Ответы@Mail.Ru: Цели овд

Целями Варшавского договора провозглашались обеспечение безопасности стран-участниц договора и поддержание мира в Европе. Договор состоял из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН, государства-участники обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы или применения силы, а в случае вооруженного нападения на кого-либо из них оказать немедленную помощь всеми необходимыми средствами. Также члены ОВД обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друга. Но надо сказать, что членство в ОВД было не всегда добровольным, и попытки некоторых стран выйти из него довольно жестко пресекались. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Договора, был создан Политический консультативный комитет (ПКК) - высший орган ОВД. В его совещаниях, как правило, принимали участие главы правительств стран-участниц. Для обеспечения взаимодействия вооруженных сил государств ОВД было создано Объединённое командование вооруженными силами, в ведение которого выделялись соответствующие национальные контингенты, а возглавлял – Главнокомандующий (штаб находился в Москве) . Такими Главнокомандующими в разные годы были – Маршалы Советского Союза И. Конев, А. Гречко, И. Якубовский, В. Куликов, генерал армии П. Лушев. Организация Варшавского договора внесла определенный вклад в закрепление политических итогов Второй мировой войны и послевоенного развития. В деятельности ОВД присутствовали и военная, и политическая стороны. Тесное политическое сотрудничество помогало странам-участницам решать многие национальные и международные вопросы. Также на территории всех стран-участниц проводились совместные командно-штабные и войсковые учения. Между разведками стран ОВД велась постоянная координация, с 1979 года начала действовать глобальная система радиоэлектронной разведки – СОУД, включавшая в себя средства радиоэлектронной и космической разведки СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Чехословакии, ГДР, а также не входивших в Варшавский договор Вьетнама, Монголии и Кубы. Организация Варшавского договора просуществовала до 1 июля 1991 года. Албания прекратила участие в деятельности ОВД еще в 1962 году, а в 1968 году формально вышла из нее – после ввода войск ОВД в Чехословакию. В 1990 году были упразднены военные органы Организации. 1 июля 1991 года в Праге представители СССР, Болгарии, Венгрии, Польши, Румынии и Чехословакии подписали протокол о полном прекращении действия Варшавского договора.

touch.otvet.mail.ru

Варшавский договор / 100 великих событий XX века

Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи был подписан 14 мая 1955 года в Варшаве Албанией (вышла из него в 1968 году), Болгарией, Венгрией, ГДР (вышла из него в 1990 году после присоединения к ФРГ), Польшей, Румынией, СССР, Чехословакией. Целями Варшавского договора провозглашались обеспечение безопасности стран — участниц договора и поддержание мира в Европе.

Государства Варшавского договора создали Объединённое командование вооружёнными силами, руководящее вместе с Военным советом и штабом деятельностью Объединённых вооружённых сил (местопребывание штаба — Москва). Высший орган Организации Варшавского договора — Политический консультативный комитет (ПКК). 26 апреля 1985 года Варшавский договор был продлён на 20 лет. Однако его существование оказалось недолгим. В феврале 1990 года были упразднены его военные органы, а 1 июля 1991 года в Праге Болгарией, Венгрией, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией подписан протокол о прекращении действия Варшавского договора.

Варшавский договор 1955 года о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи между восемью европейскими социалистическими странами был подписан на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Вступил в силу 5 июня 1955 года, после сдачи на хранение Польше как стране-депозитарию ратификационных грамот всеми участниками. Албания с 1962 года участия в работе договора не принимала; в сентябре 1968 года она в одностороннем порядке денонсировала его.

Заключение Варшавского договора было вызвано угрозой миру в Европе, созданной ратификацией западными государствами Парижских соглашений 1954 года, предусматривавших образование Западноевропейского союза, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО. Варшавский договор носил строго оборонительный характер. Он имел целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности стран — его участниц — и поддержания мира в Европе. Договор состоял из преамбулы и 11 статей.

В соответствии с его условиями и Уставом ООН государства-участники обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооружённой силы. Члены организации Варшавского договора обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением договора, был создан Политический консультативный комитет (ПКК). На практике сложилось, что в ПКК были представлены все государства — участники Варшавского договора на самом высоком уровне.

Срок действия договора был 20 лет с автоматическим продлением его на 10 лет для тех государств, которые за год до истечения срока не передадут правительству Польши заявления о его денонсации.

Для обеспечения эффективной защиты от возможной агрессии участники Варшавского договора приняли решение о создании Объединённого командования вооружёнными силами, в ведение которого по соглашению между ними выделяются соответствующие национальные контингенты. Во главе Объединённого командования стоял главнокомандующий Объединёнными вооружёнными силами (ОВС; в 1955 — июне 1960 года Маршал Советского Союза И. С. Конев, в июне 1960 — июле 1967 года Маршал Советского Союза А. А. Гречко, с июля 1967 года Маршал Советского Союза И. И. Якубовский). При главнокомандующем имелся штаб ОВС.

Объединённое командование и штаб ОВС обеспечивали взаимодействие вооружённых сил и укрепление обороноспособности стран — участниц Варшавского договора. В этих целях они проводили совместные командно-штабные и войсковые учения и маневры на территории этих стран. К числу наиболее крупных можно отнести учения под кодовыми названиями: «Октябрьский штурм» (октябрь 1965 года), «Влтава» (сентябрь 1966 года), «Родопы» (август 1967 года), «Днепр» (сентябрь 1967 года), «Север» (июль 1968 года), «Весна-69» (март — апрель 1969 года), «Одра — Ниса» (сентябрь 1969 года), «Братство по оружию» (октябрь 1970 года).

Варшавский договор прекратил своё существование в связи с общим кризисом социалистической системы.


www.publicevents.ru

Организация Варшавского договора - Доклад

Варшавский договор 1955г. О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Вступил в силу 5 июня 1955г.

Заключение Варшавского договора было вызвано угрозой миру в Европе, созданной ратификацией западными государствами Парижских соглашений 1954г., предусматривающих образование Западноевропейского союза, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО. Варшавский договор носит строго оборонительный характер. Он имеет целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности стран - его участниц и поддержания мира в Европе. Договор состоит из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН государства участники Варшавского договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженные силы. Члены Организации Варшавского договора обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. Предусмотрены взаимные консультации участников Варшавского договора по всем важным международным вопросам затрагивающим их общие интересы. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора, создан Политический консультативный комитет (ПКК). На практике сложилось, что в ПКК представлены все государства участники Варшавского договора на самом высоком уровне. Срок действия Варшавского договора 20 лет с автоматическим продлением его на 10 лет для тех государств, которые за год до истечения срока не передадут правительству Польши заявление о денонсации Варшавского договора. Он открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя. Варшавский договор утратит силу в случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью общеевропейского договора.

Для обеспечения эффективной защиты от возможной агрессии участники Варшавского договора приняли решение о создании Объединённого командования вооружёнными силами ОВС.

Объединённое командование и штаб ОВС обеспечивают взаимодействие вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран участниц Варшавского договора. В этих целях они проводят совместные командно-штабные и войсковые учения, и маневры на территории этих стран. Совместные учения и маневры союзных армий проводились на территории всех входящих в него стран. К числу наиболее крупных относятся учения под кодовыми названиями: Октябрьский штурм (1965), Днепр (1967) Север (1968) … Братство по оружию (1970) и др.

На совещаниях ПКК и др. совещаниях стран участниц Варшавского договора их представители обсуждали важнейшие вопросы международных отношений и совершенствования организации Варшавского договора , а также неоднократно выступали с инициативами по разрядке международной напряжённости. Был создан также Военный совет Объединенных вооружённых сил. Неоднократно созывались в рамках Варшавского договора совещания министров иностранных дел, министров обороны и их заместителей.

Уже на первом (Пражском) заседании ПКК (1956г) государства участники Варшавского договора выступили с предложениями, предусматривавшими замену существующих в Европе военных группировок системой коллективной безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и т.д.

На Московском заседании ПКК (1958г.) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами участниками Варшавского договора и членами НАТО.

В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия.

На Варшавском совещании ПКК (1965г.) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов.

Наиболее полно миролюбивая программа государств участников Варшавского договора была сформулирована в Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе, принятой на совещании ПКК в Бухаресте (1966г.). Развёрнутая в Декларации программа достижения европейской безопасности предусматривала, в частности, наряду с решением других важных вопросов, развитие добрососедских отношений между всеми европейскими государствами на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем; частичные меры по военной разрядке на европейском континенте; исключение возможности допуска ФРГ к ядерному оружию в какой бы то ни было форме; признание реально существующих границ в Евро

www.studsell.com

Варшавский договор и СССР

Варшавский договор, подписанный 14 мая 1955 г., - документ, утвердивший создание организации Варшавского договора (военного союза европейских социалистических государств). Подписание Варшавского договора было задумано в качестве обороны и стало ответом на вхождение ФРГ в состав НАТО.

На Варшавском совещании договор был подписан следующими странами-участниками:

  • СССР;
  • Болгария;
  • Румыния;
  • Албания;
  • Венгрия;
  • ГДР;
  • Польша;
  • Чехословакия.

5 июня 1955 г. Варшавский договор начал свое действие. В апреле 1985 г. был продлен еще на 20 лет.

Договор состоял из вводной части и 11 глав. Согласно условиям Варшавского договора, все страны-участники должны были оказать необходимую помощь (включая применение войск) в случае атаки одной из них.

Для осуществления целей и задач Варшавского договора было создано два руководящих органа:

  • ПКК (Политический консультативный комитет) - занимался решением вопросов, возникающих при осуществлении договора, проводил консультации при необходимости;
  • ОКВС (Объединенное командование вооруженными силами) - занимался укреплением обороны стран - участников Варшавского договора.

Первым главнокомандующим войск участников Варшавского договора был назначен маршал СССР И.С. Конев. В дальнейшем после Конева было назначено еще четыре главнокомандующих.

В августе 1968 г. в Чехословакии странами - участниками Варшавского договора были подавлены реформы «Пражской весны».

На одном из заседаний ПКК в 1958 г. планировалось заключить соглашение о ненападении между НАТО и странами Варшавского договора. Декларации, принятые на дальнейших совещаниях, основывались на укреплении мира и безопасности стран-участниц. К 1985 г. солдатская армия стран - участниц Варшавского договора включала в себя более 7,5 млн человек.

25 февраля 1991 г. государства, входившие в состав организации Варшавского договора, подписали Будапештское заявление, ликвидирующее военные структуры.

1 июня 1991 г. был подписан протокол о прекращении действий Варшавского договора.

В дальнейшем большинство стран, входивших в ОВД, вступили в НАТО.

ПОМОГЛО? ЛАЙКНИ!

 

historynotes.ru

Организация Варшавского Договора


Археология
Архитектура
Астрономия
Аудит
Биология
Ботаника
Бухгалтерский учёт
Войное дело
Генетика
География
Геология
Дизайн
Искусство
История
Кино
Кулинария
Культура
Литература
Математика
Медицина
Металлургия
Мифология
Музыка
Психология
Религия
Спорт
Строительство
Техника
Транспорт
Туризм
Усадьба
Физика
Фотография
Химия
Экология
Электричество
Электроника
Энергетика

 

В течение первых десяти лет после окончания Второй мировой войны в мире возникли и совершенствовались военные организации лишь капиталистических стран, сердцевиной которых являлись США. В середине 1950-х гг. ситуация стала меняться. Напомним, что ООН как международная организация создавалась в качестве преграды на пути возможных агрессоров, для недопущения повторения новых войн, главными возможными источниками которых в момент ее создания считались Германия и Япония. Именно этим обстоятельством объяснялось предоставление почти диктаторских полномочий странам, сыгравшим главную роль в разгроме антигитлеровской коалиции. Однако, в условиях все более обострявшейся «холодной войны» между Востоком и Западом, каждый из этих блоков считал возможным пополнение своих рядов новыми членами, независимо от их прошлого. Договоренности о денацификации, демилитаризации и демократизации Германии, достигнутые Великобританией, СССР, США и Францией, были преданы забвению. В 1947 г. оккупационные зоны, находившиеся под контролем США, Великобритании и Франции, были объединены и объявлены республикой под названием ФРГ. В 1949 г. СССР поступает аналогичным образом – создает в зоне своей оккупации другое немецкое государство под названием ГДР.

Силой обстоятельств и волей «Великих» держав эти два новообразования, поведение которых определялось в Вашингтоне и в Москве, оказались на острие «холодной войны». В начале 1950-х гг. начались переговоры о перевооружении ФРГ и о ее включении в НАТО, якобы как противовеса СССР. Поворот был настолько неожиданным, что даже некоторые страны Запада отнеслись к нему с недоверием. Шли достаточно продолжительные дискуссии и переговоры по этому вопросу, которые завершились подписанием Парижских соглашений в октябре 1954 г. По этим соглашениям оккупация Западной Германии американскими, английскими и французскими войсками прекращалась. Их войска не выводились с ее территории, но отныне функционировали как «союзные силы НАТО». С мая 1955 г. ФРГ становилась полноправным членом НАТО, а ее территория – передовым плацдармом военного альянса.

Руководство СССР восприняло все это как повторение истории 1930-х гг. и перевооружения Германии, приведших ко Второй мировой войне, оккупации части его территории, гибели около трех десятков миллионов человек и решило объединить вооруженные силы своих союзников. Так, в 1955 г., спустя 6 лет после образования НАТО, как ответ на принятие ФРГ в НАТО, создается Организация Варшавского договора (ОВД). 14 мая 1955 г. Албания, Болгария, Венгрия, Германская Демократическая Республика, Польша, Румыния, СССР и Чехословакия[242] подписывают Договор о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи (Варшавский договор). Он предусматривал создание военно-политической организации социалистических стран для коллективной самозащиты. Статья 1 Договора возлагала на его участников обязательство в соответствии с Уставом ООН воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или ее применения и разрешать свои международные споры мирными средствами таким образом, чтобы не ставить под угрозу международный мир и безопасность. Договаривающиеся страны заявляли о своей готовности участвовать в духе искреннего сотрудничества во всех международных акциях, имеющих целью обеспечение мира и безопасности, «добиваться принятия, по соглашению с другими государствами, которые пожелают сотрудничать в этом деле, эффективных мер ко всеобщему сокращению вооружений и запрещению атомного, водородного и других видов массового уничтожения» (Ст. 2)[243].

Согласно Статье 3, члены ОВД обязывались проводить консультации «по всем важным международным вопросам, затрагивающим их общие интересы», а также всякий раз, «когда, по мнению любой из них, возникнет угроза вооруженного нападения на одно или на несколько государств – участников Договора». В случае такого нападения каждое государство-участник Договора в порядке осуществления права на индивидуальную и коллективную самооборону в соответствии со Статьей 51 Устава ООН окажет жертве агрессии «немедленную помощь, индивидуально и по соглашению с другими государствами-участниками Договора всеми средствами, какие представляются ему необходимыми, включая применение вооруженной силы»[244].

Статья 5 Договора предусматривала создание Объединенного командования вооруженными силами, которые будут выделены его участниками в ведение этого Командования, а также принятие других согласованных мер, необходимых для укрепления их обороноспособности. Подписавшие Договор страны обязывались не принимать участия в каких-либо коалициях или союзах и не заключать никаких соглашений, цели которых противоречат целям ВД. Статья 9 Договора провозглашала, что он «открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя, которые выразят готовность путем участия в настоящем Договоре способствовать объединению усилий миролюбивых государств в целях обеспечения мира и безопасности народов»[245].

Срок действия Договора был установлен в 20 лет (Ст. 10) с автоматическим продлением еще на 10 лет, если за год до истечения этого срока его участники не заявят о денонсации Договора. «В случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью Общеевропейского договора о коллективной безопасности», к чему обязывались стремиться страны-участницы ОВД, региональный Договор утрачивал «свою силу со дня вступления в действие Общеевропейского Договора» (Ст. 11)[246].

По форме Организация Варшавского Договора почти во всем повторяла НАТО: совместные руководящие органы, объединенное военное командование, возглавляемое советским маршалом или генералом, совместные военные базы. Здесь СССР играл ту же роль, что США в НАТО. Но по целям и степени активности ОВД отличалась от НАТО.

Высшим руководящим органом с правом принятия решений и рекомендаций являлся Политический консультативный комитет, собиравшийся на уровне глав государств и правительств стран Варшавского договора, призванный координировать все действия по обеспечению обороноспособности государств-членов, кроме чисто военных. Решение военных задач входило в обязанности Объединенного командования вооруженных сил ОВД со штаб-квартирой в Москве. По примеру стран НАТО, государства Варшавского договора также выделяли небольшие воинские контингенты для выполнения задач в общих интересах альянса, сохранив за собой командование и управление основной частью своих вооруженных сил.

Варшавский договор вряд ли способствовал укреплению обороноспособности СССР и его союзников. Он обеспечил всего лишь правовую основу для пребывания советских войск в странах Восточной Европы. Трудно однозначно оценивать эффект их присутствия в странах Восточной Европы, часть населения которых, в силу исторических факторов[247] относилась настороженно и даже недружелюбно к СССР.

Советские воинские контингенты, в отличие от НАТОвских, жили изолированно от местного населения, но влияние самого факта их присутствия в странах-союзницах было значительным. Это можно было видеть на примере Венгрии. Осенью 1956 г. советские войска, находившиеся там, оказали решающее влияние на ход событий в этой стране. Они были выведены из Венгрии по требованию правительства И. Надя, а затем возвращены по просьбе правительства Я. Кадара, сыграв определенную роль в «стабилизации» положения в Венгрии в последующие 30 лет.

В августе 1968 г. правительства стран ОВД оказали давление на руководство Коммунистической партии и правительства Чехословакии, приступивших к реформированию свой страны с целью, как было заявлено им, «придания социализму человеческого лица»[248]. Когда официальное руководство Чехословакии не захотело во всем следовать рекомендациям стран ОВД, последние решили непосредственно вмешаться в происходившие в Чехословакии процессы. Вооруженные силы Болгарии, Венгрии, Германской Демократической Республики, Польши и СССР были введены в эту страну.

В 1985 г. Варшавский договор был официально возобновлен еще на 20 лет, однако начавшиеся в странах ОВД социально-политические процессы ускорили его распад. СССР, в соответствии с международными договоренностями, стал сокращать свои вооруженные силы, прежде всего за счет континентов, дислоцированных в странах Восточной Европы. Сменились политические режимы в самих странах ОВД. В октябре 1990 г. произошло воссоединение Германии, а в марте 1991 г. перестали осуществляться совместные военные функции ОВД, после чего Организация, по примеру СЕНТО и СЕАТО, перестала существовать. Официально это произошло 1 июля 1991 г.

ОВД, ядром и решающей силой которой был СССР, безусловно, оказывала сдерживающее влияние на политиков, не признававших послевоенных границ в Европе, особенно между Германией и Польшей, а также между Германией и Чехословакией. Сам СССР ничего не выиграл от существования ОВД. Напротив, он нанес себе ущерб, ухудшив отношения со своими союзниками по Второй мировой войне. После признания вначале Германией, а затем и другими странами принципа нерушимости послевоенных границ в Европе (Хельсинки, июль 1975 г.), ОВД превратилась в напарницу НАТО по нагнетанию напряженности в мире. Смена политических режимов в странах Восточной и Юго-Восточной Европы положила конец ее существования.

Современная Россия демонстрировала и продолжает демонстрировать свою заинтересованность в установлении отношений доверия и всестороннего сотрудничества между всеми народами. Российское общество весьма настороженно относится к расширению НАТО на Восток путем включения в него даже бывших советских республик. В самом деле, разум многих людей протестует против того, что бывшие военные базы ОВД, созданные на средства СССР и его союзников и имевшие целью укрепление обороноспособности ОВД, вдруг превращаются в опорные базы НАТО, главным врагом которого на протяжении полвека официально считался СССР. Тем не менее, Россия изъявляла готовность сотрудничать с НАТО во всех возможных областях. В 1991 г. Россия стала участвовать в работе САСС, в 1994 г. присоединилась к программе «партнерство во имя мира» и согласилась на более широкое сотрудничество, выходящее за рамки этой программы. С этой целью был учрежден Постоянный объединенный совет НАТО – Россия, в рамках которого проводятся консультации и обмен информацией в конкретных областях без обязательств принятия совместных решений или совместных действий.

Практическое сотрудничество между Россией и НАТО осуществлялось в 1995 г. в процессе реализации соглашения по Боснии и Герцеговине, когда части вооруженных сил России приняли участие в руководимых НАТО операциях по восстановлению мира, а затем и в обеспечении стабильности. 27 мая 1997 г. главами государств и правительств стран НАТО, Генеральным секретарем НАТО и президентом РФ был подписан в Париже «Учредительный акт о взаимных отношениях, сотрудничестве и безопасности между НАТО и Российской Федерацией». Этот документ обязывал его подписантов к установлению более близких отношений не только в собственных интересах, но также в интересах всех государств в Евро-атлантической зоне. Сотрудничала Россия с НАТО и в форме участия российского воинского контингента (под командованием генерала НАТО Джексона) в Косово.

Продолжавшаяся жестокая война в Чечне и события 11 сентября 2001 г. в США способствовали дальнейшему сближению позиций руководства России и стран НАТО. 28 мая 2002 г главы государств и правительств стран НАТО, с одной стороны, и России, с другой, приняли Римскую декларацию. Она предусматривала превращение Совета НАТО – Россия в механизм не только консультаций, достижения согласия и сотрудничества, но и принятия совместных решений и совместных действий по широкому кругу проблем безопасности в Евро-атлантическом регионе.

Однако, все это – меры, продиктованные фактом сохранения в мире специализированной Организации по подготовке и проведению взаимно истребительных войн. Без такой организации, без необходимости траты огромных сил и средств на поддержание обороноспособности стран от возможной агрессии, сотрудничество народов стало бы более искренним и действительно взаимовыгодным. Поэтому НАТО, возникшее с началом обострения «холодной войны» и само ставшее одним из источников этой войны, должно прекратить свое существование вместе с исчезновением причин, его породивших и поддерживавших. Попытки преобразоваться в институт мира и сотрудничества, хотя они благородны и приветствуемы, малопродуктивны, поскольку подобные институты, уже доказавшие свою эффективность, давно существуют в мире.

Главные цели международного сообщества, провозглашенные в Уставе ООН, очевидны: налаживание всестороннего сотрудничества между народами во имя прогресса в каждой стране в отдельности и в мире в целом. Исключение войн и угрозы войной как способов решения международных проблем сделает это сотрудничество стабильным и эффективным. Прекращение деятельности военно-политических институтов, призванных содействовать гонке вооружений и усилению международной напряженности, уменьшит опасность войн и может стать одним из важных условий обеспечения мира и безопасности на Земле.

 

Вопросы для самопроверки

Каковы причины возникновения военно-политических институтов?

Назовите основные положения Вашингтонского соглашения 1949 г.

Перечислите руководящие органы НАТО.

Охарактеризуйте нормы взаимоотношений между государствами-членами НАТО.

Расскажите о стратегии НАТО и основных этапах ее эволюции.

Может ли военная организация превратиться в миротворческую?

В каком направлении осуществляется и может осуществляться сотрудничество России и НАТО?

Расскажите о Багдадском пакте и причинах его роспуска.

Что Вы знаете о СЕНТО и АНЗЮС?

Каковы были причины возникновения Организации Варшавского договора?

О чем свидетельствует история военно-политических институтов?

 

Литература

Грушко А. Россия – НАТО: «Двадцатка», кажется, заработала // Международная жизнь. 2002. № 7. С. 87 – 95.

Козин В. А. Косово на распутье // Международная жизнь. 2003. № 3. С. 74 – 80.

Организация Варшавского договора: Материалы и документы. М., 1977.

Оружие и конфликты в XXI веке // Международная жизнь. 2001. № 9 – 10. С. 124 – 142.

Тренин Д. НАТО: как уйти от конфронтации? // Международная жизнь. 1995. №7. С. 25 – 34.

Подробнее см.: Черников Г., Черникова. Д. Европа жаждет независимости // Международная жизнь. 2003. № 9 – 10. С. 77 – 92.

Цыганков П. А. Международные отношения. М., 1996.

Conflicts in World Society: A new perspective in international relations. Brighton, 1984.

Treaty of Economic, Social and Cultural Collaboration and Collective Self-Defence ("The Brussels Treaty"). - http://www.nato.int/home.htm.

The North Atlantic Treaty. Washington D.C. - 4 April 1949.

- (http://www.nato.int/home.htm)

United Nations Peace-keeping. 1994. New-York, 1994.

Заключение

 

Международные институты играют все возрастающую роль в современной мировой политике. Объединяя усилия и возможности нескольких государств в решении тех или иных проблем жизни, они делают их более результативными и эффективными. Система международных институтов и ее структура всегда определяются степенью интернационализации общественной жизни.

Каждой исторической эпохе характерен свой международный порядок, свои, обусловленные эпохой, нормы взаимоотношений с соседними и дальними странами. На заре политической истории мир представлял собой некую «терра инкогнито» (неизвестную землю), где существовало несколько, расположенных далеко друг от друга и не ведавших о взаимном существовании пятен цивилизаций: древнеегипетской, древнеиндийской, древнекитайской, цивилизаций мая, инков. Они были изолированы друг от друга, какой-то порядок взаимоотношений существовал только в рамках цивилизаций и «миров». Но развитие в сторону расширения контактов между народами, странами и континентами, интернационализации всего лучшего из опыта человека и глобализации общественных процессов свойственно человечеству.

Международные институты возникают тогда, когда нескольким народом осознается общность той или иной цели и необходимость ее совместной реализации. Такие институты начинали складываться как договоренности между двумя или более соседними странами в какой-то конкретной области жизни. Круг совместно решаемых проблем и участвующих в этих процессах государств постепенно расширяется. На региональном, континентальном и глобальном уровнях повторяются те же процессы, которые решались и решаются людьми внутри стран на индивидуальном или групповом уровне. Поле деятельности в этом случае значительно шире, а издержки – ниже благодаря объединению усилий и знаний многих стран. Именно этим объясняется то, что почти все проблемы гражданского и политического обществ являются целями также международных институтов.

Особенно интенсифицируются эти процессы в новое время. Очень важно, чтобы в основе этих процессов лежали истинно гуманистические устремления. История ХХ в. наглядно показал, что мир, безопасность и сотрудничество являются главными условиями экономического, социального и духовного прогресса каждого народа в отдельности и человечества в целом. На передний план выдвинулись общие для всех народов проблемы: защита окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, обеспечение населения мира необходимыми средствами существования, борьба с неграмотностью, болезнями и др. Они действительно являются глобальными проблемами. Это показывает, что мир является общим домом людей не только в том смысле, что здесь они рождаются, живут, трудятся, но и с позиций общности многих норм и ценностей жизни. Их успешное решение требует интеграции стран, народов, экономик, культур, и даже сближения политических систем и правовых норм. С необходимостью будут возникать международные институты, во многом схожие с государственными институтами. Процессы интернационализации и глобализации не только ускорятся, но и приобретут качественно новое содержание.

С каждым годом увеличивается число людей, осознающих взаимосвязь между тем, что происходит в отдельных странах и в мире в целом, а также понимающих, что прогресс и регресс отражают состояние взаимоотношений между народами и странами. Если социальный порядок определяется отношениями между членами гражданского и политического обществ, степенью легитимности права и демократичности общественных отношений, то международный порядок – отношениями между государствами и степенью приверженности их демократии, гуманизму, миру и безопасности.

Обеспечение международного мира и безопасности, предотвращение конфликтов между странами и народами, достижение фактического равенства всех государств-членов ООН путем всестороннего развития (экономического, социального, политического, научного, культурного) – такими представляются цели нового международного порядка. Этому пока еще мешают противоречия между различными государствами и группами государств. Некоторые институты, созданные с целью совместного разрешения тех или иных мировых проблем, оказались малоэффективными, их деятельность нередко приводила и приводит к совершенно противоположным результатам. Причины этого требуют своего глубокого изучения и осмысления.

Сегодня человечеству нужен международный порядок, при котором все народы, общества и государства свободно и на принципах равноправия могли бы сотрудничать между собой, строго придерживаясь общепринятых норм взаимоотношений. Ему нужен мировой порядок, когда неукоснительно будут соблюдаться все права человека и народов, а нарушители прав человека будут осуждены в соответствии с нормами международного права, независимо от гражданства и страны пребывания. Международные политические институты всех уровней призваны всемерно содействовать утверждению и поддержанию такого порядка. Сами эти институты, в свою очередь, будут модифицированы новым порядком и новыми задачами, которые с неизбежностью встанут перед человечеством в новых условиях.

Приложения

Приложение 1

УСТАВ

studopedya.ru

Варшавский договор

Варшавский договор 1955г. О дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи, подписан Албанией, Болгарией, Венгрией, ГДР, Польшей, Румынией, СССР и Чехословакией 14 мая 1955 на Варшавском совещании европейских государств по обеспечению мира и безопасности в Европе. Вступил в силу 5 июня 1955г. Заключение Варшавского договора было вызвано угрозой миру в Европе, созданной ратификацией западными государствами Парижских соглашений 1954г., предусматривающих образование Западноевропейского союза, ремилитаризацию Западной Германии и включение её в НАТО. Варшавский договор носит строго оборонительный характер. Он имеет целью принятие необходимых мер для обеспечения безопасности стран - его участниц и поддержания мира в Европе. Договор состоит из преамбулы и 11 статей. В соответствии с его условиями и Уставом ООН государства – участники Варшавского договора обязались воздерживаться в своих международных отношениях от угрозы силой или её применения, а в случае вооружённого нападения на кого-либо из них оказать подвергшимся нападению государствам немедленную помощь всеми средствами, какие представятся им необходимыми, включая применение вооруженные силы. Члены Организации Варшавского договора обязались действовать в духе дружбы и сотрудничества в целях дальнейшего развития и укрепления экономических и культурных связей между собой, следуя принципам взаимного уважения независимости, суверенитета и невмешательства во внутренние дела друг друга и других государств. Предусмотрены взаимные консультации участников Варшавского договора по всем важным международным вопросам затрагивающим их общие интересы. Для проведения консультаций и рассмотрения вопросов, возникающих в связи с осуществлением Варшавского договора, создан Политический консультативный комитет (ПКК). На практике сложилось, что в ПКК представлены все государства – участники Варшавского договора на самом высоком уровне. Срок действия Варшавского договора – 20 лет с автоматическим продлением его на 10 лет для тех государств, которые за год до истечения срока не передадут правительству Польши заявление о денонсации Варшавского договора. Он открыт для присоединения других государств, независимо от их общественного и государственного строя. Варшавский договор утратит силу в случае создания в Европе системы коллективной безопасности и заключения с этой целью общеевропейского договора. Для обеспечения эффективной защиты от возможной агрессии участники Варшавского договора приняли решение о создании Объединённого командования вооружёнными силами ОВС. Объединённое командование и штаб ОВС обеспечивают взаимодействие вооружённых сил и укрепления обороноспособности стран – участниц Варшавского договора. В этих целях они проводят совместные командно- штабные и войсковые учения, и маневры на территории этих стран. Совместные учения и маневры союзных армий проводились на территории всех входящих в него стран. К числу наиболее крупных относятся учения под кодовыми названиями: «Октябрьский штурм» (1965), «Днепр» (1967) «Север» (1968) … «Братство по оружию» (1970) и др. На совещаниях ПКК и др. совещаниях стран – участниц Варшавского договора их представители обсуждали важнейшие вопросы международных отношений и совершенствования организации Варшавского договора , а также неоднократно выступали с инициативами по разрядке международной напряжённости. Был создан также Военный совет Объединенных вооружённых сил. Неоднократно созывались в рамках Варшавского договора совещания министров иностранных дел, министров обороны и их заместителей. Уже на первом (Пражском) заседании ПКК (1956г) государства – участники Варшавского договора выступили с предложениями, предусматривавшими замену существующих в Европе военных группировок системой коллективной безопасности, установление зон ограничения и контроля над вооружениями и т.д. На Московском заседании ПКК (1958г.) была принята Декларация, в которой предлагалось заключить пакт о ненападении между государствами – участниками Варшавского договора и членами НАТО. В принятой на заседании ПКК в Москве (1960) Декларации союзные государства одобрили решение Советского правительства в одностороннем порядке отказаться от ядерных испытаний при условии, что западные державы также не возобновят ядерных взрывов, и призвали создать благоприятные условия для завершения выработки договора о прекращении испытаний ядерного оружия. На Варшавском совещании ПКК (1965г.) обсуждалось положение, сложившееся в связи с планами создания многосторонних ядерных сил НАТО, а также рассмотрены защитные меры на случай осуществления этих планов. Наиболее полно миролюбивая программа государств – участников Варшавского договора была сформулирована в Декларации об укреплении мира и безопасности в Европе, принятой на совещании ПКК в Бухаресте (1966г.). Развёрнутая в Декларации программа достижения европейской безопасности предусматривала, в частности, наряду с решением других важных вопросов, развитие добрососедских отношений между всеми европейскими государствами на основе принципов мирного сосуществования государств с различным общественным строем; частичные меры по военной разрядке на европейском континенте; исключение возможности допуска ФРГ к ядерному оружию в какой бы то ни было форме; признание реально существующих границ в Европе и т.д. Для обсуждения вопросов обеспечения безопасности в Европе и налаживания общеевропейского сотрудничества государства – участники Варшавского договора предложили созвать общеевропейское совещание. Участники Бухарестского совещания, а также совещания ПКК в Софии (1968г.) решительно осудили вооружённую интервенцию американского империализма во Вьетнаме и подтвердили свою поддержку освободительной борьбы вьетнамского народа. На Софийском совещании состоялся также обмен мнениями по проблеме нераспространения ядерного оружия. Будапештское совещание ПКК, наряду с рассмотрением вопросов по укреплению и совершенствованию военной организации Варшавского договора, уделило большое внимание вопросам европейской безопасности и приняло Обращение ко всем европейским странам относительно подготовки и проведения общеевропейского совещания с целью найти пути и средства, ведущие к ликвидации раскола Европы на военные группировки и осуществлению мирного сотрудничества между европейскими государствами и народами, к созданию прочной системы коллективной безопасности. Идея Будапештского совещания ПКК о созыве общеевропейского совещания получила дальнейшее развитие на совещании министров иностранных дел стран – участниц Варшавского договора. Министры иностранных дел предложили провести совещание в Хельсинки. В повестку дня совещания они рекомендовали два вопроса: об обеспечении европейской безопасности и об отказе от применения силы или угрозы её применения во взаимных отношениях между государствами в Европе; о расширении торговых, экономических и научно – технических связей на равноправных началах, направленных на развитие политического сотрудничества между европейскими государствами. Позиция стран – участниц Варшавского договора, направленная на укрепление безопасности и развития мирного сотрудничества в Европе, была вновь подтверждена на Берлинском совещании. Участники Берлинского совещания отметили огромное значение для судеб европейского мира признания существующего положения в Европе, сложившегося в итоге 2 – й мировой войны, указали на важность заключения договора между СССР и ФРГ. Участники совещания подтвердили свою готовность оказывать и впредь решительную поддержку подвергшимся агрессии народам Индокитая и арабским народам, в том числе арабскому народу Палестины, и вновь указали на необходимость политического урегулирования в Индокитае и на Ближнем Востоке. В связи с агрессией колонизаторов против Гвинейской Республики участники Берлинского совещания потребовали положить конец империалистическим провокациям против независимых народов Африки. Предложения, выдвинутые государствами – участниками Варшавского договора, находятся в центре внимания всех европейских народов. Эти предложения, как и вся деятельность Организации Варшавского договора, свидетельствуют о подлинном миролюбии её участников и их заботе о поддержании мира и безопасности в Европе.

studfiles.net

предпосылки и цели подписания :: ashanet.ru

Подписание договора

14 мая 1955 года в польской столице было подписано соглашение о сотрудничестве, дружбе и взаимной помощи, которое вошло в историю как Варшавский договор. Свои подписи под документом поставили лидеры восьми таких социалистических, европейских государств, как СССР, Болгария, ГДР, Албания, Венгрия, Чехословакия, Польша и Румыния. Следует отметить, что раньше времени из него вышли только Албания (в 1968 году) и ГДР (в 1990 году, сразу же после объединения с ФРГ). Официально документ вступил в силу уже 5 июня. Вместе с этим 26 апреля 1985 года Варшавский договор был продлен на срок, составивший еще двадцать лет. На то время страны-участницы задекларировали и главную цель, которую преследовало подписание соглашения: поддержание европейского порядка и безопасности для себя.

Организационная структура и сроки действия

Высшим органом в организационной структуре стал Политический консультативный комитет, который должен был рассматривать все вопросы и проводить консультации относительно порядка осуществления положений документа. В него вошли представители участников на высочайшем уровне. Кроме этого, создание организации Варшавского договора предусматривало осуществление командования объединенной армией военным советом, дислоцирующимся в Москве. Это, в свою очередь, должно было улучшить взаимодействие вооруженных сил и укрепить оборонительные способности стран-участниц. На их территории даже было проведено не одно совместное учение с маневрами. Несмотря на продление в 1985 году срока действия соглашения, уже в феврале 1990 года его военные органы прекратили своё существование. Немногим позже, а точнее 1 июля 1991 года, в чешской столице был подписан совместный протокол о том, что Варшавский договор прекратил свое действие. Под документом подписались представители оставшихся в организации шести стран.

Предпосылки

Главной причиной подписания соглашения между европейскими социалистическими странами считается возникшая угроза для европейского мира. Она выражалась в том, что западные страны ратифицировали Парижские соглашения, подписанные в 1954 году и предусматривающие создание Союза западноевропейских государств, а также ремилитаризацию и включение ФРГ в состав НАТО. Таким образом, характер, который носил Варшавский договор 1955 года, следует рассматривать сугубо как оборонительный. Это подтверждает и тот факт, что в нём были прописаны основные меры, что требовались для того, чтобы гарантировать безопасность для участников соглашения, и были направлены на сохранение в Европе мира.

Содержание договора

В документ вошла преамбула и одиннадцать статей. Страны, чьи руководители подписали Варшавский договор, брали на себя обязательство моментально предоставлять любую необходимую, в том числе и вооруженную, помощь тем государствам-участникам соглашения, которые подвергнутся внешнему нападению. Более того, с целью обеспечения укрепления экономических связей члены организации договорились действовать в совместном, дружественном духе. При этом, взаимно уважая суверенитет и независимость, они обязались не вмешиваться во внутренние дела друг друга. По мнению большинства историков, главной причиной, по которой прекратил свое существование Варшавский договор, стал возникший в начале девяностых годов прошлого века кризис социалистической системы.

ashanet.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о