Содержание

«Батальон»

Сам фильм переносит нас в 1917 год. У “руля” Временное правительство, Первая мировая война подходит к своему завершению, и в России принято решение о наборе в так называемый женский батальон смерти, возглавляемый Марией Бочкаревой. Собственно, об этом батальоне и идет речь в фильме.

Примечательно, что одним из сценаристов и продюсером картины является Игорь Угольников. Да, тот самый, который вел “Угол шоу” в начале 90х на центральном телевидении, смело крича с миллионов голубых экранов “Бледина!”, пародируя рекламу на сухую смесь одноименной компании. Теперь же Игорь — крупный продюсер в послужном списке которого такой фильма как “Брестская крепость”, который, судя по оценкам, сборам и традиционным показам на День Победы, очень полюбился зрителям.

Как я уже неоднократно говорил, я не любитель российского кино, и считаю, что пациент скорее мертв, чем жив, хотя, стоит признать, что уровень военно — патриотических фильмов за последние несколько лет существенно вырос, только вот судить об актерской игре Марии Ароновой, которая воплотила на большом экране Марию Бочкареву, я судить не могу. Но, учитывая тот факт, что большинство ее ролей носило юмористический характер, усилия над собой, вероятно, она сделала гигантские. Все же глава женского батальона смерти из нее получился отменный: где надо может пожалеть, где необходимо — прикрикнуть, а уж этот взгляд, в котором четко читается, что впереди всех ждет только смерть, бесподобен. Да и внешнее сходство поразительное. Хотя, стоит учитывать тот факт, что настоящей Марии Бочкаревой на момент действия фильма было около 28 лет, тогда как Марии Ароновой уже больше 40 лет.

Крайне сомнительна заслуга Марии Кожевниковой, вокруг которой строилась основная рекламная кампания. Сыграв небольшую, можно даже сказать эпизодическую роль, Мария создала много информационного шума, своим поступком, заключающемся в бритье наголо. Да и как бы она не пыталась строить из себя актрису, в памяти она навсегда останется Аллочкой «Пипец» из сериала «Универ».

В последнее время в российском кинематографе, и в частности в фильмах, посвященных Первой мировой войне, революции и иным события начала прошлого века, отчетливо прослеживается благосклонность к царской России, и Белому движению, чти герои показаны истинными патриотами, переживающими за Родину, а коммунисты представлены голытьбой, приближающих своими идеалами поражение в Первой мировой войне и жаждущих любым способом получить власть, чтобы хапать на “строительство светлого будущего”. И самое печальное, что, если судить по исторической литературе все именно так и было, и коммунистам, после очередного фильма остается лишь отмахиваться портретом Сталина от говна, накиданного на вентилятор СМИ, хотя и сама деятельность Сталина требует уже четкого и честного разграничения на действия, положительно отразившиеся на стране, и действия, которые кроме как преступления не назовешь. Ну да не будем о политике.

“Батальон” в целом, рассказывает совсем небольшую историю из Первой мировой войны, хотя, именно из таких моментов и состоит наша жизнь, но, как мне кажется, сюжет можно было развернуть и более обширно, перенеся большую часть фильма именно на линию фронта, хотя и сцены, рассказывающие истории главных героинь и жизнь в учебке, так же важны. Жаль, что не рассказали только историю самой Марии Бочкаревой, чья служба и деятельность поднимала людей на линии фронта и заставляла идти под пули. “Батальон” в полной мере драматический фильм, обеспеченный если и не актерской игрой, так и самой ситуацией, показанной на экране. Конечно же, не обошлось без любовных линий, как удачных, так и нет, без предательства и без преданности как своего командиру, так и Родине. Честно говоря, даже у меня наворачивались в отдельных сценах слезы, а после завершения фильма, я долгое время находился под впечатлением.

В завершении хочется поднять одну, как мне кажется, важную тему, а именно возрастной ценз на фильмы. Последнее время, я стал замечать, что наше доблестное Министерство Культуры, которое, как выяснилось, не любит фильмы про “Рашку — говняшку” специально завышает возрастной ценз на иностранные фильмы. Пример вчерашнего дня. Фильм “Фокус” в котором присутствует один выстрел и небольшая лужица крови имеет возрастное ограничение “18+”, “Батальон” — фильм в котором изобилует насилие, убийство и прочие прелести военного времени имеет ограничение “12+”

Все прекрасно понимают, что в большинстве своем российское творчество не может конкурировать с продукцией Голливуда, но зачем играть в грязные игры вводя квоты и специально завышать возрастные ограничения, когда можно попробовать повышать качество российской кинопродукции? Ах да, совсем забыл, запретить же проще, а то работать придется.

fishki.net

Женские батальоны смерти | Новости в фото

Батальоны русских женщин стали известны по всему миру и не могли остаться незамеченными. Журналистки Бесси Битти, Рита Дорр и американка Луизы Брайант фотографировали и разговаривали с этими женщинами, а позже издали книгу.


Журналистка Рита Дорр была хорошо знакома с этими отважными женщинами. Она знала о существовании трех батальонов, одного в Москве и двух других в Петрограде. Рита провела с ними много времени. Она ждала их возвращения из сражений. А потом слушала их рассказы, сидя на больничных койках.
На фото изображена Орлова, настоящая женщина-воин. Она хотела умереть за свою Родину и сделала это.

Группа добровольцев.

Офицеры часто обращались к женщинам в надежде вдохновить их для будущих сражений.

Эти женщины искренне любили Россию и верили в то, что сражаются и умирают за лучшее будущее. Иногда именно личные потери подталкивали женщин вступать в батальоны.

На фото Бочкарева первая слева. Медсестры, врачи, рабочие, служащие, крестьяне, женщины разных возрастов и разных профессий добровольно вступали в батальоны, чтобы умереть за свою страну. Одной из девушек было всего 15 лет. Ее отец и два брата погибли на фронте, а мать была убита, попав под обстрел, когда она работала в больнице. 15-летней девушке ничего не оставалось, кроме как взять в руки винтовку и вступить в батальон. Таким образом она думала, что обретет безопасность.

Вступая в батальон женщины понимали, что они могут умереть в любой момент. Орлова не любила много говорить. Она всегда была занята заботами о других людях, поисками пищи для своих товарищей. Ее лицо всегда было очень сосредоточенным. Она постоянно думала о том, как защитить свою Родину.

Женщины выглядели привлекательными, несмотря на их бритые головы и грубые ботинки.

Дональд Томпсон и медсестра. Шесть женщин, бросившие вызов миру, погибли, на их могилах стоят деревянные кресты. Большое число женщин получили тяжелые ранения и были контужены. Десять женщин были награждены Георгиевским крестом и двадцать получили медали. Бой состоялся в лесу и продолжался в течение нескольких дней.

Осенью 1917 года в России насчитывалось около 5.000 женщин-воительниц. Их физическая сила и способности были, как у всех обычных женщин. Им просто пришлось научиться стрелять и убивать. Они занимались по 10 часов в день.

Этот 94-летний мужчина привел свою дочь в женский батальон, так как у него не было сыновей.

Моряк из Кронштадта и его жена, которая вступила в ряды батальона.

Солдаты пьют чай в Петрограде, 1917. Самый крупный женский батальон был создан в Москве и насчитывал более 2000 женщин. Петроградский батальон насчитывал около 1500 женщин.

Женщина из батальона смерти стоит на дежурстве, Петроград, 1917.

Эти девушки защищали Зимний дворец. Ни одна из них на была убита.

Блог Blast-Beat.ru о тяжелой музыке.

photo-day.ru

«Яшка» и ее команда. Настоящая история «женских батальонов смерти» | История | Общество

В советской историографии термин «женский батальон смерти» был прочно привязан к истории взятия Зимнего Дворца и бегством главы Временного правительства Александра Керенского в женском платье.

Сам «женский батальон» представлялся как отчаянная попытка буржуазии отстоять свою власть при помощи любых средств, даже если для этого необходимо поставить «под ружье» женщин.

В настоящей истории женских подразделений, появившихся в русской армии в 1917 году, значительно меньше фарса и значительно больше трагизма.

Дочь крестьянина, жена алкоголика, любовница бандита

Командир женского «батальона смерти» Мария Бочкарева. 1917 год Фото: РИА Новости/ Борис Лосин

Появление женских батальонов в первую очередь связано с именем  Марии Леонтьевны Бочкаревой.

Крестьянка из Новгородской губернии, Мария в детстве вместе с родителями перебралась в Сибирь в поисках лучшей доли. Но выбраться из нищеты им не удалось. В 15 лет Марию выдали замуж за Афанасия Бочкарева, который был на восемь лет ее старше.

Супружеская жизнь у пары, проживавшей в Томске, не заладилась по обычной для России причине – муж беспробудно пил.  Утешение Мария нашла в объятиях Якова Бука, еврея-мясника.

В 1912 году, когда Марии исполнилось 23, ее возлюбленного осудили за разбой и отправили в ссылку в Якутск. Молодая женщина, проявив характер, отправилась вслед за ним. В Якутске пара открыла мясную лавку, однако основным ремеслом Бука оставался бандитизм. Судя по всему, любовница прекрасно знала об этом и даже принимала посильное участие в криминальном бизнесе.

Вскоре полиция снова задержала Бука, отправив его в удаленный якутский поселок Амгу. От тоски любовник Марии запил, и на сей раз их отношения завершились.

Крест за мужество

Куда бы завела кривая дорожка Марию Бочкареву, неизвестно, но 1 августа 1914 года началась Первая Мировая война. 25-летняя женщина, вернувшись в Томск, обратилась к командиру 25-го резервного батальона с просьбой зачислить ее в регулярную армию. Командир предложил ей должность сестры милосердия, но Бочкарева заявила, что желает сражаться с оружием в руках.

Устав от назойливой просительницы, комбат посоветовал женщине то, что всегда советуют в России в таких случаях – обратиться «наверх».

Командир женского «батальона смерти» Мария Бочкарева. 1917 год Фото: РИА Новости

Последние деньги Мария Бочкарева потратила на телеграмму императору, и получила … положительный ответ.

Бочкареву, которая просила сослуживцев называть ее «Яшка», зачислили в подразделение, которое вскоре отправили на фронт.

На насмешки и приставания «Яшка» не обращала никакого внимания – женщину, жившую с мясником, промышлявшим бандитизмом, трудно было чем-либо смутить или напугать.

А на фронте Бочкарева очень быстро заслужила уважение отчаянной храбростью и стойкостью. Шутки в ее адрес прекратились сами собой. Она вытаскивала раненных товарищей с поля боя, ходила в штыковые атаки, была несколько раз ранена и удостоена Георгиевского креста, а также трех медалей.  К 1917 году она была произведена в старшие унтер-офицеры.

Для Марии Бочкаревой война стала главным смыслом жизни. Происходящие вокруг перемены и революционные брожения она не понимала и не принимала. Призывы к прекращению войны, братания с противником казались унтер-офицеру Бочкаревой совершенно немыслимыми.

Орудие пропаганды

После Февральской революции 1917 года Временное правительство объявило о верности союзническим обязательствам и провозгласило лозунг «Война до победного конца».

Лозунг этот популярностью не пользовался. Солдаты устали от войны, а на фоне революционных событий в частях начинался самый настоящий развал.

Временное правительство судорожно искало способы для укрепления боевого духа войск.  Имя Марии Бочкаревой  к тому времени гремело по всей стране и пользовалось уважением. Один из лидеров Февральской революции Михаил Родзянко, отправившийся в апреле 1917 года на Западный фронт с непростой миссией агитации за продолжение войны, пожелал встретиться с Бочкаревой. Переговорив с ней, политик забрал Бочкареву в Петроград для участия в агитации.

Мария Бочкарёва, Эммелин Панкхёрст и солдаты Женского батальона. Фото: wikipedia.org

На заседании съезда солдатских депутатов Петросовета Мария Бочкарева впервые высказала идею о создании женских добровольческих батальонов.

Во Временном правительстве сразу ухватились за эту мысль. Женщины, добровольно взявшие в руки оружие и сражающиеся с врагом, своим примером должны воодушевить упавших духом мужчин – посчитали министры.

Бочкареву отвезли к Верховному Главнокомандующему Алексею Брусилову. Генерал, под командованием которого был осуществлен знаменитый прорыв, большого энтузиазма от идеи не испытывал, но, тем не менее, пообещал помощь в формировании подразделения, если на то будет решение правительства.

Женский призыв

Количество добровольцев, откликнувшихся на идею, измерялось несколькими тысячами. Среди них были женщины, которые, как Бочкарева, оказались в армии по специальному разрешению императора, выходцы из казачьих семей, а также семей военных. Немало было представительниц дворянских семей, учительниц, курсисток.

Женские батальоны смерти. Июнь 1917 – ноябрь 1918. В парикмахерской. Стрижка наголо. Фото. Лето 1917 Фото: Commons.wikimedia.org

В подразделении Бочкаревой была установлена жесточайшая дисциплина: подъем в пять утра, занятия до десяти вечера, краткий отдых и простой солдатский обед. Политические беседы и другая агитация были категорически запрещены. Нарушительниц порядка Бочкарева порой била лично.

Часть записавшихся в батальон, в первую очередь дамы из интеллигенции, не вынесла такого отношения, покинув его.

21 июня 1917 года на площади у Исаакиевского Собора состоялась торжественная церемония вручения новой воинской части белого знамени с надписью «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой».  Окончательно положение «О формировании воинских частей из женщин-добровольцев» было утверждено 29 июня.

С июня по октябрь 1917 года было сформирован целый ряд женских подразделений: 1-й Петроградский женский Батальон смерти, 2-й Московский женский Батальон смерти, 3-й Кубанский женский ударный батальон, Морская женская команда, Кавалерийский 1-й Петроградский батальон Женского Военного Союза, Минская отдельная караульная дружина из женщин-доброволиц.

Командующий Петроградским военным округом генерал П. А. Половцов проводит смотр 1-го Петроградского женского батальона смерти. Фото: Commons.wikimedia.org

Первое сражение

Из этих подразделений в действующую армию были направлены лишь три первых батальона, из которых в бою побывало только подразделение Марии Бочкаревой.

На фронт женский батальон отправился 23 июня 1917 года, пройдя напоследок торжественным маршем по Петрограду. 27 июня 200 женщин прибыли  в тыловые части 1-го Сибирского армейского корпуса 10-й армии Западного фронта в район Новоспасского леса, севернее города Молодечно, что под Сморгонью.

Для самой Марии Бочкаревой специфическое отношение солдат-мужчин было делом привычным, но для многих ее подчиненных насмешки, оскорбления и домогательства стали шоком.

7 июля 1917 года батальон, включенный в состав 525-му Кюрюк-Дарьинского пехотного полка 132-й пехотной дивизии, занял позиции на правом фланге полка у местечка Крево.

Проводы женского батальона смерти в Москве. Лето 1917 г. Фото: Commons.wikimedia.org

9 июля должно было начаться наступление Западного фронта, на успех которого Временное правительство делало большую ставку.

Однако 8 июля германские войска, знавшие о планах русских, нанесли упреждающий удар. 525-й полк оказался на направлении основного удара немцев.

За три дня боев полк отразил 14 атак противника. Женщины бились наравне с мужчинами, и поднимались в контратаки.

От восхищения до ненависти

Генерал Деникин, крайне скептически относившийся к идее женских батальонов, признавал, что подразделение Бочкаревой проявило исключительный героизм. По воспоминаниям Деникина, в одной из контратак женщины сумели выбить  немцев из ранее занятых русских окопов, однако не получили поддержки мужчин.

Ударницы на учениях в летнем лагере. Полевая кухня Фото: Commons.wikimedia.org

«И когда разразился кромешный ад неприятельского артиллерийского огня, бедные женщины, забыв технику рассыпного боя, сжались в кучку — беспомощные, одинокие на своем участке поля, взрыхленного немецкими бомбами», — писал генерал.

По свидетельству Марии Бочкаревой, из 170 женщин-солдат, прошедших пекло этих боев, 30 были убиты и 70 ранены. Сама Бочкарева была ранена в пятый раз и полтора месяца провела в госпитале.

По выходу из госпиталя Марии Бочкаревой, которой присвоили чин подпоручика, новый Верховный Главнокомандующий Лавр Корнилов приказал провести смотр женских частей.

Руководящий состав воинского формирования. Лето 1917. На фото М. Бочкарева сидит крайняя слева. Фото: Commons.wikimedia.org

Результаты смотра Бочкареву разочаровали – боеготовность подразделений была на крайне низком уровне.

14 августа 1917 года генерал Корнилов, исходя из больших потерь, понесенных батальном Бочкаревой, запретил создание новых женских «батальонов смерти» для боевого применения, а уже созданные части предписывалось использовать только на вспомогательных участках.

Не выполнили «женские батальоны» и главной задачи – мужчин им воодушевить не удалось. Уважением к сражающимся женщинам проникались только те, кто воевал рядом с ними, но даже там, как свидетельствуют воспоминания генерала Деникина, мужчины не рвались вслед за ними в атаку.

В основном же солдаты энтузиазм женщин воспринимали в штыки, посылая в их адрес оскорбления, из которых самым мягким было «проститутки».

В Зимний дворец «женский батальон» привели под предлогом парада

Нельзя обойти вниманием историю пресловутого «женского батальона», защищавшего Зимний дворец во время Октябрьской революции. Речь идет о 1-м Петроградском женском Батальоне смерти, которым командовал штабс-капитан Лосков.

Батальон, размещавшийся в районе станции Левашова Финляндской железной дороги, 25 октября готовился убыть на Румынский фронт. Однако 24 октября батальон внезапно вызвали в Петроград на парад.

Комбат Лосков, знавший о неспокойной обстановке в городе, уже в Петрограде сумел узнать, что батальон планируют использовать для защиты Зимнего дворца от возможного выступления большевиков.

На площади перед Зимним дворцом. Фото: Commons.wikimedia.org

Лосков не хотел вмешивать своих подчиненных в политику, и вывел батальон обратно в Левашово, за исключением  2-й роты. Таким образом, в Петрограде осталось 137 бойцов «женского батальона».

Силы, которыми располагало Временное правительство в столице, были явно недостаточны для подавления вооруженного восстания. Например, задачу разведения мостов и контроля над ними поручили двум взводам женской роты и юнкерам. Робкую попытку захватить мосты с легкостью подавили революционные матросы.

В итоге женская рота заняла оборону на первом этаже Зимнего дворца на участке справа от главных ворот до Миллионной улицы.

«Дело о революционном изнасиловании»

Как известно, штурм Зимнего выглядел далеко не так красочно, как показано в классическом фильме Сергея Эйзенштейна «Октябрь». Большинство подразделений, остававшихся верными Временному правительству, превосходящим силам большевиком серьезного сопротивления не оказали. Сдалась и женская рота.

На тему того, что происходило с этими женщинами дальше, спорят до сих пор. Антибольшевистская пропаганда красочно описывала, как женщин из «батальона смерти» подвергали групповому изнасилованию, резали ножами и выбрасывали из окон.

Подобные слухи, мягко говоря, преувеличены. С другой стороны, полностью отрицать возможность насилия нельзя. Специально созданная комиссия Петроградской городской думы, опросившая женщин из роты, защищавшей Зимний дворец, заявляла:  три женщины показали, что подверглись изнасилованию. Еще одна из женщин-солдат покончила с собой, однако причиной этого шага в своей прощальной записке она назвала «разочарование в идеалах».

Доброволицы на площади перед Зимним дворцом. Фото: Commons.wikimedia.org

Никаких кровавых расправ над женщинами и выбрасывания их из окон Зимнего дворца не было совершенно точно.

Впрочем, некоторые историки полагают, что и обвинения в изнасилованиях, озвученные членами Петроградской думы, были частью информационной войны против пришедших к власти большевиков.

На следующий день после штурма зимнего женская рота вернулась в расположение батальона в Левашово.

Подлежат расформированию

Ко всем этим событиям Мария Бочкарева имела лишь косвенное отношение. Среди подчиненных комбата Лоскова были и те дамы, что ушли из-под командования Бочкаревой из-за установленной ею жесткой дисциплины. Сама же она в обороне Зимнего дворца участия не принимала.

Большевистское правительство, взявшее курс на выход из войны, не нуждалось в подразделениях добровольцев, желавших продолжать войну до победного конца. Решение о расформировании батальонов было принято 30 ноября 1917 года.

Последним был расформирован 3-й Кубанский женский ударный батальон, который прекратил свое существование 26 февраля 1918 года из-за прекращения снабжения.

Многие бывшие добровольцы «женских батальонов» влились в ряды Белой армии. В начавшейся Гражданской войне по обе стороны фронта воевало немало женщин, некоторые даже командовали мужчинами, но отдельных боевых подразделений из них не формировалось.

Мария Бочкарева, распустив свой батальон, отправилась домой, в Томск. По дороге она была задержана большевиками, и едва не попала под трибунал за контрреволюционную агитацию, однако помогло заступничество бывших сослуживцев.

Турне  «русской Жанны д`Арк»

Мария Бочкарёва в США, 1918 год. Фото: Commons.wikimedia.org

О дальнейшей ее судьбе существует несколько версий. Одни утверждают, что она сама вступила в ряды белых, другие настаивают, что участвовать в Гражданской войне Бочкарева не собиралась, но на нее оказали давление.

Как бы то ни было, Мария Бочкарева приехала во Владивосток, откуда отправилась в США, дабы агитировать западных политиков за оказание помощи Белому движению.

История ее жизни произвела впечатление, в Соединенных Штатах она нашла покровительство влиятельных людей, которые организовали ей аудиенцию у президента США Вудро Вильсона.  Журналист Исаак Дон Левин в 1919 году на основе ее рассказов выпустил книгу о Бочкаревой под названием «Яшка».

Из США  Бочкарева переехала в Великобританию, где ее принимал сам король Георг V.

Вернувшись в  Россию, она из Архангельска добралась до Сибири, где встречалась с Колчаком, который предложил Бочкаревой сформировать женский военно-санитарный отряд. «Яшка» согласилась, однако дни самого Колчака уже были сочтены, и формирование отряда даже не начиналось.

Расстрел с неизвестными

Когда Томск заняли части Красной Армии, Бочкарева сама явилась к новому коменданту города, представилась, и сдала свой револьвер. Поначалу ее отпустили под подписку о невыезде, но 7 января 1920 года она была арестована, а затем отправлена в Красноярск.

В отличие от первого ареста, сейчас обвинения в «контрреволюционной  деятельности» были более весомы – агитационная поездка в поддержку Белой армии в США и Великобританию,  аудиенция у Колчака…

Но о всех своих делах и поступках Бочкарева рассказывала предельно откровенно, что приводило чекистов некоторое замешательство. К тому же все эти поездки и аудиенции не были прямым участие в войне против большевиков.

Разбирательство по делу Марии Бочкаревой по меркам Гражданской войны тянулось бесконечно долго. 21 апреля 1920 года Особый отдел 5-й армии постановил этапировать Бочкареву в Особый отдел ВЧК Москвы для окончательного решения.

Но в это время в Томск прибыл заместитель начальника Особого отдела ВЧК Павлуновский, наделенный чрезвычайными полномочиями.

Павлуновский, ознакомившись с материалами дела, 15 мая 1920 года вынес решение – Бочкареву Марию Леонтьевну расстрелять.

На обложке дела Бочкаревой была сделана пометка о том, что приговор приведен в исполнение 16 мая. Но в 1992 году, когда прокуратура России занималась пересмотром дела Бочкаревой, неожиданно оказалось, что свидетельств ее расстрела не имеется.

Есть версия, что журналист Исаак Дон Левин, автор книги о ней, смог добиться ее освобождения и вывез Бочкареву в Харбин, где она вышла замуж за бывшего однополчанина и посвятила себя воспитанию его детей от первого брака. Согласно этой версии, семью Бочкаревой, которая к тому времени носила другую фамилию, в 1927 году насильственно депортировали в СССР, где она и провела последние годы жизни.

Эта история кажется неправдоподобной. Но разве такой же неправдоподобной не была и вся жизнь Марии Бочкаревой?

 

www.aif.ru

Женские батальоны смерти (фото история)

Profile

Name: история в фотографиях

Entry Tags

1020-е, 1400-е, 1500-е, 1700-е, 1800-е, 1830-е, 1840-е, 1850-е, 1860-е, 1870-е, 1880-е, 1890-е, 1900, 1900-е, 1910—е, 1910-е, 1912-е, 1917, 1920, 1920-е, 1930-е, 1930-е история России, 1940, 1940—е, 1940-е, 1945, 1950-е, 1960, 1960-е, 1970-е, 1980-е, 1990-е, 1993, 1997, 2000-е, 2010-е, XIII век, XIX век, XVI век, XVII век, cемейный архив, Азия, Афганистан, Африка, Африка политика, Балканы, Батька Махно, Белое Движение, Белое движение, Ближний Восток, ВСХВ, Валуа, Великая Отечественная война, Великая Отечественная войнв, Великая война, Великая отечественная война, Виндзоры, Военная история, Восток, Вторая мировая, Вторая мировая война, Вторая мировая война. авиация, Втроая мировая война, Гражданская война, Гражданская война в США, Греция, Европа, Зачем — не знаю, Кавказ, Красный крест, Крым, Крымская война, Латинская Америка, Ливия, МГУ, Москва, НКВД, Николай II, ОГПУ, Первая мировая, Первая мировая война, Подмосковье, РККА, Романовы, Русско-японская война, СМИ, СССР, США, Серебряный век, Средние века, Сталин, Сталинград, Сталинградская битва, Униформа, ХХ век, Халкин-гол, авация, авиация, авиация. флот, авто, авто-история, авторская фотография, авторские фотографии, агит, агитация, агитация ( историческая), агитация (историческая), актеры, актуальная история, алхимия, анархисты, анархия, аристократия, армия, армия танки, артиллерия, артисты, археология, архитектура, балет, благотворительность, болезнь, броневики, бронепоезда, быт, быт. люди, вещи, видео, военная иситория, военная история, военная история. Первая мировая война, военная истрия, война, война в Афганистане, война в Корее, война в Чечне, война во Вьетнаме, вопрос, враги, всякая всячина, вторая мировая, выборы, выставки, геополитика, геральдика, герои, горо, города, города России, города СССР, города люди, гравюры, гражданская война, графика, даты, дворянство, демонстрации, деньги, деревня, дереыня, детвора, дети, детские игрушки, дипломатия, дирижабли, доброе, документы, дореволюционные фотографии, достояние человечества, драгоценности, еда, жандармы, железная дорога, железные дороги, женщин, женщина, женщины, жесть, живопись, животные, жизнь, жут, жуть, за, забавно, забавное, загадка, заговоры, зачем-не знаю, игры, игры. люди, изобретения, иконы, индейцы, интевенция, интересно, интересное, интересное кино, искусство, искусствр, исория СССР, истори СССР, истории СССР, исторические события, история, история CCCР, история Австралии, история Австрии, история Алжира, история Америки, история Англии, история Аргентины, история Армении, история Афганистана, история Африки, история Белоруссии, история Болгарии, история Бразилии, история ВКП (б), история Великборитании, история Великбритании, история Великобритании, история Венгрии, история Вьетнама, история Германии, история Германии. маразматические заголо, история Германиилюди, история Германия, история Греции, история Грузии, история Европы, история Египта, история Израиля, история Индии, история Ирана, история Ирландии, история Испании, история Италии, история КНДР, история Камбоджи, история Канады, история Киева, история Китая, история Кореи, история Кубы, история Латвии, история Ленинграда, история Мексики, история Монголии, история Москвы, история Нидерландов, история Норвегии, история Пакистана, история Петербурга, история Петрограда, история Польши, история Польшы, история РККА, история РСФСР, история РФ, история Росс, история Росси, история России, история России. военная история, история Российской Федерации, история Россия, история Румынии, история ССР, история СССР, история СССР отдых, история СССР. кино, история СССС, история ССССР, история США, история США., история США? 1930-е, история Санкт-Петербурга, история Сербии, история Тайланда, история Тибета, история Турции, история Узбекистана, история Украины, история Финляндии, история Финляндии., история Франции, история Чехии, история Чехословакии, история Чили, история Швеции, история Эстонии, история Югославии, история Японии, история авиации, история дипломатии, история фотографии, истороия СССР, истрия Чехословании, истроия СССР, кавалерия, казачество, казни, казнь, карикатура, карикатуры, картины, картография, карты, катакомбы, катастрофы, кино, кладбища, книги, ко, коллаборанты, коллаборационисты, коллекционные фотографии, компромат, конструкторы, констукторы, космос, красавец-мужчина, краскомы, красота, криминал, криминалистика, курьезы, линчности, линчости, литература, личности, личности. детвора, личности. забавное, личность, личнсти, личости, любовь, люди, люди. Вторая мировая война, маразм, мастера фотографии, мебель, медицина, мемуары, мерзавцы, метрополитен, милиция, милосердие, миниатюры, мнение, мода, мода. животные, модераторское, монархия, монастыри, морархия, мото, мошенники, музеи, музыка, музыка. театр, на радость модераторам, на радость модератору, на усмотрение сообщников, на усмотрение ссобщников, награды, напитки, народный костюм, наука, нацизм, национальный костюм, наши герои, ненавижу, необычно, нет слов, новейшая история, ню, образование, образ

foto-history.livejournal.com

Чеченцы и батальон «Восток» на Донбассе. ФОТО

02-06-2014 12:42 СТАТЬИ — ФОТО

На митинге в Донецке хорошо экипированные и вооруженные люди сами признались на камеру иностранным журналистам, что они – чеченские боевики.

«Мы из Российской Федерации, интересы защищаем»
, — заявил один из них. Они назвались добровольцами и «кадыровцами»,  окончательно сняв вопрос о том, кто противостоит украинским военным – мирное население Донбасса или наемники из России.

Антиукраинский сайт «Русская весна» опубликовал информацию о том, что на востоке Украины воюют ветераны 1-й и 2-й Чеченских войн из числа спецподразделений вооруженных сил РФ.  Согласно их сообщению, решение ветеранов чеченских войн было принято на внеочередном съезде РООИВС «Русичи».

На данный момент в Украину отправляется свыше 1000 отборных бойцов —  тех солдат, которые служили в спецназе, разведке и других спецподразделениях, — отмечается в сообщении.

После боя за донецкий аэропорт один из лидеров донецкого ополчения Сергей Здрилюк, известный по позывному Абвер, также подтвердил, что погибшие террористы — из батальона «Восток». Уцелевшие документы погибших засвидетельствовали, что они прибыли на Донбасс из Грозного, Гудермеса и Москвы. А в вещах погибших боевиков оказались доказательства того, что многие из них являлись штатными сотрудниками спецподразделения МВД России – 4-й роты СОБР батальона «Восток».

Фото из телефона боевика:

А эти фото сделано на крыше донецкого аэропорта:

Батальон «Восток» в Чечне и в Украине:

Фото сделано в тренировочном лагере боевиков в Донецкой области

И наконец сегодня чеченский политик Ахмед Закаев призвал «называть вещи своими именами: батальон «Восток» — это официальное подразделение МВД РФ, которое действует на территории Украины.

При этом все боевики Донбасса называют себя бойцами батальона «Восток». В его состав входят кавказцы, представители ДНР и бывшие сотрудники украинских «Беркута» и «Альфы».

Тем временем Рамзан Кадыров заявил о готовности направить в Украину 74 тысячи боевиков.

А российская оппозиция заявлет, что чеченские боевики уже появились на Донбассе по указанию Рамзана Кадырова и с ведома президента России Владимира Путина.

www.trust.ua

Женский батальон смерти в Первой мировой войне. История создания женского батальона

Женский батальон смерти в Первой мировой войне (фото имеются в статье), возник по велению Временного правительства. Одним из главных инициаторов его создания была М. Бочкарева. Женский батальон смерти в Первой мировой войне создан, чтоб поднять боевой дух солдат-мужчин, которые отказывались идти на фронт.

Мария Бочкарева

С 1914 года она находилась на фронте в звании старшего унтер-офицера, получив на это Высочайшее разрешение. Благодаря своему героизму к 1917-му Мария Бочкарева стала достаточно знаменитой. Приехавший в апреле на Западный фронт Родзянко добился личной встречи с ней, а затем увез ее с собой в Петроград для проведения агитации за борьбу «до победного конца» в войсках гарнизона и перед делегатами съезда Петросовета. В своем выступлении Бочкарева выдвинула предложение образовать женский батальон смерти. На войне, по ее словам, такое формирование было крайне необходимо. После этого ей было предложено высказаться на заседании Временного правительства.

Предпосылки к образованию отряда

Во время Первой мировой женщины самого разного возраста — гимназистки, курсистки и представительницы прочих слоев общества — шли добровольно на фронт. В «Вестнике Красного Креста» в 1915 году появился рассказ о 12 девушках, которые сражались в Карпатах. Им было по 14-16 лет. В первых же сражениях две гимназистки погибли, а 4 были ранены. Солдаты по-отечески отнеслись к девушкам. Они достали им форму, обучили стрельбе и затем записали их под мужскими именами как рядовых. Что заставляло женщин, которые были хороши собой, молоды, богаты или знатны, окунаться в военные будни? Документы и воспоминания указывают на множество причин. Главной из них, несомненно, был патриотический порыв. Он охватил все русское общество. Именно чувство патриотизма и долга заставило многих женщин сменить свои изящные наряды на военную форму или одежду сестер милосердия. Немаловажное значение имели и семейные обстоятельства. Одни женщины шли на фронт за своими мужьями, другие, узнав об их гибели, вступали в ряды армии из чувства мести. Особая роль принадлежала и развивающемуся движению за равенство прав с мужчинами. Революционный 1917-й даровал женщинам множество возможностей. Они получили избирательное и прочие права. Все это способствовало возникновению солдатских отрядов, которые состояли полностью из женщин. Весной-летом 1917-го части стали образовываться по всей стране. Уже из самого названия было понятно, что собой представляет женский батальон смерти. В Первой Мировой войне девушки готовы были отдать свою жизнь за Родину. На призыв Бочкаревой откликнулось порядка 2000 девушек. Однако только 300 из них прошли отбор в женский батальон смерти. В Первой мировой войне «ударницы» показали, на что способны русские девушки. Своим геройством они заражали всех солдат, участвовавших в боях.

Женский батальон смерти: история создания

Батальйон был образован в достаточно короткий срок. В 1917 году, 21 июня, у Исаакиевского Собора на площади была проведена торжественная церемония. На ней новое военное формирование получило белое знамя. 29 июня было утверждено Положение. Оно устанавливало порядок образования воинских формирований из женщин-добровольцев. Записывались в ряды «ударниц» представительницы разных слоев общества. Так, например, адъютантом Бочкаревой была 25-летняя генеральская дочь Мария Скрыдлова. Она имела превосходное образование и знала пять языков.

Женский батальон смерти в Первой мировой войне состоял из женщин, служащих во фронтовых частях, и обычных гражданок. В числе последних были дворянки, работницы, учительницы, курсистки. Простые крестьянки, прислуга, девушки из знаменитых дворянских семей, солдатки, казачки, — они и многие другие шли на службу в женский батальон смерти. История создания части Бочкаревой началась в непростое время. Однако это стало толчком к объединению в солдатские отряды девушек и в других городах. В основном в части вступали русские женщины. Однако можно было встретить и представительниц других национальностей. Так, по документам, эстонки, латышки, еврейки также шли служить в женский батальон смерти.

История создания отрядов свидетельствует о высоком патриотизме представительниц слабого пола. Части стали образовываться в Киеве, Смоленске, Харькове, Мариуполе, Баку, Иркутске, Одессе, Полтаве, Вятке и в других городах. Как свидетельствуют источники, очень много девушек сразу записались в первый женский батальон смерти. В Первой мировой войне военные формирования имели численность от 250 до 1500 человек. На октябрь 1917 года были образованы: Морская команда, Минская караульная дружина, Кавалерийский Петроградский полк, а также Первый Петроградский, Второй Московский, Третий Кубанский женский батальон смерти. В Первой мировой войне (история свидетельствует об этом) участвовали только последние три отряда. Однако в связи с усиливающимися процессами разрушения Российской Империи образование частей так и не было закончено.

Отношение общественности

Российский историк Солнцева писала о том, что Советы и солдатская масса довольно негативно восприняли женский батальон смерти. В Мировой войне, тем не менее, роль отряда была достаточно существенной. Однако многие фронтовики весьма нелестно отзывались о девушках. В начале июля Петроградский Совет потребовал расформировать все батальоны. Говорилось о том, что эти части «непригодны к несению службы». Кроме этого, Петросовет расценивал образование этих отрядов как «скрытый буржуазный маневр», как желание довести борьбу до победы.

Женский батальон смерти в Первой мировой войне: фото, деятельность

В действующую армию часть Бочкаревой прибыла 27-го июня 1917 года. Численность отряда была 200 человек. Женский батальон смерти поступил в тыловые части Первого Сибирского корпуса 10-й армии на Западном фронте. На 9-е июля готовилось наступление. 7-го числа пехотному полку, в составе которого был женский батальон смерти, поступил приказ. Он должен был занять позицию у Крево. На правом фланге полка находился батальон ударниц. Они первыми вступили в бой, поскольку противник, знавший о планах русской армии, нанеся упреждающий удар, вошел в расположение наших войск.

В течение трех дней было отражено 14 атак врага. Несколько раз за это время батальон выступал с контратаками. В результате германские солдаты были выбиты с позиций, занятых ими накануне. В своем рапорте полковник Закржевский писал о том, что женский батальон смерти в Первой мировой войне вел себя героически, находясь постоянно на передовой. Девушки несли службу так же, как и солдаты, наравне с ними. При атаке немцев они все бросались в контратаку, ходили в разведку, подносили патроны. Женский батальон смерти в Первой мировой войне был примером проявления храбрости, спокойствия и мужества. Каждая из этих девушек-героинь достойна высочайшего звания Солдата революционной армии России. Как свидетельствовала сама Бочкарева, из 170 ударниц, принимавших участие в боях, 30 человек было убито и порядка 70 ранено. Она сама была ранена пять раз. После сражения Бочкарева полтора месяца была в госпитале. За участие в боях и проявленный героизм она была удостоена чина подпоручика.

Последствия потерь

В связи с большим количеством убитых и раненых в сражениях девушек, генерал Корнилов подписал приказ, запрещающий образование новых батальонов смерти для участия в боях. Существующим отрядам отводилась только вспомогательная функция. В частности, им предписывалось обеспечивать охрану, связь, выступать в качестве санитарных групп. В результате многие девушки-добровольцы, которые желали сражаться за Родину с оружием в руках, обратились с письменными заявлениями, в которых содержалась просьба уволить их из батальона смерти.

Дисциплина

Она была достаточно жесткой. Женский батальон смерти в Первой мировой войне показывал не только пример отваги и патриотизма. В качестве основных принципов были провозглашены:

  • Благо, свобода и честь Родины.
  • Непоколебимость и твердость веры и духа.
  • Быстрота, настойчивость, аккуратность и точность при исполнении приказов.
  • Серьезное отношение к работе на передовой и безупречная честность.
  • Чистоплотность, доброта, приветливость, вежливость, жизнерадостность.
  • Уважение чужого мнения.
  • Доверие друг к другу.
  • Благородство.

Недопустимыми считались личная неприязнь и ссоры.

Положительные моменты

Женский батальон смерти в Первой мировой не только участвовал в сражениях. «Ударницы» получили возможность осваивать мужские профессии. Например, княгиня Шаховская – первая в мире женщина-летчик. В Германии в 1912 году ей была выдана лицензия пилота. Там, на аэродроме Йоханнисталь, она работала некоторое время инструктором. В начале войны Шаховская подала прошение отправить ее как военного летчика на фронт. Император удовлетворил просьбу, и в ноябре 1914-го княгиня была зачислена в чине прапорщика в Первый авиационный отряд. Еще одним ярким примером является Елена Самсонова. Она была дочерью военного инженера, с золотой медалью окончила гимназию и курсы в Перетбурге. В госпитале Варшавы Самсонова работала сестрой милосердия. После этого она была зачислена шофером в 9 армию, находившуюся на Юго-Западном фронте. Однако прослужила она там недолго – порядка четырех месяцев, а затем была направлена в Москву. До войны Самсонова получила диплом пилота. В 1917 году она была направлена в 26 авиационный отряд.

Охрана Временного Правительства

Один из «ударных батальонов» (Первый Петроградский, которым командовал штабс-капитан Лосков) вместе с юнкерами и прочими частями в октябре 1917-го принял участие в обеспечении защиты Зимнего дворца. 25-го октября отряд, который был расквартирован у станции Левашово, должен был направиться на Румынский фронт. Но за день до этого Лосковым был получен приказ отправить часть «на парад» в Петроград. На самом же деле предполагалось обеспечение защиты Временного Правительства.

Лосков узнал о действительной задаче и не пожелал втягивать своих подчиненных в политические разногласия. Он вывел батальон обратно в Левашово, кроме 2 роты численностью в 137 человек. С помощью двух ударных взводов штаб Петроградского округа попытался осуществить разводку Литейного, Дворцового и Николаевского мостов. Но эта задача была сорвана советизированными матросами. Оставшаяся рота ударниц расположилась справа от основных ворот на первом этаже дворца. В ходе ночного штурма она сдалась, была разоружена. Девушек увели в казармы сначала Павловского, а потом Гренадерского полка. По некоторым данным, с рядом ударниц «дурно обращались». Впоследствии специальная комиссия Петроградской думы установила, что четверых девушек изнасиловали (хотя, вероятно, немногие были вообще готовы признаться в этом), а одна совершила самоубийство. 26 октября роту отравили обратно в Левашово.

Ликвидация отрядов

После окончания Октябрьской революции новое Советское правительство взяло курс на заключение мира, а также вывод страны из войны. Кроме того, часть сил была направлена на ликвидацию Императорской армии. В результате все «ударные части» были распущены. Расформированы батальоны были 30 ноября 1917 года по приказу Военного совета еще прежнего Министерства. Хотя незадолго до этого события было приказано произвести всех участниц добровольческих частей за боевые заслуги в офицеры. Тем не менее большое количество девушек-ударниц оставалось в расположениях до января 1918-го и дольше. Некоторые женщины перебрались на Дон. Там они приняли активное участие в борьбе с большевиками в рядах Белой армии. Последней из оставшихся частей был Третий Кубанский батальон смерти. Он был расквартирован в Екатеринодаре. Расформировали эту ударную часть только к 26 февраля 1918 года. Причиной стал отказ штаба Кавказского округа обеспечивать дальнейшее снабжение отряда.

Женщины, состоявшие на службе в батальоне Бочкаревой, на шевронах носили символ «Адамовой головы». Они, как и прочие солдаты, проходили медкомиссию. Как и мужчины, девушки стриглись практически наголо. Во время боевых действий женское участие и подвижничество приобрело впервые в истории массовый характер. В русской армии на фронте оказалось больше 25 тысяч девушек-добровольцев. Чувство патриотизма и долга перед Отечеством привело многих из них на службу. Пребывание в рядах армии изменило их мировоззрение.

В заключение

Необходимо сказать, что при создании первого женского батальона особая роль принадлежала Керенскому. Он первым поддержал эту идею. В адрес Керенского поступало огромное количество прошений и телеграмм от женщин, которые стремились вступить в ряды части. Он также получал протоколы собраний и различные записки. Во всех этих бумагах отражалась обеспокоенность женщин дальнейшей судьбой страны, а также желание защитить Родину, сохранить свободу народа. Они считали, что оставаться в бездействии равносильно позору. Женщины стремились в армию, руководимые исключительно любовью к Родине, желанием поднять боевой дух солдат. Главным управлением Генштаба была образована специальная комиссия по трудовой повинности. При этом штабы военных округов начали проводить работу по привлечению девушек-добровольцев в армию. Однако желание женщин было настолько велико, что по стране стихийно прошла волна создания военных организаций.

fb.ru

Женский «батальон смерти» скоро атакует киноэкраны

Авторы настаивают, что не пытались снять «ура-патриотический» фильм, а хотели разобраться во всей сложности революционного периода. Главная задача ленты, по их словам, – повышение уважения к предкам, в том числе к женщинам, готовым ради Родины жить и ради нее умереть.

К столетию Первой мировой вспоминают о тех, о ком молчали советские учебники. Женский батальон смерти – едва обросшие «ежиком» рядовые – дал присягу на верность Отечеству, получил знамя с надписью «Первая женская военная команда смерти Марии Бочкаревой» и через два дня отправился из Петрограда на Западный фронт (в современную Белоруссию).

О верности присяге женщин-воинов и о предательстве, с которым им пришлось столкнуться, когда они захватили немецкие окопы, сняли фильм. Окончание работы над лентой не за горами, когда она выйдет в прокат – пока неизвестно, но обещают подобрать время без больших западных релизов, чтобы фильм прозвучал громче, и «уложиться» в юбилейный 2014 год.

Женская команда смерти

Среди создателей фильма – автор идеи и генеральный продюсер Игорь Угольников, продюсер Евгений Айзикович, режиссер Дмитрий Месхиев. Вместе с продюсером Федором Бондарчуком, министром культуры России, председателем Российского военно-исторического общества Владимиром Мединским, и исполнительницей одной из главных ролей Марией Кожевниковой создатели представили проект ленты на 36-м Московском международном кинофестивале.

Русская Жанна д’Арк

О батальоне вспомнили к столетию начала войны, хотя сам он был сформирован в 1917 году, когда боевой дух русской армии был уже на нуле. Именно для того, чтобы вдохновить (или усовестить) солдат, вернуть мужчин-дезертиров в окопы, доброволицы и отправились на фронт. Подобного женского воинского формирования не знала ни одна армия мира (хотя женщины в войнах, конечно, участвовали и до, и после).

Инициатором создания батальона (впрочем, в «соавторстве» с главой Временного правительства Александром Керенским) была, разумеется, тоже женщина. Простая русская крестьянка из Новгородской губернии, а с 1915 года – военнослужащая Мария Бочкарева.

Женский «батальон смерти»

Выданная замуж в 15 лет, битая двумя мужьями-алкоголиками, бездетная и, по словам исполнительницы ее роли в фильме Марии Ароновой, по-женски глубоко несчастная, она начала служить в армии по личному разрешению Николая II. На равных с мужчинами ходила в штыковые атаки, выносила из-под огня раненых, четырежды была ранена. И стала первой женщиной – Георгиевским кавалером.

Две тысячи доброволиц записались в ее батальон, полторы тысячи «отсеялись» за первый месяц, в итоге лишь двести отправились на фронт. Среди них были и крестьянки, и дворянки. Например, героиня Марии Кожевниковой графиня Татищева до записи в батальон не умела обходиться без служанки. Мария Бочкарева установила в своем батальоне жесткую дисциплину: подъем в пять утра, занятия до десяти вечера, простая солдатская еда. Актрисам все это пришлось пережить по-настоящему.

По словам создателей фильма, к концу съемок участники массовки и главные героини «обстрелялись» в киношных окопах под Псковом настолько, что стали если не настоящими воинами, то каскадерами. И уж, по крайней мере, мерзнуть и мокнуть под дождем привыкли.

На фронт батальон отправлялся с именем Керенского на хоругви и с санкции Временного правительства, а в отбитых немецких окопах женщин бросил без подкрепления уже революционный комитет. По словам создателей фильма, солдаток Марии Бочкаревой тогда кинулись выручать остававшиеся в тылу офицеры – они срывали погоны в знак того, что приказ оставить женщин без помощи выполнить не могут. Однако в тех окопах погибли 30 женщин.

Мария Бочкарева была контужена, но осталась жива. После Октябрьского переворота она отказалась сотрудничать с большевиками и чуть не погибла, но ей удалось бежать за границу. В 1918 году ее принимал президент США Вудро Вильсон и целовал руку. А король Англии Георг V (также давал ей аудиенцию и обещал финансовую поддержку) назвал Марию Бочкареву русской Жанной д’Арк.

Чего не сумели немцы в окопах под Сморгонью, сделали большевики. Мария Бочкарева вернулась в Россию, Александр Колчак предложил ей сформировать женский военно-санитарный отряд. Однако на фронте к тому времени уже совершилась катастрофа, а сама Бочкарева 7 января 1920 года была арестована. 16 мая 1920 года ее расстреляли в Красноярске на основании резолюции начальника Особого отдела ВЧК 5-й армии Ивана Павлуновского и его заместителя Шимановского.

«Девоньки мои, простите меня!»

О том, поместился ли в сюжетные рамки фильма расстрел Марии Бочкаревой, создатели пока не говорят. Журналистам на ММКФ показали лишь пару эпизодов, причем даже не в окончательном монтаже.

Вот батальон готовится к отправке на фронт. Мария Бочкарева выстроила своих солдаток в две шеренги лицом друг к другу. Двоих поставила в центре: «Бей! Бей ее по лицу!» Дрожащие губы, полное непонимание. Одна выполняет приказ: сначала пощечина, потом удар кулаком, потом и под дых. Другая раз за разом отказывается: «Не могу». «Там вас по-настоящему будут бить», – поясняется Бочкарева и заставляет всех схватиться друг с другом в рукопашную.

Съемки фильма «Батальон смерти» © Фото: Арина Юшенкова, Влад Багно, Артем Емельянов

Мария Кожевникова вспоминает, что драться на съемках приходилось по-настоящему: если режиссер не слышал сильного удара, требовал повторить дубль. Тем не менее роль свою она считает счастьем: в окопах не играли, а жили. «История, в которую мы погрузили себя, сделала меня колоссально счастливой», – говорит актриса.

Следующий показанный эпизод – уже тот самый штурм немецких окопов под Сморгонью. Молитва перед атакой: женский окоп с ниткой зажженных свечей, «…Господи, буди мне милостив и защити мя от прелести вражией Твоим защищением, да не паду пред сопротивниками моими».

Идущие в атаку на пулемет женщины зачем-то зажигают у себя за спиной стену огня. На фоне пламени бегут, кричат и падают, не целясь стреляют, наконец – занимают вражеские окопы. Немцы недолго терпели позор: вот уже с двух сторон по окопам движутся враги. Солдатки понимают: всё.

Жесткая Бочкарева, когда-то собственноручно заколовшая штыком застигнутую с мужчиной солдатку, заставлявшая их бить друг друга по лицу, по-бабьи тонко подвывает: «Девоньки мои!» Целуются. И молитва звучит снова: «…да не порадуется враг мой о мне. Предстани мне, Спасителю мой, в подвиге сем за имя Твое святое, Ты мя укрепи и утверди…»

Чем дело кончилось в истории Первой мировой – известно. Чем кончится в фильме – увидим на большом экране до конца года.

Съемки фильма «Батальон смерти» © Фото: Арина Юшенкова, Влад Багно, Артем Емельянов

Слезы и экшн великой войны

Создатели фильма снимали не высоколобую реконструкцию (хотя настаивают на том, что оружие, форма, даже лица героинь идеально подобраны для исторической достоверности), а кино для широкого зрителя. Конечно, это не голливудский блокбастер, и министр культуры Владимир Мединский шутит, когда ставит перед прокатчиками цель сравняться по сборам со «Сталинградом».

Конвертации фильма в 3D тоже не предусмотрено. Однако ориентировались именно на законы кинематографа. Ради плотности и цельности сюжета приходилось отсекать целые линии. Например, в батальоне смерти одной из доброволиц была баронесса София Николаевна де Боде – в 1918 году она командовала отрядом юнкеров во время октябрьских боёв в Москве, была ранена в ногу у Никитских ворот во время боев с большевиками. Ее история просто «не поместилась» в фильм, хотя зритель увидит ее, например, в сценах присяги. И все равно создатели говорят, что «главных» героев в фильме – не менее двенадцати.

Фото: Арина Юшенкова, Влад Багно, Артем Емельянов

По словам автора идеи фильма Игоря Угольникова, снимать о Первой мировой войне труднее, чем о второй: нет ни опыта создания реквизита (в этом вопросе, впрочем, изрядно помогли исторические реконструкторы), ни привычки воспринимать такие ленты у зрителя.

Авторы настаивают, что не пытались снять «ура-патриотический» фильм, а хотели разобраться во всей сложности революционного периода. Главная задача ленты, по их словам, – повышение уважения к предкам, в том числе к женщинам, готовым ради Родины жить и ради нее умереть. Девочки, женщины, солдатки из фильма – прежде всего, живые люди. В основном незвездный состав (главная мужская роль стала дебютом молодого тюменского актера), простые русские лица в массовке, подобранные под фотографии начала ХХ века.

В конце съемок участники группы просто рыдали, говорят создатели фильма. На презентации эпизодов всплакнула Мария Кожевникова. Неизвестно, поможет ли фильм разобраться в истории нашим современникам. Но, может быть, поможет оплакать ее трагические страницы.

Съемки фильма «Батальон смерти» © Фото: Арина Юшенкова, Влад Багно, Артем Емельянов

www.pravmir.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *