Города государства италии

В конце VI века до н.э. вместо разделения полиса на родовые владения был принят принцип eгo разграничения на 10 oкругов, каждый из которых избирал своих представителей в новый совет (совет пятисот), занимавшийся всеми текущими делами. За apeoпагом сохранялись лишь судейские функции по делам, не затрагивавшим имущественных споров. Чужеземцы, успешно ведущие дeла в Афинах, получили права гpаждан. Общее число граждан составило около 30 тыс, человек.
Согласно утвердившейся в Афинах традиции, активное участие в делах полиса, защита демократии были важнейшим правом и обязанностью гpаждан. На собраниях решались вопросы войны и мира, избирались должностные лица. Собрание могло приговорить к изганию из полиса лиц, представлявших угpозу народовластию и склонных к тирании.
На общем собрании граждан oкpyгa ставился вопрос: «Есть ли в гocудapcтвe человек, угрожающий существующим порядкам?». Присутствующие писали на черепках битой глиняной посуды (остраках) имя тогo политика, который представлялся им врагом демократии. Тот, кто получал больше половины голосов, приговаривался к остракизму (изгнанию).

Таким образом, к V веку до н.э. родоплеменной строй в Афинах был окончательно вытеснен новой государственной организацией, которая получила название демократия.
Другой путь развития полиса продемонстрировала Спарта. Это государство было основано дорийским племенем, которое, поселившись на юге Пелопоннесского полуострова, превратило местное нaселение в бесправных рабов (илотов). Спартанцы считали недостойным для себя возделывать землю, заниматься торговлей, ремеслом. Это был удел рабов и пришлых из окрестных поселений. Единственным заслуживающим уважения занятием для мужчин считалась война. Система воспитания была подчинена одной цели — подготовке выносливых, немногословных, дисциплинированных воинов. В историю вошла традиция спартанцев убивать детей, рождавшихся слабыми, из которых, как они считали, не получилось бы хороших солдат.
В Спарте неизменными остались порядки родоплеменногo строя. Ею управляли совет старейшин и сходка воинов, роль вождей (царей) была огpаничена. Сохранялось уравнительное распределение. Все спартанцы носили простую одежду, питались сообща, дeньги ими не признавались.
Спартанское государство вело постоянные войны против coceдних полисов, захватывая рабов, собирая дань и постепенно расширяя свою территорию. Если в Афинах труд рабов использовался огpаниченно, лишь на рудниках и в мастерских, то в Спарте он был основой экономики.
Города-гoсударства Италии. Основание Рима
В развитии городов Италии и греции проявил ось мнoгo сходных черт. В VIII-VI вв, до н.э. греки колонизировали побережье Южной и Средней Италии, построили Неаполь и Сиракузы, ставшие важными торговыми центрами Средиземноморья. Это оказало большое влияние на населявшие Италию племенные образования .
На севере Италии (на территории нынешней Тосканы) господствовали этруски. Их происхождение точно неизвестно, предполагается, что, как и дорийцы, они принадлежали к «народам моря» и пришли с Востока, покорив местное население.
Письменность этрусков до сих пор не расшифрована. Судя по остаткам захоронений, это была довольно развитая цивилизация, включавшая не менее 12 городов, торговавших со всем Cpeдиземноморьем. Особую роль у этрусков играла племенная знать. Существует гипотеза, что устройство их городов-государств (спур) напоминало спартанское.
В 753 г. до н.э.тремя племенами латинов, жившими в районе реки Тибр, был основан юрод Рим.
Согласно легендам. Рим был построен потомком троянскогo героя Энея Ромулом, который вместе с братом Ремом в младенческом возрасте чудом спасся от убийц и был вскормлен волчицей. Поссорившись с Ремом, Ромул убил eгo и поселился с дpyзьями на холме Палатин.
Первоначально, как и в Афинах, общественная жизнь Рима строилась на основе родоплеменных традиций, Высшим opгaномуправления был сенат (от лат, «seпex» — «старик»), состоявший из 300 человек, старейшин родов, основавших город. Рядовые члены племени, объединенные в курии по родовому принципу, также могли высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам. Роль Bepxoвнoгo правителя отводилась избиравшемуся царю, который должен был править в соответствии с традицией и волей Сената. С 616 г, до н.э. царями избирались выходцы из знатной этрусской семьи Тарквиниев, что отражало особую роль этрусков в Италии.
Высокого развития достигли в Этрурии добыча и обработка металлов, особенно меди и железа. Этрурия была единственной областью Италии, где имелись рудные залежи. Здесь в отрогах Апеннин добывались медь, серебро, цинк, железо- особенно богатые залежи железной руды разрабатывались на близлежащем острове Ильва (Эльба). Необходимое для изготовления бронзы олово этруски получали через Галлию из Британии. Металлургия железа широко распространилась в Этрурии с VII. до н.э. Этруски добывали и обрабатывали огромное по тем временам количество металла. Они добывали руду не только с поверхности земли, но, сооружая шахты, разрабатывали и более глубокие залежи. Судя по аналогии с греческими и римскими горными промыслами, добыча руды была ручной. Основными орудиями горняков во всем мире были тогда заступ, кирка, молот, лопата, корзина для выноса руды. Выплавлли металл в небольших плавильных печах- несколько хорошо сохранившихся печей с остатками руды и древесного угля найдено в окрестностях Популонии, Волатерр и Ветулонии, главных металлургических центров Этрурии. Процент извлечения металла из руды был еще настолько низким, что в новейшее время оказалось экономически выгодным переплавить горы шлака вокруг этрусских городов. Но для своего времени Этрурия была одним из передовых центров производства и обработки металла.
Обилие металлических орудий труда содействовало развитию хозяйства этрусков, а хорошее вооружение их войска способствовало установлению господства над покоренными общинами и развитию рабовладельческих отношений. Металлические изделия составляли важную статью этрусского экспорта. В то же время некоторые изделия из металла, например бронзовые котлы и украшения, этруски ввозили. Ввозили они и металлы, которых у них недоставало (олово, серебро, золото), как сырье для своей ремесленной промышленности. Каждый этрусский город чеканил собственную монету, на которой изображался символ города, а иногда указывалось и его название. В III. до н.э. после подчинения Риму этруски перестали чеканить собственную монету и стали пользоваться римской.
Этруски внесли свой вклад в градостроительство в Италии. Их города обносились мощными стенами из огромных каменных блоков. Для древнейшей застройки этрусских городов были характерны кривые улицы, обусловленные рельефом местности и повторявшие изгибы береговой линии рек и озер. При внешней хаотичности такой застройки в ней была и рациональная сторона — учет условий окружающей среды. Позже под влиянием греков этруски перешли к четкому планированию городских кварталов в шахматном порядке, при котором улицы, ориентированные по странам света, пересекались под прямым углом. Хотя такие города были красивы, в них было легко ориентироваться и они были удобны для движения транспорта и устройства водопровода и канализации, греческий тип градостроительства имел и свои недостатки: он в принципе игнорировал такие природные условия, как рельеф местности и господствующие ветры.
Об этрусском городе с подобной планировкой позволяют судить раскопанные остатки небольшого города, который существовал в Северой Италии, близ Болоньи, и предположительно назывался Миса. Он существовал недолго — с VI до начала IV. до н.э. Погибший во время кельтского нашествия, он никогда более не восстанавливался, что обеспечило его доступность для археологов. В самом высоком месте города находился акрополь с храмами и алтарями. Улицы пересекали друг друга перпендикулярно. Ширина главных улиц вместе с мостовой и тротуарами достигала 15 м- некоторые улицы были, вероятно, мощеными. В городе имелись водопровод и канализация. Вода подавалась в город из источника на акрополе по выложенным камнем трубопроводам и глиняным трубам.
Храмы и прочие здания этруски возводили на каменном фундаменте, но для сооружения стен и перекрытий использовали необожженный кирпич и дерево, поэтому от них почти ничего не сохранилось. По преданию, этрусскими мастерами была сооружена в Риме, на Капитолийском холме, главная святыня римлян — храм Юпитера, Юноны и Минервы.
Близ городов располагались обширные некрополи. Известны этрусские гробницы трех типов: шахтовые, камерные с насыпным курганом и скальные, вырубленные в горной породе. Богатые могильники отличались большими размерами и роскошной отделкой: они состояли из нескольких комнат, украшенных настенной живописью и статуями. Саркофаги, кресла и многие другие погребальные принадлежности были высечены из камня и поэтому хорошо сохранились. Если богатые гробницы, по-видимому, копировали план и внутреннее убранство богатого дома, то о домах простого народа дают представление погребальные урны в виде глиняных моделей хижин.
Многие этрусские города имели выход к морю если не непосредственно, то через реки или каналы. Например, город Спину, расположенный на северо-востоке Италии, у адриатического побережья, соединял с морем канал длиной 3 км и шириной 30 м. Хотя остатки Ветулонии в современной Тоскане находятся в 12 км от моря, но в древности она была расположена на берегу бухты, глубоко врезавшейся в сушу. В римское время от отой бухты оставалось уже только мелководное озеро, а потом и оно высохло.
Весьма совершенным было этрусское судостроение, материалы для которого поставляли сосновые леса Этрурии, Корсики и Лация. Этрусские корабли ходили на веслах и под парусами. В подводной части военных судо имелся металлический таран. С VII. до н.э. этруски стали применять металлический якорь со штоком и двумя лапами. Римляне заимствовали этот тип якоря, а также таран, который назвали ростром. Сильный флот этрусков позволял им соперничать с карфагенянами и греками.
Высокого развития достигло у этрусков керамическое производство. Их керамика близка греческой, но они создали и своя собственный стиль, который в науке называется «буккеро». Его характерные черты составляют подражание форме металлических сосудов, черный блестящий цвет и украшение барельефами.
Этрусские шерстяные ткани шли на экспорт, а также, несомненно, находили широкое употребление и в быту этрусков. Кроме того, этруски славились льноводством и очень широко применяли изделия из льна: полотно шло на изготовление одежды, парусов, военных доспехов, служило писчим материалом. Обычай писать полотняные книги позже перешел к римлянам. Этруски вели обширную торговлю со странами Средиземноморья. Из развитых промышленных городов Греции из Карфагена они ввозили предметы роскоши, из Карфагена, кроме того, — слоновую кость как сырье для своих ремесленников. Покупателем дорогих привозных товаров была этрусская знать. Предполагается, что в обмен на привозную роскошь Этрурия поставляла в развитые торгово-ремесленные центры медь, железо и рабов. Однако известно, что и в развитых обществах находили спрос различные изделия этрусского ремесла.
В торговле этрусков с северными племенами, обитавшими в Средней и Западной Европе вплоть до Британии и Скандинавии, вероятно, безраздельно господствовал экспорт готовой продукции — металлических и керамических изделий, тканей, вина. Потребителем этих товаров выступала главным образом знать варварских племен, которая расплачивалась с этрусскими купцами рабами, оловом, янтарем. Греческий историк Диодор Сицилийский сообщает, что в торговле с заальпийскими кельтами италийские купцы, под которыми, как считается, он имеет в виду этрусков, за амфору вина получали раба.
Морская торговля преобладала у этрусков над сухопутной и сочеталась с пиратством, что было характерно и для других мореходов того времени. По мнению А. И. Немировского, наибольшее распространение этрусского пиратства приходится на период упада этрусских государств в IV—III вв. до н.э. когда, с одной стороны, в силу греческой конкуренции, кельтского вторжения и римской экспансии оказалась подорванной их внешняя торговля, а с другой — пиратство стимулировалось растущим спросом на рабов в римском обществе. Именно в это время в устах греков стали синонимами слова «тиррены» и «пираты».
Каждый этрусский город представлял собой экономическое целое. Они различались между собой характером своей экономической деятельности. Так, Популония специализировалась на добыче и обработке металлов, Клузий — на сельском хозяйстве, Цере — на ремесле и торговле. Не случайно поэтому именно Поре особенно конкурировал и враждовал с греческими колониями в Италии и Сицилии, являвшимися значительными центрами ремесленного производства и внешней торговли.
Греческие колонисты стремились проникнуть к этрусским источникам сырья в район Ильвы, Корсики, Сардинии и южного побережья Галлии. Кроме того, греки и этруски столкнулись в процессе колонизации Средней Италии. В плодородной Кампании, где возникли греческие города Кумы и Неаполь, вскоре выросли этрусские (или италийские под этрусским господством) города Капуя, Помпеи, Нола, Геркуланум и др. Этруски стремились избавиться от посредничества греков в торговле с приморскими городами Балканской Греции и Малой Азии, для чего пытались, в частности, овладеть Мессинским проливом между Италией и Сицилией. Не случайно все военные действия между греками и этрусками развертывались в VI—V вв. до н.э. в районе Сицилии, Корсики и Средней Италии.
Между этрусками и карфагенянами тоже существовало соперничество. Их торговые и колонизационные интересы сталкивались в VII—VI вв. до н.э. в Сицилии, Сардинии, Корсике, Южной Галлии и Испании. Но появление в Западном Средиземноморье греков заставило соперников объединиться против общего врага. В 535 г. до н.э. этруски (граждане г. Цере) в союзе с Карфагеном разбили греческий флот у побережья Корсики. Это на несколько десятилетий обеспечило этрускам свободу действий в центральном районе Средиземноморья. Этрусские товары (главным образом металлические изделия и рабы) следовали теперь на Восток через Мессинский пролив без посредничества греков. С одним из греческих городов в Южной Италии, Сибарисом, этруски поддерживали дружеские отношения и успешно сбывали сюда свои товары. Но в 510 г. до н.э. Сибарис города государства италии разрушен гражданами другого южноиталийского греческого города, Кротона, а в Мессинском проливе греки установили сторожевой пост. Это явилось первым ударом по этрусской торговле на юге. Вторым оказался разгром греками (сиракузянами) объединенного этрусско-карфагенского флота при Кумах в 474 г. до н.э. С этого времени торговые связи этрусков с Грецией и Ближним Востоком, по-видимому, стали осуществляться через порты Адриатического моря. На этой торговле расцвел в V. до н.э. город Спина в устье По, крупнейший этрусский порт на Адриатическом море.
Галльский военный набег 390 г. до н.э. подорвал этрусскую торговлю не только на севере, но и в восточном направлении, поскольку часть галлов укрепилась к югу от Альп и перерезала пути, соединявшие Этрурию с побережьем Адриатического моря.
Общественно-политический строй этрусков.
Этрусское общество предстает перед исследователями в своих материальных и письменных памятниках и в трудах античных авторов уже несомненно дифференцированным в сословно-классовом отношении, однако данные источников недостаточно определенны, поэтому многие вопросы общественного строя этрусков трактуются в науке противоречиво.
Господствующее положение в этрусском обществе занимала военно-жреческая знать. Богатые и влиятельные семьи, по-видимому, гордились своей принадлежностью к древним родам. Вопреки распространенному мнению, что названия некоторых этрусских городов были образованы от имен знатных родов, существует точка зрения, что, наоборот, имена этрусских родов были образованы от названий местностей, в которых располагались их земельные владения в Италии. Из этого делаются выводы, что этрусские роды образовались из разных этнических элементов, у которых не могло быть представления об общем предке, и что создавались эти роды искусственно, из престижных соображений, под влиянием традиционного родового деления окружающих италийских племен.
О богатстве знатных семей и эксплуатации ими многочисленных зависимых людей свидетельствуют их роскошные погребения и в какой-то степени сцены пиров, изображенные на гробничных фресках, а также исьменные источники. Предполагается, что экономической основой их могущества являлись крупное землевладение, внешняя торговля, горнорудные промыслы. Характер этрусского землевладения в целом неясен: некоторые исследователи полагают, что большая часть земель сосредоточивалась в руках этрусской знати- по мнению других ученых, основная масса земли находилась во владении мелких свободных крестьян.
Рядовые свободные граждане этрусского общества не выступают прямо в источниках, но их существование считается вполне вероятным. На основании археологических данных и римских параллелей предполагается наличие у этрусков военной организации свободного населения, а следовательно — существование свободных земледельцев и ремесленников. Изображения пеших и конных этрусских воинов, остатки оружия и колесниц, а также военная реформа Сервия Туллия, этрусского царя в Риме VI. до н.э. позволяют предположить, что рядовые воины были пехотинцами, а знать сражалась верхом или на колесницах. Предполагается, что этрусские ремесленники были организованы в профессиональные коллегии, однако в этрусских текстах не выявлено термина для обозначения таких коллегий.
Античные авторы отмечают наличие в этрусском обществе домашних рабов и зависимого земледельческого населения, которое они обозначают термином пенесты. При этом Дионисий Галикарнасский поясняет, что пенесты — это коренное население греческой области Фессалии, занимавшееся сельским хозяйством и работавшее на своих завоевателей. Л.А. Ельницкий, специалист по рабству в древней Италии, полагает, что, говоря о пенестах в этрусском обществе, Дионисий «имеет в виду коренное население Этрурии, порабощенное тирренскими завоевателями»(Ельпицкий Л. А. Возникновение и развитие рабства в Риме в VIII-III вв. до н.э. М. 1964. 106.). Однако, учитывая, во-первых, обычное для античной традиции противопоставление пенестов и подобных им категорий настоящим рабам и, во-вторых, свойственное Л.А. Ельницкому расширительное толкование понятия «рабство», по-видимому, следует более осторожно толковать слова Дионисия о пенестах в этрусском обществе, как покоренном тирренами местном населении, обязанном какими-то платежами и повинностями в пользу завоевателей, но отличавшемся, однако, в павовом отношении от собственно рабов.
В этрусских текстах для обозначения зависимых людей употребляются термины этера, лаутни, а также, возможно, лете. При современном состоянии изученности этрусских источников невозможно уверенно соотнести термины этрусских текстов с «рабами» и «пенестами» античных источников.
Этрусское рабство, в отличие, например, от греческого или римского, не подвергалось в историографии столь же глубокому специальному изучению. Считается бесспорным, что у этрусков существовало рабство пленных и купленных чужеземцев, но нет единства в оценке его характера. Фрески на стенах этрусских гробниц и сведения античных авторов позволяют утверждать, что рабы широко использовались в домах этрусской знати в качестве слуг, танцовщиц, музыкантов и т.п. Кроме того, источники указывают на существование у этрусков обычая ритуальных убийств рабов в форме смертельных поединков между ними и травли людей зверями. О последнем позволяет судить, например, фреска в так называемой «Могиле авгуров» в Тарквиниях, где изображена травля собакой человека с завязанным лицом.
О характере этрусского рабства существуют противоречивые суждения. Л.А. Ельницкий оценивает его в целом как «примитивное», указывая на его домашний характер и связь с человеческими жертвоприношениями, которые обычно свидетельствуют о незначительной роли рабов в производстве. По мнению же А.И. Немировского, «у этрусков было более или менее развитое рабовладение». Он считает, что этруски применяли труд рабов не только в домашнем хозяйстве, но и на прямом производстве, например при обработке земли, рытье каналов, добыче металлов, строительстве крупных сооружений, хотя об этом и отсутствуют сведения в источниках.
Итак, несомненно существование рабов у этрусков, но сферы применения рабского труда и в целом характер рабства определяются разными учеными различно.
Другую категорию эксплуатируемых людей в этрусских городах-государствах, по-видимому, составляло некоренное тирренами местное население, которое сопоставляется античными авторами с фессалийскими пенестами, спартанскими илотами и другими подобными категориями подневольного населения.
Политический строй этрусков также известен лишь в самых общих чертах. Б течние всей истории этрусского народа у него не было единого государства. В период своей независимости Этрурия, согласно античной традиции, являлась федерацией двенадцати самостоятельных городов-государств, каждый из которых занимал небольшую территорию. Точного списка этрусского двенадцатиградья не сохранилось. По-видимому, в его состав входили Вейи, Тарквинии, Цере, Вольсинии, Рузеллы, Ветулония, Арреций, Перузия, Волатерры, Вольцы, Клузий, а также Фезулы или Нортона.
В случае выбытия одного из членов федерации (например, вследствие военного разгрома) в состав объединения принималось другое государство. Так, после падения Вей, разрушенных Римом в 396 г. до н.э. на их место в федерацию была принята Популония, остававшаяся до этого, несмотря на свое экономическое значение крупного портового города и важного центра металлургии, в составе государства Волатерры.
Наличие в городе-государстве других поселений, кроме главного города, не было редкостью: например, город Цере имел порт Пирги, город Тарквинии — порт Грависки. Эти портовые города входили в соответствующий город-государство: их свободные жители были его гражданами и воинами объединенного отряда, например отряда Цере и Пирг.
По данным античной традиции, кроме древнейшего двенадцатиградья в Этрурии этруски образовали еще два более поздних — в Северной и Средней Италии. На севере они расселились в обширном бассейне р. По, на западе Средней Италии проникли в Лаций и Кампанию. В процессе колонизации этруски в одних случаях основывали новые города, в других — устанавливали свое господство в городах местного населения. Например, в VI. до н.э. известно правление этрусских царей в Риме, который зародился как город-государство еще в VIII. до н.э. а как поселение — и того раньше, в середине II тысячелетия до н.э.
Во главе каждого этрусского города-государства стояли вначале цари-лукумоны. Власть лукумона, подобно власти греческих басилвев, была пожизненной, но не наследственной. Функции лукумона неясны- некоторые полагают, что он был верховным судьей, военным предводителем и главным жрецом государства.
Развитие хозяйства, в том числе широкой внешней торговли, а также завоевания способствовали обогащению и усилению этрусской знати, которая захватывает влсть в городах: в VI. до н.э. царская власть сменяется в этрусских городах-государствах олигархическими республиками.
Каждую весну в главном общеэтрусском святилище в городе Вольсиниях собирались главы этрусских государств. К этим собраниям были приурочены общенародные игры и ярмарки. Собравшиеся обсуждали вопросы общей политики, совершали жертвоприношения и выбирали главу союза, который, по-видимому, не имел реальной власти. Правда, считается возможным, что в случае достижения общего решения о совместных военных действиях именно он возглавлял свободное войско городов-государств. Так, предполагается, что Порсена, пытавшийся восстановить власть в Риме изгнанного оттуда этрусского царя Тарквиния Гордого, выступал не просто как царь города-государства Клузия, а в качестве главы федерации. Однако военно-политическое единство этрусских городов-государств достигалось редко: города воевали, мирились, заключали договоры независимо друг от друга и от общего согласия- решения собрания представителей носили характер рекомендаций, а не постановлений, подлежащих обязательному исполнению. Федерация была преимущественно религиозным союзом. Отсутствие военно-политического единства этрусских государств явилось одной из главных причин их поражения в борьбе с Римом, В V. до н.э. как упоминалось, греки потеснили этрусков на юге Италии- в начале IV. сильный удар им нанесли кельты на севере. В течение IV—III вв. до н.э. все этрусские города-государства были завоеваны Римом и полностью лишились политической независимости. Этрусское культурное наследие вошло неотъемлемым элементом в римскую культуру. Долго продолжалось воздействие этрусской культуры и на другие народы. Например, германцы, по-видимому, через посредничество альпийских племен еще в первых веках нашей эры получили руническое письмо, восходящее, минуя латинское, прямо к этрусскому.
Этрусская религия.
Сведения о религии этрусков сохранились лучше, чем о других сторонах жизни их общества. Главными божествами этрусского пантеона были Тин, Уни и Менрва. Тин был божеством неба, громовержцем и считался царем богов. Его святилища находились на высоких, крутых холмах. По своим функциям Тин соответствовал греческому Зевсу и римскому Юпитеру, поэтому не случайно позже в Риме образ Типа слился с образом Юпитера. Богиня Уни соответствовала римской Юноне, поэтому они также слились в Риме в едином образе Юноны. В образе этрусской богини Менрвы видны черты, свойственные греческой Афине: обе считались покровительницами ремесел искусств. В Риме с развитием ремесел распространилось почитание богини Минервы, образ которой был тождествен Афине-Менрве. Сохранились неопределенные сведения о верховном боге Вертумне (Вольтумне, Вольтумнии). Существует предположение, что это имя — лишь один из эпитетов бога Тина.
Кроме многочисленных высших богов этруски поклонялись также целому сонму низших божеств — добрых и злых демонов, которые во множестве изображены в этрусских гробницах. Подобно хурритам, ассирийцам, хеттам, вавилонянам и другим ближневосточным народам, этруски представляли себе демонов в виде фантастических птиц и животных, а иногда и людей с крыльями за спиной. Например, добрые демоны лазы, соответствующие римским ларам, считались у этрусков покровителями домашнего очага и представлялись в виде молодых женщин с крыльями за спиной.
Главными местами отправления культа служили храмы, в которых помещались статуи божеств. В жертву богам приносили верно, вино, плоды, масло, животных. Во время семейной трапезы на стол или на очаг ставили маленькую чашечку с едой для демонов — покровителей дома. На погребальных тризнах знатных людей в жертву богам приносили пленных. Предполагается, что этруски заставляли пленных биться между собой насмерть или травили их зверями. Именно в форме поединков рабов на похоронах знати гладиаторские игры были заимствованы в III. до н.э. римлянами- также заимствовали они у этрусков и травлю людей зверями. Постепенно утратив свой религиозный смысл человеческого жертвоприношения и превратившись в публичное зрелище, эти игрища просуществовали до периода поздней Римской империи.
Большую роль в религии этрусков играло представление о мрачном загробном царстве, где собираются души мертвых. Этрусский бог подземного царства Аита соответствовал греческому богу Аиду.
Важное место в этрусском обществе занимало жречество. Жрецы-гаруспики ведали гаданием по внутренностям жертвенных животных, в первую очередь по печени, а также толковнием различных знамений — необычных природных явлений (молний, рождения уродов и т.п.). Жрецы-авгуры гадали по поведению птиц. Эти черты этрусского культа через ряд посредствующих звеньев заимствованы из Вавилонии. В свою очередь, от этрусков их переняли римляне.
Литература:
Неронова В.Д. Этрусские города-государства в Италии./История Древнего мира. Ранняя Древность.- М.:Знание, 1983 — с.369-381

hotelsitaly.ru

Италия 🇮🇹 Основание Рима и Римская республика


История древнего Рима ведет свой отсчет с даты основания города Рима. Это произошло в 754 или 753 году до нашей эры, когда на Капитолийском холме была построена первая крепость. Отцом-основателем города считается царевич Ромул. Основу населения города составляли сто римских родов. Представители родов на народных собраниях принимали государственные решения и избирали царя, которого им рекомендовал сенат — совет глав семей. Члены родов были полноправными гражданами Рима — патрициями.

Город развивался и захватывал соседние города и территории. Часть жителей захваченных земель переселялась в Рим, но они уже не имели полных прав граждан Рима. Их называли плебеями. Вместе с тем власть царей росла, что вызывало недовольство аристократии. В результате в 510 году был изгнан царь Тарквиния, и в Риме было установлено республиканское правление.

Первые 2 века Римской республики прошли в борьбе плебеев с патрициями за свои права. Первоначально вся власть в Риме принадлежала двум консулам и сенату, избираемым только из патрициев. Но с ростом влияния плебеев, особенно в армии, где к началу Vв. до н.э. они составляли уже значительную власть, заставил патрициев пойти на уступки. Из этой эпохи к нам пришли многие законы и понятия: народные трибуны это магистратура, избирающаяся исключительно из плебеев, которые имели право «вето» — накладывать запрет на решения других магистратур; тогда была придумана должность цензора, которые, кроме всего, должны были следить за нравами; в те времена «диктатор» была всего лишь должность, хотя и высшая. Результатом этой борьбы стало получение плебеями полного равноправия с патрициями и консолидация римского общества. Это позволило Риму успешно проводить захват земель и расширение своих границ.

Сначала в результате первой Латинской войны (499-493 гг. до н.э.) Рим занял главенствующие позиции в области Лация. Затем, в 390 г до н.э. последовало вторжение галлов, которые захватили Рим, заставив римлян спрятаться в Капитолии. Во время этой осады гуси спасли Рим, разбудив римлян, когда ночью галлы попытались тайно проникнуть в крепость. Затем Рим, заключая и расторгая союзы с соседними городами и государствами, в результате Латинских и Самнитских войн к 280 г до н.э. добился контроля над Средней Италией. Затем у греков были захвачены колонии в южной Италии. Во время той войны греческий царь Пирр одержал Пиррову победу, победив в сражении, но проиграв в войне.

Получив доступ к Средиземноморью, Рим стал соперником Карфагена, в то время крупнейшей державой западного Средиземноморья. Во время Пунических войн Карфаген был разрушен (146 г. до н.э.), а Рим захватил Сицилию, Сардинию, Корсику, побережье Иберийского полуострова и северной Африки. Одновременно велась экспансия на восток. Рим захватывает балканское побережье Адриатики, и в союзе с греческими республиками ведет войны против Македонии, союзника Карфагена. К середине II в до н.э. Рим победил Македонию, захватил Сирию и Египет, аннексировал все греческие государства. Затем последовал захват территорий между Пиренеями и Альпами, практически всего Иберийского полуострова, Армении, Палестины, Иудеи.

www.o-italy.ru

История Рима

История Рима от основания города до наших дней насыщена различного рода событиями политической, общественной и религиозной жизни по праву сделавшими его «Вечным». Рим, разместившийся на семи холмах — один из старейших городом мира. Ни в одной стране нет такого, чтобы на территории города разместилось целое государство, да еще и являющееся центром католической жизни.

Побывать в Италии и не посетить столицу — значит не побывать в Италии. Но чтобы рассматривать достопримечательности нужно хотя бы в общих чертах знать историю этого уникального города.

Основание Рима

Традиционной датой основания города считается 21 апреля 753 г. до н. э. Но и до этого времени на берегу реки Тибр были племенные поселения. Здесь же и выросли два брата Ромул и Рем, отцом которых был правитель местных земель. Братья решили основать колонию на берегу реки, но в ходе их деятельности начался спор, где основать город. Ромул расчертил место, указав, что здесь и будет поселение. По одной из версий историков, Ромул сказал, что каждый, кто захочет проникнуть в его город будет убит. Рем рассмеялся и перешагнул через отмеченную братом границу. Ромул посчитал это святотатством и убил Рема и уже один основал укрепленное поселение. Ромул как основатель Рима стал его первым царем.

Всего в древний период было семь царей. За время их деятельности Рим на Палатинском холме разрастался: прокладывались дороги, соединяющие его с другими поселениями, отстраивались храмы, оборудовались рынки, по холмам строились укрепительные сооружения, сохранившиеся до наших дней.

Среди строений было много святилищ и других сакральных построек, что говорит о высокой религиозности жителей городского поселения.

Правили первые цари жестоко, что в результате привело к недовольству жителей и провозглашению республиканского строя. Вместе с провозглашением республики население сразу разделилось на привилегированное сословие и плебеев. Большая часть истории Рима этого периода связана с борьбой плебеев за свои права.

Древний период обозначен деятельностью Луция Корнелия Суллы, Гнея Помпея, Цезаря и Августа. Все поселения вокруг Рима были присоединены к городу, расширяя его границы. Все соседние земли силой и по доброй воле присоединены к Римской империи, границы которой постоянно росли. Почти все Средиземноморье находилось во власти Рима.

При Августе Рим был основательно укреплен рвами и стеной, в особенности между холмами.

В период демократической республики Рим стал приобретать вид все больше похожий на город:

  • обозначилась планировка улиц;
  • шла застройка домов и торговых лавок.

Богатые люди строили большие дома, и постепенно вытесняли простой народ селиться выше на холмы. Так появились дома с несколькими небольшими квартирками. Улицы были очень узкими, так как земля использовалась по максимуму и активно застраивалась. Август вывел строительство новых зданий за крепостные стены и рвы, увеличил количество водопроводов и улучшил канализацию. Ко времени его правления относятся постройки терм (бань), театров и портиков.

Несмотря на то, что Август был военачальником, именно он считается первым императором Римской империи, хотя формально именовался первым среди сенаторов. Но фактически республиканский строй постепенно превращался в монархический.

Калигула, Клавдий продолжали расширять Рим.

При правлении императора Нерона центр Рима выгорел полностью. Правитель хотел этим воспользоваться и построить золотой дворец, но задумке не удалось воплотиться в жизнь. Началась смута. И только с приходом к власти Веспасиана Рим начал возрождаться. В это время был построен Колизей на месте запланированного Нероном золотого дома.

Следующие правители Тит, Траян продолжили обустройство города строительством площадей и терм. При Траяне империя еще больше расширила границы, подчинив себе Парфянскую державу. Но после его смерти она была вынуждена сменить наступательную тактику на оборонительную. Страна подвергалась всё более частым набегам варварских племен, а римские войска несли существенные потери.

Упрочению империи способствовало то, что с IV века главной религией стало христианство. Внешнеполитическая мощь Римской империи была потеряна, но город стал столицей христианского мира.

На время правления первого христианского императора Константина приходится строительство двух важнейших церковных построек — собора Святого Петра и базилики Святого Павла.

История города в период Средневековья и Нового времени

С IV века начался период разрушения города. Он подвергся набегам вандалов и переходил из рук в руки различных царей. Рим перестал быть столицей, она была перенесена в Константинополь. С VI по VIII века власть в городе перешла к местным епископам и папам. Вся жизнь стала вертеться вокруг базилики Святого Петра. Окончательно выделился Ватикан, как папская резиденция. Город пребывал в упадке, пока папа Стефан II не принял решение с помощью короля франков, провозгласить себя посланником Бога на землях вокруг Рима. В результате соглашения короля и папы была провозглашена Священная Римская империя. Императором стал франкский король, а Рим и близлежащие области перешли в папское ведение. Епископы развернули бурную деятельность по строительству церквей и соборов, фонтанов и причудливых площадей.

Со светской властью Папы Римского было покончено в 1798 году, когда французские войска заняли город, и была провозглашена Римская империя. Оказавшись в городе, наполненном произведениями искусства, французы массово начали вывозить всё самое ценное, что могли вывести.

От французов Рим перешел к неаполитанцам, потом вновь во власть Папы и только Наполеон покончил с его властью, провозгласив своего сына королем Рима.

Французы много что сделали для города в плане благоустройства, но Наполеон был побежден и папа Пий VII не преминул воспользоваться этим, чтобы вновь провозгласить папское государство. К республиканскому строю удалось вернуться только после революции 1848 года.

До 1870 года Рим постоянно переходил из рук Папы в руки французов и обратно. И только в вышеупомянутом году город изменил статус на столицу Итальянского королевства. Папа же стал главой католической церкви.

После этого в город были перенесены все значимые учреждения, переехал королевский двор, разработан проект новой части города ввиду большого притока жителей. В строительстве начался настоящий бум, но строили больше светских, административных зданий, чем церковных. Город застраивался с огромной скоростью. Все холмы ранее пустующие были заселены, а Тибр оказался закованным каменными зданиями. Ученые даже подняли панику, боясь, что разрушат все древние постройки.

Период правления Муссолини отмечен помпезными сооружениями, расширением бульваров.

Во время Второй мировой войны Рим хоть и подвергся оккупации фашистами, но разрушен не был в отличие от других европейских городов. В послевоенное время столица Италии превратилась в центр киноиндустрии и туризма. Сегодня — это красивейший город, сумевший сохранить многочисленные памятники искусства, которые так стремятся увидеть многочисленные туристы.

italynow.ru

Основание Рима — История Древнего Рима

История Рима сложна и запутанна. Но мы обратимся к истокам, к основанию Рима и самым интересным его легендам.

Рим был основан в 753 г. до н. э., но задолго до этого здесь жили другие племена. Археологические раскопки открыли нам остатки поселений 12 века до н.э., но мифы говорят о временах еще более древних. Согласно легенде здесь жили боги, один из них Янус одарил своим гостеприимством самого Сатурна (греч. Кронос), свергнутого с Олимпа. Он и стал первым правителем холма Капитолия, основав поселение, которое жило в мире и счастье, без рабства и нужды.

Здесь же на соседнем холме Палатине жил ужасный Какус, державший в страхе всех вокруг, но его смог одолеть Геракл. Да, он тоже был здесь и вынужден был сражаться с уродливым огнедышащим чудовищем, дабы вернуть себе украденных быков Гериона. На этом холме в память о подвиге Геракла до сих пор существует Какиева лестница, а недавно неподалеку были найдены остатки алтаря, посвященного Гераклу.

В Риме мифы и легенды воскресают, переплетаются между собой, оживляя историю. Все мы помним, что Рим был основан близнецами Ромулом и Рэмом, но откуда они появились? Обратимся к истокам.

Нужно вспомнить еще одного легендарного героя – Энея, сына Венеры, богини любви. Троянская война… Троя сожжена… Эней по совету богов отправляется с уцелевшими траянцами на кораблях основывать новый город, плыли они долгие годы, останавливаясь в Карфегене, мимо побережья Одиссеи, где даже видели Циклопа, прогуливающегося вдоль берега.

Когда же траянцы высадились у устья Тибра, боги дали им знаменье, что что это и есть та земля, к которой они стремились. Было здесь царство Лациум (оттуда и современное название региона Лациум), и его правитель искал жениха для своей дочери. Будучи сыном Венеры Эней без труда очаровал молодую девушку, и после долгих препятствий, описанных Вергилием в Энеиде, женился на ней. 200 лет потомки Энея правили этими краями в городе Альба-Лонга, пока корыстный Амулий не сверг своего старшего брата и законного царя Нумитора, дочь же его Рэю Сильвию он отдал в услужение богине Весте, жрицы ее, весталки, весь период службы должны были хранить обед безбрачия. Девушка таким образом больше не представляла опасности, ведь она не должна была бы родить законных наследников. Если бы только в лесах ее не встретил бог Марс и, очарованный ее красотой, не овладел бы ей. Нам остается только верить словам девушки, хотя возможно, это был простой воин, а может быть и Рэя Сильвия питала к нему симпатию…

Так появляются на свет Румул и Рэм, потомки Венеры и дети Марса. Оставить в живых законных наследников немыслимо, и их убийство поручают крестьянину Фаустилу, но он не в силах поднять руку на невинных младенцев, создает им люльку из дерева и пускает вдоль по Тибру. Прибило эту люльку к подножью холма Палатина, где их нашла волчица и вскормила своим молоком. Волчица становится в итоге символом Рима и его мощи, ведь с молоком волка близнецам передались сила и ловкость. И опять же мы можем только догадываться откуда берется эта легенда. Волчицами в Риме называли девушек легкого поведения (Lupa), они так завывали по ночам, что получили это неласковое прозвище, а публичный дом впоследствии стали называть Лупанарии.

Так что, вероятно, именно к такой девушке Фаустил и отнес младенцев для кормления. Что объясняет еще одну историю: крестьянин, нашедший младенцев рядом с волчицей, тоже носил имя Фаустил.

Когда же Ромул и Рэм, достигнув возраста 18 лет, узнали о тайне своего происхождения (Фаустил сохранил найденную люльку), они свергли незаконного правителя, освободили мать Рэю Сильвию из заточения, и вернули трон дедушке Нумитору. В благодарность царь дал братьям золото, рабов и ремесленников для основания нового города.

Ромул и Рэм выбрали для закладки первого камня города знакомые им места, там где они выросли и были вскормлены волчицей у берега Тибра. Но тут впервые между братьями разразился спор, они не могли решить, на каком же холме основать город. Ромул считал, что наилучшее местоположение – это холм Палатин, в то время как Рэм выступал за холм Авентин. По наущению жрецов, каждый их них встал на рассвете на своем холме, ожидая божественные знамения. Первым увидел знак Рэм, над ним стали кружить шесть коршунов, но через несколько мгновений и Ромулу явились коршуну, но было их уже 12. Несмотря на сопротивления Рэма, жрецы спор решили в пользу Ромула и выбор пал на Палатин (Palatio).

Так была определена судьба Рима. При основании города, Ромул очерчивает его границы, запрягает в плуг телочку, как было принято в то время для освящения новго поселения, но обиженный и оскорбленный Рэм, чтобы задеть брата, начинает перепрыгивать через священную границу, показывая как легко будет преодолеть врагам стены нового города. Ромул возмущенный святотатством в порыве ярости хватает мечь и со словами: “Так будет с каждым, кто переступит стены Рима”, — убивает своего брата…

Итак, Рим был основам Ромулом и Рэмом, но первым царем величайшего города был Ромул.

Так начинается история семи царей Рима.

roma-turismo.com

История основания Рима. История Рима от основания города.

Рим – старейший город центральной Италии, занимающий  левый берег реки Тибр, неподалеку от впадения в Тирренское море, в области Лаций. Ранние ее поселенцы известны в истории как латины. Все мы знаем, что Рим находится на семи холмах:
— Капитолий
— Палатин
— Квиринал
— Виминал
— Эсквилин
— Целий
— Авентин

Еще два холма, Яникул и Ватикан, так же входят в состав Рима, находятся они на правом берегу Тибра.

Датой основания Рима принято считать 21 апреля 753года до н.э. В действительности, эта дата весьма условна, так как следы первобытных  людей в этом месте находили гораздо раньше. История основания Рима, сводится к одной легенде.

Легенда об истории основания Рима

По легенде, ставшей известной на весь мир и дошедшей до наших дней, Рим основали  братья-близнецы, Рем и Ромул – сыновья Марса и весталки. Вскоре после их рождения, злодей Амулий взял под стражу их мать, Рею Сильвию, а детей выбросил в Тибр. Но так случилось, что оба младенца не утонули, а были подобраны пастухом Фаустулом. Как утверждается, он увидел рядом с детьми волчицу, кормящую их своим молоком. Пастух забрал близнецов домой и воспитал как собственных детей. После возвращения к власти своего деда, Нумитора, братья вернулись на Палатин и основали там город за крепостными стенами. По поводу названия города братья долго спорили, к единому мнению не пришли. Поэтому, решили гадать и ждать приговора богов, для этого братья, каждый со своей ватагой соратников, разошлись по двум холмам. Ромул остался на Палатине, Рем ушел на Авентин. В результате дело дошло до групповой драки, в результате которой, Рем оказался убитым. Поэтому название свое Рим (Roma) получил по имени Ромула.

А сейчас самое время посмотреть великолепное видео об истории основания Рима:

Вся последующая история  Рима будет  вести отсчет именно от времени основания города.

Римляне

В дальнейшем Рим находился под властью этрусков и был монархией, которая в 510 году до н.э. была свергнута и город превратился на пять последующих столетий в патрицианскую республику. Рим охотно принимал в свои стены иногородцев и чужестранцев, он никогда не был замкнутым, закрытым городом. Его аристократия, консулы и сенат, были очень сплоченными между собой, не допускали внутренних распрей. А простой народ, плебеи, были горды тем, что они являются свободными гражданами Рима и очень редко бунтовали. Поэтому Рим не был ослаблен частой сменой власти, народными бунтами, тем самым укрепляя свое стабильное положение.

В 390 году до н.э. Рим пережил вторжение галлов, которые варварски разграбили его и полностью сожгли. После вторжения город быстро оправился. Более того, римляне установили контроль над всем Аппенинским полуостровом, захватили близлежащие Сардинию, Сицилию и Корсику. Римляне построили сеть дорог, связывающих город с Флоренцией и другими крупными городами Италии. Эти дороги: Аппиева, Аврелиевая и Фламиниевая сохранились до сих пор. Поистине, «все дороги ведут в Рим». Усилилась власть Рима после завоевания Македонии, Испании, Малой Азии, юга Франции.

Смерть Юлия Цезаря в 44 году н.э. привела Рим к гражданской войне и деспотическому правлению Октавиана, имевшему титул Август Цезарь. С его приходом к власти республика пала и образовалась Римская империя (27 год н.э.).

Первые христиане жестоко преследовались во время правления Нерона в I веке н.э. Это именно во время его правления были замучены апостолы Христа, Петр и Павел. К 313 году христианство стало основной религией римского государства.

После империи

Более 400 лет Римская империя процветала. К IVстолетию новой эры, однако, она начала увядать, в 395 году распалась и появились две империи. Восточная империя управлялась из Костантинополя (современный Стамбул в Турции). Эта новая империя, получившая название Византия, просуществовала еще тысячу лет.

В 476 году германские племена, жившие к северу от Альп, вторглись на полуостров и свергли императора, ставшим последним в Западной римской империи. На многие столетия вся Италия превратилась в сеть мелких государств, в которых говорили на множестве диалектов. Римское право выжило, но большая часть знаний и культуры оказалась утерянной. Некогда великие города были заброшены, а публичные бани высохли и стояли пустыми.

К XII веку города центральной и северной Италии оправились после падания Рима. Они создали государства, объединив под своей властью окружающие территории, и разбогатели на торговле. Города-государства воевали друг с другом, стремясь расширить свои территории. К середине XV  века Италия была разделена на сферы влияния между Миланом, Флоренцией и Венецией – городами-государствами. Рим стал столицей папской области.

В XVI веке власть городов-государств ослабла. Новые морские пути в Азию и Америку способствовали тому, что на первое место в международной торговле стали выходить Испания, Британия и Нидерланды.

В начале XIX века началась борьба за освобождение и объединение Италии, появилось движение Рисорджименто. В результате, в 1861 году было провозглашено королевство Италия со столицей в городе Рим. Так Рим вернул себе громкий статус вечного города.

Рим сегодня

От основания города Рима прошло много столетий, однако история его продолжается, город манит к себе тысячи и тысячи туристов и путешественников со всего света. Все хотят увидеть своими глазами и буквально «потрогать руками» великое наследие римской цивилизации. Это дворцы и церкви с великолепной росписью мастеров Ренессанса, с возникающими из темных углов фресками,  бесчисленные фонтаны, грандиозные площади и монументы.

Рим сегодня многолик: Древний Рим, католический Рим Ватикана, город Рафаэля и Микеланджело, Бернини и Борромини. Еще это город великолепных кафе и бутиков, современных машин и мотоциклов. Но это не главное. Главное — в самой жизни в этом вечном городе, которая происходит вокруг всех достопримечательностей, удивительной, солнечной, радостной и расслабленной. Рим сегодня – это красавец-полицейский, улыбающийся вам, это лавочники, переклиекивающиеся друг с другом и с покупателями, жарко ведущих торг с ними. Это улочки и переулки, по которым можно бродить целый день и упиваться игрой красок на средневековых фасадах и бликами на мостовой.

Город, воспетый англичанами, раскопанный немцами и населенный кем попало. Город, где невозможно работать, но отдыхать можно до бесконечности. Рим – столица, где выпускается мало товаров, зато издается много указов и законов и где почти 40 процентов работающих граждан состоят на государственной службе – это крупнейший город Италии. И единственный город, где наблюдается постоянный приток населения. Римляне верны себе, поэтому он и Вечный.

o-italia.ru

10. Возникновение Римского государства. Завоевание Италии Римом.

Из всех древних государств римское выделяется еще и тем, что начало и конец его истории можно назвать с точностью не только до одного года, но даже до одного дня. Началом истории Рима считается 21 апреля 754/753 (дата, принятая Варроном, 21 апреля – праздник скота) гг. до н.э. традиционная дата основания Города Ромулом и Ремом..

Концом римской истории считается 23 августа 476 г., когда германский полководец на римской службе Одоакр сверг с престола последнего императора Западной Римской империи Ромула Августула.

Разумеется, обе даты являются условными. По мнению современных историков, и городом и государством Рим становится только в VI в. до н.э. С другой стороны, отстранение от власти последнего императора римского Запада не привело к коренным изменениям в жизни его бывших подданных и тем более обитателей Восточной Римской империи (Византии).

Глубокие перемены в жизни и тех и других относятся к VII в. н.э., когда на смену позднеантичному постепенно приходит общество совершенно иного типа. В связи с этим некоторые антиковеды полагают, что традиционную датировку конца античной истории следует передвинуть на два столетия вперед.

В истории древнего Рима обычно выделяют пять периодов:

1. Царский период (VIII – VI вв. до н.э.)

2. Ранняя республика (V – III вв. до н.э.)

3. Поздняя республика (II – I вв. до н.э.)

4. Ранняя империя (принципат) (I — III вв. н.э.)

5. Поздняя империя (доминат) (IV — V вв.н.э.).

Проблемы основания Рима: традиция и реальность

Последовательное и связное изложение древнейшей истории Рима мы встречаем в сочинениях писателей и историков, живших не ранее I в. до н.э. Они сами могли обращаться к не дошедшим до нас трудам первых римских историков конца III – начала II вв. до н.э., и к первым упоминаниям о Риме греческих историков V – IV вв. до н.э. Но и у тех, и у других они также могли найти главным образом легенды и предания о ранней истории Рима VIII – V вв. до н.э. Некоторые авторы дошедших до нас сочинений сами сомневаются в достоверности того, о чем они рассказывают.

Главной заботой и интересом многих римских историков были не уцелевшие древние документы, а героические легенды и предания; то же, что не вписывалось в образ героического прошлого, могло просто не включаться в их сочинения.

Предание гласит, что прародителем римского народа был троянский герой Эней, сын Анхиза и богини Афродиты (римской Венеры). Со своими спутниками он бежал из взятой греками Трои и после долгих скитаний прибыл в Италию, где женился на дочери царя Латина. Сын Энея Асканий (Юл) основал в Лации город Альба Лонга, которым 400 лет правили его потомки.

Последнего законного царя Нумитора свергнул с престола его брат Амулий, позаботившийся, чтобы у дочери Нумитора Реи Сильвии никогда не было детей. Он зачислил ее в жреческую коллегию весталок, которые обязаны были хранить целомудрие. Но вскоре Рея Сильвия родила от бога Марса двух мальчиков близнецов Ромула и Рема. Взбешенный Амулий велел утопить младенцев. Его слуга бросил корзину с детьми в Тибр. Течением ее прибило к берегу, где пришедшая на водопой волчица нашла близнецов и выкормила их своим молоком. Впоследствии памятник этой волчице стоял на Капитолии, а сама она стала символом Рима.

Близнецов потом взял и воспитал простой пастух. Повзрослев, они во главе дружины удальцов стали нападать на разбойников, грабивших пастухов. Им удалось по счастливой случайности узнать тайну своего происхождения, после чего они вернули власть своему деду Нумитору, свергнув с престола злого Амулия.

Привыкнув к вольной жизни, они не захотели оставаться в Альбе Лонге и решили основать собственный город там, где их нашла волчица. При постройке первых городских укреплений на холме Палатин они поссорились, и Ромул убил Рема, став первым царем города, который был назван его именем (Рим по-латыни Roma).

Поскольку соседи считали Ромула и его дружинников разбойниками и не хотели выдавать за них замуж своих дочерей, римляне похитили во время праздника дочерей своих ближайших соседей сабинов и насильно сделали их своими женами. Сабины пошли на римлян войной, но их дочери сумели помирить своих отцов и мужей. После этого римляне и сабины составили одну общину и стали жить вместе под властью двух царей: Ромула и сабинского правителя Тита Тация.

Данные археологических раскопок в Этрурии, Лации и в самом Риме позволяют обнаружить крупицы достоверной информации даже в преданиях о самом раннем этапе римской истории.

Согласно им, древнее поселение на месте будущего Рима действительно находилось на Палатине и возникло в IX или VIII вв. до н.э. Его жители, судя по особенностям их погребального обряда и инвентаря они кремировали своих покойников, были латинами. Никаких следов имущественной или социальной дифференциации и сколько-нибудь заметных связей с внешним миром у жителей этого поселения, так же как и у других современных им обитателей Лация, обнаружить не удалось.

Самыми важными свидетельствами достаточно высокого уровня развития являются первые латинские надписи. И хотя самые ранние из дошедших до нас относятся к началу VI в. до н.э., это не исключает того. что письменность могла появиться у римлян еще в конце VII в. до н.э. К середине VI в. до н.э. Рим становится городом в полном смысле этого слова.

studfiles.net

Города-гoсударства Италии. Основание Рима

Города-гoсударства Италии. Основание Рима

В развитии городов Италии и греции проявил ось мнoгo сходных черт. В VIII-VI вв, до н.э. греки колонизировали побережье Южной и Средней Италии, построили Неаполь и Сиракузы, ставшие важными торговыми центрами Средиземноморья. Это оказало большое влияние на населявшие Италию племенные образования.

На севере Италии (на территории нынешней Тосканы) господствовали этруски. Их происхождение точно неизвестно, предполагается, что, как и дорийцы, они принадлежали к «народам моря» и пришли с Востока, покорив местное население.

Письменность этрусков до сих пор не расшифрована. Судя по остаткам захоронений, это была довольно развитая цивилизация, включавшая не менее 12 городов, торговавших со всем Cpeдиземноморьем. Особую роль у этрусков играла племенная знать. Существует гипотеза, что устройство их городов-государств (спур) напоминало спартанское.

В 753 г. до н.э.тремя племенами латинов, жившими в районе реки Тибр, был основан юрод Рим.

Согласно легендам. Рим был построен потомком троянскогo героя Энея Ромулом, который вместе с братом Ремом в младенческом возрасте чудом спасся от убийц и был вскормлен волчицей. Поссорившись с Ремом, Ромул убил eгo и поселился с дpyзьями на холме Палатин.

Первоначально, как и в Афинах, общественная жизнь Рима строилась на основе родоплеменных традиций, Высшим opгaномуправления был сенат (от лат, «seпex» — «старик»), состоявший из 300 человек, старейшин родов, основавших город. Рядовые члены племени, объединенные в курии по родовому принципу, также могли высказывать свое мнение по обсуждаемым вопросам. Роль Bepxoвнoгo правителя отводилась избиравшемуся царю, который должен был править в соответствии с традицией и волей Сената. С 616 г, до н.э. царями избирались выходцы из знатной этрусской семьи Тарквиниев, что отражало особую роль этрусков в Италии.

Потомки основателей города называли себя патрициями («patгes» — «oтцы»), им принадлежали земли, примыкающие к Риму. Эти земли обрабатывались отдельными семьями, в которых действовал жесткий принцип патриархата: глава семьи владел всем имуществом. Moг казнить или продать в рабство ее провинившегося члена. В то же время земли считались общим достоянием римлян, они не могли принадлежать чужакам. Поскольку Рим часто вел завоевательные войны против соседних племен и городов-государств, количество земель, которые находились в распоряжении патрицианских родов, постоянно возрастало.

Пришлое население, члены других племен, поселившиеся в Риме, назывались плебеями. Они не имели права участвовать в жизни гopoда, хотя и привлекались к военной службе во вспомогательных отрядах. Они могли просить покровительства у патрициев, становясь их -клиентами», и получать работу в их хозяйствах, быть ремесленниками, торговцами.

Родоплеменные традиции огpаничивали царскую власть. При Сервии Туллии (правил в 578-5З4 до н.э.) были проведены реформы, аналогичные преобразованиям Солона в Афинах, нанесшие серьезный удар по привилегиям родовой знати.



Все мужское население, включая плебеев, было разделено на пять разрядов, в зависимости от имущественного положения и соответственно способности приобрести легкое или более дорогое тяжелое вооружение. Каждый разряд делился на центурии (сотни), которые в случае войны выступали на поле боя. Bceгo было 193 центурии, патриции выставляли 19 цeнтурий всадников. (Для оснащения конных воинов требовались наибольшие расходы.) В мирное время члены каждой цeнтурии получали право обсуждать текущие дела города, становясь opгaном управления.

Беднейшие римляне, неспособные купить оружие, обьединялись, вне зависимости от их числа, в центурию «пролетариев» (от лат, «pгoles» — «потомство»). Подразумевал ось, что они годны только на eгo воспроизводство.

Ущемление интересов родовой знати вызвало сопротивление, Туллий был убит, новый царь, Тарквиний гордый, отменил проведенные реформы. Однако тиранический характер ею правления также вызвал гнев сената. В 509 г, до н.з. он был изгнан. В Риме установилась республика, Верховная власть перешла в руки двух консулов, которые избирались сенатом из числа патрициев сроком на гoд. В начавшейся войне с этрусками римлянам удалось отстоять независимость.

В 494 г. до н.э. плебеи, недовольные своим положением, отказались участвовать в очередном военном походе и в полном вооружении покинули Рим. Патриции вынуждены были восстановить порядки, введенные Туллием. Плебеи получили право выбирать народных трибунов, отстаивающих их интересы перед сенатом. В частности, трибуны могли приостанавливать выполнение принятых им решений.

В 451 -450 гг. до н.э. в Риме впервые были приняты единые для всех законы (до этого споры решались на основе племенных обычаев и традиций). С 445 г, до н.э. разрешались браки между патрициями и плебеями. Еще через столетие плебеям предоставили доступ к выборным должностям, в том числе и консульским. В то же время в Риме должностные лица не получали жалованья, все расходы, связанные с несением службы, они покрывали за свой счет. Это обеспечивало доступ к власти только состоятельным гражданам.

Происшедшие перемены означали, что в V веке до н.э. в Риме, как ранее и в Афинах, сложилась новая политическая система общественной организации, в которой гpажданство имело большее значение, чем родоплеменные связи.

Эти перемены содействовали превращению городовгосударств в крупные центры торговли и ремесла. Они принялись наращивать военную мощь и начали борьбу за господство над Средиземноморьем.

10.Борьба за господство над Средиземноморьем


Рост экономического значения и прибыльности средиземноморской торговли привел к началу борьбы за гocподство над побережьем Средиземного моря. Она продолжалась с V до 11 века до н.э. и завершилась торжеством Рима, создавшего крупнейшую мировую державу.


Греко-персидские войны

Первую попытку установлновления контроля над средиземноморской торговлей предприняла персидская военная деспотия. Она захватила гpеческие города в Малой Азии, обложила их данью и разместила там свои гарнизоны. Стремясь подчинить своей власти причерноморские гpеческие поселения, Дарий начал поход на север. Eгo войска переправились через Босфор и Дарданеллы, пересекли Дунай, Днестр и достигли низовьев Днепра.


Однако здесь армия «царя царей» столкнулась с воинственными племенами обитателей причерноморских степей — скифов, которые нанесли ей поражение.

Воспользовавшись неудачей персов, города Малой Азии в 500 г.до н.э. отказались признавать их власть. Однако в начавшейся войне они получили лишь незначительную помощь от полисов Греции и были разгpомлены. Вслед за этим Дарий потребовал повиновения от городов самой Греции. Многие из них согласились признать себя данниками Дария, не видя возможности защититься. Однако два крупнейших полиса — Афины, располагавшие сильным флотом, и Спарта, обладавшая мощной армией, решили сопротивляться. В coзданный ими союз вошел 31 полис.

Первая попытка вторжения была предпринята в 492 г. до н.э. Буря помешала персидскому флоту достичь берегов Греции, в 490 г. до н.э. персидские войска высадились на Марафонской равнине севернее Афин и были разгромлены. В 480 г. до н.э. Haчался новый поход. Eгo возглавил преемник Дария царь Ксеркс.

Современники были потрясены размером армии, которую Ксеркс набрал в персидских сатрапиях, называя цифры от 5 до 1,5 млн, человек. В действительности силы персов не могли превышать 150 тыс, человек, и то, по меркам Древнегo мира, это было невероятно мнoгo.

Пyть персидской армии к Афинам в Фермопильском ущелье преградили спартанцы, Чтобы предотвратить уничтожение ocновных сил армии Спарты, царь Леонид приказал им отступить, а сам с 300 воинами, которые все пали в этой битве, дал бой персам и задержал их наступление на Афины. Тем временем афинский полководец Фемистокл вывез морем все население Афин на прилегающие острова. Персы заняли гopoд, однако их флот, вошедший в узкий залив Саламин, гдe тяжелые корабли персов не могли маневрировать, был атакован более легкими греческими судами и разгромлен, Ксерксу пришлось отступить.
Оставшиеся без подцержки с моря персидские войска потерпели поражение.


Пелопонесские войны IV-V вв. до н.э.

Война с персами продолжалась около тридцати лет и завершилась освобождением гpеческих полисов Малой Азии от их власти.

Важнейшим результатом войны был рост влияния Афин, которые стали крупнейшим финансовым и тopгoвым центром Средиземноморья. Операции по обмену денег, предоставление кредитов позволили обогатиться многим афинянам. Морской порт Афин Пирей превратился в крупный город. В Афинах были воздвигнуты храмы, развалины которых и сейчас поражают туристов изяществом конструкции: Парфенон (храм Афины), Пропилеи (парадный вход на Акрополь).

Cвoeгo расцвета достигла афинская демократия. При архонте Перикле (490-429 до н.э.) была введена оплата за занятие государственных должностей, что открыло доступ к власти рядовым гpажданам. Афины стали центром научной и культурной жизни Греции. Особенно расцвели философия, поэзия, театральное искусство.

Опорой влияния Афин был морской союз, в который вошло около 200 полисов. Афинские гарнизоны размещались в городах союза, все их средства должны были храниться в Афинах. Их власти играли роль высшей судебной инстанции в союзе.

Гегемония Афин вызывала недовольство во многих традиционно соперничающих с ними городах-государствах Греции — Фивах, Коринфе, Meгape, а также в Спарте, которая отрицательно относилась к демократии и поддерживала полисы, где у власти оставалась родовая знать.

Война между созданным под эгидой Спарты Пелопоннесским союзом и Афинским морским союзом началась в 431г, до н.э. и продолжалась с перерывами более 70 лет. В ее орбиту были втянуты гpеческие полисы в Италии и Сицилии, а также Персия. В конечном счете Спарта потерпела поражение, однако война настолько ослабила все гpеческие города-государства, что ни одно из них не смогло воспользоваться ее плодами. Наибольший урон понесли Афины.Им пришлось пережить разорение, чуму, подрыв влияния в Греции.


Возвышение Македонии

Гористая Македония в IV веке до н.э. была землей пастухов и земледельцев. Родовая знать, главы племен. князья подчинялись царю. Eгo власть передавалась по наследству. Связи с городами-государствами Греции носили ограниченный характер, однако охватившие их войны затронули и Македонию, которая вынуждена была платить дань Пелопоннесскому союзу.Так, царь Филипп II (правил в З59- ЗЗ6 до н.э.) В юности жил в Фивах как заложник и изучал греческое военное искусство.

Система заложничества была широко распространена в Древнем мире и в Средние века. После неудачной войны при заключении соглашений о мире, принятии обязательства уплаты дани залогом их выполнения служила жизнь детей из знатных семей. Они находились под присмотром властей гocyдapcтвa победителя.

Свое царствование Филипп начал с реорганизации армии. Ее ocновой стала тяжеловооруженная пехота. Защищенные доспехами и вооруженные длинными копьями (сариссами), бывшие пастухи, двигаясь строем (фалангой), буквально сметали противостоящие им войска, разгpом которых завершала тяжелая конница.Реорганизовав армию, Филипп II начал войну с гpеческими полисами, проявив себя не только талантливым полководцем, но и умeлым политиком, использовавшим противоречия между городами-государствами. После битвы при Херонее в Беотии в 338 г. до н. э., где объединенные силы гpeков были разбиты, царь Македонии coзвал в Коринфе общегреческий конгpecc. На нем Филипп II предложил создать союз и объединить силы для борьбы с традиционным врагом греков — персидской военной деспотией.

Многие греческие политики, особенно блестящий афинский оратор Демосфен (384- 322гг. до н.э.), считали Македонию более опасным врагом, чем Персию, Однако страх перед Филиппом II был слишком велик. Греческие полисы заключили союз с Maкeдонией и обязались предоставить войска для войны с Персией. В 336 г. до н.э., кoгда македонцы двинулись в Малую Азию, Филипп II был убит. Во главе армии стал eгo двадцатилетний сын Александр (356- 323гг. до н.э.). Ему пришлось начать свое правление с подавления восстаний против Македонского господства в греческих городах. Они вскоре ощутили жесткость новoгo царя: один из крупнейших полисов, Фивы, был полностью разрушен, а eгo жители проданы в рабство.

В 334 г. до н.э., войска Александра — около 35 тыс, человек — выступили в поход против Персии.


Дата добавления: 2015-08-13; просмотров: 100 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Господство над Италией | Пунические войны | Золотой век Рима | Христианство в Римской империи |
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.009 сек.)

mybiblioteka.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *