Военно-транспортный самолет Ил-76М (СССР)
Военно-транспортный самолет Ил-76 (код НАТО — Il-76M Candid) предназначен для десатирования личного состава и техники парашютным и посадочным способом, а также для перевозки военных и народнохозяйственных грузов. Разработка самолета начата в конце 60-х годов, первый полет опытного самолета состоялся 25 марта 1971 г Серийное производство ведется с 1975 г., и к 1992 г. построено около 700 самолетов.
На базе Ил-76 созданы самолеты различного назначения:
Ил-76М, Ил-76МД, Ил-76МФ — военно-транспортные самолеты.
Ил-76Т, Ил-76ТД — транспортные самолеты, предназначенные для использования в ГВФ
Ил-76ТДП — пожарный самолет.
Ил-76/lJl — летающая лаборатория для отработки перспективных двигателей.
На самолете установлена навигационная РЛС (под кабиной штурмана), метеорологическая РЛС (в носовой части), БЦВМ.
Самолет выполнен по нормальной аэродинамической схеме, с высокорасположенным стреловидным крылом и Т-образным хвостовым оперением. Кабины экипажа и грузовой отсек герметичные. Фюзеляж балочной конструкции, овального поперечного сечения по кабине экипажа и круглого — по грузовой кабине. Механизация крыла по передней и задней кромкам состоит из отклоняющихся пятисекционных предкрылков и выдвигающихся трехщелевых закрылков, элеронов, спойлеров и тормозных щитков.
Четыре ТРДД установлены под крылом на пилонах и заключены в гондолы, которые закреплены на самих двигателях. Топливо размещено в 12 изолированных друг от друга баках-отсеках. Все они разделены на 4 группы по числу двигателей, в которых для предотвращения взрыва используется система наддува нейтрального газа. Шасси самолета состоит из четырех главных опор (расположены спереди и сзади центра тяжести самолета) и передней стойки.
Самолет имеет герметичную грузовую кабину, опускающуюся грузовую рампу, две тяговые грузовые лебедки, расположенные у передней стенки грузовой кабины, четыре электротельфера (по два с каждого борта; задние электротельферы могут выдвигаться на 5 м за порог рампы), четыре переставляемых по ширине рампы подтрапника. В грузовой кабине возможна установка трех пассажирских модулей, выполненных в виде стандартных контейнеров (пассажировместимость каждого модуля 30 человек). Длина грузового отсека — 20 м, ширина — 3,4 м, высота — 3,46 м.
По конструктивной и аэродинамической компоновке, а также по своим летно-техническим характеристикам Ил-76М практически не имеет отличий от самолета Ил-76, за исключением максимально перевозимой нагрузки, которая увеличена на 20 т.
Ил-76МД (код НАТО — Candid-В) предназначен для выброски воздушного десанта, перевозки войск, боевой техники (в том числе средних танков), доставки войскам срочных грузов, а также транспортировки раненых и больных. При установке недорогого специального оборудования может использоваться для тушения сильных пожаров.
Первая опытная машина была создана в марте 1971 г. на базе Ил-76М, а с июня 1974 г. Ил-76МД начал поступать на вооружение.
Ил-76МД — самолет автономной эксплуатации. В течение двух месяцев он способен выполнять задачи вдали от родного аэродрома и обслуживается только силами экипажа.
Силовая установка, все системы, оборудование и вооружение полностью сохранены, и лишь в конструкцию планера введены конструктивные изменения, связанные с увеличением ресурса и взлетной массы. При эксплуатации с бетонированных ВПП первого класса взлетная масса самолета возросла со 170 ди 190 т в основном за счет заправляемого топлива и незначительно — за счет увеличения массы конструкции. Это позволило повысить дальность полета самолета Ил-76МД с максимальной транспортной нагрузкой на 40%.
Тележка шасси, в отличие от Ил-76М. расположена не вдоль, а поперек, что повышает взлетно-посадочные характеристики при использовании грунтовых аэродромов. Для предотвращения попадания грязи ниша шасси во время взлета и посадки закрыта. На Ил-76МД применены уникальные трехщелевые закрылки. ИЛ-76МД оборудован специальными средствами десантирования людей и техники, выброса грузов. Основные системы самолета многократно резервированы.
Бортовое оборудование предназначено для выполнения транспортно-десантных задач днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, в условиях противодействия ПВО противника и включает прицельно навигационный пилотажный комплекс, радиосвязное, десантно-транспортное оборудование и средства индивидуальной защиты.
В состав ПНПК входят; курсовая система, РЛС обзора земной поверхности, центральный цифровой вычислитель, система автоконтроля, система автоматического управления полетом, радиотехническая система ближней навигации и посадки, радиолокационный запросчик-ответчик, оптико-инфракрасный прицел, аппаратура сигнализации об опасном сближении с землей.
Радиосвязное оборудование включает: КВ-радиостанцию, аварийную радиостанцию, самолетное переговорное устройство, аппаратуру речевого оповещения, магнитофон.
Десантно-транспортное оборудование предназначено для загрузки, выгрузки и десантирования людей, техники и грузов, размещения и швартовки их при перевозке. Состоит из тельферного, рольгангового, швартовочно-такелажного, вспомогательного парашютного и санитарного оборудования.
Ил-76МД оснащен средствами индивидуальной и огневой защиты, в состав которых входят: станция предупреждения об облучении, станция для создания радиопомех, инфракрасные патроны, автомат выброса дипольных отражателей и две авиационные пушки калибра 23 мм с радиолокационной прицельной станцией (для отражения атак с задней полусферы). Под крылом могут устанавливаться подвески для четырех 250-кг авиабомб или радиомаяки на съемных пилонах.
По транспортным возможностям Ил-76МД превосходит Ил-76М в 1,2 раза, а перед своим зарубежным аналогом C-141 имеет преимущества в эксплуатации самолета с укороченных и грунтовых аэродромов, в возможности длительной автономной эксплуатации. Кроме того, оснащенность вооружением Ил-76МД, присущая ему высокая механизация погрузочно-разгрузочных работ и большая допустимая масса моногруза до 48 т (на С-141 — 36 т) значительно превышают его возможности по сравнению с C-141A.
Ил-76МД применялся в ходе боевых действий в Афганистане, где в боевой обстановке он неоднократно подтверждал свои высокие летные характеристики и надежность. Известен случай, когда на высоте 7,5 тыс. м в самолет попала ракета и вырвала из фюзеляжа кусок обшивки размером 2,5×2 м. С этим повреждением машина прошла еще более 200 км и произвела благополучную посадку.
Ил-76МФ предназначен для перевозки войск, боевой техники (в том числе средних танков), доставки срочных грузов, а также транспортировки раненых и больных.
Работа по проектированию Ил-76 с удлиненным фюзеляжем началась в 80-х годах. В августе 1995 г. самолет, получивший обозначение Ил-76МФ, выполнил свой первый полет. Ввод его в эксплуатацию был облегчен высокой преемственностью конструкции, ее освоенностью, а также хорошей оснащенностью традиционных эксплуатантов.
Удлинение грузовой кабины на 6,6 м позволило увеличить ее обьем с 320 до 400 м3 и практически полностью использовать грузоподъемность машины. Одновременно повысились возможности самолета по транспортировке грузов в контейнерах и на поддонах.
Современные экономичные двигатели ПС-90-76 позволили увеличить топливную эффективность самолета на трассах протяженностью 3700 км на 32% по сравнению с Ил-76ТД.Способность этих машин работать в условиях особо жаркого климата или на высокогорных аэродромах повышает эффективность их применения. Ил-76 МФ оснащен современным ПИК.
Ил-76ТД (код НАТО — «Candid-А») — тяжелый транспортно-десантный самолет, который предназначен для перевозки и десантирования крупногабаритной техники и грузов, взлетает и садится на бетонированные и грунтовые ВПП.
Ил-76ТДП способен брать на борт до 44000 кг воды и покрывать ею площадь 500 х 100 м в течение 6 секунд или сбрасывать на очаг пожара 44 пожарных-парашютистов и 5000 кг спецоборудования (стандартный самолет Ил-76 может быть переоборудован в Ил-76ТДП в течение 4 ч).
Ил-76ЛЛ оснащен оборудованием для летных испытаний двигателей Д-ЗОКП, I-IK-86, ПС-90А, Д-18Т, Д-236 и других перспективных силовых установок (испытываемый двигатель подвешивается на пилоне под крылом вместо одного из штатных).
Оборонительное вооружение Ил-76 включает 2 пушки ГШ-23Л (калибр 23 мм) в кормовой установке, унифицированные с пушками, установленными на бомбардировщике Ту-95МС. Для защиты от ракет с ИК ГСН имеются контейнеры с ложными ИК-целями (192 патрона калибра 50 мм). В грузовом отсеке могут размещаться бомбы сверхбольшой мощности (массой до 10000 кг), сбрасываемые парашютным способом.
Строится серийно. Около 100 самолетов были экспортированы гражданским и военным пользователям в разных странах мира. Находится на вооружении ВВС стран СНГ, Ливии, Ирака, Индии, Сирии, Польши и Чехии.
На основе самолета Ил-76 в Ираке в 1988 г. создан самолет ДРЛО «Аднан-1» с РЛС Томпсон-CSF «Тайгер» (франзуского производства, дальность обнаружения целей класса «истребитель» — 350 км), а также самолет-заправщик (способен одновременно заправлять один самолет по методу «шланг-конус»). Несколько самолетов Ил-76 ВВС Индии переоборудованы в самолеты радиотехнической разведки.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ Ил-76М
Экипаж, чел. 6
Скорость, км/ч:
максимальная 850
крейсерская 760—800
Практический потолок, м 12700
Дальность перегоночная, км 7200
Максимальная полезная нагрузка, кг 47000
Длина разбега
(при нормальной взлетной массе), м 1600
Длина пробега
(при нормальной посадочной массе), м 780—1000
Габариты самолета, м:
размах крыла 50,5
длина 46.6
высота 14,42
Двигатель, кгс:
ТРДД Д-ЗОКП 4 по 12000
www.dogswar.ru
Средний транспортный самолет Ил-76Т. — Российская авиация
Средний транспортный самолет Ил-76Т.
Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: СССР
Первый полет: 1975 г.
Во второй половине 1960-х годов в нашей стране начался интенсивный рост грузовых воздушных перевозок. В те годы значительное количество грузов перевозили на пассажирских самолетах за счет их догрузки, а крупногабаритные грузы и технику перевозили на транспортных самолетах Ан-12 или на самолетах Ан-22, которые находились на вооружении ВТА. Необходимость доставки грузов воздушным транспортом, особенно в отдаленные и бездорожные районы Сибири, Крайнего Севера и Дальнего Востока, а также потребность в быстром повышении эффективности парка транспортных самолетов МГА определили целесообразность создания в нашей стране нового транспортного самолета или использования создаваемого в те годы самолета Ил-76 в интересах МГА. В соответствии с распоряжением Министра авиационной промышленности СССР от 6 марта 1970 года коллектив ОКБ приступил к созданию гражданской модификации самолета Ил-76.
В мае 1973 года была проведена Макетная комиссия МГА по рассмотрению материалов по самолету, предназначенного для эксплуатации в МГА. Возглавлял эту комиссию заместитель министра гражданской авиации Аксенов.
В мае 1975 года первый серийный самолет прошел пробную эксплуатацию в тюменском регионе, перевозя различные грузы из Тюмени в Сургут, Надым и Нижневартовск. Командиром экипажа был А.М.Тюрюмин, ведущим инженером по летным испытаниям В.В.Шкитин. В ходе этой пробной эксплуатации были впервые проведены воздушные перевозки грузов в контейнерах, с использованием легкосъемного напольного оборудования самолета, что позволило применить новые технологии в авиационных перевозках.
В декабре 1975-го — феврале 1976 года в этом регионе с более сложной программой работал первый опытный самолет, который также перевозил различные грузы в города Западной Сибири. Было перевезено более 1 700 т грузов, включая различную инженерную и строительную технику, автомобили, автобусы типа «Икарус». Командиром экипажа в этой экспедиции был Заслуженный летчик-испытатель СССР Герой Советского Союза Э.И.Кузнецов, ведущий инженер — И.Б.Воробьев.
В декабре 1976 года в Тюменское управление гражданской авиации поступили два серийных самолета Ил-76. Это были практически такие же самолеты Ил-76, которые поставлялись ВТА, но без вооружения.
География полетов самолетов Ил-76Т связана с освоением районов Крайнего Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Самолет надежно работает на грунтовых и заснеженных аэродромах в сложных погодных условиях. Весной 1978 года самолеты Ил-76Т вышли на международные трассы и сегодня они летают во всех регионах мира, в любых климатических условиях.
«Появление в гражданской авиации такого большегрузного универсального транспортного самолета было вполне закономерным, удовлетворяющим требованиям по решению стоящих перед отраслью задач. И в то же время поражали воображение его комфортность для экипажа, автономность, возможность взятия на борт практически всевозможной загрузки (даже «с земли»), возможность использования для взлета и посадок грунтовых и заснеженных аэродромов относительно ограниченных размеров, с простейшими средствами УВД и минимумом аэродромного оборудования.» (Из выступления бывшего командира отряда самолетов Ил-76 Центрального управления международных воздушных сообщений гражданской авиации Г.П.Александрова на летно-технической конференции, посвященной 20-летию летной эксплуатации самолетов Ил-76 в гражданской авиации).
Для самолета Ил-76Т разработано специальное швартовочное устройство, состоящее из передней и задней упорных стенок и нескольких поперечных рам, устанавливаемых по длине грузовой кабины. Это устройство позволяет перевозить длинномерные грузы типа труб, листового проката, профилей и различного нефтегазового оборудования, обеспечивая при этом наиболее полное использование грузоподъемности самолета.
Одновременно с созданием модифицированного военно-транспортного самолета Ил-76МФ ОКБ приступило к созданию еще одной модификации самолета — транспортный самолет Ил-76ТФ. Этот самолет отличается от своего военного аналога тем, что с него, как в свое время при создании самолетов Ил-76Т из Ил-76М и Ил-76ТД из Ил-76МД, снято все вооружение и специальное оборудование. За счет снижения массы оборудования увеличена дальность полета самолета Ил-76ТФ и снижены прямые эксплуатационные расходы.
В ОКБ прорабатывался вопрос создания самолета Ил-76ТФ с французскими двигателями CFM-56-5C4. В основном характеристики самолета получились такие же, как и у самолета Ил-76ТФ. Самолет создавался в качестве подстраховочного варианта на случай отсутствия в достаточном количестве двигателей ПС-90А-76. Кроме того, таким образом могли быть решены вопросы предполагаемых экспортных поставок самолетов.
ЛТХ:
Модификация: Ил-76Т
Размах крыла, м: 50,50
Длина самолета, м: 46,59
Высота самолета, м: 14,76
Площадь крыла, м2: 300,0
Масса, кг
-снаряженного самолета: 104000
-максимальная взлетная: 170000
-полезной нагрузки: 43400-47000
Максимальное количество топлива, л: 109480
Тип двигателя: 4 х ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс: 4 х 12000
Максимальная скорость, км/ч: 850
Крейсерская скорость, км/ч: 750-800
Дальность полета, км
-с грузом 20 т: 6100
-с грузом 47 т: 3000
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 6/7
Полезная нагрузка: 47 т коммерческого груза; при необходимости — 140 солдат или 128 парашютистов.
Ил-76Т на стоянке.
Ил-76Т на стоянке.
Ил-76Т Ливийской Джемахерии.
Ил-76Т заходит на посадку.
Грузовой отсек Ил-76Т.
Грузовой отсек Ил-76Т.
Грузовой отсек Ил-76Т.
Грузовой отсек Ил-76Т.
.
.
Список источников:
Авиация и Космонавтика. Николай Тиликов. Самолет Ил-76 и его транспортные модификации.
Крылья Родины. Николай Якубович. Универсальный грузовик.
Д.С.Комиссаров. Ил-76: История самолета.
Вестник Авиации и космонавтики. Владимир Ильин. Оперативно-тактический ВТС Ил-76.
Самолеты ОКБ имени С.В.Ильюшина. (под редакцией Г.В.Новожилова).
Крылья Родины. Г.В.Новожилов. Самолет-солдат.
Крылья Родины. Г.Пакилев. Ил-76 — «рабочая лошадка» ВТА.
Роман Астахов. Русская Сила. Военно-транспортный самолет Ил-76.
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
Воздушный командный пункт Ил-82 (Ил-76СК).
Воздушный командный пункт Ил-82 (Ил-76СК).
Разработчик: ОКБ Ильюшина
Страна: Россия
Первый полет: 1989 г.
По спецзаказу Минобороны СССР два «ложных» Ил-76МД СССР-76450 и СССР-76451 были построены как стратегические воздушные командные пункты (ВКП) для руководства ядерными силами страны в случае, если наземные пункты управления будут выведены из строя.
Часть оборудования этих машин унифицирована с самолетами Ил-86ВКП также построенными по спецзаказу, другая часть — с самолетом ДРЛО А-50. Самолеты имеют конструкторское обозначение Ил-76ВКП и войсковое обозначение Ил-76СК (специальный командный). Впрочем, встречалось и обозначение Ил-82.
Внешность Ил-76ВКП очень характерная — их ни с чем не спутаешь. Весь верх носовой части фюзеляжа от пилотской кабины до центроплана занимает здоровенная коробчатая надстройка с аппаратурой спутниковой связи, как на Ил-86ВКП.
Остекление штурманской кабины зашито металлом, а метеорадар закрыт уменьшенным обтекателем измененной формы но типу А-50. Подобно А-50, левая входная дверь отсутствует — не десантному самолету она не нужна.
Обтекатели механизмов уборки шасси тоже позаимствованы у А-50 — их передние части заметно утолщены, расширены и имеют по два круглых воздухозаборника разного размера. В них размещена электронная аппаратура, поэтому ВСУ перенесена в заднюю часть левого обтекателя шасси и снабжена выступающим воздухозаборником, как на А-50. Слева от носовой опоры шасси к левому обтекателю колес шасси тянется коробчатый обтекатель проводки.
На зализе центроплана за крылом расположены ромбом четыре лепестковые антенны, по бокам передней кромки киля — два продолговатых обтекателя, как на Ил-86ВКП.
На боковых створках грузового люка установлены две огромные лепестковые антенны, а на средней — барабан, с которого разматывается буксируемая проволочная антенна сверхнизкочастотной спецсвязи со стабилизирующим конусом на конце. Эта антенна длиной 5 км (!) служит для связи с погруженными подводными лодками. Барабан находится внутри фюзеляжа, снаружи виден лишь небольшой обтекатель и полуутопленый в нем конус. Установка барабана вынудила перенести нижний проблесковый огонь со средней створки люка под законцовку фюзеляжа.
Выпустив антенну, самолет начинает описывать круги. Конус, потеряв скорость, сваливается, и пятикилометровая антенна повисает почти вертикально. Только при таком положении антенны радиосигнал может пробить толщу воды. Приемная антенна подводной лодки тоже проволочная и с небольшим поплавком на конце.
Наконец, под внешними консолями крыла крепятся на коротких пилонах небольшие овальные контейнеры с направленными вперед штыревыми антеннами УКВ связи.
По некоторым данным, оба борта входят в состав Отдельной авиаэскадрильи управления и ретрансляции 8 Авиадивизии особого назначения. Самолеты постоянно базируются на аэродроме Чкаловский. Какая-либо другая информация по этим машинам является закрытой. Это одни из немногих до сих пор не рассекреченных образцов авиационной техники.
ЛТХ:
Модификация: Ил-82
Размах крыла, м: 50,50
Длина самолета,м: 46,59
Высота самолета,м: 14,76
Площадь крыла,м2: 300,00
Масса, кг
-пустого самолета: —
-нормальная взлетная: 190000
Тип двигателя: 4 х ТРДД Д-30КП
Тяга, кгс: 4 х 12000
Максимальная крейсерская скорость, км/ч: 780
Практическая дальность, км: 6800
Практический потолок, м: 12000
Экипаж, чел: 5.
ВКП Ил-82 (Ил-76СК) на стоянке.
Ил-82 на рулежке.
Ил-82 заходит на посадку.
Ил-82 заходит на посадку.
Ил-82 в полете.
Ил-82 (Ил-76СК). Рисунок.
Ил-82 (Ил-76СК). Рисунок.
.
.
Список источников:
Д.С.Комиссаров. Ил-76. История самолета.
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Ильюшин Ил-82».
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
Катастрофа под Кабулом | |
---|---|
Ил-76М советских ВВС | |
Общие сведения | |
Дата | 25 декабря 1979 |
Время | 19:33 МСК |
Характер | столкновение с горой |
Причина | ошибка экипажа |
Место | 36 км от Кабула (Демократическая Республика Афганистан) |
Воздушное судно | |
Модель | Ил-76М |
Принадлежность | ВВС СССР (128-й втап) |
Пункт вылета |
ru.wikipedia.org
Ил-76ПП
В 1987 г. на базе серийного Ил-76МД СССР-86889 был создан в единственном
экземпляре самолет Ил-76ПП (ПП — постановщик помех). Работы выполнял Таганрогский авиационный научно-технический комплекс
(ТАНТК) им. Г.М.Бериева.
Самолет был предназначен для подавления радиоэлектронных средств неприятеля при продвижении своих войск.
Самолет Ил-76МД был выбран в качестве базового исходя из его грузоподъемности, позволяющей разместить большой объем дополнительного специального оборудования без сокращения дальности полета при том же запасе топлива, а также с учетом наличия кормовой кабины стрелка с двумя двухствольными пушками на управляемой турели, служащей для отражения атак противника с задней полусферы.
Базовый самолет был переоборудован для обеспечения функционирования комплекса специальной аппаратуры «Ландыш», в состав которого входят:
- Устройства для пеленгации радиосигналов противника и измерения их параметров;
- Экраны и табло для отображения полученной информации;
- Исполнительные устройства, генерирующие активные помехи;
- Средства индивидуальной радиозащиты самого постановщика помех от повреждения оружием противника.
Учитывая большую энергоемкость вновь устанавливаемой аппаратуры, пришлось в носовой части самолета по обоим бортам установить два дополнительных турбогенератора.
Турбогенераторы представляли собой турбовинтовые двигатели АИ-24ВТ по 2820 э.л.с. с четырьмя генераторами переменного тока, вся эта конструкция была закрыта обтекателями с воздухозаборниками в носовой части и выхлопными трубами в задней части.
Обтекатели получились настолько большими, что перекрыли нижние кромки входных дверей, и двери пришлось дорабатывать, чтобы при их открывании вместе с ними откидывались прилегающие фрагменты обтекателей, а дверные ручки были сдвинуты вверх.
Из-за установки дополнительных турбогенераторов штатную вспомогательную силовую установку (ВСУ) пришлось перенести в заднюю часть левого обтекателя шасси, при этом там появился выступающий сверху воздухозаборник.Рампа и кормовая турель с пушками сохранялась.
Для размещения специальной аппаратуры были установлены два цилиндрических металлических контейнера на концах крыла. По всему внешнему контуру фюзеляжа размещены антенно-фидерные устройства. В бывшем грузовом отсеке аппаратура размещалась на стеллажах.
По результатам испытаний на радиотехническом полигоне Черная речка под Ташкентом самолет Ил-76ПП в серию не пошел, так как не удалось добиться электромагнитной совместимости штатной радиоэлектронной аппаратуры самолета и привнесенного комплекса аппаратуры.
Аппаратура РЭБ оказалась ненадежной, имела большой расход энергии.
С 1992 года самолет Ил-76МД бортовой номер СССР-86889 находился на хранении на Учебном аэродроме ИВВАИУ(ВИ) (г.Иркутск).
Описание | |
---|---|
Разработчик | ТАНТК им. Г.М.Бериева |
Обозначение | Ил-76ПП |
Тип | самолет — постановщик помех |
Экипаж, чел | |
Геометрические и массовые характеристики | |
Длина самолета, м | 46,6 (?) |
Размах крыла, м | 50,5 (?) |
Силовая установка | |
Число двигателей | 4 |
Тип двигателя | ТРДД Д-30КП |
Мощность двигателя, кгс | 4х 12000 |
Источники информации:
- «Ил-76 — история самолета» / Д.Комиссаров /
- Ил-76ПП / Клуб моделистов и Коллекционеров /
- Ил-76ПП постановщик помех / Самолеты ОКБ им. Ильюшина /
testpilot.ru
Дата | Бортовой номер | Место катастрофы | Жертвы | Описание |
---|---|---|---|---|
н.д. | 86742 | н.д. | н.д. | Подробности неизвестны |
н.д. | 86711 | Рига | н.д. | При движении по рулежным дорожкам врезался в здание |
н.д. | 86834 | Новокузнецк | 0/н.д. | Грубая посадка |
23.11.79 | 86714 | у Витебска | н.д. | Разбился при заходе на посадку ночью |
25.12.79 | 86036 | Кабул | 44/44 | Врезался в гору при заходе на посадку |
23.09.80 | YI-AIO | Багдад | н.д. | Сбит иранскими истребителями в ходе ирано-иракской войны |
05.06.83 | 86718? | Джелалабад | н.д. | Подробности неизвестны (российскими источниками потеря не подтверждается) |
27.10.84 | 86739 | Кабул | 11/11 | Сбит душманами |
1985 | 5A-DKK | Себха | н.д. | Грубая посадка |
15.04.1986 | 5A-DNF | Триполи | 0/0 | Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи |
15.04.1986 | 5A-DNL | Триполи | 0/0 | Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи |
15.04.1986 | 5A-DLL | Триполи | 0/0 | Уничтожен в ходе американского авиаудара по аэропорту Триполи |
02.04.87 | 76679 | Сиваш | 8/8 | Столкнулся в воздухе с другим Ил-76 в ходе ночного учебного полета |
02.04.87 | 76685 | Сиваш | 8/8 | Столкнулся в воздухе с другим Ил-76 в ходе ночного учебного полета |
11.12.88 | 86732 | у Ленинакана | 78/78 | Участвовал в спасательной операции после Спитакского землетрясения |
19.12.88 | 78771 | Новая Земля | 0/н.д. | Разбился при посадке |
18.10.89 | 76569 | Каспий | 57/57 | Пожар первого двигателя, упал в море |
20.10.89 | 76466 | у Ленинакана | 25/25 | Разбился при снижении, экипаж ошибочно запрограммировал альтиметр |
01.02.90 | 86021 | у Паневежиса | 7/7 | После ухода на 2-й круг и входа в облака на высоте 70 м Ил-76 внезапно потерял управление и плашмя упал в лес в 3 700 м от ВПП |
27.03.90 | 78781 | Кабул | 11/11 | Разбился при снижении |
12.06.90 | 86905 | Кабул | 0/10 | Сбит душманами |
24.05.91 | LZ-INK | у Бахтарана | 4/10 | Аварийная посадка после исчерпания топлива, три раза заходил на посадку |
28.08.92 | 78780 | Кабул | 0/0 | Прилетел эвакуировать российскую дипмиссию. В стоящий самолет попала ракета душманов. |
08.07.93 | 86039 | Псков | 11/11 | Пожар на борту |
19.07.94 | н.д. | Луанда? | 0/0 | Уничтожен при артобстреле |
31.12.94 | 76836 | Сараево | 0/н. д. | Вылетел за пределы залитой водой ВПП |
05.04.96 | 76752 | Камчатка | 19/19 | Врезался в гору |
06.06.96 | 76539 | Киншаса | 10/10 | Разбился при взлете |
19.08.96 | 76513 | Белград | 12/12 | Аварийная посадка, проблемы с бортовой электроникой |
12.11.96 | 76435 | Индия | 37/37 | Столкнулся в воздухе с B-747. На Ил-76 был неисправен высотомер |
27.11.96 | 78804 | около Абакана | 23/23 | Разбился вскоре после взлета, был перегружен |
25.01.97 | 76834 | Анадырь | 0/26 | Разбился при взлете, экипаж выполнял взлет с нарушением инструкций |
13.07.98 | 76424 | Рас-эль-Хайма | 8/8 | Перегруженный самолет разбился вскоре после взлета |
17.07.98 | UR-UCI | Асмера | 10/10 | Разбился при снижении |
26.07.99 | 76819 | Иркутск | 0/7 | Разбился при взлете |
20.06.00 | 76723 | Астрахань | 0/228 | Аварийная посадка из-за проблем с гидравликой |
18.04.01 | 78821 | Остенде | 0/8 | Прервал взлет из-за пожара двигателя |
14.07.01 | 76588 | Чкаловский | 10/10 | Разбился при взлете из-за перегруза |
02.12.01 | 76839 | Магаданская область | 18/18 | Пожар на борту |
24.02.02 | н.д. | Мешхед | 0/230 | Возврат в аэропорт, пожар на борту |
27.07.02 | 76717 | Львов | 0/0 | Был поврежден на стоянке во время катастрофы Су-27 |
08.12.02 | 76758 | Гуам | 0/0 | Поврежден тайфуном |
31.01.03 | RDPL-34141 | Восточный Тимор | 6/6 | Разбился при снижении из-за ошибочных действий экипажа |
19.02.03 | 15-22.. | около Кермана | 275/275 | Разбился в горах |
04.04.03 | н.д. | аль-Такадум | 0/0 | Уничтожен ракетами на авиабазе в ходе войны в Ираке |
04.03.04 | UR-ZVA | Баку | 3/7 | Разбился при взлете из-за грубых ошибок бортинженера |
18.05.04 | 4K-AZ27 | Урумчи | 7/7 | Разбился вскоре после взлета |
30.12.04 | ER-IBM | Кабул | 0/8 | Потерял одну из стоек шасси при посадке, снова поднялся в воздух и совершил аварийную посадку |
03.02.05 | ST-EWB | Хартум | 7/7 | Упал с эшелона, проблемы с топливной системой |
23.03.05 | ER-IBR | Мванза | 8/8 | Разбился при взлете, экипаж не своевременно понял, что самолет уже оторвался от ВПП |
11.11.05 | 4L-ZIL | Афганистан | 8/8 | Врезался в гору |
09.03.07 | 78826 | Могадишо | 0/15 | Сбит исламистами |
23.03.07 | 78849 | Могадишо | 11/11 | Сбит исламистами, летел за деталями предыдущего сбитого Ил-76 |
10.05.07 | EX-093 | Пойнте Нуар | 0/0 | Загорелся при погрузке |
14.02.08 | UN-76020 | Кандагар | 0/н.д. | Загорелся двигатель |
14.06.08 | ST-WTB | Хартум | 4/4 | Взорвался при взлете |
15.01.09 | 76825 | Махачкала | 4/7 | Ожидал взлета, другой Ил-76 при пробеге после посадки ударил его крылом по кабине. |
09.03.09 | S9-SAB | озеро Виктория | 11/11 | Пожар на борту, упал в озеро вскоре после взлета. |
dal.academic.ru
Ил-82 / Ил-76СК / Ил-76ВКП
ДАННЫЕ НА 2014г. (стандартное пополнение)
Воздушный командный пункт / воздушный пункт управления Генерального Штаба ВС РФ. Самолет предназначен для управления вооруженными силами в ходе конфликта с применением ядерного оружия. Аналог — Ил-80 / Ил-86ВКП. Разработан в КБ им.С.В.Ильюшина в 1980-е годы на базе транспортных самолетов Ил-76МД. Всего построено два самолета, которые изначально, как Ил-76МД, имели регистрационные №№ СССР-76450 и СССР-76451.
Первый полет самолет СССР-76450 совершил 27 апреля 1987 г. С 1993 г. регистрационные номера RA с теми же цифрами. Входят в штатный состав 3-й Авиационной эскадрильи 8-й Авиационной дивизии особого назначения в/ч 22737 (аэродром Чкаловский, ГЛИЦ, Подмосковье). Ил-76ВКП — обозначение самолета в КБ до принятия на вооружение. Ил-76СК — специальный командный.
15 апреля 1997 г. Министерством обороны России заключен договор с АК им.Ильюшина на выполнение ОКР «Разработка эскизно-технического проекта по модернизации изд.80 и изд. 82» (Ил-80 и Ил-82). К середине 2008 г. предполагалось завершить очередной этап ОКР — разработку рабочей конструкторской документации на модернизацию Ил-82. Сроки выполнения данного этапа ОКР устанавливались с с 01.05.2007 г. по 15.06.2008 г. По состоянию на февраль 2010 г. этап не был завершен (ист. — Судебные дела…).
Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, март 2011 г. (фото — Анатолий Бурцев, http://russianplanes.net/id98782).
Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, декабрь 2010 г. (фото — Александр Шухов, http://russianplanes.net/id36351).
Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, декабрь 2009 г. (фото — Станислав Пикулёв, http://russianplanes.net/id17034).
Двигатели: 4 х ТРДД Д-30КП тягой по 12000 кг
ТТХ самолета:
Экипаж — 5 чел (летный состав)
Длина — 46,59 м
Размах крыла — 50,50 м
Высота — 14,76 м
Площадь крыла — 300 кв.м
Масса взлетная нормальная — 190000 кг
Скорость крейсерская — 780 км/ч
Дальность полета — 6800 км
Потолок практический — 12000 м
Оборудование: частично оборудование (вероятно, в части радиостанций) унифицировано с самолетами Ил-80 / Ил-86ВКП.
Оборудование | Описание |
Контейнер с оборудованием спутниковой связи («горб») | |
Лепестковые антенны на центроплане | |
Антенны под обтекателями на фюзеляже около киля | |
Антенны под обтекателями на фюзеляже под носовой частью | |
Лепестковые антенны под фюзеляжем | |
Две большие лепестковые антенны в хвостовой части фюзеляжа | |
Вытяжная антенна с конусом для сверхдлинноволновой связи (средняя створка грузового люка) | Длина антенны 5 км (источник) |
Контейнеры со штыревыми антеннами УКВ-связи под крылом (2 ед). |
Статус: СССР / Россия
Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, август 2006 г. (фото — sss, http://russianplanes.net/id68099).
Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Чкаловский, январь 2010 г. (фото — Дмитрий Терехов, http://russianplanes.net/id15806).
Ил-82 / Ил-76СК регистрационный №RA-76450, аэродром Раменское, 12.08.2012 г. (фото — pfc_joker, http://pfc-joker.livejournal.com/).
Реестр Ил-82 / Ил-76ВКП (по состоянию на 14.07.2012 г.):
№пп | Наименование | Сер.№ | Зав.№ | Борт № | Первый полет | Примечание |
01 | Ил-82 | 48-05 | 0053463900 | СССР-76450 RA-76450 (с 1993 г.) | 29.04.1987 | Базирование — Чкаловский. Август 2012 г. — Раменское. 2006-2012 г.г. — в эксплуатации. |
02 | Ил-82 | 49-05 | 0053464938 | СССР-76451 RA-76451 (с 1993 г.) | 30.11.1987 г. | Базирование — Чкаловский. В эксплуатации. |
Оба экземпляра Ил-82 / Ил-76СК (рисунок Александра Гаврилова, 2006 г., http://wp.scn.ru).
Источники:
Ил-82. Сайт http://www.airwar.ru, 2004 г.
Судебные дела НПП «Полет» и Минобороны. http://alexeyvvo.livejournal.com/19850.html, 2012 г.
RussianPlanes.net. Сайт http://russianplanes.net/, 2012 г.
militaryrussia.ru