Содержание

Анализ стихотворения Бунина Вечер

Стихотворение Ивана Алексеевича Бунина «Вечер» представляет неторопливые размышления автора о счастье. 
В начале произведения он подчеркивает мысль том, что для многих людей лучшие мгновения жизни связаны с прошлым. Одновременно автор стремится доказать существование счастья в любой привычной обстановке или вещи в настоящее время. Оглянувшись вокруг, видит, казалось бы, ежедневную серую картину: «Окно открыто. Пискнула и села на подоконник птичка».

Среди земных ощущений чувствуется его усталость после рабочего дня («Усталый взгляд я отвожу на миг»). Но отвлекаясь от занятия, он выбирает иное направление мыслей. Подталкивает подумать о том, что человек в силах самостоятельно создать такие условия, чтобы было желание не только обращаться к давним воспоминаниям, к памяти, хранившей незабываемые моменты, но и уметь в будущем делать для себя удивительные открытия.

От величины желаний человека зависит полнота наполнения внутреннего мира ощущением удовлетворенности. И.А. Бунин отмечает, что пребывание в состоянии гармонии души и тела доступно каждому, кто умеет радоваться жизни, находить источник для этого, излучая позитив: «Мы мало видим, знаем, а счастье только знающим дано».

Лирический герой растворяется в природе. Он наблюдает за облаком, умеет радоваться саду и чистому воздуху. Явления, в которых он видит что-то запоминающееся, вызывают в душе бурю положительных эмоций. Вечерний период, связанный с подобными наблюдениями, отличается всплеском эмоций, которые вызывают ощущение счастья. Чтобы его почувствовать, автор предлагает на личном примере отвлечься от обычных дел, убедиться, что совсем рядом в этом огромном мире живет истинное умиротворение и счастье. Нужно его только рассмотреть.

С наступлением вечерней поры он сливается с природой. Детальное описание окружающего мира заменяет перечисление явлений, доказывающих наступление вечера («Небо опустело»), слышатся глухие звуки молотилки. Спокойствием, таинственностью проникнут конец стихотворения. Эти чувства возникают благодаря неоднократному использованию слова «счастье». Глаголы, имеющие связь с органами зрения, слуха человека («вижу», «слышим», «знаем») говорят о чувственном восприятии человеком всего разнообразия мира. Это великий дар, который необходимо использовать для лучшего узнавания природы, себя, чтобы уметь ценить счастливые минуты.

Плавное звучание стихотворения связано с простотой и ясностью изложения. Взволнованность проявляется в момент признания автором бесконечного чувства удовлетворения жизнью в последней строке произведения.

Анализ стихотворения Вечер Бунина

Иван Бунин, бесспорно, является одним из гениальнейших поэтов — пейзажистов. Удивительно чувственными и наполненными с точки зрения смыслов  становились  все его произведения. Не исключением из них  является и данное стихотворение. Данный текст написан в 1909г. и являет собой пример пейзажно-философской лирики поэта. Темой данного стихотворения является счастье. Основная же идея заключена в том, что счастье доступно лишь тем, кто способен его разглядеть, и казалось б простых вещах.

Условно стихотворение можно разделить на четыре части, в каждой из которых лирический герой постепенно находит ответ на заданный себе же вопрос: « В чем заключено счастье?».

Лирический герой предстает перед нами в  условиях деревенского пейзажа. Звуки и запахи  сельской жизни врываются в распахнутое окно и, отвлекая героя от бумажной работы,  погружают в философские размышления. В первой части текста  как раз и возникает сам вопрос о счастье. И тут же поэт предполагает в чем оно может быть. В  красоте сада или в сладкой чистоте вечернего воздуха. Во второй части наш мыслитель приходит к выводу, что не смотря на наши познания, мы ничего не замечаем и не знаем на самом деле. Бесспорно, здесь Бунин говорит о незнании нами простых истин, которые открываются далее по тексту. В открытое окно, которое олицетворяет целый необъятный мир, который доступен каждому из нас, вдруг влетает птичка и словно будит лирического героя от сна, призывает его своим писком присмотреться лучше к  окружающей его реальности.

И словно избавившись от пелены жизненных хлопот, рабочей суеты, перед глазами героя открывается прекрасный небосвод, чистый от облаков. До него доносится  еле различимый звук  молотилки. Лирический герой видит, ощущает, осязает этот мир во всей его неповторимой прелести и понимает, что вот она истина, в которой и сокрыто счастье. В том, чтобы наслаждаться каждым прожитым днем, уметь ловить подобные  сказочные моменты, чувствовать их, не забывать обо всем этом среди житейской суеты. Лирического героя переполняет чувство счастья, он говорит : «Все во мне!», словно он сумел вместить в себя все мироздание. А ведь так и есть, кто, как не поэт,  человек духовно высокоорганизованный способен распознать голоса этого мира, а после передать нам – обывателям, через свое творчество.

Вариант №3

Стихотворение И. А. Бунина «Вечер» увидело свет в 1909 году. Написано оно в жанре пейзажно-философская лирика. Это направление стало визитной карточкой автора. Его произведения всегда отражают чувства, испытываемые поэтом в момент написания.

Лирический герой «Вечера», как и сам И. А. Бунин очень устал и страдает от одиночества. Ему некому рассказать о своих чувствах, и свои переживания он может выразить только на белом листе бумаги.

Он погружен в размышления о счастье. В первых строчках герой размышляет о поисках счастья в глобальном смысле, при этом он говорит о том, что счастье заключено в красоте окружающего мира. Однако увидеть эту красоту может далеко не каждый. Погруженные в проблемы, люди не наблюдают за окружающим миром, отчего счастье им кажется мимолетным и недостижимым. Но автор никого в этом не упрекает, отмечая, что из-за работы, он не всегда может насладиться окружающей природой. Это подчеркивается при помощи противопоставления «О счастье всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду».

В последней строфе герой приходит к осознанию, что счастье скрыто в душе каждого из нас, и, чтобы найти его, не надо суетливо скитаться по миру. Достаточно лишь заглянуть в себя. Каждый прожитый момент является даром свыше, поэтому нужно просто наслаждаться жизнью.

Стихотворение включает в себя четыре строфы. Интересным является то, что первые строфы – четверостишья, а последние состоят лишь из трех строк. Автор использует пятистопный ямб с пиррихием и перекрестную рифмовку с чередованием мужской и женской рифм, характерную для большинства его стихов.

Несмотря на простоту речи, стихотворение наполнено множеством выразительных средств. Это эпитеты («бездонное небо», «усталый взгляд»,), метафоры («воздух, льющийся в окно»), сравнения. Беспокойность мыслей лирического героя подчеркивается чередованием инверсий с прямым порядком слов. С этой же целью автор задействует как длинные, так и короткие строки.

Кратко по плану

Картинка к стихотворению Вечер

Популярные темы анализов

  • Анализ стихотворения Фета Я долго стоял неподвижно

    Говорят, что поэзия – это встреча двух великих собеседников: поэта и читателя. А язык поэзии – это душа одного из них. Наслаждаясь красотой поэтического слова, другой учится думать. Недаром ведь известный английский поэт Уитмен когда-то

  • Анализ стихотворения Некрасова Прощанье

    В 1856 году, Николаем Некрасовым было написано стихотворение «Прощанье». К сожалению, поэт не успел увидеть его в напечатанном варианте. Его друзьям, предоставлялась возможность слышать произведение из уст автора, вследствие чего

  • Анализ стихотворения Маяковского Себе любимому

    В 1916 году Владимир Маяковский пишет стихотворение под названием «Себе любимому». Данным произведением писатель словно отображает поиски своего места и призвания в этом мире. Автор пишет свое стихотворение, обращаясь к Библии,

  • Анализ стихотворения Пушкина Узник 6 класс

    Произведение «Узник» Александр Сергеевич написал, будучи сам лишённым свободы. Лишённым не физически – поэт не был в тюрьме, — но Кишинёв был для него тюрьмой. В этом городе поэт отбывал ссылку.

  • Анализ стихотворения Бальмонта Золотая рыбка 6 класс

    Элегия «Золотая рыбка», была издана в 1903 г. Она не очень хорошо вписывалась в поэтическую тенденцию того времени. Хотя и сборник по названием «Только любовь» тоже не вписывался под современные жизненные взгляды.

analiz-stihov.ru

Анализ стихотворения Бунина Вечер сочинения и текст



Анализ стихотворения «Вечер»

Стихотворение «Вечер» написано в 1909 году. Произведение является примером пейзажной лирики, хотя пейзаж в стихотворении не главный, он лишь толчок к внутренним размышлениям лирического героя. Присутствует элемент сюжета – читатель понимает, что лирический герой находится в своем поместье. Он в кабинете, погружен в собственные мысли… и вдруг его взгляд устремляется в окно. И мысли приобретают совершенно другое направление.

В начале стихотворения читатель наталкивается на антитезу: автор сожалеет, что о счастье мы только вспоминаем, тогда как оно вокруг нас. Весь дальнейший ход произведения доказывает и развивает начальную мысль героя. Великолепный осенний пейзаж за окном помогает нам это осознать, а героя вдохновляет на мысли о высоком предназначении человека.

Анализ стихотворения Бунина «Вечер»

Композиционно стихотворение Бунина разделено на антитезис, тезис, последующие три части и финальный вывод. Лирический герой пытается утвердиться в мысли, что счастье вокруг нас («всюду»). Не следует гоняться за ним по далеким «заморским странам», стоит лишь поднять глаза к небу и вот оно, – в чистом, льющемся из окна воздухе, в осеннем саду…

Наблюдая за невесомым белым облачком, герой переключается на другую мысль: человек знает и видит слишком мало, а познать счастье дано лишь знающему. Что автор хочет этим сказать? Какая связь между знанием и счастьем? К ответу на этот вопрос Бунин подводит нас лишь к концу стихотворения.

Далее взгляд героя привлекает севшая на окно птичка. Его усталые от книг глаза отдыхают, размышления растворяются в картинах природы: в опустевшем небе, далеком гуле молотилки. Лирический герой наполняется истинным покоем и умиротворением. И в этот момент ему открывается главный для всего стихотворения вывод: все в нем самом. Он слышит, он видит, следовательно, – он счастлив.

Здесь открывается смысл загадочной фразы героя о том, что счастье дается лишь знающему. Знающему о том, что все в нем самом – в человеке. Человек слышит, видит, он – неотъемлемая составляющая Божественной силы и пребывает рядом с ней. Разве этого недостаточно? Ведь все остальное – суета, прах, слабые измышления не желающего познать Истину человека. Эта мысль является основным итогом лирических размышлений героя, а вместе с ним и автора.

Чтобы усилить эту мысль, автор стихотворения прибегает к приемам художественной выразительности. Произведение написано обычным языком, оно содержит небольшое число тропов. Передавая прелесть осеннего вечера и соответствующее состояние героя, автор прибегает к эпитетам («чистый воздух»), метафорам («встает, сияет облако») и сравнениям («легким белым краем встает»).

Анализируя стихотворение «Вечер», находим чередование инверсии и прямого порядка слов, в результате создается оригинальный ритм, способный передать неровный ход мыслей главного героя: из плавного он сбивается на учащенный. Это же ощущение усиливается чередованием коротких и длинных строк в произведении. Размер «Вечера» – пятистопный ямб с пиррихиями, что, в свою очередь, придает стихотворению плавности.

Мы живем, мы имеем возможность слышать, видеть, чувствовать. В этом – величайшее счастье, в этом смысл нашей жизни. Каждый день жизни следует принимать, как подарок: пользуйтесь, наслаждайтесь и благодарите за все. Человек наделен душой, способной чувствовать, – вот самое большое на Земле чудо! Именно такое настроение возникает, именно к таким выводам подталкивает прочтение и анализ стихотворения «Вечер».

Ещё больше интересного

«Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер»»

Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении — вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.

В стихотворении есть элементы сюжета — мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут… взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление.

Стихотворение начинается с антитезы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду». Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало.

Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в «заморских странах» — подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:

Может быть, оно —

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:

Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Как это понять — счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.

Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг». Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, — «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет — «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное — прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.

Мне кажется, именно эта мысль — основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор.

Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты («чистый воздух», «бездонное небо», «усталый взгляд»), метафоры («воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»), сравнения («легким белым краем встает»).

Автор чередует инверсию («Пискнула и села На подоконник птичка», «легким белым краем Встает, сияет облако») с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.

Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем — оно — сараем — окно).

«Вечер» Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах — о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: «Счастье всюду. Все во мне».

Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это — огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!

Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение «Вечер».

Другие сочинения по этому произведению

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер»

Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении – вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.
В стихотворении есть элементы сюжета – мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут…взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление.
Стихотворение начинается с антитезы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду». Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало.
Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в «заморских странах» — подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:
Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.
Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:
Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.
Как это понять – счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.
Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг». Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:
День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне.
Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, – «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет – «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное – прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.
Мне кажется, именно эта мысль – основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор.
Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты («чистый воздух», «бездонное небо», «усталый взгляд»), метафоры («воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»), сравнения («легким белым краем встает»).
Автор чередует инверсию («Пискнула и села На подоконник птичка», «легким белым краем Встает, сияет облако») с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.
Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем – оно – сараем — окно).
«Вечер» Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах – о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: «Счастье всюду. Все во мне».
Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это — огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!
Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение «Вечер».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бунин И.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер»

Смотрите также по произведению «Стихотворения»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

Анализ стихотворения Ивана Бунина «Вечер»

Замечательный образец пейзажной лирики – написанное в 1909 году произведение Бунина «Вечер». На первый взгляд, стихотворение носит характер описания природы, на самом же деле оно имеет двойственную суть. Поэт в рифмованной форме изложил момент размышления лирического героя о главном в жизни человека – об ощущении счастья.

Пейзажная лирика поэзии выражена в следующих описаниях: внизу – за сараем в саду деревья с желтыми кронами, наверху – глубокое голубое небо и светящееся на его фоне облако. Бунин добавил в стих несколько разноплановых ощущений: обонянием лирический герой воспринял чистоту деревенского воздуха; слух привлек голос птицы, севшей на подоконник и гудение молотилки; зрением он выхватил момент наступления вечера. Все это сопровождается глубокими философскими раздумьями о понятии счастья в человеческой жизни.

В первой строке – утверждающая фраза о том, что людской натуре свойственно тосковать о пережитых в прошлом счастливых моментах. Следующая – повествует об ошибочности подобного видения счастья, ведь оно «всюду» – и в минувшем, и в настоящем мимолетном моменте, и в туманном будущем; оно в красоте растительного мира, в возможности дышать сладким свежим воздухом. Вторая катрена «Вечера» заканчивается мыслями персонажа о человеческой поверхностности: «Мы мало видим, знаем».

Следующий за ней трехстрочный стих показывает, как герой отвлекается от занятия с книгами на прилетевшую птичку. И финальный терцет выступает в виде прозрения автора: я «счастлив». Лирический герой, позабыв на миг о своем суетном занятии, сумел по-настоящему открыть глаза, уши, органы обоняния, все естество, он прозрел, ощутив единство с тем, что его окружало. Таким образом он познал счастье.

Название произведения «Вечер» способствует настроению погруженности во внутренний мир. Рефлексия дала возможность взглянуть на вещи иным взглядом, поняв их сущность. Плавное, лирическое творение обращает человека к живой природе, к ее живописным картинам, пьянящим ароматам и дивным звукам.

Бунин с помощью философичного сонета, написанного ямбом, сумел поделиться с читателями пониманием и чувством истинного всеохватывающего счастья.

«Вечер», анализ стихотворения Бунина

Анализ стихотворения «Вечер»

Стихотворение «Вечер», написанное Буниным в 1909 году, относится к жанру пейзажно-философской лирики. В нём поэт рассуждает о счастье в окружении классической деревенской природы.

Развитие темы происходит линейно. Форма стихотворения представляет собой сонет из двух катренов и двух терцетов.

В первой строфе автор устанавливает проблему и намечает предполагаемые пути её решения, во второй – тема получает своё развитие, а проблема – объяснение, в третьей – делается окончательный вывод о том, что же делает человека счастливым.

В начале произведения лирический герой представляет счастье в рамках его общечеловеческого восприятия – как воспоминание, как мечту о счастье, а не реальное ощущение. И тут же взгляд автора уходит в открытое окно, где он видит горизонталь осеннего сада и вертикаль бездонного неба с сияющим белым облаком. Осознание красоты окружающей природы приводит лирического героя к мысли о том, что люди слишком мало видят и знают, «а счастье только знающим дано». Влетевшая в открытое окно птица отвлекает внимание поэта от книг. Он замечает, что день клонится к вечеру, а от белого облака уже давно не осталось и следа. Пустое небо и доносящиеся издалека звуки молотилки через зрительные и звуковые ощущения входят в душу лирического героя, наполняя её счастьем. Вывод оказывается простым: счастье – это понимание красоты окружающего мира, счастье – это восприятие и принятие естественной составляющей жизни внутри себя.

Ведущим приёмом организации текста является упорядоченное перечисление однородных членов («сад», «воздух», «облако»), усиливающееся к концу произведения («Я вижу, слышу, счастлив»).

Также обратите внимание на другие сочинения, связанные с творчеством Бунина:

Слушать стихотворение аБунина Вечер

Темы соседних сочинений

Картинка к сочинению анализ стихотворения Вечер

ostihe.ru

Вечер — Бунин (Вечер Бунин)

С раннего детства будущего поэта отличали феноменальная наблюдательность, память, впечатлительность. Бунин сам писал о себе: «Зрение у меня было такое, что я видел все семь звезд в Плеядах, слухом за версту слышал свист сурка в вечернем поле, пьянел, обоняя запах ландыша или старой книги».

С младенчества он слышал из уст матери стихи. Портреты Жуковского и Пушкина в доме считались фамильными.

Первое стихотворение Бунин написал в возрасте восьми лет. В шестнадцать лет появилась его первая публикация в печати, а в восемнадцать, покинув обнищавшее имение, по словам матери, «с одним крестом на груди», он начал добывать хлеб литературным трудом.

Любопытно, что поэт умел находить большое в малом, радоваться любым проявлением жизни.

О счастье мы всегда лишь вспоминаем,
А счастье всюду. Может быть, оно
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

Бунин выработал свой собственный стиль в русле прочных классических традиций и стал признанным поэтом, достигнув мастерства прежде всего в пейзажной лирике, потому что его поэзия имеет прочную основу — «усадебную, полевую и лесную флору Орловщины», родной поэту среднерусской полосы. Этот край, по словам знаменитого поэта А. Твардовского, Бунин «воспринял и впитал в себя, и этот запах впечатлений детства и юности достался художнику на всю жизнь».

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

За Буниным в дореволюционной критике закрепилась характеристика «певца оскудения и запустения дворянских гнезд», усадебной печали, осеннего увядания. Правда, его «печальные элегии» современники считали запоздалыми, так как Бунин родился почти через 10 лет после отмены крепостного права, а свое отношение к разрушению мира помещичьей усадьбы намного раньше выразили А. Гончаров, И. Тургенев и многие другие. Не став свидетелем жестоких крепостнических отношений, Бунин идеализирует прошлое и стремится показать единство помещика и мужика, их причастность к родной земле, национальному укладу, традициям.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка.

И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг.

Путешествуя по разным странам и континентам, Бунин соприкасался с красотой мира, мудростью веков, культурой человечества. Его занимали философские, религиозные, нравственные, исторические вопросы. Писатель размышлял о мировой общечеловеческой душе, которую должен иметь, по его мнению, каждый художник независимо от национальности.

День вечереет, небо опустело,
Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

По мнению А. Твардовского, Бунин, как никто другой, «обязан своим бесценным даром» России, родному орловскому краю, его природе. Еще совсем молодым в статье о поэте из народа, своем земляке И.В.Никитине, Бунин писал о русских поэтах: это «люди, крепко связанные со своей страной, со своей землей, получающие от нее мощь и крепость». Слова эти самым непосредственным образом можно отнести и к Бунину.

Естественна и органична была связь писателя с родиной, он, как Антей, чувствовал себя могучим и ощущал ее близость даже тогда, когда отправлялся за тридевять земель, зная, что непременно вернется на родину. И он возвращался, как вернулся и после смерти в эмиграции — своими стихами, своей прозой, своими книгами.

www.allsoch.ru

Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер» Стихотворения Бунин И.А. :: Litra.RU :: Только отличные сочинения

Есть что добавить?

Присылай нам свои работы, получай litr`ы и обменивай их на майки, тетради и ручки от Litra.ru!

/ Сочинения / Бунин И.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер»

    Стихотворение Бунина «Вечер» было написано в 1909 году и относится, на первый взгляд, к пейзажной лирике. Здесь автор описывает прекрасный осенний вечер, наполненный последним солнечным теплом: бездонное небо, белые облака, чистый воздух… Но не это главное в произведении – вечер лишь повод для внутренних размышлений лирического героя.

    В стихотворении есть элементы сюжета – мы понимаем, что герой (очень близкий самому автору) находится у себя в поместье. Он работает в своем кабинете, видимо, погружен, в свои мысли, проблемы и тут…взор его обращается в окно. И поток мыслей героя принимает другое направление.

    Стихотворение начинается с антитезы: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем. А счастье всюду». Далее весь строй произведения призван развить и доказать эту мысль лирического героя. И прекрасный осенний пейзаж помогает в этом герою, направляет и подталкивает его мысль, вдохновляет как нечто, что выше человека, как Божественное начало.

    Композиционно стихотворение можно разделить, на мой взгляд, следующим образом: антитезис, тезис, три части и заключительный вывод. Герой пытается доказать, что «счастье всюду». Это значит, мне кажется, что оно рядом. Не нужно его искать где-то в «заморских странах» — подними глаза к небу, и ты увидишь счастье, говорит Бунин:

    Может быть, оно —

    Вот этот сад осенний за сараем

    И чистый воздух, льющийся в окно.

    Лирический герой переводит глаза на небо, наблюдает за легким белым облаком. Это наблюдение наводит его другую мысль:

    Мы мало видим, знаем,

    А счастье только знающим дано.

    Как это понять – счастлив только тот, кто знает? Знает что? Мне кажется, что ответ на этот вопрос будет дан в конце стихотворения.

    Далее внимание героя отвлекает птичка, севшая на подоконник кабинета. Герой замечает: «И от книг Усталый взгляд я отвожу на миг». Он отходит от грустных размышлений и суетных занятий и растворяется в природе:

    День вечереет, небо опустело.

    Гул молотилки слышен на гумне…

    Все это наполняет лирического героя истинным умиротворением и покоем. Он приходит к выводу, главному во всем стихотворении, – «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».

    Итак, по мысли героя, счастье дается лишь знающим, тем, кто знает секрет – «все во мне», все внутри самого человека. Его внутренний мир настолько богат и многогранен, что содержит в себе все источники счастья. Человек может видеть, слышать, он сам часть Божественной силы и существует рядом с ней. Что еще нужно? А все остальное – прах, суета, пустые выдумки слабого человека, не желающего просто остановиться, заглянуть внутрь себя и увидеть Истину.

    Мне кажется, именно эта мысль – основной вывод лирического размышления, к которому пришел герой и вместе с ним автор.

    Помочь выразить эту мысль помогают средства художественной выразительности в стихотворении. Стихотворение написано простым лаконичным языком, в нем содержится достаточно небольшое количество тропов. Передать прелесть осеннего вечера и состояние героя помогают эпитеты («чистый воздух», «бездонное небо», «усталый взгляд»), метафоры («воздух, льющийся в окно», «встает, сияет облако»), сравнения («легким белым краем встает»).

    Автор чередует инверсию («Пискнула и села На подоконник птичка», «легким белым краем Встает, сияет облако») с прямым порядком слов, что создает интересный ритм, передающий неровное течение мысли главного героя: то плавное, то сбивающееся на учащение. Этому же способствует чередование длинных и коротких строк в стихотворении.

    Произведение написано пятистопным ямбом с пиррихиями, что также придает ему плавность. Здесь Бунин использовал традиционную перекрестную рифмовку (Абаб) и чередование женских и мужских рифм (вспоминаем – оно – сараем — окно).

    «Вечер» Бунина, на мой взгляд, шедевр философской лирики, сокровище в миниатюре. Поэт сумел так просто и ясно сказать об очень сложных вещах – о человеческом счастье. Мне очень близка формула поэта, хотя, мне кажется, во всей глубине я осознаю ее гораздо позже: «Счастье всюду. Все во мне».

    Человек живет, он имеет возможность видеть, слышать, чувствовать. И это — огромное счастье. Ведь именно это и составляет смысл человеческой жизни. Каждый миг дан тебе свыше, как подарок. Пользуйся им, наслаждайся и будь благодарен за все. Ты имеешь душу, способную чувствовать, и это самое большое чудо на земле!

    Именно таким настроением я проникнулась, именно к таким выводам пришла, именно это осознала, прочитав и проанализировав стихотворение «Вечер».

0 человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

/ Сочинения / Бунин И.А. / Стихотворения / Анализ стихотворения И. А. Бунина «Вечер»

Смотрите также по
произведению «Стихотворения»:

Мы напишем отличное сочинение по Вашему заказу всего за 24 часа. Уникальное сочинение в единственном экземпляре.

100% гарантии от повторения!

www.litra.ru

Иван Бунин — Вечер: читать стих, текст стихотворения поэта классика на РуСтих

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.
А счастье всюду. Может быть, оно —
Вот этот сад осенний за сараем
И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем
Встает, сияет облако. Давно
Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,
А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села
На подоконник птичка. И от книг
Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.
Гул молотилки слышен на гумне…
Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

Анализ стихотворения «Вечер» Бунина

Поэзия И. Бунина удивительно лирична и насыщена философскими размышлениями. Поэт и писатель обладал тонко чувствующей душой, открытой для восприятия всего богатства окружающего мира. Бунин бесконечно любил русскую природу, ощущал свое единство с ней. При этом он оставался очень одиноким человеком. Он никого не допускал в свой внутренний мир. В 1909 г. он написал стихотворение «Вечер», в котором отразил свои размышления по поводу простого человеческого счастья.

Автор анализирует свое состояние летним спокойным вечером. Он признается себе, что испытывает невероятную легкость и самодостаточность. Это наталкивает его на мысль о том, в чем же заключается настоящее счастье. Многие отечественные писатели отмечали загадочное качество русской души, одинаково присущее выходцам из различных социальных слоев. Русские люди всегда идеализируют свое прошлое. Их воспоминания связаны только с самыми лучшими моментами. Настоящее время они считают цепью непрерывных страданий и неудач, а в будущее даже боятся заглядывать.

Бунин обращает внимание читателя на то, что его окружает. Вместо того чтобы жаловаться, нужно всего лишь насладиться настоящим моментом. Может быть в нем и заключается счастье. Оно заложено в самых обычных и привычных будничных вещах («сад осенний», «чистый воздух»). Автор замечает, что человек, занятый своими проблемами, привык не обращать внимания на окружающее, считая его не достойным своего внимания. Нужно изменить свое устоявшееся убеждение и осознать, что до боли знакомый пейзаж и создает ощущение покоя и неуловимого счастья.

Лирический герой, занятый умственным трудом, отвлекается прилетевшей птичкой. Он не испытывает раздражения от внезапной помехи, а наоборот, наслаждается перерывом, который ему подарила сама природа. Даже далекий «гул молотилки» кажется ему чудесным звуком, позволяющим понять ценность своего существования и ощутить радость от возможности чувственного восприятия мира. Человек не может быть счастлив от сложных философских раздумий о судьбах человечества. Он должен воспринимать мир таким, какой он есть. Каждая прожитая минута бесценна, поэтому надо дорожить самой возможностью жизни.

Стихотворение «Вечер» носит пророческий характер. Когда Бунин был вынужден покинуть Россию, он до конца жизни возвращался в воспоминаниях и творчестве к темам далекого прошлого. Писатель не мог быть счастлив на чужбине, поэтому он пытался по памяти создать образ той России, которой уже никогда не суждено было появиться вновь. Он вспоминал время, когда был счастлив, но до конца не понимал, что всему этому может прийти конец.

Читать стих поэта Иван Бунин — Вечер на сайте РуСтих: лучшие, красивые стихотворения русских и зарубежных поэтов классиков о любви, природе, жизни, Родине для детей и взрослых.

rustih.ru

Анализ стихотворения И.А. Бунина «Вечер»

Разделы:
Литература


В лирике И.А.Бунина 1903-1909 годов заметное место
занимает стихотворение «Вечер»(1909 г.) — образец
пейзажной лирики, отмеченной четкостью рисунка,
пластичностью в сочетании эпического и
лирического начал, глубокой философичностью.
Стихотворение, написанное в форме сонета (два
катрена, два терцена), предполагает наличие
глубокой философской направленности. По Бунину,
«…у писателя форма неразрывно связана с
содержанием и рождается сама собой из
содержания». «Вечер» — это не просто пейзажная
зарисовка, а сплетение нравственно-эстетических
и философских воззрений поэта. Ненасытное
жизнелюбие, чувство органической причастности к
миру природы, что составляет бунинскую философию
единства бытия, желание поэта «вместить в
созвучия и звуки» свое осмысление счастья с
наибольшей полнотой отразились в данном
стихотворении. Певец молодости и счастья, Бунин
смог передать в нем многочисленные
образно-чувственные переживания, ощущения
эмоционального и духовного плана. Поэтому
название стихотворения — «Вечер» — нельзя
рассматривать как желание поэта зафиксировать
временные моменты, задача в другом — показать
состояние лирического героя, богатство его
внутреннего мира, открытость его души («окно
открыто») для восприятия полноты счастья.


Что выделяет взгляд поэта в открывшейся перед
ним картине? Осенний сад за сараем, бездонное
небо, сияющие облака. Привычный, ничем особым не
выделяющийся пейзаж, но четко обозначенный этими
несколькими скупыми мазками. Два катрена
раскрывают перед нами мир природы, данный в двух
параллелях: мир Земли («сад осенний за сараем») и
мир Неба, чистого, «бездонного», с сияющим
облаком. Третья строфа вводит в пейзажную
зарисовку открытое окно и севшую на него птичку,
а последняя открывает далекую перспективу:
вверху — опустевшее небо, внизу — молотилку на
гумне. Так создается в нескольких штрихах,
сдержанных и неброских, целостный Мир — мир
вещный, связанный с человеком (молотилка, гумно),
мир природный (сад, небо, облако, птичка),
построенный на параллели «небо-земля», и мир
внутренний — мир лирического героя, вначале
стороннего наблюдателя за окружающим миром,
затем осознавшего себя неотъемлемой его частью.
Поэтому и не случайным оказывается параллелизм
внутри каждой строфы (мир внешний,
конкретно-предметный — «я» лирического героя).
Бунин не только хорошо видит и знает внешнюю
оболочку бытия, но и отображает духовную глубину,
которая скрывается за ней. Его влечет некая
тайна, которую он желает постигнуть, исследуя
зримый мир.


Интересными кажутся и временные рамки
стихотворения. Время года- осень, на это
указывают и относительное прилагательное
«осенний», и «гул молотилки» «на гумне». По
общепринятым представлениям, осень — пора
зрелости человека, обретения им смысла
существования, особого мироощущения, которое
дается только богатством внутренней жизни. Время
суток — вечер, что обозначено уже в названии
стихотворения. Вечер — время постижения
мудрости и истины, время, когда человек остается
наедине с собой и с Богом и перед ним открываются
врата в Царство Божие. Весь лексический строй
стихотворения убеждает нас в этом: воздух -
«чистый», небо — «бездонное», облако встает
«легким белым краем». Чистый, бездонный, легкий,
белый… По семантической наполняемости эти слова
можно приблизить к одному значению: прозрачный,
открытый для постижения и восприятия. Однако
картина наступления вечера дается поэтом только
во втором терцене: «День вечереет». Так в
стихотворении совмещаются разные временные
планы (прошлого, настоящего, сиюминутного),
которые создают ощущение полноты бытия, полноты
счастья. И вся жизнь — ожидание этого момента.


На наш взгляд, композиционно стихотворение
можно разделить на три части. Логика
композиционного членения такова: философское
размышление — образы конкретно-предметного
мира. Каждая часть открывается размышлениями
лирического героя о постижении счастья, поэтому
не случайно слово «счастье» и его однокоренной
аналог «счастлив» проходят рефреном через все
стихотворение. Своеобразной границей между
частями является многоточие, которое
грамматически выражает прием умолчания,
указывающий на размышления героя. Первая часть
содержит сетования о невозможности человека
увидеть счастье, которое находится «всюду».
Движение в художественном пространстве первой
части идет как бы снизу вверх, от осеннего сада к
бездонному небу.


О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счастье всюду. Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним…


Во второй части к сетованиям прибавляется
сознание того, что «счастье только знающим
дано». Движение стремится еще выше: «небо
опустело», раздвигая необъятную ширь для
поэтического восприятия и познания мира. К
образам природного мира добавляются предметы
вещного мира человека: книга, молотилка, гумно.
Так во второй части создается
пантеистически-объемный образ мира, намечается
слияние двух сфер: природной и человеческой, в
полной мере осуществленное в последней строке
стихотворения.


… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…


Третья часть, состоящая из одной последней
строки, несет на себе основную идейную нагрузку.
Мгновение остановилось. Чувство обретения
счастья, возникшее при созерцании вселенской
глуби, пронзило душу лирического героя,
охваченного восторгом («Все во мне»), обнажая
еще один важный мотив в творчестве Бунина -
мотив памяти. «Все во мне» — это и прошлое, и
настоящее, сиюминутное, и будущее. Человек
растворяется в природе, а природа с ее тайнами
вмещается в большее человеческое сердце.


Ритмическая и звуковая организация
стихотворения обусловлена сверхзадачей поэта -
«найти звук». «Как скоро я его нашел, все
остальное дается само собой»,- писал Бунин.
Поэтому звукопись «Вечера» наполняется
полифоничными переливами: здесь и льющееся «л» (
«Гул молотилки слышен на гумне»), и милое «м»
(«Мы мало видим, знаем…»), и плавное «п»
(«Пискнула и села На подоконник птичка»). Но все
эти аллитерационные переливы оттеняют звуки
ключевого слова «счастье», например, звук «с»:
«…сад осенний за сараем», «Я вижу, слышу,
счастлив. Все во мне «. В этом не только
оригинальность звукописи, но и отличительное
свойство стихотворения — «мотив»,
«напевность», «лиричность». В немалой степени
созданию этого музыкального фона способствует и
ритмика сонета. О.Н.Михайлов отмечал: «Бунин
вскрывает неизведанные возможности, заложенные
в «традиционном» стихе, не в ритмике, нет — чаще
всего это пяти- или шестистопный ямб…»
Стихотворный размер — ямб, перекрестная рифма,
разностопность


6-5-6-5


6-5-6-5


6-5-5


6-5-5,


пропуски ударений (наличие пиррихия) придают
интонации легкость, непосредственность,
простоту. Раскованному течению стиха во многом
способствуют и переносы, к которым Бунин
прибегает в каждой строфе. Они придают
поэтической речи необходимую для данного
момента внутреннюю взволнованность, а главное -
частично разрушая метрическое членение
стихотворной речи, приближают ее к эпическому
повествованию. Это вполне оправдано: за
предметным изображением скрыта работа мысли
лирического героя, процесс постижения
Божественного в себе.


Может быть, оно

Вот этот сад осенний за сараем…

Давно

Слежу за ним…

И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.


Плавность нарушается только во втором терцене,
когда в первые стопы врывается хорей: лирический
герой постигает тайну счастья. А последняя
строка звучит опять ровно и плавно, звучит
заключительным аккордом радости бытия, сливаясь
в возглас: «Все во мне». Короткие слова
последней строки («Я вижу, слышу, счастлив. Все во
мне») не только оттеняют глубокую задумчивость
героя, но и создают звуковой образ счастья как
прочного чувства, наполнившего душу героя
небывалым восторгом и вселенской гармонией.
Бунин нашел звук, олицетворением которого может
служить «молотилка», издающая, как известно, не
монотонные звуки, а гул, включающий в себя все
разнообразие существующих тонов: от высоких до
низких, от глухих до звонких.. Это разноцветье
звуков мира услышал и лирический герой
стихотворения (а слух у него особый: точный,
острый), вот почему он бесконечно счастлив.


Особое место в смысловой и ритмической
организации стихотворения занимает
синтаксический уровень поэтической речи,
который несет в себе не только
ритмико-интонационную, но и
идейно-содержательную нагрузку. Простые
предложения, составляющие основу
синтаксического строя стихотворения, приближают
поэтическую речь к разговорной, к эпическому
повествованию, это обусловлено задачей Бунина -
показать, что за простотой скрывается глубокая
философская сущность бытия. Эту же смысловую
нагрузку несут и неполные предложения: «А
счастье всюду», «Все во мне». Прямой порядок
слов не вызывает волнения у читателя так же, как и
спокойная перечислительная интонация в ряде
предложений с однородными членами («Мы мало
видим, знаем…», «Я вижу, слышу, счастлив»).
Второй катрен рисует образ бездонного неба, этот
образ воспринимается лирическим героем на
зрительном уровне. Именно здесь лирическое «я»
обрело, хотя еще робко и несмело, явное
грамматическое выражение в форме глагола 1 лица (
в определенно-личном предложении «Давно Слежу
за ним»). В дальнейшем лирическое «я»,
оторвавшись от безликого «мы», зазвучит
отчетливо и ясно: «Я вижу, слышу, счастлив».


Обращает на себя внимание и словесное
наполнение сонета. Бытие в его сиюминутном и
беспредельном течении, человеческое стремление
овладеть этим феноменом — вот какими духовными
запросами наделено и стихотворение, и каждое его
слово.


Первая часть рисует картину, открывшуюся из
окна взору лирического героя, а взгляд его
останавливается на предметах, находящихся
вблизи: сад, сарай. Льющийся из окна воздух
заставляет расширить пространственные рамки и
увидеть «бездонное небо» и белое, сияющее
облако. В двух строках — основные образы поэзии
Бунина. Один из них — небо, «бездонное»,
открывающее двери во Вселенную, связывающее
Космос и душевный мир лирического героя. Второй
— сияющее облако. Сияние, блеск — эти слова можно
назвать ключевыми в творчестве поэта. Вся поэзия
Бунина освещена сиянием, сверканием, блеском
(«Повсюду блеск, повсюду яркий свет…») А что же
скрывается за сияющим облаком в стихотворении
«Вечер»? Солнечный блеск? Яркие сполохи? А может
быть, нимб? Пока ответа на этот вопрос во втором
катрене не дано, но лирический герой следит за
облаком «давно». Слово «давно» заставляет
задуматься. Какой временной промежуток скрывает
оно в себе? Вечер, день, сутки, месяцы, годы?
Наверное, жизнь. Не случайно используется прием
умолчания в середине третьей строки, выраженный
многоточием. Канонически прием умолчания
используется для указания на размышления и
раздумья лирического героя. «Давно» рождает
воспоминание об облаке, сопровождающем всю жизнь
и таящем в себе загадку, открывающуюся не сразу, а
только «вечером» — в период зрелости и
постижения мудрости, когда все бездонно и
прозрачно. Прозрачны у Бунина и поэтические
тропы. Эпитеты настолько просты, что кажутся лишь
обычными определениями: «осенний» сад,
«чистый» воздух, «бездонное» небо, «легким
белым» краем. Может создаться обманчивое
чувство, что все это известно, знакомо, все это
легко увидеть.Но именно за этой простотой
скрывается глубинная сущность миропонимания
Бунина: чистота, просветленность, способность
«видеть, слышать» нечто таинственное,
недоступное обычному взору. Единственное
сравнение — «легким белым краем» встает облако
— не только усиливает атмосферу таинственности
(какой «край»? чей «край»?), но и стирает границы
между небом и землей. Так от конкретики
природного мира лирический герой переходит к
философским размышлениям. Почему взор человека
охватывает огромное пространство, но в то же
время это оказывается недостаточным для
«знания»? В этом своеобразная антитеза между
«видением», «слухом» и «знанием»,
«пониманием» счастья. Примечательно во второй
строфе повторение однокоренных слов в
непосредственной близости друг от друга, что
характерно больше для устной речи: «Мы мало
видим, знаем, а счастье только знающим
дано». Значимость этих строк в стихотворении
велика. Они являются итогом размышлений о
счастье, возникших у лирического героя после
созерцания незатейливой картины бездонного неба
со встающим на нем облаком, и одновременно
началом постижения таинственной связи природы и
человека.


… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…


Третья строфа предельно проста и ясна по своей
лексической наполняемости. Казалось бы, что
может быть проще: «Окно открыто. Пискнула и села
на подоконник птичка»? Но именно в этих строках
заключается бунинский идеал словесного
обрамления: «Существительное, глагол, точка, ну, -
может быть! — самое необходимое придаточное
предложение, по-детски ясное». И сразу понятно,
что именно так, по-детски ясно и просто, человеку
открывается Божественное. Конкретно -
предметный мир наполняется глубоким философским
содержанием, в стихотворении возникает мотив
поиска, неостановимого движения к тайнам бытия.
Открытое окно — это не просто предмет вещного
мира; оно становится окном в Космос, путем
слияния макрокосма (Вечности) и микрокосма
(внутреннего мира человека). Образ окна
встречается и в первой части стихотворения,
через него в комнату льется (именно «льется», а
не «врывается», что говорит о гармоничности,
умиротворении в душе лирического героя) «чистый
воздух». В этом — чувство органической
причастности к миру природы, понимаемом в
широком, вселенском смысле. Бунин был убежден,
что «каждое малейшее движение воздуха есть
движение нашей собственной жизни», тем самым
подчеркивая философию единства бытия, которую он
воплощал в конкретных образах. Во второй части
стихотворения появляется еще один своеобразный
символ — «птичка». Примечательно, что Бунин
обычно редко пользовался родовыми понятиями -
птица, дерево, цветок. В его произведениях поют,
летают, порхают соколы, орлы, синицы и т.д. Везде
определенность, конкретность. Но в стихотворении
«Вечер» «птичка» превращается в обобщенное
понятие, поднимая размышления лирического героя
на философскую высоту. Птица — тварь Божья,
посланник Бога, именно она несет в себе слово
Божие, нужно только услышать его. Поэтому не
случайно использование
уменьшительно-ласкательного суффикса -к- в
слове «птичка», а также глагола «пискнула». Как
порой незаметны в нашей жизни проявления
Божественного начала! Нужно только увидеть
маленькую птичку, услышать ее слабый писк, но
…»мы мало видим, знаем», «слышим». Здесь
необходимо остановиться и проследить, как
употребляются личные местоимения в тексте. В
первой части лирическое «я» героя сливается с
«мы»: «О счастье мы всегда лишь вспоминаем»,
«Мы мало видим, знаем». В этих строках Бунин
воплощает ту роковую неспособность человека
разобраться в себе и окружающем мире, которая с
особенной силой проявится в его прозе («Сны
Чанга», «Петлистые уши»): «… все мы говорим «не
знаю, не понимаю» только в печали, в радости
всякое живое существо уверено, что оно все знает,
все понимает». «Все мы» — это круг обреченных на
непонимание. Поэтому не случайно Бунин завидовал
герою средневековых легенд Агасферу,
обреченному на вечные скитания, и утверждал, что
счастливее человека, чем этот вечный странник,
нет: он все видел, все знает, будет знать. Отсюда
желание поэта выделить лирическое «я» из
многоголосого «мы». В своем незнании мира
лирический герой вначале отождествляет себя с
безликой толпой, неспособной понять и воспринять
таинственное проявление Божественного в природе
и человеке. Но постепенно уставший от книг
лирический герой (может быть, в них он пытался
постичь сокровенное?) приходит к осознанию
своего «я», уловив тот самый миг, когда окно в
Космос открыто и «душа с душою говорит». Так
Бунин утверждает неповторимую ценность всякой
минуты, прожитой человеком наедине с природой. В
конце стихотворения лирическое «я» звучит
мощно и свободно, повторяясь неоднократно: «Я
вижу, слышу, счастлив. Все во мне«. В этом
своеобразная антитеза: лирическое «я» и
безликое «мы».


Что же открывается усталому, но просветленному
взгляду?


День вечереет, небо опустело.


Гул молотилки слышен на гумне…


Темнота («день вечереет»)? Пустота («небо
опустело»)? Нет, картина безмерного вселенского
пространства, в которой выражено стремление
поэта заглянуть за черту видимого, понять вечное,
неуловимую поступь высших сил. Поэтому связь с
конкретным миром заметно ослабевает. Даже
предметы вещного мира («молотилка», «гумно»)
только называются, но они не видны поэтическому
взору, до лирического героя доносится лишь
отдаленный «гул». Так появляется в
стихотворении философски насыщенный мотив души,
полной света, жизни и как бы возвращающейся на
свою родину — в «бездонное небо». Лирический
герой стремится прикоснуться к тайному,
остановить миг, оторвавшись от книжной
схоластики. Эти две строки передают ощущение
сиюминутности, когда временные и
пространственные границы раздвигаются и герой,
отделяясь от вещного мира, постигает счастье
«видеть, слышать». В этом органическая связь
стихотворения Бунина с известными строками
Пушкина: «Восстань, пророк, и виждь, и внемли».


Бунин мечтал об освоении вечных тайн человеком,
повсюду искал восхождения к идеалу, но не находил
его в многолюдном мире («Мы мало видим, знаем»).
Свои трепетные переживания: ожидание счастья,
пробуждение души — он ярко и полно выразил в
стихотворении «Вечер», в котором громко и
впечатляюще (как итог просветления души) звучит
последняя строка: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во
мне «. В этой строке, которую можно воспринимать
как отдельную композиционную часть
стихотворения, заключены
нравственно-эстетические ценности
человеческого счастья, нашедшие затем отражение
в рассказе «Братья» (1914 г.), в
конкретно-авторском постижении сладостного
пробуждения и расцвета души юного рикши. Молодой
юноша чувствовал великую жажду «вместить в свое
сердце весь зримый и незримый мир и вновь отдать
его кому-то». В стихотворении «Вечер» эта мысль
звучит мощно и глубоко. Лирический герой уловил
миг приобретения счастья — полного слияния с
природой, а счастье доступно лишь тем, кто проник
в ее тайны, «только знающим». Себя поэт относил к
числу счастливых, к числу тех, кто, отбросив все
наносное, трепетно и терпеливо ожидал минуты
полной гармонии души и космоса. Не случайно
использование Буниным наряду с глаголами «вижу,
слышу» формы краткого прилагательного
«счастлив», которое, как известно, заключает в
себе одномоментность чувства, непостоянный
признак. Счастливым можно ощущать себя
«всегда», лишь вспоминая о счастье («О счастье
мы всегда лишь вспоминаем»), а истинный момент
его обретения дается в жизни только раз. Обращает
на себя внимание использование видовременной
категории глаголов: облако «встает, сияет»,
«слежу за ним», «видим, знаем», «отвожу»,
«вечереет», «вижу, слышу». Глаголы
несовершенного вида настоящего времени
указывают на незаконченный процесс познания
тайн бытия, сопровождающий человека всю его
жизнь. И только тот миг, в который лирический
герой познал счастье, передается с помощью
глаголов совершенного вида прошедшего времени:
птичка «пискнула и села», небо «опустело».
Смысловая нагрузка данных глаголов — показать
быстротечность минуты слияния души и неба,
невозможность уловить ее обычным взглядом.
Лирический герой богатством внутренней жизни,
способностью воспринимать тончайшие проявления
Божественного в себе и в мире смог обрести
счастье: «Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне».
Этот заключительный аккорд стихотворения
созвучен библейской мудрости: «Царство Божие
внутри вас». Глубина последней строки
раскрывает нам смысл высокой духовной гармонии,
которую несет бунинское стихотворение. А
способность Бунина писать, по его определению,
«из самого себя» во многом проясняет идейное
своеобразие «Вечера» и сближает автора и
лирического героя в желании приобретения и
ощущения счастья. Видеть, слышать, чувствовать
природу — величайшая радость для человека.
Счастье.


31.07.2009

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Анализ стихотворения «Вечер» Ивана Бунина

  1. Анализ стихотворений русских поэтов
  2. Иван Бунин
  3. Вечер

Пейзажная лирика Ивана Бунина – особый, удивительный мир, который автор создал с любовью и чувством некоего благоговения перед совершенством природы. Однако его стихи – это не только описание времен года или же каких-то мгновений жизни, они наполнены философскими раздумьями и созвучным тем ощущениям, который испытывал поэт в момент создания своих произведений.

Примером этому может служить утонченное и возвышенное стихотворение «Вечер», написанное Иваном Буниным в 1909 году. Короткими и емкими фразами автор создает удивительную картину сельского быта, где в загородном особняке некий человек, которого в большой долей вероятности можно отождествить автором, занят рутинной бумажной работой. Летний вечер, в кабинете нараспашку отрыто окно, и внутрь проникают не только характерные для сельской местности звуки, но и волнующие запахи цветущего сада. Воздух настолько легок и прозрачен, что приносит с собой ощущение покоя и умиротворения. Поэтому неудивительно, что постепенно мыслями главного героя овладевает не работа, а поэзия, которая ощущается в каждом мгновении уходящего вечера.

Птичка на подоконнике, шелест листьев, отдаленные голоса, которые доносятся с гумна – все это обыденно и привычно для автора и его персонажа. Однако лишь в этот момент он понимает, что по-настоящему счастлив, и это маленькое открытие заставляет его задуматься на собственной жизнью и задаться извечным философским вопросом о том, почему люди не ценят то, что имеют? Казалось бы, чего проще – отложить все дела и в полной мере насладиться великолепным летним вечером? Но, увы, человек сам загоняет себя в определенные рамки, создает трудности и препятствия, чтобы впоследствии героически их преодолевать. И лишь в редкие моменты жизни к нему приходит осознание, что для истинного счастья нужно совсем немного. Для начала достаточно лишь обратить внимание на мир, который тебя окружает, прочувствовать его ритм, гармонию, совершенство и красоту. Ведь жизнь за окном гораздо более увлекательна, чем в кабинете, который лишает человека самого главного – свободы и права выбора. Между тем, все можно изменить за несколько минут, если осознать, что настоящее счастье кроется не вы пыльных бумагах, а в сочной траве под окном, пении птиц и последних лучах заходящего солнца, которые окрашивают комнату мягким янтарным светом.

Иван Бунин, будучи натурой весьма романтичной и чувственной, сумел придти к этому пониманию простых житейских истин, но до конца жизни оставался рабом долга перед обществом. Предвидя свою судьбу, в последних строчках стихотворения «Вечер» он написал о том, что все видит, слышит и испытывает счастье. Но своими ощущениями он может поделиться лишь с лежащим перед ним листом бумаги, которому готов доверить свои чувства и эмоции. «Все во мне» — фраза не только глубоко философская, но и преисполненная трагизма, она обрекает автора на духовное одиночество и заставляет осознать, что в полной мере насладиться своим счастьем ему не суждено. И причина этого кроется в том, что у большинства людей есть обязательства перед миром и самими собой, которые нередко превращаются в тяжелую обузу. Однако переложить их на плечи других попросту невозможно, поэтому остается наблюдать за буйством вечерних красок из окна, ловя себя на мысли, что в данной ситуации уже сама возможность увидеть красоту окружающего мира является счастьем, даже если оно длится всего несколько мгновений. До тех пор, пока последние лучи солнца не скроются за горизонтом, поставив точку в очередном дне, наполненном сомнениями, работой, размышлениями и легкой грустью.

Анализы других стихотворений


Вечер

 

О счастье мы всегда лишь вспоминаем.

А счасть всюду. Может быть, оно –

Вот этот сад осенний за сараем

И чистый воздух, льющийся в окно.

 

В бездонном небе легким белым краем

Встает, сияет облако. Давно

Слежу за ним… Мы мало видим, знаем,

А счастье только знающим дано.

 

Окно открыто. Пискнула и села

На подоконник птичка. И от книг

Усталый взгляд я отвожу на миг.

 

День вечереет, небо опустело.

Гул молотилки слышен на гумне…

Я вижу, слышу, счастлив. Все во мне.

 

1909


  1. Анализ стихотворений русских поэтов
  2. Иван Бунин
  3. Вечер

45parallel.net

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о