Содержание

Голиаф (радиостанция) — WiKi

История

Радиостанция «Голиаф» (нем. Goliath) изначально была построена в Германии у города Кальбе в 1943 году, главный конструктор Фритц Гутцман. Монтаж радиостанции велся фирмами C. Lorenz AG и AEG, строительство велось с использованием труда советских, французских и польских военнопленных — узников ближайших концлагерей. План строительства «Голиафа» имел высшую степень срочности.

«Голиаф» стал первой радиостанцией диапазона сверхдлинных волн мощностью более 1000 кВт и самой мощной радиостанцией того периода в мире. Радиостанция использовалась в интересах Кригсмарине для радиосвязи с германскими подводными лодками из так называемых «волчьих стай» и действовала на частотах 15—25 кГц с основной рабочей частотой 16,55 кГц. Сигнал «Голиафа» принимался в Атлантике подводными лодками в погруженном состоянии, находившимися даже в Карибском море. Кроме того, рассматривалась возможность использования радиостанции в качестве средства радиосвязи с Японией, союзником Германии, дублирующего радиосвязь в диапазоне коротких волн.

В течение всей второй мировой войны «Голиаф» никогда не подвергался налётам англо-американской авиации, хотя иногда бомбардировщики пролетали очень низко над антеннами. Одно из объяснений такого факта основано на том, что «англичане взломали коды германского Кригсмарине и могли читать радиосообщения командиров германских подводных лодок»[2]. В начале 1945 года радиостанцию захватили американские войска, некоторое время территория использовалась как лагерь для военнопленных, в котором, в частности, содержался генерал Вальтер Венк. При разделе Германии на зоны влияния территория, на которой располагался «Голиаф», отошла к Советскому Союзу. В 1947 году радиостанция была разобрана, а все оставшиеся на старом месте строения разрушены.

Три года трофей хранился на складах связи под Ленинградом, пока в 1949 году не было принято решение о восстановлении радиостанции в пойме реки Кудьмы в Горьковской области. Место установки было выбрано по двум причинам: из-за схожести здешних почв с немецкими, где станция стояла изначально (качество работы зависит от состояния почвы), и из-за достаточной удалённости от границ. Все системы радиостанции были восстановлены за три года, и в декабре 1952 года состоялось первое пробное включение с выходом в эфир (акт приёмки объекта с перечнем необходимых доработок был подписан 27 декабря 1952 года)

[2]. В начале 1960-х годов «Голиаф» был включён в систему наблюдения за космическими аппаратами[3].

С 2001 года радиостанция бездействовала в связи с ремонтом[1]. 30 сентября 2003 года «Голиаф» вновь встал на боевое дежурство[1]. Радиостанция входит в сеть службы точного времени «Бета».

Технические характеристики

Рабочий диапазон частот 15—60 кГц (диапазон длин волн от 20 до 5 км). Мощность радиопередатчика на верхних частотах 1000 кВт[2]. КПД антенны около 90 %[2], ёмкость антенны 0,11 мкФ, сопротивление потерь приблизительно 0,03 Ом, ширина полосы пропускания 20…50 Гц

[4]. Общий КПД около 50 %[2].

Антенна

  Схема антенны станции:
● — центральные (трубчатые) мачты; Δ — угловые (решетчатые) мачты; красный квадрат — центральный антенный павильон (точка питания)

Антенна радиостанции[2][4] представляет собой вариант антенны Александерсена — несимметричную реализацию вертикального шлейф-вибратора с тремя вертикальными элементами-шлейфами (центральными мачтами, называемыми также трубчатыми мачтами), соединенными между собой электрически многопроводной квазигоризонтальной частью («полотном»). Полотно также выполняет функции емкостной нагрузки, а его снижение, выполненное из трех групп проводников в центре конструкции, является активным (четвертым) элементом: снижение подходит к точке возбуждения, располагающейся в центральном антенном павильоне. Излучение антенны создается, прежде всего, центральными мачтами и снижением.

  Одна из пятнадцати решетчатых мачт   Автомобиль в сравнении с решетчатой мачтой

Центральные мачты установлены на изоляторах, их основания соединены с развитой системой заземления через удлинительные индуктивные катушки. Катушки выполнены из литцендрата и намотаны пятью параллельно идущими проводниками диаметром 10 мм каждый. Высота катушек 5 м, диаметром 3,2 м, они расположенные в антенных павильонах у основания центральных мачт. Заземление выполнено из оцинкованных стальных лент сечением 10×2 мм, радиально расходящихся вокруг каждой из центральных мачт и вокруг центрального павильона. Общая длина уложенного в землю провода составляет 350 км.

Для каждой из трех центральных мачт полотно состоит из шести групп проводников, образующих по форме шесть правильных треугольников с длиной стороны 400 м. Конструктивно полотно представляет систему стальных тросов в подвижной алюминиевой оболочке, соединённых между собой муфтами. Полотно поддерживается в натяжении противовесами массой 6900 кг. Центральные мачты представляют собой стальные трубы высотой 210 м, углы полотна закреплены на решётчатых мачтах высотой 170 м, расположенных в вершинах правильных шестиугольников.

Проводники полотна совместно с поддерживающими их центральными мачтами напоминают три гигантских зонта диаметром около 1 км каждый. Подобную конструкцию иногда называют зонтичной антенной (англ. umbrella antenna).

См. также

Примечания

Ссылки

ru-wiki.org

Голиаф (радиостанция) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

«Голиаф» — передающая радиостанция диапазона сверхдлинных волн, обеспечивающая радиосвязь с подводными лодками на расстоянии до 4000 километров[1].

Радиостанция интересна своей историей[2] (трофей СССР во Второй мировой войне, используемый ВМФ России и в нынешнее время) и выдающейся конструкцией радиопередатчика и антенны, благодаря которым и получила своё название. «Голиаф» располагается в Кстовском районе Нижегородской области у посёлка Дружный, изначально созданного для военных, обслуживающих эту радиостанцию.

История

Радиостанция «Голиаф» (нем. Goliath) изначально была построена в Германии у города Кальбе в 1943 году, главный конструктор Фритц Гутцман. Монтаж радиостанции велся фирмами C. Lorenz AG и AEG, строительство велось с использованием труда советских, французских и польских военнопленных — узников ближайших концлагерей. План строительства «Голиафа» имел высшую степень срочности.

«Голиаф» стал первой радиостанцией диапазона сверхдлинных волн мощностью более 1 МВт и самой мощной радиостанцией того периода в мире. Радиостанция использовалась в интересах Кригсмарине для координации действий германских подводных лодок из так называемых «волчьих стай», передача сообщений для которых велась на частотах 15—25 кГц с центральной частотой 16.55 кГц. Сигнал «Голиафа» принимался в Атлантике подводными лодками в погруженном состоянии, находившимися даже в Карибском море. Кроме того, рассматривалась возможность использования радиостанции в качестве средства радиосвязи с Японией, союзником Германии, дублирующее радиосвязь КВ-диапазона.

В начале 1945 года радиостанцию захватили американские войска, некоторое время территория использовалась как лагерь для военнопленных, в котором, в частности, содержался генерал Вальтер Венк. При разделе Германии на зоны влияния территория, на которой располагался «Голиаф», отошла к Советскому Союзу. В 1947 году радиостанция была разобрана, а все оставшиеся на старом месте строения разрушены.

Три года трофей хранился на складах связи под Ленинградом, пока в 1949 году не было принято решение о восстановлении радиостанции в пойме реки Кудьмы в Горьковской области. Место установки было выбрано по двум причинам: из-за схожести здешних почв с немецкими, где станция стояла изначально (качество работы зависит от состояния почвы), и из-за достаточной удалённости от границ. Все системы радиостанции были восстановлены за три года, и 27 декабря 1952 года она вышла в эфир. В начале 1960-х «Голиаф» был включён в систему наблюдения за космическими аппаратамиК:Википедия:Статьи без источников (тип: не указан)

[источник не указан 3232 дня].

С 2001 года радиостанция бездействовала в связи с ремонтом[1]. 30 сентября 2003 года «Голиаф» вновь встал на боевое дежурство[1]. Радиостанция входит в сеть службы точного времени «Бета».

Технические характеристики

Радиостанция работает в диапазоне частот 15—60 кГц (диапазон длин волн — 5—20 км). Мощность радиопередатчика — 1800 кВт. Емкость антенны — 0,11 мкФ, сопротивление потерь — приблизительно 0,03 Ом, КПД — до 90%, ширина полосы пропускания — 20…50 Гц[3].

Антенна

Антенна радиостанции[2][3] представляет собой вариант антенны Александерсена — несимметричную реализацию вертикального шлейф-вибратора с тремя вертикальными элементами-шлейфами (центральными мачтами, называемыми также трубчатыми мачтами), соединенными между собой электрически многопроводной квазигоризонтальной частью («полотном»). Полотно также выполняет функции емкостной нагрузки, а его снижение, выполненное из трех групп проводников в центре конструкции, является активным (четвертым) элементом: снижение подходит к точке возбуждения, располагающейся в центральном антенном павильоне. Излучение антенны создается, прежде всего, центральными мачтами и снижением.

Центральные мачты установлены на изоляторах, их основания соединены с развитой системой заземления через удлинительные индуктивные катушки. Катушки выполнены из литцендрата и намотаны пятью параллельно идущими проводниками диаметром 10 мм каждый. Высота катушек 5 м, диаметром 3,2 м, они расположенные в антенных павильонах у основания центральных мачт. Заземление выполнено из оцинкованных стальных лент сечением 10×2 мм, радиально расходящихся вокруг каждой из центральных мачт и вокруг центрального павильона. Общая длина уложенного в землю провода составляет 350 км.

Для каждой из трех центральных мачт полотно состоит из шести групп проводников, образующих по форме шесть правильных треугольников с длиной стороны 400 м. Конструктивно полотно представляет систему стальных тросов в подвижной алюминиевой оболочке, соединённых между собой муфтами. Полотно поддерживается в натяжении противовесами массой 6900 кг. Центральные мачты представляют собой стальные трубы высотой 210 м, углы полотна закреплены на решётчатых мачтах высотой 170 м, расположенных в вершинах правильных шестиугольников.

Проводники полотна совместно с поддерживающими их центральными мачтами напоминают три гигантских зонта диаметром около 1 км каждый, в связи с чем в некоторых источниках антенну «Голиафа» называют зонтичной[4].

Напишите отзыв о статье «Голиаф (радиостанция)»

Примечания

  1. 1 2 3 (недоступная ссылка) [www.volgaflot.com/index.phtml?l=eng&s=4&url=3501(03).html Газета «Большая Волга»]
  2. 1 2 [flot.com/publications/books/shelf/goliath/ Б.Г. Чурочкин. Страницы истории войсковой части 36026.
  3. 1 2 Марков Г. Т., Сазонов Д. М. Антенны. М.: Энергия, 1975. С. 513—514.
  4. Не следует путать антенну «Голиафа» с зонтичной антенной диапазона СВЧ, поскольку они не имеют ничего общего кроме некоторого внешнего сходства
  5. См. увеличенную версию снимка.

Ссылки

Отрывок, характеризующий Голиаф (радиостанция)


Уже был второй час ночи, когда Пьер вышел oт своего друга. Ночь была июньская, петербургская, бессумрачная ночь. Пьер сел в извозчичью коляску с намерением ехать домой. Но чем ближе он подъезжал, тем более он чувствовал невозможность заснуть в эту ночь, походившую более на вечер или на утро. Далеко было видно по пустым улицам. Дорогой Пьер вспомнил, что у Анатоля Курагина нынче вечером должно было собраться обычное игорное общество, после которого обыкновенно шла попойка, кончавшаяся одним из любимых увеселений Пьера.
«Хорошо бы было поехать к Курагину», подумал он.
Но тотчас же он вспомнил данное князю Андрею честное слово не бывать у Курагина. Но тотчас же, как это бывает с людьми, называемыми бесхарактерными, ему так страстно захотелось еще раз испытать эту столь знакомую ему беспутную жизнь, что он решился ехать. И тотчас же ему пришла в голову мысль, что данное слово ничего не значит, потому что еще прежде, чем князю Андрею, он дал также князю Анатолю слово быть у него; наконец, он подумал, что все эти честные слова – такие условные вещи, не имеющие никакого определенного смысла, особенно ежели сообразить, что, может быть, завтра же или он умрет или случится с ним что нибудь такое необыкновенное, что не будет уже ни честного, ни бесчестного. Такого рода рассуждения, уничтожая все его решения и предположения, часто приходили к Пьеру. Он поехал к Курагину.
Подъехав к крыльцу большого дома у конно гвардейских казарм, в которых жил Анатоль, он поднялся на освещенное крыльцо, на лестницу, и вошел в отворенную дверь. В передней никого не было; валялись пустые бутылки, плащи, калоши; пахло вином, слышался дальний говор и крик.
Игра и ужин уже кончились, но гости еще не разъезжались. Пьер скинул плащ и вошел в первую комнату, где стояли остатки ужина и один лакей, думая, что его никто не видит, допивал тайком недопитые стаканы. Из третьей комнаты слышались возня, хохот, крики знакомых голосов и рев медведя.
Человек восемь молодых людей толпились озабоченно около открытого окна. Трое возились с молодым медведем, которого один таскал на цепи, пугая им другого.
– Держу за Стивенса сто! – кричал один.
– Смотри не поддерживать! – кричал другой.
– Я за Долохова! – кричал третий. – Разними, Курагин.
– Ну, бросьте Мишку, тут пари.
– Одним духом, иначе проиграно, – кричал четвертый.
– Яков, давай бутылку, Яков! – кричал сам хозяин, высокий красавец, стоявший посреди толпы в одной тонкой рубашке, раскрытой на средине груди. – Стойте, господа. Вот он Петруша, милый друг, – обратился он к Пьеру.
Другой голос невысокого человека, с ясными голубыми глазами, особенно поражавший среди этих всех пьяных голосов своим трезвым выражением, закричал от окна: «Иди сюда – разойми пари!» Это был Долохов, семеновский офицер, известный игрок и бретёр, живший вместе с Анатолем. Пьер улыбался, весело глядя вокруг себя.
– Ничего не понимаю. В чем дело?
– Стойте, он не пьян. Дай бутылку, – сказал Анатоль и, взяв со стола стакан, подошел к Пьеру.
– Прежде всего пей.
Пьер стал пить стакан за стаканом, исподлобья оглядывая пьяных гостей, которые опять столпились у окна, и прислушиваясь к их говору. Анатоль наливал ему вино и рассказывал, что Долохов держит пари с англичанином Стивенсом, моряком, бывшим тут, в том, что он, Долохов, выпьет бутылку рому, сидя на окне третьего этажа с опущенными наружу ногами.
– Ну, пей же всю! – сказал Анатоль, подавая последний стакан Пьеру, – а то не пущу!
– Нет, не хочу, – сказал Пьер, отталкивая Анатоля, и подошел к окну.
Долохов держал за руку англичанина и ясно, отчетливо выговаривал условия пари, обращаясь преимущественно к Анатолю и Пьеру.
Долохов был человек среднего роста, курчавый и с светлыми, голубыми глазами. Ему было лет двадцать пять. Он не носил усов, как и все пехотные офицеры, и рот его, самая поразительная черта его лица, был весь виден. Линии этого рта были замечательно тонко изогнуты. В средине верхняя губа энергически опускалась на крепкую нижнюю острым клином, и в углах образовывалось постоянно что то вроде двух улыбок, по одной с каждой стороны; и всё вместе, а особенно в соединении с твердым, наглым, умным взглядом, составляло впечатление такое, что нельзя было не заметить этого лица. Долохов был небогатый человек, без всяких связей. И несмотря на то, что Анатоль проживал десятки тысяч, Долохов жил с ним и успел себя поставить так, что Анатоль и все знавшие их уважали Долохова больше, чем Анатоля. Долохов играл во все игры и почти всегда выигрывал. Сколько бы он ни пил, он никогда не терял ясности головы. И Курагин, и Долохов в то время были знаменитостями в мире повес и кутил Петербурга.
Бутылка рому была принесена; раму, не пускавшую сесть на наружный откос окна, выламывали два лакея, видимо торопившиеся и робевшие от советов и криков окружавших господ.
Анатоль с своим победительным видом подошел к окну. Ему хотелось сломать что нибудь. Он оттолкнул лакеев и потянул раму, но рама не сдавалась. Он разбил стекло.
– Ну ка ты, силач, – обратился он к Пьеру.
Пьер взялся за перекладины, потянул и с треском выворотип дубовую раму.
– Всю вон, а то подумают, что я держусь, – сказал Долохов.
– Англичанин хвастает… а?… хорошо?… – говорил Анатоль.
– Хорошо, – сказал Пьер, глядя на Долохова, который, взяв в руки бутылку рома, подходил к окну, из которого виднелся свет неба и сливавшихся на нем утренней и вечерней зари.
Долохов с бутылкой рома в руке вскочил на окно. «Слушать!»
крикнул он, стоя на подоконнике и обращаясь в комнату. Все замолчали.
– Я держу пари (он говорил по французски, чтоб его понял англичанин, и говорил не слишком хорошо на этом языке). Держу пари на пятьдесят империалов, хотите на сто? – прибавил он, обращаясь к англичанину.
– Нет, пятьдесят, – сказал англичанин.
– Хорошо, на пятьдесят империалов, – что я выпью бутылку рома всю, не отнимая ото рта, выпью, сидя за окном, вот на этом месте (он нагнулся и показал покатый выступ стены за окном) и не держась ни за что… Так?…
– Очень хорошо, – сказал англичанин.
Анатоль повернулся к англичанину и, взяв его за пуговицу фрака и сверху глядя на него (англичанин был мал ростом), начал по английски повторять ему условия пари.
– Постой! – закричал Долохов, стуча бутылкой по окну, чтоб обратить на себя внимание. – Постой, Курагин; слушайте. Если кто сделает то же, то я плачу сто империалов. Понимаете?
Англичанин кивнул головой, не давая никак разуметь, намерен ли он или нет принять это новое пари. Анатоль не отпускал англичанина и, несмотря на то что тот, кивая, давал знать что он всё понял, Анатоль переводил ему слова Долохова по английски. Молодой худощавый мальчик, лейб гусар, проигравшийся в этот вечер, взлез на окно, высунулся и посмотрел вниз.

wiki-org.ru

Голиаф (радиостанция) — это… Что такое Голиаф (радиостанция)?

«Голиаф» — сверхдлинноволновая радиостанция, обеспечивающая связь с подводными лодками на расстоянии до 4000 километров[1].

Антенное полотно радиостанции состоит из трёх зонтичных антенн, которые, в свою очередь, состоят из шести правильных треугольников со стороной 400 метров. Само полотно представляет систему стальных тросов в подвижной алюминиевой оболочке, соединённых между собой муфтами. Натяжение полотна производится противовесами весом 6900 кг. «Голиаф» располагается в Кстовском районе Нижегородской области у посёлка Дружный, изначально созданного для военных, обслуживающих станцию.

Автомобиль в сравнении с мачтой

История

Схема антенны станции.
● — центральные мачты
Δ — угловые мачты

«Голиаф» — первая в СССР, а возможно и в мире, сверхдлинноволновая радиостанция. Была построена в Германии у города Кальбе в 1943 году для координации действий немецких подлодок из так называемых «волчьих стай». В начале 1945 года станцию захватили американцы, но при разделе Германии на зоны влияния она отошла к Советскому Союзу. В 1946 году станция была разобрана, а все оставшиеся на старом месте строения разрушены. Три года трофей хранился на складах связи под Ленинградом, пока в 1949 году не было принято решение о восстановлении станции в пойме реки Кудьмы в Нижегородской области.

Место установки было выбрано по двум причинам: из-за схожести здешних почв с немецкими, где станция стояла изначально (качество работы зависит от состояния почвы), и из-за достаточной удалённости от границ.

Все системы радиостанции были восстановлены за три года, и 27 декабря 1952 года она вышла в эфир.

В начале 1960-х «Голиаф» был включён в систему наблюдения за космическими аппаратами.

С 2001 года станция бездействовала в связи с ремонтом[1].

30 сентября 2003 года она вновь встала на боевое дежурство[1]. Входит в сеть службы точного времени Бета.

Технические характеристики

Станция может передавать сигнал в диапазоне 15—60 кГц. Мощность передатчика — 1800 кВт. Передающая антенна «Голиафа» состоит из 3-х зонтичных частей, расположенных вокруг трёх опор, представляющих собой стальные трубы высотой 210 метров. Углы антенны закреплены на решётчатых мачтах высотой 170 метров, расположенных в вершинах правильных шестиугольников.

Примечания

Ссылки

dic.academic.ru

Долгая жизнь «Голиафа» | Warspot.ru

Если ехать из Нижнего Новгорода по Арзамасской трассе, то вблизи посёлка Дружный Кстовского района можно увидеть два десятка очень высоких ажурных мачт, между которыми натянуты провода. Издалека может создаться впечатление, что это какой-то объект электроэнергетики или даже военное сооружение. Последняя версия соответствует действительности – это войсковая часть №36026, куда более известная под своим немецким названием – сверхдлинноволновая радиостанция «Голиаф». История её началась 75 лет назад, и тогда «Голиаф» служил подводникам кригсмарине.

Немецкие субмарины и радиосвязь

Радиосвязь в Императорских военно-морских силах Германии использовалась с самого начала Первой мировой войны. Была она и на немецких подводных лодках. В своей книге «Десять лет и двадцать дней» гросс-адмирал Карл Дёниц, бывший в Первую мировую командиром субмарины, даёт следующее описание ситуации с радиосвязью на подлодках, сложившейся к 1918 году:

«Подводные лодки воевали только в одиночку. Они выходили в море, бороздили тёмные глубины, прорывались сквозь противолодочные заграждения, разыскивали противника, вступали в бой – каждая сама по себе, не поддерживая друг друга. Радиотелеграфия – единственное доступное в то время средство связи между подлодками – не позволяла наладить совместные действия. Тогда ещё не было ни длинноволновых, ни коротковолновых передатчиков. В подводном положении мы были полностью отрезаны от мира, и чтобы передать длинноволновый сигнал, находясь на поверхности воды, необходимо было наскоро натянуть между двумя мачтами антенну. Сигнал, несмотря на используемую максимальную мощность, был очень слабым и передавался на небольшое расстояние. А во время его передачи подводная лодка находилась в состоянии лишь частичной готовности к погружению, то есть, была более чем обычно, уязвима для атаки противника, в то время как сама вообще не могла атаковать».

Став в межвоенный период командующим подводными силами кригсмарине, Карл Дёниц приложил максимум усилий для их развития. Одной из своих основных задач он считал организацию управления действиями подлодок, которая была бы невозможна без наличия высококачественной радиосвязи, позволяющей командирам лодок принимать радиограммы из штаба подводной войны и следовать его указаниям. По мнению Дёница, ему удалось достичь в этой области значительных успехов. В упомянутой книге он приводит цитату из своего доклада гросс-адмиралу Эриху Редеру от 28 октября 1939 года:

«На подводном флоте значительный прогресс достигнут в организации связи. Теперь стало возможным координировать перемещения подводных лодок на огромных морских пространствах и собирать их в одном месте, если этого требует план совместной операции».

Как же была организована радиосвязь на немецких подводных лодках? Она делилась на три диапазона: коротковолновая (КВ), средневолновая (СВ) и сверхдлинноволновая (СДВ). Связь в КВ-диапазоне являлась основной, так как она позволяла не только осуществлять приём радиограмм, но и передавать сообщения в штаб подводных сил. Средневолновая связь служила в основном для радиообмена между лодками и использовалась крайне редко.

Радиорубка немецкой подводной лодки U 995. Справа виден радиоприемник T3PLLä38, под ним в столе находится репитер гирокомпаса, связанный с радиоприемником и рамочной антенной.

Связь СДВ-диапазона считалась дублирующей по отношению к коротковолновой. Однако у сверхдлинных волн имелось одно очень важное преимущество: они обладали пусть и ограниченной, но способностью проникать сквозь водную среду. Это позволяло немецким подводным лодкам, во-первых, принимать радиосообщения на небольшой глубине под водой – в отличие от сообщений, переданных на коротких волнах, для приёма которых лодка должна была всплыть. Во-вторых, СДВ-связь позволяла осуществлять уверенный приём радиограмм в любое время суток и любое время года в отдалённых от Европы районах земного шара, т.к. она была куда менее зависима от ионосферных явлений по сравнению с коротковолновой. В ходе Второй мировой войны, когда зона действия немецких субмарин расширилась до пределов Южной Атлантики, а крейсерские подводные лодки стали совершать походы в Индийский океан вплоть до берегов Японии, важность СДВ-связи ещё более возросла.

Основным приёмником сверхдлинных волн на немецких подводных лодках был T3PLLä38. Производимый компанией «Телефункен», он использовался до самого конца войны. Приёмник работал в диапазонах частот 15–33 кГц / 70–1200 кГц. Он был связан с гирокомпасом и расположенной на рубке подводной лодки выдвижной рамочной антенной СДВ/ДВ-диапазонов, которая вращалась на 360°. Услышав интересующий его сигнал, радист по шкале, встроенной в стол и показывавшей данные с гирокомпаса, мог определить пеленг на источник сигнала.

Общий вид радиоприемника T3PLLä38. На настроечной шкале видны пять диапазонов: 70–150 кГц, 150–350 кГц, 350–640 кГц, 640–1200 кГц, 15–33 кГц.

В качестве резервного на подводных лодках мог использоваться всеволновой приёмник Telefunken E381S. Диапазон его приёма составлял 15 кГц – 20 МГц, он также использовал рамочную антенну и мог принимать сообщения в СДВ-диапазоне.

Немецкие СДВ-радиостанции

К началу войны в распоряжении кригсмарине уже имелись СДВ-радиостанции, самой мощной из которых была «Науэн» (Nauen), находившаяся в одноименном районе в Бранденбурге. Однако она уже тогда считалась устаревшей и по своим показателям не устраивала немецкий флот, а модернизировать её не представлялось возможным: для постройки нового сверхдлинноволнового передатчика требовалась бы дополнительная территория площадью минимум три квадратных километра. На этом месте, кроме СДВ-станции, уже находились и коротковолновые передатчики со своими антеннами, и возможности для монтирования новых крупных конструкций попросту не было.

Сверхдлинноволновая радиостанция «Науэн», фото 1931 года.

По мере того, как немцы захватывали другие европейские государства, в оккупированных странах также начинали свою работу местные СДВ-станции, «мобилизованные» на службу вермахта – в Польше, Голландии, Франции. Однако данная ситуация всё же полностью не удовлетворяла немецкое командование, и в 1941 году неподалёку от городка Кальбе (Kalbe) в Саксонии было начато строительство нового сверхдлинноволнового передатчика, который по своей мощности и производительности должен был наголову превзойти всех своих предшественников и потому получил название «Голиаф».

Строительство «Голиафа»

Город Кальбе, расположенный на реке Мильде (Milde), был выбран для месторасположения новой радиостанции не случайно: местная почва с повышенной влажностью создавала хорошие условия для заземления. Наличие неподалёку от Кальбе крупного железнодорожного узла, а также развитая дорожная сеть упрощали доставку необходимых стройматериалов.

Центральные здания «Голиафа», в нижней части снимка видна железнодорожная линия.

Основным подрядчиком была немецкая фирма «Карл Лоренц АГ» (Carl Lorenz AG), победившая в тендере на постройку новой радиостанции, объявленном строительным отделом кригсмарине. Компания была одним из крупнейших немецких производителей электротехники и электроники того времени. В годы войны эта фирма выпускала радиоприёмники, магнитофоны, радиостанции, радиолокаторы и даже системы шифрования. Помимо «Карл Лоренц АГ», в создании «Голиафа» участвовала крупная строительная компания «Людвиг Шнайдер» (Ludwig Schneider), а также многие другие немецкие фирмы. Главным конструктором станции был назначен доктор Фриц Гутцман (Fritz Gutzmann).

Рабочие чертежи будущей радиостанции были завершены в ноябре 1940 года. В дальнейшем доктор Гутцман практически не покидал место строительства, решая прямо на месте все возникающие трудности. Как и на многих других стройках Третьего рейха, широко применялся труд военнопленных – французских и советских, и если первые выполняли в основном квалифицированные работы и питались в немецких столовых, то вторых использовали для самых тяжёлых физических работ. Первая партия из 300 советских пленных была доставлена прямо с фронта в вагонах для перевозки скота. Когда открыли двери, выяснилось, что восемь из них уже умерли, а остальные были в тяжёлом состоянии. Смертность по причине непосильного труда и скудного питания была высокой. Умерших военнопленных хоронили за оградой местного кладбища.

Вид с одной из мачт «Голиафа» с высоты приблизительно 30 метров.

Строительство «Голиафа» велось более двух лет, круглосуточно и без выходных. Оно было усложнено высоким уровнем грунтовых вод, создававших большие проблемы – особенно при рытье котлованов и подвалов под здания. В ходе этих работ использовался экскаватор весом свыше 50 тонн, который был установлен на специальную деревянную несущую конструкцию. Дорожная сеть в районе Кальбе была хорошо развита, однако перед началом строительства дороги были посыпаны доменным шлаком, чтобы улучшить их пропускную способность. Шоссе от Кальбе до бывшего местонахождения «Голиафа» местные жители и поныне называют «черным».

Территория строительства и бараки для военнопленных были под постоянной охраной. Для всех строителей и инженеров действовала пропускная система. Площадь стройки занимала около 240 га, была полностью огорожена двухметровым забором из колючей проволоки и опоясана широким рвом. В строительных работах участвовало более 1000 человек, из них примерно половина была военнопленными. Охрана состояла из ландштурмистов и солдат, которые были комиссованы по причине болезни или преклонного возраста.

«Голиаф» начинает работу

Весной 1943 года, после 27 месяцев строительства, «Голиаф» был введён в эксплуатацию. Общая стоимость объекта, включая все технические устройства, здания и территорию, составила примерно 15 миллионов рейхсмарок. После ввода «Голиафа» в строй начальником станции стал специалист из отдела радиосвязи кригсмарине Карл Вракмайер (Karl Wrackmeyer).

Конструктивно станция состояла из двух частей: надземной и подземной. Надземная часть состояла из 18 мачт, которые образовывали три шестигранника, и натянутого между ними тросового полотна. Три мачты высотой по 210 м были центральными в вершинах трёх правильных шестиугольников. От них к остальным мачтам (высота 170 м), расположенных по периметру этих шестиугольников, были натянуты тросы из стальной проволоки с алюминиевой защитной оболочкой. Именно эти тросы и образовывали основное антенное поле. При взгляде сверху эта конструкция напоминала три раскрытых зонтика. В геометрическом центре станции находился центральный антенный павильон, где располагалось основное оборудование.

Передатчик «Голиафа» и диспетчерская в центральном здании.

Подземная часть «Голиафа» – это его заземление, представлявшее собой обширное подземное поле из оцинкованных стальных лент сечением 10×2 мм. Они расходились радиально от центральных мачт и главного павильона на глубине 2–3 метра. Всего в землю было закопано 465 км такой ленты.

Для того, чтобы передатчик можно было перенастраивать на новую частоту, широко использовались моторизованные приводы с дистанционным управлением. В таком большом масштабе это было сделано впервые в мире. Использование этих усовершенствований давало возможность в течение пяти минут настроить передатчик на любую частоту рабочего диапазона, причём, это делалось усилиями всего лишь двух специалистов. Автоматизация управления позволила ограничиться небольшим количеством сотрудников персонала, состоявшего из офицеров и матросов флота и нескольких гражданских работников. Естественно, что при организации работы станции соблюдалась максимальная секретность.

На службе кригсмарине

Радиостанция «Голиаф» оказалась самым мощным из всех длинноволновых передатчиков, использовавшихся для связи с немецкими подводными лодками во время Второй мировой войны. Если, например, передатчики в Науэне работали в диапазонах 23 кГц (мощность 200 кВт) и 16,5 кГц (мощность 300 кВт), то «Голиаф» работал в очень широком диапазоне частот от 15 до 60 кГц, что соответствует длине волны от 20000 до 5000 м, а его рабочая мощность составляла 1000 кВт.

После ввода «Голиафа» в строй в 1943 году в качестве основных СДВ-передатчиков немцами использовались следующие (указаны частота и мощность):

  • Paris I = 15,22 кГц / 500 кВт;
  • Paris II = 21,05 кГц / 350 кВт;
  • Bordeaux = 16,66 кГц / 350 кВт;
  • Kootwijk = 16,84 кГц / 150 кВт;
  • Basse-Lande = 16,66–25 кГц / 100 кВт;
  • Goliath = 14,99–60 кГц / 1000 кВт.

Резервными станциями служили:

  • Börnerowa II = 16,42 кГц / 200 кВт;
  • Börnerowa I = 17,70 кГц / 200 кВт;
  • Nauen I = 16,55 кГц / 300 кВт;
  • Nauen II = 23,08 кГц / 350 кВт;
  • Lyon = 19,80 кГц / 150 кВт.

Основной несущей частотой «Голиафа» была частота 16,55 кГц, которой соответствовала длина волны 18130 м – на этих настройках передатчик использовался для сообщений по азбуке Морзе на подводные лодки. По требованию кригсмарине передатчик был спроектирован таким образом, что на частотах больше 30 кГц можно было передавать и факсимильные сообщения. В диапазоне выше 45 кГц работала и радиотелефония, хотя качество передачи было низким. Как уже упоминалось, в Третьем рейхе существовали и другие СДВ-передатчики, однако широкий диапазон «Голиафа» и его мощность позволяли взять на себя их функции в случае возможных отключений этих станций.

Фрагменты радиодокументов немецкой подводной лодки U 505 с частотами и временем передач с «Голиафа».

«Голиаф» мог использоваться и для коммерческих целей – например, для установления постоянной и абсолютно надёжной связи между Берлином и Токио. В отличие от коротких волн, распространение которых сильно зависело от часа суток и времени года, связь с помощью этого передатчика была всегда надёжной и охватывала весь земной шар. Впрочем, своя коммерческая радиостанция СДВ-диапазона для связи с Европой была и в Японии, но «Голиаф» по мощности превосходил и её.

Однако основной задачей «Голиафа» было поддержание надёжной связи с немецкими подводными лодками, и для этой цели он подходил идеально, позволяя связываться с ними практически в любом районе земного шара, за исключением случаев, когда субмарины находились в глубоких норвежских фьордах. Коммуникационные возможности «Голиафа» в зависимости от расстояния между ним и находящейся на глубине подводной лодкой в различных точках Мирового океана представлены в таблице:

Позиция лодки

Расстояние, км

Глубина антенны лодки, м

Северное море

1000

14–24

Средиземное море

2300

12–17

Бискайский залив

1500

до 30

Индийский океан

6000–8000

7–14

Согласно статистике, эффективность приёма сообщений на подводных лодках, переданных с «Голиафа», составила 90% – и это был очень высокий показатель для техники того времени. Ежедневная загрузка станции составляла 20 часов, однако обычно через каждые шесть суток работы один день отводился на профилактические работы. На это время функции «Голиафа» брали на себя другие СДВ-передатчики.

Конец Третьего рейха

Поражения гитлеровских войск придвигали фронт всё ближе к «Голиафу». Центральный павильон радиостанции был единственным зданием, в котором можно было укрыться от удара с воздуха. Это не было специализированное бомбоубежище, а просто подвал, в котором техники могли укрыться в случае налёта. Кроме него, на станции не было больше вообще никакой защиты от возможных атак самолётов. Как ни удивительно, их и не последовало: за всю войну «Голиаф» не был ни разу атакован ни английскими, ни американскими бомбардировщиками.

В самом конце войны над передатчиком пролетали и советские самолёты, зачастую на очень низких высотах. Один из бывших охранников «Голиафа» Лео Шнайдер (Leo Schneider) вспоминал, что нередко прямо над станцией бомбардировщики или меняли свой курс или разделялись на группы. Это подтверждает и бывший начальник станции Карл Вракмайер: «Когда бомбардировщики пролетали над Кальбе, мы могли видеть с земли, в каком направлении они летели дальше. Иногда они поворачивали или рассыпались, как будто бы получали какой-то сигнал». Вероятно, станция использовалась в качестве ориентира, поэтому её и не бомбили.

Схема антенного поля «Голиафа».

Когда к Кальбе подошли американские войска, часть оборудования «Голиафа» и вся документация на станции были уничтожены. На мачтах были установлены подрывные заряды, но приказа на взрыв так и не последовало. Большая часть персонала передающей станции была в начале апреля 1945 года эвакуирована в городок Хайде в Шлезвиг-Гольштейне, чтобы продолжить работу в качестве персонала мобильного СДВ-передатчика «Феликс», который также использовался для передач сообщений на немецкие подводные лодки.

Американские войска заняли район «Голиафа» 11 апреля 1945 года и сразу превратили его в лагерь для военнопленных: местность, окружённая двухметровой оградой с колючей проволокой и рвом, идеально подходила для этого. В течение апреля и мая 1945 года на этой территории под открытым небом находилось более 85 000 пленных немецких солдат, причём, по воспоминаниям очевидцев, им даже приходилось голодать. Впрочем, их хотя бы не заставляли рыть глубокие котлованы и выполнять другую непосильную работу.

Американцы не проявили какого-то особого интереса к «Голиафу» – вероятно, вследствие его разрушенного состояния. Через несколько недель американские части были заменены британскими подразделениями, пока в июне 1945 года согласно договорённостям между союзниками о разделе Германии на оккупационные зоны район Кальбе не перешёл под контроль советских войск. Немецкие военнопленные были вывезены в лагеря на восток.

Местность, где когда-то находился «Голиаф». На спутниковый снимок наложено расположение антенн и центрального здания. Для сравнения приведены размеры футбольных полей.

После ликвидации лагеря для военнопленных советские специалисты приступили к восстановлению передатчика. К этой работе были привлечены немецкие инженеры, в том числе и главный конструктор передатчика доктор Гутцман. В мае 1946 года состоялся пробный пуск станции, а в июне того же года начался её демонтаж. Полковник в отставке Валериан Константинович Кузьмин писал в своих воспоминаниях:

«Демонтаж оборудования проводился нашими специалистами с привлечением группы сотрудников НИИ связи ВМС из Ленинграда. Работами руководило Управление связи ВМС, районный инженер инженер-майор Гольдфельд Матвей Маркович. Для демонтажа и упаковки оборудования привлекались немцы. Они практически демонтировали всё и упаковали в ящики. В разговоре со мной Матвей Маркович говорил, что главный конструктор германского «Голиафа» Гутцман даже просился к нам, в СССР, для участия в монтаже «Голиафа» на новом месте, так как, по его словам, без него не смогут восстановить радиостанцию. Была составлена исполнительная документация на русском языке, комплектующая документация. Заземление демонтажу не подвергалось».

К маю 1947 года всё оборудование «Голиафа», включая и антенно-мачтовую систему, было демонтировано и упаковано в ящики, после чего его на нескольких эшелонах перевезли в СССР, в город Выборг, и выгрузили на склад Управления связи Военно-морских сил СССР. В августе 1947 года все здания, где прежде размещался «Голиаф», были взорваны, а территорию отдали местным жителям под сельскохозяйственные нужды. Заземление советские специалисты разбирать не стали, и оно так и осталось в почве. Однако металлические ленты мешали обрабатывать землю, и местные фермеры при помощи тракторов впоследствии их извлекли. Немецкая история «Голиафа» закончилась, и он на десятилетия выпал из поля зрения зарубежных специалистов и любителей истории.

Вторая жизнь «Голиафа»

Для всех, кому была небезразлична история «Голиафа», его судьба, казалось, так и останется загадкой. Возможно, так было бы и до настоящего времени, если бы не Б.Г. Чурочкин, который 20 лет прослужил мичманом на разных должностях в войсковой части №36026. Ставший после выхода на пенсию краеведом посёлка Дружный, где располагалась эта часть, Борис Григорьевич организовал работу по созданию летописи посёлка. Зная, что основное оборудование СДВ-радиостанции сделано в Германии, он в 2007 году в поисках информации обратился на интернет-форумах к немецким любителям истории, для которых известие о том, что «Голиаф» уцелел и даже функционирует, стало сенсацией. Так широким кругам стала известна дальнейшая история «Голиафа».

Фундамент одной из опорных мачт – всё, что на сегодня осталось от «Голиафа» в Германии.

После того, как он в 1947 году был выгружен на склад в Выборге, в 1949 году было принято решение о восстановлении радиостанции. Местом новой дислокации «Голиафа» была выбрана пойма реки Кудьмы в Кстовском районе тогдашней Горьковской области. Местная почва наиболее походила по своим свойствам на немецкую, на которой изначально стояла станция. За три года на новом месте всю систему радиостанции полностью восстановили, обойдясь без участия доктора Гутцмана и других немцев.

27 декабря 1952 года радиостанция впервые вышла в эфир, и этот день стал днём рождения первой советской сверхмощной СДВ-радиостанции «Голиаф». Войсковая часть №36026 была переподчинена от отдела строительства управления связи ВМС узлу связи генштаба ВМС СССР и получила наименование «Передающий радиоцентр №1 узла связи ГШ ВМС СССР». Да и сам посёлок Дружный возник благодаря войсковой части №36026, рядом с которой сначала построили несколько домов офицерского состава, а со временем вырос и целый населённый пункт. За всё время с момента возобновления своей работы радиостанция практически не простаивала, за исключением нескольких остановок для модернизации устаревшего оборудования. В 60-х годах радиостанция в Дружном была включена и в систему наблюдения за космическими аппаратами.

Заключение

Станция «Голиаф» была передовой для своего времени конструкцией. Перед главным конструктором Фрицем Гутцманом стояла задача создать передатчик, который во всём диапазоне излучаемых частот имел бы стабильно высокий КПД. Существовавшие тогда традиционные конструкции антенн с их частотой излучения в относительно узких пределах не годились, нужно было создать нечто принципиально новое. Специалисты компании «Карл Лоренц АГ» смогли решить эту проблему, остановившись на концепции множественно настраиваемой антенны, которую описал шведско-американский изобретатель Эрнст-Фредерик-Вернер Александерсон (Ernst Frederick Werner Alexanderson) ещё на заре развития радиотехники. Впервые на практике эта концепция была реализована именно при создании «Голиафа».

Современный вид радиостанции в поселке Дружный под Нижним Новгородом.

Вместе с крахом Третьего рейха закончилась и первая, германская, часть жизни «Голиафа». На том месте, где он когда-то располагался, сейчас находятся разрушенные взрывом обломки центрального павильона, поросшие деревьями. От высоких антенных мачт не осталось ничего, кроме фундамента мачты №8 – видимо, его просто пропустили советские подрывники. Культурный центр Кальбе взял этот кусок бетона под охрану и объявил его памятником радиостанции «Голиаф», являвшейся «новой вехой в области развития радиотехники».

Сам же передатчик вот уже почти 70 лет находится на новом месте, неподалёку от посёлка Дружный Кстовского района, в 30 километрах от Нижнего Новгорода. Он по-прежнему является военным объектом, обеспечивая связь с российскими подлодками, так что никаких экскурсий в ближайшее время сюда водить не будут. Вторая жизнь «Голиафа» продолжается и сегодня, станция по-прежнему находится в строю и несёт ежедневное боевое дежурство, работая в интересах армии, флота и всего государства.

Автор выражает благодарность Владимиру Сидоренко за помощь в работе над статьёй, а также Борису Григорьевичу Чурочкину за предоставленные материалы.


Литература:

  1. http://www.uboatarchive.net
  2. http://www.uboat.net
  3. http://www.prokstovo.info
  4. https://www.nonstopsystems.com
  5. http://www.kalbemburg.de
  6. https://aftershock.news
  7. http://www.subsim.com

warspot.ru

Голиаф (радиостанция) Википедия

«Голиаф» — передающая радиостанция диапазона сверхдлинных волн, обеспечивающая радиосвязь с подводными лодками на расстоянии до 4000 километров[1].

Радиостанция интересна своей историей[2] (трофей СССР во Второй мировой войне, используемый ВМФ России и в нынешнее время) и выдающейся конструкцией радиопередатчика и антенны, благодаря которым и получила своё название. «Голиаф» располагается в Кстовском районе Нижегородской области у посёлка Дружный, изначально созданного для военных, обслуживающих эту радиостанцию.

История

Радиостанция «Голиаф» (нем. Goliath) изначально была построена в Германии у города Кальбе в 1943 году, главный конструктор Фритц Гутцман. Монтаж радиостанции велся фирмами C. Lorenz AG и AEG, строительство велось с использованием труда советских, французских и польских военнопленных — узников ближайших концлагерей. План строительства «Голиафа» имел высшую степень срочности.

«Голиаф» стал первой радиостанцией диапазона сверхдлинных волн мощностью более 1000 кВт и самой мощной радиостанцией того периода в мире. Радиостанция использовалась в интересах Кригсмарине для радиосвязи с германскими подводными лодками из так называемых «волчьих стай» и действовала на частотах 15—25 кГц с основной рабочей частотой 16,55 кГц. Сигнал «Голиафа» принимался в Атлантике подводными лодками в погруженном состоянии, находившимися даже в Карибском море. Кроме того, рассматривалась возможность использования радиостанции в качестве средства радиосвязи с Японией, союзником Германии, дублирующего радиосвязь в диапазоне коротких волн.

В течение всей второй мировой войны «Голиаф» никогда не подвергался налётам англо-американской авиации, хотя иногда бомбардировщики пролетали очень низко над антеннами. Одно из объяснений такого факта основано на том, что «англичане взломали коды германского Кригсмарине и могли читать радиосообщения командиров германских подводных лодок»[2]. В начале 1945 года радиостанцию захватили американские войска, некоторое время территория использовалась как лагерь для военнопленных, в котором, в частности, содержался генерал Вальтер Венк. При разделе Германии на зоны влияния территория, на которой располагался «Голиаф», отошла к Советскому Союзу. В 1947 году радиостанция была разобрана, а все оставшиеся на старом месте строения разрушены.

Три года трофей хранился на складах связи под Ленинградом, пока в 1949 году не было принято решение о восстановлении радиостанции в пойме реки Кудьмы в Горьковской области. Место установки было выбрано по двум причинам: из-за схожести здешних почв с немецкими, где станция стояла изначально (качество работы зависит от состояния почвы), и из-за достаточной удалённости от границ. Все системы радиостанции были восстановлены за три года, и в декабре 1952 года состоялось первое пробное включение с выходом в эфир (акт приёмки объекта с перечнем необходимых доработок был подписан 27 декабря 1952 года)[2]. В начале 1960-х годов «Голиаф» был включён в систему наблюдения за космическими аппаратами[3].

С 2001 года радиостанция бездействовала в связи с ремонтом[1]. 30 сентября 2003 года «Голиаф» вновь встал на боевое дежурство[1]. Радиостанция входит в сеть службы точного времени «Бета».

Технические характеристики

Рабочий диапазон частот 15—60 кГц (диапазон длин волн от 20 до 5 км). Мощность радиопередатчика на верхних частотах 1000 кВт[2]. КПД антенны около 90 %[2], ёмкость антенны 0,11 мкФ, сопротивление потерь приблизительно 0,03 Ом, ширина полосы пропускания 20…50 Гц[4]. Общий КПД около 50 %[2].

Антенна

Схема антенны станции:
● — центральные (трубчатые) мачты; Δ — угловые (решетчатые) мачты; красный квадрат — центральный антенный павильон (точка питания)

Антенна радиостанции[2][4] представляет собой вариант антенны Александерсена — несимметричную реализацию вертикального шлейф-вибратора с тремя вертикальными элементами-шлейфами (центральными мачтами, называемыми также трубчатыми мачтами), соединенными между собой электрически многопроводной квазигоризонтальной частью («полотном»). Полотно также выполняет функции емкостной нагрузки, а его снижение, выполненное из трех групп проводников в центре конструкции, является активным (четвертым) элементом: снижение подходит к точке возбуждения, располагающейся в центральном антенном павильоне. Излучение антенны создается, прежде всего, центральными мачтами и снижением.

Одна из пятнадцати решетчатых мачт Автомобиль в сравнении с решетчатой мачтой

Центральные мачты установлены на изоляторах, их основания соединены с развитой системой заземления через удлинительные индуктивные катушки. Катушки выполнены из литцендрата и намотаны пятью параллельно идущими проводниками диаметром 10 мм каждый. Высота катушек 5 м, диаметром 3,2 м, они расположенные в антенных павильонах у основания центральных мачт. Заземление выполнено из оцинкованных стальных лент сечением 10×2 мм, радиально расходящихся вокруг каждой из центральных мачт и вокруг центрального павильона. Общая длина уложенного в землю провода составляет 350 км.

Для каждой из трех центральных мачт полотно состоит из шести групп проводников, образующих по форме шесть правильных треугольников с длиной стороны 400 м. Конструктивно полотно представляет систему стальных тросов в подвижной алюминиевой оболочке, соединённых между собой муфтами. Полотно поддерживается в натяжении противовесами массой 6900 кг. Центральные мачты представляют собой стальные трубы высотой 210 м, углы полотна закреплены на решётчатых мачтах высотой 170 м, расположенных в вершинах правильных шестиугольников.

Проводники полотна совместно с поддерживающими их центральными мачтами напоминают три гигантских зонта диаметром около 1 км каждый. Подобную конструкцию иногда называют зонтичной антенной (англ. umbrella antenna).

См. также

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

Мистика низких частот. Как связаться с подводной лодкой? » Военное обозрение

Что за нелепый вопрос? «Как связаться с подводной лодкой»


Взять спутниковый телефон и позвонить. Коммерческие системы спутниковой связи, такие как INMARSAT или «Иридиум», позволяют, не выходя из московского офиса, дозвониться до Антарктиды. Единственный минус – высокая стоимость звонка, впрочем, у Минобороны и Роскосмоса, наверняка, действуют внутренние «корпоративные программы» с солидными скидками…

Действительно, в век Интернета, «Глонасс» и беспроводных систем передачи данных проблема связи с подводными лодками может показаться бессмысленной и не очень остроумной шуткой – какие здесь могут быть проблемы, спустя 120 лет после изобретения радио?

А проблема здесь одна – лодка, в отличие от самолетов и надводных кораблей, движется в глубинах океана и совершенно не реагирует на позывные обычных КВ, УКВ, ДВ-радиостанций — соленая морская вода, являясь превосходным электролитом, надежно глушит любые сигналы.

Ну… если потребуется — лодка может всплыть на перископную глубину, выдвинуть радиоантенну и провести сеанс связи с берегом. Проблема решена?
Увы, не все так просто – современные атомоходы способны месяцами находиться в подводном положении, лишь изредка поднимаясь к поверхности для проведения планового сеанса связи. Основная важность вопроса состоит в надежной передаче информации с берега на подводную лодку: неужели для трансляции важного приказа придется ждать сутки и более – до следующего по графику сеанса связи?

Иными словами, в момент начала ядерной войны подводные ракетоносцы рискуют оказаться бесполезными – в то время, когда на поверхности будут греметь бои, лодки продолжат спокойно выписывать «восьмерки» в глубинах Мирового океана, не подозревая о трагических событиях, происходящий «наверху». А как же наш ответный ядерный удар? Зачем нужны морские ядерные силы, если их невозможно вовремя применить?
Как вообще связаться с притаившейся на морском дне субмариной?

Первый способ довольно логичен и прост, в то же время он весьма сложен в реализации на практике, а дальность действия такой системы оставляет желать лучшего. Речь идет о звукоподводной связи – акустические волны, в отличие от электромагнитных, распространяются в морской среде гораздо лучше, чем по воздуху – скорость звука на глубине 100 метров составляет 1468 м/с!

Остается лишь установить на дне мощные гидрофоны или заряды взрывчатки – серия взрывов с определенным интервалом однозначно покажет подлодкам необходимость всплыть и принять важную шифрограмму по радиосвязи. Способ годится для операций в прибрежной зоне, но «перекричать» Тихий океан уже не получится, в противном случае потребная мощность взрывов превысит все разумные пределы, а образовавшаяся волна-цунами смоет все от Москвы до Нью-Йорка.

Конечно, можно проложить по дну сотни и тысячи километров кабелей – к гидрофонам, установленным в районах наиболее вероятного нахождения стратегических ракетоносцев и многоцелевых атомных подлодок… Но существует ли иное, более надежное и эффективное решение?

Der Goliath. Страх высоты

Обойти законы природы невозможно, но в каждом из правил есть свои исключения. Морская гладь не прозрачна для длинных, средних, коротких и ультракоротких волн. В то же время, сверхдлинные волны, отражаясь от ионосферы, без труда распространяются за горизонтом на тысячи километров и способны проникать в глубины океанов.

Выход найден – система связи на сверхдлинных волнах. И нетривиальная проблема связи с подводными лодками решена!


Но почему все радиолюбители и эксперты в области радиотехники сидят с таким унылым выражением лиц?

Зависимость глубины проникновения радиоволн от их частоты
VLF (very low frequency) — очень низкие частоты
ELF (extremely low frequency) — крайне низкие частоты


Сверхдлинные волны – радиоволны с длиной волны свыше 10 километров. В данном случае, нас интересует диапазон очень низких частот (ОНЧ) в пределах от 3 до 30 кГц, т.н. «мириаметровые волны». Даже не пытайтесь искать этот диапазон на ваших радиоприемниках – для работы со сверхдлинными волнами нужны антенны потрясающих размеров, длиной во многие километры – ни одна из гражданских радиостанций не работает в диапазоне «мириаметровых волн».

Чудовищные габариты антенн – вот главная загвоздка на пути создания ОНЧ-радиостанций.

И все же, исследования в данной области проводились еще в первой половине XX века — их результатом стал невероятный Der Goliath («Голиаф»). Очередной представитель немецкого «вундерваффе» — первая в мире сверхдлинноволновая радиостанция, созданная в интересах Кригсмарине. Сигналы «Голиафа» уверенно принимались подлодками в районе мыса Доброй Надежды, при этом, излучаемые супер-передатчиком радиоволны могли проникать в воду на глубину до 30 метров.

Размеры автомобиля в сравнении с опорой «Голиафа»


Вид «Голиафа» потрясает воображение: передающая ОНЧ-антенна состоит из трех зонтичных частей, смонтированных вокруг трех центральных опор высотой 210 метров, углы антенны закреплены на пятнадцати решетчатых мачтах высотой 170 метров. Каждое антенное полотно, в свою очередь, состоит из шести правильных треугольников со стороной 400 м и представляет из себя систему стальных тросов в подвижной алюминиевой оболочке. Натяжение антенного полотна производится 7-тонными противовесами.

Максимальная мощность передатчика – 1,8 Мегаватт. Рабочий диапазон 15 – 60 кГц, длина волн 5000 — 20 000 м. Скорость передачи данных – до 300 бит/с.

Монтаж грандиозной радиостанции в пригороде г. Кальбе завершился весной 1943 года. Два года «Голиаф» служил в интересах Кригсмарине, координируя действия «волчьих стай» на просторах Атлантики, до тех пор, пока в апреле 1945 «объект» не был захвачен американскими войсками. Спустя некоторое время местность перешла под управление советской администрации – станцию немедленно разобрали и вывезли в СССР.

Шестьдесят лет немцы гадали, где же русские спрятали «Голиаф». Неужели эти варвары пустили шедевр немецкой конструкторской мысли на гвозди?
Тайна открылась в начале XXI века — немецкие газеты вышли с громкими заголовками: «Сенсация! «Голиаф» найден! Станция по-прежнему находится в рабочем состоянии!»

Высоченные мачты «Голиафа» взметнулись ввысь в Кстовском районе Нижегородской области, у поселка Дружный – именно отсюда ведет свое вещание трофейный супер-передатчик. Решение о восстановлении «Голиафа» было принято еще в далеком 1949 году, первый выход в эфир состоялся 27 декабря 1952 года. И вот, уже более 60 лет легендарный «Голиаф» стоит на страже нашего Отечества, обеспечивая связь с идущими под водой подлодками ВМФ, одновременно являясь передатчиком службы точного времени «Бета».

Впечатленные возможностями «Голиафа», советские специалисты не стали останавливаться на достигнутом и развили немецкие идеи. В 1964 году в 7 километрах от города Вилейка (Республика Беларусь) была построена новая, еще более грандиозная радиостанция, более известная, как 43-й узел связи ВМФ.

На сегодняшний день, ОНЧ-радиостанция под Вилейкой, наряду с космодромом Байконур, военно-морской базой в Севастополе, базами на Кавказе и в Средней Азии, входит в число действующих зарубежных военных объектов Российской Федерации. На узле связи «Вилейка» служат порядка 300 офицеров и мичманов ВМФ РФ, не считая вольнонаемных граждан Белоруссии. Юридически, объект не имеет статуса военной базы, а территория радиостанции передана России в безвозмездное пользование до 2020 года.

Главной достопримечательностью 43-го узла связи ВМФ РФ, безусловно, является ОНЧ-радиопередатчик «Антей» (RJH69), созданный по образу и подобию немецкого «Голиафа». Новая станция гораздо крупнее и совершеннее трофейной немецкой аппаратуры: высота центральных опор увеличилась до 305 м, высота боковых решетчатых мачт достигла 270 метров. Помимо передающих антенн, на территории площадью 650 га расположен ряд технических строений, в том числе высокозащищенный подземный бункер.

43-й узел связи ВМФ РФ обеспечивает связь с атомными лодками, несущими боевое дежурство в акваториях Атлантического, Индийского и северной части Тихого океана. Помимо своих основных функций, гигантский антенный комплекс может быть использован в интересах ВВС, РВСН, Космических войск РФ, также «Антей» применяется для ведения радиотехнической разведки и РЭБ и входит в число передатчиков службы точного времени «Бета».

Мощные радиопередатчики «Голиаф» и «Антей» обеспечивают надежную связь на сверхдлинных волнах в Северном полушарии и на большей площади Южного полушария Земли. Но как быть, если районы боевого патрулирования подлодок сместятся в южную Атлантику или в экваториальные широты Тихого океана?

Для особых случаев в составе авиации Военно-Морского Флота имеется специальная техника: самолеты-ретрансляторы Ту-142МР «Орел» (по классификации НАТО Bear-J) — составная часть резервной системы управления морскими ядерными силами.

Созданный в конце 1970-х годов на базе противолодочного самолета Ту-142 (который, в свою очередь, является модификацией стратегического бомбардировщика Т-95), «Орел» отличается от прародителя отсутствием поисковой аппаратуры – взамен на месте первого грузового отсека находится бобина с буксируемой 8600-метровой антенной ОНЧ-радиопередатчика «Фрегат». Помимо сверхдлинноволновой станции, на борту Ту-142МР имеется комплекс аппаратуры связи для работы в обычных диапазонах радиоволн (при этом самолет способен исполнять функции мощного КВ-ретранслятора даже без подъема в воздух).
Известно, что по состоянию на начало 2000-х годов несколько машин данного типа все еще числились в составе 3-ей эскадрильи 568-го гв. смешанного авиаполка авиации Тихоокеанского флота.

Разумеется, использование самолетов-ретрансляторов есть не более чем вынужденная (резервная) полумера – в случае реального конфликта Ту-142МР может быть легко перехвачен вражеской авиацией, кроме того, кружащий в определенном квадрате самолет демаскирует подводный ракетоносец и явственно указывает противнику положение субмарины.

Морякам требовалось исключительно надежное средство для своевременного доведения приказов военно-политического руководства страны до командиров атомных подводных лодок, находящихся на боевом патрулировании в любом уголке Мирового океана. В отличие от сверхдлинных волн, проникающих в толщу воды всего на пару десятков метров, новая система связи должна обеспечить надежный прием экстренных сообщений на глубинах 100 и более метров.

Да…перед связистами возникла весьма и весьма нетривиальная техническая задача.

ЗЕВС

…В начале 1990-х годов ученые Стэнфордского университета (Калифорния) опубликовали ряд интригующих заявлений, касающихся исследований в области радиотехники и радиопередачи. Американцы стали свидетелями необычного явления – научная радиоаппаратура, размещенная на всех континентах Земли регулярно, в одно и то же время, фиксирует странные повторяющиеся сигналы на частоте 82 Гц (или, в более привычном для нас формате 0,000082 МГц). Указанная частота относится к диапазону крайне низких частот (КНЧ), в этом случае длина чудовищной волны составляет 3658,5 км (четверть диаметра Земли).

16-минутная передача «ЗЕВСА», зафиксированная 08.12.2000 г. в 08:40 UTC


Скорость передачи за один сеанс – три знака каждые 5-15 минут. Сигналы поступают прямо из земной коры – у исследователей возникает мистическое ощущение, будто бы сама планета разговаривает с ними.
Мистика – удел средневековых мракобесов, а продвинутые янки сразу догадались, что имеют дело с невероятным КНЧ-передатчиком, размещенным где-то на другом конце Земли. Где? Ясно где – в России. Похоже, эти безумные русские «закоротили» целиком всю планету, используя её в качестве гигантской антенны для передачи зашифрованных сообщений.

Секретный объект «ЗЕВС» расположен в 18 километрах южнее военного аэродрома Североморск-3 (Кольский полуостров). На карте Google Maps хорошо видны две просеки (по диагонали), протянувшиеся через лесотундру на два десятка километров (ряд интернет-источников указывает длину линий в 30 и даже в 60 км), кроме того заметны технические здания, сооружения, подъездные пути и дополнительная 10-километровая просека к западу от двух основных линий.

Просеки с «фидерами» (рыбаки сразу догадаются, о чем идет речь), иногда ошибочно принимают за антенны. На самом деле это два гигантских «электрода» через которые прогоняют электрический разряд мощностью в 30 МВт. Антенной является сама планета Земля.

Выбор данного места для установки системы объясняется низкой удельной проводимостью здешнего грунта – при глубине контактных скважин 2-3 километра, электрические импульсы проникают глубоко в недра Земли, пронизывая планету насквозь. Импульсы гигантского КНЧ-генератора отчетливо фиксируются даже научными станциями в Антарктиде.

Представленная схема не лишена своих недостатков – громоздкие размеры и чрезвычайно низкий КПД. Несмотря на колоссальную мощность передатчика, мощность выходного сигнала составляет считанные Ватты. Кроме того, прием столь длинных волн также влечет за собой немалые технические сложности.

Прием сигналов «Зевса» осуществляется подлодками на ходу на глубине до 200 метров на буксируемую антенну длиной около одного километра. Ввиду чрезвычайно низкой скорости передачи данных (один байт за несколько минут), система «ЗЕВС» очевидно используется для передачи простейших закодированных сообщений, к примеру: «Подняться к поверхности (выпустить радиобуй) и прослушать сообщение по спутниковой связи».

Ради справедливости стоит отметить, что впервые подобная схема впервые была задумана в США в годы Холодной войны – в 1968 годы был предложен проект секретного объекта ВМС под кодовым именем Sanguine («Оптимистичный») – янки намеревались превратить 40% площади лесов штата Висконсин в гигантский передатчик, состоящий из 6000 миль проложенных под землей кабелей и 100 высокозащищенных бункеров для размещения вспомогательной аппаратуры и генераторов электроэнергии. По задумке создателей, система была способна выдержать ядерный взрыв и обеспечить уверенную трансляцию сигнала о ракетном нападении на все атомные подлодки ВМС США в любом районе Мирового океана.

Американский КНЧ-передатчик (Клэм Лэйк, Висконсин, 1982 год)


В 1977-1984 годах проект был реализован в менее абсурдной форме в виде системы Seafarer («Мореплаватель»), чьи антенны располагались в местечке Клэм Лэйк (шт. Висконсин) и на базе ВВС США «Сойер» (шт. Мичиган). Рабочая частота американской КНЧ-установки – 76 Гц (длина волны 3947,4 км). Мощность передатчика Seafarer – 3 МВт. Система была снята с боевого дежурства в 2004 году.

В настоящее время перспективным направлением для решения проблемы связи с подводными лодками является применение лазеров сине-зеленого спектра (0,42-0,53 мкм), чье излучение с наименьшими потерями преодолевает водную среду и проникает на глубину до 300 метров. Помимо очевидный трудностей с точным позиционированием луча, «камнем преткновения» данной схемы является высокая потребная мощность излучателя. Первый вариант предусматривает использование спутников-ретрансляторов с крупноразмерными отражающими рефлеткторами. Вариант без ретранслятора предусматривает наличие на орбите мощного источника энергии – для питания лазера мощностью 10 Вт потребуется энергоустановка с мощностью выше на два порядка.

В заключении стоит отметить, что отечественный Военно-Морской Флот – один из двух флотов в мире, обладающий полным комплектом морских ядерных сил. Помимо достаточного количества носителей, ракет и боевых блоков, в нашей стране, проводились серьезные исследования в области создания систем связи с подводными лодками, без которых морские СЯС утратили бы свое зловещее значение.

«Голиаф» в годы Второй мировой

Самолет управления и связи Boeing E-6 Mercury, элемент резервной системы связи с атомными подводными лодками с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) ВМС США

http://www.vlf.it/zevs/zevs.htm
http://commi.narod.ru
http://tesla.stumblers.net
http://www.radioscanner.ru
http://aobauer.home.xs4all.nl/Goliath.pdf

topwar.ru

И чего только не отыщется в родной Нижегородской области

Вот, например, сверхдлинноволновая радиостанция «ГОЛИАФ»:

Это была сильнейшая радиоустановка Второй мировой войны, способная передавать зашифрованные сигналы в глубину океана. Созданная еще в 1943 году в Германии в районе Франкфурта-на-Одере, она отправляла информацию для «волчьих стай» подводных лодок гросс-адмирала Деница. Те атаковали советские конвои на Северном морском пути и топили наших союзников в Атлантике. В начале 1945 года станцию захватили американцы, а при разделе зон влияния «Голиаф» отошел Советскому Союзу. Специалисты оценили находку и переправили оборудование в СССР.
Три года немецкий трофей хранился на складах связи под Ленинградом, а в 1949 году было решено восстановить чудо вражеской научной мысли. Местом дислокации «Голиафа» была выбрана пойма реки Кудьмы в Кстовском районе нынешней Нижегородской области. За три года на новом месте полностью восстановили всю систему радиостанции, и 27 декабря 1952 года она впервые вышла в эфир в Советском Союзе. А в начале
1960-х радиостанция в Дружном (так называется населенный пункт, где она расположена и поныне) была включена в систему наблюдения за космическими аппаратами. Она, хоть и пассивно, сопровождала полеты Гагарина, Титова, космического комплекса «Энергия — Буран» и т.д.
 Долгие 62 года в Германии гадали, где именно русские спрятали «Голиаф». И только в прошлом году немецкие газеты запестрели заголовками: «Сенсация! «Голиаф» найден!», «Голиаф» функционирует до сих пор!». Оказалось, историки ФРГ до сих пор пишут о станции в своих трудах, а на место, где она когда-то располагалась, водят экскурсии. На исторической родине «Голиафа» верят, что это было «неповторимое антенное устройство» и самая «высокопроизводительная радиостанция в мире на тот момент».
Действительно, одним из главных недостатков существовавшей тогда системы управления подводными лодками была невозможность передавать сигналы управления под воду. Работы по устранению этого недостатка велись по двум направлениям: создание системы связи в сверхдлинноволновом (СДВ) диапазоне, что позволило бы субмаринам принимать сигналы, находясь в подводном положении, и создание выдвижных антенн для поддержания радиосвязи на перископной глубине. Немцы предпочли использование сверхдлинных волн. «Голиаф», располагавшийся в 140 километрах от Берлина, позволял подводным лодкам принимать его сигналы на значительном удалении. Фашистские кригсмарине слышали команды станции во всей Северной и Центральной Атлантике на глубинах до 28 метров, а в Индийском океане в районе острова Мадагаскар — на глубине 18 метров. По тем временам это было огромным достижением!
Сверхдлинноволновая станция «Голиаф» действительно по сей день в строю. За более чем полвека она практически не выключалась, за исключением периодов частичной модернизации устаревшего оборудования…

Или вот сегодня утром я узнал, что среди наших земляков есть самый настоящий космонавт.

Вячеслав Дмитриевич Зудов родился 8 января 1942 года в городе Бор Горьковской (ныне Нижегородской) области. Детские годы прошли в деревне Алферово Арзамасского района Новгородской области. В 1949 году семья перехала в город Электросталь (Московская область), где и пошел в школу. В 1960 году окончил школу и поступил в Балашовское высшее военное авиационное училище летчиков. С 1963 года — служба в частях военно-транспортной авиации Советской Армии. В 1965 году зачислен в отряд советских космонавтов (1965 Группа ВВС № 3). Прошел полный курс общекосмической подготовки и подготовки к полетам на космических кораблях типа «Союз». В 70-е годы проходил подготовку к полетам на военной орбитальной станции типа «Алмаз». В июле и в августе 1974 года входил в экипажи поддержки при полетах космических кораблей «Союз-14» и «Союз-15». С 14 по 16 октября 1976 года вместе с Валерием Ильичем РОЖДЕСТВЕНСКИМ совершил полет в космос в качестве командира космического корабля «Союз-23». Программа полета предусматривала работу на борту орбитальной станции «Салют-5», однако из-за нештатной работы системы сближения стыковку корабля и станции осуществить не удалось. Продолжительность пребывания в космосе составила 2 дня 6 минут 35 секунд. После полета продолжал работу в Центре подготовки космонавтов имени Ю.А.Гагарина, являлся командиром группы отряда космонавтов. В апреле 1980 года и в марте 1981 года входил в состав дублирующих экипажей при полетах космических кораблей «Союз-35» и «Союз Т-4». В 1980 году окончил Военно-воздушную академию имени Ю.А.Гагарина, затем Академию общественных наук при ЦК КПСС.

Герой Советского Союза (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1976 года). Награжден орденом Ленина, медалями. Награжден Почетным дипломом имени В.М.Комарова (FAI). Почетный гражданин городов Бор, Гагарин, Калуга (Россия), Аркалык, Джезказган (Казахстан).


ligget-dukat.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *