C-5B «Galaxy»
В ходе эксплуатации самолетов C-5A было установлено, что крыло обладает
недостаточной усталостной прочностью. В 1976-1978 гг. была разработана программа упрочнения крыла, предусматривающая создание нового кессона
крыла с более низким уровнем напряжений, изготовленного из новых сплавов и обладающего повышенной стойкостью к повреждениям и
антикоррозийной стойкостью. Это обеспечило увеличение на 9 т полезной нагрузки (в
отдельных случаях при уменьшении допустимой перегрузки она может составить
120 т.), на 6 т. запаса топлива и удовлетворение требований по взлетам и посадкам.
Во время реализации этой программы на самолетах вместо первоначальных
двухконтурных турбодвигателей TF39-GE-1AJ со статической тягой 18600 кгс устанавливались
их более совершенные модификации TF39-GE-1C со статической тягой 19500 кгс. Были
усовершенствованы также некоторые узлы и агрегаты самолета, установлено более
совершенное бортовое радиоэлектронное оборудование. Был установлен
метеорологический радиолокатор с цветным дисплеем Bendix, строенная инерционная
навигационная система Delco, и новая, более совершенная система MADAR II (анализ
обнаружения сбоев и система регистрации).
В результате модернизации максимальный взлетный вес самолета C-5B возрос почти на 15 т, однако его летные характеристики не ухудшились, т.к. возросла тяговооруженность (примерно на 2%) и улучшились аэродинамические характеристики крыла.
В 1982 г. ВВС США выбрали и заказали следующую партию новых самолетов, обозначенных С-5В и оснащенных турбовентиляторными двигателями TF39-GE-1C. Первый из них поднялся в воздух 10 сентября 1985 г. и поступил на авиабазу Altus в январе 1986 г. Последний 50-й C-5B сошел со сборочной линии компании Локхид и был поставлен ВВС в апреле 1989г. Стоимость C-5B составила $167,7 млн.
7 июня 1989 г. C-5B устанавливил рекорд по сброшенному грузу — 86293 кг (190493 фунтов). Над Fort Bragg (Северная Каролина) было сброшено 4 танка Sheridan (весом по 19 т) и 73 парашютиста. Galaxy также держит неофициальный мировой рекорд по самому тяжелому парашютированию - было сброшено две платформы по 27 т.
В конце 1980-х, НАСА модернизировало два C-5A (#68-0213 и #68-0216), увеличив размеры грузовой кабины и изменив задний грузовой люк. Для обеспечения возможности разместить спутники и компонентов космической станции в хвостовой части самолетов была удалена верхняя палуба. Модернизированные самолеты получили обозначение C-5C.
В настоящее время Lockheed-Martin совместно с Honeywell Defense Avionics Systems предлагает ВВС программу замены авионики на эксплуатируемых C-5 на цифровую, что значительно повысит надежность самолетов. 4 августа 2000 г. Lockheed-Martin Co. принимает решение об использовании турбовентиляторного двигателя GE CF6-80C2L1F для установки на 126 эксплуатируемых ВВС США C-5 в ходе программы повышения надежности и замены двигателя (Reliability Enhancement and Re-engining Program — RERP). С новыми двигателями начальная крейсерская высота полета C-5 увеличится c 7,3 до 10 км., взлетная тяга возрастет на 22 % , на 30 % сократится разбег, и на 58 % уменьшится время набора высоты, на 17 % уменьшаются эксплуатационные расходы.
Описание | ||
---|---|---|
Разработчик | Lockheed | |
Обозначение | C-5B «Galaxy» | |
Тип | тяжелый военно-транспортный самолет | |
Первый полет | 10 сентября 1985 | |
Принят на вооружение | 1983 | |
Экипаж, чел | 5 | |
Геометрические и массовые характеристики | ||
Длина самолета, м | 67,88 | |
Размах крыла, м | 75,54 | |
Площадь крыла, м2 | 575,98 | |
Стреловидность крыла по 1/4 хорд | 25° | |
Размах стабилизатора, м | 20.8 | |
Высота, м | 16,79 | |
Габариты грузовой кабины, м | длина | 36,91 |
ширина | 5,79 | |
высота | 4,1 | |
Масса взлетная максимальная, кг | военного времени | 379657 |
в эксплуатации | 346500 | |
Масса пустого, кг | 169643 | |
Максимальная полезная нагрузка, кг | военного времени | 130950 |
в эксплуатации | 118387 | |
Запас топлива, кг | 150815 | |
Силовая установка | ||
Число двигателей | 4 | |
Тип двигателя | ТРДД GE TF39-GE-1C | |
Тяга двигателей, кгс (кН) | 4х 19500 (191,27) | |
Летные данные | ||
Скорость полета, км/ч (М=) | крейсерская на высоте 7600 м | 830 |
максимальная на высоте 7620 м | 890-910 | |
Практический потолок, м | 10900 | |
Дальность полета без заправки топливом в полете с нагрузкой, км | 118,4 т на малой высоте | 5480 |
44 т на большой высоте | 10411 | |
Перегоночная дальность, км | ||
Потребная длина ВПП, м. | при взлете | 2560 |
при посадке | 1097 |
Источники информации:
- «Самолеты спецназначения» / В.Н.Шунков, 1998 /
- Модернизация самолетов C-5 / В.Нелин. Зарубежное военное обозрение. 11’1983 /
- С-5 GALAXY / Уголок неба /
- Lockheed C-5 Galaxy (Локхид С-5 Гэлакси) / Авиация от A до Z /
- C-5A/B Galaxy / FAS /
- Lockheed C-5 Galaxy / Goleta Air and Space Museum /
testpilot.ru
Lockheed C-5 Galaxy — Википедия
Материал из Википедии — свободной энциклопедии
Посадка C-5M Galaxy «Spirit of Global Reach»Локхид C-5 «Гэлэкси» (англ. Lockheed C-5 Galaxy) — американский стратегический военно-транспортный самолёт повышенной грузоподъёмности. Третий после АН-225 и АН-124 по грузоподъёмности грузовой самолёт в мире, и второй (после АН-124) по грузоподъёмности серийный грузовой самолет. До 1982 года (до создания АН-124) — был крупнейшим серийным грузовым самолётом в мире. Способен перевозить 6 вертолётов McDonnell Douglas AH-64 Apache, 4 БМП M2 Брэдли, 6 БТР M1126/M1135 Страйкер, два танка M1 Abrams или до 345 солдат и офицеров [1].
Лётно-технические характеристики C-5B
- Размах крыла — 67,88 м
- Длина самолёта — 75,54 м
- Высота самолёта — 19,85 м
- Площадь крыла — 575,98 м²
- Масса
- пустого самолёта — 169 643 кг
- максимальная взлётная — 379 657 кг
- Топлива — 150 819 кг [1] (недоступная ссылка с 12-08-2013 [1893 дня] — история, копия)
- Тип двигателя — 4×ТВРД General Electric TF39-GE-1C
- Тяга — 4×191,27 кН
- Максимальная скорость — 919 км/ч
- Крейсерская скорость — 888 км/ч
- Практическая дальность — до 10 411 км
- Дальность действия — до 5 526 км
- Практический потолок — 10 895 м
- Экипаж — 5 человек
Видео по теме
Транспортные характеристики C-5B
Откинутая вверх носовая частьПолезная нагрузка:
- 270 солдат или 75 пассажиров и 15 человек персонала
- 118 387 кг груза
имеется дополнительная возможность погрузки через откидывающуюся вверх носовую часть
Грузовой отсек (нижняя палуба)
- длина 36,91 м
- ширина 5,79 м
Лётно-технические характеристики C-5M Super Galaxy
Борт 84-0059. После вынужденной посадки на авиабазе Довер в Довере в штате Делавэр США.- Масса максимальная взлётная — 348 300 кг
- Максимальная грузоподъёмность — 122 470 кг
- Тип двигателя — 4×ТВРД General Electric GF6-80C2
- Тяга — 4×222 кН
- Максимальная скорость — 920 км/ч
- Максимальная дальность полёта с полной нагрузкой — 4440 км
- Практический потолок — 10 100 м
- Экипаж — 5 человек
Модификации
- С-5А — первые (81 самолёт) построенные до 1973 года
- С-5В — 50 самолётов изготовленных в период с 1986 до 1989, отличаются более современной авионикой по сравнению с C-5A
- C-5C — два самолёта (68-0213 и 68-0216) специализированные для нужд NASA
- C-5M — модернизация с октября 2004 года (с новым двигателем и новой авионикой). Принят на вооружение в 2014 году (12 самолётов)
- L-500 — гражданский транспортный самолёт.
Катастрофы и лётные происшествия
Операторы
- США США — 31 C-5M, 5 C-5B/C (проходят модернизацию до C-5M), 16 C-5B и 6 C-5A, по состоянию на 2016 год[2]
См. также
Примечания
Ссылки
wikipedia.green
Lockheed C-5 Galaxy. Фото и видео. История и характеристики.
С-5 Galaxy – военно-транспортный самолет самолет, оснащенный четырьмя двигателями ТРДД TF39-GE с большой двухконтурностью. Был построен в марте 1968 года. Первый полет совершил 30 июня того же года. В то время компания Lockheed не подозревала о том, что высокий темп создания ЛА приведет к существенной ограниченности его транспортных возможностей, а малоресурсные двигатели исключат возможность использования в авиакомпаниях.
Пролетевший над Европой в 1965 году Ан-22 произвел большой фурор, на который американские ВВС решили дать ответ. В США, начиная с 1964 года, активно велась разработка военно-транспортных самолетов с грузоподъёмностью свыше 100 тонн – проект Lockheed Model 500.
Серийный экземпляр Galaxy («Галактика») обозначили С-5А. Учитывая, что к постройке приступили в 1969 году, подготовка серийной постройки началась задолго до начала ЛИ. Взлетная тяга серийного ТРДД TF-39 – 18,754 кгс. Погрузка могла выполняться через откидывающуюся вверх носовую часть, выполненную из защитного стекла, а при необходимости можно уменьшить высоту амортизационных стоек тележек шасси путем укорачивания во время пребывания на ВПП.
К лету 73 года ВВС США получили 81 единицу нового военного транспортника. Министерство обороны решило оснастить ими 4 эскадрильи. С-5А в тот момент был основным летательным средством для осуществления быстрой переброски живой силы и тяжёлой техники из одной точки в другую. Хоть по данным самолет мог перевозить больше 100 т, из-за недостаточной прочности крыла возможную нагрузку уменьшили до 79 т. Груз весом 77 тонн транспортировщик перевозил на расстояние 8700 км. Понизили полетную массу самолета с 349 т до 323 т. Также сократили планерный ресурс с 30 000 расчетных часов до 8750 летных. Но все же именно С-5А был самым большим мировым самолетом, поскольку Ан-22 имел реальную грузоподъёмность 60 т при взлётной массе в 250 т.
Известна история перевозки советского МиГ-25П при помощи С-5А с авиабазы Хякари (Япония) в США.
Случались также и трагические события, сопутствовавшие эксплуатации самолета. До 83 года ВВС США потеряли 4 воздушных машины из-за конструктивно-производственных дефектов. 4 мая 1970 года сгорел С-5А на авиабазе в Палмдейле. Через полгода в середине октября потерпела крушение вторая машина (авиабаза Доббинс). Точно при таких же обстоятельствах сгорел третий С-5А на аэродроме Клинтон (27 сентября 1974 года). 4 апреля 1975 года во Вьетнаме потерпел авиакатастрофу 4-й С-5А с детьми на борту. Из 328 человек погибло 172. 29 августа 1990 года в Германии упал еще один Galaxy. На борту присутствовало 17 человек, выжило четверо.
Из-за слабой конструкции крыла С-5А фирма Lockheed начала проектировку новой несущей поверхности. Для этого конгресс США в 1974 году утвердил соответствующие законопроекты. Полную доработку транспортник получил только в 1980 году. В 1983 году самолеты начали передавать в подразделения ВВС. Эксплуатация самолета увеличилась.
Во время проведения модернизации старые двигатели заменили на новые TF39-GE-1C с тягой 19,500 кгс. Обновили радиоэлектронное оборудование. Установили новое метео-БРЛС с разноцветным дисплеем, навигационную инерционную систему Delco и систему регистрируемых полетных параметров MADARII.
По результатам проведенных работ конструкторам удалось добиться увеличения переносимого веса на 9 тонн и запаса горючего на 6 тонн. За 5 лет, начиная с 82 года, компании удалось модернизировать 77 эксплуатируемых самолетов. Для бюджета страны мероприятие обошлось в 1,4 миллиарда долларов.
Доработанный С-5А установил несколько рекордов. Непосредственно на высоту 2000 м самолет смог поднять груз весом 110 т с максимальной взлетной массой – 417 т, а посадочной – 397 т. Но этот результат удалось перебить советско-украинскому самолету Ан-124 «Руслан». В 1985 году он смог поднять груз весом 171 т на высоту 11 000 м.
В 1982 году командование ВВС США решило увеличить количество военно-транспортных стратегических самолетов. Был подписан контракт на постройку дополнительных 50 единиц. Их обозначили как С-5В. На тот момент один такой самолет стоил 98 миллионов долларов, а вся программа обошлась США в 10,8 миллиардов. Первый С-5В поднялся в небо в сентябре 1985 года. Спустя год его определили на авиабазу Altus. Последний представитель С-5В построили весной 1989 года.
Первый раз миру самолет показали на территории Канады в Ванкувере в 1986 году. Но к этому времени самолет не являлся самым огромным в мире. Это место заслуженно получил «Руслан». 7 июня 1989 года самолет установил рекорд по десантированию 4 танков Sheridan по 19 т каждый и 73 парашютистов.
На январь 1990 года в рядах воздушно-военных сил США находилось 137 единиц С-5А и С-5В. Но 8 августа произошел еще один инцидент. Взлетев с американской авиабазы в Рамштайне, потерпел крушение шестой по счету Galaxy.
NASA в 80-х годах переоборудовало 2 С-5А под С-5С для помещения внутрь искусственных спутников Земли. Также в него помещали отдельные элементы космической станции. Для этого инженеры в хвостовой части демонтировали верхнюю палубу, тем самым увеличив объёмы грузовой кабины. Дополнительно доработали в задней части грузовой люк.
На данный момент компания Lockheed Martin предлагает руководству ВВС на своих самолетах заменить устарелую авионику на обновленную цифровую. В начале августа 2000 года конструкторы решили обновить силовую установку Galaxy путем замены старых двигателей на новые GECF6-80C2L1F. Благодаря этому самолет стал более скороподъёмным и почти на треть увеличил крейсерскую скорость. Разбег, соответственно, уменьшился.
Когда ВВС получили С-5А, их использовали практически во всех военных операциях. В 1990 году самолет участвовал в вооруженном конфликте под названием «Щит пустыни». Он создал самый огромный за всю историю «воздушный мост», перевезя 482 000 военнослужащих и 513 000 тонн полезного груза.
С-5 участвовал и в мирных акциях. В декабре 88 года 4 «Галактики» доставили в Армению (пострадала от землетрясения) более чем 398,25 тонн гуманитарного груза. Также Galaxy стал базовой моделью для пассажирского транспортного самолета L-500. Помимо этого, самолет планировали модифицировать под воздушный командный пункт, самолет-носитель баллистических межконтинентальных ракет, транспортник с ядерной установкой, бомбардировщик для ведения локальных войн, самолет-дозаправщик.
В апреле 2006 года разбилась 7-я модель в штате Делавэр неподалеку от Дувра.
Конструкция самолета Lockheed C-5 Galaxy
Самолет С-5 является высокопланом классической схемы. Оперение Т-образное, свободнонесущее крыло кессонного типа. Толщина профиля у корня – 12%, на консолях – 11%. Механизация крыла представлена предкрылками, закрылками и интерцепторами. В самом крыле находится 12 топливных баков общим объёмом 193,625 л.
Фюзеляж выполнен в форме полумонокока. Кабина экипажа находится над грузовым отсеком. Место отдыха смены находится там же. В задней части верхнего отсека может поместиться 75 сидений. Грузовая часть оснащена двумя люками. Передний представляет собой поднимающуюся вверх носовую часть, а задний представлен двумя боковыми створками. С левой стороны борта передней части находятся двери для пассажиров и экипажа, а в задней − для служебных пассажиров.
Силовая установка представлена четырьмя ТРДД TF-GE-C. Взлетная тяга каждого из них составляет 19,500 кгс.
Шасси трехопорное. 4 главных шестиколесных тележки прячутся внутрь фюзеляжа с помощью гидроприводов, поворачиваясь на 90°. Четырехколесная носовая стойка, благодаря винтовым подъёмникам и гидроприводу, прячется в фюзеляжную нишу назад.
Горизонтальное оперение представлено переставным стабилизатором и четырехсекционным рулем высоты.
Lockheed C-5 Galaxy характеристики:
Модификация | C-5B |
Размах крыла, м | 67.88 |
Длина самолета,м | 75.54 |
Высота самолета,м | 19.85 |
Площадь крыла,м2 | 575.98 |
Масса, кг | |
пустого самолета | 169643 |
максимальная взлетная | 379657 |
Внутреннее топливо, кг | 150815 |
Тип двигателя | 4 ТРДД General Electric TF39-GE-1C |
Тяга, кН | 4 х 191.27 |
Максимальная скорость, км/ч | 919 |
Крейсерская скорость, км/ч | 888 |
Практическая дальность, км | 10411 |
Дальность действия, км | 5526 |
Практический потолок, м | 10895 |
Экипаж, чел | 5 |
Полезная нагрузка: | 270 солдат или 75 пассажиров и 15 человек персонала или 118387 кг груза |
Самолеты
avia.pro
Lockheed C-5 Galaxy — это… Что такое Lockheed C-5 Galaxy?
Посадка C-5 GalaxyЛокхид C-5 «Гэлэкси» (англ. Lockheed C-5 Galaxy) — американский стратегический военно-транспортный самолёт повышенной грузоподъёмности. До 1982 года — крупнейший серийный грузовой самолет в мире. Способен перевозить 6 вертолетов AH-64 Apache, 4 БМП M2 Брэдли, 6 БТР M1126/M1135 Страйкер или два танка M1 Abrams.
Лётно-технические характеристики C-5B
- Размах крыла — 67,88 м
- Длина самолёта — 75,54 м
- Высота самолёта — 19,85 м
- Площадь крыла — 575,98 м²
- Масса
- пустого самолёта — 169 643 кг
- максимальная взлётная — 379 657 кг
- Топлива — 150 819 кг[1]
- Тип двигателя — 4×ТВРД General Electric TF39-GE-1C
- Тяга — 4×191,27 кН
- Максимальная скорость — 919 км/ч
- Крейсерская скорость — 888 км/ч
- Практическая дальность — до 10 411 км
- Дальность действия — до 5 526 км
- Практический потолок — 10 895 м
- Экипаж — 5 человек
Транспортные характеристики C-5B
Откинутая вверх носовая частьПолезная нагрузка:
- 270 солдат или 75 пассажиров и 15 человек персонала
- 118 387 кг груза
имеется дополнительная возможность погрузки через откидывающуюся вверх носовую часть
Грузовой отсек (нижняя палуба)
- длина 36,91 м
- ширина 5,79 м
Лётно-технические характеристики C-5M Super Galaxy
- Масса максимальная взлётная — 348 300 кг
- Максимальная грузоподъёмность — 129 400 кг[2]
- Тип двигателя — 4×ТВРД General Electric GF6-80C2
- Тяга — 4×222 кН
- Максимальная скорость — 920 км/ч
- Максимальная дальность полёта с полной нагрузкой — 5 600 км
- Практический потолок — 10 100 м
- Экипаж — 5 человек
Модификации
- С-5А — первые (81 самолёт) построенные до 1973 года
- С-5В — 50 самолётов изготовленных в период с 1986 до 1989, отличаются более современной авионикой по сравнению с С-5А
- C-5C — два самолёта (68-0213 и 68-0216) специализированные для нужд NASA
- C-5M — модернизация с октября 2004 года (с новым двигателем и новой авионикой)
- L-500 — гражданский транспортный самолёт.
Катастрофы и лётные происшествия
В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 25 мая 2011. |
Ссылки
В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена. Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники. Эта отметка установлена 28 июня 2010. |
dic.academic.ru