Авианосец Enterprise ("Энтерпрайз"). Справка - РИА Новости, 24.09.2010

Он стал вторым в мире военным надводным кораблем с атомной энергетической установкой (первым был американский крейсер Long Beach, сошедший со стапелей двумя месяцами ранее).

Авианосец "Энтерпрайз" создавался на базе проектов SCB-80M и  SCB-127A/B с сохранением принятой для них схемы конструктивной защиты. По общей компоновке корпуса, общесудовых устройств и систем, а также по составу авиационного оборудования он являлся развитием авианосцев типа Kitty Hawk.

Корпус корабля гладкопалубный, с закрытой носовой оконечностью, с односторонней угловой палубой и бронированной полетной палубой, являющейся конструктивно-силовой частью корпуса, которая обеспечивала его продольную прочность; на всем своем протяжении корпус имеет двойное дно.

Корпус разделен на отсеки главными поперечными водонепроницаемыми переборками, доходящими до ангарной палубы. Предусмотрено несколько продольных броневых переборок суммарной толщиной от 135 до 150 мм, также доходящих до ангарной палубы.

Полетная палуба авианосца "Энтерпрайз" имеет длину 331,6 м и максимальную ширину 78,4 м, а ее площадь составляет 18211 кв. м. Под полетной палубой располагается непрерывная по всей длине корабля галерейная палуба, обеспечивающая подкрепление полетной палубы и особенно ее участков, выступающих за борта корпуса. Полетная и галерейная палубы образуют прочное перекрытие ангара и служат его защитой. На галерейной палубе находятся комплекс командирских и флагманских помещений, жилые помещения экипажа, а также посты управления авиационно-техническими средствами.

Главной палубой авианосца является ангарная палуба (вторая вниз от полетной). По высоте ангар занимает три межпалубных пространства, что составляет 7,6 м. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на две части специальными огнеупорными взрывостойкими шторами, которые располагаются под подволоком в свернутом состоянии. Время опускания штор составляет не более 30 секунд.

В кормовой части ангарной палубы расположен специальный стенд для проверки работы авиационных турбореактивных двигателей.

На авианосце "Энтерпрайз" доставка самолетов из ангара на полетную палубу осуществлялась четырьмя бортовыми самолетоподъемниками грузоподъемностью до 50 т каждый (для подъема наиболее тяжелого самолета или двух легких вместе с тягачом массой 7 т).

Кроме них на полетной палубе имеются три люка – выходы подъемников боеприпасов.

Авианосец "Энтерпрайз" располагает четырьмя паровыми катапультами. Две катапульты размещены в носу корабля, а две – на посадочной полосе угловой палубы. Используя все четыре катапульты, авианосец может поднимать в воздух самолеты через каждые 15 секунд. Позади каждой катапульты в палубе установлен специальный поднимающийся газоотбойный щит, который предохраняет палубу от воздействия раскаленных выхлопных газов авиационных реактивных двигателей.

Торможение самолетов после их посадки на палубу обеспечивает четырехтросовый аэрофинишер, состоящий из натянутых на палубе тросов и расположенных в подпалубном помещении специальных тормозных цилиндров. На случай, если аэрофинишер не сможет обеспечить полную остановку самолета, на палубе имеется специальное заграждение – аварийный барьер. Он представляет собой поднимающуюся прочную нейлоновую сетку, которая способна поймать самолет, проскочивший аэрофинишерное устройство.

На авианосце "Энтерпрайз" используются ядерные реакторы (ЯР) типа A2W компании Westinghouse. Это водо-водяные реакторы, в которых и замедлителем нейтронов в активной зоне, и теплоносителем служит дистиллированная вода. Ядерная энергетическая установка авианосца включает 8 реакторов тепловой мощностью по 150 МВт каждый, соединенных с 32 парогенераторами. Для повышения живучести ядерная энергетическая установка корабля разделена на четыре автономных эшелона, каждый из которых работает на свой гребной вал, оснащенный пятилопастным гребным винтом диаметром 6,4 м. Для обеспечения большей маневренности и уменьшения радиуса циркуляции авианосца за каждым винтом установлен свой руль.

"Энтерпрайз" оснащен очень мощной судовой электростанцией, состоящей из 16 турбогенераторов мощностью по 2500 кВт и четырех аварийных дизель-генераторов - по 1000 кВт.

Благодаря установленной на авианосце атомной энергетической установке, запас авиационного топлива составляет 9,38 млн литров, что обеспечивает интенсивные полеты авиагруппы корабля в течение 12 суток. В погреба боезапаса загружается до 2520 т ракет, бомб и других боеприпасов.

Если на обычных авианосцах при двух ежедневных взлетах каждой крылатой машины запасов горючего для самолетных баков хватало на 8 суток похода, то на "Энтерпрайзе" это время возросло вдвое. Кроме того, количество авиационных боеприпасов на нем удалось увеличить в 1,5 раза. Но самое главное - "Энтерпрайз" не нуждался в дозаправке топливом во время походов: одной загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, а за это время корабль может пройти до 1 млн миль.

Технические характеристики Enterprise:

 Длина – 342,3 м; ширина – 78,4 м; осадка – 11,9 м;
 Водоизмещение – 93500 тонн;
 Скорость – 35 узлов;
 Дальность плавания – 400 тысяч миль;
 Экипаж корабля: – 3325 человек;
 Вооружение авианосца:
 Пусковые установки "Си Спарроу" – 3Х8;
 Пусковые установки "Фаланкс" – 3;
 Состав авиакрыла:
 Самолетов – до 85;
 Личный состав – 1891 человек.

Строительство атомохода велось в сухом доке, поэтому спуск на воду был осуществлен путем простого заполнения последнего водой. После спуска на воду корабль вышел в воды Атлантики на приемо-сдаточные испытания, которые продолжались шесть суток. Причем впервые в американском флоте заводские испытания и первичная приемка корабля ВМС проводились одновременно. Затем он вернулся обратно в Ньюпорт-Ньюс.

25 ноября 1961 г. атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" был введен в боевой состав ВМС США. Первым его командиром стал капитан Винсент П. де Покс (Captain Vincent P. de Poix). Экипаж дал своему кораблю прозвище Big E, которое раньше носил его предшественник.

12 января 1962 г. авианосец вышел в свое первое настоящее плавание, продолжавшееся в общей сложности три месяца. Это было так называемое гарантийное плавание. За это время корабль прошел целую серию испытаний и учебных проверок, общей целью которых было определение реальных возможностей кораблей нового не только для американского флота, но и для всего мира типа.

Во время плавания на борту авианосца находилась 1-я корабельная авиагруппа со своими штатными самолетами. Кроме того, в Мейпорте (штат Флорида), на корабль погрузили 7‑ю авиаэскадрилью (VAH-7) с самолетами A3J "Виджилент" (Vigilante), получившими позже обозначение А-5А. В этом походе на атомоходе также находилась вооруженная новыми истребителями F-4H (затем – F-4B) 102-я истребительная авиаэскадрилья (VF-102).

Начало полетам палубной авиации авианосца положил командир 1-й корабельной авиагруппы командир Джордж Тэлли‑младший (Cmdr. George Talley Jr.), совершивший 17 января 1962 г. на истребителе F-8U "Крусейдер" (Crusader) посадку на палубу с помощью аэрофинишера и взлет с палубной катапульты.

Во время этого плавания, благополучно завершившегося 5 апреля 1962 г., атомоход совершил несколько заходов, в том числе посетил американскую военно-морскую базу Гуантанамо (остров Куба).

(Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра (Москва), 29.12.2004, Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец "Энтерпрайз" (Enterprise). Владимир Щербаков)

За годы своей службы атомный авианосец "Энтерпрайз" принимал участие во множестве разного рода операций и учений. В 1964 г. "Энтерпрайз" совместно с надводными кораблями ВМС США "Лонг Бич" и "Бэйнбридж" совершил кругосветное плавание, главной целью которого было демонстрация возможностей ядерной установки. Поход прошел без единой дозаправки топливом и пополнения запасов и длился 65 дней. За этот период было пройдено 30216 миль, а авиагруппа совершила 1590 самолетовылетов с общим налетом 2372 часа.

Авианосец участвовал во многих конфликтах Холодной войны и современности, начиная с блокады Кубы во время Карибского кризиса 1962 г. и Вьетнамской войны, и заканчивая операцией против Ирака в 2003 г.

Служба первого атомного авианосца неразрывно связана с многочисленными модернизациями: в 1965 г. был добавлен паровой котел, удлинена мачта надстройки, а радиотехническое вооружение было пополнено объединенной оперативной разведывательной системой (Integrated Operational Intelligence System – IOIS) и системой спутниковой навигации.

В 1973 г. авианосец был переоборудован под новейшие истребители F-14A "Томкэт". В 1979 г. был проведен капитальный ремонт и модернизация корабля в соответствии с программой SLEP (Service Lie Extinction Program). В 1990-1994 гг. была проведена крупная модернизация авианосца в соответствии с программой Refueling & Complex Overhaul, связанной с заменой активной зоны реакторов. В 2002 г. был проведен ремонт корпуса, двигательной установки и других корабельных систем.

В настоящее время на авианосце "Энтерпрайз" оборудованы командный пункт управления тактическими соединениями и центр классификации и анализа данных о подводных целях, что значительно расширило боевые возможности корабля, превратив его из "плавучего аэродрома" в мощную многофункциональную боевую единицу.

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

ria.ru

Первый в мире атомный авианосец «Enterprise»

 

Сегодня, когда угроза глобального ядерного конфликта миновала, авианосные соединения являются главной ударной силой США в разрешении возможных локальных катаклизмов. Только они способны обеспечить господство на море и воздушном пространстве, содействовать морским десантным операциям и решать другие оперативные задачи. 

 авианосец «Enterprise» фото

 

на борту авианосца «Enterprise»

 

взлет с палубы авианосца «Enterprise»

 

разворот авианосца «Enterprise»

 

 

 

внутри авианосца


Впервые американцы начали исследовать возможность создания атомного авианосца еще в 1949 году, когда разрабатывался проект «Форрестал». Первоначально его планировалось оснастить ядерной ГЕУ, привлекательность, которой заключалась в повышении автономности и практически неограниченном запасе хода.

 

Авианосец под названием «Enterprise» проект CVAN-65 был заложен в феврале 1958 года, а спущен на воду в сентябре 1960 года.

 

В 1964 году авианосец «Enterprise» был вовлечен в длительную вьетнамскую войну, в ходе которой боевой корабль восемь раз выходил на боевую службу, включая обеспечение эвакуации войск из Сайгона в 1975 году. В феврале 1969 года авианосец «Энтерпрайз» был сильно поврежден взрывом ракеты, в результате которого погибли 27 и были ранено 344 моряка. После проведенного восстановления в 1974 году авианосец оснастили истребителями F – 14 «

Томкэт».

 

«Enterprise» CVN-65 является первым в мире атомным авианосцем. В 1964 году совместно с надводными кораблями ВМС США «Лонг-Бич» и «Бейнбридж» совершил кругосветное плавание, главной целью которого было демонстрация возможностей ядерной установки. Поход длился 65 дней и за  этот период пройдено 30216 миль, а авиагруппа совершила 1590 самолетовылетов с общим налетом 2372 часа. Успешные испытания подтвердили правоту сторонников использования на кораблях ядерной энергии.

  

Однако в действительности гарантированная автономность авианосца была ограничена тем, что его внушительное авиакрыло и многочисленный экипаж требовали периодического пополнения запасов материально-технических средств и продовольствия.

 

Конструкция полетной палубы в значительной степени повторяла конструкцию, примененную на авианосцах типа «Форрестал». Три подъемника были расположены на правом борту корабля и один - на левом.

 

В настоящее время на авианосце оборудованы командный пункт управления тактическими соединениями и центр классификации и анализа данных о подводных целях, что значительно расширило боевые возможности корабля, превратив его из «плавучего аэродрома» в мощную многофункциональную боевую единицу.

 

нашивка экипажа авианосца «Enterprise»

 

 

Технические характеристики авианосца «Enterprise»:

Длина - 342,3 м ;
Ширина - 78,4 м;
Осадка - 11,9 м;
Водоизмещение - 93500 тонн;
Энергетическая установка – ядерная, реакторы А2W «Вастингхаус», четыре

паровых турбины общей мощностью 280000 л.с.;
Скорость - 35 узлов;
Дальность плавания - 400000 миль;

Экипаж корабля:
Всего - 3325 человек;

Вооружение авианосца:
Пусковые установки «Си Спарроу» - 3Х8;
Пусковые установки «Фаланкс» - 3;

Состав авиакрыла:
Самолетов - до 85;
Личный состав - 1891 человек;

korabley.net

Авианосец Enterprise ("Энтерпрайз") - РИА Новости, 24.09.2015

Корабль был построен по модифицированному проекту авианосца класса "Форрестол" с большими размерами, продиктованными силовой установкой из восьми ядерных реакторов.

Корпус "Энтерпрайза" гладкопалубный, носовая оконечность закрыта. У авианосца односторонняя угловая палуба и бронированная полетная палуба, являющаяся конструктивно-силовой частью корпуса, которая обеспечивала его продольную прочность. Корпус корабля имел на всем своем протяжении двойное дно.

Полетная палуба авианосца "Энтерпрайз" имела длину 331,6 метра и максимальную ширину 78,4 метра, а ее площадь составляла 18211 квадратных метров. Под ней располагалась непрерывная по всей длине корабля галерейная палуба, обеспечивающая подкрепление полетной палубы и особенно ее участков, выступающих за борта корпуса. На галерейной палубе находился комплекс командирских и флагманских помещений, жилые помещения экипажа, а также посты управления авиационно-техническими средствами.

Под галерейной палубой была расположена ангарная палуба. По высоте ангар занимал три межпалубных пространства, что составляло 7,6 метра. В целях противопожарной безопасности ангар разделялся на две части специальными огнеупорными взрывостойкими шторами, которые располагались под подволоком в свернутом состоянии. Время опускания штор составляло не более 30 секунд. В кормовой части ангарной палубы был расположен специальный стенд для проверки работы авиационных турбореактивных двигателей.

Доставка самолетов из ангара на полетную палубу осуществлялась четырьмя бортовыми самолетоподъемниками грузоподъемностью до 50 тонн каждый. Кроме них на полетной палубе имелись три люка — выходы подъемников боеприпасов.

Авианосец располагал четырьмя паровыми катапультами. Две катапульты были размещены в носу корабля, а две — на посадочной полосе угловой палубы. Используя все четыре катапульты, авианосец мог поднимать в воздух самолеты через каждые 15 секунд. Торможение самолетов после их посадки на палубу обеспечивал четырехтросовый аэрофинишер, который состоял из натянутых на палубе тросов и расположенных в подпалубном помещении специальных тормозных цилиндров.

На авианосце "Энтерпрайз" использовались ядерные реакторы (ЯР) типа A2W компании Westinghouse. Это водо-водяные реакторы, в которых и замедлителем нейтронов в активной зоне, и теплоносителем служит дистиллированная вода. Ядерная энергетическая установка авианосца включала восемь реакторов тепловой мощностью по 150 мегаватт каждый, соединенных с 32 парогенераторами. Для повышения живучести ядерная энергетическая установка корабля была разделена на четыре автономных эшелона, каждый из которых работал на свой гребной вал, оснащенный пятилопастным гребным винтом. Для обеспечения большей маневренности и уменьшения радиуса циркуляции авианосца за каждым винтом был установлен свой руль.

"Энтерпрайз" был оснащен мощной судовой электростанцией, состоящей из 16 турбогенераторов мощностью по 2500 киловатт и четырех аварийных дизель-генераторов — по 1000 киловатт.

Благодаря установленной на авианосце атомной энергетической установке, запас авиационного топлива составлял 9,38 миллионов литров, что обеспечивало интенсивные полеты авиагруппы корабля в течение 12 суток. В погреба боезапаса загружалось до 2520 тонн ракет, бомб и других боеприпасов.

Главным внешним отличием атомохода по сравнению с его неядерными собратьями была форма островной надстройки, которая располагалась по правому борту, сзади средней части корабля. Она представляла собой мостик необычной кубической формы, установленный на значительно более узкое основание. В верхней ее части размещались средства радиоэлектронной борьбы. По сторонам надстройки были установлены стабилизированные антенны трехкоординатной радиолокационной станции с фазированной антенной решеткой.

Полное водоизмещение авианосца "Энтерпрайз" составляло 89,6 тысячи тонн, длина (без выступающих частей катапульт) — 342,3 метра, длина по ватерлинии — 317,1 метра, ширина по ватерлинии — 40,5 метра, осадка — 11,9 метра. Скорость хода 33 узла. Состав авиакрыла — до 85 самолетов. Команда корабля — 3350 человек; авиакрыло — 2480 человек.

Одной загрузки "Энтерпрайза" ядерным топливом хватало на 13 лет службы. За это время корабль мог пройти до 1,8 миллиона километров.

Система обороны корабля сначала состояла из трех пусковых установок зенитно-ракетного комплекса RIM-7 Sea Sparrow малой дальности.

Последующие модернизации добавили авианосцу еще две пусковые установки NATO Sea Sparrow (NSSM) и три артиллерийские — Phalanx CIWS.

Первым командиром "Энтерпрайза" был капитан Винсент Пол де Покс (Captain Vincent Paul de Poix).

За годы своей службы атомный авианосец "Энтерпрайз" принимал участие во множестве разного рода операций и учений. Он участвовал в операциях в Средиземном море, Тихом океане, на Ближнем Востоке, поддерживал действия вооруженных сил США в большинстве конфликтов, включая "кубинский" кризис в 1962 году, войну во Вьетнаме, операции против Ирака и Ливии. Всего "Энтерпрайз" 25 раз выходил в море для участия в различных военных кампаниях США.

Служба первого атомного авианосца была неразрывно связана с многочисленными модернизациями. С января 1979 года по март 1982 года "Энтерпрайз" подвергся капитальному ремонту, который включил переделку конструкции островной надстройки и установки новых радиоэлектронных систем. Следующая крупная модернизация была проведена в 1990-1994 годах, в результате которой у корабля изменились даже размеры (максимальная длина уменьшилась до 335,7 метров, ширина по полетной палубе — до 76,5 метров), а срок его службы был продлен на 25 лет (до 2013 года). Позже на авианосце были оборудованы командный пункт управления тактическими соединениями (Tactical Flag Communications Center — TFCC) и центр классификации и анализа данных о подводных целях (Antisubmarine Classification and Analysis Center-ASCAC), что значительно расширило боевые возможности корабля, превратив его из обычного "плавучего аэродрома" в мощную многофункциональную боевую единицу.

За время службы на корабле произошло несколько пожаров, самый сильный 14 января 1969 года. Тогда горячий выхлоп тягача, припаркованного рядом со штабелем неуправляемых авиационных ракет, привел к самозапуску одной из них. Ракета врезалась в топливный бак штурмовика, а это, в свою очередь, привело к разливу топлива на палубе, пожару, взрыву авиабомб и беспорядочному разлету оставшихся ракет. В результате катастрофы 27 человек погибли, 343 оказались ранены. Взрывы уничтожили 15 самолетов.

"Энтерпрайз" был торжественно выведен из строя действующих кораблей ВМФ США 1 декабря 2012 года в Норфолке, Вирджиния. Ведутся работы по утилизации авианосца.

Предложение о превращении корабля в плавучий музей поддержки не получило: слишком дорого, сложно и небезопасно. Единственное, что может сохраниться от старого авианосца — его надстройка-остров, которую планируется установить на берегу в качестве мемориала.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Авианосец Enterprise ("Энтерпрайз") - это... Что такое Авианосец Enterprise ("Энтерпрайз")?

Авианосец Enterprise ("Энтерпрайз")

Авианосец Enterprise ("Энтерпрайз", США), которому был присвоен бортовой номер CVA(N)‑65 (Carrier Vessel, Attack, Nuclear; 65 - порядковый номер в своем классе), был заложен в феврале 1958 г., а спущен на воду - 24 сентября 1960 г.

Он стал вторым в мире военным надводным кораблем с атомной энергетической установкой (первым был американский крейсер Long Beach, сошедший со стапелей двумя месяцами ранее).

Авианосец "Энтерпрайз" создавался на базе проектов SCB-80M и SCB-127A/B с сохранением принятой для них схемы конструктивной защиты. По общей компоновке корпуса, общесудовых устройств и систем, а также по составу авиационного оборудования он являлся развитием авианосцев типа Kitty Hawk.

Корпус корабля гладкопалубный, с закрытой носовой оконечностью, с односторонней угловой палубой и бронированной полетной палубой, являющейся конструктивно-силовой частью корпуса, которая обеспечивала его продольную прочность; на всем своем протяжении корпус имеет двойное дно.

Корпус разделен на отсеки главными поперечными водонепроницаемыми переборками, доходящими до ангарной палубы. Предусмотрено несколько продольных броневых переборок суммарной толщиной от 135 до 150 мм, также доходящих до ангарной палубы.

Полетная палуба авианосца "Энтерпрайз" имеет длину 331,6 м и максимальную ширину 78,4 м, а ее площадь составляет 18211 кв. м. Под полетной палубой располагается непрерывная по всей длине корабля галерейная палуба, обеспечивающая подкрепление полетной палубы и особенно ее участков, выступающих за борта корпуса. Полетная и галерейная палубы образуют прочное перекрытие ангара и служат его защитой. На галерейной палубе находятся комплекс командирских и флагманских помещений, жилые помещения экипажа, а также посты управления авиационно-техническими средствами.

Главной палубой авианосца является ангарная палуба (вторая вниз от полетной). По высоте ангар занимает три межпалубных пространства, что составляет 7,6 м. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на две части специальными огнеупорными взрывостойкими шторами, которые располагаются под подволоком в свернутом состоянии. Время опускания штор составляет не более 30 секунд.

В кормовой части ангарной палубы расположен специальный стенд для проверки работы авиационных турбореактивных двигателей.

На авианосце "Энтерпрайз" доставка самолетов из ангара на полетную палубу осуществлялась четырьмя бортовыми самолетоподъемниками грузоподъемностью до 50 т каждый (для подъема наиболее тяжелого самолета или двух легких вместе с тягачом массой 7 т).

Кроме них на полетной палубе имеются три люка – выходы подъемников боеприпасов.

Авианосец "Энтерпрайз" располагает четырьмя паровыми катапультами. Две катапульты размещены в носу корабля, а две – на посадочной полосе угловой палубы. Используя все четыре катапульты, авианосец может поднимать в воздух самолеты через каждые 15 секунд. Позади каждой катапульты в палубе установлен специальный поднимающийся газоотбойный щит, который предохраняет палубу от воздействия раскаленных выхлопных газов авиационных реактивных двигателей.

Торможение самолетов после их посадки на палубу обеспечивает четырехтросовый аэрофинишер, состоящий из натянутых на палубе тросов и расположенных в подпалубном помещении специальных тормозных цилиндров. На случай, если аэрофинишер не сможет обеспечить полную остановку самолета, на палубе имеется специальное заграждение – аварийный барьер. Он представляет собой поднимающуюся прочную нейлоновую сетку, которая способна поймать самолет, проскочивший аэрофинишерное устройство.

На авианосце "Энтерпрайз" используются ядерные реакторы (ЯР) типа A2W компании Westinghouse. Это водо-водяные реакторы, в которых и замедлителем нейтронов в активной зоне, и теплоносителем служит дистиллированная вода. Ядерная энергетическая установка авианосца включает 8 реакторов тепловой мощностью по 150 МВт каждый, соединенных с 32 парогенераторами. Для повышения живучести ядерная энергетическая установка корабля разделена на четыре автономных эшелона, каждый из которых работает на свой гребной вал, оснащенный пятилопастным гребным винтом диаметром 6,4 м. Для обеспечения большей маневренности и уменьшения радиуса циркуляции авианосца за каждым винтом установлен свой руль.

"Энтерпрайз" оснащен очень мощной судовой электростанцией, состоящей из 16 турбогенераторов мощностью по 2500 кВт и четырех аварийных дизель-генераторов - по 1000 кВт.

Благодаря установленной на авианосце атомной энергетической установке, запас авиационного топлива составляет 9,38 млн литров, что обеспечивает интенсивные полеты авиагруппы корабля в течение 12 суток. В погреба боезапаса загружается до 2520 т ракет, бомб и других боеприпасов.

Если на обычных авианосцах при двух ежедневных взлетах каждой крылатой машины запасов горючего для самолетных баков хватало на 8 суток похода, то на "Энтерпрайзе" это время возросло вдвое. Кроме того, количество авиационных боеприпасов на нем удалось увеличить в 1,5 раза. Но самое главное - "Энтерпрайз" не нуждался в дозаправке топливом во время походов: одной загрузки ядерным горючим хватает на 13 лет службы, а за это время корабль может пройти до 1 млн миль.

Технические характеристики Enterprise:

Длина – 342,3 м; ширина – 78,4 м; осадка – 11,9 м;
Водоизмещение – 93500 тонн;
Скорость – 35 узлов;
Дальность плавания – 400 тысяч миль;
Экипаж корабля: – 3325 человек;
Вооружение авианосца:
Пусковые установки "Си Спарроу" – 3Х8;
Пусковые установки "Фаланкс" – 3;
Состав авиакрыла:
Самолетов – до 85;
Личный состав – 1891 человек.

Строительство атомохода велось в сухом доке, поэтому спуск на воду был осуществлен путем простого заполнения последнего водой. После спуска на воду корабль вышел в воды Атлантики на приемо-сдаточные испытания, которые продолжались шесть суток. Причем впервые в американском флоте заводские испытания и первичная приемка корабля ВМС проводились одновременно. Затем он вернулся обратно в Ньюпорт-Ньюс.

25 ноября 1961 г. атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" был введен в боевой состав ВМС США. Первым его командиром стал капитан Винсент П. де Покс (Captain Vincent P. de Poix). Экипаж дал своему кораблю прозвище Big E, которое раньше носил его предшественник.

12 января 1962 г. авианосец вышел в свое первое настоящее плавание, продолжавшееся в общей сложности три месяца. Это было так называемое гарантийное плавание. За это время корабль прошел целую серию испытаний и учебных проверок, общей целью которых было определение реальных возможностей кораблей нового не только для американского флота, но и для всего мира типа.

Во время плавания на борту авианосца находилась 1-я корабельная авиагруппа со своими штатными самолетами. Кроме того, в Мейпорте (штат Флорида), на корабль погрузили 7‑ю авиаэскадрилью (VAH-7) с самолетами A3J "Виджилент" (Vigilante), получившими позже обозначение А-5А. В этом походе на атомоходе также находилась вооруженная новыми истребителями F-4H (затем – F-4B) 102-я истребительная авиаэскадрилья (VF-102).

Начало полетам палубной авиации авианосца положил командир 1-й корабельной авиагруппы командир Джордж Тэлли‑младший (Cmdr. George Talley Jr.), совершивший 17 января 1962 г. на истребителе F-8U "Крусейдер" (Crusader) посадку на палубу с помощью аэрофинишера и взлет с палубной катапульты.

Во время этого плавания, благополучно завершившегося 5 апреля 1962 г., атомоход совершил несколько заходов, в том числе посетил американскую военно-морскую базу Гуантанамо (остров Куба).

(Техника и вооружение вчера, сегодня, завтра (Москва), 29.12.2004, Его величество авианосец. Атомный многоцелевой авианосец "Энтерпрайз" (Enterprise). Владимир Щербаков)

За годы своей службы атомный авианосец "Энтерпрайз" принимал участие во множестве разного рода операций и учений. В 1964 г. "Энтерпрайз" совместно с надводными кораблями ВМС США "Лонг Бич" и "Бэйнбридж" совершил кругосветное плавание, главной целью которого было демонстрация возможностей ядерной установки. Поход прошел без единой дозаправки топливом и пополнения запасов и длился 65 дней. За этот период было пройдено 30216 миль, а авиагруппа совершила 1590 самолетовылетов с общим налетом 2372 часа.

Авианосец участвовал во многих конфликтах Холодной войны и современности, начиная с блокады Кубы во время Карибского кризиса 1962 г. и Вьетнамской войны, и заканчивая операцией против Ирака в 2003 г.

Служба первого атомного авианосца неразрывно связана с многочисленными модернизациями: в 1965 г. был добавлен паровой котел, удлинена мачта надстройки, а радиотехническое вооружение было пополнено объединенной оперативной разведывательной системой (Integrated Operational Intelligence System – IOIS) и системой спутниковой навигации.

В 1973 г. авианосец был переоборудован под новейшие истребители F-14A "Томкэт". В 1979 г. был проведен капитальный ремонт и модернизация корабля в соответствии с программой SLEP (Service Lie Extinction Program). В 1990-1994 гг. была проведена крупная модернизация авианосца в соответствии с программой Refueling & Complex Overhaul, связанной с заменой активной зоны реакторов. В 2002 г. был проведен ремонт корпуса, двигательной установки и других корабельных систем.

В настоящее время на авианосце "Энтерпрайз" оборудованы командный пункт управления тактическими соединениями и центр классификации и анализа данных о подводных целях, что значительно расширило боевые возможности корабля, превратив его из "плавучего аэродрома" в мощную многофункциональную боевую единицу.

Авианосец Enterprise (Энтерпрайз)

Энциклопедия ньюсмейкеров. 2012.

news_enc.academic.ru

Авианосец USS Enterprise

На Украине разбился самолет Су-27

15.12.2018 22:02

freedom-news.ru

0

В Житомирской области Украины при заходе на посадку разбился истребитель Су-27 украинских ВВС, его пилот погиб. Самолет упал около 16:00 по московскому времени в ходе выполнения планового полета, сообщил Генштаб ВСУ. Обстоятельства происшествия устанавливаются. Возбуждено уголовное дело по статье «Нарушение правил полетов или подготовки к ним».

«Глобальные вопросы без РФ не решить»: снимая запрет на участие российского бизнеса в Давосе, Запад признал свои ошибки

15.12.2018 16:22

rueconomics.ru

0

Запрет на участие российских бизнесменов был снят организаторами Всемирного экономического форума в Давосе. Исполнительный директор международной мониторинговой организации CIS-EMO Станислав Бышок связывает такое решение с пониманием Запада значимости позиций России для решения глобальных вопросов.

Американскому флоту предрекли поражение в войне с Россией

Важно

15.12.2018 21:25

0

Если ВМС США не модернизируют крылья палубной авиации, то американский флот рискует потерять свою конкурентоспособность и потерпеть поражение в возможной войне с Россией или Китаем. Об этом сообщает журнал The National Interest со ссылкой на доклад Центра стратегических и бюджетных оценок (CSBA).

На Донбассе ликвидирован видный украинский нацист

16.12.2018 00:24

x-true.info

0

Под Мариуполем ликвидирован видный украинский нацист Денис Лошкарев, один из руководителей подавления Русской весны в Херсоне.

Проболтались: американцы хотят уничтожить российскую армию и флот

15.12.2018 23:09

x-true.info

0

Американцы рассказали, зачем они в действительности затеяли санкционную заваруху. Проговорился экс-посол США на Украине, директор Евразийского центра Атлантического совета Джон Хербст.

3mv.ru

Атомный ударный авианосец "Энтерпрайз" - Флот - ВМС - Top secret

"Enterprise" (CVAN-65) ННьюс 4.2.1958/24.9.1960/25.11.1961 в строю

Будучи первым в мире авианосцем с ядерной ЭУ, "Энтерпрайз" выделялся "футуристическим" внешним видом и необычайно мощным авиационным вооружением при полном отсутствии вооружения оборонительного. Своим появлением он произвел огромное впечатление на военно-морских специалистов всего мира, из-за чего его можно поставить в один ряд с самыми эпохальными боевыми кораблями XX века - такими, как "Дредноут" и АПЛ "Наутилус".

Вопрос о создании АВ с ГЭУ на ядерном топливе впервые был поднят американцами еще в 1946 г. в ходе предварительных работ по проектированию будущего суперавианосца "Юнайтед Стейтс". Однако расчеты показали, что использование атомной энергии на авианосцах, как это ни странно на первый взгляд, менее выгодно, чем на кораблях других классов. Дело в том, что при активных боевых действиях запас горючего для самолетов и авиабомб иссякает во много раз быстрее, чем запас котельного мазута, и повысить автономность АВ за счет атомной энергетики не получится - за исключением лишь тех случаев, когда корабль будет нести патрульную службу в отдаленных регионах в мирное время. Вместе с тем ЯЭУ обладала рядом других преимуществ: она позволяла несколько уменьшить объем МКО за счет ликвидации топливных танков, обеспечить лучшую защиту вентиляционных шахт от воздействия оружия массового поражения, исключить задымленность полетной палубы и коррозионное воздействие дыма на антенны РЛС. Поэтому в бюджет 1958 г. решили включить постройку одного АВ с ЯЭУ.

Проект "Энтерпрайза" разрабатывался на основе "Форрестола" и "Китти Хока". Любопытно, что несмотря на отсутствие котельного топлива, система ПТЗ осталась прежней, предусматривавшей заполнение части отсеков жидкостью. Поэтому, хотя масса ЯЭУ вместе с системой противорадиационной защиты по сравнению с паротурбинной почти не изменилась, размеренна корпуса пришлось увеличить: в отсеках ПТЗ корабль возил значительное количество забортной воды, лишь позже частично замененной дополнительным запасом авиатоплива. По всей вероятности, не претерпела изменений и система бронирования, хотя ее описание по сей день засекречено.

ТТХ  на момент вступления в строй

71277*/89084 т, 342,4** (317,1 вл) х 77,7 (40,5 вл) х 11,3 м. 8 реакторов A2W Westinghouse, ПТ-4 Westinghouse, 280 000 л.с.=32 уз. Экипаж 3325 чел. (+1891 чел. авиаперсонал + 166 штаб и мор. пех.). 3x8 ПУ ЗРК "Си Спэрроу" (с 1967 г.).
* Водоизмещение порожнем; стандартное в 1975 г. - 75 700 т.; ** 333,1 м без выступающих частей катапульт.

Состав авиагруппы

1966 г. 24 истр. F-4B, 3 разв. RA-5C, 24 штурм. А-4С, 12 штурм. А-6А, 6 штурм. А-ЗВ, 3 разв. RA-3B, 3 сам. РЭБ ЕА-ЗВ, 4 сам. ДРЛО Е-2, 4 верт. UH-2A.
1975 г. 24 истр. F-14A, 3 разв. RA-5C, 24 штурм. А-7,12 штурм. А-6А, 4 сам.РЭБ ЕА-6В, 4 сам.-запр. KA-6D, 4 сам. ДРЛО Е-2,10 сам. ПЛО S-3A, 8 вер.т. SH-3H.
1999 г. 20 истр. F-14A, 36 истрУштурм. F/A-18, 4 сам. РЭБ ЕА-6В, 4 сам. ДРЛО Е-2С, 6 сам. ПЛО S-3A, 4 верт. SH-60F.

На полетной палубе располагались 4 паровые катапульты С-13 и 6 аэрофинишеров Mk-7-З. Самолетоподъемники идентичны установленным на "Китти Хоке". Высота ангара - 7,6 м, площадь полетной палубы - 223,1x29,3 м . Запас авиатоплива типа JP-5 - 9,38 млн. л, бензина - 363,3 тыс. л. Емкость погребов авиабомб - 1800 т; позже (в начале 1970-х) ее увеличили до 2524 т.

Яркая отличительная черта внешнего вида "Энтерпрайза" - форма "острова" с фазированными антеннами трехкоординатных РЛС обнаружения и сопровождения AN/SPS-32 и SPS-33 (американские моряки называли их "billboards" - рекламные щиты, доски объявлений). Выше на куполообразной надстройке размещались антенны системы РЭБ. В 1968 г. на "острове" дополнительно установили РЛС AN/SPS-12. В ходе модернизации в 1979-1982 гг. фазированные решетки антенн сняли; вместо них установили стандартные РЛС AN/SPS-48C, SPS-49, SPS-65 и SPS-10В. Соответственно, "остров" приобрел более традиционные очертания.

ЯЭУ включала в себя 8 ядерных реакторов A2W, 32 парогенератора и 4 ГТЗА. Первая перезарядка активной зоны реакторов была произведена после трех лет эксплуатации, в течение которой "Энтерпрайз" прошел 207 тыс. миль. Последующие перезарядки реакторов обеспечивали дальность плавания в 300 тыс. миль. Судовая электростанция была необычайно мощной и состояла их 16 турбогенераторов мощностью по 2500 кВт и 4 дизель-генераторов по 1000 кВт.

Оборонительное вооружение по проекту должно было включать две ПУ ЗРК "Терьер". Однако последние так и не были установлены, и корабль вступил в строй вообще без собственного вооружения. Отчасти это объяснялось желанием немного компенсировать и без того очень высокую стоимость постройки АВ, но основная причина заключалась в тогдашней концепции, согласно которой оборона авианосца возлагалась на его авиацию. Лишь в 1967 г. на "Энтерпрайз" установили 2 ПУ Мк-25 ЗРК "Си Спэрроу". В ходе модернизации в 1979- 1982 гг. эти ПУ заменили тремя Мк-57, а также дополнительно установили 3 20-мм ЗАК "Вулкан-Фаланкс" и 3 ПУ Мк-36 системы РЭБ RBOC.

В 1991-1994 гг. АВ прошел 42-месячную модернизацию по программе SLEP, в ходе которой была произведена перезарядка активной зоны реакторов. В настоящее время полное водоизмещение "Энтерпрайза" составляет 93 400 т, осадка увеличилась до 11,9 м, а численность экипажа вместе с авиаперсоналом - до 5570 чел.

Стоимость постройки "Энтерпрайза" - 451,1 млн. долл., модернизации 1979-1982 гг. - 276,7 млн.

Базировался на Норфолк, в первое 3-мес. плавание ушел 12.1.1962. В 1962-1964 гг. совершил 3 похода на Средизем. море, во время "Карибского кризиса" участвовал в блокаде Кубы (10.1962). Операция "Морская орбита": кругосветное плавание совместно с атомным крейсером ."Лонг Бич" и атомным фрегатом "Бейнбридж" по маршруту Гибралтар-м. Доброй Надежды - м.Горн-Норфолк (31.7- 3.10.1964). За 65 дней корабли прошли 30 565 миль без заходов в порты, причем сам. "Энтерпрайза" за время похода сделали более 1000 взлетов и посадок. Ремонт и перезарядка активной зоны реакторов (11.64-7.65). Перешел на Тихий океан (11.1965) и с 2.12.1965 принимал активное участие в боевых действиях во Вьетнаме, совершив в 1965-1968 гг. 3 похода на ТВД с авиагруппой CVW-9. Во время 3-го похода (3.1-18.7.1968) временно возглавил оперативное соединение в Японском море в связи с возможным возникновением военного конфликта из-за захвата Сев. Кореей амер. раз-вед, судна "Пуэбло" (1.1968). 14.1.1969, во время 4-го похода к берегам Вьетнама, в р-не Гавайских о-вов на палубе "Энтерпрайза" произошел самопроизвольный пуск НУР "Зуни", вызвавший сильный пожар и детонацию бомб у находившихся на палубе самолетов (погибло 27 чел., ранено 344 чел., сгорело 15 сам.). 2.7.1969 АВ вернулся в США. Ремонт и перезарядка активной зоны реакторов (10.69- 1.71). Еще 3 похода к берегам Вьетнама (11.1.71-12.2.72, 12.9.72-12.6.73, 17.9.74-20.5.75), помощь в эвакуации из Сайгона амер. граждан и южновьетнамской администрации. В 2.1974 оказывал помощь населению о. Маврикий, пострадавшему от мощного циклона. Переклассифицирован в CVN-65 (30.6.1975). В 2.1976 патрулировал у вост. побережья Африки во время конфликта между Кенией и Угандой. В 1976-1978 гг. совершил 2 похода в Юго-Вост. Азию. Модернизация на верфи в Пьюджет Саунд (1.79-3.82). Еще 3 похода к берегам Юж. Азии (1982-1985), в 4.1986 перешел через Суэцкий канал из Индийского океана в Средизем. море. 18.4.1988 сам. А-6Е с "Энтерпрайза" нанесли удары по иранским буровым платформам в Персидском заливе и кораблям ВМС Ирана, в результате чего ФР "Саханд" был потоплен, а ФР "Сабалан" тяжело поврежден. Совершил кругосветное плавание из Сан-Диего в Норфолк (9.89-3.90), в ходе которого в 12.1989 нес патрульную службу у берегов Филиппин в связи с внутренним кризисом в этой стране. Ремонт и модернизация по программе SLEP в Ньюпорт-Ньюс (1.91-9.94). 15-я кампания: маневры в Карибском море, поход в Средизем., Красное и Аравийское моря (7-12.1996), действия против Ирака и сербов в Боснии. Модернизация в Ньюпорт-Ньюс по программе SRA (1-7.1997). В кон. 1998 - нач. 1999 действовал в Персидском заливе с авиагруппой CVW-3; возвращаясь в США, принял участие в операции против Югославии (4.1999).


 

Балакин С.А. Авианосцы мира 1945-2001//Морской исторический альманах С.22-24

pentagonus.ru

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


УДАРНЫЙ АТОМНЫЙ АВИАНОСЕЦ CVN-65 ENTERPRISE ВМС США

NUCLEAR AIRCRAFT CARRIER CVN-65 ENTERPRISE, US NAVY

07.12.2012
ПРОЩАЙ, «ЭНТЕРПРАЙЗ»!

1 декабря 2012 года в военно-морской базе Норфолк (шт. Вирджиния) состоялась церемония деактивации «ядерного сердца» могучего авианосца «Энтерпрайз». Пятьдесят лет службы во имя демократии пролетели как один день – и вот, 340-метровый корабль навсегда замер у причальной стенки.
С марта по ноябрь 2012 года «Энтерпрайз» совершил свой последний боевой поход в зону Персидского залива. Увы, интересная конспирологическая гипотеза о принесении старого корабля в жертву в качестве повода для нападения на Иран не подтвердилась – авианосная группировка отработала задачи в Аравийском море и благополучно вернулась в Норфолк.
Еще при приближении к берегам Северной Америки, прямо в открытом океане, началась операция по выгрузке боезапаса: днем и ночью на протяжении нескольких дней элеваторы поднимали на полетную палубу тысячи боеприпасов, которые потом, с помощью вертолетов, доставлялись на идущие на траверзе «Энтерпрайза» транспорты снабжения. 1260 вертолетных рейсов потребовалось, чтобы опорожнить гигантские погреба старого авианосца. В настоящий момент проводится выгрузка ядерного топлива из восьми реакторов авианосца «Энтерпрайз»: в его мощном корпусе безжалостно вырезаются огромные технологические отверстия для извлечения реакторных отсеков целиком.
Безоружный и неподвижный корабль будет находиться в составе флота еще как минимум до середины 2013 года. Только после спуска на воду нового атомного авианосца «Gerald R. Ford» состоится официальная церемония выведения «Энтерпрайза» из состава ВМС. В карьере первого в мире атомного авианосца наступит завершающая фаза: начнется разделка корабля на металл. Работы по утилизации «Энтерпрайза» должны завершиться к 2015 году.
Предложение о превращении «Энтерпрайза» в плавучий музей поддержки не получило: слишком дорого, сложно и небезопасно. Единственное, что может сохраниться от старого авианосца – его надстройка-«остров», которую планируется установить на берегу в качестве мемориала.
Военное обозрение

23.06.2013
Атомный авианосец «Энтерпрайз» (Enterprise) CVN-65 отбуксирован в Норфолк на утилизацию. Утилизация корабля будет вестись на судостроительной верфи «Ньюпорт ньюс шипбилдинг». На борту авианосца, который уже 6 месяцев находится в процессе снятия бортового оборудования, присутствовало около 150 кораблестроителей компаний «Ньюпорт ньюс шипбилдинг» (Newport News Shipbuilding) и «Хантингтон ингаллс индастриз» (Huntington Ingalls Industries).

06.02.2017

3 февраля случилось весьма примечательное событие — ВМС США провели церемонию вывода из эксплуатации первого в мире атомного авианосца USS Enterprise (CVN 65). Завершилась почти 55-летняя карьера корабля.
Авианосец впервые вышел в море в 1961 году. «Авианосец это система оружия, которая влияет на мировые события, авианосец там, где нужно, и когда это имеет значение», было сказано на церемонии.
Прощай, «Большой Е» (The Big E).
Военный паритет

18.04.2018

На верфи «Ньюпорт-Ньюс» компании Huntington Ingalls Industries завершилась деактивация атомного авианосца «Энтерпрайз». Об этом в понедельник, 16 апреля, сообщает портал Korabli.eu со ссылкой на пресс-службу предприятия.
В рамках сложного процесса, который начался в 2013 году, более 1000 судостроителей выгрузили восемь ядерных реакторов авианосца, деактивировали его двигательные установки, а также подготовили корпус для последней буксировки.
Работы судоверфи по деактивации авианосца завершились еще в декабря 2017 года, но оформление документов затянулось до последнего времени.
Авианосец останется на верфи «Ньюпорт-Ньюс», где его подготовят для хранения в районе Хэмптон-Роудс (в устье Чесапикского залива), пока ВМС США не определят план утилизации.
«Энтерпрайз» стал первым авианосцем с ядерной силовой установкой в составе ВМС США. Его ввели в эксплуатацию в ноябре 1961 года, а в феврале 2017 года состоялась первая в истории американского флота церемония вывода из эксплуатации атомного авианесущего корабля.


УДАРНЫЙ АТОМНЫЙ АВИАНОСЕЦ CVN-65 ENTERPRISE ВМС США

Ударный атомный авианосец ВМС США USS Enterprise (CVN-65) стал первым в мире атомным авианосцем, и 8-м по счету кораблем по именем Enterprise в истории военно-морского флота США. Как и его предшественник, знаменитый авианосец времен 2-й мировой войны, USS Enterprise, новый авианосец быстро получил прозвище Big E – Большой Э. USS Enterprise (CVN-65) был и остается самым длинным в мире военным кораблем, его длина составляет 342 метра.
Авианосец «Энтерпрайз» создавался на базе проектов SCB-80M и SCB-127A/B с сохранением принятой для них схемы конструктивной защиты. По общей компоновке корпуса, общесудовых устройств и систем, а также по составу авиационного оборудования он являлся развитием авианосцев типа Kitty Hawk.
Планировалось построить 6 авианосцев класса Enterprise, однако был построен всего один, постройку остальных пришлось отменить из-за слишком высокой стоимости. К настоящему времени USS Enterprise (CVN-65) стал вторым по возрасту ветераном ВМС США, числящемся в строю, старше него только парусный фрегат USS Constitution. USS Enterprise находился в строю 51 год, больше, чем любой другой авианосец в мире. За это время службу на его борту прошли более 100 тысяч моряков.
У Биг Э есть и другие особенности, делающие его единственным в мире. Например, 8 атомных реакторов, или 4 руля.
25 ноября 1961 г. атомный ударный авианосец «Энтерпрайз» был введен в боевой состав ВМС США. Первым его командиром стал капитан Винсент П. де Покс (Captain Vincent P. de Poix). Экипаж дал своему кораблю прозвище Big E, которое раньше носил его предшественник.
12 января 1962 г. авианосец вышел в свое первое настоящее плавание, продолжавшееся в общей сложности три месяца. Это было так называемое гарантийное плавание. За это время корабль прошел целую серию испытаний и учебных проверок, общей целью которых было определение реальных возможностей кораблей нового не только для американского флота, но и для всего мира типа

Уже в октябре того же года Биг Э стал участником первого конфликта в своей истории – Кубинского кризиса. С 1965 года и по 1973 год, конец Вьетнамской войны, авианосец периодически принимал участие в боевых действиях США во Вьетнаме, попутно поучаствовав в конфликте между КНДР и Южной Кореей. В этот же период, 14 января 1969 года, произошла и знаменитая авария на борту авианосца – сильный пожар, вызванный взрывом самолетной ракеты воздух-воздух и воздух-земля Зуни, подвешенной к крылу Фантома, стоявшего на взлетной палубе. Погибло 27 человек, 314 получили ранения, 15 самолетов были уничтожены взрывами и огнем. Сильно досталось и авианосцу, он ушел на ремонт в Перл-Харбор.

В апреле 1975 Биг Э осуществил очень рискованную операцию по эвакуации из Сайгона американских граждан и вьетнамцев, обреченных на уничтожение новой коммунистической властью. Людей эвакуировали вертолетами с крыш американского посольства и командного центра под огнем вьетконговской артиллерии, под воздушным прикрытием истребителей. Последний вертолет взлетел с крыши посольства в 0753 30 апреля 1975 года с 11 морскими пехотинцами на борту.
Не обошли Биг Э стороной войны в Персидском заливе и Югославский конфликт, уж не говоря про присутствие авианосца, в качестве сдерживающей силы, в массе горячих точек, грозивших перерасти в пожар большой войны.
Корпус корабля гладкопалубный, с закрытой носовой оконечностью, с односторонней угловой палубой и бронированной полетной палубой, являющейся конструктивно-силовой частью корпуса, которая обеспечивала его продольную прочность; на всем своем протяжении корпус имеет двойное дно.
Корпус разделен на отсеки главными поперечными водонепроницаемыми переборками, доходящими до ангарной палубы. Предусмотрено несколько продольных броневых переборок суммарной толщиной от 135 до 150 мм, также доходящих до ангарной палубы.
Полетная палуба авианосца «Энтерпрайз» имеет длину 331,6 м и максимальную ширину 78,4 м, а ее площадь составляет 18211 кв. м. Под полетной палубой располагается непрерывная по всей длине корабля галерейная палуба, обеспечивающая подкрепление полетной палубы и особенно ее участков, выступающих за борта корпуса. Полетная и галерейная палубы образуют прочное перекрытие ангара и служат его защитой. На галерейной палубе находятся комплекс командирских и флагманских помещений, жилые помещения экипажа, а также посты управления авиационно-техническими средствами.
Главной палубой авианосца является ангарная палуба (вторая вниз от полетной). По высоте ангар занимает три межпалубных пространства, что составляет 7,6 м. В целях противопожарной безопасности ангар разделяется на две части специальными огнеупорными взрывостойкими шторами, которые располагаются под подволоком в свернутом состоянии. Время опускания штор составляет не более 30 секунд.
В кормовой части ангарной палубы расположен специальный стенд для проверки работы авиационных турбореактивных двигателей.
На авианосце «Энтерпрайз» доставка самолетов из ангара на полетную палубу осуществлялась четырьмя бортовыми самолетоподъемниками грузоподъемностью до 50 т каждый (для подъема наиболее тяжелого самолета или двух легких вместе с тягачом массой 7 т).


Кроме них на полетной палубе имеются три люка – выходы подъемников боеприпасов.
Авианосец «Энтерпрайз» располагает четырьмя паровыми катапультами. Две катапульты размещены в носу корабля, а две – на посадочной полосе угловой палубы. Используя все четыре катапульты, авианосец может поднимать в воздух самолеты через каждые 15 секунд. Позади каждой катапульты в палубе установлен специальный поднимающийся газоотбойный щит, который предохраняет палубу от воздействия раскаленных выхлопных газов авиационных реактивных двигателей.
Торможение самолетов после их посадки на палубу обеспечивает четырехтросовый аэрофинишер, состоящий из натянутых на палубе тросов и расположенных в подпалубном помещении специальных тормозных цилиндров. На случай, если аэрофинишер не сможет обеспечить полную остановку самолета, на палубе имеется специальное заграждение – аварийный барьер. Он представляет собой поднимающуюся прочную нейлоновую сетку, которая способна поймать самолет, проскочивший аэрофинишерное устройство.
На авианосце «Энтерпрайз» используются ядерные реакторы (ЯР) типа A2W компании Westinghouse. Это водо-водяные реакторы, в которых и замедлителем нейтронов в активной зоне, и теплоносителем служит дистиллированная вода. Ядерная энергетическая установка авианосца включает 8 реакторов тепловой мощностью по 150 МВт каждый, соединенных с 32 парогенераторами. Для повышения живучести ядерная энергетическая установка корабля разделена на четыре автономных эшелона, каждый из которых работает на свой гребной вал, оснащенный пятилопастным гребным винтом диаметром 6,4 м. Для обеспечения большей маневренности и уменьшения радиуса циркуляции авианосца за каждым винтом установлен свой руль.
В 1973 г. авианосец был переоборудован под новейшие истребители F-14A «Томкэт». В 1979 г. был проведен капитальный ремонт и модернизация корабля в соответствии с программой SLEP (Service Lie Extinction Program). В 1990-1994 гг. была проведена крупная модернизация авианосца в соответствии с программой Refueling & Complex Overhaul, связанной с заменой активной зоны реакторов. В 2002 г. был проведен ремонт корпуса, двигательной установки и других корабельных систем.


Планировалось списать Энтерпрайз где-то в 2014-15 годах, однако остановились на конце 2012 года. Биг Э будет торжественно выведен из строя действующих кораблей ВМФ США 1 декабря 2012 года в Норфолке, Вирджиния. После церемонии списания ему предстоит пройти деактивацию реакторов и выгрузку топлива — операция, которая займет почти столько же времени, сколько его строительство. Планируется начать деактивацию в середине 2013 года, и закончить где-то в 2015-м. В США давно уже идет активная кампания по сохранению авианосца в качестве мемориала-музея, однако специалисты скептически относятся к этой идее, поясняя, что после выгрузки топлива и деактивации реакторов от внутренностей авианосца мало что останется, потому что выемка топлива и реакторов потребует капитальной разборки конструкций корабля. Скорее всего, часть Биг Э все-таки будет сохранена – его знаменитый «остров», надстройка, характерного кубообразного вида. Такой вид она получила не по прихоти разработчиков проекта корабля, а в связи с установкой на Биг Э первой в мире фазовой РЛС, то есть РЛС, использующей не вращающиеся, а стационарные антенны.


На счету «Энтерпрайза» — квинтэссенции всех передовых научных достижений, было немало других мировых рекордов:
— первый атомный авианосец в 60-е годы удерживал звание самого крупного корабля (полное в/и «Энтерпрайза» 93 тысячи тонн),
— на «Энтерпрайзе» впервые появился радар с фазированной антенной решеткой (SCANFAR),
— первый корабль, с чисто авиационным вооружением (перерасход средств вынудил конструкторов отказаться от каких-либо систем самообороны, только в 1967 году на корабле установили первые ЗРК «Си Спэрроу»)
— на борту «Энтерпрайза» установлено самое большое количество ядерных реакторов – целых 8 штук (сомнительное достижение, говорящее лишь о несовершенстве ядерных технологий в 50-е годы),
— первый корабль с ядерной силовой установкой, принявший участие в боевых действиях,
— в декабре 1969 г., во время Войны во Вьетнаме, самолеты с авианосца «Энтерпрайз» установили до сих пор непобитый рекорд, выполнив за сутки 178 боевых вылетов,
— самая долгая служба в действующем составе флота (51 год),
— наконец, «Энтерпрайз» — первый из атомных авианосецев-гигантов, который должен пройти процесс утилизации.

ИНФОРМАЦИЯ:

Строитель: Newport News Shipbuilding and Drydock Company
Стоимость строительства: 451.3 миллиона долларов
Заложен 4 февраля 1958 года
Спущен на воду 24 сентября 1960 года
Крещен 24 сентября 1960 года
Передан ВМС США 25 октября 1961 года
Подъем военно-морского флага 25 ноября 1961 года
Базовый порт: база ВМС Норфолк Вирджиния

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Водоизмещение:
— полное 93500 т
Длина – 342,3 м
Ширина 40,5 м (ватерлиния)
Ширина макс 78,4 м
Осадка 11,9 м
Главная энергетическая установка АЭУ, используются ядерные реакторы (ЯР) типа A2W компании Westinghouse
Мощность АЭУ 280000 л.с.
Макс скорость хода 33,6 узла
Дальность плавания – 400 тысяч миль;
Экипаж корабля: – 3325 человек (2700 рядовых, 150 старший комсостав, 150 средний комсостав)
Летный состав авиакрыла 1891 человек (250 летчиков и 1550 технический персонал)

ВООРУЖЕНИЕ

Самолеты: макс 90, обычно 60
4 паровых катапульты
Взлетная палуба, ангары, хранилища боеприпасов и реакторы имеют броневое покрытие
Пусковые установки «Си Спарроу» – 3Х8;
Пусковые установки «Фаланкс» – 3

bastion-karpenko.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *