем 11 машин — в результате боевых действий.[5]

ДатаБортовой номерМесто катастрофыЖертвыОписание
н.д.86742н.д.н.д.Подробности неизвестны
н.д.86711Риган.д.При движении по рулежным дорожкам врезался в здание
н.д.86834Новокузнецк0/н.д.Грубая посадка
23.11.7986714у Витебскан.д.Разбился при заходе на посадку ночью
25.12.7986036Кабул44/44Врезался в гору при заходе на посадку
23.09.80YI-AIOБагдадн.д.Сбит иранскими истребителями в ходе ирано-иракской войны
05.06.8386718?Джелалабадн.д.Подробности неизвестны (российскими источниками потеря не подтверждается)
27.10.8486739Кабул11/11Сбит душманами
19855A-DKKСебхан.д.Грубая посадка
15.04.19865A-DNFТриполи0/0Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи
15.04.19865A-DNLТриполи0/0Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи
15.04.19865A-DLLТриполи0/0Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи
02.04.8776679Сиваш8/8Столкнулся в воздухе с другим Ил-76 в ходе ночного учебного полета
02.04.8776685Сиваш8/8Столкнулся в воздухе с другим Ил-76 в ходе ночного учебного полета
11.12.8886732у Ленинакана78/78Участвовал в спасательной операции после Спитакского землетрясения
19.12.8878771Новая Земля0/н.д.Разбился при посадке
18.10.8976569Каспий57/57Пожар первого двигателя, упал в море
20.10.8976466у Ленинакана25/25Разбился при снижении, экипаж ошибочно запрограммировал альтиметр
01.02.9086021у Паневежиса7/7После ухода на 2-й круг и входа в облака на высоте 70 м Ил-76 внезапно потерял управление и плашмя упал в лес в 3 700 м от ВПП
27.03.9078781Кабул11/11Разбился при снижении
12.06.9086905Кабул0/10Сбит душманами
24.05.91LZ-INKу Бахтарана4/10Аварийная посадка после исчерпания топлива, три раза заходил на посадку
28.08.9278780Кабул0/0Прилетел эвакуировать российскую дипмиссию. В стоящий самолет попала ракета душманов.
08.07.9386039Псков11/11Пожар на борту
19.07.94н.д.Луанда?0/0Уничтожен при артобстреле
31.12.9476836Сараево0/н. д.Вылетел за пределы залитой водой ВПП
05.04.9676752Камчатка19/19Врезался в гору
06.06.9676539Киншаса10/10Разбился при взлете
19.08.9676513Белград12/12Аварийная посадка, проблемы с бортовой электроникой
12.11.9676435Индия37/37Столкнулся в воздухе с B-747. На Ил-76 был неисправен высотомер
27.11.9678804около Абакана23/23Разбился вскоре после взлета, был перегружен
25.01.9776834Анадырь0/26Разбился при взлете, экипаж выполнял взлет с нарушением инструкций
13.07.9876424Рас-эль-Хайма8/8Перегруженный самолет разбился вскоре после взлета
17.07.98UR-UCIАсмера10/10Разбился при снижении
26.07.9976819Иркутск0/7Разбился при взлете
20.06.0076723Астрахань0/228Аварийная посадка из-за проблем с гидравликой
18.04.0178821Остенде0/8Прервал взлет из-за пожара двигателя
14.07.0176588Чкаловский10/10Разбился при взлете из-за перегруза
02.12.0176839Магаданская область18/18Пожар на борту
24.02.02н.д.Мешхед0/230Возврат в аэропорт, пожар на борту
27.07.0276717Львов0/0Был поврежден на стоянке во время катастрофы Су-27
08.12.0276758Гуам0/0Поврежден тайфуном
31.01.03RDPL-34141Восточный Тимор6/6Разбился при снижении из-за ошибочных действий экипажа
19.02.0315-22..около Кермана275/275Разбился в горах
04.04.03н.д.аль-Такадум0/0Уничтожен ракетами на авиабазе в ходе войны в Ираке
04.03.04UR-ZVAБаку3/7Разбился при взлете из-за грубых ошибок бортинженера
18.05.044K-AZ27Урумчи7/7Разбился вскоре после взлета
30.12.04ER-IBMКабул0/8Потерял одну из стоек шасси при посадке, снова поднялся в воздух и совершил аварийную посадку
03.02.05ST-EWBХартум7/7Упал с эшелона, проблемы с топливной системой
23.03.05ER-IBRМванза8/8Разбился при взлете, экипаж не своевременно понял, что самолет уже оторвался от ВПП
11.11.054L-ZILАфганистан8/8Врезался в гору
09.03.0778826Могадишо0/15Сбит исламистами
23.03.0778849Могадишо11/11Сбит исламистами, летел за деталями предыдущего сбитого Ил-76
10.05.07EX-093Пойнте Нуар0/0Загорелся при погрузке
14.02.08UN-76020Кандагар0/н.д.Загорелся двигатель
14.06.08ST-WTBХартум4/4Взорвался при взлете
15.01.0976825Махачкала4/7Ожидал взлета, другой Ил-76 при пробеге после посадки ударил его крылом по кабине.
09.03.09S9-SABозеро Виктория11/11Пожар на борту, упал в озеро вскоре после взлета.

dal.academic.ru

Ил-82 / Ил-76СК / Ил-76ВКП

ДАННЫЕ НА 2014г. (стандартное пополнение)

Ил-82 / Ил-76СК / Ил-76ВКП / изделие 82 / 9А9676

 

Воздушный командный пункт / воздушный пункт управления Генерального Штаба ВС РФ. Самолет предназначен для управления вооруженными силами в ходе конфликта с применением ядерного оружия. Аналог — Ил-80 / Ил-86ВКП. Разработан в КБ им.С.В.Ильюшина в 1980-е годы на базе транспортных самолетов Ил-76МД. Всего построено два самолета, которые изначально, как Ил-76МД, имели регистрационные №№ СССР-76450 и СССР-76451.

Первый полет самолет СССР-76450 совершил 27 апреля 1987 г. С 1993 г. регистрационные номера RA с теми же цифрами. Входят в штатный состав 3-й Авиационной эскадрильи 8-й Авиационной дивизии особого назначения в/ч 22737 (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ, Подмосковье). Ил-76ВКП — обозначение самолета в КБ до принятия на вооружение. Ил-76СК — специальный командный.

15 апреля 1997 г. Министерством обороны России заключен договор с АК им.Ильюшина на выполнение ОКР «Разработка эскизно-технического проекта по модернизации изд.80 и изд. 82» (Ил-80 и Ил-82). К середине 2008 г. предполагалось завершить очередной этап ОКР — разработку рабочей конструкторской документации на модернизацию Ил-82. Сроки выполнения данного этапа ОКР устанавливались с с 01.05.2007 г. по 15.06.2008 г. По состоянию на февраль 2010 г. этап не был завершен (ист. — Судебные дела…).


Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, март 2011 г. (фото — Анатолий Бурцев, http://russianplanes.net/id98782).


Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, декабрь 2010 г. (фото — Александр Шухов, http://russianplanes.net/id36351).


Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, декабрь 2009 г. (фото — Станислав Пикулёв, http://russianplanes.net/id17034).


Двигатели: 4 х ТРДД Д-30КП тягой по 12000 кг

ТТХ самолета:
Экипаж — 5 чел (летный состав)

Длина — 46,59 м
Размах крыла — 50,50 м
Высота — 14,76 м
Площадь крыла — 300 кв.м

Масса взлетная нормальная — 190000 кг

Скорость крейсерская — 780 км/ч
Дальность полета — 6800 км
Потолок практический — 12000 м

Оборудование: частично оборудование (вероятно, в части радиостанций) унифицировано с самолетами Ил-80 / Ил-86ВКП.

ОборудованиеОписание
Контейнер с оборудованием спутниковой связи («горб») 
Лепестковые антенны на центроплане 
Антенны под обтекателями на фюзеляже около киля 
Антенны под обтекателями на фюзеляже под носовой частью 
Лепестковые антенны под фюзеляжем 
Две большие лепестковые антенны в хвостовой части фюзеляжа 
Вытяжная антенна с конусом для сверхдлинноволновой связи (средняя створка грузового люка)Длина антенны 5 км (источник)
Контейнеры со штыревыми антеннами УКВ-связи под крылом (2 ед). 

Статус: СССР / Россия


Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, август 2006 г. (фото — sss, http://russianplanes.net/id68099).

Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, январь 2010 г. (фото — Дмитрий Терехов, http://russianplanes.net/id15806).


Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Раменское, 12.08.2012 г. (фото — pfc_joker, http://pfc-joker.livejournal.com/).


Реестр Ил-82 / Ил-76ВКП (по состоянию на 14.07.2012 г.):
№ппНаименованиеСер.№Зав.№Борт №Первый полетПримечание
01
Ил-8248-05
0053463900
СССР-76450
RA-76450 (с 1993 г.)
29.04.1987
Базирование — Чкаловский. Август 2012 г. — Раменское. 2006-2012 г.г. — в эксплуатации.
02Ил-8249-050053464938СССР-76451
RA-76451 (с 1993 г.)
30.11.1987 г.Базирование — Чкаловский. В эксплуатации.


Оба экземпляра Ил-82 / Ил-76СК (рисунок Александра Гаврилова, 2006 г., http://wp.scn.ru).
Источники:
Ил-82. Сайт http://www.airwar.ru, 2004 г.
Судебные дела НПП «Полет» и Минобороны. http://alexeyvvo.livejournal.com/19850.html, 2012 г.
RussianPlanes.net. Сайт http://russianplanes.net/, 2012 г.

militaryrussia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *