Тайна фотографии ракеты "Булава" - MilitaryRussia.Ru / Military.Tomsk.Ru

Profile

Name: militaryrussia

Entry Tags

09852, 102, 11442, 14А042, 14Ф10, 14Ц033, 15А18М, 15А18М2, 15А28, 15А35, 15Ж45, 15Ж55, 15Ж55М, 15Ж58, 15Ж59, 15Ж65, 15Ж65М, 15Ж66, 15Ж67, 15Ж80, 15М69, 15П158, 15П170, 15П771, 15Ю71, 1Л222, 1Л260, 1Л262, 1Л267, 1Л269, 1Л29, 1ЛК122, 1ЛК222, 1РЛ257, 29Б6, 2К5, 2К6, 2М3, 30П6, 3К-22, 3К45, 3К96, 3М-14, 3М-22, 3М-30, 3М-54, 3М-54Э, 3М-91, 3М10, 3М14, 3М15, 3М25, 3М30, 3М45, 3М54, 3М55, 3М65, 3М91, 3Р7, 40Н6, 40Р6, 4202, 42С6, 485, 50Р6, 51Т6, 53-65К, 53Т6, 53Т6М, 55Ж6М, 55Ж6У, 55Ж6УМ, 55Р6М, 5К17, 5Н26, 5Н76, 5П-10, 5Я27, 64Л6, 77Я6, 78Т6, 79М6, 86Р, 88Р, 8К11, 8К14, 8К65, 8К71, 8К713, 8К74, 8К75, 8К82, 8К95, 8К96, 8К99, 9-А-2362, 92-К, 96К6, 96Л6Е, 9К31, 9К317М, 9К32, 9К32М, 9К33, 9К333, 9К338, 9К34, 9К52, 9К71, 9К711, 9К714, 9К714У, 9К716, 9К72, 9К720, 9К76, 9К77, 9К79, 9М133ФМ-3, 9М317, 9М317М, 9М336, 9М71, 9М714, 9М720, 9М723, 9М723К5, 9М728, 9М729, 9М730, 9М76, 9М79, 9М83, 9П701, 9П76, 9П78, 9П78-1, 9Т256, aa-1, aa-10, aa-11, aa-12, aa-13, aa-3, aa-4, aa-8, aa-9, abm-3, abm-4, abm-x-2, adder, advanced kilo, akula, alamo, alkali, amos, amur, anab, aphid, archer, arrow, as-1, as-13, as-15, as-18, as-9, as-x-21, awl, backfire, bear, bear-f, blackjack, brahmos, brahmos-2, brahmos-ii, brahmos-m, brawny, cia, cx-1, delta-iii stretch, delta-iv, delta-iv stretch, dprk, f-313, fencer, fishbed, flanker, flanker-e+, foxbat, foxhound, foxtrot, frog-7, fullback, gazelle, gecko, gepard, goa, gorgon, granay, graney, gremlin, greyhound, growler, havoc, havoc-b, havok, hisutton, hokum-b, hwasong, icbm, improved kilo, india, ivan gren, kanyon, kazoo, kennel, kent, kilo, kingbolt, kn-02, kn-08, kn-09, ky-26, kyle, lada, losharik, madcap, mainstay, maxdome, may, mitten, moss, mrta, mta, musudan, nodong, norsub-5, ocsar-ii, oscar, oscar-i, oscar-ii, paltus, pl-19, rodong, romeo, sa-14, sa-21, sa-22, sa-8, sa-n-1, saber, sampson, sandal, sarmat, sasin, satan, scaleboard, scamp, scapegoat, scarab, scrooge, scud, scud-b, shi lang, shipwreck, shister, sickle, sickle-b, sindhurakshak, sinner, skean, slbm, slingshot, ss-1, ss-12, ss-14, ss-16, ss-18, ss-2. ss-3, ss-20, ss-21, ss-24, ss-25, ss-26, ss-27, ss-29, ss-3, ss-4, ss-5, ss-8, ss-n-15, ss-n-16, ss-n-19, ss-n-20, ss-n-21, ss-n-25, ss-n-32, ss-n-4, ss-nx-28, ss-nx-30, ss-x-15, ss-x-28, ss-x-30, ss-x-31, ssc-4, ssc-x-4, stallion, starfish, stone, sturgeon, switchblade, taepodong, tango, typhoon, u-2, uniform, vikramaditya, vikrant, wasserfall, whiskey, x-ray, yankee, yankee stretch, yasen, zulu, А, А-100, А-135, А-190, А-192, А-22, А-235, А-35, А-50, А-60, А-90, А-925, АГС, АРС-600, Авангард, Аврора, Автобаза, Азов, Александрит, Алроса, Альбатрос, Альтаир, Альтиус-М, Альянс, Амур, Амур-1650, Амур-П, Ан-124, Ан-140, Ан-178, Ан-50, Ан-70, Ан-71, Ан-72Р, Аргунь, Армата, Архипелаг, Б-34, Б-90, БЖРК, БМД-4М, БРМ-3К, БТР-МД, БТР-МДМ, БУР, Базальт, Баку, Баргузин, Барк, Барс, Бастион, Бе-200, Белгород, Беркут, Бестер, Бизон, Болид, Борей, Борей-А, Бук, Бук-М2, Бук-М3, Булава, Бумеранг, Буревестник, Буря, Буян, Буян-М, В-11, ВА-111, ВМФ России, ВМФ СССР, ВПК, ВПК-233114, ВПК-3927, Варяг, Верба, Вест, Витязь, Владивосток, Властелин-ТП, Водопад, Воевода, Волга, Волк, Волна, Воронеж, Вулкан, Вьюга, Г-300, ГАЗ-233034, ГИБДД, ГК-62, ГР-1, ГЭЛА, Гамма-ДЕ, Гамма-С1, Гепард, Гидроприбор, Гном, Горн, Гранат, Гранит, Гром-2, Д-1, Д-30, Д-6, Д-80, ДА, ДП-30, ДРСМД, Дагдизель, Дивноморье, Дон-2Н, Дрейф, Дюгонь, Е-152, ЗИС-3, ЗИФ-121, Зоопарк-1М, Зубр, И-21, ИС-МУ, Иван Грен, Игла-С, Ил-112, Ил-214, Ил-38, Ил-40, Ил-476, Ил-76, Ил-76МД-90А, Ил-76СК, Ил-76ТД, Ил-80, Ил-82, Ил-86ВКП, Ил-90, Иноходец, Инфауна, Искандер, Искандер-К, Искандер-М, Исправитель, К-100, К-25, К-30, К-300, К-33, К-37, К-55, К-6, К-6В, К-7, К-77, К-77ПД, К-8, К-88, К-8М, К-9, К-9-51, К-МД, КАМАЗ-78504, КМ, КНДР, КС-1, КС-122, КС-172, КТРВ, Ка-52, Ка-52К, Калибр, Калибр-НК, Калитка, КамАЗ-7850, КамАЗ-78504, КамАЗ-78509, Капустин Яр, Кинжал, Кисунько, Клавесин, Контакт, Контейнер, Корнет, Корнет-Д, Корнет-М, Коршун, Красуха-2, Красуха-4, Крымск, Курганец-25, Курьер, Л175В, ЛЭ-1, Ла-350, Лада, Лайнер, Ливия, Лидер, Лошарик, Луна, Луна-М, М-30, М-46, М-5, М-60Б, МАЗ-547, МАКС-2013, МБР, МЗКТ-6922, МЗКТ-79291, МЗКТ-792911, МИК-МКС, МТ-12, МТА, МТС, Метеорит, Ми-24, Ми-26, Ми-28, Ми-28Н, Ми-28НМ, Ми-35, Ми-8, МиГ-17, МиГ-21, МиГ-25, МиГ-31, МиГ-31БМ, МиГ-31Д, МиГ-31М, МиГ-41,

militaryrussia.livejournal.com

Что показал залповый пуск четырех ракет "Булава" — Российская газета

Произошло событие, которого ждали давно, и в успех которого уже не верилось. Головной корабль проекта 955 "Борей", названный в честь основателя Москвы Юрия Долгорукого, произвел успешный залповый пуск четырех баллистических ракет "Булава" из района в акватории Белого моря по полигону Кура на Камчатке.

Об этом сообщила вчера пресс-служба Северного флота, в составе которого находится подводный ракетный крейсер. Стрельба была выполнена из подводного положения. Залповая стрельба таким количеством ракет на крейсерах данного проекта выполнялась впервые, отмечается в сообщении.

Полностью подтверждены тактико-технические характеристики и надежность ракетного подводного крейсера стратегического назначения проекта 955 "Борей" и корабельного ракетного комплекса "Булава".

Субмариной и экипажем "Юрия Долгорукова" командует капитан 1-го ранга Владимир Ширин.

Морская твердотопливная стратегическая ракета нового поколения очень долго просто не хотела летать. Баллистическая ракета Р-30 3М30 "Булава-30" (SS-NX-30 по классификации НАТО) предназначена для вооружения атомных подводных стратегических ракетоносцев проекта 955 и 955А класса "Борей". Она способна нести 6-10 ядерных боеголовок индивидуального наведения, радиус действия - 8000 км.

"Юрий Долгорукий" - центральный пост. Стрельбой руководит капитан I ранга Владимир Ширин. Фото: РИА Новости

Главной особенностью "Булавы" считалось то, что она максимально унифицировалась с наземными ракетами "Тополь" и "Ярс". Новая морская ракета, как заявлено, способна преодолевать любую систему ПРО. Однако триумфального принятия на вооружение замечательного по замыслу ракетного комплекса не произошло. Такого количества неудачных пусков, следующих один за другим, не было даже на заре становления отечественного ракетостроения.

Каждая "Булава" несет до 10 ядерных боеголовок индивидуального наведения, радиус действия - 8000 километров

Из первых двенадцати пусков только четыре оказались зачетными. Если учесть, что первые два являлись лишь выбросом макета ракеты из пусковой шахты с помощью порохового аккумулятора, то получается, что из десяти полноценных запусков удачными оказались два. Такой результат ни в какие ворота, как говорится, не лез.

Был проведен серьезный разбор полетов. Ужесточили контроль на машиностроительном заводе в Воткинске, где собирают ракету. Эти меры дали результат - начиная с октября 2010 года все пуски "Булавы" проходили успешно.

Для окончательного подтверждения готовности ракеты Р-30 3М30 к войсковой эксплуатации необходимо было провести именно пуск залпом. Многие специалисты видели причину неудач в том, что не были кардинально переработаны и адаптированы к морю "мозги" сухопутных ракет. Дело в том, что подводная лодка после первого пуска начинает раскачиваться, и ракеты должны эту качку нивелировать, уходить в назначенном направлении. Если этого не происходит, весь подводный ракетоносец становится бессмысленным сооружением. Ведь в случае войны, когда дорога каждая секунда, ждать полного успокоения лодки, чтобы произвести следующий пуск, смерти подобно.

23 декабря 2011 года с борта "Юрия Долгорукого" впервые состоялся успешный залповый пуск сразу двух ракет "Булава". Но, скорее всего, военных и гражданских специалистов тогда не все устроило. Прошло еще шесть с половиной лет - и вот наконец залп из четырех ракет. И все они поразили заданные цели. Теперь можно сказать, что стратегический ракетный комплекс "Булава" на боевое дежурство заступил.

Ракеты стартовали из-под воды каждые семь-восемь секунд. Зрелище было огненно-феерическим. По докладам, все четыре ракеты поразили определенные им цели.

rg.ru

Ядерные силы России: ракета «Булава»

Накал идущих в политических кругах, прессе и сети дебатов о судьбах российских межконтинентальных баллистических ракет невероятно высок. С железобетонными аргументами и сознанием собственной правоты стороны отстаивают кто «Булаву», кто «Синеву», кто жидкостные ракеты, кто твердотопливные. В этой статье мы, не углубляясь в прения сторон, попробуем разложить весь узел проблем на более-менее понятные составные части.

Спор, конечно же, идет о будущем стратегических ядерных сил России, в которых многие не без основания склонны видеть главную гарантию государственного суверенитета нашей страны. Главная из существующих на сегодня проблем — постепенное выбывание из строя старых советских МБР, которые могли нести сразу несколько БЧ. Это касается ракет Р-20 (десять боезарядов) и УР-100H (шесть боезарядов). Им на смену приходят твердотопливные «Тополь-М» шахтного и мобильного базирования (один боезаряд на ракету) и РС-24 «Ярс» (три боезаряда). Если же учесть, что новые ракеты поступают на вооружение довольно медленно («Ярсов» принято на вооружение всего шесть), будущее рисуется не очень радужным: в РВСН в развернутом виде будет все меньше и меньше носителей и особенно боезарядов. Ныне действующий договор СНВ-3 дает России право иметь до 700 развернутых и 100 неразвернутых носителей и до 1550 развернутых боезарядов, но при нынешнем состоянии дел есть большие сомнения, что после списания всей старой ракетной техники такие показатели для нашей страны будут достижимы даже с учетом морской и авиационной составляющих ядерной триады. Где взять столько новых ракет?

Ракета РС-20, известная так же, как Р-36М и «Сатана», стала апофеозом советской школы разработки тяжелых МБР. Ракета создавалась в днепропетровском КБ «Южное», где и по сей день осталась вся имеющая отношение к ракете инженерная документация и производственная база. Показатель забрасываемой массы для этой двухступенчатой ракеты шахтного базирования равняется 7300 кг. Минометный старт из пускового контейнера.

Актуальность выбора

Тема сравнительных достоинств и недостатков жидкостного и твердотопливного ракетных двигателей также весьма обсуждаема, и причины тому две. Первая — это будущее российских БРПЛ и вообще морской составляющей ядерной триады. Все стоящие ныне на вооружении БРПЛ разработаны в ГРЦ Макеева (г. Миасс), и все они построены по жидкостной схеме. В 1986 году макеевцы начали работу над твердотопливной БРПЛ «Барк» для ПЛАРБ 955-го проекта «Борей». Однако в 1998 году после неудачного пуска проект был закрыт, и тему твердотопливной морской ракеты передали Московскому институту теплотехники, как было сказано, для унификации изделия с «Тополем-М». «Тополь-М» — детище МИТ, и опыт создания твердотопливных ракет в этой фирме был. Но вот чего в МИТ не было, так это опыта конструирования БРПЛ. Решение передать морскую тему сухопутному КБ до сих пор вызывает недоумение и споры в среде ВПК, и, разумеется, все, что происходит вокруг «Булавы», не оставляет равнодушными представителей ГРЦ Макеева. Макеевцы продолжали удачные пуски своей «Синевы» (Р-29РМУ2), построенной, разумеется, на ЖРД, а твердотопливная «Булава» лишь этим летом провела первый и удачный пуск с борта штатной ПЛАРБ 955-го проекта. В итоге ситуация выглядит примерно следующим образом: у России есть надежная жидкостная БРПЛ «Синева», но строить под нее подводные лодки проекта 667БДРМ больше никто не собирается. Напротив, для более легкой «Булавы», которая лишь едва-едва показала признаки стабильной работы, уже построен один РПК СН «Борей» («Юрий Долгорукий»), и в ближайшие шесть лет появятся еще семь подводных крейсеров этого класса. Интриги добавил майский пуск новой макеевской разработки — БРПЛ «Лайнер», которая, по неофициальным сведениям, является модификацией «Синевы» с доработанной головной частью и теперь способна вмещать около десяти боезарядов малой мощности. «Лайнер» стартовал с борта ПЛАРБ К-84 «Екатеринбург» — и это лодка того же самого проекта 667БДРМ, на котором базируется «Синева».

Жидкостный ракетный двигатель (ЖРД) — весьма сложная машина. Наличие в ней системы подачи топлива (включающей движущие элементы), с одной стороны, облегчает управление ракетой, а с другой — предъявляет высокие требования к надежности.

Ностальгия по «Сатане»

Есть еще одна причина, по которой тема «ЖРД против РДТТ» оказалась в центре внимания. В этом году со стороны Генштаба и ряда представителей ВПК прозвучали полуофициальные заявления о намерении к 2018 году создать новую тяжелую ракету наземного базирования на ЖРД — очевидно, на базе разработок ГРЦ Макеева. Новый носитель станет одноклассником постепенно уходящего в историю комплекса РС-20, прозванного на Западе «Сатаной». Тяжелая ракета с разделяющейся головной частью сможет принять значительное количество боезарядов, что помогло бы справиться с вероятным в будущем дефицитом ракет-носителей для ЯО. В унисон Генштабу на страницах прессы выступил почетный генеральный кон­струк­тор «НПО машиностроения» Герберт Ефремов. Он предложил ни много ни мало восстановить кооперацию с днепропетровским КБ «Южное» (Украина) и на их производственных мощностях «повторить» обе ступени Р-20 (Р-362M). На эту проверенную временем тяжелую основу российские конструкторы смогли бы поставить новые блоки разведения боевых зарядов и новую систему управления. Таким образом, и у сухопутных, и у морских российских баллистических ракет на РДТТ появилась перспективная жидкотопливная альтернатива, пусть в одном случае она реальная, а в другом — весьма гипотетическая.

РДТТ: линия защиты

Относительные преимущества и недостатки ЖРД и РДТТ хорошо известны. Жидкостный двигатель более сложен в изготовлении, он включает в себя движущиеся части (насосы, турбины), зато в нем легко управлять подачей топлива, облегчаются задачи управления и маневрирования. Твердотопливная ракета конструктивно намного проще (фактически в ней горит топливная шашка), но и управлять этим горением намного труднее. Нужные параметры тяги достигаются варьированием химического состава топлива и геометрии камеры сгорания. Кроме того, изготовление топливного заряда требует особого контроля: внутрь заряда не должны проникнуть пузырьки воздуха и чужеродные вкрапления, иначе горение станет неравномерным, что скажется на тяге. Впрочем, для обеих схем нет ничего невозможного, и никакие недостатки РДТТ не помешали американцам делать все свои стратегические ракеты по твердотопливной схеме. В нашей стране во­прос ставится несколько иначе: достаточно ли продвинуты наши технологии создания твердотопливных ракет, чтобы решать стоящие перед страной военно-политические задачи, или лучше с этой целью обратиться к старым проверенным жидкотопливным схемам, за которыми у нас стоит традиция длиной в десятилетия?

Современное твердое ракетное топливо состоит обычно из алюминиевого или магниевого порошка (он выполняет роль горючего), перхлората аммония в качестве окислителя и связующего (наподобие синтетического каучука). Связующее также выступает в роли горючего, а заодно и источника газов, которые выполняют роль рабочего тела. Смесь заливается в форму, вставляется в двигатель и полимеризуется. Затем форма удаляется.

Сторонники более тяжелых жидкостных ракет считают главным недостатком отечественных твердотопливных проектов малую забрасываемую массу. «Булаве» также предъявляется претензия по дальности, параметры которой находятся примерно на уровне Trident I, то есть американской БРПЛ предыдущего поколения. На это руководство МИТ отвечает, что легкость и компактность «Булавы» имеют свои преимущества. В частности, ракета более устойчива к поражающим факторам ядерного взрыва и к воздей­ствию лазерного оружия, имеет преимуще­ство перед тяжелой ракетой при прорыве ПРО вероятного противника. Уменьшение же забрасываемой массы можно компенсировать более точным наведением на цель. Что касается дальности, то для достижения основных центров любых вероятных противников ее достаточно, даже если стрелять от пирса. Разумеется, если какая-то цель слишком далеко, ПЛАРБ может к ней приблизиться. Особый упор защитники твердотопливных ракет делают на более низкую траекторию их полета и на лучшую динамику, позволяющую сократить активный участок траектории в несколько раз по сравнению с ракетами на ЖРД. Уменьшение активного участка, то есть той части траектории, по которой баллистическая ракета летит с включенными маршевыми двигателями, считается важным с точки зрения достижения большей незаметности для средств ПРО. Если же допустить появление ударных средств ПРО космического базирования, что пока запрещено международными договорами, но однажды может стать реальностью, то, конечно, чем выше баллистическая ракета поднимется ввысь с полыхающим факелом, тем уязвимей она окажется. Еще одним аргументом сторонников ракет с РДТТ является, конечно же, использование «сладкой парочки» — несимметричного диметилгидразина в качестве топлива и тетраоксида диазота в качестве окислителя (гептил-амил). И хотя инциденты с твердым топливом тоже случаются: например, на Воткинском заводе, где делают российские ракеты на РДТТ, в 2004 году взорвался двигатель, — последствия разлива высокотоксичного гептила, скажем, на подводной лодке могут быть губительными для всего экипажа.

Маневренность и неуязвимость

Что говорят в ответ на это приверженцы жидкотопливных традиций? Наиболее характерное возражение принадлежит Герберту Ефремову в его заочной полемике с руководством МИТ. С его точки зрения, разница в активном участке между ракетами с ЖРД и РДТТ не так уж велика и не столь важна при прохождении ПРО по сравнению с гораздо более высокой маневренностью. При развитой системе ПРО придется значительно ускорить распределение боеголовок по целям с помощью так называемого автобуса — специальной ступени разведения, которая, каждый раз меняя направление, задает направление очередному боезаряду. Оппоненты из МИТ склоняются к отказу от «автобуса», считая, что головки должны иметь возможность маневрировать и наводиться на цель самостоятельно.

Критики идеи возрождения тяжелых жидкотопливных ракет указывают при этом на тот факт, что вероятный преемник «Сатаны» непременно будет ракетой шахтного базирования. Координаты же шахт известны вероятному противнику, и в случае попытки нанесения им так называемого обезоруживающего удара места дислокации ракет несомненно окажутся среди приоритетных целей. Однако в шахту не так-то легко попасть, и еще труднее ее разрушить, при том что, например, мобильные комплексы «Тополь-М», тихоходные и передвигающиеся по открытой местности в строго заданном районе, уязвимы в гораздо большей степени.

Замена ракеты шахтного базирования. Техника не вечна, тем более такая, от которой зависит слишком много. Стратегические ядерные силы приходится обновлять. В наши дни в шахты вместо монстров эпохи «холодной войны», бравших по 6−10 боезарядов, устанавливают легкие моноблочные твердотопливные «Тополя-М». Одна ракета — один боезаряд. Сейчас в шахтном варианте развернуто около пяти десятков «Тополей-М». Конструктивное развитие «Тополя-М» — ракета Р-24 «Ярс», хоть и вмещавет в себя три боезаряда, существует только в мобильном варианте и в штучных количествах.

Проблема ядовитого гептила сейчас решается методом ампулизирования ракетных баков. Гептил же, при всей своей фантастической токсичности, является уникальным по энергетической плотности топливом. Кроме того, он весьма дешев, ибо получается как сопутствующий продукт в химическом производстве, что делает «жидкостный» проект более привлекательным с точки зрения экономики (как уже говорилось, твердое топливо весьма взыскательно к технологическому процессу, а потому весьма дорого). Несмотря на некоторую демонизацию НДМГ (гептила), который в общественном сознании связан исключительно с военными проектами и возможными экологическими катастрофами, это топливо используется во вполне мирных целях при запусках тяжелых ракет «Протон» и «Днепр» и с ним давно научились вполне безопасно работать, как работают со многими другими применяющимися в промышленности веществами. Лишь недавний случай с аварией над Алтаем грузового «Прогресса», везшего груз гептила и амила на МКС, вновь слегка подпортил репутацию несимметричного диметилгидразина.

С другой стороны, вряд ли в деле эксплуатации МБР цена на топливо имеет принципиальное значение, в конце концов баллистические ракеты летают крайне редко. Еще один вопрос заключается в том, во сколько обойдется возможное создание тяжелого носителя, при том что «Булава» уже поглотила многие миллиарды. Очевидно, что кооперация с Украиной — это последнее, на что пойдут наши власти и военно-промышленный комплекс, ибо бросать такое серьезное дело на произвол волатильного политического курса никто не станет.

Вопрос о будущих составляющих российских стратегических ядерных сил слишком близок к политике, чтобы оставаться чисто техническим вопросом. За сравнением концепций и схем, за полемикой во власти и в обществе, разумеется, стоит не только сопоставление рациональных соображений, но и конфликты интересов и амбиций. У всех, конечно, своя правда, но хотелось бы, чтобы в итоге возобладал общественный интерес. А уж как он будет обеспечен технически, пусть решают специалисты.

Статья «Тяжела ли наша «Булава»?» опубликована в журнале «Популярная механика» (№10, Октябрь 2011).

www.popmech.ru

характеристики. Межконтинентальная баллистическая ракета "Булава"

Бизнес 11 января 2015

«Булава» - это одна из новейших разработок отечественного ракетостроения. До сих пор проходят испытания по данному объекту. Часть из них прошла неудачно, что вызвало массу критики со стороны экспертов. Можно с уверенностью говорить о том, что «Булава» - ракета, характеристики которой действительно уникальны, а чем именно, вы узнаете в данной статье. Стоит обратить ваше внимание на то, что данная твердотопливная баллистическая ракета предназначена для размещения на атомных подводных лодках (типа «Акула»).

История создания

В 1998 году было принято решение в пользу разработки баллистической ракеты «Булава». В то время на посту ВМС Российской Федерации находился Владимир Куроедов, который разрабатывал орудие «Барк» стратегического назначения. Комплекс был готов всего на 70%, и его испытания прошли неудачно. После этого совет РФ принял решение передать разработку новейшей межконтинентальной ракеты столичному институту теплотехники, несмотря на то, что у последнего полностью отсутствовал опыт создания подобного оружия. В июне 2009 года было проведено первое испытание ракеты «Булава», которое оказалось успешным. После этого было принято решение запустить в серийное производство наиболее отработанные детали и узлы. Так, к концу 2012 года Анатолий Сердюков заявил о том, что данные ракеты поступят на вооружение армии РФ уже в октябре 2012 года. На январь 2014-го года было изготовлено порядка 46 ракет, примерно 14 из которых были запущены во время проведений испытаний.

Проводимые испытания

На сегодняшний день было выполнено порядка 20 испытаний, лишь 55% оказались успешными. Первый запуск ракеты «Булава» (массогабаритный макет) был осуществлен 23 сентября 2004 года. Второй, который можно назвать и первым настоящим, был выполнен 25 сентября 2005 года. Тогда межконтинентальная ракета «Булава» успешно достигла своей цели и поразила ее. Третий запуск из подводного положения с атомной подводной лодки «Дмитрий Донской» был выполнен в октябре 2005 года. Цель на полигоне Кура, что на Камчатке, была успешно поражена. Несколько следующих испытаний прошли безрезультатно. То отказывал двигатель последней жидкостной ступени ракеты, то она отклонялась от курса и падала, то просто банально самоликвидировалась. Радует только то, что в ходе неудачных испытаний были сделаны соответствующие выводы и доработаны определенные узлы. В результате этого 9 из 10 последних испытаний оказались успешными, а это очень даже неплохой результат. Ну а сейчас давайте рассмотрим еще один интересный момент.

Видео по теме

Ракета «Булава»: характеристики

Данный комплекс может похвастаться следующими характеристиками:

  • Радиус действия – 8 тысяч километров.
  • Вес (стартовый) – 36,8 тонны.
  • Забрасываемый (сбрасываемый) вес – 1 150 килограммов.
  • Длина/диметр пускового контейнера – 12,1/2,1 метра.
  • Диаметр первой ступени – 2,0 метра.

Ракета «Булава», характеристики которой вы только что узнали, имеет три ступени. Две первые выполнены твердотопливными, а последняя - жидкостной. Масса мотора первой ступени составляет порядка 18,5 тонн при длине 3,6 метра. На сегодняшний день данные о второй ступени не разглашаются. До начала 2014 года неизвестно было, как выполнена 3-я ступень. Сегодня же можно с уверенностью говорить о том, что она жидкостная. Это нужно для того, чтобы обеспечить максимальное маневрирование объекта на заключительных стадиях полета. Данная ракета в своем составе может нести порядка 10 ядерных блоков, каждый из которых является управляемым. Это практически все данные, которые известны на сегодняшний день.

Последние изменения комплекса

Стало известно, что в составе комплекса будет специальная система по преодолению противоракетной обороны. Но что это будет за система, пока не поясняется. Возможно, это будут ложные цели или специальное покрытие, которое сделает блок невидимым для радаров. Это совершенно секретные данные, которые не будут разглашаться. Отдельно несколько слов нужно сказать о том, что ракета «Булава», характеристики которой мы уже рассмотрели, была несколько модернизирована в последние годы разработки. В частности, был изменен принцип разведения ядерных блоков. Если раньше ракета выводила блоки над целью, после чего сбрасывала (рассыпала) их, то сейчас используется принцип «виноградной грозди», или «школьный автобус» - по терминологии США. Так как «Тополь-М» и «Булава» разрабатывались на одной и той же базе (Московский институт теплотехники), а точность первого комплекса весьма велика, то можно с большой уверенностью говорить о высокой эффективности межконтинентальной ракеты "Булава". Но, так как существуют различные модификации - "Булава-30", "Булава-М", то сложно что-то говорить о точности и других характеристиках отдельно взятого комплекса.

Скорость ракеты «Булава»

Баллистическая ракета практически все время своего полета является неуправляемой. Бортовая электроника содержит специальную программу, которая задает скорость и траекторию полета еще на активной стадии полета. После того как двигатель отключается, ракета движется по баллистической траектории и не управляется извне. Можно говорить о том, что скорость баллистической ракеты средней и малой дальности практически не отличается. Но так как мы имеем дело с межконтинентальной баллистической ракетой, то в этом случае скорость несколько выше и составляет порядка 5-6 километров в час. Точные данные назвать нельзя, так как они на сегодняшний день неизвестны. Однако можно говорить о том, что во время проведения испытаний было отмечено, что ракета за 14 минут пролетела 5,5 тысяч километров. Из этого можно сделать несложный вывод о том, что за секунду ракета пролетает порядка 6-7 километров. Можно говорить о том, что скорость ракеты «Булава» довольно внушительна, однако, согласно многим данным, американские подобные комплексы несколько быстрее.

Немного критики

Как было отмечено выше, из-за низкого процента успешных испытаний баллистическая ракета «Булава» вытерпела много критики, причем не только со стороны отечественных ученых. Так, американцы говорят о том, что данный комплекс практически на все сто процентов схож с их ракетой «Посейдон-С3». Правда, последний уже снят с вооружения как морально устаревший. Но обусловлено это тем, что там имеется всего лишь две твердотопливных системы, а максимальная дальность составляет всего пять с половиной тысяч километров. Нельзя не отметить, что многие эксперты говорят о том, что подмена жидкостных ракет морского базирования на такие аналоги, как «Булава», только уменьшит потенциал ядерного сдерживания. Но, по заявлению Соломонова (генеральный конструктор), уменьшение полезной нагрузки обусловлено увеличенной выживаемостью ракеты.

Некоторые оценки испытаний

Многие эксперты очень часто критиковали данный комплекс. Это было обусловлено тем, что запуск ракеты «Булава» в 45% случаев был неудачным. Хотя это довольно спорная информация, так как несколько испытаний были частично успешными, хоть и имели отклонения. Более того, примерно 90% неудачных пусков были осуществлены еще на стадии активной разработки. А вот когда ракета была доработана, то из 10 пусков всего один оказался неудачным. Такие показатели говорят как раз об обратном - о том, что баллистическая ракета «Булава» весьма надежна, если так можно выразиться. Юрий Соломонов дал свой комментарий по поводу большого количества неудач во время испытаний. Он говорил о том, что их невозможно спрогнозировать. Дело в том, что все процессы, приводящие к отклонению, проходят в доли секунды. И для выяснения их природы МИТ провел десятки дорогостоящих испытаний, что в конечном итоге привело к положительной тенденции.

Немного об особенностях комплекса

Как уже было отмечено несколько выше, межконтинентальная баллистическая ракета «Булава» является уникальной в своем роде. В первую очередь это обусловлено тем, что в условиях боевых действия ракета способна выдерживать огонь лазерного оружия. Примечательно то, что наклонный старт позволяет выполнять запуск на «ходу», то есть во время движения атомной подводной лодки. Это увеличит маневренность комплекса в целом. Кстати, нельзя не отметить, что после серии неудачных испытаний Соломонов ушел с поста гендиректора МИТ, но в это же время остался генконструктором комплекса. А сейчас давайте поговорим о том, на каких объектах будет использоваться межконтинентальная баллистическая ракета «Булава»

Размещение комплекса

Так как данная ракета создавалась как ракетный корабельный комплекс, то вполне логично предположить, что основное место размещение – атомные подводные лодки. Подводные крейсеры стратегического назначения усовершенствованного проекта «Акула», например, «Дмитрий Донской» и «Архангельск», уже имеют в своем вооружении данный комплекс. Кстати, в нашей статье есть картинки, где комплекс стартует с АПЛ, в этот момент довольно эффектно выглядит «Булава» (фото). Ракета также устанавливается на объекты проекта «Борей». Среди них «Юрий Долгорукий», «Александр Невский» и другие. К концу 2020 года планируется построить еще порядка 8 субмарин, 3 из которых по проекту «Акула» и 5 - по «Борей». На каждой подводке будет по 16 ракет «Булава».

Заключение

Вот мы и рассмотрели с вами ключевые особенности комплекса «Булава» (фото), ракета как вы видите, выглядит очень внушительно, да и последние испытания говорят о ее высокой эффективности. Тем не менее идеальной назвать ее довольно сложно. Но вот укрепить подводный потенциал РФ она сможет. Кроме того, пониженная мощность комплекса обусловлена повышенной точностью. Многие критики не брали во внимание живучесть ракеты по сравнению с аналогами. Стойкость к поражающим факторам играет чуть ли не ключевую роль во время ведения боевых действий.

Источник: fb.ru

monateka.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *