Джихад большой и малый | islam.ru
Джихад. Это слово вызывает страшное беспокойство у большинства западных стран, которые практически ставят знак равенства между джихадом и насилием.
Для обозначения джихада нередко используют словосочетание «священная война», которое так же было использовано крестоносцами в оправдание массовых убийств, грабежей городов и поселений того времени.
Однако, джихад – арабское слово, ёмкое по смыслу и имеющее несколько значений, главное из которых – «бороться, прилагать усилия на верном пути к Аллаху». Для упрощения понимания можно сказать, что существует «большой джихад», который представляет, по сути, борьбу с самим собой, и «малый джихад», включающий в себя борьбу внешнюю.
Пророк Мухаммад (мир ему и благословение Аллаха) говорил, что самый лучший джихад для кого бы то ни было – это борьба с самим собой во имя Аллаха Великого и Всемогущего. В этом утверждении Пророка (мир ему и благословение) имеется в виду борьба правоверного с мирскими соблазнами, влекущими к грехопадению, с испытаниями, подстерегающими его на жизненном пути.
Аллах также говорит в Коране (смысл): «Продолжай (о Пророк!) свой призыв к истине и передай Послание твоего Господа. Если же неверные будут противостоять твоему призыву и обижать верующих, то упорно борись с неверными посредством него (Корана)!» (сура «аль-Фуркан», аят 52).
В этом кораническом стихе Всевышний завещает мусульманам не поддаваться неверующим, отказываясь от своей религии, и призывает бороться (совершать джихад) для принятия Корана и осуществления понимания его людьми. Эта сура, рождённая в мекканский период, являет собой поручение принять участие в священной борьбе (джихаде), не имеющей ничего общего с использованием военных средств.
Малый джихад, сошедший за последние 400 лет со сцены бурных политических событий, вдруг вспыхнул вновь в 1980 году не без помощи Америки. Пользуясь случаем вторжения Советского Союза в Афганистан, Зия-уль-Хак, военный диктатор Пакистана, увидел возможность объявить джихад против советских войск, а точнее коммунизма. Учитывая глобальную конфигурацию того периода истории, у США появился шанс разделить мир между двумя силовыми полюсами, стимулировав мобилизацию сотен тысяч мусульман против того, что Рональд Рейган называл «Империей Зла». Деньги потекли рекой, агенты ЦРУ принялись «окучивать» мусульманский мир, вербуя способных участвовать в этом «великом джихаде». Не развивая тему, отмечу, что Усама бин Ладин с самого начала был одним из таких рекрутов.
Мусульмане на пути к Аллаху, борясь против соблазнов и похотей, могут переносить физические страдания. Это тот «малый джихад», который и подвергается ожесточённой критике. Только по невежеству этот вид джихада, а с ним и Ислам, некоторые соотносят с террором, хотя цель этого джихада, если он ведётся по установленному закону, есть возвышение Слова Божьего. Поступая так, все те, кто призывают к свободе во всём мире, так или иначе освобождаются подобно тому, как пацифисты выбирают свой собственный путь в мире, полном хаоса и недоброжелательности. Если бы не существовало такого
Бог благоволит к благочестивым, подвергающимся нападению неверующих и несправедливых. Всевышний создал борьбу между людьми как средство для подавления лжи. Иначе праведные верующие, не взявшие в руки оружие, будут уничтожены ложью, которая низвергнет культовые сооружения на всей земле. Этот вид джихада, будь он оборонительным или наступательным, является божественным повелением мусульманам в целях спасения угнетённых и слабых от тирании на том или ином этапе истории мира.
«Почему же вы не сражаетесь за прямой путь Аллаха, хотя слабые из мужчин, женщин и детей призывают вас на помощь и взывают к Аллаху, говоря: «Господи наш! Выведи нас из этого города (Мекки), где жители творят беззаконие, и помоги нам Своим могуществом и милостью быть под защитой уверовавших в Тебя людей, и пошли нам от Себя защитника и помощника»?» (смысл 75 аята суры «ан-Ниса»).
Праведные должны не щадить жизни во имя спасения немощных мужчин, женщин и детей, молящих Всевышнего о ниспослании помощи. Они связали себя с Богом с момента, когда приняли веру в спасение своё и всего человечества от всякого греха и беззакония.
Каждый, кто знаком с ранней историей Ислама, знает, что все те страны, которые первыми встали под знамя Ислама, действительно испытывали угнетение от своих правителей и вельмож. В качестве примера можно напомнить, что когда сподвижники Пророка Мухаммада (мир ему и благословение) отправились распространять Ислам среди египтян, персов и римлян, население из простолюдинов (рабочие и крестьяне) не оказывало абсолютно никакого сопротивления. Вместо этого они принимали Ислам в таком массовом масштабе, что становится неубедительно утверждать, будто
Современные могущественные страны бомбят мирных жителей Судана, Афганистана, Югославии, Ирака и др., выдавая уничтожение невинных людей за благовидную цель – поддержание мира во всём мире. Но «когда верующие говорят этим лицемерам, чтобы они не сеяли нечестие на земле, не вносили раскол и не разжигали войны, они, отвергая от себя всё это, отвечают им, что творят благое и стараются, чтобы люди отказались от неправильного образа жизни и встали на прямой путь. Это – ложные речи каждого хитрого распутника. О верующие! Обратите внимание на то, что на самом деле благое, о котором они говорят, это нечестивость и гибель, но они из-за высокомерия этого не понимают и не знают дурных последствий этого лицемерия» (смысл 11-12 аятов суры «аль-Бакара»).
У джихада существуют пределы того, что дозволено, а что нет. Не нарушать пределов означает не убивать женщин и детей. Это означает также, что старики, больные люди, священники и молящиеся в местах поклонения, а также те, кто работает на земле, не должны быть атакованы ни при каких обстоятельствах. Соблюдать пределы означает не убивать животных, не сжигать посевы и растительность в целом, не отравлять воды и не разрушать дома, монастыри, церкви и синагоги.
«Аллах не запрещает вам благодетельствовать и поддерживать связи с теми неверующими, которые не сражались с вами и не изгоняли вас из родных жилищ. Поистине, Аллах любит благодетелей и тех, кто поддерживает взаимную связь» (смысл 8 аята суры «аль-Мумтахина»).
Бог не запрещает благочестивым делать добро неверующим, не воевавшим против мусульман, потому что Бог любит праведных. Если прочесть эту выдержку из Корана и понять то, что разрешено и запрещено в джихаде, правила ведения войн приобретают новый, справедливый смысл.
Что же можно сказать о проблеме террористов-смертников, о которой, к сожалению, мы слышим всё чаще и чаще. Являются ли они частью джихада на пути Аллаха? Исходя из вышеизложенного и не вдаваясь в дальнейший подробный анализ, можно сделать вывод, что такие действия не продиктованы религией. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил, что тот, кто идёт на крайние меры, будет уничтожен. Теракт, безусловно, крайняя мера. В правилах ведения войны не существует подобного указания в высказываниях Пророка (мир ему и благословение) и его сподвижников. К сожалению, сегодня некоторые заблуждающиеся называют это джихадом и считают, что такие действия прокладывают путь к возрождению Ислама и сулят поворот к славным законам. Однако они противоречат словам Посланника Аллаха (мир ему и благословение), говорившего, что нельзя быть довольным чьими-либо действиями, пока нет уверенности в том, что они ведут к счастливому завершению. Теракт как оружие возмездия не может быть таковым в принципе, поэтому не может считаться джихадом. Самоубийство запрещено в Исламе так же, как и в любой другой монотеистической религии. Пророк Мухаммад (мир ему и благословение) говорил, что того, кто убивает сам себя, в любом случае Аллах предаст геенне огненной.
Действительно ужасно, что эти люди на самом деле готовы покончить с собой, даже если Бог говорит в Коране (смысл): «
Отнимать жизнь, которую дал вам Бог, – это большой грех, такой же, как когда вы берёте чужую жизнь, потому что жизнь человека является действительно ценным даром от Всевышнего. «…Кто убьёт человека не в качестве мести за убийство, не для защиты себя, своей чести либо имущества, и не за распространение нечестия на земле, тот словно убил всех людей, за что навлечёт на себя гнев Аллаха и будет наказан Им. А кто сохранит жизнь человеку, тот словно всех людей убережёт от смерти, потому что он таким образом сохранит души других невинных людей и заслужит великую награду от Аллаха» (смысл 32 аята суры «аль-Маида»).Таким образом, любой экстремизм, будь то захват заложников, угон самолётов и установка бомб в общественных местах, категорически осуждается в Исламе и никак не может являться джихадом.
www.islam.ru
Что такое джихад. Его предназначение в исламе. Большой и малый джихад
В современных реалиях довольно-таки часто мы сталкиваемся с термином «джихад», которое в медиа-пространстве, как правило, предстает исключительно в негативном ключе. Что же собой представляет джихад на самом деле?
Арабское слово «джихад» в переводе означает «борьба на пути Всевышнего». То есть джихад мы можем определить как борьбу, которую верующие ведут на пути Аллаха. В связи с этим возникает вопрос, с кем или с чем ведётся данная борьба, в каких условиях и какими средствами.
Мусульманскими богословами выделяется два вида джихада: большой и малый.
В понятие большой джихад, который также именуют духовным, вкладывается духовная борьба человека со своими пороками и недостатками, а также оказание духовной поддержки на данном пути своим единоверцам. Каждый мусульманин должен быть вовлечён в большой джихад, так как у каждого человека имеются определённые недостатки, связанные с его характером, мировоззрением и так далее. Усердствуя на пути Господа, верующий, тем самым, обретает довольство Аллаха и получает награду от своего Творца.
В одном из хадисов говорится: «Я гарантирую дом в окрестностях Джанната (Рая) для того, кто оставил ссору, хотя он был прав. Я гарантирую дом в центре Джанната тому, кто оставил ложь, даже если это была шутка. Я гарантирую дом на высших степенях Джанната тому, кто стремится улучшить свой характер» (Абу Дауд).
Большой джихад также можно подразделить на несколько видов:
- Джихад сердца – индивидуальная внутренняя борьба человека со своими пороками. Данный вид джихада требует наибольшего усердия со стороны верующего, так как сложнее всего, зачастую, бороться именно со своими внутренними недостатками.
Пророк Мухаммад (с.г.в.) однажды сказал: «Самые любимые и близкие для меня в День Суда будут те из вас, у кого наилучший характер» (хадис привёл ат-Тирмизи).
- Джихад руки – действия верующего, направленные на воспрепятствование совершению какого-либо греховного деяния другим верующим. Совершая джихад руки, верующий мешает своими действиями другому человеку совершить какой-либо грех, тем самым уберегая его от запретного и обретая награду для себя.
Посланник Аллаха (с.г.в.) наставлял: «Помогайте своему брату обидчику или обиженному». После чего один человек спросил о том, как можно помочь человеку, который является злодеем, на что Мухаммад (с.г.в.) ответил: «Не давать совершить ему злой поступок – это и есть помощь» (Бухари).
- Джихад языка – действия верующего, направленные на словесное предостережение и просвещение (дагват) других людей. Совершая джихад языка, человек пытается словами убедить другого отказаться от совершения греховного, приводя ему доводы и аргументы в защиту своей позиции.
В одном из хадисов говорится следующее: «Твоя улыбка брату мусульманину для тебя садака, и твой призыв к добру и запрет совершать зло для тебя садака, и указать дорогу тому, кто заблудился для тебя садака…» (ат-Тирмизи).
Наряду с духовным джихадом, выделяется также малый джихад, который иногда именуют как «джихад меча» и «священная война». Малый джихад – вооружённая борьба, которую ведут верующие с напавшими на них агрессорами. Однако в каком случае дозволяется ведение войны с противниками?
Следует отметить, что агрессия в исламе категорически запрещена. Пророк Мухаммад (с.г.в.) наставлял: «Верующий – это тот, от которого люди в безопасности касательно своей жизни и имущества» (Насаи).
Тем не менее, в случае агрессии извне и возникновения необходимости самообороны и защиты своей Родины, семьи мусульманин наделяется правом защищать себя и своих близких. Именно такая борьба именуется малым джихадом. В Священном Коране говорится:
«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39)
Таким образом, следует осознавать, что вооружённая борьба является дозволенной лишь в том случае, когда мусульманам угрожает опасность и они вынуждены встать на защиту своей семьи или своей страны.
Достоинство джихада
Ведение духовного джихада, будучи повелением Господа, несёт в себе множество благ для людей как в мире нынешнем (так как он способствует морально-нравственному совершенствованию человека), так и в мире вечном (поскольку верующий, по воле Аллаха, за своё усердие обретёт награду от своего Господа).
В жизнеописании Пророка Мухаммада (с.г.в.), приведённом Абдуллой ибн Масудом, говорится: «Однажды я спросил посланника Всевышнего, да благословит его Аллах и приветствует: «Какое дело является наилучшим?» Он ответил: «Молитва, совершаемая в установленное для неё время». Я спросил: «А потом какое?» На что получил ответ: «Проявление почтительности и доброты по отношению к родителям». Я спросил: «А потом какое?» Он ответил: «Джихад на пути Аллаха» (Бухари, Муслим, Ахмад). По мнению подавляющего большинства богословов, здесь подразумевается именно большой джихад.
Кроме того, как сказано об этом в одном из хадисов, «дела, совершаемые на пути Аллаха, лучше мира этого и всего того, что в нём есть» (Бухари). Таким образом, любое усердие на пути Господа миров, которое является составной частью большого джихада, несёт в себе множество благ, которые способны привести человека к счастью в обоих мирах.
www.islam.global
Джихад с оружием в руках. Правила ведения вооруженного джихада
Вопросы военного права в исламе приобретают большую актуальность в связи с происходящими в разных уголках планеты процессами.
Термин «джихад» известен многим, равно как и то, что он имеет два значения. Говоря обобщенно, первое значение этого термина можно определить как борьбу человека с собственными страстями и несовершенством («большой джихад»), а второе – как ведение военных действий по защите собственной родины («малый джихад»).
Несмотря на это общее знание, мало что известно о понимании джихада в его узком, сугубо военном смысле. И здесь следует найти ответ сразу на ряд вопросов:
– когда по Шариату дозволено применять оружие;
– какие ограничения на использование оружия существуют;
– когда должно закончиться применение военной силы.
В исламском праве можно выделить две теории «малого джихада» – оборонительную и наступательную.
Джихад как средство обороны
Священный Коран позволяет верующим использовать оружие в качестве самообороны:
«Дозволено тем, против кого сражаются, сражаться, потому что с ними поступили несправедливо. Воистину, Аллах способен помочь им» (22:39)
В этом кораническом тексте мусульмане рассматриваются как жертвы вероломного нападения. Последующий аят проясняет ситуацию ещё больше:«Они были несправедливо изгнаны из своих жилищ только за то, что говорили: «Наш Господь – Аллах»…» (22:40)
В аяте суры «Бакара» чётко отмечено, что ведение оборонительной военной кампании не должно переходить через обозначенные Всевышним пределы:
«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного. Воистину, Аллах не любит преступников» (2:190)
В Священном Писании рассматривается ещё один аспект военных действий:
«Отчего вам не сражаться на пути Аллаха и ради слабых мужчин, женщин и детей, которые говорят: «Господь наш! Выведи нас из этого города, жители которого являются беззаконниками. Назначь нам от Себя покровителя и назначь нам от Себя помощника»?» (4:75)
То есть мусульмане могут браться за оружие не только в целях самообороны, но и для защиты от агрессора единоверцев, которые объективно не способны противостоять нападкам в свой адрес. Более того, защита жертвы агрессии, если она [жертва] не исповедует ислам, также возможна (см. сура 5, аят 32), равно как и дозволено противостояние другой группе мусульман, если та выступает в роли агрессора. В общем, всё предельно обоснованно, и отвечает тем общественным и международным реалиям, в рамках которых живут люди не только в настоящее время, но и в прошлом.
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернётся к повелению Аллаха. Когда же она вернётся, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны…» (49:9)
К слову, данный аят в эпоху правления в качестве халифа Али (р.а.) служил обоснованием для подавления мятежей.Таким образом, оборонительный принцип ведения военных действий в исламе имеет чёткий фундамент в виде коранического текста. Согласно этой теории, мусульмане могут вести военные кампании только в целях самообороны, для защиты угнетаемых мусульман, не могущих постоять за себя, для предотвращения гуманитарной катастрофы и ради подавления бунта, который грозится вылиться в разруху и никому не нужное кровопролитие.
Джихад как средство нападения
Наступательная теория «малого джихада» опирается на две предпосылки:
- представления о применении военной силы в самом Коране претерпевали изменения;
- использование «малого джихада» в качестве наступательной стратегии возможно и необходимо ввиду универсальности исламского вероучения.
Остановимся подробнее на каждом из этих тезисов.
Согласно первому аргументу, коранические аяты про оборонительную концепцию военных действий были ниспосланы Всевышним тогда, когда мусульмане были слабы. После создания мусульманского государства в Медине ситуация изменилась, исламская умма окрепла. В 9 году по Хиджре появились аяты (9:5 и 9:29), которые, по мнению сторонников наступательной теории «малого джихада», аннулировали ранее процитированные аяты. Для начала приведём построчный перевод обоих аятов из девятой суры «Тауба», сделанный Эльмиром Кулиевым:
«Когда же завершатся запретные месяцы, то убивайте многобожников, где бы вы их ни обнаружили, берите их в плен, осаждайте их и устраивайте для них любую засаду. Если же они раскаются и станут совершать намаз и выплачивать закят, то отпустите их, ибо Аллах – Прощающий, Милосердный» (9:5)
«Сражайтесь с теми из людей Писания, которые не веруют ни в Аллаха, ни в Последний день, которые не считают запретным то, что запретили Аллах и Его Посланник, которые не исповедуют истинную религию, пока они не станут собственноручно платить дань, оставаясь униженными» (9:29)
Исторически суры 8 и 9 Откровения относятся к мединскому периоду становления исламской религии. Их объединяет общая тематика – вопрос ведения боевых действий. И то обстоятельство, что вторая из этих сур не начинается с фразы «БисмиЛлях ир-Рахман ир-Рахим», также свидетельствует о тесной связи между этими кораническими стихами. Важно подчеркнуть, что с 1 по 29 аяты суры «Тауба» рассматривается ситуация, когда врагом нарушаются достигнутые ранее договорённости и имеет место предательство.В суре ведётся речь о трёх категориях людей: многобожниках, людях Писания и лицемерах.
К 9 году по Хиджре (630 по Милади) существовало четыре вида многобожников:
1) Многобожники (курайшиты), с которыми был заключён договор в местечке Худайбия, неподалеку от Медины (628 год по милади). Согласно нему, сторонам запрещалось совершать атаки друг на друга, а также союзников противоположной стороны. Другим племенам также разрешалось присоединяться к договору на стороне одной из двух главных сил – курайшитов и мусульман. Так, племя Бакр примкнуло к курайшитам, а племя Хузаа – к мусульманам. Вскоре Бакр нарушили договор при Худайбии, напав на Хузаа. Это стало причиной военного похода мусульман на Мекку в 629-630 годах по милади, которая была успешно взята.
2) Многобожники, с которыми Посланник Аллаха Мухаммад (с.г.в.) заключил договор на фиксированный период, в течение которого условия соглашений не были нарушены ни одной из сторон (здесь имеются в виду племена Замрах и Мадлеж).
3) Многобожники, с которыми действовали соглашения, не ограниченные по времени.
4) Многобожники, с которыми у первых последователей ислама не было никаких договорённостей.
Первые три аята суры «Тауба» были ниспосланы в контексте взаимоотношений с первой и второй группой многобожников.
«Аллах и Его Посланник освобождены от договоров, которые вы заключили с многобожниками. Посему странствуйте по земле в течение четырёх месяцев и знайте, что вам (многобожникам) не сбежать от Аллаха и что Аллах опозорит неверующих. В день великого паломничества Аллах и Его Посланник объявят людям о том, что Аллах и Его Посланник отрекаются от многобожников… » (9:1-3)
Четвёртый аят касается племён Замрах и Мадлеж:
«Это не относится к тем многобожникам, с которыми вы заключили договор и которые после этого ни в чём его не нарушили и никому не помогали против вас. Соблюдайте же договор с ними до истечения его срока…» (9:4)
Пятый аят, выступающий одним из обоснований наступательной теории «малого джихада», относится к племени Курайш, которое не сумело выполнить взятые ею обязательства по договору при Худайбии. То есть этот аят имеет свой собственный контекст, серьёзно влияющий на понимание его смысла.
Аят 29 касается взаимоотношений с людьми Писания. Исторически его ниспослание было сопряжено с подготовкой византийской армии к военному походу против мусульман и вторжению на Аравийский полуостров. Услышав от Всевышнего этот аят, Пророк Мухаммад (с.г.в.) собрал 30-тысячную армию, которая двинулась в сторону Сирии, чтобы отразить атаку противника подальше от своей территории. Однако как таковой битвы между мусульманами и византийцами не произошло. Армия Пророка (с.г.в.) без боя заняла Табук, заслужив при этом хорошую репутацию и заключив договора с христианскими и иудейскими племенами.
Итак, анализ контекста этих аятов из суры «Тауба» показывает, что они касаются определённых категорий людей, имевших не самые простые отношения с мусульманами на самой заре становления ислама как мировой религии. Здесь не происходит отмена ниспосланных ранее аятов, в которых регулируются вопросы ведения военных действий. Ведь, по сути, речь также идёт об агрессии, с которой сталкиваются мусульмане. Они не являются инициаторами разрыва договорённостей, ставя в затруднительное положение противоположную сторону. Наоборот, именно в их отношении поступают несправедливо многобожники и люди Писания, как следует из текста суры «Тауба». В этом случае ни в коем случае нельзя трактовать рассмотренные аяты как призыв к насильственному распространению ислама и уничтожению людей.
История ислама и сложившаяся практика в мусульманских странах показывает несостоятельность наступательной теории «малого джихада». На протяжении веков люди Писания и другие немусульманские народы жили на землях мусульман. Так, испанские евреи во времена Кордовского халифата встретили свою «золотую эпоху». Миллионы индусов и сикхов жили в Индии, когда ею правила династия Моголов. Вдобавок, все нынешние мусульманские страны входят в состав ООН, устав которой запрещает применение оружия, за исключением оборонительных действий.
***
Вторым аргументом наступательной теории «малого джихада» является тезис, согласно которому ислам ниспослан всему человечеству. В этом случае на мусульманах лежит обязанность распространять свою религию. Если не получается сделать это обычной проповедью, то следует браться за оружие. Такой логики придерживаются архитекторы наступательной концепции «малого джихада» Саид Кутб и Сайид Абу А’ля Маудуди, жившие в ХХ веке.
Маудуди утверждал, что главная цель мусульман – служение интересам всего человечества. И лучшим способом является призыв со стороны верующих совершать добрые поступки и сторониться злодеяний. Отталкиваясь от оборонительной концепции джихада, Маудуди потом развил её в противоположном русле. Мыслитель утверждает, что в случае достижения мусульманами власти они должны расширять зону своего влияния, тем самым устраняя пороки и устанавливая власть Бога на земле. Главным инструментом в этом деле, безусловно, является мирный призыв, однако в случае его неэффективности нужно браться за оружие.
Саид Кутб, разделяя мнение Маудуди, весьма вольно трактует коранические аяты о необходимости призывать людей к вере и добрым деяниям. Например, 104 аят суры «Маида» Кутб считает одним из аргументов насильственного распространения исламского учения:
«Пусть среди вас будет группа людей, которые будут призывать к добру, повелевать одобряемое и запрещать предосудительное. Именно они окажутся преуспевшими» (3:104)
Такую же роль в доводах Кутба играет другой аят:«Если Мы одарим их властью на земле, они будут совершать намаз, выплачивать закят, велеть совершать одобряемое и запрещать предосудительное» (22:41)
Нет каких бы то ни было сомнений в том, что ислам является религией для всего человечества, как и в том, что мусульмане должны распространять своё вероучение. Однако истинность наступательной концепции «малого джихада» не может проистекать из подобной аргументации по трём причинам. Во-первых, интерпретация используемых мыслителями аятов характеризуется приданием им совершенно противоположных смыслов. Аяты никак не подразумевают поддержку изобретённой в ХХ веке наступательной теории джихада. Во-вторых, сам Коран устанавливает правила призыва к исламу, которые не предполагают использования для этого силы. В-третьих, интерпретация коранического текста Саида Кутба противоречит выше описанному принципу войны как самообороны, который совершенно органично вытекает из Священного Писания.
Кто может объявлять войну?
Огромное значение представляет вопрос о том, кто, согласно исламскому вероучению, имеет право объявлять военные действия. Это особенно актуально сегодня, когда многочисленные «проповедники» в Интернете объявляют джихад всему и вся, вводя неокрепших умом и верой мусульман в пучину греховного бедствия.
Принципам государственного устройства и другим вопросам политики в Коране уделено минимальное внимание. Тем не менее, можно выделить следующий аят, который очерчивает иерархию авторитетов по разнообразным вопросам (в т.ч. и объявления «малого джихада»):
«О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чём-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день» (4:59)
После смерти Мухаммада (с.г.в.) другим источником власти у мусульман стал халиф – правитель исламского государства. При этом важен в первую очередь вопрос легитимности правителя. В случае соблюдения данного условия никакая подпольная организация в государстве не имеет права объявлять джихад, тем более в её ложной – наступательной – интерпретации. В такой ситуации власти страны действуют в соответствии с процитированным в начале статьи аятом из суры «Худжурат»:
«Если две группы верующих сражаются между собой, то примирите их. Если же одна из них покушается на другую, то сражайтесь против той, которая покушается, пока она не вернётся к повелению Аллаха. Когда же она вернётся, то примирите их по справедливости и будьте беспристрастны…» (49:9)
Какие рамки имеет война в исламе?
В правилах ведения военных действий, согласно исламскому праву, выделяются четыре принципа:
1. Военная необходимость
Сила должна применяться до той поры, пока не разрешится проблема, из-за которой и возник конфликт; чрезмерное использование оружия запрещено.
«Сражайтесь с ними, пока не исчезнет искушение, и пока религия целиком не будет посвящена Аллаху. Но если они прекратят, то враждовать следует только с беззаконниками» (2:193)
2. РазличениеПрименение силы в отношении не воюющей части населения недопустимо.
«Сражайтесь на пути Аллаха с теми, кто сражается против вас, но не преступайте границы дозволенного» (2:190)
3. ПропорциональностьНаносить вред в ходе военной кампании можно ровно в той мере, в которой мусульмане сами претерпели в результате нападения со стороны противника, чрезмерное применение силы и нанесение ущерба запрещены.
«Если вы подвергнете их наказанию, то наказывайте их так, как они наказывали вас» (16:126)
4. ГуманностьЭтот важнейший принцип проистекает из предыдущего аята, а также сунны Пророка Мухаммада (с.г.в.). После завоевания Мекки Посланник Всевышнего (с.г.в.) объявил амнистию всем мекканцам, несмотря на то, что те творили издевательства в отношении мусульман и всячески препятствовали распространению подлинного единобожия. Уважение должно также проявляться и по отношению к погибшим в ходе военных столкновений противникам.
Таковы общие правила, касающиеся ведения боевых действий мусульманами. Тем не менее, необходимо помнить, что мирное сосуществование всегда лучше конфликта. Наш Создатель в Своей Книге весьма красноречиво выделяет этот момент:
«Если они склоняются к миру, ты тоже склоняйся к миру и уповай на Аллаха» (8:61)
В свете всего вышесказанного, естественно, ни в коем случае нельзя рассматривать самоподрывы и другого рода террористические акты в качестве какого-то особенного проявления «борьбы на пути ислама». Подобного рода утверждения ничто иное, как провокация, которая имеет своей целью представить мусульман как гнусных преступников, что не имеет с реальностью ничего общего. Ислам является религией, исповедующей гуманизм во всех сферах, в том числе и тех, где приходится решать проблемы силой, о чём убедительно свидетельствует этот текст. Нельзя ни в коем случае позволять провокаторам спекулировать на теме насилия, которое в исламе рассматривается в качестве недопустимой манеры поведения. Это касается применения силы в отношении как других людей, так и самого себя.www.islam.global
это что такое? Значение слова «джихад». Что такое джихад в Исламе?
К исламу в современном мире отношение неоднозначное. Некоторые без доли сомнения принимают решение стать покорным слугой Аллаха. Другие же называют эту религию агрессивной. Приверженцы второго мнения считают, что ислам призывает уничтожать всех неверных (не мусульман), и даже приводят отдельные высказывания из Корана, которые это подтверждают. Например, в Священном Писании отведено особое место джихаду, который должен соблюдать каждый мусульманин. Это понятие обозначает «священную войну», которую ведут мусульмане во имя Творца против неверных, дабы они тоже поклонялись Аллаху. Так ли это на самом деле? Выясним, джихад – это что такое и какова его роль в исламе.
Война с самим собой
Значение слова «джихад» понимает далеко не каждый образованный человек. В юридических и многих богословских трудах джихад трактуется как война. И это понятие воспринимается большинством людей в его буквальном смысле. Мало кто задумывается, о какой войне здесь идет речь. На самом деле джихад – это борьба за установление слова Аллаха. Это значит, что каждый мусульманин должен защищать свою религию и пропагандировать ее среди «неверных». Джихад также подразумевает войну за сохранение слова Создателя при нападении врагов. Если хорошенько проанализировать понятие, то можно увидеть, что оно не означает убийство или истребление «неверных». Скорее, это война с самим собой и со своими страстями, а также духовная борьба в защиту слова Аллаха. Это священная война, которую ведет мусульманин с дьяволом, собственными страстями, и направлена она на распространение истины.
Большой джихад
Понятие подразумевает борьбу со своими страстями. Что такое джихад в исламе? Это когда человек просыпается посреди ночи, чтобы поправить одеяло своему ребенку. Поступок этот считается большим джихадом. Война с самим собой самая сложная. Ведь так тяжело не поддаваться страстям! Но если человек не совершает блуд, который мог бы совершить, это его бесценная заслуга перед Аллахом. Большой джихад – это любой «красивый поступок». Например, человек, увидев, как у прохожего из кармана выпало 100 долларов, поднимает и отдает ему купюру. Это тоже большой джихад. Это значит, что мусульманин не поддался искушению — не забрал выпавшие деньги себе.
Малый джихад
Он обязывает мусульманина защищать свою родину, близких людей, а также нравственность и Божьи законы. В жизни бывают такие ситуации, когда слово не может помочь, поэтому приходится брать в руки оружие, чтобы не убили тебя и твоих близких. Это и есть малый исламский джихад. Когда человек пытается защитить свое государство от врагов, это тоже считается малым джихадом. Понятие означает и защиту нравственных ценностей при попытке недоброжелателей оклеветать их.
Флаг
Практически все видели черный флаг джихада с изображением меча и надписью на арабском языке. Знамя, представленное в таких мрачных тонах, навевает мысли о войне, терроре и убийствах. Почему же у джихада черный флаг? В Священном Писании пророк упоминал, что в будущем на земле будет армия с черными знаменами. Поэтому флаг джихада – черный. Надпись на арабском языке переводится как: «Нет Бога, кроме Аллаха». Выполнена она в белых тонах как символ выделения единобожьей истины среди мирового куфра. Изображение меча символизирует «священную войну». У некоторых мусульман флаг джихада зеленый, но надпись на арабском языке и изображение меча тоже белые. Про зеленый цвет ислама упоминается в Коране. Поэтому флаги джихада можно увидеть как в черных, так и в зеленых тонах.
Существует ли женский джихад?
Исламские женщины освобождаются от некоторых обязанностей, которые касаются только мужчин, с целью их защиты и проявления уважения. Это относится и к джихаду. Однажды Аиша спросила у пророка: «Должна ли женщина соблюдать джихад?» И он ответил: «Только тот, который не подразумевает сражения». Поэтому у женщин в исламе нет обязанности делать джихад, сражаясь с кафирами. Для девушки джихад – это усердие для ее души. Однако известно, что многие мусульманские женщины участвовали в военных походах, сопровождая своих мужей. Там они не воевали, а помогали раненым, лечили и обслуживали воинов. Это тоже считается джихадом, к которому призывает женщин шариат.
Брачный джихад
В Сирии появилось новое понятие — «брачный джихад». Что это значит? Девушек направляют «служить» невестами в места боевых действий. Такие поступки спровоцировали на территории страны случаи изнасилования молодых женщин боевиками. Религиозные представители некоторых арабских государств одобряют подобное явление, полагая, что после этого в Сирии возникнет исламское религиозное государство. И хотя многие опровергают слухи о «брачном джихаде», нашлись свидетельницы, которые пострадали от насильственных действий солдат. Кроме того, в некоторых мусульманских странах, в частности в Египте, Сирии, существует понятие «сексуальный джихад». Он означает, что женщина должна оказывать интимные услуги мужчинам, тем самым «поощряя» их борьбу. Некоторые мусульманки утверждают, что такие действия их призывает совершать религия. Таким образом они могут показать свою причастность к джихаду – «священной войне».
Джихад в Священном Писании
Что говорит Коран о джихаде? В святой книге написано, что джихад должен совершать каждый мусульманин. В суре 61 (аят 4) сказано, что Аллах любит тех, кто воюет рядами на Его пути так, будто они плотное здание. Коран призывает пропагандировать ислам среди «неверных». Если же кто-то оскверняет религию, то мусульманин обязан защищать слово Аллаха (сура 9, аят 12). В Священном Писании сказано, что если человек другой религии принимает ислам, то он должен быть с почетом принят в ряды мусульман. Для Аллаха большая радость видеть, что в него веруют (сура 9, аят 11). В Коране также сказано, что в религии нет принуждения. Но Всевышний поддерживает только тех, кто верует в него, а не поклоняется идолам. И если человек сам захочет стать мусульманином, это будет лучшим подарком для Создателя. Ислам для мусульман – это несокрушимая опора в их жизни (2:256).
«Священная война» в современном мире
Сегодня по телевизору можно увидеть так много «антиисламских» новостей и программ, что при слове «мусульманин» у человека возникают мысли: «Он террорист, убийца». Это стереотип о мусульманах, распространенный в современном мире. Сейчас больший процент населения Земли с опаской и даже агрессией относится к представителям ислама. Для многих это не люди, а беспощадные солдаты-смертники, готовые во имя религиозных ценностей убить любого человека.
Люди называют происходящее джихадом или «священной войной», которая ведется в современном мире. Военные события в Египте, Тунисе, Сирии, Ливии – прямое тому подтверждение. Но не все понимают, что «кровавый» джихад больше пропагандируется и «приукрашается» Западом. Только Коран дает правильный ответ на вопрос о том, что такое джихад в исламе. Священное Писание говорит, что политическая война против правителей-угнетателей, за которую отдельные мусульмане получают хорошее вознаграждение, не является джихадом. Шариатское значение этого понятия таково: джихад – это борьба и все, что с ней связано (мысли, слово, имущество, призыв и другое). Распространение слова Аллаха – обязанность каждого мусульманина. Но это не означает применение для этих целей оружия и других силовых методов. Каждый мусульманин лишь должен защищать свою веру, государство и при необходимости принимать участие в законной войне.
fb.ru
Что такое джихад?
Что такое джихад?
В Священном Коране слово джихад употребляется довольно часто. На сегодняшний день почти все люди стали бояться этого выражения. Почему? Главной причиной этого является то, что слово «джихад» начали ассоциировать с убийствами, поджогами, взрывами и другими проявлениями экстремизма и беззакония. Но правы ли те, кто ставит знак равенства между категорией «джихад» и творящимися от имени ислама преступлениями? И не менее важный вопрос – верно ли то распространенное понимание джихада как «войны против неверных», которым его наделяют, специально или по незнанию, средства массовой информации?
Думаю, что если бы люди знали и понимали поистине прекрасный смысл этого слова, то джихад стал бы для них самым дорогим и важным делом. С арабского слово «джихад» переводится как «борьба на пути Аллаха». Борьба со злом и несправедливостью.
Пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует) разделил джихад на две категории — малый джихад и большой джихад.
Малый джихад – это борьба с оружием в руках против тех врагов, которые нападают на твою страну, притесняют людей, выгоняют их из домов и делают их рабами. В этом случае каждый мусульманин обязан защищать себя, свою семью и страну от врагов. И это, обратите внимание, малый джихад.
Большой джихад мусульманина – это борьба со своим нафсом или своим внутренним «я». Борьба против невежества, алчности, жадности, высокомерия, зависти и против наущений дьявола, иными словами – борьба против своих слабостей и отрицательных внутренних качеств. Джихад – это воспитание своего внутреннего духовного мира. Однаджы к пророку Мухаммаду подошел один человек и попросил его, чтобы его взяли в поход против врагов. Пророк спросил его: «А живы ли твои родители?» Тот ответил: «Да, живы». Пророк сказал: «Возвращайся к своим родителям и осуществи джихад заботясь о них и ухаживая за ними».
Как же сегодня нуждается наше общество в таком джихаде! Сколько детей бросают своих родителей в старости, оставляют их в домах престарелых, не понимая, какой пример они подают своим детям.
Мусульманин должен зарабатывать себе на жизнь честным трудом, обеспечивать свою семью относиться к ним наилучшим образом, воспитывать своих детей так, как указывает на это Аллах и Его посланник. Это и есть повседневный джихад настоящего мусульманина. Как говорил пророк Мухаммад (да благословит его Аллах и приветствует), «наилучший из вас тот, кто хорошо относится к своей семье, и я самый лучший из вас, кто хорошо относится к своей семье».
Взрывы, захваты заложников, поджоги молельных домов – это джихад?!! НЕТ! Это не джихад на пути Аллаха, а джихад на пути сатаны! Мы не можем называть таких людей мусульманами. Мусульмане не подрывают себя, а также невинных людей. Потому что самоубийство – это смертный грех перед Аллахом. Самоубийство, повлекшее гибель ни в чем не повинных людей – это ужасное и жестокое преступление против государства, против народа и, конечно же, против ислама. Можем ли мы называть таких людей шахидами? Ведь шахид – это не смертник, а мученик за веру. Шахид не убивает себя, а умирает за веру, защищая религию, семью и страну.
В последнее время участились поджоги христианских церквей и молельных домов. Мы, мусульмане, очень обеспокоены этим. Мы уверены, что это не могли сделать мусульмане, более того, мы вообще сомневаемся, что это могли сделать люди, верующие в Бога. Однажды пророка Мухаммада спросили: «Кто такой мусульманин?» Он ответил: «Мусульманин – это тот человек, который не вредит остальным ни своим языком, ни своими руками». Это значит, что мусульманину запрещены сквернословие и грубость и, тем более, запрещены действия, наносящие вред кому-либо.
Джихад не ведется против своего народа и граждан своей страны. Это не джихад, это страшное преступление. Если человек убивает себя привязав к себе бомбу и тем самым убивает ни в чем не повинных людей – это двойное преступление и нет этому никакого оправдания! Всевышний Аллах в Священном Коране призывает нас не убивать себя и не убивать невинных людей. Если кто-нибудь прольёт кровь одного невинного человека, то его грех приравняется к убийству всех людей на свете, а если сохранит жизнь одного человека, то это будет принято Всевышним так, как если бы он сохранил жизни всех людей на земле. Жизнь человека ценна и неприкосновенна перед Всевышним Аллахом.
Я призываю верующих к сплотиться против наших общих врагов в эти непростые времена. Молю Аллаха даровать нам терпения, мудрости в делах и победу над недоброжелателями.
С уважением имам-хатыйб мечети с. Зиреклы Новошешминского района РТ Ильяс хазрат Сулейманов.
Если вы нашли ошибку, выделите текст и нажмите Ctrl + Enter.
islam-today.ru
Большой и малый джихад — что такое джихад? — 22 ответа
Виды джихада
В разделе Религия, Вера на вопрос что такое джихад? заданный автором Anushik Parisikoyan лучший ответ это Джихад это борьба на пути Аллаха ради того чтобы слово его было превыше всего .Есть два вида джихада большой и малый .Малый это борьба с внешним врагом и большой это борьба со своими страстями .Легко воевать с видимым врагом труднее с невидимым и у дьявола есть союзник в борьбе с нами это наша страсть наши желания. И побороть свои желания это самый большой джихад .НАША СТРАСТЬ ЭТО КАК ДИКИЙ СКАКУН ЕСЛИ ЕЁ НЕ ОБУЗДАТЬ ОНА СБРОСИТ НАС В ПРОПАСТЬ
Ответ от 22 ответа[гуру]Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: что такое джихад?
Ответ от Ортодокс[гуру]
Так называемая «священная » война мусульман против «неверных» — христиан и евреев.
Ответ от Contemplate[гуру]
«Джихад и муджахада — использование средств и возможностей в борьбе с врагом. Джихад бывает 3-х видов: джихад с видимым внешним врагом, джихад с шайтаном и джихад с нафсом (собственной плотью) . И все 3 вида входят в слова Аллаха: «И боритесь на пути Аллаха истинным стремлением», «Вы воюйте со своим имуществом и телами на пути Аллаха».
И Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал:
«Вы воюйте со своими страстями так же, как воюете со своими врагами».
Ответ от Ибн СайфульМалик Казахстани[активный]
Джихад бывает разных видов, некоторые из которых обязательны для каждого дееспособного и некоторые обязательны для общины в целом – т. е. если часть людей выполнит это, то с других снимается ответственность.
Читайте подробнее по ссылке, сюда все не вместить:
ссылка
Ответ от Марк Геллерштейн[гуру]
Это создал Мухаммед, который будучи мирным человеком, истреблял «неверных»
Ответ от Ёвеча во тьме[гуру]
Джихад — не то, что говорят нам СМИ.
Это борьба с неверным В СЕБЕ, а не с людьми другой веры.
Террористы переиначили его смысл под себя.
Ответ от Ђатьяна Гашенко[гуру]
Многие под джихадом подразумевают исключительно «войну с неверными» . Лексическое значение слова Джихад означает «напряжение усилий, отдача всех сил» . В мусульманской терминологии нет понятия «харб уль-куддус» , т. е. «священная война» . Таким образом, нельзя переводить «джихад» словосочетанием «священная война» , поскольку оно было введено крестоносцами при завоевании Палестины и не только не соответствует Исламу, но и противоречит ему.
На первое место всегда ставится джихад «сердца» (или «большой» джихад) – борьба со своими недостатками и страстями, самосовершенствование. Пророк Мухаммад (мир ему) , вернувшийся в Медину после одной из битв, сказал: «Теперь мы приступаем к большому джихаду! » Воины были крайне измотаны и не могли даже представить себе участие в еще одной битве, а Посланник Аллаха (мир ему) продолжил: «Большой джихад – это борьба с тем, что находится в наших душах» .
Следующим по значимости является джихад «языка» , имеющий неоднородную трактовку. С одной стороны, под этим подразумевается «овладевание знаниями» , чему соответствует и многочисленные хадисы. Так Посланник Аллаха (мир ему) сказал: «Овладевай знаниями, так как, несомненно, оно ведет к познанию Бога. Поиск знания – акт поклонения; постижение знания – восхваление Бога. Разыскивая знание, совершаешь джихад; обучая людей тому, чего они не знали, выполняешь акт милосердия; передавая знание своему окружению, становишься ближе к людям. Знание указывает на разрешенное и запрещенное, и подобно солнечному свету, оно освещает путь к Раю» .
Другое понимание несет в себе сущность да’вата, то есть мирной проповеди – донесения слов Всевышнего до каждого жителя земли. Современная жизнь подтверждает важность таких действий, учитывая воздействие на умы различных средств массовой информации. Для осознания этого значения следует привести такие слова Пророка (мир ему) : «Истинные слуги Божьи, самые добрые – те, кто ступает по Земле кротко, и всякий раз, когда слышат в свой адрес невежественные речи, отвечают словами мира» .
Первоочередность и важность этих двух видов джихада не подвергается никаким сомнениям. И если в первом — нуждается каждый человек, как личность, то во втором — общество в целом, потому что только в результате да’вата справедливые идеи Корана и Сунны принимались (и принимаются сейчас) различными слоями общества.
На третьей ступени находится джихад «руки» , который проводится в жизнь путем наказания тех, кто преступил общественные законы на территории того или иного государства. Фактически данный вид джихада используется (как ранее, так и сейчас) в любой стране мира под названием «уголовный кодекс» и варьируется в зависимости от принятых в этом регионе законов.
И лишь на последнем месте стоит тот вид джихада, который вызывает критику и споры подчас и в среде самих мусульман — вооруженная борьба с агрессорами, нарушителями мирных соглашений и теми, кто препятствует мирной проповеди Ислама, то есть джихад «меча» . Именно он, заменил собой «джихад в целом» в глазах, поверхностно знакомых с Исламом, европейцев (да и не только их) .
И хотя уже не раз было отмечено, что агрессивные действия со стороны мусульман недопустимы, как с точки зрения аятов Корана, так и со слов Пророка (мир ему) , тем не менее, такое истинно исламское мировоззрение пока еще не объемлет сердца и души многих людей, привязанных к своим страстям. Об этом говорит Посланник Аллаха (мир ему) : «Клянусь Богом, не являются истинными мусульманами те, из-за обид которых соседи не чувствуют себя в безопасности» .
Возможно, такое положение сформировалось в результате простой неграмотности (или поверхностного знания) в исламских науках. Ведь помимо собственно правильности перевода необходимо также знать и о разных мнениях ученых по поводу той или иной фразы. Нельзя обходить стороной и причины ниспослания изучаемых аятов и хадисов, т. к. некоторые из них являются «ситуативными» , т. е. ниспосылались по какой-нибудь конкретной ситуации.
Ответ от Мадина[гуру]
Джиха́д (от араб. усилие) — понятие в исламе, означающее усердие на пути Всевышнего Аллаха. Обычно джихад ассоциируется с вооружённой борьбой мусульман против не-мусульман, однако понятие джихада значительно шире. Некоторые исламские богословы, основываясь на хадисах, делят джихад на большой (духовная борьба с собственными недостатками) и малый (газава́т — силовая борьба с кафирами) . Джихад ведётся исходя из возможностей — жизнью, имуществом, словом. Джихад является вершиной столпов религии ислама — и продлится, согласно исламу, до конца дней. Участник джихада называется муджахидом (моджахед) . Моджахед — это не только воин, но также учитель, и мулла, и мать, воспитывающая своего ребёнка. Погибший моджахед считается шахидом, то есть засвидетельствовавшим свою веру перед Аллахом. Виды джихада:
1. Джихад посредством распространения истинных знаний об Исламе.
Этот вид джихада включает в себя обучение мусульман правилам и предписаниям Ислама, а также обязанность проповедовать Ислам.
2. Джихад имуществом.
Цель этого вида джихада заключается в том, чтобы установить порядок в обществе и обезопасить мусульманские государства от возможных нападений извне.
3. Оборонительный джихад.
Это джихад, который ведут мусульмане, против сил, противостоящих Исламу, борющихся и желающих нанести ущерб Исламу и мусульманам.
4. Наступательный джихад.
Необходимость этого возникает в том случае, если мусульмане, обратившиеся с исламским призывом к представителям других религий в странах их проживания, встретили препятствие со стороны властей этих государств. Другими словами, мусульманам фактически запрещено доводить до людей слово Аллаха и вести проповедь Ислама.
5. Всеобщая мобилизация.
Объявляется, когда армия противника нападает на мусульман, тем самым угрожая религии, жизни, имуществу и свободе вероисповедания.
6. Джихад со своими внутренними дурными наклонностями и пагубными страстями, со своим нафсом (эго) .
Сущность этого вида джихада заключается в том, чтобы воспитать свою душу в покорности Аллаху и преодолеть влечение к запретному.
Ответ от Майк[гуру]
Тупицы из мусульман устраивают внешний джихад навязывая другим свою веру и критикуя иные религии, умные мусульмане устраивают джихад только себе путь самосовершенствования, самопознания на путях Аллаха
Ответ от 2 ответа[гуру]
Привет! Вот еще темы с нужными ответами:
Ответить на вопрос:
22oa.ru
Джихад. Почему малый, а не большой?
Являются ли джихадом действия ваххабитов?
Людей, которые задают этот вопрос, стало много после того, как они увидели то, что творят ваххабиты. Прежде чем дать ответ на этот вопрос, хотим разъяснить, что же называется джихадом. Те, кто не понимают сути джихада, полагают, что джихад – это, взяв в руки оружие, «распространять Ислам». Однако это неверно. В Исламе отличается несколько категорий джихада: большой и малый.
Большой джихад. Самая высокая и основная ступень джихада – стремление возвеличить Ислам словом, неопровержимыми доводами и фактами, приводящими к добровольному принятию Истины (Ислама), ибо, как говорится в Священном Коране, «в Исламе нет принуждения» (сура «аль-Бакара», аят 256). Если спросят, есть ли подтверждение, позволяющее назвать борьбу словом – «большой джихад», есть ли тому неопровержимые доказательства, ответим: да, есть. Например: в высокочтимом Коране, в суре «аль-Фуркан» Всевышний джихад назвал «большим джихадом» («Мухтасару тафсир Ибн Касир». Т. 2, стр. 630). Это сура была ниспослана в Мекке, что является подтверждением главенства словесного джихада.
Джихад, проводимый словесно, убеждением, приводя факты и логические доказательства, похож на еду, которую можно применять везде и беспрестанно. Подтверждением сказанному являются деяния Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), его сподвижников, тот пример, который показали они. Все знают, что, находясь в Мекке, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) проводил в течение одиннадцати лет только призыв к Исламу, к пути Аллаха мудрым словом и красивыми проповедями. После переселения в Медину, в течение первых двух лет, также проводился только словесный джихад, призывая к Истине. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) в течение 13 лет призывал людей к Исламу, и даже после этого в течение последующих пяти лет не вёл боевых действий, кроме отражения нападений со стороны неверных. После этого Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) разослал послов к правителям Византии, Персии, Египта, Йемена, Эфиопии с призывом к Исламу. Он всегда предупреждал мусульман, что необходимо, прежде всего, показать и разъяснить людям красоту Ислама, призвать к Единобожию красноречивыми доводами. В высокочтимом Коране сказано:
ادْعُ إِلِى سَبِيلِ رَبِّكَ بِالْحِكْمَةِ وَالْمَوْعِظَةِ الْحَسَنَةِ وَجَادِلْهُم بِالَّتِي هِيَ أَحْسَنُ إِنَّ رَبَّكَ هُوَ أَعْلَمُ بِمَنْ ضَلَّ عَنْ سَبِيلِهِ وَهُوَ أَعْلَمُ بِالْمُهْتَدِينَ (سورة النحل، 125)
Смысл: «Призывай людей к пути Аллаха мудростью и красивыми проповедями, и веди с ними диалог самой красивой речью» (сура «ан-Нахль», аят 125). Поэтому мусульманские историки и пишут о том, что три четверти принявших Ислам в мире приняли его с помощью (посредством) красивых проповедей. Так как Аллах уже заложил в человека естественную тягу к Истине.
Доказательством действенности и эффективности словесного джихада является и тот факт, что после остановки битвы при Худайбийе и подписания мирного договора, в течение двух лет количество принявших Ислам превысило количество мусульман, принявших Ислам в течение предыдущих десяти лет. Поэтому Ибн Исхак и Зухри рассказали, что Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал, что мир, заключённый с язычниками при Худайбийе, является самой большой победой Ислама по отношению к предыдущим победам. В Коране этот мирный договор назван победой (сура «аль-Фатх», аят 27).
Следовательно, необходимо призывать людей к Исламу истинными проповедями, логическими доводами, мудрым словом, красивыми увещеваниями и прекрасным поведением. Ваххабиты же всех, кто не следуют их пониманию Ислама, сделали неверными и утверждают, что с ними необходимо вести войну, их нужно уничтожить, а их имущество и семьи являются дозволенными и их можно присвоитьи т.д.
Исламские учёные утверждают, что одним из важнейших видов джихада также является проведение борьбы со своим нафсом. Необходимо дать людям духовное воспитание, укрепить веру в их сердцах, усовершенствовать религию, усилить в них любовь ко Всевышнему и Его Посланнику (салляллаху аляйхи васаллям). Для того, чтобы это появилось, необходимо совершенствовать знания, изучать науки, усердствовать в поминании Аллаха и служении Ему. Это называется джихадом со своим эго (нафсом), страстями. Так воспитывал Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) своих сподвижников.
После возвращения с малого джихада Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
رجعنا من الجهاد الاصغر الى الجهاد الاكبر (رواه الديلمى الخطيب فى تاريخه و اخرجه البيهقى الزهد)
«Мы с малого джихада вернулись к большому джихаду» (Дайлами). Этот хадис рассказали также Хатиб, Байхаки. (Можете также заглянуть в книгу ученого Аджлуни «Кашфуль хафс». Т. 1, стр. 424; в книгу «Аль-Фидаъ валь-бутулат». Стр. 44; «Итхаф». Т. 7, стр. 413, и т.д.). Достоверность этого хадиса подтверждается и другими хадисами:
المجاهد من جاهد نفسه (اخرجه الترمذى فى كتاب فضائل الجهاد و البيهقى فى شعب الايمان)
«Истинный муджахид (т.е. человек, делающий джихад) – это тот, кто ведёт борьбу со своим нафсом (эго)». Хадис рассказали Тирмизи, Байхаки, Абдуллах сын Амра (да будет доволен ими Аллах). Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) воспитывал своих последователей большим джихадом. Так как большой джихад необходимо вести всю жизнь. То, что джихад с самим собой является главным, подтверждается и словами Абдуллаха ибн Умара, который сказал: «Веди джихад со своим нафсом (эго)». Так пишет Ибн Аби ад-Дунья в книге «Мухасабату ан-нафс» (см. в «Аль-Бутулат», стр. 44).
В одном из хадисов сказано:
أفضل الجهاد أن تجاهد نفسك وهواك فى ذات الله تعالى (رواه الترمذى و قال حسن صحيح ورواه أيضا ابن حبان ورواه الديلمى)
«Лучший джихад — это борьба твоя со своим эго и с собственными страстями во имя Аллаха» (Тирмизи, Ибн Хаббан, Дайлами). Из этих высокочтимых хадисов вы видите, что призыв к религии Аллаха с помощью фактов, логических доводов, а также борьба с собственными страстями являются джихадом, причём большим джихадом.
Ваххабиты же отрицают ведение джихада со своим нафсом (эго). И вся смута, посеянная ваххабитами, является результатом отсутствия у них борьбы против своего нафса, против страстей своих.
Расходование средств на пути Аллаха, т.е. благотворительность, помощь мечетям, медресе, издание литературы, строительство мостов, дорог, проведение воды и т.д. также является джихадом.
Поэтому призыв ваххабитов к войне, смуте, утверждая, что они совершают джихад, является их большим заблуждением. Вред, который ваххабиты нанесли мусульманам в Дагестане и Чечне, увидел весь мир. Об уроне, нанесённом обществу в целом, и говорить не приходится, настолько он велик.
Малый джихад – это борьба с оружием в руках при наличии определённых условий, тогда, когда мусульманам не разрешают свободно исповедовать свою религию, справлять религиозные обряды, когда они подвергаются насилию, унижениям и репрессиям. В Священном Коране Всевышний говорит:
لَا يَنْهَاكُمُ اللَّهُ عَنِ الَّذِينَ لَمْ يُقَاتِلُوكُمْ فِي الدِّينِ وَلَمْ يُخْرِجُوكُم مِّن دِيَارِكُمْ أَن تَبَرُّوهُمْ وَتُقْسِطُوا إِلَيْهِمْ إِنَّ اللَّهَ يُحِبُّ الْمُقْسِطِينَ (الممتحنة، 8)
Смысл: «Аллах не запрещает вам быть добрыми и справедливыми в отношении тех, которые не сражались с вами из-за религии и не изгоняли вас из ваших жилищ. Поистине, Аллах любит справедливых людей» (сура «аль-Мумтахина», аят 8).
Поэтому, дорогие братья по вере, на вопрос «можно ли назвать джихадом те военные действия, которые ваххабиты и сегодня ведут в Дагестане, Чечне и других исламских странах», есть однозначный ответ: нет, нельзя!
Эти действия называются смутой, противостоянием Исламу и мусульманам. Ведение войн и убийства людей абсолютно не является целью Ислама. Люди, которые сегодня взялись за такое «распространение Ислама», то есть путём ведения войны против российской государственности, в большей степени воюют против Ислама, чем против России. Нет в мире ни одного государства, где бы так свободно мы имели возможность призывать народ к Исламу. Следовательно, люди, объявляющие войну в таких условиях, являются врагами в первую очередь Ислама, а потом и России.
Джихадом никак не могут быть признаны нападения на милицейские посты и сёла, организованные людьми, продавшимися за доллары. Один из избранных ваххабитами «амиров» в решении, принятом на своей конференции, пишет: «Если в мире какая-либо мусульманская страна кому-либо окажет финансовую помощь без согласования с ними, с такого государства они потребуют ответ». Другой их избранник говорил, что «мы захватим Москву, установим над Ватиканом зелёное знамя!» Третий говорит: «Мы наведём порядок». К чему привели эти люди и их безответственные заявления, мы видим сегодня. И нет никакого сомнения в том, что каждый из этих «амиров» прекрасно знает о том, что всё, что они творят, не имеет никакого отношения к джихаду.
Следует отметить ещё раз, что все сёла и города, с которыми Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) вёл войну, были «дар аль-харб», т.е. населённые пункты, жители которых объявили войну Исламу. Когда к Посланнику Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) приходили представители многих немусульманских племён, чтобы заключить с ним мирный договор, Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) заключал с ними мир.
Также никак нельзя назвать джихадом войну, которая проводится ради захвата власти, имущества. Если спросят, чем это подтверждается, можно привести примеры из жизни Пророка (салляллаху аляйхи васаллям). Ещё будучи в Мекке, неверные предлагали Пророку (салляллаху аляйхи васаллям) и богатство и власть, избирали его своим предводителем, но он от всего этого отказался. Он сказал: «Я пришёл к вам не из-за стремления руководить вами или завладеть имуществом. Я пришёл к вам, чтоб довести до вас религию Аллаха. Если вы его (Ислам) примете, то для вас есть счастье в обоих мирах, если же не примете, то я буду терпеть, пока не умру или пока Аллах не завершит Своё дело (т.е. пока Он не распространит Свою религию)». Ваххабиты же вместо того, чтобы пропагандировать Ислам, как это делал Пророк (салляллаху аляйхи васаллям), насаждают свою идеологию, т.е. Ислам в их понимании – с оружием нападать на мирных жителей.
Они растоптали завещание Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), который сказал:
لا ترجعوا بعدى ضلالا بضرب بعضكم رقاب بعض (البخارى)
«После того, как я покину вас, не возвращайтесь к заблуждению, убивая друг друга» (Бухари). Это также свидетельствует о том, что ваххабиты являются людьми, сбившимися с пути Пророка (салляллаху аляйхи васаллям).
Помимо этого, Ислам запрещает даже в шутку делать то, что пугает другого. Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям) сказал:
لا يأخذنّ احدكم متاع اخيه لاعبا و لا جادّا (الترمذى)
«Не берите вещи своего брата ни в шутку, ни всерьёз» (Тирмизи). В достоверном хадисе, переданном имамом Муслимом, сказано:
من اشار الى اخيه بحديدة فان الملا ئكة تلعنه حتى ينتهى و ان كان اخاه لأبيه و أميه (رواه مسلم)
«Кто бы ни направил в сторону своего брата острый предмет, ангелы проклинают его, пока он не прекратит, если даже тот будет и братом от одних родителей». Далее в Коране сказано:
مِنْ أَجْلِ ذَلِكَ كَتَبْنَا عَلَى بَنِي إِسْرَائِيلَ أَنَّهُ مَن قَتَلَ نَفْساً بِغَيْرِ نَفْسٍ أَوْ فَسَادٍ فِي الأَرْضِ فَكَأَنَّمَا قَتَلَ النَّاسَ جَمِيعاً وَمَنْ أَحْيَاهَا فَكَأَنَّمَا أَحْيَا النَّاسَ جَمِيعاً (سورة المائدة، 32)
Давая толкование этому высокочтимому аяту, Усман-асхаб, Ибн Аббас, Саид ибн Джубаир, Мужахид (да будет доволен ими Аллах!) говорили: (смысл) «Если убьют человека, которого запретил убивать Всевышний, или сделают его кровь дозволенной, тот, который убил или сделал кровь его дозволенной, уподобляется убившему всё человечество. И тот, кто спас жизнь одному человеку (которого Аллах запретил убивать), подобен тому, кто спас жизнь всему человечеству» («Тафсир Ибн Касир». Том 1. стр. 509).
В достоверном хадисе говорится:
لزوال الدنيا اهون عند الله من قتل رجل مسلم
(رواه مسلم و النسائى و الترمذى)
«Разрушение всего мира, его уничтожение для Аллаха легче, чем убийство одного мусульманина» (Муслим, Тирмизи, Насаи).
Следует отметить, что точно так же, как запрещено убивать мусульман, запрещено убивать и любого неверующего, находящегося в мире с мусульманами. Есть хадис Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), в котором сказано, что убивший неверного, находящегося в мире с мусульманами, не почувствует даже запаха Рая.
Теперь подумайте о тех тысячах людей, убитых и взорванных ваххабитами, о тех, в чьи сердца они вселили страх, о тех, кто ограблен и был вынужден оставить родные места. В каком же это Исламе, в каком Шариате дозволяется нападать на беременных женщин, лежащих в роддоме, на детей, больных, немощных стариков, к которым Аллах больше милостив, чем к другим, убивать и угрожать им, если даже они немусульмане?! Разве Посланник Аллаха (салляллаху аляйхи васаллям), даже когда посылал войска на газават, не предупреждал о том, чтобы не трогали стариков, женщин, детей, священнослужителей, находящихся в церквях, людей, занятых мирным трудом, чтобы не рубили деревья и т.д.?! Пророк (салляллаху аляйхи васаллям) велел относиться с уважением и проявлять милосердие к язычникам, попавшим в плен к мусульманам. В Священном Коране есть аят, восхваляющий сподвижников Пророка (салляллаху аляйхи васаллям), которые, даже если сами испытывали нужду в пище, кормили этих пленников (Сура «аль-Инсан», аят 8) (См. «Мухтасару тафсир Ибн Касир». Т. 3, стр. 76). Так Ислам призывает проявлять милость, милосердие и деликатность даже во время газавата. Ваххабиты же убивают людей, пугают их, взрывают и т.д.
Табиин Муджахид (да будет доволен им Аллах) сказал: «Всевышний ниспошлёт на обитателей ада чесотку, они расчешут мясо до костей. Их спросят: «Приносит ли это вам мучения?» Они ответят: «Да». Им скажут, что эти мучения посланы им за притеснения мусульман на земле» («Итхаф». Т. 7, стр. 172). Какую же чесотку Всевышний пошлёт в Судный день на ваххабитов, которые принесли мусульманам столь большой вред и мучения?! В хадисах прокляты те, кто сеет смуту. В высокочтимом же Коране сказано:
إِنَّ الَّذِينَ فَتَنُوا الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُؤْمِنَاتِ ثُمَّ لَمْ يَتُوبُوا فَلَهُمْ عَذَابُ جَهَنَّمَ وَلَهُمْ عَذَابُ الْحَرِيقِ (البروج، 10)
Смысл: «Тем людям, которые подвергали мучениям мужчин и женщин из истинно верующих и не раскаялись, уготовано жестокое наказание в аду, и им предназначены мучения огнём» (сура «аль-Бурудж», аят 10). Согласно Шариату, запрещается убивать невинного, если даже его убийство спасёт всех остальных людей на земле. Какое же право имеют ваххабиты убивать ни в чём не повинных людей, взрывая машины, дома и т.д.?! В высокочтимом Коране сказано: (смысл) «Один человек (нафс), совершивший грех, не понесёт грех, совершённый другим» (сура «аль-Ан‘ам», аят 164). Ещё одно удивительное явление: главари ваххабитов, рассказав тем, кто им поверил, о величии «своего джихада», смерти на пути Аллаха, послав их на войну, почему, интересно, сами убегают и прячутся? Если то, о чём они говорят, является джихадом и погибший при этом – шахид, почему же они сами убегают оттуда, где они могут умереть? Многие рассказывали о том, как убежал из селения Цумада, сбрив бороду, переодевшись в одежду невесты, украсив машину цветами, как украшают машину невесты, тот, кто призывал людей к джихаду, и, посеяв смуту в Чечне и Дагестане, принёс народу столько бед.
В заключение скажем, что борьба с собственным нафсом (эго, страстями), разъяснение Ислама проповеди, расходование средств на пути Аллаха, распространение Ислама и его возвеличивание – всё это является джихадом, причём большим джихадом. А «ваххабитский джихад» – это ничто иное, как самая настоящая смута.
Да убережёт нас Аллах от смуты ваххабитов и им подобных! Амин.
По материалам книги «Заблуждение ваххабитов в шариатских вопросах».
islamdag.ru