Содержание

Проект 22350: российские боевые корабли нового поколения

В данное время российский военно-морской флот переоснащается.  Заняться переоснащением флота Россию вынудили непреодолимые обстоятельства. Боевые корабли, доставшиеся России от Советского Союза, по большей части пришли в негодность. Из них часть старых утилизирована, а другая часть должна быть модернизирована. Им на смену должны прийти современные боевые единицы – фрегаты проекта 22350.

Проект 22350: почему именно фрегаты?

В настоящее время военно-морские силы России обладают достаточным количеством малых ракетных кораблей, а также корветов, которые обязаны охранять российские морские границы. Однако для дальнейшего укрепления флотской мощи России и для более надежной охраны морских подступов России необходимы также судна, охраняющие дальнюю морскую зону. Власти России вместе с командованием ВМФ рассчитывают, что такую роль будут исполнять фрегаты нового проекта 22350, призванные заменить устаревшие ракетные крейсера.

Почему фрегаты, а не какой-то другой тип военных кораблей? Здесь необходим краткий исторический экскурс. В военно-морских силах СССР никаких фрегатов не существовало: в те времена боевые суда классифицировались иначе. Те, которые по существу были фрегатами, в СССР именовались сторожевыми кораблями или, в обиходе, «сторожевиками». Это были надежные и грозные судна, способные охранять ближние подступы к берегам, а также выполнять самостоятельные военные задачи в открытых водах. Впоследствии, когда на смену ВМФ СССР пришел Военно-морской Флот России, сторожевые суда стали переименовываться во фрегаты. Иначе говоря, классифицировать боевые суда в России стала так же, как и во всем мире.

В начале нового тысячелетия вместо устаревших сторожевиков Россия приступила к строительству военных кораблей нового поколения, то есть фрегатов. К этому Россию подтолкнула неизбежная необходимость. Старые корабли, такие как крейсер «Грозный» и крейсер «Адмирал Головко», окончательно устарели и, соответственно, не могли достойно выполнять боевые задачи, продиктованные временем. Строительство новых судов стало именоваться кодовым названием «Проект 22350». Итогом проекта должен стать приход на смену устаревшему крейсеру «Адмирал Головко» современного фрегата проекта 22350.

По замыслу правительства, новые российские фрегаты обязаны превосходить своими боевыми качествами суда прежних поколений и, соответственно, усилить мощь военного флота России независимо от того, в какой части мирового океана такой корабль будет находиться. По приблизительным тактико-техническим характеристикам, военные суда проекта 22350 рассчитаны на запас хода, превышающий 4000 миль. Кроме того, в процессе автономного плавания они смогут находиться не меньше тридцати суток. Такие характеристики позволят им с успехом выполнять охрану дальней морской зоны. В плане своего водоизмещения, а также по разнообразию вооружения новые фрегаты будут в какой-то мере уступать судам прежнего поколения. Однако уровень их защищенности, электронно-техническое оборудование, а также управление огнем у фрегатов будет существенно выше.

Первоначально российским правительством планировалось оснащение всех флотов, но впоследствии правительственные планы поменялись. Решено было оснастить судами нового поколения Черноморский флот. Тому, кто внимательно следит за мировыми политическими новостями, такое решение российского правительства вполне понятно.

Особенности строительства судов проекта 22350

Сколько именно судов во исполнение проекта 22350 должно быть построено, точно неизвестно. Впрочем, некоторые источники утверждают, будто таких кораблей должно быть построено не менее двадцати. Ориентировочные сроки, отпущенные под строительство, – не больше двадцати лет. Строить фрегаты предполагалось на четырех предприятиях: Калининградском судостроительном заводе «Янтарь», на Балтийском судостроительном заводе, на судостроительном заводе «Северная верфь», а также на судостроительном заводе «Адмиралтейская верфь», которые находятся в Санкт-Петербурге.

1 февраля 2006 г. «Северная верфь» начала строить первый фрегат проекта 22350, получивший название «Адмирал Горшков». Как и подобает первенцу, «Адмирал Горшков» воплощался долго, больше четырех лет. Причин тому было несколько: споры по поводу, каким должно быть техническое оснащение корабля, такие же споры относительно его вооружения.

29 октября 2010 г. фрегат-первенец «Адмирал Горшков» торжественно сошел на воду. Российское Министерство обороны остановило свой окончательный выбор именно на «Северной верфи», и подписало с этим заводом контракты, предполагающие строительство еще семи кораблей. Таким образом, именно питерский судостроительный завод «Северная верфь» стал единственным предприятием, получившим право строить суда проекта 22350.

Фрегат «Адмирал Горшков» до сей поры не является полноценной боевой единицей по причине затянувшихся испытаний. Строительство другого корабля под названием «Адмирал Касатонов» началось в 2009 году, но лишь в середине 2015 года состоялся его спуск на воду.

О причине такой медлительности сказать сложно. Государство, равно как и судостроители, хранят молчание. В отличие от форумов, которые, наоборот, полны всяческими предположениями, версиями и домыслами. В общем и целом, на форумах выдвигается несколько основных предположений, объясняющих медлительность отечественных военных корабелов. Одна из версий гласит, что на «Адмирале Горшкове» в процессе испытания были проблемы с основной двигательной турбиной. Заменить же ее новой турбиной оказалось сложно, поскольку такие турбины раньше производились одним из украинских оборонных предприятий, которое, в силу известных политических событий, отказалось поставлять свою продукцию в Россию.

Впрочем, несмотря на всяческие неполадки и молчание со стороны уполномоченных инстанций, воплощение проекта идет своим ходом. В 2012 году был заложен еще один фрегат «Адмирал Головко». После этого, в 2013 году, начали строить очередной корабль «Адмирал Исаков». Когда именно завершится их строительство, пока не сообщается.

Тактико-технические характеристики фрегатов проекта 22350

По понятным причинам большая часть таких характеристик широким слоям общественности неизвестна, да и не должна быть известна. Впрочем, некоторые общие характеристики строящихся судов из новой серии у многих на слуху:

  • Корпус оборудуется боковыми успокоителями качки, рули которых убираться не будут. Это устройство необходимо для того, чтобы корабль не терял своих ходовых качеств во время шторма;
  • Надстройки будут выполняться из специальных материалов с композитными характеристиками. Такие материалы способствуют снижению радиоакустического фона судов;
  • Фрегаты будут снабжаться технологией «Стелс». Такая технология делает корабли малозаметными, не позволяя вражеским радарам их засечь;
  • У всех будет двойное дно, что поможет судам удержаться на плаву при возникновении повреждений;
  • Будет установлена универсальная система тушения пожаров;
  • Мощность двигательной установки будет достигать 55 тысяч лошадиных сил;
  • Максимальная скорость будет достигать 29 узлов;
  • Применяя экономический ход (14 узлов), фрегат сможет пройти без остановок 4000 миль.

Скорее всего, при испытании новых кораблей некоторые их первоначальные характеристики изменятся.

Предположительное вооружение кораблей проекта 22350

Новые корабли планируется оснастить самым современным вооружением:

  • Самым мощным вооружением фрегатов предполагается сделать ракетную установку 16 ПКР «Москит»;
  • Кроме этого, на судах будет размещена универсальная артиллерийская автоматическая установка А-192;
  • Для поражения подводных лодок противника корабли вооружат противолодочными комплексами «Медведка-2»;
  • Для оценки гидроакустического подводного пространства фрегаты оборудуют специальной системой «Виньетка-М». Данная система позволяет услышать вражескую подлодку на дистанции до 60 километров;
  • Чтобы обезопасить себя от нападения с воздуха, будут пользоваться зенитно-ракетным комплексом «Редут»;
  • Для этой же цели, а также для поражения малозаметных целей на поверхности воды, они будут оснащены ракетно-пушечным комплексом «Палаш»;
  • На всех судах данного проекта должны также иметься вертолеты Ка-27 с возможностью взлета и посадки на палубу.

Опять-таки вполне очевидно, что в дальнейшем вооружение кораблей может быть дополнено или изменено.

Как покажет себя проект 22350 в ближайшем будущем?

О том, насколько успешно реализуется проект, могут ответить лишь российское правительство и корабелы. Последние новости утверждают, что в нынешнем году лишь один «Адмирал Горшков» доведен до полной готовности. Столь долгое время, понадобившееся для его испытаний, продиктовано практическими соображениями. На корабле проводилась тщательная отработка тех видов вооружений, которыми станут оснащаться  последующие суда. Помимо вооружения, также тщательно проверялись и тактико-технические данные самого корабля, чтобы не допустить выявленных недостатков на тех фрегатах, которые предполагается построить в скором будущем.

Фрегат «Адмирал Головко», заложенный вторым, по предположительным оценкам, должен быть готов к началу 2020 года. Что касается фрегата «Адмирал Исаков», то о конкретной дате его постройки не говорится ничего. Когда начнутся строиться другие суда данного проекта, неизвестно тем более.

Конечно, строительство кораблей – дело длительное. Однако такая длительность может сказаться на том, что к моменту своей постройки некоторые новшества, которые запланированы, могут устареть, и тогда только что построенный корабль придется усовершенствовать в соответствии с последними достижениями техники, электроники и вооружения. Во всяком случае, многие эксперты этого опасаются. Сами кораблестроители возражают им в том смысле, что фрегаты строятся с солидным заделом, и поэтому опасаться того, что они к моменту постройки устареют, оснований нет.

В таких возражениях отчасти имеется резон. На данный момент российские фрегаты проекта 22350 можно считать наиболее современными в мире как в плане технологических особенностей, так и в смысле эстетики и дизайна. Их вооружение также находится на самом высоком уровне. Во всяком случае, ни в одном иностранном флоте кораблей, похожих на новые российские фрегаты, пока нет.

warways.ru

«Адмиральская» серия. Как суперфрегаты проекта 22350 усилят флот России

По словам эксперта, ударную мощь фрегата с полным водоизмещением в 5400 тонн обеспечат 16 установок вертикального пуска (УПВ) для крылатых ракет семейства «Калибр». От угрозы с воздуха его прикроет зенитно-ракетный комплекс «Полимент-Редут», созданный специально для российских кораблей новых проектов, а также два зенитно-артиллерийских комплекса «Палаш» — для ближнего боя. Универсальная 130-миллиметровая пушка АК-192 со скорострельностью 30 выстрелов в минуту имеет дальность стрельбы до 23 километров. Противолодочное вооружение представлено четырьмя торпедными аппаратами «Пакет-НК», принятыми на вооружение ВМФ в 2008 году. Новая бортовая информационно-управляющая система свяжет все оборудование корабля в сеть с единым управлением, а радиоэлектронный комплекс освещения надводной и подводной обстановки не позволит противнику подобраться к фрегату незамеченным.

«Естественно, все системы управления — цифровые, — восхитился Виктор Мураховский. — Цифровые шины данных, цифровая обработка сигналов и так далее. По сути дела, новый фрегат — это плавающий компьютер, способный решать множество задач практически без участия человека. Само собой, он интегрирован в систему управления корабельной ударной группы (КУГ), флота и глобальное информационно-разведывательное пространство, которое Россия формирует в том числе в морях и океанах».

При всей своей сложности, «Адмирал Горшков» — достаточно быстрый корабль с отличной мореходностью. Он будет развивать скорость до 30 узлов и преодолевать при 14 узлах расстояния до четырех тысяч морских миль. В автономном плавании от 180 до 210 матросов, мичманов и офицеров команды смогут находиться около месяца.

В следующей серии

На сегодняшний день Министерство обороны заказало четыре корабля проекта 22350: «Адмирал Горшков», «Адмирал Касатонов», «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков». Ожидается, что эти фрегаты пополнят боевой состав Северного и Тихоокеанского флотов к 2020-2022 годам. Однако серия не ограничится четырьмя «адмиралами». В дальнейшем «Северная верфь» начнет строительство модернизированных фрегатов по проекту 23500М. На сегодняшний день о нем мало что известно. СМИ сообщали, что новые корабли будут иметь водоизмещение уже от шести с половиной до восьми тысяч тонн. Увеличение габаритов позволит разместить больше систем вооружения.

ria.ru

почему «Адмирал Горшков» лучший фрегат ВМФ России

Спроектированный и построенный в Санкт-Петербурге «Адмирал Флота Советского Союза Горшков» представляет четвертое поколение отечественных кораблей — носителей управляемого ракетного оружия. За четыре года морских испытаний экипаж выполнил несколько переходов с Балтики на Север, а спустя считаные недели снова прибудет в Североморск, который впредь будет использоваться как постоянное место базирования корабля.

Согласно замыслам создателей, фрегат способен решать широкий круг задач: борьба с вражескими надводными кораблями; поиск и уничтожение субмарин; поражение наземных целей в глубине территории противника, на побережье и островах; противовоздушная, противолодочная и противокатерная оборона соединения или конвоя; огневая поддержка высадки морских десантов.

Инновации для ВМФ

Согласно юбилейной книге разработчика, «Северного проектно-конструкторского бюро» (СПКБ), на головном корабле проекта 22350 опробованы инновационные и технологические решения. На самом деле «Адмирал Горшков» действительно является одним из самых технически совершенных фрегатов мира. Он относится к четвертому поколению отечественных мореходных боевых кораблей — носителей управляемого ракетного оружия. По совокупности качеств новый фрегат значительно превосходит сторожевые корабли проекта 1135 третьего поколения и созданные на их основе фрегаты проекта 11356 поколения 3+. Завершение проекта 22350 потребовало проведения 22 НИОКР по сравнению с семью для предыдущего проекта 11356.

По принятии в состав действующего флота «Горшков» станет первым крупным ракетным кораблем морской зоны, созданным в России по «безбумажной технологии». Разработка документации на него была выполнена с использованием системы компьютерного проектирования FORAN. Передовые решения по корпусу позволили улучшить мореходные качества, обеспечить боевую работу систем вооружения при волнении моря до четырех-пяти баллов.

Внешне «Горшков» выделяется длинным полубаком и сплошной надстройкой, выполненной с использованием конструкционных материалов на основе поливинилхлорида и углеродных волокон. Здесь проект 22350 по техническому уровню значительно превосходит проект 11356 с его конструкцией из стали, выбранной с целью максимально упростить и удешевить производственные затраты. Надстройка и борт нового фрегата выполнены из композиционных материалов для снижения веса конструкции и заметности в инфракрасном диапазоне. Широкое применение композитов в конструкции корпуса и другие решения на внедрение технологий Stealth позволили минимизировать физические поля корабля в заданном диапазоне. Помимо того, СПКБ провело мероприятия, чтобы снизить вторичное радиолокационное поле новых фрегатов по сравнению с зарубежными кораблями аналогичного класса.

Интересен снимок, сделанный на переходе в Северном море британскими военными. На нем «Адмирал Горшков» снят рядом с кораблем HMS St Albans. Также видно, насколько у российского фрегата меньше излучение в инфракрасном спектре.

Следующим отходом от традиционной практики стал отказ от полностью газотурбинной силовой установки в пользу системы CODAG, где форсажные турбины М-90ФР общей мощностью 40 тысяч киловатт используются для «броска», а дизели 10Д49 на 7 378 киловатт — для экономического хода.

События на Украине внесли дополнительные поправки: пришедший к власти в Киеве режим Порошенко дал николаевскому предприятию «Зоря — Машпроект» указание не поставлять в Россию по ранее заключенным контрактам морские газотурбинные установки. Их пришлось заменить аналогичными, полностью изготовленными на заводе НПО «Сатурн» в Рыбинске.

«Длинные руки» Адмирала Горшкова

Прошедший проверку в Сирии ударный ракетный комплекс «Калибр-НК» используется в качестве «главного калибра» корабля. Однако размещенные на проекте 22350 16 универсальных пусковых установок 3С14 подходят для размещения сверхзвуковых ракет «Оникс» и перспективных гиперзвуковых «Циркон».

Пока что ангарное место на головном фрегате закреплено за Ка-27, но в перспективе его займет новейший морской вертолет «Минога», что разрабатывается конструкторским бюро «Камов». «Горшкову» суждено быть первым кораблем — носителем артиллерийской системы А-192М с пушкой калибра 130 миллиметров. Одноствольная башенная установка данного типа установлена на баке. Скорострельность — 30 выстрелов в минуту (иностранные источники дают более высокие цифры), максимальная дальность стрельбы — 22 километра.

А самым технологически продвинутым и сложным видом вооружения фрегата проекта 22350 является корабельная ПВО на базе «Полимент-Редут» с включением в единый контур управления пары бортовых артиллерийских систем «Палаш» с двумя блоками стволов калибра 30 миллиметров и упомянутой выше башенной установки А-192М. Основным средством борьбы с воздушными целями выступает зенитно-ракетный комплекс «Редут» с дальностью действия до 150 километров. Он уже используется на модифицированном варианте корвета проекта 20380 в связке с РЛС общего обнаружения «Фуркэ-2». Однако на фрегатах боевая работа «Редута» ведется во взаимодействии с гораздо более мощным радиолокационным комплексом «Полимент», комплектуемым четырьмя фазированными антенными решетками с электронным сканированием луча.

Ты помнишь, как все начиналось?

На рубеже веков тогдашний главком адмирал Владимир Иванович Куроедов обнародовал составленную вчерне долгосрочную судостроительную программу, призванную поддержать статус России как ведущей морской державы. Среди прочего, ею предполагалось строительство кораблей дальней морской зоны, включая многоцелевой фрегат (сторожевой корабль) следующего поколения, способный решать как противолодочные, так и ударные задачи.

Поисковые работы по фрегатам следующего поколения начались на рубеже веков с вовлечением различных научных организаций промышленности и структур МО РФ. Затем последовало соревнование на лучший проект между опытно-конструкторскими коллективами, где победа досталась СПКБ. Ничего удивительного: за более чем 70-летнюю историю предприятия по его проектам для отечественного флота было построено почти 600 боевых кораблей общим водоизмещением свыше полутора миллионов тонн.

Затем МО РФ провело конкурс среди судостроительных заводов, и выбор пал на «Северную верфь». Конструкторы порой шутят, что вышеупомянутый завод расположился «на заднем дворе» СПКБ. Как известно, в каждой шутке есть доля правды, и действительно, географически верфь тоже находится в Кировском районе города на Неве. Между тем организовать четкое взаимодействие между проектантами и строителями всегда проще, когда конструкторское бюро располагается в пешей доступности от места постройки судна по ее проекту.

Строительство головного корпуса началось в 2006 году со спуском на воду через четыре с половиной года. Корабль получил имя Сергея Георгиевича Горшкова — выдающего деятеля советской эпохи, идеолога Военно-Морского Флота великой державы в эпоху ядерного противостояния. Между тем заводчане в 2009 году заложили второй корпус — «Адмирал флота Касатонов». Он был уже на плаву, когда в ноябре 2014 года «Горшков» наконец-то вышел на испытания.

Между тем петербургские судостроители приступили к формированию еще пары корпусов — «Адмирал флота Головко» и «Адмирал флота Советского Союза Исаков» — с планируемым завершением к 2020 году. После многомесячной задержки, вызванной событиями на Украине, третий и четвертый корпусы снова в работе. Для их комплектации на завод-изготовитель поступают судовые турбины российского производства.

Перспектива

Согласно источникам ТРК «Звезда» в судостроительной отрасли, головной фрегат серии 22350 «Адмирал Горшков» завершил испытания и вскоре будет принят заказчиком.

Весной прошлого года главнокомандующий ВМФ России адмирал Владимир Иванович Королев сказал, что в обозримой перспективе фрегаты проекта 22350 составят основу надводной компоненты отечественного Военно-Морского Флота. А министр обороны Сергей Шойгу поведал о планах МО РФ получить к 2025 году шесть подобных кораблей, а всего построить 15. Тогда же были анонсированы планы по улучшению базовой конструкции и разработке на ее основе модификации увеличенного водоизмещения с более мощной системой вооружения.

Помимо того, нашим партнерам по военно-техническому сотрудничеству предлагается проект 22356 — многоцелевой фрегат на базе 22350. Если на него найдутся заказчики, то будет повышена серийность выпуска, снижена стоимость единицы продукции, а отечественная промышленность получит загрузку на много лет вперед.

tvzvezda.ru

Оружие: Наука и техника: Lenta.ru

Первый фрегат проекта 22350 «Адмирал Горшков», включенный в июле в боевой состав Военно-морского флота России, вооружен лучше прибрежных боевых кораблей Военно-морских сил США LCS (Littoral Combat Ship), полагает Business Insider.

Американское издание отмечает, что второй фрегат проекта («Адмирал Касатонов») также задерживается, однако «корабль, похоже, хорошо вооружен — особенно по сравнению с прибрежными боевыми кораблями ВМС США», которые также «боролись с задержками и проблемами с двигателем».

Business Insider отмечает, что «Адмирал Горшков» получил пушку калибра 130 миллиметров, тогда как LCS оснащены пушками калибра 57 миллиметров.

Головной корабль проекта 22350 «Адмирал Горшков» заложен в 2006-м, спущен на воду в 2010-м и принят на вооружение в 2018-м. Передача фрегата ВМФ РФ неоднократно переносилась из-за необходимости повторного испытания систем корабля. Экипаж фрегата составляет более 170 человек. Корабль может развивать скорость до 29 узлов. На его вооружении находятся ракеты «Оникс» и «Калибр», а также зенитные ракетные комплексы «Полимент-Редут».

Материалы по теме

00:00 — 2 января

Нам не светит

Америка получила самый дорогой в мире атомный авианосец

Линейка кораблей LCS, предназначенных для патрулирования прибрежной зоны, борьбы с надводными и подводными силами противника, противодействия беспилотникам и разведки, включает два класса кораблей — Freedom («Свобода») и Independence («Независимость»).

Первый, представляющий собой быстроходный монокорпусный корабль, разработан Lockheed Martin. Второй — тримаран (трехкорпусный корабль), создан General Dynamics. С 2006 года на воду спущено 11 таких кораблей.

В марте в США сравнили российские корабли проекта 22160 с американскими LCS не в пользу последних.

Больше важных новостей в Telegram-канале «Лента дня». Подписывайтесь!

lenta.ru

Россия ускоряет производство фрегатов типа «Адмирал Горшков»

Информационный портал Flotprom со ссылкой на источник в судостроительной отрасли сообщает, что рыбинский двигателестроительный завод «Сатурн» завершил строительство двух силовых установок для последних кораблей серии 22350. Фрегаты типа «Адмирал Горшков» получат полностью отечественные двигатели.

Рыбинские газотурбинные двигатели будут переданы машиностроительному предприятию «Звезда» для того, чтобы петербургские специалисты доукомплектовали агрегат редукторами своего производства, после чего ГТД можно будет устанавливать на корпус фрегатов.

Как известно, «Сатурн» занялся разработкой своего собственного аналога М90ФР мощностью 27 тысяч лошадиных сил после того, как украинская сторона отказалась поставлять силовые установки России в 2014 году. В связи с этим проект 22350 успел получить только два комплекта энергетики, построенные на николаевском предприятии «Зоря-Машпроект», которые пошли на оснащение «Адмирала Горшкова» и «Адмирала Касатонова» . Всего за четыре года рыбинские специалисты смогли осилить данный проект, значительно усовершенствовав силовую установку и, по сути, сделав то, что не смогла Украина.

Многие эксперты считают, что появление отечественных двигателей раньше срока значительно ускорит выпуск всей серии. Ведь корпуса всех кораблей проекта уже заложены, а все необходимое вооружение и оборудование обкатано и готово к эксплуатации. Например, капитан 1 ранга запаса Василий Алексеевич Дандыкин считает, что это знаковое событие не только для строящихся «Адмирала Головко» и «Адмирала Исакова», но и для всей отечественной судостроительной отрасли. Ведь таким образом «Сатурн» открыл ВМФ путь к созданию больших кораблей океанской зоны, например, «Лидер» или «Шторм».

«Это знаковое событие. Эти двигатели превосходят украинские по КПД на 20 %. Это очень приличное качество, которое значительно отразится на мощности силовой установки. Эти два фрегата, по которым было приостановлено строительство из-за отказа Украины, выйдут в срок. Более того, такие же силовые установки поступят на фрегаты черноморской серии, которых в Калининграде осталось три: “Бутаков”, “Корнилов” и “Истомин” (адмиральская серия проекта сторожевых кораблей 1135 – прим.ред.). Поэтому это очень важный момент: там, где мы ориентировались исключительно на Украину, в частности Николаевский завод, мы сделали большой шаг вперед, и это позволит строить потом уже корабли океанской серии. Сможем строить суда большого водоизмещения гораздо быстрее и качественнее», – отметил эксперт в интервью корреспондентам портала «ПолитРоссия».

Автор: Сергей Игнатьев

politros.com

Адмирал Горшков, Касатонов, Головко и Исаков, Какое Вооружение

07.05.2018

Современный российский военно-морской флот переживает в настоящее время период технического переоснащения. Проходит ревизию огромное флотское хозяйство, доставшееся в наследство после распада Советского Союза. Безнадежно устаревшие суда выводятся из состава флотов и идут на списание. Другие военные корабли, более поздней постройки или стоят у заводской стенки, ожидая своей дальнейшей участи, или проходят модернизацию. Однако жизнь не стоит на месте. Флот продолжает пополняться новыми, современными боевыми единицами. На смену старых, еще советской постройки ракетных крейсеров и больших противолодочных кораблей в состав флота вводятся боевые корабли нового поколения.

В составе флотов уже имеются малые ракетные корабли и корветы, выполняющие задачи по охране морских рубежей страны. Однако особое место для поднятия боевого потенциала флота сегодня придается созданию кораблей дальней морской зоны. В этом аспекте высшее военно-морское командование сегодня делает ставку на фрегаты проекта 22350, способные заменить старые ракетные крейсера.

Современный фрегат для отечественного флота

Появление фрегата в составе российского флота, как класса боевых судов, явление не новое. Начиная с эпохи парусного флота, на корабли этого класса ложился самый большой объем работы. Русские фрегаты несли боевое дежурство и разведку на ближних подступах к береговым объектам, принимали участие в сражениях в составе линейных сил. С началом эры парового флота фрегаты, как класс боевых судов были вынуждены уйти в тень. Их место заняли крейсера. Почти на 50 лет фрегаты исчезли из поля зрения. Только после окончания Второй Мировой войны снова пришел черед этим кораблям появиться на просторах мирового океана. Новые корабли прочно заняли свою нишу в боевом составе иностранных флотов, заняв место в боевом строю между эсминцами и крейсерами.

В Советском Союзе, в отличие от флотов других стран, кораблей класса фрегат не было, так как была принята классификация судов по назначению. Функции фрегата выполняли сторожевые корабли. По своим функциональным качествам и боевому оснащению советские сторожевики представляли собой полноценные боевые суда, способные не только действовать в прибрежной зоне, но и выполнять широкий круг задач на значительном удалении от собственных баз. После распада СССР в российском ВМФ была произведена реформа, коснувшаяся классификации боевых судов. Все сторожевики Большие Противолодочные корабли, находящиеся в составе флота, были переквалифицированы во фрегаты.

Строить новые корабли подобного типа Россия начала только в новом тысячелетии, когда старая гвардия в лице бывших БПК и ракетных крейсеров типа «Грозный» окончательно сдала свои позиции.

Вводимые в строй новые фрегаты проекта 22350 должны восполнить брешь, которая возникла после списания ракетного крейсера проект 58 «Адмирал Головко». Именно этот корабль стал последним представителем класса боевых судов, которые по своим тактико-техническим характеристикам больше напоминали фрегаты. Современные отечественные фрегаты должны стать, мощным ударным элементом флота, усилив своим присутствием боеготовность российского флота в любой точке мирового океана.

В соответствии со своим тактико-техническими характеристиками корабли проекта 22350 должны иметь запас хода более 4 тыс. миль и автономность плавания 30 суток. По водоизмещению и составу вооружения новые корабли немного уступают ракетными крейсерам типа «Слава», превосходя последние по уровню защиты, электронно-технического оснащения и управления огнем. В планах военно-морского руководства создать из новых фрегатов проекта 22350 новое мощное ядро флота открытого моря.

Изначально планировалось новыми боевыми единицами усилить все российские флоты. Однако в дальнейшем было принято решение сконцентрироваться на оснащении новыми судами Черноморского флота.

Создания проекта 22350 и программа строительства

В соответствии со старой классификацией новый корабль создавался как сторожевой корабль, рассчитанный на плавание вдали от основных мест дислокации. Как и прежде разработкой проекта занималось Северное ПКБ — одно из ведущих в данном направлении отечественных предприятий. В 2003 году после доработок и соотношения проектных параметров с техническим заданием проект под номером 22350 был утвержден Высшим военно-морским руководством страны.

В соответствии с государственной программой реализация проекта предусматривала строительство 20 судов подобного типа. На постройку и ввод в строй новых фрегатов отводилось 15-20 лет. Строительство планируется вести на четырех судостроительных заводах: на Балтийском ССЗ, на Калининградском ССЗ «Янтарь», на Северной верфи и на Адмиралтейской верфи в Санкт-Петербурге.

Первый контракт на строительство фрегата проекта 22350 по условиям тендера выиграло ПАО ССЗ «Северная верфь», на мощностях которого был 01 февраля 2006 года заложен головной корабль серии фрегат «Адмирал Горшков». Проблемы с техническим оснащением нового корабля и долгий выбор оптимальной для кораблей этого класса системы вооружения, привели к тому что «Адмирал Горшков» строился более 4-х лет. Спуск корабля состоялся в 29 октября 2010 года, после чего Министерство Обороны подписало с питерскими судостроителями еще два контракта, в 2010 и в 2011 году на постройку 7 кораблей этого проекта.

«Северная верфь» выбрана в качестве единственного и головного предприятия-поставщика кораблей проекта 22350 для отечественного флота. Все заказанные для постройки суда должны вступить в строй не ранее 2018 года. В дальнейшем планируется вести строительство кораблей по усовершенствованному проекту 22350М.

Ввод в строй фрегата «Адмирал Горшков» сильно затянулся. До сегодняшнего дня корабль проходит государственные испытания. С этого момента в истории программы строительства боевых судов этого класса начинаются интересные моменты. Первый корабль серии фрегат «Адмирал Касатонов» заложили в 2009 году, однако его окончательная достройка затянулась еще больше. Только в 2018 году корабль спустили на воду. Ввод в строй корабля ожидался только в 2018 году при условии точного соблюдения всех условий контракта.

На форуме в интернете в те годы активно велась полемика на тему того, что послужило основной причиной такой затяжки ввода в строй новых кораблей. На этот счет имеются расхожие мнения, однако вероятнее всего, основной фактор такого длительного строительства обоих кораблей кроется в неудовлетворенном техническом состоянии основных корабельных узлов и агрегатов.

Сегодня можно найти информацию на форумах, где сообщается, что на головном корабле фрегате «Адмирал Горшков» в ходе заводских испытаний вышла из строя основная двигательная установка. Вместо ремонта на корабль было решено установить аналогичный газотурбинный двигатель, снятый со второго корабля. Вышедший из строя двигатель планировалось отправить на ремонт и доработку, после чего его хотели установить на корабль донор.

Для справки: Основные маршевые двигатели для фрегатов проекта 22350 изготавливало украинское предприятия «Заря». В соответствии с решением РНБО Украины поставка газотурбинных установок для оснащения российских фрегатов прекращена.

Разработка аналогов украинского изделия начата на НПО «Сатурн» и должна полностью вытеснить украинские компоненты из конструкции российских боевых кораблей.

Последние новости за 2018-2016 год сообщают, что головной фрегат проекта 22350 совершил испытательный переход с Балтики на Белое море, пройдя самостоятельно более 2 тыс. морских миль. На полигоне с корабля были осуществлены боевые пуски противокорабельных ракет, проведены испытания зенитно-ракетных комплексов. Ожидается принятие окончательного решения о принятии корабля в состав действующего флота.

Второй корабль из многострадальной серии фрегат «Адмирал Головко» заложили в 2012 году. Судно получило название в честь известного советского флотоводца Арсения Григорьевича Головко и должно продолжить боевые традиции своего предшественника, ракетного крейсера проекта 58 «Адмирал Головко».

Этот боевой корабль, исключенный из состава флота в 2002 году, продолжал нести боевую службу на Черном море более 30 лет. По водоизмещению и типу вооружения эти корабли больше всего напоминают современные фрегаты. На ракетные крейсера, однотипные с «Адмиралом Головко», возлагалась задача выполнения боевых задач и демонстрация флага в разных регионах.

Спуск нового корабля с одноименным названием планируется на 2018 год. Последние новости со стапеля свидетельствуют о том: корабль имеет готовность только 50%. К тому же поставка газотурбинной двигательной установки НПО «Сатурн» в указанные сроки находится под вопросом.

Третий корабль серии «Адмирал Флота Советского Союза Исаков» заложен на Северной верфи в ноябре 2013 года. Как и с предыдущими судами проекта 22350 вопрос своевременного ввода боевой единицы в строй находится под вопросом.

Особенности конструкции кораблей проекта 22350

Изначально фрегат проектировался как корабль с высокими мореходными качествами. Корпус судна имеет протяженный полубак, обеспечивающий хорошую мореходность кораблю в условиях штормовой погоды при волнении 4-5 баллов. На корпусе установлены боковые успокоители качки с неубирающимися рулями.

Надстройка фрегата изготовлена из композитных материалов, благодаря которым существенно снижается радиоакустический фон судна. Физические поля нового корабля сведены к минимуму. Технология «стелс», применимая в конструкции корабля делает его малозаметным для радаров кораблей вероятного противника. Живучесть судна обеспечивается двойным дном, которое имеется на протяжении 70% корпуса и универсальной системой пожаротушения.

Энергетическая установка

Основная двигательная установка на новых фрегатах сегодня представлена двумя ГТД М90ФР суммарной мощность 55 тыс. л. с. Двигатели — результат совместной работы российского НПО «Сатурн» и украинского НПП «Зоря-Машпроект». Газотурбинные установки являются двигателями 4-го поколения и способны обеспечить кораблям высокие скоростные и ходовые характеристики. Максимальная скорость судна при форсированном режиме работы энергетической установки составляет 29 узлов.

Экономический ход обеспечивается двумя дизельными двигателями 10Д49 мощностью 5200 л.с. каждый. При экономичном ходе на скорости 14 узлов фрегат способен преодолеть расстояние до 4000 миль.

Системы вооружений

Начиная с головного корабля «Адмирал Горшков», новые фрегаты планируется оснастить самыми современными системами вооружения. По мощности и типу вооружения фрегат можно условно приблизить к ракетным крейсерам типа «Грозный». Основная ударная мощь корабля заключается в 16 ПКР «Москит», которые являются модификацией ракетного комплекса «Калибр-НК». Как и другие новые российские боевые суда, фрегаты оснащены универсальной автоматической артиллерийской установкой А-192.

Помимо наступательного вооружения корабли проекта 22350 имели на оснащении новые противолодочные комплексы «Медведка-2». Отличительная черта этого комплекса заключалась в том, что ракеты запускались из вертикальных шахт, спрятанных в корпусе боевого корабля. Гидроакустическое состояние подводного горизонта оценивала система «Виньетка-М», благодаря которой стало возможным выявить субмарину противника на расстоянии до 60 км.

Противовоздушную оборону осуществляли модули зенитно-ракетного комплекса «Редут». Кроме зенитных ракет угрозе с воздуха и для борьбы с малоразмерными целями на море должен противостоять универсальный ракетно-пушечный комплекс «Палаш».

В дополнении к основным видам вооружения все суда этого проекта имели вертолеты Ка-27.

Обстановка с ходом строительства и вводом в строй фрегатов проекта 22350

По состоянию на 2018 год только головной корабль можно считать готовым к вводу в строй флота. Задержка с вводом корабля в строй была вызвана практической необходимостью. На фрегате «Адмирал Горшков» отрабатывались все виды вооружений, которые будут в последствие установлены на серийные военные суда. Сегодня на корабле спешно проводятся последние испытания всех основных систем корабля. Практический опыт, полученный в результате исследований и испытаний должен пригодиться для составления оптимального набора вооружений фрегатов всей адмиральской линейки. Помимо трех кораблей, которые уже материализовались в металле, в строй Российского ВМФ должны до 2020 года войти еще свыше десятка новых судов. Всем кораблям планируется давать названия в честь русских флотоводцев.

Наибольший скепсис вызывает состояние второго корабля серии фрегата «Адмирал Касатонов». На корабле продолжаются монтажные и механические работы по доводке двигательной установки. По сообщениям военных экспертов и кораблестроителей на корабле осталось смонтировать саму турбину. Все остальные узлы и агрегаты установлены и подключены и обвязаны. Готовность корабля оценивается, как 80%. Вся электротехническая часть и электромеханическое оборудование давно находятся в готовом состоянии. Закончена доводка общекорабельных систем для последующей передачи корабля экипажу. Весь 2018 год осуществлялась поэтапная установка на боевой корабль систем вооружения. Сначала на фрегат были установлены пусковые установки ПРК, далее осуществлялась установка систем ПВО корабля и артиллерийского вооружения.

Первый серийный образец должен быть передан флоту в конце 2018, в начале 2018 года. После закладки судна прошло, ни много, ни мало 8 лет.

Второй серийный корабль фрегат «Адмирал Головко» в соответствии с программой строительства должен был войти в строй в 2018 году. Однако на корабле еще ведутся работы с корпусом и совсем не ясен вопрос с готовностью для нового фрегата газотурбинной установки. НПО «Сатурн» обещает передать на оснащение корабля газотурбинные двигательные установки в IV квартале 2018 года. Оценивая ход строительства можно заключить, что ввод корабля в строй при самых оптимистических оценках состоится не ранее 2020 года.

С момента закладки третьего серийного фрегата «Адмирал Флота Исаков» (ноябрь 2013 года) прошло 3,5 года. На лето 2018 года планируется начать монтаж и установку на корабль двигательной установки. Как и с предыдущими кораблями-собратьями, ожидается авральная сдача боевого судна и поспешный ввод корабля в эксплуатацию. Длительная постройка кораблей на сегодняшний день стала причиной того, что многие системы корабля уже можно считать устаревшими. Стремительное развитие электроники, наметившееся в последние годы, становится причиной того, что боевые модули и системы управления корабля быстро устаревают.

Российские новейшие корабли океанского класса фрегаты проекта 22350 строятся уже более 11 лет. Несмотря на такой возраст, боевые суда еще не утратили своих основных тактико-технических характеристик. Технологический ресурс проекта обеспечивает прочный задел для последующей постройки кораблей и их эксплуатации. Практически все системы корабля и боевые модули даже на сегодняшний день считаются самыми современными. Что касается корпуса корабля и его эстетики, то российские фрегаты вне конкуренции. Аналогичных образцов в иностранных флотах еще нет.

В технологическом плане корабли проекта 22350 являются самыми подготовленными. Длительная постройка и практические испытания головного корабля подготовили производственные мощности для более качественной постройки последующих изделий.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Репортаж с борта новейшего фрегата проекта 22350 «Адмирал Касатонов»

Фрегат проекта 22350 «Адмирал Касатонов» / Фото: РИА Новости

Пахнущие свежей краской борта, деловая суета и рабочий беспорядок на палубе — новейший ударный фрегат «Адмирал флота Касатонов» готовится к заводским ходовым испытаниям. Андреевский флаг на корме поднимут только через год, а пока экипаж и инженеры «Северной верфи» будут тщательно следить за работой систем и агрегатов, оценивать характеристики и сверять их с проектной документацией. О том, как живется морякам на новом корабле, — в эксклюзивном репортаже РИА Новости.

Первый серийный.

«Касатонов» строился почти десять лет: его заложили в ноябре 2009-го, спустили на воду в декабре 2014-го и еще четыре года достраивали на плаву. Фрегаты проекта 22350 — первые крупные надводные боевые корабли, строящиеся в России после распада СССР. По размерам, водоизмещению и бортовому вооружению они сопоставимы с эсминцами.


Фото: ria.ru

Предназначены для борьбы как с надводными, так и подводными целями, могут бить высокоточным ракетным оружием по суше и эффективно противостоять авиации.

Одна из сильных сторон фрегатов этого проекта — малозаметность для радиолокационных средств противника.

Корабли построены с применением стелс-технологий и буквально напичканы хитрой электроникой — эти «невидимки» станут самыми современными и совершенными надводным кораблями ВМФ России в своем классе.

В арсенале «Адмирала Касатонова» 130-миллиметровая артиллерийская установка А-192 «Армат», ракетный комплекс «Калибр» и ЗРК «Полимент-Редут».

Сейчас фрегат пришвартован у стенки судостроительного завода «Северная верфь» в Санкт-Петербурге. На нем завершается подготовка к первому выходу в море. Это уже серийный образец, поэтому испытывать его проще: многое отработано на головном «Адмирале Горшкове».

«Наши офицеры и мичманы бывали в командировках на „Горшкове“, чтобы перенять опыт экипажа головного корабля, — рассказывает помощник командира корабля капитан-лейтенант Александр Тибушкин. — Если там выявляют какие-то недостатки, то здесь мы их стараемся оперативно купировать, поэтому программа ходовых испытаний у нас займет гораздо меньше времени. Будут проверяться все системы, скоростные и маневренные характеристики, связь. Совершим переход на Север, чтобы провести артиллерийские и ракетные стрельбы, потому что местные полигоны этого делать не позволяют».

Сейчас на фрегате проверяют главную энергетическую установку и монтируют спуско-подъемное устройство. Сроки завершения всех работ строго определены: уже в начале декабря корабль должен быть готов сняться с якорей и уйти в море.

Экипаж «Касатонова» укомплектован почти на сто процентов. Костяк команды сформирован из офицеров и мичманов Северного флота, к которому приписан корабль. Многие офицеры прибывают из Калининграда и Санкт-Петербурга.

Что касается матросов, то их в основном «поставляют» военкоматы: на корабле служат по контракту. Требования к новобранцам довольно высокие, однако отсев небольшой: из более чем ста кандидатов «вступительные» тесты и психологическое обследование не прошли всего трое.

Экипаж заселился на фрегат в марте и уже успел тут обжиться. Интересно, что до завершения ходовых испытаний военные моряки, по сути, гостят на своем корабле: фрегат юридически принадлежит Северной верфи. Полноправными хозяевами они станут только после подписания акта приема-передачи. Подъем Андреевского флага запланирован на осень 2019-го и будет символизировать день рождения корабля.

Все, с кем удалось пообщаться, утверждают, что «Адмирал Касатонов» — действительно принципиально новый корабль с точки зрения не только военных технологий, но и бытового комфорта.

Фото:.userapi.com

«Корабли советского времени, в первую очередь, предназначались для ведения боя, — вспоминает заместитель командира корабля по работе с личным составом капитан 2 ранга Валентин Завдовьев, который ранее служил на больших противолодочных и десантных кораблях. — А уж быт личного состава играл второстепенную роль. Например, подача воды в море осуществлялась только по графику. Горячая вода в каютах вообще не предусматривалась. Здесь же вода — постоянно, в том числе и горячая. У нас своя современная опреснительная установка, есть даже небольшая сауна. Банный день по нормативам — два раза в неделю, но все моются сколько угодно и когда угодно. Холод-машины на старых кораблях использовались лишь для обеспечения работы оружия и механизмов. Если корабль шел в южных широтах, в каютах и кубриках было очень душно. На „Касатонове“ же очень хорошая система кондиционирования».

Фото: ria.ru

Во время стоянки на корабле постоянно проживает большая часть экипажа, за исключением тех, кто перевез семью в Санкт-Петербург и живет в служебных квартирах.

Круглосуточно несет вахту дежурная смена: корабль нельзя, как машину, поставить на сигнализацию и всем сойти на берег. На период ходовых испытаний экипажу «Касатонова» придется потесниться: вместе с ним в море выйдут более двухсот представителей «Северной верфи».

Гражданских на борту даже больше, чем самих моряков, — специально для них в одном из отсеков фрегата возвели деревянные нары в несколько ярусов.

Фрегат — на полном самообслуживании. С берега поступают только продукты и топливо. Приготовление пищи, уборка и другие бытовые работы выполняются самостоятельно.

Камбуз оборудован по последнему слову техники. Здесь несколько духовок, электрические плиты и холодильные камеры.

Меню разнообразное: кроме традиционных макарон по-флотски, экипаж кормят супами, жареной рыбой, птицей, тушеным мясом и овощами, различными салатами.

Фото: ria.ru

Как дома, в кругу семьи, моряки вместе отмечают и большие праздники. В такие дни составляется специальное меню.

Особенно любимы на «Касатонове» пельмени, которые экипаж лепит вручную. А на Новый год точно не обойтись без салата «оливье».

Фото: userapi.com

На борту есть телевидение, из громкоговорителей вещают радиостанции, можно позаниматься спортом в тренажерном зале. Не забывает руководство и о живом общении. Ежедневно подводят итоги работы, личному составу сообщают последние новости. Пользоваться смартфонами или фотоаппаратами на борту строго запрещено. Личные телефоны у моряков, конечно, есть, но только определенных моделей: кнопочные, без фотокамеры и возможности выхода в интернет. Звонить разрешается лишь в свободные от вахты и работы часы, остальное время телефоны хранятся у командиров подразделений.

В сердце фрегата.

Корабли проекта 22350 довольно быстроходные: развивают скорость до 30 морских узлов (около 55 километров в час). Движительная установка состоит из двух маршевых шестнадцатицилиндровых дизельных двигателей в носовой части и двух форсажных на корме.

Дизели производства Коломенского завода мощностью по пять тысяч лошадиных сил каждый нареканий у мотористов не вызывают.


По словам командира электромеханической боевой части Дмитрия Штерна, эти двигатели успели неплохо себя зарекомендовать на головном фрегате «Адмирал Горшков».

Штерн родом из Североморска, потомственный военный моряк. Его отец уволился со службы в 1992-м и часто водил сына на боевые корабли. «Там меня угощали вкуснейшей кабачковой икрой, этот вкус мне очень запомнился. Сейчас она, конечно, уже не та, — улыбается офицер. — С выбором профессии я определился классе в десятом-одиннадцатом, в середине нулевых окончил военное училище. «Касатонов» — мой третий корабль, до него служил на эсминце «Ушаков» (он же «Бесстрашный») и большом противолодочном корабле «Адмирал Харламов». Мой младший брат тоже пошел по стопам отца — сейчас он командир машинно-котельной группы на крейсере «Адмирал Кузнецов».

Фото: ria.ru

Кроме дизелей, на корме есть газотурбинные двигатели. Они используются, когда кораблю надо резко «ускориться» или совершить быстрый маневр. На «Касатонове» установлены двигатели еще украинского производства. Однако, по заверению представителей «Северной верфи», следующие корабли серии будут оснащаться отечественными двигателями, которые по целому ряду параметров превосходят украинские.




Российский ВМФ в течение ближайших нескольких лет получит три корабля проекта 22350: «Адмирал флота Касатонов», «Адмирал Головко» и «Адмирал Исаков».

Ожидается, что эти фрегаты пополнят боевой состав Северного и Тихоокеанского флотов.

Кроме того, вместе с фрегатом «Адмирал флота Советского Союза Горшков» за последний год «Северная верфь» сдала флоту судно тылового обеспечения «Эльбрус» и судно связи «Иван Хурс».

МОСКВА, РИА Новости, Николай Протопопов
12


www.globalwarnews.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *