Дорнье, Клаудиус — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Клаудиус Дорнье
фр. Claudius Dornier
Дата рождения 14 мая 1884(1884-05-14)[1][2]
Место рождения
  • Кемптен, Швабия, Бавария, Германская империя[3]
Дата смерти 5 декабря 1969(1969-12-05)[3][1][2](85 лет)
Место смерти
  • Цуг, Цуг[3]
Страна
  •  Франция
  •  Германия
Альма-матер
  • Мюнхенский технический универ

ru.wikipedia.org

Дорнье, Клаудиус - это... Что такое Дорнье, Клаудиус?

Клод Дорнье в 1930 году

Клод (Клаудиус) Дорнье

(нем. Claude Honoré Desiré Dornier; 14 мая 1884(18840514), Кемптен — 5 декабря 1969, Цуг) — немецкий авиаконструктор и основатель авиастроительной компании Dornier GmbH.

Биография

В 1907 году окончил Высшую техническую школу в Мюнхене.

Начал свою карьеру в авиации, поступив на работу в компанию «Цеппелин люфтшифсбау» в 1910 году, работал в опытном отделе дирижаблестроительного предприятия Ф. Цеппелина. Дорнье занимался исследованиями аэродинамики цельнометаллического жесткого дирижабля. Вскоре он спроектировал дирижабль для трансатлантических маршрутов. Это произвело впечатление на графа фон Цеппелина. В итоге в 1914 году Цеппелин создает в Фридрихсхафене дочернюю компанию «Цеппелин верке Линдау ГмбХ». специально для конструирования самолетов по оригинальным идеям Дорнье. С 1915 по 1918 годы Доронье возглавлял производство цельнометаллических самолетов, включая большие летающие лодки.

Первым самолетом Дорнье была большая летающая лодка Rs.I, которая выделялась своими размерами и впервые используемым в Германии дюралем. Лодка была спущена на воду в октябре 1915 года, но была разбита ещё до первого полета. За ней последовали ещё три цельнометаллические летающие лодки Rs.II, III, IV, построенные на Цеппелин Линдау в последующие три года.

В 1916 году конструкторское бюро Дорнье было переведено в Симос под Фридрихсгафеном, где оно вело работу не только над гидросамолетами. В 1917 году взлетел двухместный истребитель-штурмовик CL.I, построенный для проверки разработок Дорнье в области работающей обшивки. Одноместный истребитель D.I построенный в 1918 году имел фюзеляж с работающей обшивкой, свободнонесущее крыло с торсионной коробкой и сбрасываемым топливным баком под фюзеляжем. Но самолеты разработки Дорнье были скорее опытами в области технологии, чем серьёзными попытками создать серийные образцы. Ни один из них не был запущен в серийное производство.

После окончания Первой мировой войны Дорнье переключился на коммерческую авиацию. 31 июля 1919 года полетела шестиместная пассажирская лодка Gs.I. Она отличалась устойчивым широким корпусом со спонсонами-«штуммелями», ставшими визитной карточкой Дорнье на многие последующие годы. Летающая лодка имела большой успех, но после демонстрации в Голландии союзники потребовали её разрушения, как самолета, попадающего под запрещения Контрольной комиссии. Gs.I была потоплена у Киля 25 апреля 1920 года, а работа по достройке двух девятиместных Gs.II не была закончена.

На заводе в Манцеле, где продолжал работать Дорнье стали выпускаться небольшие самолеты, подходящие под стандарты, установленные союзниками. Этими самолетами были маленький пятиместный Cs.II Дельфин, полетевший 24 ноября 1920 года. На следующий год последовал его сухопутный вариант С.III Комета и двухместная летающая лодка Либелла-I.

В 1922 году «Цеппелин верке Линдау ГмбХ» стала называться «Дорнье металлбаутен ГмбХ». Так как производство больших самолетов в Германии после Первой мировой войны было запрещено, то Клодиус Дорнье начал производство летающей лодки Gs.II, названной им «Wal» («Кит») в Италии на созданной в Марина-ди-Пиза дочерней фирме CMASA. Первая летающая лодка полетела 6 ноября 1922 года. Эти лодки использовались для почтовых и пассажирских перевозок в 1920—1930 годах, количество построенных за тот период машин превысило 260 экземпляров. Самолет строился по лицензии в Японии, Голландии и Испании.

Тем временем работа в Манцелле ограничивалась в основном выпуском небольших коммерческих Дельфина и Кометы, а с 1925 годашестиместного Меркура. Тайно работали и над военными самолетами, включая Do.Н Фальке и Зеефальке — цельнометаллическим свободнонесущим истребителем-монопланом с поплавковым и колесным шасси, прототип которого поднялся в воздух 1 ноября 1922 года. Лицензию на истребитель приобрела Кавасаки, хотя и не использовала её.

Ещё одним военным самолетом, созданным в середине 1920-х, стал Do.D — двухпоплавковый бомбардировщик-торпедоносец, который впервые полетел в июле 1926 года и поступил на вооружение югославской морской авиации.

В 1926 году Дорнье перебрался в Швейцарию, где основал новую фирму «AR фюр Дорнье флюгцойг» и начал проектирование самой большой для того времени летающей лодки — 12-двигательной Do X. Лодка Do X имела взлётную массу более 50 т и поднимала 170 пассажиров. В 1931 году она совершила демонстрационный перелет по четырём континентам.

С 1932 года Дорнье вновь работал в Германии, возглавляя фирму Дорнье верке ГмбХ (Dornier Werke GmbH).

Перед Второй мировой войной Дорнье создал средний бомбардировщик До-17, затем усовершенствованный и применявшийся в военных действиях под обозначением До-217.

После Второй мировой войны фирма Дорнье занималась производством самолётов для частного пользования.

Клаудиус Дорнье возобновил свою деятельность в Испании в 1949 году, а в июне 1954 года состоялся первый полет самолета Do 25, который имел один двигатель ENMA Tайгер (ENMA Tiger) мощностью 150 л.с.. 50 похожих самолетов появились впоследствии под обозначением CASA C-127. Разработанный на основе этого самолета опытный Do 27 поднялся в воздух 8 апреля 1955 года. Производство Do 27A осуществлялось в Германии на заводе Дорнье-Верке.

Сам Дорнье в 1962 году отказался от руководства фирмой и уехал в Швейцарию.

Ссылки

  • Крылья Люфтваффе = У. Грин «Боевые самолеты Третьего Рейха» / Перевод Андрея Фирсова. — Cерия "История авиационной техники" (приложение к бюллетеню Техническая информация). — Москва: Издание ОНТИ ЦАГИ, 1994-1996. — Т. выпуск #4.

dic.academic.ru

Дорнье, Клаудиус Википедия

Клод (Клаудиус) Дорнье (нем. Claude Honoré Desiré Dornier; 14 мая 1884 (1884-05-14), Кемптен — 5 декабря 1969, Цуг) — немецкий авиаконструктор и основатель авиастроительной компании Dornier GmbH.

Биография

В 1907 году окончил Высшую техническую школу в Мюнхене.

Начал свою карьеру в авиации, поступив на работу в компанию «Цеппелин люфтшифсбау» в 1910 году, работал в опытном отделе дирижаблестроительного предприятия Ф. Цеппелина. Дорнье занимался исследованиями аэродинамики цельнометаллического жесткого дирижабля. Вскоре он спроектировал дирижабль для трансатлантических маршрутов. Это произвело впечатление на графа фон Цеппелина и в 1914 году специально для конструирования самолётов по оригинальным идеям Дорнье граф Цеппелин создает в Фридрихсхафене дочернюю компанию «Цеппелин верке Линдау ГмбХ».

С 1915 по 1918 годы Дорнье возглавляет производство цельнометаллических самолётов, включая большие летающие лодки.

Первым самолетом Дорнье была большая летающая лодка Rs.I, которая выделялась своими размерами и впервые используемым в Германии алюминиевым сплавом — дюралем. Лодка была спущена на воду в октябре 1915 года, но была разбита ещё до первого полета. За ней последовали ещё три цельнометаллические летающие лодки Rs.II, III, IV, построенные в последующие три года.

В 1916 году конструкторское бюро Дорнье было переведено в Симос под Фридрихсгафеном, где оно вело работу не только над гидросамолетами. В 1917 году взлетел двухместный истребитель-штурмовик CL.I, построенный для проверки разработок Дорнье в области работающей обшивки. Одноместный истребитель D.I построенный в 1918 году имел фюзеляж с работающей обшивкой, свободнонесущее крыло с торсионной коробкой и сбрасываемым топливным баком под фюзеляжем. Но самолеты разработки Дорнье были скорее опытами в области технологии, чем серьёзными попытками создать серийные образцы. Ни один из них не был запущен в серийное производство.

После окончания Первой мировой войны Дорнье переключился на коммерческую авиацию. 31 июля 1919 года полетела шестиместная пассажирская лодка Gs.I. Она отличалась устойчивым широким корпусом со спонсонами-«штуммелями», ставшими визитной карточкой Дорнье на многие последующие годы. Летающая лодка имела большой успех, но после демонстрации в Голландии союзники потребовали её разрушения, как самолета, попадающего под запрещения Контрольной комиссии. Gs.I была потоплена у Киля 25 апреля 1920 года, а работа по достройке двух 9-ти местных Gs.II не была закончена.

На заводе в Манцеле, где продолжал работать Дорнье, стали выпускаться небольшие самолеты, подходящие под стандарты, установленные союзниками. Этими самолетами были маленький пятиместный Cs.II Дельфин, полетевший 24 ноября 1920 года. На следующий год последовал его сухопутный вариант С.III Комета и двухместная летающая лодка Либелла-I.

В 1922 году «Цеппелин верке Линдау ГмбХ» стала называться «Дорнье металлбаутен ГмбХ». Так как производство больших самолётов в Германии после Первой мировой войны было запрещено, то Клодиус Дорнье начал производство летающей лодки Gs.II, названной им «Wal» («Кит») в Италии на созданной в Марина-ди-Пиза дочерней фирме CMASA. Первая летающая лодка полетела 6 ноября 1922 года. Эти лодки использовались для почтовых и пассажирских перевозок в 1920—1930 годах, количество построенных за тот период машин превысило 260 экземпляров. Самолет строился по лицензии в Японии, Голландии и Испании.

Тем временем работа в Манцелле ограничивалась в основном выпуском небольших коммерческих Дельфина и Кометы, а с 1925 годашестиместного Меркура. Тайно работали и над военными самолетами, включая Do.Н Фальке и Зеефальке — цельнометаллическим свободнонесущим истребителем-монопланом с поплавковым и колесным шасси, прототип которого поднялся в воздух 1 ноября 1922 года. Лицензию на истребитель приобрела Кавасаки, хотя и не использовала её.

Ещё одним военным самолетом, созданным в середине 1920-х, стал Do.D — двухпоплавковый бомбардировщик-торпедоносец, который впервые полетел в июле 1926 года и поступил на вооружение югославской морской авиации.

В 1926 году Дорнье перебрался в Швейцарию, где основал новую фирму «AR фюр Дорнье флюгцойг» и начал проектирование самой большой для того времени летающей лодки — 12-двигательной Do X. Лодка Do X имела взлётную массу более 50 т и поднимала 170 пассажиров. В 1931 году она совершила демонстрационный перелет по четырём континентам.

С 1932 года Дорнье вновь работал в Германии, возглавляя фирму Дорнье верке ГмбХ (Dornier Werke GmbH).

Перед Второй мировой войной Дорнье создал средний бомбардировщик До-17, затем усовершенствованный и применявшийся в военных действиях под обозначением До-217.

После Второй мировой войны фирма Дорнье занималась производством самолётов для частного пользования.

Клаудиус Дорнье возобновил свою деятельность в Испании в 1949 году, а в июне 1954 года состоялся первый полет самолета Do 25, который имел один двигатель ENMA Tайгер (ENMA Tiger) мощностью 150 л. с.. 50 похожих самолётов появились впоследствии под обозначением CASA C-127. Разработанный на основе этого самолета опытный Do 27 поднялся в воздух 8 апреля 1955 года. Производство Do 27A осуществлялось в Германии на заводе Дорнье-Верке.

Сам Дорнье в 1962 году отказался от руководства фирмой и уехал в Швейцарию.

Примечания

Ссылки

  • У. Грин. Дорнье // [1] = «Крылья люфтваффе (Боевые самолеты Третьего Рейха)» / Перевод Андрея Фирсова. — выпуск #4. — Москва: ОНТИ ЦАГИ, 1994-1996. — ("История авиационной техники" (приложение к бюллетеню Техническая информация)). Архивировано 25 апреля 2012 года.

wikiredia.ru

Дорнье, Клаудиус — Википедия

Клод (Клаудиус) Дорнье (нем. Claude Honoré Desiré Dornier; 14 мая 1884 (1884-05-14), Кемптен — 5 декабря 1969, Цуг) — немецкий авиаконструктор и основатель авиастроительной компании Dornier GmbH.

Биография

В 1907 году окончил Высшую техническую школу в Мюнхене.

Начал свою карьеру в авиации, поступив на работу в компанию «Цеппелин люфтшифсбау» в 1910 году, работал в опытном отделе дирижаблестроительного предприятия Ф. Цеппелина. Дорнье занимался исследованиями аэродинамики цельнометаллического жесткого дирижабля. Вскоре он спроектировал дирижабль для трансатлантических маршрутов. Это произвело впечатление на графа фон Цеппелина и в 1914 году специально для конструирования самолётов по оригинальным идеям Дорнье граф Цеппелин создает в Фридрихсхафене дочернюю компанию «Цеппелин верке Линдау ГмбХ».

С 1915 по 1918 годы Дорнье возглавляет производство цельнометаллических самолётов, включая большие летающие лодки.

Первым самолетом Дорнье была большая летающая лодка Rs.I, которая выделялась своими размерами и впервые используемым в Германии алюминиевым сплавом — дюралем. Лодка была спущена на воду в октябре 1915 года, но была разбита ещё до первого полета. За ней последовали ещё три цельнометаллические летающие лодки Rs.II, III, IV, построенные в последующие три года.

В 1916 году конструкторское бюро Дорнье было переведено в Симос под Фридрихсгафеном, где оно вело работу не только над гидросамолетами. В 1917 году взлетел двухместный истребитель-штурмовик CL.I, построенный для проверки разработок Дорнье в области работающей обшивки. Одноместный истребитель D.I построенный в 1918 году имел фюзеляж с работающей обшивкой, свободнонесущее крыло с торсионной коробкой и сбрасываемым топливным баком под фюзеляжем. Но самолеты разработки Дорнье были скорее опытами в области технологии, чем серьёзными попытками создать серийные образцы. Ни один из них не был запущен в серийное производство.

После окончания Первой мировой войны Дорнье переключился на коммерческую авиацию. 31 июля 1919 года полетела шестиместная пассажирская лодка Gs.I. Она отличалась устойчивым широким корпусом со спонсонами-«штуммелями», ставшими визитной карточкой Дорнье на многие последующие годы. Летающая лодка имела большой успех, но после демонстрации в Голландии союзники потребовали её разрушения, как самолета, попадающего под запрещения Контрольной комиссии. Gs.I была потоплена у Киля 25 апреля 1920 года, а работа по достройке двух 9-ти местных Gs.II не была закончена.

На заводе в Манцеле, где продолжал работать Дорнье, стали выпускаться небольшие самолеты, подходящие под стандарты, установленные союзниками. Этими самолетами были маленький пятиместный Cs.II Дельфин, полетевший 24 ноября 1920 года. На следующий год последовал его сухопутный вариант С.III Комета и двухместная летающая лодка Либелла-I.

В 1922 году «Цеппелин верке Линдау ГмбХ» стала называться «Дорнье металлбаутен ГмбХ». Так как производство больших самолётов в Германии после Первой мировой войны было запрещено, то Клодиус Дорнье начал производство летающей лодки Gs.II, названной им «Wal» («Кит») в Италии на созданной в Марина-ди-Пиза дочерней фирме CMASA. Первая летающая лодка полетела 6 ноября 1922 года. Эти лодки использовались для почтовых и пассажирских перевозок в 1920—1930 годах, количество построенных за тот период машин превысило 260 экземпляров. Самолет строился по лицензии в Японии, Голландии и Испании.

Тем временем работа в Манцелле ограничивалась в основном выпуском небольших коммерческих Дельфина и Кометы, а с 1925 годашестиместного Меркура. Тайно работали и над военными самолетами, включая Do.Н Фальке и Зеефальке — цельнометаллическим свободнонесущим истребителем-монопланом с поплавковым и колесным шасси, прототип которого поднялся в воздух 1 ноября 1922 года. Лицензию на истребитель приобрела Кавасаки, хотя и не использовала её.

Ещё одним военным самолетом, созданным в середине 1920-х, стал Do.D — двухпоплавковый бомбардировщик-торпедоносец, который впервые полетел в июле 1926 года и поступил на вооружение югославской морской авиации.

В 1926 году Дорнье перебрался в Швейцарию, где основал новую фирму «AR фюр Дорнье флюгцойг» и начал проектирование самой большой для того времени летающей лодки — 12-двигательной Do X. Лодка Do X имела взлётную массу более 50 т и поднимала 170 пассажиров. В 1931 году она совершила демонстрационный перелет по четырём континентам.

С 1932 года Дорнье вновь работал в Германии, возглавляя фирму Дорнье верке ГмбХ (Dornier Werke GmbH).

Перед Второй мировой войной Дорнье создал средний бомбардировщик До-17, затем усовершенствованный и применявшийся в военных действиях под обозначением До-217.

После Второй мировой войны фирма Дорнье занималась производством самолётов для частного пользования.

Клаудиус Дорнье возобновил свою деятельность в Испании в 1949 году, а в июне 1954 года состоялся первый полет самолета Do 25, который имел один двигатель ENMA Tайгер (ENMA Tiger) мощностью 150 л. с.. 50 похожих самолётов появились впоследствии под обозначением CASA C-127. Разработанный на основе этого самолета опытный Do 27 поднялся в воздух 8 апреля 1955 года. Производство Do 27A осуществлялось в Германии на заводе Дорнье-Верке.

Сам Дорнье в 1962 году отказался от руководства фирмой и уехал в Швейцарию.

Примечания

Видео по теме

Ссылки

  • У. Грин. Дорнье // [1] = «Крылья люфтваффе (Боевые самолеты Третьего Рейха)» / Перевод Андрея Фирсова. — выпуск #4. — Москва: ОНТИ ЦАГИ, 1994-1996. — ("История авиационной техники" (приложение к бюллетеню Техническая информация)). Архивировано 25 апреля 2012 года.

wikipedia.green

Дорнье, Клаудиус — Википедия Переиздание // WIKI 2

Клод (Клаудиус) Дорнье (нем. Claude Honoré Desiré Dornier; 14 мая 1884 (1884-05-14), Кемптен — 5 декабря 1969, Цуг) — немецкий авиаконструктор и основатель авиастроительной компании Dornier GmbH.

Биография

В 1907 году окончил Высшую техническую школу в Мюнхене.

Начал свою карьеру в авиации, поступив на работу в компанию «Цеппелин люфтшифсбау» в 1910 году, работал в опытном отделе дирижаблестроительного предприятия Ф. Цеппелина. Дорнье занимался исследованиями аэродинамики цельнометаллического жесткого дирижабля. Вскоре он спроектировал дирижабль для трансатлантических маршрутов. Это произвело впечатление на графа фон Цеппелина и в 1914 году специально для конструирования самолётов по оригинальным идеям Дорнье граф Цеппелин создает в Фридрихсхафене дочернюю компанию «Цеппелин верке Линдау ГмбХ».

С 1915 по 1918 годы Дорнье возглавляет производство цельнометаллических самолётов, включая большие летающие лодки.

Первым самолетом Дорнье была большая летающая лодка Rs.I, которая выделялась своими размерами и впервые используемым в Германии алюминиевым сплавом — дюралем. Лодка была спущена на воду в октябре 1915 года, но была разбита ещё до первого полета. За ней последовали ещё три цельнометаллические летающие лодки Rs.II, III, IV, построенные в последующие три года.

В 1916 году конструкторское бюро Дорнье было переведено в Симос под Фридрихсгафеном, где оно вело работу не только над гидросамолетами. В 1917 году взлетел двухместный истребитель-штурмовик CL.I, построенный для проверки разработок Дорнье в области работающей обшивки. Одноместный истребитель D.I построенный в 1918 году имел фюзеляж с работающей обшивкой, свободнонесущее крыло с торсионной коробкой и сбрасываемым топливным баком под фюзеляжем. Но самолеты разработки Дорнье были скорее опытами в области технологии, чем серьёзными попытками создать серийные образцы. Ни один из них не был запущен в серийное производство.

После окончания Первой мировой войны Дорнье переключился на коммерческую авиацию. 31 июля 1919 года полетела шестиместная пассажирская лодка Gs.I. Она отличалась устойчивым широким корпусом со спонсонами-«штуммелями», ставшими визитной карточкой Дорнье на многие последующие годы. Летающая лодка имела большой успех, но после демонстрации в Голландии союзники потребовали её разрушения, как самолета, попадающего под запрещения Контрольной комиссии. Gs.I была потоплена у Киля 25 апреля 1920 года, а работа по достройке двух 9-ти местных Gs.II не была закончена.

На заводе в Манцеле, где продолжал работать Дорнье, стали выпускаться небольшие самолеты, подходящие под стандарты, установленные союзниками. Этими самолетами были маленький пятиместный Cs.II Дельфин, полетевший 24 ноября 1920 года. На следующий год последовал его сухопутный вариант С.III Комета и двухместная летающая лодка Либелла-I.

В 1922 году «Цеппелин верке Линдау ГмбХ» стала называться «Дорнье металлбаутен ГмбХ». Так как производство больших самолётов в Германии после Первой мировой войны было запрещено, то Клодиус Дорнье начал производство летающей лодки Gs.II, названной им «Wal» («Кит») в Италии на созданной в Марина-ди-Пиза дочерней фирме CMASA. Первая летающая лодка полетела 6 ноября 1922 года. Эти лодки использовались для почтовых и пассажирских перевозок в 1920—1930 годах, количество построенных за тот период машин превысило 260 экземпляров. Самолет строился по лицензии в Японии, Голландии и Испании.

Тем временем работа в Манцелле ограничивалась в основном выпуском небольших коммерческих Дельфина и Кометы, а с 1925 годашестиместного Меркура. Тайно работали и над военными самолетами, включая Do.Н Фальке и Зеефальке — цельнометаллическим свободнонесущим истребителем-монопланом с поплавковым и колесным шасси, прототип которого поднялся в воздух 1 ноября 1922 года. Лицензию на истребитель приобрела Кавасаки, хотя и не использовала её.

Ещё одним военным самолетом, созданным в середине 1920-х, стал Do.D — двухпоплавковый бомбардировщик-торпедоносец, который впервые полетел в июле 1926 года и поступил на вооружение югославской морской авиации.

В 1926 году Дорнье перебрался в Швейцарию, где основал новую фирму «AR фюр Дорнье флюгцойг» и начал проектирование самой большой для того времени летающей лодки — 12-двигательной Do X. Лодка Do X имела взлётную массу более 50 т и поднимала 170 пассажиров. В 1931 году она совершила демонстрационный перелет по четырём континентам.

С 1932 года Дорнье вновь работал в Германии, возглавляя фирму Дорнье верке ГмбХ (Dornier Werke GmbH).

Перед Второй мировой войной Дорнье создал средний бомбардировщик До-17, затем усовершенствованный и применявшийся в военных действиях под обозначением До-217.

После Второй мировой войны фирма Дорнье занималась производством самолётов для частного пользования.

Клаудиус Дорнье возобновил свою деятельность в Испании в 1949 году, а в июне 1954 года состоялся первый полет самолета Do 25, который имел один двигатель ENMA Tайгер (ENMA Tiger) мощностью 150 л. с.. 50 похожих самолётов появились впоследствии под обозначением CASA C-127. Разработанный на основе этого самолета опытный Do 27 поднялся в воздух 8 апреля 1955 года. Производство Do 27A осуществлялось в Германии на заводе Дорнье-Верке.

Сам Дорнье в 1962 году отказался от руководства фирмой и уехал в Швейцарию.

Примечания

Ссылки

  • У. Грин. Дорнье // [1] = «Крылья люфтваффе (Боевые самолеты Третьего Рейха)» / Перевод Андрея Фирсова. — выпуск #4. — Москва: ОНТИ ЦАГИ, 1994-1996. — ("История авиационной техники" (приложение к бюллетеню Техническая информация)). Архивировано 25 апреля 2012 года.
Эта страница в последний раз была отредактирована 22 июня 2018 в 00:54.

wiki2.org

Клаудиус Дорнье. Claude Honoré Desiré Dornier

Клаудиус Дорнье родился 14 мая 1884 года. В 1907 году он окончил Высшую техническую школу в Мюнхене. С 1910 года работал в опытном отделе дирижаблестроительного предприятия Фердинанда Цеппелина.

     Дорнье занимался исследованиями аэродинамики цельнометаллического жесткого дирижабля. Вскоре он спроектировал дирижабль для трансатлантических маршрутов. Это произвело впечатление на графа фон Цеппелина. В итоге Цеппелин создает дочернюю фирму специально для конструирования самолетов по оригинальным идеям Дорнье, а сам Дорнье с 1915 по 1918 годы возглавляет производство цельнометаллических самолетов.

     Его первым самолетом была большая летающая лодка Rs.I, которая выделялась своими размерами и впервые используемым в Германии дюралем. За ней последовали еще три цельнометаллические летающие лодки Rs.II, III, IV, построенные на Цеппелин Линдау в последующие три года.

     В 1917 году взлетел двухместный истребитель-штурмовик CL.I, построенный для проверки разработок Дорнье в области работающей обшивки. Морские и сухопутные самолеты разработки Дорнье были скорее опытами в области технологии, чем серьезными попытками создать серийные образцы. Ни один из них не был запущен в серийное производство. После окончания Первой мировой войны Дорнье переключился на коммерческую авиацию.

     В 1919 году полетела шестиместная пассажирская лодка Gs.I. Она отличалась устойчивым широким корпусом со спонсонами-«штуммелями», ставшими визитной карточкой Дорнье на многие последующие годы. Летающая лодка имела большой успех, но после демонстрации в Голландии союзники потребовали её разрушения, как самолета, попадающего под запрещения Контрольной комиссии. На заводе в Манцеле, где продолжал работать Дорнье стали выпускаться небольшие самолеты - Cs.II Дельфин, С.III Комета, Либелла-I, подходящие под стандарты, установленные союзниками.

     В 1914 году Дорнье основал в Фридрихсхафене собственную авиационную фирму. Он создал цельнометаллические летающие лодки «Валь», До-18, До-24, До-26, которые использовались для перевозки пассажиров на южно– и североатлантических маршрутах до Второй мировой войны.

     После Второй мировой войны фирма Дорнье занималась производством самолётов для частного пользования. В 1962 Дорнье отказался от руководства фирмой и уехал в Швейцарию.

     Клаудиус Дорнье скончался 5 декабря 1969 года в Цуге, Швейцария.

ruspekh.ru

Клаудиус Дорнье - глава «Дорнье верке»

Этот немецкий авиаконструктор стал одним из пионеров в области цельнометаллического самолетостроения, но имя его оставалось в тени соотечественника, также работавшего в этом направлении — Гуго Юнкерса.

Сын французского виноторговца, перебравшегося в Баварию, Клод Оноре Дезире Дорнье ставший впоследствии известным как Клаудиус Дорнье, в юности отказался от коммерческой карьеры в пользу инженерного дела. В 1907 году он успешно окончил Высшую техническую школу в Мюнхене. Молодого человека привлекли воздушные сообщения, и в 1910 году он поступил на работу к знаменитому конструктору дирижаблей — графу Фердинанду фон Цеппелину.

Claudius Dornier

ЦЕЛЬНОМЕТАЛЛИЧЕСКОЕ САМОЛЕТОСТРОЕНИЕ

Первоначально Дорнье занимается исследованиями аэродинамики цельнометаллического дирижабля жесткой схемы. Результатом работ стал проект дирижабля для трансатлантических маршрутов, который произвел благоприятное впечатление на графа фон Цеппелина. Признав, что конструктор имеет большой потенциал, граф фон Цеппелин в 1914 году в г. фридрихсхафен основал дочернюю компанию «Цеппелин верке Линдау». Клаудиус Дорнье становится ее главным конструктором. С дирижаблей он переключается на самолеты, сочтя их более перспективным классом летательных аппаратов.

Первым самолетом, построенным по проекту Дорнье, стала большая летающая лодка Rs.I, спущенная на воду в октябре 1915 года. Помимо размеров она выделялась и материалом, из которого была изготовлена, — дюралюминием. Первенцу, увы, не повезло — он разбился еще до первого полета. Но Дорнье строит усовершенствованные варианты Rs.II, Rs.III, Rs.IV.

В 1917 году появляется одномоторный штурмовик CI.I. на котором впервые была применена работающая обшивка, а год спустя — истребитель D-I. Все эти самолеты представляли собой серьезный прорыв в области технологии самолетостроения, но серийно не изготавливались.

КОММЕРЧЕСКИЙ УСПЕХ

Первым коммерчески успешным проектом Дорнье стала двухмоторная летающая лодка Gs.I. вскоре получившая название «Валь» («Кит»). Она впервые поднялась в воздух 31 июля 1919 года, а впоследствии строилась в Швейцарии. Италии, Испании, Голландии, Японии. «Валь» нашел применение как в гражданской авиации, так и в военной. Несколько десятков таких гидросамолетов приобрел Советский Союз.

В Германии производство больших самолетов было невозможно по условиям Версальского договора. Поэтому Дорнье выпускает одномоторные пассажирские машины «Дельфин» (гидросамолет). «Комет» и «Меркур». В 1926 году он перебирается в Швейцарию, где ограничения не действовали. Тут в полной мере раскрывается талант конструктора: Дорнье строит крупнейший в мире самолет — 12-моторную летающую лодку Do X. При взлетной массе 50 тонн она могла взять на борт до 170 пассажиров. В то же время для Японии и Югославии он проектирует боевые машины — бомбардировщики и гидросамолеты.

ДЛЯ ЛЮФТВАФФЕ

В начале 1930-х годов начинается возрождение военной мощи Германии, и Клаудиус Дорнье возвращается на родину. Его фирма «Дорнье верке» становится одним из главных поставщиков воссоздаваемых люфтваффе. Главной продукцией были двухмоторные бомбардировщики. После выпуска не особо удачных машин Do 11, Do 13 и Do 23, Дорнье выдает настоящий шедевр — Do 17, прозванный «летающим карандашом» из-за своего тонкого и длинного фюзеляжа. Эти самолеты в начальном периоде Второй мировой войны являлись одним из основных типов бомбардировщиков люфтваффе, а также наиболее распространенным дальним разведчиком. Дорнье также принимает участие в программе создания стратегического «Урал-бомбера». Его прототип четырехмоторного бомбардировщика Do 19 проходил сравнительные испытания с конкурентом Юнкерса — Ju 89. Но амбициозная программа «Урал-бомбера» была закрыта — люфтваффе предпочли более дешевые и массовые двухмоторные бомбардировщики.

Другим направлением работы стали гидросамолеты. Первыми машинами этого класса, строившимися для люфтваффе, стали летающие лодки Do 15 — продукт эволюции «Валя». А вот пришедшие им на смену двухмоторные Do 18 являлись совершенно новыми машинами с экономичными дизельными двигателями. На экспорт производились трехмоторные летающие лодки Do 24 (для Голландской Ост-Индии) и одномоторные поплавковые гидросамолеты Do 22 (для Греции и Югославии). Во время Второй мировой войны Дорнье создает двухмоторный бомбардировщик Do 217, но он был менее популярным чем Ju 88. Одной из последних его работ стал двухмоторный истребитель Do 335, построенный по схеме «тяни-толкай». Машина проходила испытания, но в серию попасть не успела. После войны Дорнье перебирается в Испанию, где создает легкие одномоторные связные самолеты Do 25 и Do 27.