Крупные техногенные катастрофы в мире в 2000-2013 гг

2011

12 сентября на расположенном в Маркуле (Франция) предприятии Centraco, перерабатывающем радиоактивные материалы, прогремел взрыв. Погиб один человек, четверо пострадали. Инцидент произошел в печи по переправлению металлических отходов, которые были слабо облучены на ядерных объектах. Утечки радиации зафиксировано не было.

В итоге ЧП было квалифицировано как промышленная авария, а не как авария на ядерном объекте.

11 июля на военно-морской базе неподалеку от Лимасола на Кипре произошел взрыв, который унес 13 жизней и поставил островное государство на грань экономического кризиса, разрушив крупнейшую электростанцию острова. Независимая комиссия по расследованию обвинила президента республики Христофиаса в том, что он не разобрался в проблеме складирования боеприпасов, конфискованных в 2009 году с судна «Мончегорск» по подозрению в контрабанде оружия Ирану. В результате боеприпасы, складированные прямо на земле на территории военно-морской базы, сдетонировали в условиях высокой температуры.

11 марта на северо-востоке Японии на АЭС «Фукусима-1» после сильнейшего землетрясения произошла крупнейшая за последние 25 лет после катастрофы на Чернобыльской АЭС авария. Вслед за подземными толчками магнитудой 9,0 на побережье пришла 14-метровая волна цунами, которая затопила четыре из шести реакторов АЭС и вывела из строя систему охлаждения реакторов, что привело к серии взрывов водорода, расплавлению активной зоны.

Следствием ЧП стал выброс радиоактивности во внешнюю среду, после чего радиоактивные вещества были обнаружены в питьевой воде, овощах, чае, мясе и других продуктах. Общий объем выбросов йода-131 и цезия-137 после аварии на АЭС составил 900 тысяч терабеккрелей, что не превышает 20% от выбросов после Чернобыльской аварии в 1986 году, который составил 5,2 миллиона терабеккерелей.

Суммарный ущерб от аварии на АЭС «Фукусима-1» эксперты оценили в 74 миллиарда долларов. Полная ликвидация аварии, в том числе демонтаж реакторов, займет около 40 лет.

ria.ru

Чрезвычайные ситуации техногенного характера и возможные их последствия

На сегодняшний день жизнь человека немыслима без техники. Мы используем технику во всём: в каждом доме есть бытовая техника, например, стиральная машина, микроволновая печь, кондиционер, кофеварка и многое другое. Вне дома людьми используется более серьёзная техника: например, автомобили или самолёты. Но существуют крупные техногенные объекты, которые направлены на серийное производство той или иной продукции. Такие объекты называются фабриками, заводами, станциями и тому подобное. На таких объектах могут происходить аварии или даже катастрофы, которые называются техногенными.

Техногенная авария – это разрушение сооружений или технических устройств, применяемых на производственном объекте или же неконтролируемый взрыв и выброс опасных веществ.

Например, когда у вас в доме отключают свет – это можно называть аварией: какое-то оборудование на электростанции вышло из строя, и требуется время, чтобы восстановить нормальную работу электростанции. Также аварией можно назвать мелкое дорожно-транспортное происшествие.

Техногенной катастрофой называют крупную техногенную аварию, которая влечет за собой массовую гибель людей или даже может привести к экологической катастрофе.

Например, это взрыв на атомной электростанции, влекущий за собой разрушение нескольких энергоблоков, а также выброс значительного количества токсичных веществ в окружающую среду. Большинство

техногенных катастроф приводят к возникновению чрезвычайной ситуации техногенного характера. Чрезвычайной ситуацией техногенного характера называется неблагоприятная обстановка на определенной территории, которая сложилась в результате аварии, катастрофы или иного бедствия, могущая повлечь или уже повлекшая за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей, окружающей среде, а также значительные материальные потери и нарушения жизнедеятельности людей.

На данный момент любой управляющий орган в первую очередь интересует локализация аварии или катастрофы, а также её последствий. Поэтому, чрезвычайные ситуации классифицируются по масштабу распространения. В приведенной таблице указаны наименования чрезвычайных ситуаций в зависимости от зоны поражения.

Ситуация считается локальной, если число

пострадавших не превышает десять человек, а поражённая зона ограничивается территорией объекта, на котором произошла авария. В этом случае разрешением чрезвычайной ситуации занимается администрация объекта. Если же чрезвычайная ситуация распространяется на весь населённый пункт, то она уже классифицируется как местная. В этом случае решения относительно сложившейся ситуации принимаются органами местного самоуправления. Значительно более масштабной является чрезвычайная ситуация территориального характера – когда пораженная зона охватывает весь субъект федерации или же значительную его часть. В подобной ситуации количество пострадавших людей может вырасти до пятисот. Если же зона поражения распространяется на два субъекта федерации, то такая ситуация классифицируется как региональная. Разрешением этой ситуации будет заниматься
комиссия по чрезвычайным ситуациям
субъектов федерации или же правительство непосредственно. И, наконец, существуют федеральные чрезвычайные ситуации – это ситуации, при которых количество пострадавших людей превышает пятьсот человек, нарушены условия жизнедеятельности более пяти миллионов людей. В этом случае, чрезвычайная ситуация охватывает более двух субъектов федерации, и её разрешением уже занимается правительство во главе с президентом.

Существует, также, такое понятие, как глобальная или трансграничная чрезвычайная ситуация. Это ситуация, при которой зона поражения выходит за пределы государства. В этом случае в решение проблемы может вмешаться мировое сообщество.

Давайте рассмотрим те виды аварий и катастроф, которые могут привести к возникновению чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Это

транспортные аварии или катастрофы. Также к возникновению чрезвычайных ситуаций могут привести пожары, взрывы, а также угрозы взрывов. Кроме того, это могут быть аварии с выбросами (или угрозой выброса) опасных химических веществ (сокращенно ОХВ), аварии с выбросами (или угрозой выброса) радиоактивных веществ (сокращенно РВ) или же аварии с выбросами (или угрозой выброса) биологически опасных веществ (сокращенно БОВ).

Внезапное обрушение зданий или других сооружений тоже может стать причиной возникновения чрезвычайной ситуации. Несомненно, к чрезвычайным ситуациям приводят аварии на электроэнергетических или коммунальных системах, а также аварии на очистных сооружениях и гидродинамические аварии. Все они немедленно приводят к нарушениям жизнедеятельности

тысяч людей. Со всеми этими видами аварий мы познакомимся позже, а сейчас рассмотрим, как классифицируются данные типы аварий.

Транспортные аварии бывают следующих видов: аварии товарных поездов, пассажирских поездов и поездов метрополитена. Конечно же, подобные аварии могут повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации из-за большого числа человеческих жертв, а также из-за выведения из строя путей следования поездов. Также к транспортным авариям относятся аварии, связанные с крушением речных и морских судов (как грузовых, так и пассажирских). Наверное, все вы знаете, что время от времени происходят крушения нефтяных танкеров, в результате чего наносится огромный вред окружающей среде. Кроме того, к транспортным катастрофам относятся авиационные и космические катастрофы. Что такое авиакатастрофа

, сегодня знает каждый, а под космической катастрофой чаще всего подразумевается неудачный запуск очередного космического аппарата или баллистической ракеты дальнего действия. Крупные автомобильные катастрофы на автомагистралях, мостах, переездах или тоннелях также могут привести к возникновению чрезвычайной ситуации, так как будет полностью парализована транспортная система, а значит, не будет возможности подвезти необходимую помощь пострадавшим, не говоря уже о том, что такие катастрофы сопровождаются человеческими жертвами. Также транспортной аварией считается авария на магистральном трубопроводе. В случае аварии возможен выброс опасных транспортируемых веществ, таких, как опасные химические вещества или взрывоопасный газ.

О пожарах и взрывах, вы все хорошо знаете. Пожар

, в общем-то, может возникнуть где угодно и создать чрезвычайную ситуацию. Например, пожары могут возникнуть в зданиях, на промышленных объектах, на объектах добычи, переработки и хранения горючих и взрывчатых веществ. Также, пожары и взрывы могут возникнуть в транспорте, в шахтах, в метрополитенах. Кроме того, при обнаружении неразорвавшихся боеприпасов или при утрате взрывчатых веществ возникает угроза взрыва. О перечисленных ситуациях, наверное, слышал каждый, кто хотя бы иногда смотрит новости.

Аварии с выбросами опасных химических веществ могут возникнуть как при их производстве, так и при переработке или захоронении. Кроме того, эти самые опасные химические вещества, могут образовываться и распространятся в процессе химических реакций, которые неконтролируемо могут начаться в результате аварии. Об авариях

с выбросами радиоактивных веществ, наверное, тоже многие из вас слышали. В первую очередь, это аварии на атомных электростанциях.

Также, к выбросу радиоактивных веществ могут привести аварии транспортных средств и космических аппаратов с ядерными установками или грузами на борту. И, конечно, к чрезвычайной ситуации может привести авария, связанная с ядерными боеприпасами (например, в местах их хранения или уничтожения), а также, обнаружение (или наоборот) утрата радиоактивных источников.

Выбросы биологически опасных веществ чаще всего могут произойти из-за аварии на предприятиях и научно-исследовательских учреждениях (например, это может быть опасный вирус). Также, авария при транспортировке биологически опасных веществ может повлечь за собой возникновение чрезвычайной ситуации.

Что касается внезапных обрушений зданий или других сооружений – тут всё понятно: обрушение любого здания может немедленно привести к человеческим жертвам. Если это здание ещё и являлось каким-либо из выше упомянутых объектов, то возникает авария техногенного характера. Конечно, вы можете себе представить, к чему приводят аварии на электроэнергетических или коммунальных системах: люди могут остаться без электроэнергии, без воды и без отопления. Аварии на очистных сооружениях сразу же приводят к массовому выбросу загрязняющих веществ, что может нанести непоправимый вред экологии, а также здоровью человека.

Под гидродинамическими авариями подразумевается прорыв плотин, дамб или шлюзов. В случае если плотина использовалась для работы гидроэлектростанции, то её прорыв, опять же, приведет к тому, что люди останутся без электроэнергии. Кроме того, прорыв плотины может повлечь за собой катастрофические затопления, а также смыв плодородных почв.

Какие выводы можно сделать? Развитие техники влечёт за собой не только пользу, но и опасность возникновения техногенных аварий и катастроф. Статистика говорит о том, что наиболее часто техногенные аварии случаются по вине человека. Дело в том, что сложность производственных технологий постоянно растёт, что увеличивает вероятность совершения ошибок. Так или иначе, населению необходимо быть готовым принять меры по обеспечению личной безопасности в условиях техногенных аварий, о чём мы и поговорим на следующем уроке.

videouroki.net

Техногенные катастрофы. Виды и причины

Техногенные катастрофы. Виды и причины

ФГАУ ВПО «Северо-восточный федеральный университет им.М.К.Аммосова»

Реферат

Техногенные катастрофы. Виды и причины

Выполнили: Тимофеев Иван,

студент ТИ КТ СП-13

Проверил: Лех

Якутск 2014

Содержание

Введение

1. Условия формирования чрезвычайных ситуаций. Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера

. Виды ЧС техногенного характера

.1 Транспортные аварии

.2 Пожары и взрывы

.3 Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ

.4 Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ

.5 Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ

.6 Внезапное обрушивание зданий

.7 Аварии на электроэнергетических системах

.8 Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения

.9 Аварии на очистных сооружениях

.10 Гидродинамические аварии

. Действия при ЧС техногенного характера

. Мероприятия по предупреждению крупных аварий и катастроф

Вывод

Список литературы

Введение

На всех стадиях своего развития человек связан с окружающим его миром и средой обитания. На рубеже 21 века человечество всё больше и больше ощущает на себе проблемы, возникающие при проживании в высокоиндустриальном обществе. Опасное вмешательство человека в природу резко усилилось, расширился объём этого вмешательства, оно стало многообразнее и сейчас грозит стать глобальной опасностью для человечества. Практически ежедневно в различных уголках нашей планеты возникают так называемые «Чрезвычайные Ситуации» (ЧС), это сообщения в средствах массовой информации о катастрофах, стихийных бедствиях, очередной аварии, военного конфликта или акта терроризма. Количество ЧС растет лавинообразно и за последние 20 лет возросло в 2 раза. А это значит растёт число жертв и материальный ущерб, как в промышленности, так и на транспорте, в быту, в армии и т.д. Но наибольшую опасность представляют крупные аварии, катастрофы на промышленных объектах и на транспорте, а также стихийные и экологические бедствия. В результате вызываемые ими социально-экологические последствия сопоставимы с крупномасштабными военными конфликтами. Аварии и катастрофы не имеют национальных границ, они ведут к гибели людей и создают в свою очередь социально политическую напряженность (пример Чернобыльская авария). На всех континентах Земли эксплуатируются тысячи потенциально опасных объектов с такими объёмами запасов радиоактивных, взрывчатых и отравляющих веществ которые в случае ЧС могут нанести невосполнимые потери окружающей среде или даже уничтожить на Земле жизнь.

1. Условия формирования чрезвычайных ситуаций

Всякому чрезвычайному событию предшествует те или иные отклонения от нормального хода какого-либо процесса. Характер развития события и его последствия определяются дестабилизирующими факторами различного происхождения. Это может быть и природное, антропогенное, социальное или иное воздействие, нарушающее функционирование системы.

Имеется пять фаз развития ЧС: · накопление отклонений; · инициирование ЧС; · процесс ЧС;

· действие остаточных факторов;

· ликвидация ЧС.

Классификация чрезвычайных ситуаций:

по сфере возникновения:

· техногенные;

· природные;

· экологические;

· социально-политические.

по масштабу возможных последствий:

· локальные;

· объектовые;

· региональные;

· глобальные.

по ведомственной принадлежности:

· на транспорте;

· в строительстве;

· в промышленности;

· в сельском хозяйстве.

по характеру лежащих в основе событий:

· пожар;

· авария;

· землетрясение;

· погодные условия.

Характеристика чрезвычайных ситуаций техногенного характера

Рассмотрим основные характеристики ЧС и основной упор сделаем на ЧС техногенного характера, так как основными причинами технологических катастроф всё же является человеческий фактор, он присутствует во всех указанных ниже причинах:

· Большая насыщенность производства;

· Конструктивные ошибки в изготовлении;

· Значительный износ оборудования;

· Ошибки персонала;

· Искажение информации при совместных действиях людей.

2. Виды ЧС техногенного характера

Определение: ЧС техногенного характера — это аварии, пожары, взрывы и т.п., спровоцированные хозяйственной деятельностью человека. По мере насыщения производства и сферы услуг современной техникой и технологией резко возрастает число вышеуказанных катастроф.

.1 Транспортные аварии

Это экстремальное событие на транспорте техногенного происхождения или являющееся следствием случайных внешних воздействий, повлекшее за собой повреждение транспортных средств, человеческие жертвы и материальный ущерб.

Пример: Крупнейшие авиакатастрофы в истории авиации:

· 1977 — в аэропорту Лос-Родеос (Тенерифе, Канарские острова) столкнулись два Боинга-747, погибли 583 человека. Эта авиакатастрофа стала крупнейшей по числу жертв в истории гражданской авиации.

· 1985 — в гору врезался Боинга-747 рейса JAL 123 японской авиакомпании. Погибло 520 человек. На сегодняшний день это крупнейшая катастрофа одного самолета.

Крупнейшие авиакатастрофы в истории России и СССР:

· 16 ноября 1967 года при взлете из аэропорта Свердловск из-за отказа двигателя разбился Ил-18 авиакомпании «Аэрофлот». Погибло 130 человек (122 пассажира и 8 членов экипажа).

· 18 мая 1972 года при заходе на посадку вблизи аэропорта Харьков произошло разрушение в воздухе самолета Ан-10, выполнявшего регулярный рейс авиакомпании «Аэрофлот» Москва (Внуково) — Харьков. Погибло 122 человека (114 пассажиров и 8 членов экипажа). Причиной этой катастрофы (и ряда предшествовавших ей) явились конструктивные недостатки самолета. По итогам расследования эксплуатация данного типа самолетов была прекращена.

· 13 октября 1972 года самолет Ил-62 авиакомпании «Аэрофлот» (рейс Париж— Москва) при заходе на посадку разбился в районе п.Озерецкое Дмитровского района Московской области. На борту находилось 176 человек, все погибли. Точная причина катастрофы не установлена, предположительной причиной является неверная установка высотомера.

· 11 августа 1979 года в районе Днепродзержинска произошло столкновение в воздухе двух самолетов самолета Ту-134А. На обоих бортах находилось 178 человек (в том числе футбольная команда «Пахтакор»), все погибли. Причиной столкновения явилась ошибка диспетчера службы управления воздушным движением.

· 11 октября 1984 года в аэропорту Омска Ту-154 при посадке столкнулся на взлётно-посадочной полосе со снегоуборочными машинами. Погибло 178 человек (в т.ч. 4 человека на земле), выжили 5 из 9 членов экипажа и 1 пассажир из 170. Эта авиакатастрофа является крупнейшей по числу жертв из всех произошедших на территории РФ.

· 28 октября 1984 года в аэропорту Кабула был сбит душманами самолет Ан-22. Погибло 240 человек, находившихся на борту. Эта авиакатастрофа является крупнейшей в мире по числу жертв в военно-транспортной авиации и крупнейшей произошедшей с самолетами, принадлежавшими СССР.

· 10 июля 1985 года в результате отказа системы управления. Ту-154 авиакомпании «Аэрофлот» (рейс Ташкент — Карши — Оренбург — Ленинград), войдя в штопор, разбился возле г. Учкудук (Узбекистан). Погибли все 200 человек, находившихся на борту. Это крупнейшая авиакатастрофа, произошедшая на территории СССР.

· 20 октября 1986 года в 16 часов 58 минут по местному времени в аэропорту Курумоч города Куйбышева (ныне Самара) при приземлении потерпел катастрофу самолет Ту-134А, следовавший рейсом из Свердловска (ныне Екатеринбург) в Грозный.

· 3 января 1994 года из-за повреждений в воздухе в районе Иркутска разбился Ту-154 авиакомпании «Байкальские авиалинии». Погибло 125 человек.

· 24 августа 2004 года практически одновременно в результате срабатывания взрывных устройств, пронесённых на борт террористками-смертницами, потерпели катастрофу и упали на землю Ту-154 авиакомпании «Сибирь» (погибли 46 человек) и Ту-134 авиакомпании «Волга-Авиаэкспресс» (погибли 44 человека).

· 3 мая 2006 года при посадке в аэропорт Адлера потерпел катастрофу и упал в Чёрное море самолёт авиакомпании «Армавиа» Airbus A320. Погибли все находившиеся на борту 113 человек.

· в ночь с 8 на 9 июля 2006 года рейс № 778 Москва — Иркутск, при посадке в аэропорту Иркутска в 07:44 (время местное) выкатился за пределы взлётно-посадочной полосы, после чего произошло возгорание самолёта вследствие столкновения с препятствием возле аэродрома. На борту самолета находилось 193 пассажира и 10 членов экипажа. Полёт выполнялся на самолёте Airbus А310.

· 22 августа 2006 года рейс FV 612 ФГУАП «Пулково» выполнявший рейс по маршруту Анапа — Санкт-Петербург потерпел крушение. Самолет ТУ-154М упал в населенном пункте Сухая Балка близ Донецка. Рейс FV 612 вылетел из Анапы по расписанию в 15:05. В 15:37 подал сигнал SOS. На высоте 3000 метров пропал с экранов радаров. На борту самолета находилось 170 человек (160 пассажиров и 10 членов экипажа).

2.2 Пожары и взрывы

Пожары и взрывы — самые распространенные ЧС в современном мире, наносящие большой материальный ущерб и связанные с гибелью людей, а также ущерб окружающей среде, психологический эффект и т.д. По химической природе это разновидности неконтролируемого горения.

.3 Аварии с выбросом (угрозой выброса) сильнодействующих ядовитых веществ

СДЯВ — Это обращающиеся в больших количествах в промышленности и на транспорте токсические химические вещества, способные в случае разрушения (аварий на объектах) легко переходить в атмосферу и вызывать массовые поражения людей.

.4 Аварии с выбросом (угрозой выброса) радиоактивных веществ (РВ)

Воздействие радиации приводит к гибели живых организмов. В результате радиационного заражения развивается лучевая болезнь, нарушающая генетику организма. Появление излучения связано с функционированием предприятий, использующих радиоактивные материалы, авариями на ядерных установках и деятельностью организаций по переработке и захоронению радиоактивных отходов.

Пример: Therac-25 — аппарат лучевой терапии, созданный Atomic Energy of Canada Limited и запущенный в серию в 1982 г. Этот аппарат был причиной как минимум шести передозировок радиации, некоторые пациенты получили дозы в десятки тысяч рад. Пятеро умерли от передозировок. Пример Therac-25 показывает, насколько опасно полагать управление важными системами исключительно на программное обеспечение.

2.5 Аварии с выбросом (угрозой выброса) биологически опасных веществ БОВ

Биологически опасные вещества БОВ — называют вещества, способные вызвать массовые инфекционные заболевания людей и животных при попадании в организм в ничтожно малых количествах. К БОВ относятся болезнетворные микробы и бактерии возбудители различных особо опасных инфекционных заболеваний: чумы, холеры, натуральной оспы, сибирской язвы и т.д.

.6 Внезапное обрушивание зданий

Этот тип аварий обычно инициируется каким-то побочным фактором. Например, скопление людей, машин, активная деятельность в разгар рабочего дня. Значительное число разрушений зданий и сооружений происходит из-за несоблюдения установленных правил строительства на просадочных грунтах и дефектов инженерно-геологических изысканий оснований строящихся объектов, а также из-за недостаточного обоснования прочности зданий, конструкций и деталей.

Пример:

Трансвааль Парк — спортивно-развлекательный комплекс в Тёплом Стане на юге Москвы (Голубинская ул., 16), обрушившийся 14 февраля 2004 года.

«Трансвааль Парк» открылся в июне 2002 года и на тот момент являлся самым большим аквапарком в Восточной Европе (площадь — 20,2 тыс. кв. м, вместимость — 2 тыс. человек, в том числе 700 — в водной зоне). Помимо аквапарка с аттракционами, комплекс включал спортивный бассейн, два отделения саун, боулинг с кафе-баром и бильярдной, ресторан, тренажерный зал, салон красоты.

февраля 2004 года примерно в 19:20 произошло обрушение крыши аквапарка. В этот момент в здании находилось около 400 человек. По словам очевидцев, под крышей оказались погребены самые популярные аттракционы «Трансвааля», включая детский бассейн. Число погибших составило 28 человек, в том числе 8 детей, травмы различной степени тяжести получили 193 человека (в том числе 51 ребёнок). Следствием рассматриваются четыре основные версии обрушения крыши: нарушение в проектировании здания, ошибки при строительстве, неправильная эксплуатация либо подвижка грунта, на котором был возведен «Трансвааль». Версия теракта, по официальным данным, не нашла подтверждения.

.7 Аварии на электроэнергетических системах

Существует три вида аварий на электроэнергетических системах:

Аварии на автономных электростанциях с долговременным перерывом электроснабжения.

Аварии на электроэнергетических сетях с долговременным перерывом электроснабжения потребителей и территорий.

Выход из строя транспортных электрических контактных сетей.

Пример: 25 мая 2005года в Москве произошла крупная авария энергосети, в результате которой на несколько часов была отключена подача электроэнергии в несколько районов Москвы, Подмосковья, а также Тульской, Калужской и Рязанской областей. Несколько десятков тысяч человек оказались заблокированы в остановившихся поездах московского метро и лифтах, было нарушено железнодорожное сообщение и парализована работа многих коммерческих и государственных организаций.

2.8 Аварии в коммунальных системах жизнеобеспечения

В основном происходят в городах и крупных поселках, где наблюдается большое скопление людей, промышленных предприятий. Помимо материального ущерба такие аварии наносят серьезный моральный ущерб и имеют негативные последствия среди населения.

Четыре группы аварий:

· На канализационных системах;

· На тепловых сетях;

· В системах водоснабжения;

· На коммунальных газопроводах.

.9 Аварии на очистных сооружениях

Существует две группы аварий на очистных сооружениях:

На очистных сооружениях сточных вод промышленных предприятий с выбросом более 10 тонн.

На очистных сооружениях промышленных газов с массовым выбросом загрязняющих веществ

Опасность в залповых выбросах отравляющих или токсичных веществ в окружающую среду естественно отрицательным воздействием на персонал.

.10 Гидродинамические аварии

Это аварии на сооружениях или естественных образованиях, создающих разницу уровней воды до и после него. Гидродинамические объекты — плотины, водозаборные станции запруды для различных целей. Разрушение или прорыв объекта происходит либо под воздействием сил природы, либо под воздействием человека. Гидродинамическая авария — это чрезвычайное событие следствие неуправляемое перемещение больших масс воды несущих разрушение и затопление обширных территорий.

3. Действия при ЧС техногенного характера

При крупных авариях и катастрофах организация работ по ликвидации последствий проводится с учетом обстановки, сложившейся после аварии или катастрофы, степени разрушения и повреждения зданий и сооружений, технологического оборудования, агрегатов, характера аварий на коммунально-энергетических сетях и пожаров, особенностей застройки территории объекта и других условий. Работы по организации ликвидации последствий аварий и катастроф проводятся в сжатые сроки: необходимо быстро спасти людей, находящихся под обломками зданий, в заваленных подвалах, и оказать им экстренную медицинскую помощь, а также предотвратить другие катастрофические последствия, связанные с гибелью людей и потерей большого количества материальных ценностей.

С возникновением аварии или катастрофы начальник гражданской обороны на основании данных разведки и личного наблюдения принимает решение на ликвидацию последствий и ставит задачи формированиям. Начальники участков руководят спасательными и неотложными аварийно-восстановительными работами. Они указывают командирам формирований наиболее целесообразные приемы и способы выполнения работ, определяют материально-техническое обеспечение, сроки окончания работ и представляют донесения об объеме выполненных работ, организуют питание, смену и отдых личного состава формирований.

4. Мероприятия по предупреждению крупных аварий и катастроф

Крупные производственные аварии и катастрофы наносят большой ущерб народному хозяйству, поэтому обеспечение безаварийной работы имеет исключительно большое государственное значение. Современное промышленное предприятие является сложным инженерно-техническим комплексом. Успех его работы во многом зависит от состояния других предприятий отрасли, объектов смежных отраслей, обеспечивающих поставки по кооперации, а также от состояния энергоснабжения, транспортных коммуникаций, связи и т. п. Мероприятия по предупреждению аварий и катастроф являются наиболее сложными и трудоемкими. Они представляют комплекс организационных и инженерно-технических мероприятий, направленных на выявление и устранение причин аварий и катастроф, максимальное снижение возможных разрушений и потерь в случае, если эти причины полностью не удается устранить, а также на создание благоприятных условий для организации и проведения спасательных и неотложных аварийно-восстановительных работ.

Наиболее эффективным мероприятием является закладка в проекты вновь создаваемых объектов планировочных, технических и технологических решений, которые должны максимально уменьшить вероятность возникновения аварий или значительно снизить материальный ущерб в случае, если авария произойдет. Так, для снижения пожарной опасности предусматривается уменьшение удельного веса сгораемых материалов. При проектировании новых и реконструкции существующих систем водоснабжения учитывается потребность в воде не только для производственных целей, но и для случая возникновения пожара. Подобные решения разрабатываются и по другим элементам производства. Учитываются требования охраны труда, техники безопасности, правила эксплуатации энергетических установок, подъемно-кранового оборудования, емкостей под высоким давлением и т.д. Таким образом, эти мероприятия разрабатываются и внедряются комплексно, с охватом всех вопросов, от которых зависит безаварийная работа объектов, с учетом их производственных и территориальных особенностей, с привлечением всех звеньев управления производственной деятельностью.

чрезвычайный техногенный авария взрыв

Вывод

В конце уходящего века техногенные катастрофы происходят гораздо чаще, чем в начале. И это, с одной стороны, явно связано со стремительным развитием научно-технического прогресса, создающего «технические шедевры» с точки зрения мощности, вариантов электронного управления, скоростей и тому подобное. Техногенные катастрофы — страшная дань, которую человечество платит за прогресс. Они происходят с учащающейся периодичностью и с кровавыми последствиями, верхний предел которых никто не в состоянии представить. Иногда это мгновенная гибель сотен людей, как в Альпах, иногда гибельная жатва растягивается на десятилетия, как после Чернобыля.

Для обеспечения безопасности, в частности на производстве, во многих странах разрабатываются специальные законодательные акты, директивы, стандарты, регламентирующие правила и мероприятия по предупреждению аварийных ситуаций. Во всех высокоразвитых странах в последние годы уделяется все большее внимание совершенствованию системы подготовки кадров, особенно руководителей высоко рискованных производств, разнообразных служб безопасности, экспертизы и страхования.

Список литературы

. ХХ век. Хроника необъяснимого: От катастрофы к катастрофе. — М.: АСТ Олимп, 1998

. Левинсон Нэнси, «Therac-25 Accidents»,США, 1983 год.

. Ильницая А.В., Козьяков А.Ф. и др., «Безопасность жизнедеятельности», Москва, издательство «Высшая школа», 2001 год.

. Http://ru.wikipedia.org/wiki/Аварии энергосети в России.

. Http://ru.wikipedia.org/wiki/Авиакатастрофы.

. Http://ru.wikipedia.org/wiki/Техногенные катастрофы.

. Http://ru.wikipedia.org/wiki/Трансвааль парк.


diplomba.ru

примеры чс техногенного и природного характера

Техногенные чрезвычайные ситуации связаны с производственной деятельностью человека и могут протекать с загрязнением и без загрязнения окружающей среды. Наибольшую опасность в техногенной сфере представляют транспортные аварии, взрывы и пожары, радиационные аварии, аварии с выбросом аварийно химически опасных веществ и др. Природная чрезвычайная ситуация — обстановка на определенной территории или акватории, сложившаяся в результате источника чрезвычайной ситуации, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей и (или) окружающей природной среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.

<a rel=»nofollow» href=»http://ru.wikipedia.org/wiki/Техногенная_катастрофа» target=»_blank» >Техногенного характера</a> <a rel=»nofollow» href=»http://www.grandars.ru/shkola/bezopasnost-zhiznedeyatelnosti/chrezvychaynye-situacii-prirodnogo-haraktera.html» target=»_blank» >Природного характера</a>

touch.otvet.mail.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *