Битва за Атлантику 1939-1945 | Военное оружие и армии Мира
Опыт Первой мировой войны показал, что неограниченная подводная война может быть если не решающим, то действенным средством давления на Англию. После начала Второй мировой войны германский Военно-морской флот — кригсмарине — решил сосредоточить все свои силы на морских коммуникациях Соединенного Королевства. В случае удачи, существовавшая прежде всего за счет импорта Великобритания должна была задохнуться в кольце блокады и запросить мира даже без высадки на ее берегах немецкого десанта.
РЕЙДЕРЫ
На первом этапе морской войны командование кригсмарине не отдавало какого-либо предпочтения подлодкам (их было на тот момент всего 57). Большие надежды возлагались на рейдерские операции, которые должны были проводить как крупные надводные корабли, так и вспомогательные крейсера (переоборудованные в боевые коммерческие суда). При этом в целом германские капитаны стремились уважать, насколько это было возможно, принадлежность того или иного судна к нейтральным странам. Надо также сказать, что эти действия велись не только в Атлантике, но и, например, в Индийском океане.
Однако рейдеры, к большому сожалению главнокомандующего ВМФ адмирала Эриха Редера, который был сторонником развития надводного, а не подводного флота, возложенных на них надежд не оправдали. Уже 17 декабря 1939 года получивший большие повреждения рейдер — новейший тяжелый крейсер «Адмирал граф Шлее» — был интернирован в Уругвае. И летом 1941 года от рейдерских операций в Атлантике было решено отказаться. Отдельные рейдеры продолжали действовать против Северных конвоев в Артике, но и они были свернуты после того, как 26 декабря 1943 года у мыса Нордкап в Норвегии был потоплен линейный корабль «Шарнхорст». Всего из 9 боевых кораблей, действовавших в качестве рейдеров, кригсмарине потеряло 7, а из 11 вспомогательных крейсеров — 9.
Рейдеры потопили 7 кораблей и 54 торговых судна. На счету вспомогательных крейсеров — 1 и 128 соответственно. Это была капля в море, и подобные потери не могли оказать никакого влияния на ситуацию в Англии. Максимум, чего рейдеры смогли добиться, это того, что британскому флоту приходилось задействовать значительно более крупные силы для охоты за ними и для охраны коммуникации. Но британский флот мог себе это позволить безболезненно.
НЕОГРАНИЧЕННАЯ ПОДВОДНАЯ ВОЙНА
Уже к июлю 1940 года стало ясно, что ставка будет сделана на подводные лодки, которые добились наибольших успехов при минимальных потерях. Союзники оказались совершенно не готовы к новой неограниченной подводной войне. Тем более, что к этому моменту немецкие войска заняли Францию. Это дало подводным лодкам удобные порты на ее западном побережье и значительно облегчило действия подлодок в Атлантике.
К концу 1941 года действия рейдеров были практически свернуты и ставка сделана на подводные лодки.
Хотя значительная часть «асов подводной войны» практиковала фактически рейдерские операции, командующий подводным флотом кригсмарине Карл Дениц ввел тактику «волчьих стай» — атаки конвоев группами подлодок. Она была чрезвычайно эффективна, но требовала серьезной подготовки и слаженности действий. Прежде всего необходимо было наладить бесперебойную работу по обнаружению конвоев различными методами.
Затем находившиеся в этом районе подлодки получали приказ на сосредоточение и командир «стаи» осуществлял наведение на цель. Значительное количество рассредоточенных по Атлантике подлодок собирались в «стаи» по мере необходимости. Чтобы постоянно держать в море требуемое количество субмарин, Дениц наладил систему их снабжения, в том числе и вдали от баз.
Во время первого «Счастливого времени» в июле — октябре 1940 года союзники потеряли 282 судна. В 1941 и 1942 годах потери продолжали расти. Даже вступление в войну США в декабре 1941 года не дало немедленного эффекта, и потери союзников за этот год составили 457 судов общим водоизмещением 2 298 714 тонн.
В 1942 году немецкие подводные лодки потопили 1155 судов общим водоизмещением 6 149 473 тонны, а самым критическим месяцем для флота союзников стал ноябрь, когда их торговые флоты потеряли 126 судов (802 160 тонн). Это был тяжелейший момент: потери союзников достигли максимума и уже превосходили по тоннажу вновь вводимые в действие суда.
2985warfor.me
Битва за Атлантику (1939—1945) — это… Что такое Битва за Атлантику (1939—1945)?
Битва за Атлантику (Вторая битва за Атлантику, в отличие от кампании в рамках Первой мировой войны) — военная кампания Второй мировой войны, борьба союзников по Антигитлеровской коалиции с нацистской Германией и Италией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Основной целью стран оси было нарушение атлантических коммуникаций Великобритании с остальными союзниками, дальней целью — принуждение её к переговорам и развал коалиции. Основной целью союзников была защита коммуникаций, и тем самым обеспечение военных усилий коалиции.
Не имея возможности уничтожить военно-морские силы союзников в прямом столкновении, Германия сосредоточилась на их коммуникациях, как самом слабом звене. Ею применялись: крупные надводные корабли, подводные лодки, надводные коммерческие рейдеры, авиация, легкие надводные корабли (катера).
Наибольшего успеха добились подводные лодки. На их долю приходится до 68 % потерь союзного тоннажа, и 37,5 % потерь боевых кораблей.[2] Начав войну с 57 лодками, в основном малыми прибрежными субмаринами типа II, Германия развернула грандиозную программу строительства подводного флота, построив до 1945 года более тысячи подводных лодок разных типов.
Главнокомандующий подводным флотом Кригсмарине Карл Дёниц разработал тактику группового нападения подводных лодок на конвои судов, известную как тактика «волчьих стай». Он же организовал систему снабжения подводных лодок вдали от баз, и другие виды обеспечения. Пока эти меры не встречали серьёзного противодействия, немецкие подводные лодки действовали эффективно. Однако всю войну Кригсмарине страдала от слабого взаимодействия с другими видами сил, прежде всего Люфтваффе.
После разработки радаров нового типа, расшифровки системы кодов радиосвязи немецких подводников, выделения достаточного количества авиации, строительства большого количества эскортных кораблей и небольших эскортных авианосцев инициатива перешла к союзникам. Потеря передовых, а затем и части основных баз, выход Италии из войны лишили Германию выгодных условий борьбы. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять потопленный тоннаж быстрее, чем союзники несли потери. Все это привело к поражению Германии в Битве за Атлантику.
Основные этапы
Борьба на водных коммуникациях в Атлантике прошла через несколько основных периодов, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.
Западные источники дают следующую периодизацию:[2]
- Сентябрь 1939 — май 1940. Обе стороны вели борьбу силами и средствами, имевшимися к началу войны. Боевые действия ограничивались географически, и по интенсивности. Соблюдался (в основном) нейтралитет невоюющих государств, война на море велась по нормам призового права.
- Июль 1940 — декабрь 1941. Резкое изменение обстановки на суше, захват Германией новых баз, промышленных районов, источников сырья. Выход из войны Франции, вступление в войну Италии. Открытие Средиземноморского театра военных действий. Переход Германии к неограниченной подводной войне, отказ от использования крупных кораблей против коммуникаций (сражение в Датском проливе, операция «Цербер»). Вступление в войну Советского Союза, открытие Арктического театра военных действий. Попытки взаимодействия авиации, надводных кораблей и подводных лодок немцев в Арктике. Успешные действия немецких подводных лодок, их массовое наращивание, расширение районов действия. Потери союзников на коммуникациях резко растут.
- Декабрь 1941 — март 1943. Вступление в войну США и Японии, война окончательно приобретает мировой характер. Полный отказ от любых ограничений на боевые действия. Потери союзников приближаются к критическим, однако защита коммуникаций улучшается, эффективность действий немцев падает, их потери также растут. Отказ Германии от использования надводных рейдеров. Резкое сокращение авиационной поддержки подводных лодок. Лодки остаются единственным родом сил Германии на дальних коммуникациях, катера и авиация сосредоточиваются на ближних.
- Апрель 1943 — июнь 1944. Переход союзников в наступление, в том числе в Битве за Атлантику. Качественный и количественный рост противолодочных сил, сокращение потерь в тоннаже, рост потерь немецких подводных лодок. Прирост союзного тоннажа превышает потери. Выход из войны Италии, утрата немецких баз в Средиземном море. Защита коммуникаций союзниками переходит в сочетание обороны и наступления, в том числе на маршрутах перехода и в базах подводных лодок.
- Июнь 1944 — май 1945 Полное господство союзников на коммуникациях. Открытие нового театра военных действий в Западной Европе. Противодействие немецких лодок и катеров вторжению неэффективно. Германия лишается баз на Атлантическом побережье, затем промышленного потенциала на континенте. Полное лишение её морских сил авиационной поддержки. Потери союзников в тоннаже минимальны, потери немецких подводных лодок достигают катастрофических размеров. Немецкие надводные силы уничтожаются в базах.
Советская историография выдвигает вперед значение Восточного фронта,[3] и предлагает три периода:
- Период сентябрь 1939 — июнь 1941 характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию.
- Период июль 1941 — март 1943 характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника.
- Период апрель 1943 — май 1945 отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско-германском фронте. Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти.
Потери сторон
Вид рейдеров | Надводные корабли | Коммерческие рейдеры |
---|---|---|
Численность | 9 | 11 |
Потопили судов | 54 | 128 |
Потопили боевых кораблей | 7 | 1 |
Потери | 7 | 9 |
Соотношение потерь | 13 % | 7 % |
Результаты действий надводных кораблей Германии, по сравнению с подводными лодками, были незначительны в абсолютных цифрах. Крупные корабли не оправдали возлагавшихся на них надежд, а их потери в военных условиях были невосполнимы. Поэтому с лета 1941 года они были отведены с атлантических коммуникаций, и пытались действовать только в Арктике. Последняя их попытка зимой 1943 г закончилась поражением — потерей «Шарнхорста» без единого потопленного транспорта взамен.
Коммерческие рейдеры имели несколько большую эффективность, но были очень уязвимы, и потому ограничивались районами, где охранение отсутствовало (например, Южная Атлантика).
И те и другие не показали результатов, даже приблизительно способных переломить кампанию в пользу Германии. Их вклад состоял в оттягивании на себя значительных сил противника, создании напряжения на всех театрах, вынуждая союзников выделять силы на охрану всех коммуникаций, на случай атаки. Последний коммерческий рейдер закончил свой поход в марте 1943 г.
Период | Численность | Процент потерь |
---|---|---|
Сентябрь 1939 — 7 декабря 1941 | 6 | 1 % |
7 декабря 1941 — 31 декабря 1941 | 14 | 2 % |
1942 | 373 | 47 % |
1943 | 204 | 26 % |
1944 | 130 | 16 % |
1945 (все 12 месяцев) | 68 | 9 % |
Всего: | 795 | 100 % |
Приведенные данные показывают, что критическими в Битве за Атлантику были 1942—1943 годы. Перелом обозначился в 1942 году и окончательно наступил в 1943 году, когда на каждое потопленное судно немцы стали терять одну подводную лодку.
По действиям подводных лодок, сравнение потерь конвоируемых и отдельных (самостоятельно идущих) судов также указывает, что на коммуникациях с малым числом конвоев, как в американской зоне, отдельные суда были уязвимее — подводники предпочитали атаковать их, а не конвои.
Данные по самым напряженным месяцам противолодочной войны дают картину медленного, но постоянного сдвига в пользу союзников. Резкое падение потерь отдельных судов в американских водах совпадает с введением там обязательной системы конвоев. Лишившись такой легкой добычи, подводники вынуждены были вступать в бои с эскортом, которые в конечном счёте проиграли.
Статистика | Период | Северная Атлантика | Великобритания — Гибралтар | Американское побережье |
---|---|---|---|---|
Перехвачено конвоев | Октябрь — декабрь 1942 (прошло 2992 судна в 99 конвоях, не считая американскую зону) | 18 | 5 | 3 |
Потоплено судов в конвоях | 63 | 17 | 7 | |
Потери отставших (от всех причин) | 9 | 1 | — | |
Потоплено эскортных кораблей | 2 | 1 | 1 | |
Потоплено отдельных судов | 18 | 17 | 56 | |
Боевых контактов[7] | 73 | 14 | 4 | |
Потоплено подводных лодок | 13 | 1 | — | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,99 | 1,29 | 1,75 | |
Соотношение потерь[8] | 5,54 | 18,0 | — | |
Перехвачено конвоев | Январь — март 1943 (прошло 3233 судна в 105 океанских конвоях) | 24 | 7 | 6 |
Потоплено судов в конвоях | 77 | 13 | 12 | |
Потери отставших (от всех причин) | 23 | — | — | |
Потоплено эскортных кораблей | 1 | — | — | |
Потоплено отдельных судов | 12 | 7 | 2 | |
Боевых контактов | 112 | 11 | 7 | |
Потоплено подводных лодок | 16 | 4 | 2 | |
Пропало без вести лодок[9] | 2 | 4 | — | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,89 | 1,18 | 1,71 | |
Соотношение потерь | 5,55 | 3,25 | 6,00 |
Ссылки
- ↑ Allied Warship Losses
- ↑ 1 2 Naval History of World War II, Bernard Ireland, ed. Harper Collins, 1998. ISBN 0-00-472143-8
- ↑ Постсоветская историография приняла тот же тезис без изменений. См. Битва за Атлантику
- ↑ Naval History of World War II… , ed. Harper Collins, 1998. pp. 10−91. ISBN 0-00-472143-8
- ↑ Arthur R. Moore. A Careless Word… a Needless Sinking, rev. ed. Kings Point, NY: American Merchant Marine Museum, 1995. pp. 543—546.
- ↑ To Die Gallantly: the Battle of the Atlantic. T. J. Runyan, J. M. Copes, ed. Westview Press, 1995, p. 157. ISBN 0-8133-2332-0
- ↑ Достоверные атаки лодок плюс число потопленнных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
- ↑ Все суда, в конвоях и отдельные, относительно подводных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
- ↑ Потерянные лодки, не заявленные союзниками как свои победы: To Die Gallantly…, p. 157.
Литература
dic.academic.ru
Битва за Атлантику (1939—1945) | История Вики
У этого термина существуют и другие значения, см. Битва за Атлантику.Битва за Атлантику (Вторая битва за Атлантику, в отличие от кампании в рамках Первой мировой войны) — военная кампания Второй мировой войны, борьба союзников по Антигитлеровской коалиции с фашистской Германией и Италией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Основной целью стран оси было нарушение атлантических коммуникаций Великобритании с остальными союзниками, дальней целью — принуждение её к переговорам и развал коалиции. Основной целью союзников была защита коммуникаций, и тем самым обеспечение военных усилий коалиции.
Не имея возможности уничтожить военно-морские силы союзников в прямом столкновении, Германия сосредоточилась на их коммуникациях, как самом слабом звене. Ею применялись: крупные надводные корабли, подводные лодки, надводные коммерческие рейдеры, авиация, легкие надводные корабли (катера).
Наибольшего успеха добились подводные лодки. На их долю приходится до 68 % потерь союзного тоннажа, и 37,5 % потерь боевых кораблей.[2] Начав войну с 57 лодками, в основном малыми прибрежными субмаринами типа II, Германия развернула грандиозную программу строительства подводного флота, построив до 1945 года более тысячи подводных лодок разных типов.
Главнокомандующий подводным флотом кригсмарине Карл Дёниц разработал тактику группового нападения подводных лодок на конвои судов, известную как тактика «волчьих стай». Он же организовал систему снабжения подводных лодок вдали от баз, и другие виды обеспечения. Пока эти меры не встречали серьёзного противодействия, немецкие подводные лодки действовали эффективно. Однако всю войну кригсмарине страдала от слабого взаимодействия с другими видами сил, прежде всего люфтваффе.
После разработки радаров нового типа, расшифровки системы кодов радиосвязи немецких подводников, выделения достаточного количества авиации, строительства большого количества эскортных кораблей и небольших эскортных авианосцев инициатива перешла к союзникам. Потеря передовых, а затем и части основных баз, выход Италии из войны лишили Германию выгодных условий борьбы. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять потопленный тоннаж быстрее, чем союзники несли потери. Все это привело к поражению Германии в Битве за Атлантику.
Борьба на водных коммуникациях в Атлантике прошла через несколько основных периодов, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.
Западные источники дают следующую периодизацию:[2]
- Сентябрь 1939 — май 1940. Обе стороны вели борьбу силами и средствами, имевшимися к началу войны. Боевые действия ограничивались географически, и по интенсивности. Соблюдался (в основном) нейтралитет невоюющих государств, война на море велась по нормам призового права.
- Июль 1940 — декабрь 1941. Резкое изменение обстановки на суше, захват Германией новых баз, промышленных районов, источников сырья. Выход из войны Франции, вступление в войну Италии. Открытие Средиземноморского театра военных действий. Переход Германии к неограниченной подводной войне, отказ от использования крупных кораблей против коммуникаций. Вступление в войну Советского Союза, открытие Арктического театра военных действий. Попытки взаимодействия авиации, надводных кораблей и подводных лодок немцев в Арктике. Успешные действия немецких подводных лодок, их массовое наращивание, расширение районов действия. Потери союзников на коммуникациях резко растут.
- Декабрь 1941 — март 1943. Вступление в войну США и Японии, война окончательно приобретает мировой характер. Полный отказ от любых ограничений на боевые действия. Потери союзников приближаются к критическим, однако защита коммуникаций улучшается, эффективность действий немцев падает, их потери также растут. Отказ Германии от использования надводных рейдеров. Резкое сокращение авиационной поддержки подводных лодок. Лодки остаются единственным родом сил Германии на дальних коммуникациях, катера и авиация сосредоточиваются на ближних.
- Апрель 1943 — июнь 1944. Переход союзников в наступление, в том числе в Битве за Атлантику. Качественный и количественноый рост противолодочных сил, сокращение потерь в тоннаже, рост потерь немецких подводных лодок. Прирост союзного тоннажа превышает потери. Выход из войны Италии, утрата немецких баз в Средиземном море. Защита коммуникаций союзниками переходит в сочетание обороны и наступления, в том числе на маршрутах перехода и в базах подводных лодок.
- Июнь 1944 — май 1945 Полное господство союзников на коммуникациях. Открытие нового театра военных действий в Западной Европе. Противодействие немецких лодок и катеров вторжению неэффективно. Германия лишается баз на Атлантическом побережье, затем промышленного потенциала на континенте. Полное лишение её морских сил авиационной поддержки. Потери союзников в тоннаже минимальны, потери немецких подводных лодок достигают катастрофических размеров. Немецкие надводные силы уничтожаются в базах.
Советская историография выдвигает вперед значение Восточного фронта,[3] и предлагает три периода:
- Период сентябрь 1939 — июнь 1941 характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию.
- Период июль 1941 — март 1943 характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника.
- Период апрель 1943 — май 1945 отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско-германском фронте. Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти.
Вид рейдеров | Надводные корабли | Коммерческие рейдеры |
---|---|---|
Численность | 9 | 11 |
Потопили судов | 54 | 128 |
Потопили боевых кораблей | 7 | 1 |
Потери | 7 | 9 |
Соотношение потерь | 13 % | 7 % |
Результаты действий надводных кораблей Германии, по сравнению с подводными лодками, были незначительны в абсолютных цифрах. Крупные корабли не оправдали возлагавшихся на них надежд, а их потери в военных условиях были невосполнимы. Поэтому с лета 1941 года они были отведены с атлантических коммуникаций, и пытались действовать только в Арктике. Последняя их попытка зимой 1943 г закончилась поражением — потерей «Шарнхорста» без единого потопленного транспорта взамен.
Коммерческие рейдеры имели несколько большую эффективность, но были очень уязвимы, и потому ограничивались районами, где охраниение отсутствовало (например, Южная Атлантика).
И те и другие не показали результатов, даже приблизительно способных переломить кампанию в пользу Германии. Их вклад состоял в оттягивании на себя значительных сил противника, создании напряжения на всех театрах, вынуждая союзников выделять силы на охрану всех коммуникаций, на случай атаки. Последний коммерческий рейдер закончил свой поход в марте 1943 г.
Период | Численность | Процент потерь |
---|---|---|
Сентябрь 1939 — 7 декабря 1941 | 6 | 1 % |
7 декабря 1941 — 31 декабря 1941 | 14 | 2 % |
1942 | 373 | 47 % |
1943 | 204 | 26 % |
1944 | 130 | 16 % |
1945 (все 12 месяцев) | 68 | 9 % |
Всего: | 795 | 100 % |
Приведенные данные показывают, что критическими в Битве за Атлантику были 1942—1943 годы. Перелом обозначился в 1942 и окончательно наступил в 1943, когда на каждое потопленное судно немцы стали терять одну подводную лодку.
По действиям подводных лодок, сравнение потерь конвоируемых и отдельных (самостоятельно идущих) судов также указывает, что на коммуникациях с малым числом конвоев, как в американской зоне, отдельные суда были уязвимее — подводники предпочитали атаковать их, а не конвои.
Данные по самым напряженным месяцам противолодочной войны дают картину медленного, но постоянного сдвига в пользу союзников. Резкое падение потерь отдельных судов в американских водах совпадает с введением там обязательной системы конвоев. Лишившись такой легкой добычи, подводники вынуждены были вступать в бои с эскортом, которые в конечном счёте проиграли.
Статистика | Период | Северная Атлантика | Великобритания — Гибралтар | Американское побережье |
---|---|---|---|---|
Перехвачено конвоев | Октябрь — декабрь 1942 (прошло 2992 судна в 99 конвоях, не считая американскую зону) | 18 | 5 | 3 |
Потоплено судов в конвоях | 63 | 17 | 7 | |
Потери отставших (от всех причин) | 9 | 1 | — | |
Потоплено эскортных кораблей | 2 | 1 | 1 | |
Потоплено отдельных судов | 18 | 17 | 56 | |
Боевых контактов[7] | 73 | 14 | 4 | |
Потоплено подводных лодок | 13 | 1 | — | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,99 | 1,29 | 1,75 | |
Соотношение потерь[8] | 5,54 | 18,0 | — | |
Перехвачено конвоев | Январь — март 1943 (прошло 3233 судна в 105 океанских конвоях) | 24 | 7 | 6 |
Потоплено судов в конвоях | 77 | 13 | 12 | |
Потери отставших (от всех причин) | 23 | — | — | |
Потоплено эскортных кораблей | 1 | — | — | |
Потоплено отдельных судов | 12 | 7 | 2 | |
Боевых контактов | 112 | 11 | 7 | |
Потоплено подводных лодок | 16 | 4 | 2 | |
Пропало без вести лодок[9] | 2 | 4 | — | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,89 | 1,18 | 1,71 | |
Соотношение потерь | 5,55 | 3,25 | 6,00 |
Шаблон:Западноевропейский театр военных действий Второй мировой войны Шаблон:Reflist
ru.history.wikia.com
Битва за Атлантику (1939—1945) — WiKi
Битва за Атлантику (Вторая битва за Атлантику, в отличие от кампании в рамках Первой мировой войны) — военная кампания Второй мировой войны, борьба союзников по Антигитлеровской коалиции с нацистской Германией и Италией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Основной целью стран оси было нарушение атлантических коммуникаций Великобритании с остальными союзниками, дальней целью — принуждение её к переговорам и развал коалиции. Основной целью союзников была защита коммуникаций, и тем самым обеспечение военных усилий коалиции.
Немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» охвачен пламенем перед потоплением, декабрь 1939 года.Не имея возможности уничтожить военно-морские силы союзников в прямом столкновении, Германия сосредоточилась на их коммуникациях, как самом слабом звене. Ею применялись: крупные надводные корабли, подводные лодки, надводные коммерческие рейдеры, авиация, легкие надводные корабли (катера).
Наибольшего успеха добились подводные лодки. На их долю приходится до 68 % потерь союзного тоннажа, и 37,5 % потерь боевых кораблей.[2] Начав войну с 57 лодками, в основном малыми прибрежными субмаринами типа II, Германия развернула грандиозную программу строительства подводного флота, построив до 1945 года более тысячи подводных лодок разных типов.
Главнокомандующий подводным флотом Кригсмарине Карл Дёниц разработал тактику группового нападения подводных лодок на конвои судов, известную как тактика «волчьих стай». Он же организовал систему снабжения подводных лодок вдали от баз, и другие виды обеспечения. Пока эти меры не встречали серьёзного противодействия, немецкие подводные лодки действовали эффективно. Однако всю войну Кригсмарине страдала от слабого взаимодействия с другими видами сил, прежде всего Люфтваффе.
После разработки радаров нового типа, расшифровки системы кодов радиосвязи немецких подводников, выделения достаточного количества авиации, строительства большого количества эскортных кораблей и небольших эскортных авианосцев инициатива перешла к союзникам. Потеря передовых, а затем и части основных баз, выход Италии из войны лишили Германию выгодных условий борьбы. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять потопленный тоннаж быстрее, чем союзники несли потери. Все это привело к поражению Германии в Битве за Атлантику.
Основные этапы
Борьба на водных коммуникациях в Атлантике прошла через несколько основных периодов, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.
Западные источники дают следующую периодизацию:[2]
- Сентябрь 1939 — май 1940. Обе стороны вели борьбу силами и средствами, имевшимися к началу войны. Боевые действия ограничивались географически и по интенсивности. Соблюдался (в основном) нейтралитет невоюющих государств, война на море велась по нормам призового права.
- Июль 1940 — декабрь 1941. Резкое изменение обстановки на суше, захват Германией новых баз, промышленных районов, источников сырья. Выход из войны Франции, вступление в войну Италии. Открытие Средиземноморского театра военных действий. Переход Германии к неограниченной подводной войне, отказ от использования крупных кораблей против коммуникаций (сражение в Датском проливе, операция «Цербер»). Вступление в войну Советского Союза, открытие Арктического театра военных действий. Попытки взаимодействия авиации, надводных кораблей и подводных лодок немцев в Арктике. Успешные действия немецких подводных лодок (известные как «Счастливые времена»), их массовое наращивание, расширение районов действия. Потери союзников на коммуникациях резко растут.
- Декабрь 1941 — март 1943. Вступление в войну США и Японии. Полный отказ от любых ограничений на боевые действия. Потери союзников приближаются к критическим («Вторые счастливые времена» для немцев между январем и августом 1942 года), однако защита коммуникаций улучшается, эффективность действий немцев падает, их потери также растут. Отказ Германии от использования надводных рейдеров. Резкое сокращение авиационной поддержки подводных лодок. Лодки остаются единственным родом сил Германии на дальних коммуникациях, катера и авиация сосредоточиваются на ближних.
- Апрель 1943 — июнь 1944. Переход союзников в наступление, в том числе в Битве за Атлантику. Качественный и количественный рост противолодочных сил, сокращение потерь в тоннаже, рост потерь немецких подводных лодок. Прирост союзного тоннажа превышает потери. Выход из войны Италии, утрата немецких баз в Средиземном море. Защита коммуникаций союзниками переходит в сочетание обороны и наступления, в том числе на маршрутах перехода и в базах подводных лодок.
- Июнь 1944 — май 1945. Полное господство союзников на коммуникациях. Открытие нового театра военных действий в Западной Европе. Противодействие немецких лодок и катеров вторжению неэффективно. Германия лишается баз на Атлантическом побережье, затем промышленного потенциала на континенте. Полное лишение её морских сил авиационной поддержки. Потери союзников в тоннаже минимальны, потери немецких подводных лодок достигают катастрофических размеров. Немецкие надводные силы уничтожаются в базах.
Советская историография выдвигает вперед значение Восточного фронта,[3] и предлагает три периода:
- Период сентябрь 1939 — июнь 1941 характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию.
- Период июль 1941 — март 1943 характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника.
- Период апрель 1943 — май 1945 отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско-германском фронте. Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти.
Участие Италии
Основная статья: BETASOMКоролевство Италия в августе 1940 года направило в помощь немецким союзникам 27 подводных лодок, которые обосновались на базе в Бордо, чтобы атаковать союзническое судоходство в Атлантике. Первоначально командовал группами итальянских субмарин контр-адмирал Анджело Парона, затем контр-адмирал Ромоло Полаккини. Технические характеристики итальянских подводных лодок с трудом позволяли использовать их для конвойных атак. Всего до 1943 года итальянские субмарины потопили 109 судов общим водоизмещением 593 864 тонны. Итальянцы так же использовали субмарины из Франции по доставке к Гибралтару человеко-торпед, уничтожив там несколько кораблей. Среди наиболее успешных итальянских подводников участвовавших в битве за Атлантику выделяется Карло Феция ди Коссато командир подводной лодки «Энрико Таццоли» и Джанфранко Гаццана-Приароджиа командир подводных лодок «Архимед» и «Леонардо да Винчи».
Потери сторон
Вид рейдеров | Надводные корабли | Коммерческие рейдеры |
---|---|---|
Численность | 9 | 11 |
Потопили судов | 54 | 128 |
Потопили боевых кораблей | 7 | 1 |
Потери | 7 | 9 |
Соотношение потерь | 13 % | 7 % |
Результаты действий надводных кораблей Германии, по сравнению с подводными лодками, были незначительны в абсолютных цифрах. Крупные корабли не оправдали возлагавшихся на них надежд, а их потери в военных условиях были невосполнимы. Поэтому с лета 1941 года они были отведены с атлантических коммуникаций, и пытались действовать только в Арктике. Последняя их попытка зимой 1943 г закончилась поражением — потерей «Шарнхорста» без единого потопленного транспорта взамен.
Коммерческие рейдеры имели несколько большую эффективность, но были очень уязвимы, и потому ограничивались районами, где охранение отсутствовало (например, Южная Атлантика).
И те и другие не показали результатов, даже приблизительно способных переломить кампанию в пользу Германии. Их вклад состоял в оттягивании на себя значительных сил противника, создании напряжения на всех театрах, вынуждая союзников выделять силы на охрану всех коммуникаций, на случай атаки. Последний коммерческий рейдер закончил свой поход в марте 1943 г.
Период | Численность | Процент потерь |
---|---|---|
Сентябрь 1939 — 7 декабря 1941 | 6 | 1 % |
7 декабря 1941 — 31 декабря 1941 | 14 | 2 % |
1942 | 373 | 47 % |
1943 | 204 | 26 % |
1944 | 130 | 16 % |
1945 (все 12 месяцев) | 68 | 9 % |
Всего: | 795 | 100 % |
Приведенные данные показывают, что критическими в Битве за Атлантику были 1942—1943 годы. Перелом обозначился в 1942 году и окончательно наступил в 1943 году, когда на каждое потопленное судно немцы стали терять одну подводную лодку.
По действиям подводных лодок, сравнение потерь конвоируемых и отдельных (самостоятельно идущих) судов также указывает, что на коммуникациях с малым числом конвоев, как в американской зоне, отдельные суда были уязвимее — подводники предпочитали атаковать их, а не конвои.
Данные по самым напряженным месяцам противолодочной войны дают картину медленного, но постоянного сдвига в пользу союзников. Резкое падение потерь отдельных судов в американских водах совпадает с введением там обязательной системы конвоев. Лишившись такой легкой добычи, подводники вынуждены были вступать в бои с эскортом и в конечном счёте проиграли.
Статистика | Период | Северная Атлантика | Великобритания — Гибралтар | Американское побережье |
---|---|---|---|---|
Перехвачено конвоев | Октябрь — декабрь 1942 (прошло 2992 судна в 99 конвоях, не считая американскую зону) | 18 | 5 | 3 |
Потоплено судов в конвоях | 63 | 17 | 7 | |
Потери отставших (от всех причин) | 9 | 1 | — | |
Потоплено эскортных кораблей | 2 | 1 | 1 | |
Потоплено отдельных судов | 18 | 17 | 56 | |
Боевых контактов[7] | 73 | 14 | 4 | |
Потоплено подводных лодок | 13 | 1 | — | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,99 | 1,29 | 1,75 | |
Соотношение потерь[8] | 5,54 | 18,0 | — | |
Перехвачено конвоев | Январь — март 1943 (прошло 3233 судна в 105 океанских конвоях) | 24 | 7 | 6 |
Потоплено судов в конвоях | 77 | 13 | 12 | |
Потери отставших (от всех причин) | 23 | — | — | |
Потоплено эскортных кораблей | 1 | — | — | |
Потоплено отдельных судов | 12 | 7 | 2 | |
Боевых контактов | 112 | 11 | 7 | |
Потоплено подводных лодок | 16 | 4 | 2 | |
Пропало без вести лодок[9] | 2 | 4 | — | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,89 | 1,18 | 1,71 | |
Соотношение потерь | 5,55 | 3,25 | 6,00 |
См. также
Ссылки
- ↑ Allied Warship Losses
- ↑ 1 2 Naval History of World War II, Bernard Ireland, ed. Harper Collins, 1998. ISBN 0-00-472143-8
- ↑ Постсоветская историография приняла тот же тезис без изменений. См. Битва за Атлантику
- ↑ Naval History of World War II… , ed. Harper Collins, 1998. pp. 10−91. ISBN 0-00-472143-8
- ↑ Arthur R. Moore. A Careless Word… a Needless Sinking, rev. ed. Kings Point, NY: American Merchant Marine Museum, 1995. pp. 543—546.
- ↑ To Die Gallantly: the Battle of the Atlantic. T. J. Runyan, J. M. Copes, ed. Westview Press, 1995, p. 157. ISBN 0-8133-2332-0
- ↑ Достоверные атаки лодок плюс число потопленных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
- ↑ Все суда, в конвоях и отдельные, относительно подводных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
- ↑ Потерянные лодки, не заявленные союзниками как свои победы: To Die Gallantly…, p. 157.
Литература
ru-wiki.org
Битва за Атлантику (1939—1945) — Википедия
Немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» охвачен пламенем перед потоплением, декабрь 1939 года.Битва за Атлантику (Вторая битва за Атлантику, в отличие от кампании в рамках Первой мировой войны) — военная кампания Второй мировой войны, борьба союзников по Антигитлеровской коалиции с нацистской Германией и Италией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Основной целью стран оси было нарушение атлантических коммуникаций Великобритании с остальными союзниками, дальней целью — принуждение её к переговорам и развал коалиции. Основной целью союзников была защита коммуникаций, и тем самым обеспечение военных усилий коалиции.
Не имея возможности уничтожить военно-морские силы союзников в прямом столкновении, Германия сосредоточилась на их коммуникациях, как самом слабом звене. Ею применялись: крупные надводные корабли, подводные лодки, надводные коммерческие рейдеры, авиация, легкие надводные корабли (катера).
Наибольшего успеха добились подводные лодки. На их долю приходится до 68 % потерь союзного тоннажа, и 37,5 % потерь боевых кораблей.[2] Начав войну с 57 лодками, в основном малыми прибрежными субмаринами типа II, Германия развернула грандиозную программу строительства подводного флота, построив до 1945 года более тысячи подводных лодок разных типов.
Главнокомандующий подводным флотом Кригсмарине Карл Дёниц разработал тактику группового нападения подводных лодок на конвои судов, известную как тактика «волчьих стай». Он же организовал систему снабжения подводных лодок вдали от баз, и другие виды обеспечения. Пока эти меры не встречали серьёзного противодействия, немецкие подводные лодки действовали эффективно. Однако всю войну Кригсмарине страдала от слабого взаимодействия с другими видами сил, прежде всего Люфтваффе.
После разработки радаров нового типа, расшифровки системы кодов радиосвязи немецких подводников, выделения достаточного количества авиации, строительства большого количества эскортных кораблей и небольших эскортных авианосцев инициатива перешла к союзникам. Потеря передовых, а затем и части основных баз, выход Италии из войны лишили Германию выгодных условий борьбы. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять потопленный тоннаж быстрее, чем союзники несли потери. Все это привело к поражению Германии в Битве за Атлантику.
Основные этапы
Борьба на водных коммуникациях в Атлантике прошла через несколько основных периодов, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.
Западные источники дают следующую периодизацию:[2]
- Сентябрь 1939 — май 1940. Обе стороны вели борьбу силами и средствами, имевшимися к началу войны. Боевые действия ограничивались географически и по интенсивности. Соблюдался (в основном) нейтралитет невоюющих государств, война на море велась по нормам призового права.
- Июль 1940 — декабрь 1941. Резкое изменение обстановки на суше, захват Германией новых баз, промышленных районов, источников сырья. Выход из войны Франции, вступление в войну Италии. Открытие Средиземноморского театра военных действий. Переход Германии к неограниченной подводной войне, отказ от использования крупных кораблей против коммуникаций (сражение в Датском проливе, операция «Цербер»). Вступление в войну Советского Союза, открытие Арктического театра военных действий. Попытки взаимодействия авиации, надводных кораблей и подводных лодок немцев в Арктике. Успешные действия немецких подводных лодок (известные как «Счастливые времена»), их массовое наращивание, расширение районов действия. Потери союзников на коммуникациях резко растут.
- Декабрь 1941 — март 1943. Вступление в войну США и Японии. Полный отказ от любых ограничений на боевые действия. Потери союзников приближаются к критическим («Вторые счастливые времена» для немцев между январем и августом 1942 года), однако защита коммуникаций улучшается, эффективность действий немцев падает, их потери также растут. Отказ Германии от использования надводных рейдеров. Резкое сокращение авиационной поддержки подводных лодок. Лодки остаются единственным родом сил Германии на дальних коммуникациях, катера и авиация сосредоточиваются на ближних.
- Апрель 1943 — июнь 1944. Переход союзников в наступление, в том числе в Битве за Атлантику. Качественный и количественный рост противолодочных сил, сокращение потерь в тоннаже, рост потерь немецких подводных лодок. Прирост союзного тоннажа превышает потери. Выход из войны Италии, утрата немецких баз в Средиземном море. Защита коммуникаций союзниками переходит в сочетание обороны и наступления, в том числе на маршрутах перехода и в базах подводных лодок.
- Июнь 1944 — май 1945. Полное господство союзников на коммуникациях. Открытие нового театра военных действий в Западной Европе. Противодействие немецких лодок и катеров вторжению неэффективно. Германия лишается баз на Атлантическом побережье, затем промышленного потенциала на континенте. Полное лишение её морских сил авиационной поддержки. Потери союзников в тоннаже минимальны, потери немецких подводных лодок достигают катастрофических размеров. Немецкие надводные силы уничтожаются в базах.
Советская историография выдвигает вперед значение Восточного фронта,[3] и предлагает три периода:
- Период сентябрь 1939 — июнь 1941 характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию.
- Период июль 1941 — март 1943 характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника.
- Период апрель 1943 — май 1945 отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско-германском фронте. Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти.
Видео по теме
Участие Италии
Основная статья: BETASOMКоролевство Италия в августе 1940 года направило в помощь немецким союзникам 27 подводных лодок, которые обосновались на базе в Бордо, чтобы атаковать союзническое судоходство в Атлантике. Первоначально командовал группами итальянских субмарин контр-адмирал Анджело Парона, затем контр-адмирал Ромоло Полаккини. Технические характеристики итальянских подводных лодок с трудом позволяли использовать их для конвойных атак. Всего до 1943 года итальянские субмарины потопили 109 судов общим водоизмещением 593 864 тонны. Итальянцы так же использовали субмарины из Франции по доставке к Гибралтару человеко-торпед, уничтожив там несколько кораблей. Среди наиболее успешных итальянских подводников участвовавших в битве за Атлантику выделяется Карло Феция ди Коссато командир подводной лодки «Энрико Таццоли» и Джанфранко Гаццана-Приароджиа командир подводных лодок «Архимед» и «Леонардо да Винчи».
Потери сторон
Вид рейдеров | Надводные корабли | Коммерческие рейдеры |
---|---|---|
Численность | 9 | 11 |
Потопили судов | 54 | 128 |
Потопили боевых кораблей | 7 | 1 |
Потери | 7 | 9 |
Соотношение потерь | 13 % | 7 % |
Результаты действий надводных кораблей Германии, по сравнению с подводными лодками, были незначительны в абсолютных цифрах. Крупные корабли не оправдали возлагавшихся на них надежд, а их потери в военных условиях были невосполнимы. Поэтому с лета 1941 года они были отведены с атлантических коммуникаций, и пытались действовать только в Арктике. Последняя их попытка зимой 1943 г закончилась поражением — потерей «Шарнхорста» без единого потопленного транспорта взамен.
Коммерческие рейдеры имели несколько большую эффективность, но были очень уязвимы, и потому ограничивались районами, где охранение отсутствовало (например, Южная Атлантика).
И те и другие не показали результатов, даже приблизительно способных переломить кампанию в пользу Германии. Их вклад состоял в оттягивании на себя значительных сил противника, создании напряжения на всех театрах, вынуждая союзников выделять силы на охрану всех коммуникаций, на случай атаки. Последний коммерческий рейдер закончил свой поход в марте 1943 г.
Период | Численность | Процент потерь |
---|---|---|
Сентябрь 1939 — 7 декабря 1941 | 6 | 1 % |
7 декабря 1941 — 31 декабря 1941 | 14 | 2 % |
1942 | 373 | 47 % |
1943 | 204 | 26 % |
1944 | 130 | 16 % |
1945 (все 12 месяцев) | 68 | 9 % |
Всего: | 795 | 100 % |
Приведенные данные показывают, что критическими в Битве за Атлантику были 1942—1943 годы. Перелом обозначился в 1942 году и окончательно наступил в 1943 году, когда на каждое потопленное судно немцы стали терять одну подводную лодку.
По действиям подводных лодок, сравнение потерь конвоируемых и отдельных (самостоятельно идущих) судов также указывает, что на коммуникациях с малым числом конвоев, как в американской зоне, отдельные суда были уязвимее — подводники предпочитали атаковать их, а не конвои.
Данные по самым напряженным месяцам противолодочной войны дают картину медленного, но постоянного сдвига в пользу союзников. Резкое падение потерь отдельных судов в американских водах совпадает с введением там обязательной системы конвоев. Лишившись такой легкой добычи, подводники вынуждены были вступать в бои с эскортом и в конечном счёте проиграли.
Статистика | Период | Северная Атлантика | Великобритания — Гибралтар | Американское побережье |
---|---|---|---|---|
Перехвачено конвоев | Октябрь — декабрь 1942 (прошло 2992 судна в 99 конвоях, не считая американскую зону) | 18 | 5 | 3 |
Потоплено судов в конвоях | 63 | 17 | 7 | |
Потери отставших (от всех причин) | 9 | 1 | — | |
Потоплено эскортных кораблей | 2 | 1 | 1 | |
Потоплено отдельных судов | 18 | 17 | 56 | |
Боевых контактов[7] | 73 | 14 | 4 | |
Потоплено подводных лодок | 13 | 1 | — | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,99 | 1,29 | 1,75 | |
Соотношение потерь[8] | 5,54 | 18,0 | — | |
Перехвачено конвоев | Январь — март 1943 (прошло 3233 судна в 105 океанских конвоях) | 24 | 7 | 6 |
Потоплено судов в конвоях | 77 | 13 | 12 | |
Потери отставших (от всех причин) | 23 | — | — | |
Потоплено эскортных кораблей | 1 | — | — | |
Потоплено отдельных судов | 12 | 7 | 2 | |
Боевых контактов | 112 | 11 | 7 | |
Потоплено подводных лодок | 16 | 4 | 2 | |
Пропало без вести лодок[9] | 2 | 4 | — | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,89 | 1,18 | 1,71 | |
Соотношение потерь | 5,55 | 3,25 | 6,00 |
См. также
Ссылки
- ↑ Allied Warship Losses
- ↑ 1 2 Naval History of World War II, Bernard Ireland, ed. Harper Collins, 1998. ISBN 0-00-472143-8
- ↑ Постсоветская историография приняла тот же тезис без изменений. См. Битва за Атлантику
- ↑ Naval History of World War II… , ed. Harper Collins, 1998. pp. 10−91. ISBN 0-00-472143-8
- ↑ Arthur R. Moore. A Careless Word… a Needless Sinking, rev. ed. Kings Point, NY: American Merchant Marine Museum, 1995. pp. 543—546.
- ↑ To Die Gallantly: the Battle of the Atlantic. T. J. Runyan, J. M. Copes, ed. Westview Press, 1995, p. 157. ISBN 0-8133-2332-0
- ↑ Достоверные атаки лодок плюс число потопленных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
- ↑ Все суда, в конвоях и отдельные, относительно подводных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
- ↑ Потерянные лодки, не заявленные союзниками как свои победы: To Die Gallantly…, p. 157.
Литература
wikipedia.green
Битва за Атлантику (1939—1945) | |||
Основной конфликт: Вторая мировая война | |||
Офицеры на мостике британского эсминца ведут наблюдение. Конвой октября 1941. | |||
Дата | 3 сентября 1939 – 7 мая 1945 | ||
---|---|---|---|
Место | Атлантический океан, Северное море, Норвежское море, Ирландское море, Море Лабрадор, Залив Святого Лаврентия. | ||
Итог | Победа союзников. | ||
Противники | |||
| |||
Командующие | |||
|
ru-wiki.ru
Битва за Атлантику (1939—1945) Википедия
Немецкий тяжёлый крейсер «Адмирал граф Шпее» охвачен пламенем перед потоплением, декабрь 1939 года.Битва за Атлантику (Вторая битва за Атлантику, в отличие от кампании в рамках Первой мировой войны) — военная кампания Второй мировой войны, борьба союзников по Антигитлеровской коалиции с нацистской Германией и Италией за коммуникации и господство в Атлантическом океане и прилегающих к нему морях. Основной целью стран оси было нарушение атлантических коммуникаций Великобритании с остальными союзниками, дальней целью — принуждение её к переговорам и развал коалиции. Основной целью союзников была защита коммуникаций, и тем самым обеспечение военных усилий коалиции.
Не имея возможности уничтожить военно-морские силы союзников в прямом столкновении, Германия сосредоточилась на их коммуникациях, как самом слабом звене. Ею применялись: крупные надводные корабли, подводные лодки, надводные коммерческие рейдеры, авиация, легкие надводные корабли (катера).
Наибольшего успеха добились подводные лодки. На их долю приходится до 68 % потерь союзного тоннажа, и 37,5 % потерь боевых кораблей.[2] Начав войну с 57 лодками, в основном малыми прибрежными субмаринами типа II, Германия развернула грандиозную программу строительства подводного флота, построив до 1945 года более тысячи подводных лодок разных типов.
Главнокомандующий подводным флотом Кригсмарине Карл Дёниц разработал тактику группового нападения подводных лодок на конвои судов, известную как тактика «волчьих стай». Он же организовал систему снабжения подводных лодок вдали от баз, и другие виды обеспечения. Пока эти меры не встречали серьёзного противодействия, немецкие подводные лодки действовали эффективно. Однако всю войну Кригсмарине страдала от слабого взаимодействия с другими видами сил, прежде всего Люфтваффе.
После разработки радаров нового типа, расшифровки системы кодов радиосвязи немецких подводников, выделения достаточного количества авиации, строительства большого количества эскортных кораблей и небольших эскортных авианосцев инициатива перешла к союзникам. Потеря передовых, а затем и части основных баз, выход Италии из войны лишили Германию выгодных условий борьбы. Кроме того, промышленный потенциал США и Великобритании позволял восполнять потопленный тоннаж быстрее, чем союзники несли потери. Все это привело к поражению Германии в Битве за Атлантику.
Основные этапы
Борьба на водных коммуникациях в Атлантике прошла через несколько основных периодов, обусловленных коренными изменениями в расстановке сил и развитии войны в целом.
Западные источники дают следующую периодизацию:[2]
- Сентябрь 1939 — май 1940. Обе стороны вели борьбу силами и средствами, имевшимися к началу войны. Боевые действия ограничивались географически и по интенсивности. Соблюдался (в основном) нейтралитет невоюющих государств, война на море велась по нормам призового права.
- Июль 1940 — декабрь 1941. Резкое изменение обстановки на суше, захват Германией новых баз, промышленных районов, источников сырья. Выход из войны Франции, вступление в войну Италии. Открытие Средиземноморского театра военных действий. Переход Германии к неограниченной подводной войне, отказ от использования крупных кораблей против коммуникаций (сражение в Датском проливе, операция «Цербер»). Вступление в войну Советского Союза, открытие Арктического театра военных действий. Попытки взаимодействия авиации, надводных кораблей и подводных лодок немцев в Арктике. Успешные действия немецких подводных лодок (известные как «Счастливые времена»), их массовое наращивание, расширение районов действия. Потери союзников на коммуникациях резко растут.
- Декабрь 1941 — март 1943. Вступление в войну США и Японии. Полный отказ от любых ограничений на боевые действия. Потери союзников приближаются к критическим («Вторые счастливые времена» для немцев между январем и августом 1942 года), однако защита коммуникаций улучшается, эффективность действий немцев падает, их потери также растут. Отказ Германии от использования надводных рейдеров. Резкое сокращение авиационной поддержки подводных лодок. Лодки остаются единственным родом сил Германии на дальних коммуникациях, катера и авиация сосредоточиваются на ближних.
- Апрель 1943 — июнь 1944. Переход союзников в наступление, в том числе в Битве за Атлантику. Качественный и количественный рост противолодочных сил, сокращение потерь в тоннаже, рост потерь немецких подводных лодок. Прирост союзного тоннажа превышает потери. Выход из войны Италии, утрата немецких баз в Средиземном море. Защита коммуникаций союзниками переходит в сочетание обороны и наступления, в том числе на маршрутах перехода и в базах подводных лодок.
- Июнь 1944 — май 1945. Полное господство союзников на коммуникациях. Открытие нового театра военных действий в Западной Европе. Противодействие немецких лодок и катеров вторжению неэффективно. Германия лишается баз на Атлантическом побережье, затем промышленного потенциала на континенте. Полное лишение её морских сил авиационной поддержки. Потери союзников в тоннаже минимальны, потери немецких подводных лодок достигают катастрофических размеров. Немецкие надводные силы уничтожаются в базах.
Советская историография выдвигает вперед значение Восточного фронта,[3] и предлагает три периода:
- Период сентябрь 1939 — июнь 1941 характерен тем, что вначале на атлантических коммуникациях с обеих сторон действовали незначительные силы. Со 2-й половины 1940 немецкое командование ввело в действие кроме подводных лодок и надводных кораблей также авиацию.
- Период июль 1941 — март 1943 характеризуется тем, что основные силы немецкой авиации и крупных надводных кораблей были переброшены против СССР. Это позволило союзникам сосредоточить главные усилия на борьбе с подводными лодками противника.
- Период апрель 1943 — май 1945 отмечен коренным переломом в войне и последовавшими тяжелыми поражениями вермахта на советско-германском фронте. Эти обстоятельства, а также высадка союзников в июне 1944 в Сев. Франции, лишение противника важной системы баз в Бискайском заливе, воздушные бомбардировки баз подводных лодок и блокада их в базах резко снизили эффективность действий немецких подводных лодок, их потери продолжали катастрофически расти.
Участие Италии
Основная статья: BETASOMКоролевство Италия в августе 1940 года направило в помощь немецким союзникам 27 подводных лодок, которые обосновались на базе в Бордо, чтобы атаковать союзническое судоходство в Атлантике. Первоначально командовал группами итальянских субмарин контр-адмирал Анджело Парона, затем контр-адмирал Ромоло Полаккини. Технические характеристики итальянских подводных лодок с трудом позволяли использовать их для конвойных атак. Всего до 1943 года итальянские субмарины потопили 109 судов общим водоизмещением 593 864 тонны. Итальянцы так же использовали субмарины из Франции по доставке к Гибралтару человеко-торпед, уничтожив там несколько кораблей. Среди наиболее успешных итальянских подводников участвовавших в битве за Атлантику выделяется Карло Феция ди Коссато командир подводной лодки «Энрико Таццоли» и Джанфранко Гаццана-Приароджиа командир подводных лодок «Архимед» и «Леонардо да Винчи».
Потери сторон
Вид рейдеров | Надводные корабли | Коммерческие рейдеры |
---|---|---|
Численность | 9 | 11 |
Потопили судов | 54 | 128 |
Потопили боевых кораблей | 7 | 1 |
Потери | 7 | 9 |
Соотношение потерь | 13 % | 7 % |
Результаты действий надводных кораблей Германии, по сравнению с подводными лодками, были незначительны в абсолютных цифрах. Крупные корабли не оправдали возлагавшихся на них надежд, а их потери в военных условиях были невосполнимы. Поэтому с лета 1941 года они были отведены с атлантических коммуникаций, и пытались действовать только в Арктике. Последняя их попытка зимой 1943 г закончилась поражением — потерей «Шарнхорста» без единого потопленного транспорта взамен.
Коммерческие рейдеры имели несколько большую эффективность, но были очень уязвимы, и потому ограничивались районами, где охранение отсутствовало (например, Южная Атлантика).
И те и другие не показали результатов, даже приблизительно способных переломить кампанию в пользу Германии. Их вклад состоял в оттягивании на себя значительных сил противника, создании напряжения на всех театрах, вынуждая союзников выделять силы на охрану всех коммуникаций, на случай атаки. Последний коммерческий рейдер закончил свой поход в марте 1943 г.
Период | Численность | Процент потерь |
---|---|---|
Сентябрь 1939 — 7 декабря 1941 | 6 | 1 % |
7 декабря 1941 — 31 декабря 1941 | 14 | 2 % |
1942 | 373 | 47 % |
1943 | 204 | 26 % |
1944 | 130 | 16 % |
1945 (все 12 месяцев) | 68 | 9 % |
Всего: | 795 | 100 % |
Приведенные данные показывают, что критическими в Битве за Атлантику были 1942—1943 годы. Перелом обозначился в 1942 году и окончательно наступил в 1943 году, когда на каждое потопленное судно немцы стали терять одну подводную лодку.
По действиям подводных лодок, сравнение потерь конвоируемых и отдельных (самостоятельно идущих) судов также указывает, что на коммуникациях с малым числом конвоев, как в американской зоне, отдельные суда были уязвимее — подводники предпочитали атаковать их, а не конвои.
Данные по самым напряженным месяцам противолодочной войны дают картину медленного, но постоянного сдвига в пользу союзников. Резкое падение потерь отдельных судов в американских водах совпадает с введением там обязательной системы конвоев. Лишившись такой легкой добычи, подводники вынуждены были вступать в бои с эскортом и в конечном счёте проиграли.
Статистика | Период | Северная Атлантика | Великобритания — Гибралтар | Американское побережье |
---|---|---|---|---|
Перехвачено конвоев | Октябрь — декабрь 1942 (прошло 2992 судна в 99 конвоях, не считая американскую зону) | 18 | 5 | 3 |
Потоплено судов в конвоях | 63 | 17 | 7 | |
Потери отставших (от всех причин) | 9 | 1 | — | |
Потоплено эскортных кораблей | 2 | 1 | 1 | |
Потоплено отдельных судов | 18 | 17 | 56 | |
Боевых контактов[7] | 73 | 14 | 4 | |
Потоплено подводных лодок | 13 | 1 | — | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,99 | 1,29 | 1,75 | |
Соотношение потерь[8] | 5,54 | 18,0 | — | |
Перехвачено конвоев | Январь — март 1943 (прошло 3233 судна в 105 океанских конвоях) | 24 | 7 | 6 |
Потоплено судов в конвоях | 77 | 13 | 12 | |
Потери отставших (от всех причин) | 23 | — | — | |
Потоплено эскортных кораблей | 1 | — | — | |
Потоплено отдельных судов | 12 | 7 | 2 | |
Боевых контактов | 112 | 11 | 7 | |
Потоплено подводных лодок | 16 | 4 | 2 | |
Пропало без вести лодок[9] | 2 | 4 | — | |
Потопленных транспортов на контакт | 0,89 | 1,18 | 1,71 | |
Соотношение потерь | 5,55 | 3,25 | 6,00 |
См. также
Ссылки
- ↑ Allied Warship Losses
- ↑ 1 2 Naval History of World War II, Bernard Ireland, ed. Harper Collins, 1998. ISBN 0-00-472143-8
- ↑ Постсоветская историография приняла тот же тезис без изменений. См. Битва за Атлантику
- ↑ Naval History of World War II… , ed. Harper Collins, 1998. pp. 10−91. ISBN 0-00-472143-8
- ↑ Arthur R. Moore. A Careless Word… a Needless Sinking, rev. ed. Kings Point, NY: American Merchant Marine Museum, 1995. pp. 543—546.
- ↑ To Die Gallantly: the Battle of the Atlantic. T. J. Runyan, J. M. Copes, ed. Westview Press, 1995, p. 157. ISBN 0-8133-2332-0
- ↑ Достоверные атаки лодок плюс число потопленных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
- ↑ Все суда, в конвоях и отдельные, относительно подводных лодок: To Die Gallantly…, p. 157.
- ↑ Потерянные лодки, не заявленные союзниками как свои победы: To Die Gallantly…, p. 157.
Литература
wikiredia.ru