ГАЗ-52

ГАЗ-52Ф

Предсерийная, опытно-промышленная партия грузовика с колесной базой 3,3 метра  и грузоподъёмность 2,5 тонны. Оснащался с рядным шестицилиндровым форкамерно-факельным двигателем мощностью 85 лошадиных сил. Выпускался с 1958 по 1959 год, из-за проблем с доводкой двигателя в серийное производство не попал.

ГАЗ-52Г

Опытный образец бортового грузовика, выпущенного в 1959 году, с увеличенной колесной базой до 3,7 метров и грузоподъёмностью 4 тонны. Оснащался усиленными рессорами и шинами повышенной грузоподъемности. Однако из-за слабого двигателя мог ездить только по ровной и твердой дороге, вследствие чего серийно не выпускался.

ГАЗ-52А

Серийный грузовик, который выпускался с середины 1964 года до 1966 года. Как и модификация ГАЗ-52Г, колесная база составляла 3,7 метра, а грузоподъёмность 4 тонны. Предназначался для перевозки спец. фургонов.

ГАЗ-52П

Опытный образец седельного тягача, с колесной базой 3,3 метра, был выпущен в 1959 году.

ГАЗ-52Я

Опытный бортовой грузовик выпущенный, на базе модели ГАЗ-52Г, но с кузовом меньшей длины и грузоподъемностью 2500 килограмм. Особенностью его конструкции являлся задний борт, который мог поднимать грузы. Серийно данная модель не выпускалась.

ГАЗ-52-01

Развитие модели ГАЗ-52А, с колесной базой 3,7 метра и грузоподъёмностью 2,5 тонны. Выпускался с 1966 по 1989 год.

ГАЗ-52-02

Модификация грузовика под самосвалы ГАЗ-САЗ (САЗ-3503 и САЗ-3504), с колесной базой 3,3 метра. Выпускался с 1966 по 1989 год.

ГАЗ-52-03

Бортовой грузовик с колесной базой 3700 миллиметров и грузоподъёмностью 2500 килограмм. Оснащался двигателем мощностью 75 лошадиных сил. Выпускался с 1966 по  1975 год, был вытеснен моделями ГАЗ-52-04 и ГАЗ-53А.

ГАЗ-52-04

Базовый бортовой грузовик с грузоподъемностью 2.5 тонны и колесной базой 3300 миллиметров. Выпускался с 1975 по 1989 год.

ГАЗ-52-05

Грузовое такси на базе грузовика ГАЗ-52-04, комплектовался с увеличенными бортами и тентом. Выпускался серийно с 1975 по 1989 год.

ГАЗ-52-06

Серийный седельный тягач, развитие модели ГАЗ-51П, с колесной базой 3,3 метра, мог буксировать полуприцеп массой до 6 тонн. Серийно выпускался с 1977 по 1985 год.

ГАЗ-52-07

Модифицированный ГАЗ-52-04 с двигателем, работающим на сжиженном газе, мощностью 73 лошадиные силы. Максимальная скорость грузовика составляла 70 км/ч. На раме, с левой стороны автомобиля, устанавливался газовый баллон объемом 151 литр, оснащенный указателем уровня топлива. Выпускался серийно с 1976 по 1984 год.

ГАЗ-52-08

Модифицированный ГАЗ-52-01 работающий на сжиженном газе, максимальная скорость составляла 70 км/ч. Выпускался с 1977 по 1989 год.

ГАЗ-52-09

Модификация грузового такси ГАЗ-52-05 с двигателем работающем на сжиженном газе. Выпускался с 1977 по 1989 год.

ГАЗ-52-27

Грузовой автомобиль с двигателем мощностью 65 лошадиных сил, работающем на сжатом природном газе, максимальная скорость составляла 70 км/ч. Газовые баллоны, два штуки по 50 литров, располагался под платформой Выпускался с 1984 по 1988 год.

ГАЗ-52-28

Грузовик с двигателем ГАЗ-52-27, работающим на сжатом природном газе, с колесной базой 3,7 метра. Под платформой автомобиля размещалось 7 газовых баллонов, а запасное колесо было перенесено в заднюю часть автомобиля, под раму. Выпускался с 1984 по 1988 год.

ГАЗ-52-54, ГАЗ-52-74

Экспортные модификации ГАЗ-52-04 для стран с тропическим и умеренным климатом соответственно.

АЛ-18 (52-02)-Л2

18-метровая автолестница на шасси ГАЗ-52, изготавливалась на Торжокском заводе противопожарного оборудования с 1967 года. Автомобиль мог доставить двух человек, для проведения спасательных работ и тушения пожара, на высоту 6-этажного дома. Колена лестницы выдвигались при помощи гидроцилиндра, а сдвигались сами собой, под собственным весом.

МПР-9924

Передвижная ремонтная мастерская на шасси ГАЗ-52-01, а так же ГАЗ-53. Расшифровывается МПР как Мастерская Передвижная Ремонтная.

russoauto.ru

Двигатель ГАЗ-52 — «История автомобилестроения» на DRIVE2

Рассказав в прошлых статьях про американские двигатели Ford Y-block и Ford Flathead V8, ставшие сердцем многих проектов старой школы, я решил продолжить, но уже про незаслуженно забытый отечественный мотор.

В Америке при ее развитой автомобильной индустрии появление большинства новых агрегатов было следствием конкуренции автопроизводителей (Ford flathead яркий тому пример), а в СССР же в те времена тенденции задавали военные. К 1936 был создан первый образец двигателя М-1, являвшийся дальнейшим развитием двигателя ГАЗ-А, который в свою очередь уходил корнями еще в Америку 20-х. Из-за отсутствия других бензиновых двигателей М-1 ставился всюду: от артиллерийских тягачей до маломерных судов. Однако большинству этот двигатель знаком по автомобилю ГАЗ-М1. Из-за того, что М-1 не отличался высокими показателями надежности и мощности на государственном уровне было принято решение о разработке двигателя нового поколения. К сожалению, тогда отечественная конструкторская школа двигателестроения не располагала достаточным опытом и познаниями в конструировании 6-и цилиндровых моторов, поэтому было решено закупить чертежи американского мотора Dodge-D5 самого малого рабочего объема и, адаптировав двигатель под наши условия, выпускать его. Отличия коснулись привода грм, где цепь заменили на текстолитовую шестерню, знакомую многим, кто имел дело с моторами ГАЗ. Также маслоприемник стал плавающим – и остался таким до 24-й Волги. В общем двигатель был переработан весьма основательно, что не позволяет называть его лицензионной копией Dodge. Основным же отличием было то, что двигатель был полностью переведен в метрическую систему, что не оставило между ним и «предком» ни одной взаимозаменяемой детали.

Один из немногих, дошедших до наших дней, ГАЗ 11. Отлично видна колба масляного фильтра, сапун открытой системы вентиляции картера, помпа и карбюратор правильного года, а также высокий корпус термостата. Кроме того видно, что как и у мотора Додж Д5 свечи расположены в попарно-групповом порядке, ближе к впускным клапанам

Полный размер

Предвоенный гоночный ГЛ-1 с новым двигателем ГАЗ-11, установивший всесоюзный рекорд скорости в 1940-м (161,87 км/ч). Автомобиль построен на агрегатах 6-и цилиндровой М1, и в новых реалиях вполне может считаться первым советским хот-родом.

Полный размер

Двигатель ГЛ-1 имел 2 карбюратора типа Stromberg, что лишь подтверждает мысль о том, что ГЛ-1 был построен по канонам хот-роддинга. Таким же модификациям подвергался и культовый Ford Flathead.

Построенный на ГАЗе двигатель имел очень неплохие для своего времени параметры, аналогичные культовому Ford Flathead: объем 3485 см3, мощность с чугунной головкой (сж 5,6) — 76 л.с. при 3400 об/мин, а с алюминиевой головкой (с.ж. 6,5 при 3600 об/мин) — 85 л.с. Также Форду не уступал и карбюратор с ускорительным насосом, а трамблер с вакуумным и центробежными автоматами опережения зажигания даже превосходил V8. Уже в 1938 новый двигатель был испытан на автомобилях и самолетах. Многие М-11 помогали ковать победу, трудясь в самой разнообразной технике тех лет – от штабных 6-и цилиндровых М-ок, до артиллерийских установок СУ-76 (там они работали в спарке).

85-и сильная авиационная версия ГАЗ-11 на самолете Г-23.

Спарка из 2-х двигателей ГАЗ-11 для военной техники.

В 1946 году свет увидела модернизированная версия двигателя ГАЗ 11, дошедшая до наших дней огромными тиражами. Внешне двигатель можно было легко отличить по иной форме коллекторов (окна стали квадратными вместо круглых), закрытой вентиляции картера, схожему с Победой карбюратору, раздельной системе фильтрации масла и тд. Основным носителем этого двигателя стал грузовой ГАЗ 51, однако и легковые автомобили не были ему чужды. Наиболее известным послевоенным автомобилем с нижнеклапанной 6-кой под капотом стал ГАЗ-12 ЗиМ. Благодаря 2-х камерному карбюратору К-21, измененному под него впуску и головке с повышенной степенью сжатия (под 70-72 бензин) двигатель выдавал 90 л.с, практически не уступая своему заокеанскому аналогу от Ford. Двигатель ГАЗ-12 имел также еще одно существенное отличие от двигателя ГАЗ-51: симметричные шатуны, позволявшие существенно продлить жизнь шатунным вкладышам.

Полный размер

Двигатель ГАЗ-51, оснащенный однокамерным карбюратором, выдавал 75 лошадиных сил.

Полный размер

Двигатель ГАЗ 12, оснащенный 2-х камерным карбюратором и головкой под более высокооктановый бензин выдавал уже 90 лошадиных сил.

Двигатель ГАЗ 49 — модификация для использования на военной технике. Обращает на себя внимание центрифуга для очистки масла и экранированная система зажигания (для подавления помех при работе двигателя в случае использования радиоборудования).

Двигатель ГАЗ 49 — вид с другой стороны. Отлично заметен 2-х секционный масляный насос: одна секция разгоняла масло каналам, другая работала на центрифугу. Мощность — 90 л.с. Оригинальный коллектор заменен на гражданский.

ГАЗ 49 работал на БТР 60. Оригинальное шасси этого БТР включало два двигателя ГАЗ-49, установленных паралельно в корме, каждый из них через свою двухступенчатую раздаточную коробку приводил два ведущих моста. Интересной особенностью было то, что ограничитель оборотов стоял лишь на одном из 2-х двигателей (но работал сразу на оба), как следствие — крышка грм имела необычную форму.

Позднее вариант двигателя с 2-х камерным карбюратором станет базовым для автомобилей ГАЗ-52. В различных вариантах двигатель применялся и военными на разнообразной технике. В воздух после войны мотор уже не поднимался, а вот по воде ходить продолжил – в машинном отделении катера «Волга».

Двигатели семейства ГАЗ-11 устанавливались на прогулочные катера на подводных крыльях проекта 343 «Волга».

Были и интересные конверсии – в 1955 свет увидел форкамерный двигатель на базе ГАЗ-51. Партия автомобилей, оснащенных им, была небольшой, а посмотреть на такой мотор сейчас можно в музее истории ГАЗ в Нижнем Новгороде.

Полный размер

Форкамерный вариант ГАЗ-51. Помимо верхнеклапанной головки обращают на себя внимание и видоизмененный блок с трамблером, располагающимся справа, а не слева. Также присутствует центрифуга для очистки масла, характерная для двигателей, использовавшихся в военной технике. На заднем плане обычный 52-й мотор.

Последним годом установки нижнеклапанной 6-ки в автомобили стал 1989-й, т.е. двигатель продержался на конвейере 51 год. За свою долгую историю он успел покорить все стихии, побывать на разных континентах, и стать незаслуженно забытым. Есть ли будущее у этого мотора в наших проектах? Наберет ли он такую же популярность сейчас, как набрал в свое время Ford Flathead? Мы думаем, что да. Хорошие проекты в стиле старой школы строятся на правильных агрегатах, современных автомобилю-исходнику на момент выпуска. Да, сейчас на этот мотор нет готовых тюнинговых компонентов, а при появлении они будут стоить аналогично компонентам на Ford Flathead, но сейчас мы проходим тот же этап, что проходили за океаном в 50-х, когда все только зарождается. Эра дешевой мощности уйдет в прошлое, забрав с собой современные агрегаты, а автомобили, построенные сейчас на их агрегатах, никто не вспомнит. Можно бесконечно осовременивать старый автомобиль, гонясь за комфортом, но через несколько лет он будет смотреться устаревшим, а машины, сделанные корректно своему периоду времени, будут гармоничны всегда.

Вариант реализации впуска и выпуска на двигатель ГАЗ-52.

Спасибо за предоставленную информацию DrEvil и AsceticFrost!

www.drive2.ru

Легендарный автомобиль ГАЗ-52 снова в строю (23 фото)

Представляем Вашему вниманию легендарный автомобиль труженик — ГАЗ-52 он же «ГАЗон». Этот авто был выпущен в 1980 году и всю свою жизнь работал на ветеринарной станции в городе Ростове. Затем он был куплен новым владельцем и его перегнали в Москву.

 

Автомобиль не смотря на свой возраст, сохранился очень хорошо, большую часть времени он простоял в служебном гараже.

При выборе и покупке подкупило то, что машина сохранила свою заводскую оригинальность, не «уколхожена», не имеет следов усовершенствований, носящих вандальный характер по отношению к аутентичному образу.

Владелец автомобиля Иван Волжанин, постепенно восстанавливает свой «ГАЗ-52», теперь это машина для «души», за рулём «Газона» можно окунуться в эпоху 80-х и покататься по просторам Подмосковья.

Технические характеристики ГАЗ-52:

  • Производился на Горьковском автозаводе с 1964 по 1993 год.
  • Двигатель: 6 цилиндровый, 4-тактный, карбюраторный, (объём — 3485 см3), мощность 75 л.с.
  • КПП — 4 ступ.
  • Габаритные размеры: длина — 6395 мм, ширина — 2 280 мм, высота — 2 190 мм, база: — 3700 мм.
  • Клиренс — спереди 347 мм (сзади 265 мм).
  • Снаряженная масса: 2600 кг.
  • Грузоподъёмность: 2,5 т.
  • Топливо — бензин А-72.
  • Ёмкость топливного бака: 90 л.
  • Максимальная скорость с полной нагрузкой: 70 км/ч.
  • Расход топлива 24 л на 100 км (при скорости 40 км/ч).

 

Владелец планирует содержать грузовик в аутентичном виде, радуя зрителей и себя на автомероприятиях.

 

 

Популярные самоделки из этой рубрики

Поделиться в соц. сетях

avto-samodelki.ru

Автомобили СССР: Советский грузовик — ГАЗ 52

 — советский среднетоннажный грузовик грузоподъёмностью 2,5 т.

 В 1950х годах Горьковский Автомобильный завод начал разработку новой модели грузовика. Первый грузовик грузоподьемностью 2,5 тонны, выпущенный опытно-промышленной партией в конце 50-х получил название ГАЗ 52Ф. Новаяк кабина имела панорамное лобовое стекло. На машине устанавливался экспериментальный 6-цилиндровый двигатель с форкамерно-факельным зажиганием и тремя клапанами на цилиндр мощностью 80 л.с. Колесная база — 3300мм.

ГАЗ 52Ф 1958 года
 

 В 1959 году появился второй экспериментальный  вариант 3-тонного бортового грузовика

ГАЗ 52Г с колесной базой 3700мм.

ГАЗ 52Г Опытный 1959 года

 Еще один опытный образец, выпущенный в том же 1959м году имел индекс ГАЗ 52. Это был седельный тягач, предназначенный для перевозки полуприцепов.

ГАЗ 52П Опытный 1959 года
 
 На ГАЗ-52 устанавливалась кабина от ГАЗ-53, что в ряде случаев затрудняет их идентификацию.
Основное отличие — это рядный шестицилиндровый двигатель, разработанный на базе довоенного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания ГАЗ-11, на ГАЗ-53 устанавливался V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗМЗ-53.
Также на ГАЗ-52 устанавливались колёса и шины от ГАЗ-51 размером 220—508 (7,50-20 дюймов), колёсные диски с шестью отверстиями. На ГАЗ-53 устанавливались шины несколько бо́льшего размера — 240—508 (8,25-20 дюймов), колёсные диски с тремя отверстиями. Диски взаимозаменяемы.
  Ещё одним внешним отличием ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является различная ширина радиатора — с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-52 устанавливался более узкий радиатор, что хорошо видно через решётку облицовки, если смотреть на автомобиль прямо спереди. На автомобилях ГАЗ-53 с восьмицилиндровыми двигателями радиатор более широкий, визуально занимающий почти весь просвет решётки.Также отличительным признаком автомобилей семейства ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является расположенный с правой стороны автомобиля глушитель, однако известны переделанные варианты выхлопной системы ГАЗ-52 с левосторонним глушителем.Также необходимо отметить, что хотя кабина на автомобилях 52-го и 53-го семейств одинаковая, имелись некоторые различия в её окраске на заводе — облицовка радиатора на кабинах ГАЗ-52 всегда была одного цвета с кабиной, а на кабинах ГАЗ-53 облицовка была белого цвета, независимо от основного цвета кабины.
ГАЗ 52-03 1966 года

 Двигатели ГАЗ-52 ранних выпусков имели два масляных фильтра — полнопоточный фильтр грубой очистки (с пакетом металлических пластин) и фильтр тонкой очистки ДАСФО (двухсекционный автомобильный супер-фильтр-отстойник). На машинах поздних выпусков устанавливался единый полнопоточный масляный фильтр (на место фильтра грубой очистки).На автомобилях поздних выпусков устанавливался вакуумный усилитель, включенный в систему гидравлического привода тормозов. Также на автомобилях поздних выпусков (чаще модификации 52-01) зачастую устанавливался стартер с электромагнитным тяговым реле, получающим питание от замка зажигания, основная часть выпущенных ГАЗ-52 имела педальный привод включения стартера на полу кабины. При нажатии на педаль стартера шток воздействовал на рычаг бендикса, вводя шестерню в зацепление с зубчатым венцом маховика и одновременно замыкал контакты тягового реле, подсоединяя аккумулятор к стартеру. С годами на кабине изменялась форма облицовки радиатора. Несмотря на поздние усовершенствования автомобиля ГАЗ-53-12, заключавшиеся в установке более современной светотехники (раздельные передние подфарники ПФ-130, усовершенствованные задние фонари ФП-130), системы аварийной сигнализации и раздельного гидропривода тормозов и др, эти нововведения не были применены на автомобилях ГАЗ-52, которые до конца выпуска сходили с конвейера с одноконтурным приводом тормозов и архаичными светотехническими приборами 1960-х годов, которые при эксплуатации зачастую заменялись владельцами на более современные.

Модификации грузовика ГАЗ 52 
 

ГЗСА 954 на шасси ГАЗ 52А — Автомобиль-фургон ГЗСА 954 (ГЗТМ 954) был выпущен опытной партией в 1963 году и являлся попыткой завода продлить жизнь аналогичной модели на шасси ГАЗ 52A. Внешне фургон отличался лишь сдвинутыми назад колесными нишами из-за более длинной колесной базы.

ГЗСА 954 на шасси ГАЗ 52А 1963 года 
 

 

MPC 1-52 Опытный —  С 1977 года на TARK был организован выпуск новых грузовиков с двухрядными кабинами для ремонтных бригад (прежде такие машины выпускались только в ходе капремонта). При переделке длиннобазных шасси ГАЗ 52-01 или ГАЗ 53А, а впоследствии и ГАЗ 3307, на них монтировали бортовую платформу от ГАЗ 52-04, а вместо вырезанной задней стенки кабины приваривали каркас второй такой же кабины. Своя дверь для второго ряда сидений устанавливалась только справа (на строившихся прежде в ходе капремонта машинах ее не было вовсе). Иногда двойной кабиной оснащали и короткобазные ГАЗ 52-04 – в этом случае их бортовая платформа просто укорачивалась.

MPC 1-52 Опытный 1977 года
  Автомобилей ГАЗ-52 выпущено 1.006.330 ед.

cccpcars.blogspot.com

ГАЗ-52 — WiKi


ГАЗ-52 — советский и российский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т.

ГАЗ-52
Общие данные
Годы произодства 1964—1993
Сборка ГАЗ (Горький/Нижний Новгород, СССР)
ГАЗ (Нижний Новгород, Россия)
Дизайн
Компоновка переднемоторная, заднеприводная
Двигатель
Марка:ГАЗ-52
Тип:Бензиновый
Объём:3485 см3
Максимальная мощность:75 л. с., при 2600 об/мин
Максимальный крутящий момент:205,9 Н·м, при 1400-1600 об/мин
Конфигурация:рядный, 6-цилиндр.
Цилиндров:6
Клапанов:12
Диаметр цилиндра:82 мм
Ход поршня:110 мм
Степень сжатия:6,2-6,7
Система питания:Карбюратор
Охлаждение:жидкостное
Клапанной механизм:нижнеклапанный
Материал блока цилиндров:чугун
Материал ГБЦ:алюминий
Тактность (число тактов):4
Порядок работы цилиндров:1-5-3-6-2-4
Рекомендованное топливо:бензин А-76
Трансмиссия
механическая 4-ступ.
Производитель:ГАЗ
Тип:механическая
Число ступеней:4
Передаточные отношения: 
1 передача:6,48 или 6,4
2 передача:3,09
3 передача:1,71 или 1,69
4 передача:1
Задняя передача:7,9 или 7,82
Синхронизаторы:3 и 4 передача
Переключение:напольный рычаг
Характеристики
Динамические
Макс. скорость 90 км/ч
На рынке
Связанные ГАЗ-53
Другое
Грузоподъёмность 2500 кг
Расход топлива 21 длиннобазовый
20 короткобазовый л/100 км.
Объём бака 90 л
 ГАЗ-52 на Викискладе

Гибридная модель, спроектированная с двигателем наиболее массового советского грузовика ГАЗ-51 и с использованием узлов и деталей автомобиля с бо́льшей грузоподъёмностью ГАЗ-53.

С модификациями выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1964 до середины 1993 года.

Тем не менее, ГАЗ-51 выпускался параллельно с ГАЗ-52 до 1975 года.

Автомобилей ГАЗ-52 выпущено 1.006.330 ед.

  Место водителя   Шестицилиндровый рядный двигатель ГАЗ-52, правая сторона.   Шестицилиндровый рядный двигатель ГАЗ-52, левая сторона.

На ГАЗ-52 устанавливалась кабина от ГАЗ-53, что в ряде случаев затрудняет их идентификацию.

Основное отличие — это рядный шестицилиндровый двигатель, разработанный на базе довоенного карбюраторного двигателя внутреннего сгорания ГАЗ-11[1][2], на ГАЗ-53 устанавливался V-образный восьмицилиндровый карбюраторный двигатель ЗМЗ-53.

Также на ГАЗ-52 устанавливались колёса и шины от ГАЗ-51 размером 220—508 (7,50-20 дюймов), колёсные диски с шестью отверстиями. На ГАЗ-53 устанавливались шины несколько бо́льшего размера — 240—508 (8,25-20 дюймов), колёсные диски с шестью отверстиями. Диски взаимозаменяемы.

За 23 года ГАЗ-52 выпускался в нескольких модификациях, при это обычно выделяют две основные группы, заметно отличающиеся друг от друга:

Длиннобазные модификации (1964—1993)

Сюда относятся автомобили ГАЗ-52А (шасси для установки фургонов и цистерн, годы выпуска — 1964—1966), ГАЗ-52-01 (шасси для установки фургонов и цистерн, годы выпуска — 1966—1993) и ГАЗ-52-03 (бортовой, грузоподъёмность — 2,5 т., годы выпуска — 1966—1973).

  • Колёсная база у этих модификаций 3700 мм, точно такая же, как и на ГАЗ-53.
  • Рама этих автомобилей практически одинаковая.
  • Задний мост с разъёмным картером главной передачи, в половинки картера запрессовываются чулки полуосей, как и на ГАЗ-51; главная передача — коническая спиральная с передаточным отношением 6,67. Длиннобазная модификация «52-01» поздних лет выпуска (предположительно после 1978 г.) получила гипоидный мост с неразъёмным картером главной передачи, точно такой же, как и на ГАЗ-53.
  • Коробка передач с тремя парами косозубых шестерен постоянного зацепления (шестерни первой и задней передач — прямозубые) имела синхронизатор на третьей и четвертой передаче. Для включения заднего хода необходимо было преодолеть дополнительное усилие пружины, рычаг имел два колена.

Короткобазные модификации (1966—1989)

Основными серийными автомобилями были шасси для самосвалов ГАЗ-52-02 и бортовой грузовик ГАЗ-52-04 (серийно выпускался с 1975 г.)

  • Колёсная база 3300 мм, как и на ГАЗ-51.
  • Более короткая рама была сделана из лонжеронов с меньшим сечением.
  • Задний мост гипоидный, передаточное отношение — 6,83.
  • Коробка передач ставилась от ГАЗ-51А, синхронизаторы отсутствовали, все шестерни — прямозубого зацепления. Для включения заднего хода необходимо было поднять «собачку» на рычаге; сам рычаг имел один небольшой изгиб у основания. Также выпускались короткобазные модификации ГАЗ-52 с коробкой передач с синхронизаторами на третьей и четвёртой передаче.

По сравнению с ГАЗ-51 в 52-м и 53-м применено усовершенствованное крепление рессор к раме.

  • На ГАЗ-51 и ранних короткобазных ГАЗ-52 коренные листы рессор загибались, образовывая ушко, к раме рессора крепилась через втулки с рессорными пальцами, требовавшими постоянного ухода и смазки. Удлинение рессоры при нагрузке компенсировалось серьгой. В дальнейшем наступила унификация по подвеске на резиновых подушках.
  • На длиннобазных модификациях ГАЗ-52 и ГАЗ-53 верхние коренные листы крепились к раме через резиновые подушки, не требовавшие ухода, серьга отсутствовала.
  • Ещё одним внешним отличием ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является различная ширина радиатора — с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-52 устанавливался более узкий радиатор, что хорошо видно через решётку облицовки, если смотреть на автомобиль прямо спереди. На автомобилях ГАЗ-53 с восьмицилиндровыми двигателями радиатор более широкий, визуально занимающий почти весь просвет решётки.
  • Также отличительным признаком автомобилей семейства ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является расположенный с правой стороны автомобиля глушитель, однако известны переделанные варианты выхлопной системы ГАЗ-52 с левосторонним глушителем.
  • Также необходимо отметить, что хотя кабина на автомобилях 52-го и 53-го семейств одинаковая, имелись некоторые различия в её окраске на заводе — облицовка радиатора на кабинах ГАЗ-52 всегда была одного цвета с кабиной, а на кабинах ГАЗ-53 облицовка была белого цвета, независимо от основного цвета кабины.

ru-wiki.org

ГАЗ-52

Статья опубликована 25.01.2015 15:00
Последняя правка произведена 25.01.2015 15:21
ГАЗ-52ф

ГАЗ-52 – это представитель линейки советских среднетонажных грузовых автомобилей третьей серии выпускавшихся на Горьковском автомобильном заводе. С 1958-го по 1959-й грузовик выпускался как ГАЗ-52Ф, с 1966-го по 1975-й как ГАЗ-52-03, а с 1975-го по 1989-й как ГАЗ-52-04. Всего за время серийного выпуска этого автомобиля в свет вышли 1 003 330 его единиц.

Создала этот грузовик команда конструкторов ГАЗа под руководством А. Д. Просвирнина. В неё вошли конструктор двигателя — П. Э. Сыркин и конструкторы остальных её частей В. Д. Запойнов и А. И. Шихов.

Руководство советского автомобилестроения в 50-х – 60-х годах запланировало создание и запуск в серийное производство трёх семейств грузовых автомобилей, созданных на одной платформе. Ею должен был стать новый грузовик ГАЗ-52, который должен был стать преемником «ветерана» ГАЗ-51А. при этом он должен был сохранить колёсную формулу 4х2, а так же грузоподъёмность по дорогам с твёрдым покрытием в 2,5 тонны. При этом основным местом эксплуатации этой машины должен был стать город и село, а основным направлением работы – развозные перевозки.

Исходя из этих требований, разработчики направили свои усилия на обеспечение хорошей маневренности этого грузовика в сочетании с приличной проходимостью и плавностью хода. Дело в том, что асфальтированные дороги в то время были редкостью, но протяжённость таких дорог постоянно увеличивалась.

ГАЗ-52ф ГАЗ-52ф

Дизайнеры ГАЗа за основу внешнего вида новинки взяли дизайн ГАЗ-51А, что привело к созданию опытных прототипов, имеющих оригинальные капот и оперенье. Кроме того ими была предложена полностью изготовленная из металла двухместная кабина, оснащённая отопителем с возможностью обогрева ветрового стекла. Кроме того на ГАЗ-52 установили вакуумные стеклоочистители стёкол боковых дверей.

Что касается ветрового стекла, то оно было панорамного типа. Такой технический ход обеспечивал значительно лучшую обзорность, чем применявшееся ранее V-образное стекло устанавливающееся ранее на ГАЗ-51А. Созданную специально для ГАЗ-52 кабину запланировали для установки на всех грузовых автомобилях ГАЗа с капотной компоновкой. При этом дизайн данной кабины походил на кабины американских грузовых автомобилей образца 50-х годов.

В то время в СССР присутствовал серьёзный дефицит топлива с высоким октановым числом. Данное обстоятельство препятствовало применению в моторостроенении СССР такого прогрессивного метода повышения мощности двигателя как увлечение степени сжатия.

ГАЗ-51а

В связи с этим обстоятельством разработку нового двигателя для ГАЗ-52 на основе относительно мощеного и экономичного мотора от ГАЗ-51А поручили учёным. В частности этой работой занимались сотрудники Института химической физики АН СССР. Они произвели ряд научных работ, в результате чего было получено научное открытие, доказывающее химическую активность продуктов неполного сгорания. На основе этого открытия конструкторам ГАЗа был создан первый в мире двигатель с факельным зажиганием ГАЗ-51Ф. Его степень сжатия при использовании бензина А-66 составляла 6,8, при этом мощность такого движка составила 85 лошадиных сил. При этом резко повысились динамические характеристики грузовика, а так же резко снизился расход топлива.

Дальнейшее развитие проекта грузового автомобиля ГАЗ-52 вы узнаете из второй части нашей статьи.

autohis.ru

Советский ГАЗ-53,-52: информация

ГАЗ-53 — советский среднетоннажный грузовой автомобиль третьего поколения ГАЗ.

Грузовик ГАЗ-53 выпускался серийно с октября 1961 года по 1967-й под индексом ГАЗ-53Ф, с 1965-го по 1983-й под индексом ГАЗ-53А и с 1983-го до января 1993 года под индексом ГАЗ-53-12 «Горьковским автозаводом».

ГАЗ-53 с последующими модификациями — самый массовый грузовик на территории бывшего СССР. Общий выпуск ГАЗ-53 составил свыше 4 млн. автомобилей.

ГАЗ-52 — советский среднетоннажный грузовой автомобиль грузоподъёмностью 2,5 т.

Гибридная модель, спроектированная с двигателем наиболее массового советского грузовика ГАЗ-51 и с использованием узлов и деталей автомобиля с бо́льшей грузоподъёмностью ГАЗ-53.

С модификациями выпускался на Горьковском автомобильном заводе с 1966 по 1989 год.

Тем не менее, ГАЗ-51 выпускался параллельно с ГАЗ-52 до 1975 года.

Автомобилей ГАЗ-52 выпущено 1.006.330 ед.

Прежде всего следует отметить, что первым в по-настоящему серийное производство в 1964 году был запущен четырехтонный грузовик ГАЗ-53А, оснащенный V-образным верхнеклапанным 8-цилиндровым бензиновым двигателем. Через два года, в 1966 году, в серийное производство было запущено семейство ГАЗ-52 — машина была унифицирована с ГАЗ-53А по базе (3700 мм), новый автомобиль имел унифицированные с грузовиком ГАЗ-53А кабину и оперение, а также раму, элементы подвески и тормозной системы. Однако силовой агрегат у ГАЗ-52 был рядным нижнеклапанным 6-цилиндровым — взамен 115-сильного ЗМЗ-53 (как у «53-го» семейства) на данную модель устанавливался 75-сильный ГАЗ-52-01. Различия имелись и в главной передаче — она была не гипоидной, как у ГАЗ-53А, а конической.

Установка на семейство ГАЗ-52 менее мощного двигателя повлекла за собой значительное снижение грузоподъемности, которая ограничивалась величиной 2,5 тонны. Однако в те годы существовало мнение, что именно грузовики подобного класса должны играть наиболее важную роль в народном хозяйстве страны. Действительно, «52-е», предназначенные для эксплуатации на автомобильных дорогах общей сети, весьма широко использовались в колхозах и совхозах, а на их шасси монтировалось значительное количество специальных надстроек.

Достаточно важная роль в производственной программе ГАЗа отводилась бортовому ГАЗ-52-03, который внешне почти ничем не отличался от ГАЗ-53А. Разве что, приглядевшись, можно было заметить, что высота деревянной платформы у первого примерно на 15 сантиметров меньше (543 мм против 680). Для безошибочной идентификации, кстати, завод поначалу наносил на боковые борта ГАЗ-52-03 краской обозначение «2,5 т».

Теперь о внешних отличиях ГАЗ-52 и ГАЗ-53.

Так как, на ГАЗ-52 устанавливалась кабина от ГАЗ-53, что в ряде случаев затрудняет их идентификацию. И хотя кабина на автомобилях 52-го и 53-го семейств одинаковая, имелись некоторые различия в её окраске на заводе — облицовка радиатора на кабинах ГАЗ-52 всегда была одного цвета с кабиной, а на кабинах ГАЗ-53 облицовка была белого цвета независимо от основного цвета кабины.

Ещё одним внешним отличием ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является различная ширина радиатора — с шестицилиндровым двигателем ГАЗ-52 устанавливался более узкий радиатор, что хорошо видно через решётку облицовки, если смотреть на автомобиль прямо спереди. На автомобилях ГАЗ-53 с восьмицилиндровыми двигателями радиатор более широкий, визуально занимающий почти весь просвет решётки.

Также отличительным признаком автомобилей семейства ГАЗ-52 от ГАЗ-53 является расположенный с правой стороны автомобиля глушитель, однако известны переделанные варианты выхлопной системы ГАЗ-52 с левосторонним глушителем.

Кроме того, внешне отличить ГАЗ-52 от ГАЗ-53 можно было и по колесным дискам: ГАЗ-52 и модификации имели диски с 6 вентиляционными отверстиями и более узкой резиной, ну а ГАЗ-53 вскоре после начала выпуска получил более широкие (и соответственно более «грузоподъемные») с тремя отверстиями, размещенными под углом 120 градусов. Следует отметить при этом, что колесные диски на семействах 52/53 являются взаимозаменяемыми и единственным достоверным различием между семействами является модель установленного двигателя.

my-cccp.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *