Форма ВВС — история создания и особенности современных форменных комплектов

Форма ВВС Форма ВВС

Военную авиацию справедливо считают наиболее динамично развивавшимся в XX веке родом войск. Всего за несколько десятков лет авиакрылья проделали путь от вспомогательных подразделений, приданных инженерным частям, до главной ударной силы армий ведущих мировых держав.

Неповоротливые бипланы сменили сначала маневренные монопланы с поршневыми двигателями, а затем и реактивные самолёты, оснащенные сверхмощным вооружением, способные эффективно действовать на запредельных скоростях, выходить в стратосферу. Военный костюм покорителей небес эволюционировал вместе с техникой.

Русские асы периода I Мировой войны у самолета

Изначально бомбометатели, воздушные разведчики, истребители не имели регламентированного повседневного обмундирования. Разношерстная униформа выглядела весьма колоритно даже на фоне одеяний казаков или егерей. Покорителям небес было важно, чтоб облачение не стесняло движений во время полета, не продувалось ветрами, отталкивало влагу. Однако, армия не терпит хаоса. Очень скоро все встало на круги своя. Появился специальный регламент, для летчиков разработали удобное обмундирование. С тех пор парадный мундир военных пилотов считается образцом мужественной элегантности.

Военн

soldats.club

Униформа Красной Армии 1918-1945 (143 фото) » Триникси


Красноармеец,1918г.


Красноармеец в зимней форме, пехота, 1923-1924 г.


Красноармеец в летней форме, пехота, 1924 г.


Представитель руководства ОГПУ в зимней форме, 1924 г.


Сотрудник ОГПУ в повседневной форме, 1924-1927 г.


Помощник командира батальона в полевой форме, пехота, 1925-1926 г.


Председатель военного трибунала в зимней форме, 1924 г.


Начальник станционного отдела ОГПУ. Транспортные отделы ОГПУ, 1925-34 г.


Помощник командира отдельного эскадрона, кавалерия, 1927-1929 г.


Красноармеец в полевой форме, бронетанковые войска, 1931-1934 г.


Красноармеец, кавалерия, 1931-36 г.


Красноармеец, доброволец Башкирской Красной армии, 1918г.


Комиссар, 1918-1920г.


Командир роты, 1919г.


Командир эскадрона, 1920-1922 г.


Командир кавдивизиона 1920-1922 г.


Стрелок-пехотинец в зимнем камуфляже, 1920-1921 г.


Военрук Инспекции ОГПУ, 1923 г.


Красноармеец в летней форме, пехота, 1923-1924 г.


Маршал Советского Союза в повседневной форме 1936-40 г.


Красноармеец, пехота, 1936 г.


Старший политрук, артилерия, 1936-40 г.


Военинженер 2-го ранга, технические войска, 1936-43 г.


Интендант 2-го ранга в повседневной форме, 1936-42 г.


Младший лейтенант, военно-воздушные силы, 1941 г.


Капитан, автотранспортные части артиллерии, 1936-40 г.


Старший лейтенант в повседневной форме,ВВС, 1936-40 г.


Красноармеец в летнем комбинезоне, автобронетанковые войска, 1935 г.


Лейтенант в походной форме, атобронетанковые войска, 1938-41 г.


Капитан, военно-воздушные силы, 1936-40 г.


Лейтенант в полетной форме, военно-воздушные силы, 1936-43 г.


Командир отделения, автотранспортные части, 1938-40 г.


Защитная противохимическая одежда, 1936-45 г.


Комбриг в повседневной форме Академии генерального штаба, 1936-40 г.


Старший лейтенант Государственной безопасности в повседневной форме,НКВД, 1936-37 г.


Старший лейтенант Государственной безопасности в повседневной форме,НКВД, 1936-37 г.


Старший лейтенант Государственной безопасности в зимней форме,НКВД, 1936-37 г.


Сержант Государственной безопасности,НКВД, 1937-43 г.


Майор, внутренние войска, НКВД, 1937-43 г.


Младший политрук в летней походной форме, пехота, 1939 г.


Красноармеец, пограничные войска, НКВД, 1937-41 г.


Стрелок в зимнем камуфляже,1939-40 г.


Стрелок в зимней походной форме, 1936-41 г.


Красноармеец в парадной форме кубанских казачьих кавалерийских частей, 1936-41 г.


Красноармеец в парадной форме донских казачьих кавалерийских частей, 1936-41 г.


Майор в парадной форме тверских казачьих кавалерийских частей,1936-41 г.


Младший лейтенант в парадной форме горских кавалерийских частей, 1936-41 г.


Маршал Советского Союза в повседневной форме 1940-43 г.


Генерал-майор в парадной форме, 1936-41 г.


Генерал-майор танковых войск в повседневной форме, 1940-43 г.


Генерал-майор в походной форме,1940-43 г.


Генерал-лейтенант в летнем обмундировании, 1940 г.


Генерал-майор авиации в летнем обмундировании,1940-41 г.


Лейтенант в летней повседневной форме, пехота, 1940-43 г.


Лейтенант в походной форме, пограничные войска НКВД, 1940-43 г.


Подполковник в повседневной форме, артиллерия,1940-43 г.


Старший батальонный комиссар, 1940-41 г.


Капитан в повседневной форме, автобронетанковые войска,1940-41 г.


Капитан в повседневной форме, военно-воздушные силы,1940-41 г.


Лейтенант в повседневной форме, военно-воздушные силы, 1940-41 г.


Капитан в летней форме, военно-воздушные силы,1940-41 г.


Красноармеец, кавалерия, 1940-41 г.


Младший сержант, пехота, 1941 г.


Младший сержант, пехота,вид сзади, 1941 г.


Корпусной комиссар в повседневной форме, пехота, 1941-42 г.


Корпусной комиссар, пехота, 1941-42 г.


Батальонный комиссар в парадно-выходной форме, пехота, 1941 г.


Корпусной комиссар, пехота, 1941-42 г.


Курсант военного авиационного училища в парадно-выходной форме, 1941 г.


Красноармеец в парадно-выходной форме, пехота, 1941 г.


Подполковник в зимней повседневной форме, артиллерия,1941-43 г.


Лейтенант, пехота, 1941 г.


Лейтенант в походной форме военного времени,сухопутные войска, 1941-43 г.


Майор, военно-воздушные силы, 1941-43 г.


Майор, кавалерия, 1940-43 г.


Красноармеей в зимней форме, инженерные войска, 1941-1943 г.


Младший лейтенант в походной форме, автобронетанковые войска, 1941-43 г.


Снайпер в летнем камуфляже, 1941-45 г.


Разведчик в летнем камуфляже, 1941-42 г.


Снайпер в осеннем камуфляже, 1941 -45 г.


Боец-наблюдатель группы самозащиты МПВО, 1941-44 г.


Ефрейтор в походной форме, пехота, 1941 г.


Ефрейтор в походной форме, пехота,вид сзади, 1941 г.


Красноармеец, сухопутные войска, 1941-43 гг.


Младший лейтенант в походной форме, сухопутные войска, 1941-43 г.


Старший краснофлотец, 1940-41 гг.


Инженер-капитан 2-го ранга, ФМС, 1941-43 гг.


Красноармеец,автобронетанковые войска, 1941-42 гг.


Красноармеец, сухопутные войска, 1941-43 гг.


Красноармеец, кавалерия, 1941-42 гг.


Командир танкист в зимней форме, 1942-44 гг.


Капитан 3-го ранга ВМФ, 1942-43 гг.


Летчик морской авиации, 1941-45 гг.


Строитель автоматчик, горно-стрелковые войска, 1942-43 гг.


Генерал-полковник в зимней форме, 1943-45 гг.


Генерал-майор в полевой форме,1943-45 гг.


Генерал-майор,1943 г.


Генерал-полковник в летнем выходном обмундировании, 1943-45 гг.


Полковник в летнем выходном обмундировании, пехота,1943-45 гг.


Лейтенант, пехота, 1943-45 гг.


Майор, бронетанковые войска, 1943-45 гг.


Красноармеец, пехота, 1943-45 гг.


Офицер в плащ-накидке, 1943-45 гг.


Пулеметчик в плащ-палатке, 1943-45 гг.


Разведчик в летнем камуфляже, 1943-45 гг.


Разведчик в летнем камуфляже, 1943-45 гг.


Разведчик в летнем камуфляже, 1943-45 гг.


Разведчик в осеннем камуфляже, 1943-45 гг.


Разведчик в осеннем камуфляже, 1945 гг.


Разведчик в осеннем камуфляже, 1945 гг.


Автоматчик в зимнем камуфляже, 1943-45 гг.


Офицер в зимней форме, 1943-45 гг.


Майор в полевой форме, пехота, 1943-45 гг.


Красноармеей в зимней форме, внутренние войска НКВД, 1943-1945 гг.


Гвардии старший сержант, пехота, 1944 г.


Партизан Павел Липатов, 1943-44 гг.


Старший лейтенант, внутренние войска НКВД, 1943-45 гг.


Подполковник в повседневной форме, внутренние войска НКВД,1943-45 гг.


Стрелок, штрафные части, 1943-45 гг.


Старший сержант, донские казачьи кавалерийские части, 1943 г.


Младший сержант в зимней форме, дорожная служба, 1943-45 гг.


Краснофлотец, морская пехота, 1943-44 гг.


Старший лейтенант, военно-воздушные силы, 1943-45 гг.


Летчик морской авиации, 1943-45 гг.


Гвардии лейтенант ВМФ, 1944-45 гг.


Краснофлотец, ВМФ, 1943-45 гг.


Летчик, военно-воздушные силы, 1943-45 гг.


Красноармеец, санитар, 1943-44 гг.


Лейтенант юстиции в повседневной форме, военно-юридическая служба, 1943-45 гг.


Майор Государственной Безопасности в парадной форме, НКВД, 1943-45 гг.


Лейтенант в парадной форме, пограничные войска НКВД, 1943-45 гг.


Полковник в парадной форме, внутренние войска НКВД, 1943-45 гг.


Генерал лейтенант в парадной форме, 1945 г.


Генерал лейтенант авиации в парадной форме, 1945 г.


Гвардии младший сержант, пехота, 1945 г.


Контр-адмирал в парадной форме, 1945 г.


Старший лейтенант инженерно авиационной службы в парадной форме, ВМФ, 1945 г.


Вице-сержант в парадной форме, Суворовское училище, 1945 г.


Маршал Советского Союза в повседневной форме 1943-45 гг.


Маршал Советского Союза в парадной форме 1943-45 гг.


Главный маршал авиации в зимней парадной форме, 1943-45 гг.


Генерал армии в парадной форме, 1943-45 гг.


Генерал-полковник в полевой форме, внутренние войска НКВД, 1943-45 гг.

trinixy.ru

Униформа СВ ВВС ВМФ

Повседневная униформа Офицеры СВ и ВВС

Военнослужащие женского пола ВМФ

Адмиралы и генералы ВМФ

Высшие офицеры СВ

Курсанты и солдаты ВМФ

Офицеры ВМФ

Солдаты СВ ВВС

Военнослужащие женского пола СВ ВВС

Парадная форма

Адмиралы ВМФ

Высшие офицеры СВ ВВС

Курсанты и солдаты ВМФ

Офицеры СВ ВВС

Офицеры ВМФ

Курсанты СВ ВВС

Военнослужащие женского пола СВ ВВС

Военнослужащие женского пола ВМФ

Полевая форма

forma-odezhda.ru

Форма ВВС, костюм ВВС > Военторг, Москва

История ВВС Вооружённых Сил Советского Союза берёт своё начало в 1918 году, после Октябрьской Революции 1917 года. Военно-Воздушные Силы тогда именовались РККВФ, что расшифровывалось как Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот.

Тот факт, что в Советский Союз пошел по пути индустриализации, обусловил скорейшее улучшение боевой авиации и разработку более совершенных моделей самолётов, которые существовали ещё в Императорской России.

На конец тридцатых годов пришёлся момент, когда наконец наладили массовое производства таких знаменитых позже самолётов, как И-15 и И-16 – класса истребитель. Кроме этого, было реализовано производство огромных по тем временам бомбардировщиков ТБ-1 и ТБ-3.

Военно-Воздушные Силы Рабоче-Крестьянской Красной Армии начали очень быстро развиваться в середине тридцатых: Всего за промежуток между 1929 и 1937 было произведено около семи тысяч самолётов, включая разного рода бомбардировщиков и истребителей.

К завершению этого десятилетия Советский Союз обладал примерно 800 бомбардировщиками ТБ-3, одна модель которого могла перевезти до двух тонн бомб на расстояние чуть больше тысячи километров.

Кроме этого, примерно в эти года была утверждена парадная форма летчиков – форма ВВС РККА. Тогда же было увеличено число учебных заведений Военно-Воздушных Сил, что потребовало повышения уровня обучения: в дальнейшем оно стало предусматривать не менее пятидесяти часов налёта для пилота. Надо заметить, что это введение принесло хорошие результаты в дальнейшем.

В 1937 году, в Советском Союзе уже существовало порядка 18 лётных и 6 технических заведений, в которых обучалось больше двадцати тысяч курсантов. Учащиеся сперва оканчивали аэроклубы, в которых набирались изначального опыта управления самолётами, затем лётную школу, которая представляла собой военное училище, после всего этого курсантов отправляли в строевую часть, или в Гражданский Воздушный Флот, или в Осоавиахим, или в запас. В 1937 году лётные училища Советского Союза обладали примерно тремя тысячами самолётов.

Форма летчика, форма пилота всегда была частью имиджа Военно-Воздушных Сил, узнаваемая, парадная – с характерными элементами в виде крыльев и лопастей винта самолета, и темно-голубыми, вставками, строчками и другими элементами, символизирующими небо.

Вы можете купить в нашем Военторге не только форму ВВС России – парадный костюм ВВС, но также различные аксессуары ВВС: флаг ВВС, погоны ВВС, фуражку ВВС, нашивки ВВС и многое другое.

voenpost.ru

Униформа ВВС РККА 1935 года

Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»
Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»

11 сентября 1935 года было принято Постановление ЦИК и СНК СССР «О введении персональных военных званий начальствующего состава Рабоче-Крестьянской Красной Армии и об утверждении положения о прохождении службы командным и начальствующим составом РККА», а приказами наркома НКО СССР № 176 (1935 г.), № 33 (1936 г.), № 167 и 260 (1937 г.), № 045 (1938 г.) были установлены и введены знаки различия командного, начальствующего и рядового состава военно-воздушных сил РККА.
Знаки различия размещались на петлицах воротника и рукавах предметов обмундирования и спецодежды. Цвет петлиц обозначал род войск или службу, окантовка петлиц, кроме того, могла свидетельствовать о принадлежности военнослужащего к командному составу.

Авиации, как отдельному роду войск, были присвоены голубые петлицы с черным кантом, командному составу полагался кант золотого цвета.
Командному и рядовому составу воздушных сил РККА полагалось ношение в петлицах эмблемы — крылья с пропеллером.
Петлицы подразделялись на шинельные (ромбовидной формы) и гимнастерочные (в форме параллелограмма).

Размеры петлиц:
• шинельные:
— длина — высота с угла на угол — 11 см;
— ширина — 8,5 см;
— ширина золотой окантовки из галуна для комсостава — 3-4 мм;
— ширина окантовки из приборного сукна для начсостава — 0,25 мм;
— длина окантованной стороны — 6,5 см.
• гимнастерочные:
— длина — 10см;
— ширина вместе с окантовкой — 32,5 мм.

Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»

Постановление СНК от 2 декабря 1935 года N 2590 «О форме одежды и знаках различия командного, начальствующего и рядового состава
сухопутных и воздушных сил РККА» практически «легализовало» принятое в 1934 году новое обмундирование начсостава воздушных сил РККА с внесением в него следующих изменений.
Во-первых: головным убором для постоянной ношения вместо фуражки была установлена пилотка с окантовкой по цвету петлиц.
Из описания пилотки для комначсостава ВВС РККА, утвержденного комбригом Власовым В.Н. 15 декабря 1938 года:
«Пилотка состоит из удлиненного колпака, снижающегося к передней и задней частям и прилегающих к нему двух полей (бортиков).
Колпак состоит из двух половинок (стенок) прямых внизу и дугообразных вверху и удлиненного, с острыми концами донышка, стаченного из двух дугообразных половинок.
По верхнему краю колпака и полей имеется кант шириной 0,2 см.
…в пилотках из синего цвета — кант голубой.
Верхний край полей находится на 1 см ниже верхнего края колпака.
Спереди к т/синим пилоткам пришита малая пятиконечная звезда из приборного сукна голубого цвета.
Внутри колпака пришита подкладка и налобник из дерматина или гранитоля, причем подкладка под налобником заделана с таким расчетом, чтобы можно было убрать налобник, не нарушая заделки подкладки.
Пилотка изготавливается из следующих материалов:
1. Донышко колпака, надставки к стенкам колпака, поля (бортики) — сукно мериносовое, рубашечное шерстью крашеное…т/синего цвета.
2. Подбортики и внутренние стенки колпака — сукно молескин хлопчатобумажное…в цвет остальных деталей.
3. Сукно приборное мериносовое голубого цвета для канта и пятиконечной звезды к т/синим пилоткам.
4. Сатин хл.бумажный т\серого цвета … для подкладки.
5. Дерматин или гранитоль для налобника.»1

Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»
Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»

Во-вторых: открытый френч, служивший ранее «выходным костюмом». теперь (в комплекте с брюками-бриджи) был утвержден в качестве основной формы одежды. При этом вне строя было сохранено ношение открытого френча с брюками навыпуск и хромовыми ботинками.

Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»
Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»
Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»

Брюки навыпуск комсостава ВВС шились из темно-синей шерстяной ткани, однородной с материалом френча, с окантовкой из голубого приборного сукна.

Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»

В-третьих: был введен толубой кант на воротнике и манжетах гимнастерки, а также на наружном боковом шве брюк-бриджи.

Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»
Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»

Темно-синий цвет стал основным для обмундирования комначсостава ВВС, однако, был оговорен и цвет хаки — для пилотки (заменен на темно-синий) и летней гимнастерки.

Материалами для зимнего шлема комначсостава ВВС РККА образца 1938 года были темно-синее мериносовое сукно и голубое приборное сукно (для звезды).
Шлем разрешалось носить в двух положениях:
— в сложенном виде;
— в развернутом виде (при морозе не менее 10 градусов).

 

Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»

Из описания шинели комначсостава ВВС РККА, утвержденного 25 декабря 1939 года комбригом Тармосиным Ф.Г.:
«Шинель двубортная имеет на каждом борту по четыре петли и четыре пуговицы,
Воротник отложной, застегивается на металлический крючок и петлю.
На концах воротника нашиваются петлицы цвета, присвоенного роду войск.
Полы имеют передние и боковые вытачки и два боковых прорезных полукосых кармана с клапанами.
Посередине спинки имеется встречная складка, скрепленная вверху двумя поперечными строчками и одной скрепкой.
На линии талии прямой хлястик пристегивается на две форменные пуговицы, пришитые к концам боковых столбиков.
…Внизу посередине спинки имеется разрез (шлица), на правой стороне которой пришиты четыре пуговицы, а на левой обметаны четыре петли.
Рукава двушовные, заканчиваются пристроченными обшлагами.
Воротник, борта, верх обшлагов, клапаны, столбики и хлястики прострачиваются двумя строчками, первая на расстоянии 0, 25 см от края, а вторая 1,5 см от первой.
Шинель делается на подкладке до талии.
На левой стороне полочки подкладки имеется карман, заделанный рамкой.»1
Для высшего командно-начальствующего состава была также предусмотрена
цветная окантовка на шинели.

Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»
Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»
Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»
Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»
Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»
Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»
Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»
Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»
Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»
Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»
Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»
Источник: Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»

Источник:
1. Кибовский, Степанов, Цыпленков «Униформа Российского Воздушного флота»

uniforma-army.ru

ФОРМА ОДЕЖДЫ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК И ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ РККА. Зимняя война

ФОРМА ОДЕЖДЫ СУХОПУТНЫХ ВОЙСК И ВОЕННО-ВОЗДУШНЫХ СИЛ РККА

Стиль обмундирования РККА сложился уже в середине 20-х годов, после всех реформ и экспериментов времен Гражданской войны и первых послевоенных лет. В описываемый период Красная Армия носила обмундирование, установленное приказом Наркомата Обороны № 176 от 3 декабря 1935 г. Поскольку летние фуражки и парадная форма на Зимней войне практически не носились, о них будет упомянуто бегло, а предметом рассмотрения станут повседневная форма командного и начальствующего состава РККА и НКВД и форма красноармейцев и младших командиров.

Гимнастерка со стояче-отложным воротником, на который нашивались петлицы, появилась в 1924 г., незначительно изменилась в 1929 г., а с середины февраля 1935 г. установлено обязательное ношение пришивного белого подворотничка.

Красноармеец в стандартном зимнем обмундировании.

Гимнастерки дли командного и начальствующего состава шились из защитных (хаки) шерстяных тканей, а летом — из хлопчатобумажных. Серо-стальной цвет был присвоен автобронетанковым войскам. Серовато-сиреневый коверкот предпочитали начальники из органов, а внутренние войска НКВД носили обычный армейский зеленоватый хаки. Красноармейцам и младшим командирам зимой полагалось суконное обмундирование, но на практике круглый год многие части — даже в холодных районах — носили хлопчатобумажное. Командно-начальствующий состав имел цветную — по роду войск или по службе — окантовку воротников, обшлагов и наружных швов бриджей и брюк навыпуск, носившихся в ряде случаев.

Гимнастерки были длинные, до суставов пальцев опущенной руки — на 8-12 см длиннее рукава. На красноармейской гимнастерке нагрудные карманы пристрачивались по периметру. Карманы командирских гимнастерок были в большинстве случаев дутые, отлетные. Карман мог быть гладкий, мог иметь посередине встречную складку; в НКВД карманы часто украшались узкой бантовой складкой. Такие же карманы с трехмысковыми клапанами встречались у летчиков. Обычно же карманные клапаны кроились с закругленными уголками и мысиком посередине. Застегивались карманы на малую форменную пуговицу со звездой.

Воротник застегивался на крючки. Планка обычно выполнялась закрытой, на плоских пуговицах, но в НКВД на открытой застежке нашивалось три латунные пуговицы; этот фасон встречался и в РККА. Низ планки заканчивался швом на уровне низа кармана и пятиугольным пристроченным патом. Иногда низ планки оформлялся прямым. У манжет рукавов закладывалось два-три защипа. Манжеты застегивались на дне пуговицы. На рукава красноармейских гимнастерок нашивались пятиугольные налокотники для упрочнения. Подпоясывались гимнастерки высоко, образовывая длинную юбку. Складки под ремнем сдвигались назад, одновременным движением больших пальцев.

Командирские бриджи изготовлялись из темно-синего сукна, диагонали, габардина. Танкисты обычно носили серые, в цвет гимнастерок. Широкий силуэт средней части образовывал характерные «пузыри», исчезнувшие уже в 60-е годы. На талии имелось два поясных затяжника или затяжной задний хлястик с металлическими пряжками. Пояс мог быть с шлевками для ремня или в виде высокого простроченного корсажа для лучшей посадки на фигуре. Складку на бриджах не заглаживали. Низки голенищ бриджей имели шлицы на пуговицах и пристегивающиеся одним концом регулируемые штрипки. Боковые карманы в швах и часовой кармашек-пистон были одинаковые на командирских бриджах и на шароварах бойцов, но задний карман с клапаном полагался только комсоставу.

Красноармейские шаровары кантов не имели, затягивались на задний хлястик. На коленях шаровар нашивались пятиугольники из той же ткани. Низки штанин завязывались тесемками.

С бриджами носили хромовые сапоги, нередко — яловые. С шароварами надевали юфтевые или яловые, впоследствии — и кирзовые, а также ботинки с обмотками.

Однобортный френч комначсостава мог носиться в штабах. На нем нашивались те же знаки, что и на гимнастерках. Френч застегивался на шесть больших пуговиц, на средние пуговицы застегивали клапаны нагрудных карманов с бантовой складкой: клапаны прорезных боковых карманов делались гладкими. Прямые пристрочные обшлага окантовывались по шву. В строю френч носился со снаряжением.

Открытые френчи — серый танкистский, темно-синий авиаторский — использовались в качестве парадной и выходной формы. Покрой их различался только мысиками на обшлагах летчиков. На приталенных френчах были накладные нагрудные карманы, прорезные боковые, широкие заостренные лацканы — нечто похожее на современный офицерский китель. В строю френч также носили со снаряжением.

Немногочисленные ордена и медали надевали при всех формах одежды и прикрепляли только с левой стороны. Введенную в октябре 1939 года Золотую Звезду Героя Советского Союза располагали и перед орденом Ленина и после него, могли носить над орденами, ниже орденов, либо отдельно — на лацкане френча. Военные, оборонные, чекистские и некоторые другие нагрудные знаки, разрешенные к ношению на военной форме (депутатский. комсомольский), носились после правительственных наград или на их месте.

Шинель для командно-начальствующего состава сухопутных войск шили из драпа или шинельного сукна темно-серого цвета, стального — для танкистов, темно-синего — для ВВС. Двубортная, с четырьмя пуговицами по борту, с обрезным низом (длина 35–45 см от пола), с отворачивающимися лацканами, с полукосыми прорезными карманами, прикрытыми клапанами, шинель сзади имела встречную складку и прямой хлястик, пристегнутый к боковым полухлястикам. Разрез внизу застегивался на четыре малые форменные пуговицы.

Кавалерийские командиры носили более длинную шинель, чем в других родах войск, и с более высоким разрезом.

Высший комначсостав имел цветную окантовку по воротнику и обшлагам, у командармов и Маршалов Советского Союза — и по бортам.

Устаревшие шинели обр. 1926 г встречались в 1939 г. у многих командиров, но носить их разрешалось только с новыми знаками различия. Эта шинель была почти точным повторением дореволюционной — однобортная, на крючках, с встречной складкой на спине, стянутой восьмеркообразным хлястиком на больших пуговицах, пришитых к фигурным столбикам у боковых швов, с чуть скошенными вперед прорезными карманами с листочками. У локтевого шва пристрочные обшлага образовывали мысик. Красноармейская шинель была такая же, но из худшего по качеству сукна. С внутренней стороны левого обшлага имелся кармашек для индивидуального пакета.

Кавалерийская шинель была длиннее пехотной, не более 22 см от пола, и с высоким разрезом. Командный состав вне строя мог носить шинель без снаряжения. Гимнастерки у всех военнослужащих и красноармейские шинели носились под ремнем — ремень отбирали только у арестованным.

Поясной коричневый красноармейский ремень был кожаный, с однозубой рамочной пряжкой. Латунная бляха со звездой появилась перед войной только у курсантов некоторых училищ.

Командный и начальствующий состав носил широкие кожаные ремни всех оттенков коричневого цвета, с рамочной штампованной пряжкой, внутри которой помещалась пятиконечная звезда с серпом и молотом в круглом медальоне. Ремень застегивался на латунный шпенек слева от пряжки, имел подкладку тонкой кожи и украшался фигурной прострочкой. Плечевой ремень с пряжкой пристегивался к вшитым в пояс полукольцам. Этот командирский ремень использовался как повседневное облегченное снаряжение, но его носили и на походной форме одежды с поясной кобурой.

Пулеметный расчет с «Максимом» в маскировочном чехле.

Полевое (походное) снаряжение обр. 1932 г. носилось с одним ремнем через правое плечо в качестве повседневного, с двумя перекрещивающимися на спине («микулинское») — как походное, на маневрах или в зоне боевых действий. Оно имело двузубую рамочную пряжку, обычно никелированную— латунную фурнитуру стали применять на этом снаряжении только в 40-е годы, — а под пряжкой, как и комсоставское, кожаную лопасть, пришитую или приклепанную. Подкладка пришивалась к ремню фигурной прострочкой. На левый плечевой ремешок надевался чехольчик для командирского свистка, к поясу и кольцам муфт подвешивались кобура, фляга и полевая сумка с вкладным планшетом для карандашей, циркуля и курвиметра. Полевые сумки носились и на ремешке через правое плечо, а кобуры наганов и колодки маузеров— через левое. Шашки подвешивались к регулируемым пасикам с лопастью под передним, бинокль носился в футляре на поясе или на груди на шейном ремешке.

Фуражки с тульей в цвет гимнастерки, с цветным околышем по роду войск, угловатым «ворошиловским» чернолаковым козырьком, черным ремешком и большой звездой для всех категорий военнослужащих носились комначсоставом летом, весной и осенью при всех видах формы. В НКВД носили синие фуражки с краповым околышем, пограничники носили зеленые с темно-синим околышем, при малиновых кантах. В ВВС носили темно-синие фуражки с голубой окантовкой, с шитыми крыльями на тулье и венком с кокардой на околыше. Но основным летним головным убором летчиков была темно-синяя пилотка с голубыми кантами и голубой суконной звездочкой, на которую прикалывалась эмалевая красная. Комначсостав других родов войск носил окантованные пилотки в цвет гимнастерок о красной эмалевой звездой на передней части отворота. Красноармейцы и младшие командиры носили хлопчатобумажные фуражки тех же расцветок, что и комначсостав (кроме ВВС), но основным головным убором у них была хлопчатобумажная пилотка без кантов — защитная или серая. На пилотке можно было носить каску.

Глубокая, с удлиненным козырьком и хорошо развитыми наушными приливами назатыльника, стальная каска поступила на снабжение Красной Армии в 1936 г. и предназначалась для замены старых шлемов французской конструкции Адриана обр. 1915 г. и их модификаций. Над вентиляционным отверстием в центре купола приваривался небольшой гребешок с вентиляционными щелями у основания. Гребешок должен был также предохранять и от сабельного удара — по легенде Буденный лично рубил новый шлем шашкой, проверяя его прочность.

Подшлемный амортизатор каски мог быть и немецкого типа, из перфорированных кожаных лепестков, стянутых шнурком: мог быть и в виде брезентового колпака со стяжным шнурком в центре. Каркас амортизатора и петли брезентового или кожаного подбородного ремешка с пряжкой крепились к куполу изнутри точечной сваркой. На окрашенной в защитно-зеленый цвет совершенно гладкой поверхности каски довольно часто изображалась спереди красная звезда— сплошная, контурная, с серпом и молотом.

Летчики за чтением фронтовой газеты.

Добротный, но технологически сложный и тяжеловатый шлем оказался не слишком удачным. Его силуэт напоминал применявшуюся финской армией немецкую каску обр. 1916 г., что иногда приводило к роковым ошибкам. «Идеологически невыдержанный» шлем в начале 1940 года стали заменять сферическим СШ-40, имевшим лучшее качество стали и более пулестойкую форму. Подушки-амортизаторы новой каски можно было отсоединять вместе с каркасом — тогда шлем лучше сидел на ушанке. Но на многих партиях новых шлемов ставились кожаные лепестковые подтулейники прежнего типа. Такие каски встречались и в боях 1941 года.

Простые войлочные или ватно-дерматиновые подушки советских касок оказались наиболее практичными, пройдя всю Отечественную войну. Только в конце 60-х гг. их стали заменять на лепестковые кожаные амортизационные подтулейники, почти повторявшие предвоенный образец: новое, как известно. — это хорошо забытое старое. На стальном шлеме обр. 1970 г. изменились подбородные ремешки, более конической и покатой спереди стала форма купола, но очертания каски сохраняли родство с заслуженной фронтовой предшественницей. Даже новейшие экспериментальные шлемы из углепластиков и композитов не потеснили пока надежной стальной каски, ведущей свою боевую «родословную» с Халхин-Гола и Карельского перешейка.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Зимняя полётная форма, ВВС (1941 — 1945) — Костюм


Старший лейтенант в повседенвной форме, военно-воздушные силы (1938 — 1941)

ПАЛЬТО-РЕГЛАН

Пальто кожаное двубортное типа «Реглан» образца 1926 года изготовливается из одежного шеврета черного или цветного на байковой подкладке. Застежка осуществляется левым бортом с нижней планкой (гульфиком) на пять пуговиц, пришитых на правом борту (одна верхняя пуговица имеет сквозную петлю). Воротник — отложной с застежкой на металлический шинельный крючок. Полы — прямые, спинка — цельная или составная со швом посередине и нижним разрезом, застегивающимся на три пуговицы. По верху пол и спинки — отрезная кокетка с мысиками. Рукава — трехшовные, с хлястиками и пуговицами для стягивания низа. Пальто имеет два боковых наклонных прорезных кармана с клапанами, и один вертикальный внутренний карман с входом по краю борта. Имеется также пояс с металлической одношпеньковой пряжкой, поддерживаемый шлевками, закрепленными на боковых швах. Благодаря нижнему разрезу спинки и петлям, помещенным с обеих его сторон внизу на внутренней стороне пальто, имеется возможность оборачивать полы пальто вокруг ног, застегивая их на пуговицы, пришитые на передних концах пол внутри на одной высоте с петлями задних концов.

В дальнейшем конструкция пальто получила доработку с возможностью использования в качестве комбинированного пальто путем пристегивания меховой подкладки и мехового воротника.


Старший лейтенант в полётной форме, военно-воздушные силы (1935 — 1941)


Летчик в зимней полётной форме, военно-воздушные силы (1942 — 1945)
Летчики-бомбардировщики Н.Ф.Абрамов, А.З.Насовец, П.Бенусов, В.Ф.Тимченко. Конец 1944 года.
КУРТКА МЕХОВАЯ ЛЁТНАЯ
ШТАНЫ МЕХОВЫЕ ЛЁТНЫЕ
Старший лейтенант К.Спесивцев, март 1941 года.

Летчик одет в зимний полетный шлем


ШЛЕМОФОН ЗИМНИЙ ПОЛЕТНЫЙ ОБРАЗЦА 1940 ГОДА с телефонно-ларингофонной гарнитурой
ШЛЕМ ЗИМНИЙ ПОЛЕТНЫЙ без телефонно-ларингофонной гарнитуры

комбинезон


КОМБИНЕЗОН ПОЛЕТНЫЙ ЗИМНИЙ

Комбинезон из овчины с гладкой глянцевой выделкой. Застегивается на застежку «молнию» полостью правого борта, с прямым, либо со скошенным воротником. «Молния» прикрывается планкой с потайной застежкой гульфиком на пяти пуговицах. Талия комбинезона отрезная, шов прикрывается горизонтальной планкой с двумя затяжниками сзади. Рукава с налокотниками, низки рукавов и штанин со шлицами, для заправки их в раструбы перчаток или голенища унтов. Карманы накладные со скошенными вверх клапанами, два над коленями и один на левой стороне груди.

зимние полётные перчатки


Перчатки кожаные или замшевые меховые с крагами. Перчатки имеют накидные меховые карманы для пальцев рук и затяжные ремешки на запястьях.
Перчатки кожаные или замшевые меховые с крагами. Перчатки не имеют накидных меховых карманов для пальцев рук.

повседневное снаряжение без плечевого ремня


ПОВСЕДНЕВНОЕ СНАРЯЖЕНИЕ командного и начальствующего состава РККА
Введено приказом Наркома Обороны № 176 от 3 декабря 1935 года.

Комплект снаряжения состоит из: поясного ремня с бесшпеньковой пряжкой, с пятиконечной звездой, поясной муфтой с полукольцом, находной шлевкой и наглухо вшитым полукольцом; длинного плечевого ремня; короткого плечевого ремня с пятистенной шпеньковой пряжкой и муфтой для пристегивания.

Снаряжение изготовляется из галантерейной кожи с прочным и высоким глянцем; металлическая фурнитура из листовой и проволочной латуни. Основные размеры и способы пошивки деталей снаряжения: поясной ремень — ширина 50, длина 1050-1150 мм, толщина 2,5 мм; изготовляется из двух слоев кожи толщиной от 1,0 до 1,5 мм каждый; оба слоя склеиваются и сострачиваются по краям и по середине (по особому рисунку). По длине допускается изготовление обоих слоев кожи составными из двух кусков, при условии тщательной заделки места соединения. Поясные муфты изготовляются фигурного выкроя, толщиной 1,5 мм.

Плечевые ремни фигурного выкроя длинный — ширина в широкой части 30 мм, в узкой 20 мм; длина 900-950 мм; короткий — ширина 20 мм, длина 250-300 мм, толщина ремней 1,5 мм. Пошивка снаряжения производится крученой ниткой № 10 из натурального шелка, под цвет кожи. Все обрезные края ремней и фигурного кроя закатываются, заглаживаются и рельефно дорожатся.

Комплект металлической фурнитуры для снаряжения состоит из следующих предметов: поясная бесшпеньковая пряжка — состоит из: а) рамки — шириной 58 мм, длиной 48 мм, толщиной 2,5 мм, при ширине стенок рамки в 6,5 мм, слегка изогнутая наружу; б) штампованной пятикоконечной звезды диаметром 50 мм с ободком по очертанию внешних краев шириной 2 мм и с изображением во внутреннем, окаймленном двумя ободками в круге, диаметром около 20 мм, перекрещивающихся серпа и молота на фоне расходящихся от центр лучей. Лучи внутреннего круга продолжаются и на концах звезды. Звезда прочно припаяна к рамке пряжки с наружной стороны. Скобы для пришивки ремня шириной 4 мм, толщиной 2 мм, прочно припаянной по средине длины рамки с внутренней ее стороны.

Плечевая шпеньковая пряжка — шириной 29 мм, длиной 44 мм, толщиной 3 мм, со скобой и одним шпеньком из 3 мм проволоки. Четырех полуколец для муфт и пояса с внутренним диаметром 20 мм 2,5 мм проволоки. Одной большой кнопки — с шарообразной головкой и малой кнопки для муфточек плечевых ремней. Фурнитура снаряжения изготовляется из листовой и проволочной латуни, гладко отполированной, с рельефными четкими изображениями рисунка.

унты на собачьем меху


Унты покрыты собачьим мехом, а изнутри подбиты мягким войлоком или ватином. Головки унтов юфтевые, по подъему головок затяжные ремешки с пряжками. Другие ремешки для подхватывания меховых голенищ под коленями. Голенища также имеют тесьмяные ушки для крепления к кольцам на боковых швах штанин. Подошвы унтов из нескольких слоев войлока. На земле унты носятся с резиновыми галошами.

karnaval.my1.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *