технические характеристики (ТТХ), модернизация, вооружение, сколько весит, история создания

БТР-60 стал первым отечественным серийным четырехосным бронетранспортером с полным приводом. Более того, машина стала первой советской бронированной машиной, способной самостоятельно преодолевать водные преграды. Эта техника стала пионером и в плане надежности — при наезде на противотанковую мину и отрыве двух любых колес БТР мог продолжать движение.

На сегодняшний день бронетранспортер сохраняется на вооружении более чем 40 государств. Не будет преувеличением заявить, что БТР-60 — надежная боевая машина, положившая начало целому поколению техники для поддержки пехоты и доставки десанта.

Содержание статьи

История создания

После окончания Великой Отечественной Войны обоюдные претензии и политические разногласия Советского Союза и США привели в конечном итоге к началу холодной войны. Этот период противостояния двух государств запомнился, в первую очередь, гонкой вооружений, стремлениями каждой из противоборствующих сторон иметь в своем распоряжении грозную армию, имеющую в своем арсенале лучшие образцы.

В конце 1955 года Советским командованием было принято решение, что пехотным подразделениям необходима бронированная машина высокой проходимости. По задумке высших командиров, такая машина должна была не только стать достойной заменой БТР-152, но и повысить мобильность советских пехотинцев. БТР-152 по меркам гонки вооружений, уже порядком устарел. А некоторые лесисто-болотистые участки местности становились для бронетранспортера непреодолимым препятствием.

В начале 1956 года руководитель Горьковского Автомобильного Завода Н. В. Сазанов принял решение о создании команды по проектированию нового бронетранспортера, который помимо высоких показателей проходимости, должен был уметь преодолевать водные преграды.

Работа в заводских цехах закипела в этом же году, руководителем проекта был назначен инженер-конструктор В. А. Дедков. Основной упор команда конструктора делала на высокие показатели проходимости. Работали заводчане, не зная усталости, и уже в 1958 году был готов первый плавающий прототип ГАЗ-49. Его снабдили ГАЗ-40П – карбюраторным двигателем, развивавшим на пике мощности 90 л.с.

Но первые же испытания стали провальными для прототипа бронетранспортера — мощности двигателя явно не хватало. На некоторых отрезках пути прототип ГАЗ-49, весивший 10 тонн, очень тяжело поднимался в гору. И это без учета веса экипажа, десанта, полной заправки топливом и вооружения.

Инженеры сразу же попытались заменить ГАЗ-40П куда более мощным дизельным двигателем ЯАЗ-206Б мощностью 205 л. с. Однако, этот вариант оказался не намного успешнее предыдущего. Несмотря на более чем устраивающую мощность двигателя, большой вес мотора нарушал общую балансировку конструкции прототипа. При испытаниях очередного опытного образца был отмечен сильный дифферент на кормовую часть машины.

Компромиссным решением стала установка в машинное отделение двух агрегатов ГАЗ-40П. В итоге получалась мощность равная 180 л.с., а вес двигателей не оказывал отрицательного влияния на баланс конструкции. Это была вынужденная мера, в то время советская двигательная промышленность банально не выпускала ничего подходящего для БТР.

У КБ ГАЗа в середине 50-х годов было 6 заводов-конкурентов, занимавшихся разработкой бронетранспортера высокой степени проходимости.

Решающим фактором в принятии ГАЗ-49 на вооружение в советскую армию стало именно наличие двух двигателей. Как ни странно, внутренняя комиссия Министерства Автомобильной Промышленности СССР, перед показом военным командующим, назвала компоновку конструкцией двумя ГАЗ-40П «безграмотной», подвергнув КБ и инженеров команды Дедкова жесткой критике.

Но при демонстрационном показе армейцам была сымитирована ситуация, в которой у бронетранспортера ГАЗ-49 отказал один из двигателей. Машина не встала и не заглохла, ее силовая установка продолжала функционировать, и ГАЗ-49 мог ехать с максимальной скоростью 60 км/ч по асфальтному покрытию и до 30 км/ч по пересеченной местности.

Военные заказчики были в восторге от показательного выступления. И, как следствие, в конце1959 года появился приказ МО СССР, который гласил о принятии на вооружение армии нового бронетранспортера. Заводское наименование ГАЗ-49 сменила армейская аббревиатура БТР-60П, где литера «П» обозначала, что техника плавающая.

Тактико-технические характеристики БТР-60

Длина, мм7500
Ширина, мм2800
Высота, мм2300
Масса, т10,0
Десант, чел.8-12
Толщина брони, мм5-9
Двигатели2* ГАЗ 40П
Скорость по шоссе/ на воде, км/ч80/15
Запас хода, км500

Конструкция

Бронетранспортер БТР-60 имел весьма необычный вид составляющих элементов. Отделение управления находилось в лобовой части конструкции. Следом размещалось десантное отделение, способное вместить в себя от 8 до 14 солдат (зависит от типа модификации). За ним располагалось моторное отделение, в котором находились два двигателя.

Если быть объективными, при оценке бронезащитных качеств БТР-60, справедливо будет отметить, что защита была слабой.

У бронетранспортера она была дифференцированной. Это означает, что толщина брони на различных участках корпуса имеет разную толщину. Средняя толщина брони БТР-60 составляла 8 мм. Множественные части корпуса сварены под разными углами, в некоторых участках отделения управления они достигают 350.

Конструкторы при проектировании решили сварить такой странный корпус поскольку при прямом попадании пуля калибра 7.62 мм и даже 5.56 мм легко прошивала вертикальную броню толщиной 8-9 мм. Но риск прямого попадания сводился к минимуму с применением принципа дифференцированной защиты, сварив корпус из элементов под разными углами.

Хуже обстояло дело с кумулятивной струей от противотанкового снаряда или ракеты, которая прожигала корпус как нож масло. Малая толщина брони не могла обеспечить защиты от таких боеприпасов ни под каким углом, хотя возможность рикошета и возрастает, но незначительно.

В самом начале производства на БТР-60 предусматривались кронштейны для установки трех пулеметов 7.62 мм СГБМ. Вскоре, в середине 1961 года, его сменил усовершенствованный ПКТ. После очередной модификации бронетранспортер получил спаренные пулеметы КПВТ и ПКТ, расположенные в поворотной башне. Крупнокалиберный пулемет калибра 14.5 мм предназначался для поражения техники неприятеля, а из пулемета Калашникова калибром 7.62 мм наводчик-оператор вел огонь по пехоте противника.

В 1959 году наблюдение с БТР-60 в условиях отсутствия непосредственного контакта с неприятелем вели механик-водитель и командир, при помощи открытых лобовых люков. Когда люки были застопорены и переведены в боевое положение, на помощь приходили шесть приборов наблюдения Б-1.

Спустя несколько лет для улучшения визуального наблюдения за местностью были добавлены командирский ТПКУ-2Б и ТВН-1 и водительский ТВН-2 для ночной езды или вождения в условиях недостаточной видимости. Но этого было недостаточно, для хорошей обзорности бронетранспортера. В скором времени на смену Б-1 пришли более совершенные ТНП-Б, а в десантное отделение установили перископические приборы.

В движение бронетранспортер БТР-60 приводили два шестицилиндровых двигателя ГАЗ-40П, каждый из которых отвечает за работу одной пары мостов (всего их 4-ре).

Причем каждый двигатель может работать автономно. Механическая коробка передач БТР-60 четырехступенчатая с передачей заднего хода. В роли связующих узлов трансмиссии применяются карданные валы.

В целом конструкторы горьковского автозавода конструировали БТР-60 таким образом, чтобы бронетранспортер всегда оставался на ходу, даже при капитальной неисправности одного из двигателей.

Бронетранспортер БТР-60 представляет собой полноприводный автомобиль с формулой 8*8. Ходовая часть боевой машины устроена так, что даже если в условиях боевой обстановки будут потеряны два колеса, она по-прежнему останется на ходу. Происходит это за счет равномерного распределения всех мостов по всей ходовой части, а также установке каждого колеса на индивидуальной торсионной подвеске.

БТР-60 может преодолевать водные преграды при помощи размещенного в кормовой части под мотором движителя, выполненного в качестве классического водовода.

В движителе установлен винт с четырьмя лопастями, который приводится во вращение только при двух исправных силовых установках бронетранспортера.

Модификации

На базе бронетранспортера было создано огромное число машин различного назначения. Техника изготовлялась в СССР и ряде других стран. Большое число версий появилось уже после распада Советского Союза. Ниже перечислены некоторые наиболее распространенные версии.

БТР-60П — в 1960 году первые образцы бронемашины сошли с заводских конвейеров с открытым корпусом.

БТР-60 ПА — полностью герметичный образец бронетранспортера, в котором высадка пехотинцев осуществлялась только через люки на крыше. Позднее появилась модификация БТР-60ПБ, в котором был уменьшен до 8 человек перевозимый десант. Еще позже на его базе создали версию БТР-60ПБМ, оснащенную одним 260-сильным дизельным двигателем (модификация КамАЗ-740).

На базе БТР-60 ПБ была создана машина тех. помощи МТП-2, экипаж которой состоял из механиков, и призванием этого образца было ремонт военной техники в полевых условиях. Еще одной версией, созданной на базе БТР-60, стал ПУ-12 — командирская машина для высших офицеров пехоты.

Также на базе бронетранспортера БТР-60 изготовлялись специальные машины для войск связи, ВВС, артиллерии, ПВО и РВСН.

В сравнении с зарубежными аналогами

Советский бронетранспортер БТР-60 намного крупнее по габаритам и менее бронирован, чем зарубежные аналоги. Но если сделать броню БТР-60 более толстой защитные показатели машины естественно вырастут, как и вес машины. Вот только плавать она уже не сможет, да и силы водометного движителя не хватит, чтобы перемещать бронетранспортер по воде. В мире на тот момент могла плавать только американская машина морпехов LVTP-5, но она развивал скорость на воде вдвое меньшую, чем БТР-60.

У всех зарубежных бронемашин того времени высадка десанта осуществлялась под защитой брони бронетранспортера.

Происходило это за счет специальных рамп и люков, предусмотренных в кормовой части машины. Советские же пехотинцы выбегали из БТР-60П из отделения десанта через специальные двери находящиеся сбоку корпуса, и им приходилось выпрямляться во весь рост. Что с точки зрения тактики, мягко говоря, невыгодно.

Хуже со спешиванием пехоты дело обстояло только в модификации БТР-60ПА, где десантирование происходило только через верхние люки. Здесь, солдаты, вылезающие с еще движущейся бронемашины, скорее напоминали танкистов, спасающихся из подбитого танка, нежели готовящихся к атаке воинов.

Боевое применение

Впервые БТР-60 были применены во время Чехословацкого локального конфликта в 1968 году, но тогда все обошлось без стрельбы. Спустя год БТР-60 ждало серьезное испытание при обострении советско-китайских отношений. На острове Даманский в начале 1969 года советские пограничники вели ожесточенные бои с китайской регулярной армией.

Несмотря на относительно неплохие боевые показатели, гранатометный огонь китайцев уничтожили 7 бронетранспортеров. Затем БТР-60 применялся во всех последующих вооруженных столкновениях включая войну в Афганистане и войну в Чеченской Республике.

Этот бронетранспортер — легенда, постепенно приобрел популярность во всем мире.

За все время с заводских конвейеров сошло около 25 тысяч экземпляров в различных модификациях БТР-60. Технологии, изобретенные конструкторами более 60 лет назад, пользуются спросом и сегодня.

Вряд ли председатели внутренней комиссии Минавтопрома могли подумать, что этот бронетранспортер в скором будущем станет прародителем для многих успешных образцов военной техники, когда называли БТР-60 В. А. Дедкова «безграмотным и авантюрным проектом».

Видео

warbook.club

БТР-60 » Военное обозрение

Бронетранспортер БТР-60П был разработан в Горьком конструкторским бюро под руководством В.А. Дедкова на оригинальной базе с передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки. В средней части корпуса находилось десантное отделение, вмещавшее 16 человек, в котором стрелки находились лицом к борту машины. Компоновочная схема обеспечивала необходимый постоянный дифферент машины на корму для улучшения ее водоходных качеств.


Между полом десантного отделения и днищем машины устанавливались агрегаты трансмиссии. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую форму нижней части и днища и изготовлялся из броневых листов толщиной 6-8 мм. Масса бронетранспортера составляла 9,8 т. На кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса устанавливался пулемет СГМБ, боекомплект которого составлял 1250 патронов.

Для обеспечения заданных требований по подвижности в БТР-60П использовались два карбюраторных двигателя ГАЗ-40П мощностью по 90 л.с., представлявшие собой форсированный вариант двигателя грузового автомобиля ГАЗ-51. Двигатели были смонтированы параллельно каждый со своими агрегатами трансмиссии на одной общей раме, но сблокированы были не сами двигатели, а только их приводы управления. Коробки передач четырехскоростные, с синхронизаторами.

От правого двигателя приводились в действие колеса первого и третьего мостов, от левого двигателя — колеса второго и четвертого мостов. Колеса первой и второй осей были управляемыми. В подвеске использовались 8 торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора.

Шины большого профиля имели центральную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяла двигаться за танками, а четыре равномерно расположенных оси давали возможность преодолевать рвы шириной до 2 м. Для движения на воде использовался водометный движитель реактивного типа. В передней части корпуса была установлена лебедка с длиной троса 50 м и максимальным тяговым усилием 4500 кгс.

БТР-60П был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 13.11.1959 г. Его серийное производство осуществлялось в 1961-63 гг.

БТР-60ПА. С 1963 по 1966 год выпускался БТР-60ПА с закрытым, полностью герметичным корпусом и фильтровентиляционной установкой. Пулемет устанавливался на одном из трех кронштейнов на крыше корпуса. Посадка и высадка десанта (12 человек) осуществлялась через люки, расположенные в крыше.

БТР-60ПУ. На базе БТР-60ПА была создана машина управления Р-145 «Чайка» (БТР-60ПУ), состояла на вооружении и в серийном производстве и отличалась от базовой машины установкой средств связи — двух УКВ радиостанций Р-111, УКВ радиостанции Р-123, КВ радиостанции Р-130, соответствующего антенного и коммутирующего оборудования. Экипаж машины состоял из четырех человек. Машина поступала в штабы танковых, мотострелковых, артиллерийских полков и соединений.

БТР-60ПБ. Являлся модернизированным вариантом БТР-60ПА. Он был создан конструкторским бюро под руководством В.А. Дедкова и принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 29.06.1964 г. Серийное производство машины осуществлялось в 1965-76 гг. Основным отличием бронетранспортера была вращающаяся коническая башенка со спаренной установкой 14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм пулемета ПКТ. Пулеметная установка перископический прицел и ручной привод наведения. Горизонтальный угол обстрела 180° , вертикальный угол обстрела от -5° до+30°. Предусматривалась установка ПНВ у командира и водителя. На базе БТР-60ПБ выпускался командирский бронетранспортер БТР-60ПБК, который был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 5.05.1975 г. С принятием на вооружение унифицированной башенной пулеметной установки БПУ-1 в 1976 г. ему была присвоена марка БТР-60ПВК. В 1972 году на базе БТР-60ПБ был разработан БТР-60ПЗ, который отличался углом возвышения пулеметной установки до 60°. Машина выпускалась в ограниченном количестве и на вооружение не принималась.

МТП-2. Машина технической помощи МТП-2 создавалась как подвижное средство технического обеспечения мотострелкового батальона. Она предназначалась для эвакуации, устранения неисправностей и проведения трудоемких работ по техническому обслуживанию БТР 40, БТР-152, БТР-60ПА, БТР-60ПБ, БРДМ и БРДМ-2. Машина была создана на базе шасси бронетранспортера БТР-60П и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 25.07.1975 г. Серийный выпуск машин начался в 1976 г. МТП-2 отличалась от базовой машины установкой кран-стрелы, газосварочного оборудования и наличием комплекта съемников, приспособлений и инструмента. Машина имела систему коллективной защиты.

ПУ-12. Подвижный пункт управления ПУ-12 был разработан на базе шасси бронетранспортера БТР-60ПБ и принят на вооружение в 1972 г. Пункт управления предназначался для артиллерийских частей, обеспечивал связи управления и взаимодействия с общевойсковыми частями. Машина была оборудована унифицированной аппаратурой съема и передачи данных, аппаратурой связи, навигационной аппаратурой, системой противоатомной защиты и автономным агрегатом электропитания.


Основные Технические Характеристики

Формула 8х8
Боевая масса 10300 кг
Боевой расчет 3+8 чел
Длина 7560 мм
Ширина 2830 мм
Высота 2310 мм
Клиренс 475 мм
Вооружение/боезапас 14,5-мм пулемет КПВТ + спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ/1250
Броневая защита 6-8 мм
Двигатель 2 х карбюраторный, шестицилиндровый ГАЗ-40П
Мощность двигателя< 2 х 90 л.с.
Преодолеваемый ров 2 м

topwar.ru

БТР-60 – водоплавающий бронетранспортер нового типа

БТР-60 был разработан в 1956-59-х годах в СССР. Новая машина должна была заменить собой устаревшие бронетранспортёры серии 152, которые не обладали достаточной проходимостью и не могли плавать.

История создания БТР-60

После Великой Отечественной войны основным бронетранспортёром Советской Армии был БТР-152. Данная машина была создана в 1947 году и выпускалась до 1962 года. Этот бронетранспортёр был создан в короткие сроки, так как его основой стал грузовик ЗИС-151. Хотя для машины, созданной на базе трёхосного грузовика, БТР-152 обладал приемлемыми качествами, военные всё же неоднократно высказывали недовольство, что машина не может двигаться вместе с танками и преодолевать траншеи.

Чтобы увеличить проходимость, конструкторам пришлось разрабатывать новую колёсную формулу с равномерным расположением мостов. Первый же опытный образец БТР-Э152В, имеющий колёсную формулу 8х8, доказал, что такая концепция работает. Зато управляемость новой модели была слишком низкой, что заставило конструкторов делать управляемыми две передних пары колёс.

Новый военный автомобиль, разработку которого поручили Горьковскому автомобильному заводу, начали разрабатывать в 1956 году. Ответственным за разработку новой машины был назначен Дедков. Первый опытный экземпляр был готов уже через два года. Первый вариант БТР-60 имел такую же схему, как серийная модель, но отличался от неё двигателем.

Изначально на опытный образец было решено установить один карбюраторный двигатель ГАЗ-40П, развивающий 90 л.с. Эксплуатация первого БТР-60 показала, что данный двигатель слишком слабый для десятитонного бронетранспортёра. Сначала было решено установить на бронетранспортёр мощный дизель ЯАЗ-206Б, который развивал 205 л.с. Эта попытка не увенчалась успехом, так как тяжёлый дизель не давал возможности бронетранспортёру плавать. Других вариантов не было, и конструкторы решили установить на БТР-60 два двигателя ГАЗ-40П.

Теперь бронетранспортёр получил достаточный запас мощности, а раздатка БТР-60, с понижающей ступенью и самоблокирующиеся дифференциалы боевой машины обеспечили отличную проходимость в условия бездорожья.

Серийное производство БТР-60

Производство БТР-60 было поставлено на конвейер в 1960 году. Хотя изначально планировалось выпускать военную технику этой модели на нескольких предприятиях, в итоге только Горьковский автомобильный завод остался единственным производителем в СССР. Через некоторое время бронетранспортёр подвергся модернизации:

  • Были установлены приборы ночного видения;
  • Командир экипажа получил смотровой прибор панорамного типа;
  • Боевая машина получила бронированную крышу, которая полностью закрыла бронетранспортёр.

Изначально не планировалось делать полностью закрытые боевые машины, но военная операция в Венгрии 1956 года показала, что в уличных боях БТР без крыши терпят огромные потери от гранат и «коктейлей Молотова», которыми их забрасывали мятежники с верхних этажей зданий.

Второй причиной появления полностью закрытых БТР стало развитие ядерных технологий. Так как ядерная война в то время казалась вполне вероятной, мотострелки не могли бы действовать в условиях радиоактивного заражения, поэтому они могли вести огонь из-под брони. Хотя это и ограничивало возможности пехоты, всё же преимущества в защите закрытых машин было очевидным, поэтому было решено полностью перейти на производство закрытых машин.

Модификация БТР-60ПБ

В 1966 году была проведена серьёзная модернизация боевой машины. Усовершенствованная модель получила индекс БТР-60ПБ и следующие изменения в конструкции:

  • Установлена башня от БДРМ-2 с крупнокалиберным пулемётом КПВТ калибра 14,5 мм и 7,62 мм пулемётом ПКТ. Это серьёзно повысило боевую мощь бронетранспортёра, переведя его в более эффективный класс боевой техники;
  • Количество перевозимого десанта сократили до 8 человек, один из которых должен был выполнять функции стрелка в башне;
  • Появились дополнительные приборы наблюдения;
  • В отделении для десанта появились люки, пригодные для быстрой посадки или высадки;
  • Лобная защита была незначительно усилена;
  • Усилена противоатомная защита.

Новая модификация БТР-60ПБ оказалась самой удачной версией бронетранспортёра БТР-60. Они выпускались без изменений до 1976 года. Блокировка дифференциалов БТР-60 хорошо показала себя во время эксплуатации, поэтому её оставили без изменений. Имеются данные, что БТР-60ПБ выпускался на других заводах, кроме ГАЗ, до 1987 года. Западные источники утверждают, что всего в СССР было выпущено около 25 000 БТР-60 и БТР-60ПБ. Данные бронетранспортёры до сих пор используются во многих армиях мира.

Конструкция и оснащение советской боевой машины

Защита корпуса у БТР-60 достаточно слабая. Она может защитить от осколков гранат и пуль, выпущенных из автомата, но крупнокалиберный пулемёт её пробивает с лёгкостью. Листы стали имеют толщину всего 5-9 мм. Во время войны в Афганистане солдаты быстро поняли, что прятаться внутри корпуса БТР-60 не стоит. Если машина подрывалась на мине, то шансов выжить было немного.

Сам корпус был сделан обтекаемой формы, что облегчило передвижение бронетранспортёра в воде. Модификация БТР-60ПБ получила полностью закрытый кузов с защитой от радиации. Для защиты от проникновения грязного воздуха использовалась специальная фильтрующая установка. В передней части размещаются капитан и механик, в середине – десантники, а сзади расположены двигатели и трансмиссия.

БРР-60ПБ получила башню в форме конуса. Она имела такую же слабую броню, как и корпус. Стрелок размещался в башне, которая вращалась с помощью специального винтового механизма.

Что качается вооружения бронетранспортёра, то базовая модификация имела только три пулемёта СГБМ. После нескольких незначительных модификаций данные пулемёты было решено заменить на более совершенные ПКБ. Модификация БТР-60ПБ получила более серьёзное оружие – крупнокалиберный пулемёт КПВТ калибра 14,5 мм. Таким вооружением БТР-60 мог легко расправляться с легкобронированной техникой противника. Кроме пулемётов, в качестве дополнительного вооружения использовались гранаты, которых был внушительный запас.

Для наведения на цель использовались винтовые механизмы, а для наводки – оптический прицел перископического типа. Если крупнокалиберный пулемёт использовался для легкобронированной техники, то из ПКБ как правило стреляли по живым целям, находящимся в радиусе до 1 500 метров.

Для наблюдения за местностью в БТР-60 использовались следующие приборы:

  • Б-1 в количестве 6 штук устанавливали на экземпляры первых выпусков;
  • Через некоторое время капитан БТР получил устройство ТПКУ-2Б;
  • ТВН-1 и ТВН-2 являлись приборами для наблюдения за местностью в условиях ограниченной видимости.

Кроме того, для обзора местности в спокойной ситуации использовались два смотровых люка, находившиеся в лобовой части машины.

Мотор и трансмиссия БТР-60

На БТР-60 была применена интересная схема установки двигателя. Так как тяжёлая машина не могла быстро передвигаться с одним мотором ГАЗ-40П, было решено установить два. В сумме эти два двигателя способны развивать 180 л.с. Правый двигатель отвечает за работу первого и третьего мостов, а левый – за работу второго и четвёртого. Имеется возможность отключить один из двигателей и передвигаться только за счёт работы второго. Каждый из двигателей имеет отдельный бак для горючего. К дополнительным функциям двигателей относится работа водомёта и лебедки от них.

На БТР-60 установлено «сухое» сцепление однодискового типа. Для облегчения работы с ним было решено использовать гидравлический привод. Коробка переключения передач четырёхступенчатая. За счёт вала отбора мощности происходит переключение на водомёт. В устройство двух главных передач БТР-60 входят самоблокирующиеся дифференциалы.

В настоящее время блокировка дифференциала БТР-60 часто устанавливается на УАЗ любителями экстремального тюнинга. Самоблок БТР-60 обеспечивает равномерную скорость вращения колёс на всех осях боевой машины. Бронетранспортёр способен передвигаться, даже если один из двигателей полностью выйдет из строя.

Ходовая часть и водомёт БТР-60

При создании бронетранспортёра была применена колёсная формула 8х8. Так как управляемость опытного образца с традиционным рулевым управлением была недостаточной, было принято решение сделать управляемыми две передние оси. Конструкция односкатных шин позволяет выдержать пулевое попадание. Два компрессора способны обеспечить подкачку шин дистанционным образом. Это помогает не только передвигаться с пробитым колесом, но и менять давление в зависимости от типа местности.

Колёса располагаются на двух рычагах, соединённых с кузовом шарнирами. Каждый верхний рычаг, кроме третьей оси, имеет по два амортизатора гидравлического типа. Подвеска у БТР-60 независимая, торсионная. Бронетранспортёр может продолжать движение при полной потере двух колёс.

Водомётное устройство бронетранспортёра работает за счёт двигателей ГАЗ-40П. Он располагается под мотором и имеет гребной винт. Чтобы винт не повреждался, его прикрыли решёткой с одной стороны и броневой заслонкой с другой.

БТР-60 и его модификации прекрасно зарекомендовали себя в большинстве боевых конфликтов 20 века. Так как Советский Союз помогал развивающимся странам, эти бронетранспортёры можно сейчас найти в армиях развивающихся стран по всему миру.

warways.ru

Бронетранспортер БТР- 60ПБ | Экономические Новости

 

 


БТР-60ПБ — боевая колесная плавающая машина, которая предназначена для транспортировки мотострелковых подразделений к полю боя, выполнения задач разведки и охранения воинских колонн и объектов, ведения борьбы с живой силой и легкобронированными объектами противника, а также с низколетящими воздушными целями.

БТР-60ПБ был создан на Горьковском автозаводе под руководством В. А. Дедкова и принят на вооружение в 1964 году. Серийное производство машины осуществлялось на Горьковском автозаводе до 1976 года.

Бронетранспортер БТР-60ПБ являлся модернизированным вариантом БТР-60ПА. Корпус бронетранспортера сварен из броневых листов и предназначен для защиты экипажа, десанта, механизмов и систем машины от огня противника. Корпус выполнен несущим, на нем внутри и снаружи закреплены основные агрегаты и оборудование машины. У БТР-60ПБ корпус закрытый, герметичный, полностью бронирован. Корпус защищает личный состав от огня стрелкового оружия, а также от непосредственного воздействия светового излучения, радиоактивных и отравляющих веществ, снабжен фильтровентиляционной установкой (ФВУ). На верхнем лобовом листе расположены два смотровых люка, закрываемые стеклами с резиновыми уплотнителями, а в боевом положении — броневыми крышками. Для очистки стекол от грязи и воды установлены стеклоочистители. В стыке верхнего лобового листа с крышей корпуса вварены 6 гнезд для приборов наблюдения командира машины и водителя. Еще по одному гнезду вварено на скуловых частях бортов корпуса. Для доступа к агрегатам и механизмам во время технического обслуживания и ремонта отдельные листы кормовой части закрепляются болтами. Днище корпуса сварное, в нем имеется 10 отверстий для доступа к сливным, пробкам картеров ведущих мостов, левой раздаточной коробки и картеров двигателей; для слива воды, масла и бензина из кормовой части днища и бензина из бензобаков. Все отверстия закрываются резьбовыми пробками. На нижнем лобовом листе приварены два буксирных крюка и расположен люк для выдачи троса лебедки. Люк имеет крышку, открывающуюся вниз.

Броневой корпус машины делится на три отделения: управления, десантное (боевое) и силовое (моторное). Отделение управления расположено в передней (носовой) части машины. В нем размещены органы управления, контрольно-измерительные приборы, радиостанция, сиденья командира и водителя, лебедка и ее привод, приборы наблюдения и др. Регулируемые сиденья могут изменять свое продельное положение, наклон спинки и при подъеме фиксироваться в трех положениях. В передней части крыши корпуса над отделением управления расположены посадочные люки командира и водителя. Десантное (боевое), отделение расположено в средней части корпуса и рассчитано на 10 человек. Личный состав размещается на сиденьях. По бортам размещены, укладки боекомплекта, ЗИП пулемета, бронетранспортера и радиостанции, аптечка, огнетушитель, аккумуляторная батарея и ее выключатель, укладка приборов ночного видения. Для выхода десанта имеется 2 верхних люка с бронекрышками и по одному в боковых наклонных листах с каждой стороны. В боевом отделении размещены пулеметчик бронетранспортера и десантируемая часть боевого расчета. В нем имеются два трехместных поперечных сиденья, два одноместных для восьми человек десанта и одно подвесное сиденье для пулеметчика в башенной установке. В задней части боевого отделения установлена герметичная перегородка, изолирующая боевое отделение от отделения силовой установки. Между полом и днищем десантного отделения и отделения управления установлены агрегаты трансмиссии: ведущие мосты, раздаточные, коробки и карданные валы. Здесь же расположены тяги и рычаги рулевого управления, тяги приводов к коробкам передач, отбора мощности на водомет и к раздаточным коробкам, стояночным тормозам и тяги управления лебедкой.

Тяги управления жалюзи, гидродинамическими рулями и дроссельными заслонками карбюраторов проходят вдоль левого борта корпуса. Трубопроводы привода сцеплений, системы регулирования давления воздуха, в шинах, колесных тормозов уложены под полом и вдоль левого борта. Силовое отделение расположено в кормовой части корпуса машины. В нем размещены два двигателя, водяные и масляные радиаторы и теплообменники, два топливных бака, два компрессора, приборы электрооборудования, пусковой подогреватель, водометный движитель, эжекционный клапан водооткачивающей системы, четвертый ведущий мост. Силовое отделение разделено с десантным отделением перегородками. Ресивер и аккумуляторная батарея перенесены в силовое отделение, которое выполнено герметичным. Крюки для буксировки на плаву установлены на лобовом и кормовом листах рубки, для буксировки на суше — на носовом листе корпуса, а откидной крюк смонтирован на кормовом листе корпуса.

Технические характеристики

БТР-60ПБ

Масса в снаряженном состоянии, кг

13000+3%

Количество посадочных мест (включая водителя)

10

Габаритные размеры, мм

-длина

7220

-ширина

2825

-высота

2955

Колея, мм

2370

Максимальная скорость, км/ч:

-по шоссе

80

-на плаву

8-10

Дорожный просвет, мм

430

Максимальный угол преодолеваемого подьема, градус

30

Максимальный угол крена, градус

25

Запас хода по топливу, км

700

Запас плава, ч

12

Двигатель, тип

ЯМЗ-236А4-тактный дизель

Номинальная мощность, кВт (л.с.)

143 (195)

Средства связи, тип:

-радиостанция

Р173М

Средства маскировки, тип

система 902В

Вооружение:

-автоматическая пушка 2А42, калибр, мм

30

— пулемет ПКТМ, калибр, мм

7,62

-автоматический гранатомет АГ-17, калибр, мм

30

Боекомплект, шт.:

-2А42

300

-ПКТМ

2000

-АГ-17

200

Стабилизатор вооружения

электромеханический двухплоскостной

Вертикальные углы обстрела, град

-5…70

Горизонтальные углы обстрела, град

360

Прицелы, тип

дневной 1ПЗ-9
ночной 1ПН-96

БТР-60 имеет колесную формулу 8×8 с четырьмя равнорасположенными по базе мостами и управляемыми двумя передними парами колес. Подвеска всех колес — независимая, торсионная. Каждое колесо подвешено на двух расположенных друг над другом рычагах, шарнирно соединенных с бортом корпуса. Машина способна преодолевать подъем на твердом грунте до 30°, ров шириной 2 м. Скорость движения бронетранспортера по шоссе 80 км/ч, на плаву 9—10 км/ч. Запас хода при движении по шоссе 500 км, на плаву 12 ч. Силовая установка — состоит из двух двигателей карбюраторных двигателя ГАЗ-49Б мощностью 90 л.с. каждый (суммарная мощность установки 180 л.с.). Двигатели смонтированы параллельно каждый со своими агрегатами трансмиссии на одной общей раме, но сблокированы не сами двигатели, а только их приводы управления. Коробки передач четырехскоростные, с синхронизаторами. Емкость двух топливных баков 290 л.

Вооружение БТР-60ПБ составляет спаренная установка 14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм ПКТ. Установка размещается на цапфах в лобовой части башни, ее наведение в вертикальной плоскости, в пределах −5…+30°, осуществляется вручную при помощи винтового механизма, горизонтальная наводка осуществляется вращением башни. Наводка пулеметов на цель осуществлялась при помощи перископического оптического прицела ПП-61, имевшего увеличение 2,6× при поле зрения в 23° и обеспечивавшего огонь из КПВТ на дальность до 2000 метров и из ПКТ — до 1500 метров. КПВТ предназначен для борьбы с легкобронированной и небронированной техникой противника и имеет боекомплект 500 патронов в 10 лентах, снаряженных бронебойно-зажигательными пулями Б-32 или бронебойно-зажигательными, с сердечником из карбида вольфрама, пулями БС. ПКТ же предназначен для поражения живой силы и огневых средств противника и имеет боекомплект в 2000 патронов в 8 лентах.

БТР-60ПБ состоит на вооружении во многих странах мира. В Украине насчитывается 176 машин, а в России более 4000 БТР-60ПБ.

enovosty.com

Бронетранспортер БТР-60ПА » Военное обозрение

Примерно с середины 1960 года новый бронетранспортер начал выпускаться серийно и поступать в войска, сменив на сборочных линиях БТР-40 (выпуск этой машины прекратился через 15 лет после завершения производства американского «Скаута»). Однако работы по улучшению БТР-60П не прекращались. Обычно это объясняют стремлением конструкторов еще более улучшить свою машину, но реально это связано с тем, что в серию пошло «сырое» изделие. Причем, работы приходилось вести в двух направлениях: кроме обычной доработки моторной и ходовой части надо было думать и об оснащении машины крышей. Это привело к тому, что БТР-60П был довольно быстро заменен на БТР-60ПА. Эта машина имела доработки в системе подвески и двигательной установке и получила бронированную крышу. Однако, в отличие, от БТР-152К, в крыше БТР-60ПА не было ни приборов наблюдения, ни бойниц для ведения огня, что могло бы быть полезным при ведении боя в городе или в горной местности. Самое странное, что и установка вооружения не претерпела никаких изменений. На новой машине также было три крепления для установки пулемета, хотя более логичной была бы установка вращающейся на 360 градусов турели. Из-за установки крыши десант сократился на два человека — до 12 бойцов. Ухудшились условия посадки и высадки, ведь покидать машину приходилось чрез два люка в крыше. Несмотря на все доработки БТР-60ПА все еще отставал от мирового уровня, хотя и имел некоторые преимущества перед своим предшественником.

Чтобы понять достоинства и недостатки БТР-60П и БТР-60ПА, сравним их с зарубежными аналогами того периода (см. таблицу). Сразу бросается в глаза, что советские машины самые большие по размерам и, одновременно, самые слабо бронированные. Это плата за амфибийность. Из зарубежных БТР того периода плавать могли только американские машины. Но как плавать? Почти весь корпус находиться под водой, при волнении машина легко могла утонуть. Винта или водомета нет — на плаву машина движется за счет перемотки гусениц. Это конечно не машины-амфибии.
Другое дело БТР-60 — половина корпуса выступает над водой, обеспечивая машине неплохую мореходность. Советский БТР имел водомет, что позволяло развивать на плаву вдвое большую скорость, чем у американских аналогов. Фактически, БТР-60 даже превосходил в этом плане американские бронетранспортеры морской пехоты LVTP-5. Это позволило в дальнейшем передать БТР-60П на вооружение морской пехоты.

Однако на берегу все меняется, и тут советская машина уступает всем своим зарубежным аналогам. Как видно из сравнения, советские БТР были не только самыми слабобронированными, но и имели самое слабое вооружение. К тому моменту пулеметы на всех зарубежных БТР стояли уже или на турелях, или в башнях. На БТР-60П и БТР-60ПА были по три шкворневых крепления для пулемета, что сильно затрудняло маневр огнем. Правда, теоретически на этих машинах можно было установить сразу три пулемета, но реально машины комплектовались только одним станковым пулеметом Го-рюнова (для показухи во время парадов на Красной площади на эти машины ставили даже один ДШК и два СГМБ).


Армейский БТР-60П. Середина 1970-х годов.

Все (!) западные БТР имели двери или рампы в корме, что позволяло производить десантирование под защитой брони. Это было возможно потому, что все они имеют мотор (или моторы) в носовой части. Советским десантникам повезло меньше. Для выхода из БТР-60П надо было встать в полный рост (верхняя половина туловища под обстрелом), выйти через одну из 4-х дверей, а потом спрыгнуть с высоты более метра. Из БТР-60ПА десант спешивался через два люка в крыше — еще хуже. Это же доставляло большие неудобства при выгрузке боеприпасов и вооружения. Погрузка на БТР-60П или БТР-60ПА раненого тоже представляла собой проблему — его надо было на руках поднять почти на два метра, а потом просунуть в люк. Не случайно для эвакуации раненых должны были применяться БТР-152.

Рассмотрим конструкцию БТР-60П и БТР-60ПА более подробно.

Бронетранспортер БТР-60П имел несущий корпус, сваренный из катаной стальной брони. Лобовые листы брони имели толщину от 9 до 11 мм. Борта и корма были сварены из листов толщиной 9 и 7 мм. На БТР-60ПА установлена крыша толщиной 7 мм. Для компенсации ее веса пришлось уменьшить количество десантников, а также уменьшить толщину лобовой брони до 9 мм. До некоторой степени малая толщина брони компенсировалась большими углами ее наклона. Однако недостатком бронекорпуса являлось то, что он сваривался из большого числа относительно небольших листов (особенно в лобовой части). Часто при сравнении бронезащиты различных бронемашин сопоставляют толщину и угол наклона броневых листов, но этого мало для получения представления о защищенности. Ведь при попадании пули в бронекорпус происходит не только локальный удар. Лист вибрирует, напряжения передаются на сварные швы, концентрируются вокруг вырезов и выгибов. Все это может привести к тому, что хотя лист брони и не будет пробит, но в местах повышенных напряжений могут возникнуть сколы или лопнет сварной шов. Поэтому бронекорпус должен состоять из минимального числа броневых листов максимального размера, желательно без вырезов. Этим требованиям корпус БТР-60П (ПА) не удовлетворял. Беда советского производства — каждое КБ жило своей изолированной жизнью и часто повторяло ошибки других. В свое время корпус ИС-3 также сваривался из большого числа небольших броневых листов. На испытаниях снаряд попал в сварной шов на стыке лобовых листов. Корпус танка не был пробит — он просто лопнул по всем сварным швам. Этот недостаток танкостроители учли при проектировании следующих машин, а вот создателям БТР-60 пришлось все изучать заново: корпуса БТР-70 и последующих бронетранспортеров стали проще.

В передней части корпуса находиться отделение управления, где расположены места водителя и командира (водитель слева, командир справа). Для наблюдения за местностью водитель и командир имели по смотровые люки. В боевом положении эти люки закрыты, а наблюдение велось через стеклоблоки Б-1. Водитель и командир имели по два стеклоблока в люках и бортах корпуса. Командир, кроме того, имел перископ ТПКУ-2Б. В ночное время вместо него монтировался прибор ночного видения ТНК-1 (инфракрасный прожектор стоял на креплении для установки ТНК-1). Водитель ночью засасывала в систему охлаждения пыль, поднимаемую самим бронетранспортером. При движении в особо трудных дорожных условиях для дополнительного охлаждения мотора можно было открыть два люка в бортах корпуса. Система охлаждения моторов была одним из самых слабых мест БТР-60 всех модификаций. Моторы часто перегревались, и из-за этого все люки системы охлаждения приходилось держать открытыми даже в боевых условиях, что часто вело к поражению через них моторов. Проблему перегрева не удалось решить и на БТР-70.

Через сцепление каждый двигатель вращал свою коробку передач (4 скорости вперед и одна назад). Обе коробки передач оборудовались коробками отбора мощности для привода водомета. Через раздаточную коробку каждый мотор вращал две оси бронетранспортера. Левый мотор приводил во вращение вторую и четвертую ось. А правый — первую и третью. Кроме того, от раздаточной коробки правого мотора приводилась во вращение буксирная лебедка (максимальное усилие 4500 кг) в носовой части.


БТР-60ПА в парадной окраске и с установленным для парада пулеметом ДШК.

Ведущие мосты БТР-60 — полностью разгруженные. Привод колес осуществлялся через карданную передачу. Она приводит во вращение колесный редуктор, смонтированный в каждом колесе. Их установка позволила получить большой дорожный просвет и, соответственно, увеличить проходимость. Росту проходимости способствовало и то, что все колеса имели систему регулировки давления в шинах. Это позволяло в трудных дорожных подспустить шину и, тем самым, увеличить площадь контакта с опорной поверхностью. Одновременно это решало и проблему пулестойкости колес — при их простреле насос не давал колесу сдуться (воздушных насосов было два).

Подвеска всех колес была независимой, рычажной торсионной. Каждое колесо крайних осей оснащалось двумя телескопическими гидравлическими амортизаторами двухстороннего действия. Колеса второй и третьей оси имели по одному амортизатору. В отличие от предыдущих советских бронетранспортеров, БТР-60 не комплектовался запасным колесом. Считалось, что при повреждении одного из восьми колес машина сможет продолжать движение. Это подтвердилось на практике. Руководство по эксплуатации БТР-60 требовало, чтобы неисправное колесо было установлено на второй оси, только в такой конфигурации разрешалось движение.

Маневр машины осуществлялся при помощи поворота колес двух передних осей. Из-за этого при повороте машина прокладывает лишнюю колею (этого недостатка лишены машины с управляемыми колесами крайних осей).

Для движения на плаву использовался водомет, установленный в кормовой части машины. Водомет с силой тяги около 1000 килограмм приводили в действие оба мотора, хотя при аварии он мог работать и от одного. Такой мощный движитель позволял БТР-60 не только развивать большую скорость на плаву, но и выходить на берег в более трудных условиях, когда колеса еще не имеют хорошего сцепления с грунтом. Чтобы при выходе машины на берег водомет работал возможно более долго, водозабор был сделан на дне машины, а не по бокам корпуса. Для движения задним ходом на выходе водомета были сделаны две заслонки. Водитель мог закрыть их со своего места при помощи гидравлического привода, и вода направлялась в два боковых канала, толкая машину назад. Заодно эти заслонки закрывали водомет при движении по суше. На плаву машина управлялась при помощи двух водяных рулей, которые поворачивались синхронно с управляемыми колесами.


Отделение управления

Оценивая конструкцию БТР-60П, трудно отрешиться от мысли, что машина делалась не просто для форсирования рек — конструкторы явно видели перед собой более серьезные водные преграды. Корпус имел хорошую обтекаемость, а высота борта обеспечивала БТР неплохую мореходность. Движение БТР-60П по воде при волнении облегчал волноотбойный щиток. Машина оснащалась водоотливной системой работающей от водомета. Даже в случае выхода из строя моторов течь в корпусе не приведет к затоплению машины — она имеет дополнительный водооткачивающий насос с электроприводом. Кроме того, в лобовой и кормовой частях корпуса крепились буксирные крючья, предназначенные для буксировки на плаву. Все это для пехотного транспортера, даже предназначенного для форсирования очень широких рек, явное излишество. Трудно отделаться от ощущения, что при выработки задания на эту машину военные видели перед собой не Рейн, а Ла-Манш…

Как военные хотели применять новый бронетранспортер? Во время Второй мировой войны было разработаны две тактики применения бронетранспортеров. Назовем их условно американской и немецкой. Американцы применяли свои «Хаф-Трэки» для подвоза пехоты к переднему краю, после чего она спешивалась и шла в наступление следом за танками. В зависимости от плотности вражеского огня, дальность высадки пехоты могла меняться, но в любом случае атака вражеских позиций производилась десантом в пешем строю. БТР двигались сзади пехотных линий, поддерживая атаку огнем пулемета. Из-за такого построения БТРы должны были вести стрельбу на большие дистанции, ради чего и были оснащены крупнокалиберными пулеметами, но не имели бронещитков для защиты стрелка. Корейская война ничего не изменила во взглядах американцев на роль БТР в бою. Новые идеи были порождены Вьетнамом, но до него было еще далеко…


БТР-60ПА на учениях 1970-х годов.

Немцы применяли свои «полугусеничники» более активно. Они не просто подвозили пехоту к переднему краю — часто пехота вела бой прямо с них, не спешиваясь. Вспоминая бои 1941 года, советские солдаты описывали их так, что немцы буквально не давали поднять головы из окопа. Едут и стреляют танки — головы не поднять. Танки прошли через окопы — по ним ведут огонь пулеметчики немецких бронетранспортеров. Когда бронетранспортеры подходят еще ближе — десант начинает стрелять из пистолетов-пулеметов и кидать гранаты. И часто немцы покидали свои машины только для того, чтобы прыгать прямо в наши окопы. Такому применению БТР отвечало и его вооружение: пулемет обычного калибра с броневым щитком — пулеметчик легко мог попасть под ответный огонь.

В Советском Союзе в течении всей Второй мировой войны БТРы не выпускались, однако в армии подобные машины все же были — по «Ленд-лизу» нам поставлялись американские и английские транспортеры, хватало и трофейных БТР. В основном эти машины применялись в качестве тягачей, опыт применения разных машин не обобщался, и из него не делали общих выводов. Поэтому собственного взгляда на тактику применения бронетранспортеров выработано не было. В результате, для послевоенной Советской армии за основу была взята немецкая тактика применения бронетранспортеров, но в еще более экстремальном виде.

На учениях БТРы шли вплотную за танками, причем, часто не спешивая десант. Из-за этой тактики и родилось требование, чтобы БТР мог с ходу преодолевать окопы. При «американской» тактике это излишне, ведь машина подходит к вражеским окопам уже после танков и пехоты, и для их преодоления вполне может воспользоваться перевозимыми на борту мостками (как в свое время и планировал капитан Поплавко). Однако ТТХ БТР-60П (а потом и ПА) не соответствовали такой тактике применения: бронирование его было слабее, чем у немецких БТР двадцатилетней давности, а пулемет даже не имел броневого щитка.

Поначалу в войсках БТР-60П встретили очень хорошо, однако после непродолжительной эксплуатации новая машина вызвала разочарование. На ученьях, где отрабатывалась возможность применения атомного оружия, стало быстро понятно, что новый БТР совсем не предназначен для атомной войны. В отличие от танков, оснащенных системой коллективной противоатомной защиты, экипаж нового БТРа должен был вести бой в индивидуальных средствах защиты. Из-за этого БТР-60П не смог бы сопровождать танки просто потому, что его экипаж не мог бы долго находиться в комплектах ОЗК.

БТР-60П выпускался недолго и был сменен на сборочных линиях БТР-60ПА. БТР-60П передали морской пехоте, где они состояли на вооружении продолжительное время. Советская морская пехота так никогда и не дождалась для себя специальных машин, а была вынуждена использовать общевойсковые. Поступили БТР-60П и на вооружение пограничников (в то время входивших в состав КГБ). В рядах пограничных войск этой машине и довелось «понюхать пороху» во время конфликта с китайцами на о.Даманском. Конечно, в 1969 году БТР-60П уже не был новой машиной, и основная боевая нагрузка легла на новые БТР-60ПБ, но некоторые выводы об этой машине были сделаны, и вряд ли они порадовали ее создателей. Хочется привести небольшую цитату из статьи «Граница живых сердец» Владимира Фридьева (участника тех событий): «…БТР-60П — глупая машина. Ее главная огневая мощь — крупнокалиберный пулемет -стоит поверх брони. Пулеметчик за ним -как грудная мишень. На одном из таких бронетранспортеров мальчишка за пулеметом вдруг заорал, перекрывая шум боя:
— С чего начинается Родина! — и очередь пулемета… — С картинки в твоем букваре… — и снова очередь.

Только убили его на словах о хороших и верных товарищах… Его сменил другой солдат. Он не пел. Яростными очередями рассчитывался за друга». Бронезащита также была оценена как абсолютно недостаточная. Попытки применения БТР-60П для вытеснения китайцев, окопавшихся на Даманском, быстро показали, что его броня не выдерживает обстрела даже из оружия обычного калибра, если применяются бронебойные пули. Практически всегда во время боя водитель и командир получали ранения от огня обычного стрелкового оружия.

Однако события на Даманском были засекречены, в результате чего о том, что советские БТРы показали себя не очень хорошо, знали только их непосредственные участники. Эта секретность не позволила сделать правильных выводов, и в Афганистан советские войска вступили почти на таких же машинах. Однако в войсках о слабой защите колесных БТР узнавали не только во время военных действий. Шло время, БТР-60П и ПА потихоньку списывали и начинали использовать для различных нужд, например в качестве мишеней. И тут их слабая бронезащита вновь становилась очевидной. В одной из учебных частей был полигон, где отрабатывалось метание боевых гранат. Причем, гранаты были не осколочные и не противотанковые, а самые слабые — «наступательные» РГД-5. При активной работе полигона возникла проблема — довольно много гранат не разрывались. Хотя все делалось по инструкции, взрыватели иногда отказывали. Правда, они вполне могли сработать, если гранату пытались подобрать. Но народ у нас мастеровитый — за огневым рубежом была проложена узкоколейка. К ж/д платформе был приделан корпус от списанного БТР-60ПА. В него сажался боец, после чего платформа подтягивалась при помощи троса к неразорвавшейся гранате. В бойницу высовывалась длинная палка, подводилась к гранате, после чего боец со всей силы бил по гранате и падал на дно корпуса БТРа. Если после нескольких ударов взрыватель все-таки не срабатывал, граната считалась безопасной. Но если граната взрывалась, корпус БТР-60ПА часто получал деформации, что вызывало сомнения в надежности стоящих в тот момент на вооружении БТР-60ПБ.

В общем, работа над новым бронетранспортером началась еще до запуска в серию БТР-60ПА. Это привело к появлению БТР-60ПБ, но о нем рассказ впереди. Сразу перейти на выпуск новой машины не удалось, поэтому была выпущена серия транспортеров БТР-60ПА1. Эта машина представляла собой БТР-60ПА, оснащенный некоторыми элементами от БТР-60ПБ. Изменения касались, в основном, силовой установки -внешне новая машина не отличалась от своего старшего брата. Правда, на более поздних машинах появились дополнительные поручни для десанта рядом с глушителями (как на БТР-60ПБ). Но были ли эти поручни признаками «ПА1» или они появились уже на поздних «ПА» — вопрос открытый.

topwar.ru

БТР-60ПБ (Россия)


БТР-60ПБ (Россия)

ОСНОВНЫЕ

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

ОТЛИЧИЯ

Экипаж

2+14

Лобовые бронелисты

Колесная формула

8×8

корпуса установлены

Вооружение

7,62-мм и, 14,5-мм СП

под большими углами

Боекомплект

500х14,5-мм,

наклона. Место водите-

 

2000х7,62-мм

ля находится впереди.

Длина

7,56 м

Крыша горизонтальная,

Ширина

2,835 м

над второй осью уста-

Высота по корпусу

2.055 м

новлена башня. Коман-

Высота по башне

2,31 м

дирская башенка раз-

Клиренс

0,475 м

мещена в ее правой ча-

Колесная база

1,35+1,525+1.35 м

сти.

Боевая масса

10300 кг

Корма вертикальная, в

Удельная мощность

17.47 л.с./т

ней размещен двига-

Двигатель

2 двигателя ГАЗ-49Б,

тель, установлен водо-

 

6-цилиндровых

метный движитель.

 

рядных бензиновых, с

Борта установлены под

 

Ж0, мощностью 90 л.с.

наклоном, имеют по от-

 

при 3400 об./мин

крывающейся вперед

Макс, скорость:

 

двери.

по шоссе

80 км/ч

 

по воде

10 км/ч

 

Запас хода

500 км

 

Запас топлива

290 л

 

Преодолеваемые препятствия:

 

 

— брод

плавает

 

— стенка

0,4 м

 

— ров

2 м

 

— подъем

60%

 

— боковой уклон

40%

 

Толщина брони

башня до 7 мм

 

 

корпус до 9 мм

 

Тип брони

стальная

 

Система РХБЗ

есть

 

ПНВ

пассивные, у водителя

 

 

и командира

 

 

 

РАЗРАБОТКА

Машина разработана в конце 50-х гг. для замены БТР-152. Впервые БТР-60 показан в 1961 г. В 60-х гг. машина претер­певала постоянные изменения, последней моделью семей­ства стал БТР-60ПБ. Впоследствии БТР-60 сняли с произ­водства.

На крыше устанавливается полноповоротная башня, прак­тически идентичная башне БРДМ-2 с 14,5-мм и 7,62-мм СП. Угол возвышения основного вооружения от -5° до +30°. Все машины семейства плавающие, на плаву приводятся в движение кормовым водометом.

В комплект стандартного оборудования входят гидроусили­тель руля на две передние оси, носовая лебедка, система ре­гулирования давления в шинах.

МОДИФИКАЦИИ

БТР-60П — первая модель, имевшая открытую крышу, с ус­тановленными от одного до трех 7,62-мм пулеметов или од­ним 12,7-мм пулеметом и двумя 7,62-мм пулеметами. БТР-60ПА — вторая модель, имевшая полностью закрытое десантное отделение с установленным на крыше 7,62-мм пу­леметом. Это была первая модификации с системой РБХЗ, входившей в стандартное оборудование. БТР-60ПБ — машина с башней от БРДМ-2, оснащенной 7,62-мм и 14,5-мм СП. БТР-60ПБК — КШМ.

БТР-60ПУ — КШМ с брезентовым тентом, дополнительной аппаратурой связи и антенной, также может представлять собой версию БТР-60ПА с установленным на крыше генера­тором и 10-метровой антенной,

БТР-60 1818 — самоходный артиллерийский наблюдатель­ный пункт.

БТР-60 1В19 — машина ЦУ.

Машины связи на базе БТР-60 многочисленны, и их моди­фикации, как правило, имеют индекс «Р» или «Е», например БТР-60-Р-409 БМ. БТР-60-ПАУ — артиллерийская машина связи. БТР-60-ПУ-12М — КШМ ПВО. БТР-60АРЦ8 — артиллерийская КШМ/ПНП. БТР-60ПУ-12 — версия БТР-60 ПА с дополни­тельной укладкой, генератором и радиомачтой. БТР-60МС — машина связи, оснащенная радио­антенной, по классификации НАТО проходящей под названием High Ball. БТР-60П — вспомогательная БРЭМ. БТР-бОАЦВР М1979(2) используется некоторы­ми артиллерийскими частями, на вооружении которых состоит буксируемая артиллерия. БТР-бОПБ — модификация для контроля воз­душной обстановки со снятой башней и отвер­стием, прикрытым плексигласовым наблюда­тельным окном.

Кроме того, на Кубе есть некоторое количество ЗСУ на базе БТР-60, вооруженных спаренными с 30-мм пушками.

СОСТОЯНИЕ

Производство завершено. Состоит на вооруже­нии Афганистана, Алжира, Анголы, Армении, Азербайджана, Беларуси, Ботсваны, Болгарии, Камбоджи, Кубы, Джибути, Эстонии, Эфиопии, Финляндии, Гвинеи, Гвинеи-Бисау, Индии, Ира­на, Ирака, КНДР, Лаоса, Ливии, Литвы, Мали, Молдовы, Монголии, Мозамбика, Никарагуа, Перу, Румынии (ТАВ-72), России, Сомали, Си­рии, Таджикистана, Турции, Туркменистана, Уганды, Вьетнама, Йемена, Югославии, Замбии.

КОМПАНИЯ-ПРОИЗВОДИТЕЛЬ

ГАЗ, Нижний Новгород, Россия.

 

xn--80anehbqgxr7b.xn--p1ai

БТР-60

Бронетранспортер БТР-60П был разработан в Горьком конструкторским бюро под руководством В.А. Дедкова на оригинальной базе с передним расположением отделения управления и кормовым размещением силовой установки. В средней части корпуса находилось десантное отделение, вмещавшее 16 человек, в котором стрелки находились лицом к борту машины.

Компоновочная схема обеспечивала необходимый постоянный дифферент машины на корму для улучшения ее водоходных качеств.

Между полом десантного отделения и днищем машины устанавливались агрегаты трансмиссии. Открытый сверху корпус являлся несущим, имел обтекаемую форму нижней части и днища и изготовлялся из броневых листов толщиной 6-8 мм. Масса бронетранспортера составляла 9,8 т. На кронштейнах лобового и бортовых листов корпуса устанавливался пулемет СГМБ, боекомплект которого составлял 1250 патронов.


Для обеспечения заданных требований по подвижности в БТР-60П использовались два карбюраторных двигателя ГАЗ-40П мощностью по 90 л.с., представлявшие собой форсированный вариант двигателя грузового автомобиля ГАЗ-51. Двигатели были смонтированы параллельно каждый со своими агрегатами трансмиссии на одной общей раме, но сблокированы были не сами двигатели, а только их приводы управления. Коробки передач четырехскоростные, с синхронизаторами.

От правого двигателя приводились в действие колеса первого и третьего мостов, от левого двигателя — колеса второго и четвертого мостов. Колеса первой и второй осей были управляемыми. В подвеске использовались 8 торсионных валов и 12 телескопических гидроамортизаторов. На крайних узлах подвески устанавливались по два гидроамортизатора.

Шины большого профиля имели центральную систему регулирования давления воздуха. Широкая колея позволяла двигаться за танками, а четыре равномерно расположенных оси давали возможность преодолевать рвы шириной до 2 м. Для движения на воде использовался водометный движитель реактивного типа. В передней части корпуса была установлена лебедка с длиной троса 50 м и максимальным тяговым усилием 4500 кгс.

БТР-60П был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 13.11.1959 г. Его серийное производство осуществлялось в 1961-63 гг.

БТР-60ПА. С 1963 по 1966 год выпускался БТР-60ПА с закрытым, полностью герметичным корпусом и фильтровентиляционной установкой. Пулемет устанавливался на одном из трех кронштейнов на крыше корпуса. Посадка и высадка десанта (12 человек) осуществлялась через люки, расположенные в крыше.

БТР-60ПУ. На базе БТР-60ПА была создана машина управления Р-145 «Чайка» (БТР-60ПУ), состояла на вооружении и в серийном производстве и отличалась от базовой машины установкой средств связи — двух УКВ радиостанций Р-111, УКВ радиостанции Р-123, КВ радиостанции Р-130, соответствующего антенного и коммутирующего оборудования. Экипаж машины состоял из четырех человек. Машина поступала в штабы танковых, мотострелковых, артиллерийских полков и соединений.

БТР-60ПБ. Являлся модернизированным вариантом БТР-60ПА. Он был создан конструкторским бюро под руководством В.А. Дедкова и принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 29.06.1964 г. Серийное производство машины осуществлялось в 1965-76 гг. Основным отличием бронетранспортера была вращающаяся коническая башенка со спаренной установкой 14,5-мм пулемета КПВТ и 7,62-мм пулемета ПКТ. Пулеметная установка перископический прицел и ручной привод наведения. Горизонтальный угол обстрела 180° , вертикальный угол обстрела от -5° до+30°. Предусматривалась установка ПНВ у командира и водителя. На базе БТР-60ПБ выпускался командирский бронетранспортер БТР-60ПБК, который был принят на вооружение приказом Министра обороны СССР от 5.05.1975 г. С принятием на вооружение унифицированной башенной пулеметной установки БПУ-1 в 1976 г. ему была присвоена марка БТР-60ПВК. В 1972 году на базе БТР-60ПБ был разработан БТР-60ПЗ, который отличался углом возвышения пулеметной установки до 60°. Машина выпускалась в ограниченном количестве и на вооружение не принималась.

МТП-2. Машина технической помощи МТП-2 создавалась как подвижное средство технического обеспечения мотострелкового батальона. Она предназначалась для эвакуации, устранения неисправностей и проведения трудоемких работ по техническому обслуживанию БТР 40, БТР-152, БТР-60ПА, БТР-60ПБ, БРДМ и БРДМ-2. Машина была создана на базе шасси бронетранспортера БТР-60П и принята на вооружение приказом Министра обороны СССР от 25.07.1975 г. Серийный выпуск машин начался в 1976 г. МТП-2 отличалась от базовой машины установкой кран-стрелы, газосварочного оборудования и наличием комплекта съемников, приспособлений и инструмента. Машина имела систему коллективной защиты.

ПУ-12. Подвижный пункт управления ПУ-12 был разработан на базе шасси бронетранспортера БТР-60ПБ и принят на вооружение в 1972 г. Пункт управления предназначался для артиллерийских частей, обеспечивал связи управления и взаимодействия с общевойсковыми частями. Машина была оборудована унифицированной аппаратурой съема и передачи данных, аппаратурой связи, навигационной аппаратурой, системой противоатомной защиты и автономным агрегатом электропитания.

Основные Технические Характеристики

Формула 8х8
Боевая масса 10300 кг
Боевой расчет 3+8 чел
Длина 7560 мм
Ширина 2830 мм
Высота 2310 мм
Клиренс 475 мм
Вооружение/боезапас 14,5-мм пулемет КПВТ + спаренный с ним 7,62-мм пулемет ПКТ/1250
Броневая защита 6-8 мм
Двигатель 2 х карбюраторный, шестицилиндровый ГАЗ-40П
Мощность двигателя< 2 х 90 л.с.
Преодолеваемый ров 2 м

super-arsenal.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *