ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ. Историческое фехтование

ТЕХНИЧЕСКИЕ ПРИЕМЫ

Приводимый перечень включает в себя наиболее употребимые элементы зареченской школы. Значком (-) помечены несколько базовых элементов, известных и в других клубах.

ПРИЕМЫ ПОДОПЛЕКИ

Подоплека базовая Медведь Суслик Отдых

ПРИЕМЫ ЗАЩИТЫ ДОМИК

Стенка

Отсечка

Слив внешний

Слив внутренний

Веерная защита

Стенка от левши

Отсечка от левши

ПРИЕМЫ АТАКИ

Веретено (удар с разворотом на 360 градусов)

Зигзаг (веретено в движении)

Затрещина

Захлест (ожега)

Зацеп навершием

Зацеп щитом (—)

Левая сдвойка (для левши)

Накрут (-)

Обратка (-)

Отмашка (для левши)

Обратный зацеп (для левши)

Петля

Плевок

Плечо

Подъем ошуйный

Подрез (-)

Ребро

Спуск (-)

Сдвойка

Таран

Угол

Фортель (-)

Черпак

ИСХОДНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ (подоплеки)

Промежуточные положения, из которых одинаково удобно проводить действия как оборонительного, так и наступательного характера.

Основным условием успеха является выполнение подоплеки перед входом в «зону досягаемости» противника. Наиболее употребимыми и простыми являются четыре промежуточных положения:

• Базовая подоплека;

• Медведь;

• Суслик;

• Отдых.

БАЗОВАЯ ПОДОПЛЕКА I ступень

Ноги чуть шире плеч. Корпус прямой. Щитовая рука чуть согнута в локте и отведена назад (рука без щита опушена вдоль тела). Кулак боевой руки касается корпуса на уровне пояса или тазобедренного сустава. Острие меча находится на высоте плеча, клинок чуть наклонен к линии атаки.

Главное — не выносите одну из ног вперед! Ступни параллельны, носки и пятки являются углами ровного прямоугольника.

Щитовая рука может отходить от корпуса, однако это положение «готовности» больше настораживает противника.

Лучше опустить щит к подолу и быть готовым защищать уключный уровень мечом.

МЕДВЕДЬ

Глухая защита сверху. Мнимое открытие подола не исключает возможности выполнить молниеносную отсечку (защиту бедра).

СУСЛИК

Рука со щитом опущена и расслаблена. Рука с мечом — у бедра либо тоже опущена вниз. Такая подоплека применима для проведения сдвойки, стенки, плевка. Создает впечатление неумелости бойца. Примененная во второй половине поединка эта подоплека имитирует состояние усталости.

ОТДЫХ

Данная подоплека выполняется подобно суслику, но боевая рука полностью опущена и удерживает меч острием наружу. Возможно выполнение сдвойки, петли-затрещины, отсечки для левши, накрута.

ВХОДЫ В АТАКУ (упреждающие защитные действия)

ДОМИК

На первой схеме даны положения меча и щита. Стрелками обозначены возможные векторы ударов. На второй схеме показано финальное движение руки из базовой подоплеки и положение атакующего меча.

Дугой на рисунке показано обшее перекрытие секторов атаки. Овал обозначает положение щита после его перемещения вниз (в полольный уровень).

СТЕНКА III ступень

Выполняется как домик, но меч располагается рукоятью к верхней кромке шита. Тенденция к внешнему сливу с последующей атакой ошуйным

засечным, накрутом. При отработке этого приема следует следить, чтобы кисть скрывалась за кромкой щита.

Аналогично выполняется домик от левши. Щит перебрасывается к противоположному подолу (под боевую руку). Боевая рука располагается в защите верхнего уровня. После защиты следует быстрое контратакующее движение.

ДОМИК ОТ ЛЕВШИ

Выполняется по той же схеме перекрытия секторов возможной атаки, но переносится на боевую сторону противника-левши.

Органичным продолжением данного действия будет наложение, отмашка, зацеп от левши, подрез, засечный.

СЛИВ ВНЕШНИЙ

(Защита гранью клинка со стороны боевой руки)

В «миг замысла» противника делается движение вперед и в сторону атакующей руки. Меч противника принимается вскользь на клинок и соскальзывает по его грани. Тем самым рука уже находится в стадии замаха. (Доведя замах до максимума, наносится резкий и мощный удар по открывшемуся противник.)

СЛИВ ВНУТРЕННИЙ

(Защита гранью клинка со стороны небоевой руки)

Действие строится по той же схеме, что и во внешнем, меняется лишь вектор расположения меча. Движение является основой для домика.

Примечание к приемам ДОМИК и СЛИВ I и II ступень

Щит сдвигается до колена и закрывает подол. Меч располагается сверху, защищая плечевой пояс и голову. Конец клинка может лежать на верхней грани щита. Рука находится в состоянии замаха, из которого следует засечный, колун, фортель, захлест.

I ступень обучения допускает использование «домика» как положения, в котором проходит сближение с противником, либо выход из атаки.

II ступень предполагает применение домика как подоплеки исключительно в момент входа в атаку, в «миг замысла» противника. Выход же из атаки происходит резким перемещением с завершающим ударом.

При отработке домика и сливов следует обратить внимание на правильное положение боевой руки. Рука должна быть выдвинута чуть вперед, навстречу атакующему клинку.

Основной ошибкой бывает размещение руки над головой. При этом удар, направленный в голову, попадает в кисть, удерживающую меч. В лучшем случае вы проиграете очко и заработаете неприятное ощущение в пальцах. В худшем случае — травма руки, схождение меча с перчатки в двухочковую зону (голова—корпус). Поэтому следите, чтобы на траектории удара был клинок, а не рука.

На рисунке, на примере внешнего слива показано правильное положение меча и направление контратакующего удара. Он может быть нанесен как по уключному уровню (голова, плечо, область подмышки), так и по подолу (бедро, бок, пояс).

Наглядно иллюстрируется принцип защита — замах.

ОТСЕЧКА

(Защита бедра и бока мечом)

Подоплека медведь. В «миг замысла» противника щит сдвигается вверх и фиксируется в защите торса-головы. Меч перебрасывается вниз к противоположному бедру, образуя сектор защиты, из которого возможно выполнение подъема, обратки, наложения, зацепа щитом.

На схеме — взаимоположение меча и щита, образующих сектор глухой защиты. Прием должен отрабатываться до полного автоматизма. Молниеносное выполнение не должно вызывать затруднений.

Стрелками обозначены векторы возможных атак, блокируемых отсечкой. Эффективность приема увеличивается смещением в сторону боевой руки противника, навстречу атаке.

ОТСЕЧКА ОТ ЛЕВШИ

Тоже строится по принципу блокирования сектора возможных атак. Из подоплеки в момент замысла противника проводится резкий перенос щита в защиту уключного уровня, меч просто опускается параллельно бедру.

Перемещение должно проходить по направлению атакующего удара, то есть в ту же сторону, что и в простой отсечке.

АТАКУЮЩИЕ ДЕЙСТВИЯ

СДВОЙКА

(Одновременное действие щитом и мечом в одну сторону) I и II ступени

I ступень. Сдвойка — встречный удар на опережение в «миг замысла» противника. Наносится в разрез между своим шитом и щитом противника. Из стандартной подоплеки или суслика (возможно после ложного открытия определенной зоны).

II ступень. Сдвойка наносится из положения отдых (руки опущены, расслабленное перемещение, эффект усталости). Подоплека вынуждает противника подготовить атаку по уключному уровню (плечо—шея—голова). «Миг замысла» противника и является началом серии ударов. Удар наносится в боевое плечо, ключицу или голову.

Щит бьет в основание меча соперника. На схеме стрелками обозначены векторы возможных ударов, наносимых в зазор между щитами.

ОБРАТКА

Удар обратной (лучевой) гранью клинка. Наносится слева от пояса или от бедра (как правило с подшагом). Подоплека — медведь, отсечка или проваленный засечный одесный.

ПОДЪЕМ ОДЕСНЫЙ (Подрез справа)

Удар под щит соперника. В область бедра, ребер. Подоплека — финт либо опушенный к земле меч.

ПОДЪЕМ ОШУЙНЫЙ (Подрез слева)

Один из редко употребляемых приемов. Причина в том, что его правильное выполнение требует большей отработки, чем подрез справа. При правильном нанесении основная опора приходится на левую ногу, а корпус разворачивается вправо, придавая руке дополнительную энергию. В противном случае удар выглядит неубедительно и не имеет нужной силы. Удар выполняется из-под шита вверх — под атакующую руку. Цель — бедро, бок. Подоплека — медведь, отсечка или проваленный засечный одесный.

НАКРУТ

(Круговой удар со стороны небоевой руки противника)

I ступень допускает исполнение накрута как продолжение засечного одесного по схеме: удар справа—удар слева. Рисунок отражает суть нанесения данного удара, однако необходимо обратить особое внимание на характерное положение руки.

II ступень предполагает выполнение накрута как органичное (слитное) продолжение плевка, подреза-подъема, слива внешнего.

СПУСК

(Удар в бедро-бок)

I ступень

Выполняется в двух вариантах — с финта и с наскока. Прием прост и будет вполне понятен без рисунка.

Спуск с финта. На сближении с противником выполняется «восьмерка» с выводом замаха сверху, и после защитного действия противника наносится удар с резким изменением направления. Главное не затянуть финт—восьмерку! Она должна выглядеть как петля над головой. Чем быстрее финт, тем он выглядит реальней и тем больше вероятность четкой реакции противника.

Спуск с наскока. С дальнего расстояния делается наивный верхний замах и прямолинейное скоростное сближение. В последний момент, когда противник уже не успевает среагировать, удар идет вниз.

ЗАЦЕП ЩИТОМ I ступень

Действие, когда край щита зацепляет и отводит в сторону щит противника. Нарушив таким обра-

зом защиту наносят удар по открывшейся зоне. Легче всего выполняется после подоплеки (подготовительного удара в бедро), когда противник вынужден среагировать на атаку и его шит уже движется вниз.

Выполняется резко, иногда после предварительного удара в бедро, когда противник смещает щит к подолу. При достаточном освоении этого приема зацеп может проводиться и с места (без подготовки). Побочным эффектом является относительная открытость в момент исполнения, поэтому оптимальным моментом исполнения будет финальная фаза удара соперника либо его активное защитное действие.

НАЛОЖЕНИЕ ЩИТА I ступень

Прессинговое действие с целью вывеста противника из равновесия либо сковать его зашиту. После короткого толчка или фиксации щита соперника наносится мощный удар.

Опытные мастера проводят его и как зацеп снаружи, отдавливая щит противника вниз или в сто-

рону. Следует помнить, что правилами запрещено выталкивать противника дольше одной секунды. Поэтому правильное выполнение должно быть достаточно быстрым, когда наложение является связкой между ударами.

Не рекомендуется начинать атаку с этого движения, ибо велик риск получить контратакующий удар по открывшимся зонам.

ПЛЕВОК

(Удар с круговой траекторией клинка и линейной

траекторией рукояти)

II ступень

Молниеносный удар с максимального расстояния (необходимо идеальное чувство дистанции). Правильное выполнение подоплеки должно создавать у противника впечатление безопасности. Как только противник попадает в зону реальной досягаемости, следует взрывной удар (с разворотом корпуса в прямую линию плечи—рука-меч). Удар должен приходиться четко сбоку, по горизонтали стремящейся вниз.

На схемах показаны: конечное положение, руки и траектория движения меча. Стоит обратить внимание на то, что клинок совершает вращательное движение (стрелка), а рукоять движется по прямой (пунктир). Основной движущей силой этого удара является энергия разворота корпуса.

Это, пожалуй, самый быстрый удар достаточной мощности. Быстрее могут выполняться только кистевые удары, значительно уступающие плевку по силе. В некоторых клубах упоминали схожие приемы, утверждая, что такой удар давно известен.

Однако при одновременном тестовом исполнении становилось ясно, что демонстрируемые приемы только отдаленно напоминают плевок и значительно уступают в силе и скорости.

Учитывая это, хочется посоветовать внимательней рассмотреть фазы и ключевые моменты данного приема

ЧЕРПАК

(Воздействие щитом на атакующую руку противника с целью выбивания оружия и выведения его из равновесия) III ступень

Из обычной подоплеки выполняется вход в атаку с домиком. В момент остановки атакующего

клинка, шит накрывает атакующую руку и сворачивает ее вниз-в сторону. В образовавшийся про-гал наносится мошный контратакующий удар.

На схеме показано примерное положение меча и щита при приеме удара на видоизмененный домик. В отличие от простого домика, меч располагается с внутренней стороны щита.

РЕБРО

(Сдвиг щита противника)

II ступень

Подоплека — как правило, щит противника располагается вертикально и поднят на уровень груди. Передняя кромка выдвинута чуть вперед и направлена в сторону вашей щитовой руки.

Резким движением разверните свой щит чуть горизонтальней, чтобы грани щитов перекрещивались. Одновременно с этим нанесите удар кромкой своего щита в середину кромки щита противника, заставляя щит сдвинуться и открыть торс. Тут же наносите удар в открывшуюся область. На схеме (вид сверху): пунктирный круг акцентирует область контакта щитов. Стрелки показывают вектор сдвига щитов и направление атаки.

ФОРТЕЛЬ

(Удар за щит с неожиданной траекторией и непривычным способом нанесения) III ступень

Относительно сложный удар. На рисунке показан принцип выполнения — атака проводится обратной (лучевой) гранью клинка. Клинок должен двигаться за оборону соперника вдоль плоскости его щита.

ЗАЦЕП ОТ ЛЕВШИ

(Зацеп щита противника задней стороной своего шита)

После входа в атаку или выполнения защитного действия (отсечки от левши или домика от левши) щит продергивается чуть вперед, чтобы задняя его кромка зашла за переднюю кромку щита противника. Мощным и резким рывком защита противника вскрывается для нанесения контратакующего засечного, накрута, подреза.

Удар должен быть слитным продолжением движения щита и использовать инерцию открывающего рывка.

Прием требует виртуозной отработки, идеального чувства дистанции и достаточной физической подготовки. При выполнении этих условий, данная атака практически безнадежна для левши.

Во второй книге будет продолжено рассмотрение технических приемов, характерных для зареченской школы исторического фехтования. Кроме того, предстоит подробное рассмотрение системы создания боевых комбинаций и принципов построения серий ударов.

Особое внимание будет уделено боевому аспекту исторического фехтования, и в частности колющим ударам.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

sport.wikireading.ru

Фехтование

 

Фехтование

 

Фехтование – это набор приемов и навыков владения специальным холодным оружием. Кроме того, фехтованием называют бой между двумя противниками, ведущийся при помощи холодного оружия. Такие бои могут быть спортивными, сценическими либо реальными.


Историческое развитие
Фехтование появилось в древности. Еще во времена египетских фараонов устраивались состязания. Это подтверждают и фрески с изображением бойцов с оружием, отдаленно напоминающим современные сабли. В отдалении находятся люди с перьями в руках для записей, что указывает на наличие судей.
Дальнейшая история развития фехтования изучена более глубоко и имеет исторические подтверждающие факты. Самым важным в фехтовании является владение холодным оружием. Виды оружия исторически изменялись и развивались от древнего меча до современных мечей и шпаг.
В Древнем Риме воины-легионеры обязаны были владеть умениями фехтовальщика. Также обучались фехтованию и гладиаторы, что добавляло зрелищности гладиаторским боям на арене. Во времена Древней Греции фехтование становилось более благородным умением. Дети граждан изучали его в обязательном порядке как одну из основных дисциплин. В Средние века, когда все дворяне являлись рыцарями, их обязанностью было уметь фехтовать. Это было необходимо не только для красоты, но и для защиты.
Самым первым оружием для фехтования были длинные и узкие мечи с защитой руки в виде сложной гарды. Совместно с мечами использовались щиты, что требовало значительной физической силы от фехтовальщика. В дальнейшем стали цениться ловкость и знание быстрых приемов, изучаемых в виде специальных упражнений. Это повлияла смена тяжелого оружия более легким и удобным в руке. Также свой след оставило и огнестрельное оружие.
В начале 15 века в Испании фехтование перешло в разряд искусства. В 1474 году появились первые письменные работы, описывающие приемы владения оружием. Во Франции 16-го века также выпускались работы и учебники по фехтованию. Самыми искусными фехтовальщиками считались мушкетеры короля. Через некоторое время поединки по фехтованию стали проводиться в присутствии судей. В дальнейшем появилось спортивное фехтование, которое и продолжает существовать до сегодняшнего дня как один из видов спорта.


Современное спортивное фехтование
Целью спортивных соревнований являются нанесение уколов спортивным холодным оружием. При этом необходимо избегать уколов противника. Соревнование проходит в высоком темпе до нанесения определенного количества уколов одним из противников. Существуют поединки, в которых длительность поединков ограничивается. Победа в таких случаях присуждается спортсмену, нанесшему большее количество уколов. В спортивном фехтовании поединки проходят только между двумя спортсменами.
Поединки проводятся на специально оборудованной полосе или дорожке. Ширина ее не более двух метров. Для движения спортсменов длина дорожки установлена 14 метров. Начинается бой со стартовой позиции, где расстояние между соревнующимися 2 метра. Выход за пределы дорожки считается пропущенным уколом.
Экипировка для боев изготавливается из специального материала, проводящего электрический ток. Уколы противника фиксируются прибором, улавливающим электрический сигнал от костюма. Арбитр обязан учитывать показания прибора при оценке боя. Также, арбитр учитывает правила ведения поединка, принимает решение о зачислении укола либо его отмене. Для различных видов оружия существуют свои специфические правила.

 

Фехтование с помощью рапир
Спортивная рапира – это оружие с четырехгранным клинком. Рапира может атаковать только колющим ударом. Длина ее колеблется от 90 до 110 сантиметров. Для защиты руки возле ручки крепится круглая гарда. Ее диаметр равен 12 сантиметрам. В наконечнике рапиры находится пружина. Срабатывает она при давлении более 500 грамм для фиксации укола. Если давление меньше либо продолжительность укола меньше 0,025 секунды, то фиксации нет.
Фехтовальщики облачены в металлизированные куртки. Эта ткань проводит электрический ток и прибор фиксирует касание рапиры. Такая ткань одевается исключительно на места, являющиеся поражаемыми согласно правилам соревнований. Поражение остальных частей тела фехтовальщика не добавляют противнику очков.
В процессе проведения поединка, спортсмены обязаны находиться в пределах дорожки. Выход из этих пределов в сторону является причиной остановки боя. При пересечении краев дорожки сзади начисляются штрафные очки либо уколы.
Исторически рапиры являлись обучающим оружием. Ученики изучали боевое искусство владения холодным оружием при помощи простейших рапир. Основной задачей при обучении являлось нанесение удара в атаке и быстрый переход в защиту. При этом важным было не получить удар от противника.
Современные правила поединков на рапирах также утверждают правоту атаки и правоту защиты. Как и исторически, это означает невозможность атаки пока не отражена атака противника и приоритет атаки после успешной защиты соответственно. Правоту устанавливает арбитр с возможностью остановки состязания для фиксации либо отмены уколов.
Правилами фехтования на рапирах запрещаются столкновения противников. Виновный при повторном столкновении наказывается штрафным уколом. Бывают ситуации, когда необходимо остановить бой. Например, когда фехтовальщики перемещаются за спины друг другу. Каждый современный поединок снимается камерами и арбитр либо фехтовальщики вправе просмотреть запись. По результатам просмотра выносится решение в спорной ситуации.

 

Фехтование на шпагах

В спортивном фехтовании проводятся соревнования с таким оружием, как шпага. Это колющее оружие с трехгранным гибким клинком. Как и в рапире, на шпаге имеется гарда диаметром 13,5 сантиметра. Длина шпаги равна 110 сантиметров при массе, достигающей 770 грамм. Некоторые фехтовальщики специально используют более тяжелые клинки.

При проведении поединков уколы могут быть нанесены в любую часть тела. Фиксируется такой укол только при давлении больше 550 грамм. Индикатор фиксирующего аппарата не контролирует только затылок, оружие и дорожку для поединка.
В отличие от боев на рапирах, шпаги более интенсивное оружие. Противникам разрешено даже сталкиваться друг с другом. Также в таких боях нет приоритета действий и атаковать могут оба противника одновременно. Для большей мотивации быстрых атак фиксируются серии уколов с промежутками не более 0,25 секунды. Очки засчитываются обоим спортсменам при одновременной атаке. Только при равном счете пересматриваются и повторяются уколы для оценки арбитром.
Фехтование саблями Еще одним оружием для спортивного фехтования является сабля. Этот клинок трапециевидной формы сочетает в себе и колющее и рубящее свойства. Длина сабли может достигать 105 сантиметров. Изготавливаются сабли из стали с общей массой готового клинка 500 грамм. На рукоятке сабли находится гарда специальной формы, которая защищает руку со стороны клинка и со стороны пальцев.
При поединке фиксируются уколы и рубящие удары. Засчитываются только попадания в верхнюю часть тела выше талии. Для подсчета ударов на спортсмене одет защитный костюм с добавлением серебряной стружки и маска. Защитная одежда проводит электрический ток для регистрации ударов и уколов.
Правила ведения поединка на саблях намного ближе к бою на рапирах чем к шпагам. Также имеется преимущество атакующего перед контратакующим.  Обозначается приоритет действий противников от одного к другому. Начинается фехтование с атаки, переходящей в защиту и снова нанесение ответа.
В поединках на саблях главной особенностью является практическое отсутствие уколов и максимальное количество ударов. Это придает зрелищности поединкам. Защита от рубящих ударов намного сложнее и бои проходят в максимально возможном темпе. Также в боях на саблях запрещен «скрестный шаг вперед» в отличие от других видов фехтования.

www.dengizona.com

Основы фехтования

Основы фехтования



СОДЕРЖАНИЕ

1. основы фехтования

1.1 история развития фехтования

1.2 классификация технических приемов и боевых действий, терминология фехтования

1.3 характеристика фехтования на рапирах

1.4 характеристика фехтования на шпагах

1.5 характеристика фехтования на саблях



1. ОСНОВЫ ФЕХТОВАНИЯ
1.1 ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ФЕХТОВАНИЯ
Фехтование в древнем мире. Борьба первобытного человека за существование, а позднее беспрерывные захватнические и оборонительные войны, которыми полна история народов древнего мира, были причинами возникновения и усовершенствования холодного оружия. Одновременно росло мастерство владения им. В древности обучение воинов начиналось с раннего детства, что можно установить на основе анализа исторических памятников, бытовых и религиозных обрядов, данных по истории физической культуры, произведений изобразительного искусства.

У народов Древней Индии существовала святая книга, содержащая принципы упражнений с оружием. В качестве преподавателей выступали члены секты браминов. Они давали свои уроки на городских площадях. В дальнейшем обучением искусству фехтования стали заниматься профессиональные воины.

В Древнем Египте распространенным видом упражнения с оружием было фехтование на палках со специальной рукояткой, предохраняющей вооруженную руку. Тонкая дощечка, закрепленная на предплечье свободной руки тремя ремнями, представляла собой щит для отражения ударов противника.

В Древней Греции в почете были физические упражнения и военные игры. В качестве оружия греки пользовались подобием шпаги, которая являлась как колющим, так и рубящим оружием. Греки создали школы обучения владению холодным оружием. Основным средством защиты был щит. Чтобы избежать укола или удара использовались уклонения туловищем, а также перемещения назад и в стороны.

В Римской империи широко практиковалось изучение владения холодным оружием. Довольно значительное количество преподавателей, которых называли «докторами оружия», обучали солдат в римской армии. «Доктора оружия» в Риме были очень известными людьми и нередко награждались высокими знаками отличия.

Фехтование как зрелищное искусство владения холодным оружием получило широкое распространение в древнем мире. В период разложения Римской империи кровавые поединки были излюбленным зрелищным развлечением народа. В Риме первые поединки гладиаторов проводились в 264 г. до н. э. на празднествах. Гладиаторы набирались из рабов, которых обучали искусству владения холодным оружием. Начинающие гладиаторы упражнялись вначале деревянными шестами и палками. Они наносили удары по столбу, врытому в землю, или по чучелу, набитому соломой. При этом изучались положения и позы, строго соблюдаемые при публичных выступлениях.

Фехтование в средние века. В средние века искусство владения холодным оружием носило ярко выраженный классовый характер — им занимались преимущественно представители аристократии феодальных княжеств и государств. Фехтование было жизненно необходимым навыком, помогавшим не только преуспеть в жизни, но и уцелеть в ходе рыцарских турниров и дуэлей.

Но было бы ошибочным утверждать, что простые горожане и крестьяне в этот период не занимались фехтованием. Среди них было широко развито фехтование на палках, обитых железом, и на алебардах (род секиры, укрепленной на длинной палке).

В XVI в. с изобретением пороха и появлением огнестрельного оружия утратилось значение металлических доспехов, и тяжелое холодное оружие заменили более легким. Например, вместо двуручного меча появилась облегченная шпага, которой можно было колоть и рубить.

Отдельные источники указывают на то, что фехтование как искусство владения рапирой и шпагой зародилось в Испании. Первыми книгами по теории фехтования считаются произведения испанских преподавателей Понса де Перпиньяна и Педроса де Торре. Их книги вышли в свет в 1474 г. Приблизительно в это же время в Германии была создана корпорация преподавателей фехтования («Фехтбрудер»), а в Англии основана ассоциация фехтовальщиков.

В 1567 г. парижские мастера фехтования на шпагах создали Академию преподавателей фехтования Франции. В ее состав входили 20 членов, из которых 6 были наиболее почетными. В середине XVII в. фехтование на шпагах во Франции продолжало совершенствоваться, становилось более вариативным. Шпага стала легче, клинок ее приобрел трехгранную форму. Французские преподаватели фехтования при обучении использовали облегченную шпагу (флорет), явившуюся прототипом современной рапиры.

С середины XVII в. во Франции получает распространение школа фехтования, культивирующая только колющую шпагу, в отличие от итальянской школы, где шпага использовалась в качестве рубящего и колющего оружия. В этом заключалось основное различие между итальянской и французской школами фехтования.

Фехтование в России и российской армии. Владение холодным оружием в Древней Руси имело большое военно-прикладное значение. Русские воины использовали копья, пики, топоры, секиры, мечи и дротики. В веках живут славные победы русских воинов в битвах с иноземными захватчиками на Чудском озере и Куликовом поле.

Фехтование западно-европейского типа возникло в России в первой половине XVII в. В отличие от Запада оно развивалось не из турнирной и дуэльной форм, а было заимствовано как средство развития ловкости, воспитания воинского духа, как «шпажное искусство».

Во второй половине XVIII в. возникла отечественная школа военно-физической подготовки. Основоположником ее был великий русский полководец А. В. Суворов. Основные положения обучения русского солдата Суворов изложил в своей книге «Наука побеждать» (1796—1799 гг.) Он придавал исключительное значение искусству владения штыком в рукопашной схватке. Общеизвестны слова А.В. Суворова: «Расстреляли патроны, ружья нет, штык всегда есть, всегда заряжен».

В начале XIX в. значительная роль отводилась русским преподавателям фехтования. Особый вклад в развитие фехтования в России внесли И.Е. Сивербрик (ученик Б. Фишера) и Соколов. Сивербрик вел большую преподавательскую работу в Петербурге — сначала в Первом кадетском корпусе, позже в Пажеском и других корпусах. В 1821 г. он организовал при Константиновском военном училище школу помощников преподавателей фехтования с трехлетним сроком обучения. Окончившие школу распределялись по кадетским корпусам.

В 1851 г. в Петербурге был открыт Императорский фехтовальный зал (где преподавал И.Е. Сивербрик), а в 1857 г. в Инженерном павильоне — Санкт-Петербургский офицерский фехтовально-гимнастический зал.

С 1860 г. начали устраиваться соревнования по фехтованию на императорские призы (специальный темляк на шашку). К соревнованиям допускались только офицеры. Обладатель императорского приза завоевывал звание чемпиона России по данному виду оружия, если он 2 года подряд занимал первое место. Соревнования обычно были предварительными и заключительными. В предварительных соревнованиях боев не было. В них проходила проверка технической подготовленности участников. Выдержавшие это испытание допускались к заключительным соревнованиям, т. е. к фехтовальным поединкам. Бои проводились на время, их продолжительность была от 3 до 7 минут. В начале XX в. в Петербурге организуются офицерские фехтовальные курсы. Позже к этим курсам прибавились гимнастическо-фехтовальные курсы для унтер-офицеров, которые выпускали помощников офицеров по преподаванию фехтования. В 1909 г. курсы были реорганизованы в Главную гимнастическо-фехтовальную школу на 100 слушателей по образцу французской школы в Жуанвиле, а в 1910 г. была открыта Московская военная фехтовально-гимнастическая школа. Среди слушателей военных школ выделялись талантливые фехтовальщики, впоследствии заслуженные мастера спорта В.М. Захаров и Т.И. Климов. Преподаватели, подготовленные в этих школах, вели работу в Харькове, Новочеркасске, Твери, Одессе, Киеве, Севастополе, Туле, Таганроге, Риге, Томске, Смоленске и других городах.

В это же время довольно широко стали приводиться соревнования по фехтованию. Однако вначале они организовывались только в пределах городов. Ежегодно в Петербурге устраивались соревнования среди студентов университета, Политехнического и Технологического институтов на приз первенства высших учебных заведений по рапире и эспадрону.

Официальных правил соревнований по фехтованию в России не было. При их проведении руководствовались отдельными инструкциями, практическим опытом и традициями. Отчасти пользовались сведениями из учебной литературы по фехтованию, преимущественно зарубежной. Некоторое обобщение вопроса о проведении соревнований было представлено в книге К. Тернана «Фехтование на рапирах», изданной в Петербурге в 1913г. Таким образом, в дореволюционной России зародились основы отечественного фехтования, которое имело скорее прикладной, чем спортивный характер и получило свое развитие в первой половине XIX в. В русской армии основное внимание уделялось сабельному и штыковому фехтованию, оно предназначалось для подготовки воинов к рукопашному бою. Спортивное фехтование было доступно лишь дворянской аристократии и буржуазии и служило их классовым интересам.

Преимущественное развитие фехтование получило среди офицеров русской армии. Однако спортивно-техническая подготовленность русских фехтовальщиков была относительно невысока, о чем свидетельствовали их выступления на международной арене.


1.2 КЛАССИФИКАЦИЯ ТЕХНИЧЕСКИХ ПРИЕМОВ И БОЕВЫХ ДЕЙСТВИЙ, ТЕРМИНОЛОГИЯ ФЕХТОВАНИЯ
Классификация — это распределение технических приемов и боевых действий по общим признакам и в определенном порядке для облегчения усвоения фехтования на основе системного подхода к предмету. В тесной зависимости от классификации находится терминология фехтования, знание которой позволяет спортсменам, тренерам и судьям более эффективно взаимодействовать в ходе тренировок и соревнований, а также полноценно пользоваться специальной литературой.

В процессе развития фехтования — вначале как системы владения холодным оружием, а затем как спортивно-педагогической дисциплины — предпринималось много попыток систематизировать средства, которыми пользуются участники поединка. Из литературных источников можно установить, что еще в XVI и XVII вв. были определены положения клинка (позиции) по отношению к фехтовальщику, держащему оружие, наиболее уязвимые секторы поражаемой поверхности бойца и средства для прямого нападения, а также нападения с переводом, финтом и действием на оружие.

Классификация технических приемов и боевых действий и терминология фехтования совершенствовались вместе с развитием теории и методики спорта, ростом мастерства спортсменов и тренеров.

Значение работы по уточнению классификации и терминологии выходит за рамки совершенствования теоретических основ фехтовального спорта. Отражение в классификации достигнутого уровня знаний особенностей деятельности фехтовальщиков позволяет определить возможный диапазон педагогических задач по техническому и тактическому совершенствованию спортсменов в тренировочном процессе и боевой практике.

В настоящее время имеет место различное толкование отдельных технических приемов и боевых действий, а главное, использование одинаковых терминов для обозначения существенно отличающихся категорий деятельности фехтовальщиков.

В настоящей классификации охвачены технические и тактические компоненты средств фехтования, определен уровень значимости элементов, обозначающих тактическую сущность и состав двигательной деятельности спортсменов, нет смысловых и терминологических повторений.

Классификация технических приемов и боевых действий

Фехтовальный бой — условный поединок на холодном спортивном оружии, регламентированный официальными правилами соревнований. Правила определяют как бы юридическую модель единоборства. Классификация технических приемов и боевых действий должна в полной мере отображать возможные варианты боевых средств фехтования.

В боях возможны самые различные сочетания двигательных элементов и тактических задач. Причем из одного двигательного акта может вытекать несколько тактических факторов, оказывающих влияние на исход схватки. Изменение любого из компонентов, как двигательного, так и тактического, меняет сущность боевых средств, возможности и диапазон их применения в каждой ситуации боя.

В поединке фехтовальщиков техника и тактика взаимосвязаны, так как решение боевой задачи осуществляется в единстве намерений и действий. Однако представить в общей схеме, на основе одного критерия как смысловые, так и двигательные компоненты боевой деятельности фехтовальщиков не представляется возможным. Поэтому условно, в целях облегчения теоретического анализа средств фехтования, они делятся на технические приемы и боевые действия.

Технические приемы — это специализированные положения и движения фехтовальщиков, отличающиеся характерной двигательной структурой, взятые вне тактической ситуации. Приемы составляют основу техники фехтования.

В арсенале технических приемов фехтовальщиков — основные положения и движения, передвижения, перемены позиций и соединений, уколы (удары), показы укола (удара), батманы, захваты, отбивы. Технические приемы различаются пространственными, пространственно-временными, временными, силовыми, инерционными и ритмическими характеристиками.

Каждый из перечисленных приемов может быть выполнен отдельно, как вне контакта с противником, так и в ходе взаимодействия с ним. Определенные сочетания приемов составляют взаимосвязанные двигательные компоненты — приемы выполнения атак, встречных нападений, защит и ответов, игры оружием, маневрирования, ложных нападений и защит.

Тактическая деятельность фехтовальщиков направлена на подготовку и применение средств ведения поединков, на построение боев и поведение в процессе всего турнира.

Боевые действия — это движения фехтовальщиков, применяемые для решения тактических задач в отдельной схватке. Боевые действия имеют несколько тактических задач (намерений), воплощающих определенный элемент соревновательной деятельности фехтовальщиков (схема 1).

Тактические задачи по подготовке атак, защит и ответов, встречных нападений выполняются путем разведки, маскировки, вызовов, которые находят воплощение в игре оружием, маневрировании, ложных нападениях и защитах с различной угрозой безопасности. В тактические задачи, выражающие зависимость между намерениями фехтовальщиков и их двигательной деятельностью, входят: боевое назначение средств (атака, встречное нападение, защита), особенности их применения на различных этапах развития схватки (атаки основные, повторные, ответные, на подготовку, обоюдные, контратаки, ремизы, нападения с прямой рукой, конкретные и обобщающие защиты и ответы).


Схема 1. Классификация боевых действий


Тактические задачи, в которых выражен диапазон вариантов действий, определяют возможность применения средств фехтования: простых (с однотемповым двигательным компонентом), с финтами, с действием на оружие, комбинированных, с различной продолжительностью, временем начала и завершения, а также со сближением, отступлением, остановкой на месте.

Тактические намерения характеризуют степень готовности спортсмена к действию (преднамеренно, экспромтно, преднамеренно-экспромтно), ступени проявления инициативы (первое намерение, последующие намерения), приоритеты на основе правил соревнований (тактическая правота, выигрыш темпа, оппозиция и уклонение).

Воплощение данных тактических намерений в боях имеет специфические особенности, зависящие от боевого назначения, этапов развития схватки, правил ведения боя на различных видах оружия. Так, нападения прямой рукой бывают только преднамеренными, а ремизы — преднамеренными и экспромтными. Обоюдные атаки — это действия первого намерения. Ремизы и контратаки не могут быть с тактической правотой в боях на рапирах и саблях. В фехтовании на шпагах правилами боя совсем не предусмотрена тактическая правота и, следовательно, нет понятия «прямая рука». Уклонения могут являться самостоятельными средствами защиты, использоваться параллельно с защитой оружием, совмещаться с атаками, встречными нападениями и ответами. Защитные задачи решают также и оппозиции.

Тактическая сущность средств фехтования зависит и от характера реагирований спортсменов, выполняющих действия обусловлено, с выбором, с переключением. Тактические характеристики действий, вытекающих из особенностей двигательных реакций (простых или сложных), отражают один из важных функциональных аспектов психической деятельности фехтовальщиков.

В единоборстве фехтовальщиков каждое техническое «как» диктуется тактическим «почему». Подобная связь техники и тактики наиболее ярко выражена в тех ситуациях боя, когда тактические категории приобретают двигательные характеристики действий (глубина, быстрота, ритм атак и защит, амплитуда и мощность действий оружием и др.). Так, излишняя глубина нападения и амплитуда действий оружием могут заменить финты, ибо вызывают идентичное тактическое воздействие на противника — он реагирует защитой. В свою очередь, медленно начатая атака и легкий батман (захват) могут быть использованы, чтобы не вызвать у противника защитной реакции, а максимальная быстрота атак (ответов) и мощность действий на оружие могут разрушить защиту противника, несмотря на адекватный ситуации поединка выбор противодействия.

В процессе единоборства имеет место деятельность спортсменов, выходящая за рамки задач отдельного средства фехтования, а поэтому и не нашедшая места в классификации боевых действий, отражающая особенности ведения боя, связанные с завоеванием или потерей территории поля боя, использованием пространства дорожки, времени поединков и др. Задачами, направленными на построение поединков, являются установки на ведение наступательного или оборонительного боя, единоборство с противниками в ходе турнира — маневренно или позиционно, скоротечно или выжидательно, с использованием лишь определенных положений оружия, подготовок, дистанций и др.

На тактическую модель всего боя оказывают влияние также задачи овладения пространством поля боя, инициативой ведения боя, удержания завоеванного преимущества в счете при истечении времени поединка, сдерживания активности противника и др.

Терминология

Терминология фехтования охватывает важнейшие положения единоборства на всех видах оружия. В терминологии имеют место термины французского происхождения, поскольку официальным языком для судейства международных соревнований является французский.

Общие термины

Фехтование — вид спорта, представляющий собой условное единоборство на холодном спортивном оружии.

Фехтовальное оружие — рапиры, шпаги, сабли, состоящие из клинка, гарды, рукоятки.

Рапира — спортивное колющее оружие весом до 500 г, имеющее клинок длиной до 90 см прямоугольного сечения и круглую гарду диаметром не более 12 см.

Шпага — спортивное колющее оружие весом до 770 г, имеющее клинок длиной до 90 см трехугольного сечения и круглую гарду диаметром не более 13,5 см.

Сабля — спортивное рубящее и колющее оружие весом до 500 г, имеющее клинок длиной не более 88 см трапециевидного сечения и овальную гарду с дужкой.

Гарда — металлический щиток выпуклой формы на рукоятке оружия для защиты кисти от уколов (ударов).

Лезвие — рубящий край сабельного клинка.

Обух — край сабельного клинка, противоположный лезвию.

Острие клинка — конец оружия, предназначенный для нанесения укола, имеющий защитный, утопающий в рапире и шпаге наконечник.

Части клинка — условное деление клинка на слабую (ближнюю к острию оружия), среднюю и сильную (ближнюю к гарде) части.

Электрофиксатор — аппарат для судейства боев, фиксирующий нанесение уколов в фехтовании на рапирах и шпагах и показывающий преимущество во времени нанесения укола в фехтовании на шпагах.

Бой — спортивное единоборство на одноименном оружии, обусловленное правилами соревнований.

Ближний бой — бой на очень короткой дистанции, в котором участники имеют возможность нормально пользоваться своим оружием.

Боевая схватка — отдельный эпизод единоборства, состоящий из непрерывно следующих действий.

Положение «кор-а-кор» — соприкосновение фехтовальщиков какими-либо частями тела в ближнем бою.

Столкновение — резкое соприкосновение фехтовальщиков по вине одного или обоих спортсменов.

Поле боя — площадка, предназначенная для ведения боя.

Границы поля боя — линии, ограничивающие поле боя (боковые и задние).

Дистанция — расстояние между фехтующими.

Дальняя дистанция — расстояние между фехтовальщиками, дающее возможность поразить противника уколом (ударом), только сделав предварительно шаг вперед и выпад или «стрелу».

Средняя дистанция — расстояние между фехтовальщиками, дающее возможность поразить противника уколом (ударом) с выпадом.

Ближняя дистанция — расстояние между фехтовальщиками, дающее возможность поразить противника уколом (ударом), действуя только вооруженной рукой.

Поражаемая поверхность — определяемые правилами соревнований части тела фехтовальщика, нападения в которые засчитываются.

Непоражаемая поверхность — определяемые правилами соревнований части тела фехтовальщика, нападения в которые не засчитываются.

coolreferat.com

Самоучитель фехтования | Спорт | Московские новости

Федерация фехтования России и компания «Мегафон» устроили для журналистов учебный курс из пяти занятий, чтобы мы больше узнали о шпагах, рапирах, и наняли нам в тренеры чемпионов мира и Европы, чтобы мы могли познакомиться с ними лично. Но за эти две недели мы, похоже, больше узнали о самих себе.

Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников

«Не забывайте старое правило — с рапирой надо обращаться так, словно у вас в руке птица: держите ее достаточно мягко, чтобы не раздавить, и в то же время крепко, чтобы не дать ей улететь».

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

Занятие 1

Курс всемирной истории фехтования, которым нас встретили тренеры, был краток и вселял надежды:

— Вы не бойтесь, что у вас не получится. Фехтование — самый древний вид спорта. Он появился сразу же, как только обезьяна взяла палку и пошла драться с другой обезьяной. Так что все, кто сейчас живет на свете, — генетически хорошие фехтовальщики. Плохие исчезли в процессе естественного отбора.

В белоснежной экипировке мы чувствуем себя немного неуютно и ждем, когда нам выдадут главное — оружие. Шпага считается прямым потомком меча, в наследство от которого ей досталось такое же треугольное сечение в отличие от четырехугольной рапиры. Espadas roperas — в точном переводе означает «меч для одежды», то есть дворцовое оружие, которое носят как украшение или которое используется для обучения. Поэтому шпага нам кажется более серьезным оружием.

Вес спортивной шпаги — 700 граммов, длина — чуть больше метра, простая гарда, тонкая ручка, которую нужно держать едва ли не двумя пальцами — большим и указательным. Но легкость оружия обманчива. Спустя полчаса сосредоточенных выпадов на мишени начинает отниматься вся рука от предплечья до кончиков пальцев. Тонкое лезвие ходит из стороны в сторону, а острие готово воткнуться в любой край мишени, но только не в ту точку, которую ты наметил себе целью.

Награда за усердие — первый бой. Мы стоим друг против друга в позиции, которую хотим считать фехтовальной стойкой, машем друг перед другом шпагами и стараемся каждую свою атаку завершить неловким выпадом. Наши тренеры, кажется, с трудом сдерживают улыбки. Но нам все равно — мы чувствуем, как острие наших шпаг добирается до соперника, и это доставляет нам пугающе безумное удовольствие.

Виолетта Колобова, чемпионка Европы

— Я никогда не относилась к спортивной шпаге как к оружию. И мне никогда не доводилось держать в руках настоящую средневековую шпагу, я лишь видела такое оружие со стороны, и мне кажется, она должна быть очень тяжелой. Тем не менее я не думаю, что современное спортивное фехтование чем-то кардинально отличается от искусства того военного времени. Те же приемы, те же защитные действия, те же атакующие — все осталось. Разве что атаки в то время не были такими глубокими, как сейчас, да и тактики было поменьше.

Все было, мне кажется, более осторожно, и люди не бросались друг на друга с рискованными атаками, и приемы не были столь хитроумны. Сейчас что, получил и получил укол, есть еще время отыграть. А раньше каждый укол — это ранение, которое отнимает у тебя силы. Да и вообще, когда на кону стоит не медаль, а жизнь, это не располагает к излишнему риску.

Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников

«Не забывайте, что фехтование — привилегия благородных людей. Вполне допустимо, что люди убивают друг друга, если это требует закон чести. И единственное, что можно от них требовать — это убивать друг друга достойно и по всем правилам».

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

Занятие 2

Фехтовальная экипировка белоснежна и элегантна: гольфы; бриджы с лямками-подтяжками; набочник — куртка, которая надевается только на правую руку и оберегает тот бок, что ближе всего к шпаге соперника; фехтовальная куртка с кучей различных застежек и молнией Все это делает из вас вполне приличного человека, даже если у вас килограммов десять лишнего веса.

Но фехтовальная маска весом в полтора килограмма к концу двухчасовых тренировок убивает в вас все человеческое.

Было время, когда маски старались делать прозрачными. Считалось, что фехтование теряет в телегеничности, когда не видно лица спортсмена. Но «стеклянные» маски не прижились — после нескольких боев на них появлялись царапины, и это сильно ухудшало обзор фехтовальщику.

Теперь наши тренеры убеждали нас, что сеточная маска — одно из самых полезных для здоровья элементов экипировки:

— Вы видели черные очки с дырочками, которые улучшают зрение? — спрашивал чемпион Европы Алексей Черемисинов. — У фехтовальной маски с ее сеткой тот же эффект. Плюс маска ограничивает доступ кислорода, а значит, у вас развиваются легкие.

На самом деле после нескольких активных трехминутных боев, которыми заканчивалась каждая из наших тренировок, легкие готовы разорваться. После первого занятия не выжила треть из всех приглашенных. Впрочем, после второго остались все, кто на него пришел.

Вдоль правого рукава под курткой мы пропускаем электрический шнур. Возле перчатки он подключается к розетке шпаги, за спиной — к другому проводу, который держит нас на привязи на фехтовальной дорожке. Ее ширина — метра два, длина — 14 метров. Теперь каждый наш укол сопровождается резким писком электронной системы.

Нас ставят друг против друга и дают задание поочередно без защиты наносить друг другу уколы, чтобы осознать, что такое пропущенный и что такое нанесенный удар.

Выпад — укол — писк Выпад — укол — писк Выпад — укол — писк К концу этого бесконечного занятия хочется только, чтобы электронный аппарат наконец заткнулся. Но каждый хороший укол, после которого шпага выгибается на треть — это приличного вида синяк на правом предплечье или правой стороне груди.

В раздевалке без курток мы были похожи на банду наркоманов со стажем.

Виолетта Колобова, чемпионка Европы

— У нас нет какого-то четко определенного «кодекса чести» — свода неписаных правил, которые ты должна соблюдать на дорожке. Но в то же время, как и в любом спорте, есть грязные приемы. Например, если соперник разъярен или хочет тебя спровоцировать, он может ударить тебя эфесом в маску. Да, такие удары строго пресекаются судьями, но иногда их наносят исподтишка в ближнем бою, и это может остаться незамеченным со стороны. Удары такие страшны и могут нести серьезные последствия — лицо в маске находится очень близко к сетке, и бывали случаи, когда эфесом фехтовальщику выбивали зубы.

В женском фехтовании есть свои грязные приемы. Была у нас одна француженка, которая старалась непременно уколоть в голень. Это самый болезненный укол, и если несколько раз попасть в одно и то же место, все может закончиться очень серьезной травмой.

Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников

«Должен признаться, я не завидую тем, кому суждено пережить войны, которые человечество будет вести лет через двадцать или тридцать».

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

Занятие 3

Мы все больше времени проводим в поединках. Иногда тренеры находят довольно необычную мотивацию для того, чтобы вернуть нас на дорожку:

— Не сдавайся! Тебе надо продержаться хотя бы пять минут, чтобы выжить до подхода основных сил!

Выжив эти пять минут, выживаешь следующие, и так далее — до конца двухчасового занятия. Но как же были счастливы те, кто воевал лет триста назад. Сейчас, когда смотришь фильмы-апокалипсисы, где планета погибает от очередного ядерного удара, в темных залах кинотеатров можно мечтать только об одном — оказаться в числе тех 95%, что погибнут сразу же, чтобы не гнить потом в развалинах привычного тебе мира. А те, что жили лет двести назад со шпагами в руках, даже умирая, могли надеяться на подход тех самых «основных сил».

Виолетта Колобова, чемпионка Европы

— Все, что вы видите в фильмах, к фехтованию не имеет никакого отношения. Точнее, не имеет отношения к спортивному фехтованию. Но есть целое направление — артистическое фехтование. Это уже не спорт, это — искусство. Каждый прием, каждая атака — это постановочный элемент, и все вместе больше похоже на танец, чем на бой. Все более медленно и изящно, чтобы зрители могли оценить красоту движений.

Я видела, как они готовятся. Мы часто проводим сборы на базе «Озеро круглое», и как-то одновременно с нами там оказались как раз ребята, которые занимаются сценическим фехтованием. Я приходила смотреть, как они тренируются, или, точнее сказать, репетируют. Да, интересно, но я бы не променяла спорт на него. У нас в поединках есть соперничество, у нас настоящий бой, у них — танец. Мне бы очень не хватало азарта настоящего поединка.

Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников

«Мне безразлично, каков человек: силен или слаб, элегантен или неряшлив, болен чахоткой или совершенно здоров. Важно другое: со шпагой в руке он должен чувствовать превосходство над любым противником»

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

Занятие 4

— Чтобы чему-то научиться, вам нужно фехтовать с теми людьми, которые что-то умеют — с этими словами нам представили человека, стоя на дорожке против которого, мы поняли, что не умеем ничего.

«Человек, который что-то умеет» в поединке до пяти уколов вынес первого из нас меньше чем за минуту. Еще через четверть часа я гордился тем, что сумел отбить одну его, хочется верить, серьезную атаку. Это были чистые инстинкты: я успел два раза взять защиту, чужая шпага прочертила царапину по сетке моей маски, и через секунду я понял, что не слышу писка электронной системы.

Те же двести лет назад я наверняка бы оценил свое везение еще выше. Но и без того избежать неминуемого поражения — это тоже удовольствие.

Виолетта Колобова, чемпионка Европы

— Каждый свой бой я стараюсь завершить уколом в стопу или бедро. Можно считать это пижонством, можно — коронным приемом. Но такой свой фирменный знак, мне кажется, есть у каждого фехтовальщика. Если я разыгрываю долгую комбинацию, со множеством подготавливающих действий, и она успешно завершается таким уколом — это наивысшее наслаждение в бою.

Но настоящим пижонством у нас считается уколоть в защитном действии через первую или девятую защиту. Это очень координационно сложное действие, далеко не каждый вообще это умеет, делать это хорошо вообще могут единицы. Я не знаю, насколько обидно получить такой укол — мне редко его наносили, но сама я очень люблю так делать. Первый раз такой прием выполнила Татьяна Логунова, которая специально отрабатывала его с тренером. Теперь тот же тренер работает со мной, и у меня тоже иногда проходит этот прием.

Фото: РИА Новости, Кирилл Каллиников

«Я всегда считал, что во время поединка могу распознать родственную душу. С рапирой в руке каждый становится таким, каков он есть на самом деле»

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

Занятие 5

К концу второй недели у меня появляется любимый прием: нужно, улучив момент, движением сверху вниз своим клинком заплести шпагу соперника, отвести ее чуть в сторону и нанести укол. Честно говоря, этот прием — единственный, который я могу провести в атаке осмысленно и подготовив все как следует.

С защитой все более-менее понятно. Ты можешь сделать шаг назад и отвести оружие противника в сторону. Для нашего начального уровня этого хватает. Но нам четыре занятия подряд говорили, что после защиты должен быть ответ. И чем больше поединков, тем меньше находится сил на ответ. И тогда ты идешь вперед и скорее всего нарываешься на «защиту-ответ».

На следующий день у нас был командный турнир. Каждый из нас провел по четыре боя. Два из них я проиграл именно так.

Но два других же выиграл!

«В тот день, когда последний учитель фехтования окончит свой земной путь, все благородное и святое, что таит в себе извечное противоборство человека с человеком, уйдет в могилу вместе с ним И останутся лишь трусость и жажда убивать, драки и поножовщина»

Артуро Перес-Реверте, «Учитель фехтования»

 

www.mn.ru

Приемы фехтования Katana Club

Универсальные приемы фехтования Katana Club

 

Приемы фехтования появились в то же время, как появилось у первобытных людей оружие. Искусность приемов фехтования напрямую зависела от оружия, которым они выполнялись. На заре человечества каменный топор не требовал уроков фехтования и школ фехтования. Как таковое, современное искусство фехтования появилось только в позднее средневековье, во времена Ренессанса. 

 

Чем более сложным и совершенным становилось холодное оружие, тем сложнее и изысканее были сами приемы фехтования. 

 

Достаточно часто можно слышать, что под каждое оружие есть своя, уникальная техника фехтования. Ножевая, сабельная,  мачете, техника владения катаной. Свои приемы фехтования, свои удары фехтования, свои движения, свои финты.

 

Это глубоко ошибочное мнение. Никогда, ни в какие времена воина не обучали отдельным техникам. Воин должен был уметь владеть ЛЮБЫМ оружием. В пылу битвы он мог потерять свой клинок, у него мог сломаться меч, его могли обезоружить в ходе боя. Он должен был продолжить бой на том оружии, что было ему доступно в конкретно этот момент времени.

 

Такой подход предполагал заведомо универсальность приемов  фехтования, когда вам все равно, что у вас в руке — нож или катана. Разумеется, различное оружие диктовало разницу в использовании его на поле боя или в поединке, но основные принципы и техника работы с ним оставались неизменными. 

 

Приемы и техника фехтования на любом оружии обычно распадаются на следующие составные части — приемы фехтования с одним противником на различных дистанциях и приемы фехтования с  несколькими противниками так же на разных дистанциях. 

 

Такое разделение диктуется тактикой боя — то, что может позволить себе человек на дуэли с одним врагом, неприемлимо при сражении с несколькими противниками. Katana Club старается взять все лучшее, что есть в восточных и западных трактатах о фехтовании. Например то, что контратаку следует проводить так, чтобы противник не мог провести свою. В свете трактатов и книг того же Мусаси, знаменитого японского фехтовальщика, по новому звучит то, что лучшая защита — это нападение.  Не просто нападение без всякого повода, а отражение угрозы атаки своим нападением в момент ее начала, или даже чуть раньше, чем она началась. 

 

Мы опять возвращаемся к теме универсальности приемов фехтования. Основой успешной защиты или успешного нападения служит положение воина в пространстве — то, стоит он в структуре, или нет.

 

Если он не стоит в структуре, то воздействтие на него противника выведет его из положения равновесия, уутратив которое он  становится уязвим. Об этом в общем то писали все школы фехтования, западные и восточные.  Называли это по разному — стойками, структурой. Смысл от этого не меняется. 

 

Структура важна для приемов и техники фехтования любым оружием — будть то катана, мачете, или нож. Без нее — вас сомнут напором. В книге «5 Колец» именно об этом пишет Мусаси  — если у вас нет структуры или выпоколеблены врагом, вы проиграете, равно как и атака должна быть направлена на то чтобы сломать структуру противника,  выбить его из положения равновесия и главное не дать ему в него вернуться.

 

Второе важное правило школы фехтования Katana Club, которому мы училм — это то, что вы защищены до тех пор, пока между вами и противником есть ваше оружие. И не важно какое оно — длинное — типа катаны, среднее — типо сабли или мачете или короткое, типо ножа. Пока ваш клинок перед ваим, вы можете отражать врага и  сами атаковать. Такой подход предолагает отказ от техники рубки а-ля Чапаев с коня — больших, широких замахов, когда клинок выводится за линию своих плеч перед ударом противника или при отражении его ататки. Как только он вышел за эту линию, вы стали доступны для ударов врага. Следовательно, все удары и задита от вражеских ударов происходят в треугольгике — образованным вашим телом, руками  — или рукой и клинком. Это как раз и дает структуру, сломать которую противнику ой как непросто. 

 

Третье важное правило — удар СПЕРВА наносится рукой, потом происходит дошаг до противыника и лишь в самом конце возможна коррекция удара кистью. Фактически подшаг к противнику происходит при полностью выпрямленной руке — ну точнее слегка согнутой в локте, чтобы иметь возможность ею дотянуться до противника в конце удара на разгибе. 

Сам удар рукой происходит вперед с вворачиванием  локтя руки прямо в противника, это дает возможность создать некоторое винтовое движение с двумя  векторами силы — вперед и чуть вниз (или вверх, в зависимости от направления самого удара). Такой удар рукой сохраняет структуру целой.

 

И не важно что за оружие у вас в руках — нож, меч, катана или мачете. Этот удар сильный и сокрушающий, он достингет цели. 

 

Четвертое правило  — используй силу ататки противника для своей ататки. Когда вас атакуют, вы можете использовать силу вражеской ататки для своей ататки врага, или ухода с линии его татаки. Вообще  желательно всегда уходить с линии ататки противника, отталкиваясь от его клинка, тела, руки и уже потом наносить свой ответный удар. На вас нападают? Прекрасно — ототлкнитесь своим клинком от клинка врага и используйте эту силу для ухода в сторону. Рубят с ен имоверной силой — чуть приостановите вражеский удар и дайте противнику провалитсья — он сам поможет вам   в вашей ататке, нападая на вас со своей нечеловеческой силой. Этот принцип использует айкидо для отражения ударов, применяте ее и Katana Club.

 

В связке с этим правилом стоит и прием тай сабаки — уход с линии атаки противника. Тай сабаки применяется многими школами боевых искусств, без овладения этим приемом успехов в фехтовании ждать не приходится. 

 

В следующих статьях мы подробно остановися на каждом приеме фехтования Katana Club.

katanamagazine.com

Искусство фехтования znamus.ru

Виды оружия в спортивном фехтовании

Фехтование принято считать cпортом, искусством, военной наукой, средством воспитания. Как вид спорта, он выделяется среди прочих своей эcтетикой, романтизмом и богатством истории, уходящей в далёкие тысячелетия.

Фехтование – это умение наносить уколы, посредством атак и защит в определённые моменты боя, используя свой интеллект. Фехтовальный поединок очень похож на сражение: в нем присутствуют маневрирование, разведка и маскировка, наступление и оборона.

В современном спортивном фехтовании существует три вида оружия – рапира, шпага и сабля. Различия между ними заключаются в правилах судейства и размерах поражаемой поверхности, варианты которой для разного оружия можно посмотреть по ссылке c картинки слева

Оружие состоит из стального гибкого клинка с наконечником, гарды с мягкой прокладкой, рукоятки и гайки.

Рапира

Клинок рапиры четырёхгранного сечения, утончённый к концу, длиной не более 90 см, диаметр гарды от 9,5 до 12 см. Длина собранной рапиры не более 110 см и вес не более 500 г.

Рапира – колющее спортивное оружие. В отличие от других видов оружия, поражаемая поверхность рапириста самая маленькая – туловище и шея. В правилах фехтования на рапирах существует приоритет, т.е. «тактическая правота». Нанося укол, необходимо иметь приоритет. Например, рапирист имеет приоритет в атаке. Противник должен сначала взять защиту и только после этого у него появится приоритет, чтобы нанести ответный укол сопернику. Если атаки выполняются одновременно, то нанесённые уколы не засчитываются.

Шпага

Шпага – тоже колющее спортивное оружие. Клинок шпаги массивнее рапирного, имеет трёхгранное сечение. Общая длина шпаги не более 110 см и вес не более 770 г. Диаметр гарды 13,5 см.

У шпажистов наибольшая поражаемая поверхность для нанесения уколов: практически всё тело от головы до пят – туловище, руки, ноги, голова. В бою на шпагах отсутствует фактор тактической правоты, т.е. одновременно нанесённые уколы засчитываются обоим противникам.

Сабля

Сабля имеет трёхгранный клинок, длина которого не более 88 см. Максимальная длина сабли 105 см, вес не более 500 г.

В фехтовальном бою на саблях разрешается наносить как рубящие удары, так и уколы. Поражаемой поверхностью являются голова, руки и туловище до линии пояса. В фехтовании на саблях, как и на рапирах, решающим фактором при присуждении укола является «тактическая правота». Далее

znamus.ru

Терминология спортивного фехтования

Терминология спортивного фехтования

(Д.А.Тышлер, В.Я.Базаревич)


Назад на страницу «Фехтование»
На главную страницу


А Б В Г Д З И К Л М Н О П Р С Т У Ф Ч Ш Э

АТАКА — инициативное наступательное действие с целью нанесения укола (удара), выполняемое выпрямлением вооруженной руки с непрерывной угрозой поражаемой поверхности противника.

АТАКА ОСНОВНАЯ — начинающая боевую схватку.

АТАКА НА ПОДГОТОВКУ — выполненная на противника, приближающегося с целью перехода в атаку.

АТАКА ОТВЕТНАЯ — выполненная на противника, отступающего после неудавшейся атаки.

АТАКА ПОВТОРНАЯ — выполненная на противника, защитившегося без попытки ответа, отступлением или уклонением.

АТАКИ ОБОЮДНЫЕ — начинаемые и завершаемые обоими фехтовальщиками одновременно.

АТАКА ПРОСТАЯ (ОТВЕТ, КОНТРАТАКА, РЕМИЗ, НАПАДЕНИЕ С ПРЯМОЙ РУКОЙ) — выполняемая с однотемповым движением оружия.

АТАКА С ДЕЙСТВИЯМИ НА ОРУЖИЕ — состоящая из батмана (захвата, завязывания) и укола (удара).

АТАКА (ОТВЕТ) С ФИНТАМИ — выполняемая с угрожающими движениями оружием и уколом (ударом).

АТАКА КОМБИНИРОВАННАЯ — состоящая из действия на оружие, финтов и укола (удара).

АТАКА С ЗАДЕРЖКОЙ — выполняемая с кратковременной остановкой оружия по ходу выполнения финта или укола (удара).

БАТМАН — удар оружием по клинку противника с целью его поколебать или вывести за пределы поражаемой поверхности.

БАТМАН (ЗАХВАТ, ОТБИВ) ПРЯМОЙ — выполняемый перемещением клинка в горизонтальной плоскости.

БАТМАН (ЗАХВАТ, ОТБИВ) ПОЛУКРУГОВОЙ — выполняемый перемещением клинка в вертикальной плоскости.

БАТМАН (ЗАХВАТ, ОТБИВ) КРУГОВОЙ — выполняемый вертикальным и горизонтальным перемещениями клинка с возвратом в первоначальную позицию.

БАТМАН (ОТБИВ) ПРОХОДЯЩИЙ — выполняемый скользящим движением вдоль клинка с последующим обведением острия.

БАТМАН (ОТБИВ) УДАРНЫЙ — выполняемый встречным движением клинка к оружию противника.

БОЕВАЯ СТОЙКА — положение фехтовальщика, отражающее его готовность к ведению поединка.

БОЕВАЯ СХВАТКА — отдельный эпизод поединка, состоящий из непрерывно следующих действий.

БОЙ — спортивный поединок на холодном оружии, обусловленный правилами соревнований.

БОЙ БЛИЖНИЙ — фрагмент поединка, в котором участники имеют возможность поразить противника, действуя только оружием.

БОЙ НАСТУПАТЕЛЬНЫЙ — с преимущественным применением атак, завоеванием поля боя.

БОЙ ОБОРОНИТЕЛЬНЫЙ — с преимущественным применением средств противодействия атакам (защит и ответов, контратак, нападения с прямой рукой), отступления и уклонения.

БОЙ МАНЕВРЕННЫЙ — с постоянными глубокими перемещениями по фехтовальной дорожке.

БОЙ ПОЗИЦИОННЫЙ — с незначительными перемещениями по фехтовальной дорожке.

БОЙ СКОРОТЕЧНЫЙ — с борьбой за атаковую инициативу и незначительной подготовкой боевых действий.

БОЙ ВЫЖИДАТЕЛЬНЫЙ — с продолжительной подготовкой боевых действий.

ВЛАДЕТЬ СОЕДИНЕНИЕМ — быть защищенным от нападений прямо.

ВЫЗОВ — действие, побуждающее противника на применение определенного действия.

ВЫПАД — движение фехтовальщика вперед из боевой стойки толчком сзади стоящей ноги и последующей опорой на выставляемую вперед стоящую ногу.

ГАРДА — металлический щиток выпуклой формы на эфесе оружия для защиты кисти от уколов (ударов).

ГРАНИЦЫ ПОЛЯ БОЯ — линии, ограничивающие фехтовальную дорожку (боковые и задние).

ДВОЙНОЙ ПЕРЕВОД — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в другой сектор, с целью обойти прямую (полукруговую) защиту противника.

ДЕЙСТВИЕ — движение фехтовальщика, применяемое для решения тактических задач в отдельной схватке.

ДЕЙСТВИЕ ОДНОТЕМПОВОЕ (ДВУХТЕМПОВОЕ, ТРЕХТЕМПОВОЕ, МНОГОТЕМПОВОЕ) — продолжительностью выполнения одного (двух, трех, серий) движения (действия) оружием.

ДЕЙСТВИЕ ПОДГОТАВЛИВАЮЩЕЕ — без задачи нанесения или отражения укола (удара).

ДЕЙСТВИЕ ОБУСЛОВЛЕННОЕ — основанное на быстроте простых двигательных реакций, с предопределенным сектором завершения нападения, направлением действия на оружие и финтов, их количеством, направлением защитного движения оружием.

ДЕЙСТВИЕ С ВЫБОРОМ — основанное на проявлениях дизъюнктивных сложных реакций, состоящее из двух или нескольких вариантов защиты (нападений).

ДЕЙСТВИЕ С ПЕРЕКЛЮЧЕНИЕМ — основанное на проявлениях дифференцировочных реакций, выполняемое непрерывно в ходе схватки после другого начавшегося действия.

ДЕЙСТВИЕ ПРЕДНАМЕРЕННОЕ — выполнение которого спортсмен заранее предполагал.

ДЕЙСТВИЕ ЭКСПРОМТНОЕ — выполняемое при неожиданно возникающем поводе.

ДЕЙСТВИЕ ПРЕДНАМЕРЕННО-ЭКСПРОМТНОЕ — с преднамеренной начальной фазой и экспромтным завершением.

ДЕЙСТВИЕ ПЕРВОГО НАМЕРЕНИЯ — без передачи противнику тактической и временной правоты в ходе схватки.

ДЕЙСТВИЕ ПОСЛЕДУЮЩИХ НАМЕРЕНИЙ — с передачей противнику тактической правоты или преимущества во времени и последующим их завоеванием в ходе непрерывной схватки.

ДЕЙСТВИЕ С ВЫИГРЫШЕМ ТЕМПА — с опережением продолжительностью выполнения одного простого действия оружием, фиксируемым визуально руководителем боя на рапире и сабле, электрофиксатором — на шпаге.

ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ УКОЛ (УДАР) — отчетливо нанесенный в поражаемую поверхность.

ДИСТАНЦИЯ — расстояние между фехтовальщиками в поединке.

ДИСТАНЦИЯ БЛИЖНЯЯ — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), действуя только вооруженной рукой.

ДИСТАНЦИЯ СРЕДНЯЯ — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом) с выпадом.

ДИСТАНЦИЯ ДАЛЬНЯЯ — расстояние между фехтовальщиками, с которого можно поразить противника уколом (ударом), сделав предварительно шаг вперед и выпад («стрелу»).

ДИСТАНЦИЯ СВЕРХДАЛЬНЯЯ — расстояние между фехтовальщиками, превышающее длину атаки со скачком и выпадом («стрелой»).

ДОКТРИНА ФЕХТОВАЛЬЩИКА — понятие, отражающее подход спортсмена к решению конкретных задач схватки, боя, соревнования.

ЗАВЯЗЫВАНИЕ — разновидность захвата с перемещением клинка противника в различных плоскостях.

ЗАКРЫТИЕ НАЗАД (ВПЕРЕД) — возвращение в боевую стойку после выпада, шага (скачка) и выпада.

ЗАХВАТ — силовое воздействие оружием на клинок противника в соединении с ним.

ЗАЩИТА — отражение оружием оружия противника, совершающего атаку или контратаку.

ЗАЩИТА КОНКРЕТНАЯ — применяемая с целью отражения нападения противника в определенный сектор.

ЗАЩИТА ОБОБЩАЮЩАЯ — выполняемая для отбива оружия нападающего противника при разнонаправленных перемещениях клинка.

ИГРА ОРУЖИЕМ — перемещение клинка как при отсутствии, так и при наличии контакта с оружием противника.

ИСХОДНОЕ ПОЛОЖЕНИЕ ПЕРЕД БОЕМ — положение фехтовальщика с вытянутым вперед оружием и маской в невооруженной руке.

КОМБИНАЦИЯ ПРИЕМОВ (ДЕЙСТВИЙ) ДВУХСТУПЕНЧАТАЯ (ТРЕХСТУПЕНЧАТАЯ) — состоящая из двух (трех) непрерывно выполняемых в одной схватке действий или приемов нападения и маневрирования.

КОНТРАТАКА — нападение на противника с целью опередить начатую им атаку или избежать укола оппозицией, уклонением.

КОНТРЗАЩИТА — отражение оружием ответа противника.

КОНТРОТВЕТ — нападение, выполняемое непосредственно после отражения оружием ответа противника.

КОНТРТЕМП — нападение с целью опередить атаку противника на подготовку.

ЛЕЗВИЕ — рубящий край сабельного клинка.

ЛИНИИ ФЕХТОВАЛЬНЫЕ — условное понятие о сторонах пространства, лежащих внутрь и кнаружи (вверх и вниз) от клинка фехтовальщика.

ЛОЖНЫЕ НАПАДЕНИЯ И ЗАЩИТЫ — выполняемые с меньшей длиной, чем это необходимо при нанесении укола (удара) противнику, с большей глубиной — при отражении его нападений.

МАНЕВРИРОВАНИЕ — глубокое перемещение по полю боя.

МАСКИРОВКА — действие, отвлекающее противника от определенных намерений или предстоящих действий, скрывающее состояние.

НАМЕРЕНИЕ — тактическая задача боевого действия.

НАПАДЕНИЕ — попытка нанести укол (удар) вне зависимости от тактической правоты или разницы во времени между действиями фехтовальщиков.

НАПАДЕНИЯ ВСТРЕЧНЫЕ — выполненные с целью противодействия атакующему (наносящему ответ) противнику, при взаимных попытках нанесения укола (удара).

НАПАДЕНИЕ С ПРЯМОЙ РУКОЙ (УКОЛ ИЗ ПОЛОЖЕНИЯ «ОРУЖИЕ В ЛИНИИ») — нападение на атакующего с целью использовать тактическую правоту при взаимных уколах, избегая столкновения с оружием противника.

НЕДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЙ УКОЛ (УДАР) — нанесенный в непоражаемую поверхность фехтовальщика.

НЕПОРАЖАЕМАЯ ПОВЕРХНОСТЬ — части тела фехтовальщика, нападения в которые не засчитываются.

ОБУХ — утолщенный край сабельного клинка.

ОППОЗИЦИЯ — силовое воздействие оружием на оружие противника с целью закрыть один из секторов поражаемой поверхности в ходе нападения и избежать укола (удара).

ОРУЖИЕ ФЕХТОВАЛЬНОЕ — рапиры, шпаги, сабли, состоящие из клинка, гарды, рукоятки.

ОСТРИЕ КЛИНКА — конец оружия, предназначенный для нанесения укола, имеющий наконечник.

ОТБИВ — отражение клинка противника, приближающегося к поражаемой поверхности.

ОТБИВ ОТВЕДЕНИЕМ — выполняемый из соединения силовым противопоставлением своего клинка оружию противника.

ОТБИВ ПОДСТАНОВКОЙ — выполняемый выдвижением сильной части клинка в определенный сектор.

ОТБИВ УСТУПАЮЩИЙ — выполняемый противопоставлением сильной части своего клинка оружию противника путем его перемещения из верхнего соединения в нижнее или из нижнего в верхнее.

ОТВЕТ — нападение, выполняемое непосредственно после защиты.

ПЕРЕВОД — нападение, выполняемое с обведением клинка, гарды или вооруженной руки противника.

ПЕРЕНОС — нападение, выполняемое с обведением острия клинка противника.

ПЕРЕМЕНА СОЕДИНЕНИЯ — перемещение оружия из одной линии в другую.

ПОЗИЦИЯ — положение оружия по отношению к собственной поражаемой поверхности фехтовальщика.

ПОКАЗ УКОЛА (УДАРА) — угрожающее движение оружием в направлении поражаемой поверхности противника, имитирующее начальную фазу нападения.

ПОЛЕ БОЯ — площадка, предназначенная для ведения поединка фехтовальщиков.

ПОРАЖАЕМАЯ ПОВЕРХНОСТЬ — части тела фехтовальщика, нападения в которые засчитываются в соревнованиях.

ПРАВЫЙ (ЛЕВЫЙ) БОК — часть туловища фехтовальщика, поражаемая в боях на саблях.

ПРИЕМ — специализированное положение и движение фехтовальщика, отличающееся характерной двигательной структурой, взятое вне тактической ситуации.

ПРИЕМЫ МАНЕВРИРОВАНИЯ — шаги, скрестные шаги, скачки, бег, закрытия после выпада.

ПРИЕМЫ НАПАДЕНИЯ — выпад, «стрела», шаг (скачок) и выпад.

ПРЯМАЯ РУКА — положение, в котором вооруженная рука спортсмена выпрямлена, а острие клинка угрожает поражаемой поверхности.

РАЗВЕДКА — действие, применяемое с целью получения информации о противнике.

РАПИРА — спортивное колющее оружие весом 500 г с клинком длиной до 90 см прямоугольного сечения и круглой гардой диаметром не более 12 см.

РЕМИЗ — нападение после столкновения с защитой противника с целью опережения ответа.

САБЛЯ — спортивное рубяще-колющее оружие весом до 500 г с клинком не более 88 см трапецевидного сечения и овальной гардой, имеющей дужку.

САЛЮТ — приветствие движением оружия.

СЕКТОР — часть поражаемой поверхности фехтовальщика, ограниченная вертикальной и горизонтальной линиями, пересекающимися в центре гарды. Сектор может быть верхним или нижним, внутренним или наружным.

СКАЧОК — перемещение фехтовальщика без скрещивания ног с использованием безопорной фазы.

СКРЕСТНЫЙ ШАГ — перемещение фехтовальщика со скрещиванием ног.

СОЕДИНЕНИЕ — соприкосновение клинков.

СРЕДСТВА ФЕХТОВАНИЯ — действия, используемые фехтовальщиками в бою, а также технические приемы и боевые действия, применяемые в процессе тренировки.

СТОЛКНОВЕНИЕ — резкое соприкосновение фехтовальщиков какими-либо частями тела по вине одного или обоих спортсменов.

«СТРЕЛА» (БРОСОК ИЛИ «ФЛЕШ») — прием нападения, выполняемый бегом или прыжком из боевой стойки и приземлением на выставляемую сзади стоящую ногу.

СТРОЕВАЯ СТОЙКА — положение фехтовальщика с оружием и маской в невооруженной руке.

СХВАТКА ОДНОАКТНАЯ (ДВУХ, ТРЕХАКТНАЯ, МНОГОАКТНАЯ) — состоящая из одного действия (двух, трех, многих действий) спортсмена, а также противодействия противника.

ТАКТИКА — характер ведения боя и сумма способов обыгрывания, применяемых фехтовальщиком в единоборстве.

ТАКТИЧЕСКАЯ ПРАВОТА — преимущество, определяемое правилами соревнований для атак и ответов при взаимных уколах (ударах) в фехтовании на рапирах и саблях.

ТЕХНИКА — совокупность наиболее целесообразных приемов фехтовального боя, а также структура и другие параметры их выполнения.

УДАР — прикосновение лезвия (или первой трети обуха со стороны острия) клинка с определенной силой к поражаемой поверхности противника.

УДВОЕННЫЙ ПЕРЕВОД — атака (ответ), состоящая из одного финта переводом и укола переводом в тот же сектор с целью обойти круговую защиту противника.

УКЛОНЕНИЕ — перемещение поражаемой поверхности с целью затруднить противнику нанесение укола (удара) и избежать его получения.

УКОЛ — прикосновение острия клинка к поражаемой поверхности противника с определенной силой, фиксируемое аппаратом-электрофиксатором.

УКОЛ (УДАР), ПОКАЗ УКОЛА (УДАРА) ПРЯМО — нападение (или угроза) без необходимости обходить оружие или части тела противника.

УКОЛ С УГЛОМ — нападение, при котором предплечье вооруженной руки фехтовальщика и оружие образуют угол.

ФЕХТОВАНИЕ — вид спорта, представляющий собой единоборство на холодном спортивном оружии.

ФЕХТОВАЛЬНЫЙ ТЕМП — продолжительность выполнения одного простого действия.

ФИНТ — угрожающее движение оружием, вызывающее у противника реагирование защитой.

ЧАСТИ КЛИНКА — условное деление клинка на слабую (ближнюю к острию оружия), среднюю и сильную (ближнюю к гарде) части.

«ЧУВСТВО БОЯ» — специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности двигательных восприятий.

«ЧУВСТВО ВРЕМЕНИ» — специализированное свойство фехтовальщика в оценке микроинтервалов времени.

«ЧУВСТВО ДИСТАНЦИИ» — специализированное свойство фехтовальщика6 основанное на точности оценки расстояния до противника.

«ЧУВСТВО ОРУЖИЯ» — специализированное свойство фехтовальщика, основанное на быстроте и точности тактильных восприятий.

ШАГ — перемещение фехтовальщика по полю боя, исключающее безопорную фазу и скрещивание ног.

ШАГ (СКАЧОК) И ВЫПАД — прием нападения, состоящий из непрерывно выполняемых шага (скачка) и выпада.

ШПАГА — спортивное колющее оружие весом до 770 г с клинком длиной до 90 см трехугольного сечения и круглой гардой диаметром не более 13,5 см.

ЭЛЕКТРОФИКСАТОР — аппарат для судейства боев, фиксирующий уколы и удары в фехтовании на рапирах, шпагах, саблях, преимущество во времени нанесения укола в фехтовании на шпагах.

walker30.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *