Эскадренные миноносцы проекта 23560 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июля 2018;
проверки требуют 2 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июля 2018;
проверки требуют 2 правки.

Перейти к навигации
Перейти к поиску

Эскадренный миноносец проекта 23560 Лидер
Макет эсминца на выставке «Армия 2015»
Проект
Страна
Операторы

ru.wikipedia.org

на что будет способен российский эсминец нового поколения — РТ на русском

Перспективный российский эсминец «Лидер» может стать «самым вооружённым» кораблём в мире, сообщает американский портал Military Watch. Будущий эскадренный миноносец должен получить новейшие комплексы ПВО и гиперзвуковые ракеты, способные преодолевать любую систему ПРО. Как полагает издание, по своим возможностям «Лидер» превзойдёт всех зарубежных конкурентов. По мнению экспертов, ввод в эксплуатацию подобных кораблей заметно усилит ВМФ России. Предполагается, что реализация проекта начнётся после 2020 года. RT выяснял, чем уникален российский эсминец.

Военно-Морской флот РФ заметно увеличит свою боевую мощь после поступления на вооружение эскадренных миноносцев проекта 23560 «Лидер» (в западной терминологии — «Шквал»), говорится в публикации американского портала Military Watch. Издание утверждает, что российские эсминцы станут «самыми серьёзно вооружёнными» кораблями в мире.

«Корабли «Шквал» планируется ввести в эксплуатацию в 2020-х годах. Технологии, которые будут реализованы в этом проекте, вполне могут сделать эти эсминцы одними из самых боеспособных кораблей в своём классе», — отмечают авторы материала.

Сообщается, что с большой вероятностью «Лидер» получит современное ударное вооружение — комплексы «Калибр» и гиперзвуковые противокорабельные ракеты  «Циркон». Также арсенал «Лидера» могут пополнить модифицированные ракеты, которые используются в новейшем авиационном комплексе «Кинжал».

  • Зенитный ракетно-пушечный комплекс морского базирования «Панцирь-МЕ»
  • © Ростех

От атаки авиации и ракет противника корабль будут защищать морские версии новейших зенитных комплексов С-500, С-350, «Панцирь» и система «Полимент-Редут», которая разрабатывается ЦКБ «Алмаз» специально для кораблей нового поколения.

Главная особенность «Лидера» — около 200 вертикальных пусковых установок «для различных типов вооружений, включая противокорабельные, подводные и противовоздушные».

Как полагает Military Watch, разработка проекта 23560 отражает стремление военного руководства РФ частично восстановить потерянную после распада СССР мощь ВМФ и обновить флот, выполняющий задачи в дальней (океанской) морской зоне.

Сочетание универсальности и мощи

 

«Лидер» — первый проект эскадренного миноносца в новейшей истории России. Эсминцы призваны прийти на смену крупным кораблям первого ранга (водоизмещением свыше 5 тыс. т), которые были построены в советские годы.

В перспективе «Лидер» должен заменить атомные крейсера проекта 1144 («Адмирал Нахимов», «Пётр Великий») и проекта 1164 («Москва», ««Маршал Устинов», «Варяг»), миноносцы проекта 956 («Быстрый», «Настойчивый», «Адмирал Ушаков») и противолодочные корабли проекта 1155.

Также по теме


«Рост возможностей флота»: какие новейшие корабли будут представлены на параде в честь Дня ВМФ

Экипажи российских кораблей и подводных лодок готовятся к параду в честь Дня ВМФ, который состоится 29 июля в нескольких городах…

Эсминец проекта 23560 создан в АО «Северное проектно-конструкторского бюро» (СПКБ, Санкт-Петербург). Водоизмещение корабля составит свыше 10 тыс. т (в СМИ можно встретить данные о 15 тыс. т и 18 тыс. т), длина — около 200 м, ширина — 20 м.

«Лидер» будет оснащён атомной силовой установкой, которая позволит увеличить автономность нахождения в море до 90 суток. Максимальная скорость корабля составит 30 узлов.

Помимо грозных ракетных комплексов, в арсенал эсминца войдут 130-миллиметровые артиллерийские установки А-192 и торпедные аппараты СМ-588. На палубе и в ангаре «Лидера» смогут разместиться несколько вертолётов Ка-27 или Ка-32.

«Корабли проекта 23560 позволят ВМФ выполнять широчайший спектр задач в дальней морской зоне, то есть за тысячи миль от пунктов базирования. Прежде всего, речь идёт о боевом дежурстве на океанских просторах и о сопровождении авианосцев», — пояснил в беседе с RT основатель портала Military Russia Дмитрий Корнев.

По его мнению, «Лидер» станет многоцелевым кораблём, способным выполнять различные миссии ВМФ, включая демонстрацию силы. Как считает эксперт, опыт ВМС США и западных государств свидетельствует о высокой эффективности эскадренных миноносцев в классе кораблей первого ранга. 

  • Ракетный крейсер первого ранга «Москва» на параде в честь Дня ВМФ. Севастополь, 2017 год
  • © Василий Батанов / РИА Новости

«Крейсера потихоньку уходят в прошлое, а фрегаты по своим возможностям всё же не дотягивают до эсминцев, которых выгодно отличает универсальность в сочетании с более серьёзной боевой мощью», — добавил Корнев.

«Усилят возможности ВМФ»

В западных СМИ можно встретить точку зрения, что ВМФ начнёт получать «Лидер» в 2020-х годах, однако конкретная информация о планах по реализации проекта отсутствует.

20 июня 2018 года заместитель главнокомандующего ВМФ по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что «в ближайшее время начнётся разработка технического решения», а после 2020 года — строительство эсминцев.

Также по теме


Крупнейший в составе флота: какие задачи способен решать российский десантный корабль нового поколения «Иван Грен»

Военно-морской флот России пополнился большим десантным кораблём (БДК) «Иван Грен». Торжественная церемония вхождения корабля в состав…

В проекте Стратегии развития судостроительной промышленности Минпромторга РФ говорится о том, что строительство кораблей дальней морской зоны может быть отложено до 2035 года из-за нехватки бюджетных средств. Правда, заморозка проектов для ВМФ заложена в консервативный сценарий, который предполагает замедление темпов роста экономики страны.

«Столь крупных надводных кораблей Россия ещё не строила. Очевидно, что проект 23560 потребует значительных финансовых вложений. Поэтому привязка к общему состоянию экономики отнюдь не случайна. Тем не менее я убеждён, что перспективные эсминцы обязательно будут строиться», — заявил Корнев.

На текущий момент специалисты СПКБ подготовили эскиз и аванпроект «Лидера». Техническое проектирование эсминца начнётся после 2020 года.

Российские СМИ со ссылкой на источники сообщают, что власти РФ связывают реализацию проекта 23560 с анонсированными летом 2017 года планами по строительству двух вертолётоносцев типа «Прибой» и атомного авианосца проекта 23000 «Шторм». Строительство эсминцев стартует после закладки этих авианесущих кораблей.

  • Тяжёлый авианесущий крейсер «Адмирал Кузнецов»
  • © Пресс-служба Северного флота / РИА Новости

Корнев считает, что срок закладки головного миноносца проекта 23560 может сдвинуться на середину 2020-х годов. По его мнению, в зависимости от объёма финансирования российские предприятия могут развернуть масштабное строительство «Лидеров» в рамках новой госпрограммы вооружения (нынешняя ГПВ рассчитана на период до 2025—2027 годов).

«Если решение о строительстве «Прибоев» и «Шторма» действительно принято, то без «Лидера» ВМФ точно не обойтись. Потребность в новых эсминцах слишком велика. Однако и без авианосцев эти корабли однозначно усилят противолодочные, разведывательные и ударные возможности ВМФ», — заключил Корнев.

russian.rt.com

Перспективный Эсминец Типа Лидер, Новейший Атомный Эскадренный Миноносец, Боевой Корабль ВМФ РФ

13.05.2018

В отечественном флоте на сегодняшний день наблюдается устойчивое противоборство двух разных концепций развития флота. Одна группа военных моряков из числа тактиков и стратегов ориентируется на создание для флота универсальных кораблей малого и среднего водоизмещения. По составу вооружения и своим тактико-техническим характеристикам такие корабли могут выполнять огромный объем работы, начиная с проведения ударных операций, заканчивая выполнением поисковых и патрульных операций. Основным аргументом сторонников этой концепции является невысокая стоимость строительства подобных кораблей и реальная возможность освоить серийное производство. Российскому ВМФ сегодня очень нужны современные суда, причем в больших количествах.

Лидер

Подошел период, когда богатое наследие Советского ВМФ реально отработало свой ресурс и требуется полноценная замена корабельного состава. Другая группа военно-морских стратегов тяготеет к созданию в России мощного океанского флота, оснащенного крупными боевыми кораблями. В данном случае сказывается сохранившаяся с советского периода тяга военно-морского руководства к гигантомании. Основной аргумент сторонников этой концепции банально прост и опирается больше на идеологические мотивы. Большая страна — значит надо иметь большой флот, оснащенными крупными боевыми судами. Проект эсминца 23560 — яркое тому подтверждение. История рождения проекта и последующие события наглядно показали, насколько готова отечественная кораблестроительная и оборонная отрасль к реализации столь масштабных планов. Проектируемый корабль должен стать ответом отечественного флота на появление в строю западных флотов аналогичных судов, американского эсминца «Замволт» и британского эскадренного миноносца «Даринг».

Зумвалт

Новый корабль является своеобразным тестом для российской оборонки на пригодность. Тактико-технические характеристики, заложенные в проект, являются на сегодняшний день самыми передовыми для военных судов. По силам ли отечественной промышленности освоить строительство новых перспективных судов для флота в необходимых количествах, или эскадренный миноносец типа «Лидер» станет очередным левиафаном в российском военном флоте?

Рождение проекта 23560 «Лидер» — откуда растут ноги

Российское Высшее военно-морское руководство поставило перед российскими конструкторами амбициозную задачу, создать крупный боевой корабль, в конструкции которого будут воплощены все передовые концепции и самые современные технологии. Новый эсминец должен быть меньше отечественных тяжелых крейсеров типа «Киров», но превосходить по размерам американский эсминец «Замволт».

На судне планируется использовать атомную энергетическую установку, что в разы увеличивает дальность действия и эксплуатационный ресурс. На американском корабле установлена энергетическая установка обычного типа. По технической оснащенности, энерговооруженности и боевому оснащению российский корабль должен стать мощнее своего американского визави. Уже оценивая предварительные тактико-технические характеристики, заложенные в проект, можно смело говорить о том, что на лицо типичные элементы очередной гонки вооружений. Проект 23560 – это очередная попытка догнать и перегнать технически западные военные флоты. Насколько это удачная идея, сейчас судить сложно, но есть причины, ввиду которых строительство судна такого класса для российского флота остается открытым.

Схема эсминца проекта 23560

Следует отметить, что столь крупные военные суда на российских верфях в современных условиях еще не строились. Имеется опыт модернизации крупных кораблей советской постройки, который и стараются использовать для разработки и строительства нового эсминца. Перспективный корабль может удивить даже специалиста, посвященного в тонкости и детали развития современных военных флотов. В конструкции корабля заложен целый ряд передовых технических новинок. Отдельного разговора заслуживает обеспечение корабля радиолокационным и навигационным оборудованием. Технология «стелс» является доминантой во всем проекте. Вдобавок ко всему, российский эсминец типа «Лидер» должен быть вооружен самым совершенными и мощными видами вооружения, превосходя по боевым возможностям все отечественные суда.

Многоцелевой эсминец разрабатывался для действий в дальней морской зоне. В функции корабля входила борьба с наземными кораблями всех классов, обеспечение противолодочной и противовоздушной обороны соединения кораблей, огневая поддержка десантных операций. Оценивая функциональность корабля, его технические характеристики и боевые возможности, возникает резонный вопрос — почему эсминец. По водоизмещению и размерам проектируемый корабль больше напоминает крейсер. Все перечисленные функции ранее возлагались на крейсера.

Небольшое отступление. Почему именно эсминец

Создавая новый перспективный эсминец, российские конструкторы пошли по проторенному пути, успешному в других странах. Здесь вероятно сработал «эффект малого флота», который уже на протяжении 50 лет реализует Япония. После поражения во Второй Мировой войне Япония утратила весь свой линейный и крейсерский флот. В процессе возрождения флота была принята на вооружение концепция строительства военных судов малого водоизмещения. Основным боевым судном японских ВМС самообороны считался корабль класса эсминец. Со временем японские конструкторы и моряки развили концепцию эсминца, превратив его в совершенно другой корабль. Сегодня в японском флоте имеются эсминцы-авианосцы и эсминцы-десантные суда. Водоизмещение этих боевых единиц далеко перешагнуло порог, который был установлен для кораблей этого класса. В настоящее время эсминцы имеют водоизмещение в 10-15 тыс. тонн.

Японский эсминец авианосец

Таким образом, японские военные решили обойти ограничения в военном бюджете. Гораздо легче получить ассигнования на строительство эсминца, чем обеспечить финансирование строящегося крейсера, тем более авианосца. Неважно, что в процессе строительства, скромный эскадронный миноносец превращается в боевой корабль сравнимый по боевой мощи и размерам с линкором. Подобная практика принесла свои плоды и за короткое время Япония сумела обзавестись целой эскадрой крупных кораблей разного класса, которые с большой натяжкой можно назвать эсминцами.

Схожим путем решили пойти в США, где решили строить новейшие корабли подобным образом. Заложив в проекте военного бюджета строительство новейшего эсминца, американцы на выходе получили боевое судно, сравнимое по размерам и боевой мощи с крейсером. Англичане та же сумели построить новые корабль типа 45, который считается эсминцем, на самом деле вполне сравним с полноценным крейсером.

Даринг

В отечественном флоте не стали изобретать велосипед и сделали ставку на создание проекта перспективного военного корабля. Эсминец проект 23560 — это совершенно иной тип боевого судна, который ранее строился на отечественных верфях. По мощности вооружения и боевому оснащению этот корабль сравним с отечественным атомными тяжелыми крейсерами типа «Киров». Проектная стоимость в данном случае значительно меньше, что позволяет строить такие корабли большой серией.

Судьба эсминцев проекта 23560 типа «Лидер»

Из всего того громадного объема информации о проекте, которая на сегодняшний день циркулирует в прессе, в интернете и по телевидению, можно почерпнуть только некоторые детали. Планируется, что новейший российский корабль будет полностью изготовлен с учетом технологии «стелс». Это касается использования композитных материалов в сооружении основных надстроек в придании корпусу судна оптимальных обводов. Для эсминца проекта 23560 будет характерна высокая степень автоматизации всех основных технологических и боевых процессов. Атомная силовая установка и большие размеры судна обеспечат ему неограниченную мореходность и дальность плавания. Новейший корабль должен развивать скорость хода до 30 узлов. В дополнение к ударному и оборонительному вооружению на корабле планируется установить ангары и взлетные площадки для базирования и приема двух вертолетов.

При таких технических характеристиках и параметрах неизбежно увеличивается водоизмещение корабля, которое в соответствии с проектными данными может составить порядка 9 тыс. тонн.

Первоначально состояние с новейшим кораблем выглядело следующим образом. Еще в высоких кабинетах Главного Штаба ВМФ шли прения о том, каким должен стать эсминец нового поколения, а в недрах Северного ПКБ уже шли предварительные работы по разработке проекта. Идея с постройкой такого корабля для отечественного флота появилась еще в 2009 году, и только в 2013 году был утвержден эскизный проект нового судна.

Эскиз

Причина такой затяжки заключалась в том, что не было единого мнения, ни у военных моряков, ни у конструкторов в отношении типа силовой установки для новой боевой единицы. Боролись две концепции: отдать предпочтение атомной энергетической установке или все же сконцентрировать усилия на постройку судов с обычным, газотурбинным двигателем. Соответственно выбор в пользу того или иного варианта неизбежно приводил к изменению основных параметров судна. С атомной силовой установкой водоизмещение корабля значительно увеличивалось. Речь шла о 12-14 тыс. тоннах. С обычным двигателем корабль мог теоретически вписаться в проектные параметры, около 9 тыс. тонн.

Здесь следует отметить, что время расставило все на свои места. Пока решали какими двигателями будет оснащен новый эсминец, военно-политическая и экономическая ситуация в мире изменилась. Отказ Украины от поставки газотурбинных агрегатов для строительства российских кораблей привел к тому, что было решено ориентировать проект эсминца типа «Лидер» под атомную ЭУ. Проект планировалось подготовить с учетом новых требований в 2018 году, однако в эти сроки удалось только начать полноценные проектные работы.

Несмотря на это, уже в 2018 году на Международном салоне, где были представлены образцы военно-морских вооружений, Россия представила модель корабля проекта 23560Э, перспективный эсминец в экспортном варианте. На этом салоне были только озвучены тактико-технические данные, которыми должен будет обладать новый корабль. Что касается внешнего облика, то выяснилось, что представленная на выставке модель корабля только условно напоминает о новой разработке российского оборонпрома.

Эсминец проекта 23560Э

В экспортном варианте перспективный корабль должен нести 64 пусковые установки для противокорабельных ракет «Брамос», «Калибр-НК» или «Циркон». За противовоздушную оборону на корабле отвечали 56 пусковых установок морской версии ЗРК С-400 или более современная модификация С-500 «Прометей». Далее огневая мощь корабля усиливалась установкой пусковых контейнеров для зенитно-ракетного комплекса «Редут».

По боевой мощи российский проект превосходил все существующие на сегодняшний день военные суда. Ударный комплекс в сочетании с мощнейшей системой противовоздушной обороны делал такой корабль самым грозным противников на море. Как положено кораблю этого класса – эсминец типа «Лидер» был оснащен и торпедным вооружением. Традиционно на корабле решили оставить артиллерию, которая представлена автоматической 130 мм пушкой в башенном расположении.

Загадки проекта 23560 и реальное положение дел

Для того, чтобы представить весь масштаб затеваемого строительства, следует разобраться с одним нюансом. Почему корабль, который должен был стать эсминцем, сумел еще на стадии проекта превратиться в корабль, соизмеримый с ракетным крейсером? Задачи, которые должен решать такой корабль, выглядят чрезмерными для одного корабля. В данном случае сравнима ситуация, которая возникла в Японии с постройкой линкоров «Ямато» и «Мусаси», самых крупных военных судов этого класса. Попытка сосредоточить на одном-двух военных кораблях колоссальную огневую мощь, может обернуться для флота катастрофой.

Аналогично выглядят попытки российских военных моряков создать один-два крупных военных корабля, способного собрать у себя на борту огневую мощь целого флота. Будет ли это оправдано с тактической и с оперативной точки зрения — покажет время. Пока еще ситуация находится в зародышевом состоянии и суммы контрактов, которыми может обернуться строительство эсминцев типа «Лидер», выглядят заоблачными.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Метальников Александр

Военный историк. Люблю писать на военные темы, описывать исторические события, известные сражения.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Эсминцы «Лидер» вернут России статус крупной военно-морской державы

После распада Советского Союза российский Военно-морской флот страдал от серьезных ограничений, которые этот геополитический процесс наложил на процесс обновления и замены надводных военных кораблей. Долгое время ВМФ РФ полагался на модернизацию старых эсминцев и развитие ударных подлодок. Новые системы вооружений, такие как крылатые ракеты «Калибр», и наработки в области подводных стелс-технологий стали важной составляющей военно-морской мощи России.

В целях восстановления флота российские военные запустили ряд программ, нацеленных на создание новых эсминцев и даже авианосцев. Создание нового эсминца станет ключом к созданию более крупных кораблей в будущем. Ожидается, что ВМФ РФ получит не менее 12 эсминцев проекта 23560 «Лидер». Несмотря на относительно скромное водоизмещение в 10 000 тонн, по многим характеристикам новинка превзойдет существующие аналоги, пишет Military Watch.

Начало эксплуатации «Лидеров» намечено на 2025 год. Технологии, которые будут использовать новые эсминцы, сделают их одними из самых передовых боевых кораблей в мире. Как и тяжелые советские крейсеры проекта 1144 «Орлан», новые корабли получат ядерную энергетическую установку. Также ожидается, что они получат современную систему ПВО (к примеру, морской вариант ЗРС С-500), которая позволит «Лидерам» не только защищаться от ракетных атак, но и охотиться за спутниками и самолетами противника. Ближняя зона противовоздушной обороны будет представлена пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут» и морским вариантом ЗРПК «Панцирь-М». Такая комплексная система противовоздушной обороны имеет решающее значение в деле защиты корабля от современных угроз и является ключом к успешному применению авианосных ударных групп, в которые войдут перспективные российские эсминцы и авианосцы.

Макет эсминца на выставке «Армия-2015». Фото: Artem Tkachenko / wikimedia.org

По данным из открытых источников, «Лидеры» смогут нести до 200 ракет, в число которых войдут противокорабельные и противолодочные ракеты, а также крылатые ракеты дальнего радиуса действия. Это сделает их самыми тяжеловооруженными кораблями в мире. Ближайшие конкуренты — перспективные китайские эсминцы проекта 055 — несут 128 ракет. Ожидается, что около 65 процентов ракетных ячеек отведут под противовоздушную оборону. Способность держать вражескую авиацию на расстоянии особенно важна, так как ВМС США обладают мощной авиацией. Также будут использоваться ракеты «Калибр» и гиперзвуковые «Цирконы». Есть также вероятность, что «Лидер» получит на вооружение морской вариант комплекса «Кинжал» (никаких официальных комментариев на эту тему нет — прим. «РГ»).

Программа создания новых эсминцев представляется весьма перспективной даже в том случае, если в целях экономии и упрощения производства новые корабли оснастят обычными силовыми установками. «Лидеры» смогут заменить эсминцы проекта 956, ракетные крейсеры проекта 1164 «Атлант» и большие противолодочные корабли проекта 1155. Россия, как и США и Китай, намерена полагаться на многоцелевые надводные корабли, вооружение и оснащение которых можно будет менять в зависимости от стоящих перед ними задач. Создание эсминцев проекта «Лидер» вернет России статус крупной военно-морской державы, что станет закономерным продолжением возрождения Вооруженных сил РФ после многолетнего упадка.

rg.ru

чем удивит самый мощный корабль российского флота

Эсминцы «Лидер» будут оснащены элементами противоракетной и противокосмической обороны, став «опорными точками в Мировом океане». Каждый из них будет нести двести пусковых установок крылатых ракет «Калибр» или «Циркон», а в перспективе электромагнитные пушки и боевые лазеры. Строительство кораблей этого проекта прописано в концепции развития Военно-Морского Флота до 2030 года.

«Лидер» существует пока только в виде макета. Корабль водоизмещением в 17 тыс. тонн и длиной в 200 метров был показан в рамках выставки-форума «Армия-2017». Это не первая презентация перспективного эсминца. Однако она важна тем, что впервые объявлено о том, что его облик и боевой потенциал наконец-таки приобрели законченный вид. По замыслу конструкторов и военных эсминец станет универсальной боевой единицей. Он заменит сразу три класса кораблей в составе ВМФ России: собственно, эсминцы, большие противолодочные корабли (БПК) и, возможно, ракетные крейсера проекта 1144 типа «Орлан». Корабль сможет развивать скорость до 30 узлов, его вооружение должно быть сопоставимо с американскими ракетными эсминцами типа «Arleigh Burke».

По словам замминистра обороны Юрия Борисова, благодаря атомной энергетической установке корабль сможет обеспечить постоянное присутствие российского флота в Мировом океане. Сегодня такой корабль в составе ВМФ только один — тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Автономность семейства эсминцев типа «Лидер» будет скована только физическими возможностями экипажей.

При этом, как отмечают специалисты, мощность атомной энергетической установки «Лидера» будет сопоставимой с аналогичной на самом современном американском эсминце «Zumwalt». Большая энерговооруженность реактора позволит, как и в случае с американцем, в перспективе установить на корабле оружие, работающее на новых физических принципах. Например, лазерные или электромагнитные пушки.

По своим размерам «Лидер» будет немногим меньше «Орлана». Зато его арсенал в два раза превзойдет корабли 1144 проекта. Даже после модернизации крейсеров типа «Адмирал Нахимов» и «Петр Великий» они будут существенно уступать по боевым возможностям «Лидеру». Проект эсминца предусматривает, что на его борту будет установлено двести ракет большой дальности «Калибр», противокорабельных сверхзвуковых «Оникс». В перспективе с появлением гиперзвукового оружия их заменят ракетами «Циркон».

«Лидер» станет первым кораблем, на котором будет установлена морская версия зенитной ракетной системы С-500 «Прометей». Известно, что этот комплекс будет универсальным и сможет бороться не только с крылатыми, баллистическими ракетами, самолетами и вертолетами противника, но и поражать цели в космосе. Например, атакующие гиперзвуковые летательные аппараты, спутники и космические платформы.

Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера» представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с радиолокационной станцией с активной фазированной решеткой (АФАР). На корабли будут установлены 2 боевых модуля корабельных версий ЗРПК «Панцирь-М». Наконец, «Лидеры» получат универсальные артиллерийские установки А-192 калибра 130 мм. Перспективный российский эсминец также планируется оснастить двумя шеститрубными торпедными аппаратами СМ-588 калибра 324 мм комплекса «Пакет-НК». Корабль получит и посадочную площадку с ангаром для двухпалубных вертолетов типа Ка-27/Ка-32 или Ка-52 «Катран».

Планы ВМФ пересматривают строительство серии из 8 кораблей типа «Лидер». Их появление должно быть увязано со строительством первого атомного авианосца «Шторм» и больших десантных вертолетоносцев типа «Лавина»/«Прибой». Это корабли дальней морской зоны, которым необходимо надежное охранение. При этом эсминец сможет действовать самостоятельно. Арсенала его ударных средств достаточно для выполнения одиночных миссий.

Утверждение эскизного проекта «Лидера» –  важный этап в создании корабля. Документ говорит о том, что промышленность и командование Военно-Морского Флота окончательно определились с обликом корабля. Открытым остается только вопрос цены и сроков начала строительства. Любая перспективная высокотехнологичная разработка стоит немалых средств. Тем более что по своим характеристикам «Лидер» соберет самые современные из них.

tvzvezda.ru

Новый эсминец: пауза — Флот открытого океана: третья попытка

В первоначальном плане деятельности Минобороны России на 2013-2020 гг., касающемуся оснащения современными образцами вооружения, военной и специальной техники, новый эсминец числился в разделе «Разработка перспективных образцов ВВСТ. Принятие на вооружение. Начало серийного производства» (надо полагать, имелась в виду закладка головного корабля) с датой «до 30.12.2018» (ссылка 3).

Согласно годовым отчётам Северного ПКБ, эскизное проектирование эсминца пр. 23560 началось в апреле 2015 г. и к концу следующего года было завершено на 100% (ссылка 4). Разработку техпроекта планировалось начать в июне 2016 г., однако рассмотрение вариантов эскизного проекта затянулось, и его утверждение заказчиком состоялось ориентировочно в июле-августе 2017 г. (ссылка 5), после чего в процессе создания корабля была сделана пауза. Именно так − сделана пауза, а не дан красный свет, ибо без основного корабля океанской зоны полноценного Военно-Морского Флота у России не будет (как не было бы армии без основного танка, а авиации − без истребителя завоевания господства в воздухе). Работа над проектом эсминца была приостановлена по крайней мере по двум причинам.

Сначала фрегаты

Первой причиной стали проблемы со строительством фрегатов. Ещё в 2005 г. был озвучен «замысел командования ВМФ, поддержанный флотской наукой − последовательное создание головных кораблей: сначала корвет, затем фрегат, потом эсминец и далее авианосец» (ссылка 6). Если с корветами, пусть и со скрипом, дела идут (серия 20380/20385 строится на двух заводах, четыре корабля активно оперируют на Балтике и в Северном море, два из них прошли проверку в дальних водах), то постройка фрегатов пр. 22350 была благополучно сорвана заводом-строителем (Северная верфь) и разработчиком ЗРК «Полимент-Редут» («Алмаз-Антей»).

Как известно, головной корабль серии «Адмирал Горшков», строительство которого началось более 12 лет назад, до сих пор не передан флоту. Ещё три корпуса находятся в достройке и на стапелях, однако с 2013 г. не было заложено ни одного нового фрегата и, скорее всего, несмотря на заявление о серийности 22350 в шесть единиц (ссылка 8), заложено уже не будет. Вместо них предполагается строить улучшенную модификацию «Горшкова», которую называют 22350М (хотя по принятой пятизначной системе индекс должен быть 22351 или типа того).

Информации о новом проекте очень мало: он будет иметь большее водоизмещение и лучше вооружён. Возможно, новый фрегат будет даже океанской зоны (мини-эсминец) и, как это ни парадоксально, первого ранга (по имеющимся данным, более 5000 тонн нормального или стандартного водоизмещения). Не исключено, что заказ на серию 22350М разместят на двух верфях − Северной (СПб) и ПСЗ «Янтарь» (Калининград) (ссылка 9), что было бы очень хорошо, поскольку на «Янтаре» умеют быстро строить корабли. В целом, как это ни обидно, в ГПВ 2018-2027 помимо атомных и неатомных подводных лодок вошли в основном фрегаты и корабли «береговой обороны» (ближней морской зоны), отсрочив создание надводной океанской компоненты ВМФ на 7-10 лет.

Новый стапель

Другой весомой причиной приостановки работ по созданию нового эсминца стало отсутствие подходящих построечных мест. О главных размерениях пр. 23560 можно лишь догадываться. Наиболее достоверное водоизмещение известно от бывшего замминистра обороны по военно-техническому обеспечению Ю. Борисова − 14 000 тонн (ссылка 11). При подобном полном водоизмещении главные размерения должны быть близки к следующим − длина наибольшая 199 м, ширина наибольшая 22,5 м, осадка средняя 6,8 м (получены методом подстановки для коэффициентов теоретического чертежа, соизмеримых с аналогами, в частности − с ракетными крейсерами пр. 1164).

Крытые эллинги Севмаша (Северодвинск) в настоящий момент целиком и полностью заняты атомной подводной тематикой («Бореи», «Ясени», ПЛА спецназначения), судостроительный комплекс «Звезда» на Дальнем Востоке ещё не готов, керченский «Залив» ещё не восстановил свои компетенции (и случится это нескоро), производственные возможности «Янтаря» ограничены габаритами передаточного (спускового) дока − длина до 170 м, петербургский Балтийский завод плотно занят атомными ледоколами, стапельные места действующего эллинга Северной верфи позволяют строить заказы с той же наибольшей длиной, что и на «Янтаре».

В самом конце прошлого года между Северной верфью и Метростроем был подписан долгожданный контракт на строительство стапельной площадки (вместо планировавшегося ранее сухого дока) с двухпролётным эллингом размером 250х140 м со сроком окончания работ в I кв. 2019 г. (ссылка 12). Активная фаза работ должна была начаться в апреле с.г. (ссылка 13) и, судя по опубликованным спутниковым снимкам, она уже началась (ссылка 14). Новый эллинг в Санкт-Петербурге, в котором «для разогрева» сначала планируется построить два десантных вертолётоносца (УДК) (ссылка 15), снимет с повестки дня вопрос «где строить «Лидеры»?», однако для ускоренной постройки серии для двух флотов необходима ещё одна верфь, которой в идеале может стать ССК «Звезда».

23560: факты и догадки

Предположительные главные размерения нового эсминца приведены выше. Они близки к размерениям малопривлекательного внешне концепт-проекта Крыловского научного центра, пагодообразная надстройка которого вызывает ассоциации с японскими линкорами Второй мировой войны, однако растиражированное в СМИ водоизмещение (17 500 т) явно завышено. Озвученные же Ю. Борисовым 14 000 т хорошо вписываются в общемировую тенденцию увеличения водоизмещения основных надводных кораблей океанской зоны. Малосерийный (пока что малосерийный) «Зумвальт» весит 16 000 т, китайский Type 055 − порядка 12 000 т, даже версия III блистательного «Арли Бёрка» (самого лучшего и самого массового эсминца современности) вплотную приблизилась к 10 000 тонн.

Уже известно, что из двух вариантов главной энергетической установки (газотурбинной и атомной), предложенной заказчику проектантом, выбрана атомная ГЭУ (ссылка 16), которая позволит «Лидерам» чувствовать себя комфортно как в дальнем одиночном плавании (в мирное время), так и в составе корабельных авианосных и ударных групп (во главе с атомными авианосцами и ТАРКР пр. 11442М).

О составе вооружения пр. 23560 можно судить только по концепт-проекту КГНЦ, однако здесь, в отличие от формы надстройки, фантазия его авторов, надо полагать, была всё же ограничена требованиями ВМФ (назовём это аванпроектом ТТЗ). Если так, то, согласно рекламным материалам, представленным на «Армии-2017», «Лидер» будет нести порядка 200 ячеек УВП для ракет различного назначения (128 ЗУР ПВО и ПРО, 64-72 КРБД, ПКР и ПЛУР), 130-мм АУ (возможно даже 152-мм − А.Ш.), два вертолёта и пр. (ссылка 17).

Что касается новых сроков выполнения программы создания нового эсминца, то есть информация, что его техническое проектирование (основной этап разработки проекта, в ходе которого подтверждаются и детализируются решения принятые в эскизном проекте) начнётся после 2020 года, а постройка головного корабля − ориентировочно в 2025 г. (ссылка 15) (для скорейшего обновления основного корабельного состава ВМФ России очень хотелось бы, чтобы одновременно началось строительство двух заказов на СВ и двух − на «Звезде»).

По поводу серийности эсминцев пр. 23560 есть данные, что сначала планировалось заказать 12 кораблей (по шесть для СФ и ТОФ), затем это количество было сокращено до восьми единиц (четыре плюс четыре) (ссылка 18). В связи с этим необходимо подчеркнуть, что серийность эсминцев определяется тем же критерием, что и серийность авианосцев (ссылка 20), а именно − наличием двух КАГ, постоянно находящихся на БС (одна из состава СФ, другая − ТОФ) и обеспечивающих проекцию силы на любой район Мирового океана.

Количество эсминцев в КАГ должно быть не менее двух при наличии в ёё составе ещё, скажем, четырёх больших фрегатов пр. 22350М. Четыре ЭМ на боевой службе означает 12 в боевом составе ВМФ (с учётом 4-х в готовности сменить тех, кто на БС, и 4-х в ремонте). Иначе постоянного присутствия не будет.

Трудности классификации

В заключение − немного семантики. Эсминец − это эскадренный миноносец, т.е. миноносец, способный действовать в составе эскадры (на переходе морем и в бою). Эсминцы появились незадолго до Русско-японской войны и предназначались в частности для охранения крупных боевых кораблей от атак миноносцев, отсюда их оригинальные названия − контрминоносцы или истребители. В других европейских языках второй вариант используется до сих пор (англ. destroyer) и совсем не входит в противоречие со здравым смыслом. В русском же флоте термин «истребитель» некоторое время был в ходу, но не прижился − «эсминец» сочли более уместным и благозвучным.

Всё было хорошо, пока главным оружием эсминцев были мины, точнее − самодвижущиеся мины (торпеды). Однако с принятием на вооружение крылатых ракет КСЩ и вступлением в строй вооружённого ими эсминца «Бедовый» (1958) явственно обозначился смысловой диссонанс. Чтобы привести в соответствие основное вооружение и класс, в 1966 г. все ракетные эсминцы (пр. 56М и 57бис) переклассифицировали в большие ракетные корабли (БРК), но всего через 10 лет было начато строительство новой серии эскадренных миноносцев (пр. 956 «Сарыч»).

Применительно к «Лидеру» с крейсерским водоизмещением и огромным ракетным боезапасом «эсминец» и вовсе режет слух. Некоторым оправданием в данном случае может послужить трепетное отношение военных моряков к морским традициям. Ну или если Главный штаб ВМФ принял решение зарезервировать класс «крейсер» для ещё б’ольших, нежели 23560, кораблей, которые рано или поздно вполне могут сменить тяжёлые атомные ракетные крейсера пр. 11442М «Пётр Великий» и «Адмирал Нахимов». ■

P.S. Через месяц после того интервью Рахманова, в котором якобы «отказались от «Лидеров», замглавкома ВМФ по вооружению вице-адмирал В. Бурсук как ни в чём ни бывало сообщил о скором (после 2020 г.) начале строительства новых эсминцев (ссылка 21, стадии проектирования − «испорченный телефон»).

navy-korabel.livejournal.com

Эскадренные миноносцы проекта 23560 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июля 2018;
проверки требуют 2 правки.
Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 24 июля 2018;
проверки требуют 2 правки.

Эскадренные миноносцы проекта 23560 (шифр «Лидер») — проект атомных эскадренных миноносцев для ВМФ России. 13 февраля 2013 года главкомат ВМФ утвердил «предэскизный» проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который представило проектно-конструкторское бюро «Северное» в Санкт-Петербурге[4]. 23 августа 2017 года стало известно что эскизный проект перспективного эсминца был утверждён Министерством обороны России.[5][6]

Впервые о существовании планов по разработке перспективного эскадренного миноносца для Военно-Морского Флота России сообщило агентство ИТАР-ТАСС 19 июня 2009 года со ссылкой на «источник, близкий к управлению военного ведомства, отвечающему за поставку кораблей, морского вооружения и военной техники»[7].

11 марта 2010 года агентство «Интерфакс»[8], а за ним и ряд других российских СМИ[9][10][11] распространили информацию о начале разработки эсминца нового поколения для ВМФ России[8].

29 июня 2011 года ОАО «Объединенная судостроительная корпорация» сообщила, что ведёт проектирование корабля океанской зоны класса «эсминец» с ядерной энергетической установкой[12].

11 октября 2011 года «Известия» опубликовали информацию о том, что «эскадренный миноносец нового поколения, разработка которого сегодня ведётся в интересах ВМФ России, должен будет заменить сразу три класса кораблей: эскадренные миноносцы проекта 956, большие противолодочные корабли проекта 1155 и ракетные крейсера проекта 1164. Это будет универсальный корабль, который сможет заменить все три проекта. За счёт современного вооружения он будет превосходить по противолодочным возможностям БПК, а по ударным и противовоздушным — сегодняшние эсминцы и ракетные крейсера, кроме «Петра Великого» и его «одноклассников»[13][14].

13 февраля 2013 года главкомат ВМФ утвердил «предэскизный» проект перспективного эсминца дальней морской зоны, который представило проектно-конструкторское бюро «Северное» в Санкт-Петербурге[15].

23 августа 2017 года стало известно, что эскизный проект перспективного эсминца был утверждён Министерством обороны России.[16][17]

Точные технические параметры перспективного российского эсминца пока не раскрываются.

Эсминец будет вооружён противокорабельными ракетами, крылатыми ракетами для ударов по наземным целям, перспективными комплексами ПВО и ПРО.

Главным оружием нового корабля должны стать универсальные корабельные стрельбовые комплексы, которые можно загружать разнообразными ракетами, противолодочными ракетами и системы ПВО нового поколения. Сейчас идет отработка нескольких вариантов проекта, выбор энергетической установки. Боекомплект противокорабельных ракет, противолодочных ракето-торпед, крылатых ракет для стрельбы по наземным целям и зенитных ракет средней и большой дальности будет составлять от 80-90 до 120—130 единиц. Кроме того, корабль будет иметь зенитные ракетно-артиллерийские системы ближнего боя и авиагруппу из двух-трёх вертолетов[18].

Предположительно, он может получить от двух до четырёх пусковых установок «Калибр-НК», «Оникс» и «Циркон» дальностью действия более 300 км. Зенитное ракетное вооружение дальней зоны может быть представлено корабельным вариантом комплекса С-500 «Прометей» с двумя пусковыми установками (испытания элементов сухопутной версии системы начались в 2013 году), он обеспечит, в частности, противоракетную оборону. Ближняя зона противовоздушной обороны «Лидера», вероятно, будет представлена двумя вертикальными пусковыми установками комплекса «Полимент-Редут». Управление ими планируется осуществлять системой «Полимент» с РЛС с АФАР. На корабли могут быть установлены и по 3 боевых модуля корабельных версий ЗРПК «Панцирь-М». Артиллерия будет представлена универсальными установками А-192 калибра 130 мм. Для обнаружения подводных объектов, корабли планируется оснащать гидроакустическими станциями. Перспективный российский эсминец также планируется оснастить двумя шеститрубными торпедными аппаратами СМ-588 калибра 324 мм комплекса «Пакет-НК». Корабль получит и посадочную площадку с ангаром для 2-х палубных вертолётов типа Ка-27 или Ка-32[19][20].

Новое вооружение для кораблей проекта «Лидер» частично будет «обкатано» на новых кораблях для ВМФ России, в частности, на фрегатах проекта 22350.

Макет на выставке «Армия 2015»

ru.wikiyy.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о