Многоцелевой фрегат класса FREMM » Военное обозрение
На вооружение ВМФ Франции поступил головной многоцелевой фрегат класса FREMM (Frigates European Multi Mission) D 650 Aquitaine (Аквитания). Официальная церемония состоялась 23 ноября 2012-го года. Акт о приемке подписал начальник штаба ВМС Франции (chef d’état-major de la Marine) адмирал Бернард Рогель (Bernard Rogel). FREMM является совместной франко-итальянской программой строительства многоцелевых фрегатов, предназначенных для противолодочной и противовоздушной обороны, уничтожения надводных кораблей и нанесения ударов по наземным объектам в глубине территории противника. Каждый фрегат имеет возможность действовать и как корабль управления целевой группы.
Согласно программе FREMM, будут построены фрегаты в двух версиях: для противолодочной борьбы (Anti-Submarine Warfare, ASW) и поддержки наземных операций. Тем не менее, каждый тип фрегата будет располагать одинаковыми оборонительными возможностями от средств воздушного нападения и надводных кораблей противника. Обе версии будут располагать вертолетами NH90 и крылатыми ракетами, способными атаковать наземные цели. Противолодочная версия FREMM (ASW) будет располагать буксируемым гидролокатором и дополнительными торпедами. Версия поддержки наземных операций будет оборудована беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) и возможностью высадки десанта на вражеский берег.
Изначально ВМС Франции и Италии намеревались закупить до 27 фрегатов FREMM, поставки планировались на 2008-ой год, крайний корабль серии должен быть построен в течение второго десятилетия 21-го века. Официальный старт программы был дан, когда обе страны достигли первоначального соглашения в 2002-ом году. Заказываемые фрегаты обоими странами будут различаться в зависимости от конкретных требований, изложенных каждым флотом.
В интервью Defense News адмирала Рогеля спросили о слухах об отсрочке поставок следующих фрегатов FREMM в связи с экономической ситуацией во Франции в целом и сокращении военного бюджета в этом году на 66.4 миллиона евро в частности:
«Трудно ответить, потому что мы ещё готовим Белую книгу (военный бюджет Франции). Важно не начинать с определения возможностей, а с военных и оборонных амбиций, затем изложить их в бюджетном контексте и лишь затем определить возможности. Военно-морская составляющая очень важна. Благодаря недавнему докладу Сената Франции, который говорит о «maritimization» (усиления ВМФ), люди понимают важность моря для нашей страны.
Ходят слухи, но пока Белая книга не будет завершена, у нас не будет определена финансовая составляющая нашей обороны. Конечно, будут предприняты необходимые усилия, но следует помнить, что их последствия не одинаковы при сокращениях в течение трех или четырех лет — или долгосрочной перспективе, около 10 лет. Все это происходит на фоне обновления флота: подводных лодок с баллистическими ракетами, поступления фрегатов FREMM, подводных лодок Barracuda и морских патрульных судов, которые заменят нынешнее разнообразие флота.
Член оборонной комиссии Италии Пирс Фаусто Речиа (Pier Fausto Recchia) сообщил, что на строительство фрегатов FREMM Италия заложила в бюджет Министерства обороны 321 миллион евро в 2013-ем году, 261 миллион в 2014-ом году и 268 миллионов в 2015-ом году. Итальянские FREMM предназначены в первую очередь для замены фрегатов Lupo и Maestrale.
Европейское управление по закупкам вооружений (OCCAR) заключило контракт в 3.5 миллиарда евро с промышленной группой, состоящей из компаний Thales, Fincantieri, DCN и MBDA на разработку и строительство первой партии фрегатов класса FREMM. Первые восемь фрегатов, шесть из которых будут выполнены в противолодочном варианте (ASW) и два других для поддержки наземных операций, будут построены для французских ВМС. Поставки должны были начаться в 2011 году и завершиться до 2016-го года. Французские фрегаты F67, F70 и Aviso A69 будут заменены на FREMM. В настоящий момент размещен заказ на 12 фрегатов, что делает программу FREMM крупнейшей военно-морской программой в Европе.
Начало программы FREMM состоялось 14 ноября 2005, резка первого листа для Аквитании — 16 марта 2007, закладка на верфи DCNS Лорьян — в декабре 2007-го года, спуск на воду — 29 апреля 2010-го года, первый выход в море — 18 апреля 2011-го и принятие на вооружение — 23 ноября 2012-го года.
Производитель особо подчеркивает, что фрегаты FREMM не имеют себе равных в своем классе (водоизмещение 6000 тонн) благодаря:
— Качеству сборки корабля;
— Надежности всех используемых компонентов;
— Малому размеру экипажа;
— Низкому расходу топлива при крейсерской скорости.
В октябре 2004 года Alenia Marconi Systems (AMS) опубликовала сообщение, что она была выбрана в качестве основного поставщика программы FREMM. В основу ракетного комплекса фрегата лягут радары системы EMPAR разработанные AMS для программы Horizon. AMS также поставит новое поколение радаров IFF, радаров среднего радиуса действия RAN 30X/I, системы управления огнем NA-25.
Благодаря современному оборудованию, экипаж корабля, включая авиагруппу, составляет всего 108 человек (22 офицера, 70 унтер-офицеров, 16 старшин и матросов). В дополнение на его борту могут разместиться 145 человек десанта (в особых случаях до 180).
Корабль оснащен гибридной двигательной установкой, включающей 2 газотурбинных двигателя CODLOG LM2500 G4 мощностью 32 МВт (43 500 л.с.). При проведении противолодочных операций может использоваться малошумный режим движения с помощью обратимых электродвигателей в 2.5 МВт каждый, позволяющий развивать скорость в 16 узлов. Максимальная скорость достигается механическим приводом и двумя винтами постоянного шага. Также имеется одно выдвижное поворотное подруливающее выдвижное устройство с электрическим приводом. Итальянский военно-морской флот сохранил за собой возможность оснащения фрегатов дополнительными газовыми турбинами для достижения кораблями скорости в 32-33 узла.
Устанавливаемое оборудование фрегата включает в себя радиолокационную систему Геракл (Herakles). Крылатые ракеты Scalp запускаются посредством системы вертикального старта (vertical launch system, VLS) Sylver-70 и предназначены для нанесения ударов по объектам противника глубоко на его территории. Кроме того, французские фрегаты будут располагать противокорабельными ракетами MM40 Exocet Block 3. Итальянские фрегаты FREMM будут располагать противокорабльной системой вооружения TESEO/OTOMAT и противолодочными ракетами MILAS. Аквитания начал ходовые испытания в апреле 2011 года. Во время испытаний в июне этого года он провел успешные торпедные стрельбы.
Общее для обоих вариантов фрегата вооружение включает в себя 16 зенитных ракет (зарезервировано место для 32) Aster 15 в системе вертикального старта Sylver A50 (возможно размещение Sylver A70), две корабельные артиллерийские установки Oto-Melara Oerlikon KBA 25мм/80, два 324-мм торпедных аппарата системы Eurotorp MU-90 (19 торпед), 2 пусковых установки противоракет AMS Oto-Melara SCLAR-H, два 20-и миллиметровых пулемета с дистанционным управлением, два 12.7-и миллиметровых пулемета. Противолодочный вариант дополнительно располагает 4-16 противокорабельными ракетами Teseo Mk2 Block IV дальностью в 150 км, четырьмя противолодочными ракетами MBDA Milas дальностью до 35-и км (Teseo и Milas используют ту же самую пусковую установку) и двумя корабельными артиллерийскими установками Oto Melara 76/62 со снарядами Davide/Dart. Версия поддержки наземных операций располагает восемью противокорабельными ракетами Teseo Mk2 Block IV дальностью в 150 км, одной корабельной артиллерийской установкой Oto Melara 76/62 со снарядами Davide/Dart и одной корабельной артиллерийской установкой Oto Melara 127/64 LW со снарядами Vulcano. Авиагруппа представлена двумя вертолетами NH-90 NFH или одним NH-90 NFH и одним Eh201.
Электронные системы включают многофункциональный радар Selex EMPAR (итальянский фрегат), трёхмерный многофункциональный радар S-диапазона Héraklès с дальностью 250 км, боевую систему управления ракетами SAAM-ESD, радар ближнего/среднего диапазона для наблюдения за поверхностью и воздушной обстановкой на малых высотах SELEX Sistemi Integrati (экс-AMS) RAN-30X/I (SPS-791), 2 системы автоматического управления стрельбой Selex NA25 (итальянский фрегат), систему управления артиллерийским огнём 76-мм орудия Sagem Najir, 2 поверхностных радара, инфракрасную систему обнаружения и сопровождения типа SASS (Galileo) или Thales Artemis, системы управления на основе системы, разработанной для Horizon, система посадки вертолёта Samahé, системы внутренних и внешних коммуникаций интегрированная со спутниками военного и гражданского назначения, активные и пассивные средства радиоэлектронной борьбы, включая акустические и электронные приманки.
Sonar: стационарная среднечастотная гидроакустическая станция Thompson/Thales Marconi Sonar UMS 4110 CL весом около 8 тонн, 2 метра в высоту и оборудована 500 гидрофонами позволяющая обнаруживать мины. Низкочастотный буксируемый сонар Thales 4249 устанавливается только на противолодочной версии ASW.
Стоимость: общие расходы по программе с учетом расходов на проектирование и строительство 10 фрегатов составляют 5.68 миллиарда евро. За первые два фрегата было переведено 1.25 миллиардов евро и 51 миллион на подготовку и поддержку. Транш на реализацию следующих четырех фрегатов составил 1.628 миллиарда евро, в то время как поддержка для всех шести фрегатов обойдется в 130 миллионов евро.
Помимо принятого на вооружение фрегата D 650 Aquitaine, базирующегося в Бресте, для ВМФ Франции 18.10.2012 был спущен фрегат D651 Normandie, на верфи в Лорианее 15.12.2010 и 30.11.2011 заложены фрегаты D652 Provence и D653 Languedoc соответственно. Оба заложенных фрегата будут базироваться в Тулоне. Всего в настоящее время Франция намеревается построить 11 кораблей типа FREMM, девять противолодочного варианта ASM и два корабля для поддержки наземных операций (крайние в серии).
Итальянские фрегаты класса FREMM Carlo Bergamini (этот фрегат был выполнен в многоцелевом варианте) и Virginio Fasan были спущены на воду 16.07.2011 и 31.3.2012 соответственно, как другие итальянские фрегаты класса FREMM, будут базироваться в Специи. Первые два должны поступить на вооружение в 2013-м году. Следующие три фрегата для ВМФ Италии F591 Virginio Fasan, F592 Carlo Margottini и F592 Luigi Rizzo были заложены 17.12.2009, 14.9.2010 и 28.9.2011 соответственно. Строительство кораблей осуществляется итальянской судостроительной компанией Fincantieri на верфи Рива Тригозо (Генуя). ВМС Италии планируют приобрести 10 фрегатов класса FREMM, четыре в противолодочном варианте ASW и шесть для поддержки наземных операций.
Кроме того, в Лориане ведется строительство фрегата Mohammed VI класса FREMM для ВМС Марокко, являющегося вторым фрегатом FREMM французской постройки. Он был спущен на воду 14.09.2011, его ходовые испытания запланированы на 2013-й год.
Тактико технические характеристики FREMM
Страна: Франция
Разработчик: DCN Лорьян
Силовая установка: гибридная, 2 газотурбинны, 2 винта фиксированного шага
Электроснабжение: 4 дизель-генератора по 2.1 МВт каждый
Максимальная скорость: 27 узлов
Дальность: 6000 морских миль на скорости 15 узлов
Полное водоизмещение: 5980 тонн
Наибольшая длина: 142 м
Ширина: 19.4
Осадка: 5 м (с подруливающим устройством 7.3 м )
Вертолетная площадка: 26.5х18.5 м способная принимать 11-и тонный вертолет класса NH90, Eh201
Вертолетный ангар: 18х12.5 м
Автономность: 45 дней
Экипаж: 108
Десант: 145 (до 180)
Ожидаемый срок службы корабля не менее 30 лет
topwar.ru
Европейские ценности фрегата FREMM » Военное обозрение
Вторая по численности в мире серия надводных боевых кораблей с водоизмещением свыше 5 тыс. тонн. К настоящему времени в строй успело вступить 14 единиц; заложены и достраиваются еще пять. К началу следующего десятилетия их количество обещает достигнуть 20.Успевший быть похороненным и отпетым усилиями отечественных СМИ европейский ВПК оказался живее всех живых. Строительство кораблей по программе FREMM происходит на фоне постепенного и непрерывного усиления европейских флотов, который едва ли можно объяснить всплеском милитаризма или подготовкой к большой войне. Появление таких проектов, как FREMM, всего лишь следствие развитой экономики, при которой даже минимальных затрат на оборону (в пределах 2% от ВВП этих стран) достаточно для полного обновления состава их ВМС. Наблюдаемой ситуации немало способствуют и технологии нашего времени, благодаря которым фрегат приобретает значение корабля 1 ранга. Его присутствие может ощущаться на всем театре военных действий. Пару десятилетий назад для установки вооружения с подобными характеристиками требовался корабль с вдвое большим водоизмещением.
По ряду аспектов FREMM — это шаг назад по сравнению с предыдущим европейским проектом CNGF, в рамках которого было построено 4 фрегата «Горизонт» — по паре для ВМС Франции и Италии. Объективно говоря, это лучшие корабли для решения задач ПВО из когда-либо созданных в истории военного флота.
«Горизонт» — это пример возможностей европейского ВПК, если там решат «поиграть мускулами» всерьез. Избыточно мощный и дорогой корабль для мирного времени
Нынешний FREMM — другой.
Сокращенные возможности ПВО и минимальный состав ударного вооружения (на половине фрегатов оно отсутствует вовсе) указывают на отсутствие намерений ведения полномасштабных военных действий. FREMM (Frégate multi-mission) — это патрульные корабли дальней морской зоны, ориентированные на участие в конфликтах низкой интенсивности, операциях «полицейского» и гуманитарного характера. Данный вывод подчёркивают приоритеты их конструкции, при которых значительные объемы корпуса и надстройки отведены под размещение жесткокорпусных быстроходных лодок и вертолетов.
Определенную роль играют финансовые ограничения, которыми вызвано сокращение боекомплекта и прочие компромиссы конструкции. Сам разношёрстый состав серии фрегатов, которые строятся в четырёх модификациях (ПВО/ПЛО/многоцелевой/многоцелевой ударный), объясняется не популярной концепций «модульности», а более прозаической причиной — стремлением удержать стоимость единиц в пределах 600-700 млн. евро. Каждый фрегат оснащается лишь частью из доступного оборудования. Выбор предназначенных к установке средств определяется его «назначением».
Конструктивная недогруженность и «зарезервированные объёмы» в той или иной мере свойственны большинству современных кораблей. Однако в случае FREMM экономия стала приоритетным направлением всего проекта.
Конечно, не ракетные крейсеры и не дредноуты. Но обольщаться не стоит. Как было отмечено, современные технологии позволяют больше, чем может показаться на первый взгляд.
Французские фрегаты (подкласс «Аквитания») штатно оснащены РЛС «Геракл», обладающей инструментальной дальностью обнаружения 250 км, с возможностью сопровождения до 400 целей. Тот же самый многофункциональный радиолокационный комплекс обеспечивает управление зенитными ракетами на маршевом участке траектории. Какого-либо дополнительного радара подсветки не требуется — фрегаты FREMM вооружены ракетами семейства «Астер» с активными головками наведения.
Итальянские фрегаты (подкласс «Бергамини») оснащены более совершенным радаром «Кронос» с активной фазированной антенной.
Помимо основного многофункционального РЛК, европейские фрегаты оснащаются дополнительным 2D радаром сантиметрового диапазона для обнаружения малоразмерных надводных и низколетящих целей. Французы — «Терма Скантер» высокого разрешения. Итальянцы — «Леонардо SPS-732», излучающим слабые импульсы в широком диапазоне частот, «красный шум» для затруднения обнаружения его работы. В отличие от средств РТР противника, которые не обращают внимания на слишком слабые сигналы или принимают их за радиопомехи, процессор «Леонардо SPS-732» постепенно накапливает данные и по теории вероятности определяет положение цели.
Дальность полета зенитных ракет Aster-30, согласно представленным данным, оставляет 100+ км. Однако шесть из восьми французских фрегатов (в «бюджетном» ПЛО варианте) не могут похвастаться данной возможностью. Их вооружение включает только Aster-15. Ракеты этого типа за счет отсутствия стартовой ступени и сокращенной «мёртвой зоны» идеальны для ближнего перехвата. Но имеют ограниченную дальность полета (всего 30 км).
Из других примечательных возможностей и «хай-тек» новинок в активе у фрегатов FREMM:
— крылатые ракеты SCALP-Naval — европейский аналог «Калибров» и «Томагавков» с меньшей стартовой массой (1400 кг), технологией «стелс» и дальностью полёта 1000 км. В реальности КРМБ были установлены только на французских кораблях (16 УВП). Итальянцы ограничились зарезервированным пространством под вертикальные пусковые установки;
— корректируемые артиллерийские снаряды VULKANO калибра 127 мм с заявленной дальностью стрельбы 120 км. Только для итальянских «многоцелевых» фрегатов;
— два гидролокатора — подкильный и буксируемый, с низкочастотной антенной. Итальянцы оснащены дополнительной ГАС для обнаружения мин;
— только на итальянских фрегатах — противолодочный ракетный комплекс MILAS, довольно редкое явление для европейских кораблей;
— французы также не остались в долгу — в штатное оснащение фрегатов включена всеракурсная система «Артемис» для наблюдения за обстановкой в ИК-диапазоне в условиях любой видимости и любое время суток.
Список различий состава вооружения французских и итальянских FREMM может занять не одну страницу, а латинские аббревиатуры и цифры вызовут скуку даже у специалиста. Данный материал не претендует на роль технического отчета. Цель его в том, чтобы у читателей сложилось свое мнение по поводу этих неоднозначных кораблей.
Строго говоря, фрегаты «Аквитания» и «Бергамини»— это два разных проекта, использующие схожий по очертаниям корпус и некоторые технические решения (к примеру, УВП типа SYLVER). Их роднит общность характеристик и стоящих перед ними задач. Идеальная совместимость для действий в составе одного оперативного соединения.
Каждая из стран стремится поддержать отечественных производителей. Отсюда национальный колорит в «начинке» каждого фрегата. От противокорабельных ракет собственного производства (французы — традиционный «Экзосет», итальянцы — «Отомат») до палубных устройств принудительной посадки, швартовки и перемещения вертолетов. В отличие от французов, использующих собственную систему Samahé, итальянцы выбрали американскую TC-ASISТ.
Несмотря на все братания европейских народов, окруженные сетью обмена данными по стандарту НАТО Link-21 корабли Франции и Италии сохраняют независимость в таких критических областях, как процесс управления и принятие решений. Фрегаты каждой страны оснащены БИУС собственного образца. Французская система носит название SETIS. У итальянцев — «Афина».
Уже не говоря о таких «мелочах», как шифрованные каналы связи. К примеру, в оснащение французских FREMMов входит аппаратура связи через военные спутники серии «Сиракуз».
Имеются различия в силовой установке. Оба подкласса фрегатов используют современную комбинированную дизель-электрическую трансмиссию с возможностью подключения газовой турбины полного хода. При этом итальянский проект подразумевает возможность одновременной работы гребных электромоторов и ГТД, работающего на оба вала. За счет этого итальянские FREMM имеют незначительное преимущество в скорости полного хода (30 против 27 уз.). Также либо за счет лучшей эффективности ГЭУ, либо за счет увеличенного запаса топлива у итальянцев наблюдается преимущество в дальности плавания экономическим ходом.
В качестве силовой установки экономичного хода французы выбрали немецкие дизели MTU, итальянцы — собственные «Изотта-Фраскини». Для движения полным ходом на всех фрегатах установлена итальянская газовая турбина Avio LM2500, лицензионная копия «Дженерал Электрик». Кроме того, все фрегаты оснащены вспомогательным подруливающим устройством в носовой части корпуса.
Исходя из «табличных» характеристик, среди построенных к настоящему времени кораблей класса FREMM наиболее привлекательным выглядит итальянский многоцелевой вариант «Карло Бергамини». Здесь и дальнобойные зенитные ракеты, и радиолокатор с АФАР, и пара артсистем калибров 127 и 76 мм, и даже ангар, рассчитанный на два вертолета.
Что касается отсутствия крылатых ракет, то полтора десятка КРБД ничего не решают в любом конфликте. Эквивалент — вылет пары звеньев тактической авиации. Гораздо важнее способность «Бергамини» обеспечивать зональное ПВО/ПРО морских соединений, именно в этом цель существования корабля в 6700 тонн.
Французы также не сидят сложа руки. В 2016 году на верфи в Лорьяне был заложен «Эльзас», отличия которого от базового FREMM оказались столь велики, что он был классифицирован как новый тип FREDA («фрегат ПВО»). Среди главных отличий — перекомпоновка носовой части фрегата с установкой 32 ракетных шахт SYLVER в «тактическом» варианте (вместо 16 «коротких» шахт для ЗУР самообороны и 16 «длинных» шахт для КР на базовом FREMM). В качестве боекомплекта — любая комбинация ЗУР семейства «Астер» для обеспечения противовоздушной обороны в ближней и дальней зонах. Для сохранения стоимости корабля на приемлемом уровне конструкторам пришлось пожертвовать буксируемой антенной.
Помимо четырёх базовых, у FREMM существует пара экспортных модификаций — «Тахия Миср» для военно-морских сил Египта и «Мохаммед VI» для ВМС Марокко. Впрочем, говорить там особо не о чем: экспортные фрегаты отличаются от французских демонтированными шахтами КРМБ. Но заказчик доволен — там даже такие корабли сойдут за флагманы.
Определенный интерес к проекту проявляют американцы, рассматривающие FREMM в качестве основы для своих перспективных фрегатов FFG(X). Для тех, кто не в курсе: США и Италия связаны невидимыми, но прочными связями в области военного кораблестроения. К примеру, верфь в Висконсине, на которой массово строятся корабли прибрежной зоны LCS, входит в состав итальянской «Финкантиери Групп» — той самой, которая создавала FREMM.
Эпилог
Больше всего мне бы не хотелось сейчас увидеть комментарии в виде «французы и итальянцы молодцы, семь футов под килем». В отличие от любой новости про обновление американского флота, известия об усилении морской мощи европейцев не вызывает того ажиотажа, желания всевозможных проклятий и обвинений в милитаризме.
Уважаемые господа, давайте будем логичными до конца. Мы говорим о флотах стран НАТО, которые непрерывно совершают провокационные акты и участвуют в создании угроз в отношении России и наших союзников. От регулярных походов в Черное море до нанесения ракетных ударов по территории Сирии. Существование армады FREMM прямо противоречит нашим интересам. Это — противник. И очень скверно, что он превосходит нас по количеству и качеству боевых единиц.
Что касается чисто технической стороны вопроса, то FREMM — очередной пример того, что современные корабли рассчитаны лишь на одиночные выстрелы и противодействие точечным атакам. К серьезному противостоянию на море они не готовы.
topwar.ru
Европейские многоцелевые фрегаты FREMM | Армейский вестник
FREMM — вторая по численности в мире серия надводных боевых кораблей с водоизмещением свыше 5 тыс. тонн. К настоящему времени в строй успело вступить 14 единиц; заложены и достраиваются еще пять. К началу следующего десятилетия их количество обещает достигнуть 20.
Успевший быть похороненным и отпетым усилиями отечественных СМИ европейский ВПК оказался живее всех живых. Строительство кораблей по программе FREMM происходит на фоне постепенного и непрерывного усиления европейских флотов, который едва ли можно объяснить всплеском милитаризма или подготовкой к большой войне. Появление таких проектов, как FREMM, всего лишь следствие развитой экономики, при которой даже минимальных затрат на оборону (в пределах 2% от ВВП этих стран) достаточно для полного обновления состава их ВМС.
Наблюдаемой ситуации немало способствуют и технологии нашего времени, благодаря которым фрегат приобретает значение корабля 1 ранга. Его присутствие может ощущаться на всем театре военных действий. Пару десятилетий назад для установки вооружения с подобными характеристиками требовался корабль с вдвое большим водоизмещением.
По ряду аспектов FREMM — это шаг назад по сравнению с предыдущим европейским проектом CNGF, в рамках которого было построено 4 фрегата «Горизонт» — по паре для ВМС Франции и Италии. Объективно говоря, это лучшие корабли для решения задач ПВО из когда-либо созданных в истории военного флота.
«Горизонт» — это пример возможностей европейского ВПК, если там решат «поиграть мускулами» всерьез. Избыточно мощный и дорогой корабль для мирного времени.
Нынешний FREMM — другой.
Сокращенные возможности ПВО и минимальный состав ударного вооружения (на половине фрегатов оно отсутствует вовсе) указывают на отсутствие намерений ведения полномасштабных военных действий. FREMM (Frégate multi-mission) — это патрульные корабли дальней морской зоны, ориентированные на участие в конфликтах низкой интенсивности, операциях «полицейского» и гуманитарного характера. Данный вывод подчёркивают приоритеты их конструкции, при которых значительные объемы корпуса и надстройки отведены под размещение жесткокорпусных быстроходных лодок и вертолетов.
Определенную роль играют финансовые ограничения, которыми вызвано сокращение боекомплекта и прочие компромиссы конструкции. Сам разношёрстый состав серии фрегатов, которые строятся в четырёх модификациях (ПВО/ПЛО/многоцелевой/многоцелевой ударный), объясняется не популярной концепцией «модульности», а более прозаической причиной — стремлением удержать стоимость единиц в пределах 600-700 млн. евро. Каждый фрегат оснащается лишь частью из доступного оборудования. Выбор предназначенных к установке средств определяется его «назначением».
Конструктивная недогруженность и «зарезервированные объёмы» в той или иной мере свойственны большинству современных кораблей. Однако в случае FREMM экономия стала приоритетным направлением всего проекта.
Конечно, не ракетные крейсеры и не дредноуты. Но обольщаться не стоит. Как было отмечено, современные технологии позволяют больше, чем может показаться на первый взгляд.
Французские фрегаты (подкласс «Аквитания») штатно оснащены РЛС «Геракл», обладающей инструментальной дальностью обнаружения 250 км, с возможностью сопровождения до 400 целей. Тот же самый многофункциональный радиолокационный комплекс обеспечивает управление зенитными ракетами на маршевом участке траектории. Какого-либо дополнительного радара подсветки не требуется — фрегаты FREMM вооружены ракетами семейства «Астер» с активными головками наведения.
Итальянские фрегаты (подкласс «Бергамини») оснащены более совершенным радаром «Кронос» с активной фазированной антенной.
Помимо основного многофункционального РЛК, европейские фрегаты оснащаются дополнительным 2D радаром сантиметрового диапазона для обнаружения малоразмерных надводных и низколетящих целей. Французы — «Терма Скантер» высокого разрешения. Итальянцы — «Леонардо SPS-732», излучающим слабые импульсы в широком диапазоне частот, «красный шум» для затруднения обнаружения его работы. В отличие от средств РТР противника, которые не обращают внимания на слишком слабые сигналы или принимают их за радиопомехи, процессор «Леонардо SPS-732» постепенно накапливает данные и по теории вероятности определяет положение цели.
Дальность полета зенитных ракет Aster-30, согласно представленным данным, оставляет 100+ км. Однако шесть из восьми французских фрегатов (в «бюджетном» ПЛО варианте) не могут похвастаться данной возможностью. Их вооружение включает только Aster-15. Ракеты этого типа за счет отсутствия стартовой ступени и сокращенной «мёртвой зоны» идеальны для ближнего перехвата. Но имеют ограниченную дальность полета (всего 30 км).
Из других примечательных возможностей и «хай-тек» новинок в активе у фрегатов FREMM:
— крылатые ракеты SCALP-Naval — европейский аналог «Калибров» и «Томагавков» с меньшей стартовой массой (1400 кг), технологией «стелс» и дальностью полёта 1000 км. В реальности КРМБ были установлены только на французских кораблях (16 УВП). Итальянцы ограничились зарезервированным пространством под вертикальные пусковые установки;
— корректируемые артиллерийские снаряды VULKANO калибра 127 мм с заявленной дальностью стрельбы 120 км. Только для итальянских «многоцелевых» фрегатов;
— два гидролокатора — подкильный и буксируемый, с низкочастотной антенной. Итальянцы оснащены дополнительной ГАС для обнаружения мин;
— только на итальянских фрегатах — противолодочный ракетный комплекс MILAS, довольно редкое явление для европейских кораблей;
— французы также не остались в долгу — в штатное оснащение фрегатов включена всеракурсная система «Артемис» для наблюдения за обстановкой в ИК-диапазоне в условиях любой видимости и любое время суток.
Список различий состава вооружения французских и итальянских FREMM может занять не одну страницу, а латинские аббревиатуры и цифры вызовут скуку даже у специалиста. Данный материал не претендует на роль технического отчета. Цель его в том, чтобы у читателей сложилось свое мнение по поводу этих неоднозначных кораблей.
Строго говоря, фрегаты «Аквитания» и «Бергамини»— это два разных проекта, использующие схожий по очертаниям корпус и некоторые технические решения (к примеру, УВП типа SYLVER). Их роднит общность характеристик и стоящих перед ними задач. Идеальная совместимость для действий в составе одного оперативного соединения.
Каждая из стран стремится поддержать отечественных производителей. Отсюда национальный колорит в «начинке» каждого фрегата. От противокорабельных ракет собственного производства (французы — традиционный «Экзосет», итальянцы — «Отомат») до палубных устройств принудительной посадки, швартовки и перемещения вертолетов. В отличие от французов, использующих собственную систему Samahé, итальянцы выбрали американскую TC-ASISТ.
Несмотря на все братания европейских народов, окруженные сетью обмена данными по стандарту НАТО Link-21 корабли Франции и Италии сохраняют независимость в таких критических областях, как процесс управления и принятие решений. Фрегаты каждой страны оснащены БИУС собственного образца. Французская система носит название SETIS. У итальянцев — «Афина».
Уже не говоря о таких «мелочах», как шифрованные каналы связи. К примеру, в оснащение французских FREMMов входит аппаратура связи через военные спутники серии «Сиракуз».
Имеются различия в силовой установке. Оба подкласса фрегатов используют современную комбинированную дизель-электрическую трансмиссию с возможностью подключения газовой турбины полного хода. При этом итальянский проект подразумевает возможность одновременной работы гребных электромоторов и ГТД, работающего на оба вала. За счет этого итальянские FREMM имеют незначительное преимущество в скорости полного хода (30 против 27 уз.). Также либо за счет лучшей эффективности ГЭУ, либо за счет увеличенного запаса топлива у итальянцев наблюдается преимущество в дальности плавания экономическим ходом.
В качестве силовой установки экономичного хода французы выбрали немецкие дизели MTU, итальянцы — собственные «Изотта-Фраскини». Для движения полным ходом на всех фрегатах установлена итальянская газовая турбина Avio LM2500, лицензионная копия «Дженерал Электрик». Кроме того, все фрегаты оснащены вспомогательным подруливающим устройством в носовой части корпуса.
Исходя из «табличных» характеристик, среди построенных к настоящему времени кораблей класса FREMM наиболее привлекательным выглядит итальянский многоцелевой вариант «Карло Бергамини». Здесь и дальнобойные зенитные ракеты, и радиолокатор с АФАР, и пара артсистем калибров 127 и 76 мм, и даже ангар, рассчитанный на два вертолета.
Что касается отсутствия крылатых ракет, то полтора десятка КРБД ничего не решают в любом конфликте. Эквивалент — вылет пары звеньев тактической авиации. Гораздо важнее способность «Бергамини» обеспечивать зональное ПВО/ПРО морских соединений, именно в этом цель существования корабля в 6700 тонн.
Французы также не сидят сложа руки. В 2016 году на верфи в Лорьяне был заложен «Эльзас», отличия которого от базового FREMM оказались столь велики, что он был классифицирован как новый тип FREDA («фрегат ПВО»). Среди главных отличий — перекомпоновка носовой части фрегата с установкой 32 ракетных шахт SYLVER в «тактическом» варианте (вместо 16 «коротких» шахт для ЗУР самообороны и 16 «длинных» шахт для КР на базовом FREMM). В качестве боекомплекта — любая комбинация ЗУР семейства «Астер» для обеспечения противовоздушной обороны в ближней и дальней зонах. Для сохранения стоимости корабля на приемлемом уровне конструкторам пришлось пожертвовать буксируемой антенной.
Помимо четырёх базовых, у FREMM существует пара экспортных модификаций — «Тахия Миср» для военно-морских сил Египта и «Мохаммед VI» для ВМС Марокко. Впрочем, говорить там особо не о чем: экспортные фрегаты отличаются от французских демонтированными шахтами КРМБ. Но заказчик доволен — там даже такие корабли сойдут за флагманы.
Определенный интерес к проекту проявляют американцы, рассматривающие FREMM в качестве основы для своих перспективных фрегатов FFG(X). Для тех, кто не в курсе: США и Италия связаны невидимыми, но прочными связями в области военного кораблестроения. К примеру, верфь в Висконсине, на которой массово строятся корабли прибрежной зоны LCS, входит в состав итальянской «Финкантиери Групп» — той самой, которая создавала FREMM.
Эпилог
Больше всего мне бы не хотелось сейчас увидеть комментарии в виде «французы и итальянцы молодцы, семь футов под килем». В отличие от любой новости про обновление американского флота, известия об усилении морской мощи европейцев не вызывает того ажиотажа, желания всевозможных проклятий и обвинений в милитаризме.
Уважаемые господа, давайте будем логичными до конца. Мы говорим о флотах стран НАТО, которые непрерывно совершают провокационные акты и участвуют в создании угроз в отношении России и наших союзников. От регулярных походов в Черное море до нанесения ракетных ударов по территории Сирии. Существование армады фрегатов FREMM прямо противоречит нашим интересам. Это — противник. И очень скверно, что он превосходит нас по количеству и качеству боевых единиц.
Что касается чисто технической стороны вопроса, то FREMM — очередной пример того, что современные корабли рассчитаны лишь на одиночные выстрелы и противодействие точечным атакам. К серьезному противостоянию на море они не готовы.
/Олег Капцов, topwar.ru/
army-news.ru
MULTI-PURPOSE FRIGATE PROJECT FREMM. NEWS 2011-2014 17.07.2011
Второй многоцелевой фрегат «Норманди», построенный по проекту FREMM, 18 октября был спущен на воду на судостроительном заводе (ССЗ) корпорации DCNS в Лорьяне. В церемонии спуска корабля на воду принял участие министр обороны Франции Жан-Ив Ле Дриан. Об этом корр.АРМС-ТАСС сообщили в компании DCNS.
31.01.2013 6.02.2013 06.04.2013 08.04.2013 19.04.2013 13.07.2013 06.06.2013 03.07.2013 09.09.2013 11.09.2013 18.09.2013 20.09.2013 Французская кораблестроительная компания DCNS 18 сентября на судостроительном заводе (ССЗ) в Лорьяне спустила на воду многоцелевой фрегат FREMM «Прованс» (Provence), третий фрегат типа «Акитен» (Aquitaine) для ВМС Франции. Строительство фрегата началось в декабре 2010 г. и теперь он будет достраиваться у стенки, а в его отсеках начнется монтаж бортового оборудования и вооружения. 30.10.2013 21.12.2013 31.01.2014 04.03.2014 01.04.2014 10.06.2014 16.07.2014 28.09.2014 30.10.2014 EURONAVAL 2014 — 24-Я МЕЖДУНАРОДНАЯ ВЫСТАВКА ВОЕННО-МОРСКОЙ ТЕХНИКИ И ВООРУЖЕНИЯ ЕГИПЕТ. СОБЫТИЯ. ФАКТЫ МНОГОЦЕЛЕВОЙ ФРЕГАТ ПРОЕКТА FREMM (ФРАНЦИИ/ИТАЛИЯ) |
bastion-karpenko.ru
ВМС Италии передан шестой фрегат класса FREMM » Военное обозрение
Как сообщает интернет-портал ЦАМТО, компания Fincantieri передала 20 апреля на предприятии в Муджиано (Специя) ВМС Италии новый многоцелевой фрегат класса FREMM «Луиджи Риццо» (Luigi Rizzo, F-595).«Луиджи Риццо» является шестым по счету кораблем в серии FREMM ВМС Италии и вторым представителем проекта, выполненным в многоцелевой версии. Закладка киля прошла 6 сентября 2013 года, спуск на воду произошел 19 декабря 2015 года.
FREMM представляет собой крупнейшую европейскую программу по строительству многоцелевых фрегатов, которая была запущена в 2002 году Францией и Италией под эгидой Европейского управления по закупкам вооружений (OCCAR). ВМС Италии заказали в общей сложности 10 кораблей (6 в многоцелевой версии и 4 – в противолодочной). Строительство осуществляет компания «Оридзонте системи навали», собственниками которой выступают «Финкантьери» (51%) и «Леонардо» (49%). Стоимость фрегата составляет 764 млн. евро. Закрытие сделки предусматривается после 2020 года.
Ожидается, что корабли FREMM заменят в составе итальянского флота построенные в 1970-е гг. фрегаты класса «Лупо», которые уже выведены из боевого состава, и «Маэстраль», срок эксплуатации которых истекает. Новые фрегаты планируется использовать для патрулирования территориальных вод, защиты от всех видов угроз – воздушных, надводных, подводных, наземных, контроля судоходства, противодействия терроризму и борьбы с пиратством. Они призваны стать основой итальянских ВМС на следующие десятилетия.
Строительство головного фрегата, (F-590) «Карло Бергамини», в многоцелевой версии началось на верфи «Рива Тригосо» в феврале 2008 года. 29 мая 2013 года фрегат был передан ВМС Италии. Следующие четыре фрегата были построены в противолодочной версии. Второй корабль серии, (F-591) «Вирджинио Фазан», итальянский флот получил 19 декабря 2013 года, третий, (F-592) «Карло Марготтини», – 27 февраля 2014 года, четвертый, (F-593) «Карабиньере», – 28 апреля 2015 года, пятый, (F-594) «Альпино», – 30 сентября 2016 года. В стадии постройки находятся седьмой и восьмой корабли серии.
Фрегат «Луиджи Риццо» представляет собой корабль длиной 144 м, шириной 19,7 м и полным водоизмещением около 6700 т. Силовая установка типа CODLAG, включающая газовую турбину AVIO-GE LM2500 G4 мощностью 32 МВт, позволяет кораблю развивать крейсерскую скорость хода 16 узлов и максимальную – 27,5 узлов. Дальность плавания фрегата на скорости 15 узлов – около 6000 морских миль, автономность – 45 суток, экипаж – около 200 человек.
Луиджи Риццо (8 октября 1887 г., Милаццо — 27 июня 1951 года, Рим) – итальянский адмирал . В основном известен за его выдающуюся службу во время Первой мировой войны, в частности благодаря его роли в потоплении австро-венгерского линкора SMS Szent István («Святой Иштван», первый король Венгрии) в июне 1918 года.
topwar.ru
Многоцелевой фрегат класса FREMM
На вооружение ВМФ Франции поступил головной многоцелевой фрегат класса FREMM (Frigates European Multi Mission) D 650 Aquitaine (Аквитания). Официальная церемония состоялась 23 ноября 2012-го года. Акт о приемке подписал начальник штаба ВМС Франции (chef d’état-major de la Marine) адмирал Бернард Рогель (Bernard Rogel). FREMM является совместной франко-итальянской программой строительства многоцелевых фрегатов, предназначенных для противолодочной и противовоздушной обороны, уничтожения надводных кораблей и нанесения ударов по наземным объектам в глубине территории противника. Каждый фрегат имеет возможность действовать и как корабль управления целевой группы.
Согласно программе FREMM, будут построены фрегаты в двух версиях: для противолодочной борьбы (Anti-Submarine Warfare, ASW) и поддержки наземных операций. Тем не менее, каждый тип фрегата будет располагать одинаковыми оборонительными возможностями от средств воздушного нападения и надводных кораблей противника. Обе версии будут располагать вертолетами NH90 и крылатыми ракетами, способными атаковать наземные цели. Противолодочная версия FREMM (ASW) будет располагать буксируемым гидролокатором и дополнительными торпедами. Версия поддержки наземных операций будет оборудована беспилотными летательными аппаратами (БПЛА) и возможностью высадки десанта на вражеский берег.
Изначально ВМС Франции и Италии намеревались закупить до 27 фрегатов FREMM, поставки планировались на 2008-ой год, крайний корабль серии должен быть построен в течение второго десятилетия 21-го века. Официальный старт программы был дан, когда обе страны достигли первоначального соглашения в 2002-ом году. Заказываемые фрегаты обоими странами будут различаться в зависимости от конкретных требований, изложенных каждым флотом.
В интервью Defense News адмирала Рогеля спросили о слухах об отсрочке поставок следующих фрегатов FREMM в связи с экономической ситуацией во Франции в целом и сокращении военного бюджета в этом году на 66.4 миллиона евро в частности:
«Трудно ответить, потому что мы ещё готовим Белую книгу (военный бюджет Франции). Важно не начинать с определения возможностей, а с военных и оборонных амбиций, затем изложить их в бюджетном контексте и лишь затем определить возможности. Военно-морская составляющая очень важна. Благодаря недавнему докладу Сената Франции, который говорит о «maritimization» (усиления ВМФ), люди понимают важность моря для нашей страны.
Ходят слухи, но пока Белая книга не будет завершена, у нас не будет определена финансовая составляющая нашей обороны. Конечно, будут предприняты необходимые усилия, но следует помнить, что их последствия не одинаковы при сокращениях в течение трех или четырех лет — или долгосрочной перспективе, около 10 лет. Все это происходит на фоне обновления флота: подводных лодок с баллистическими ракетами, поступления фрегатов FREMM, подводных лодок Barracuda и морских патрульных судов, которые заменят нынешнее разнообразие флота.
Франция обладает вторым по величине военно-морским флотом после США, что накладывает на нас определенные обязательства и обязанности. Сегодня трудно определить приоритеты, но мы находимся в середине пути обновления части французского флота».
Член оборонной комиссии Италии Пирс Фаусто Речиа (Pier Fausto Recchia) сообщил, что на строительство фрегатов FREMM Италия заложила в бюджет Министерства обороны 321 миллион евро в 2013-ем году, 261 миллион в 2014-ом году и 268 миллионов в 2015-ом году. Итальянские FREMM предназначены в первую очередь для замены фрегатов Lupo и Maestrale.
Европейское управление по закупкам вооружений (OCCAR) заключило контракт в 3.5 миллиарда евро с промышленной группой, состоящей из компаний Thales, Fincantieri, DCN и MBDA на разработку и строительство первой партии фрегатов класса FREMM. Первые восемь фрегатов, шесть из которых будут выполнены в противолодочном варианте (ASW) и два других для поддержки наземных операций, будут построены для французских ВМС. Поставки должны были начаться в 2011 году и завершиться до 2016-го года. Французские фрегаты F67, F70 и Aviso A69 будут заменены на FREMM. В настоящий момент размещен заказ на 12 фрегатов, что делает программу FREMM крупнейшей военно-морской программой в Европе.
Начало программы FREMM состоялось 14 ноября 2005, резка первого листа для Аквитании — 16 марта 2007, закладка на верфи DCNS Лорьян — в декабре 2007-го года, спуск на воду — 29 апреля 2010-го года, первый выход в море — 18 апреля 2011-го и принятие на вооружение — 23 ноября 2012-го года.
Производитель особо подчеркивает, что фрегаты FREMM не имеют себе равных в своем классе (водоизмещение 6000 тонн) благодаря:
— Качеству сборки корабля;
— Надежности всех используемых компонентов;
— Малому размеру экипажа;
— Низкому расходу топлива при крейсерской скорости.
В октябре 2004 года Alenia Marconi Systems (AMS) опубликовала сообщение, что она была выбрана в качестве основного поставщика программы FREMM. В основу ракетного комплекса фрегата лягут радары системы EMPAR разработанные AMS для программы Horizon. AMS также поставит новое поколение радаров IFF, радаров среднего радиуса действия RAN 30X/I, системы управления огнем NA-25.
Благодаря современному оборудованию, экипаж корабля, включая авиагруппу, составляет всего 108 человек (22 офицера, 70 унтер-офицеров, 16 старшин и матросов). В дополнение на его борту могут разместиться 145 человек десанта (в особых случаях до 180).
Корабль оснащен гибридной двигательной установкой, включающей 2 газотурбинных двигателя CODLOG LM2500 G4 мощностью 32 МВт (43 500 л.с.). При проведении противолодочных операций может использоваться малошумный режим движения с помощью обратимых электродвигателей в 2.5 МВт каждый, позволяющий развивать скорость в 16 узлов. Максимальная скорость достигается механическим приводом и двумя винтами постоянного шага. Также имеется одно выдвижное поворотное подруливающее выдвижное устройство с электрическим приводом. Итальянский военно-морской флот сохранил за собой возможность оснащения фрегатов дополнительными газовыми турбинами для достижения кораблями скорости в 32-33 узла.
Устанавливаемое оборудование фрегата включает в себя радиолокационную систему Геракл (Herakles). Крылатые ракеты Scalp запускаются посредством системы вертикального старта (vertical launch system, VLS) Sylver-70 и предназначены для нанесения ударов по объектам противника глубоко на его территории. Кроме того, французские фрегаты будут располагать противокорабельными ракетами MM40 Exocet Block 3. Итальянские фрегаты FREMM будут располагать противокорабльной системой вооружения TESEO/OTOMAT и противолодочными ракетами MILAS. Аквитания начал ходовые испытания в апреле 2011 года. Во время испытаний в июне этого года он провел успешные торпедные стрельбы.
Общее для обоих вариантов фрегата вооружение включает в себя 16 зенитных ракет (зарезервировано место для 32) Aster 15 в системе вертикального старта Sylver A50 (возможно размещение Sylver A70), две корабельные артиллерийские установки Oto-Melara Oerlikon KBA 25мм/80, два 324-мм торпедных аппарата системы Eurotorp MU-90 (19 торпед), 2 пусковых установки противоракет AMS Oto-Melara SCLAR-H, два 20-и миллиметровых пулемета с дистанционным управлением, два 12.7-и миллиметровых пулемета. Противолодочный вариант дополнительно располагает 4-16 противокорабельными ракетами Teseo Mk2 Block IV дальностью в 150 км, четырьмя противолодочными ракетами MBDA Milas дальностью до 35-и км (Teseo и Milas используют ту же самую пусковую установку) и двумя корабельными артиллерийскими установками Oto Melara 76/62 со снарядами Davide/Dart. Версия поддержки наземных операций располагает восемью противокорабельными ракетами Teseo Mk2 Block IV дальностью в 150 км, одной корабельной артиллерийской установкой Oto Melara 76/62 со снарядами Davide/Dart и одной корабельной артиллерийской установкой Oto Melara 127/64 LW со снарядами Vulcano. Авиагруппа представлена двумя вертолетами NH-90 NFH или одним NH-90 NFH и одним Eh201.
Электронные системы включают многофункциональный радар Selex EMPAR (итальянский фрегат), трёхмерный многофункциональный радар S-диапазона Héraklès с дальностью 250 км, боевую систему управления ракетами SAAM-ESD, радар ближнего/среднего диапазона для наблюдения за поверхностью и воздушной обстановкой на малых высотах SELEX Sistemi Integrati (экс-AMS) RAN-30X/I (SPS-791), 2 системы автоматического управления стрельбой Selex NA25 (итальянский фрегат), систему управления артиллерийским огнём 76-мм орудия Sagem Najir, 2 поверхностных радара, инфракрасную систему обнаружения и сопровождения типа SASS (Galileo) или Thales Artemis, системы управления на основе системы, разработанной для Horizon, система посадки вертолёта Samahé, системы внутренних и внешних коммуникаций интегрированная со спутниками военного и гражданского назначения, активные и пассивные средства радиоэлектронной борьбы, включая акустические и электронные приманки.
Sonar: стационарная среднечастотная гидроакустическая станция Thompson/Thales Marconi Sonar UMS 4110 CL весом около 8 тонн, 2 метра в высоту и оборудована 500 гидрофонами позволяющая обнаруживать мины. Низкочастотный буксируемый сонар Thales 4249 устанавливается только на противолодочной версии ASW.
Стоимость: общие расходы по программе с учетом расходов на проектирование и строительство 10 фрегатов составляют 5.68 миллиарда евро. За первые два фрегата было переведено 1.25 миллиардов евро и 51 миллион на подготовку и поддержку. Транш на реализацию следующих четырех фрегатов составил 1.628 миллиарда евро, в то время как поддержка для всех шести фрегатов обойдется в 130 миллионов евро.
Помимо принятого на вооружение фрегата D 650 Aquitaine, базирующегося в Бресте, для ВМФ Франции 18.10.2012 был спущен фрегат D651 Normandie, на верфи в Лорианее 15.12.2010 и 30.11.2011 заложены фрегаты D652 Provence и D653 Languedoc соответственно. Оба заложенных фрегата будут базироваться в Тулоне. Всего в настоящее время Франция намеревается построить 11 кораблей типа FREMM, девять противолодочного варианта ASM и два корабля для поддержки наземных операций (крайние в серии).
Итальянские фрегаты класса FREMM Carlo Bergamini (этот фрегат был выполнен в многоцелевом варианте) и Virginio Fasan были спущены на воду 16.07.2011 и 31.3.2012 соответственно, как другие итальянские фрегаты класса FREMM, будут базироваться в Специи. Первые два должны поступить на вооружение в 2013-м году. Следующие три фрегата для ВМФ Италии F591 Virginio Fasan, F592 Carlo Margottini и F592 Luigi Rizzo были заложены 17.12.2009, 14.9.2010 и 28.9.2011 соответственно. Строительство кораблей осуществляется итальянской судостроительной компанией Fincantieri на верфи Рива Тригозо (Генуя). ВМС Италии планируют приобрести 10 фрегатов класса FREMM, четыре в противолодочном варианте ASW и шесть для поддержки наземных операций.
Кроме того, в Лориане ведется строительство фрегата Mohammed VI класса FREMM для ВМС Марокко, являющегося вторым фрегатом FREMM французской постройки. Он был спущен на воду 14.09.2011, его ходовые испытания запланированы на 2013-й год.
Тактико технические характеристики FREMM
Страна: Франция
Разработчик: DCN Лорьян
Силовая установка: гибридная, 2 газотурбинны, 2 винта фиксированного шага
Электроснабжение: 4 дизель-генератора по 2.1 МВт каждый
Максимальная скорость: 27 узлов
Дальность: 6000 морских миль на скорости 15 узлов
Полное водоизмещение: 5980 тонн
Наибольшая длина: 142 м
Ширина: 19.4
Осадка: 5 м (с подруливающим устройством 7.3 м )
Вертолетная площадка: 26.5х18.5 м способная принимать 11-и тонный вертолет класса NH90, Eh201
Вертолетный ангар: 18х12.5 м
Автономность: 45 дней
Экипаж: 108
Десант: 145 (до 180)
Ожидаемый срок службы корабля не менее 30 лет
bazaistoria.ru
Европейские ценности фрегата FREMM
Вторая по численности в мире серия надводных боевых кораблей с водоизмещением свыше 5 тыс. тонн. К настоящему времени в строй успело вступить 14 единиц; заложены и достраиваются еще пять. К началу следующего десятилетия их количество обещает достигнуть 20.Успевший быть похороненным и отпетым усилиями отечественных СМИ европейский ВПК оказался живее всех живых. Строительство кораблей по программе FREMM происходит на фоне постепенного и непрерывного усиления европейских флотов, который едва ли можно объяснить всплеском милитаризма или подготовкой к большой войне. Появление таких проектов, как FREMM, всего лишь следствие развитой экономики, при которой даже минимальных затрат на оборону (в пределах 2% от ВВП этих стран) достаточно для полного обновления состава их ВМС. Наблюдаемой ситуации немало способствуют и технологии нашего времени, благодаря которым фрегат приобретает значение корабля 1 ранга. Его присутствие может ощущаться на всем театре военных действий. Пару десятилетий назад для установки вооружения с подобными характеристиками требовался корабль с вдвое большим водоизмещением.
По ряду аспектов FREMM — это шаг назад по сравнению с предыдущим европейским проектом CNGF, в рамках которого было построено 4 фрегата «Горизонт» — по паре для ВМС Франции и Италии. Объективно говоря, это лучшие корабли для решения задач ПВО из когда-либо созданных в истории военного флота.
«Горизонт» — это пример возможностей европейского ВПК, если там решат «поиграть мускулами» всерьез. Избыточно мощный и дорогой корабль для мирного времени
Нынешний FREMM — другой.
Сокращенные возможности ПВО и минимальный состав ударного вооружения (на половине фрегатов оно отсутствует вовсе) указывают на отсутствие намерений ведения полномасштабных военных действий. FREMM (Frégate multi-mission) — это патрульные корабли дальней морской зоны, ориентированные на участие в конфликтах низкой интенсивности, операциях «полицейского» и гуманитарного характера. Данный вывод подчёркивают приоритеты их конструкции, при которых значительные объемы корпуса и надстройки отведены под размещение жесткокорпусных быстроходных лодок и вертолетов.
Определенную роль играют финансовые ограничения, которыми вызвано сокращение боекомплекта и прочие компромиссы конструкции. Сам разношёрстый состав серии фрегатов, которые строятся в четырёх модификациях (ПВО/ПЛО/многоцелевой/многоцелевой ударный), объясняется не популярной концепций «модульности», а более прозаической причиной — стремлением удержать стоимость единиц в пределах 600-700 млн. евро. Каждый фрегат оснащается лишь частью из доступного оборудования. Выбор предназначенных к установке средств определяется его «назначением».
Конструктивная недогруженность и «зарезервированные объёмы» в той или иной мере свойственны большинству современных кораблей. Однако в случае FREMM экономия стала приоритетным направлением всего проекта.
Конечно, не ракетные крейсеры и не дредноуты. Но обольщаться не стоит. Как было отмечено, современные технологии позволяют больше, чем может показаться на первый взгляд.
Французские фрегаты (подкласс «Аквитания») штатно оснащены РЛС «Геракл», обладающей инструментальной дальностью обнаружения 250 км, с возможностью сопровождения до 400 целей. Тот же самый многофункциональный радиолокационный комплекс обеспечивает управление зенитными ракетами на маршевом участке траектории. Какого-либо дополнительного радара подсветки не требуется — фрегаты FREMM вооружены ракетами семейства «Астер» с активными головками наведения.
Итальянские фрегаты (подкласс «Бергамини») оснащены более совершенным радаром «Кронос» с активной фазированной антенной.
Помимо основного многофункционального РЛК, европейские фрегаты оснащаются дополнительным 2D радаром сантиметрового диапазона для обнаружения малоразмерных надводных и низколетящих целей. Французы — «Терма Скантер» высокого разрешения. Итальянцы — «Леонардо SPS-732», излучающим слабые импульсы в широком диапазоне частот, «красный шум» для затруднения обнаружения его работы. В отличие от средств РТР противника, которые не обращают внимания на слишком слабые сигналы или принимают их за радиопомехи, процессор «Леонардо SPS-732» постепенно накапливает данные и по теории вероятности определяет положение цели.
Дальность полета зенитных ракет Aster-30, согласно представленным данным, оставляет 100+ км. Однако шесть из восьми французских фрегатов (в «бюджетном» ПЛО варианте) не могут похвастаться данной возможностью. Их вооружение включает только Aster-15. Ракеты этого типа за счет отсутствия стартовой ступени и сокращенной «мёртвой зоны» идеальны для ближнего перехвата. Но имеют ограниченную дальность полета (всего 30 км).
Из других примечательных возможностей и «хай-тек» новинок в активе у фрегатов FREMM:
— крылатые ракеты SCALP-Naval — европейский аналог «Калибров» и «Томагавков» с меньшей стартовой массой (1400 кг), технологией «стелс» и дальностью полёта 1000 км. В реальности КРМБ были установлены только на французских кораблях (16 УВП). Итальянцы ограничились зарезервированным пространством под вертикальные пусковые установки;
— корректируемые артиллерийские снаряды VULKANO калибра 127 мм с заявленной дальностью стрельбы 120 км. Только для итальянских «многоцелевых» фрегатов;
— два гидролокатора — подкильный и буксируемый, с низкочастотной антенной. Итальянцы оснащены дополнительной ГАС для обнаружения мин;
— только на итальянских фрегатах — противолодочный ракетный комплекс MILAS, довольно редкое явление для европейских кораблей;
— французы также не остались в долгу — в штатное оснащение фрегатов включена всеракурсная система «Артемис» для наблюдения за обстановкой в ИК-диапазоне в условиях любой видимости и любое время суток.
Список различий состава вооружения французских и итальянских FREMM может занять не одну страницу, а латинские аббревиатуры и цифры вызовут скуку даже у специалиста. Данный материал не претендует на роль технического отчета. Цель его в том, чтобы у читателей сложилось свое мнение по поводу этих неоднозначных кораблей.
Строго говоря, фрегаты «Аквитания» и «Бергамини»— это два разных проекта, использующие схожий по очертаниям корпус и некоторые технические решения (к примеру, УВП типа SYLVER). Их роднит общность характеристик и стоящих перед ними задач. Идеальная совместимость для действий в составе одного оперативного соединения.
Каждая из стран стремится поддержать отечественных производителей. Отсюда национальный колорит в «начинке» каждого фрегата. От противокорабельных ракет собственного производства (французы — традиционный «Экзосет», итальянцы — «Отомат») до палубных устройств принудительной посадки, швартовки и перемещения вертолетов. В отличие от французов, использующих собственную систему Samahé, итальянцы выбрали американскую TC-ASISТ.
Несмотря на все братания европейских народов, окруженные сетью обмена данными по стандарту НАТО Link-21 корабли Франции и Италии сохраняют независимость в таких критических областях, как процесс управления и принятие решений. Фрегаты каждой страны оснащены БИУС собственного образца. Французская система носит название SETIS. У итальянцев — «Афина».
Уже не говоря о таких «мелочах», как шифрованные каналы связи. К примеру, в оснащение французских FREMMов входит аппаратура связи через военные спутники серии «Сиракуз».
Имеются различия в силовой установке. Оба подкласса фрегатов используют современную комбинированную дизель-электрическую трансмиссию с возможностью подключения газовой турбины полного хода. При этом итальянский проект подразумевает возможность одновременной работы гребных электромоторов и ГТД, работающего на оба вала. За счет этого итальянские FREMM имеют незначительное преимущество в скорости полного хода (30 против 27 уз.). Также либо за счет лучшей эффективности ГЭУ, либо за счет увеличенного запаса топлива у итальянцев наблюдается преимущество в дальности плавания экономическим ходом.
В качестве силовой установки экономичного хода французы выбрали немецкие дизели MTU, итальянцы — собственные «Изотта-Фраскини». Для движения полным ходом на всех фрегатах установлена итальянская газовая турбина Avio LM2500, лицензионная копия «Дженерал Электрик». Кроме того, все фрегаты оснащены вспомогательным подруливающим устройством в носовой части корпуса.
Исходя из «табличных» характеристик, среди построенных к настоящему времени кораблей класса FREMM наиболее привлекательным выглядит итальянский многоцелевой вариант «Карло Бергамини». Здесь и дальнобойные зенитные ракеты, и радиолокатор с АФАР, и пара артсистем калибров 127 и 76 мм, и даже ангар, рассчитанный на два вертолета.
Что касается отсутствия крылатых ракет, то полтора десятка КРБД ничего не решают в любом конфликте. Эквивалент — вылет пары звеньев тактической авиации. Гораздо важнее способность «Бергамини» обеспечивать зональное ПВО/ПРО морских соединений, именно в этом цель существования корабля в 6700 тонн.
Французы также не сидят сложа руки. В 2016 году на верфи в Лорьяне был заложен «Эльзас», отличия которого от базового FREMM оказались столь велики, что он был классифицирован как новый тип FREDA («фрегат ПВО»). Среди главных отличий — перекомпоновка носовой части фрегата с установкой 32 ракетных шахт SYLVER в «тактическом» варианте (вместо 16 «коротких» шахт для ЗУР самообороны и 16 «длинных» шахт для КР на базовом FREMM). В качестве боекомплекта — любая комбинация ЗУР семейства «Астер» для обеспечения противовоздушной обороны в ближней и дальней зонах. Для сохранения стоимости корабля на приемлемом уровне конструкторам пришлось пожертвовать буксируемой антенной.
Помимо четырёх базовых, у FREMM существует пара экспортных модификаций — «Тахия Миср» для военно-морских сил Египта и «Мохаммед VI» для ВМС Марокко. Впрочем, говорить там особо не о чем: экспортные фрегаты отличаются от французских демонтированными шахтами КРМБ. Но заказчик доволен — там даже такие корабли сойдут за флагманы.
Определенный интерес к проекту проявляют американцы, рассматривающие FREMM в качестве основы для своих перспективных фрегатов FFG(X). Для тех, кто не в курсе: США и Италия связаны невидимыми, но прочными связями в области военного кораблестроения. К примеру, верфь в Висконсине, на которой массово строятся корабли прибрежной зоны LCS, входит в состав итальянской «Финкантиери Групп» — той самой, которая создавала FREMM.
Эпилог
Больше всего мне бы не хотелось сейчас увидеть комментарии в виде «французы и итальянцы молодцы, семь футов под килем». В отличие от любой новости про обновление американского флота, известия об усилении морской мощи европейцев не вызывает того ажиотажа, желания всевозможных проклятий и обвинений в милитаризме.
Уважаемые господа, давайте будем логичными до конца. Мы говорим о флотах стран НАТО, которые непрерывно совершают провокационные акты и участвуют в создании угроз в отношении России и наших союзников. От регулярных походов в Черное море до нанесения ракетных ударов по территории Сирии. Существование армады FREMM прямо противоречит нашим интересам. Это — противник. И очень скверно, что он превосходит нас по количеству и качеству боевых единиц.
Что касается чисто технической стороны вопроса, то FREMM — очередной пример того, что современные корабли рассчитаны лишь на одиночные выстрелы и противодействие точечным атакам. К серьезному противостоянию на море они не готовы.
Олег Капцов
tehnowar.ru