Большой флот Википедия

Большой флот — собирательное название программ строительства Военно-Морского Флота СССР в 1938—1955 годах, целью которых было создание мощного океанского флота. Ядро «Большого флота» должны были составлять крупные боевые корабли, превосходившие или равные по своим боевым и эксплуатационным качествам аналогичные корабли иностранных флотов[1]. Крупнейшими кораблестроительными программами этого периода стали «Десятилетний план строительства кораблей ВМФ» (1938—1947 годы) и «Десятилетняя программа военного кораблестроения на 1946—1955 годы».

Предыстория[ | ]

Первые программы военного кораблестроения РКВМФ (1926 и 1929 годов) были ориентированы на замену устаревших балтийских и черноморских подводных лодок девятнадцатью большими и четырьмя малыми подводными лодками, достройку трёх эскадренных миноносцев типа «Новик», модернизацию четырёх линейных кораблей, постройку незначительного числа лёгких сторожевых судов, 68 торпедных катеров и монитора с 356-мм орудиями

[2][3]. Однако даже они не были полностью выполнены: за 1929—1932 год вступили в строй семь подводных лодок типа «Декабрист», восемь сторожевых кораблей типа «Ураган» и 59 торпедных катеров типа «Ш-4»[2], модернизированы всего два линейных корабля.

Идея строительства «Большого советского флота» впервые появилась не позднее 1930 года, сторонником её был И. В. Сталин.

Впервые о существовании планов по строительству линкоров для Советского Военно-Морского Флота упомянул на заседании Комиссии обороны при СНК СССР 11 июля 1931 года И. В. Сталин[4]: «Начать постройку большого флота надо с малых кораблей. Не исключено, что через пять лет мы будем строить линкоры». В последующие несколько лет темы по новым линкорам неизменно вычёркивались из планов Научного института военного кораблестроения[4], так как в «Программе военного судостроения на вторую пятилетку (1933—1938)», основанной на теоретических взглядах сторонников «Малого флота» (А. П. Александрова, И. М. Лудри, К. И. Душенова и др.), роль главной ударной силы будущих советских флотов отводилась подводным лодкам и

ru-wiki.ru

Большой флот Википедия

Большой флот — собирательное название программ строительства Военно-Морского Флота СССР в 1938—1955 годах, целью которых было создание мощного океанского флота. Ядро «Большого флота» должны были составлять крупные боевые корабли, превосходившие или равные по своим боевым и эксплуатационным качествам аналогичные корабли иностранных флотов[1]. Крупнейшими кораблестроительными программами этого периода стали «Десятилетний план строительства кораблей ВМФ» (1938—1947 годы) и «Десятилетняя программа военного кораблестроения на 1946—1955 годы».

Первые программы военного кораблестроения РКВМФ (1926 и 1929 годов) были ориентированы на замену устаревших балтийских и черноморских подводных лодок девятнадцатью большими и четырьмя малыми подводными лодками, достройку трёх эскадренных миноносцев типа «Новик», модернизацию четырёх линейных кораблей, постройку незначительного числа лёгких сторожевых судов, 68 торпедных катеров и монитора с 356-мм орудиями

[2][3]. Однако даже они не были полностью выполнены: за 1929—1932 год вступили в строй семь подводных лодок типа «Декабрист», восемь сторожевых кораблей типа «Ураган» и 59 торпедных катеров типа «Ш-4»[2], модернизированы всего два линейных корабля.

Идея строительства «Большого советского флота» впервые появилась не позднее 1930 года, сторонником её был И. В. Сталин.

Впервые о существовании планов по строительству линкоров для Советского Военно-Морского Флота упомянул на заседании Комиссии обороны при СНК СССР 11 июля 1931 года И. В. Сталин[4]: «Начать постройку большого флота надо с малых кораблей. Не исключено, что через пять лет мы будем строить линкоры». В последующие несколько лет темы по новым линкорам неизменно вычёркивались из планов Научного института военного кораблестроения

[4], так как в «Программе военного судостроения на вторую пятилетку (1933—1938)», основанной на теоретических взглядах сторонников «Малого флота» (А. П. Александрова, И. М. Лудри, К. И. Душенова и др.), роль главной ударной силы будущих советских флотов отводилась подводным лодкам и морской авиации берегового базирования[5]. Тем не менее, с молчаливого одобрения Управления Морских Сил РККА, а в дальнейшем (в 1934—1935 годах) при его откровенном поощрении в Центральном конструкторском бюро спецсудостроения № 1 (ЦКБС-1) были начаты проектные проработки тяжёлых артиллерийских кораблей, первоначально промежуточных между линкором и тяжёлым крейсером (проект большого крейсера Х с водоизмещением 16 500 т и 240-мм артиллерией)[4].

В первой половине 1930-х годов в мире начался новый этап гонки морских вооружений. В 1932—1935 годах во Франции были заложены 2 линкора типа «Дюнкерк» стандартным водоизмещением 26 500 т (2×4 330-мм орудий главного калибра), в Германии — два линкора типа «Шарнхорст» стандартным водоизмещением 32 000 т (3×3 283-мм орудий ГК), в Италии — 2 линкора типа «Литторио» стандартным водоизмещением 40 000 т (3×3 381-мм орудий ГК). Начиналась подготовка к строительству линкоров с артиллерией калибра 356 мм в Великобритании и с артиллерией калибра 406 мм в США и Японии

[4].

В этот период большинство зарубежных военно-морских специалистов считало линкоры практически абсолютным оружием в войне на море. Так в 1935 году морской министр Франции Пьетри заявлял[4]:

ruwikiorg.ru

Большой флот — Вики

Большой флот — собирательное название программ строительства Военно-Морского Флота СССР в 1938—1955 годах, целью которых было создание мощного океанского флота. Ядро «Большого флота» должны были составлять крупные боевые корабли, превосходившие или равные по своим боевым и эксплуатационным качествам аналогичные корабли иностранных флотов

[1]. Крупнейшими кораблестроительными программами этого периода стали «Десятилетний план строительства кораблей ВМФ» (1938—1947 годы) и «Десятилетняя программа военного кораблестроения на 1946—1955 годы».

Первые программы военного кораблестроения РКВМФ (1926 и 1929 годов) были ориентированы на замену устаревших балтийских и черноморских подводных лодок девятнадцатью большими и четырьмя малыми подводными лодками, достройку трёх эскадренных миноносцев типа «Новик», модернизацию четырёх линейных кораблей, постройку незначительного числа лёгких сторожевых судов, 68 торпедных катеров и монитора с 356-мм орудиями[2][3]. Однако даже они не были полностью выполнены: за 1929—1932 год вступили в строй семь подводных лодок типа «Декабрист», восемь сторожевых кораблей типа «Ураган» и 59 торпедных катеров типа «Ш-4»

[2], модернизированы всего два линейных корабля.

Идея строительства «Большого советского флота» впервые появилась не позднее 1930 года, сторонником её был И. В. Сталин.

Впервые о существовании планов по строительству линкоров для Советского Военно-Морского Флота упомянул на заседании Комиссии обороны при СНК СССР 11 июля 1931 года И. В. Сталин[4]: «Начать постройку большого флота надо с малых кораблей. Не исключено, что через пять лет мы будем строить линкоры». В последующие несколько лет темы по новым линкорам неизменно вычёркивались из планов Научного института военного кораблестроения[4], так как в «Программе военного судостроения на вторую пятилетку (1933—1938)», основанной на теоретических взглядах сторонников «Малого флота» (А. П. Александрова, И. М. Лудри, К. И. Душенова и др.), роль главной ударной силы будущих советских флотов отводилась подводным лодкам и морской авиации берегового базирования

[5]. Тем не менее, с молчаливого одобрения Управления Морских Сил РККА, а в дальнейшем (в 1934—1935 годах) при его откровенном поощрении в Центральном конструкторском бюро спецсудостроения № 1 (ЦКБС-1) были начаты проектные проработки тяжёлых артиллерийских кораблей, первоначально промежуточных между линкором и тяжёлым крейсером (проект большого крейсера Х с водоизмещением 16 500 т и 240-мм артиллерией)[4].

В первой половине 1930-х годов в мире начался новый этап гонки морских вооружений. В 1932—1935 годах во Франции были заложены 2 линкора типа «Дюнкерк» стандартным водоизмещением 26 500 т (2×4 330-мм орудий главного калибра), в Германии — два линкора типа «Шарнхорст» стандартным водоизмещением 32 000 т (3×3 283-мм орудий ГК), в Италии — 2 линкора типа «Литторио» стандартным водоизмещением 40 000 т (3×3 381-мм орудий ГК). Начиналась подготовка к строительству линкоров с артиллерией калибра 356 мм в Великобритании и с артиллерией калибра 406 мм в США и Японии

[4].

В этот период большинство зарубежных военно-морских специалистов считало линкоры практически абсолютным оружием в войне на море. Так в 1935 году

ru.wikiredia.com

«Большой флот» за горизонтом | Армейский вестник

На что рассчитывает ВМФ России после 2020 года

Программы военного кораблестроения порой затягиваются на долгие годы. Причем итоговый результат часто оказывается совсем не таким, как задумывалось. Российскому флоту придется восстанавливать утраченные возможности и обретать новые уже в следующем десятилетии.

ТАРКР «Петр Великий» у побережья Венесуэлы

Проклятие «Большого флота»

Средней ядовитости шутка среди любителей военной истории гласит: с XIX века повелось, что, как только Россия собирается построить океанский «Большой флот», у нее тут же случаются крупные внутренние (или внешние) проблемы, не дающие этому флоту появиться на свет.

Первая попытка была запущена в 1881 году 20-летней кораблестроительной программой, уточненной в 1895 году, финальная расширенная часть которой с 1898 года специально маркировалась замечанием «для нужд Дальнего Востока», потому что была призвана укрепить позиции империи на Тихом океане. Результаты этого грандиозного строительства почти в полном составе, кроме черноморских кораблей, были затоплены на порт-артурском рейде или ушли на дно Цусимского пролива.

Вторая попытка была порождена залихватским планированием военно-политического руководства СССР 30-х годов. «На Марс летим в этой пятилетке?» — иронично обыграли подобные настроения создатели фильма «Укрощение огня». Идея серийной постройки линкоров и иных тяжелых кораблей оборвалась сначала рефлекторными репрессиями авторов кораблестроительной программы при первых же трудностях, а потом и Великой Отечественной, закончившей на какое-то время увлечения страны Советов большим флотом.

Между двумя этими заходами лежала грамотная попытка морского министра Григоровича восстановить перед Первой мировой войной флот, уничтоженный в Цусиме. Опираясь на деятельных офицеров японской войны, многие из которых к тому моменту уже доросли до высоких чинов, и прекрасных специалистов по кораблестроению, таких как А.Н. Крылов, И.Г. Бубнов, В.П. Костенко и других, министр вернул Россию в число морских держав (насколько это было возможно в тех условиях). Во второй половине 1910-х годов судостроители уже рисовали на кульманах эскизы тяжелых артиллерийских кораблей с прицелом на постройку после Великой войны, однако две революции 1917 года и Гражданская опрокинули эти намерения.

Точно так же не была «довинчена» и послевоенная программа строительства тяжелого флота, с линкорами и авианосцами, которую продвигал адмирал Николай Кузнецов. Принято отношение к этой программе как к нереалистичной, и на то есть существенные аргументы.

Как бы то ни было, опального Кузнецова сменил другой человек-символ — Сергей Горшков, с 1956 по 1985 годы без перерыва руководивший советскими морскими силами и военным кораблестроением. При Горшкове было развернуто массовое строительство океанского флота: надводного, а главным образом — атомного подводного. При нем была принята доктрина создания флота вокруг концепции противоавианосных сил: подводных, надводных и воздушных носителей дальнобойных противокорабельных ракет, предназначенных для нейтрализации авианосных ударных групп американского флота. Главной задачей, однако, оставалась защита собственных стратегических ракетоносцев в плотно контролируемых районах патрулирования, получивших на Западе прозвище «бастионы».

Как только в конце 1970-х — конце 1980-х годов было запущено крупносерийное строительство ракетных крейсеров, крупных эсминцев и БПК, а далее и авианосцев (в том числе, под конец периода, и атомных), решил закончить свое существование Советский Союз, а с ним внезапно исчезло и безбрежное ресурсное обеспечение военных программ. Россия кардинально сократила состав флота и только с середины 2000-х годов начала закладывать новые крупные корабли.

Теперь перед нами очередная попытка страны выйти в океан новыми силами. Часть кораблей для этой попытки строится по Госпрограмме вооружений на период до 2020 года (ГПВ-2020), но многое будет включено и в следующую программу, запускаемую в промежутке с 2016 по 2025 год (ГПВ-2025). Попробуем разобраться в том, что ждет океанский флот за горизонтом 2020 года.

Подводники: те же и младший брат

Флот продолжает оставаться важным компонентом стратегического сдерживания из-за наличия у него значительных ядерных сил. Обеспечение боевой устойчивости группировки ракетных подводных крейсеров стратегического назначения по-прежнему остается для флота задачей номер один.

Постепенный вывод из состава флота подводных ракетоносцев советской постройки (трех проекта 667БДР и, в следующем десятилетии, шести проекта 667БДРМ) потребует компенсировать и выбывающие вместе с ними боевые блоки морских ядерных сил. Для сохранения статус-кво необходима постройка как минимум 12 субмарин проекта 955 «Борей» (или его развития). Восемь таких лодок уже заказано в рамках ГПВ-2020, следовательно, разумным минимумом программы строительства младших отпрысков проекта 955 на период после 2020 года является еще четыре корпуса.

Куда интереснее обстоит дело со строительством многоцелевых атомоходов проекта 885 «Ясень». Эти довольно крупные (подводное водоизмещение чуть менее 14 тысяч тонн) субмарины, которые, по заявлениям военных, должны были стать единой заменой сразу для двух подклассов: многоцелевых атомных торпедных (ракетно-торпедных) лодок и атомных подводных ракетных крейсеров (АПРК), несущих противокорабельные крылатые ракеты.

Строительство этих лодок (до 2020 года их планируется получить в количестве восьми единиц) с самого начала вызывало противоречивые реакции. С одной стороны, эти массивные и насыщенные современным оборудованием лодки, оснащенные ракетными комплексами «Оникс» и «Калибр», явно подходили для замены тяжелых АПРК проекта 949А, несущих комплекс «Гранит». Однако первоначально было заявлено, что «ясени», оборудованные продвинутым гидроакустическим комплексом «Иртыш» с конформной антенной «Амфора», в перспективе заменят и более легкие многоцелевые ракетно-торпедные субмарины (проекты 671РТМК, 945, 945А и 971 — всего в боевом составе флота сейчас 19 корпусов этих проектов, включая находящиеся на ремонте с модернизацией).

Такая замена многим специалистам представлялась неоправданно дорогой, и ситуация отчетливо требовала появления проекта упрощенной лодки-охотника со схожими возможностями по обнаружению, которые дает «Иртыш-Амфора», однако заточенного в первую очередь под противолодочные задачи.

АПЛ К-329 «Северодвинск» проекта 885

В декабре 2014 года появились сообщения о том, что такие субмарины разрабатываются в России (их именуют «многоцелевыми лодками пятого поколения») — существование подобного проекта подтвердил в интервью заместитель главы санкт-петербургского морского бюро машиностроения «Малахит» (разработчика проекта 885) Николай Новоселов.

Таким образом, для сохранения противокорабельного потенциала подводного флота и с учетом многофункциональности проекта 885 после 2020 года необходима дополнительная постройка 3-4 корпусов этого типа, возможно, по измененному техзаданию. Одновременно с этим уже с 2020 года необходимо начать ввод в строй первых «охотников» нового поколения с прицелом на то, чтобы завершить серийное строительство не менее 15 корпусов этого проекта к середине 2030-х годов.

Это позволит как минимум компенсировать постепенное, но неизбежное выбытие многоцелевых атомоходов советской постройки (они сейчас хоть и проходят модернизацию, но не вечны). Расширение боевых возможностей подводного флота может быть достигнуто как привлечением «ясеней» для решения противолодочных задач, так и дополнительным строительством малых «охотников».

Что касается неатомных лодок, то, как заявляли источники в промышленности, строительство «Варшавянок» (дизель-электрических лодок проектов 636 и 877) в стране будет остановлено после завершения действующего контракта на шесть корпусов для нужд Черноморского флота. В дальнейшем неатомные лодки планируется строить по проекту 677 или его наследнику (с воздухонезависимой энергоустановкой). Потребность всех четырех флотов в таких лодках также не опускается ниже полутора десятков единиц.

Надводники: ракетные крейсера и авианосец на завтра

Ключевой вопрос нашего военно-морского строительства: где авианосец? Приходится констатировать, что новый авианосец находится там же, где и ранее — в мечтах. С начала 2010-х годов, по сообщениям военных, был запущен поисковый НИР, по результатам которого должны были принять решение о необходимости такого корабля в составе флота, а также определены его критически важные тактико-технические элементы.

Со слов бывшего министра обороны Анатолия Сердюкова известно, что в ГПВ-2020 строительство авианосца не заложено. Значит, если такой корабль вообще будет строиться, то только в новой ГПВ-2025, причем уже за пределами 2020 года в связи со значительной перегрузкой промышленности имеющимися заказами. В нынешних экономических условиях постройка такого корабля будет сопряжена с существенными финансовыми и технологическими сложностями, поэтому гипотетический авианосец можно считать главной «зоной риска» кораблестроительной программы 2020-х годов.

Если такой корабль и будет решено строить, то в значительной части проект унаследует основные размерения недостроенного при распаде СССР ударного атомного авианосца проекта 1143.7 «Ульяновск». В качестве авиагруппы для такого корабля будет использоваться палубная версия истребителя пятого поколения Т-50, о предварительных проработках которой также сообщалось, и, вероятно, какие-то летательные аппараты дальнего радиолокационного обнаружения и управления, более эффективные, чем имеющиеся у флота сейчас вертолеты радиолокационного дозора Ка-31.

ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» в Баренцевом море

А вот дальше все гораздо лучше. За пределами «хотелок», посвященных авианосному флоту, продолжается рост боевых сил, выстроенных в единой логике вокруг унифицированного набора ударного вооружения: комплекса противокорабельных ракет «Оникс» и многоцелевого ракетного комплекса «Калибр», включающего противокорабельные и противолодочные ракеты, а также крылатые ракеты стратегической дальности для ударов по наземным целям. Все эти ракеты запускаются из единой вертикальной пусковой установки УКСК (универсального корабельного стрельбового комплекса).

В конце 2000-х годов было со скрипом, но запущено серийное строительство двух типов перспективных сторожевых кораблей (СКР): проекта 22350 (СКР дальней морской зоны или фрегат) и проекта 20380/20385 (СКР ближней морской зоны или корвет). Вполне очевидно, что запланированные в ГПВ-2020 восемь фрегатов и 20 корветов всех потребностей флота в подобных кораблях не удовлетворят. Как минимум, придется «повторить» восьмерку проекта 22350, возможно, дополнив ее еще одной тройкой фрегатов проекта 11356 (в дополнении к шести кораблям этого типа, вводимым в строй в ближайшие годы).

Но настоящим символом флотского строительства 2020-х годов должна стать крупная (не менее 12 единиц) серия так называемых «эсминцев» (а по сути — ракетных крейсеров) проекта «Лидер». Это крупные (водоизмещением около 15 тысяч тонн) универсальные ракетные корабли с атомной либо газотурбинной силовой установкой, оснащенные широким набором как ударного, так и оборонительного вооружения.

К числу ударного следует отнести, например, перспективные гиперзвуковые крылатые ракеты «Циркон», которым как раз впору бы появиться где-то к середине 2020-х годов. К числу оборонительного — морскую версию дальнобойной зенитной ракетной системы С-500, способной в том числе поражать баллистические ракеты и цели в ближнем космосе.

В ГПВ-2020 заложено проектирование «Лидеров», завершающееся в данный момент, а вот строительство отнесено уже на ГПВ-2025. Как сообщали ранее источники в промышленности, первый корабль этого типа флот может получить к 2023-2025 году.

БПК «Маршал Шапошников»

Крупные корабли позднесоветской постройки, судя по последним решениям, решено «выпотрошить и начинить заново». Полная замена комплексов вооружения и бортовой радиоэлектроники ждет три крейсера проекта 1164 («Варяг», «Маршал Устинов» и «Москва»). Атомный крейсер проекта 1144 «Адмирал Нахимов» уже поставлен под модернизацию, с которой выйдет только к 2018 году. Далее, с учетом состояния имеющихся корпусов, наиболее вероятный кандидат на переоснащение — крейсер «Петр Великий».

Напрашиваются на модернизацию и большие противолодочные корабли проекта 1155, причем также с установкой унифицированного комплекса ударного вооружения. По разным оценкам, такое будущее может ждать 4-6 кораблей этого типа, а также единственный построенный по усовершенствованному проекту 1155.1 БПК «Адмирал Чабаненко». Вот судьба эсминцев проекта 956 значительно более печальна и связана с постепенным выходом из строя их котлотурбинной ходовой части. Полная замена ходовой на этих кораблях, насколько можно судить по реакции военных и источников в промышленности, не рассматривается как реалистичный сценарий, следовательно, в 2020-е годы этих кораблей в боевом составе флота мы уже не увидим.

Напоследок хочется коснуться самой скандальной темы последних лет, а именно десантных сил флота. Универсальные десантные корабли типа «Мистраль» Россия может и получить в конечном итоге, но на облик кораблестроительной программы по ГПВ-2025 они не окажут никакого влияния.

Высадка морской пехоты ТОФ

Флот и раньше говорил о том, что он хочет иметь в качестве крупных кораблей-вертолетоносцев для загоризонтной высадки десанта. Это аналог голландских кораблей типа «Роттердам» или «Йохан де Витт»: корабль водоизмещением 14-16 тысяч тонн, перевозящий до 500-600 морских пехотинцев, с шестью вертолетами и набором десантно-высадочных средств на борту.

Судя по заявлениям промышленности, та вполне всерьез рассматривает проектирование и строительство подобных кораблей для ВМФ России. Потребность в этих кораблях можно грубо оценить в 5-6, при хорошей экономической конъюнктуре – в 8 единиц, развернутых на открытых театрах (в составе ОСК «Север» и на Дальнем Востоке). В сочетании с серийным строительством БДК проект 11711 типа «Иван Грен», которое как раз сейчас сходит с мертвой точки, это позволит полностью переоснастить десантные силы флота и придать им новые возможности.

/Константин Богданов, lenta.ru/

army-news.ru

У какой страны самый большой флот подводных лодок ?

Подробнее про это место на фотке читайте тут

 

Вот казалось бы можно прикинуть приблизительно и сказать, какая страна будет обладать наибольшим количеством подводных лодок. Но у меня это не получилось. Может у вас получится ?

Подумайте и скажите. Какая ? А под катом в обратном порядке будет ТОП-10 стран по численности подводного флота …

Каждый год страны тратят миллиарды долларов на свои вооруженные силы. Армии, военно-воздушные силы и флот получают щедрые суммы финансирования для поддержания существующего уровня боеготовности, разрабатывая и закупая все новые образцы вооружения.  За последние несколько веков державы мира быстро поняли важность и нужность военно-морского флота. Являясь не только символом власти и богатства, сильный флот может проецировать силу, использоваться в качестве политического инструмента, защитить коммерческие линии и доставить свои войска в любое место мира.

Для многих народов одним из самых важных и универсальных компонентов их флотов является подводная лодка. Первая подводная лодка была построена в 17 -м веке. В течение следующих нескольких сотен лет, подводная лодка прошла большой ряд эволюций, значительно улучшила свою подвижность, практичность, летальность и общие возможности. Сегодня подводные лодки – это грозная сила, которая наводит ужас на вероятного противника. Сегодня мы посмотрим на 10 крупнейших подводных флотов в мире. Этот список построен по общему количеству дизель-электрических и атомных лодок у государства.

 

10.  Южная Корея – 14 подводных лодок.

Начинает этот список подводный флот Южной Кореи. ВМС Республики Корея в настоящее время располагают флотом из 14 дизель-электрических подводных лодок. В настоящее время, 12 из этих подводных лодок являются немецкой подводной лодкой Тип 209 и Тип 214, в то время как две сверхмалые подводные лодки  построены в Корее. Небольшая лодка Тип 214 обладает восемью торпедными аппаратами и возможностью вести огонь противокорабельными  ракетами и минами.

 

 

9. Турция – 14 подводных лодок.

Все подводные лодки ВМС Турции являются дизель-электрическими лодками и  принадлежат к немецкому варианту Тип 209. Эти подводные лодки являются  одними из наиболее экспортируемых типов. При стоимости около 290 млн. долларов,  Тип 209 имеют возможность стрелять противокорабельными ракетами «Гарпун». Со следующего года ВМС Турции планирует заменить Тип 209  более современными немецкими дизель-электрическими подводными лодками Тип 214.

 

 

8. Израиль – 14 подводных лодок.

Когда думаешь о морской державе, то уж Израиль точно не приходит на ум. С военной точки зрения, большинство людей видят Израиль как сухопутную державу. И тем не менее известно, что израильский военно-морской флот в настоящее время располагает 14 подводными лодками (хотя большинство интернет-источники сообщают, более низкие цифры). Наиболее известные здесь являются лодки Dolphin. Построенные в Германии с 1998 года, подводные лодки класса Dolphin являются дизель-электрическими, они способны нести и осуществлять стрельбу израильским ядерным оружием.

 

 

7. Япония – 16 подводных лодок.

Сегодня подводные силы Японии состоят из дизель-электрических подводных лодок. Самая старая из них была построена в 1994 году. Новейшие подводные лодки Японии относятся к классу Soryu. Они созданы с применением новейших технологий, имеют диапазон действия в 11000 километров и могут стрелять ракетами, торпедами и минами.

 

 

6 Индия – 17 подводных лодок.

В настоящее время, подавляющее большинство подводных сил Индии состоит из дизель-электрических подводных лодок, построенных на российских и немецких верфях. Эти суда позволили Индии показать свою мощь в  прибрежных водах и в Индийском океане в течение последних 25 лет. Совсем недавно, были приняты меры, чтобы создать индийский ядерный подводный флот. Аренда в России подводной лодки класса Акула и разработки Индией своей ядерной военной программы  – явные признаки того, что Индия хотела бы значительно расширить возможности своего подводного флота. Учитывая время и затраты, связанные с созданием атомных подводных лодок, вполне вероятно, дизель-электрические лодки останутся костяком ВМС Индии в течение следующих нескольких лет.

 

5 Иран – 31 подводная лодка.

Нет, это не опечатка, Иран в настоящее время действительно обладает пятым по величине подводным флотом в мире. За последние несколько лет, Исламская Республика Иран приступила к разработке новых надводных кораблей и подводных лодок. Подводные силы были, и в значительной степени остаются, сосредоточенными на прибрежных операциях и операциях в акватории  Персидского залива. Наиболее современные подводные лодки  – это три дизель-электрические лодки российского производства класса Кило. Построенные в 1990-е годы, эти подводные лодки обеспечивают Иран возможностью патрулировать более 11000 километров и представляют реальную угрозу для любых военно-морских сил, приближающихся к иранским берегам.

 

 

4. Россия – 65 подводные лодки.


Кликабельно 1600 рх

С распадом Советского Союза в начале 1990-х годов, советский ВМФ, как и большинство советских военных сил, получал недостаточное финансирование и техническое обслуживание. За последние несколько лет эта ситуация изменилась, Россия стремится реформировать и модернизировать свои вооруженные силы. Подводный флот ВМФ России является одной из ветвей вооруженных сил, который выиграл от этой реформы. Россия располагает около 30 ядерных подводных лодок. Сейчас активно строятся новые подводные лодки, вероятно, подводные силы ВМФ России скоро смогут улучить свою позицию в этом списке в ближайшие годы.

 

 

3 Китай – 69 подводных лодок.

За последние 30 лет, военные силы Китая прошли программу массового расширения и модернизации. В дополнение к наземным и воздушным силам, подводный флот претерпел существенное развитие в целях расширения функциональных возможностей. В настоящее время Китай располагает около 50 дизель-электрическими подводными лодками, которые составляют основу подводного флота. Кроме этого у Китая в качестве сил ядерного сдерживания имеется несколько ядерных подводных лодок с баллистическими ракетами.

 

 

2 США – 72 подводные лодки.

Подводные силы ВМС США к удивлению не первые в этом списке. Однако не смотря на то, Америка располагает вторым по величине подводным флотом в мире, тем не менее, пожалуй, они располагают самым мощным подводным флотом. В настоящее время подавляющее большинство подводных лодок США являются атомными, что означает, что при выполнении операций в океане они  ограничены только количеством пищи и воды. В настоящее время наиболее многочисленны подводные лодки класса Лос-Анджелес, из из которых около 40 находятся в эксплуатации. Построенные между 1970 и 1990 годами, подводная лодка класса Лос-Анджелес стоит около  1 миллиарда долларов, обладает водоизмещением почти 7000 тонн, может погружаться на глубину более 300 метров.  Однако в настоящее время США начали заменять эти лодки времен холодной войны новыми и более современными  подводными лодками класса Virginia стоимостью около 2,7 млрд. долларов.

 

 

1 Северная Корея – 78 подводных лодок.

Флот Корейскойя Народной армии занимает первое место в этом списке, располагая в своем составе 78 подводных лодок. Все подводные лодки КНДР являются дизель-электрическими и все они водоизмещением менее  1800 тонн. Потенциальная опасность этой силы была продемонстрирована в 2010 году, когда небольшая 130 тонная  субмарина класса Yono потопила южнокорейский корвет Чхонан. Тем не менее, подводные лодки КНДР в значительной степени считаются устаревшими. Основное количество подводного флота состоит из старых лодок советской эпохи и малых самодельных прибрежных подводных лодок. Малые северокорейские подводные лодки очень хороши способностью  операций в мелководных бассейнах и в руслах рек. Во время войны их можно использовать для минирования, разведки во вражеских гаванях и транспортировки спецназа к вражеским берегам.

источник

 

А вот смотрите какой случай.

Вот решил морж немного вздремнуть и тут началось …

 

Фото было сделано на Камчатке (г. Вилючинск ) в 2006 году.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

А вот еще из интересного: читайте и МИФЫ О ПОДЗЕМНЫХ ЛОДКАХ , а вот Самый смертоносный корабль в истории и Малоизвестные факты о миниатюрных субмаринах. Почитайте про Частные подводные лодки типа Triton  и кто такие Кайтены: японские камикадзе Оригинал статьи находится на сайте ИнфоГлаз.рф Ссылка на статью, с которой сделана эта копия — http://infoglaz.ru/?p=67431

masterok.livejournal.com

Большой флот — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Большой флот — собирательное название программ строительства Военно-Морского Флота СССР в 1938—1955 годах, целью которых было создание мощного океанского флота. Ядро «Большого флота» должны были составлять крупные боевые корабли, превосходившие или равные по своим боевым и эксплуатационным качествам аналогичные корабли иностранных флотов[1]. Крупнейшими кораблестроительными программами этого периода стали «Десятилетний план строительства кораблей ВМФ» (1938—1947 годы) и «Десятилетняя программа военного кораблестроения на 1946—1955 годы».

Предыстория[ | ]

Первые программы военного кораблестроения РКВМФ (1926 и 1929 годов) были ориентированы на замену устаревших балтийских и черноморских подводных лодок девятнадцатью большими и четырьмя малыми подводными лодками, достройку трёх эскадренных миноносцев типа «Новик», модернизацию четырёх линейных кораблей, постройку незначительного числа лёгких сторожевых судов, 68 торпедных катеров и монитора с 356-мм орудиями[2][3]. Однако даже они не были полностью выполнены: за 1929—1932 год вступили в строй семь подводных лодок типа «Декабрист», восемь сторожевых кораблей типа «Ураган» и 59 торпедных катеров [2], модернизированы всего два линейных корабля.

Идея строительства «Большого советского флота» впервые появилась не позднее 1930 года, сторонником её был И. В. Сталин.

Впервые о существовании планов по строительству линкоров для Советского Военно-Морского Флота упомянул на заседании Комиссии обороны при СНК СССР 11 июля 1931 года И. В. Сталин[4]: «Начать постройку большого флота надо с малых кораблей. Не исключено, что через пять лет мы будем строить линкоры». В последующие несколько лет темы по новым линкорам неизменно вычёркивались из планов Научного института военного кораблестроения[4], так как в «Программе военного судостроения на вторую пятилетку (1933—1938)», основанной на теоретических взглядах сторонников «Малого флота» (А. П. Александрова, И. М. Лудри, К. И. Душенова и др.), роль главной ударной силы будущих советских флотов отводилась подводным лодкам и морской авиации берегового базирования

encyclopaedia.bid

Большой флот АльтСССР. Линейные корабли проекта 25

Эта статья продолжает цикл, начатый «Большой флот альтСССР – начало. Легкие крейсера проекта 26 и 26-бис» http://alternathistory.com/bolshoi-flot-altsssr-nachalo-legkie-kreisera-proekta-26-i-26-bis и описывает историю проектирования линейных кораблей альтСССР.

 

Напоминаю, что основное отличие данного мира от текущей реальности заключается в том, что  альтСССР опережает СССР РИ в промышленном развитии примерно на 3-4 года.

                                                         История проектирования

 

 

Начало советскому линкоротворчеству положили 4 гигантских корпуса линейных крейсеров проекта «Измаил» — уже в 1921 году известному специалисту по тактике Л.П. Гончарову и корабельному инженеру П.Г.Гойнкису было поручено подготовить и предоставить на рассмотрение варианты достройки кораблей по улучшенным проектам.
 В 1922 г работа «Проект модернизации линейного крейсера «Кинбурн»» была завершена, и после анализа руководством ВМС РККА была определен наиболее предпочтительный вариант модернизации – с установкой 10*406-мм орудий (2 – трехорудийных башни в оконечностях и 2 – двухорудийных) доведением бортовой брони до толщины 300-мм, верхнего пояса до 100 мм, главной палубы – 50- мм и нижней палубы (со скосами) – 50-мм, при сохранении скорости в 26,5 узлов. В таком виде «Измаил» превращался в довольно грозный корабль, способный на равных драться практически с любым имеющимся на тот момент в составе флотов мира линкором.
Решение о переходе с 356-мм на 406-мм калибр было настолько  же очевидным, насколько  и обоснованным — имеющихся в распоряжении 8*356-мм орудий не было достаточно даже для оснащения одного корабля. В то же время по 406-мм артсистемам имелся великолепный задел – помимо рабочих чертежей 406-мм орудия собственной разработки и примерно на 50% законченного опытного орудия, имелось полностью готовое 406-мм/45 английское орудие Виккерса, поставленное в самом начале первой мировой войны, а также его чертежи (в том числе большая часть рабочих) (1). Очевидно было, что если уж возобновлять производство крупнокалиберной морской артиллерии, то выбирать нужно куда более мощную и перспективную 406 мм артсистему.


А потому, уже с начала 1923 года было принято решение о возобновлении работ по созданию 406-мм/45 орудий, и двух- и трехорудийных башен к ним. Но, в связи с тяжелым финансовым положением молодой советской республики, работы эти велись преимущественно на бумаге, очень медленно и с большими перерывами. Именно крайняя медлительность работ по тяжелой артиллерии и стала смертным приговором линейным крейсерам Российской империи.
Только в 1929 году были подготовлены рабочие чертежи на производство трехорудийной башни МК-1-3 и двухорудийной – МК-1-2. Для того, чтобы понять объем проделанной работы можно упомянуть, что один комплект чертежей МК-1-3 включал в себя 30 тысяч ватманов, и, будучи разложены в виде ковровой дорожки, они протянулись бы на 200 км. Однако же чертежи – это еще не пушки и не башни. Для производства крупнокалиберной артиллерии требовалось обновить и создать новые производства, обеспечить применение специальных высоколегированных сталей и высококачественного литья. Также и для создания 406-мм башен требовалось оборудование, которого не было. Поэтому на Ленинградском металлическом заводе было начато возведение нового цеха площадью 54 000 м², в одном из пролётов которого должен был монтироваться карусельный станок с диаметром план-шайбы 18 м для расточки оснований башен, а также два 250-т мостовых крана. Для транспортировки башни в частично разобранном состоянии от причала завода по Неве на Балтийский завод был спроектирован специальный лихтер. Но заказ на карусельный станок удалось разместить только в 1932 году в Германии, получили станок в самом конце 1933 года, и лишь в 1934 году СССР наконец-то располагал всем необходимым для создания 406-мм пушек и башен к ним. Орудия мог выпускать завод «Баррикады», люльки с механизмами качающейся части – «Новокраматорский машиностроительный завод», башни – как уже было сказано выше, ЛМЗ.
Однако в 1934 году достройка двух линейных крейсеров проекта «Измаил» (два корпуса были утилизованы в середине 20-х годов) по любому проекту была уже в известной мере бессмысленной – корабли явно и безоговорочно устарели, их защита совершенно не соответствовала требованиям времени. Поэтому на их достройке в качестве артиллерийских кораблей был поставлен крест – а для новых линкоров Страны Советов, решено было разработать более продвинутые артсистемы, нежели 406-мм/45 пушка.
В период между принятием «Проекта модернизации линейного крейсера «Кинбурн»» и до Больших Маневров 1929 года (подробнее – см http://alternathistory.com/bolshoi-flot-altsssr-nachalo-legkie-kreisera-proekta-26-i-26-bis) пытливая флотская мысль отнюдь не стояла на месте. Было проработано огромное количество вариантов тяжелых артиллерийских кораблей будущего  — начиная от крейсеров водоизмещением в 14-16 тыс тонн с 229-мм артиллерией и заканчивая ультимативными линкорами в 80 000 тонн стандартного водоизмещения с 9-12 406-460-мм орудиями. Однако дальше предэскизного проектирования дело не шло – все же в 20-х годах ни средств ни технологических возможностей строить  новые линкоры не было, к тому же в к концу 20-х возникла сильная оппозиция линкорам в лице «молодой» школы. Поэтому все проектные работы по линкорам в 20-х годах свелись исключительно к модернизации «Парижской коммуны», «Октябрьской революции» и «Марата». Но  Большие Маневры (2), продемонстрировавшие неспособность легких сил противостоять капитальным кораблям стали переломным моментом в судьбе линкоров СССР – больше уже никто не ставил под сомнение необходимость таких кораблей для ВМС РККА.
Несмотря на принципиальное решение строить «большой» флот, к проектированию линкоров удалось приступить только в начале 1933 года – до этого все имеющиеся кадры были заняты проектированием и сопровождением строительства эсминцев проекта 7 и крейсеров проекта 26 и 26-бис. Несмотря на нехватку инженеров-кораблестроителей было принято решение не доверять разработку линкоров одному КБ, а стараться вести разработку на конкурсной основе между двумя сильнейшими коллективами страны: КБ-4 и ЦКБС-1.
Из всего многообразия вариантов, для дальнейшей проработки тяжелых артиллерийских кораблей Отдел кораблестроения морских сил РККА (ОК УМС) выбрал следующие –
1)    Линкор для ТОФ (большой) – стандартное водоизмещение – 55 000 тонн, 3*3-456-мм, борт – 450 мм, палуба 200-мм, скорость полного хода – 34 уз.
2)    Линкор для БФ (малый ) — стандартное водоизмещение – 35 000 тонн, 3*3-406-мм, борт – 360 мм, палуба 200-мм, скорость полного хода – 34 уз.
3)    Тяжелый крейсер — стандартное водоизмещение – 19 000 тонн, 3*3-254-мм, борт – 150 мм, палуба 100-мм, скорость полного хода – 36 уз.

                                            Проектирование линейных кораблей
Первоначально предполагалось, что оба линкора будут иметь схему расположения ГК аналогичную британскому «Нельсону».

Но почти сразу же от этой схемы отказались как от тактически невыгодной (отсутствие огня в кормовые секторы, скученность артиллерии ГК). Такое решение поставило крест на дальнейшей разработке  линкора стандартным водоизмещением в 55 тыс.тонн – было ясно, что переход к классической схеме приведет к значительному увеличению водоизмещения, а к линкорам крупнее 55 тыс тонн руководство ВМС РКККА оказалось на тот момент морально не готово. К тому же самые предварительные эскизы 456-мм орудий и башен выявили предельность таких установок — было неясно, удастся ли обеспечить требуемую техническую надежность последних даже при использовании лучших мировых технологий. Таким образом, в 1933 году дальнейшее развитие получили 2 проекта – линкор в 35 тыс тонн (так называемый проект 23) и тяжелый крейсер в 19 тыс.тонн стандартного водоизмещения.
Уже самые приблизительные расчеты, выполненные ЦКБС-1 и КБ-4 показали, что линкор требуемых ТТХ «не лезет» в 35 000 тонн. Тогда к проектированию корабля решено было привлечь итальянскую фирму «Ансальдо» и е к началу 1934 года возникло 3 проекта линкоров – но увы, ни один из них не отвечал поставленному ТЗ. В наибольшей степени к  требованиям УВМС приблизился итальянский проект, однако он же оказался и наиболее перегруженным  — стандартное водоизмещение линкора проекта «Ансальдо» достигло 42 тыс.тонн.
Изучив представленные проекты УВМС решило пересмотреть ТЗ. В начале 1934 года решено было создать линкор, который имел бы главным калибром новые мощные  406-мм/50 орудия (которые еще предстояло создать),  и эффективную защиту против 406-мм снарядов на основных дистанциях боя. Проектанты стремились максимально соответствовать требованиям УВМС, но это привело к тому, что размеры корабля постоянно росли. Стандартное водоизмещение достигло 45 тыс.тонн., затем 55 тыс. … В середине 1935 года линейный корабль проекта 23 обладал следующими характеристиками
Стандартное водоизмещение – 60 190 тонн
Бронепояс – 375-420 мм
Суммарная толщина бронепалуб – 230 мм
Мощность ГЭУ – 3*67 000 л.с.
Скорость (на форсаже) – 28,5(29,5) уз
Вооружение – 9*406-мм орудий, 12*152-мм и 16*88-мм орудий (в счетверенных установках) или же 16 универсальных 130-мм орудий, 8-10*40-мм четырехствольных автоматов.


Тем не менее даже этот монстр не в полной мере соответствовал ТЗ. Недостаточным считалось бронирование как по толщине (для успешного противостояния 406-мм снарядам требовался бронепояс в 410-мм) так и по распределению брони, зенитное вооружение для линкора таких размеров выглядело откровенно слабым. Обводы корпуса в полной мере соответствовали требованиям устойчивости корабля, что делало проект чрезвычайно удачной платформой для артиллерии, но с точки зрения ходкости он был совершенно неоптимальным. По результатам натурных испытаний несостоятельной была признана используемая в проекте система ПТЗ итальянского инженера Пульезе. Становилось ясным, что проект заходит в тупик – для устранения указанных недостатков требовалось переделывать очень многое, в том числе – теоретический чертеж корпуса. Фактически, речь шла уже не о доработке проекта, а о проектировании нового корабля с учетом опыта, полученного при проектировании линкора проекта 23. Первый же эскизный проект с устранением указанных недостатков выявил рост стандартного водоизмещения до 70-75 тысяч тонн. Этот эскиз получил название проекта 24.


 

                                                  Проектирование тяжелого крейсера
 

Изначально предполагалось создать «убийцу вашингтонцев» с 254-мм артиллерией и бронированием, позволяющим противостоять 203-мм снаряду на основных дистанциях артиллерийского боя. Но сведения о «Дойчланде», вошедшем в строй германского ВМФ кардинально изменили требования УВМС к проекту. Для борьбы с карманными линкорами решено было увеличить главный калибр до 305-мм. Бронирование должно было противостоять не только 203-мм но и (хотя бы на предельных дальностях и определенных курсовых углах) и 283-мм немецким снарядам. С учетом того, что итальянские «вашингтонские» 203-мм десятитысячники  могли развить скорость 34 узла, решено было увеличить скорость советского тяжелого крейсера до 35 узлов. Очевидно что эти решения требовали никак нельзя было вписать в 19-20 тыс тонн, поэтому стандартное водоизмещение тяжелых крейсеров проекта 69 определили в 26 500 тонн.  В  1934 году КБ-4 и ЦКБС-1 представили свои проекты тяжелых крейсеров согласно выданному ТЗ.  

                                                                                                                            Проект ЦКБС-1
 

НаименованиеТЗЦКБС-1КБ-4
Вооружение   
Главный калибр3*3-305мм3*3-305мм3*3-305мм
Универсальный калибр6*2-130 мм6*2-130 мм —
Противоминный калибр — — 4*2-152 мм
Зенитный калибр дальнего боя — 4*2 — 88 мм 4* 2-88 мм
Зенитные автоматы6*4-40мм6*4-40мм

6*4-40мм

4*2-12,7мм

Бронирование   
верхний пояс140125 —
главный пояс200200 230
траверзы250230 и 150330 и 275
суммарная толщина палуб150145135
барбеты и лоб башен ГК250230360
Ширина ПМЗ666
Водоизмещение стандартное26 500 32 090 35 240
Длина наибольшая243250
Ширина по КВЛ30,631,6
Осадка7,5 9,7
Мощность ГЭУ (номинал) 4*60 0004*60 000
Скорость полного хода353535
Дальность плавания6000-8000 7000 7000
Экипаж —12531837

                                                                                                                               Проект КБ-4

Обращает на себя внимание тот факт, что ни КБ-4 ни ЦКБС-1 не вписались в установленные ТЗ 26 500 тонн стандартного водоизмещения, у обоих проектов водоизмещение превысило 30 тыс.тонн. Оба проекта были неплохо сбалансированы и в целом устраивали УВМС, но… как раз в конце 1934 года стало известно о том, что строящиеся французские малые линейные корабли имеют артиллерию калибра 330-мм, и, по слухам, Германия собирается строить аналогичные корабли им в противовес. Поэтому решено было переработать проекты в сторону усиления бронирования, пускай даже за счет роста водоизмещения и некоторого сокращения скорости, а также ряд других весьма важных решений. Новый проект тяжелого крейсера получил получил номер 82. Согласно ТЗ тяжелый крейсер проекта 82 должен был иметь не менее чем 300 мм бортовой брони и 150-мм суммарной толщины бронепалуб. Также было, наконец, принято окончательное решение – отказаться от двух калибров (ПМК и ЗКДБ) и проектировать корабль в расчете на универсальные 130-мм пушки. Четырехвинтовая схема была признана слишком громоздкой для тяжелого крейсера, не было никакого смысла создавать два типа мощных ГТЗА для тяжелых крейсеров и линкоров отдельно — так что решено было ограничиться тремя винтами и унифицировать силовую с линкорами проекта 23. Водоизмещение устанавливалось в пределах 36 500 тонн, скорость – 34-35 узлов.
В конце весны 1935 года эскизный проект 82 был рассмотрен УВМС. Корабль в целом соответствовал предъявленным к нему требованиям, но в искомые 36 500 тонн вписаться не удалось — стандартное водоизмещение превысило 39 000 тыс.тонн. Иными словами, водоизмещение тяжелого крейсера достигло и даже превысило большинство современных ему линкоров. Такой корабль был бы чрезвычайно дорогим для использования его исключительно в качестве «убийцы крейсеров». Поэтому, специальная комиссия под руководством начальника военно-морской академии провела 7 тактических игр против быстроходных линкоров и линейных крейсеров типов «Рипалс», «Худ», «Конго», «Явуз», «Дюнкерк», модернизированного «Джулио Чезаре», «Дейчланд».
                                                                                                                                Проект 82

По результатам игр был сделан вывод, что тяжелый крейсер проекта 82 имеет ощутимое превосходство только над тремя кораблями из всех вышеперечисленных – «Дейчландом» , «Явузом» и «Джулио Чезаре». «Конго» был признан примерно равноценными, французский Дюнкерк несколько превосходил проект 82 из за отличных баллистических качеств 330-мм орудия. Британским кораблям советский тяжелый крейсер решительно уступал – в первую очередь из за великолепных британских пятнадцатидюймовок, перекрывавших все преимущества проекта 82 в бронировании и скорости. Как и следовало ожидать, для корабля столь крупных размеров главный калибр в 305-мм был откровенно мал.  Поэтому комиссия рекомендовала установить на тяжелом крейсере 356-мм орудия – с такой артиллерией (даже старые, царские 356-мм орудия для «Измаилов» мало в чем уступали британским 15-дюймовым пушкам) проект 82 превзошел бы «Рипалс» и «Ринаун» и даже смог бы встать в один ряд с могучим «Худом». Предложения комиссии были рассмотрены и приняты, и в середине работы по 356-мм артсистеме и переработке проекта 82 под четырнадцатидюймовый калибр начались.
Но в это время в проектировании советских линкоров и тяжелых крейсеров возник новый, совершенно неучтенный ранее фактор.
СССР потихоньку выходил из состояния международной изоляции. Политическая обстановка складывалась так, что СССР уже в самое ближайшее время мог стать участником действующих международных договоров, в том числе и по ограничению морских вооружений. А вашингтонская конференция ограничивала предельное стандартное водоизмещение новых линкоров 35 000 тонн.
Руководство СССР совершенно не хотело рисковать и явно нарушать действующие договора. С другой стороны, было совершенно ясно, что полноценный линейный корабль в пределах 35 тыс.тонн невозможен. В итоге был принят промежуточный, компромиссный вариант.
Решено было создать такой линкор, чтобы при его визуальном осмотре (без постановки в док) невозможно было уличить СССР в нарушении договорных обязательств – иными словами планировалось нормировать не водоизмещение, а размеры будущего линкора. Собрав сведения о современных и строящихся линкорах было принято решение – ограничить максимальную длину/ширину линкора 240/34-255/33 м. По расчетам корабелов, в таких размерениях можно было бы «спрятать» 45 тысячный линкор, выдав его за стандартный 35-тысячный. Что касается всех остальных ТТХ, то КБ-4 и ЦКБС-1 получили беспрецедентное указание – попытаться спроектировать наиболее мощный и сбалансированный  линкор, который только можно было бы получить в данных размерениях.
При этом было очевидно, что попытки «ужать» линкор проекта 23 в «прокрустово ложе» нового ТЗ практически нереально. Поэтому в качестве прототипа для нового линкора (проект 25) был взять тяжелый крейсер проекта 82.
И вот что получилось.

                                                                 

наименованиеЛинейный корабль проекта 25
Длина максимальная, м265
Ширина по миделю,м33,6
Осадка в полном водоизмещении,м11,5
Водоизмещение,т 
   стандартное48 610
   полное54 569
Скорость, уз 
   полный ход (форсаж, в течении 3 часов)33,2
   полный ход (без форсажа)32,1
   крейсерский24
   экономический18
Мощность ГЭУ, л.с. 
   номинальная201 000
   на форсаже231 000
Запас топлива и масел полный 5 500
Дальность плавания экономическим ходом, миль 7 200
Бронирование, мм 
   главный пояс 360
   суммарная толщина палуб 180
   траверзы 406
   барбеты 406
   башни (лоб/борт/задн.часть/крыша) 406/250/300/220
   боевая рубка 406
Главный калибр 3*3-406мм
Универсальный калибр 8*2-130мм
Зенитные автоматы 13*4 -40мм
Пулеметы 4*2 — 20мм

                                                                      Артиллерия
Главный калибр.
В 1935 году активно шло проектирование 356-мм/54 и 406-мм/50 артсистем, которые должны были обладать рекордными для того времени характеристиками – при весе снаряда, соответственно, 748 и 1105 кг начальная скорость снаряда должна была составить 940 и 860 м/сек, а дальность стрельбы – соответственно 47 и 45 километров. Башенные установки создавались под стать орудиям – с 495-мм лобовой брони и массой вращающейся части свыше 2000 тонн.
Но требования всемерной экономии массы заставили обратить внимание на  старые, 406-мм/45 пушки, проектировавшиеся для линейных крейсеров типа «Измаил». Их характеристики оставались достаточно внушительными даже для 1935 года (вес снаряда – 1116 кг. при начальной скорости в 766,5 м/сек. максимальная дальность стрельбы – 36300 метра.) Главным же было то, что вес орудия вместе с замком составлял всего лишь 107,6 тонн против 136,7 тонн 406-мм/50 орудия (и 117,9 тонн 356-мм/54 орудия). Вес вращающейся части башни с тремя 406-мм/45 орудиями составлял всего лишь 1635 тонн против 2087 тонн башни с тремя 406-мм/50 орудиями. Однозначным плюсом было так же и то, что новые 406 и 356-мм орудия существовали только на бумаге, а их башни – в виде деревянных макетов, в то время как в период 1934-1935 гг было создано 2 трехорудийных установки 406-мм/45 орудий для береговой обороны Севастополя. Но основной причиной выбора 406-мм/45 орудий стал именно относительно малый вес установки.


Несмотря на отчаянное сопротивление артиллерийских КБ и мнение позднейших историков, такое решение следовало признать чрезвычайно удачным – разрабатываемые 356-мм/54 и 406-мм/50 орудия имели все признаки перефорсированности. А это было чревато быстрым выходом стволов из строя и малой точностью стрельбы, что обесценивало превосходные табличные данные артсистем. А 406-мм/45 калиберное орудие, хоть и не числилось в рекордсменах морской артиллерии, но показало себя чрезвычайно надежным и грозным оружием.
Универсальная и зенитная артиллерия.
В период проектирования линкоров проекта 23 в руководстве ВМС РККА возникли большие колебания между концепциями универсального калибра и двухкалиберной – противоминного калибра (ПМК) и зенитного калибра дальнего боя (ЗКДБ). Изначально симпатии УВМС находились на стороне универсального калибра – но первые сложности с созданием зенитной артиллерии (провал разработки 100-мм универсального орудия Б-14) показали, что разработка таких артсистем – чрезвычайно сложное дело. В то же время успех в создании 152-мм орудия Б-38 и приобретение замечательной немецкой 88-мм зенитки — известной Acht-Komma-Аcht подталкивали моряков к применению двухкалиберной схемы. Поэтому, несмотря на то, что ТЗ на линкоры требовало установку 130-мм универсалок, разработчики предоставляли проекты со 152-мм и 88-мм орудиями, а моряки смотрели на это сквозь пальцы.
Тем не менее в 1935 году, несмотря на то, что 130-мм универсалки не существовало даже в чертежах было принято окончательное решение в пользу универсальной артиллерии. Причин тому было несколько.
Во первых – считалось что 88-мм зенитное орудие слишком слабо для ПВО тяжелых крейсеров и линкоров. Во вторых – тяжелые корабли нуждались в башенных зенитных установках, но в этом случае преимущество немецких зениток в весе (и как следствие – способности вести эффективный зенитный огонь не прибегая к электромоторам) исчезало. Для сдвоенной башенной 88-мм установки потребовалось бы разработать сложную систему электроприводов. И в третьих –130-мм универсальное орудие могло быть использовано не только на линкорах. Применение такой артсистемы на эсминцах стало бы чрезвычайно выигрышным решением – кардинально усиливая возможности артиллерии (4*130-мм против 2*88-мм) можно было отказаться от установки 88-мм орудий в качестве зенитных, что изрядно экономило вес.
Разработка 130-мм универсального орудия была и длительной и сложной – создать двухорудийную установку с нормально работающими электроприводами удалось только в самом конце 1938 года, но полноценной зенитки из нее так и не получилось – скорость вертикальной и горизонтальной наводки была категорически недостаточной, не более 10 градусов в секунду, к тому же при подъеме стволов на угол, превышающий 45 градусов начинались проблемы как с механикой, так и с электрикой.

В результате башня все же была принята на вооружение под индексом Б-2ЛУ (ею оснащались эсминцы проекта 30) так как все же являлась большим шагом вперед по сравнению с палубным 130-мм орудием, но универсальной эта установка конечно же не была. Первый экземпляр настоящей универсальной 130-мм установки был предьявлен к испытаниям только в начале 1940-го года – но все же эта установка (Б-2-У) стала полноценной универсальной артсистемой. Скорость горизонтальной наводки удалось довести до 20 град/сек, вертикальной – до 12 град сек. Автомат заряжания обеспечивал скорострельность установки в 15 выстрелов в минуту (по 7,5 выстр/мин на ствол).
В целом, несмотря на ряд серьезных недостатков, среди которых, например – плохая работа системы стабилизации, совершенно недостаточное бронирование (не более 25 мм) периодические отказы автоматов заряжания и «заедание» при длительной стрельбе с углом возвышения свыше 70 град,  установка все же отличалась достаточной эффективностью при стрельбе по воздушным целям.
Зенитные автоматы были представлены четырехствольными установками «Бофорс» и 20-мм Эрликонами, которыми ранее вооружались крейсера проекта 26-бис.

Краткая харакетристика универсальной и зенитной артиллерии линкоров проекта 25

НаименованиеБ-2-У «Бофорс»«Эрликон»
Калибр130/5040/5620/70
Количество стволов в установке, шт242
Масса установки, т9911,80,99
Затворгоризонт.клинов автомат автомат
Заряжаниераздельно-гильзовоеунитарноеунитарное
Углы наведения, град-8/+83-15/+90-5/+87
Скорость вертикального/горизонтального наведения град/сек12/2024/26плечевой упор
Скорострельность, выстрелов/мин (на 1 ствол)7,5120450
Вес снаряда, кг33,50,90,123
Вес заряда, кг11,650,3140,0277
Начальная скорость снаряда, м/сек900881840
Дальность стрельбы, м28 20010 2004 300
Досягаемость по высоте, м13 0006 7202 950
Боекомплект, выстр на ствол20020002000
Электроприводестьестьнет

Что до систем управления огнем, то изначально планировалась установка отечественных ПУС. Однако в 1939 году, в результате заключения широких торговых соглашений с гитлеровской Германией удалось приобрести немецкие системы управления стрельбой главного калибра, которые и были установлены на линкорах проекта 25. В то же время приобретение ПУС для универсальной артиллерии было признано нецелесообразным – новейшая советская МПУАЗО «Мотив-3» обеспечивала уверенное ЦУ по воздушным целям со скоростью до 600 км/час, на дистанции 18 км и высоте до 10 км, а также стрельбу с центральной наводкой по морским целям на дистанцию до 16 км.
Торпедного вооружения на линкор не устанавливалось. Что же до авиационного вооружения, то после длительных дебатов от него решено было отказаться тоже – во первых, тем самым экономилось драгоценное водоизмещение, а во вторых – считалось что столь важный корабль как линкор не должен отвлекаться от своих основных задач маневрированием для запуска/приема самолетов.
                                                         

                                                                    Бронирование.

Поскольку в имеющиеся размерения невозможно было вписать ультимативную защиту от 406-мм снарядов для основных дистанций артиллерийского боя, решено было бронировать линкор проекта 25 так, чтобы его броня хорошо защищала от 381-мм снарядов и не допускала проникновение 406-мм снарядов в цитадель в целом виде. Такая идея имела определенный смысл – в европейских водах не плавало ничего с орудиями крупнее 15 дюймов, при этом известно было, что англичане заложили новые линкоры с 356-мм артиллерией. О новых французских линкорах толком ничего известно не было, как и о германских проектах, но существовала известная вероятность, что и французы и немцы предпочтут 356-381-мм калибр, так как вписать шестнадцатидюймовую артиллерию в сбалансированный линкор 35 тыс. тонн стандартного водоизмещения было практически невозможно.


Цитадель линкора образовывал главный 360-мм бронепояс, с высотой плит 6225 мм из которых 1770 мм находились под водой. Бронеплиты имели одинаковую толщину на всем протяжении бронепояса, лишь в самом низу имелся небольшой скос, уменьшающий толщину плиты на нижней кромке до 280 мм. Главный бронепояс заканчивался поперечными 406-мм броневыми траверзами, расположенными у барбетов носовой и кормовой башен ГК. В дополнение к главному бронепоясу имелся еще бронепояс в носу (180 мм) и в корме (220 мм). Незащищенные бронепоясами оконечности линкора на всем своем протяжении  имели 30 мм «противоледовую» бронезащиту. Горизонтальное бронирование состояло из главной броневой палубы (130 мм) опирающейся на верхнюю кромку бронепояса и противоосколочной 50 мм палубы со скосами той же толщины. Вне цитадели нос и корма прикрывались нижней бронепалубой толщиной 110 мм. Рубка и барбеты имели 406-м бронирование
Толщина ПТЗ на миделе составляла 6,2 метров.

                                                                    Ходовая
 

На линкорах было установлено 3 ГТЗА номинальной мощностью 67 000 л.с. каждый (77 000 л.с. на форсаже) что обеспечивало линкору проекта 25 полный ход не менее 32 узлов в бесфорсажном режиме и 33 узла в течении 3 часов на форсаже.
После того, как было принято решение об унификации ГТЗА для линейных кораблей проекта 23/24 и тяжелых крейсеров проекта 82 в самом начале 1935 года разработка указанных ГТЗА была поручена филиалу английской фирмы «Броун Бовери», расположенному в Швейцарии. Контракт был подписан, деньги – уплачены, проекты ГТЗА – разработаны, и в конце 1936 года швейцарцы готовы были начинать производство и поставки первых 3 комплектов ГТЗА в СССР а также содействовать в наладке производства этих турбин на Харьковском турбогенераторном заводе, как и было оговорено контрактом. Все это в совокупности означало, что никаких других ГТЗА у СССР в ближайшее время не будет – а значит новые линкоры должны будут комплектоваться именно такими ГТЗА. Поэтому проектировщики могли выбирать только количество установленных ГТЗА – но и тут никакого выбора не было, поскольку 2 ГТЗА могли бы обеспечить не более 25-26 узлов полного хода, а 4 ГТЗ были заведомо избыточными.
Обеспечивали работу ГТЗА 8 котлов треугольного типа, с паропроизводительностью 121,5 тонны пара в час каждый (максимальная — 138,2 тонны)

Весовые характеристики

Наименование
Масса, тоннУдельный вес,%
Корпус 14 583 30,0
Бронирование 17 245 35,48
   бронепояс   5 326 10,96
   бронепалубы   7 194 14,80
   траверзы      928   1,91
   барбеты   1 428   2,94
   рубки и коммуникации      383   0,79
   прочее   1 986   4,09
Артиллерия   6 439,8  13,25
Боезапас   1 819,5    3,74
Главные механизмы   4 246    8,73
Прочие механизмы   2 440    5,02
Экипаж и другие переменные грузы   1 837    3,78
ИТОГО стандартное водоизмещение 48 610  100

Всего было построено 2 линкора проекта 25 – «Советская Россия» (Ленинградский завод имени С. Орджоникидзе) заложен 05.02.1936г, спущен на воду 12.05.1939 г вступил в строй 26.04.1941 года и «Советская Украина» (Николаевский завод №198 им.Марти)  — заложен 15.03.1936 г, спущен на воду 17.08.1939 г передан флоту 28.08.1941 года,

Примечания
1 – В РИ 406-мм/45 Виккерса была создана в Англии но до России не доехала (помешала февральская революция), а жаль
2 – Большие Маневры – учения Балтфлота в 1929 году, на которых осуществлялась практическая проверка теории «молодой» школы – моделировался удар разнородных легких сил по эскадре, включающей в себя линкор

 

alternathistory.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *