Палица | SPICULO.ru

Палица. С чего все начиналось.

Палка – Дубина – ПалицаБулава… список можно продолжать и дальше, но этого уже достаточно. Итак, холодное оружие не всегда было совершенным и профессионально изготовленным. Все, разумеется, начиналось с обычной палки, но с течением времени  ее эффективность все больше ставилась под сомнение и люди были вынуждены совершенствовать ее подручными средствами. А подручных средств, ровно, как и хороших материалов, в эпоху Палеолита было не так много и, соответственно, выбор был не велик. И сначала палке просто добавили веса в ударной (боевой) части. Оружие получилось более эффективным, нежели обычная палка и получило название – дубина. Из плюсов можно отметить только простоту изготовления, ведь по большому счету годились, и готовые массивные палки с утолщениями и выступами в головной части. А вот следующим шагом модификации, как раз и явилась –

палица.

Деревянная палица

            Что же такое палица? Палица – как разновидность ударно-раздробляющего холодного оружия, появилась в эпоху Палеолита. Это оружие изготавливалось исключительно из самых твердых пород дерева и часто дополнительно укреплялось металлическими или каменными навершиями, накладками, кольцами, вставками и небольшими шипами. В конечном итоге, все это не могло не отразиться на весе оружия. Вес палицы достигал двенадцати килограмм, а длина до 1.2 м, но чаще всего встречались варианты по пять-шесть килограмм и длиной до метра.

Палица. Западная Европа. Конец 17-го — начало 18-го века.

Навершие палицы было, примерно, в три-пять раз, толще рукояти и в поздние времена не только оковывалась металлом, но и было полностью металлическим или каменным. Существовали также и более легкие, и компактные варианты исполнения палицы,  для метания. В древней Руси существовала двуручная палица и применялась под названием –

ослоп. Правда ослоп был, как раз, из тех разновидностей, которые отличались повышенным весом и длиной. Таким мощным и крушащим оружием воин, однозначно сбивал с ног противника, выводил его из строя, наносил тяжелейшие переломы и травмы, и даже убивал с одного-двух ударов. Конного воина ослоп сбивал вместе с конем.

Австрийская палица

Японская боевая палица тэцубо

Палица

Конечно, с таким оружием и техника боя была особенной, но довольно эффективной. В средневековой Японии использовалась другая разновидность палицы – это боевая палица или Тэцубо. В настоящее время палицы еще встречаются в некоторых племенах Африки, Южной Америки.

Подписывайтесь на новостную рассылку по RSS, группы в социальных сетях – twitter, Facebook и ВКонтакте.

spiculo.ru

Палица — оружие богатырей: чем отличается от булавы, как выглядит, виды

Самое простое оружие, как правило, самое эффективное. В дополнении к копью и луку с древнейших времен люди использовали палицу. Не было ничего проще для древнего, и не только, человека, чем взять палку побольше, и решить все свои проблемы. Это оружие менялось достаточно мало.

Дешевизна и простота отличала палицу от всех остальных видов оружия, применяемого людьми. Поэтому она пользовалось заслуженной популярностью, как среди низших, так и высших сословий во все времена. Палица оружие упоминается в легендах и мифах древности в серьезных исторических источниках.

Содержание статьи

Изготовление палицы от древности до наших дней

Палица, представляющая собой ударно-дробящее оружие, изготавливалась она несколькими способами и из разного материала. Самым удачным выбором для оружия был комель дерева, переходная часть от ствола к корню.

Многочисленные отростки и корешки приветствовались, так как наносили тяжелые ранения противнику. Для большего веса в основании дерева часто делали надрез, в который вкладывали камень. За несколько лет дерево заживляло рану скрывая будущий утяжелитель, а затем шло на оружие.

С течением времени палица приобретала более сглаженные черты.

Неизменным оставалось одно, ударная часть, рукоять и стержень должны были изготавливаться из одного материала.

Если они различались, оружие называлось уже по-другому. Начинают появляться изделия из металла, кости. Ударная часть укрепляется металлическими полосам, шипами или иными тяжелыми материалами.

По всему миру были придуманы несколько разновидностей палиц, от легких до тяжелых образцов, двуручного типа:

  • кецубо, разновидность легкой палицы из Японии, известное оружие многих легендарных героев;
  • тецубо, тяжелая двуручная палица, многогранная в сечении;
  • ослоп, русский вариант тецубо, сделанный из дерева;
  • рунгу, метательный вариант африканского народа масаи;
  • карела и экка, тяжелые индийские палицы;
  • таиаха, оружие народов Океании, сделанная из дерева с боевой частью, похожей на приклад ружья;
  • колбен, европейская дубинка для турнирных боев.

Несмотря на разброс по всему миру, везде палицы имели примерно схожие черты. Исключением можно назвать варианты из Африки и Океании. Африканские палицы представляют собой палку – рукоятку, на которой или закреплен, или естественным образом выращен шар. Их часто используют для охоты, за счет небольшого веса рунгу можно эффективно метать в цель.

Модели, созданные в Океании и Новой Зеландии, напоминают приклад или очень своеобразный топор.

Для усиления эффекта в боевой ударной части делают бороздку, в которой крепят камни, клыки животных или зубы акул. Получается эффективно, но на один раз, после боя воину гарантировано приходится собирать все заново.

Прямое сходство имеется у булавы и палицы. Булава логическое продолжение развития палицы. Главное различие этих видов оружия в составных деталях. Булава имеет съемную боевую часть, изготовляемую из металла, кости, рога, в то время как палица оружие из одного цельного материала.

Палицы в легендах

Возникновение палицы как оружия проследить сложно, так как с древнейших времен она появляется в руках воинов и охотников. Первым известным уверенным пользователем палицы считается герой Геракл. Персей, коллега предыдущего персонажа, так же имел при себе это нехитрое приспособление.

Древнерусские богатыри так же имели на вооружении палицу.

Былины и основанные на них произведения рисуют палицу многопудовым металлическим оружием.

В реальности богатырям не нужна была такая громадина. Для того чтобы сбить с ног или выбить из седла, хватало изделия 1,5-2,5 кг весом. Более тяжелые образцы, называемые ослопами, использовались двумя руками, но большая масса этого оружия давала возможность пользоваться им только очень физически развитым воинам.

Древние германские воины из легенд так же вооружались палицами. Суперразбойники и мегарыцари, дошедшие до нас в сказках, частенько используют это оружие.

Чем фантастичней сказка, тем больше у героев массивные треугольные палицы, распространенный в Германии вид оружия. Углы наносили дополнительные травмы при ударе.

Оружие на поле боя

За весь период истории человечества палица встречается на каждом шагу. Широкое распространение она получила в период рабовладельческого строя. Человек, получивший ранение копьем, мечом или топором, с уровнем медицины того времени, с большей долей вероятности попадал к богам, в которых он верил.

Палица же наносила удары не такие смертельные, и раненых воинов можно было брать в плен.

Использовались палицы, или дубинки и для наказаний. В римской армии за воровство легионера забивали палками товарищи по контуберию (подразделение из 10 воинов).

В период активного влияния церкви на политику и военное дело, палицы и дубины были распространенным оружием священников высокого ранга, так как оно считалось более милосердным.

В облачении православного священника имеется вышитый золотом плат, также называемый палицей, символизирующий оружие. Забавно, но в компьютерной игре Варкрафт одним из легендарных видов оружия является боевая палица Менетила, Короля Личей.

Любили палицы крестьяне. Этим дешевым и простым оружием можно было вооружить крестьян за короткое время.

В Средние века существовали показательные турниры и бои с использованием дубин и палиц среди крестьян.

Проводимые в период ярмарок и праздников, они собирали много зрителей. Часто на таких турнирах желали выступить и благородные рыцари или властители земель. Крестьяне двояко относились к этому. С одной стороны, приятно видеть как какой-нибудь смельчак огреет господина по благородной голове.

С другой стороны, рыцари били в полную силу, а если им случалось проигрывать, после праздника победителя ждал проигравший дворянин уже с мечом.

Использование крестьянами палиц во время многочисленных восстаний стало нарицательным. «Дубина народной войны», подразумевающая партизанские действия, так же подходит к выступлениям самого бесправного класса во всех странах на протяжении сотен лет.

Часто использовали палицы и купцы. На дорогах было опасно, а оружие купцам часто носить запрещали. Торговый люд заказывал у кузнецов палицы и булавы, маскируя их под безмены, весы для измерения небольшой по весу продукции типа соли или специй. В случае нападения мирный предмет превращался в смертоносное оружие.

Угасание или возрождение

Несмотря на то, что палицы и дубины ушли в прошлое, вслед за копьями, луками и мечами, их потомки продолжают жить и серьезно влиять на судьбы людей. Тяжелая полицейская дубинка, используемая во многих странах, не что иное, как та же палица.

За исключением расширения на навершии, мешающего быстро достать спецсредство с пояса, дубинка исполняет те же функции, что и сотни лет назад. Конечно, бдительный читатель укажет на дополнительную рукоятку, взятую от японской тонфы но, по сути, и тонфа тоже родилась как дубинка.

В последнее время в среде автомобилистов, да и не только, стал популярен экзотический в странах Европы вид спорта как бейсбол.

Конечно, ни о каких пинчерах и пробежках пользователи бит, скорее всего, не слышали.

Бейсбольная бита, по сути, является классической палицей. И другой вопрос, для кого бита опаснее, против кого она применяется или для самого владельца.

В странах Третьего мира палицы и дубинки применяются и по сей день. В Африке племя масаев даже зарабатывает на этом, продавая свои рунгу туристам и делая с ними забавные, но совершенно однотипные снимки.

След в художественной культуре

Конечно, не могли обойти вниманием тему палицы литература и кинематограф. На страницах тысяч произведений палица играет огромную, но незаслуженно обойденную вниманием роль.

Читатель и зритель, привыкшие к прелестям фантастических образцов оружия, просто не замечает скромное, но чрезвычайно опасное оружие, частенько появляющееся на страницах или кадрах. Даже в фильмах о Геркулесе палица, любимое оружие героя, отходит на второй план перед могучей силой.

Достаточно широко представлена палица в играх.

Интересно, что вооружены ей в основном те, кто стоит на страже природы. Получается, для того что бы убить того, кто хочет убить дерево, нужно убить дерево и сделать палицу.

Достаточно известная палица служителей земли, получаемая у клана шаманов одной из известных онлайн игр, из этого числа.

След палицы в культуре, так же как и в жизни, очень ярок, стоит только получше вглядеться в описания персонажей и вековой давности, и более современных героев.

Видео

warbook.club

Боевая палица | The Last Remnant вики

Боевая палица

Параметры XBOX
Атака50Мист. атака34
Защита17Мист. защита14
Параметры PC
Атака42Мист. атака54
Защита14Мист. защита19
Крит. атака23%Крит. защита36%
Физическое уклонение 4%
Подробно
Тип Булава
Размер Средний
Тип урона
Дубины
ЭффектAdded Effect [Black Out]
Особые заметкиНет
Модификатор стиляСиловой   (Могучий → Бесподобный)
Цена продажи345g
Способы получения
Улучшение из Палица
Редкий дроп с монстра Bloodypaw
Редкий дроп с монстра Sarutahiko
Доступность
Если какой-то из перечисленных способов улучшения не появляется, вам нужно улучшить уровень модернизации.

«Усилен до седьмой ступени»
— Rush Team

ru.lastremnant.wikia.com

Палицы, булава и боевые молоты.


Палицы, шестоперы, моргенштерны, томагавки, бумеранги, чеканы, теланги, ослопы, цепы и шесты — все эти типы оружия, как ни странно, являются родственниками друг другу. Геракл оглушил Немейского льва дубиной, Саурон сражался с объединенными силами Средиземья при помощи шестопера, а скандинавский бог Тор перебил своим молотом великанов. Словом, без такого оружия в фэнтези просто не обойтись. Сегодня наша популярная рубрика «Арсенал» посвящена одному из самых древних и универсальных вооружений человека — ударно-дробящему. Приятного чтения!

Палица — едва ли не самое примитивное оружие, которое только можно вообразить. И, несомненно, самое древнее — она появилась целых 5 миллионов лет назад! Не умея еще делать орудия, наши далекие предки на охоте использовали палки и длинные кости крупных животных.

Постепенно люди научились обрабатывать камень, затем — металлы… Оружие совершенствовалось, но палица и не думала сдавать свои позиции. Вплоть до 17 века она продолжала оставаться одним из наиболее распространенных орудий войны, как в Европе, так и в Азии.

Уникальной чертой палицы является ее внеклассовость. С одной стороны, дубина традиционно выступала в качестве “оружия пролетариата”. С другой же стороны, такие символы власти, как гетманские булавы, скипетры и императорские жезлы, представляли собой те же самые дубинки — только богато разукрашенные.
Почему именно дубина оказалась наиболее популярным оружием народной войны, понять легко. Но как случилось, что она стала еще и символом верховной власти?

Отношение к палице как к атрибуту правителя сложилось в очень давние времена — еще 10-15 тысяч лет назад. Конфликты между племенами охотников и собирателей в большинстве случаев были практически бескровными. Племя, со стороны которого к вечеру оказывалось больше раненых, признавало себя побежденным. Или не признавало. В этом случае спорный вопрос решался поединком вождей, которые уже бились насмерть.


Сражались они палицами. Такой выбор оружия был обусловлен тем, что распространенные в то время легкие щиты из прутьев и кожи легко выдерживали удары копья с костяным наконечником. Но от удара дубины гибкий щит не спасал.


В эпоху мезолита и неолита форма палиц была очень разнообразной. Египтяне и ливийцы предпочитали простые колотушки длиной всего около 60 см со сферической головкой из твердого дерева. В Южной Америке и Африке встречались ассегаи длиной 120 см с широким остроконечным деревянным “клинком” в одну или даже две трети длины. Ассегаями можно было как бить, так и колоть. В Азии широко были распространены палицы со сферическим каменным навершием. Американские же и полинезийские племена использовали “вороны” с одним или несколькими длинными направленными вперед деревянными шипами.

Иногда к изготовлению палиц применяли микролитическую (от греческого “микролит” — “мелкий камень”) технику. Так, макан представлял собой доску из твердого дерева, в края которой вклеивались осколки кремня или обсидиана, либо акульи или крокодильи зубы. Существовали как прямые маканы длиной до 100 см, так и более короткие варианты, имеющие форму весла, широкой капли или вытянутого овала.


Так палица стала первым оружием, предназначенным специально для войны, а не охоты. Позже, когда в моду вошли жесткие деревянные щиты, в ближнем бою стали использоваться топоры.

Славянский бог Перун сражается с львом. И где он нашел его в наших-то широтах…

Намного позже в христианской Европе палица снова приобрела особый статус, став излюбленным оружием духовного сословия. Католицизм запрещал служителям церкви проливать кровь, и вместо мечей и топоров священники вынуждены были орудовать палицами.

Палица, как правило, тяжелым оружием не была. Для меча или топора увеличение веса означало и более высокую пробивную силу. Но палица пробивной силой не обладала в принципе. Для того же, чтобы успешно дробить человеческие кости, слишком уж большой вес и не требовался.

Тем не менее, существовали и гигантские двуручные палицы. Такие, как, например, дубина Геракла, которая, судя по некоторым изображениям, весила не менее 20 кг. Или почти такие: во всяком случае, сохранились как цельнодеревянные, так и цельнометаллические ослопы весом до 12 кг!

Ослопы, несомненно, были самым тяжелым холодным оружием. Даже двуручные мечи весили “всего” 4-8 кг. Но с мечом понятно — а палицу-то зачем делать настолько массивной, если на ее пробивной способности вес никак не сказывался?

Ну, щит, в который пришелся удар ослопа, может быть, и оставался цел… Так прямо целиком и улетал. Вместе со своим владельцем. Удар ослопа гарантировано сбивал врага с ног.

Палица в средние века

После наступления эпохи металла с палицами стали конкурировать сначала мечи и топоры, а затем и сабли. И конкуренцию, надо признать, палицы выдержали с честью.

Несомненным достоинством палицы являлась предельная дешевизна изготовления. Поскольку к твердости ее навершия высоких требований не предъявлялось, изготовить это оружие можно было и целиком из дерева. Причем с минимальными затратами труда: достаточно было вбить в ствол молодого дубка несколько острых осколков камня. Через несколько лет на стволе возникал сферический наплыв. Оставалось только срубить деревце и ободрать кору. А можно было просто выкорчевать молодой дуб. В этом случае функцию навершия брало на себя основание ствола с остатками корней.

Палица “природной формы”, конечно, смотрелась не так шикарно, как аккуратно обточенная булава. Но с практической точки зрения разница была минимальной. Заметный выигрыш давало только оковывание навершия мягким железом. Центр тяжести оружия при этом смещался вверх, и удар выходил более сильным. С этой точки зрения наилучшими были палицы с навершием, целиком отлитым из бронзы.

Но отнюдь не дешевизна изготовления снискала палице неувядающую популярность. В первую очередь она привлекала воинов своей исключительной — стопроцентной! — надежностью. Дубина в бою не могла ни сломаться, ни затупиться, ни застрять. Поскольку положение ладони на рукоятке палицы оставалось неизменным, это оружие можно было снабдить петлей на запястье. Палица не терялась, даже если оказывалась выбитой из руки воина. Для того, чтобы схватить ее, снова требовались доли секунды.

Распространенной ошибкой иллюстраторов является изображение палиц пугающе-массивными. На самом деле вес этого оружия колебался между 1 и 3 кг. Даже учитывая высокое расположение центра тяжести, в скорости палица мало чем уступала мечу. Притом никакие гибкие доспехи не давали удовлетворительной защиты от ударов дробящего оружия.

Были у палицы и недостатки. В частности, нанести ею смертельную рану было достаточно сложно. Ведь при равной силе удара дробящее оружие наносило намного меньшие повреждения, чем колющее или рубящее. В основном, ударом палицы противника старались обезоружить, ранить или ошеломить. Собственно, в древности “ошеломлением” и именовали шок, наступающий после удара по шлему.

Кроме того, палица по сравнению с мечом давала намного худшие возможности для отражения ударов. Но главным ее недостатком было полное бессилие против жестких доспехов и щитов.

Тем не менее, на всем протяжении средневековья палицы широко использовались, как пехотой, так и кавалерией. Мечом можно было наносить удары быстро и точно, но даже легкие доспехи нередко были серьезной преградой для средневекового клинка. Тяжелый боевой топор сокрушал любые преграды, но удары топором наносить было трудно. Палица занимала промежуточное положение между этими видами оружия.


Постоянное положение ладони на рукоятке позволяло оснащать палицы закрытыми гардами.

Моргенштерн и шестопер


Относительно того, какое именно оружие надлежит именовать моргенштерном, в литературе наличествуют разночтения. Иногда так именуется палица с шипастым навершием, иногда — цеп. В конце концов, создатели ролевой игры AD&D запутали дело окончательно. С одной стороны, они закрепили это название за палицей, а с другой стороны, объединили палицу с шипами и цеп в один “навык”.

На самом деле, “моргенштерн” (по-немецки — “утренняя звезда”) — это не цеп и не палица, а просто бронзовый шарик с ввинченными в него стальными шипами. Такое навершие могло крепиться к рукоятке как непосредственно, так и с помощью цепочки.

Таким образом, именовать “моргенштернами” можно как палицы, так и цепы, если при их изготовлении использовалась вышеупомянутая деталь. Но шипы могли крепиться и к цилиндрической железной основе или просто вколачиваться в деревянное навершие. Так что не всякая снабженная шипами палица — моргенштерн.

Цель, с корой средневековые мастера иногда усеивали навершия палиц острыми шипами, кажется очевидной. Зачем же еще они могли делать это, если не затем, чтобы увеличить тяжесть наносимого ранения? Тем не менее, этот ответ неверен. Раны-то, конечно, моргенштерн наносил более опасные… вот только кому? Легко догадаться, что палицу с направленными во все стороны остриями было довольно-таки трудно носить.

Шипы на палице не только создавали серьезные неудобства для владельца. Они еще и лишали это оружие его важнейших преимуществ: дешевизны и надежности. Изготовить “утреннюю звезду” было очень непросто, а снабженное ею оружие начинало застревать в щитах и цепляться за снаряжение.
С другой стороны, шипы позволяли преодолеть и наиболее существенный недостаток палицы: склонность гладкого навершия соскальзывать с поверхности жестких щитов и доспехов. “Рикошеты” приводили к бесполезной потере большей части энергии удара. Кроме того, воин, чье оружие соскользнуло с вражеского щита, мог потерять равновесие. Шипы предназначались именно для решения этой неприятной проблемы. Они вонзались в щит или доспехи, навершие резко останавливалось, и энергия удара расходовалась… плодотворно.

Более высокой надежностью обладали палицы с короткими и затупленными шипами. Невысокие бугорки металла увеличивали трение навершия о поверхность щита, но зацепиться или застрять не могли. Зато они не были способны и полностью предотвратить соскальзывание. Поэтому наиболее совершенной разновидностью пальцы оказался шестопер или буздыхан.

Навершие шестопера снабжалось не шипами, а несколькими рубящими кромками — перьями — направленными вдоль рукояти. Как можно догадаться по названию, обычно перьев было шесть. Иногда, впрочем, и больше.

Шестопер имел все преимущества моргенштерна, но был свободен от его недостатков. Перья вонзались в щит, но вонзались неглубоко, и оружие не застревало. Поэтому шестопер можно было снабдить петлей и даже закрытой гардой. Кроме того, жесткие перья буздыхана эффективно переламывали кости и металлические пластины доспехов. В сумме же эти достоинства в средние века гарантировали шестоперу бурный успех едва ли не во всех странах мира. Буздыханами вооружались и европейские рыцари, и русские витязи, и турецкие спахи, и индийские раджипуты.

источник

Спасибо


feldgrau.info

Красная Боевая Палица. Американский Конь. Эймос Плохое Бычье Сердце. Черный Вапити. Джозеф Пролетающий Мимо.

«Если для того, чтобы войти в небеса белого человека, нужны золотые тапки, туда не войдет ни один индеец, ибо белые забрали Черные Холмы, а вместе с ними — и все золото». Американский Конь.

 

 Вашичун Ташунке (Wasicun Thasunke, Wasechun Tashunka, American Horse) был одним из самых остроумных и проницательных вождей лакота, унаследовавший свое имя, как он утверждал, от дяди, погибшего в бою на Слим-Бьют в 1876 году. Он родился незадолго до того, как белые стали агрессивно посягать на земли сиу, а его молодость пришлась на самый тяжелый и критический для индейцев исторический период. Когда он появился на свет в 1840 году в районе Черных Холмов, Южная Дакота, его старый дедушка сказал: «Положите его на солнце! Пусть он попросит своего прадедушку Солнце теплую кровь воина!». Отцом мальчика, которого в детстве называли Манишни (Manishnee, Cannot Walk, Played Out) по прозвищу Паук, был Сидящий Медведь, вождь общины Истинных Оглала (Oglala-hca). Истинные Оглала, следовавшие за Плохой Раной, позже избрали лидерами Сидящего Медведя и Американского Коня. Мать Манишни звали Ходит Вместе.

В ранние годы он очень любил паясничать — строить рожицы и имитировать. Этот артистический талант впоследствии помог стать ему лидером. Он был настоящим актером и проявил себя как оратор. Когда Манишни было около десяти лет, он, ведя на водопой лошадей, столкнулся с тремя кроу. Мальчик не растерялся, проявив индейскую хитрость и смекалку. Враг был очень близко, и, казалось, шансов на спасение нет никаких. Тогда он громко закричал на лошадей, направляя их к лагерю, а сам юркнул в заросли ивы и спрятался там. Часть стада заметили из лагеря и устремились в погоню, но кроу сбежали с лошадьми. Конечно, мать не находила себе места, думая, что ее мальчик был убит или захвачен в плен; но, когда волнение в лагере улеглось, появился Манишни целый и невредимый. На вопрос, как ему удалось бежать, мальчик отвечал: «Я знал, что они не станут тратить время на охоту за мелкой дичью, когда рядом такая крупная». Когда Манишни был уже взрослым юношей, он присоединился к охоте на бизонов. Возвращаясь с охотниками в лагерь, его мул вдруг стал неуправляем.

Манишни сам настоял, чтобы ехать на лошади, уже груженой тяжелыми тюками с мясом и шкурами, и животное этому воспротивилось. Лошадь ни с того ни с сего начала бегать и брыкаться, сбрасывая тюки, к вящему удовольствию наблюдателей. Будучи актером, мальчик сделал вид, что он сам захотел устроить подобное представление. Он вцепился в спину своего брыкающегося и бьющегося коня, словно цирковой наездник, и распевал песню Храбрых Сердец, и, наконец, был сброшен под насмешки и одобрительные крики своих товарищей. Не признавая поражения, он хвалился своим мастерством наездника и заявил, что его «брат» осел может обратить в бегство любого врага, и что их должны призвать, чтобы поддержать обвинение. 

Другой забавный случай произошел с ним спустя несколько лет. Манишни, после двух ночей дозора, отправился спать очень рано. Случилось так, что в ту ночь на лагерь напали кроу. Манишни проснулся, слыша крики и смятение, царившее в лагере, он вскочил и попытался присоединиться к сражающимся соплеменникам. В шуме перепалки все узнали его голос, и когда он разрядил свое ружье и выкрикнул о совершенном «ку», как было принято, другие оглала бросились к нему, чтобы засвидетельствовать подвиг. Однако, на удивление соплеменников, оказалось, что Манишни подстрелил лошадь, принадлежавшую его же лагерю. Все смеялись над Манишни, и тот всегда помнил об этом недоразумении. Хотя он и был бесстрашным и изо всех сил старался отличиться в воинском деле, ему это так и не удалось. Он рассказывал, что с отрядом молодых воинов бывал в стране шошони на Винд-Ривер. Отряд, состоящий лишь из десятка лакота, обнаружил большой лагерь неприятеля. Лакота тут же поспешили укрыться, наблюдая за группой охотников, и думая как их атаковать. Однако пока они следили за шошони, запасы еды закончились 

 

Однажды поблизости был замечен небольшой отряд шошони, и в разгар волнения и подготовки к атаке молодой Американский Конь увидел жирного чернохвостого оленя. Пока они ждали, у них стала заканчиваться провизия. Не в силах удержаться от соблазна, он вытащил стрелу из колчана и отправил ее прямо в сердце оленя, а затем с несколькими своими полуголодными компаньонами набросился на еще трепещущее тело животного, чтобы вырезать печень, которую иногда ели сырой.

 

Одного человека сбило с ног, как говорят, последним ударом копыт умирающего оленя, но он увидел, как несколько воинов бросились преследовать врагов. О том, как Американский Конь убил дичь и пировал между засадой и нападением, вспоминают и по сей день. Еще был случай, когда он сушил свой военный головной убор и прочие вещи над костром. К подобным вещам индейцы относились с особым почтением. Внезапно костерок разгорелся, и наш герой самоотверженно стал сбивать пламя с головного убора, при этом оторвав с него один из священных рогов бизона. О его неудачах и подвигах можно было бы написать целую книгу. 

Вот один из таких случаев описанных Чарльзом Истменом:

 «Мы были перспективной группой молодых воинов, которую наше племя посылало против любых своих исконных врагов. Это было в середине лета. Мы были в двух днях пути от дома и стали ежедневно отправлять двух разведчиков вперед, в то время как основная группа оставалась вторую половину дня позади. Разведчики уходили вечером и шли всю ночь. Однажды ночью великая военная трубка была протянута мне и Юноше Боящимся Его Лошадей. На рассвете, никого не встретив, мы спрятали лошадей и поднялись на вершину ближайшей возвышенности с крутыми склонами, чтобы вести наблюдение. Это был очень жаркий день. Мы лежали на расстеленных одеялах, обратившись лицом к западу, где склон имел резкий обрыв, а спиной к более пологому склону, на котором кое-где росли сосны и кедры. Мы замаскировали наши головы какой-то высокой травой и приступили к изучению ландшафта распростершего перед нами, пытаясь обнаружить какие-либо признаки человека. Обследуемые долины были усеяны стадами, большими и маленькими, бизонов, оленей; и сейчас, и потом мы мельком видели крадущегося в балке койота, возвращавшегося с ночной охоты, чтобы поспать. Пока мы пристально наблюдали за движениями, пытаясь понять животное это или человек, я услышал слабый шум сзади меня и медленно повернул голову. Смотри! Гризли подкрадывался на четвереньках, готовый уже прыгать. «Бежим!», — крикнул я на ухо своему товарищу, и в ту же секунду мы вскочили уже на ноги. «Разделяемся! Разделяемся! — крикнул он, и когда мы разбежались, медведь выбрал меня на мясо. Я бежал вниз по склону изо всех сил, но он настигал меня. 

«Петляй вокруг дерева!» — выкрикнул Юноша Боящийся Его Лошадей. Я сделал глубокий вдох и сделал последний рывок, отчаянно кружась возле первого попавшегося мне дерева. 

 Земля здесь была отвесной, и я сделал кульбит в одну сторону, а медведь в другую…

 Мне хватило времени, чтобы забраться на дерево и быть в достаточной недосягаемости, когда он собрался с силами и еще яростнее пошел на меня, держа в одной лапе клочки моей набедренной повязки. Падая, он почесал мне спину и разорвал ремень на две части, унося мою единственную одежду для трофея! 

Мой друг был в безопасности на другом дереве и от души смеялся, видя мое затруднительное положение, и когда медведь понял, что ему не достать нас, он неохотно ушел, после того как я вежливо обратился к нему и обещал сделать подношение его духу при моем благополучном возвращении. Я не думаю, что я еще когда-нибудь так бегал, — закончил он». 

 

В 1868 году Американский Конь был избран «носителем рубахи» наряду с Бешеным Конем, Саблей и Юноши Боящегося Его Лошадей.

В смутные времена с 1865 по 1877 год Американский Конь выступал за уступки правительству любой ценой, будучи без сомнения убежденным в бесполезности сопротивления.

 Когда большая часть оглала, к бэнду которых он принадлежал, пришла в резервацию, он сразу же вступил в союз с мирными ваглухе в агентстве Красного Облака, близ форта Робинсон, Небраска, сдерживая молодых воинов, и став зятем Красного Облака. Всего у Американского Коня было четыре жены. Красный Пятнистый Теленок (Red Spotted Calf, Spotted Elk Woman), на которой он женился в 1868 году, умерла в 1889 году. На Сон (Sleep) женился осенью 1871 года в агентстве Красного Облака, с Джози (сестра Сна) поженились около 1886 года. После смерти Американского Коня она вышла за Коня Вихря. На Выходит-Смотреть (Goes Out Looking) он женился в 1888 году. Они расстались в 1889. Его сын вспоминал, что они прожили вместе всего восемь или десять дней. Фанни Суровая Женщина (Fannie Hard Woman) родилась в 1855 году, поженились они в 1879 году и разошлись в 1890 году. Она родила ему двух дочерей: Люси (1880) и Элис (1882).

 Американский Конь позже принял христианское имя Мэтью. Когда миссионеры сказали Американскому Коню, что христиане живут лишь с одной женой, тот ответил: «Я взял своих жен по обычаю своего народа. Они разделяли мои радости и печали; они матери моих детей. Сейчас они стары, и я не могу бросить ни одну из них».

Закон Эдмундса, который внедряли в резервациях в 1895 году, пытаясь заставить принять индейцев моногамные браки, привел ко многим арестам в Пайн-Ридж и Роузбад. Американский Конь был одним из самых известных жертв этой меры, и его арест вызвал сенсацию.

От жен у него родились три сына: Чарльз Американский Конь (Charles American Horse), Роберт Американский Конь (Robert American Horse) и Сэмюель Американский Конь (Samuel American Horse) и четыре дочери: Мэгги Смотрящая Стоя, Люси, Элис Вайна и Джулия Американский Конь.

 Поскольку старшие и более известные вожди, за исключением Пятнистого Хвоста, как полагали, были враждебны в глубине души, военным он был на пользу. Многие воины Американского Коня стали служить скаутами по его совету, и даже он сам поступил на службу.

31 августа 1876 года после месяца сражения на Литтл-Бигхорн, Американский Конь убил Сиу Джима, считавшегося одним из лидеров «враждебных» индейцев. Его настоящее имя не известно, возможно это был Рыбьи Кишки (Fish Guts, Iyuhota Hogan). Полковник Рэналд Маккензи, который только что прибыл в Кэмп Робинсон, получил известие, что Сиу Джим в деревне ваглухе Синего Коня. Рано утром майор Гордан привел четыре кавалерийские роты в деревню примерно в 50 палаток, стоявших у агентства, чтобы арестовать Сиу Джима. Сиу Джима найти не смогли, и тогда полковник приказал арестовать его жену и сына, которые были доставлены в Кэмп-Робинсон и помещены на гауптвахту. В скорости был арестован и Синий Конь. После того как солдаты ушли, Сиу Джим вернулся в деревню, и Американский Конь убил его при попытке арестовать. Дата смерти Сиу Джима из докладов Маккензи генералу Круку и генералу Шеридану датируется 2 сентябрем 1876 года. Как отмечено в ряде источников, после этого убийства Американский Конь перестал быть «носителем рубахи». 

После ареста Синего Коня Американский Конь стал представителем и лидером прогрессивной фракции в агентстве Красного Облака. В этом же году он стал известен как Американский Конь. До этого времени он носил имя Манишни. В 1890 году Американский Конь поведал Чарльзу Истмену о том, что свое имя он унаследовал от дяди, погибшего на Слим Бютт в 1876 году. Однако в том бою был убит Железный Пух. Американский Конь-младший не был родственен Американскому Коню-старшему, сыну Старого Дыма, с бэндом которого не ладили Истинные Оглала. В одном из интервью Американский Конь заявил, что есть еще один Американский Конь, который приходится братом Женского Платья (что сделало бы его внуком вождя Дыма), и никто его не убивал. По другим данным Сидящий Медведь также в юности носил имя Американский Конь. Он так же утверждал, что лично убил палицей капитана Уилльяма Феттермена в битве у форта Фил-Кирни во время войны Красного Облака. 

 С выдвижением нового лидера ваглухе разделились на три группы: Синий Конь оставался лидером одного бэнда, Американская Лошадь и Три Медведя — двух других. Красная Рубаха также был популярным лидером и, как и Три Медведя, служил в чине лейтенанта. Все эти лидеры служили скаутами в 4-м кавалерийском полку, и были первыми оглала, отправившие своих детей в индейскую школу Карлайла. Они хотели, чтобы их дети изучали английский язык, торговые навыки и обычаи белых, все были делегатами в Вашингтон и выступали в шоу Дикого Запада Баффало Билла. 

6 мая 1877 года Бешеный Конь сложил оружие в форте Робинсон. В течение следующих четырех месяцев он проживал в своей деревне недалеко от агентства Красного Облака. Американский Конь и другие лидеры оглала видели в нем угрозу размеренной жизни в резервации. Любое дальнейшее сопротивление привело бы к срыву мирных переговоров, которые должны были пройти в Вашингтоне. Лидеры оглала думали как бы его образумить, но Бешеный Конь не желал с ними встречаться. В агентствах Красного Облака и Пятнистого Хвоста поползли слухи, что непокорный лидер желает уйти и вернуться к прежнему образу жизни. Заслышав, что дела в агентстве Красного Облака на грани кризиса, генерал Крук поспешил в форт Робинсон. Он считал, что личная беседа с Бешеным Конем сможет сгладить ситуацию. Однако его остановил Женское Платье, который нес сообщение от начальников агентств. Они предупреждали генерала, что Бешеный Конь заявил, что убьет его на предстоявшем совете. Вернувшись в Кэмп-Робинсон, Крук отправил за вождями. Бешеный Конь проигнорировал его приглашение. Вожди сказали генералу, что они не одобряют поведение Бешеного Коня. Тогда Крук заявил, что они должны его арестовать, чтобы доказать свою лояльность. Посовещавшись, они сообщили Круку, что они готовы действовать, но поскольку он очень опасен, некоторые вожди предложили убить его. Крук возразил, назвав это убийством. Наконец было договорено что Американская Лошадь, Красное Облако, Маленькая Рана и Юноша Боящийся Его Лошадей должны были отправиться в сопровождении солдат с приказом об аресте Бешеного Коня. 

4 сентября 1877 года восемь рот 3-го кавалерийского и 400 «дружественных» индейцев прибыли в деревню Бешеного Коня, однако, его там не оказалось. Ночью он уехал с больной женой в агентство Пятнистого Хвоста, где ему сообщили, что он арестован.

На рассвете 5 сентября 1877 года Бешеный Конь и лейтенант Джесси М. Ли, индейский агент в агентстве Пятнистого Хвоста, отправились в форт Робинсон, где при попытке ареста и побега Бешеный Конь был заколот штыком одним из солдат. 

Американский Конь был одним из сторонников образования для индейцев, и его сын Сэмюел и племянник Роберт были в числе первых студентов в Карлайле. Капитан Ричард Генри Пратт встретил сильное сопротивление этому от Красного Облака, который не доверял белому образованию, и у которого не было детей школьного возраста. Но Пратт не мог не заметить что Американский Конь, у которого была большая семья, «проявил живой интерес». Он был тонким политиком и прекрасным оратором, ловко лавируя между традиционным обществом и окружавшим его белым обществом. Свою дружбу с белыми он использовал для достижения уступок для себя и своего народа. Он прекрасно осознавал, что его потомки будут иметь дело с белыми и возможно даже жить с ними, нравится им это или нет. Американский Конь решил отправить двух сыновей и дочь: Бэна, Сэмюеля и Мэгги. «Те первые дети сиу, которые пришли в Карлайл не могли быть счастливым там. Но это был их единственный шанс на будущее». 

 

Карлайлские казармы, Пенсильвания, 24 января 1881. «Мой дорогой отец, Американский Конь. Я хочу сказать тебе что-то, что делает меня очень радостной. Ты сказал мне, что мой брат женился, и это наполняет меня радостью. Моим кузенам и братьям, всем нам хорошо в этой школе Карлайла. Мы были бы рады вновь тебя увидеть. Я всегда счастлива здесь, но в последнее время я иногда чувствую себя плохо, потому что ты сказал мне, что мой дед становится очень старый. Скажи мне как мои братья. Я хотела бы видеть фотографию жены моего брата. Скажи моему брату Две Собаки, чтобы он снова написал мне. Отец мисс Хайд умер две недели назад, и я очень сожалею. Я помню всех моих друзей. Если ты не ответишь на мое письмо в ближайшее время, я буду чувствовать себя плохо. Я не всегда отвечаю на твои письма так скоро, но это потому что я не могу писать. Как только я научусь писать, я буду отвечать так часто, как смогу. Скажи Отважному Быку, что Дора (Ее Трубка) была немного больна, но сейчас пошла на поправку. Скажи мне в порядке ли мой дедушка, если он болен, скажи мне. Ты написал моему кузену Роберту, что у вас есть дом, где можно жить и много свиней, и коров, и таких вещей, и я была очень этому рада. Сейчас у вас есть дом белого человека для жизни, и я хотела бы научиться всему, чему могу, чтобы я смогла вернуться домой и жить с вами. Я слышала, что у них там есть большая школа, и это делает меня радостной. Если ты сможешь приехать – приезжай, и сообщи когда сможешь. Я хочу тебе сказать, что еще несколько девочек и мальчиков поступили сюда. Двадцать пять. Пятнадцать из них девочки. Здесь нас сейчас очень много, и капитан Пратт очень добр к нам. Это все, что я хочу сейчас сказать. Передай мою любовь всем моим друзьям. Твоя дочь Мэгги Смотрящая Стоя».

 

Мэгги было трудно приспособиться к требованиям своего нового образа жизни в Карлайле. Однажды она хлопнула мисс Хайд, надзирательницу, когда та настаивала, чтобы Мэгги ежедневно убирала постель и содержала свою комнату в чистоте. Вместо возвращения индейских детей в их семьи на лето, процесс деплеменизации был продолжен путем размещения детей в семьях белых. После прибытия домой Мэгги написала Пратту письмо: 

 

«Дорогой капитан Пратт, что мне делать? Я здесь две недели, и я не мылась. У этих людей нет ванны. Ваша школьная дочь Мэгги Смотрящая Стоя». Пратт посоветовал ей поступать так, как он делал на границе — заполнял умывальник водой и хорошо натирал себя. Свое письмо он подписал «Ваш друг и школьный отец Р.Г.Пратт». 

 С апреля 1886 по февраль 1877 Американский Конь участвовал в шоу «Дикий Запад» Баффало Билла. Он посетил Сент-Луис, Дейтон, Камберленд, Филадельфию и ряд других городов. 

Шоу «Дикого Запада» было очень популярно у лакота и полезно для их семей и общин, поскольку предлагало пути новых возможностей и надежд в то время, когда люди считали, что индейцы исчезающая раса, у которой был лишь один выход — быстрая и культурная трансформация. Между 1887 годом и Первой мировой войной более 1 000 индейцев поучаствовали в шоу Баффало Билла, в основном оглала из Пайн-Ридж. В то время когда Бюро по делам индейцев было полно решимости ассимилировать индейцев, полковник Баффало Билл Коди использовал свое влияние на правительственных чиновников, чтобы сохранить индейских артистов для своего шоу. В 1886 году Американкий Конь заменил Сидящего Быка как хедлайнера для сезонов 1886-87 годов. Когда журналист спросил о том, что думает вождь о Востоке, тот ответил: «Я вижу так много чудесного и странного, что я чувствую желание уйти в лес и укрыться с головой одеялом, чтобы больше ничего не видеть и иметь возможность подумать над тем, что я уже видел». 

 

31 марта 1887 года вожди Американский Конь, Синий Конь и Красная Рубаха вместе с семьями взошли на палубу корабля, означив новое путешествие для лакота, когда они прибыли в Англию с труппой Буффало Билла, чтобы дать представление на Золотом юбилее королевы Виктории и затем отправились в пятимесячный тур по Бирмингему, Солфоруд и Лондону. Свита состояла из 97 индейцев, 18 бизонов, 2 лосей, 10 оленей, 10 мулов, 5 техаских бычков, 4 ослов и 108 лошадей. В конце каждого сезона Баффало Билл щедро расплачивался с участниками своего шоу. Оглала, участвовавшие в шоу, гордо называли себя «шоумены» (Oskate Wicasa). С 1887 года участие в шоу стало семейной традицией. Бен и Сэмюель, сыновья Американского Коня тоже участвовали в шоу в Карлайле и были переводчиками. 

Когда многие из его друзей стали увлечены Танцем Призрака, Американский Конь держался в стороне от него и предостерегал других. Он первым привел своих людей в лагерь агентства Пайн-Ридж, где было приказано собраться тем индейцам, которые не участвуют в танце.

Вот как описывает это Чарльз Истмен:

«Я был там в то время и каждый день говорил с ним. Когда Малыш будет арестован, недовольные вынудят его противостоять аресту, что означало как минимум суровое обращение во время задержания. Это должно было послужить оправданием, чтобы напасть на индейскую полицию, что привело бы к массовой бойне или восстанию. Я знал с самого начала, что этот отчаянный шаг был против Американского Коня, и считалось, что его жизнь находится под угрозой.

В день «Большого Вопроса», когда в агентстве были собраны тысячи индейцев, этот человек, Малыш, который был в бегах, смело шагал среди них. Конечно, завидя Малыша, полицейские арестовали его и доставили на гауптвахту. Он тщетно пытался оказать сопротивление. Толпа воинов бросилась к нему на помощь, все смешалось, и был слышен общий крик: «Поторапливайтесь! Убейте их всех!». Я видел, как Американский Конь вышел из офиса агента и спокойно взирал на возбужденную толпу. «Что вы собрались делать?», — спросил он. «Остановитесь, люди и подумайте, прежде чем действовать! Вы будете убивать ваших детей, ваших женщин, и уничтожите сегодня свой народ?». Он стоял перед ними как статуя, и мужчины, державшие двух беспомощных полицейских, на мгновение приостановились. Американский Конь продолжил: «Сегодня вы смелые, потому что вас больше чем белых, но что вы будете делать завтра? Здесь повсюду железные дороги. Солдаты тысячами потекут со всех сторон и окружат вас. У вас немного еды и патронов. Это станет концом вашего народа. Я говорю вам: остановитесь сейчас!» Джек Красное Облако, сын старого вождя, подбежал к нему и сунул револьвер почти в лицо. «Эти как ты и тебе подобные», — кричал он, — «кто уменьшил нашу расу рабством и голодом!». Американский Конь не дрогнул, но намеренно вернулся в офис, преследуемый Джеком, все еще размахивавшего пистолетом. Но его своевременное появление и красноречие спасло день. Другие полицейские получили возможность достичь местных и с большой толпой дружественных индейцев взять ситуацию под контроль. Когда я вошел в кабинет, он был один, но, по-видимому, совершенно спокоен. «Где агент и клерки?», — спросил я. «Они бежали через заднюю дверь», — ответил он улыбаясь. «Я думаю, что они находятся в подвале. Эти дураки снаружи почти захватили нас спящими, но я думаю, что сейчас все закончилось».

 

4 марта 1905 года «Дикий Запад» и Карлайл изображали контрастные образы коренных американцев на Первом инаугурационном параде Теодора Рузвельта.

Шесть известных вождей: Джеронимо (апач), Куана Паркер (команч), Американский Конь (сиу), Медведь Полый Рог (сиу), Чарли Оленья Кожа (ют) и Маленькое Перо (черноногий), встретились в Карлайле, чтобы отрепетировать парад с кадетами и оркетром. Теодор Рузвельт с женой наблюдали, как по Пенсильвания-авеню проходят курсанты Вест-Пойнта и знаменитый кастеровский 7-ой кавалерийский. Когда в поле зрения оказались «Дикий Запад» и кадеты Карлайла, Рузвельт решительно снял свою шляпу, и все, кто был с ним, встали при виде шести известных вождей в красиво украшенных одеяниях и в головных уборах из перьев, сопровождаемых оркестром Карлайлской индейской школы и кадетами. Ведущим группы был Джеронимо. Все внимание публики было уделено вождям, а курсантов даже никто не удосужился сфотографировать. 

Вождь Американский Конь всегда был желанным гостем в «Вигваме», доме майора Израэля Маккрейгта в Дюбуа, Пенсильвания. Там собирались прогрессивные политики, бизнесмены, журналисты и авантюристы. Это был восточный дом для лакота «Дикого Запада», второй дом вождя Летящего Ястреба в течение 30 лет и центр индейского наследия. «Вигвам» был теплый и гостеприимный: индейцы могли спать в бизоньих шкурах и типи, гулять в лесу, курить трубки и беседовать. 150 индейцев Буффало Билла разбили лагерь в лесах «Вигвама». 

«Вигвам» посещали такие вожди как Американский Конь, Синий Конь, Джим Трава, Конь Вихрь, Индюшиные Ноги, Одинокий Медведь, Железное Облако, Медведь Пес, Желтый Мальчик, Дождь В Лицо, Медведь Полый Рог, Убил Рядом С Палаткой, Красный Орел и другие. Бывал там и вождь кроу Много Подвигов и Вороний Пес. 22 июня 1908 года Маккрейгт был принят как почетный Вождь Лакота с именем Чанте Танка, Большое Сердце (Cante Tanke («Great Heart»)).

Помимо прочего, Американский Конь был историком лакота и продолжал вести «перечни зим», которые передавались из поколения в поколение. События охватывали период с 1775-1878 год. Годы лакота начинаются с первого зимнего снега и заканчиваются первым снегом следующей зимы. Каждому году давали наименование значительного или уникального события, которое можно было легко вспомнить. Так Американский Конь родился в год, когда угнали много лошадей у плоскоголовых (1840-1841). В 1879 году по просьбе Уильяма Х. Корбюзье, армейского хирурга, Американский Конь изобразил в блокноте счёт зим. Корбюзье отправил рисунки в Смитсоновский институт вместе с пояснениями. Его смерть отмечена в календаре Нет Ушей как 1908-09. Вождь Американский Конь скончался в своем доме в Пайн-Ридж 16 декабря 1908 года.

 

Перевод: Александр *Два Волка*. При использовании материала ссылка на сайт обязательна.

indigenous.jimdo.com

Палица

Палица является контактным короткодревковым ударным и ударно-раздробляющим  холодным оружием в виде стержня из твердого материала часто с утолщением в боевой части. Как следует из названия, палица – это палка, дубина, дубинка, используемая в качестве оружия. Это было первое контактное оружие первобытного человека, применяемое во всем мире и по сей день.

Иногда возникают сложности в классификации данного оружия ввиду его сходства с булавой. Основным отличием палицы от булавы считается отсутствие в ее ударной части установленного на древке с помощью проушины навершия. Если булава являлась составным оружием, то палицы всегда изготавливались из цельного куска материала: дерева, кости, камня, железа и др. Существовали одноручные и двуручные варианты этого оружия, размеры и вес которого могли сильно варьироваться.

Иногда палица использовалась в качестве метательного оружия.

Народ восточной Африки Масаи до сих пор устраивает соревнования по метанию деревянных дубинок под названием «рунгу». Эта палица в верхней части имеет резкий изгиб, после которого следует сильное шарообразное утолщение, часто имеющее короткий заостренный носик с  ударной стороны.

Сделанную из твердых пород дерева дубину для увеличения прочности часто обматывали материей или кожей, а также иногда ставили по всей длине несколько железных обручей. Деревянную ударную часть нередко оснащали металлическими шипами, самые простые из которых можно было сделать из не до конца забитых гвоздей с отрубленными или сплющенными с двух сторон шляпками.

На Руси двуручные тяжелые палицы из дерева или железа весом от 6 до 12 килограммов назывались словом «ослоп». Японская тяжелая палица под название «тецубо» (обычно восьмигранная в сечении) как и ослоп являлась двуручным оружием, требующим от воина большой физической силы.

Более легкую разновидность тецубо, именуемую «канабо» (консайбо), часто применяли герои японских легенд.

Палица была оружием, которым побеждали своих врагов древнегреческие герои эпоса Геракл и Тесей. С палицей в руке можно встретить изображения Вильгельма Завоевателя, ставшего королем Англии.

Главным достоинством палицы являются простота и доступность, так как сделать деревянную дубинку мог каждый крестьянин. Несмотря на это она всегда пользовалась уважением и популярностью у всех слоев населения. Фехтовальные школы Европы и Азии рассматривали деревянные дубины не только как самостоятельное оружие, но и как учебно-тренировочный вариант. В индийском боевом искусстве «кушти» в качестве тренажеров для укрепления определенных групп мышц рук используют тяжелые палицы «карела» и «экка».

Оригинальными формами отличаются дубинки коренных жителей Северной Америки и Океании, часть из которых своими очертаниями сходны с огнестрельным оружием. Очень популярной у североамериканских индейцев были плоские расширяющиеся к верху прямые и изогнутые дубинки, напоминающие своей формой ружье. У этих палиц на ударной кромке устанавливалось плоское острие (иногда три) из кремния или другого материала.

У народов Океании можно встретить каменные и деревянные дубинки, как очень короткие, так и длинные. В Новой Зеландии сохранилась богатая техника фехтования разными палицами, наиболее известной из которых является деревянная дубинка под названием «таиаха», напоминающая своим видом весло или ружье со штыком, которая у нижнего окончания имеет копейное острие, а в верхней части утолщение с сечением в виде ромба или овала. Новозеландская нефритовая короткая палица «мере» у нижнего края имеет специальное отверстие для веревки на которой ее сильно раскручивают, благодаря чему мере превращается в кистень.  Богатым разнообразием деревянных дубин может похвастаться население Меланезии, особенно островов архипелага Фиджи.

В Средние века у воинов Европы и Азии получили широкое распространение железные дубинки с квадратным, восьмигранным и крестообразным сечением, а деревянная палица стала оружием низшего сословия.

Простые горожане часто устраивали поединки с помощью деревянных дубин. У европейской знати средневековья к XV столетию палица из дерева постепенно перешла в разряд «неблагородного оружия» и не использовалась в турнирных поединках за исключением тех случаев, когда потомок благородного рода вызывал на поединок человека не дворянского сословия. С XV века в рыцарских турнирах с целью уменьшения летальных исходов применяется деревянная палица длиною около 0,8 метра под названием «колбен», представляющая собой расширяющийся к верху и заостренный на конце многогранник. У верхней границы рукояти колбен имел защитный металлический диск (гарду) под названием «нодус».

В последний раз в качестве боевого оружия ближнего боя палицы и булавы заводского и кустарного производства применялись в Первой мировой войне бойцами Австро-Венгрии, Англии, Италии, Германии и Франции.

Это оружие использовалось пехотой для рукопашных схваток в траншеях и вошло в историю под названием «траншейная дубинка». В настоящее время во всем мире палица в виде полицейской дубинки является штатным оружием охранных и силовых структур.

holodnoeorugie.ru

Пату (боевая палица) Википедия

У этого термина существуют и другие значения, см. Пату.

Пату — короткая, плоская полинезийская боевая палица с утолщённой рукояткой, выполненная из дерева, полированного камня или китовой кости[1]. Помимо прямого назначения используется также как символ, считается, что у них есть мана[2].

У маори разные виды пату имеют собственные названия: каменные назывались пату-онева (маори  patu ōnewa ), костяные — пату-параоа, пату в форме восьмёрки называется котиате, несимметричный пату с фигуркой человека — «вахаика»[1][3]. Пату-онева изготавливали из бурого песчаника, вулканических пород, включая пемзу, а также из поунаму[en] (зелёного камня, жада)[4]. Пату, выполненные из поунаму, называются мере или мере-поунаму; они были символом власти и почти всегда принадлежали вождям иви[1][5]. Как и всему остальному оружию, маори давали пату, долго бывшим в употреблении, собственные имена. К примеру известно пату под названием «Кровавая рука» (маори Te Ringa Toto)[6].

Производство палиц из дерева (всегда украшенных резьбой) и полированного камня требовало много времени и сил и могло занимать больше года, из-за чего в битве их использовали особым щадящим образом, никогда не нанося ими удары как топором[6][5][2]. Зелёный камень для мере-поунаму, к примеру, откалывали кусками прочного песчаника или сланца, а затем полировали кварцевым песком[4]. В рукоятке готового пату обычно просверливали отверстие, через которое пропускали жгут, а затем обматывали его вокруг кисти, держащей палицу; другая рука держала плетёный щит. Воин старался схватить врага за волосы и резким ударом или тычком палицы попасть ему по виску, либо вонзить палицу под рёбра[7].

В XXI веке военное использование пату прекратилось, однако их стали часто использовать при исполнении танцев и песен, а также на мероприятиях[8]. Кроме того, мере изображён на флаге «Кохитанга» вместе со свитком договора Вайтанги. Исторически враждовавшие племена обменивались мере-поунаму в знак мира, примером такого символа является мере маори Hine-nui-o-te-paua, переданное племени Нгати-Паоа[en] от племени Нгапухи[en][9].

  • Вождь Равири Пуаха с пату

Примечания

Литература

wikiredia.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *