Содержание

Экраноплан «Орлёнок». Вид изнутри. — DRIVE2

Что такое экраноплан, доступно и понятно можно почитать например здесь. Для тех, кому лень ходить по ссылкам, обобщу информацию и скажу своими словами. Экраноплан — некая смесь корабля с самолётом. Основная задача — внезапная высадка морского десанта. Скажу так же, что смесь получилась «так себе». Самолёт, при схожих габаритах, летит в разы быстрее, и жрёт меньше. Корабль, при схожих габаритах, берёт больше груза аж на порядок и таки опять же, меньше жрёт. Да и внезапность при нынешних средствах обнаружения — вопрос очень спорный. Где то за час лёта экраноплана (350-400 км), супостат «сюрприз» обнаружит, и если не собьёт над морем, то «тёплую» встречу десанту подготовить успеет. Опять же, высаживать десант «куда то туда», без подготовки… Проще, а главное дешевле десантников расстрелять на своём берегу. Эффект от операции будет примерно одинаков. Хотя, есть вояки под звёздато-полосатым флагом, что очень лихо гоняют туземцев с копьями и луками и осыпают себя славой великих побед. Увы, эта ниша ими занята плотно, и у наших морпехов цели посолидней.

В общем, в 91м году году прошлого века, эранопланы были сняты с вооружения по описанным выше причинам.
Взглянуть, на некогда действующий экземпляр,

Полный размер

бесплатно, может всяк желающий в Музее ВМФ в Москве. Там, кстати, ещё много всего интересного есть.

Полный размер

Полный размер

На заднем плане, Вы не ошиблись. Тот самый Golovach

И даже подводная лодка, внутрь которой может попасть всяк желающий, но уже за денежку.
Мы же с Вами, заберёмся туда, куда посетителей не пускают. Мы лезем внутрь.
Заходим с боковой двери с правого борта. Смотрим налево, в сторону хвоста.

Полный размер

Говорят, сюда два БТРа, влезает.

Идём дальше, к дверке, в конце отсека и…
Попадаем в отсек энергообеспечения.

Полный размер

Вспомогательная силовая установка, кажется

Полный размер

Умный щиток

Трап на фотке с ВСУ видели? Он ведёт в хвост к маршевому мотору (тому, что с винтами. Кстати от Ту 95)

Полный размер

В этот узкий проход я честно пытался протиснуться, но увы. Чуть не повторил подвиг Винни Пуха в гостях у кролика.
Слезаем с трапа, и смотрим опять в строну хвоста за ВСУ. Что там за дверь?

Полный размер

Оппа! Как на правильном корабле. Гальюн. Туалет по сухопутному.

Полный размер


Времени на съёмку было крайне мало поэту всего один кадр: справа частично видим круг от унитаза, слева — ведро с краном — руки помыть.

Вылезаем из отсека и идём вперёд к носу.

Полный размер

Вдалеке видим аппарели для заезда техники.
Попутно замечаем важную надпись

Полный размер

Для погрузки — разгрузки нос, вместе с кабиной, как дверь, открывается в сторону. Кстати лавочки в салоне — быстросъёмные, подобные я видел в Ил 76, и даже проводил их тест-драйв перед прыжком.
Протискиваемся между аппарелями, и упираемся в трап в кабину пилотов. Они сидят на втором этаже, над стартовыми двигателями. Их два от ТУ 154 .

Полный размер

Место пилоотов

Справа, место борт-инженера

Полный размер

Слева — место радиста. Фотки нет, ибо там всё выдрано с мясом. За трапом — комната командира корабля.

Полный размер

А на третьем этаже, живёт борт-стрелок.

Полный размер

Естественно, не смог отказать себе посидеть на месте пилота. Туда, с трудом, но таки протиснулся.

Полный размер

Рычаги правления двигателями. 1 и 2 — стартовые, 3 — маршевый

Полный размер

Это автомобилисты газуют. Лётчики дают режим

Опять же, это в автомобиле даже указателя температуры охлаждающей жидкости отказываются, у лётчиков всё наоборот: чем больше информации, тем лучше. И обороты двигателя и обороты в процентах, давление, температуры масли, температура выхлопных газов и ещё куча параметров, для каждого двигателя отдельно. А у борт инженера, ещё и система пожаротушения многоконтурная…

Полный размер

Покидаем кабину и лезем под неё. Узкий лаз, куда я даже не пытался протиснуться

Полный размер

Куча приборов по бокам, между которыми я застревал ещё на входе.

Полный размер

Это кто там говорил, что в автомобиле электрика сложная, проводов много? Здесь, даже от первого взгляда застрелиться хочется, доведись искать обрыв в таком жгуте.

На этом, нас совсем поджимает время, и мы покидаем экраноплан. Всё время, блужданий по отсекам, меня не покидала мысль: Сколько же там всяких разных деталек, трубочек проводков и блоков. И ведь это как то работало! А как это проэктировалось? Ведь тогда, в далёких уже 70 х не было компьютеров. Да и калькуляторы то так себе были. И это всё работало и летало…

Традиционные «спасибки». Спасибо администрации Музея ВМФ за предоставленную возможность съёмки.

Всегда Ваш, Лёха Большой.

www.drive2.ru

Орлёнок (экраноплан) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Орлёнок.

А-90 «Орлёнок» — советский транспортно-десантный экраноплан/экранолёт, разработанный в конструкторском бюро Р. Е. Алексеева. В ВМФ СССР — Малый Десантный корабль-Экраноплан (МДЭ) проекта 904, шифр «Орлёнок»[1].
Принят на вооружение ВМФ СССР в ноябре 1979 года.[2] Орленок мог отрываться от экрана поверхности и переходить в самолётный режим с эффективной высотой до 2 тысяч метров при потолке 3 тысячи метров.

Конструкция и назначение

Нос экраноплана А-90 Орлёнок Кабина пилотов

Аэродинамическая компоновка крыла оптимизирована для полёта с использованием экранного эффекта, когда под летящим на высоте нескольких метров самолётом образуется сжатие воздуха, увеличивающее подъёмную силу: большой угол атаки крыла малого удлинения 3.25 со стреловидностью 15°.

Мощная механизация крыла используется на взлёте для создания воздушной подушки. Экранолёт вооружён турельно-башенной пулеметной установкой «УТЕС-М» (два пулемета НСВТ калибра 12,7 мм). Экипаж десантного экраноплана состоит из 9 человек.

«Орлёнок» предназначен для переброски морских десантов на дальность до 1500 км, он взлетает при высоте волн до 2 метров и развивает скорость 400—500 км/час. Погрузка и выгрузка людей и техники осуществляется через откидывающуюся вправо носовую часть. Аппарат способен принять на борт до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или две бронированные машины (танк, БТР, БМП). Благодаря конструктивной схеме, экраноплан может свободно преодолевать минные и сетевые защитные заграждения просто перелетев над ними.

Видео по теме

Испытания

В 1972 году начались лётные испытания «Орлёнка», в ходе которых он продемонстрировал свою живучесть. В одном из полётов от удара о воду у экраноплана оторвалась корма с килем, горизонтальным оперением и маршевым двигателем. Однако пилоты вовремя среагировали, увеличив обороты носовых взлётно-посадочных двигателей, и смогли довести машину до берега. После этой аварии хрупкий конструкционный материал К482Т1 был заменён на алюминиево-магниевый сплав АМГ61.

Всего на судостроительном заводе «Волга» было построено пять экранопланов типа «Орлёнок»[1]:

НаименованиеЗаводскойВступил в стройПримечание
«Дубль»№ 20для статических испытаний; отправлен на слом
№ 231977первый лётный прототип из сплава К482Т1; после аварии 24.11.1974 установлен как памятник в Каспийске
МДЭ-150№ 2103.11.197928.08.1992 при буксировки в штормовых условиях опрокинулся и позднее потоплен кораблями КВФ
МДЭ-165№ 2527.10.1981затем — ДЭС-25,
списан в 1999
МДЭ-160№ 2630.12.1983затем — ДЭС-26,
списан в 2006;
установлен как памятник в Москве

Все «Орлята» вошли в состав авиации ВМФ, на их базе была сформирована 11-я отдельная авиагруппа непосредственного подчинения Главному штабу морской авиации.

Серия экранопланов С-21, С-25 и С-26 была установочная: планами развития ВМФ СССР предусматривалось строительство 120 «Орлят».

В 1984 году умер министр обороны Д. Ф. Устинов, который поддерживал идею строительства флота десантных экранопланов. Новый министр обороны С. Л. Соколов закрыл программу, пустив высвободившиеся деньги на строительство атомных подводных лодок.

Четыре изготовленных экземпляра «Орлёнка» до 2007 года находились (в разной степени разукомплектованности) на базе ВМФ в городе Каспийск. В июне 2007 года наиболее уцелевший экземпляр был отбуксирован по Волге в Москву, где был установлен в музее ВМФ.

Модификации «Орлёнка»

В начале 1990-х на базе «Орлёнка» активно велись несколько разработок-модификаций:

  • Пассажирское судно, известное на Западе как А.90.150.
  • Научно-исследовательская модификация «Орлёнка» МАГЭ (морской арктический геологоразведывательный экраноплан), c движителем малого хода — гребного винта в насадке — с приводом от дизеля. В кормовой оконечности делаются раскрывающиеся створки и размещается специальное оборудование: экраноплан может брать пробы донного грунта, вести сейсмоакустическую, магнитометрическую и гравиметрическую разведку.
  • Совместно с украинским АНТК «Антонов» разрабатывался проект авиационно-морской спасательной системы: Сверху самолета Ан-225 ставится вариант «Орлёнка», с увеличенной дальностью хода и оборудованный всем необходимым для оказания помощи людям в море (амбулаторией, откидными койками и т. д.). Система может двигаться к точке бедствия со скоростью 700 км/ч, а стартующий с Ан-225 экраноплан может садиться при сильном волнении, губительном для гидросамолетов. Запас хода у экранолёта позволяет ему работать практически в любой точке Мирового океана. Система способна работать и в полярных районах с посадкой на лёд.

Тактико-технические характеристики

  • Размах крыла — 31,50 м.
  • Длина — 58,10 м.
  • Высота — 16,30 м.
  • Площадь крыла— 600,00 м2.
  • Масса:
    • пустого самолёта — 100 000 кг;
    • максимальная взлётная — 140 000 кг.
  • Тип двигателей — 2 х НК-8-4К ; 1 х НК-12МК ; ВСУ 1 х ТА-6А.
  • Тяга:
    • стартовые: 2 х 10 500 кгс;
    • тяговые : 1 х 13 465 л. с.
  • Максимальная скорость — 400 км/ч.
  • Скорость крейсерская — 360 км/ч.
  • Практическая дальность — 1500 км.
  • Высота полёта на экране — 2-10 м.
  • Мореходность — 5 баллов.
  • Экипаж — 6 — 9 человек.
  • Грузовместимость: до 200 пехотинцев или до 28 000 кг груза или 1-2 БТР.
  • Вооружение: купольная турель 2×12,7 мм с пулемётами НСВТ «Утёс».
  • НРЛС МР-244 «Экран».
  • РЛС «Сплав».

См. также

Примечания

Ссылки

wiki2.red

Экраноплан «Орленок» | Журнал Популярная Механика

«Орленок» учился летать на Волге, в спокойной Телячьей протоке под Нижним Новгородом. Спрятать огромный аппарат от любопытных глаз нереально, поэтому для местных жителей придумали легенду: потерпевший аварию самолет пытаются отбуксировать на аэродром.

Вертикальное оперение, на котором укреплен маршевый турбовинтовой двигатель, составляет единое целое с корпусом-лодкой. Благодаря шасси, гидролыжам и поддуву «Орленок» мог пройти практически по любому грунту, льду или снегу. Поворотные сопла направляли реактивную струю под крыло или над крылом, чтобы защитить двигатель от брызг и пыли, воздухозаборники разместили высоко на носу. Передняя часть корпуса откидывалась, открывая грузовой люк. Экраноплан был оборудован комплектом корабельных навигационных огней и имел якорь

Испытания продолжились на Каспии, и «самолет» превратился для непосвященных в «плавучий стенд для отработки новых двигателей скоростных судов». Экранопланы обещали стать незаменимым средством для высадки морского десанта: «Орленок» взлетал и садился при пятибалльном шторме, мог в считаные часы перебросить на расстояние до 1500 км 200 морских пехотинцев или две единицы бронетехники и, выйдя с моря на берег, обеспечить их моментальное вступление в бой. Он с легкостью пролетал над противодесантными заграждениями и минами, губившими корабли, а малая высота полета делала его малозаметным для радаров и наблюдателей противника. Но при необходимости «Орленок» мог подняться до 3000 м!

Впечатленный возможностями аппарата, министр обороны Устинов дал конструктору Алексееву карт-бланш и практически неограниченное финансирование. При разработке «Орленка» пришлось решать немало специфических проблем. Одна из них касалась материалов. Морские стали были слишком тяжелыми, а авиационные не годились для сварных морских конструкций и быстро корродировали в соленой воде. В 1974 году у взлетавшего с воды предсерийного экземпляра полностью оторвалась корма с хвостовым оперением и маршевым двигателем — вероятно, при предыдущих посадках корпус получил не замеченные инженерами трещины. Любой другой аппарат в такой ситуации неминуемо затонул бы. Но «Орленок» оказался феноменально живучим: на носовых двигателях пилоты довели полкорабля до берега.

После аварии материал корпуса заменили, и «Орленок» был допущен до серийного производства. Всего планировалось строительство до 120 аппаратов, но свет увидело только пять. В 1984 году Устинов умер, а новый министр посчитал более перспективным развивать атомный подводный флот. В 2007 году всех «орлят», долгое время без дела стоявших на базе под Каспийском, списали. Наиболее сохранившийся экземпляр отбуксировали по Волге в Москву, где он занял место в музее ВМФ.

Транспортно-десантный экраноплан проекта 904

Разработчик: ЦКБ Алексеева

Размах крыла: 31,5 м

Длина: 58,1 м

Масса без груза: 120 т

Взлетная масса: 140 т

Крейсерская скорость: 350 км/ч

Практическая дальность: 1500 км

Высота полета в экранном режиме: 2−10 м

Где посмотреть: Москва, Музейно-парковый комплекс «Северное Тушино»

Статья «Самолетно-корабельный гибрид: первый серийный боевой экраноплан» опубликована в журнале «Популярная механика» (№11, Ноябрь 2014).

www.popmech.ru

Экраноплан «Орлёнок»…. — история в фотографиях

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ленин, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Таиланда, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты,

foto-history.livejournal.com

Экраноплан «Орленок» — Летное поле

Профиль

Название:Russian Aviation Community

Записи на странице

Ссылки и кнопки

Метки сообщества

«Беспощадный», «Максим Горький», 1941, 344 ЦБП и ПЛС, 747, MD 450 Ураган, a-10, a-310, a-318, a-319, a-320, a-320-211, a-320-214, a-321, a-330, a-330-243, a-330-300, a-380, a320, a330, a330-300, a350, a380, a400m, aeromacchi, air berlin, air france, air india, air seychelles, airbus, aircraft design, airliners.net, alpha jet, ar.234, atr 72, au-30, augusta westland, av-8, avro rj-70, avro vulcan, awacs, b-17, b-1a, b-1b, b-2, b-52, b-737, b-737-500, b-737-800, b-747, b-757, b-767, b-777, b-787, b737, b787, baltic bees, bbj, beechcraft sierra 200, bell, bell ah-1w supercobra, bellagusta, bellanca, birdstrike, bleriot xi-2, blue angels, boeing, bombardier, bombardier crj-100lr, breitling, britten-norman bn-2a-26 islander, business jet aviation, c-130 hercules, c-17, c-series, cactus 1549, california, caravelle, casa 295, catalina, cessna, cessna 210, cessna-150a, ch-46 sea knight, ch-47, cias, citation xls, clickair, colorado, concorde, costa rica, crj1000, d-emeh, dash q400, dassault, dassault-breget, daytona beach, dc-10, dc-3, de Havilland Canada DHC-6 Twin OtterВ, de schelde s.21, dehavilland, denver, dhc-6 twin otter, dme, dogfight, dornier, dornier/dassault-breget, dreamliner, dubai airshow, dusseldorf international, e-190, e-2c hawkeye, e-jet, egbp, egss, embraer, embraer-120, embraer-190, eurofighter, expedition e350, f-104, f-111f, f-15, f-16, f-22, f-35, f-84f, f-86, f-ck-1, f/a-18, falcon, finnair, flamand, florida, fokker dr.1, fouga, frecce tricolori, french airforce, g.222, gen h-4, google earth, gulfstream, h-6, hawk t1, hercules, hermes450, hokum-a, hsiang sheng, iaf, icon a5, imds, italian airforce, j-10, jas.39 gripen, jet expo 2008, jet expo 2009, jet team, jetexpo, jfk, ju-52, ju-88, junkers, kc-135r, kc-390, kissimmee, klm, l-29, l-39, l-410, le bourget, lightning, lufthansa, mb-339, mcdonnell douglas, mcdonnell douglas 80, md-902, md.450, mfs 2004, mirage-2000, mojave airport, mq-1b, mq-9, mrj, nimrod, oh-58d kiowa, oshkosh, paris, paris air show, patrouille de france, pby-5, pc-24, pilottv, piper, pitts, quepos — la managua (xqp / mrqp), rafale, rafale-c, rc-135w, red arrows, red bull flugtag, republic, riat, robinson, ru_aviation, ruzyne, rw06, s7, saab, sikorsky, sikorsky uh-60 blackhawk, sky express, sky hunters, skydiving, skyexpress, skyteam, solar impulse, sportstar max, spotting, spring airlines, srilankan, ssj, ssj-100, stansted, sukhoi, sullenberger, superjet-100, svx/usss, tas, tiger, transaero, turkish airlines, ua, uav, uh60, uk, ur_nta, usa, uzbekistan airways, uzbekistan airways technics, v-22, v-280 valor, vc-25a, vero beach, vickers vanguard, vip, vog, vp-blx, vp-bly, vq-bbe, wittman tailwind, ww2, xb-70, yf-22, yf-23, zlin-142, А-50, АГВП, АГВП «Русские Витязи», АНТК, АОН, АОН СЛА, АП, Авиазаправка, Авиакомпании, Авиамузей, Авиапарад, Авиапроисшествие, Авиасалон, Авиаторы, Австрия, Адмирал Кузнецов, Алматы, Алроса, Альпы, Ан-12, Ан-124, Ан-14, Ан-148, Ан-178, Ан-2, Ан-22, Ан-225, Ан-22А, Ан-24, Ан-26, Ан-26Ш, Ан-28, Ан-30Д, Ан-70, Ан-72, Ан-74, Ангола, Ант-4, Арарат, Армавиа, Армения, Аэродром, Аэропорт, Аэросвит, Аэрофлот, Аэрофлот-Норд, БЕ-200, БЛА, БЛУГА, БПЛА, БШ-МВ, Бе-12, Бе-200, Беларусь, Бериев, Блерио, Блоха, Большое Грызлово, Бомбардировщики Второй мировой войны, Борки, Борнео, Борт №1, Бугуруслан, Быково, В. Обухович, Вoeing, ВВС, ВВС России, ВВС Франции, ВТА, Ватулино, Великая Отечественная Война, Верея, Вертолёты России, Владимир Котельников, Внуково, Война в воздухе, Волгоград, Вторая Мировая Война, Вторая мировая, Главком ВВС, Гроза, Гу-2, Гумрак, Гюнтер Грасс, Дальний бомбардировщик Ер-2, День Авиации, День Победы, Дизайн самолетов, Домодедово, Домодедово (UUDD), Дюссельдорф, Ереван, Ершов, Жуковский, Жуляны, ЗАГАДОЧНЫЕ САМОЛЕТИКИ, ЗРК, Звартноц, И-15, И-152, И-153, И-15бис, И-16, И-5, ИЛ-96-400, ИТП, Ил-10, Ил-112, Ил-14, Ил-18, Ил-2, Ил-28, Ил-6, Ил-62, Ил-76, Ил-76ТД, Ил-78, Ил-86, Ил-96-300, Ил-96-400, Ильюшин, Иран, Иркутск, История, История создания и применения, Истребители Второй мировой войны, Истребитель Миг-15, Исчезновение самолета, КА-26, КБ им. А.С. Яковлева, КД-Авиа, Ка-226, Ка-32, Ка-52, Калининград, Киев, Кинг-Кобра, Китай, Коктебель, Конотоп, Коробчеево, Королев, КрасЭйр, Крым, Кубинка, Кубинский АТСК РОСТО, Л-29, Л-410, Ле Бурже, Летающие Легенды, Летающие крепости, Летающие лодки Второй мировой войны 1939, Ли-2, Логиново, Лунь, М-15, М.Л.Миль, М4, МАИ, МАК, МАКС-2009, МАКС-2017, МВЗ, МВМС-2009, МС-21, МЧС, Макс-2009, Малайзия, Мальдивы, Мещеряков Дмитрий, Ми-1, Ми-17, Ми-2, Ми-26, Ми-28, Ми-34, Ми-4, Ми-6, Ми-8, МиГ, МиГ-15, МиГ-15УТИ, МиГ-17, МиГ-19, МиГ-21, МиГ-29, МиГ-29 КУБ, МиГ-29СМТ, МиГ-31, МиГ-35, Миг-21, Миг-25, Миг-29, Миг-31, Миг-35, Миль, Минск, Мираж III, Михаил Маслов, Моздок, Монино, Морские самолеты сухопутного базирования, Москва, Мячково, Н.В. Якубович, Небо, Нестор, Николаев, Николай Якубович, Новосибирск, Норвегия, Нью-Йорк, ОКБ Мясищева, ОКО-6, Обучение полетам, Олег Растренин, Омск, ПАК ФА, ПВО, ПД-14, Палубные самолеты Второй мировой войны 1, Патруль де Франс, Пе-8, Пегас, Пегу, Первая Мировая Война, Пермь, Перрон, Петляков В.М., Петрович, Пинчуки, Планерское, По-2, Польша, Продолжение полета, Псковская область, Пулково, Пушкин, Пущино, Р-1, Р-63, Рига, Россия, Рязань, С-75, СЛА, СЛО, СССР, СУ-35, США, Самолеты Первой мировой войны, Самолеты Франции, Самолеты поля боя второй мировой войны, Санкт-Петербург, Саратов, Свердловск, Северка, Северный, Скулте, Сочи, Стрижи, Су-15, Су-24, Су-25, Су-27, Су-30, Су-30МК, Су-30МКИ, Су-34, Су-35, Су-7, Су-8, Суперджет, Сухой, ТБ-3, ТИС, ТРДД, Та-3, Таиланд, Тайвань, Тб-1, Терминалы, Толмачево, Торжок, Трансаэро, Третий Рейх, Ту-104, Ту-114, Ту-116, Ту-124, Ту-126, Ту-134, Ту-144, Ту-154, Ту-160, Ту-2, Ту-204, Ту-22М3, Ту-334, Ту-95, Туполев, Турлатово, УВД, УССР, УТ-2, Узун-Сырт, Украина, Ульяновск, Фото, Франция, Фречче Триколори, Хейнкель, Ходынка, Храброво, ЦАГИ, ЦКБ Туполева, ЦКБ-60, Челавиа, Челябинск, Чемпионат России, Чкаловский, Швеция, Шереметьево, Штурмовики Великой Отечественной войны, Эребуни, Эстония, Юнкерс, Як-130, Як-152, Як-18, Як-18Т, Як-2, Як-28, Як-3, Як-30, Як-40, Як-42, Як-52, Як-9, Яковлев, Япония, а-т Северный, а/к Air France, а/к Air Italy, а/к AirUnion, а/к American Airlines, а/к British Airways, а/к Czech Airlines, а/к Red Wings, а/к Ryanair, а/к Utair, а/к Авианова, а/к Аэрофлот, а/к Аэрофлот-Норд, а/к Владивосток Авиа, а/к Волга-Днепр (AirBridgeCargo), а/к Интеравиа, а/к КДАвиа, а/к Московия, а/к Регион-Авиа, а/к Россия, а/к Сибирь, а/к Уральские Авиалинии, а/п Tivat, а/п Владивосток (UHWW), а/п Внуково (UUWW), а/п Волосово, а/п Домодедово (UUDD), а/п Дракино, а/п Жуковский, а/п Кольцово, а/п Кубинка, а/п Мале, а/п Мигалово, а/п Минск-2, а/п Молде, а/п Толмачево, а/п Храброво (UMKK), а/п Шереметьево (UUEE), авиаВАЗ, авиабаза, авиакомпании, авиаконструктор, авиамузей, авиановости, авиапамятники, авиапарад, авиапарады, авиаперевозки, авиапроисшествие, авиапром, авиасалон, авиастроение, авиатехника, авиафаны, авиационное происшествие, авиационный английский, авиация, авиашоу, алюминиевый штопор, ан-124, ан-24, анализ, аналитика, анонс, армейский юмор, архитектура, аэровокзал, аэродром, аэроклуб, аэропорт, аэростаты, аэрофлот, аэрофобия, багаж, безопасность полетов, бизнес-авиация, бизнес-джет,

ru-aviation.livejournal.com

Экранопланы «Лунь» и «Орленок»: боевые летучие корабли

В 1967 году в штаб-квартире ЦРУ начался переполох – спутник-шпион, пролетая над СССР, отснял серию сенсационных фотографий. На них американские военные увидели необычный летательный аппарат, который, по расчетам специалистов, летел над поверхностью Каспия со скоростью… 500 км в час! Огромную машину, чем-то похожую на самолет, специалисты ЦРУ и Пентагона тут же окрестили «Каспийским монстром». Как выяснилось позже, в объектив спутника-шпиона попал экраноплан – сверхсекретная разработка советских специалистов, созданная конструктором Ростиславом Алексеевым, ученым, сумевшим совершить настоящую революцию в мировом судо- и авиастроении…

Проект ударного экраноплана-ракетоносца проекта 903 «Лунь», особенно активно, разрабатывался в середине 70-х годов на основе опыта создания экспериментального КМ. «Лунь» выполнен по традиционной самолетной схеме моноплана с крылом трапециевидной в плане формы и Т-образным хвостовым оперением.

Центроплан крыла размещен в средней части корпуса, под днищем — гидролыжное устройство, используемое при посадке для снижения перегрузки.

Экраноплан движется вблизи поверхности воды или земли за счёт так называемого экранного эффекта: набегающий под крыло поток воздуха создаёт дополнительную подъёмную силу — воздушную подушку.

Он может развивать скорость до 500 км/ч и имеет ряд очевидных преимуществ. Более того, существует разновидность экранопланов, способных на длительное время отрываться от поверхности, переходя в режим самолета, — экранолеты.

«Каспийский монстр» и «Орленок»

Экраноплан типа «Орленок»

Первый опытный образец военного экраноплана разработал нижегородский инженер-конструктор Ростислав Алексеев. Корабль-макет (КМ) с размахом крыльев в 38 метров и длиной 92 метра на Западе окрестили «Каспийским монстром». В воздух махину поднимала десятка двигателей, разработанных для стратегических бомбардировщиков.

Преимущества экранопланов перед другими видами военного транспорта — экономичность, грузоподъемность и быстроходность — были оценены руководством СССР и министерства обороны. Главной «фишкой» амфибии стала его незаметность для радаров противника. Опытный образец летал на высоте от 4 до 14 метров (слишком низко для радиолокаторов) поверхностью над поверхностью моря, не касался воды при полете (не уловим для гидролокаторов). КМ мог брать на борт груз равный собственной массе (240 тонн), при этом расходовал на его доставку в пять раз меньше топлива, чем транспортный самолет аналогичной грузоподъемности.

В 1972 году Алексеев развил свои идеи и создал десантную версию экраноплана «Орленок», он же А-90. Корабль мог за час доставить с одного берега Каспийского моря на другой до 200 морских пехотинцев с полным вооружением или два плавающих танка (БТР, БМП) с экипажами. При этом судно имело черты уже экранолёта — могло не только скользить в нескольких метрах над поверхностью воды, но и подниматься на высоту до 300 метров. На вооружение ВМФ СССР экранопланы типа «Орленок» поступили в 1979 году. В общей сложности было построено пять А-90, последний из был списан в 2007 году.

«Убийца авианосцев»

«Проект 903» – экранолет «Лунь»!

Эволюция инженерной мысли Алексеева в итоге привела к созданию ракетного экраноплана «Лунь». Первый и, к сожалению, единственный экземпляр корабля был спущен на воду 16 июля 1986 года.

Длина машины уменьшилась до 73 метров, а размах крыльев в свою очередь увеличилась до 44 метров. Скорость хода «Луня» достигала 500 км в час, а дальность хода — до 2 км. Максимальная взлетная масса составила 380 тонн. Помогали полету 8 газотурбинных двигателей НК-87. Вооружен экраноплан шестью советскими противокорабельными ракетами «Москит». На момент создания одной из самых современных разработок. «Москиты» двигаются со сверхзвуковой скоростью (2,5 тыс км в час) на расстоянии, затрудняющем их обнаружение и захват противоракетными установками (5-7 метров над поверхностью моря).

В НАТО боевой экраноплан «Лунь» тут же получил прозвище «Истребитель авианосцев». И не зря. Экраноплан нес на своем горбу 6 управляемых ракет «Москит» и без особого труда мог потопить огромный авианосец. При этом обнаружить «Лунь» с помощью существовавших на тот момент радиолокационных средств было невозможно. Машина двигалась с огромной скоростью буквально над поверхностью воды. Так что не только радары начинали «дымиться», против боевых экранопланов были бессильны и торпеды и минные поля.

Гениальная разработка

Экраноплан – гениальная техническая разработка, нечто среднее между самолетом и катером. До сих пор идут споры о том, чего в них больше: авиационного или судового?

Взлетают и садятся они на воду, как летающие лодки. Но летят очень низко, в считаных метрах над водой. Однако экранопланы все же нельзя считать самолетами. Несмотря на наличие признаков, свойственных летательным аппаратам, экраноплан все же относится к морским судам. В основе принципа движения этого сверхскоростного надводного корабля лежит «экранный эффект»: в процессе разгона между крыльями «Луня» и поверхностью-экраном создается давление, превышающее по величине давление над крыльями, с помощью которого он и приподнимается.

При этом экраном может стать любая ровная поверхность, а не только вода. «Экранный эффект» поддерживает летательный аппарат над ровной поверхностью без особых усилий, и при необходимости он без проблем «перепрыгивает» мелкие препятствия типа попавшихся по дороге островков.

Хотели как лучше…

На вечном приколе…

Увы, ни «Лунь», ни «Орленок» не были приняты на вооружение. Так, экраноплан «Лунь» был произведен в единичном экземпляре. Первый пробный полет над водой состоялся в 1985 году, с борта экраноплана даже были проведены учебные стрельбы. Испытания были признаны успешными, после чего экраноплан-ракетоносец был передан на опытную эксплуатацию в Каспийскую флотилию. Ростислав Алексеев дал России в области экранопланостроения приоритет на 50 лет. Но жизнь полна драматизма. Алексеева сломили травля и интриги, а дело государственной важности оказалось загубленным в министерских распрях.

Впоследствии из-за отсутствия финансирования «Проект 903» был свернут. А с распадом СССР разработки в области боевых экранопланов были закрыты окончательно… Из запланированных 120 «Орлят» изготовили только пять, и производство было прекращено.

В 2007 году Министерство обороны РФ вновь обратило взор на экранопланы. После детального изучения проект был признан перспективным. В настоящее время КБ им. Алексеева, расположенное в Нижнем Новгороде, возобновило работы над совершенствованием конструкции.

———————————————————————————

Источники;

* — http://interpolit.ru/blog/
ehkranoplan_lun_boevoj_letuchij_korabl/
2014-05-02-1226

* — http://ussr-kruto.ru/2013/01/29/
ekranoplany-lun-i-orlenok-pokoriteli-vody/

* — http://www.rusarmy.com/vmf/
rk_pr_903.htm

© content.foto.google.com

dmirix.ru

Экраноплан Орленок

  

Эффект экрана. Экранопланы и экранолеты. Проекты КМ, Лунь, Орленок, ВВА-14.

 

Понравилось?
Расскажите друзьям!

 

Реклама:



Экраноплан Орлёнок — выстраданное и забытое детище великого Алексеева. Этот прототип должен был обеспечить себе большое будущее, но так и не добился успеха и не получил распространения. Специальный десантный экраноплан, разработанный для ВМФ, стал великим проектом ЦБК по СПК. Только во время внедрения проекта планировалось создать и выпустить как минимум десять моделей.

«Орлёнок» предназначался для переброски десантников на расстояния до 1500 км, благодаря своей живучести и выносливости мог совершать посадку на любой поверхности. Развивая скорость до 500 км в час, и находясь при этом на высоте 2 метров от воды или земли, он мог вместить в себя 200 полностью вооруженных пехотинцев или два танка.

Впервые экраноплан типа «Орлёнок» был испытан в полете в 1972 году. Тогда испытания прошли удачно, только в одном полете, при ударе об воду, от летательного аппарата оторвалась корма. После этого было принято решение заменить материал сборки, чтобы сделать экраноплан более выносливым. Начиная с этого времени, экранопланы строились каждые три года.

Всего было построено и испытано 5 экранопланов типа «Орлёнок», все из которых вошли в состав ВМФ, была создана даже специальная авиагруппа управления экранопланами. Дела шли прекрасно, «Орлята» легко проходили испытания, всего их планировалось построить 120. Со смертью министра обороны Д.Ф.Устинова Маршала Советского Союза, в 1984 году, экраноплан типа «Орлёнок» стал никому не нужен. Проект прикрыли, а новоиспеченный министр (танкист в недавнем прошлом) Сергей Соколов решил выложить деньги «орлят» на строение атомных лодок. В 2007 году почти все экранопланы типа «Орлёнок» были списаны. Наиболее ухоженный, по внешнему виду, летательный аппарат сейчас находится в музее ВМФ в Москве.

На базе проекта «Орлёнок» в некоторых мировых институтах разрабатываются модификации этого экраноплана, ведь он может не только парить над поверхностью, но еще и подниматься в высоту, выполняя все функции самолета.

Ваш комментарий

 

* — Поля обязательные для заполнения



Комментарии к материалу

Nbdthg Jycfgjtyuj написал:

иэх… за державу обидно, скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается…

10.04.2012 (20:58)

 

Иванов Аркадий Васчильевич написал:

«Орлёнок» — «оморяченный» вариант десантного экранолёта Т-1 (транспортный первый) для ВДВ. Максимальная высота полёта должна была составлять 7500 метров. Именно при докладе об экранолёте министр Бутома сказал: «Судами, которые летают выше телеграфного столба судпром не занимается» и потом всю жизнь ставил ЦКБ по СПК «палки в колёса». Из-а «политических» игр минсудпрома Т-1 реализован не был, но на базе его был разработан «Орлёнок» (проект 904). Вместить в себя он мог или 150 пехотинцев с лёгким стрелковым оружием, или средний танк с экипажем. Никаких ударов о воду (или посадки на скалы, как писали некоторые незнайки) не было. Алексеев был вынужден идти в полёт для выполнения плана, не дождавшись результата статиспытаний корпуса, ослабленного доработки. «Надавили» зам. нач. 2-го главка МСП Псарёв и главный наблюдающий ВМФ Ивашкевич. Алексеев сам был на борту аппарата, который разрушился в том месте, за которое онбеспокоился. Всего было построено 5 «орлят». Два разрушены при статиспытаниях, три испытаны и приняты в состав ВМФ. Алексеев сам не хотедл тиражировать «Орлят» из-за неоптимальности по ряду параметров. Но не успел их перепроектировать. Экранопланы подчинялись вначале дивизиону кораблей в Махачкале, а потом, как отдельная 11 авиабригада были переподчинены ВВС черноморского флота. Эксплуатация продолжалась до развала СССР. Один «Орлёнок» был разбит в 1992 году при показе американцам, один отбуксирован на химкинское водохранилище в музей славы военно-морского флота России. Всё это отражено в книге «Корабелы в пятом океане» А. Иванов, бывший зам. начальника ЦКБ по СПК по испытаниям экранопланов.

16.11.2015 (16:37)

 

 

ss-op.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *