Грузино-Югоосетинский конфликт: причины и последствия

Крах Советского Союза – сложной многонациональной системы со многими неурегулированными межэтническими проблемами, которые искусственно поддерживались в спокойном состоянии из центра в течении десятилетий, неизбежно привел к развитию этих самых конфликтов уже в новых условиях. На всей территории бывшего Советского Союза это вылилось в открытые противостояния и столкновения между представителями разных этносов, отстаивавших свои экономические, политические, культурные и иные права и интересы. Примером тому могут служить Грузино- югоосетинский конфликт 1991-1992,  Грузино – абхазский конфликт 1992-1993, Приднестровский конфликт, Молдавско-гагаузский конфликт и тд.


Можно с уверенностью заявить, что все постсоветское пространство сегодня становится театром активной геополитической игры; на кону — влияние в самом центре Хартленда, в Кавказском и Каспийском регионах.

Военная агрессия Грузия в отношении Южной Осетии в августе 2008 года имеет, безусловно, несколько основных причин, среди которых и вопрос идентичности, и проблема психологического отношения осетин к государству Грузия как таковому( осетины не ассоциируют себя с Грузией, а хотят жить в составе Единой Осетии, которая географически поделена Главным Кавказских хребтом), и проблема ущемления конституционных прав и свобод коренного осетинского народа, однако я не считаю, что это исключительно региональный конфликт, прошедший без внешнего вмешательства, который никак не повлиял на дальнейшее развитие ситуации на Кавказе.

В своей работе я постараюсь рассмотреть основные причины возникновения данного конфликта, который, как я уже упомянул, вытекает из многих факторов, и последствия, к которым уже привел или может привести грузино-югоосетинский конфликт.

Объективные и субъективные причины конфликта

Среди причин, приведших к возникновению Грузино-югоосетинского  конфликта, а затем и к грузинской агрессии в августе 2008 года, я хотел бы выделить 4 основных, однако подробно остановлюсь на так называемом фактором «внешнего влияния», который, на мой взгляд, и сыграл ключевую роль в этом конфликте.

Вполне понятно, что в основе любого конфликта лежат объективные причины, которые могут копиться годами и даже десятилетиями, отсутствие взаимовыгодного решения которых в конце концов неминуемо приведет к возникновению конфликтной ситуации. Но в большой политике, когда на карту поставлено влияние в таком стратегически важном регионе как Кавказ, одних лишь объективных факторов не достаточно. Объективные предпосылки в этом конкретном случае сыграли роль пороховой бочки, которая была готова взорваться, но ждала своего часа. И этот час, с подачи внешнего игрока, настал.

Итак, объективные причины:

  1. Этнотерриториальный вопрос, формировавшийся десятилетиями, включает в себя взаимоисключающие и противоположные позиции руководства Грузии и Осетии. Согласно грузинской позиции Южная Осетия представляет собой историческую часть Грузии, неделимую и неотчуждаемую от основной её территории, тогда как осетинская позиция рассматривала Южную Осетию в качестве составной части единой Осетии.
  2. Грузино-осетинские отношения в конце 1980-х гг. оказались в состоянии конфликтной ситуации, когда стороны приходят к оценке своих интересов и конечных целей как несовместимых. В таких условиях стали формироваться конфликтное восприятие и закладываться социально-психологические основы и предпосылки будущего конфликтного взаимодействия сторон. Развитие конфликтной ситуации свидетельствовало о протекании внутри обоих сообществ социально-дезорганизационных процессов, о необратимой дезинтеграции важнейших общественных структур, обеспечивавших политическую стабильность.
  3. Конфликтная ситуация в грузино-осетинских отношениях конца 1980-х гг. сложилась в значительной степени под мощным влиянием этно-национализма в Грузии, базировавшегося на принципе так называемого «права крови» и представленного в виде идеи унитарного моноэтничного государства как основной концепции грузинского нациестроительства.
  4. Политическая борьба между новыми и старыми элитами, приведшая к смене элит в обоих регионах, явилась непосредственной причиной трансформации конфликтной ситуации в межэтнических отношениях в открытую фазу противостояния, в форму вооруженного конфликта между Грузией и Южной Осетией.

Таким образом, напряженность (конфликтность) грузино-осетинского политического противостояния нарастала, проявляясь в формировании национальных движений как в Грузии, так и в Южной Осетии в условиях развивавшейся автономии советской государственности, сопровождавшейся падением «старых» и появлением «новых» политических элит. А также важным проявлением конфликтности стало признание Верховным Советом Грузинской ССР грузинского языка официальным языком в республике. В ответ Осетия объявила официальным языком региона осетинский.

Распад СССР стал одной из главных причин, приведшим к военному конфликту между Грузией и Осетией, произошло столкновение противоречащих друг другу международных императивов: принципа нерушимости границ (Грузии) и права народов на самоопределение (Осетия).

Внешний фактор

Война в Осетии – часть геополитического плана США, направленного на дестабилизацию главным образом политической ситуации на Кавказе, впутывание России в полномасштабную войну, столкновение интересов и позиций России и Европы, публичная международная «казнь» России, ее изоляция.

На это есть целый ряд причин, который можно условно разбить на несколько групп:

А. Экономические

Полномасштабное владение и единоличное распределение всех мировых ресурсов( давно замечено «странное» расположение американских военных баз в районах крупных месторождений нефти) предполагает, что США в отношении этих регионов будет проводить свою стратегическую экспансию под самыми разными «демократическими» вывесками, отсюда вполне понятно такое «теплое» отношение США к ресурсосодержащим и транзитным регионам мира: Кавказ, Каспий, Россия.

Б. Геополитические

Прямое управление большинством государств и политических сил целых народов- визитная карточка существующего режима США.
Основой влияния США в мире является их позиция в Европе, где еще сохраняются возможности ведения ими достаточно эффективной стратегической игры за счет государств её восточной части и попыток оттеснения государств старой Европы на политическую периферию. В этой связи манипулирование политическими режимами в странах бывшего СССР, цветные и бесцветные революции, создание управляемого хаоса и привод к власти политических «кукол» — вполне действенный способ ведения внешней политики США.

В. Внутриполитическая ситуация.

Основой внутренней политической и социально-экономической стабильности США является высокий уровень потребления их населения, что значит, что  любое снижение этого уровня может немедленно вызвать серьёзные внутриполитические коллизии, чреватые сменой любой администрации или даже приходом к государственной власти политиков с другими политическими идеалами. Важным является и тот факт, что основную часть ресурсов, обеспечивающих «роскошь американского потребления» США берут в «остальном мире», мире, большая часть которого находится на грани голода.

Безусловно, эта реальность не только хорошо осознается, но и прогнозируется на многие годы вперед. Из этого может быть сделан один вывод: раз масштабы и качество внутреннего потребления нельзя сократить, необходимо обеспечить беспрепятственное поступление мировых ресурсов в США, притом любой ценой, значит, и ценой насилия, а это означает неизбежность ведения Большой Америкой войны.

Конечно, обеспечение своих национальных интересов для США – главная задача, поэтому в не зависимости от своей партийной принадлежности, сама американская система уже давно настроена на мировую эксплуатацию. Причем, неважно какими способами эта цель будет достигаться, задача одна – обеспечить поступление мировых ресурсов в США и поддержание собственной внутренней стабильности. Возможно, ведение периодичных региональных войн в разных регионах мира, или полномасштабная война на континентах, постоянное создание горячих точек и очагов напряженности – путь к американскому процветанию. Другими словами – США точно знают, как и когда действовать в отношении своих главных геополитических оппонентов – Россия, Китая и ЕС.

Заключение: последствия конфликта

На данный момент, грузино- югоосетинский конфликт, который длился в течении двух десятилетий и закончился пятидневной войной в августе 2008 года нельзя считать в полной мере законченным. Да, Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами, для обеспечения безопасности, на территории двух новых республик были размещены российские военные базы. В Абхазии и Осетии уже давно сформированы и успешно функционирует легальная и легитимная власть, избранная гражданами двух новых суверенных государств.

Но каковы последствия в этой связи для миропорядка? И какую роль в новой системе будет занимать Россия? Вопросы отнюдь не самые простые, и, вероятно, точного ответа на них не сможет дать никто. Глупо было бы полагать, что конфликт закончился и канул в лету, просто план Большого Сэма не сработал и игра приобрела другие масштабы. Теперь в Кавказском регионе прочно обосновалась Россия, которая не допустит приближение НАТОвских «коллег» на опасное для себя расстояние. Одно из направлений внешней политики России базируется на одном главном принципе: создать вокруг своих границ ореол союзных, независимых, сильных государств, с устойчивой экономической и политической ситуацией. Не дать США и иже с ними даже малейшего шанса на раскачивание ситуации на Кавказе и в Азии, на восточных рубежах и в приграничных государствах. Для реализации поставленных задач в основных государственных документах России закреплены те цели, которые преследует Россия. Так, в пункте 4 главы об общих положений Концепции внешней политики России говорится следующее: «В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности — обеспечением защищенности личности, общества и государства — главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

  1. Обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных и конкурентоспособных центров современного мира;
  2. Создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России, ее технологической модернизации и перевода на инновационный путь развития, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека;
  3. Активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой и демократической международной системы, основанной на коллективных началах в решении международных проблем, на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения;
  4. Формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
  5. Развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами на основе принципов уважения независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов. Развертывание широкого и недискриминационного международного сотрудничества, содействие становлению гибких внеблоковых сетевых альянсов, активное участие в них России;
  6. Всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, отстаивание в различных международных форматах российских подходов по теме защиты прав человека».

Концепция национальной безопасности гласит следующее:

  1. «Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов».
  2. Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
  3. Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации».

Конечно, сейчас международная ситуация как никогда сложна, Россия находится в экономической изоляции и количество угроз, вызовов и внешних провокаций со стороны США и всего остального демократического мира будет только увеличиваться. В этой связи Россия принимает крайне важные меры по модернизации своей армии, развитие систем безопасности в рамках ОДКБ, СНГ, происходит тесная кооперация с Китаем, странами Азии и Латинской Америки. Все эти меры, на мой взгляд, наглядно демонстрируют, что Россия готова к отражению внешних нападок со стороны Западного мира и прочно стоит на двух ногах в войне за реализацию своих национальных интересов.

 

Кожиев С.С 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации http://www.constitution.ru/
  2. Закон Российской Федерации «О безопасности» http://base.garant.ru/12181538/
  3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
  4. Концепция внешней политики России http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
  5. Статья «Некоторые выводы для России и её оборонной политики в свете последствий августовского конфликта», Белозёров В.К.
  6. Статья «Международная безопасность после Кавказского кризиса», Арбатов А.Г.
  7. Статья «Вооружённый конфликт в Южной Осетии: катализатор военного реформирования в России?», Мельков С.А.

csef.ru

Грузино-Югоосетинский конфликт: причины и последствия

Крах Советского Союза – сложной многонациональной системы со многими неурегулированными межэтническими проблемами, которые искусственно поддерживались в спокойном состоянии из центра в течении десятилетий, неизбежно привел к развитию этих самых конфликтов уже в новых условиях. На всей территории бывшего Советского Союза это вылилось в открытые противостояния и столкновения между представителями разных этносов, отстаивавших свои экономические, политические, культурные и иные права и интересы. Примером тому могут служить Грузино- югоосетинский конфликт 1991-1992,  Грузино – абхазский конфликт 1992-1993, Приднестровский конфликт, Молдавско-гагаузский конфликт и тд.


Можно с уверенностью заявить, что все постсоветское пространство сегодня становится театром активной геополитической игры; на кону — влияние в самом центре Хартленда, в Кавказском и Каспийском регионах.

Военная агрессия Грузия в отношении Южной Осетии в августе 2008 года имеет, безусловно, несколько основных причин, среди которых и вопрос идентичности, и проблема психологического отношения осетин к государству Грузия как таковому( осетины не ассоциируют себя с Грузией, а хотят жить в составе Единой Осетии, которая географически поделена Главным Кавказских хребтом), и проблема ущемления конституционных прав и свобод коренного осетинского народа, однако я не считаю, что это исключительно региональный конфликт, прошедший без внешнего вмешательства, который никак не повлиял на дальнейшее развитие ситуации на Кавказе.

В своей работе я постараюсь рассмотреть основные причины возникновения данного конфликта, который, как я уже упомянул, вытекает из многих факторов, и последствия, к которым уже привел или может привести грузино-югоосетинский конфликт.

Объективные и субъективные причины конфликта

Среди причин, приведших к возникновению Грузино-югоосетинского  конфликта, а затем и к грузинской агрессии в августе 2008 года, я хотел бы выделить 4 основных, однако подробно остановлюсь на так называемом фактором «внешнего влияния», который, на мой взгляд, и сыграл ключевую роль в этом конфликте.

Вполне понятно, что в основе любого конфликта лежат объективные причины, которые могут копиться годами и даже десятилетиями, отсутствие взаимовыгодного решения которых в конце концов неминуемо приведет к возникновению конфликтной ситуации. Но в большой политике, когда на карту поставлено влияние в таком стратегически важном регионе как Кавказ, одних лишь объективных факторов не достаточно. Объективные предпосылки в этом конкретном случае сыграли роль пороховой бочки, которая была готова взорваться, но ждала своего часа. И этот час, с подачи внешнего игрока, настал.

Итак, объективные причины:

  1. Этнотерриториальный вопрос, формировавшийся десятилетиями, включает в себя взаимоисключающие и противоположные позиции руководства Грузии и Осетии. Согласно грузинской позиции Южная Осетия представляет собой историческую часть Грузии, неделимую и неотчуждаемую от основной её территории, тогда как осетинская позиция рассматривала Южную Осетию в качестве составной части единой Осетии.
  2. Грузино-осетинские отношения в конце 1980-х гг. оказались в состоянии конфликтной ситуации, когда стороны приходят к оценке своих интересов и конечных целей как несовместимых. В таких условиях стали формироваться конфликтное восприятие и закладываться социально-психологические основы и предпосылки будущего конфликтного взаимодействия сторон. Развитие конфликтной ситуации свидетельствовало о протекании внутри обоих сообществ социально-дезорганизационных процессов, о необратимой дезинтеграции важнейших общественных структур, обеспечивавших политическую стабильность.
  3. Конфликтная ситуация в грузино-осетинских отношениях конца 1980-х гг. сложилась в значительной степени под мощным влиянием этно-национализма в Грузии, базировавшегося на принципе так называемого «права крови» и представленного в виде идеи унитарного моноэтничного государства как основной концепции грузинского нациестроительства.
  4. Политическая борьба между новыми и старыми элитами, приведшая к смене элит в обоих регионах, явилась непосредственной причиной трансформации конфликтной ситуации в межэтнических отношениях в открытую фазу противостояния, в форму вооруженного конфликта между Грузией и Южной Осетией.

Таким образом, напряженность (конфликтность) грузино-осетинского политического противостояния нарастала, проявляясь в формировании национальных движений как в Грузии, так и в Южной Осетии в условиях развивавшейся автономии советской государственности, сопровождавшейся падением «старых» и появлением «новых» политических элит. А также важным проявлением конфликтности стало признание Верховным Советом Грузинской ССР грузинского языка официальным языком в республике. В ответ Осетия объявила официальным языком региона осетинский.

Распад СССР стал одной из главных причин, приведшим к военному конфликту между Грузией и Осетией, произошло столкновение противоречащих друг другу международных императивов: принципа нерушимости границ (Грузии) и права народов на самоопределение (Осетия).

Внешний фактор

Война в Осетии – часть геополитического плана США, направленного на дестабилизацию главным образом политической ситуации на Кавказе, впутывание России в полномасштабную войну, столкновение интересов и позиций России и Европы, публичная международная «казнь» России, ее изоляция.

На это есть целый ряд причин, который можно условно разбить на несколько групп:

А. Экономические

Полномасштабное владение и единоличное распределение всех мировых ресурсов( давно замечено «странное» расположение американских военных баз в районах крупных месторождений нефти) предполагает, что США в отношении этих регионов будет проводить свою стратегическую экспансию под самыми разными «демократическими» вывесками, отсюда вполне понятно такое «теплое» отношение США к ресурсосодержащим и транзитным регионам мира: Кавказ, Каспий, Россия.

Б. Геополитические

Прямое управление большинством государств и политических сил целых народов- визитная карточка существующего режима США.
Основой влияния США в мире является их позиция в Европе, где еще сохраняются возможности ведения ими достаточно эффективной стратегической игры за счет государств её восточной части и попыток оттеснения государств старой Европы на политическую периферию. В этой связи манипулирование политическими режимами в странах бывшего СССР, цветные и бесцветные революции, создание управляемого хаоса и привод к власти политических «кукол» — вполне действенный способ ведения внешней политики США.

В. Внутриполитическая ситуация.

Основой внутренней политической и социально-экономической стабильности США является высокий уровень потребления их населения, что значит, что  любое снижение этого уровня может немедленно вызвать серьёзные внутриполитические коллизии, чреватые сменой любой администрации или даже приходом к государственной власти политиков с другими политическими идеалами. Важным является и тот факт, что основную часть ресурсов, обеспечивающих «роскошь американского потребления» США берут в «остальном мире», мире, большая часть которого находится на грани голода.

Безусловно, эта реальность не только хорошо осознается, но и прогнозируется на многие годы вперед. Из этого может быть сделан один вывод: раз масштабы и качество внутреннего потребления нельзя сократить, необходимо обеспечить беспрепятственное поступление мировых ресурсов в США, притом любой ценой, значит, и ценой насилия, а это означает неизбежность ведения Большой Америкой войны.

Конечно, обеспечение своих национальных интересов для США – главная задача, поэтому в не зависимости от своей партийной принадлежности, сама американская система уже давно настроена на мировую эксплуатацию. Причем, неважно какими способами эта цель будет достигаться, задача одна – обеспечить поступление мировых ресурсов в США и поддержание собственной внутренней стабильности. Возможно, ведение периодичных региональных войн в разных регионах мира, или полномасштабная война на континентах, постоянное создание горячих точек и очагов напряженности – путь к американскому процветанию. Другими словами – США точно знают, как и когда действовать в отношении своих главных геополитических оппонентов – Россия, Китая и ЕС.

Заключение: последствия конфликта

На данный момент, грузино- югоосетинский конфликт, который длился в течении двух десятилетий и закончился пятидневной войной в августе 2008 года нельзя считать в полной мере законченным. Да, Россия официально признала Южную Осетию и Абхазию независимыми государствами, для обеспечения безопасности, на территории двух новых республик были размещены российские военные базы. В Абхазии и Осетии уже давно сформированы и успешно функционирует легальная и легитимная власть, избранная гражданами двух новых суверенных государств.

Но каковы последствия в этой связи для миропорядка? И какую роль в новой системе будет занимать Россия? Вопросы отнюдь не самые простые, и, вероятно, точного ответа на них не сможет дать никто. Глупо было бы полагать, что конфликт закончился и канул в лету, просто план Большого Сэма не сработал и игра приобрела другие масштабы. Теперь в Кавказском регионе прочно обосновалась Россия, которая не допустит приближение НАТОвских «коллег» на опасное для себя расстояние. Одно из направлений внешней политики России базируется на одном главном принципе: создать вокруг своих границ ореол союзных, независимых, сильных государств, с устойчивой экономической и политической ситуацией. Не дать США и иже с ними даже малейшего шанса на раскачивание ситуации на Кавказе и в Азии, на восточных рубежах и в приграничных государствах. Для реализации поставленных задач в основных государственных документах России закреплены те цели, которые преследует Россия. Так, в пункте 4 главы об общих положений Концепции внешней политики России говорится следующее: «В соответствии с высшим приоритетом национальной безопасности — обеспечением защищенности личности, общества и государства — главные внешнеполитические усилия должны быть сосредоточены на достижении следующих основных целей:

  1. Обеспечение безопасности страны, сохранение и укрепление ее суверенитета и территориальной целостности, прочных и авторитетных позиций в мировом сообществе, в наибольшей мере отвечающих интересам Российской Федерации как одного из влиятельных и конкурентоспособных центров современного мира;
  2. Создание благоприятных внешних условий для устойчивого и динамичного роста экономики России, ее технологической модернизации и перевода на инновационный путь развития, повышения уровня и качества жизни населения, укрепления правового государства и демократических институтов, реализации прав и свобод человека;
  3. Активное продвижение курса на всемерное укрепление международного мира, всеобщей безопасности и стабильности в целях утверждения справедливой и демократической международной системы, основанной на коллективных началах в решении международных проблем, на верховенстве международного права, прежде всего на положениях Устава ООН, а также на равноправных и партнерских отношениях между государствами при центральной координирующей роли ООН как основной организации, регулирующей международные отношения;
  4. Формирование отношений добрососедства с сопредельными государствами, содействие устранению имеющихся и предотвращению возникновения новых очагов напряженности и конфликтов в прилегающих к Российской Федерации регионах;
  5. Развитие двусторонних и многосторонних отношений взаимовыгодного и равноправного партнерства с иностранными государствами, межгосударственными объединениями, международными организациями и форумами на основе принципов уважения независимости и суверенитета, прагматизма, транспарентности, многовекторности, предсказуемости, неконфронтационного отстаивания национальных приоритетов. Развертывание широкого и недискриминационного международного сотрудничества, содействие становлению гибких внеблоковых сетевых альянсов, активное участие в них России;
  6. Всесторонняя защита прав и законных интересов российских граждан и соотечественников, проживающих за рубежом, отстаивание в различных международных форматах российских подходов по теме защиты прав человека».

Концепция национальной безопасности гласит следующее:

  1. «Национальные интересы России в международной сфере заключаются в обеспечении суверенитета, упрочении позиций России как великой державы — одного из влиятельных центров многополярного мира, в развитии равноправных и взаимовыгодных отношений со всеми странами и интеграционными объединениями, прежде всего с государствами — участниками Содружества Независимых Государств и традиционными партнерами России, в повсеместном соблюдении прав и свобод человека и недопустимости применения при этом двойных стандартов».
  2. Национальные интересы России в военной сфере заключаются в защите ее независимости, суверенитета, государственной и территориальной целостности, в предотвращении военной агрессии против России и ее союзников, в обеспечении условий для мирного, демократического развития государства.
  3. Национальные интересы России в пограничной сфере заключаются в создании политических, правовых, организационных и других условий для обеспечения надежной охраны государственной границы Российской Федерации, в соблюдении установленных законодательством Российской Федерации порядка и правил осуществления экономической и иных видов деятельности в пограничном пространстве Российской Федерации».

Конечно, сейчас международная ситуация как никогда сложна, Россия находится в экономической изоляции и количество угроз, вызовов и внешних провокаций со стороны США и всего остального демократического мира будет только увеличиваться. В этой связи Россия принимает крайне важные меры по модернизации своей армии, развитие систем безопасности в рамках ОДКБ, СНГ, происходит тесная кооперация с Китаем, странами Азии и Латинской Америки. Все эти меры, на мой взгляд, наглядно демонстрируют, что Россия готова к отражению внешних нападок со стороны Западного мира и прочно стоит на двух ногах в войне за реализацию своих национальных интересов.

 

Кожиев С.С 

 

Список литературы

  1. Конституция Российской Федерации http://www.constitution.ru/
  2. Закон Российской Федерации «О безопасности» http://base.garant.ru/12181538/
  3. Концепция национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. http://www.scrf.gov.ru/documents/99.html
  4. Концепция внешней политики России http://www.mid.ru/brp_4.nsf/0/6D84DDEDEDBF7DA644257B160051BF7F
  5. Статья «Некоторые выводы для России и её оборонной политики в свете последствий августовского конфликта», Белозёров В.К.
  6. Статья «Международная безопасность после Кавказского кризиса», Арбатов А.Г.
  7. Статья «Вооружённый конфликт в Южной Осетии: катализатор военного реформирования в России?», Мельков С.А.

csef.ru

Грузино-южноосетинский конфликт. Причины и последствия

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

«Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова»

Институт педагогики и психологии

Грузино-
ю
жно
о
сетинский конфликт
.
Причины и последствия

Выполнил: Круглов

Максим Владимирович

Кострома 2008

План

1. «Республика» Южная Осетия

2. Война в Южной Осетии 2008

3. Версии причин начала войны в Южной Осетии (2008)

4. Перемирие

5. Воинские потери и жертвы войны

6. Последствия

Вывод

1.
«Республика» Южная Осетия

Столица — Цхинвал (Цхинвали).

Население — около 85 тыс., осетины — около 67%, грузины — около 25%, другие национальности — около 7% (2003). Около 40 тыс. беженцев из Южной Осетии находятся в Северной Осетии. 95% населения имеют российское гражданство(1 июня 2002 года, после принятия в России нового закона о гражданстве, который предоставлял право бывшим гражданам СССР, оставшимся без гражданства после распада Советского Союза, обменять советские паспорта на российские, началась массовая выдача российских паспортов жителям Южной Осетии и Абхазии), в том числе значительная часть грузинского населения имеет как грузинское, так и российское гражданство.

Политический статус Южной Осетии остается неопределенным. Самопровозглашенная республика не признана мировым сообществом, а официальный статус, Тбилиси, считает Южную Осетию Цхинвальским регионом Грузии, но фактически не контролирует его.

2.
Война в Южной Осетии

Не успели хотя бы чуть утихнуть выстрелы и взрывы от предыдущих, как на Кавказе разразилась новая война, теперь уже между Грузией и Южной Осетией. Позднее в этом конфликте появились и новые участники со стороны Южной Осетии, Россия и Абхазия.

Данное вооружённое противостояние стало следствием обострения Южноосетинского конфликта, официальной датой начала которого принято считать 10 ноября 1989г., когда советом народных депутатов Юго-Осетинской автономной области Грузинской Советской Социалистической Республики было принято решение о создании автономной Юго — Осетинской республики.

Наиболее яркие витки этого конфликта происходили и ранее: в 2004 году (когда 31 мая грузинская сторона перебросила подразделения своих Внутренних войск с тяжёлой военной техникой в зону грузино-осетинского конфликта), в феврале 2006 года, а также в 2007 году, когда произошёл инцидент с падением «российской» ракеты в районе грузинского посёлка Цителубани.

Тем не менее, обострение грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года, бесспорно, является самым кровопролитным за всю его историю.

В конце июля — начале августа 2008 года происходила эскалация грузино-южноосетинского конфликта. Регулярно происходили перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности. Мирные жители Южной Осетии в массовом порядке стали покидать зону конфликта.

Днём 7 августа 2008 года секретарь Совета безопасности Южной Осетии Анатолий Баранкевич заявил: «По всей границе с Южной Осетией наблюдается активность войск Грузии. Все это говорит о том, что Грузия начинает широкомасштабную агрессию против нашей республики».

3. Версии причин начала войны в Южной Осетии

Аналитики выделяют несколько версий причин по, которым разгорелась война на территории Южной Осетии. Рассмотрим основные из них.

· Версия Грузии:

8 августа командующий грузинскими миротворцами Мамука Курашвили назвал действия Грузии в Южной Осетии «операцией по наведению в Цхинвальском регионе конституционного порядка». Государственный министр Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили пояснил, что «целью руководства Грузии является не взятие городов. В Тбилиси хотят лишь поставить точку на криминальном режиме, чтобы никто не угрожал нашим городам, гражданам и инфраструктуре». Грузинская сторона заявила, что действия грузинской армии в Южной Осетии были ответом на нарушение режима прекращения огня.

22 августа государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил в интервью украинскому агентству «УНИАН»: «…решение атаковать Цхинвали было принято только тогда, когда колонна российской военной техники начала входить в Южную Осетию. Рассказы о том, что мы из установок „Град“ нанесли удар по Цхинвали — враньё! Цхинвали бомбили русские после того, как мы взяли его на четыре с половиной часа. Мы бомбили окрестные высоты, используя, в том числе авиацию и „Град“. Подчеркиваю, не населенные пункты».

5 сентября заместитель министра иностранных дел Грузии Григол Вашадзе в интервью дипломатическому корреспонденту «Интерфакса» заявил, что «с 1 по 7 августа тяжелая артиллерия так называемых южноосетинских сил под руководством российских военных сровняла с землей все грузинские деревни, прилегающие к зоне конфликта»

По официальным заявлениям грузинской стороны, российские миротворческие силы, оставшиеся на территории Грузии после подписания плана Медведева-Саркози, «реально представляли оккупационные войска, главной целью которых было не урегулирование конфликта, а присвоение грузинских территорий»

· Версия Южной Осетии:

В южноосетинской интерпретации, война вызвана этническим конфликтом между осетинами, которые защищали исконно-осетинские земли, и грузинами, которые ущемляли права осетин и виновны в геноциде; осетины при умеренной поддержке русских войск навсегда изгнали грузин и добились независимости. 8 августа президент Южной Осетии Эдуард Кокойты сообщил о многочисленных жертвах среди мирных жителей Южной Осетии и обвинил президента Грузии Михаила Саакашвили в геноциде осетинского народа. В своем интервью Кокойты так же признал случаи мародерства в грузинских селах.

· Версия России:

9 августа помощник главкома сухопутных войск РФ И. Конашенков заявил, что части и подразделения 58-й армии, прибыв на окраину Цхинвали, «приступили к подготовке операции по принуждению к миру в зоне ответственности миротворцев».

Глава МИД России Сергей Лавров заявил, что причинами ввода российских войск в зону конфликта стали агрессия Грузии против неподконтрольных ей территорий Южной Осетии и последствия этой агрессии: гуманитарная катастрофа, исход из региона 30 тыс. беженцев, гибель российских миротворцев и многих жителей Южной Осетии. Действия грузинской армии в отношении мирных жителей Лавров квалифицировал как геноцид. Он отметил, что большинство населения Южной Осетии — граждане России и что «ни одна страна мира не осталась бы безучастной к убийству своих граждан и изгнанию их из своих жилищ». Лавров заявил, что Россия «этот конфликт не готовила» и выступала с предложением принять резолюцию Совбеза ООН, призывающую Грузию и Южную Осетию отказаться от применения силы. По мнению Лаврова, «военный ответ России на нападение Грузии на российских граждан и солдат миротворческого контингента был полностью пропорционален». Необходимость бомбардировок военной инфраструктуры, находившейся вне зоны конфликта, Лавров объяснил тем, что она использовалась для поддержки грузинского наступления. Лавров назвал обвинения в том, что Россия, прикрываясь югоосетинским конфликтом, пыталась сбросить правительство Грузии и установить контроль над этой страной, «несусветной чепухой». Он отметил, что как только безопасность в регионе была восстановлена, президент России объявил об окончании военной операции.

11 августа замдиректора департамента информации и печати МИД России Борис Малахов опроверг версию о том, что целью России является свержение режима М. Саакашвили.

15 августа президент России Дмитрий Медведев заявил, что «господину Саакашвили надоела вся эта дипломатия, и он попросту решил вырезать мешающих ему осетин».

По утверждению заместителя начальника Генерального штаба Вооружённых сил Российской Федерации А. А. Ноговицына, грузинская операция «Чистое поле» против Южной Осетии была разработана Грузией совместно с США.

· Версия Абхазии:

22 августа начальник Генерального штаба военно-служащих Абхазии Анатолий Зайцев заявил, что грузинская армия после полного захвата Южной Осетии планировала через 3 часа начать наступательную военную операцию против Абхазии. По его словам, планы у Грузии были таковы: «наносился мощный авиационный удар, производилась высадка первого эшелона десанта с моря в количестве 800 человек на быстроходных катерах, затем еще раз 800 человек должно было высадиться в г. Сухуми, а 6 тысяч человек должны были наносить удар артиллерией и реактивными системами, дальностью стрельбы 45 км, по нашим горно-стрелковым батальонам в Кодорском ущелье и блок постам российских миротворческих сил. Грузины предполагали, что наши подразделения и блокпосты „голубых касок“ будут снесены шквальным огнем в этом узком ущелье, и после этого грузинская группировка начинала наступать в направлении г. Сухуми».

· Другие версии:

Среди версий, которые рассматривались экспертами, в качестве причины южноосетинского конфликта были и самые экзотические.

Оказывается, военные действия между Грузией и Россией не случайны именно в этом регионе Кавказа, где проходит трубопровод Баку-Джейхан. Якобы борьба велась за азербайджанскую нефть. Конфликт даже посеял панику на международном энергетическом рынке.

У Грузии нет нефтяных запасов. Но страна является ключевым транспортным узлом экспорта нефти и газа из Азербайджана на запад. Многие опасались, что российские военные самолеты начнут бомбить второй по протяженности нефтепровод в Европе ”Баку-Тбилиси-Джейхан”.

С 2006 года через этот нефтепровод используется для поставки нефти западным рынкам из Азербайджана с берегов Каспийского моря через турецкий средиземноморский порт Джейхан. Через нефтепровод в день проходит 1,2 миллиона баррелей нефти.

mirznanii.com

Грузино-южноосетинский конфликт. Причины и последствия

Европа является основным потребителем нефти, транспортируемой через южно-кавказский трубопровод. Коридор был создан с целью снижения зависимости Запада от энергетических носителей России, которая в последние годы злоупотребляла своей энергетической мощью.Так же говорили, что конфликт якобы был спровоцирован Россией, задавшейся целью вывести нефтепровод из строя, чтобы повысить зависимость Европы от своих энергоносителей. Однако эти глупости и слухи быстро были опровергнуты экспертами:

“Нарушение работы нефтепровода, несомненно, сыграло бы России на руку, ведь в этом случае нефть из Азербайджана были бы вынуждены транспортировать по российским трубам. Но игра бы не стоила свеч. Потери, которые российская сторона понесла в результате военных действий с Грузией, гораздо значительнее. Жертвы среди мирного населения и серьезно подорванная репутация — слишком высокая цена”

Тем ни менее можно предположить что, в большей или меньшей степени, каждая из сторон выдвигает ту версию начала конфликта, которая выгодна, непосредственно, им. Так же, это можно подтвердить интересными некоторыми фактами. Например, возьмём версию Грузии: заявление, государственного министра Грузии Темура Якобашвили о том что, решение атаковать Цхинвали было принято только тогда, когда колонна российской военной техники начала входить в Южную Осетию, противоречит сообщениям мировых информационных агентств и данным разведки, которые говорят о том, что Москва не проводила агрессию, а просто действовала в ответ!

Версия Южной Осетии тоже далеко не идеальна: официальная политика властей Южной Осетии в отношении грузинского населения соответствует определению геноцида: действия, совершаемые с намерением уничтожить, полностью или частично, какую-либо национальную, этническую, расовую или религиозную группу как таковую, впрочем, то же в чем и обвиняла Южная Осетия Грузию по отношению к себе.

Точка зрения России об агрессии Грузии против Южной Осетии также противоречитит уставу ООН, так как независимость Южной Осетии на 8 августа 2008 года не была признана ни одни государством мира-членом ООН, в отличие от независимости и территориальной целостности Грузии.

4. Перемирие

Журнал «Русский Newsweek» от 25 августа 2008 года писал: «Разные источники в Москве решающим в пятидневной войне называют понедельник 11 августа, когда российская армия остановилась на подступах к грузинскому городу Гори — на полпути между Цхинвали и Тбилиси. Собеседники Newsweek практически единодушны: в Москве если не планировали, то, как минимум всерьёз рассматривали возможность идти на столицу Грузии. Но по одной из версий, против штурма выступили сами военные — мол, они не готовы к немедленному штурму Тбилиси. По другой версии, пошли „очень жесткие сигналы“ с Запада, и Кремль подал назад. На следующий день президент Медведев на брифинге с французским лидером Николя Саркози объявил, что операция завершена и ее цель достигнута: агрессор наказан!

12 августа, на рабочей встрече в Кремле с министром обороны Анатолием Сердюковым и начальником Генштаба Николаем Макаровым, Президент России Дмитрий Медведев заявил, что «на основе доклада принял решение о завершении операции по принуждению Грузии к миру»: «Безопасность наших миротворческих сил и гражданского населения восстановлена. Агрессор наказан и понес значительные потери. Его вооружённые силы дезорганизованы. При возникновении очагов сопротивления и иных агрессивных наступлений принимать решения об уничтожении».

12 августа во время визита в Москву председателя Евро Союза президента Франции Н. Саркози, в ходе встречи с президентом России Дмитрием Медведевым и премьер-министром Владимиром Путиным, были согласованы шесть принципов мирного урегулирования (План Медведева — Саркози)

1) Не прибегать к использованию силы.

2) Окончательно прекратить все военные действия.

3) Свободный доступ к гуманитарной помощи.

4) Вооружённые силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации.

5) Вооружённые силы РФ выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий.

6) Начало международного обсуждения о вопросах будущего статуса Южной Осетии и Абхазии и путей обеспечения их прочной безопасности.

13 августа Грузия приняла план урегулирования конфликта, но с оговорками. Так, по просьбе грузинского президента был убран пункт о начале обсуждения будущего статуса Южной Осетии и Абхазии. Президент Франции Николя Саркози подтвердил заявление Саакашвили, добавив, что пункт о начале обсуждения будущего статуса двух непризнанных республик убран с согласия президента РФ Дмитрия Медведева. Этот пункт был переформулирован, так как допускал двусмысленную трактовку. После внесения изменений Саакашвили объявил, что подписывается под планом урегулирования и принимает условия прекращения огня в зоне грузино-осетинского конфликта. В новой формулировке шестой пункт звучит так: «Обеспечение международных гарантий безопасности Южной Осетии и Абхазии».

«Мы обязательно сделаем уроки из событий в Южной Осетии. Группировка миротворцев, которая останется здесь на постоянной основе, будет увеличена. Миротворцы будут вооружены не только стрелковым оружием, но и тяжёлой военной техникой, в том числе танками», — сказал представитель Минобороны РФ.

16 августа президент России Дмитрий Медведев поставил подпись под планом по мирному урегулированию грузино-осетинского конфликта. До этого документ подписали руководители непризнанных государств Южная Осетия и Абхазия, а также президент Грузии Михаил Саакашвили. Подписание этого документа сторонами конфликта окончательно обозначило завершение военных действий.

5. Воинские потери и жертвы войны

· Воинские потери и жертвы среди мирного населения:

Южная Осетия:

К вечеру 8 августа появились предварительные данные о жертвах: как заявил в интервью информагентству «Интерфакс» президент непризнанной республики Эдуард Кокойты, жертвами нападения грузинских войск на Южную Осетию стали свыше 1400 человек. Утром 9 августа официальный представитель южноосетинского правительства Ирина Гаглоева сообщила о 1600 погибших. Вечером 9 августа посол России в Грузии Вячеслав Коваленко заявил, что погибло не менее 2000 жителей Цхинвали (около 3 % населения Южной Осетии).

Россия:

По предварительной информации заместителя начальника Генштаба ВС РФ генерал-полковника Анатолия Ноговицына, на 13 августа потери российских военнослужащих насчитывали 74 человека погибшими, 19 пропавшими без вести, 171 — раненными.

Новые данные были обнародованы 3 сентября главным военным прокурором РФ Сергеем Фридинским; согласно им, потери российских военнослужащих составили 71 человека погибшими и 340 — раненными.

По данным Грузии, Россия существенно занизила свои потери. Так 12 августа президент Саакашвили заявил, что ВС Грузии уничтожили 400 российских солдат.

Грузия:

10 августа источник в грузинском правительстве сообщил, что на этот момент с начала конфликта погибло 130 граждан страны, ещё 1165 ранено. В это число входят и военные, и мирные жители, погибшие на территории Грузии в результате российских авианалётов.

19 августа была обнародована следующая официальная статистика потерь:

Министерство обороны — 133 погибших, 70 пропавших без вести, 1199 раненных

Министерство внутренних дел — 13 погибших, 209 раненных

Гражданское население — 69 погибших, 61 раненный

Итого погибло 215, пропало без вести 70 и ранено 1469 граждан страны

· Беженцы:

15 августа официальный представитель Управления верховного комиссара ООН по делам беженцев (УВКБ) Рон Редмонд сообщил, что беженцами в результате конфликта стали более 118 тыс. человек, в том числе около 30 тысяч югоосетинских беженцев находятся в России, еще порядка 15 тысяч человек (этнические грузины) перебрались из Южной Осетии в Грузию и ещё 73 тыс. человек покинули свои дома в Грузии, включая большинство жителей Гори.

· Разрушения:

17 августа заместитель министра регионального развития РФ Владимир Бланк заявил, что из более чем 7000 зданий в Цхинвали каждое десятое не подлежит восстановлению, а 20 % получили повреждения различной степени. Эта оценка ущерба гораздо ниже приводившихся ранее. В первые дни конфликта в СМИ появлялась информация, что к 9 августа город Цхинвали был почти полностью разрушен; по словам официального представителя правительства Южной Осетии Ирины Гаглоевoй, в городе было разрушено около 70 % жилых домов. Впоследствии министр МЧС РФ Сергей Шойгу уточнил, что разрушено более 2500 жилых зданий, из них 1100 не подлежат восстановлению.

22 августа вице-спикер парламента Южной Осетии заявил, что вся территория Южной Осетии, за исключением Лениногорского района, который Грузия считала своим, подверглась обстрелу из тяжелых орудий и систем залпового огня. «В самом Цхинвале разрушены заводы «Электровибромашина», «Эмальпровод», механический завод, фабрика бельевого трикотажа. Сегодня вести речь о том, что в республике есть своя промышленность, нет смысла», сказал Т.Кокойти.

13 августа в России, Южной Осетии и Грузии был объявлен траур по погибшим в ходе конфликта.

6. Последствия

· Экономические последствия:

Война в Южной Осетии имеет хоть и не очень большие, но ощутимые экономические последствия.

Развязав войну, Грузия сама выкопала себе экономическую яму. Международные рейтинговые агентства ощутимо понизили долгосрочные рейтинги этой страны. Так, например агентство Fitch снизило долгосрочный рейтинг Грузии в национальной и иностранной валюте с «ВВ-» до «В+ (негативный)».

По мнению некоторых журналистов, существенному военному риску подвергался нефтепровод Баку — Тбилиси — Джейхан. Нефтепровод был закрыт до начала военных действий, а война ещё больше усугубила трудности в работе нефтепровода. Грузия утверждала, что российская авиация намеренно бомбит нефтепровод, однако, позаявлениям компании-оператора нефтепровода (ВР), Россия не осуществляла бомбовых ударов по их объектам, а приостановка в работе нефтепровода с 6 августа вызвана иными техническими причинами. Таким образом, было опровергнуто провокационное заявление Грузии.Нарушение работы нефтепровода, как уже говорилось выше, сыграло бы России на руку, но игра не стоила бы свеч — жертвы среди мирного населения и серьезно подорванная репутация — слишком высокая цена!

mirznanii.com

Грузино-южноосетинский конфликт. Причины и последствия

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

Костромской государственный университет имени Н.А. Некрасова

Институт педагогики и психологии

 

 

 

 

 

 

 

 

Грузино-южноосетинский конфликт. Причины и последствия

 

Выполнил: Круглов

Максим Владимирович

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Кострома 2008

План

 

  1. Республика Южная Осетия
  2. Война в Южной Осетии 2008
  3. Версии причин начала войны в Южной Осетии (2008)
  4. Перемирие
  5. Воинские потери и жертвы войны
  6. Последствия

Вывод

  1. Республика Южная Осетия

 

Столица — Цхинвал (Цхинвали).

Население — около 85 тыс., осетины — около 67%, грузины — около 25%, другие национальности — около 7% (2003). Около 40 тыс. беженцев из Южной Осетии находятся в Северной Осетии. 95% населения имеют российское гражданство(1 июня 2002 года, после принятия в России нового закона о гражданстве, который предоставлял право бывшим гражданам СССР, оставшимся без гражданства после распада Советского Союза, обменять советские паспорта на российские, началась массовая выдача российских паспортов жителям Южной Осетии и Абхазии), в том числе значительная часть грузинского населения имеет как грузинское, так и российское гражданство.

Политический статус Южной Осетии остается неопределенным. Самопровозглашенная республика не признана мировым сообществом, а официальный статус, Тбилиси, считает Южную Осетию Цхинвальским регионом Грузии, но фактически не контролирует его.

 

  1. Война в Южной Осетии

 

Не успели хотя бы чуть утихнуть выстрелы и взрывы от предыдущих, как на Кавказе разразилась новая война, теперь уже между Грузией и Южной Осетией. Позднее в этом конфликте появились и новые участники со стороны Южной Осетии, Россия и Абхазия.

Данное вооружённое противостояние стало следствием обострения Южноосетинского конфликта, официальной датой начала которого принято считать 10 ноября 1989г., когда советом народных депутатов Юго-Осетинской автономной области Грузинской Советской Социалистической Республики было принято решение о создании автономной Юго — Осетинской республики.

Наиболее яркие витки этого конфликта происходили и ранее: в 2004 году (когда 31 мая грузинская сторона перебросила подразделения своих Внутренних войск с тяжёлой военной техникой в зону грузино-осетинского конфликта), в феврале 2006 года, а также в 2007 году, когда произошёл инцидент с падением российской ракеты в районе грузинского посёлка Цителубани.

Тем не менее, обострение грузино-осетинского конфликта в августе 2008 года, бесспорно, является самым кровопролитным за всю его историю.

В конце июля начале августа 2008 года происходила эскалация грузино-южноосетинского конфликта. Регулярно происходили перестрелки и огневые налеты разной степени интенсивности. Мирные жители Южной Осетии в массовом порядке стали покидать зону конфликта.

Днём 7 августа 2008 года секретарь Совета безопасности Южной Осетии Анатолий Баранкевич заявил: По всей границе с Южной Осетией наблюдается активность войск Грузии. Все это говорит о том, что Грузия начинает широкомасштабную агрессию против нашей республики.

 

3. Версии причин начала войны в Южной Осетии

 

Аналитики выделяют несколько версий причин по, которым разгорелась война на территории Южной Осетии. Рассмотрим основные из них.

  • Версия Грузии:

8 августа командующий грузинскими миротворцами Мамука Курашвили назвал действия Грузии в Южной Осетии операцией по наведению в Цхинвальском регионе конституционного порядка. Государственный министр Грузии по реинтеграции Темур Якобашвили пояснил, что целью руководства Грузии является не взятие городов. В Тбилиси хотят лишь поставить точку на криминальном режиме, чтобы никто не угрожал нашим городам, гражданам и инфраструктуре. Грузинская сторона заявила, что действия грузинской армии в Южной Осетии были ответом на нарушение режима прекращения огня.

22 августа государственный министр Грузии по вопросам реинтеграции Темур Якобашвили заявил в интервью украинскому агентству УНИАН: …решение атаковать Цхинвали было принято только тогда, когда колонна российской военной техники начала входить в Южную Осетию. Рассказы о том, что мы из установок „Град“ нанесли удар по Цхинвали враньё! Цхинвали бомбили русские после того, как мы взяли его на четыре с половиной часа. Мы бомбили окрестные высоты, используя, в том числе авиацию и „Град“. Подчеркиваю, не населенные пункты.

5 сентября заместитель министра иностранных дел Грузии Григол Вашадзе в интервью дипломатическому корреспонденту Интерфакса заявил, что с 1 по 7 августа тяжелая артиллерия так называемых южноосетинских сил под руководством российских военных сровняла с землей все грузинские деревни, прилегающие к зоне конфликта

По официальным заявлениям грузинской стороны, российские миротворческие силы, оставшиеся на территории Грузии после подписания плана Медведева-Саркози, реально представляли оккупационные войска, главной целью которых было не урегулирование конфликта, а присвоение грузинских территорий

www.studsell.com

Грузино-южноосетинский конфликт и его последствия

Причины грузино-осетинского противостояния, впрочем, как и происхождение большинства межэтнических конфликтов на постсоветском пространстве, следует искать не в плоскости межнациональной вражде двух народов, а пе ередусим в том историческом периоде, когда российский большевизм — имперский наследник русского царизма, огнем и мечом набросал народам бывших национальных окраин. Российской империи (вопреки й х желанию) советскую форму власти, под которой скрывалась диктатура большевистской партии. Действуя по принципу»разделяй и властвуй», цельные в прошлом этносы распределялись между несколькими национально-госу внимать формированиями. Такая судьба постигла и осетин — северокавказский народ, который вследствие исторических обстоятельств еще со времени монгольского нашествия в первой половине XIII в был разделен на три субэтносы: дигорцив, иронцив и кударцив. Вытесненные из исторических мест своего расселения, южнее р. Дон, осетины оказались на территории современных. Ка-Бардина-Балкарской и североосетинского республик. Роси йськои. Федерации и. Цхинвальского региона. Грузии. Дигорци попали под влияние кабардинцев, иронци сформировали современную. Северную. Осетию, а кударци, переселившихся на южные склоны. Главного. Кавказского позвоночника, стали крепостными грузинских князей. Эристави и. Мачабели (фамилия последних легло в основу грузинской названия территории, заселенной преимущественно осетинами, -. Самачабло, что переводится как»земля. Ма. Чабель»quot;земля. Мачабелі»).

Топоним»Южная. Осетия»для определения горных районов грузинских историко-географических областей. Картли,. Рачи и. Имерети впервые использовала в начале XIX в оккупационная военная администрация. Роси ийськои империи, сложившаяся в. Восточной. Грузии после аннулирования 1801 г. Россией. Георгиевского трактата 1783 г, предусматривающий российский протекторат над восточной частью. Грузии. После образования на этой тер тории в 1843 г. Тифлисской губернии, в состав которой вошла и грузинская историческая область. Шида-Картли, российские власти создала. Осетинский округ, который, правда, в 1859 г было ликвидировано и присоединено к. Горийского уезда грузаго повіту. Грузії.

После октябрьского большевистского переворота в. России (1917) контроль над территорией современной. Южной. Осетии установила. Грузинская демократическая республика. В 1918-1920 гг в. Южной. Осетии вспыхнуло т три инспирированных большевиками антиправительственных восстания, целью которых было установление советской власти и присоединения региона в. РСФСР. Своеобразным сигналом к ??последнему из восстаний стало решение. Кавказского крайкома. РКП (б) от 23 марта 1920 провозгласить советскую власть в. Южной. Осетии и образовать. Южноосетинский революционный комитет (ревком). Для организации восстания ревком получил от. Кремля 1 00 тыс рублирублів.

6 мая 1920 г. Южноосетинский ревком принял решение провозгласить советскую власть в. Рокскому районе, перекрыть ущелье, обороняться от»врагов трудящегося народа»и присоединиться к. РСФСР,»о чем в сообщить. Москву и демократическую. Грузиюкратичну. Грузію».

Легитимная власть демократической. Грузии, отправила в мятежный регион свои войска, 17 мая получила от российского наркома иностранных дел. Г. Чичерина ноту следующего содержания:»В. Южную. Осетию й, где провозглашено. Советскую. Республику, направлены для уничтожения таковой власти грузинские войска. Мы настаиваем, если это достоверно, отозвать свои войска из. Осетии, ибо считаем, что. Осетия должна иметь у себя ту власть, которую она хочет»В ответ на это, правительство. Грузинского государства отметил, что в. Грузии нет. Южной. Осетийденної. Осетії.

6 июня 1920 г югоосетинские повстанцы и сложившаяся в. Советской. России так называемая»югоосетинская бригада»одолели перевал и вблизи м. Джава нанесли поражение грузинским войскам, следующего д дня большевистские войска одержали. Цхинвали, а 8 июня. Южноосетинский ревком провозгласил советскую власть на подконтрольной территории. Просуществовала она до июля 1920 p, когда грузинские войска освободите или оккупированную большевиками территоками територію.

Вскоре пробольшевистской ориентация осетинских лидеров в. Грузии получила должную компенсацию: после свержения. Красной. Армии власти. Грузинской демократической республики в феврале

1921 p, большевистское руководство включило в искусственно»скроенной»Южной. Осетии не только горную часть. Главного. Кавказского хребта, но и его предгорья и низменность, заселенные преимущественно грузинским населением, в том числе города. Цхинвали,. Алагори,. Джава мешая на сопротивление населения. Цхинвали, провозглашенного в декабре 1921 г»административным центром. Осетии», включению. Цхинвальского района в состав конструируемых большевиками»Осетинской автономии», последняя все же была создана 20 апреляння все ж була створена 20 квітня

1922 г под названием. Южноосетинская автономная область, вошедшая в состав. Грузинской PCP. Таким образом, пренебрегая историческими реалиями, большевики сознательно заложили фундамент будущего грузино—осетинского противостоянияня.

«Мина замедленного действия»сработала в последние годы существования. СССР. Потеряв способность контролировать ситуацию в союзных республиках,. Кремль сознательно провоцировал межэтнические конфликты на подвластных территория ях для того, чтобы геополитически влиять на них, иметь возможность держать на этих территориях войска в виде миротворческих сил, иметь»болевые точки»во вновь странах, на которые можно давить, и они уже рефлекторно реагировать так, как нужно тому, кто давит. Одной из таких»болевых точек»стала. Южная. Осетийочок» стала. Південна. Осетія.

Грузино-осетинский конфликт в эпоху распада. СССР был спровоцирован решением. Южноосетинской областного совета о преобразовании ее в автономную республику в составе. Грузии 10 ноября 1989 г. Следующ ного дня грузинский парламент отменил это решение, а 23 ноября 1989 г около 20 тыс. граждан. Грузии совершили марш в административный центр автономной области м. Цхинвали, организованный лидером н ационально-патриотических сил. Звиадом. Гамсахурдиа и первым секретарем. ЦК. Компартии. Грузии. Гиви. Гумбаридзе для»защиты грузинского населения»автономии. Участников марша не пустили в город подразделения вн утренние войск. МВД. СССР, но кровь все же пролиласьусе ж пролилася.

Осенью 1990. Южноосетинская областной совет, опираясь на закон. СССР от 26 апреля 1990 г, предусматривающий расширение полномочий советских автономий, провозгласила область южноосетинской. Радянсь ькою. Демократической. Республикой и обратилась к. Москве с просьбой о признании ее независимым от. Грузии субъектом советской федерации. В ответ на это, официальный. Тбилиси в декабре 1990 г ликвидировал. П ивденноосетинську. АО и начал блокаду региона, которая продолжалась до июля 199292 р.

Экономическая блокада сопровождалась военным противостоянием сторон конфликта, особенно ожесточенным оно стало после того, как в результате референдума, проведенного южноосетинским руководством 19 января чня 1992 г., 90% его участников высказались за присоединение региона к. России. Боевые действия, продолжавшиеся (с перерывами) до июля 1992 г., были прекращены при посредничестве. России, которая разместила на территории. Ю энного. Осетии свои миротворческие силы. Последствия грузино-осетинского конфликта 1992 года трагические: 93 сожженных села, более тысячи убитых, от 40 до 100 тыс беженцыженців.

За время, прошедшее после грузино-осетинского конфликта 1992 года,. Россия последовательно вооружала и укрепляла югоосетинский сепаратистский режим, делая откровенную ставку на отделение ц ього региона. Очевидно же, что. Россия использует малые народы и их определенные желания в собственных целях. В 1991 г войска. РФ вступили на территорию. Грузинской. Республики, суверенитет и границы которой официального но признала ранее. Но сегодняшние события имеют абсолютно новое содержание. В связи с этим аналитики отмечают, что. Россия, чувствуя свою новую мощность, фактически хочет переиграть те результаты, ту систему которая сложилась на протяжении последнее времяо часу.

В этом контексте следует рассматривать и российско-грузинскую войну 8-12 августа 2008 г. Почему. Грузия и. Россия? яння? советских стран с. РФ показали, что. Россия никогда не согласится на то, чтобы на прежнем имперском пространстве формировались государства с отличными от российской политическими моделями и геополитическими ориен нтациямы. Весь смысл так называемого цивилизованного распада. Советского. Союза в интерпретации. Кремля заключался в том, что бывшие союзные республики получают условную государственность, условный суверенитет и не обира рые другие системы безопасности и геополитические ориентации, чем российские. На это согласилась тогда и российская элита, и постсоветские элиты национальных республик, которые затем образовали новые независимые государстваи нові незалежні держави.

«Революция роз»2003 г в. Грузии и»оранжевая революция»2004 г в Украине повлекли расторжения этого консенсуса, достигнутого лидерами бывших советских республик в декабре 1991 г и в. Грузии, и в в Украине начали формироваться государственные системы, ориентированные на европейские принципы, а руководство этих стран начал декларировать геополитические ориентации, связанные с системами коллективной безопасности, ств. Орен странами. Запада. С этим не могла смириться новоимперська. Роситися новоімперська. Росія.

Это и является фундаментальным основанием конфликта. Грузия хочет перейти от состояния асимметричной федерации, какой она стала в начале 20-х гг XX в, к консолидированной интегрированной нации, территориально целостной й государства. Этого, однако, не желает. Россия, которая понимает, что формирование консолидированных наций и государств на постимперской-м пространстве размывает его, формирует новые региональные конфигурации, а следовательно,. РФ риска есть потерять влияние на постсоветском пространстве, она традиционно считает зоной своего влияниеливу.

Таким образом, курса. Грузии на интеграцию в евроатлантические структуры мешает»имперская территориальная наследие», создавая разного рода препятствия. Возникает проблема границ, поскольку, когда в 1991 г было п подписан. Беловежские соглашения, границы между новыми независимыми государствами рассматривались как условные. А сегодня, когда речь идет о новой системе коллективной безопасности, проблема территориальности и границ приобретает серьезного геополитического значения. Очевидно, что. Россия так просто не сдаст эти границы, поэтому она признала 26 августа 2008 г независимость. Абхазии и. Южной. Осетии, чтобы оторвать эти территории от. Груз иорії від. Грузії.

Основой опасности, уже сегодня поступает из. России, является помощь русскоязычным или росийськоориентованим общинам не только на территории. Грузии, но и поддержка русских национальных движений на других х территориях, граничащих с. Россией. Кстати, в этом конфликте было использовано идеологию и технологию так называемого нового российского ирредентизма, в основе которого лежит идея реинтеграции пострадянськог в пространства. Ведь. Россия, когда вводила свои войска на территорию независимой. Грузии, моральной и правовой легитимацией этого провозгласила помощь своим соотечественникам, страдающим от конфликта между гр узиею и. Южной. Осетииєю.

Пятидневная российско-грузинская война в. Южной. Осетии также показала, что официальный. Кремль, воспользовавшись признанием независимости. Косово государствами. Запада, начал материализацию доктрины. У. Путина, в в основе которой — возвращение. России статуса одного из мировых лидеров. Именно. Косово стало тем прецедентом, который используется сегодня российским руководством для того, чтобы на евразийском пространстве ут вердиты новую модель отмену ряда международных домовленостеей.

Признание независимости. Абхазии и. Южной. Осетии. Россией фактически разрушает. Хельсинкские договоренности, в основе которых — признание нерушимости границ в. Европе. Свидетельством этого является известная позиция. ОБСЕ — ин ституции созданной во время. Хельсинского процесса — согласно которой виновными в российско-грузинском противостоянии в. Южной. Осетии признаны обе стороны. Это означает, что раз победила Realpolitik, ее жертвой на этот раз стало не только грубое нарушение. Гельсинкських договоренностей в целом, но и государственного суверенитета и территориальной целостности. Республики. Грузия, зокрема.

Анализ причин российско-грузинского противостояния в. Южной. Осетии в очередной раз подтвердил аксиоматическое утверждение, что межэтнические конфликты часто провоцируются именно внешними силами имперского образца и н приобретают значительных масштабов вследствие их вмешательства в локальные споры. Эти силы имеют собственные интересы и заинтересованы в углублении конфликтных ситуаций по схеме»разделяй и властвуй»улажу ения спонтанных межэтнических споров безболезненно при соответствующей работы международных механизмов безопасности и взаимной толерантности сторон. Доминирование в регионе только одного государства может только провоку ваты различные конфликты, тогда как истинная стабильность формируется быстрее в ситуации баланса различных геополитических сиолітичних сил.

uchebnikirus.com

Грузино-осетинский конфликт

08 Января 2014

Как известно, в декабре 1990 г. в Южной Осетии (ЮО) были проведены выборы депутатов в Верховный Совет республики, которые Верховный Совет Грузии признал нелегитимными и принял закон об упразднении Южно-Осетинской автономной области, образованной в 1922 г. Одновременно прокуратуре Грузии было поручено определить «виновных в неконституционном сепаратизме лиц». Однако вновь избранный парламент отказался самораспуститься. Последовала серия вооруженных столкновений между военнизированными формированиями конфликтующих сторон, обстрелы соответственно грузинских и осетинских населенных пунктов захват заложников, попытки насильственного выселения лиц осетинской национальности из некоторых населенных пунктов.

В январе 1991 г. союзные власти, обеспокоенные эскалацией насилия, ввели в Южную Осетию чрезвычайное положение, наделив части внутренних войск функциями контроля за ситуацией в конфликтных зонах. Ввод чрезвычайного положения позволил снять лишь крайние формы национального экстремизма и то только на относительно непродолжительный промежуток времени.

Примечательно, что, несмотря на недовольство действиями союзного руководства, население Южной Осетии проголосовало на референдуме в марте 1991 г. за сохранение СССР. Объясняется это, как минимум двумя обстоятельствами. Во-первых, угрозой полной утраты статуса автономии и, во-вторых, опасностью усиления «исламского фактора» на Северном Кавказе в случае прекращения существования Советского Союза. Однако после августовских событий 1991 г. такой выбор послужил поводом для грузинского руководства обвинить ЮО в прокоммунистических настроениях и утверждать, что ЮО представляет собой государственное образование, изобретенное большевиками в 1922 г. и не имеющее в новых условиях права на существоваие.

На процесс эскалации конфликта в определенной мере повлияла и политика бывшего союзного руководства, которым ЮО в мае 1991 г. была обещана возможность подписать союзный договор самостоятельно в качестве субъекта федерации. На деле же такое право получили исключительно союзные республики.

Последовавшие за этим новые вспышки насилия на национальной почве были использованы грузинским руководством в июле 1991 г. вкачестве повода для введения на территории Южной Осетии, по существу, прямого президентского правления. По имеющимся данным, к осени 1991 г. опасаясь репрессий, Грузию покинули около 80 тыс. осетин.

Осенью 1991 г. со стороны депутатов ЮО было сделано предложение к Северной Осетии (СО) об объединении и создании единой республики. Проведенный в январе 1992 г. референдум выявил желание большинства южных осетин присоединиться к России. После референдума грузинское руководство сделало выбор в пользу силового решения возникшей проблемы. Можно сказать, что с этого момента начался второй этап в развитии южноосетинского конфликта — этап прямого вооруженного противоборства конфликтующих сторон. Он начался с установления широкомасштабной экономической, транспортной и информационной блокады вокруг ЮО в целях нанесения ущерба ее экономике, исключения возможности реализации в жизнь идеи отделения. Блокада сопровождалась постоянными вооруженными стычками и обстрелами. Как неизбежное следствие этого резко обострилась проблема беженцев. В СО, особенно во Владикавказе, оказалось около 100 тыс. беженцев из ЮО, что существенно осложнило и без того непростую социально-политическую и демографическую ситуацию в республике. Это с неизбежностью втягивало в конфликт североосетинскую сторону, которая неоднократно призывала российское руководство занять более активную позицию в отношении южноосетинского конфликта.

В мае 1992 г, председатель совета министров Северной Осетии заявил: если российским руководством не будут приняты меры по прекращению огня в ЮО, то СО расторгнет Федеративный Договор и выйдет из состава России. 21 мая 1992 г. на сессии Верховного Совета СО была принята резолюция с обращением к Госсовету Грузии о прекращении геноцида в ЮО с одновременным решением о блокаде военно-грузинской дороги и газопровода, что означало установление экономической блокады. От властей России депутаты потребовали вооружения северо-осетинской республиканской гвардии.

24 июня 1992 г., руководители России и Грузии подписали Соглашение о принципах урегулирования грузино-осетинскогоконфликта (7) Они обязались действовать согласованно в целях урегулирования этого конфликта в соответствии с принципами ОБСЕ и международными пактами в области прав человека. Лидеры двух стран поддержали направление в район конфликта многонациональных миротворческих сил, представленных заинтересованными сторонами, которые призваны обеспечить прекращение огня и разведение противоборствующих сил. Основу механизма контроля за соблюдением достигнутых договоренностей призвана была составить Смешанная контрольная комиссия (СКК).

При всей несомненной важности указанного Соглашения, с его принятием коренных изменений в политической обстановке не произошло, поскольку причины конфликта устранены не были. Уже с самого начала процесс нормализации отношений между ЮО и Грузией осложнился в связи с передачей управленческих функций в зоне конфликта СКК и Объединенному военному командованию, сосредоточивших значительный объем властных полномочий на территории ЮО. Южноосетинская же сторона обладала в этом органе лишь совещательным голосом. Не участвовала она и в составе миротворческих сил.

В октябре 1992 г. вследствие ввода грузинских войск в конфликтную зону и фаюическим возобновлением блокады Цхинвала ситуация в ЮО резко обострилась. Одновременно с этим Госсовет Грузии, обвинив Россию в помощи южноосетинским боевикам, потребовал вывода российских миротворческих сил и ввода на их место контингента международных миротворчских сил, которые действовали бы под эгидой ООН. В этих условиях в ноябре 1992 г. сессия Верховного Совета ЮО решила обратиться к VII съезду народных депутатов РФ с просьбой признать Республику ЮО и принять ее в состав РФ. Несмотря на отрицательную реакцию России на указанную просьбу (как, впрочем, и на все последующие) СО в ноябре 1993 г. самостоятельно признала независимость ЮО

31 октября 1994 г. в Москве состоялась встреча представителей Грузии, Северной Осетии, Южной Осетии и России при участии ОБСЕ по вопросам о дальнейшем развитии процесса мирного урегулирования грузино-осегинского конфликта и возобновлению работы СКК (8). В ходе встречи было принято Положение о СКК, которая должна стать постоянно действующим органом четырех сторон, участвующих в урегулировании конфликта и ликвидации его последствий.

Активизации процесса мирного урегулирования грузино-осетинского конфликта в известной мере способстволвало подписание в 1996 г. в Москве Меморандума о мерах по обеспечению безопасности и укреплению взаимного доверия между сторонами в грузино-осетинском конфликте (9).

Для обеспечения полной стабилизации в зоне конфликта необходимо достижение соглашения между Грузией и ЮО о политико-правовом статусе последней, решения вопроса о возвращении беженцев в места их прежнего проживания, принятие, в первую очередь грузинской стороной, мер по восстановлению хозяйственной жизни в ЮО. Важную роль в урегулировании конфликта объективно призвана сыграть Россия. Выступая с позиций признания территориальной целостности Грузии, Россия, например, в качестве посредника в состоянии содействовать успеху политического диалога участвующих в конфликте сторон.

Егоров С.А. Вооруженные конфликты и международное право. М., 1999.

istoriirossii.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о