Гюнтер Прин | hochgebirgs.ru

Гюнтер Прин родился в 1908 в городе Любек. Его семья еле сводила концы с концами. В 15 лет Гюнтер ушёл из дома, чтобы зарабатывать на жизнь самому. Он вступил в самостоятельную жизнь в эру ужасного кризиса, когда одни доллар США стоил 4200000000000. Работая гидом, Гюнтер мог оплачивать обучение в морской школе в Гамбург-Финкенвердере, называвшейся «фабрикой моряков».Здесь он приобрел основы морских знаний. Затем Прин устроился юнгой на пороход «Гамбург». Во время зимнего шторма судно затонуло, но Гюнтер смог доплыть до берега. В течение долгого времени Гюнтер работал на разных судах, повышая свои навыки. Торговый флот был разорен великой депрессией. Двадцатичетырехлетний капитан был вынужден завербоваться в Добровольную трудовую армию. Теперь он имел крышу над головой и пищу, но не получал никаких денег. Когда Прин узнал, что ВМФ набирает для пополнения резерва офицеров торгового флота, то не стал медлить с решением. В январе 1933 года Прин в качестве рядового (не смотря на опыт) матроса начал службу в Кригсмарине.

Он пошёл в школу подводников, где познакомился с Веренером Хартманом, командиром U-26, взявшим его к себе. Эта подводная лодка принимала участие в гражданской войне в Испании. В 1938 году Гюнтер Прин окончил курсы командиров-подводников и получил под командование U-47.

Во время маневров в Бискайском заливе Прин отличился и обратил на себя внимание Карла Деница. 5 сентября 1939 года Прин потопил свой первый корабль — французский пароход. За ним Прин пустил на дно британские торговые суда «Рио Клара» и «Гэртэвон». Редер наградил его Железным крестом 2-го класса. 1 октября Прина вызвали на плавбазу «Вейхзель», стоявшую на рейде Киля, где он встретился с капитаном цур зее (капитан первого ранга) Деницем, который предложил Гюнтеру атаковать Спапа Флоу и потопить корабли, стоящие там на якоре.

Прин не знал, что и сказать. Эта база считалась главным объектом Home Fleet’а. Здесь кайзеровские офицеры затопили Атлантическую эскадру. Победа, одержанная в таком месте, воодушевила бы рейх. Кроме того, во время первой мировой войны двум германским субмаринам удалось проникнуть в Скапа Флоу через заградительные сети, и больше их никто не видел. Но Дениц имел информацию от капитана торгового судна, который за несколько недель до этого побывал в порту Керкуэлла, расположенного севернее Скапа Флоу, где слышал, что англичане перестали следить за восточным входом в пролив. Аэрофотосъемка подтвердила это сообщение. В противолодочных заграждениях был проход шириной 17 метров, через который опытный командир мог провести в гавань Скапа Флоу подводную лодку.

На следующий день Прин доложил Деницу, что готов провести атаку. Задание было назначено на ночь с 13 на 14 октября.

Утом 13 октября Прин совершил погружение и сообщил экипажу его задачу. Несмотря на очевидную опасность моряки с энтузиазмом встретили его слова. В 7.15 вечера Прин всплыл и увидел, что небо освещено сполохами северного сияния. Подавив ругательства, он решил действовать.

Медленно, преодалевая встречное течние, едва избежав столкновения с ограждением, U-47 прокралась в Скапа Флоу. В 0.58 Прин увидел линкор «Роял Ок» и старый авианосец «Пегасус» и с расстояния 4 тыс. ярдов выпустил 4 торпеды. Только одна из них сработала у линкора. Но никакой реакции со стороны англичан не последовало. Они решили, что взрыв произошёл внутри.

В 1.16 Прин провёл вторую атаку, выпустив по «Роял Ок» ещё 4 торпеды. Две из них взорвались и сдетанировали артиллерийские погреба. Прогремел взрыв, и линкор через 23 минуты затонул, унеся с собой жизни командующего Home Fleet адмирала Блэнгроува и 832 членов экипажа. А незамеченная U-47, не погружаясь, в 2.15 прошла через проход в противолодочном загорождении и вышла в открытое море.

Когда U-47 в сопровождении двух эсминцев вошла в Вельгельмсхафен, ее встречала ликующая толпа. Каждый из экипажа получил Железный крест 2-го класса. Прин должен был лично доложить фюреру о ходе операции. В полдень в Вильгельмсхафене приземлились FW. 200 и Ju. 52 — личные самолеты Гитлера, доставившие весь экипаж U-47 в Берлин. Гитлер принял их в рейхсканцелярии и наградил Прина Рыцарским крестом. Вечером в Винтергантер Театре моряков принимал Геббельс.

Прин стал кумиром рейха. В конце 1939 года моряки нарисовали на боевой рубке быка, и Прина стали называть «Быком Скапа Флоу».

В середине ноября U-47 вышла в Северную Атлантику. Восточнее шотландских островов его субмарина торпедировала британский крейсер «Норфолк». Гюнтер посчитал, что корабль тонет, но торпеда взорвалась в кильватере крейсера. U-47 немедленно погрузилась. В течении нескольких часов ее бомбили три эсминца. Через 5 дней Прин торпедировал большой пассажирский пароход. Следующей целью Прина стал полностью загруженный танкер. На следующий день на дно пошел еще один танкер. Следующему кораблю удалось избежать гибели — торпеда прошла мимо.

Из-за повреждений, нанесенных ей льдами и взрывами глубинных бомб, до марта 1940 года U-47 ремонтрировалась в доках. Во время Норвежской кампании его экипаж познал все «прелести» торпедного кризиса (на вооружение поступили плохие торпеды).

Июнь 1940 года стал одним из самых удачных для германских подводников месяцем. Объединенными усилиями Кригсмарине и Люфтваффе потопили 140 судов (585496 т). Из них 10% принадлежит Прину. Общий тоннаж потопленных им кораблей составил 66587. Вторым в этот месяц стал Энгельберт Эндрас (бывший старпом Прина), потопивший 54000 т.

Период с июня по октябрь стал звездным часом для германских субмарин. Лучшим стал Прин, потопивший 200000 т и ставший пятым германским офицером, получившим Дубовые Листья к Рыцарскому кресту. В ночь с 17 на 18 октября Прин во главе «волчьей стаи» из 4 лодок напал на британский конвой. В результате британцы потеряли 8 судов. Все подлодки остались целы.

Им было потоплено много кораблей. Но военная удача изменила ему. 8 марта 1941 года он и ещё три лодки атаковали конвой ОВ-293. Потери были велики. Лодка Ханса Экррмана была сильно повреждена и вынуждена была уйти. Иохим Мац затопил свою U-90. Даже U-91 под командованием Отто Кречмера пришлось уходить от кораблей эскорта. Упрямый Прин продолжал атаки. Но погода вдруг улучшилась, и лодка оказалась на виду у эскорта. Сильно повреждённая, уже вечером, U-47 погрузилась. Больше она не всплыла. Взрыв глубинной бомбы разорвал лодку — никто не выжил. Прин посмертно был произведён в фрегатенкапитэны(капитан второго ранга).

 

hochgebirgs.ru

Гюнтер Прин — немецкий подводник времён Второй мировой войны.

Гю́нтер Прин — (16 января 1908 — предположительно 7 марта 1941) — немецкий подводник времён Второй мировой войны, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями. Прин являлся одним из самых успешных подводников Кригсмарине и получил прозвищем «Бык Скапа-Флоу», после успешной операции по проникновению на рейд британского флота в гавани Скапа-Флоу и потоплению линкора HMS Royal Oak.

Биография

Родился 16 января 1908 в Остерфельде. Его семья была очень бедной. В 15 лет Гюнтер покинул свой дом, зарабатывал на жизнь сам и позволил матери вырастить других детей. Благодаря своему трудолюбию, упорству и настойчивости получил диплом капитана. Во время Великой депрессии в 1931 оказался без работы. После прихода нацистов к власти Прин добровольцем вступил в ВМФ в качестве рядового матроса и быстро стал подниматься по служебной лестнице.

Служба

В октябре 1936 — стал 2-м помощником командира лодки U-26, которой командовал В. Хартман. Участвовал в войне в Испании. После окончания курсов командиров подводных лодок Прин в октябре 1938 назначен командиром U-47. После начала войны Прин стал первым подводником, который потопил судно противника — им стал подбитый 5 сентября 1939 английский пароход Bosnia (2407 тонн). В этом же походе Прин затопил два торговых суда Rio Clara и Gartavon. После возвращения на базу Прин 25 сентября награжден Железным крестом 2-го класса.

1 октября 1939 Прин был вызван к адмиралу К. Дёницу, который предложил ему совершить операцию по проникновению на базу английского флота — Скапа Флоу и потопить корабли, находившиеся там.

Прин не знал, что и ответить. Эта база считалась главным объектом Хоум Флита. Считалось, что на базу нельзя приникнуть незамеченным. Здесь кайзеровские офицеры затопили Атлантическую эскадру. Победа, одержанная в этом месте, воодушевила бы рейх. Во времена первой мировой войны двум подводным лодкам удалось проплыть в Скапа Флоу через заграждения, назад они так и не вернулись. Но адмирал имел информацию от капитана торгового судна. Который за две недель назад был в порту Керкуэлла, расположенного недалеко от Скапа Флоу. Где получил информацию, что англичане перестали следить за восточным входом в пролив. Разведданные подтвердила эту информацию. В противолодочных заграждениях был проход шириной 17 метров, через который опытный командир мог провести в гавань Скапа Флоу подводную лодку.

На следующий день Прин доложил Деницу, что готов провести операцию.

Утром 13 октября Прин начал поход и сообщил экипажу цель похода. Едва избежав столкновения с ограждением, U-47 прошла в Скапа Флоу. В 0 часов 58 минут 14 октября был обнаружен линейный корабль HMS Royal Oak и авианосец HMS Pegasus и командир отдал приказ выпустить 4 торпеды, один из аппаратов не сработал.

Из трех торпед взорвалась только одна, но никаких действий со стороны англичан не последовало.

В 1 час 16 минут Прин провел вторую атаку четырьмя торпедами. Две торпеды попали в HMS Royal Oak, после чего сдетонировали артиллерийские погреба. Прогремел взрыв, и линкор через 23 минуты затонул, унеся с собой жизни адмирала Блэнгроува и 832 членов экипажа.

А незамеченная U-47, не погружаясь, в 2.15 прошла через проход в противолодочном заграждении и вышла в открытое море.

На базе Вельгельмсхафен Прина встречала ликующая толпа. Лично адмирал Э. Редер наградил всех членов экипажа Железными крестами 2-го класса. Прин должен был лично доложить фюреру о ходе операции. В полдень в Вильгельмсхафене приземлились FW. 200 и Ju. 52 — личные самолеты Гитлера, доставившие весь экипаж U-47 в Берлин. Гитлер принял их в рейхсканцелярии и наградил Прина Рыцарским крестом. Вечером в Винтергантер Театре моряков принимал Геббельс.

Прин стал одним из самых известных героев Германии. В конце 1939 эмблемой U-47 был выбран бык, а германские СМИ стали называть Прина «быком Скапа Флоу». Вскоре была издана книга «Мой путь в Скапа Флоу» (авторство Прина сомнительно, т.к. книга содержит много неточностей). В середине ноября 1939 U-47 вышла в Северную Атлантику. В этом походе Прин потопил два танкера, но был дважды атакован глубинными бомбами. Из-за повреждений, нанесенных ей льдами и взрывами глубинных бомб, до марта 1940 года U-47 ремонтировалась в доках.

Участвовал в операции по вторжению в Норвегию, в ходе которой лодка села на мель, повредив правый дизель.

В 1940 была сформирована группа подводных лодок «Прин» и «Резинг», которая получила задание атаковать конвой в Галифаксе.
Прину было поставлено задание уничтожить конвой, который возвращаться в Галифакс. Июнь 1940 года стал одним из самых удачных для германских подводников месяцем. Объединенными усилиями Кригсмарине и Люфтваффе потопили 140 судов (585496 т.). Из них 10 процентов были на счету Прина. Общий тоннаж потопленных им кораблей составил 66587.

С июня по октябрь был удачный период для германских подводных асов, таких, как Прин, Кречмер, Эндрас и другие. Лучшим был, конечно, Прин, потопивший 200000 т. За свои заслуги Прин получил Дубовые Листья к Рыцарскому кресту. Но его вскоре превзошел Отто Кречмер, командир U-99, который стал ведущим подводным асом Кригсмарине, потопив 44 корабля (266629 т.).

В ночь на 18 октября 1940 Прин во главе 4 лодок атаковал английский конвой. В итоге атаки британцы потеряли 8 судов. Все подлодки остались целы.

Гибель

8 марта 1941 Прин атаковал конвои ОВ293, следовавший из Ливерпуля в Галифакс. Германские лодки потопили 2 корабля, понесли слишком большие потери: лодка Г. Экрмана была вынуждена всплыть и вернуться в Лорьян; U-90 капитана 3-го ранга И. Маца была затоплена; U-91 под командованием О Кречмера также была вынуждена отступить.

Прин из-за своего упорства решил продолжить в одиночку атаку конвоя и потопил еще один корабль. Неожиданно прекратился дождь, облака разошлись и выглянуло солнце, осветив U-47 прямо перед носом у эсминца HMS Wolverine. Прин отдал приказ немедленно погрузится, но Ройлэнд моментально сбросил глубинные бомбы. Промахнуться он не мог. U-47 была сильно повреждена. Прин вынужден был оставаться под водой до наступления темноты и всплыл в нескольких милях от места первоначального погружения. Тут же на него бросился HMS Wolverine, U-47 стремительно погрузилась в воду, но было уже поздно. Больше она никогда не всплыла. Взрыв глубинной бомбы разорвал лодку. Через несколько минут на поверхности показались обломки, мусор и пятна мазута — признак того, что лодка погибла. Никто не смог бы спастись.

Лишь 23 мая 1941 германская пресса сообщила о гибели Прина.

После гибели Прина. его эмблема «Пыхтящий бык» присвоена 7-й флотилии подводных лодок.

Популярность Прина была настолько высока, что многие не хотели верить в его гибель. Получили хождение разные морские легенды, что Прин и его экипаж взбунтовались и попали в пехоту на Восточный фронт. Что Прин отказался выйти в море на неисправной лодке и был отправлен в концлагерь, где его уморили голодом или расстреляли. Была версия, что Прин утонул в своей ванне.

Список потопленных кораблей

ДатаПодлодкаНазвание корабляНациональностьТоннаж
5 Сен 1939U-47BosniaВеликобритания2,407
6 Сен 1939U-47Rio ClaroВеликобритания4,086
7 Сен 1939U-47GartavonВеликобритания1,777
14 Окт 1939U-47HMS Royal OakВеликобритания29,150
5 Дек 1939U-47NavasotaВеликобритания8,795
6 Дек 1939U-47BrittaНорвегия6,214
17 Дек 1939U-47TajandoenГолландия8,159
25 Мар 1940U-47BrittaДания1,146
14 Июнь 1940U-47BalmoralwoodВеликобритания5,834
21 Июнь 1940U-47San FernandoВеликобритания13,056
24 Июнь 1940U-47CathrineПанама1,885
27 Июнь 1940U-47LendaНорвегия4,005
27 Июнь 1940U-47LeticiaГолландия2,580
29 Июнь 1940U-47Empire ToucanВеликобритания4,127
30 Июнь 1940U-47Georgios KyriakidesГреция4,201
2 Июль 1940U-47Arandora StarВеликобритания15,501
2 Сен 1940U-47Ville de MonsБельгия7,463
4 Сен 1940U-47TitanВеликобритания9,035
7 Сен 1940U-47NeptunianВеликобритания5,155
7 Сен 1940U-47José de LarrinagaВеликобритания5,303
7 Сен 1940U-47GroНорвегия4,211
9 Сен 1940U-47PossidonГреция3,840
21 Сен 1940U-47ElmbankВеликобритания5,156
19 Окт 1940U-47UgandaВеликобритания4,966
19 Окт 1940U-47ShirakВеликобритания6,023
19 Окт 1940U-47WandbyВеликобритания4,947
20 Окт 1940U-47La EstanciaВеликобритания5,185
20 Окт 1940U-47Whitford PointВеликобритания5,026
20 Окт 1940U-47AthelmonarchВеликобритания8,995
8 Ноя 1940U-47Gonçalo VelhoПортугалия1,595
2 Дек 1940U-47Ville d’ArlonБельгия7,555
2 Дек 1940U-47ConchВеликобритания8,376
2 Дек 1940U-47DunsleВеликобритания3,862
26 Фев 194U-47KasongoБельгия5,254
26 Фев 1941U-47DialaВеликобритания8,106
26 Фев 1941U-47BorglandНорвегия3,636
26 Фев 1941U-47RydboholmШвеция3,197
26 Фев 1941U-47HolmeleaВеликобритания4,223
7 Мар 1941U-47Terje VikenВеликобритания20,638

Литература и источники информации

  • Митчем Семюэль В., Мюллер Джин. Командиры Третьего рейха, Смоленск, «Русич», 1997
  • Кто был кто в Третьем рейхе. Биографический энциклопедический словарь. М., 2003

Галерея изображения

  • Корветтенкапитан Гюнтер Прин

  • Прин приветствует лодку, возвращающуюся на базу.

  • Прин, Гитлер и Эрнст Шмидт

wiki.wargaming.net

Наши враги. Гюнтер Прин

Капитан-лейтенант Гюнтер Прин за совершенный им прорыв в главную базу британского флота Скэйп Флоу и потопление линкора «Ройял Оук» стал первым подводным асом Кригсмарине, кто получил Рыцарский крест. Награду командиру U-47 вручал лично Гитлер. Историк, писатель Елена Съянова вспоминает одного из самых результативных подводников ВМС Третьего рейха и выясняет, за какие заслуги Гюнтер Прин стал подводным асом № 2.

Проект был подготовлен для программы «Цена победы» радиостанции «Эхо Москвы».

Немецкое слово «Кригсмарине» известно у нас гораздо меньше, чем «Люфтваффе», хотя по поводу урона, наносимого немецким подводным флотом, Черчилль как-то писал: «Единственная вещь, которая по-настоящему тревожила меня в ходе войны, — это опасность, исходившая от немецких подводных лодок».

2000 военных кораблей и судов торгового флота общим водоизмещением 13,5 млн тонн; 70 тысяч военных моряков и 30 тысяч моряков торгового флота — таков общий ущерб, нанесенный Кригсмарине союзникам.


Гюнтер Прин, 1940 год

Среди немецких подводников тоже были свои асы, не менее популярные в рейхе, чем асы-летчики. Первым из них можно считать Гюнтера Прина, второго по результативности после Отто Кречмера, счет которого был равен 45 потопленным суднам. Счет Прина скромнее — 28 кораблей, однако среди них — знаменитый британский линкор «Ройял Оук», на котором погиб английский адмирал Блэнгроув и 832 члена команды.

Атака на главную базу ВМС Британии Скэйп Флоу была бы своего рода реваншем немцев за потери, понесенные в этом месте в годы Первой мировой войны. Скейп Флоу считалась неприступной, и победа немцев в таком месте сыграла бы для рейха особую, воодушевляющую роль. Осенью 1939 года Дениц получил информацию о том, что англичане перестали следить за восточным входом в пролив, и в противолодочных заграждениях есть проход шириной 17 метров, через который можно было бы попытаться провести в гавань Скейп Флоу подводную лодку.

Счет Гюнтера Прина — 28 кораблей, включая знаменитый «Ройял Оук»

Задание Дениц предложил выполнить Гюнтеру Прину, ее командиру, — именно предложил, дав время подумать. На следующий день Прин доложил, что готов. В ночь с 13 на 14 октября подлодка сумела прокрасться в гавань и выпустила четыре торпеды, из которых только одна взорвалась возле линкора. Пока подлодка Прина заходила в новую атаку, англичане ничего не предпринимали, поскольку решили, что взрыв произошел внутри линкора. Она выпустила еще 4 торпеды, или на языке подводников — «рыбы», и линкор водоизмещением в 31 тысячу 200 тонн буквально раскололся на две части, поскольку от взрыва сдетонировали артиллерийские погреба. «Ройял Оук» затонул за 23 минуты, унеся с собой 833 жизни. А подлодка, даже не погружаясь, вся в сполохах северного сияния, триумфально вышла в открытое море.

За этот «подвиг» гросс-адмирал Редер, поднявшись на борт подлодки, каждому моряку лично пожал руку и вручил Железный крест. А командир отправился в Берлин, где его встречали ликующие толпы на улицах, фюрер с Рыцарским крестом и Геббельс с дифирамбами.



Кавалер Рыцарского креста Гюнтер Прин и Адольф Гитлер, 1939 год


Гюнтер Прин сделался звездой рейха: письма от восторженных поклонниц доставляли ему мешками. 833 человека, отправленные на тот свет за 23 минуты, приводили немецких женщин в экстаз.

В ноябре 1939 года теперь уже легендарная подводная лодка, с нарисованным на боевой рубке быком, вышла на охоту в Атлантический океан. Особенно удачным для подводников стал 1940 год. Общими усилиями Кригсмарине и Люфтваффе потопили 140 судов; из них 10 процентов были на счету Прина. Например, только за одну ночь на 18 октября Прин во главе «волчьей стаи» из четырех подлодок потопил 8 судов из британского конвоя.

Звезда Прина постепенно закатилась, когда британцы начали применять радары и вооружили свои бомбардировщики глубинными бомбами. У англичан тоже были свои «звезды», гонявшие лихих подводных асов так, что те едва уносили ноги или затапливали свои подлодки, например командор Джеймс Ройленд по прозвищу Россомаха.

В гибель Прина долго не верили и распускали самые невероятные слухи

«28-я победа Прина стала для него последней. Потопив корабль, лодка оказалась прямо под носом у англичан, вся в лучах заходящего солнца. Командор Россомаха не промахнулся и ранил зверя; подлодка ушла на глубину, а когда снова всплыла недалеко от места погружения, Россомаха поджидал добычу. Субмарина стремительно погрузилась, но взрыв глубинной бомбы разорвал лодку на части: через несколько минут на поверхности воды закачались останки: мусор, обломки и пятна мазута».

В гибель Прина в рейхе долго не верили и распускали самые невероятные слухи — от смерти в штрафбате на Восточном фронте до расстрела в концлагере. Некоторой издевкой отдает история о том, что лихой подводник утонул в собственной ванне.

распечатать Обсудить статью

Рекомендовано вам

diletant.media

биография, личная жизнь, достижения, фото

Под командованием Гюнтера Прина подводной лодке U-47 было зачтено затопление более 30 союзных судов общей площадью около 200 000 валовых регистров (ОТО). Именно он потопил британский линкор HMS Royal Oak на якорной стоянке «Домашний флот» в Скапа-Флоу. Британцы тогда придумали знаменитое прозвище, под которым и стал известен Гюнтер Прин — Бык Скапа-Флоу. Его блестящая карьера стала возможной потому, что немцы с самого начала уделяли подводным лодкам особое внимание.

Предисловие: неограниченная подводная война

История командира подлодки Гюнтера Прина была бы невозможной, если бы не политика неограниченной подводной войны, которую Германия начала проводить в Первую мировую войну.

Неограниченная подводная война — это тип морской войны, в которой подводные лодки погружают суда, такие как грузовые и танкерные машины, без предупреждения, в отличие от традиционных правил ведения боя. Эти правила требуют, чтобы подводные лодки находились на поверхности и атаковали грузовые, транспортные и гражданские судна лишь в случае крайней необходимости. Немцы проигнорировали этот закон во время Первой мировой войны после британского введения Q-кораблей со скрытыми палубными орудиями, и самым драматическим эпизодом ​​того времени стало затопление немцами «Лузитании» в 1915 году. Именно это печальное событие спровоцировало вступление США в Первую мировую войну.

Адмирал Хеннинг фон Хольцендорф, начальник штаба адмиралтейства, в начале 1917 года успешно участвовал в возобновлении нападений и, таким образом, преподал урок англичанам. Высшее командование Германии осознало, что возобновление неограниченной подводной войны означало войну с Соединенными Штатами, но посчитало, что американская мобилизация будет слишком медленной, чтобы остановить победу Германии на Западном фронте.

После возобновления Германией неограниченной подводной войны 1 февраля 1917 года страны пытались ограничить или даже отменить подводные лодки. Вместо этого Лондонская декларация требовала от подводных лодок соблюдать правила войны. Эти правила не запрещали вооружать торговые корабли, но при этом они должны были сообщать о контакте с подводными лодками (или рейдерами). Это сделало ограничения на подводные лодки бесполезными.

Хотя такая тактика повышает боевую эффективность подводной лодки и ее шансы на выживание, некоторые рассматривают ее как нарушение правил войны, особенно при использовании против нейтральных судов в зоне военных действий.

Было проведено четыре крупных кампании неограниченной подводной войны:

  1. Морские операции Первой мировой войны, когда неограниченная подводная война велась Германией между 1915 и 1918 годами против Великобритании и ее союзников. Одним из самых известных актов было 7 мая 1915 года, когда подводная лодка U-20 намеренно торпедировала роскошный лайнер British Cunard RMS Lusitania.
  2. Возобновление Германией неограниченной подводной войны в феврале 1917 года вместе с Телеграммой Циммермана привело США к войне на британской стороне. Это был также casus belli для вступления Бразилии в войну в 1917 году.
  3. Битва за Атлантику во время Второй мировой войны. Между 1939 и 1945 годами она велась между Германией и союзниками, и с 1940 по 1943 год — между Италией и союзниками.
  4. Балтийская кампания на Восточном фронте, во время Второй мировой войны между 1941 и 1945 годами, особенно с 1942 г. Велась Германией и СССР друг против друга, прежде всего в Балтийском море.
  5. Тихоокеанский фронт Второй мировой войны, между 1941 и 1945 годами. Велась война Соединенными Штатами против Японии.

В четырех случаях были попытки ввести военно-морскую блокаду для стран, особенно тех, которые сильно зависят от торгового судоходства, чтобы они не могли питать свои военные предприятия и кормить население (например, Британию и Японию), хотя страны, проводящие неограниченную подводную войну, не смогли установить обычную военно-морскую блокаду. Именно во времена неограниченных подводных войн и блистала слава выдающихся подводников вроде командира Гюнтера Прина.

Ранние годы

Герой нашей статьи был одним из трех детей в семье судьи. Будущий подводник Гюнтер Прин присоединился к Handelsflotte (немецкий торговый флот) в середине 1923 года. После нескольких лет работы и учебы в качестве моряка он сдал необходимые экзамены и стал четвертым офицером на пассажирском лайнере. В январе 1932 года будущий командир подлодки Гюнтер Прин получил лицензию морского капитана.

Начало карьеры

Не имея возможности найти работу из-за серьезного сокращения немецкой судоходной отрасли во время Великой депрессии, он был вынужден обращаться в различные социальные институты за помощью. Разгневанный неумелым правительством, которое казалось абсолютно импотентным перед лицом экономической катастрофы в стране, он присоединился к нацистской партии в мае 1932 года. В августе 1932-го будущий командир подлодки Прин присоединился к добровольному рабочему корпусу Вогтсберга в Ольшнице, где поднялся до звания заместителя командира лагеря.

Прин обратился к Рейхсмарине в 1933 году и быстро получил там работу. Сперва он служил на легком крейсере, а затем был отправлен в учебную школу подводников в Киле. После окончания учебы он оказался в U-26 на лейбле Deutsche Schiff und Maschinenbau AG (Deschimag) в Бремене в качестве первого наблюдателя, служа под командованием Вернера Хартмана. U-26 отправился в два патруля в 1937 году (6 мая — 15 июня и 15 июля — 30 августа) во время гражданской войны в Испании.

Будущий командир Гюнтер Прин быстро продвигался по службе, пройдя путь от гардемарина в 1933 году до старшего лейтенанта в море в 1937 году. Он был назначен командующим новым типом VIIB U-47 при ее вводе в эксплуатацию в декабре 1938 года и получил звание капитан-лейтенанта в феврале 1939 года.

В 1939 году капитан-лейтенант Прин женился, а чуть позже стал отцом двух детей.

Вторая мировая война

Вторая мировая война началась во время первого патруля Прина в U-47. Он ушел из Киля 19 августа 1939 года для патрулирования продолжительностью 28 дней. 5 сентября он потопил британскую СС Боснию в размере 2 407 валовых регистровых тонн (ОТО) — это был второй корабль с начала войны, затопленный подводной лодкой. Его лодка вскоре потопила еще два британских судна, Рио-Кларо — 4086 ОТО 6-го, а Гартавон — 1777 ОТО 7-го. U-47 вернулся в Киль 15 сентября.

14 октября 1939 года лодка лейтенант-капитана Гюнтера Прина проникла на основную базу Королевского военно-морского флота, Скапа-Флоу, и потопила линейный корабль «Королевский дуб». Он вернулся в Германию как прославленный герой. Теперь он был не просто подводник Гютер Прин — атака Скапа-Флоу сделала его настоящей звездой на родине!

Прин был награжден Рыцарским Крестом Железного Креста лично Адольфом Гитлером, став первым матросом подлодки и вторым членом на Кригсмарине, получившим эту награду. Какие бы ошибки ни совершал капитан Прин, атака Скапа Флоу навсегда сделала ему имя. Эмблема в виде фыркающего быка была нарисована на конусной башне U-47 и вскоре стала символом всей 7-й подводной флотилии, подтверждая прозвище Прина.

Два члена команды Гюнтера заработали Рыцарский крест Железного Креста во время Второй мировой войны: главный инженер (Leitender Ingenieur) Йоханн-Фридрих Весселс и 1-й часовой офицер (И. Вачхофисье) Энгельберт Эндрасс.

Была, однако, одна тайна, которую скрывало военно-морское ведомство Германии: капитан подлодки Прин выпустил в общей сложности семь торпед в свою цель, из которых пять потерпели неудачу из-за давних проблем с глубинным управлением и их магнитными детонаторными системами. Эти проблемы продолжали долго преследовать немецких подводников, особенно во время немецкого вторжения в Норвегию, когда подводные лодки не смогли удержать Королевский флот в страхе. Об этой атаке написал сам Гюнтер Прин — книга Mein Weg nach Scapa Flow (1940, Deutscher Verlag Berlin) была опубликована под его именем.

Эпоха побед и поражений

U-47 под командованием Прина с 1-м наблюдательным офицером Энгельбертом Эндрассом и главным инженером Иоганном-Фридрихом Весселсом покинула Киль 16 ноября 1939 года.

U-47 атаковал британский крейсер 28 ноября 1939 года. Прин определил корабль как лодочный крейсер. Он собирался запустить три торпеды, но только одна очистила трубку и взорвалась вслед за крейсером. Когда перископ очистил поверхность, подводник Гюнтер Прин наблюдал за тем, что он счел серьезным повреждением кормы крейсера. U-47 всплыл и попытался преследовать крейсер, но был задет глубинными зарядами, сброшенными из эскорта. Оказалось, что крейсер был модели HMS Norfolk и был лишь слегка поврежден детонацией. О нападении сообщалось в ежедневном Вермахтберихте 29 ноября 1939 года. В военном дневнике Бефельшабер-дер-у-Боате (БДУ) 17 декабря 1939 года указано, что хотя был отмечен удар, крейсер так и не сумели потопить.

5 декабря 1939 года U-47 обнаружил девять торговых судов, сопровождаемых пятью эсминцами. В 14:40 Прин выпустил одну торпеду, сбив британский пароход «Навасота» по дороге в Буэнос-Айрес и убив 37 матросов. После затопления «Навасоты» британские эсминцы безуспешно атаковали U-47.

На следующий день в 20:29 норвежский танкер «Бритта» был потоплен, унеся на дно 6 членов своего экипажа. За ним последовал голландский «Таджандойн», потопленный Прином 7 декабря 1939 года.

U-47 продолжал атаковать союзнические перевозки в западных подходах, однако восемь из двенадцати кораблей либо перевозили взрывчатку, либо были неисправны. 18 декабря 1939 года U-47 вернулся в Киль через канал Кайзера Вильгельма. Трофеи Прина на начало войны отмечены в военном дневнике от 17 декабря 1939 года:

  • пароход неизвестного происхождения 12 000 ОТО;
  • норвежский танкер 10 000 GRT;
  • голландский танкер 9 000 ОТО.

Последующая карьера

Среди кораблей, потопленных приновской подлодкой U-47, была SS Arandora, перевозившая более 1200 интернированных немецких и итальянских граждан и 86 немецких военнопленных в Канаду. В результате атаки убито более 800 человек.

После более поздних патрулей и рейдов по союзным торговым перевозкам Прин был награжден Дубовыми листьями Рыцарского креста в 1940 году.

Последний бой

В истории, типичной для лучших солдат Германии во время Второй мировой войны, адмирал Дениц попытался убедить Прина перевестись на учебную подлодку, но человек, которого любил немецкий народ, предпочел вместо этого вернуться в полную опасности холодную Северную Атлантику, которая уже подарила ему великую воинскую славу. Гюнтер Прин отправился в свой десятый рейд на U-47 20 февраля 1941 года.

Пробившись к западному побережью Ирландии, 25 февраля U-47 столкнулся с исходящим конвоем OB-290. Следуя докладу Прина, Дениц вызвал подкрепление, но когда они не успели прибыть вовремя, капитан U-47 решил взять на себя конвой.

Его первой жертвой стал бельгийский грузовой корабль Kosongo, который был поражен торпедой сразу после полуночи 26-го. За этим последовал быстрый удар по британскому танкеру «Диала», который повредил судно на 8100 тонн. В течение часа Прин перезарядился и начал атаковать своих вторую и третью жертву за день — шведское грузовое судно M / S Rydboholm и норвежское грузовое судно Borglund.

Ключевая роль U-47 в уничтожении Convoy OB-290 здесь не прекращалась: выступая в качестве маяка, судно успешно направило опасные бомбардировщики Кондора к процессии медленно движущихся судов. В согласованной воздушной атаке эскадра из шести Кондоров потопила семь торговых кораблей и повредила восьмой из них. 28 февраля U-47 натолкнулся на корабль, отбившийся от разбитого конвоя — британский пароход Holmelea, который был быстро потоплен. Он стал четвертой жертвой U-47 во время десятого рейда Прина, и тридцатой — с начала войны. На следующий день Гюнтер Прин получил очередное повышение.

Таинственное исчезновение

U-47 должен был ждать более недели для своей следующей вылазки в Атлантику, когда 7 марта он наткнулся на британское китобойное судно с грузом более 20,638 тонны — «Терье Викен», являвшееся частью уничтоженного конвоя OB-293. Две торпеды были выпущены в судно, и обе попали в цель. Вскоре после этого нападения Прин оказался среди отряда из, по меньшей мере, четырех кораблей под командованием командира Джеймса Роуленда.

От U-47 не было получено сигнала с того момента, когда он попал в британское окружение. Прин считался пропавшим без вести после того как не смог сообщить о своей позиции в Генштаб. Прошло лишь десять дней, и 17 марта двое не менее успешных коллег Прина также пропали без вести: Йоахим Шепке и U-100 были потеряны в холодной Северной Атлантике, в то время как командир U-99 — Отто Кречмер — и его команда были захвачены в плен англичанами. Адмирал Дениц был сильно потрясен потерей трех своих лучших подводных асов, а министр пропаганды Йозеф Геббельс хотел убедить народ принять гибель героев войны со стоическим спокойствием, опасаясь увидеть массовое падение морального духа. Осознавая сложившуюся ситуацию, союзники сбросили листовки над Германией со следующим текстом:

«Шепке — Кречмер — Прин. Что стало с этими тремя офицерами, самыми известными немецкими командирами подводных лодок, единственными, кому Гитлер вручил Дубовые листья к Рыцарскому Кресту? Шепке мертв. Немецкое высшее командование должно было признать это. Кречмер схвачен. Немецкое высшее командование должно было признать это. И Прин? Кто недавно слышал о Прине? Что немецкое высшее командование должно сказать о Прине? Где Прин?».

Решение скрыть потерю самого популярного командира подводной лодки Кригсмарине от немецкой общественности, по всей вероятности, принесло больше вреда, чем пользы. Власть предержащим постоянно задавались вопросы, и после падения листовок Wo ist Prien нацистская пропагандистская машина, вероятно, попала в затруднительное положение. Отсутствие новостей о Прине породило всевозможные фантастические сплетни, в том числе невероятную историю о его превращении в антифашиста или в охранника концентрационного лагеря.

Уничтожение U-47 долгое время являлось предметом дебатов среди военно-морских историков. Из всех предположений, которые были высказаны, наиболее вероятно, что подводная лодка была подвергнута нападению с глубинным зарядом как «Росомахи», так и другого эсминца под названием Verity, хотя никаких конкретных доказательств или когда-либо их было сделано для подтверждения этого. Другие равноправные объяснения включают ошибку экипажа, структурный сбой или попадание в подлодку бродячей торпеды, возможно, немецкой. Конечно, это все бессмысленно в свете войны. Ясно лишь то, что Гюнтер Прин не смог связаться со штабом после 7 марта, и что U-47 и ее экипаж никогда больше не видели.

Упадок подводного флота

Потеря Прина и его товарищей-подчиненных в течение марта 1941 года ускорила начало конца для хвалебного немецкого подводного флота. Моральный дух подводников был под таким сомнением, что смерть Прина официально не объявлялась до 23 мая 1941 года — в течение двух месяцев после того как U-47 был объявлен пропавшим без вести в холодном пространстве Северной Атлантики.

Хотя в течение оставшейся части войны Германия смогла обзавестись гораздо большим количеством асов-подводников, ни один из них не достиг тех высоких показателей, как первое поколение морских охотников. К середине 1941 года союзники взяли под контроль ситуацию в Северной Атлантике, и с тех пор уже ничего не менялось. В это время бывшие охотники сами стали жертвами.

На сегодняшний день нет официальных данных о том, что случилось с U-47 или 45 членами ее экипажа, хотя существует множество теорий.

Черчилль лично объявил об исчезновении стального волка Вермахта — командира подлодки Гюнтера Прина — в Палате общин, а пропагандистские листовки, распространяемые в Германии, неоднократно включали вопрос «Где Прин?». Пока Германия не была вынуждена признать свою потерю.

Хотя Прин находился в море менее двух лет, его рекорд был самым высоким среди асов-подводников во время Второй мировой войны. Он провел 238 дней в море и потопил 30 кораблей противника.

В популярной культуре

Военный фильм 1957 года U-47 — Kapitänleutnant Prien режиссера Харальда Рейнла был основан на боевых отчетах Прина и остальной команды U-47. Прин был воплощен немецким актером Дитером Эпплером.

Великий германский подводник был героем одной любопытной агиографической книги 1981 года — «Стальные волки Вермахта: командир подлодки Прин Гюнтер», написанной немецким автором Францем Куровски. Немецкий ученый Ганс Вагенер классифицирует книгу Куровского, опубликованную крайне правым издателем Друффелем Верлагом, как «почти идеальный пример умелой дистилляции нацистского понимания Второй мировой войны». Канадский историк Майкл Хэдли прокомментировал цели повествования следующим образом:

Здесь он [Куровский] хотел отметить «достойного солдата и человека Гюнтера Прина», который не был забыт ни старыми подводниками, ни — и это бы поразило большинство наблюдателей в Германии сегодня [в 1995 году] — молодыми подводниками современного флота ФРГ».

Вокруг его личности ходило множество легенд, некоторые из них также отражались в массовой культуре. Например, долгое время тиражировался слух, что Прин был убежденным антифашистом, тайно презиравшим гитлеровский режим. Тем не менее из массовой истории никогда не сотрется тот факт, что главный виновник драматичной атаки Скапа-Флоу — подводник Гюнтер Прин.

Книга Прина о самом себе

Герой этой статьи в свое время написал книгу «Командир подлодки», посвященную его военным похождениям. U-47 под командованием Гюнтера Прина нашел путь через лабиринт к сердцу якорной стоянки, где стоял «Королевский Дуб». Внезапно две торпеды взорвали могучий корабль, разорвав его на части и моментально убив более 800 британских матросов.

Некоторые историки, профессионально занимающиеся историей подводного флота, утверждают, что на самом деле это книга Пола Веймара — «литературного раба» Гюнтера Прина. Она хорошо написана, в ней отражен подробный и очень интересный взгляд на то, где началась одна из легенд военной машины нацистской Германии.

Прин своих врагов не высмеивает и не оскорбляет: он просто парень с другой стороны, который делает свою работу так, как ее делал бы любой другой одаренный военный. Если вы не знали, что он немец, вы можете прочитать воспоминания о британском торговце или американском подводнике. Корабль-клипер, с которого он начал, — половина книги, поэтому это не произведение о войне. Это книга об опыте одного человека в море, как в торговом корабле, так и на военной подлодке. В ней много историй о его детстве, которые, очевидно, лучше и глубже объясняют, каким человеком он стал.

fb.ru

Прин, Гюнтер Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Прин.

Гю́нтер Прин (16 января 1908 (1908-01-16) — предположительно 7 марта 1941) — немецкий подводник времён Второй мировой войны, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями. Прин являлся одним из самых результативных подводников Кригсмарине и был известен под прозвищем «Бык Скапа-Флоу», полученным после успешной операции по проникновению на рейд британского флота в гавани Скапа-Флоу и потоплению линкора HMS Royal Oak.

Биография

Гюнтер Прин родился 16 января 1908 года.

В январе 1933 года в качестве рядового матроса начал службу в кригсмарине. Пошёл в школу подводников, где познакомился с Вернером Хартманом, командиром U-26, взявшим его к себе. U-26 принимала участие в гражданской войне в Испании.

В 1938 году Гюнтер Прин окончил курсы командиров-подводников, где подружился с однокурсниками Отто Кречмером и Иоахимом Шепке, получил под команду U-47 типа VIIB.

Вскоре после начала войны, 5 сентября 1939 года, он потопил свой первый корабль — английский пароход «Босния». По возвращении на базу награждён Железным крестом 2-го класса.

В ночь с 13-14 октября 1939 года U-47 незамеченной прокралась в Скапа Флоу, где атаковала линкор «Ройял Оук» и старый авианосец «Пегасус».

В конце 1939 года моряки нарисовали на боевой рубке быка, и Прина стали называть «Бык Скапа Флоу».

В ночь с 17 на 18 октября Прин во главе « Волчьей стаи» из 4 лодок напал на британский конвой. В результате британцы потеряли 8 судов. Все подлодки остались целы.

Зима 1940—1941 годов была не слишком удачной для Прина из-за того, что британцы постепенно научились бороться с подлодками.

Гюнтер Прин пропал без вести вместе со своей субмариной и всем экипажем после атаки на конвой OB-293. 7 марта U-47 повредила британскую китобойную базу Terje Viken (20 638 брт)[1], дальнейшая судьба ни лодки, ни экипажа неизвестна. Традиционная версия гибели утверждает, что U-47 была потоплена эсминцем HMS Wolverine, однако позднейшие исследования историков показали, что Wolverine атаковал подлодку U-A Эккермана, которая, получив тяжёлые повреждения, смогла уйти[2].

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Прин Гюнтер Википедия

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Прин.

Гю́нтер Прин (16 января 1908 (1908-01-16) — предположительно 7 марта 1941) — немецкий подводник времён Второй мировой войны, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями. Прин являлся одним из самых результативных подводников Кригсмарине и был известен под прозвищем «Бык Скапа-Флоу», полученным после успешной операции по проникновению на рейд британского флота в гавани Скапа-Флоу и потоплению линкора HMS Royal Oak.

Биография

Гюнтер Прин родился 16 января 1908 года.

В январе 1933 года в качестве рядового матроса начал службу в кригсмарине. Пошёл в школу подводников, где познакомился с Вернером Хартманом, командиром U-26, взявшим его к себе. U-26 принимала участие в гражданской войне в Испании.

В 1938 году Гюнтер Прин окончил курсы командиров-подводников, где подружился с однокурсниками Отто Кречмером и Иоахимом Шепке, получил под команду U-47 типа VIIB.

Вскоре после начала войны, 5 сентября 1939 года, он потопил свой первый корабль — английский пароход «Босния». По возвращении на базу награждён Железным крестом 2-го класса.

В ночь с 13-14 октября 1939 года U-47 незамеченной прокралась в Скапа Флоу, где атаковала линкор «Ройял Оук» и старый авианосец «Пегасус».

В конце 1939 года моряки нарисовали на боевой рубке быка, и Прина стали называть «Бык Скапа Флоу».

В ночь с 17 на 18 октября Прин во главе « Волчьей стаи» из 4 лодок напал на британский конвой. В результате британцы потеряли 8 судов. Все подлодки остались целы.

Зима 1940—1941 годов была не слишком удачной для Прина из-за того, что британцы постепенно научились бороться с подлодками.

Гюнтер Прин пропал без вести вместе со своей субмариной и всем экипажем после атаки на конвой OB-293. 7 марта U-47 повредила британскую китобойную базу Terje Viken (20 638 брт)[1], дальнейшая судьба ни лодки, ни экипажа неизвестна. Традиционная версия гибели утверждает, что U-47 была потоплена эсминцем HMS Wolverine, однако позднейшие исследования историков показали, что Wolverine атаковал подлодку U-A Эккермана, которая, получив тяжёлые повреждения, смогла уйти[2].

Примечания

Литература

Ссылки

wikiredia.ru

Прин, Гюнтер — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Прин.

Гю́нтер Прин (16 января 1908(19080116) — предположительно 7 марта 1941) — немецкий подводник времён Второй мировой войны, кавалер Рыцарского креста с дубовыми листьями. Прин являлся одним из самых результативных подводников Кригсмарине и был известен под прозвищем «Бык Скапа-Флоу», полученным после успешной операции по проникновению на рейд британского флота в гавани Скапа-Флоу и потоплению линкора HMS Royal Oak.

Биография

Гюнтер Прин родился 16 января 1908 года.

В январе 1933 года в качестве рядового матроса начал службу в кригсмарине. Пошел в школу подводников, где познакомился с Вернером Хартманом, командиром U-26, взявшим его к себе. U-26 принимала участие в гражданской войне в Испании.

В 1938 году Гюнтер Прин окончил курсы командиров-подводников, где подружился с однокурсниками Отто Кречмером и Иоахимом Шепке, получил под команду U-47 типа VIIB.

Вскоре после начала войны, 5 сентября 1939 года, он потопил свой первый корабль — английский пароход «Босния». По возвращении на базу награждён Железным крестом 2-го класса.

В ночь с 13-14 октября 1939 года U-47 незамеченной прокралась в Скапа Флоу, где атаковала линкор «Ройял Оук» и старый авианосец «Пегасус».

В конце 1939 года моряки нарисовали на боевой рубке быка, и Прина стали называть «Бык Скапа Флоу».

В ночь с 17 на 18 октября Прин во главе «волчьей стаи» из 4 лодок напал на британский конвой. В результате британцы потеряли 8 судов. Все подлодки остались целы.

Зима 1940—1941 годов была не слишком удачной для Прина из-за того, что британцы постепенно научились бороться с подлодками.

Гюнтер Прин пропал без вести вместе со своей субмариной и всем экипажем после атаки на конвой OB-293. 7 марта U-47 повредила британскую китобойную базу Terje Viken (20 638 брт)[1], дальнейшая судьба ни лодки, ни экипажа неизвестна. Традиционная версия гибели утверждает, что U-47 была потоплена эсминцем HMS Wolverine, однако позднейшие исследования историков показали, что Wolverine атаковал подлодку U-A Эккермана, которая, получив тяжёлые повреждения, смогла уйти[2].

См. также

Напишите отзыв о статье «Прин, Гюнтер»

Примечания

  1. [www.uboat.net/allies/merchants/806.html Terje Viken (Whale factory ship) — Ships hit by U-boats — uboat.net]
  2. [www.uboat.net/men/prien.htm Korvettenkapitän Günther Prien — German U-boat Commanders of WWII — uboat.net]

Литература

  • Митчем С., Мюллер Дж. Командиры Третьего рейха. — Смоленск: Русич, 1995. — 480 с. — (Тирания). — 10 000 экз. — ISBN 5-88590-287-9.

Ссылки

  • [www.uboat.net/men/prien.htm Гюнтер Прин на UBoat.net]
  • [www.u47.org/deutsch/u47_pri.asp Гюнтер Прин на U47.org]
  • [www.youtube.com/watch?v=8KlXFFHgZWI Gunther Prien, the Scapa Flow hero (video clip)]

Отрывок, характеризующий Прин, Гюнтер

Человек пятнадцать солдат за избами, с края деревни, с веселым криком раскачивали высокий плетень сарая, с которого снята уже была крыша.
– Ну, ну, разом, налегни! – кричали голоса, и в темноте ночи раскачивалось с морозным треском огромное, запорошенное снегом полотно плетня. Чаще и чаще трещали нижние колья, и, наконец, плетень завалился вместе с солдатами, напиравшими на него. Послышался громкий грубо радостный крик и хохот.
– Берись по двое! рочаг подавай сюда! вот так то. Куда лезешь то?
– Ну, разом… Да стой, ребята!.. С накрика!
Все замолкли, и негромкий, бархатно приятный голос запел песню. В конце третьей строфы, враз с окончанием последнего звука, двадцать голосов дружно вскрикнули: «Уууу! Идет! Разом! Навались, детки!..» Но, несмотря на дружные усилия, плетень мало тронулся, и в установившемся молчании слышалось тяжелое пыхтенье.
– Эй вы, шестой роты! Черти, дьяволы! Подсоби… тоже мы пригодимся.
Шестой роты человек двадцать, шедшие в деревню, присоединились к тащившим; и плетень, саженей в пять длины и в сажень ширины, изогнувшись, надавя и режа плечи пыхтевших солдат, двинулся вперед по улице деревни.
– Иди, что ли… Падай, эка… Чего стал? То то… Веселые, безобразные ругательства не замолкали.
– Вы чего? – вдруг послышался начальственный голос солдата, набежавшего на несущих.
– Господа тут; в избе сам анарал, а вы, черти, дьяволы, матершинники. Я вас! – крикнул фельдфебель и с размаху ударил в спину первого подвернувшегося солдата. – Разве тихо нельзя?
Солдаты замолкли. Солдат, которого ударил фельдфебель, стал, покряхтывая, обтирать лицо, которое он в кровь разодрал, наткнувшись на плетень.
– Вишь, черт, дерется как! Аж всю морду раскровянил, – сказал он робким шепотом, когда отошел фельдфебель.
– Али не любишь? – сказал смеющийся голос; и, умеряя звуки голосов, солдаты пошли дальше. Выбравшись за деревню, они опять заговорили так же громко, пересыпая разговор теми же бесцельными ругательствами.
В избе, мимо которой проходили солдаты, собралось высшее начальство, и за чаем шел оживленный разговор о прошедшем дне и предполагаемых маневрах будущего. Предполагалось сделать фланговый марш влево, отрезать вице короля и захватить его.
Когда солдаты притащили плетень, уже с разных сторон разгорались костры кухонь. Трещали дрова, таял снег, и черные тени солдат туда и сюда сновали по всему занятому, притоптанному в снегу, пространству.
Топоры, тесаки работали со всех сторон. Все делалось без всякого приказания. Тащились дрова про запас ночи, пригораживались шалашики начальству, варились котелки, справлялись ружья и амуниция.
Притащенный плетень осьмою ротой поставлен полукругом со стороны севера, подперт сошками, и перед ним разложен костер. Пробили зарю, сделали расчет, поужинали и разместились на ночь у костров – кто чиня обувь, кто куря трубку, кто, донага раздетый, выпаривая вшей.

Казалось бы, что в тех, почти невообразимо тяжелых условиях существования, в которых находились в то время русские солдаты, – без теплых сапог, без полушубков, без крыши над головой, в снегу при 18° мороза, без полного даже количества провианта, не всегда поспевавшего за армией, – казалось, солдаты должны бы были представлять самое печальное и унылое зрелище.
Напротив, никогда, в самых лучших материальных условиях, войско не представляло более веселого, оживленного зрелища. Это происходило оттого, что каждый день выбрасывалось из войска все то, что начинало унывать или слабеть. Все, что было физически и нравственно слабого, давно уже осталось назади: оставался один цвет войска – по силе духа и тела.

wiki-org.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *