Содержание

Монитор (броненосец) - это... Что такое Монитор (броненосец)?

Монитор
USS Monitor
Броненосец Монитор
Основная информация
Тип броненосец
Государство флага  США
Принадлежность ВМС США
Верфь Нью-йоркская судоверфь
Строительство начато 4 октября 1861
Спущен на воду 30 января 1862
Современный статус затонул в море 29 декабря 1862
Параметры
Тоннаж 987 тонн
Длина 52 м
Ширина 12,5
Осадка 3,2 м
Бронирование железо
Технические данные
Скорость 8 узлов
Экипаж 59 человек
Вооружение
Артиллерия 2 * 279 мм гладкоствольные пушки Дальгрена


Монитор — первый броненосец ВМС США, знаменитый прежде всего своим участием в первой в истории морских сражении битве броненосцев: битве у Хэмптон Роудс 9 марта 1862 года в ходе Гражданской войны в США. «Монитор» стал основателем нового класса судов.

История появления

В 1859 году во Франции был заложен «La Gloire» — первый из абсолютно нового типа судов: корабль, снабжённый бронёй из стальных листов. В мире данное событие не осталось незамеченным и вскоре в Великобритании были заложены аналогичные суда, получившие название броненосцы. С этого момента природа морских сражений кардинально изменилась.

В ходе Гражданской войны в руки Конфедерации попал корпус корабля «Мерримак», который северяне не успели полностью уничтожить при отступлении из базы ВМС в Госпорте. Вскоре разведке северян стало известно, что «Мерримак», которого восстанавливали под именем «Вирджиния» планируется воссоздать в новом качестве: в качестве броненосца, предназначенного для прорыва морской блокады портов Конфедерации.

Не дожидаясь окончания реставрации «Вирджинии» федеральные власти решили создать корабль, способный успешно противостоять надежде Юга, какой бы она ни была.

Шведский эмигрант Джон Эриксон, уже зарекомендовавший себя рядом технических новинок, предложил создать принципиально новый корабль, не имевший аналогов в мире. Более того, он заявил, что построит его всего за три месяца. Предложенный им проект оказался настолько убедительным, что президент Линкольн в свойственной ему манере сказал: «Я чувствую то же, что чувствует девушка, надевающая чулок: в этом что-то есть». Комиссия утвердила проект. И Эриксон сумел построить абсолютно новое судно всего за 100 дней.

Слово «Monitor» в американизированном английском среди прочих имеет и значение Наставник или Ментор. Подразумевалось, что корабль с таким именем преподаст урок южанам.

Конструкция

Статуя Джона Эриксона с моделью «Монитора» в руках

Весь корпус корабля был выполнен из железа. Высота бортов составляла всего 60 см. Броня покрывала не только борта, но и палубу. Палуба была совершенно пустой, за исключением хорошо бронированной рулевой рубки и орудийной башни. Ближе к корме находились две дымовые трубы, которые требовалось демонтировать перед вступлением в бой.

Вращающаяся тяжелобронированная орудийная башня была вооружена двумя 11-ти дюймовыми (279 мм) гладкоствольными орудиями Дальгрена. Орудия заряжались с дула и выдвигались в порты после перезарядки на талях. Башня Монитора бронировалась многослойной бронёй толщиной в 8 дюймов. На момент спуска ни одно корабельное орудие флота южан не было способно пробить такую броню. По оценке первого командира корабля лейтенанта Уордена: «если снаряд ударит в башню под острым углом, то он отскочит от неё, не причинив повреждений». Орудия Дальгрена, которыми был вооружён корабль, действовали в духе морской стратегии того времени: они предназначались не для пробивания брони противника, но для разбития листов брони или попытки сорвать их крепления. Однако после разрыва одного из подобных орудий на испытаниях используемые пороховые заряды были серьёзно уменьшены. В 1906 году в интервью с последним из оставшихся в живых офицеров «Монитора» кэптена Луиса Н. Стоддера (англ.

Louis N.Stodder) прозвучало утверждение:

Мы имели приказ использовать лишь15-фунтовые заряды черного пороха — при весе ядра 165 фунтов. Сейчас в пушках такого же калибра используют заряды весом от 250 до 500 фунтов пороха. Эффект же нашей стрельбы был сравним с бросанием большого каучукового мяча — столь мала была пробивающая способность наших ядер.

Малая осадка позволяла кораблю действовать на реках и отмелях береговой линии.

Всего в конструкции корабля было использовано 47 уникальных изобретений, защищённых патентами.

Недостатки

Как корабль оригинальной конструкции, создаваемый в спешке «Монитор» обладал множеством недостатков.

Проблемы были с трёхсотсильным двигателем, позволявшем развивать скорость всего в 9 узлов. Однако такая скорость зачастую была недостижима: сверхнизкие борта не только снижали видимость корабля для противника, но и сильно ухудшали его маневренность, к тому же при малейшем волнении на море волны просто перехлёстывали через борта. В своём первом переходе корабль попал в волнение на море было всего в 2-3 балла, но и этого оказалось достаточным, чтобы корабль добрался до цели только чудом. Волны перехлёстывали через борта, негерметичные люки пропускали воду внутрь. Низкие трубы были повалены волной и вода погасила топки котлов. Трюмы оказались полны ядовитого дыма, остановившиеся машины не позволяли использовать паровые помпы и корабль медленно тонул. Только улучшение погоды позволило вновь разжечь топки, откачать воду и продолжить путь.

Свои недостатки имела и новейшая система применения пара для вращения башни. По свидетельству лейтенанта Грини башня вращалась то туго, то легко и быстро. «Трудно было начинать вращение, а если оно уже началось, остановить его».

Многие недостатки корабля можно было бы исправить, но завершившиеся строительство «Вирджинии» потребовало немедленного введения «Монитора» в строй.

Битва на рейде Хемптон Роудс

Основная статья: Битва на рейде Хемптон Роудс

Рисунок с изображением битвы между «Монитором» и «Вирджинией»

В ходе боя броненосца южан «Вирджиния» против блокадной эскадры северян 8 марта 1862 года преимущества нового типа судов проявились в полной мере. «Вирджиния» не понеся никаких ощутимых потерь уничтожила два мощных корабля противника («Камберленд» и «Конгресс») и тяжело повредила третий. Прибывший к месту сражения поздно вечером «Монитор» оказался последним средством способным оказать сопротивление «Вирджинии».

Командовал «Монитором» лейтенант Джон Л. Уорден (англ. John L. Worden). Его заместителем был лейтенант Сэмюэль Дана Грини (англ. Samuel Dana Greene), во время боя находившийся в башне. Третьим по старшинству был лейтенант Элбан К. Стимерс (англ. Alban C.Stimers), служивший на «Мерримаке» до его захвата.

Однако в Вашингтоне решили иначе. Узнав о трагических обстоятельствах боя 8 марта и опасаясь, что «Вирджиния» поднимется вверх по Потомаку и атакует Белый дом и Конгресс, командование флотом отдало приказ «Монитору» срочно отправиться в Вашингтон. Однако Уорден то ли понимая, что целью южан является прорыв блокады, а не атака столицы, то ли просто опасаясь второго долгого перехода, могущего оказаться гибельным для судна, приказ предпочёл проигнорировать. По другой версии приказ не был передан Уордену исполнявшим обязанности командира эскадры капитаном Марстоном.

9 марта «Вирджиния» выйдя в море для уничтожения «Миннесоты» столкнулась с «Монитором». Форма последнего была настолько необычна, что экипаж южан принял его то ли за бакен, то ли за плот и проигнорировал в качестве противника. Это позволило Уордену подойти вплотную и дать залп. Однако ядра отлетали от броневой защиты корабля южан. Впрочем и ответный залп «Вирджинии» оказался безрезультатным. После одного из попаданий «Вирджинии» Уорден вылез из башни и осмотрел выбоину оставленную снарядом. Позднее он написал: «за исключением нескольких трещин, корпус не был поврежден».

Корабли сопровождения «Вирджинии», предпочитая не рисковать, вернулись к Норфолку.

После нескольких безрезультатных залпов южане попробовали поразить противника в бойницы орудий, но на «Мониторе» пользуясь паровым приводом поворота башни разворачивали её после каждого выстрела, а не использовали имевшиеся тяжёлые железные плиты, предназначенные для этой цели, но сильно замедлявшие темп стрельбы и выматывающие матросов.

Однако вышло из строя переговорное устройство между башней и рубкой и приказы передавались через матросов бегающих по открытой палубе. По иронии судьбы оба матроса (Килер и Тофф) до службы на «Мониторе» были людьми сухопутными и доставляемая ими информация зачастую искажалась. Ориентация же из самой орудийной башни была крайне затруднена: специальные отметины, позволявшие различать левый и правый борта вскоре были затёрты и Грини приходилось часто вести стрельбу полагаясь лишь на собственную интуицию.

Убедившись, что «Монитор» также неспособен причинить вред противнику лейтенант Уорден пытается таранить «Вирджинию» со стороны винта. Однако «Вирджиния» лучше слушалась руля и сумела избежать столкновения. Тем не менее залп «Монитора» с минимального расстояния пробил таки броню «Вирджинии», но деревянная подкладка оказалась неповреждённой и течь не образовалась. В свою очередь капитан «Вирджинии» Джонс также попытался таранить противника. Однако специально приспособленного тарана, установленного на Вирджинии, корабль лишился ещё вчера в столкновении с «Камберлендом». Попытка подмять днищем низкий монитор тоже оказалась безрезультатной: удар пришёлся вскользь.

В башне «Мониторе» кончились снаряды, а для их дополнительной загрузки требовалось развернуть башню по носу корабля. Ошибочно приняв бездействие противника за поломку «Вирджиния» вновь попыталась добить стоящую на мели «Миннесоту», однако вскоре «Монитор» вернулся в бой.

К исходу третьего часа боя наводчики «Вирджинии» сменили тактику и стали целить в командирскую рубку. В результате одного из разрывов снарядов пострадал капитан «Монитора» Уорден: осколками и окалиной с внутренней стороны бронелиста ему выбило один глаз и повредило второй. Командование принял на себя лейтенант Грини, который принял решение уходить под прикрытие своих батарей: наступал отлив и даже корабль с столь малой осадкой рисковал оказаться на мели в виду береговых батарей противника, что привело бы к его потере. Кроме того, команда не спавшая с момента выхода корабля из Нью-Йорка устала как физически, так и психологически. Грини писал:

«Мои люди, да и я сам, были совершенно черны от дыма и пороха. Все мое белье было абсолютно черным… Я оставался на ногах так долго и был в таком взбудораженном состоянии, что моя нервная система совершенно измоталась. Нервы и мускулы резко сокращались, словно по ним постоянно пробегал электрический разряд… Я лег и попытался заснуть — с тем же успехом я мог попытаться взлететь».

Однако многочисленные наблюдатели на берегу считали иначе: помощник военного министра Фокс был возмущён отходом монитора и позднее требовал отстранения Грини от командования. Ряд газет как Севера так и Юга прямо обвинял экипаж «Монитора» в трусости.

Командование «Вирджинии» было удивлено отходом «Монитора», он казался противнику неповреждённым и некоторые время ожидало его возвращения на рейде. Однако «Вирджиния» оказалась не в состоянии сражаться с кем бы то ни было: корпус корабля ослаб от постоянных ударов, началась течь в деревянной основе судна, а начавшийся отлив грозил набравшему воды судну посадкой на мель. Корабль вернулся в Норфолк для ремонта.

Крайне маломощная тяжёлая промышленность южан, и так приложившая нечеловеческие усилия для создания «Вирджинии» (на переплавку пускали даже металлические ограды частных домов в городах) не сумела восстановить судно.

Таким образов, несмотря на то, что поле боля осталось за «Вирджинией» цель последней (прорыв блокады) оказалась неосуществлёнными, а цель «Монитора» (не допустить деблокады) оказалась успешно выполненной.

Монитор (класс кораблей)

Свидетелем сражения стал французский корабль «Гассанди» (Gassendi). Его командир впоследствии в Европе описал, увиденное им.

Вскоре после битвы, наглядно продемонстрировавшей возможности бронезащиты во всём мире появились корабли аналогичного класса: в США создавались как однобашенные так и двухбашенные мониторы. Их мореходные качества были существенно улучшены и позволяли кораблям выходить в море.

Аналогичными судами были укомплектованы флота Великобритании, России, Швеции, Норвегии, Дании и Перу. Примечательно, что первый монитор шведского флота, спущенный на воду спустя три месяца после битвы у Хемптон Роудс, был назван в честь Джона Эриксона.

Гибель

29 декабря 1862 года «Монитор» после ремонта следовал на буксире на тросе в Хемптон Роудс. Однако в районе 11 часов вечера случилось то, чего опасалась команда ещё во время самого первого похода: волны захлестнули корабль и он стремительно затонул. Вместе с кораблём погибло 4 офицера и 12 матросов (49 человек было спасено).

Место гибели

В 1973 году место гибели «Монитора», обнаруженное в 16 милях к юго-востоку от от мыса Гаттерас в Северной Каролине было объявлено первым национальным морским святилищем.

В 1998 году со дна моря был поднят винт корабля. 16 июля 2001 была поднята 30-ти тонная силовая установка. А в 2002 году после 41 дня работы со дня моря была поднята башня корабля. Во время подъема были найдены останки двух моряков, которые ожидают своей идентификации.

Нынче место гибели корабля находится под охраной Национального агентства океанологии и атмосферы (англ. U.S. National Oceanic and Atmospheric Administration). Многочисленные части корабля, поднятые со дна, находятся в музее в Вирджинии.

В 1986 году место гибели «Монитора» было объявлено национальным историческим памятником.

«Монитор» в искусстве

История «Монитора» достаточно подробно описана в фантастическом историческом романе известного фантаста Гарри Гаррисона «Кольца анаконды».

Примечания

Ссылки

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Броненосец «Монитор». 100 великих кораблей

Броненосец «Монитор»

Опыт Крымской войны показал значение брони, и нет ничего удивительного в том, что после начала Гражданской войны в США противники начали строительство броненосцев. Конфедерация на обладала развитой кораблестроительной промышленностью, поэтому на Юге решили превратить в броненосец выгоревший и притонувший паровой фрегат «Мерримак». Корабль находился на ремонте в Норфолке, а эта военно-морская база оказалась на территории штата, вышедшего из Союза. Уходя, моряки федеральных сил подожгли фрегат, но его подводная часть и машина уцелели. Южане, преодолев огромные трудности, сумели поднять «Мерримак» и перестроить в броненосец, названный «Вирджиния» в честь одноименного штата.

Когда на промышленно развитом Севере решили начать постройку броненосцев, американский инженер шведского происхождения Джон Эриксон предложил необычный проект. Его корабль должен был иметь сильное бронирование, малую высоту надводного борта, малочисленную, но крупнокалиберную артиллерию, размещенную во вращающейся башне.

Эриксон был настолько уверен в достоинствах своего детища, что начал работу над броненосцем до получения официального заказа. Он согласился строить броненосец на свой страх и риск: по условиям контракта в случае неудачи на испытаниях федеральное правительство могло отказаться от его приемки, а все заплаченные строителю деньги подлежали возврату. Поскольку сведения о переоборудовании «Мерримака» стали известны на Севере, там начались панические настроения, и броненосец Эриксона требовалось создать за 100 дней.

Размещение артиллерии в башнях, вопреки распространенному мнению, нельзя считать революционной для того времени идеей, уже существовала довольно удачная разработка англичанина Кольза, а Дания успела заказать первый башенный корабль. Но отсутствие опыта порождало различные страхи, например, существовало мнение, что «…сотрясение башни после нескольких боевых залпов будет настолько сильно, что люди не в состоянии будут оставаться и действовать из орудий». Также моряки не доверяли разработанной Эриксоном системе вентиляции. Критика проекта раздавалась со всех сторон, но дело двигалось.

«Монитор» в бою с «Виргинией»

Постройка броненосца, получившего название «Монитор» (англ. Moninor означает «наблюдатель, контролер»), началась в Нью-Йорке в октябре 1861 г., 30 января 1862 г. он был спущен на воду, 15 февраля подготовлен к плаванию и через четыре дня сдан правительству. Получается что от закладки до вступления в строй прошло около 120 дней – настоящий подвиг по тем временам. Корабль имел водоизмещение 1003 т, длину – 52 м, ширину – 12,65 м, осадку – 3,2 м, высоту надводного борта – 61 см. Паровая машина мощностью 300 л.с. обеспечивала скорость до 8 узлов. Вооружение – два 11 дюймовых гладкоствольных орудия Дальгрена во вращающейся башне. Броня набиралась из железных плит толщиной в 1 дюйм: бортовая – 5 слоев, башни – 8 слоев; палуба также была защищена железными плитами толщиной 0,5 дюйма. Экипаж – 59 человек. Кроме башни на палубе стояла маленькая и тесная рубка (в дальнейшем Эриксон при постройке «мониторов» размещал рубку на крыше башни), две дымовые трубы в кормовой части, причем перед боем их полагалось убирать, а также два вентилятора. Амбразуры башни имели особые крышки; орудия выдвигали вперед только перед выстрелом.

Командиром «Монитора» был назначен лейтенант Джон Л.Уорден, его помощником – лейтенант Сэмюэль Д.Грин, команду набирали из добровольцев, поскольку службу на подобном корабле считали очень опасной. К месту службы он вышел 6 марта 1862 г., на буксире и в сопровождении двух пароходов. По пути корабли попали даже не в шторм, а так – в зону небольшого волнения. Но и этого едва не оказалось достаточно, чтобы отправить «Монитор» на дно. Но как ни спешили северяне, они опоздали на день.

В субботу, 8 марта, корабли Конфедерации – «Вирджиния» и несколько небольших канонерских лодок и вооруженных пароходов – вышли из Норфолка и направились к Хемптонскому рейду. Там располагалась многочисленная и хорошо вооруженная эскадра северян, состоящая из парусных и паровых кораблей различных классов. Заметив подходящего противника, северяне выслали на разведку канонерскую лодку «Зуав», которая первой открыла огонь. Но «Вирджиния» дерзкую канлодку попросту проигнорировала. А дальше началось форменное избиение: хотя артиллеристы федерального флота энергично и достаточно метко обстреливали броненосец, они не смогли причинить ему повреждений. Южане действовали куда более успешно, артиллерийским огнем был подожжен большой 52 пушечный фрегат «Конгресс». Экипаж покинул обреченный корабль, пожар на котором продолжался всю следующую ночь. Затем выстрелы из пушек и таранный удар отправили на дно 32 пушечный «Камберленд». Его экипаж сражался до конца, но никакой героизм не мог помочь деревянному паруснику устоять в бою против броненосца. Фрегат «Миннесота» во избежание гибели выбросился на мель. Наступающая темнота и повреждения корпуса, полученные броненосцем при нанесении таранного удара, вынудили южан прекратить и отойти. Добить «Миннесоту» и уничтожить другие корабли северяне рассчитывали на следующий день.

9 марта броненосец Конфедерации столкнулся с новым противником. «Монитор» появился на Хэмптонском рейде еще накануне вечером, но уже после прекращения огня. Уорден и его люди видели пожар и взрыв «Конгресса», они знали, с кем придется сражаться. Южане, заметившие «Монитор» ночью в свете пожара, не сразу поняли, что это такое. Лишь когда окончательно рассвело, новый командир «Вирджинии» лейтенант Джонс (его предшественник Бьюкенен накануне был ранен) определил в неказистом «плоту с поставленной на него банкой» своего самого опасного врага.

Первый выстрел по «Монитору» южане сделали в 08: 30, но не попали в малоразмерную цель. Ответ оказался удачнее, но дальгреновские пушки не смогли пробить броню «Вирджинии». Затем и конфедераты начали добиваться попаданий, поразив наиболее заметную мишень – башню. Конструкция Эриксона испытание выдержала с честью. «Слабосильность» орудий дополнялась определенными недостатками их использования: южане не имели закаленных снарядов к нарезным 7 дюймовым орудиям, а северяне стреляли уменьшенными зарядами. «Монитор» по сравнению со своим технически несовершенным и ненадежным противником обладал лучшим ходом и легче управлялся, заметное преимущество давала ему и башня. Хотя и с ней проблем оказалось немало: и привести в движение, и остановить эту махину было совсем не просто. Возникало немало других технических трудностей, усугублявшихся недостаточной подготовкой недавно собранного экипажа.

Не добившись успеха в артиллерийской дуэли, Уорден решил таранить врага и повредить его винт, но немного промахнулся, корабли лишь слегка коснулись друг друга. В этот момент последовал выстрел из 11 дюймовой пушки, но даже в этом случае казематная броня «Вирджинии» оказалась вдавлена, но не пробита.

Джонс все-таки собрался добить «Миннесоту», но сам оказался на мели, сойти с которой удалось не сразу. Теперь командир «Вирджинии» намеревался таранить «Монитор», но его корабль имел слишком малый ход и не смог нанести сильный удар. При столкновении корабли на некоторое время сцепились, и южане уже рассчитывали взять врага на абордаж, но тут броненосцы разошлись. И опять выстрел из башенного орудия в упор не смог пробить броню каземата.

В целом броня обоих кораблей успешно противостояла попаданиям снарядов, хотя среди экипажей и были пострадавшие. Так, окалина с внутренней стороны железной брони попала Уордену в лицо, причем у лейтенанта пострадали глаза и он больше не мог командовать. Броненосец остался без управления, и только примерно через 20 минут лейтенант Грин принял командование на себя. «Вирджиния» в это время отошла и стала ждать продолжения боя. Но его не последовало.

Первый бой броненосцев в истории фактически завершился вничью. Он оказался единственным случаем, когда орудия «Монитора» вели огонь по противнику. 29 декабря 1862 г. он, следуя к Хемптонскому рейду на буксире после ремонта, был захлестнут волной. Около 23 часов корабль быстро затонул, унеся с собой 16 моряков; 49 членам экипажа удалось спастись. На месте его гибели в последней трети ХХ и начале XXI в. велись подводные работы, удалось поднять на поверхность винт, машину, башню и множество мелких предметов. Все они ныне экспонируются в музее. А слово «монитор» на многие десятилетия стало обозначать целый класс башенных низкобортных броненосцев, преимущественно прибрежного действия.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Монитор (броненосец) Википедия

«Монитор» (англ. Monitor — наблюдатель) — первый броненосец ВМС США, знаменитый прежде всего своим участием в первой в истории морских сражении битве броненосцев: битве у Хэмптон Роудс 9 марта 1862 года в ходе Гражданской войны в США. «Монитор» стал основателем нового класса судов.

История появления[ | код]

В 1859 году во Франции был заложен «La Gloire» («Ла Глуар» — «Слава») — первый из совершенно нового типа судов: корабль, снабжённый бронёй из стальных плит. В мире данное событие не осталось незамеченным, и вскоре в Великобритании были заложены аналогичные суда, получившие название броненосцы. С этого момента природа морских сражений резко изменилась.

В ходе Гражданской войны в руки Конфедерации попал корпус корабля «Мерримак», который северяне не успели полностью уничтожить при отступлении из базы ВМС в Госпорте. Вскоре разведке северян стало известно, что «Мерримак», который восстанавливали под именем «Виргиния», планируется воссоздать в новом качестве — в виде броненосца, предназначенного для прорыва морской блокады портов Конфедерации.

Не дожидаясь окончания реставрации «Виргинии», федеральные власти решили создать корабль, способный успешно противостоять надежде Юга, какой бы она ни была.

Шведский эмигрант Джон Эриксон, уже зарекомендовавший себя рядом технических новинок, предложил создать принципиально новый корабль, не имевший аналогов в мире. Более того, он заявил, что построит его всего за три месяца. Предложенный им проект оказался настолько убедительным, что президент Линкольн в свойственной ему манере сказал: «Я чувствую то же, что чувствует девушка, первый раз надевающая чулок: в этом что-то есть». Комиссия утвердила проект. И Эриксон сумел построить абсолютно новое судно всего за 100 дней.

Слово «Monitor» в американизированном английском среди прочих имеет и значение «наставник» или «ментор». Подразумевалось, что корабль с таким именем преподаст урок южанам.

Конструкция[ |

ru-wiki.ru

Как США строили свой флот: броненосцы и мониторы

К 1861 году флот США занимал в мире четвертое место после Великобритании, Франции и России. Но вплоть до начала 90-х годов XIX века европейцы зубоскалили по его поводу, называя «допотопным». О том, как американцы от нелепых кораблей  Гражданской войны дошли до Великого Белого Флота рассказывает историк Сергей Махов.

II. Пар и броня.

На 1860 год на по численности и качеству военных флотов на первом месте в тогдашнем мире шла, естественно, Великобритания. Она имела 53 линейных винтовых корабля, 128 паровых судов (корветы, шлюпы, фрегаты), 10 линейных парусных кораблей, 10 парусных фрегатов и 10 парусных корветов. Также британский флот обладал 197 винтовыми или колесными канонерками, несущими от 1 до 6 орудий. На верфях Великобритании достраивался в этот момент железный броненосец «Уорриор» и еще два были заложены в постройку.

Второе место занимала Франция с 37 линейными винтовыми кораблями, 15 винтовыми фрегатами, 84 паровыми корветами и 25 паровыми (винтовыми или колесными) канонерками. Кроме того, французы имели 12 несамоходных обшитых броней  плавбатарей. На стапелях уже практически был спущен на воду первый в мире броненосец «Глуар», а до конца 1865 года Франция спустила на воду еще 11 единиц таких судов.


Первый броненосец в мире – французский «Глуар». Вошел в строй в августе 1860 года.

Российский флот считался на то время третьим в мире по величине, имея 10 винтовых кораблей, 9 винтовых фрегатов, 26 винтовых шлюпов и корветов. В проекте было строительство броненосцев береговой обороны, 4 из которых вошли в строй с 1862 по 1865 годы.

Флот США был четвертым. Он не имел ни одного винтового линейного корабля, 3 парусных линкора, 5 парусных фрегатов, 4 винтовых пароходофрегата, 5 винтовых пароходов, 3 колесных парохода, а также мелкие корабли от шлюпа и меньше — всего 52 корабля. На стапелях находилось 8 пароходов, а с 1861 года строилось еще 5 броненосцев, которые были завершены в период 1862-1865 годов. Таким образом, перед началом Гражданской войны флот США был в основном парусным и деревянным.  Личный состав насчитывал 8,5 тысяч человек.

Сразу же после начала военных действий против Юга, секретарь США по флоту Гедеон Уэллес и военный министр Стивен Марлоу получили от президента Линкольна поручение, которое казалось на тот момент невозможным. Флот должен был обеспечить бесперебойность поставок товаров из Европы, и в то же время блокировать побережье Южных Штатов – от Чесапикского залива до Мексики.

Из книги С. В. Иванова «Мониторы северян, 1861-1865»:

«Уэллес мало чего смыслил в военно-морском искусстве, но являлся выдающимся организатором и сумел создать эффективные управляющие структуры военным флотом, вдобавок, окружив себя квалифицированными и компетентными советниками. В августе 1861 года Уэллес сделал своим заместителем Густавуса Фокса, сгрузив на него повседневные обязанности по управлению департаментом.

Небольшой поначалу департамент быстро превратился в бюрократического монстра, справедливости ради необходимо отметить, что рост департамента был вызван насущными потребностями военного флота. Изначально департамент состоял из пяти отделов: конструкторского, снабжения, медицинского, ремонтного и вооружения. Чуть позже появился отдел паровых машин. Для определения путей развития стратегии боевого применения флота Уэллес создал отдел стратегического планирования. Еще одна группа, которую возглавлял лично военно-морской министр, занималась вопросами научных исследований.


Гедеон Уэллес, морской секретарь по флоту США.

Административный отдел возглавил матерый бюрократ Чиф Клерк, административный отдел ведал финансами. В Сенате и правительстве организовали комитет по закупкам имущества для военного флота, который утверждал и контролировал закупки флотского имущества. Уэллес обратился к бизнесмену Джорджу Д. Моргану с просьбой оказать военному флоту помощь в покупке и переоборудовании в корабли торговых судов, в Нью-Йорке был организован офис, сотрудники которого немедленно приступили к заключению сделок между департаментом военного флота и частными предпринимателями. Офис возглавил адмирал Фрэнсис Грегори. Вскоре тот офис получил прозвище «Мониторная контора». Контора действовала независимо от конструкторского департамента военного флота, которое возглавлял Джон Летхэлл. В недрах своего отдела Летхэлл организовал группу, которая также озаботилась проблемами броненосцев».

С одной стороны облегчало дело то, что у Конфедерации флота не было совсем, никакого. Но с другой стороны протяженность побережья, которое предстояло блокировать, составляла около 3500 миль, и для этого 50 ветхих кораблей было очень и очень мало.


Гражданская война в США. Штаты Конфедерации отмечены синим, сторонники Союза – желтым.

Южане понимали сложившееся положение дел, и с первых же дней пробовали прорвать блокаду и установить сообщение с европейскими странами. Первый захваченный северянами корабль оказался торговым шлюпом «Калипсо», но факт в том, что прорвалось к берегам Европы гораздо больше кораблей. В свою очередь южане осознавали, что с даже с таким флотом северян им не сравниться, и вся надежда была на какие-то нестандартные ходы, которые превратят флот северян в ничто.

Шанс появился в апреле 1861 года, когда штат Вирджиния провозгласил, что присоединяется к Конфедерации. Там на военной базе Норфолк стоял на ремонте вернувшийся из плавания в Тихий океан в 1859 году  40-пушечный фрегат «Мерримак». 16 апреля 1861 года начальник Норфолкской верфи получил приказ подготовить корабль к перебазированию в Филадельфию, но сделать ничего не успел, так как 17-го апреля конфедераты заняли город. Чтобы фрегат не достался врагу, корабль подожгли и он сгорел по ватерлинию. Однако на беду северян сам остов и паровая машина остались в целости и сохранности.


Спуск на воду винтового фрегата «Мерримак» на Бостонской верфи.

Перед тем, как продолжим дальше, следует понять, что нижеописанное не является плодом упорной работы, венцом творений инженеров, это была просто вынужденная мера, латание дыр во время наводнения. Секретарь по флоту Конфедерации Стивен Мелори в 1851-1858 годах работал в Морском Комитете при Сенате США и был сторонником бронированных кораблей в пику деревянным. И у него возникла идея переделать остов «Мерримака» и сделать из него броненосец. Этой мыслью Мелори поделился с инженерами Джоном Бруком, Дэвидом Портером и Уильямом Уильямсоном. Уильямсон разработал макет броненосца, обгоревшие остатки борта фрегата срезали, а сверху надстроили основной корпус корабля, который обшили 4-дюймовыми железными листами. Новый броненосец назвали в честь штата, давшего ему жизнь – «Вирджиния».

При нормальной загрузке весь основной корпус броненосца скрывался под водой. Над поверхностью выступали только массивный каземат и фальшборт в носовой части. Единственная труба «Вирджинии» располагалась в центре каземата. Конической формы рубка рулевого была смонтирована в передней части крыши каземата и являлась, фактически, продолжением его стенок. Броневая защита «Вирджинии» была изготовлена из прокатанных железнодорожных рельсов. Так как большая часть корпуса корабля находилась под водой, наиболее защищенным элементом конструкции являлся каземат. Построенный из дуба и сосны, каземат имел толщину стенок 610 миллиметров; снаружи, он был обшит двумя слоями кованых железных плит, толщиной в 51 миллиметр каждая. Общая толщина броневой защиты, таким образом, составляла 102 миллиметра, но на практике, сопротивляемость двух слоев плит была ниже, чем у сплошной плиты равной толщины. Чтобы улучшить снарядостойкость каземата, конфедераты расположили его стенки под углом в 36 градусов от горизонтали.


Казематный броненосец «Вирджиния».

Артиллерию разместили в самом каземате, по три пушки могли стрелять с бортов (два 163-мм пушки Брукса и четыре 229-мм орудия Дальгрена), и по одной с носа и кормы (178-мм орудия Дальгрена). Также новый корабль было решено оснастить тараном для борьбы с возможными броненосцами противника (которые, как знали южане, уже строятся у янки). Полное водоизмещение «Вирджинии» составило 4000 тонн, что почти на 800 тонн превышало водоизмещение прежнего «Мерримака». Длина ее составляла 83,8 метра, ширина — 15,6 метров, осадка — 6,4 метра.

Силовую установку оставили от «Мерримака», и это было ахиллесовой пятой проекта, потому что фрегат в свое время прибыл в Норфолк именно на замену паровой машины, так как его была уже сильно изношена. И вот 8 марта 1862 года у Хэмптон Роудс броненосец южан атаковал пять кораблей северян – парусные фрегаты «Конгресс» и «Сент-Лоренс», паровые фрегаты «Роанок» и «Миннесота», а также шлюп «Камберленд». «Вирджиния» обстреляла и потопила «Камберленд» тараном (при этом плохо сделанный таран сломался), атаковала вместе с кораблями поддержки «Конгресс», и после его сдачи подожгла раскаленными ядрами.


Шлюп «Камберленд», потопленный на рейде Хэмптон Корта броненосцем южан «Вирджиния».

Остальные три корабля северян сели на мель, и командир броненосца решил добить их уже на следующий день. Но на следующее утро на Хэмптонкортский рейд вылез броненосец северян «Монитор». На нем стоит остановиться особо. Как мы уже говорили, «Вирджиния» был эрзацем казематного броненосца или, если угодно, самоходной бронированной плавбатареей. «Монитор» же ведет свое начало  от другого проекта – так называемой «плавбатареи Стивенса». Эта батарея так никогда и не была построена, и в чертежах 1844 года задумывалась тоже как казематная. Однако в 1854 году проект пересмотрели, и теперь она должна была стать башенной, вооруженной одиночными 254-мм орудиями в двух бронированных башнях и пяти 381-мм орудий в каземате. Главным нововведением были именно поворачивающиеся башни на носу и в корме, что давало возможность иметь сектор обстрела в 180 градусов. Плюс, за счет высоты башен и расположения их на верхней палубе, появлялась возможность вести огонь даже при небольшом волнении, так как казематы могло заливать.

И опять цитата:

«В это же период Уэллес организовал «Броненосную контору» численностью в три штатных единицы, эти единицы лично консультировали военно-морского министра по поводу положения дел в броненосном кораблестроении и занимались проектно-изыскательскими работа в области броненосного флота и его вооружения. Что интересно, никто из членов «Броненосной конторы» ничего не понимал ни в кораблестроении, ни в корабельном вооружении. Но разве это главное? Каждая кухарка может проектировать броненосцы, уж коли она способна управлять государством. А ведь получилось! Именно «конторские» стали самыми ярыми сторонниками постройки «Монитора» и «Нью Джерси».


Бой «Вирджинии» и «Монитора».

И вот 3 августа 1861 года, после того, как северяне узнали о постройке конфедератами броненосца, был утвержден собственный проект, который предложил шведский изобретатель и кораблестроитель Джон Эрикссон. Из книги «Мониторы северян, 1861-1865»:

«Бушнелль продавливал заключение контракта с инженером-янки из Коннектикута, но на пути лоббиста отчаянно встал некто Корнелиус Деламатер, владелец собственного производства в Нью-Йорке. Промышленник свел Бушнелля со своим другом Джоном Эрикссоном, после чего они, сами — трое, обсудили видение перспективного броненосца. Что тут сказать? Глядя на «Монитор», даже сегодня соображаешь: без бутылки не обошлось… Одна башня на корабле объясняется очень просто: когда в тот памятный вечер участники заседания сделали первые наброски, все они были убеждены в том что изобразили катамаран с двумя башнями. Да-да, именно тогда Эрикссон развил перед финансистом свои взгляды на то, как должен выглядеть броненосец. Бушнеллю план очень понравился».


«Монитор», план-схема.

Швед отказался от казематов в принципе, высота надводного борта у «Монитора» составляла всего 60 см. Весь корабль был сделан из железа, а главным вооружением были две 254-мм пушки, расположенные во вращающейся башне. Орудия были дульнозарядными, как и в парусном флоте, после выстрела их втягивали внутрь башни, заряжали, вытягивали наружу и стреляли. Корабль строили в спешке, его оснастили двигателем в 300 л.с.,  который позволял развивать скорость до 9 узлов. Основным недостатком проекта была его мореходность. Корабль до Хэмптон Корта добрался просто чудом – он попал в волнение, всего-то 2-3 балла, но мало «Монитору» не показалось: волны захлестывали борта, из-за низкой герметичности корпуса заливали внутренние помещения, свернули трубы, вода погасила топки котлов. По сути, корабль начал медленно тонуть, лишь улучшение погоды позволило «Монитору» добраться до места боя.

Итак, вечером 8 марта 1862 года «Монитор» вошел на Хэмптонкортский рейд. На следующее утро «Вирджиния» вышла в море, чтобы добить оставшиеся корабли северян, но тут столкнулась с «Монитором». Форма броненосца была столь не обычна, что сначала его приняли за бакен, точащий из воды. «Монитор» подошел практически вплотную и дал залп. Ядра отскочили от броневой защиты «Вирджинии». В свою очередь артиллеристы южан не могли попасть в «Монитор», ведь над водой торчали одна рубка и труба. Добавьте сюда качку, ограниченную видимость из каземата, дымный порох. Понятно, что стрельба велась в расчете на удачное попадание.


За боем «Монитора» и «Вирджинии» наблюдали с берега солдаты северян и иностранные атташе.

Таким образом, пушки «Монитора» не могли пробить броню «Вирджинии», а орудия «Вирджинии» не могли попасть в «Монитор». Южане отчаявшись, попробовали с помощью стрелков поразить из ружей бойницы противника, но на мониторе, пользуясь механизмом поворота башни, после каждого выстрела отворачивали бойницы в сторону. Наконец поняв, что перестрелка безрезультатна, командир «Монитора» Уорден принял решение таранить «Вирджинию» со стороны винта. Однако броненосец южан из-за высоких бортов был более маневренным и мореходным, и сумел избежать столкновения. Тем не менее, залп с 10 ярдов смог-таки повредить броню «Вирджинии», сбросив один из бронелистов.

Теперь уже южане попробовали таранить «Монитор», однако, как мы помним, таран у них сломался еще в прошлом бою, и в результате «Вирджиния» как бы налезла на «Монитор» сверху, удар получился скользящим. Бой уже длился два с половиной часа, как вдруг пушки «Монитора» замолчали. «Вирджиния» развернулась, чтобы добить сидящую на мели «Миннесоту», однако команда северян просто загружала ядра из крюйт-камеры в башню. Вскоре бой продолжился.


Попытка тарана.

К исходу третьего часа одно из ядер «Вирджинии» попало-таки в башню, поразив осколками командирскую рубку. Осколок попал Уордену в глаз, и повредил второй. Командование теперь принял лейтенант Грин, который принял решение отходить, поскольку начинался отлив, и «Монитор» рисковал застрять на отмелях. В свою очередь «Вирджиния» тоже была не в силах продолжать бой. Корпус от постоянных ударов ядер сильно ослаб, в деревянном основании (как мы помним, корабль южан был своего рода симбиозом деревянного корабля и броненосца) открылась течь, и в результате «Вирджиния» ушла в Норфолк на ремонт.

Французский «Глуар», американские «Вирджиния» и «Монитор» стали знаковыми кораблями в военно-морской истории, и определили на последующие 20 лет два направления в кораблестроении. Спор, что выгоднее – казематы или башни – тянулся до  1880-х годов. Казематные броненосцы несли больше орудий и были более мореходны, но их пушки были расположены по бортам и имели сектор обстрела не более 20-30 градусов. Башенные или барбетные броненосцы сосредотачивали артиллерию в одной-двух (редко в трех или четырех) башнях, и имели сектор обстрела от 180 градусов и больше. Однако сложность механизмов поворота, большой вес башен, и низкий борт были отрицательными сторонами подобных проектов.

Самой, наверное, «извращенной» и необычной конструкцией обладал броненосец южан «Манассас». Этот перестроенный из ледокола корабль имел очень низкую посадку, абсолютно покатую бронированную крышу и всего одно орудие – старую 64-фунтовку Дальгрена. В бою у Хэд-фор-Паса он повредил три небольших корабля северян, но и сам вылетел на мель, к тому же от огня противника был поврежден двигатель броненосца. Ночью корабли поддержки смогли снять «Манассас» с мели и отвести на базу, в Новый Орлеан.


Броненосец южан «Манассас».

Всего с 1861 по 1865 год северяне спустили на воду 71 броненосец (в основном мониторного типа), а конфедераты – 33 броненосца (в основном казематного типа), плюс две бронированные плавбатареи. Это, конечно же, поразительный результат и для промышленности Севера, и для промышленности Юга, однако стоит помнить очень важную вещь – и с той и с другой стороны большинство проектов было эрзацами, сделанными на скорую руку, безо всякой проработки. И поэтому не стоит удивляться, что после Гражданской войны флот США сократился и стал стремительно стареть.

1870-е годы в мировом кораблестроении состоялся триумф казематных броненосцев. Это были английские «Hercules» и «Monarch», французские «Courbet» и «Océan», германский «Kaiser», австрийский «Tegetthoff» и т.д. Американцы же в основном строили корабли мониторного типа, которые могли действовать без проблем только на реках и мелководьях. Таким образом США строили флот береговой обороны. На 1870 год у них во флоте сохранялись деревянные и колесные пароходы, к первому рангу относились четыре парусно-винтовых деревянных фрегата «Колорадо», «Миннесота», «Франклин» и «Уобаш». Всего во флоте числился 186 боевых кораблей, но не будем забывать, что после 1846 года США приходилось делить свои эскадры между Атлантическим и Тихим океанами. Из этого количества подавляющее большинство было маленькими кораблями, от шлюпа и ниже.


Фрегат I ранга «Миннесота».

Оскар Уальд в 1879 году в «Кентервилльском привидении» вложил в уста призрака такую фразу: «В Америке нет ничего допотопного и диковинного? А ваш флот и ваши манеры?», и это была абсолютная правда. Но именно в этот период Альфред Тайер-Мэхэн начал свои знаменитые лекции о выгоде морской мощи, на которых было воспитано целое поколение американских адмиралов. Глядя на флоты Великобритании и Франции, политическая и промышленная верхушка США требовала создания мощного современного многоцелевого флота. 3 марта 1883 года Конгресс выделил 1,3 миллиона долларов на новую судостроительную программу, которую американцы назвали «ABCD» — по первым буквам названий четырех новых крейсеров, которые надлежало построить.

Еще до окончания строительства на ближайшие 3 года было запланировано заложить 3 линейных корабля II ранга (по сути броненосцы береговой обороны)  — «Техас», «Мэн» и «Нью-Йорк», а 7 сентября 1888 года Конгресс постановил дополнить программу еще 6 бронепалубными крейсерами.


Линейный корабль II ранга «Нью-Йорк». Построен в 1891 году.

Последние были чистыми рейдерами  – «разрушителями торговли». Министр военно-морского флота Уильям Уитни, оправдывая кораблестроительную программу, говорил следующее: «Сейчас мы не можем защитить собственное побережье, но мы должны суметь ответить ударом на удар, и в скором времени мы будем в состоянии выставить в море флот «разрушителей торговли» — больших и скоростных крейсеров, способных причинить торговле предполагаемого противника тяжелый и серьезный урон». Уитни доказывал, что крейсеров, имеющих водоизмещение более 3000 тонн и скорость более 19 узлов у Англии всего десять, у Франции – пять, у Испании – три, у Японии – два. Построив восемь подобных кораблей, Америка стремительно выводила свой флот на второе место в мире. Конгресс утвердил эту доктрину, и началось строительство «Большого Белого Флота» (Great White Fleet). Об этом — в продолжении.

Предыдущие статьи Сергея Махова:

Как США строили свой флот: парусные корабли

США: от колоний к государству — IV

США: от колоний к государству — III

США: от колоний к государству — II

США: от колоний к государству — I

День Баррикад: майдан по-французски — I

День Баррикад: майдан по-французски — II

Деньги, пушки и корабли: как Петр I создавал Россию

resfed.com

Монитор (броненосец) Википедия

«Монитор» (англ. Monitor — наблюдатель) — первый броненосец ВМС США, знаменитый прежде всего своим участием в первой в истории морских сражении битве броненосцев: битве у Хэмптон Роудс 9 марта 1862 года в ходе Гражданской войны в США. «Монитор» стал основателем нового класса судов.

История появления

В 1859 году во Франции был заложен «La Gloire» («Ла Глуар» — «Слава») — первый из совершенно нового типа судов: корабль, снабжённый бронёй из стальных плит. В мире данное событие не осталось незамеченным, и вскоре в Великобритании были заложены аналогичные суда, получившие название броненосцы. С этого момента природа морских сражений резко изменилась.

В ходе Гражданской войны в руки Конфедерации попал корпус корабля «Мерримак», который северяне не успели полностью уничтожить при отступлении из базы ВМС в Госпорте. Вскоре разведке северян стало известно, что «Мерримак», который восстанавливали под именем «Виргиния», планируется воссоздать в новом качестве — в виде броненосца, предназначенного для прорыва морской блокады портов Конфедерации.

Не дожидаясь окончания реставрации «Виргинии», федеральные власти решили создать корабль, способный успешно противостоять надежде Юга, какой бы она ни была.

Шведский эмигрант Джон Эриксон, уже зарекомендовавший себя рядом технических новинок, предложил создать принципиально новый корабль, не имевший аналогов в мире. Более того, он заявил, что построит его всего за три месяца. Предложенный им проект оказался настолько убедительным, что президент Линкольн в свойственной ему манере сказал: «Я чувствую то же, что чувствует девушка, первый раз надевающая чулок: в этом что-то есть». Комиссия утвердила проект. И Эриксон сумел построить абсолютно новое судно всего за 100 дней.

Слово «Monitor» в американизированном английском среди прочих имеет и значение «наставник» или «ментор». Подразумевалось, что корабль с таким именем преподаст урок южанам.

Конструкция

Весь корпус корабля был выполнен из железа. Высота бортов составляла всего 60 см. Броня покрывала не только борта, но и палубу. Палуба была совершенно пустой, за исключением хорошо бронированной рулевой рубки и орудийной башни. Ближе к корме находились две дымовые трубы, которые требовалось демонтировать перед вступлением в бой.

Схема корабля.

Вращающаяся тяжелобронированная орудийная башня была вооружена двумя 11-дюймовыми (279 мм) гладкоствольными орудиями Дальгрена. Орудия заряжались с дула и выдвигались в порты после перезарядки на талях. Башня «Монитора» бронировалась многослойной бронёй толщиной в 8 дюймов. На момент спуска ни одно корабельное орудие флота южан не было способно пробить такую броню. По оценке первого командира корабля лейтенанта Уордена: «если снаряд ударит в башню под острым углом, то он отскочит от неё, не причинив повреждений». Орудия Дальгрена, которыми был вооружён корабль, действовали в духе морской стратегии того времени: они предназначались не для пробивания брони противника, но для разбития листов брони или попытки сорвать их крепления. Однако после разрыва одного из подобных орудий на испытаниях используемые пороховые заряды были серьёзно уменьшены. В 1906 году в интервью с последним из оставшихся в живых офицеров «Монитора», капитаном Луисом Н. Стоддером (англ. Louis N.Stodder), прозвучало утверждение:

Мы имели приказ использовать лишь 15-фунтовые заряды чёрного пороха — при весе ядра 165 фунтов. Сейчас в пушках такого же калибра используют заряды весом от 250 до 500 фунтов пороха. Эффект же нашей стрельбы был сравним с бросанием большого каучукового мяча — столь мала была пробивающая способность наших ядер.

Малая осадка позволяла кораблю действовать на реках и отмелях береговой линии.

Всего в конструкции корабля было использовано 47 уникальных изобретений, защищённых патентами.

Недостатки

Как корабль оригинальной конструкции, создаваемый в спешке, «Монитор» обладал множеством недостатков.

Проблемы были с трёхсотсильным двигателем, позволявшим развивать скорость всего в 9 узлов. Однако даже такая скорость зачастую была недостижима: сверхнизкие борта не только снижали видимость корабля для противника, но и сильно ухудшали его маневренность, к тому же при малейшем волнении на море волны просто перехлёстывали через борта. В своём первом переходе корабль попал в волнение на море, которое было всего в 2—3 балла, но и этого оказалось достаточным, чтобы корабль добрался до цели только чудом. Волны перехлёстывали через борта, негерметичные люки пропускали воду внутрь. Низкие трубы были повалены волной, и вода погасила топки котлов. Трюмы оказались полны ядовитого дыма, остановившиеся машины не позволяли использовать паровые помпы, и корабль медленно тонул. Только улучшение погоды позволило вновь разжечь топки, откачать воду и продолжить путь.

Свои недостатки имела и новейшая система применения пара для вращения башни. По свидетельству заместителя командира корабля лейтенанта Грина башня вращалась то туго, то легко и быстро: «Трудно было начинать вращение, а если оно уже началось, остановить его».

Многие недостатки корабля можно было бы , но завершившееся строительство «Виргинии» потребовало немедленного ввода «Монитора» в строй.

Битва на рейде Хемптон-Роудс

Рисунок с изображением битвы между «Монитором» и «Виргинией». Башня после боя. Вид спереди. Вид на башню сзади.

В ходе боя броненосца южан «Виргиния» против блокадной эскадры северян 8 марта 1862 года преимущества нового типа судов проявились в полной мере. «Виргиния», не понеся никаких ощутимых потерь, уничтожила два мощных корабля противника («Камберленд» и «Конгресс») и тяжело повредила третий. Прибывший к месту сражения поздно вечером «Монитор» оказался последним средством, способным оказать сопротивление «Виргинии».

Командовал «Монитором» лейтенант Джон Л. Уорден (John L. Worden). Его заместителем был лейтенант Сэмюэль Дана Грин (Samuel Dana Greene), во время боя находившийся в башне. Третьим по старшинству был лейтенант Элбан К. Стимерс (Alban C.Stimers), служивший на «Мерримаке» до его захвата.

Однако в Вашингтоне решили иначе. Узнав о трагических обстоятельствах боя 8 марта и опасаясь, что «Виргиния» поднимется вверх по Потомаку и атакует Белый дом и Капитолий, командование флотом отдало приказ «Монитору» срочно отправиться в Вашингтон. Однако Уорден, то ли понимая, что целью южан является прорыв блокады, а не атака столицы, то ли просто опасаясь второго долгого перехода, могущего оказаться гибельным для судна, приказ предпочёл проигнорировать. По другой версии, приказ не был передан Уордену исполнявшим обязанности командира эскадры капитаном Марстоном.

9 марта «Виргиния», выйдя в море для уничтожения «Миннесоты», столкнулась с «Монитором». Форма последнего была настолько необычна, что экипаж южан принял его то ли за бакен, то ли за плот, и проигнорировал в качестве противника. Это позволило Уордену подойти вплотную и дать залп. Однако ядра отлетали от броневой защиты корабля южан. Впрочем, и ответный залп «Виргинии» оказался безрезультатным. После одного из попаданий «Виргинии» Уорден вылез из башни и осмотрел выбоину, оставленную снарядом. Позднее он написал: «за исключением нескольких трещин, корпус не был поврежден».

Корабли сопровождения «Виргинии», предпочитая не рисковать, вернулись к Норфолку.

После нескольких безрезультатных залпов южане попробовали поразить противника в бойницы орудий, но на «Мониторе», пользуясь паровым приводом поворота башни, разворачивали её после каждого выстрела, а не использовали имевшиеся тяжёлые железные плиты, предназначенные для её защиты, но сильно замедлявшие темп стрельбы и выматывающие матросов.

Однако вышло из строя переговорное устройство между башней и рубкой, и приказы передавались через матросов, бегающих по открытой палубе. По иронии судьбы оба матроса (Килер и Тофф) до службы на «Мониторе» были людьми сухопутными, и доставляемая ими информация зачастую искажалась. Ориентация же из самой орудийной башни была крайне затруднена: специальные отметины, позволявшие различать левый и правый борта, вскоре были затёрты, и Грину часто приходилось вести стрельбу, полагаясь лишь на собственную интуицию.

Убедившись, что «Монитор» также неспособен причинить вред противнику, лейтенант Уорден попытался таранить «Виргинию» со стороны винта. Однако «Виргиния» лучше слушалась руля и сумела избежать столкновения. Тем не менее, залп «Монитора» с минимального расстояния пробил-таки броню «Виргинии», но деревянная подкладка оказалась неповреждённой, и течь не образовалась. В свою очередь, капитан «Виргинии» Джонс также попытался таранить противника. Однако специально приспособленного тарана, установленного на «Виргинии», корабль лишился ещё в предыдущий день в столкновении с «Камберлендом». Попытка подмять днищем низко сидящий в воде «Монитор» тоже оказалась безрезультатной: удар пришёлся вскользь.

В башне «Монитора» кончились ядра, а для их дополнительной загрузки требовалось развернуть башню по носу корабля. Ошибочно приняв бездействие противника за поломку, «Виргиния» вновь попыталась добить стоящую на мели «Миннесоту», однако вскоре «Монитор» вернулся в бой.

К исходу третьего часа боя наводчики «Виргинии» сменили тактику и стали целить в командирскую рубку. В результате одного из разрывов снарядов пострадал капитан «Монитора» Уорден: осколками и окалиной с внутренней стороны бронелиста ему выбило один глаз и повредило второй. Командование принял на себя лейтенант Грин, который принял решение уходить под прикрытие своих батарей: наступал отлив, и даже корабль с столь малой осадкой рисковал оказаться на мели в виду береговых батарей противника, что привело бы к его потере. Кроме того, команда, не спавшая с момента выхода корабля из Нью-Йорка, устала как физически, так и психологически. Грин писал:

«Мои люди, да и я сам, были совершенно черны от дыма и пороха. Все мое белье было абсолютно чёрным… Я оставался на ногах так долго и был в таком взбудораженном состоянии, что моя нервная система совершенно измоталась. Нервы и мускулы резко сокращались, словно по ним постоянно пробегал электрический разряд… Я лег и попытался заснуть — с тем же успехом я мог попытаться взлететь».

Однако многочисленные наблюдатели на берегу считали иначе: помощник военного министра Фокс был возмущён отходом «Монитора» и позднее требовал отстранения Грина от командования. Ряд газет (как Севера, так и Юга) прямо обвинял экипаж «Монитора» в трусости.

Командование «Виргинии» было удивлено отходом «Монитора» (он казался противнику неповреждённым) и некоторые время ожидало его возвращения на рейде. Однако «Виргиния» оказалась не в состоянии сражаться с кем бы то ни было: корпус корабля ослаб от постоянных ударов, началась течь в деревянной основе судна, а начавшийся отлив грозил набравшему воды судну посадкой на мель. Корабль вернулся в Норфолк для ремонта.

Крайне маломощная тяжёлая промышленность южан, и так приложившая нечеловеческие усилия для создания «Виргинии» (на переплавку пускали даже металлические ограды частных домов в городах), не сумела восстановить судно.

Таким образом, несмотря на то, что поле боя осталось за «Виргинией», цель последней (прорыв блокады) оказалась неосуществлённой, а цель «Монитора» (не допустить деблокады) оказалась успешно выполненной.

Монитор (класс кораблей)

Свидетелем сражения стал французский корабль «Гассанди» (фр. Gassendi). Его командир впоследствии в Европе описал увиденное им.

Вскоре после битвы, наглядно продемонстрировавшей возможности бронезащиты, во всём мире появились корабли аналогичного класса: в США создавались как однобашенные, так и двухбашенные мониторы. Их мореходные качества были существенно улучшены и позволяли кораблям выходить в море.

Аналогичными судами были укомплектованы флота Великобритании, России, Швеции, Норвегии, Дании и Перу. Примечательно, что первый монитор шведского флота, спущенный на воду спустя три месяца после битвы у Хемптон-Роудс, был назван в честь Джона Эриксона.

Гибель

Гибель «Монитора».

29 декабря 1862 года «Монитор» после ремонта следовал на буксире на тросе в Хемптон-Роудс. Однако в районе 11 часов вечера случилось то, чего опасалась команда ещё во время самого первого похода: волны захлестнули корабль, и он стремительно затонул. Вместе с кораблём погибло 4 офицера и 12 матросов (49 человек было спасено).

Место гибели

В 1973 году место гибели «Монитора», обнаруженное в 16 милях к юго-востоку от от мыса Хаттерас в Северной Каролине, было объявлено первым национальным морским святилищем. Из-за бурных течений и изменчивой погоды данный район часто называют Кладбищем Атлантики.

В 1998 году со дна моря был поднят винт корабля. 16 июля 2001 была поднята 30-тонная силовая установка. А в 2002 году после 41 дня работы со дна моря была поднята башня корабля. Во время подъема были найдены останки двух моряков, которые ожидают своей идентификации.

Сейчас место гибели корабля находится под охраной Национального агентства океанологии и атмосферы. Многочисленные части корабля, поднятые со дна, находятся в Морском музее в Виргинии.

В 1986 году место гибели «Монитора» было объявлено национальным историческим памятником.

«Монитор» в искусстве

  • История «Монитора» достаточно подробно описана в фантастическом историческом романе известного фантаста Гарри Гаррисона «Кольца анаконды».
  • Строительство кораблей и финальное сражение между «Виргинией» и «Монитором» воспроизведены режиссёром Делбертом Манном в художественном фильме 1991 года «Броненосцы»[1].
  • USS Monitor — песня шведской метал-группы Civil War.

Примечания

Ссылки

Батарейные и казематные броненосцы

Трофейные броненосцы (с 1863)

1Не относился к американскому флоту; принадлежал береговой охране.
2Французской постройки; продан в 1869 году Японии как «Котецу».
3Захвачен недостроенным; введен в состав флота северян.
4Потоплен; поднят, сдан на слом.
5Ввиду плохого состояния сдан на лом немедленно после захвата.

wikiredia.ru

Википедия — свободная энциклопедия

Избранная статья

Первое сражение при реке Булл-Ран (англ. First Battle of Bull Run), также Первое сражение при Манассасе) — первое крупное сухопутное сражение Гражданской войны в США. Состоялось 21 июля 1861 года возле Манассаса (штат Виргиния). Федеральная армия под командованием генерала Ирвина Макдауэлла атаковала армию Конфедерации под командованием генералов Джонстона и Борегара, но была остановлена, а затем обращена в бегство. Федеральная армия ставила своей целью захват важного транспортного узла — Манассаса, а армия Борегара заняла оборону на рубеже небольшой реки Булл-Ран. 21 июля Макдауэлл отправил три дивизии в обход левого фланга противника; им удалось атаковать и отбросить несколько бригад конфедератов. Через несколько часов Макдауэлл отправил вперёд две артиллерийские батареи и несколько пехотных полков, но южане встретили их на холме Генри и отбили все атаки. Федеральная армия потеряла в этих боях 11 орудий, и, надеясь их отбить, командование посылало в бой полк за полком, пока не были израсходованы все резервы. Между тем на поле боя подошли свежие бригады армии Юга и заставили отступить последний резерв северян — бригаду Ховарда. Отступление Ховарда инициировало общий отход всей федеральной армии, который превратился в беспорядочное бегство. Южане смогли выделить для преследования всего несколько полков, поэтому им не удалось нанести противнику существенного урона.

Хорошая статья

«Хлеб» (укр. «Хліб») — одна из наиболее известных картин украинской советской художницы Татьяны Яблонской, созданная в 1949 году, за которую ей в 1950 году была присуждена Сталинская премия II степени. Картина также была награждена бронзовой медалью Всемирной выставки 1958 года в Брюсселе, она экспонировалась на многих крупных международных выставках.

В работе над полотном художница использовала наброски, сделанные летом 1948 года в одном из наиболее благополучных колхозов Советской Украины — колхозе имени В. И. Ленина Чемеровецкого района Каменец-Подольской области, в котором в то время было одиннадцать Героев Социалистического Труда. Яблонская была восхищена масштабами сельскохозяйственных работ и людьми, которые там трудились. Советские искусствоведы отмечали, что Яблонская изобразила на своей картине «новых людей», которые могут существовать только в социалистическом государстве. Это настоящие хозяева своей жизни, которые по-новому воспринимают свою жизнь и деятельность. Произведение было задумано и создано художницей как «обобщённый образ радостной, свободной творческой работы». По мнению французского искусствоведа Марка Дюпети, эта картина стала для своего времени программным произведением и образцом украинской реалистической живописи XX столетия.

Изображение дня

Рассвет в деревне Бёрнсте в окрестностях Дюльмена, Северный Рейн-Вестфалия

wikipedia.green

Монитор (броненосец) Вики

«Монитор» (англ. Monitor — наблюдатель) — первый броненосец ВМС США, знаменитый прежде всего своим участием в первой в истории морских сражении битве броненосцев: битве у Хэмптон Роудс 9 марта 1862 года в ходе Гражданской войны в США. «Монитор» стал основателем нового класса судов.

История появления[ | код]

В 1859 году во Франции был заложен «La Gloire» («Ла Глуар» — «Слава») — первый из совершенно нового типа судов: корабль, снабжённый бронёй из стальных плит. В мире данное событие не осталось незамеченным, и вскоре в Великобритании были заложены аналогичные суда, получившие название броненосцы. С этого момента природа морских сражений резко изменилась.

В ходе Гражданской войны в руки Конфедерации попал корпус корабля «Мерримак», который северяне не успели полностью уничтожить при отступлении из базы ВМС в Госпорте. Вскоре разведке северян стало известно, что «Мерримак», который восстанавливали под именем «Виргиния», планируется воссоздать в новом качестве — в виде броненосца, предназначенного для прорыва морской блокады портов Конфедерации.

Не дожидаясь окончания реставрации «Виргинии», федеральные власти решили создать корабль, способный успешно противостоять надежде Юга, какой бы она ни была.

Шведский эмигрант Джон Эриксон, уже зарекомендовавший себя рядом технических новинок, предложил создать принципиально новый корабль, не имевший аналогов в мире. Более того, он заявил, что построит его всего за три месяца. Предложенный им проект оказался настолько убедительным, что президент Линкольн в свойственной ему манере сказал: «Я чувствую то же, что чувствует девушка, первый раз надевающая чулок: в этом что-то есть». Комиссия утвердила проект. И Эриксон сумел построить абсолютно новое судно всего за 100 дней.

Слово «Monitor» в американизированном английском среди прочих имеет и значение «наставник» или «ментор». Подразумевалось, что корабль с таким именем преподаст урок южанам.

Конструкция[ | код]

Весь корпус корабля был выполнен из железа. Высота бортов составляла всего 60 см. Броня покрывала не только борта, но и палубу. Палуба была совершенно пустой, за исключением хорошо бронированной рулевой рубки и орудийной башни. Ближе к корме находились две дымовые трубы, которые требовалось демонтировать перед вступлением в бой.

Схема корабля.

Вращающаяся тяжелобронированная орудийная башня была вооружена двумя 11-дюймовыми (279 мм) гладкоствольными орудиями Дальгрена. Орудия заряжались с дула и выдвигались в порты после перезарядки на талях. Башня «Монитора» бронировалась многослойной бронёй толщиной в 8 дюймов. На момент спуска ни одно корабельное орудие флота южан не было способно пробить такую броню. По оценке первого командира корабля лейтенанта Уордена: «если снаряд ударит в башню под острым углом, то он отскочит от неё, не причинив повреждений». Орудия Дальгрена, которыми был вооружён корабль, действовали в духе морской стратегии того времени: они предназначались не для пробивания брони противника, но для разбития листов брони или попытки сорвать их крепления. Однако после разрыва одного из подобных орудий на испытаниях используемые пороховые заряды были серьёзно уменьшены. В 1906 году в интервью с последним из оставшихся в живых офицеров «Монитора», капитаном Луисом Н. Стоддером (англ. Louis N.Stodder), прозвучало утверждение:

Мы имели приказ использовать лишь 15-фунтовые заряды чёрного пороха — при весе ядра 165 фунтов. Сейчас в пушках такого же калибра используют заряды весом от 250 до 500 фунтов пороха. Эффект же нашей стрельбы был сравним с бросанием большого каучукового мяча — столь мала была пробивающая способность наших ядер.

Малая осадка позволяла кораблю действовать на реках и отмелях береговой линии.

Всего в конструкции корабля было использовано 47 уникальных изобретений, защищённых патентами.

Недостатки[ | код]

Как корабль оригинальной конструкции, создаваемый в спешке, «Монитор» обладал множеством недостатков.

Проблемы были с трёхсотсильным двигателем, позволявшим развивать скорость всего в 9 узлов. Однако даже такая скорость зачастую была недостижима: сверхнизкие борта не только снижали видимость корабля для противника, но и сильно ухудшали его маневренность, к тому же при малейшем волнении на море волны просто перехлёстывали через борта. В своём первом переходе корабль попал в волнение на море, которое было всего в 2—3 балла, но и этого оказалось достаточным, чтобы корабль добрался до цели только чудом. Волны перехлёстывали через борта, негерметичные люки пропускали воду внутрь. Низкие трубы были повалены волной, и вода погасила топки котлов. Трюмы оказались полны ядовитого дыма, остановившиеся машины не позволяли использовать паровые помпы, и корабль медленно тонул. Только улучшение погоды позволило вновь разжечь топки, откачать воду и продолжить путь.

Свои недостатки имела и новейшая система применения пара для вращения башни. По свидетельству заместителя командира корабля лейтенанта Грина башня вращалась то туго, то легко и быстро: «Трудно было начинать вращение, а если оно уже началось, остановить его».

Многие недостатки корабля можно было бы ис, но завершившееся строительство «Виргинии» потребовало немедленного ввода «Монитора» в строй.

Битва на рейде Хемптон-Роудс[ | код]

Рисунок с изображением битвы между «Монитором» и «Виргинией». Башня после боя. Вид спереди. Вид на башню сзади.

В ходе боя броненосца южан «Виргиния» против блокадной эскадры северян 8 марта 1862 года преимущества нового типа судов проявились в полной мере. «Виргиния», не понеся никаких ощутимых потерь, уничтожила два мощных корабля противника («Камберленд» и «Конгресс») и тяжело повредила третий. Прибывший к месту сражения поздно вечером «Монитор» оказался последним средством, способным оказать сопротивление «Виргинии».

Командовал «Монитором» лейтенант Джон Л. Уорден (John L. Worden). Его заместителем был лейтенант Сэмюэль Дана Грин (Samuel Dana Greene), во время боя находившийся в башне. Третьим по старшинству был лейтенант Элбан К. Стимерс (Alban C.Stimers), служивший на «Мерримаке» до его захвата.

Однако в Вашингтоне решили иначе. Узнав о трагических обстоятельствах боя 8 марта и опасаясь, что «Виргиния» поднимется вверх по Потомаку и атакует Белый дом и Капитолий, командование флотом отдало приказ «Монитору» срочно отся в Вашингтон. Однако Уорден, то ли понимая, что целью южан является прорыв блокады, а не атака столицы, то ли просто опасаясь второго долгого перехода, могущего оказаться гибельным для судна, приказ предпочёл проигнорировать. По другой версии, приказ не был передан Уордену исполнявшим обязанности командира эскадры капитаном Марстоном.

9 марта «Виргиния», выйдя в море для уничтожения «Миннесоты», столкнулась с «Монитором». Форма последнего была настолько необычна, что экипаж южан принял его то ли за бакен, то ли за плот, и проигнорировал в качестве противника. Это позволило Уордену подойти вплотную и дать залп. Однако ядра отлетали от броневой защиты корабля южан. Впрочем, и ответный залп «Виргинии» оказался безрезультатным. После одного из попаданий «Виргинии» Уорден вылез из башни и осмотрел выбоину, оставленную снарядом. Позднее он написал: «за исключением нескольких трещин, корпус не был поврежден».

Корабли сопровождения «Виргинии», предпочитая не рисковать, вернулись к Норфолку.

После нескольких безрезультатных залпов южане попробовали поразить противника в бойницы орудий, но на «Мониторе», пользуясь паровым приводом поворота башни, разворачивали её после каждого выстрела, а не использовали имевшиеся тяжёлые железные плиты, предназначенные для её защиты, но сильно замедлявшие темп стрельбы и выматывающие матросов.

Однако вышло из строя переговорное устройство между башней и рубкой, и приказы передавались через матросов, бегающих по открытой палубе. По иронии судьбы оба матроса (Килер и Тофф) до службы на «Мониторе» были людьми сухопутными, и доставляемая ими информация зачастую искажалась. Ориентация же из самой орудийной башни была крайне затруднена: специальные отметины, позволявшие различать левый и правый борта, вскоре были затёрты, и Грину часто приходилось вести стрельбу, полагаясь лишь на собственную интуицию.

Убедившись, что «Монитор» также неспособен причинить вред противнику, лейтенант Уорден попытался таранить «Виргинию» со стороны винта. Однако «Виргиния» лучше слушалась руля и сумела избежать столкновения. Тем не менее, залп «Монитора» с минимального расстояния пробил-таки броню «Виргинии», но деревянная подкладка оказалась неповреждённой, и течь не образовалась. В свою очередь, капитан «Виргинии» Джонс также попытался таранить противника. Однако специально приспособленного тарана, установленного на «Виргинии», корабль лишился ещё в предыдущий день в столкновении с «Камберлендом». Попытка подмять днищем низко сидящий в воде «Монитор» тоже оказалась безрезультатной: удар пришёлся вскользь.

В башне «Монитора» кончились ядра, а для их дополнительной загрузки требовалось развернуть башню по носу корабля. Ошибочно приняв бездействие противника за поломку, «Виргиния» вновь попыталась добить стоящую на мели «Миннесоту», однако вскоре «Монитор» вернулся в бой.

К исходу третьего часа боя наводчики «Виргинии» сменили тактику и стали целить в командирскую рубку. В результате одного из разрывов снарядов пострадал капитан «Монитора» Уорден: осколками и окалиной с внутренней стороны бронелиста ему выбило один глаз и повредило второй. Командование принял на себя лейтенант Грин, который принял решение уходить под прикрытие своих батарей: наступал отлив, и даже корабль с столь малой осадкой рисковал оказаться на мели в виду береговых батарей противника, что привело бы к его потере. Кроме того, команда, не спавшая с момента выхода корабля из Нью-Йорка, устала как физически, так и психологически. Грин писал:

«Мои люди, да и я сам, были совершенно черны от дыма и пороха. Все мое белье было абсолютно чёрным… Я оставался на ногах так долго и был в таком взбудораженном состоянии, что моя нервная система совершенно измоталась. Нервы и мускулы резко сокращались, словно по ним постоянно пробегал электрический разряд… Я лег и попытался заснуть — с тем же успехом я мог попытаться взлететь».

Однако многочисленные наблюдатели на берегу считали иначе: помощник военного министра Фокс был возмущён отходом «Монитора» и позднее требовал отстранения Грина от командования. Ряд газет (как Севера, так и Юга) прямо обвинял экипаж «Монитора» в трусости.

Командование «Виргинии» было удивлено отходом «Монитора» (он казался противнику неповреждённым) и некоторые время ожидало его возвращения на рейде. Однако «Виргиния» оказалась не в состоянии сражаться с кем бы то ни было: корпус корабля ослаб от постоянных ударов, началась течь в деревянной основе судна, а начавшийся отлив грозил набравшему воды судну посадкой на мель. Корабль вернулся в Норфолк для ремонта.

Крайне маломощная тяжёлая промышленность южан, и так приложившая нечеловеческие усилия для создания «Виргинии» (на переплавку пускали даже металлические ограды частных домов в городах), не сумела восстановить судно.

Таким образом, несмотря на то, что поле боя осталось за «Виргинией», цель последней (прорыв блокады) оказалась неосуществлённой, а цель «Монитора» (не допустить деблокады) оказалась успешно выполненной.

Монитор (класс кораблей)[ | код]

Свидетелем сражения стал французский корабль «Гассанди» (фр. Gassendi). Его командир впоследствии в Европе описал увиденное им.

Вскоре после битвы, наглядно продемонстрировавшей возможности бронезащиты, во всём мире появились корабли аналогичного класса: в США создавались как однобашенные, так и двухбашенные мониторы. Их мореходные качества были существенно улучшены и позволяли кораблям выходить в море.

Аналогичными судами были укомплектованы флота Великобритании, России, Швеции, Норвегии, Дании и Перу. Примечательно, что первый монитор шведского флота, спущенный на воду спустя три месяца после битвы у Хемптон-Роудс, был назван в честь Джона Эриксона.

Гибель[ | код]

Гибель «Монитора».

29 декабря 1862 года «Монитор» после ремонта следовал на буксире на тросе в Хемптон-Роудс. Однако в районе 11 часов вечера случилось то, чего опасалась команда ещё во время самого первого похода: волны захлестнули корабль, и он стремительно затонул. Вместе с кораблём погибло 4 офицера и 12 матросов (49 человек было спасено).

Место гибели[ | код]

В 1973 году место гибели «Монитора», обнаруженное в 16 милях к юго-востоку от от мыса Хаттерас в Северной Каролине, было объявлено первым национальным морским святилищем. Из-за бурных течений и изменчивой погоды данный район часто называют Кладбищем Атлантики.

В 1998 году со дна моря был поднят винт корабля. 16 июля 2001 была поднята 30-тонная силовая установка. А в 2002 году после 41 дня работы со дна моря была поднята башня корабля. Во время подъема были найдены останки двух моряков, которые ожидают своей идентификации.

Сейчас место гибели корабля находится под охраной Национального агентства океанологии и атмосферы. Многочисленные части корабля, поднятые со дна, находятся в Морском музее в Виргинии.

В 1986 году место гибели «Монитора» было объявлено национальным историческим памятником.

«Монитор» в искусстве[ | код]

  • История «Монитора» достаточно подробно описана в фантастическом историческом романе известного фантаста Гарри Гаррисона «Кольца анаконды».
  • Строительство кораблей и финальное сражение между «Виргинией» и «Монитором» воспроизведены режиссёром Делбертом Манном в художественном фильме 1991 года «Броненосцы»[1].
  • USS Monitor — песня шведской метал-группы Civil War.

Примечания[ | код]

Ссылки[ | код]

Батарейные и казематные броненосцы

Трофейные броненосцы (с 1863)

1Не относился к американскому флоту; принадлежал береговой охране.
2Французской постройки; продан в 1869 году Японии как «Котецу».
3Захвачен недостроенным; введен в состав флота северян.
4Потоплен; поднят, сдан на слом.
5Ввиду плохого состояния сдан на лом немедленно после захвата.

ru.wikibedia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *