Содержание

Военная техника Гвоздика: технические характеристики самоходной артиллерийской установки (ТТХ САУ 2С1: пушка и дальность стрельбы)

Нередко в процессе поиска какого-то технического решения, конструкторы и изобретатели приходят к неожиданным результатам и открытиям. С другой стороны, работая, казалось бы, в разных направлениях, люди приходят к «общему знаменателю». Например, 2С1 Гвоздика. Руководство боем до недавнего времени осуществлялось на анализе данных визуального контроля. Но в век цифровых технологий в башне командира установлена техника для получения сведений о дислокации противника прямо со спутника.

Вот и изобретатели танков, и создатели артиллерийских самоходок пришли в начале прошлого столетия к близкому по сути итогу – к самодвижущемуся артиллерийскому орудию. Одним словом, появление САУ, как и создание танков относится к началу ХХ века. На начальном этапе даже название у самоходных артиллерийских установок было – артиллерийский танк.

Самоходка 2С1 — военная техника «Гвоздика»

Базовые параметры военной техники «Гвоздика»

Боевая масса (т)15,7
Экипаж4
Макс. броня (мм)20
Калибр (мм)122
Боекомплект (шт)40
Дальность стрельбы САУ 2С1 Гвоздика (км)15,2
Мощность двигателя (лс)300
Макс. скорость (км/час)60

Из истории самоходки

Определение понятия самоходная артиллерийская установка более чем простое. Это боевая машина, представляющая собой артиллерийское орудие, смонтированное на самодвижущемся шасси и предназначенное для огневой поддержки пехоты и танковых войск в бою.

Некоторые источники использовали метод исключения, указав что САУ — это все боевые бронированные самоходные артиллерийские установки (Гвоздика в том числе) с пушками, кроме танков, БТР, БМД и БМП.

Несмотря на то

soldats.club

2С1 «Гвоздика» — Вікіпедія

Матеріал з Вікіпедії — вільної енциклопедії.

Перейти до навігації Перейти до пошуку У Вікіпедії є статті про інші значення цього терміна: Гвоздика.

САУ 2С1 «Гвоздика» на параді

2С1 «Гвоздика»

Загальні дані

класифікаціясамохідна гаубиця

Виробництво та застосування

країна-виробник СРСР
розробникХТЗ
Завод № 9
роки виробництва1969–1991
кількість виробів, од.більше 10 000
роки експлуатаціїз 1971

Основні параметри

бойова маса, т15,7
екіпаж, осіб4
довжина, мм7260
ширина, мм2850
висота, мм2725
кліренс, мм400
база, мм4445

Броня

тип броністальна, катана, протикульова

Озброєння

основне озброєннягаубиця
калібр, марка та тип гармати122-мм 2А31 нарізна
довжина ствола, кал.35
кути ВН, °−3…+70°
кути ГН °360°
дальність стрільби, кмдо 15,2
боєкомплект гармати40
прицілиПТ-2, ОП5-37, ТКН-3Б
боєкомплект40

Силова установка, маневреність та мобільність

тип, марка двигуна

uk.wikipedia.org

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика»

«Советская 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» — характеристики и история создания»


История создания гаубицы 2С1 «Гвоздика»

C появлением и распространением ракетного оружия в 1950-е годы, в Советском Союзе началось масштабное сокращение традиционных полевых систем, в первую очередь ствольной артиллерии. Ракетные корабли, катера, ракетные истребители и даже танки — казалось, все это техника будущего, которая вот-вот совершенно вычеркнет из истории военного дела морально устаревшие «дедовские» гаубицы и полевые орудия.

Однако революции не случилось — к середине 1960-х годов стало понятно, что концепция полного преимущества ракетного оружия над традиционной ствольной артиллерией не верна. Когда сухопутные войска вернулись к традиционной организации наземной артиллерии, многие артиллерийские полки и дивизионы пришлось комплектовать орудиями ещё довоенной разработки, изготовленными во время Великой Отечественной войны!

И хотя на вооружение уже были приняты по-настоящему выдающиеся артсистемы, по типу 130-мм пушки М-46, 152-мм пушки М-47, 152 мм пушки-гаубицы Д-20, полковой 122-мм гаубица Д-30, но ни одной самоходной артиллерийской системы, да ещё и бронированной, способной огнем с закрытых огневых позиций поддерживать бой танковых и мотострелковых частей, у СССР не было даже в проекте.

4 июля  1967 г. принимается Постановление Совета Министров СССР № 608-201, в соответствии с которым в ОКБ-9 завода «Уралмаш» (г. Екатеринбург) под руководством В.А. Голубева приступили к эскизной разработке артиллерийской части 122-мм самоходной гаубицы на основе баллистики Д-30.  Одновременно на Харьковском тракторном заводе начались работы над созданием проекта шасси нового орудия на базе тягача МТ-ЛБ, под общим руководством А.Ф. Белоусова.

Опытная серия из четырех экземпляров самоходных гаубиц была представлена на испытания в августе 1969 г. В 1970 г. под названием 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» орудие было принято на вооружение.

Серийное производство 2С1 организовывали на ХТЗ, с 1969 г. оно продолжалось по 1991 г., а всего за это время было изготовлено свыше 10 тысяч САУ 2С1 «Гвоздика».

2С1 «Гвоздика» широко поставлялась на экспорт в страны Варшавского договора, Алжир, Анголу, Иран, Йемен, Ирак, Кубу, Ливию, Сирию, Судан, Уругвай, Финляндию, Эфиопию, производилась по лицензии в Болгарии, и до сих пор состоит на вооружении в России.

122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика»

Конструкция САУ 2С1 «Гвоздика»

Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» имеет классическую для самоходной артиллерии башенную схему. Корпус сварен из стальных броневых катанных листов, полностью герметичен и позволяет осуществлять преодоление водных преград вплавь.

В передней части корпуса  расположено моторно-трансмиссионное отделение и место механика-водителя. В средней и кормовой частях корпуса располагается боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон установлена сварная башня с вращающейся корзиной боевого отделения. В башне (справа от орудия) размещается заряжающий, а также укладки под гильзы с зарядами, место наводчика находится слева от орудия, спереди, а за ним, находится место командира машины. Место командира оборудовано поворотной башенкой, установленной на крыше башни 2С1.

Ходовая часть 2С1 «Гвоздика» представляет собой удлиненное на одну пару катков шасси транспортёра-тягача МТ-ЛБ. Ведущие колеса — передние, направляющие — задние, число опорных катков на борт: 7. На 1-ом и 7-ом  катках установлены двусторонние гидроамортизаторы.

Основным вооружением САУ 2С1 является 122-мм гаубица 2А31, полностью унифицированная по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 122-мм буксируемой гаубицей Д-30.

В нише башни установлены две укладки с зарядами и снарядами для кумулятивных боеприпасов, в то время как укладки под снаряды и заряды основного орудия находятся в корме машины. Подача в укладки может осуществляться не выходя за пределы броневого корпуса, через специальный кормовой люк.

Чертеж самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика»

Модификации и варианты машин на базе САУ 2С1 «Гвоздика»

  • 9П139 «Град-1» (1974 г.) — гусеничный вариант боевой машины полковой РСЗО «Град-1». В 1976 году принята на вооружение и выпущена небольшой партией. Планировалось развернуть серийное производство в Болгарии, однако никакие работы по этому направлению осуществлены не были.
  • 2С8 «Астра» — (опытная, проект закрыт в 1977 г.) 120-мм самоходный миномёт на базе 2С1 «Гвоздика». Работы по этой машине были прекращены в связи с созданием нового нарезного полуавтоматического орудия 2А51.
  • УР-77 «Метеорит» (1977 г.)— установка разминирования, проделывания ходов в противотанковых минных полях во время боя. Производилась серийно.
  • 2С17 «Нона-СВ» — (опытная, проект закрыт в 1982 г.) 120-мм самоходное артиллерийское орудие, дальнейшее развитие проекта «Астра». В связи с началом работ по созданию более совершенного арткомплекса 2С31 «Вена», в 1982 г. работы были прекращены.
  • 2С15 «Норов» — (опытная, проект закрыт в 1985 г.) 100-мм самоходная противотанковая пушка, из-за зативания сроков разработки устарела на стадии разработки. Проект закрыт.
  • 2С1-Н — многоцелевой транспортёр-тягач на базе 2С1 «Гвоздика», для перевозки людей и грузов в закрытом кузове.

2С1 «Гвоздика»


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

Гвоздика (САУ) Википедия

2С1

2С1 или «Гвоздика» в чебоксарском Парке Победы
2С1 или «Гвоздика»
Классификация самоходная гаубица
Боевая масса, т 15,7
Компоновочная схема переднемоторная
Экипаж, чел. 4
История
Разработчик ХТЗ
Завод № 9
Производитель
Годы производства с 1969 по 1991[1]
Годы эксплуатации с 1971
Количество выпущенных, шт. более 10 000[1]
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм 7260
Длина с пушкой вперёд, мм 7260
Ширина, мм 2850
Высота, мм 2725
База, мм 4445
Колея, мм 2500
Клиренс, мм 400
Бронирование
Тип брони стальная катаная, противопульная
Лоб корпуса, мм/град. 15
Лоб башни, мм/град. 20
Вооружение
Калибр и марка пушки

ru-wiki.ru

Самоходная артиллерийская установка «Гвоздика»: фото и характеристики

В начале 70-х годов в Советском Союзе появилось несколько артиллеристских установок с «цветочными» названиями: «Гвоздика», «Акация», «Тюльпан», «Гиацинт» и «Пион». Самоходная гаубица «Гвоздика» создавалась для поражения и уничтожения вражеской живой силы, артиллерии и минометных подразделений. С ее помощью обеспечивается проход по минным полям и через различные заграждения. Эти установки очень скоростные и маневренные.

Что такое гаубица

Слово «гаубица» произошло от немецкого haubitze. В переводе это означает оружие, которое предназначено для метания камней. Если говорить об артиллерийском орудии, то гаубица – военное приспособление для стрельбы по наземным целям под углом 70 градусов. Если открыть толковый словарь, то значение данного слова описывается по-разному, но основной смысл не меняется.

Гаубица – это та же пушка, но с меньшей длиной ствола. Скорость снаряда в начале движения также уступает скорости движения пушечного. Стенки в стволе гаубиц делают тоньше. Если у этих двух орудий одинаковый калибр, то их вес значительно отличается. Пушка намного тяжелее.

Самоходная установка «Гвоздика» является артиллерийской системой, которая до сих пор применяется вооруженными силами разных стран.

Создание и развитие первых самоходных артустановок в Советском Союзе

Во все времена войн и сражений необходима была техника, которая могла сопровождать наступающие войска и поддерживать их огнем. Артиллерийское оружие имело много разновидностей. Но все оно было не мобильное.

К началу 20 века уровень знаний конструкторов позволял заняться созданием самоходного орудия. В. Д. Менделеев в 1916 году предложил на суд военных свою разработку — очень тяжелую машину на гусеницах «Бронеход». Она имела защитную броню и пушку. В этом же году полковник артиллерии Гулькевич предложил проект тракторного самохода. Он был построен на Обуховском сталелитейном заводе. Его вооружили 3-хдюймовой пушкой и 2-мя пулеметами и обшили броней. В следующем году конструктор Н. Н. Лебеденко создал боевую машину на двух колесах. В 1920 году российские промышленники в Нижнем Новгороде выпустили целую партию танков. Идею создания они почерпнули у французов, изучив захваченный танк фирмы «Рено».

В 20-х годах к разработке машин подошли серьезно. Был объявлен конкурс на лучшее предложение по проектированию и построению бронированных машин. В 1922 году проект «Теплоход АМ» получил первую премию. Несмотря на массу 10 тонн, машина могла плавать по воде. При этом на вооружении у неё была 76 мм пушка.

Огромное значение для развития новых видов орудий имело создание Комиссии особых артиллерийских опытов. Под руководством бывшего генерала русской армии В. М. Трофимова комитет изучал проблемы баллистики и разрабатывал новые виды вооружения.

В 1922-23 гг. создали батальонный артиллерийский самоход на заводе «Красный Арсенал». В то время страна находилась не в лучшем положении, промышленно-экономическая база не давала возможности заняться серийным производством этих установок. В конце 20-х — начале 30-х годов над созданием новых видов оружия трудились такие заводы: «Красный Путиловец», им. Калинина №8, «Красный Арсенал» №7, Харьковский паровозостроительный, «Большевик» — а также множество конструкторов.

В начале Великой Отечественной войны внимание самоходной артиллерии почти не уделяли и вернулись к этому вопросу уже после победы.

Создание установки 2С1

Создание САУ «Гвоздика» было начато после отставки Хрущева 4 июля 1967 года. Это связано было с тем, что советская артиллеристская техника отставала от западной. После Великой Отечественной войны на вооружении в Советской Армии не было подобных САУ. Создание гаубицы поручили конструкторскому бюро, которое работало на заводе «Уралмаш». Руководил проектом Ф. Ф. Петров. А за шасси отвечал Харьковский тракторный завод и лично конструктор А. Ф. Белоусов. Специалисты проанализировали все технические характеристики арторудий, которые были выпущены за последние несколько десятилетий. И в кратчайшие сроки была создана система «Гвоздика» — установка, фото которой представлено ниже.

Башня и шасси

Функцию базового шасси в установке взял на себя тягач МТ-ЛБ. Для большей устойчивости ходовую часть дополнили ещё одним катком.

Гусеничная САУ 2с1 «Гвоздика» была оборудована местом для водителя и имела такие отделения: два боевых, управления и моторно-трансмиссионное.

Водитель-механик получил пространство, у которого были герметичные ограждения от остальных блоков, находящихся в 2с1 «Гвоздика».

В передней части башни слева находился наводчик, справа — заряжающий орудие, за наводчиком располагался командир установки.

Сзади в корпусе были созданы специальные места для хранения боеприпасов. Чтобы облегчить заряжание гаубицы, в башне установили механизмы для досылки снарядов и гильз. При помощи специального электрического или ручного привода башня разворачивалась на 360 градусов.

Гусеницы

САУ «Гвоздика» имеет огромные возможности для прохождения в труднодоступных местах. Это происходит благодаря гусеницам. Они выполнены из резины и металла. Их ширина на базовой модели составляет 400 мм. Есть возможность замены их на 670-мм гусеницы. Это повысит проходимость 2с1 «Гвоздика». Подвижная опора корпуса (опорные катки) оборудована индивидуальной подвеской с торсионами. Кроме того, на первом и седьмом колесах установлены гидравлические амортизаторы. Ведущие колеса расположены в передней части боевой машины, имеют зубчатые венцы, которые можно заменять при их износе. Натяжение гусениц обеспечивается при помощи механизма, который находится внутри корпуса. САУ «Гвоздика» наделена способностью двигаться по воде, преодолевая препятствия, ширина которых может составлять до 300 м. Высота волны при этом не должна быть более 150 мм, а течение должно не превышать скорость 0,6 м в секунду. Плавучесть машины обеспечивается за счет внутренней воздушной камеры. Она создана путем сваривания двух дисков между внешним кольцом с бандажом из резины и ступицей. Максимальная скорость передвижения САУ 2с1 «Гвоздика» при этом не превышает 4,5 км в час. При передвижении по воде число выстрелов не должно быть более 30.

Корпус и внутреннее устройство

Ракетная установка «Гвоздика» имеет бронированный корпус. Он изготовлен из стальных 20-мм плит. Такая защита позволяет обезопасить машину и экипаж от стрелкового оружия легкого поражения, осколков и мин. Броня выдерживает пулю диаметром 7,62 мм, выпущенную с расстояния 300 м из винтовки.

Топливный бак 2с1 «Гвоздика» — это шесть емкостей, связанных между собой, по три с каждой стороны. Общий объем составляет 550 литров. Этого хватает на прохождение расстояния в 500 км по шоссе.

Двигатель для самоходки изготовил Ярославский моторный завод. Четырехтактный дизельный мотор имеет 8 цилиндров и V-образную форму, расположен впереди. Мощность его составляет 240 лошадиных сил.

САУ «Гвоздика» снабжена коробкой передач с 11 передними скоростями и 2 задними.

Самоходную гаубицу 2с1 можно транспортировать по воздуху при помощи самолетов АН-12, Ил-76, АН-124.

Снаряды для «Гвоздики»

В настоящее время существует множество разновидностей снарядов, которые может использовать установка «Гвоздика».

Стандартный комплект снаряжения: 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных. Все боеприпасы расположены вдоль стенок корпуса и башни.

Остановимся подробнее на тех снарядах, которые подходят для использования на САУ 2с1 «Гвоздика».

1. Осколочно-фугасные снаряды. Бронепробиваемость невысокая. Но используются наиболее часто, поскольку наносят огромный урон. При попадании внутрь танка снаряд взрывается. Это ведет к огромным потерям. Если снаряд не пробивает броню, он не может нанести большого вреда. Для защиты используют специальные экраны, которые не позволяют пробить наружную обшивку танка.

2. Кумулятивные боеприпасы. Лучше пробивают броню за счет образования кинетической энергии, как бы прожигая её насквозь. Бронепробиваемость не ухудшается с увеличением расстояния до цели. Защитой могут служить специальные решетки-экраны.

3. Осветительные снаряды. Предназначаются для освещения местности или для воспроизведения сигналов в темное (ночное) время суток. Применяют при сбрасывании с помощью авиации питания или снаряжения. Для торможения их движения используют парашюты.

4. Агитационные боеприпасы. Используют для информирования населения, которое находится на оккупированных территориях или в труднодоступных зонах.

5. Снаряды радиоэлектронного противодействия. Воздействуют на радиолокационные средства ПВО противника. Создают помехи для различных радиоволн.

6. Химические боеприпасы. Направлены на отравление противника ядами и химическими веществами. Снаряды могут разрываться глухо или громко. Это зависит от температуры кипения химического вещества. После попадания в цель образуется отравляющее облако.

7. Дымовые снаряды. Ослепляют и ставят плотную дымовую завесу. Рекомендуется применять, когда солнце находится за облаками, при небольшой силе ветра. Это увеличит действие задымления.

8. Снаряды со специальными поражающими элементами. Их применение не разрешено Гаагской конвенцией из-за тяжести наносимых ран. Внутри снаряда находятся стрелы с наконечниками.

Для осуществления стрельбы боеприпасами, которые сложены возле машины, в ней предусмотрена большая задняя дверь и транспортировочное устройство для подачи внутрь отделения.

Гаубица

Для создания самоходной установки использовали гаубицу Д-30, которая уже тогда была на вооружении у многих стран мира. Самоходная артиллерийская установка 2с1 «Гвоздика» потребовала реконструкции и доработки Д-30. Так появилась модификация Д-32 (2А31), которая идеально отвечала новым требованиям. 122-мм гаубица «Гвоздика» увидела свет благодаря КБ №9 и конструктору А. Ф. Белоусову. Основные отличия от её предшественницы — это наличие двухкамерного дульного тормоза и эжектор. Внутри ствола нанесено 36 нарезов. Длина всей трубы – 4270 мм, длина зарядной камеры – 594 мм. Вся ствольная группа имеет массу 955 кг. Сейчас такими устройствами оборудуют все современные артиллеристские установки. Поломка эжекционного устройства приведет к тому, что личный состав не сможет продолжить работу без противогазов.

Ствол орудия может наводиться в вертикальном положении от -3 до +70 градусов. Наведение на цель осуществляется с прицелов ПГ-2 и ОП 5-37. Орудие имеет вертикально-клиновой затвор. Повторно взводится при помощи полуавтоматического механизма. Весь затворный механизм имеет вес 35,65 кг.

Кумулятивными снарядами БП-1 установка стреляет при помощи специального заряда Ж-8. Дальность полета может составлять до 2 км. Снаряд начинает двигаться со скоростью 740 метров в секунду.

Если производится стрельба фугасным зарядом, дальность полета может составить 15,3 км. При стрельбе активно-реактивным снарядом она увеличивается до 21,9 км. Минимальное расстояние, на которое может быть отправлен боеприпас, составляет 4,07 км.

«Гвоздика» не относится к скорострельной технике. При стрельбе «с земли» орудие может производить 4-5 выстрелов в минуту. Если огонь ведут запасом снарядов на борту, то происходит 1-2 выстрела в минуту.

Технические и тактические данные

  • Экипаж машины — 4 человека.
  • Полная боевая масса — 15 700 кг.
  • Размеры: длина — 7,265 м, ширина — 2,85 м, высота — 2,285 м.
  • Броня – сталь 2 см.
  • Орудие — гаубица с 122-мм стволом Д-32.
  • Боевой комплект — максимально 40 снарядов.
  • Скорострельность — 4-5 выстрелов в минуту (максимально).
  • Дальность стрельбы — 4,07-15 км.
  • Максимальная скорость передвижения по шоссе — 60 км/ч.
  • Максимальная скорость передвижения по воде — 4,5 км/ч.
  • Расстояние на одной заправке – максимально 500 км.
  • Может преодолевать преграды: стена высотой 0,7 м, ров шириной 2,75 м.

В набор комплектующих входят такие составляющие:

Прибор наблюдения командира BDIN-3, прицел ПГ-1, артсистема управления огнем ПГ-2, ночной прицел наводчика PP81MN, прибор ночного видения для водителя TVN-M2, дизельный двигатель ЯМЗ-238Н-1.

Современные «Гвоздики»

Машину приняли на вооружение практически все страны Варшавского договора. До сих пор артиллерийская установка «Гвоздика» используется различными странами мира. Современные её модификации снабжены лазерным наведением «Китолов-2». Он был специально разработан для самоходки в Конструкторском бюро приборостроения в Туле. Такой снаряд без труда поражает любые бронированные подвижные и неподвижные цели. «Китолов-2» приняли на вооружение в 2002 году. Масса снаряда составляет 28 кг, длина – 1190 мм.

До сих пор продолжается серийное производство самоходной гаубицы 2С1 со 122-мм стволом.

Последняя модернизация проводилась в 2003 году. В городе Перми на предприятии «Мотовилихинские заводы» установка получила новое оборудование в виде автоматической системы управления наведением и огнем. После этого САУ присвоили новое обозначение — 2С1М1.

Установка «Гвоздика» есть в таких странах:

  • Азербайджан — 62 штуки.
  • Алжир – 145 штук.
  • Армения – 10 штук.
  • Белоруссия — 246 штук.
  • Болгария – 306 штук.
  • Босния и Герцеговина – 5 штук.
  • Венгрия – 153 штуки.
  • Грузия – 12 штук.
  • Демократическая Республика Конго – 12 штук.
  • Казахстан – 10 штук.
  • Польша – 533 штуки.
  • Республика Сербия – 75 штук.
  • Россия – 2000 штук.
  • Румыния – 6 штук.
  • Сирия – 400 штук.
  • Словакия- 49 штук.
  • Украина – 580 штук.
  • А также в Анголе, Ираке, Йемене, Ливии, Чехии и Эфиопии.

Самоходная гаубица «Гвоздика» производилась не только в России. Право на её изготовление получили Польша и Болгария.

В Российской армии эти гаубицы распространяются ограниченно. Их применяют в артиллерии горных мотострелковых бригад и в морской пехоте. Наибольшей популярностью пользуются 152-мм гаубицы.

До августа 2014 года артиллерийская установка 2с1 «Гвоздика» производилась на заводе в Харькове.

После того как кризис в Украине привел к военному противостоянию, владельцу завода, россиянину Олегу Дерипаске, запретили выпуск этого оружия. Кроме того, предприятию не продлили лицензию на выпуск снегоболотоходов и легкобронированных тягачей.

«Гвоздики» как экспонаты

Отдельные экземпляры САУ «Гвоздика» можно увидеть в различных музеях мира. В России эти боевые машины установлены в виде экспонатов или памятных постаментов в двенадцати местах.

В Музее техники Вадима Задорожного (Московская область), в мемориальном комплексе «Партизанская поляна» (г. Брянск), в Красноармейске Московской области возле НИИ «Геодезия», в столичном Парке Победы, в Суворовском военном училище (г. Москва), в Санкт-Петербурге, Ялуторовске и других городах.

В Белоруссии «Гвоздика» есть в Гомельском областном музее военной славы и в историко-культурном комплексе «Линия Сталина».

В Польше эти модели размещены в пяти военных музеях, в США — в трех, в Чехии — в одном.

В Украине такими самоходными орудиями располагали 6 экспозиций в разных городах страны.

Защита от «Гвоздики»

Для защиты необходимо применять сооружения из бетона, толщина стен которых не меньше 50-70 см. Строительные блоки для фундамента идеально подходят для создания укрытия. Если необходимо защититься в условиях города, то лучше всего использовать старые бомбоубежища, катакомбы и подвалы с хорошей глубиной. Очень опасным является прямое попадание снаряда.

Снаряды гаубиц и пушек обладают свойством сильно рассеиваться вдоль направления их движения. Поэтому их не применяют для поражения маленьких целей. Эффективно они могут быть использованы только при наличии у снарядов функции лазерного самонаведения. В связи с этим рекомендуется двигаться перпендикулярно предполагаемому направлению обстрела, увеличивая дистанцию между участниками колоны и скорость её передвижения.

fb.ru

Самоходная гаубица 2С1 Гвоздика (СССР)


122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» предназначена для поражения открытой и укрытой живой силы, вооружения и военной техники противника. Разработка САУ 2С1 «Гвоздика» была начата по постановпению Совета Министров СССР №609-201 от 4 июля 1967 г. Артиллерийская часть САУ была создана в ОКБ-9 (-Уралмаш-) на базе 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 и сохранила то же внутреннее устройство ствола, баллистику и боеприпасы. Новая гаубица получипа заводской индекс Д-32 и индекс ГРАУ 2А31. Шасси САУ 2С1 разработано специалистами ПО «Харьковский тракторный завод» на базе многоцелевого бронированного тягача МТ-ПБ. Первые четыре опытных образца 2С1 «Гвоздика» были сданы на полигонные испытания в августе 1969 года. На вооружение самоходка 2С1 «Гвоздика» принята в 1971 году, а в 1972 году начато ее серийное производство.

Корпус машины сварен из стальных плит, максимальная толщина которых достигает 20 мм. Такое бронирование обеспечивает защиту от огня легкого стрелкового оружия и осколков снарядов и мин малого калибра. Отделение управления и моторно-трансмиссионное отделение размещены в передней части корпуса, а боевое отделение — в средней и кормовой части корпуса, а также в башне. В башне размещаются три члена экипажа: впереди слева — наводчик орудия, за ним — командир установки и справа от орудия — заряжающий. В задней части корпуса самоходки хранятся боеприпасы. Бронирование САУ противопульное и обеспечивает защиту от поражения бронебойными пулями калибра 7,62 мм на расстоянии 300 м.

Основное вооружение САУ 2С1 «Гвоздика» — 122-мм гаубица Д-32, размещенная в башне кругового вращения, которая установлена в кормовой части машины. Ствол гаубицы состоит из трубы моноблока, казенника, муфты, эжекциониого устройства и двухкамерного дульного тормоза. Затвор вертикальный клиновой с полуавтоматикой механического (копирного) типа. Подьемный механизм секторный с ручным приводом. Наведение орудия в вертикальной плоскости осуществляется в диалазоне углов от -3° до +70°. Тормоз отката гидравлический веретенного типа, накатник пневматический. Цилиндры тормоза отката и накатника закреплены в казеннике и откатываются вместе со стволом. Уравновешивание ствола производится пневматическим уравновещивающим механизмом толкающего типа. Механизм досылания электромеханического типа, предназначен для раздельной досылки снаряда и снаряженной гильзы в камору ствола после укладки их на лоток досылателя.

Самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика» оборудована перископическим прицелом ПГ-2 (индекс 10П40), предназначенным как для стрельбы с закрытых позиций, так и для стрельбы прямой наводкой ПГ-2 состоит из панорамы, механического прицела с узлом согласования, оптического прицела прямой наводки ОП5-37, паpaллелограмного привода и электроблока.

Возимый боекомплект САУ 2С1 «Гвоздика» обычно состоит из 35 осколочно-фугасных и 5 кумулятивных снарядов. Самоходная гаубица может стрелять всеми типами боеприпасов от буксируемой гаубицы Д-30. Стрельба кумулятивным вращающимся снарядом БП-1 ведется специальным зарядом Ж-8 весом 3,1 кг; начальная скорость 740 м/с; дальность табличная 2000 м. Бронепробиваемость по нормали составляет 180 мм, под углом 60° — 150 мм, под углом 30° — 80 мм; от расстояния бронепробиваемость не зависит. При стрельбе фугасным снарядом максимальная дальность составляет 15300 м. При использовании активно-реактивного снаряда этот показатель возрастает до 21900 м. Также для нее был разработан снаряд с лазерным наведением «Китолов-2». Этот снаряд может с высокой степенью вероятности поражать неподвижные и движущиеся цели.

На самоходке установлен 210-киловаттный дизельный двигатель ЯМЗ-238, позволяющий машине развивать максимальную скорость по шоссе 60 км/ч, С двигателем сблокирована механическая трансмиссия. Ходовая часть самоходной гаубицы 2С1 «Гвоздика» состоит, применительно к одному борту, из семи опорных катков, ведущего колеса переднего и направляющего колеса заднего расположения, поддерживающих роликов нет. Опорные катки выполнены из алюминиевого сплава. Между ступицей и внешним кольцом с резиновым бандажом каждого катка приварены два диска, образующие внутреннюю воздушную камеру, которая увеличивает плавучесть машины. Ведущие колеса, расположенные в передней части корпуса, имеют съемные зубчатые венцы, что облегчает их замену при чрезмерном износе. Механизм натяжения гусениц размещается внутри корпуса. Регулировка натяжения гусениц также осуществляется изнутри машины. Гусеницы с резинометаллическими шарнирами имеют ширину 400 мм, но могут заменяться на более широкие (670 мм) для повышенной проходимости по снегу и заболоченным участкам.

Подвеска 2С1 «Гвоздика» состоит из четырнадцати торсионных валов, расположенных поперек машины. По этой причине опорные катки с правого борта смещены немного вперед по отношению к каткам левого борта. С балансирами первых и последних опорных катков взаимодействуют гидравлические амортизаторы автомобильного типа. Вертикальный ход этих опорных катков дополнительно регулируется пружинными буферами.

САУ 2С1 «Гвоздика» имеет герметический корпус и преодолевает водные преграды вплавь. Движение на плаву осуществляется посредством перематывания гусениц, при этом машина развивает скорость 4,5 км/ч. Однако здесь есть ряд ограничений. Так скорость течения воды не должна превышать 0,6 м/сек, а высота волн не должна быть выше 150 мм. Кроме того, при преодолении водных преград на борту установки не должно быть более 30 выстрелов.

Боевая масса 2С1 «Гвоздика» не превышает 16 т, что позволяет транспортировать ее самолетами военно-транспортной авиации. Машина этого типа состоит на вооружении сухопутных войск Алжира, Анголы, Болгарии, Венгрии. Ирака. Иемена, Ливии. Польши. России, Сирии, Словакии, Чехии, Эфиопии и бывшей Югославии.

Тактико-технические характеристики 122-мм САУ 2С1 «Гвоздика»
Боевая масса, т 15,7
Экипаж, чел. 4
Габаритные размеры, мм’
длина с пушкой вперед 7265
длина корпуса 7265
ширина 2850
высота 2285
клиренс, мм 400
Бронирование, мм: 20, круговая защита от бронебойной пули Б-32 с дистанции 300 м
Вооружение 122-мм гаубица Д-32
Боекомплект 40 выстрелов
Скорострельность, выстр./мин 4-5
Двигатель  ЯМЗ-23а, V-образный, 4-х тактный двигатель жидкостного охлаждения, мощность 210 кВт
Удельная мощность двигателя, кВт/т 13,4
Удельное давление на грунт. Мпа 0,047
Максимальная скорость, км/ч:
по шоссе 60
на плаву 4.5
Запас хода по шоссе, км 500
Запас топлива, л 550
Преодолеваемые препятствия:
высота стенки, м 0.70
ширина рва. м 2,75
глубина брода, м плавает

www.dogswar.ru

2А31 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июня 2015; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 1 июня 2015; проверки требуют 6 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску
2А31
Тип Нарезная гаубица
Страна
История производства
Конструктор ОКБ-9
Производитель Завод № 9
Мотовилихинские заводы
Варианты Д-11, Д-12, Д-16, 2А31 (Д-32), 2А32
Характеристики
Масса, кг 1440
Длина ствола, мм 4270
Калибр, мм 122
Противооткатное устройство Гидравлический тормоз отката
Пневматический накатник
Угол возвышения -3..+70
Скорострельность,
выстрелов/мин
4..6
Начальная скорость
снаряда, м/с
686
Прицельная дальность, м до 15 200
Максимальная
дальность, м
до 21 900

ru.wikipedia.org

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *