MQ-9 Reaper. Фото, история, характеристики БПЛА
MQ-9 Reaper – разведывательно-ударный БПЛА, который был создан компанией General Atomics Aeronautical Systems. Он предназначался для использования в ВМС и ВВС США, а также Британских ВВС. 2 февраля 2001 г. состоялся его первый полет.
В основе MQ-9 Reaper был самолет MQ-1 Predator. Оборудован турбовинтовым двигателем, который позволяет развивать огромные скорости, больше 400 километров в час. Потолок составляет 13 тыс. м. Максимальная продолжительность полета – 24 часа.
История MQ-9 Reaper
ВВС США в общей сложности планирует принять на вооружение 276 беспилотных летательных аппаратов Reaper. На вооружении США по состоянию на 2011 г., по различным источникам, стоят от 63 до 74 самолетов.
Модификации MQ-9 Reaper
Block-1 – модификация MQ-9 с улучшенной продолжительностью полета, появилась в апреле 2012 г. Модернизированный БПЛА способен находиться в воздухе на 10-15 часов дольше, если сравнивать его с прошлой версией. Такого результата удалось достигнуть путем установки дополнительных топливных баков и усовершенствованного шасси. В результате продолжительность полета стала выше – 37 часов без захода на дозаправку. По заявлениям компании-производителя, если самолет оснастить более длинными крыльями, а именно 26,8 м вместо 20,0 м, то он сможет находиться в воздушном пространстве до 42 часов.
Block-5: увеличена мощность мотора, установлена вторая радиостанция, предназначен для передачи информации несколькими наземными или воздушными объектами, увеличена грузоподъемность.
Использование MQ-9 Reaper
В марте 2007 г. был построен первый самолет ВВС США, а уже в октябре летательные аппараты такого типа эффективно справлялись со своими задачами в Афганистане. Пентагон в ноябре 2007 года сообщил об уничтожении группы талибов с помощью управляемых авиабомб, которые были сброшены с борта самолета. Также его применяют для патрулирования мексиканской границы.
MQ-9 Reaper видео
В ВВС США к марту 2009 г. находилось 28 БПЛА типа Reaper и 195 типа Predator.
ВВС США в августе 2008 г. закончили перевооружение первой боевой авиачасти MQ-9 Reaper, а именно 174-го истребительского авиакрыла Нацгвардии. Стоит отметить, что на это перевооружение ушло больше трех лет. Ударные БПЛА продемонстрировали особенно высокую эффективность во время боевых действий в Ираке и Афганистане. Главные преимущества перед известными F-16: более низкая цена закупки и эксплуатации, безопасность операторов, большая продолжительность полета.
Тактическая единица
Стоит отметить, что тактическая единица MQ-9 складывается из нескольких БПЛА, коммуникационного оборудования, станций наземного управления, персонала и ЗИП (контрактники или военнослужащие). Экипаж БПЛА складывается из оператора и пилота электронных систем. С учетом боевого задания самолет может иметь разные комбинации электронного оборудования и вооружения. Например, мультиспектральная система наблюдения от компании The Raytheon может включать телекамеры в инфракрасном и видимом диапазонах, лазерный дальномер-целеуказатель наведения систем вооружения, телевизионную систему на основе фотоумножения и т.д. Также есть радар с синтезированной аппаратурой, который используется для наведения управляемых бомб, и датчик движения цели.
MQ-9 Reaper хорошо показал себя при любых погодных условиях. Он имеет турбиновый двигатель, который обеспечивает ему высокую скорость до 400 км в час. Самолет может переносить четырнадцать ракет Hellfire (как известно, MQ-1 Predator способен перенести только две ракеты). В случае полной боевой нагрузки БПЛА может находиться в воздухе без дозаправки до 14 часов. Он имеет современную электронику, которая делает его одним из самых лучших среди беспилотников.
ВВС США ведут работы над возможностью управлять одновременно несколькими БПЛА с одной РЛС (так они намерены увеличить боевую эффективность самолетов на поле боя).
Нельзя не отметить и тот факт, что у безоружных версий БПЛА осталось название «Альтаир», в то время как боевые принято называть MQ-9 Reaper.
MQ-9 Reaper: боевое применение
ВВС США 1 мая 2007 г. создали «крыло 432d» − подразделение для боевого применения для MQ-9 Reaper и MQ-1 Predator. Часть самолетов расположена в Неваде на базе ВВС «Крич». В 2007 г. начались первые болевые полеты в Афганистане и Ираке.
В марте 2008 г. БПЛА Reaper выполнил в Афганистане 16 налетов на цели с использованием ракет и бомб Hellfire. К примеру, 4 февраля 2008 года самолет сбросил на грузовик, перевозивший минометный расчет вблизи Кандагара, бомбу.
БПЛА Reaper в сентябре 2009 года находились на Сейшельских островах, выполняли операции в Индийском океане против пиратов.
В 2010 году в Афганистане ударом самолета был убит Мустафа Абу Язид (Шейх аль-Масри), третий человек в управлении «Аль-Каиды».
Ударом БПЛА Reaper 7 мая 2012 года был убит Фахд аль-Куса − один из руководителей йеменского крыла «Аль-Каиды».
Потери среди мирного населения
С увеличением использования беспилотной авиации, к сожалению, случаев непреднамеренного поражения жителей в эпицентре боевых действий стало намного больше.
Юридическая основа применения
Удары, нанесенные по террористам с использованием БПЛА, были утверждены решением Конгресса США, который был принят после состоявшегося 11 сентября 2001 года теракта. Но, с точки зрения мирового права, использование БПЛА никак не регулируется отдельно.
БРЭО
- AN/APY-8 Lynx II (радиолокационная станция) с синтезаторной аппаратурой может работать в режиме картографирования, установлена в носовом обтекателе.
- Комбинированная тепловизионная и электронно-оптическая прицельная станция MTS-B находится под фюзеляжем на сферической подвязке. Она содержит лазерный дальномер-целеуказатель, который может провести целеуказания всем боеприпасам НАТО и США с полуактивным лазерным наведением.
MQ-9 Reaper: вооружение
Самолет имеет 6 точек подвески:
- две посредине крыла − по 230-270 килограммов;
- две внутренние − по 680 килограммов;
- две консольные − по 68-91 килограммов.
Способна нести:
до четырех ракет AGM-114 «Хеллфайр»;
или четыре «Хеллфайр», а также 2 бомбы Mark 82, имеющие лазерное наведение;
или бомбы Mark 82, характеризующиеся GPS-наведением.
Ракеты AIM-92 Stinger проходят испытания и по сей день.
Стоимость MQ-9 Reaper
Стоимость тактической единицы – примерно 30 млн долларов, в зависимости от конфигурации.
По состоянию на 2011 г. на вооружении ВВС США находилось от 63 до 74 самолетов. Причем 7 из них использовалось пограничной службой США. В Италии есть шесть MQ-9 Reaper, в Турции – 4, в Великобритании – 1, Франция заказала 16 на сумму 1500 миллионов долларов.
MQ-9 Reaper характеристики:
Модификация | MQ-9 |
Размах крыла, м | 20.12 |
Длина самолета, м | 10.97 |
Высота, м | 3.56 |
Масса, кг | |
пустого | 2223 |
максимальная взлетная | 4760 |
Тип двигателя | 1 ТВД Honeywell TPE-331-10T |
Мощность, л.с. | 1 х 776 |
Максимальная скорость, км/ч | 482 |
Крейсерская скорость, км/ч | 275-315 |
Дальность полета, км | |
Продолжительность полета, ч | более 24 |
Практический потолок, м | 15000 |
Другие БПЛА
Боевые самолеты
avia.pro
БЛА MQ-9 Reaper (беспилотный летательный аппарат)
БЛА MQ-9 Reaper (изначально названный Predator B), разработанный компанией General Atomics впервые взмыл в небо 2 февраля 2001 года. Он был создан на основе MQ-1 Predator для использования в ВВС США, ВМС Соединенных Штатов, и Британских Королевских военно-воздушных силах. В отличии от своего предшественника.
БПЛА MQ-9 Reaper
БЛА способен развивать скорость более 400 км/ч и нести в 15 раз больше полезного груза за счет нового турбовинтового двигателя. Reaper предназначен для долгосрочных полетов, выполнения разведывательно-наблюдательных, а также боевых задач.
Прототип «Predator B»:
- Predator B-001- первая модернизация БПЛА MQ-1 Predator. На него установлен турбовинтовой двигатель (712 кВт). Визуальное отличие от MQ-1 представляют крылья, они увеличены с 14,8 м. до 20 м. B-001 может нести 340 кг. полезной нагрузки на высоте 15,2 км., со скоростью 390 км/ч. Время полета до 30 часов.
- Predator B-002 — следующая модернизация БЛА. Грузоподъемность 215 кг., верхний потолок высоты 18,3 км., время полета 12 часов.
- Predator B-003 или «Альтаир» — снова увеличен размах крыльев, до 25,6 м. Следовательно, увеличенная грузоподъемность БЛА до 1360 килограммов, а максимальная высота полета 15,8 км. Время полета увеличено до 36 часов!
Так как-же он называется? Predator B-003? MQ-9 Reaper? «Альтаир»? За безоружными версиями закрепили название «Альтаир», в то время как боевые БЛА называют MQ-9 Reaper. Боевая версия беспилотного летательного аппарата может нести:
- 14 AGM-114 «Хеллфайр» ракеты «воздух — земля»
- 4 AGM-114 «Хеллфайр» и две бомбы лазерного наведения — GBU-12 Paveway II
18 мая 2006 года Федеральное управление гражданской авиации выдало сертификат соответствия, что позволяет MQ-1 и MQ-9 летать в воздушном пространстве США предназначенном для гражданских перевозок.
БПЛА MQ-9 Reaper
Для ВМС США создается беспилотный аппарат на основе Reaper, названный «Mariner». Этот аппарат будет иметь складные крылья, увеличенный запас топлива, который позволит беспилотнику находиться в полете 49 часов.
В августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти — 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии. Перевооружение происходило в течение трёх лет. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед заменёнными F-16: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов и возможность их посменной работы при продолжительных полетах.
Пункт управления БПЛА MQ-9 Reaper
По состоянию на 2009 год парка беспилотных летательных аппаратов составляет 195 MQ-1 Predator и 28 MQ-9 Reaper.
bp-la.ru
MQ-9 Reaper — для понимания. Что такое ударный беспилотник: kerzak_1
В основе MQ-9 Reaper был самолет MQ-1 Predator. Оборудован турбовинтовым двигателем, который позволяет развивать огромные скорости, больше 400 километров в час. Потолок составляет 13 тыс. м. Максимальная продолжительность полета – 24 часа.
История MQ-9 Reaper
ВВС США в общей сложности планирует принять на вооружение 276 беспилотных летательных аппаратов Reaper. На вооружении США по состоянию на 2011 г., по различным источникам, стоят от 63 до 74 самолетов.
Модификации MQ-9 Reaper
Block-1 – модификация MQ-9 с улучшенной продолжительностью полета, появилась в апреле 2012 г. Модернизированный БПЛА способен находиться в воздухе на 10-15 часов дольше, если сравнивать его с прошлой версией. Такого результата удалось достигнуть путем установки дополнительных топливных баков и усовершенствованного шасси. В результате продолжительность полета стала выше – 37 часов без захода на дозаправку. По заявлениям компании-производителя, если самолет оснастить более длинными крыльями, а именно 26,8 м вместо 20,0 м, то он сможет находиться в воздушном пространстве до 42 часов.
Block-5: увеличена мощность мотора, установлена вторая радиостанция, предназначен для передачи информации несколькими наземными или воздушными объектами, увеличена грузоподъемность.
Использование MQ-9 Reaper
В марте 2007 г. был построен первый самолет ВВС США, а уже в октябре летательные аппараты такого типа эффективно справлялись со своими задачами в Афганистане. Пентагон в ноябре 2007 года сообщил об уничтожении группы талибов с помощью управляемых авиабомб, которые были сброшены с борта самолета. Также его применяют для патрулирования мексиканской границы.
MQ-9 Reaper видео
В ВВС США к марту 2009 г. находилось 28 БПЛА типа Reaper и 195 типа Predator.
ВВС США в августе 2008 г. закончили перевооружение первой боевой авиачасти MQ-9 Reaper, а именно 174-го истребительского авиакрыла Нацгвардии. Стоит отметить, что на это перевооружение ушло больше трех лет. Ударные БПЛА продемонстрировали особенно высокую эффективность во время боевых действий в Ираке и Афганистане. Главные преимущества перед известными F-16: более низкая цена закупки и эксплуатации, безопасность операторов, большая продолжительность полета.
Тактическая единица
Стоит отметить, что тактическая единица MQ-9 складывается из нескольких БПЛА, коммуникационного оборудования, станций наземного управления, персонала и ЗИП (контрактники или военнослужащие). Экипаж БПЛА складывается из оператора и пилота электронных систем. С учетом боевого задания самолет может иметь разные комбинации электронного оборудования и вооружения. Например, мультиспектральная система наблюдения от компании The Raytheon может включать телекамеры в инфракрасном и видимом диапазонах, лазерный дальномер-целеуказатель наведения систем вооружения, телевизионную систему на основе фотоумножения и т.д. Также есть радар с синтезированной аппаратурой, который используется для наведения управляемых бомб, и датчик движения цели.
MQ-9 Reaper хорошо показал себя при любых погодных условиях. Он имеет турбиновый двигатель, который обеспечивает ему высокую скорость до 400 км в час. Самолет может переносить четырнадцать ракет Hellfire (как известно, MQ-1 Predator способен перенести только две ракеты). В случае полной боевой нагрузки БПЛА может находиться в воздухе без дозаправки до 14 часов. Он имеет современную электронику, которая делает его одним из самых лучших среди беспилотников.
ВВС США ведут работы над возможностью управлять одновременно несколькими БПЛА с одной РЛС (так они намерены увеличить боевую эффективность самолетов на поле боя).
Нельзя не отметить и тот факт, что у безоружных версий БПЛА осталось название «Альтаир», в то время как боевые принято называть MQ-9 Reaper.
MQ-9 Reaper: боевое применение
ВВС США 1 мая 2007 г. создали «крыло 432d» − подразделение для боевого применения для MQ-9 Reaper и MQ-1 Predator. Часть самолетов расположена в Неваде на базе ВВС «Крич». В 2007 г. начались первые болевые полеты в Афганистане и Ираке.
В марте 2008 г. БПЛА Reaper выполнил в Афганистане 16 налетов на цели с использованием ракет и бомб Hellfire. К примеру, 4 февраля 2008 года самолет сбросил на грузовик, перевозивший минометный расчет вблизи Кандагара, бомбу.
БПЛА Reaper в сентябре 2009 года находились на Сейшельских островах, выполняли операции в Индийском океане против пиратов.
В 2010 году в Афганистане ударом самолета был убит Мустафа Абу Язид (Шейх аль-Масри), третий человек в управлении «Аль-Каиды».
Ударом БПЛА Reaper 7 мая 2012 года был убит Фахд аль-Куса − один из руководителей йеменского крыла «Аль-Каиды».
Потери среди мирного населения
С увеличением использования беспилотной авиации, к сожалению, случаев непреднамеренного поражения жителей в эпицентре боевых действий стало намного больше.
Юридическая основа применения
Удары, нанесенные по террористам с использованием БПЛА, были утверждены решением Конгресса США, который был принят после состоявшегося 11 сентября 2001 года теракта. Но, с точки зрения мирового права, использование БПЛА никак не регулируется отдельно.
БРЭО
- AN/APY-8 Lynx II (радиолокационная станция) с синтезаторной аппаратурой может работать в режиме картографирования, установлена в носовом обтекателе.
- Комбинированная тепловизионная и электронно-оптическая прицельная станция MTS-B находится под фюзеляжем на сферической подвязке. Она содержит лазерный дальномер-целеуказатель, который может провести целеуказания всем боеприпасам НАТО и США с полуактивным лазерным наведением.
MQ-9 Reaper: вооружение
Самолет имеет 6 точек подвески:
- две посредине крыла − по 230-270 килограммов;
- две внутренние − по 680 килограммов;
- две консольные − по 68-91 килограммов.
Способна нести:
до четырех ракет AGM-114 «Хеллфайр»;
или четыре «Хеллфайр», а также 2 бомбы Mark 82, имеющие лазерное наведение;
или бомбы Mark 82, характеризующиеся GPS-наведением.
Ракеты AIM-92 Stinger проходят испытания и по сей день.
Стоимость MQ-9 Reaper
Стоимость тактической единицы – примерно 30 млн долларов, в зависимости от конфигурации.
По состоянию на 2011 г. на вооружении ВВС США находилось от 63 до 74 самолетов. Причем 7 из них использовалось пограничной службой США. В Италии есть шесть MQ-9 Reaper, в Турции – 4, в Великобритании – 1, Франция заказала 16 на сумму 1500 миллионов долларов.
MQ-9 Reaper характеристики:
Модификация | MQ-9 |
Размах крыла, м | 20.12 |
Длина самолета, м | 10.97 |
Высота, м | 3.56 |
Масса, кг | |
пустого | 2223 |
максимальная взлетная | 4760 |
Тип двигателя | 1 ТВД Honeywell TPE-331-10T |
Мощность, л.с. | 1 х 776 |
Максимальная скорость, км/ч | 482 |
Крейсерская скорость, км/ч | 275-315 |
Дальность полета, км | |
Продолжительность полета, ч | более 24 |
Практический потолок, м | 15000 |
Подробнее на:http://avia.pro/blog/mq-9-reaper
kerzak-1.livejournal.com
Год американского БПЛА Reaper » Военное обозрение
Два месяца назад американский беспилотный летательный аппарат MQ-1 Predator (Хищник) записал на свой счет миллионы часов налета. Свыше 20 процентов от этих часов приходятся на этот год. Замена Предатора MQ-9 Reaper успел налетать почти 250 тысяч часов. Американские стратегические беспилотные летательные аппараты (MQ-1, MQ-1C, MQ-9, RQ-4 и RQ-170) налетали около 400,000 часов в этом году, в прошлом году 300,000 часов, 185,000 часов в 2009 году и 151,000 часов в 2008-ом. Потребовалось 12 лет службы (1995-2007, в том числе разработка) чтобы MQ-1 Predator смог достичь своих первых 250,000 часов в воздухе, два года (2007-2009) чтобы налетать ещё 250,000 часов из 500,000 общего количества и всего лишь менее года чтобы достичь следующих 250,000 часов к весне 2010-го года.
Между тем, для ВВС и ЦРУ (крупнейший оператор БПЛА над Пакистаном и других местах) были построены или заказаны 500 MQ-1 и MQ-9. Около 20 процентов из них были потеряны в результате аварий, четырнадцать были потеряны таким образом только в этом году. В войсках же ощущается нехватка таких БПЛА.
ВВС США заказали почти пятьдесят беспилотных летательных аппаратов MQ-9 Reaper (Жнец) в этом году по $6.2 миллионов за каждый. Цена вырастет вдвое при установлении датчиков, систем управления огнем и средств связи. Такая ситуация типична для боевых самолетов, каким ВВС считает и Reaper.
На вооружении ВВС уже находятся более 70 MQ-9, поставка новых займет около года. ВВС планируют закупить еще 200 БПЛА MQ-9 пока ему на замену не придет MQ-X. MQ-1 Predator заменяется MQ-9, а последний MQ-1 для ВВС США был построен в прошлом году. Общий парк MQ-1 и MQ-9 в ВВС США состоит из более 250 БПЛА, а к концу десятилетия армия и ВВС будут располагать более тысячью больших, вооруженных БПЛА.
БПЛА MQ-1 Predator развился в семью из трех аппаратов. Оригинальный Predator весит одну тонну при длине 8.7 метра и размахом крыла 15.8 метров. Он имеет штатные узлы подвески под каждой плоскостью, способные нести по одной 47-килограммовой ракете Hellfire и ракете воздух-воздух Stinger. Наибольшая скорость Predator составляет 215 километров в час, наибольшая крейсерская скорость 160 километров в час и наибольшая высота полета 8,000 метров. Стандартная продолжительность полета составляет 12-20 часов.
MQ-9 Reaper (Жнец) весит 4.7 тонны, имеет 11.6 метра в длину и размах крыла 21.3 метра. На нем расположены шесть точек подвески для несения 682 кг вооружения, к которому относятся до восьми ракет Hellfire, две Sidewinder или две ракеты класса «воздух-воздух» AMRAAM, две ракеты Maverick, две 227-килограммовые умные бомбы (с лазерным или GPS наведением). Максимальная скорость аппарата составляет 400 километров в час и наибольшая продолжительность полета 15 часов. Reaper считается боевым самолетом и для выполнения многих задач может заменить F-16 и A-10.
MQ-1C Gray Eagle (Серый Орел) американской армии весит 1.5 тонны, несет 136 кг датчиков во внутренних отсеках и до 227 кг датчиков и оружия на внешних подвесках. Он имеет продолжительность полета до 36 часов, а максимальная скорость составляет 270 километров в час. Размах крыла Gray Eagle составляет 18 метров, а длина 9 метров. MQ-1C способен приземляться и взлетать в автоматическом режиме и нести четыре ракеты Hellfire (по сравнению с двумя на Predator).
Китай пытается экспортировать беспилотные летательные аппараты практически идентичные Predator, но около 20 процентов легче. Замена для MQ-9 (MQ-X) все еще находится в стадии проектирования, хотя сокращение бюджетных расходов и улучшения датчиков (нескольких камер на одном дроне) может заставить ВВС просто «развивать» MQ-9. В настоящее время это означает добавление средств радиоэлектронной борьбы и оборудования противоракетной обороны, которые позволят дронам выживать в районах вражеских ПВО. Существует также необходимость лучшем ПО управления полетом и улучшенных возможностях функционировать при низких температурах (в таких местах, как Афганистан), где часто наблюдается обледенение крыла.
ВВС хочет повысить надежность своих БПЛА и уменьшать уровень потерь (количество потерь БПЛА на 100,000 часов налета). По состоянию на прошлый год, потери MQ-1 Predator были примерно на уровне 7. Это вдвое выше, чем у пилотируемых истребителей (как F-15 или F-16) и в пять раз выше чем у старых, но очень надежных B-52. Речь идет о таком же уровне как и у одномоторных частных самолетов (8.2).
Всего лишь несколько лет назад уровень потерь 1.1-тонных MQ-1 был равен 30. В прошлом году 4.7-тонный MQ-9 Reaper после четырех лет службы имел уровень потерь около 15. Прошло более десяти лет с тех по как MQ-9 совершил свой первый полет, Predator уже состоит на вооружении с конца 1990-х годов. Проектирование и эксплуатация MQ-9 во многом основывались на опыте MQ-1.
Беспилотные самолеты всегда несли большие потери, в значительной степени это связано с отсутсвием как пилота на борту так и всех возможных действий чтобы компенсировать его отсутствие. Старые модели БПЛА имели очень высокий уровень потерь. RQ-2A Pioneer эпохи 1980-х годов имел уровень потерь 363 аппарата на 100,000 часов налета. Несмотря на это, RQ-2 был очень востребован во время войны в Персидском заливе в 1991 году.
topwar.ru
БПЛА «Reaper» | Армия и вооружение
MQ-9 «Reaper» («Жнец») (первоначальное название «Predator B») представляет собой беспилотный летательный аппарат, разработанный компанией General Atomics Aeronautical Systems (GA-ASI) для использования ВВС и ВМФ США, ВВС Великобритании и Италии. MQ-9 и другие БПЛА относятся к дистанционно-пилотируемым системам, управляемым операторами с земли. БЛА «Reaper» является первым ударным аппаратом, созданным для проведения высотных продолжительных операций.
Он больше и более функционален, чем ранняя модель MQ-1 «Predator» («Хищник»), хотя и использует туже наземную станцию управления. БПЛА «Жнец» имеет 950-сильный (712 кВт) турбовинтовой двигатель, более мощный по сравнению с поршневым 115-сильным (86 кВт) двигателем БПЛА «Predator». Увеличение мощности позволяет беспилотнику нести в 15 раз больше оборудования и вооружения и проводить в воздухе в 3 раза больше времени при скорости полета как у «Хищника». Хотя MQ-9 способен осуществлять программируемый автономный полет, он всегда находится под пристальным вниманием наземной станции, а использованием его вооружения руководит пилот.
В 2008 году Национальная гвардия Нью-Йорка 174-ого истребительного авиакрыла осуществили переход от пилотируемых F-16 к удаленно-управляемым MQ-9 «Reaper», получив первую ударную эскадрилью беспилотных летательных аппаратов.
Вскоре начальник штаба ВВС Соединенных Штатов Михаил Мозли (T. Michael Moseley) сказал, «Первоначально мы двигались в сторону использования беспилотников для интеллектуальных операций наблюдения и разведки, до момента начала кампании «Свобода Ирака», где аппараты «Жнец» показали свою эффективность, выступая в качестве ударных БПЛА». На 2009 год ВВС США насчитывали 195 БЛА «Хищник» и 28 БЛА «Жнец».
После успеха беспилотного аппарата MQ-1 «Predator» в боевых операциях компания General Atomics предвидела желание Военно-воздушных сил получить усовершенствованную машину.
Сравнительная иллюстрация планеров БПЛА «Predator»
и «Reaper».
Прототип «Predator B»
Компания General Atomics притупила к разработке «Reaper» с аппарата «Predator B-001″, модели подтверждения концепции, который совершил первый полет 2 февраля 201 года. Беспилотный аппарат B-001 оборудовался турбовинтовым двигателем Allied Signal Garrett AiResearch TPE-331-10T, мощностью 950 л.с. (712 кВт). Его планер основывался на конструкции «Хищника», за исключения более широких и длинных крыльев (удлинение с 14,6 до 20 м). B-001 развивал скорость 390 км/ч, имел полезную нагрузку 340 кг и мог выполнять высотные (до 15200 метров) продолжительные (до 30 часов) задания.
General Atomics модернизировала конструкцию, пойдя двумя путями. Первый являлся реактивным аппаратом. «Predator B-002″ имел турбовентиляторный двигатель Williams FJ44-2A с тягой 1040 кгс. Он мог нести полезную нагрузку 215 кг, набирать высоту 18300 м и совершать полет в течение 12 часов. Первые два прототипа B-001 и B-002 находятся в музее USAF на авиабазе Райт-Паттерсон (Находится в северо-восточном пригороде Дейтона, шт. Огайо). B-002 изначально оснащался двигателем FJ-44, но затем получил двигатель TPE-331-10T, поэтому музе USAF получил две конфигурации одного аппарата.
Однако, армия отдала предпочтение второй модели, появившийся в 2007 году. Второе направление получило обозначение «Predator B-003″, также названное компанией General Atomics – «Altair» («Альтаир»). Он имел размах крыльев 25,6 м и массу без нагрузки – 3175 кг. Подобно прототип «Predator» B-001, B-003 оснащался турбовинтовым двигателем TP-331-10T. Данный вариант имел полезную нагрузку 1360 кг, максимальную высоту 15800 м и время полета 36 часов.
Модель MQ-9 «Reaper» на вооружении Военно-воздушных сил
В октябре 2001 года ВВС заключили контракт с GA на приобретение пары «Predator B»-003 для оценки, с заказом на дальнейшее промышленное производство. Первые испытания MQ-9 проводились в 2002 году. Название «Альтаир» не было присвоено аппарату во время тестирования, а в дальнейшем военные называли его «Predator B», вплоть до получения прозвища «Reaper» («Альтаир» стало названием беспилотных аппаратов, состоящих на службе NASA). Удивительно, что данный термин производитель относил и к прототипу B-001.
Операторы, находящиеся на базах, например, на авиабазе в Creech около Лас Вегаса, могут охотиться за целями или наблюдать территорию, используя ряд датчиков, включающих тепловизор. Благодаря бортовым камерам можно разглядеть номерные знаки на расстоянии до 3 км. Через спутниковую связь сигналы управления оператора достигают беспилотник за 1,2 сек. MQ-9 имеет 6 точек подвески (пилонов). Внутренние пилоны вмещают 680 кг полезной нагрузки каждый, они годятся для переноски внешних топливных баков. Пилоны на середине крыльев несут 270 кг нагрузки каждый, в то время как к каждой внешним точке подвески крепится груз до 90 кг. С двумя 450 кг внешними топливными баками и 900 кг вооружения MQ-9 способен совершать полет на протяжении 42 часов. При полной загрузке оружием MQ-9 может пролетать 14 часов. Вооружение БПЛА «Reaper» включает управляемые по лазерному лучу бомбы GBU-12 Paveway II, ракеты класса «воздух-земля»
AGM-114 Hellfire II с лазерной системой наведения, управляемые ракеты AIM-9 Sidewinder класса «воздух- воздух » с инфракрасной головкой самонаведения, и недавно опробованные бомбы GBU-38 JDAM (JDAM — комплект оборудования на основе технологии GPS, который переводит существующие бомбы во всепогодные корректируемые боеприпасы). Испытания показали возможность использования ракет класса «воздух- воздух » AIM-92 Stinger.
Бомба GBU-49 (слева) и ракеты AGM-114 Hellfire II (справа) на внутренней и средней подвесках, соответственно.
Бомбы GBU-49.
В октябре 2007 года на службе ВВС США состояло 9 БПЛА «Reaper», и в 2009 году было решено вести крупномасштабное производство. 18 мая 2006 года Федеральное управление гражданской авиации выдало сертификат, позволяющий беспилотникам MQ-1 и MQ-9 патрулировать гражданское пространство в поиске пострадавших от аварий и бедствий.
В сентябре 2007 года MQ-9 «Reaper» поступил на службу в Баллад, крупнейшую авиабазе в Ираке. 28 октября 2007 года газета Air Force Times сообщила о том, что «Жнец» уничтожил ракетой Hellfire афганских повстанце в деревне Дех Равуд провинции Урузган.
Критики завили, что ВВС очень требовательны в квалификации пилотов, управляющих БЛА, что ограничивает использование аппаратов. Генерал-майор ВВС США Вильям Роу (William Rew) 5 августа 2008 года сказал, «Мы летаем на них прямо сейчас. Они полностью интегрированы в воздушные операции и работают совместно с пилотируемой военной техникой. Мы хотим, чтобы пилоты на них активно летали» Однако, это может осложнить проблему потерь аппаратов.
Многоспектральный комплекс датчиков Raytheon AN/AAS-52
Система MQ-9 состоит из составного БПЛА, наземной станции управления, средств связи, запасных частей и обслуживающего персонала. Экипаж включает пилота и оператора датчиков. Исходя из поставленной задачи беспилотный аппарат «Reaper» получает различные комбинации вооружения, либо датчиков. Многоспектральный комплекс датчиков Raytheon AN/AAS-52 включает цветную/монохромную камеру дневного видения, ИК-камеру, камеру с усиленной яркостью изображения с лазерным дальномером/целеуказателем для направления управляемых по лазеру боеприпасов. Система радара с синтезированной апертурой осуществляет прицеливание GBU-38 JDAM с высоким разрешением как при освещении прожектором, так и без него, наделена наземным индикатором движения.
Модель MQ-9 «Reaper» на вооружении ВМФ США
Согласно требованиям программы BAMS (Обширная область морского наблюдения) компания General Atomics создала морскую версию «Reaper», названную «Mariner» («Моряк»). Конструкция рассчитана на повышения объема топливных баков для осуществления полетов продолжительностью 49 часов. Предполагаемый окончательный вариант включал транспортабельную модель, которая имела складывающиеся крылья, короткое и более массивное шасси, зацеп для остановки, срезанное снизу или вообще исключенный нижнее хвостовое оперение и 6 точек подвески с общей нагрузкой 1360 кг. Победителем была объявлена компания Northrop Grumman со своим проектом беспилотника RQ-4N.
Таможенная служба США отдала предпочтение «Морскому варианту» MQ-9.
Вариант для Национального агентства по аэронавтике и исследованию космического пространства
Первоначально NASA проявляла интерес к производственной версии B-002 с турбовинтовым двигателем, но вскоре переключилась на невооруженный вариант «Reaper», который компания GA-ASI назвала «Альтаир». Это был один из трех вариантов планера «Predator-B». Двумя другими планерами являлись «Predator-B 001″ и «Predator-B 002″, имеющие максимальную взлетную массу 3400 кг. Альтаир отличался от данных планеров удлиненными крыльями (размах – 26 м) (на 610 см длиннее MQ-9). Альтаир обладал улучшенной авионикой для полета в гражданском воздушном пространстве под управлением Федерального авиационного агентства и демонстрировал «за горизонтные» возможности управления с наземной станции. Аппарат используется NASA Earth Science Enterprise в рамках программы NASA ERAST для выполнения научных операций.
В ноябре 2006 года Лётно-испытательный центр имени Драйдена приобрел MQ-9. Под названием «Ikhana» данный беспилотный аппарат работает по программе суборбитальных исследований. Кроме аппарата также получены наземная станция управления в грузовике. Беспилотник активно использовался в 2007 году для разведки лесных пожаров в Калифорнии.
Вариант для Министерства национальной безопасности
Министерство национальной безопасности Соединенных Штатов изначально получило один аппарат MQ-9 «Reaper» CBP-101 для патрулирования границ. Он начал работать 4 октября 205 года, но 25 апреля 206 года рухнул в пустыне Аризоны. Национальный совет по безопасности транспорта усмотрел причиной крушения ошибку пилота наземной станции, который неправильно разобрался в контрольной карте. Во время операционного периода данный БПЛА налетал 959 часов и способствовал совершению 2309 арестов. Он также внес вклад в задержание 4 машин с 3744 кг марихуаны. Так как работа беспилотника была оценена как крайне успешная, в сентябре 2006 года был получен, а 18 октября поднялся в воздух второй аппарат «CBP-104″ (первоначально обозначаемый «CBP-102″). 16 февраля 209 года программа охраны была расширена и включила границы с Канадой, где наблюдается поток наркотиков, террористов, контрабандистов и переселенцев.
CBP-101 был оборудован радаром с синтезированной апертурой Lynx SAR, AX-15, радиоприемником ARC-210 и другими датчиками и средствами связи; CBP-104 получил спутниковую связь в Ku-диапазоне и датчики MTS-A электронно-оптическая/ИК.
На 2006 финансовый год в бюджет была включена дополнительная статья расходов в размере 45 млн.$ на развитие программы «Reaper», а в 2007 финансовом году Министерство национальной безопасности выделило ещё 20 млн.$. В октябре 2006 года, компания GA-ASI объявила о заключении контракта на сумму 33,9 млн.$ на поставку двух систем «Reaper» к концу 2007 года.
На сегодня Таможенная служба Соединенных Штатов имеет 6 БПЛА MQ-9. Один из них находится в Северной Дакоте на авиабазе операционного центра в Гранд-Фокс, 4 в Аризоне на авиабазе операционного центра в Сьерра-Виста и 1 базируется форте Драм, Нью-Йорк. Аппараты оборудованы радаром с синтезированной апертурой Lynx производства GA-ASI и ИК/ЭО датчиками MTS-B компании Raytheon.
Международные версии
Австралия
В сентябре 2006 года Автралийская организации оборонной науки и технологий провела испытательные полеты морского варианта «Reaper» для оценки возможностей в предотвращении нелегальной добычи рыбы, наркотрафика и нелегальной эмиграции. Аппараты базировались на авиабазе в Эдинбурге, Южная Австралия и Лирмонте, Западная Австралия и действовали вместе с патрульным судном класса «Армидейл» под контролем Управления по охране границ (ранее Joint Offshore Protection Command, сейчас — Border Protection Command).
Великобритания
27 сентября 2006 года Конгресс США получило уведомление от Управления военного сотрудничества министерства обороны о том, что Великобритания желает приобрести 2 БПЛА MQ-9 «Reaper». Новые беспилотники были отправлены с авиабазы Creech , Невада и поступили на службу в эскадрильи №39. В 2007 году ВВС Англии получили третий БПЛА. В декабре 2010 года Министерство Обороны Англии заявило об увеличении штата беспилотников «Reaper» до 10 единиц.
Германия
Германия подала запрос на приобретение 5 БПЛА и 4 наземных станций управления, а также запасные части и тренировочные материалы на сумму 205 млн.$. Запрос поступил 1 августа 2008 года от Управления военного сотрудничества министерства обороны в процессе рассмотрения Конгрессом программы продаж военной техники в зарубежные страны. Однако, в дальнейшем Германия отказалась от покупки, решив приобрести БПЛА «IAI Heron», совместное детище компаний IAI и Rheinmetall, который представляет собой временной решение перед получением созданием средневысотного аппарата большой продолжительности полета.
Италия
В августе 2008 года Италия подала запрос в Управление военного сотрудничества министерства обороны США на приобретение 4 аппаратов, 4 наземных станций управления и 5 лет технического обслуживания, на сумму 330 млн.$. В ноябре 2009 Италия заказала на два аппарата больше.
Практика использования
Калифорнийское учреждение экстренной службы потребовала от NASA поддержку в тушении пожара в Эсперанза, и после 24 часов «Altair» был запущен на 16 часовое задание картирования периметра пожара. Также «Altair» уже возвращался с тестового задания перед началом этого пожара. Полученная карта использовалась в совместном проекте NASA и Лесной службой США.
1 мая 2007 года, 432 авиакрыло ВВС США использовали MQ-9 «Reaper» и MQ-1 «Predator», управляемые с авиабазы Creech, Невада. Пилоты проводили боевые операции в Ираке и Афганистане летом 2007 года. В октябре 2007 производились полеты в Афганистане. С 6 марта 2008 года БПЛА «Reaper» атаковал 16 целей в Афганистане, используя 230 кг бомбы и ракеты «Hellfire». 4 февраля 2008 близ Кандагара MQ-9 сбросил бомбу на грузовик, в котором ехали повстанцы.
С 17 июня 2008 года с базы Белед БПЛА начали полеты в Ираке. Как говрилось ранее, 174 авиакрыло полностью состоит из аппаратов MQ-9. К марту 2009 года ВВС США насчитывали 28 действующих БЛА «Reaper».
13 сентября 2009 года MQ-9 участвовал в боевой операции в Афганистане, когда контроль над аппаратом был потерян, и он улетел за границу в Таджикистан. Спутниковая связь с машиной была восстановлена сразу после пересечения границы, что не оставило пилоту никакого другого выбора, как только следовать параллельно артиллерийским позициям. Истребитель F15E уничтожил его ракетой AIM-9. Это был первый случай, когда аппарат умышленно сбивался союзническими войсками.
Начиная с сентября 2009 года, MQ-9 используются африканским командованием США на Сейшельских островах (United States Africa Command) против пиратов в Индийском океане.
С июля 2010 года 38 БЛА «Predators» и «Reapers» потеряны в операциях в Афганистане и Ираке, и ещё 9 потеряны в тренировочных полетах на территории США.
9 ноября 2007 года Министерство обороны Великобритании заявило, что английские MQ-9 «Reaper» начали применяться против талибов в Афганистане. В апреле 2008 года упала 1 машина MQ-9. Англичане изъяли все светочувствительные материалы во избежание его захвата врагом.
Операторы
Военно-воздушные силы Италии, Турции (изначально имели 4 аппарата и 3 станции управления), Великобритании (эскадрилья №39),
ВВС США
Боевое авиационное командование
432-е экспедиционное авиакрыло (авиабаза Creech, Невада) — 19 и 42-я эскадрилья
53-е авиакрыло (авиабаза в Эглине, Флорида) – 556-ая испытательная эскадрилья (авиабаза Creech, Невада)
Авиационное командование специальных операций:
27-е экспедиционное авиакрыло – 33-я эскадрилья специальных операций (авиабаза Кэннон, Нью Мехико)
58-е авиакрыло для проведения специальных операций – 551-я эскадрилья для проведения специальных операций
Национальная гвардия ВВС
174-е боевое авиакрыло (Поле Хэнкока, Нью Йорк)
Таможенная служба
Сьерра Виста, Аризона
Гранд Форкс, Северная Дакота
Характеристики:
Экипаж: нет
Взлет и посадка со взлётно-посадочной полосы
Длина: 11 м
Размах крыльев: 20 м
Высота: 3.6 м
Вес пустого: 2223 кг
Емкость топливного бака: 1,800 кг
Максимальный взлетная масса: 4760 кг
Силовая установка: Honeywell TPE331-10 турбовинтовой двигатель, 900 л.с. (671 кВт), с цифровым электронным регулятором режима работы.
Максимальная скорость:: 482 км/ч
Крейсерская скорость: 276–313 км/ч
Дальность полета: 5,926 км
Продолжительность полета: 14–28 часов (14 часов в полной загрузке)
Полезная нагрузка: 1,700 кг
Внутренние отсеки: 360 кг
Внешние: 1,400 кг
Рабочий потолок: 15000 м
Операционная высота: 7500 м
Датчики
Радар AN/APY-8 Lynx II
Мультиспектральная система прицеливания AN/DAS-1 MTS-B
Вооружение
Точек подвески – 7
До 680 кг на два околобортовых пилона
До 340 кг на два средних пилона
До 68 кг на консольные
Центральная точка подвески не используется
Может нести до 14 ракет AGM-114 Hellfire, либо 4 ракеты Hellfire и две 230 кг бомбы GBU-12 Paveway II (Mark 82). Также может нести 230 кг бомбы GBU-38 JDAM (c GPS наведением). Испытания показали возможность использования ракет AIM-92 Stinger.
——
en.wikipedia.org/wiki/General_Atomics_MQ-9_Reaper
http://media.defenseindustrydaily.com/images/AIR_UAV_MQ-1_Predator_vs_MQ-9_Predator-B_lg.jpg
http://files.air-attack.com/MIL/predator/mq9gpsbomb_20080520.jpg
http://twistedsifter.com/2010/05/worlds-deadliest-drone-mq-9-reaper/
http://twistedsifter.com/wp-content/uploads/2010/05/armaments-and-missiles-for-mq-9-reaper-uav-rpv-drone.jpg
warinform.ru
Беспилотный летательный аппарат MQ-9 Reaper (США)
MQ-9 Reaper – американский разведывательно-ударный беспилотный летательный аппарат.
Данный БПЛА был сконструирован компанией General Atomics Aeronautical Systems для передачи ВВС США, ВМС США и ВВС Великобритании. Первый полет MQ-9 Reaper осуществил 2 февраля 2001 года. Основой для создания этого БПЛА стала модель MQ-1 Predator. ВВС США заявили, что готовы принять на вооружение 276 беспилотников Reaper и до 2020 года оснастить ими три эскадрильи. Стоит отметить, что в 2007 году этот беспилотник прошел успешные боевые испытания в Афганистане.
MQ-9 Reaper может использоваться практически в любых погодных условиях. Он оснащен турбовинтовым двигателем, что позволяет разогнать MQ-9 Reaper до 400 км/ч. Самолет способен переносить 14 ракет модели Hellfire (в то время как MQ-1 Predator может нести только 2 ракеты). При полной боевой загрузке Reaper способен находиться в воздухе до 14 часов. Этот БПЛА оснащен современной электроникой, что делает его одним из лучших на рынке беспилотников.
MQ-9 Reaper укомплектован датчиками, которые в автоматическом режиме находят, отслеживают и уничтожают цель. Разработчики оснастили данный беспилотник системой с радаром AN/APY-8 Lynx II, которая является одной из последних радиолокационных разработок.
Вооруженные силы США работают над возможностью руководить сразу несколькими БПЛА из одной наземной РЛС (таким образом, ВВС США намерены увеличить общую боевую эффективность на поле боя).
Тактико-технические характеристики | MQ-9 Reaper |
Длина | 11 м |
Размах крыла | 20 м |
Высота | 3,8 м |
Вес пустого БПЛА | 2223 кг |
Максимальная взлетная масса | 4760 кг |
Максимальная скорость | 400 км/ч |
Практический потолок | 15 км |
Автономность | 16 – 28 часов |
Дальность | 5920 км |
Грузоподъемность | 1700 кг |
Двигатель | Honeywell TP331-10 турбовинтовой, 670 кВт |
На сегодня известно о двух модификациях MQ-9 Reaper:
— Block-1 (модификация 2012 года; увеличилась продолжительность полета; беспилотник может находиться в воздухе 10 – 15 часов; установлены дополнительные топливные баки),
— Block-5 (увеличилась мощность двигателя БПЛА и грузоподъемность; самолет оснастили второй радиостанцией для отправки информации нескольким воздушным или наземным объектам).
Стоит отметить, что за безоружными версиями БПЛА закрепилось название «Альтаир», а боевые называют MQ-9 Reaper.
Боевая модель может нести такое вооружение: 14 AGM-114 «Хеллфайр» ракеты «воздух-земля» или 4 AGM-114 «Хеллфайр» и две бомбы лазерного наведения GBU-12 Paveway II. Также, в США ведутся испытания Reaper с использованием ракет «воздух-воздух» AIM-92 Stinger.
MQ-9 Reaper имеет шесть точек подвески:
— две внутренние по 680 кг,
— две посередине крыла по 230—270 кг,
— две консольные по 68—91 кг.
Тактическая единица MQ-9 состоит из таких компонентов:
— несколько БПЛА,
— станция наземного управления,
— коммуникационная аппаратура,
— запчасти, инструменты и принадлежности,
— персонал.
Стоимость одной тактической единицы колеблется в пределах 30 миллионов долларов.
На вооружении ВВС США по состоянию на 2011 год находилось от 63 до 74 MQ-9 Reaper. 7 этих беспилотников находятся в арсенале пограничной службы США. В Великобритании есть 1 MQ-9 Reaper, в Италии – 6, в Турции – 4, Франция заказала 16 MQ-9 Reaper на сумму 1500 млн. долларов.
enovosty.com
Военные технологии — БЛА MQ-9 Reaper (беспилотный летательный аппарат)
Прототип «Predator B»:
- Predator B-001- первая модернизация БПЛА MQ-1 Predator. На него установлен турбовинтовой двигатель (712 кВт). Визуальное отличие от MQ-1 представляют крылья, они увеличены с 14,8 м. до 20 м. B-001 может нести 340 кг. полезной нагрузки на высоте 15,2 км., со скоростью 390 км/ч. Время полета до 30 часов.
- Predator B-002 — следующая модернизация БЛА. Грузоподъемность 215 кг., верхний потолок высоты 18,3 км., время полета 12 часов.
- Predator B-003 или «Альтаир» — снова увеличен размах крыльев, до 25,6 м. Следовательно, увеличенная грузоподъемность БЛА до 1360 килограммов, а максимальная высота полета 15,8 км. Время полета увеличено до 36 часов!
Так как-же он называется? Predator B-003? MQ-9 Reaper? «Альтаир»? За безоружными версиями закрепили название «Альтаир», в то время как боевые БЛА называют MQ-9 Reaper. Боевая версия беспилотного летательного аппарата может нести:
- 14 AGM-114 «Хеллфайр» ракеты «воздух — земля»
- 4 AGM-114 «Хеллфайр» и две бомбы лазерного наведения — GBU-12 Paveway II
18 мая 2006 года Федеральное управление гражданской авиации выдало сертификат соответствия, что позволяет MQ-1 и MQ-9 летать в воздушном пространстве США предназначенном для гражданских перевозок.
Для ВМС США создается беспилотный аппарат на основе Reaper, названный «Mariner». Этот аппарат будет иметь складные крылья, увеличенный запас топлива, который позволит беспилотнику находиться в полете 49 часов.
В августе 2008 года ВВС США завершили перевооружение беспилотными летательными аппаратами MQ-9 Reaper первой боевой авиачасти — 174-го истребительного авиакрыла Национальной гвардии. Перевооружение происходило в течение трёх лет. Ударные БПЛА показали высокую эффективность в Афганистане и Ираке. Основные преимущества перед заменёнными F-16: меньшая стоимость закупки и эксплуатации, большая продолжительность полёта, безопасность операторов и возможность их посменной работы при продолжительных полетах.
По состоянию на 2009 год парка беспилотных летательных аппаратов составляет 195 MQ-1 Predator и 28 MQ-9 Reaper.
Тактико-технические характеристики беспилотного летательного аппарата MQ-9 Reaper:
Длина, м | 11 | |
Размах крыла, м | 20 | |
Высота, м | 3.8 | |
Пустой вес, кг | 2223 | |
Максимальны взлетный вес, кг | 4760 | |
Максимальная скорость,км/ч | 482 | |
Крейсерская скорость,км/ч | 276-313 | |
Практический потолок, м | 15000 |
ammokor.ucoz.ru