Неудачная охота Россомахи (палубный истребитель F8F Bearcat)
В 1943 голу война на Тихом океане достигла апогея. Американские пилоты, летавшие на истребителях фирмы Грумман, «Уайлдкэтах» и «Хеллкэтах», в полной Мере ощутили насколько труден воздушный бой с верткими японскими машинами. Тогда командование флота CШA выдвинуло концепцию нового самолета «высокоманевренного истребителя завоевания превосходства в воздухе». Концепция эта подразумевала уменьшение дальности полета в пользу повышения маневренности и скорости.
Главный инженер фирмы Грумман Уильям Швендлер начал разрабатывать такой самолет в середине 1943 года. Проект получил фирменное наименование G-58. Новый самолет представлял собою уменьшенный до размеров «Уайлдкэта» «Хеллкэт» с мотором Пратт-Уитни R-2800 «Дабл Уосп». Профиль крыла выбрали NACA-230.
Инженеры Груммана поставили основную цель: повысить в два раза скороподъемность и скорость входа в вираж по сравнению с «Хеллкетом», а также увеличить максимальную скорость на 75 — 80 км/ч. П результате одним из главных требований к проекту стала повышенная культура веса. В частности, для облегчения конструкции крыла применили «безопасно разрушаемые» законцовки. Подразумевалось, что при сильном превышении допустимой перегрузки метровые законцовки крыла, заведомо ослабленные при проектировании, должны были отламываться. После этого самолет мог совершить безопасную посадку.
G-58 был спроектирован в лучших традициях фирмы, сохранены все фамильные черты, но при этом учтены новейшие достижения аэродинамики Впервые с самого начала проектирования конструкторы отказались от гаргрота, применили каплевидный фонарь. Внешне самолет смотрелся очень эффектно. Полные обводы фюзеляжа в сочетании с крылом большой относительной толщины и высоким килем вызывали ассоциацию с бульдогом.
После консультаций с заказчиком 27 ноября 1943 года был подписан контракт на изготовление двух прототипов самолета под обозначением XF8F-1 «Биркэт» («Россомаха»). Прототипы построили в рекордно короткий срок: всего за 5 месяцев. Их оснастили двигателями R-2800-22W с взлетной мощностью 2100 л.с. (1600 л.с. — на боевом долговременном режиме). Чтобы в полной мере реализовать преимущества этого мотора, применили новый четырех-лопастный винт «Аэропродактс» диаметром 3,83 м. В крыле имелись посадочные места под 4 крупнокалиберных «Кольт-Браунинга» с общим боезапасом 1200 патронов.
Первый полет «Биркэта» состоялся 31 июля 1944-го, пилотировал его шеф-пилот фирмы Роберт «Боб» Холл. Он отозвался о самолете очень хорошо, отметив лишь недостаточную путевую устойчивость. «Биркэт» подвергся всестороннему анализу на объединенной конференции ВВС армии и флота США по истребительной авиации в октябре 1944 г., где угаердили заказы на новый истребитель от ВВС флота. С февраля 1945-го ожидалась поставка 2023 машин, а далее к производству «Биркэта» планировали подключить компанию Дженерал Моторс, которая должна была произвести еще 1876 самолетов.
Прототип «Биркэта» имел: максимальную скороподъемность — 24,34 м/с (для сравнения, у «Хеллкэта» — 16 м/с), максимальную скорость на боевом режиме на уровне моря — 632 км/ч, на высоте 5275 м — 682 км/ч (у F6F-5 — 640 км/ч). (Подробнее об истребителе «Хеллкэт» см. «КР» 5-1992).
11ервый серийный F8F-1 вылетел в начале февраля того же года. 17 февраля была произведена серия из 9 посадок и взлетов с конвойного авианосца «Чарджер», выполненная морскими пилотами. Никаких неприятных неожиданностей эти испытания не принесли.
Серийный F8F-1 отличался от прототипа наличием форкиля, повышенной емкостью баков. Мощность двигателя R-2800-34 увеличена до 2750 л.с. на уровне моря (2450 л.с. на высоте 2925 м). Под центральный узел подвески подвешивался так называемый «боевой» ПТБ емкостью 150 амер. галлонов (568 л), с которым можно было вести воздушный бой: он почта не снижал маневренности самолета. Несмотря на прирост массы, характеристики серийного «Биркэта» даже улучшались по сравнению с прототипом. Скороподъемность составила 28,5 м/с, высоту 6095 м самолет набирал за 4,9 мин. Максимальная скорость на уровне моря возросла до 678 км/ч, а на высоте 5730 м — до 689 км/ч.
21 мая 1945 г. первая эскадрилья, VF-19 в Санта-Роза (Калифорния) была укомплектована «Биркэтами». Новые самолеты поступили в разгар подготовки к операции «Олимпик» — планировавшемуся в августе вторжению на Японские острова. Параллельно серийные машины проходили летные испытания на полигоне фирмы Грумман. Самолеты избавляли от «детских болезней», к коим, в частности, относились протечки гидросмеси и топлива, а также неэффективность тормозов. Имели место и отказы двигателя в полете, что повлекло за собой несколько аварий. В результате весь парк «Биркэтов» был на короткое время отстранен от полетов, а недостатки — оперативно ликвидированы.
Наиболее трудоемкой доработкой стало улучшение системы впрыска топлива в двигатель. После всех доводок эскадрилью VF-19 погрузили на борт авианосца «Лэнгли» и в начале августа отправили на Гавайские острова. Были предприняты меры к ее боевому развертыванию, но после атомных бомбардировок Хиросимы и Нагасаки, Япония капитулировала.
По окончании войны контракт на постройку «Биркэгов» с фирмой Дженерал Моторс аннулировали, а заказ фирме Грумман сократили. Теперь им предусматривалась поставка 23 опытных и 746 серийных F8F-1. К ним добавили 126 самолетов серии F8F-1B, отличавшихся новым двигателем — R-2800-30W серии Е (внешнее отличие — двойной ряд жалюзи на фюзеляже перед козырьком кабины) и вооружением из 4 пушек «Форд-Понтиак» М39А калибром 20 мм вместо пулеметов. Вновь возникшую проблему путевой устойчивости решили, увеличив высоту киля на 30,5 см. «Биркэты» серии F-1 с новым двигателем и «высоким» килем получили наименование F8F-2. Вес модификации F8F-1В возрос еще на 200 кг, скорость упала на 3,7 км/ч, скороподъемность — на 1,5 м/с.
В процессе эксплуатации «безопасно разрушаемые» законцовки крыла показали себя далеко не с лучшей стороны. При особо интенсивном маневре, как правило, отламывалась одна из них, что вводило самолет в серию неуправляемых бочек. После подобного инцидента с «Биркэтом» из показательной эскадрильи «Блю Эйнджелс», закончившегося катастрофой, на все F8 установили пиросистему принудительного отстрела второй законцовки. Многие пилоты сажали «Биркэты» без законцовок, что, естественно, сильно усложняло посадку. Представляла большую проблему замена законцовок. В результате от всей идеи «безопасно разрушаемых» законцовок отказались, Пиросистему убрали, а каркас законцовки усилили (кстати, данная замена увеличения веса не дала).
ВВС флота исправно получали все новые и новые «Биркэты», однако уже было ясно: самолет морально устаревает. В середине 1946-го провели учебный воздушный бой между «Биркэтом» и реактивным истребителем F-80. Пилот «Биркэта» так ни разу и не смог удержать оппонента в прицеле. Но палубного реактивного истребителя еще не существовало — первая хорошая палубная реактивная машина, Груммановская «Патера», должна была подняться в воздух лишь через полтора года — и «Биркэты» продолжали поступать на вооружение.
F-8 прослужил в первой линии пять лет. Не так уж мало, если учесть, что в то время самолеты морально устаревали за год-два. К концу 1947-го 19 эскадрилий ВВС флота и морской пехоты США имели на вооружении «Биркэта». Тогда же две машины серии F-1B модифицировали в F-2, а в январе 1948-го эта модификация стала серийной. На этот самолет впервые в истории военной авиации США поставили радиовысотомер AN/APN-1. Нагрузка на крыло у машин серии F-2 выросла с 214 до 228,5 кг/м2. Что немного «срезало» им скороподъемность на уровне моря. Зато скорость на большой высоте возросла.
Всего было построено 365 самолетов F8F-2. Последний выкатили из сборочного цеха в мае 1949-го. Из этого количества 12 машин несли под правым крылом радар и назывались F8F-2N, а 60 машин имели за кабиной фотоаппарат и уменьшенное до двух пушек вооружение. Они получили наименование F8F-2R. К моменту окончания серийного производства ВВС флота и морпехота США имели по 12 эскадрилий, вооруженных F8F-1 и F-2.
Кроме основных серий, выпустили два «штучных» «Биркэта» — один G-58A «Галхок» предназначался для пилота — гонщика Эла Вильямса. Судьба этого самолета сложилась неудачно. Вскоре после постройки он разбился из-за грубого захода на посадку. Второй же представлял собою компиляцию из двигателя от F8F-1 и планера от F-2 и использовался фирмой в качестве демонстрационного летательного аппарата.
Конструкция самолета, кроме необычных законцовок крыла, отличалась и другими интересными решениями. Так, шасси имело хотя и сложную, но очень удачную конструкцию. Верхняя часть ломающейся стойки уходила при уборке наружу, а нижняя — внутрь, в результате для длинной ноги шасси требовалась относительно небольшая ниша. Кабина пилота, сделанная с учетом эргономики, была достаточно просторна. При рулежке капот двигателя не закрывал обзора вперед. Мотор заводился хорошо, при разбеге его можно было сразу выводить на взлетный режим, не опасаясь капотирования. При пикировании с числом Маха более 0,75 без применения воздушных тормозов появлялась тенденция к заклиниванию органов управления и затягиванию в неуправляемое пике. Впрочем, тенденция эта при указанных числах Маха была неопасна. О приближении опасного режима сигнализировали колебания ручки управления.
Из пике самолет выводился одними закрылками, без дачи ручки на себя. Скорость срыва — 185 км/ч. Дальность даже с ПТБ оставляла желать много лучшего: боевой радиус действия с баком — всего 435 км. Максимальная скорость на высоте 8535 м — 719 км/ч, потолок — 11 645 м.
По мнению пилотов, к недостаткам «Биркэта» можно также отнести слабую устойчивость самолета и худшее по сравнению с другими оборудование для слепого полета.
Что касается боевого применения «Биркэтов» в Корейской войне, то мнения английских и американских авиационных историков расходятся. Так английский летчик капитан Эрик Браун, ведущий рубрики «Взгляд из кабины» популярного журнала «Эйр Интернешнл», осторожно указывает лишь на то, что «к началу конфликта «Биркэт» морально устарел и начал изыматься из частей первой линии и с авианосцев». Между тем, американские летчики Ларри Слага и Эдди Уилкенс в своих мемуарах подчеркивают, что «Биркэты» ВВС морской пехота летали в течение 1950-го с авиабаз Пусан и Тэгу. Это были приспособленные для ведения ночного боя самолеты F8F-2. Они же отмечают, что одна эскадрилья «Биркэтов», VF-173, действовала с авианосца «Орискани».
Существуют также свидетельства о применении этого самолета в качестве штурмовика и «охотника за грузовиками», правда, неподтвержденные. Авторы их — люди «с другой стороны» — специалисты, обслуживавшие северокорейские самолеты.
Бесспорной и убедительной демонстрацией боевых возможностей этой машины, кстати, в несвойственной ей роли самолета поддержки наземных войск, стала противопартизанская война во Французском Аннаме (Вьетнаме). В июне 1951 г. снятые с вооружения ВВС флота США F8F-1 и F-1B, получившие индексы F8F-1D, и F-1DB, морем переправили в Сайгон и передали французским летчикам. Первой французской частью, получившей «Биркэты», стала истребительная груши 1/6, но вскоре ее перебросили в метрополию, а самолеты перешли «по наследству» к штурмовой груше 1/8. До конца 1951-го «Биркэты» совершили более 1000 самолето-вылетов. В октябре F8F поступили в штурмовую группу 111/6, которая, в свою очередь, передала их истребительной группе 11/8.
В 1952 году еще три авиагруппы получили F8 различных модификаций. Кроме того, была сформирована отдельная фоторазведывательная группа. Фотоконтейнер подвешивался вместо ПТБ, что в полтора раза уменьшало и без того небольшую дальность действия «Биркэтов».
Война с повстанцами в Аннаме шла три года, и 120 «Биркэгов» приняли в ней активное участие. Несмотря на малый радиус действия, а стало быть, и непродолжительное время работы по цели, несмотря на специфику конструкции (слабую стойкость к запыленности, пневматики высокого давления, плохо подходившие для операций с грунтовых аэродромов, и некоторые другие отрицательные факторы), французские летчики любили этот самолет. «Биркэт» оказался весьма маневренным и мог летать на бреющем по просекам в джунглях, устьям рек и извилистым ущельям. Он имел огромный запас мощности, что было необходимо для резких вертикальных маневров при полете в горах. Пушечное, бомбовое и ракетное вооружение делало его неплохим штурмовиком.
Кроме того, «Биркэт» оказался весьма живуч при обстреле из легкого стрелкового оружия, которое, в основном, и было на вооружении вьетнамцев. 22% потерь «Биркэгов» пришлось на машины, гге n подлежавшие восстановлению по возвращении из особо «горячих» рейдов. После прекращения огня в 1954 году уцелевшие «Биркэты» передали во вновь созданные вьетнамские ВВС, в составе которых несколько машин дожили до войны с США.
Запчасти к ним добывались путем «каннибализма» — разборки их неремонгопригодных собратьев.
В 1951-м после прибытия в Таиланд американских советников и начала осуществления программы военной помощи этой стране, таиландские ВВС получили 50 F8F-1D и DB. Они служили в составе трех эскадрилий вплоть до 1963 года.
В 1953-м последние эскадрильи американских ВВС флота,VF-859 hVF-921 сменили свои «Биркэты» на реактивные «Пантеры», передав устаревшие машины в резерв. Старые самолеты простояли на резервных авиабазах до июля 1955-го, когда их, наконец, списали и продали на металлолом и в частное владение.
Так закончилась военная карьера самолета, явившегося почти идеальным истребителем для маневренного воздушного боя, но волею судьбы не использованного ни разу в этой роли. Тем не менее, груммановская «Россомаха» показала свои зубы и копи, вполне справившись с несвойственными ей задачами.
ОБЩИЕ ЗАМЕЧАНИЯ ПО ОКРАСКЕ «БИРКЭТОВ»
Американские «Биркэты» всегда имели состояние окраски, близкое к идеальному, т.к. их морское базирование подразумевало постоянное подкрашивание царапин и оголенных швов из пульверизатора. Нагар у оружия и выхлопных патрубков после каждого вылета замывался бензином. На крыле снизу опознавательный знак, как правило, не наносился. Лишь в редких случаях снизу на левое крыло наносился номер самолета в эскадрилье. Самолеты из ночных (всепогодных) эскадрилий имели упрощенные опознавательные знаки (вместо «крылышек» — лишь тонкие красные полоски), причем со звездой среднесерого, а не белого цвета. После передачи во французские ВВС, окраска «Биркэгов» стала портиться из-за отсутствия нужной краски. Самолеты подкрашивались редко, в основном, кистью, черным полуматовым цветом. Больше всего царапин, забоин и оголенных швов, судя по фотографиям, было на капоте мотора, сверху в корне крыла и под фонарем кабины. В корне крыла французы часто устанавливали резиновые коврики, не принятые у американцев. «Биркэты», переданные во вьетнамские ВВС, были перекрашены, причем, в самые причудливые цвета, видимо, это зависело от наличия красок на складах. Подкрашивались они регулярно, правда, кистями. Нагар же не смывался, вьетнамцы предпочитали а местах, подверженных нагару, накрасить черное поле.
Тактико-технические характеристики F8F-1 Биркэт
Размах — 10,82 м, длина самолета — 8,43 м, площадь крыла — 22,67 м2. Вес пустого — 3322 кг, взлетный — 4387 кг, макс, взлетный -5779 кг. Летные данные (с «боевым баком»). Максимальная скорость на боевом режиме (Н-4570 м) — 680 км/ ч, максимальная скорость на номинальном режиме (Н-5975 м) — 628 км/ч, максимальная скороподъемность на уровне моря — 28,5 м/с. Практический потолок — 10 575 м, боевой радиус — 975 км, Двигатель — Пратт-Уигаи R-2800-34W «Дабл Уосп» 18-цилиндро-сая «двойная звезда». Взлетная мощность 2100 л.с., внутренний запас топлива — 700 л, боевой ПТБ емкостью 568 л, под бомбовые пилоны возможна подвеска двух ПТБ по 757 л. Вооружение F8F-1: 4×12, 7-мм пулемета «Кольт-Браунинг» с 300 патронами на пулемет. F8F -1В и F-2: 4х20-мм пушки «Форд-Понтиак» с 205 снарядами на пушку. Подвесное вооружение: 4 сверхзвуковых НАР HVAR калибром 127 мм и 2 бомбы по 450 кг под крыльевыми пилонами или 1 бомба 725 кг вместо ПТБ. На модификации F8F-2P сохранены 2 центральные пушки; на модификации F8F-2 подвесное вооружение не устанавливалось, крыльевые пилоны сняты.
НА ЧЕРТЕЖЕ (НУМЕРАЦИЯ СКВОЗНАЯ):
1 — воздушный винт Аэропродактс, 2 — крышка стойки шасси, 3 — крышка колеса, 4 — капот мотора, 5 — выхлопное устройство мотора R-2800-24W, 6 — выхлопное устройство мотора R-2800-30W серии Е, 7—антенны радиостанции, 8 — свободная антенна радиополукомпаса, 9 — капот мотора R-2800-30W серии Е, 10 — фонарь кабины самолетов ранних серий, 11 — фонарь кабины с дополнительным элементом жесткости самолетов поздних серий, 12 — «низкий» киль, 13 — «высокий» киль, 14 — триммер канала рысканья самолетов поздних серий, повышенной площади, 15 — трубка Пию, 16 — установка четырех пушек М-39А, 17 — установка двух пушек М-39А на самолете F8F-2P, 18 — аэрофотаппарат, 19 — съемный обтекатель втулки винта (т. н. «спиннср»), 20 — съемный кок винта на самолетах поздних серий, 21 — воздухозаборник маслосистемы, 22 — жалюзи выхода охлаждающего воздуха, 23 — радиолокатор на модификации F8F-2N, 24 — форкиль, 25 — «боевой» ПТБ, 26 — установка 4 крупнокалиберных пулеметов <Кольт-Браунинг* на самолете F8F-1, 27 — гильзосбросы пулеметов, 28 — гильзосбросы пушек, 29 — крышка доступа к пулеметам, 30 — крышкалоступа к пушкам, 31 — бомбовый пилон, 32 — пилон для ракеты HVAR, 33 — посадочная фара, 34 — узел складывания крыла, 35 — «безопасно разрушаемая* законцовка крыла, 36 — аэронавигационный огонь, 37 — люк доступа к патронным (снарядным) ящикам, 38 — закрылок, 39 — тормозной щиток, 40 — люк доступа к радиополукомпасу, 41 — строевой огонь, 42 — ступенька, 43 — указатель положения шасси, 44 — жалюзи системы охлаждения, 45 — фюзеляжный строевой огонь, 46 — заголовник с 12.7 мм бронеплитой, 47 — нижняя часть стойки шасси, 48 — верхняя часть стойки, 49 —хвостовая опора с цельнолитым резиновым катком, 50 — кинофотопулемет, 51 — мотор R-2800-24W с редуктором, 52 — желоб посадочного крюка, 53 — посадочный крюк, 54 — ослабленная нервюра ^безопасно разрушаемой» законцовки, 55 — 12.7 мм бронеспинка, 56 — гироскопический лрицел-вычистгтель, 57 — воздуховод маслорадиатора, 58 — маслобак (емкость 64 л), 59 — патронные коробки, 60 — бомба 450 кг, 61 — 127 мм ракеты HVAR
Иван Кудишин,
Крылья Родины, №6’1994
techno-story.ru
F8F Bearcat
Палубный истребитель
Grumman
В 1943 году производственные мощности фирмы «Грумман» были заняты производством большого количества F6F-3 «Хеллкэт» для войны на Тихом океане. Однако одновременно начались разработки нового истребителя с лучшими характеристиками. Компании конкуренты — «Боинг» и «Кертисс» предложили проекты более тяжелых чем «Хеллкет» истребителей. В то же время пилот испытатель «Грумман» Боб Холл был отправлен в Англию, где провел всесторонние испытания трофейного «Фокке-Вульфа» ФВ-190. Результаты испытаний были сразу доложены Лерою Грумману -президенту компании.
В итоге было решено делать проект легкого самолета с оптимальными характеристиками. По словам президента он должен быть небольшим, очень маневренным. А 28 июля 1943 года бьша подписана спецификация на новый палубный истребитель.
В итоге появился «Проект 58» с двигателем Pratt & Whitney R-2800 «Double Wasp», профилем крыла NACA 230. Впервые для палубных истребителей был применен революционный фонарь, который обеспечивал летчику прекрасный обзор на всех направлениях. Работу над «Проектом 58» возглавил Уильям Т. Швендлер, в активе которого бьша уже работа над «Уайддкэтом» и «Хэллкэтом».
29 ноября 1943 года Военно-морской флот подписал с фирмой контракт на постройку двух прототипов под обозначением XF8F-1. Собственно говоря, конкурса не получилось. Конкуренты явно не могли тягаться с фирмой «Грумман». XF14C-1 фирмы «Кертисс» оказался слабее в маневре и наборе высоты, а огромный XF8B-1 фирмы «Боинг» трудно было даже назвать истребителем.
«Грумман» построил эти два самолета в рекордно короткие сроки: так, первый прототип выкатили из ангара 21 августа 1944 года.
Он явно имел свою, неповторимую красоту, которую лишь подчеркивали короткие крылья и «лобастый» бочкообразный фюзеляж с «каплей» кабины. Основным конструкционным материалом самолета стал новый алюминиевый сплав 302W, обеспечивающий очень высокую чистоту обшивки. Фюзеляж типа полумонокок имел бронирование кабины, двигателя и узлов маслосистемы. Улучшенные методы прочностных расчетов позволили сделать самолет достаточно легким. Особое внимание было уделено крылу, которое рассчитывалось на максимальную эксплуатационную перегрузку 9 единиц. Конструкторам удалось существенно снизить вес его конструкции за счет применения новой концепции «законцовок повышенной безопасности», основанной на новейших достижениях того времени в области теории прочности и материаловедения.
Наиболее интересным моментом был отстрел законцовок крыла (так называемых safetywing tip) при резком превышении допустимой перегрузки. При этом размах крыла уменьшался примерно на 2 метра, а следовательно располагаемая подъемная сила, перегрузка и воздушная нагрузка на крыло резко уменьшались, что предотвращало крыло от поломки или самопроизвольного складывания. Оставшейся площади было достаточно, чтобы пилот вышел из боя и благополучно сел.
По желанию заказчика первый XF8F-1 получил Pratt & Whitney R-2800-22W. а второй — усовершенствованный R-2800-30W. Однако двигатель -30W еще не был построен и оба XF8F-1 получили R-2800-22W и четырехлопасный винт Aeroproducts Model A642-G1.
21 августа 1944 года Боб Холл поднял в воздух прототип XF8F-l(BuNo 90460). Однако первый вылет был коротким из-за того, что у летчика возникли проблемы с управляемостью. Причину нашли быстро. Горячий воздух, выходящий из маслорадиаторов на верхнюю поверхность крыла, создавал мощный воздушный поток, попадавший на оперение. Выхлопные отверстия радиаторов перенесли под крыло, и истребитель стал послушнее.
В первых же вылетах прототип продемонстрировал скорость в 424 mph (около 680 км ч), а по скороподъемности самолет не имел себе равных среди американских палубных истребителей — за одну минуту XF8F-1 набирал почти полтора километра высоты.
Испытания второго прототипа XF8F-1 начались 2 декабря 1944 года. Однако в марте 1945 года первый прототип XF8F-1 был потерян в катастрофе.
Несмотря на эту неприятность испытания второго прототипа продолжались интенсивно. Уже в июне 1944 года Флот разместил заказ на производство первой партии в 23 самолета. Вскоре по традиции новый «груммановский» истребитель получил «кошачье» имя — «Биркэт» («Росомаха»). Второй контракт предусматривал поставку 2000 F8F под обозначением F8F-1 с темпом в 100 машин в месяц. Первым боевым крещением самолета должна была стать операция «OLYMPIC» (высадка на Японские острова), запланированная на ноябрь 1945 года.
По тем же планам производство «Хеллкэтов» должно было понемногу сворачиваться с тем, чтобы с января 1946 года начать полноценный выпуск «Биркэтов». Был найден и суб-подрядчик — фирма «Eastern Aircraft», на которой в годы войны было выпущено 77 % всех «Эвенджеров» и 79% «Уайлдкэтов».
По суб-контракту, подписанному 5 февраля 1945 года, предполагалось произвести 1876 «Биркэтов» (под флотским обозначением F3M-1). Однако в связи с окончанием войны контракт был расторгнут в августе 1945 года.
F8F-1 Следом за триумфальным шествием двух XF8F-1 «Грумман» начала постройку первой партии, первый самолет из которой (Bu No 90437) вышел из производственных цехов 31 декабря 1944 года. Новый самолет получил обозначение F8F-1. Самолеты этой партии получили номера от BuNo от 90437 до 90461. причем 90460 и 90461 — это были XF8F.
Новый F8F-1 получил несколько изменений по сравнению с прототипами. Так, размах стабилизатора был увеличен на 12 дюймов, появился небольшой форкиль, а под капотом теперь стоял мотор R-2800-34W, имевший на 300 л.с. большую мощность, чем моторы 22-й и 30-й серий, установленные на прототипах. По требованию заказчика объем топливных баков был увеличен на 104 литра и составил 824 л. Все топливные емкости были протектированны. Уже в ходе постройки опытных образцов было введено требование возможности подвески под крыло двух бомб калибра 454 кг или дополнительных топливных баков. Это задание было выполнено на втором предсерийном F8F-1, получившим два подкрыльевых держателя Мк.51. и еще один, такой же, под фюзеляжем. Кроме бомб и баков на подкрыльевых держателях испытывали контейнеры Мк. 1 с двумя 12.7 мм пулеметами в каждом, а также 298 мм ракеты «Тайни Тим» (Tiny Tim). Несмотря на успех, два последних варианта подвески не прижились. Более удачной оказалась установка 5-дюймовых (127 мм) ракет AR или HVAR на четырех пусковых устройствах Мк.9 (с четвертого самолета), применявшаяся впоследствии на большинстве серийных «Биркэтах».
«Обкатку» самолета на корабле провел капитан Роберт М.Эдлер (Robert M.Edler). посадивший свой F8F-1 на палубу авианосца CVE-30 «Чарджер» («Charger») 17 февраля 1945 года. Этот последний этап испытаний самолета также прошел успешно.
Конечно, как и у всякой новой машины, у Биркэта были свои «нюансы». Так, шасси убиралось слишком быстро и с ударом. При превышении эксплуатационных ограничений по скорости наблюдался бафтинг, и чтобы погасить тряску, пилоту рекомендовалось использовать тормозные щитки на нижней поверхности крыла. Были также свои особенности реакции на «дачу» рулей.
В итоге были подтверждены хорошие посадочные характеристики самолета и он был рекомендован для базирования на авианосцах всех классов, включая малые эскортные (CVE).
Последняя партия из 10 F8F-1 (BuNo от 90450 до 90459) была отправлена на авиабазы NAS «North Island» и NAS «Santa Rosa», где проходили переподготовку летчики двух эскадрилий — VF-18 и VF-19.
На службе. Первым подразделением, получившим «Биркэты» стала VF-19. Эскадрилья проявила себя успешно в ходе своей «командировки» на войну на борту «Лексингтона». Летчики летали на F6F «Хеллкэт». В ее составе было несколько опытных летчиков -так лейтенант Билл Масонер (Bill Masoner) сбил 12 японских самолетов. 16 августа 1945 года подразделение на борту легкого авианосца CVE-27 «Ленгли» («Langley») отплыло из США к берегам Японии. Но повоевать «Биркэтам» не довелось. Август стал последним месяцем войны.
VF-18 была отправлена на авиабазу NAS «North Island» после того как 25 ноября 1944 года их авианосец «Интерпид» (CV-11) был поражен двумя камикадзе и был выведен из строя на два месяца. Летчики эскадрильи получили для переучивания несколько машин из первой партии F8F-1.
Ввиду окончания войны эскадрилью на фронт не отправили, перебросив 17 ноября 1945 года на авиабазу NAS «Norfolk».
Формирование новых эскадрилий на «Биркэты» было приостановлено послевоенным сокращением вооруженных сил. Так, к ноябрю 1946 года было перевооружено всего девять эскадрилий. В том же месяце произошла реорганизация флотских эскадрилий, в ходе которых VF-18 стала VF-18A. Префикс «А» обозначал «Ударную», а в то время как «L» — «Легкую», базировавшуюся на авианосцах класса «Индепенденс».
Пилоты были довольны своими машинами, а многие из них теплые воспоминания о самолете сохранили навсегда. Слово капитану Гордону Файрбауху, в 1946-47 годах командиру эскадрильи VF-5A. вооруженной «Биркэтами»: «Я думаю — это лучший самолет, на котором мне когда-либо приходилось летать. Я командовал дюжиной «зеленых» пилотов, чей общий налет не превышал 400 часов, а четырехмесячный океанский поход прошел без трудностей, что свидетельствует о летных качествах F8F».
F8F-1B. В 1944 году на Совместной истребительной конференции (Joint Fighter Conference) были проведены учебные бои между различными типами истребителей -P-47D и Р-47М «Тандерболт», P-51D «Мустанг», F4U-4 «Корсар» и F8F-1 «Биркэт». В боях участвовали пять армейских, пять флотских и 12 летчиков-испытателей. В ходе Конференции выявили существенный недостаток самолета — слабое стрелковое вооружение в виде четырех .50 «Браунингов» и малая площадь кабины.
Собственно говоря, этот факт не был открытием. На него было указано еще в ходе испытаний прототипов, но за его устранение взялись лишь после войны.
В итоге командование флота заказало модернизацию двух F8F-1 с установкой двух пушек 20-мм пушек МЗ вместо четырех пулеметов. Такое орудие весило почти вдвое тяжелее пулемета М2. На фирме было практически заново разработано крыло, в котором установили два патронных ящика. Именно по этим люкам доступа можно отличить пушечные «Биркэты». Новая модификация получила обозначение F8F-1B.
Прототипом для новой серии послужил серийный F8F-1 с регистрационным номером 90440. В марте 1946 года появились первые серийные машины.
На новых машинах в результате модификации были снижены горизонтальная маневренность самолета, в частности ухудшились угловые скорости крена.
Весьма существенно, что в конструкции МЗ удалось не только добиться высокой дульной мощности и хорошей дальности стрельбы, но и повысить надежность оружия — частые отказы пулеметов беспокоили пилотов F8F-1. Испытания показали, что на один отказ пушка делает более чем 10000 выстрелов.
С марта 1946 года по январь 1948 года фирма «Грумман» построила 226 F8F-1B. Каждый четвертый «Биркэт» был F8F-1B.
Экипаж | 1 чел. |
Размеры. | |
---|---|
Размах крыла, м | 10,82 |
Площадь крыла, м² | 22,673 |
Длина самолета, м | 10,24 |
Высота самолета, м | 8,43 |
Двигатель. | |
18-цил. ПД Pratt Whitney R-2800-34W Double Wasp | 2100л.с. |
Массы и нагрузки, кг: | |
Пустого самолета | 3322 |
Нормальная взлетная | 4387 |
Максимальная взлетная | 5779 |
Топливо | 700 л |
Летные данные | |
Максимальная скорость на высоте, км/ч | 680 |
Максимальная скорость у земли, км/ч | 615 |
Максимальная скороподъемность, м/мин | 17101 |
Практический потолок, м | 10575 |
Вооружение | |
F8F-1: четыре 12,7-мм пулемета Cplt-Browning с 300 патронами на пулемет. F8F-1В четыре 20-мм пушки Ford с 205 снарядами на пушку. Подвесное вооружение: 4 сверхзвуковых НАР HVAR калибром 127 мм и 2 бомбы по 450 кг под крыльевыми пилонами или 1 бомба 725 кг вместо ПТБ. ПТБ емкостью 568 л, под бомбовые пилоны возможна подвеска двух ПТБ по 757 л. |
Источники
- «F8F «Bearcat» » /Война в воздухе № 146/
- «Энциклопедия военной техники» /Aerospace Publising/
- «Палубные истребители Второй мировой войны» /Иван Кудишин/
- «Американские военные самолеты Второй мировой войны» /под ред. Дэвида Дональда/
www.airpages.ru
Grumman F8F Bearcat. Фото. Характеристики.
США
Тип: однодвигательный поршневой палубный истребитель-бомбардировщик и ночной истребитель
Экипаж: пилот
Последний из длинной серии поршневых самолетов компании «Грумман», объединенных под обозначением «cat», самолет «Биркэт» (Bearcat — панда) учел в своей конструкции все уроки, полученные за первых два с половиной года боев на Тихом океане. Отбросив неписанный закон, который утверждал, что новый истребитель должен быть больше, чтобы быть лучше своего предшественника, самолет «Биркэт» был не только короче (8,61 м), но и легче (максимальный взлетный вес 5873 кг — 12 947 фунтов), чем самолет F6F «Хеллкэт» (длина 10,23 м — 33 фута 7 дюймов и максимальный взлетный вес 6991 кг — 15 413 фунтов), который он заменял.
Оба типа самолетов использовали одну и ту же силовую установку с двигателем R-2800 «Дабл Уосп» компании «Прайт-Уитни», но благодаря своей более компактной конструкции самолет «Биркэт» превосходил характеристики самолета F6F. ВМС были настолько довольны новым истребителем, что заказали 2023 самолета F8F-1 с началом поставок с нового, 1945 года. Первой частью, получившей самолеты «Биркэт», была VF-19, и она уже заканчивала подготовительные работы перед перебазированием в зону боев, когда атомные налеты привели конфликт на Тихом океане к драматическому окончанию. В связи с окончанием войны заказ был урезан на 1258 экземпляров, и производство было прекращено в мае 1949 года после поставки 1266 самолетов F8F. Не менее 24 боевых и резервных частей ВМС летало на самолетах «Биркэт». Последние самолеты F8F были выведены из эксплуатации в конце 1952 года.
Некоторое количество освободившихся самолетов было затем продано в ВВС Франции и Таиланда, и во время службы в этих странах самолет «Биркэт» ограниченно участвовал в боевых действиях в Юго-Восточной Азии.
Летно-технические характеристики:
- Максимальная скорость: 680 км/ч
Размеры (для модификации F8F-1):
- Длина: 8,61 м
- Размах крыла: 7,87 м
- Высота: 4,2 м
Вес:
- Пустого: 3206 кг
- Максимальный взлетный: 5873 кг
Основные данные
Дальность полета: 1775 км
Силовая установка: R-2800-34W «Дабл Уосп» компании «Пратт-Уитни»
Мощность: 2800 л. с. (2087 кВт)
Дата первого полета:
- 21 августа 1944 года
Сохранившиеся годными к полетам модификации: XF8F-1, F8F-1/-1В/-1D, F8F-2/-2P и G-58B
avia.pro
F8F Bearcat. Часть II | Warspot.ru
Самолеты «Грумман» F8F «Бэаркэт» так и не успели принять участие во Второй мировой войне. Однако мирное время продолжалось очень недолго. Уже через несколько лет после окончания войны с Японией они были отправлены в Индокитай, где в составе ВВС Франции вступили в бой с вьетнамскими военными. Этим событиям посвящена вторая часть статьи.
Как уже упоминалось в предыдущей части статьи, самолетам F8F «Бэаркэт» производства авиастроительной фирмы «Грумман» так и не пришлось поучаствовать во Второй мировой войне. Самолет мог бы так и остаться истребителем мирного времени, но, к сожалению, оно продлилось недолго.
«Панды» производились серийно до середины 1949 года. Реактивные истребители вытесняли их с палуб авианосцев, все больше и больше F8F уходило с «первой линии» в резервные и учебные эскадрильи. Но, тем не менее, им все-таки пришлось принять участие в различных вооруженных противостояниях 1950-х годов.
25 июня 1950 года началась Корейская война, продлившаяся три года. Американские войска принимали в ней самой активное участие. До сих пор в кругу военных историков ведутся споры, участвовали ли в этом конфликте самолеты F8F. По одним данным несколько «Панд» специальной ночной модификации участвовали в боях в Корее в 1950 году. Однако никаких документальных подтверждений этого факта до сих пор так и не представлено. Поэтому официально принято считать, что последние серийные поршневые палубные истребители не появлялись в небе Кореи. Участие же этих самолетов в конфликте в Индокитае не ставится ни под какое сомнение.
Еще в конце 1940-х годов на полуострове Индокитай разгорелся вооруженный конфликт: вьетнамцы боролись с французским колониальным владычеством. В 1950 году на место боевых действий прибыли военные советники из Пентагона. Вскоре американским руководством было принято решение: поддержать французов не только на словах, но и на деле. Начались поставки военной техники. В том числе французские ВВС получили выведенные в резерв ВМС США истребители «Бэаркэт». Они были немного модернизированы и получили кодовые обозначения F8F-1D и F8F-1DB (в американском флоте F8F-1 и F8F-1B соответственно).
Самолеты вступили в бой практически сразу же: ситуация на фронте была тяжелой для французских войск. Было создано несколько эскадрилий, воевавших на «Бэаркэтах», в дополнение к ним организована специальная авиационная часть, занимавшаяся фоторазведкой. Только в 1951 году F8F, стоявшие на вооружении французской армии, совершили более тысячи вылетов.
В этой войне «Панды» выполняли несвойственную им роль. Вместо завоевания господства в воздухе и обеспечения надежной обороны авианосной группировки им предстояло наносить ракетно-бомбовые удары по позициям вьетнамских войск. На первых порах «Бэаркэтам» удавалось выполнять роль штурмовиков вполне успешно. Самолеты могли нести как 454-кг фугасные бомбы, так и 127-мм ракеты HVAR. «Панда», под завязку загруженная дополнительной боевой нагрузкой, имела очень малый боевой радиус действия. Но здесь французских летчиков выручил тот факт, что первоначально самолет «Груммана» предполагалось использовать с легких авианосцев, для взлета с которых разбег должен быть очень коротким. Для F8F создавались специальные полевые аэродромы, которые располагались вплотную к линии фронта. Благодаря короткому разбегу самолета они были весьма небольшими, что упрощало работы по созданию подобных площадок. Нельзя не упомянуть, что другой важной работой «Панд» была фоторазведка.
Со временем ситуация ухудшилась. Во вьетнамских частях появились в большом количестве мелкокалиберная зенитная артиллерия и крупнокалиберные пулеметы. «Бэаркэты» начали нести тяжелые потери. Вдобавок партизаны часто атаковали прифронтовые аэродромы, лишая французские войска своевременной авиационной поддержки. К концу вооруженного противостояния в целости и сохранности остались всего около 25 «Панд», которые были переданы Южному Вьетнаму. Ни один из истребителей не был сохранен к началу Вьетнамской войны в 1964 году. До 1963 года некоторое количество «Бэаркэтов» стояло на вооружении в Таиланде.
«Панды», первоначально созданные для боя с высокоманевренными японскими истребителями, показали себя и неплохими штурмовиками. F8F поначалу справлялись и с этой задачей, но сильное противодействие вражеской ПВО и малый радиус действия привели к тому, что большая часть этих самолетов была потеряна.
Но история «Бэаркэта» на этом не закончилась. Многие самолеты после вывода из состава авиации ВМС США были распроданы. На одном из таких «палубников», модернизированном F8F-2, летом 1989-го года был установлен мировой рекорд скорости для поршневого самолета – 850 км/ч. Это достижение, установленное последним серийным палубным поршневым истребителем в мире, не побито до сих пор!
Источники, использовавшиеся в написании статьи:
-
Авиационная энциклопедия «Уголок неба», www.airwar.ru;
-
И. Кудишин. Палубные истребители Второй мировой войны. М., издательство «Астрель», 2001.
Первая часть статьи
warspot.ru
F8F Bearcat | Модельный блог
Заказ на постройку нового палубного самолета, для замены F6F Hellcat, был выдан еще в 1943г.
Хотя это был самый расцвет карьеры Хэллкэта, но командование уже задумывалось о завтрашнем дне. Основным требованием к новому самолету была маневренность, что и отразилось не его внешнем виде. Самолет имел небольшие крылья и бочкообразный фюзеляж. Планер получился довольно легким и прочным. Так же новый самолет обладал отличной скороподъемностью. В ноябре 1944 года был уже заключен контракт на поставку новых машин получивших наименование F8F Bearcat. Первые предсерийные машины начали поступать в феврале 1945г. Первыми для переучивания новый F8F Bearcat получили эскадрильи VF-18 и VF-19. И закончи обучение в августе 1945г. Но принять участив боевых действиях Второй Мировой Войны не успели. Зато довелось этим машинам повоевать в дальнейшем. F8F Bearcat приняли участи в Корейской войне, но не как истребитель, а в основном как штурмовик и разведчик. Так же он приняли участие в боевых действиях на стороне Франции во Французском Вьетнаме в 1951 году во время восстания коммунистически настроенных партизан. И опять основной задачей самолета были штурмовка и фоторазведка. Создававшийся как истребитель маневренного воздушного боя, он так ни разу и не был использован по своему прямому назначению.
Модель украинской фирмы ART-model F8F Bearcat в масштабе 1:72 имеет номер 7201. Она упакована в картонную коробку со съемным верхом.
Включает в себя детали из пластика и смолы. Пластиком даны основные детали планера, выполненные по технологии ЛНД. Качество отливок не плохое, он смущает качество самого пластика.
Остекление прозрачное, но немного толстое и требует небольшой полировки. В смоле идут кабина, двигатель, колеса, НАР и ниши шасси. Кстати, очень неплохо проработаны.
Декаль на 4 варианта без технических надписей.
Вот только правильность и соответствие вариантов на инструкции вызывает сомнение. Мне кажется там что-то перепутано. В дальнейшем, при постройке модели с этим я буду разбираться.
Инструкция — простая, но вполне понятная.
Схема окраски в цвете, но как мне показалось и указывалось выше, перепутаны варианты. Надо внимательнее разбираться с данным вопросом.
Из афтермаркета, для этой модели, есть колеса от фирмы «Экипаж».
Сборку и соответствие чертежам будем рассматривать в дальнейшем. Одно можно сказать сейчас, что есть неточность в хвостовой часть фюзеляжа. Для сравнения фото того, как должно быть. Фото не мое, взято из сети. Установить автора не могу. Поэтому при заявлении авторских прав, они будут указаны на снимк Photo not My, taked from Internet.
Стоимость этой модели в интернет-магазинах около 9,5$.
hobby-models.ru
Grumman F8F Bearcat — это… Что такое Grumman F8F Bearcat?
Грумман F8F «Биркэт» (англ. Grumman F8F Bearcat) — американский палубный истребитель периода Второй мировой войны. Создан в 1943—1944 годах фирмой Grumman по заказу ВМС США на лёгкий палубный истребитель для действия на малых и средних высотах, предназначенный для замены устаревавшего истребителя F6F «Хеллкэт», также разработанного Grumman. Серийное производство F8F велось с начала 1945 по начало 1948 года, всего было выпущено 1014 самолётов. В войска самолёты этого типа начали поступать в мае 1945 года, однако в боевых действиях Второй мировой войны участия так и не приняли. F8F был одним из основных палубных истребителей ВМС США и Корпуса морской пехоты США в первые послевоенные годы, но с появлением в конце 1940-х годов палубных реактивных истребителей, F8F вскоре были полностью заменены ими и сняты с вооружения США в 1955 году, так и не приняв участие в боях. По мере снятия с вооружения, F8F поставлялись французским ВВС, использовавшим их в ходе Индокитайской войны и Тайским ВВС, некоторое их количество также попало от французов к ВВС Южного Вьетнама, где F8F эксплуатировались вплоть до начала 1960-х годов.
Тактико-технические характеристики
Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
- 4 × 12,7-мм пулемёта M2 в корне крыла, на самолётах поздних серий заменены 4 × 20-мм пушками
- 4 × 127-мм НУРС или до 450 кг бомб на внешних подвесках
Операторы
Интересный факт
21 августа 1989 г. Лайл Шелтон на самолете Рэр Биэр — модифицированный вариант модели Грумман F8F Биэркэт — установил рекорд скорости для этого класса летательных аппаратов, утвержденный Международной авиационной федерацией (ФАИ). Он пролетел дистанцию 3 км в районе Лас-Вегаса, шт. Невада, США, со скоростью 850,24 км/ч.
Литература
- H. Andrews The Grumman F8F Bearcat. — Уиндзор: Profile Publications, 1972. — 11 с. — (Aircraft Profiles № 107).
dic.academic.ru