Украинский костюм и современные платья в украинском стиле

Украинский национальный наряд — это один из ярчайших элементов богатой украинской культуры

 

Национальная одежда во все времена наглядно демонстрировала традиции народа, его богатую событиями историю, этнические особенности многовековой культуры и быта. Наиболее ярким и колоритным, отображающим восприятие красоты и эстетику народного творчества, является национальный украинский костюм. Именно одежда первой определяет принадлежность к тому или иному этносу, а в современном модном мире украинские мотивы — это еще и стильное дополнение к самобытному и популярному этно-стилю.

 

Содержание материала

 

История украинского костюма

Зарождение украинской национальной одежды происходило с древних времен. Колыбелью можно считать именно славянскую культуру, которая и стала истоком формирования не только украинского, но и белорусского, и русского стиля в одежде. Поэтому все эти народы имеют много общего не только в истории, но и в традиционной одежде.

Традиционные славянские наряды дошли и до наших дней

 

Традиционно одежда в украинском стиле — это не только вышиванки или шаровары. Она удивительно многолика и, в зависимости от региона, его климатических или этнических оттенков, имеет свои особенности и отличия.

Отличие украинских нарядов в разных регионах страны

 

Так, национальная одежда жителей регионов, например, Полесья, Слобожанщины, Приднепровья или живописных Карпат имеет характерные отличие в силуэте, крое, цветовом решении и способах ношения. Такие этнические особенности в некоторых регионах появились в связи с тем, что Украина граничила с жителями Молдовы или поляками, поэтому в национальном костюме украинцев часто прослеживались черты и других соседствующих народов.

Карпатские традиционные наряды

 

Одежда веками вбирала в себя бытовые и обрядовые функции, отображая богатую духовную культуру. Корнем украинской истории является раннеславянский период, поэтому костюм многогранен, имеет множество орнаментально-колористических интерпретаций, обрамлений и комбинаций.

Каждый элемент наряда, каждый завиток на узоре имеет свое значение, берущее свои истоки многие века назад

 

Особенности украинского костюма

Сегодня украинские мотивы необычайно популярны в современной одежде. Дизайнеры, создавая свои шедевры, обращаются к народным истокам и всячески используют характерные детали, придавая юбкам, платьям, брюкам оттенки колоритной самобытности.

Особенности украинского костюма следующие:

  • Простой и плавный силуэт.
  • Обилие декора в виде ручной вышивки, тесьмы или кружев.
  • Контрастные цветовые сочетания.
  • Использование натуральных тканей.
  • Оригинальная обувь и аксессуары, как дополнение народного образа.
  • Символичность цветовых решений, орнаменты и узоры, наполненные глубоким смыслом.
Традиционная украинская одежда наполнена символизмом

 

Каждый народ имеет свои предпочтения в выборе тканей или цветовой гаммы при создании национального костюма. Это обуславливается многовековой историй, особенностями природы, верований, обрядов и традиций при ведении быта. Украинский стиль можно охарактеризовать, как воплощение натуральности материалов (лен, хлопок, шерсть, батист) и контрастных цветовых решений.

Украинская культура неразрывно связана с природой, что отразилось на традиционных нарядах

 

Украинский стиль в одежде, будь-то мужской костюм или женский, — это правильная расстановка этнических акцентов, нарядность и гармоничность, что рождает ощущение торжественности и яркого праздника.

Украинские наряды очень яркие и, на удивление, гармоничные

 

Мужской костюм в украинском стиле

Не сказать об особенностях и характере мужского украинского костюма невозможно! Ведь именно он отображает не только комфорт и удобство, но и любовь к родной земле, уважение к традициям и истории.

Украинский национальный костюм не только красочный, но еще и очень удобный

 

Основой мужского национального костюма в Украине во все времена была простая рубаха из домотканого полотна. Внешне она напоминает традиционную русскую косоворотку, только разрез рубахи располагался по центру. Неизменное отличие рубахи — украшение отложного воротника или центрального разреза «пазушки» окантовкой в виде ручной вышивки. Рубаха традиционно заправлялась в широкие штаны, украинцы именовали их шароварами, которые закреплялись очкуром (шнуром) с широкой пряжкой.

Шаровары делали из яркой ткани, чаще синей или красной

 

Штанины в брюках были настолько широки, что по виду своему напоминали мешки и выполнялись, как правило, из сукна или холста. Такие шаровары обеспечивали комфорт в каждодневной работе, были удобны при выполнении ратных военных подвигов, а также в украинском национальном мужском танце — гапаке.

Шаровары были излюбленной одеждой легендарных украинских казаков

 

В бою такие штаны не стесняли движений

 

Ну и, конечно же, в них очень удобно отплясывать гопак

 

Интересно, что в Западной Украине испокон веков мужские брюки были зауженными, напоминая современную модель «дудочки». Рубаха и брюки подвязывались широким кушаком-поясом, который женой, невестой или матерью вручную расшивался витиеватыми узорами. Верхняя мужская одежда — это свит или кожух из овчины, призванный в студеную пору согреть, но не сковывать движений.

Наряд украинца из Западной Украины

 

Традиционный костюм украинок

Женская украинская одежда по своей природе более разнообразна, изысканна и многолика, чем мужская. Основу составляла кошуля, или рубаха. Повседневная кошуля традиционно состоит из двух частей: верхней и нижней, пидтычки, которая выполнялась из более грубой ткани.

Традиционная украинская рубашка украшается старинными орнаментами, каждый из которых имеет свое значение

 

Праздничная сорочка называлась «додильня» и была сшита из более дорогого, цельного нежно-белого полотна. Она также украшалась ручной вышивкой на горловине, на манжетах, по подолу.

Вообще, праздничный наряд украинской девушки очень яркий и оригинальный

 

В качестве пояса молодые девушки использовали расшитые кушаки или ярко-красные ленты. Замужние женщины поверх рубахи надевали шерстяные жупаны (жакеты без рукавов) и поясную одежду, которая была нескольких видов:

  • Дерга — рабочая одежда. На ее пошив шло не менее 3 м грубой темной ткани, дерга сзади собиралась в пышные складки. Дерга — недорогая и удобная одежда

     

  • Запаска — повседневный вариант. Состояла такая юбка из двух равных отрезов ткани и по бокам завязывалась на тесемки.

 

  • Плахта — праздничная женская юбка. Выполнялись плахты их более дорогой ткани (шелка, парчи или шерсти). Женщины вышивали на плахтах яркие узоры, орнаменты, стремясь придать индивидуальности и торжественности образу.
    В каждую такую юбку мастерица вкладывала свой смысл

     

Вышиванка

Говоря об украинском национальном костюме, нельзя не сказать о традиционной вышиванке. К слову сказать, это непросто народная одежда, а символичный оберег. Предки верили, что вышивая своими руками определенные символы, узоры и орнаменты, одежда наделяется особой магической силой, способной защитить от скверны, сглаза и зависти. О том как сделать вышиванку своими руками,можно прочитать в этой статье.

Украинская вышиванка — это, пожалуй, один из самых красивых оберегов

 

И сегодня вышиванка, которая декорирована вручную, по праву считается настоящим источником энергии и силы. Такие блузы и рубашки носили как женщины, так и мужчины, надевая вышиванку по торжественным случаям, праздникам, а также на веселые народные гуляния. Сегодня вышиванка — не только неотъемлемый элемент национального костюма, но и настоящий тренд модного сезона.

Вышитая блуза или рубашка в украинском стиле — это стильно, престижно, модно и оригинально. Сегодня при ее декорировании используется не менее ста авторских и народных техник вышивания. Кстати, вышиванка сегодня — это не обязательно короткая блуза или рубаха, она может иметь вид платья в украинском стиле, свободно ниспадающего, туники или миди, подпоясанного ярким узорчатым кушаком.

Вышитое платье из натуральной ткани — прекрасный летний вариант

 

Выбор вышиванки сегодня так же, как и в стародавние времена, обусловлен символичностью и актуальностью орнаментов и узоров, изображенных на одежде. Геометрические строгие узоры более характерны для мужской рубашки. Это зигзагообразные «каракули», символ коловорота, рельефные ромбовидные линии и многое другое в строгом цветовом сочетании, что является олицетворением смелости, мужественности и силы.

Мужская вышиванка при этом остается очень нарядной

 

Женские узоры и орнаменты поражают воображение витиеватостью и филигранность тонких работ, сложным переплетением и фантазийностью. Колоритная вышиванка может быть украшена природными или цветочными мотивами, ажурным переплетением виноградной лозы, ружи, листьев. Красочная вышивка символизирует молодость, женственность, любовь, нежность и целомудрие.

Женская вышиванка — это настоящее произведение искусства

 

Платья в украинской стилистике

Сегодня платья в украинской стилистике являются не только национальной одеждой, но и самостоятельным стильным элементом современного образа активной, изысканной, деловой и элегантной модницы. Исторически сложилось, что украинское платье отождествлялось с нежностью и женственностью. Сегодня платья в украинском стиле демонстрируют подлинную душевность, самобытность, а также изысканный и неординарный вкус.

Платье в украинском стиле — это воплощение женственности и изящества

 

Для того, чтобы платье действительно отображало этническую культуру украинского народа, по сей день рукодельницами используется множество различных техник для декорирования одежды. Особенно популярным при создании этно-платья является сочетание светлой натуральной ткани в качестве базового элемента наряда, а также контрастная вышивка. Среди наиболее популярных техник представлены вышивка гладью и крестиком, для торжественных и вечерних образов дизайнеры используют вышивку лентами или бисером. Такое платье в украинском стиле может, как полностью повторять национальный костюм народа, так и являться удачной стилизацией под украинский «фолк».

Милое белое платье с украинскими мотивами

 

Среди многообразия моделей можно выделить основные направления:

  • Повседневные платья в украинском стиле. Отличие такого наряда в уникальном сочетании простоты кроя, женственности и легком декоре в виде вышивки только лишь на манжетах рукавов или воротнике. Повседневное платье в украинском стиле

     

  • Платье в украинской стилистике для коктейля или молодежной вечеринки. Это может быть излюбленный активной молодежью крой, повторяющий простую тунику, но обязательно наличие декора в виде вышивки и аксессуаров в украинском стиле. Такое платье подчеркнет хороший вкус. Стильное платье в украинском стиле

     

  • Вечернее, выпускное или свадебное платье. Наиболее изысканный крой, дорогая натуральная ткань и щедрая вышивка гладью, атласными лентами или сверкающим бисером. Такой наряд не останется незамеченным, так как является умелым и контрастным сочетанием современного стиля и национальных украинских традиций. Свадебное платье в украинском стиле

     

Почему, выбирая оригинальный и неординарный наряд, выбор должен пасть на украинский наряд? Ответ прост: на любом мероприятии, будь-то светский раут, молодежная вечеринка или деловой ужин, украинские мотивы в платье гарантируют уникальность и драгоценную эксклюзивность образу.

 

Обувь и головные уборы

Национальный костюм подразумевает не только особенную одежду, но также дополняется традиционной обувью и головными уборами. В Украине, как правило, обувь изготавливалась из натуральной кожи. Все мы помним произведение Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки», где прелестница Оксана просила Вакулу привезти ей красные черевички. Именно красные сапожки из мягкой кожи с высоким голенищем являлись мечтой всех украинских красавиц, но были доступны только лишь представительницам богатого рода или знати. Небогатые женщины наравне с мужчинами довольствовались морщунами — сапогами из кожи, перевязанными веревками для того, чтобы голенище не спадало во время ходьбы или работы.

Красные кожаные сапожки отлично дополняют образ

 

Головные женские уборы, как правило, предназначались замужним женщинам и должны были полностью покрывать волосы. Основными были кибалка, платок или чепец. А вот молодые незамужние девушки могли открыто демонстрировать красоту, украшаю голову лишь веночком или яркой атласной лентой. Для мужчин было представлено большее разнообразие головных уборов.

 

Аксессуары

Символичные украшения всегда были излюбленными аксессуарами украинских женщин. Сложно представить себе полноценный народный образ без украинского веночка. Такое украшение издавна считалось не только способом подчеркнуть молодость и нежность. Веночек и сегодня является символичным оберегом, который плетется по особым правилам, где каждый цветок и лента особого цвета символизируют какие либо личные качества, желания или события. К примеру, молодые мамочки украшали голову венком из роз, традиционная калина символизировала женскую красоту, ромашка — невинность и чистоту девичьей души. Традиционно вплетались 12 цветков, символизируя собой характер, помыслы и желания девушки.

Целостность и гармоничность обуславливают правильно подобранные аксессуары. Сегодня венок в украинском стиле приобрел новые очертания и стал неотъемлемым элементом яркого и стильного образа. Кроме венка, украинский женский образ не представляется без бус. Издавна женщины любого возраста на торжества надевали бусы, традиционно красного цвета. Кстати, в таком украшении также был заложен тайный магический смысл. Оно олицетворяло солнце, тепло, а также оберегало от зла, ненависти, зависти и искушений. Украинцы именовали такие бусы «намистом», украшая себя не только к праздникам, но и к традиционной семейной вечере. Сегодня крупные красные бусы являются стильным и актуальным украшением, дополняя харизматичный украинский образ, внося яркие ноты и расцвечивая повседневность.

Крупные красные бусы являются одним из традиционных украинских украшений

 

Сегодня самые знаменитые мировые дома мод используют украинские мотивы при создании своих модных коллекций.

Украинские мотивы встречаются в коллекциях самых разных мировых дизайнеров

Изысканная интерпретация народных элементов, воплощенная в одежде, обуви и аксессуарах, подчеркивает неординарность и оригинальность образа в колоритном этническом стиле. Каждый элемент украинского костюма — это целое воплощение эпохи, дань уважения традициям наших предков. Благодаря такой глубокой интеллектуальной составляющей, создается особая украинская гармония.

 

 

 

ethnoboho.ru

Современные украинки в национальных костюмах: потрясающий фотопроект

Творческое объединение художников, дизайнеров и фотографов под названием «Майстерня «Треті півні» сделало украинские национальные костюмы знаменитыми на весь мир. Глядя на эти фото, чувствуешь невероятный восторг.

В рамках фотопроекта десятки знаменитостей и обычных украинок примеряли свадебные и повседневные наряды наших прабабушек.

ЧИТАЙ ТАКЖЕ: Ко дню рождения легенды: топ-15 малоизвестных фото Коко Шанель

Некоторые фото так понравились подписчикам в соцсетях, что творческое объединение выпустило календарь своих работ — и тираж разошелся в считанные дни. Глядя на эту красоту, несложно понять, почему.

Глядя на работу «Майстерні», легко убедиться, что национальный костюм к лицу каждой женщине, независимо от цветотипа, возраста и длины волос.

Участницы фотопроекта представили как воссозданные по фото детали костюмов, так и настоящие аутентичные одежды начала ХХ века, и даже более старые образцы.

Венок-солнце, традиционный свадебный головной убор, воссоздан по фото и описанию начала ХХ века из села Корнич на Ивано-Франковщине.

А на этой девушке — традиционный свадебный наряд Полтавщины.

Наряд невесты из Одесской области.

Тернопольская область — родина этого костюма. Также на модели — знаменитая «борщевская» вышиванка, отличающаяся особым типом и размещением узора.

Художественный образ из региона Покутье. Венок — настоящее произведение искусства, датируется началом ХХ века.

Свадебный наряд и головной убор с перьями — так выходили замуж на Буковине.

Мастерски объединенные традиционный наряд Лемковщины и современные бисерные украшения.

Образ «ураинская Мадонна» — один из самых ярких в фотопроекте.

фото: facebook

ЧИТАЙ ЕЩЕ:
Топ-10 потрясающих муралов со всех уголков планеты
Мода накануне войны: как одевались женщины в 1940-х (фото)

Если вы нашли ошибку, пожалуйста, выделите фрагмент текста и нажмите Ctrl+Enter.





Статьи по теме:

Август 23 2017, 06:08

Автор: Марина С.

liza.ua

Украинский народный костюм — Славянская культура

Набор открыток «Украинский народный костюм». Художник В. Перепелиця. Автор комментариев к рисункам В. Миронов.  Традиционный наряд каждого народа является одним из наиболее массовых видов его художественного творчества. Народная одежда отличается простотой форм, стройностью силуэта, богатством и разнообразием украшений, насыщенным колоритом. В нем ярко проявляется умение народных мастеров с помощью простых, логических средств органично сочетать практичность и красоту.

Много творческой изобретательности и фантазии вложил в создание одежды украинский народ. Словно саму прекрасную природу Украины переносили в отделку костюма, в его радостную гамму народные умельцы на протяжении веков. Работа над нарядом была в определенной степени проявлением мечты о прекрасном, попыткой отойти от тяжелой действительности. Скажем, вышивание — это было не просто ремесло, это проявление народного таланта, мастерства, одаренности. Это был один из немногих моментов в жизни крестьянки, когда она могла выразить в гамме цветов свою веру в лучшее будущее, оптимизм.

Колорит нарядов многих районов Украины был светлый, белый, обогащенный яркими цветами шерстяных плахт, запасок, поясов, венков, красного ожерелья и лент. 
Колорит с преимуществом красно-черно-синей отделки характерен для Центрального Поднепровья.
Но при всем разнообразии кроя, колористических решений, характерных для отдельных районов Украины, отчетливо проявляется подчинение отдельных локальных видов одежды и отделки единому художественному ансамблю.

Буковина. Конец XIX — начало XX в.

Девичий костюм

Рубашка со сплошными широкими рукавами, пришитыми по основе, украшенная полихромной вышивкой. Безрукавка вышитая цветными узорами цветной шерстью. Опинка, окутывающая бедра, из домотканой шерстяной ткани, вышита нитками желтого и оранжевого цветов. Головной убор — «кода» — сделанный из картона, обшитого тканью, украшенный бисером, цветами, лентами. Сверху прикреплен пучок ковыля. Разноцветные стеклянные бусы покрывают шею. Кожаные ботинки – «черевики» — желтого цвета, на пуговицах, красиво орнаментированы.

Костюм юноши

Длинная туниковидная рубашка из домотканого полотна, одевалась поверх брюк, подпоясанная широким кожаным поясом. Безрукавка и сердак украшены аппликацией из кожи, сукна и вышивкой. Узкие «холоши» — брюки из белого полотна вышиты на штанине. Одежда была колоритной, украшалась разноцветной вышивкой, плетением, аппликациями из кожи, металлическими пистонами. Шляпы были украшены цветами, разноцветными лентами, пером и др. Лапти, которые назывались «морщени», «заклебучени», привязывались к ноге веревками — «волоками».

Винницкая область. Хмельницкая область. 50-70 гг. XX в.

Женский костюм

В Винницкой области вместо традиционной женской рубашки в современое время вошла в быт рубашка до талии с полихромной вышивкой цветочками на кокетке и рукавах, с обязательной цветком, вышитым на вырезе горловины. Широкая юбка из красочной ткани обшита по подолу зеленым плисом, фартук из ситца с оборкой — «шляркою» украшен цветными лентами.

Мужской костюм

Белая хлопковая рубашка с кокеткой, от которой вдоль груди сделаны мелкие складки — «фальбаночки». На воротнике, пазухе и манжетах полихромная вышивка. Узкие брюки современного покроя.

Волынская область. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм

Рубашка из домотканого полотна с отложным воротником. Кофта – «кусан», также из домотканой шерстяной ткани, шилась со складками от линии талии. Он ярко расшитый цветными нитками и аппликацией из зеленого сукна. На юбку красного цвета, так называемый «летник», сотканный продольными полосами зеленого, белого и синего цветов, повязывалась шерстяная ковровая запаска -передница» со сложным разноцветным геометрическим орнаментом. Белый платок с кистями выткан красным узором — полоской. Платок повязывается на «кибалку», сделанную из джута льняной пряжи или лубяного ободка.

Мужской костюм

Рубашка из домотканого полотна. Воротник отложной. Пазуха, воротник, манжеты оформлены геометрическим тканым орнаментом красного цвета. Подпоясана рубаха многоцветным тканым поясом с кистями — «кутасами». Брюки узкие из сурового домотканого полотна. Женщины и мужчины носили лапти, которые обувались на полотняные портянки — «завои».

Днепропетровская область. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм

Характерным для корсеток и юпок на Днепропетровщине в то время был четырехугольный вырез горловины — «каре». Юбка из блестящей ткани. Полы, низ рукавов и вырез горловины обшиты черным плисом и цветными нитками. Плахта цельная, «неотложная». Орнамент «медвежьи лапы» из разноцветных шерстяных ниток с преимуществом красно-белых и желто-зеленого цветов создает ритмический рисунок. Белый полотняный передник украшен вышивкой. Суженный по бокам красно-серебристый шелковый «капор» часто носили без платка. Зелено-черные сапоги — «бархатцы» с каблуками и медными подковками на высоких «пробках». Украшения: ожерелье с дукатами, кольца и серьги.

Мужской костюм

Полотняная «лоцманская» рубашка с широкими рукавами в две полки. Нашивная манишка и стоячий воротник, завязанный красной лентой, расшиты красно-черными нитями. Украшен вышивкой также низ рукавов. Рубашка заправлена в широкие пестрые штаны «надднепрянского» покроя, опоясанные широким красным вязаным поясом с кистями. Свитка белая из домотканого сукна со стоячим воротником. Головной убор — серая барашковая шапка цилиндрической формы.

Донецкая область Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм

Рубашка с нашитой вдоль выреза горловины полочкой, украшенная вышивкой красно-черного цвета и мережкой. Кофта расшита цветной тесьмой. Полы обшиты кружевом. Широкая юбка из яркой фабричной ткани по подолу обшита плисом и подшита «щеточкой», чтобы не протиралась на перегибе. Фартук-передник из фабричной ткани, украшенный мережкой и подшит по подолу рюшей. Кашемировый платок повязывался на «сеточку», которая одевалась на «гуглю» — пучок туго скрученных волос. Высокие кожаные ботинки с красными шнурками.

Мужской костюм

Туниковидная рубашка с широким стоячим воротником и широкой манишкой. Воротник, манишка и низ рукавов вышиты. Обязательным атрибутом мужского костюма был короткий жилет — «жильотка» темного цвета. Брюки узкие, городского покроя. Сапоги — «бутылки» с твердыми блестящими голенищами. Головной убор — фуражка (картуз).

Житомирская область. Вторая половина XX века

Женский костюм

Хлопчатобумажная рубашка, сшитая по традиции с уставками, с вышитыми рукавами. Нагрудник из шерстяной ткани синего цвета является комплексом лифа с юбкой, фартук из такой же ткани, украшенный вышивкой гладью и мережкой. Платок цветастый шерстяной. Украшения: плетёнка из бисера и бусы.

Девичий костюм

Белая шелковая блузка с коротким рукавом и традиционным орнаментом, вышитым вдоль пазухи и на рукавах. Сарафан из цветастой ткани отрезной, в талию. Украшения: плетёнка из бисера светлых цветов.

Киевская область. Конец XIX — начало XX в.

Мужской костюм

Рубашка из домотканого полотна с «присбиранием» у ворота. Пазуха, воротник, низ рукавов и рукава у проймы вышиты красно-черными нитями крестиком. Орнамент растительный. Брюки широкие, «приднепровские», из «сурового» полотна. Брюки подпоясаны широким красно-зеленым поясом, связанным «о двух концах». Черно-рыжеватый плащ – «свитка» из домотканого сукна. Стоячий воротник, полы и манжеты — «закавраши» обшиты кожей. Высокая шапка из серого каракуля. Черно-рыжие кожаные сапоги с невысокими голенищами.

Женский костюм

Рубашка из домотканого полотна с узеньким стоячим воротником. Красно-черная и черно-синяя вышивка на груди и рукавах выполнена крестиком. Для мережки по подолу использована серая льняная нить. Зеленая с красными «перчиками» байковая куртка – «юпка» пошита с большим отложным воротником. Запаски, красная передняя и синяя задняя, из домотканой шерстяной ткани с разноцветным геометрическим орнаментом по подолу. Пояс с кистями завязан на левом боку. Вышитый хлопчатобумажный платок затягивался на затылке красной лентой. Украшения: красное ожерелье, ожерелье из янтаря, серьги и кольца. Сапоги красные на высоких «пробках».

Львовская область. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм

Рубашка из домотканого полотна. Шерстяная безрукавка – «горсик с лаптихами», украшена цветными нитями, шнурами и кружевом. Белый кабат расшитый черным шнуром. Рубашка и передник вышиты многоцветной нитью крестиком. Орнамент преимущественно растительный. Полосатая юбка «щорц» из домотканой ткани является удачным дополнением ансамбля. Вышитый полотняный платок одевается на головной убор красного цвета с бахромой. Который называется «бавница». Оригинальной формы лапти с пряжками надеты на белые портянки. Украшения: гердани и пестрое ожерелье.

Мужской костюм

Рубашка на кокетке с отложным воротником. На манишке, воротнике и манжетах вышивка. Брюки узкие, темного цвета, будничные — из домотканого полотна, праздничные — преимущественно фабричные. Кафтан — «каптан» из белой домотканой шерсти, украшенный цветными шнурами и аппликацией из сукна и кожи. Войлочная шляпа украшена лентой, цветами и пером. Кожаные сапоги желтого цвета богато орнаментированные.

Подолье. Конец XIX — начало XX в. женский костюм

Девичий костюм

Рубашка из домотканого полотна со сплошным рукавом. Отложной воротник, верхняя часть рукавов и бюст расшиты крупными цветами из красно-синих ниток. Широкая юбка — летник из домотканого сукна обшита по подолу плисом, фартук домотканый шерстяной с разноцветной вышивкой. Красный тканый пояс с кистями повязан на две стороны. Характерный для Подолья венок, в который сзади вплетают большие цветы, а спереди поменьше. Сапоги рыжие с орнаментированными каблуками. Украшения: красное и перламутровое белое ожерелье и серьги.

Женский костюм

Рубашка из домотканого полотна со сплошными рукавами, пришитыми к станку декоративными цветными расшивками. Рукава, особенно верхняя часть, и бюст расшиты техникой набивания. Характерные вертикально вышитые полоски на груди – «пазухе». Подол рубашки имеет два разреза, рашитых яркой, в основном красного цвета, вышивкой. Носили рубашку с большим напуском на пояс. Юбка – «горбатка» из черной шерстяной домотканой ткани с цветной нитью по подолу. К узкой кромке, поддерживающей горбатку, подвешен кошелек. Невысокий чепец цилиндрической формы, к которому привязана «нафрама» из тонкой белой ткани. Украшения: красное ожерелье с дукатами, кольца и серьги. Лапти кожаные на ремешках.

Подолье. Конец XIX — начало XX в.

Мужской костюм

Рубашка из домотканого полотна, выкроена «вперекидку», с отложным широким воротником. Рукава и «третинницы», которые вставлялись между основными полочками, сшиты швами, расшитыми нитями оранжевого цвета. Воротник и пазуха вышиты орнаментом «виноград» желто-золотистого цвета. Рубашка навыпуск подпоясана красно-зеленым поясом с кистями. Неширокие штаны из темной крашеной домотканой ткани. Верхняя одежда — кожух со стоячим воротником. Воротник, полы и низ рукавов обшиты черным мехом и шерстяными цветными нитками. Шапка из черного каракуля.

Костюм юноши

Туниковидная рубашка с широким стоячим воротником. Воротник, пазуха и манжеты вышиты нитками красно-черного цвета. Верхняя одежда «чугаина» темно-рыжего цвета с яркой полихромной вышивкой шерстяными нитками. Шляпа войлочная, украшенная лентами и цветами.

Полтавская область. Киевская область. Конец XIX — начало XX в.

Костюм юноши

Рубашка из домотканого полотна с широкими рукавами. Швы рубашки расшиты серой льняной нитью. Такой же нитью сделана сетка-узор на манишке – «пазухе» и низе рукавов. Брюки из плотной ткани. Пояс тканный, широкий, красно-зеленый. Сапоги-«вытяжки» с низко отрезанными голенищами («чирики»).

Девичий костюм

Рубашка из домотканого полотна со стоячим воротником. На предплечьях и рукавах красно-черно-зеленая вышивка. Керсетка короткая из фабричной шерстяной ткани, с вышитым углом правой полы. Юбка из байки с апликациями — с «перцами», фартук с закладками и вышитой каймой. К венку привязаны разноцветные ленты. Украшения: разноцветные бусы, кольца, серьги. Ботинки черного цвета с зелеными шнурками.

Полтавская область. Конец XIX — начало XX в.

Девичий костюм

Рубашка из домотканого полотна с полочками, вышитая цветами красно-черного цвета. Керсетка длинная, «в складку», с высокой талией, украшенная тесьмой и плисом. Длинная юбка из полушерстяной фабричной ткани с нашитыми по подолу лентами из плиса. Венок высокий, так называемый «чубатый», с привязанными к нему цветными лентами. Ожерелье красное, с дукатами. Черные кожаные ботинки на высоких каблуках.

Женский костюм

Рубашка из домотканого полотна. Рукава и полочки вышиты льняными нитками серого или белого цветов. На месте соединения рукавов с уставками рукав собирался в сборочку -«пухлик». Корсетка
сшита из ситца в цветочек. Полы безрукавки обшиты плисом, по линии талии нашиты красные пуговицы. Плахта с запахом — «с крыльями», шерстяная, с мелким рисунком в квадратах. Цвет квадратов преимущественно зеленовато-синий и красный. Полотняный фартук украшен мережкой.
Головной убор — «намитка» из тонкой белой ткани повязан на мягкий чепец. Орнаментированные сафьяновые сапоги желто-коричневого цвета.

Тернопольская область. Ивано-Франковская область. Семидесятые годы XX в.

Костюм девушки

Рубашка из фабричного полотна с типичными для Подолья цельнокройными рукавами. Округлость рукава присобрана. Рукава, пазуха и низ расшиты разноцветными узорами. Безрукавка и юбка составляют один ансамбль, они из тонкой фабричной шерсти традиционного для Подолья темного цвета. Юбка в складку с расшитым подолом. Безрукавка в талию, полы ее ярко расшиты. На ногах традиционные туфли — «лапти».

Женский костюм

Блузка из фабричной ткани с цельнокройными рукавами. Вышивка на рукавах и пазухе однотонная (черная) или двухцветная (черный с красным). Широкая юбка из яркой ткани, преимущественно с рисунком (цветы, горошек). Подол юбки украшают, как правило, несколькими поперечными складками.

Харьковская область Конец XIX — начало XX в.

Мужской костюм

Рубашка с «бочками», вшитыми между основными полочками. В связи с тем, что рубашка, благодаря бочкам, шире, чем кокетка, у шва, соединяющего полочки и кокетку, образовывались многочисленные сборки. Красно-черная вышивка крестом на воротнике, манишке и манжетах. Брюки широкие, пестрые. Шляпа – «брыль» из соломы. Сапоги — «пришвы» из черной кожи.

Женский костюм

Рубашка со вставками прямоугольной формы. Многоцветная вышивка в виде квадратов на вставках, вдоль рукавов и на узеньком стоячем воротнике. Низ рукавов собран «на нитку». Подол украшен мережкой.
Парчовая керсетка с зубцами на бюсте, обшитыми, как и полы безрукавки, цветной тесьмой «высечкой». Плахта соткана квадратами преимущественно оранжевого цвета. Фартук — «завеска» парчовый, с подолом, обшитым красным сукном. Парчовый платок цилиндрической формы с «ушками», который повязывали на чепец. Сапоги — «чернобривцы» черно-желтые, с орнаментированными каблуками.

Черниговская область Конец XIX — начало XX в.

Мужской костюм

Туниковидная рубашка из домотканого полотна. Широкая манишка, стоячий воротник, манжеты и подол украшены вышивкой. Одевалась рубашка преимущественно навыпуск под витой пояс. Неширокие брюки из грубого неотбеленногоного полотна.

Женский костюм

Рубашка из домотканого полотна с широкими, в полторы полки, рукавами. На рукавах красно-черная вышивка гладью. Синяя корсетка с подрезной спинкой с фалдами. Красная юбка в складку типа «андарак» из домотканой шерсти с тканым разноцветным геометрическим орнаментом по подолу. Белый полотняный передник вышит по подолу, с «закладками» и обшивкой кружевом. Два разноцветных платка повязаны на белый чепец. Один платок завязан традиционно, а второй подведен под подбородок и завязан на макушке. Лапти прямого плетения у мужчин и женщин одевались на полотняные онучи.

1 — Черниговская область, 2 — Закарпатская область. 60-70 гг. XX в.

Женский костюм

Блузка из хлопчатобумажной ткани, сшитая в талию с продольными складками — «зашивками». Фартук украшен вышивкой и кружевом. Украшения: красный бант и «плетёнка» в виде ажурной ленты, вышитой бисером.

Девичий костюм

Рубашка — «косица»», безрукавка из яркой шелковой ткани, сшитая по традиции «с зубцами» на полах, фартук — «плат», украшенный кружевом и красной лентой. Традиционное шейное украшение «силянка» сделано из бисера.

Восточное Закарпатье. Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм

Рубашка — «ромованка» из домотканого полотна со вставками, с вышивкой гладью. Вышиты верхняя часть и низ рукавов. Юбки – «запаски» — тканые, с поперечными полосами. Держались запаски на поясе, который назывался «багор». Безрукавка украшена цветной вышивкой, войлочными кистями, аппликацией из кожи, бисером и металлом. На голове платок с цветами на черном фоне. Кожаные лапти – «морщени» одеты на плетеные шерстяные длинные носки, орнаментированные белыми нитками.

Мужской костюм

Туниковидная рубашка носилась поверх штанов. Вырез горловины собран и завязан декоративным шнуром. Вышивка украшает воротник, грудь – «пазуху» и подол рубахи. Безрукавка и сердак украшены вышивкой, аппликацией из кожи, войлочными кистями и полосками. Шляпа коричневого цвета называется «клебанка». Красные суконные штаны «гачи». Лапти обуты на суконные носки «капчуры».

Западное Закарпатье Конец XIX — начало XX в.

Женский костюм

Рубашка «довгань» из домотканого полотна. Рубашка украшена «пазухой» — сотканным из красных нитей квадратом у выреза горловины. Рукава у плеча вышиты многоцветными ромбами. Вдоль рукавов вышита цепь из разноцветных ромбов — «хвост». Безрукавка — «пличка» с зубцами на полах украшалась вышивкой и тесьмой. Фартук — «плат» оформлен разноцветными лентами и мережкой. Венковоподобный головной убор украшен цветами и бисером. Шейное украшение — «сылянка» в виде широкой ленты, расшитой бисером.

Мужской костюм

Короткая рубашка из домотканого полотна. Полочки ее оформлены вышивкой белыми нитками. Широкие штаны «гачи» с белыми кистями — «ройтами» — на штанинах и зигзагами – «кривульками» — из синей тесьмы собранные у пояса на узкий «ганчик». Рубашка и штаны подпоясаны широким кожаным поясом — «чересом», орнаментированным тиснеными узорами, медными кольцами и др. Лапти, как женские, так и мужские, орнаментированы тиснением и украшены металлом.

Художник В. Перепелиця
Автор комментариев к рисункам В. Миронов 

Похожие статьи:

Традиции → Павловопосадские Узоры

Русский народный костюм → Сокровища Государственного ордена Ленина Исторического музея

Русский народный костюм → Славянская одежда.Обрядовый костюм

Русский народный костюм → Одежда невесты и жениха у восточных славян

Русский народный костюм → Русский народный костюм Пензенской губернии

Рейтинг

последние 5

slavyanskaya-kultura.ru

Отдыхай с нами! — Национальный костюм Украины

Содержание статьи

В последние годы национальный костюм Украины все больше и больше набирает популярности. Его разновидности можно встретить в продаже не только на рынках, но и в специализированных магазинах и торговых точках.

Всего лишь год назад я удивлялась, будучи в Норвегии, популярности национального костюма в этой стране. Помню, как гид рассказывала, что норвежским выпускникам родители дарят полный комплект национального убранства, как особый ценный подарок. Это было удивительно. На улицах, правда, мы не видели, чтобы кто-то щеголял в такой одежде. Так в Норвегии норвежца вообще не особо-то увидишь, одни туристы кругом! Но вот специализированные магазины поражали богатым выбором.

Витрина норвежского магазина национальных костюмов в г. Берген

Народные праздники и национальный костюм Украины

И вот прошел год, было 1 сентября, мне с утра довелось довольно много курсировать по улицам города. Школьники как раз стекались на торжественную линейку, или как это сейчас называется. Как я была изумлена, что в моем Днепропетровске, никогда не отличающимся особым пристрастием к национальным атрибутам, так много людей одело украинские вышиванки! И старшеклассники, и первоклашки, и их родители, и девушки, и юноши, очень много вариантов различной стилизованной национальной одежды я увидела.

Я очень сокрушалась, что у меня не было с собой фотоаппарата. Правда, его наличие тоже не гарантировало, что этот пост был бы снабжен фотографиями. Мне неудобно фотографировать незнакомых людей, не гожусь я в папарацци! Зато имеется чужая фотография, совершенно дивная и по сюжету, и по качеству. Вот ее-то я предоставлю вам с удовольствием. Она взята со страницы украинского телеканала ТВi, это фото 1-месячного младенца из нигерийской семьи, проживающей в Украине. Вот он — маленький афроукраинец в национальном костюме Украины.

Маленький афроукраинец

Ну, хорошо-хорошо, первое сентября — праздник всенародный, можно сказать, что он всех касается. Но все-таки это не тот праздник, который называют народным. А вот с народными праздниками — ничего не скажу. В нашем регионе их не сильно отмечают специальными народными традициями. Ну разве что на Пасху люди идут в церковь святить паски и другую еду. В последнее время многие обзавелись для этого праздника специальными корзинками и вышитыми рушниками. На вербное воскресение — много всякой специальной зелени в ходу. Вот пожалуй и все, что я знаю о народных праздниках Украины, сочинять не буду.

Символика национального костюма Украины

После увиденного «бенефиса» украинских вышиванок в Днепропетровске я припомнила различные интересные подробности на эту тему. В частности, мне всегда нравилась магия отдельных элементов национального костюма.

Смотрите, у всех славян особой силой обладал символ замкнутого круга. Вспомните, как защищался от нечистой силы Хома в гоголевском «Вие»? Рисовал круг. Какую форму имели ритуальные хороводы? Форму круга. И так далее, и так далее. И в национальном костюме Украины  самое большое значение имеют элементы, которые окольцовывают, опаясывают.

Девичий венок

Необыкновенно декоративная часть убранства, без него невозможно представить национальный украинский костюм. Он и украшал, и придавал девушке необыкновенные чары, и защищал от сглаза. Венки плели из живых цветов, но они недолговечны. Поэтому существовали стационарные варианты из бумажных или восковых цветов, а также из птичьего пера! На свадьбе венок украинской девушки когда-то означал то же, что сейчас фата. То есть это элемент сугубо девичьего туалета, замужняя дама или женщина в возрасте украсить свою голову венком уже не имела права. Из старинных литературных источников известно, что когда-то имели место народные волнения из-за того, что некая пожилая княгиня водрузила на голову венок…

Николай Рачков «Дiвчина-украiнка» Черниговский областной исторический музей

Намисто

Бусы или ожерелье, а по-украински намисто — это еще один неизменный, очень важный атрибут женского национального костюма Украины. Для богатых панянок были доступны намиста из стекла, раковин или даже из натурального коралла. Вот эти последние получили название «доброго намиста». В поэзии Шевченка встречаем: У доброму намистечку в садочку гуляе… Намисто берегли, каждый день все свои ценности не одевали. Не только потому, что страшились материальной потери. Гораздо больше боялись, что намисто разорвется и рассыплется. Это был верный признак беды. Но и совсем без намиста нельзя было обойтись. Поэтому будничным вариантом было: одна-две нитки. Девушки из небогатых семей использовали всякие природные материалы: косточки ягод, зерна, овощные коробочки. Иногда в эту низку вставляли волчий зуб, как надежный оберег.

«Добре намисто» стилизация

Пояса

Подпоясывались и женщины, но особое значение пояс имел в мужском национальном костюме. Для украинца пояс — своего рода символ мужественности и доблести. Показаться на людях не подпоясанным было нарушением этикета и всячески осуждалось. Обвязываясь поясом, мужчины и юноши несколько раз оборачивали стан. Издавна в Украине существовали разные способы опоясываться. Они намекали на статус владельца: мирный сельский или воинский казацкий.

Способ завязывания пояса

Способ завязывания пояса

Национальный костюм Украины очень живописен, впрочем, как и все народные костюмы. И пусть в полном комплекте он используется только как сценический. Все равно, даже одна только его часть — вышитая сорочка очень гармонично вписывается в нашу современную жизнь.

Не правда ли — очень стильно?!

Национальный костюм Украины

5 (100%) 5 голос[ов]

turov.top

ФотоТелеграф » Украинки в национальных костюмах

Общество::Прочее  |  Фотография

Украинки в национальных костюмах

Арт-мастерская “Треті півні” недавно представила свой проект, посвященный украинским девушкам в национальных костюмах.

Хочется рассмотреть все фотографии, ведь в каждой – своя душа и своя история.

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

9.

10.

11.

12.

13.

14.

15.

16.

17.

 

Также на ФотоТелеграфе:

fototelegraf.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *