Содержание

примитивный, но «неубиваемый» немецкий штурмовик » Военное обозрение

Как это ни покажется странным, но всю Вторую Мировую войну Люфтваффе практически обошлось без использования штурмовика в том виде, каким, например, был наш знаменитый Ил-2. «Полноценные» штурмовики (иначе «самолёты поля боя», иначе «самолёты непосредственной поддержки пехоты») для авиации нацистов производила всего одна фирма «Хеншель» (Henschel Flugzeug-Werke AG»), да и то это производство было её побочной деятельностью (основной было производство паровозов, станков и даже утюгов). Поэтому, в общем, неудивительно, что специализированных штурмовиков у немцев было всего две модели – Hs-123 и Hs-129. О последнем расскажем в другой статье (возможно, будет цикл материалов о штурмовых частях Люфтваффе), а сейчас рассмотрим относительно малоизвестный Hs-123.

Hs-123 на советско-германском фронте.

Может быть, для российского читателя покажется немного обидным, но США в течение большей части 20 века были лидирующей страной в области самолётостроения. И на заре 1930-х годов именно американцы производили первые эксперименты в области пикирующих бомбардировщиков с функциями штурмовика, хотя первые бипланы-штурмовики появились ещё в Первую Мировую войну. Немецкие авиаконструкторы переняли ценный заокеанский опыт и, соединив его с собственными наработками времён Первой Мировой войны и американскими же инвестициями, стали активно сотрудничать с офицерами только начавших формирование военно-воздушных сил нацистской Германии, предложив использовать именно такие типы самолётов в грядущей войне. Эта концепция была одобрена, и одной из первых машин, созданных для её реализации, и стал Hs-123, первый опытный образец которого взлетел 1 апреля 1935 года.

Функционерам Люфтваффе самолёт понравился (один из руководителей ВВС Третьего рейха, знаменитый ас Первой мировой войны Эрнст Удет, лично облетал новую машину) и было дано добро на небольшой предсерийный выпуск. Производство первого немецкого штурмовика осуществлялось на заводах «Хеншель» в Шенефёльде и Йоханнисталле, а также на предприятии AGO в Ашерслебене.

Hs-123 в раскраске раннего этапа развития Люфтваффе.

Этот самолёт, как и многие машины 1930-х, сочетал в себе как старые, так и новые особенности конструкции, призванные повысить его боевую живучесть и реализовать его боевые функции. Во-первых, это был, казалось бы, устаревший биплан (один из последних немецких самолётов этой схемы), но это давало, в сочетании с неплохой аэродинамикой, очень хорошую управляемость и горизонтальную манёвренность (а, как мы знаем, для штурмовика большие скорости не очень важны).

Во-вторых, он имел крупное, не убиравшееся в полёте шасси, закрытое обтекателями. Это, конечно, не могло не снижать скоростные данные, однако отчасти именно это и давало (как и знаменитым Ju-87) возможность выходить из почти отвесного пикирования без катастрофического набора скорости. Вообще, можно заметить, что этот самолёт был схож с советскими И-15 и И-153, которые, хотя и создавались как истребители, но по большому счёту в конце 30-х использовались как штурмовики. В то же время подчеркнём, что Hs-123 изначально создавался как пикирующий бомбардировщик и штурмовик, что и обусловило его большую эффективность.

Hs-123 в редком «ломаном» камуфляже довоенного стиля.

В-третьих, рассматриваемый немецкий самолёт был цельнометаллическим – и крылья, и фюзеляж были изготовлены из дюралюминия, а сама конструкция была дополнительно усилена (и в этом он кардинально отличался от советских машин того времени). Это давало ему очень большой запас прочности и боевой живучести, т.к. в случае попадания, например, в крыло в дюралевой плоскости оставалось лишь небольшое отверстие. В то же время, в случае попадания снаряда в крыло, изготовленное из «полотна и картона» и т.п. материалов, бывших традиционными для советского самолётостроения того времени, в плоскости образовывалась всё увеличивавшаяся в полёте дыра, что часто приводило к серьёзному нарушению аэродинамики и даже к перелому крыла и, соответственно, к катастрофе. Поэтому цельнометаллический планер сам по себе был огромным и жизненно важным плюсом для штурмовика (напомним, что знаменитый Ил-2 был, в общем-то, наполовину деревянным самолётом, и значительную долю сбитых машин составляли те, у кого в полёте в результате попаданий ломались плоскости или отпадал хвост).

В-четвёртых, цельнометаллическая конструкция намного лучше выдерживает полётные нагрузки и на порядок устойчивее к погодным воздействия (именно этим во многом, например, определяется катастрофически малое число сохранившихся советских самолётов довоенного времени).

Ну и конечно, с самого начала Hs-123 имели радиостанции FuG 7, что облегчало координацию их действий как наземными авианаводчиками, так и станциями управления. Также немецкие лётчики отмечали как удобное расположение самоё кабины в Hs-123, так и удобство обзора из неё (сиденье пилота имело систему регулировки). Нижнее крыло машины имело однолонжеронную конструкцию, а по его задней кромке располагались закрылки. Верхнее крыло было большим по площади и имело двухлонжеронную конструкцию.

Компоновочная схема Hs-123.


Рулевое управление хотя и не было автоматизировано, как на многих немецких самолётах уже тогда, но имело всё же весовую компенсацию, и поэтому Hs-123 считался достаточно легко управляемым в полёте.

В-пятых, большинство Hs-123 имело звездообразный двигатель BMW132 воздушного охлаждения (мощностью 880 л.с.), который прикрывался капотом с характерными выколотками для головок цилиндров. Конечно, это опять-таки несколько снижало скоростные данные (максимальная скорость этой машины была 340 км/ч) и закрывало пилоту обзор вперёд. Но напомним, что скоростные данные таких, созданных позднее и ставших своеобразными символами WWII, самолётов, как Ju-87 и Ил-2, были ненамного выше, а основной на начало-середину 30-х годов истребитель Люфтваффе имел такую же скорость. Кабина пилота в Hs-123 была приподнята и находилась в самой высокой части фюзеляжа, что позволяло отчасти устранить проблему обзора вперёд. В то же время сам по себе очень надёжный и стойкий к боевым повреждениям звездообразный двигатель воздушного охлаждения являлся отличной защитой лётчика спереди, что немаловажно при штурмовых атаках (напомним, что одной из главных проблем, влиявших на жизнестойкость Ju-87 и Ил-2, были двигатели жидкостного охлаждения).

Таким образом, несмотря на кажущийся примитивизм конструкции, в руках немецких пилотов предвоенного времени и начального периода WWII оказался очень стойкий, трудносбиваемый и хорошо управляемый боевой самолёт. Определённым недостатком Hs-123 было его слабое вооружение – всего 2 фюзеляжных, синхронизированных с пропеллером, пулемёта калибра 7.9 мм MG-17, а также малая бомбовая нагрузка (до 250 кг., при перегрузке до 450 кг. бомб). Однако, в целом, такое вооружение считалось, в общем-то, хорошим для середины 1930-х.

С целью его усиления немецкие конструкторы разработали специальные подкрылевые контейнеры, благодаря которым Hs-123 перед вылетом по выбору пилота дополнительно можно было оснастить 2 пулемётами (или винтовочного калибра, или крупнокалиберными), при этом вылет можно было осуществлять с грузом бомб. Немного позднее, с 1938 года, немецкий пилот мог также выбрать дополнительное вооружение в виде двух подкрылевых 20-мм пушек MG-FF, что позволяло очень серьёзно увеличить огневую мощь этого штурмовика (напомним, что наступательное вооружение Ил-2 также состояло из двух пулемётов и двух 23-мм пушек), правда, в этом случае боевой вылет обычно выполнялся без бомбовой нагрузки.

Hs-123 в камуфляже испанских франкистских ВВС.

Таким образом, именно Hs-123 был одним из главных конкурентов Ju-87, и с военной точки зрения хорошо проявил себя в составе «Легиона Кондор» в Испании, получив там иронически-условное наименование «Angelito»- «Ангелочек».

Первое звено этих самолётов в составе трёх машин прибыло в Испанию осенью 1936 года, и с этого момента Hs-123 прошли всю Гражданскую войну на Иберийском полуострове, причём вначале они применялись даже как истребители. Правда, в этом качестве они не преуспели, т.к. были всё же тяжелее поставляемых испанским коммунистам из СССР вёртких И-15 и скоростных И-16, и, потеряв две машины, «хеншели» вернулись к своим прямым функциям штурмовика и пикировщика. Кроме Испании, Hs-123 поставлялись также китайским правительственным силам, где достаточно успешно воевали в 1938-39 годах против японцев (наибольшую известность на Дальнем Востоке этим самолётам принесли успешные атаки против японских боевых кораблей, курсировавших в нижнем течении Янцзы).

Hs-123 в камуфляже правительственных сил Китая.

Чтобы показать уникальную боевую живучесть этой модели даже на раннем этапе её применения, приведём простой факт: с весны 1937 года по весну 1939 года, несмотря на активное участие в боях Гражданской войны в Испании в качестве самолёта поля боя, ни один из почти двух десятков поставленных испанским националистам Hs-123 не был сбит силами республиканцев.

Однако, несмотря на отличные успехи, этот самолёт считался некой переходной формой и временным эрзацем до массового выпуска знаменитых Ju-87, в связи с чем концерн «Юнкерс» получил по ряду причин (одной из которых были огромные пустовавшие самолётостроительные мощности) абсолютное преимущество в госзаказе. В итоге, уже в апреле 1937 года крупносерийный выпуск Hs-123 был свёрнут, а в октябре 1938 году окончательно прекращён, и, хотя эти штурмовики оставались ещё в некоторых подразделениях Люфтваффе, многие из них были переданы в лётные школы.

Правда, в ходе Польской кампании 1939 года из 897 немецких бомбардировщиков и штурмовиков 36 были Hs-123, и они потеряли всего 2 машины сбитыми, тогда как подразделения Ju-87 потеряли 31 самолёт (а это были 11% потери от числа участвовавших в агрессии против Польши). В мае-июне 1940 года 45 штурмовых бипланов Hs-123 принимали активное участие в разгроме Франции, а весной 1941 года подразделение этих машин использовалось в Балканской кампании. Но, несмотря на постоянную успешную боевую практику, руководство Люфтваффе решило вывести эти самолёты из состава боевой авиации, посчитав эти машины идеальными для учёбы будущих пилотов знаменитых «штук». Главными недостатками данной модели были вполне закономерно указаны недостаточная бомбовая нагрузка, малый радиус действия и слишком слабое вооружение.

Hs-123 в летнем камуфляже Восточного фронта.

Однако после начала операции «Барбаросса» части Вермахта на образовавшемся Восточном фронте стали жаловаться на сильную нехватку штурмовой авиации, притом, что советские ВВС активно штурмовали их колонны многими типами боевых самолётов. В связи с этим было решено возобновить производство Hs-123A, чтобы хоть как то насытить советско-германский фронт штурмовиками. Правда, этого так и не произошло из-за многих причин, хотя многие Hs-123 были изъяты из лётных школ и введены в состав боевых подразделений Люфтваффе, сражавшихся в Советском Союзе.

Таким образом, с лета 1941 года и особенно с весны 1942 эти, казалось бы, примитивные штурмовики массово воевали почти на всех участках советско-немецкого фронта. Первоначально в составе сил вторжения «Барбароссу» начали всего 22 Hs-123 из состава II.Schl./LG2, но потом их число постоянно возрастало. Эти самолёты летом-осенью 1941 года действовали на центральном и северном участках Восточного фронта, а потом приняли участие в битве за Москву.

Hs-123, сбитый 22.11.1941 под Волоколамском.

В январе 1942 года оставшиеся машины и прибывшее пополнение были сведены в особую часть 7./SchlG 1, и в составе этого первого в Люфтваффе «штурмового авиакрыла» принимали участие в боях за Харьков и в Крыму. Возможно, это прозвучит несколько странно, но летом-осенью 1942 года на свалках по всей Германии разыскивались разбитые и повреждённые Hs-123, которые срочно восстанавливались и направлялись на Восточный фронт.

В ходе боевых действий в России немцы выяснили, что очень важным достоинством этих штурмовых бипланов оказалась их возможность действия с раскисших грунтовых аэродромов, что было невозможно для большинства немецких самолётов. К весне 1943 года против СССР действовало уже 4 авиаотряда Hs-123. «Сталинградской» зимой 1942-43 гг. у немцев дело дошло даже до того, что ряд командиров Люфтваффе снова стали требовать возобновления производства этих «неубиваемых» и универсальных машин, но руководители промышленности по ряду причин снова отказали им в этом. Только последние Hs-123 были переброшены из лётных школ и с Балканского ТВД на Восточный фронт, где эти устаревшие бипланы провоевали в, казалось бы, невозможных условиях даже до лета 1944 года в составе II/SG2.

На основании опыта боёв против СССР осенью-зимой 1941 года оставшиеся самолёты были переоборудованы в модификацию Hs-123B: на них усиливалась бронезащита, ставился несколько более мощный двигатель BMW132K (960 л.с.), а кабина оборудовалась закрытым фонарём и обогревателем, дабы предоставить возможность немецким пилотам комфортабельных боевых вылетов в условиях сурового климата континентальной России. По некоторым данным, на советско-германском фронте некоторые Hs-123 были на постоянной основе дооснащены двумя 20-мм пушками, которые монтировались у оснований крыльев, дабы освободить крылевые держатели для бомб.

Действительно, как это не покажется странным, но в боевых фронтовых подразделениях Люфтваффе Hs-123 провоевали до лета 1943 года, отметившись даже в Курской битве, а для противопартизанских действий глубоко за линией фронта они применялись до осени 1944. Ещё одной функцией этих немецких штурмовых бипланов на Восточном фронте было их использование в качестве ночных ближних бомбардировщиков, а также применение их в эскадрильях ночных ближних истребителей для противодействия советским По-2.

Hs-123 под огнём советского истребителя.

Итак, несмотря на крайне интенсивное использование и долгий срок службы, эти машины провоевали, по сути, до конца войны, притом, что Hs-123 было выпущено всего 252 ед. (7 прототипов, 16 предсерийных и 229 серийных экземпляров), а не многие тысячи. Последние Hs-123 в Вермахте осуществляли ближнюю разведку, доставку продовольствия и боеприпасов в окружённые немецкие группировки, а также использовались как ночные бомбардировщики даже осенью 1944 года.

Чем же можно объяснить такую феноменальную «неубиваемость» этого самолёта? Кроме факторов, озвученных выше и влиявших на боевую живучесть Hs-123, во-первых, следует отметить высочайшее качество сборки и огромный запас прочности конструкции (несомненно, сказались традиции производства паровозов и утюгов). Во-вторых, небольшие скоростные данные, отличная устойчивость при взлёте-посадке, способность действовать с любых ВПП, простота и одновременно лёгкость управления позволили избежать огромного числа небоевых потерь (чем славились, например, те же Ме-109). В-третьих, как ни покажется это смешным, но этот якобы примитивный самолётик был неожиданно трудной целью для слабо обученных советских пилотов (а такие составляли большинство в ВВС РККА на протяжении значительного периода войны). За счёт очень малой нагрузки на крыло Hs-123 мог развернуться в воздухе буквально «на пятачке» и увернуться от атаки скоростного советского истребителя (примерно такую же тактику использовали наши самолёты устаревших типов, уклоняясь от атак «мессеров»).

Сбитый на Советско-германском фронте Hs-123 со знаком «Герой штурмовых атак» на фюзеляже.

Кроме того, несмотря на потолок в 9000 м, Hs-123 действовали на Восточном фронте в основном на сверхмалых высотах, и, «прижимаясь к земле», уходили от атак истребителей, которые, в свою очередь, опасались на таких высотах врезаться в землю из-за намного большей скорости сваливания. Немалую роль в выживаемости этих бипланов сыграло и крайне слабое насыщение советских соединений малокалиберной зенитной артиллерией, а это было основное средство борьбы против штурмовиков.

Таким образом, удачная конструкция и умелая тактика действий позволили этому, по сути, созданному по устаревшей схеме и выпущенному в весьма небольшом количестве самолёту активно провоевать почти до самого конца войны, даже несмотря на отсутствие бортстрелка для обороны задней полусферы (что считалось чуть ли не катастрофическим недостатком ранних серий Ил-2).

topwar.ru

Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs.123 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Хеншель Hs.123 — Первый пикирующий бомбардировщик немецких Люфтваффе — «бомбардировщик первого этапа», служивший ровно до тех пор, пока не был доведен до ума пикировщик Ju-87. История создания и боевого применения самолета»


Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs.123 мало похож на эталон красоты

История создания бомбардировщика Хеншель Hs.123

В сентябре 1933 года министерство авиации Германии объявило конкурс на создание пикирующего бомбардировщика. Конкурс был двухэтапный: на первом этапе нужно было «вот прямо вчера» создать биплан, от которого не требовалось высоких показателей, кроме, разве что, скорости разработки. А на втором — уже создать действительно новый и современный самолет. Соответственно — машина первого этапа была своеобразной «заглушкой» для ВВС на то время, пока не будет сделано что-то по-настоящему интересное.

Хеншель Hs.123, как раз таки представлял собой пикирующий бомбардировщик «первого этапа». Создавался он параллельно с конкурентом — Fi-98, от компании «Физелеф флюгцойгбау».

Впервые в небо первый прототип пикировщика (Hs.123V1) поднялся 1 апреля 1935 года. По своим параметрам он показал полное превосходство над прототипом Fi-98, был показан в мае официальным лицам в правительстве, а в августе 1935 года прошел испытания на полигоне в Рехлине. После доработок самолёт был запущен в серийное производство летом 1936 года. Принят на вооружение люфтваффе в ноябре 1936 года.

Чертеж пикирующего бомбардировщика Хеншель Hs.123

Производство Hs.123 осуществлялось на заводах «Хеншель» в Шенефельде и Йоханништале, «AGO флюгцойгверке» в Ошерслебене. До сентября 1938 года было изготовлено 260 самолётов. Поставлялся на экспорт в Испанию и Китай.

Конструкция бомбардировщика Хеншель Hs.123 и основные модификации

Пикирующий бомбардировщик Hs.123 представлял собой одностоечный полутороплан с цельнометаллическим овальным в сечении фюзеляжем типа полумонокок, и обшитыми тканью крыльями. Двухлонжеронное верхнее крыло крепилось к фюзеляжу N-образными стойками. Нижнее крыло было однолонжеронным.

Шасси трёхопорное, не убирающееся, с хвостовым свободно ориентирующимся колесом. Основные стойки шасси закрыты обтекателями.

Силовая установка состояла из поршневого 9-цилиндрового звездообразного двигателя воздушного охлаждения BMW.132.

Вооружение состояло из 2 7,92-мм пулемётов MG-17. На подкрыльевых держателях могли устанавливаться 2 20-мм пушки MG-FF. Бомбовая нагрузка состояла из 250-кг бомбы под фюзеляжем и 4 50-кг бомб под крылом. Вместо бомбы под фюзеляжем мог подвешиваться дополнительный топливный бак на 130 л.

Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs.123

Модификации самолета:

  • Hs.123V1 — первый прототип, с двигателем BMW.132A-3 мощностью 650 л.с. и закрытым капотом NASA. Первый полёт 1 апреля 1935 года.
  • Hs.123V2 — второй прототип, с капотом меньшего диаметра и 18 небольшими обтекателями над головками цилиндров. Оснащен 2х синхронными пулемётами MG-17.
  • Hs.123V3 — третий прототип, с двухлопастным винтом изменяемого шага «Гамильтон-Стандарт».
  • Hs.123V4 — эталон для серии. Отличался усиленным центропланом и подкосным стабилизатором. Первый полёт в августе 1935 года.
  • Hs.123V5 — прототип Hs.123B. Отличался двигателем BMW.132J мощностью 910 л.с.
  • Hs.123V6 — прототип штурмовика Hs.123C. Отличался 2 дополнительными пулемётами MG-17 в нижнем крыле, закрытой кабиной пилота, бронезаголовником.
  • Hs.123V7 — прототип с двигателем BMW.132K мощностью 960 л.с.
  • Hs.123A-0 — предсерийный. Выпущена малая серия в июле 1936 года.
  • Hs.123A-1 — первый серийный вариант, с двигателем BMW.132Dc с непосредственным впрыском топлива. Выпускался с августа 1936 года.
  • Hs.123B-1 — модернизированный. Отличался двигателем BMW.132K и металлической обшивкой крыльев.

Характеристики Hs.123A-1

Страна:Германия
Тип:Пикирующий бомбардировщик
Год выпуска:1935 г.
Экипаж:1 человек
Двигатель:1х BMW-132Dc мощностью 880 л.с.
Максимальная скорость:340 км\ч
Практический потолок:9000 м
Дальность полета:855 км
Масса пустого:1500 кг
Максимальная взлетная масса:2220 кг (нормальная взлетная)
Размах крыльев:10,5 м
Длина:8,3 м
Высота:3,2 м
Площадь крыла:24,8 кв.м.
Вооружение:2х 7,92-мм пулемета (оборонительное вооружение), до 450 кг бомбовой нагрузки

Применение бомбардировщика Hs.123

Впервые Hs.123 применён в боевых условиях в декабре 1936 года в Испании в составе легиона «Кондор». В 1937 году самолётами Hs.123 были вооружены 6 групп люфтваффе, 16 самолётов впоследствии передано испанским фашистам.

Начиная с 1938 года начал постепенно выводиться в лётные школы и запасные части и заменяться пикирующим бомбардировщиком Ju.87, да так скоро, что к началу Второй мировой войны осталась только одна штурмовая группа на Hs.123.

Во время войны применялся против Польши, Бельгии, Франции, Греции и Югославии в качестве пикирующего бомбардировщика и штурмовика. На Восточной фронте применялся до середины 1944 года, пока все самолёты не были потеряны в боях.

В 1939 году китайские Hs.123 применялись против японцев у реки Янцзы.

Пикирующий бомбардировщик Хеншель Hs.123 — первый германский пикировщик специальной постройки

Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книге Крылья люфтваффе (боевые самолёты третьего рейха). — Ч. 4. — М.: ЦАГИ, 1995.

armedman.ru

Henschel Hs 123 — Global wiki. Wargaming.net

Общие данные

Цена
180 HP Прочность
2175 кг Масса
47.4 HP/сек Урон

Скоростные характеристики

806.8 Скорость
330 км/чМакс. скорость у земли
330 км/чМакс. скорость на высоте
500 мОптимальная высота
450 км/чСкорость пикирования
35.6 м/сСкороподъёмность
60 км/чСкорость сваливания
198 км/чОптимальная скорость

Маневренность

79.2 Управляемость
10.8 сСреднее время виража
70 °/сСкорость крена
1191.8 Манёвренность

II

Впервые поднялся в воздух в мае 1935 года. Успешно применялся как самолёт непосредственной поддержки войск в гражданской войне в Испании и Второй мировой войне. Всего было построено около 260 самолётов этого типа.

Модули

  • Таблица
  • Дерево
УровеньДвигательМощность двигателя, л.с. / ТягаТипМасса, кгСтоимость,
III NAME_MODULE_BMW-132DC-PR_SPEC_TOP_HS-123_1880воздушного охлаждения5807000
УровеньКонструкцияЖивучестьМасса, кгСтоимость,
II NAME_MODULE_HS-123_HULL-PR_SPEC_TOP_HS-123_118015352500
УровеньПулемётКалибрНачальная скорость снаряда, м/сУронСкорострельность, выстр/минМасса, кгСтоимость,
III WEAPON_NAME_G7MM-MG17_34-PR-S_SPEC_TOP_HS-123_17.92960231200303900
УровеньБомбыРадиус поражения, мУронМасса, кгСтоимость,
II SC 5050120050300

Премиумный самолет

Подарочный самолет

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

Hs-123 в игре

Исследование и прокачка

Данный самолет является акционным (подарочным), не продается и не исследуется. Получить его можно во время одной из промо-акций Wargaming или в комплекте с товаром партнеров WG.

Боевая эффективность

Достоинства:
  • хорошая живучесть;
  • мощное ударное вооружение.
Недостатки:
  • плохие показатели скорости.

Оборудование, боекомплект и снаряжение

Доступные слоты оборудования и снаряжения

Красный-слоты доступные в «Заводской» комплектации. Зеленый-дополнительно доступные после открытия статуса «Специалист».

Оборудование
  • Улучшенный оптический прицел — добавит самолёту +10% к точности стрельбы.
  • Улучшенная обшивка l — добавляет -20% к вероятности получения критического повреждения крыльев и хвоста, так же добавит +5% к прочности самолёта.
  • Облегчённая конструкция l — повышает манёвренность самолёта по всем осям на 3%.
Ленты боеприпасов
  • Универсальная лента — лента позволяющая вести эффективную стрельбу и имеющая небольшую вероятность нанесения критических повреждений или поджога.
Снаряжение
  • Стандартный набор снаряжения Пневматический перезапуск, Ручные огнетушители и Триммирование рулей.

Экипаж

Прокачка умений пилота:

«Огнеупорный» уменьшается длительность и урон от пожара на 10%

«Зоркий» увеличивается дальность обнаружения в секторе пилота на 20%

«Подрывник» урон от бомб и ракет и их область поражения увеличены на 15%

«Мастер защиты» увеличивает на 20% эффект от установленного оборудования: улучшенная обшивка, усиленный каркас, дополнительные бронелисты, искажающая окраска.

«Крейсерский полёт» если самолёт не получал урона в течение 20 секунд, то дальность обзора в секторе пилота увеличивается на 20%, а тяга двигателя и максимальная скорость увеличиваются на 3%. Складывается с действием умений «Знаток моторов» и «Зоркий». Действие умения заканчивается при начале атаки или при получении урона

Оценка самолёта

Оценка Hs-123

 

  • Гром — медленный перегрев пулеметов.

Галерея скриншотов

Историческая справка

Опытные самолеты конкурентов появились почти одновременно в начале 1935 г. В отличие от оппонента, «Физелера» Fi-98, двухместного классического биплана с «лесом» расчалок, «Хеншель» Hs-123 представлял собой одноместный одностоечный полутораплан с чистыми аэродинамическими формами. Первый полет прототипа Hs-123 V1 состоялся 8 мая 1935 г. в Иоханнештале. В кабину своего «протеже» сел сам Удет. Самолет имел двигатель воздушного охлаждения BMW 132A-3 (лицензионный Пратт Уитни «Хорнет») максимальной мощностью 725 л. с. при 2050 об/ мин., прикрытый гладким капотом типа NACA, и трехлопастный металлический винт VDM.

В течение лета с завода выкатили еще две машины √ Hs-123V2 и V3. Их отличал капот меньшего диаметра с 18 небольшими выколотками — обтекателями головок цилиндров. Самолеты несли стандартное для истребителей того периода легкое вооружение из двух пулеметов MG 17 калибра 7,9-мм, стрелявших через винт. На прототипе Hs-123V3 установили двухлопастный пропеллер изменяемого шага Гамильтон Стандарт, как и на серийных экземплярах впоследствии. Все три машины отправили в летно-исследовательский центр в Рехлине. В течение месяца две из них разбились в катастрофах. Самолеты разваливались при выходе из пикирования — узлы крепления центропланных стоек не выдерживали перегрузок. Этот дефект устранили при сборке четвертого прототипа, испытанного в августе 35-го. На Hs-123 V4 усилили конструкцию центроплана и плоскостей, проволочные расчалки стабилизаторов заменили подкосами. Самолет мог «безболезненно» пикировать под углом до 80 град. На основе V4 строились предсерийные самолеты Hs-123A-0. Первый из них был облетан в июле 1936-го.

Обычно Hs-123 нес на внешних подвесках четыре бомбы по 50 кг, или два контейнера с осколочными боеприпасами, либо две пушки MG FF калибра 20-мм. «Хеншели» могли вылетать на штурмовку даже тогда, когда самолеты других типов стояли на раскисших от ливней полевых аэродромах. При этом, чтобы избежать заклинивания колес грязью и пучками травы, набивавшимися под обтекатели, капоты шасси обычно снимали. К началу 1943-го на восточном фронте действовали всего четыре группы немецких штурмовиков в рядах двух эскадр. Новый «Хеншель» Hs-129 оказался тяжелой в управлении и недостаточно надежной машиной. Генерал Рихтгофен, командовавший авиакорпусом «Зюйд», предлагал даже возобновить выпуск Hs-123. Но у промышленности тогда была другая забота — наращивание выпуска истребителей. В результате во фронтовой авиации, подразделениях штурмовиков и ночных бомбардировщиков продолжали служить потрепанные в боях самолеты устаревших типов, обреченные нести большие потери. К середине 1944 года Hs-123, воевавшие в группе II/SG2, были выбиты полностью.

Фотографии самолёта

Схемы и чертежи самолёта

  • Компоновочная схема

Ссылки

Ресурсы World of Warplanes

wiki.wargaming.net

Henschel Hs-123 Пикирующий бомбардировщик — aviArmor

Вслед за Heinkel He-50а, который хоть и был весьма удачным, но рассматривался в качестве «переходного» самолёта, Технический департамент RLM приступил к следующей фазе программы пикирующего бомбардировщика. Техническое задание, выданное в 1934 году, не содержало каких-либо фантастических требований, скорее наоборот, предстояло создать просто и надежный одноместный биплан.

За реализацию этой идеи взялись фирмы Henshel и Arado, представившие в начале 1935 года прототипы Hs-123V-1 и Ar-98V-1. Явным фаворитом сразу стал бомбардировщик фирмы Henschel, хотя и он не был лишен недостатков. Самолёт представлял собой одностоечный биплан с крыльями равного размаха, обтекаемым коротким фюзеляжем с однокилевым оперением и неубираемым шасси с обтекателями на основных стойках и колесах. При этом, верхнее крыло имело два лонжерона, а нижнее – только один. Кабина пилота защищалась только плексигласовым козырьком и небольшим заголовником на случай капотирования. Опытный образец оснащался радиальным двигателем ВМW-132А-3 мощностью 650 л.с., трехлопастным винтом постоянного шага и капотом типа NACA.

Официальная демонстрация He-123V-1, состоявшаяся 8-го мая 1935 года, произвела хорошее впечатление на командование Luftwaffe, что позволило не только ускорить работы по следующим прототипам, но и вести разговор о начале серийного производства. Второй опытный образец Нs-123V-2 (D-ILUA) отличался капотом меньшего диаметра с 18 небольшими обтекателями над головками цилиндров, а V3 (D-IKOU), помимо прочего, получил двухлопастный винт изменяемого шага Hamilton-Standart и два синхронных пулемета MG-17, установленных на фюзеляже. В процессе испытаний в Рехлине два самолёта разрушились прямо в воздухе при попытке пикирования под большими углами. Расследование катастроф привело к выводу о необходимости усиления центроплана бипланной коробки крыльев, что и было сделано в конце лета 1935 года на прототипе Нs-123V-4 (D-IZXY).

Кроме того, проволочные расчалки стабилизатора были заменены подкосами, что в сумме позволило производить вывод самолёта из пикирования под углом более 80° с различных высот. Самолёт мог нести одну 250-кг бомбу под фюзеляжем и четыре 50-кг бомбы под нижним крылом. Вместо бомбы крупного калибра можно было подвесить топливный бак, что на практике применялось гораздо чаще. Испытания улучшенного образца, по сути, являвшегося эталоном для серии, окончательно убедили руководство RLM и Luftwaffe в необходимости иметь на вооружении именно такой самолёт, что в итоге привело к заключению контракта на серийное производство.

Бомбардировщик постоянно совершенствовался и в 1936 году на испытания поступили опытные образцы Нs-123V-5 (D-INRA) и Hs-123V6 (D-IHDI), которые рассматривались как прототипы для модификаций Hs-123B и Hs-123C соответственно. Первый из них отличался мотором ВМW-132К взлетной мощностью 960 л.с. с трехлопастным винтом изменяемого шага под удлиненным капотом, в то время как второй позиционировался в качестве штурмовика с дополнительными двумя пулеметами MG-17 на нижнем крыле, бронезаголовником и сдвижным фонарем кабины. Эти самолёты до стадии серийного производства довести не успели, поскольку уже был налажен выпуск более тяжелого Ju-87B. Впрочем, сдвижной фонарь кабины пилотов впоследствии использовался на более поздних Hs-123A-1, а опыт установки подкрыльевых пулеметов положительно сказался при монтаже 20-мм пушек MG-FF, что было сделано несколькими годами позже.

Сборка пикировщиков была налажена на предприятиях фирмы Henschel в Шенефельде и Йоханништале. После выпуска небольшой установочной серии Hs-123A-0 в производства пошла модификация Hs-123A-1, оснащаемая мотором ВМW-132Dс с непосредственным впрыском топлива, и летом 1935 года первые самолёты поступили на вооружение Luftwaffe. До осени новыми бомбардировщиками укомплектовали группы I/162, I/165, St.Gr.I/162 и St.Gr.II/162.

По состоянию на апрель 1937 года новыми самолётами пополнили I/165 и II/165, после чего Hs-123A-1 были введены в состав штурмовых групп SFG.10 и SFG.50. Однако, дальнейшего расширения не последовало и осенью 1938 года поступил приказ прекратить производство пикировщиков-бипланов, вместо которых во все большем количестве начали поступать Ju-87B. В общей сложности, до октября 1938 года включительно, было построено около 250 серийных самолётов.

После расформирования штурмовых групп большая часть Hs-123A была отправлена в лётные школы и только самолёты из SFG.10 поступили в состав II(Schlacht)/LG.2, где их также использовали преимущественно для учебных целей. К сентябрю 1939 года это была единственная группа (в составе 4-й, 5-й, 6-й эскадрильи и штаба), на вооружении которой ещё оставались Hs-123A, но дальнейшие события показали, что этот пикировщик ещё рано списывать со счетов.

Для проверки боеспособности Hs-123A-1 пять серийных самолётов в декабре 1936 года отправили в Испанию, где они проявили себя с самоё лучшей стороны. Несмотря на то, что боевых вылетов пикировщики выполнили относительно немного, общее впечатление было более чем положительное. Испанцы дали этим самолётам название «Angelito». Успешный дебют привел к тому, что в 1938 году франкистам продали ещё 16 самолётов, которые вместе с оставшимися машинами из легиона «Kondor» составили Grupo 24. До завершения гражданской войны сохранилось 14 Hs-123A-1, служившие затем в составе Ejercito del Aire (ВВС Испании) до 1945 года. После этого самолёты перевели в разряд учебных, присвоив им обозначение BV.1 и окончательно сняв с эксплуатации только в 1953 году.

Настоящим триумфом для Hs-123A стала кампания против Польши в сентябре 1939 года. В условиях минимального противодействия со стороны ПВО и редких встреч с польскими истребителями эти машины показали высокую эффективность. В ходе боевого применения обнаружилось, что в ряде случаев наибольший эффект даёт не только комбинированное использование бомб и пулеметов, но и сам звук, издаваемый двигателем самолёта на пикировании. По официальным данным, безвозвратные потери среди пикировщиков-бипланов составили всего 3 самолёта. Не ожидав такого успеха командование Luftwaffe решило не снимать Hs-123A с вооружения, а усилить группу II(Schlacht)/LG.2, подготовив её для кампании на Западном фронте.

На утро 10-го мая 1940 года группа, входившая в состав в VIII воздушного корпуса II воздушного флота, имела на вооружении 50 пикировщиков, из которых 45 считались боеспособными. Самолёты действовали над Бельгией, оказывая поддержку наземным силам 6-й армии, обходившим французскую «линию Мажино» через территорию этой страны. В первый же день пикировщики нанесли несколько ударов по позициям французских и бельгийских войск в районе канала Альберта, не дав противнику взорвать несколько ключевых мостов. Спустя сутки пикировщики включили в состав III воздушного флота, поставив их экипажам задачу оказать поддержку танковой группе Клейста, наступавшей через Люксембург и Арденны.

В период с 13 по 20 мая II(Schlacht)/LG.2 обеспечила разгром двух французских дивизий близ Диле, после чего пикировщики участвовали в поддержке форсирования Мaaса и битве у Седана. Начиная с 21 мая и практически до самого перемирия Hs-123A действовали совместно с XIX танковым корпусом Гудериана, продвигаясь в западном направлении. Пикировщики в очередной раз зарекомендовали себя с самой лучшей стороны, отлетав всю кампанию с минимальными потерями.

Вернувшись в Германию группа LG.2 приступила к полному переоснащению на истребители-бомбардировщики Bf.109E, поскольку VII воздушный корпус готовился к налётам на Великобританию. Тем не менее, II(Schlacht)/LG.2 была привлечена для участия в Балканской кампании 1941 года. Пикировщики поддерживали наступление немецких войск через территорию Сербии и Македонии, а с 26-го апреля эскадрилья оснащенная Hs-123A приступила к нанесению штурмовых ударов по целям в Греции. По состоянию на первые числа мая группа базировалась на аэродроме Малаои, что в 150 км к юго-западу от Афин, где она оставалась до завершения боевых действий на этом участке фронта.

К середине июня 1941 года в состав всё той же группы II(Schlacht)/LG.2 входило 22 Hs-123A и 38 Bf.109E. В первый день войны против СССР пикировщики боевых потерь не понесли (по крайней мере, так утверждает официальная статистика Luftwaffe), однако по небоевым причинам три самолёта получили повреждения до 60%. Сведения о месте их боевого применения несколько расходятся, поскольку в большинстве источников указывается только Ленинградское направление, что не совсем верно. На самом деле, с 22 июня по 24 июля 1941 года группа действовала на направлении Белосток – Минск – Витебск, и только в августе она была переброшена на аэродром Спасская под Новгородом.

В период с октября 1941 по январь 1942 года II(Schlacht)/LG.2 приняла посильное участие в боях на Ржевском направлении, хотя эффективность штурмовых ударов была уже не та, да и количество боеспособных пикировщиков постоянно шло на убыль. Именно тогда подтвердилось, что Hs-123A являются одними из немногих самолётов, способных действовать в условиях русского климата, особенно в период осенней распутицы.

Тем не менее, LG.2 была возвращена в Германию и расформирована, а вместо неё были созданы эскадры 1./Sch.G.1 в Верле и 8./Sch.G.1 в Липпштадте. В свою очередь, весной 1942 года, 1./Sch.G.1 послужила основой для развертывания группы I/Sch.G.1 четырехэскадрильного состава, почти полностью оснащенной Hs-123A. После ряда «перестановок» к маю 1942 года две группы штурмовой эскадры Sch.G.1 имели на вооружение как старые самолёты (Нs-123A и Bf-109E), так и абсолютно новые штурмовики Hs-129B. К этому времени часть пикировщиков получила на вооружение две 20-мм пушки MG-FF в установках под крылом вместо бомб. Кроме того, предусматривалась возможность подвески контейнеров для мелких бомб. Ещё одной «модернизацией» стал отказ от обтекателей, постоянно забивавшихся грязью.

В середине 1943 года пикировщики из Sch.G.1 непродолжительное время базировались в Крыму, но уже в июне они были переброшены под Белгород. Участие Hs-123A в операции «Цитадель», где старые пикировщики применялись очень активно, надо отметить особым образом. Например, в течении 5-го июля пикировщики из Sch.G.1 выполнили несколько десятков боевых вылетов, нанеся существенный урон оборонявшимся советским войскам и потеряв при этом только один самолёт. По всей видимости, последний эпизод массированного применения Hs-123A имел место 16-го июля 1943 года. Из рапорта командира эскадрильи Н.Архипова следует, что в районе сёл Праворот — Малое Яблонево — Новосёловка ими была встречена группа из 20 Hs-123, 4 Bf.109 и 2 FW-190. В хаотичном бою немецкая группа развалилась, что позволило советским истребителям сбить пять пикировщиков и два «мессера». Впрочем, немецкие официальные источники факт столь значительных потерь не подтверждают.

В составе Sch.G.1 использование Hs-123A продолжалось вплоть до октября 1943 года, когда штурмовая группа была переформирована и получила обозначение II/SG.2. Относительно их боевых потерь точной информации найти не удалось, однако к лета 1944 года практически все Hs-123A исчезли с Восточного фронта.

Единственной страной, которая получила Hs-123A-1 по официальному контракту, стал гоминьдановский Китай. Действия японских пикирующих бомбардировщиков типа D1A1 произвели на китайцев сильное впечатление, но беда была в том, что в Китае с тактикой их использования никто толком знаком не был, да и с Не-66 история вышла печальная. В отчаянной попытке наверстать упущенное правительство Гоминьдана снова обратилось к Германии с просьбой продать самый хороший немецкий пикировщик. Немцы, недолго думая, предложили Hs-123A-1. Как мы уже знаем, дело было в том, что на 1939-1940 гг. планировалось перевооружение штурмовых полков с бомбардировщиков-бипланов на более современные монопланы Junkers Ju-87B, и недавно освоеныые Hs-123A оставались, таким образом, не у дел.

В начале 1938 года был подписан договор о покупке 12 (по другим данным — 10) пикировщиков, которые были поставлены прямо из частей Luftwaffe. Зная отношение немцев к своей технике можно сделать вывод, что все самолёты прибыли в исправном состоянии. Войдя в состав 15-й эскадрильи Hs-123A приняли непродолжительное участие в летних боях 1938-го года. Об их боевом применении известно совсем мало. Например, 28-го июня группа из пяти самолётов участвовала в налете на японцев — о результатах вылета ничего не сообщается. Затем, 2-го июля, тройка Hs-123A, с двенадцатью 50-кг бомбами, снова пыталась отбомбиться по вражеским войскам. В тот же день другая пятерка пикировщиков повредила японский эсминец, а 3-го июля в воздух поднялись четыре машины с шестнадцатью 50-кг бомбами — и опять итоги боевой работы остались неизвестными.

По всей видимости, потери среди Hs-123A были не слишком большими, так как существует утверждение, что «вскоре из-за своих устаревших ТТХ самолёты перевели в разряд учебных». Насчет «устаревших» можно конечно поспорить, ведь китайцы с успехом дрались на более старых бипланах Curtiss «Hawk II» вплоть до их полной замены в 1940 г. По таким показателям, как скорость и маневренность, оба самолёта стояли примерно на одном уровне, разве что американские самолёты были намного лучше освоены летным составом, а это уже совершенно иной разговор. Как бы там ни было, но в операциях 1939 года Hs-123A-1 участия не принимали. Причиной тому скорее всего, стала банальная нехватка запчастей и низкая квалификация технического персонала.

Источники:

Д.Дональд «Боевые самолеты Люфтваффе». Астрель. 2002
В.Котельников «Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны» («Моделист-Конструктор» спецвыпуск 2003-02)
А.Демин «Воздушные драконы Поднебесной» («Авиация и Время» 2007-06)
Д.Хазанов «Вторжение» («Авиация и Время» 1996-05)
Д.Хазанов «Ржевский рубеж» («АвиаМастер» 2001-06)
Д.Хазанов «Поражение люфтваффе под Москвой» («Мир Авиации» 1994-02)
О.Растренин «Штурмовики люфтваффе. Мифы и реальность» («Авиация и Космонавтика» 2014-02)
Alexis Mehtidis «Air War Over Greece and Albania 1949-1941»
Jesus Alonso Millan «Aviones para Espana» Aeropinakes
Axis History Forum: Id. german aircraft
12 O`clock High: II.(Schlacht)Lehrgeschwader 2
The Luftwaffe, 1933-45: Lehrgeschwader 2

Тактико-технические данные пикирующего бомбардировщика Henschel Hs-123A-1 :

Длина – 8,3 м
Размах крыла – 10,5 м
Площадь крыла – 24,8 м.кв.
Высота — 3,30 м
Вес пустого – 1500 кг
Вес взлётный – 2220 кг
Скорость максимальная – 340 км\ч на высоте 1200 м
Скорость крейсерская – 300 км\ч
Скороподъёмность (время набора высоты) – 15 м\с
Дальность – 855 км
Потолок – 9000 метров
Экипаж — 1 человек
Двигатель – один радиальный BMW-132Dc, 9-цилиндровый, воздушного охлаждения, взлетной мощностью 880 л.с. и 870 л.с. на высоте 2500 метров
Вооружение — два 7,9-мм пулемета МG-17
Бомбовая нагрузка — две 50 кг бомбы, или два контейнера с 92 2-кг бомбами, или две 20-мм пушки МG-FF на подкрыльевых держателях

aviarmor.net

Хеншель Hs-123 | Красные соколы нашей Родины

Биплан-пикировщик Люфтваффе Хеншель Hs-123

Хеншель Hs-123 (в отечественны хдокументах — Хш-123) — одномоторный одноместный биплан с неубирающимся шасси, разрабатывавшийся с 1933 г. под руководством Ф. Николауса. Машина проектировалась под 9-цилиндровый двигатель воздушного охлаждения BMW 132А-3 (650 л.с.) и вооружение из 2 синхронных 7,92-мм пулеметов MG 17 и 4 50-кг бомб. Три прототипа пикировщика были готовы к началу лета 1935 г., но вскоре два из них были разбиты — при попытке вывода из пикирования самолеты разрушались в воздухе, а пилоты гибли. Расследование показало, что причиной катастроф является недостаточная прочность центроплана.

На дополнительно заказанном четвертом прототипе (Hs 123V4), вышедшем на испытания в августе 1935 г., этот узел был усилен, и теперь самолет легко выходил из пикирования под углом более 80°. В итоге, самолет признали пригодным к серийному производству. Два прототипа Хеншель Hs 123V5 и Hs 123V6 должны были стать прототипами для Hs 123В и С, но эти варианты серийно не строились.

Объем серийного выпуска, продолжавшегося до октября 1938 г., составил 255 единиц (116 построено «Хеншелем» и 129 — фирмой AGO).

Основная модификация Хеншель Hs-123

Hs 123А — двигатель BMW 132Dc (880 л.с). Стрелковое вооружение — 2 синхронных 7,92-мм пулемета MG 17. Бомбовая нагрузка — 1 250-кг бомба под фюзеляжем (вместо неё возможна подвеска ПТБ), 4 50-кг бомбы под крылом (вместо них возможна подвеска 2 контейнеров с 92 2-кг осколочными бомбами). Построено 16 предсерийных Hs 123А-0 и 229 серийных Hs 123А-1.

Летно-технические характеристики самолета Henschel Hs 123А

  • Двигатель: BMW 132DC
  • мощность, л.с.: 880
  • Размах крыла, м.: 10,50
  • Длина самолета, м.: 8,33
  • Высота самолета, м.: 3,20
  • Площадь крыла, кв. м.: 24,85
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 1500
  • взлетная: 2215
  • Максимальная скорость, км/ч: 341
  • Скороподъемность, м/с: 15
  • Практический потолок, м.: 9000
  • Дальность полета, км:
  • с ПТБ: 860
  • с 200 кг. бомб: 480

Боевое использование бипланов Хеншель Хш-123

Осенью 1936 г. первые Hs 123А начали поступать в группы пикировщиков, но их карьера в этом качестве оказалась короткой — вскоре на смену им пришли Ju 87. «Хеншели» же были переклассифицированы в штурмовики. Именно в этом качестве они применялись в гражданской войне в Испании — в декабре 1936 г. туда прибыли 5 Hs 123А, а впоследствии поставлено ещё 11 машин (в ВВС Испании последние из них летали до 1945 г.).

Опыт применения штурмовиков в Испании был признан удачным. В августе 1938 г. самолетами Hs 123А вооружили 2 штурмовые группы, но спустя три месяца их расформировали. Единственной штурмовой частью люфтваффе накануне Второй мировой войны была инструкторская группа ll(Schl.)/LG 2, располагавшая 40 Hs 123А. В ходе Польской кампании группа взаимодействовала с 16-м танковым корпусом вермахта, штурмуя опорные пункты и скопления войск противника. Потери составили 3 самолета.

С 10 мая 1940 г. группа ll(Schl.)/LG 2 (50 самолетов, из них 45 исправных) поддерживала войска 6-й армии, атаковавшей Бельгию, затем взаимодействовала с танковой группой Клейста, принимала участие в боях под Седаном, а с 21 мая была придана 19-му танковому корпусу Гудериана. После блицкрига на Западе группу начали перевооружать истребителями-бомбардировщиками Bf 109Е, но отряд 10.(Schl.)/LG 2 на Hs 123А участвовал в войне против Югославии и Греции.

По состоянию на 22 июня 1941 г. в составе ll(Schl.)/LG 2 наряду с 38 Bf 109Е имелось и 22 Hs 123А. В начальном периоде войны против СССР «хеншели» действовали на северном направлении, затем участвовали в сражениях у Брянска и Вязьмы, «битве под Москвой». Вследствие реорганизации штурмовых частей в январе 1942 г. Hs 123А были сосредоточены в отряде 7./SchlG 1. В мае 1942 г. он воевал в Крыму, затем участвовал в боях под Харьковом и других сражениях на южном фланге Восточного фронта.

Летом 1943 г. 7./SchlG 1 действовал на Курской дуге, а весной 1944 г. воевал в Крыму. Последние «хен-шели» служили в отряде до середины 1944 г.

Помимо Германии и Испании, Hs 123А служили в ВВС Китая — эта страна закупила 12 «хеншелей», в 1938 г. участвовавших в боях с японцами. В частности, они бомбили вражеские корабли на р.Янцзы.

Задуманный как пикирующий бомбардировщик, Henschel Hs 123А оказался весьма востребованным в роли штурмовика. Несмотря на слабое вооружение и небольшую бомбовую нагрузку, «хеншель» благодаря своей маневренности был способен наносить «точечные» удары. К тому же, машина оказалась весьма устойчивой к боевым повреждениям и неприхотлива в эксплуатации -в условиях полевых аэродромов Восточного фронта, зимой или в слякоть часто Hs 123А был единственным типом самолета, способным подняться в воздух. В январе 1943 г. даже высказывалось предложение возобновить производство Hs 123А — но к тому времени вся оснастка для его выпуска была уничтожена.

Схемы и чертежи Хеншель Hs-123

Чертежи биплана Хеншель Hs-123

www.airaces.ru

Ударный самолет Хеншель Hs 123

Хеншель Hs 123 — одномоторный цельнометаллический биплан с неубирающимся шасси (колеса в обтекателях). Под руководством Ф.Николауса создан в КБ фирмы «Хеншель флюгцойгверке». Вначале проектировался как истребитель-пикирующий бомбардировщик по образцу биплана Кэртис «Хаук» III США. 1 апреля 1935 года совершил первый полет опытный экземпляр Hs 123V1. Надо добавить, что два прототипа были разбиты — самолеты разрушались в воздухе при попытке вывода из пикирования, пилоты погибли. Проведенное расследование показало, что причиной аварий стала недостаточная прочность центроплана. В августе 1935 года на четвертом прототипе Hs 123V4 этот узел был усилен, и машина легко выходила из пикирования под углом более 80°. В итоге, самолет был признан пригодным для серийного производства.

На фото немецкий самолет Henschel Hs 123
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить

В июле 1936 года выпустили установочную серию Hs 123А-0, а в августе развернули массовое производство модификации А-1. Самолеты создавались на заводах «Хеншель» в Шенефельде и Иоганнистале, «AGO флюгцойгверке» в Ошерслебене. Варианты Hs 123V5 и Hs 123V6 должны были стать прототипами для Hs 123В и С, но они серийно не производились. Объем серийного выпуска, который продолжался до октября 1938 года, составил 255 самолетов (116 построено «Хеншелем» и 129 — фирмой AGO). В январе 1943 года было предложение возобновить производство Hs 123А, но оно не было реализовано.

Модификации:

  • Hs 123А — двигатель BMW 132Dc (880 л.с.). Стрелковое вооружение — 2 синхронных 7,92-мм пулемета MG 17. Бомбовая нагрузка — 1х250-кг бомба под фюзеляжем (возможна подвеска ПТБ), 4х50-кг бомбы под крылом (вместо них возможна подвеска 2 контейнеров с 92 2-кг осколочными бомбами). Построено 16 предсерийных Hs 123А-0 и 229 серийных Hs 123А-1.
  • Hs 123В-1 с полностью металлической обшивкой крыла, измененными элеронами.

Самолет находился на вооружении:

  • в Германии — с ноября 1936 года,
  • в Испании — с лета 1938 года,
  • в Китае — с ноября 1938 года.

Спроектированный, как пикирующий бомбардировщик, самолет Hs 123А был востребован в качестве штурмовика. Самолет имел относительно слабое вооружение и небольшую бомбовую нагрузку, но вместе с тем достаточно маневренным, что позволяло наносить точечные удары. «Хеншель» также был устойчив к боевым повреждениям и неприхотлив в эксплуатации. На аэродромах Восточного фронта, зимой или в плохую погоду, порой только Hs 123А был единственным самолетом, который мог подняться в небо.

Основные характеристики самолета Хеншель Hs 123A

Двигатель:  
тип BMW 132Dc
мощность, л.с. 880
Размах крыла, м 10,50
Длина самолета, м 8,33
Высота самолета, м 3,20
Площадь крыла, кв. м 24,85
Масса, кг:  
пустого самолета 1500
взлетная 2215
Максимальная скорость, км/ч 341
Скороподъемность, м/с 15
Практический потолок, м 9000
Дальность полета, км:  
с ПТБ 860
с 200 кг бомб 480

Первые самолеты Hs 123А осенью 1936 года стали поступать в группы пикировщиков. Но их работа в этой роли была недолгой, на смену «Хеншелям» пришли немецкие самолеты второй мировой войны Ju 87, а Hs 123А переквалифицированы в штурмовики, именно их применяли в гражданской войне в Испании. Туда в декабре 1936 года прибыли пять самолетов данного типа, к которым позже добавились еще 11 Hs 123А. В Испании использование штурмовиков было признано удачным.

Две штурмовые группы были вооружены самолетами Hs 123А в августе 1938 года, которые расформировали через три месяца. Инструкторская группа II (Schl.)/LG 2 была единственной штурмовой частью люфтваффе накануне второй мировой войны, которая располагала 40 самолетами Hs 123А. Во время Польской кампании, группа взаимодействовала с 16-м танковым корпусом вермахта, атакуя опорные пункты и скопления войск противника. Было потеряно 3 самолета.

Группа II(Schl.)/LG 2 с 50 самолетами, из которых исправными были 45, с 10 мая 1940 года поддерживала войска 6-й армии, которая атаковала Бельгию, потом взаимодействовала с танковой группой Клейста, участвовала в бох под Седаном, а с 21 мая была придана 19-му танковому корпусу Гудериана. Группу стали перевооружать истребителями-бомбардировщиками Bf 109Е после блицкрига на Западе, но отряд 10.(Schl.)/LG 2 на Hs 123А принимал участие в войне против Югославии и Греции.

На начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года в составе II(Schl.)/LG 2 вместе с 38 самолетами Bf 109Е находились и 22 Henschel Hs 123А. В начальном периоде войны против Советского Союза «Хеншели» воевали на северном направлении, потом принимали участие в сражениях у Брянска и Вязьмы, битве под Москвой. В январе 1942 года после реорганизации штурмовых частей, Hs 123А были сосредоточены в отряде 7./SchlG 1, который воевал в Крыму в мае 1942 года, потом действовал в боях под Харьковом и других сражениях на южном фланге Восточного фронта. Летом 1943 года 7./SchlG 1 принимал участие в боях на Курской дуге, а весной 1944 года — в Крыму. Henschel Hs 123 был снят с производства в апреле 1937 года. С вооружения люфтваффе официально не был снят, но из-за больших потерь исчез с фронта осенью 1944 года.

Источники:

  • О.Растренин «Штурмовики люфтваффе.
  • Д.Дональд «Боевые самолеты Люфтваффе».
  • В.Котельников «Ближние разведчики, корректировщики и штурмовики Второй мировой войны».
  • А.Демин «Воздушные драконы Поднебесной».
  • Д.Хазанов «Поражение люфтваффе под Москвой».
< Назад   Вперед >

pro-samolet.ru

Ударный самолет Хеншель Hs 123 Германия характеристики

Танки

Самолеты

Немецкий одноместный штурмовик Henschel Hs 123

Хеншель Hs 123 — одномоторный цельнометаллический биплан с неубирающимся шасси (колеса в обтекателях). Под руководством Ф.Николауса создан в КБ фирмы «Хеншель флюгцойгверке». Вначале проектировался как истребитель-пикирующий бомбардировщик по образцу биплана Кэртис «Хаук» III США. 1 апреля 1935 года совершил первый полет опытный экземпляр Hs 123V1. Надо добавить, что два прототипа были разбиты — самолеты разрушались в воздухе при попытке вывода из пикирования, пилоты погибли. Проведенное расследование показало, что причиной аварий стала недостаточная прочность центроплана. В августе 1935 года на четвертом прототипе Hs 123V4 этот узел был усилен, и машина легко выходила из пикирования под углом более 80°. В итоге, самолет был признан пригодным для серийного производства.

На фото немецкий самолет Henschel Hs 123
Нажмите на фотографию, чтобы увеличить

В июле 1936 года выпустили установочную серию Hs 123А-0, а в августе развернули массовое производство модификации А-1. Самолеты создавались на заводах «Хеншель» в Шенефельде и Иоганнистале, «AGO флюгцойгверке» в Ошерслебене. Варианты Hs 123V5 и Hs 123V6 должны были стать прототипами для Hs 123В и С, но они серийно не производились. Объем серийного выпуска, который продолжался до октября 1938 года, составил 255 самолетов (116 построено «Хеншелем» и 129 — фирмой AGO). В январе 1943 года было предложение возобновить производство Hs 123А, но оно не было реализовано.

Модификации:

  • Hs 123А — двигатель BMW 132Dc (880 л.с.). Стрелковое вооружение — 2 синхронных 7,92-мм пулемета MG 17. Бомбовая нагрузка — 1х250-кг бомба под фюзеляжем (возможна подвеска ПТБ), 4х50-кг бомбы под крылом (вместо них возможна подвеска 2 контейнеров с 92 2-кг осколочными бомбами). Построено 16 предсерийных Hs 123А-0 и 229 серийных Hs 123А-1.
  • Hs 123В-1 с полностью металлической обшивкой крыла, измененными элеронами.

Самолет находился на вооружении:

  • в Германии — с ноября 1936 года,
  • в Испании — с лета 1938 года,
  • в Китае — с ноября 1938 года.

Спроектированный, как пикирующий бомбардировщик, самолет Hs 123А был востребован в качестве штурмовика. Самолет имел относительно слабое вооружение и небольшую бомбовую нагрузку, но вместе с тем достаточно маневренным, что позволяло наносить точечные удары. «Хеншель» также был устойчив к боевым повреждениям и неприхотлив в эксплуатации. На аэродромах Восточного фронта, зимой или в плохую погоду, порой только Hs 123А был единственным самолетом, который мог подняться в небо.

Основные характеристики самолета Хеншель Hs 123A

Двигатель:  
тип BMW 132Dc
мощность, л.с. 880
Размах крыла, м 10,50
Длина самолета, м 8,33
Высота самолета, м 3,20
Площадь крыла, кв. м 24,85
Масса, кг:  
пустого самолета 1500
взлетная 2215
Максимальная скорость, км/ч 341
Скороподъемность, м/с 15
Практический потолок, м 9000
Дальность полета, км:  
с ПТБ 860
с 200 кг бомб 480

Первые самолеты Hs 123А осенью 1936 года стали поступать в группы пикировщиков. Но их работа в этой роли была недолгой, на смену «Хеншелям» пришли немецкие самолеты второй мировой войны Ju 87, а Hs 123А переквалифицированы в штурмовики, именно их применяли в гражданской войне в Испании. Туда в декабре 1936 года прибыли пять самолетов данного типа, к которым позже добавились еще 11 Hs 123А. В Испании использование штурмовиков было признано удачным.

Две штурмовые группы были вооружены самолетами Hs 123А в августе 1938 года, которые расформировали через три месяца. Инструкторская группа II (Schl.)/LG 2 была единственной штурмовой частью люфтваффе накануне второй мировой войны, которая располагала 40 самолетами Hs 123А. Во время Польской кампании, группа взаимодействовала с 16-м танковым корпусом вермахта, атакуя опорные пункты и скопления войск противника. Было потеряно 3 самолета.

Группа II(Schl.)/LG 2 с 50 самолетами, из которых исправными были 45, с 10 мая 1940 года поддерживала войска 6-й армии, которая атаковала Бельгию, потом взаимодействовала с танковой группой Клейста, участвовала в бох под Седаном, а с 21 мая была придана 19-му танковому корпусу Гудериана. Группу стали перевооружать истребителями-бомбардировщиками Bf 109Е после блицкрига на Западе, но отряд 10.(Schl.)/LG 2 на Hs 123А принимал участие в войне против Югославии и Греции.

На начало Великой Отечественной войны 22 июня 1941 года в составе II(Schl.)/LG 2 вместе с 38 самолетами Bf 109Е находились и 22 Henschel Hs 123А. В начальном периоде войны против Советского Союза «Хеншели» воевали на северном направлении, потом принимали участие в сражениях у Брянска и Вязьмы, битве под Москвой. В январе 1942 года после реорганизации штурмовых частей, Hs 123А были сосредоточены в отряде 7./SchlG 1, который воевал в Крыму в мае 1942 года, потом действовал в боях под Харьковом и других сражениях на южном фланге Восточного фронта. Летом 1943 года 7./SchlG 1 принимал участие в боях на Курской дуге, а весной 1944 года — в Крыму. Henschel Hs 123 был снят с производства в апреле 1937 года. С вооружения люфтваффе официально не был снят, но из-за больших потерь исчез с фронта осенью 1944 года.

wikiwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *