Содержание

Беляков Александр Васильевич — Российская авиация

Беляков Александр Васильевич (1897-1982).

Штурман, преподаватель Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского и начальник военной кафедры МФТИ, Герой Советского Союза (1936 г.), генерал-лейтенант авиации.

Родился 9 (21) декабря 1897 года в деревне Беззубово ныне Ногинского района Московской области. Детство и юность провёл в Рязани.
В 1915-1916 годах учился в Петроградском лесном институте.
В Русской Императорской Армии с 1916 года.
В 1917 году окончил Александровское пехотное училище в Москве.
Участник Гражданской войны в рядах Красной Армии, в составе 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт).
В 1921 году окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем.
В 1930-1935 годах — преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского.
В 1936 году экстерном окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана (командир — В.П.Чкалов, второй пилот — Г.Ф.Байдуков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалов, в устье Амура) протяжённостью 9374 км (полётное время — 56 часов 20 минут).
За выполнение перелёта и проявленные при этом мужество и героизм 24.07.1936 г. присвоено звание Героя Советского Союза.

18-20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана (командир — В.П.Чкалов, второй пилот — Г.Ф.Байдуков) совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (США) протяжённостью 8504 км по прямой (полётное время — 63 часа 16 минут).

В 1936-1939 годах — флаг-штурман Авиации особого назначения (АОН).
В 1939-1940 годах — флаг-штурман ВВС РККА.
С 1940 году — заместитель начальника Военно-воздушной академии (Монино), затем — начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС.
Участник Великой Отечественной войны: в 1945 году принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии.
В 1945-1960 годах — начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии (ныне — имени Ю.А.Гагарина).
С 1960 года в отставке.
С 1960 года — профессор Московского физико-технического института, возглавлял военную кафедру. Автор многих научных трудов по аэронавигации.
Жил в Москве.

Умер 28 ноября 1982 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище. Его именем названы остров в Охотском море, улицы в Москве и других городах.

Генерал-лейтенант авиации (1943 г.), доктор географических наук (1938 г.).

Награды:
-24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Позднее, после учреждения, вручена медаль «Золотая Звезда» № 9;
-ордена Ленина;
-3 ордена Красного Знамени;
-орден Отечественной войны 1-й степени;
-2 ордена Трудового Красного Знамени;
-3 ордена Красной Звезды;
-медали.

Экипаж АНТ-25 А.В.Беляков, Г.Ф.Байдуков, В.П.Чкалов.

А.В.Беляков, Г.Ф.Байдуков, В.П.Чкалов после посадки в Северной америке.

Генера-лейтенант авиации Герой СССР Беляков Александр Васильевич.

.

.

Список источников:
Беляков, Александр Васильевич (лётчик). Cайт «Герои Страны».
Сайт «Уголок неба». 2004 страница: «Беляков Александр Васильевич».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

Беляков Александр Васильевич

Общая информация

Беляков Александр Васильевич

«Я счастлив, что родился в такое удивительное время. Судьба свела меня с замечательными людьми — бесстрашными, беспредельно преданными небу. И мое сердце навсегда отдано им». Это строчки из книги Александра Васильевича Белякова «В полет сквозь годы», написанной им в 1981 году.

Позади годы самоотверженного труда, сложных испытаний и подвигов во имя родины. Александр Васильевич родился накануне грандиозных исторических событий в 1897 году в деревне Беззубово ныне Ногинского района Московской области. Стремление познать новое, исследовать неизвестное формировалось в характере мальчика под влиянием отца, который работал учителем. Доход семьи был невелик, Александр с детства был приучен к работе, помогал взрослым. «Выучились мы и разбивать скошенные валы, сгребать траву деревянными граблями в копны, определять, когда сено высохло и готово к отправке в сарай…Так в раннем детстве я познал всю тяжесть и прелесть великого крестьянского труда» А.В.Беляков.

В 1915 году Александр Беляков окончил в Рязани гимназию с серебряной медалью и поступил в Санкт-Петербургский политехнический институт. В годы мировой войны юноша не желал оставаться в стороне от происходящих событий и уже в 1916 году Александр Васильевич поступает в Александровское пехотное училище в Москве, которое закончил в январе 1917 г. « Нельзя сказать, что ускоренный курс в Александровском училище прошел для меня бесследно. Я старался постичь азы воинской премудрости: командирские навыки, организацию военного дела, успел познакомиться с биографиями и почитать в училище сочинения видных русских военачальников, твердо усвоил некоторые истины суворовской науки побеждать.» А.В.Беляков.

Во время февральской и октябрьской революций Александр Васильевич состоял в солдатском комитете, руководил лесным отделом уездного Совета. «В те времена работникам народного хозяйства, как никогда, нужны были решимость, энтузиазм, смелость, та энергичная мужественная политика, которая не робеет под угрозами и криками, откуда бы они ни доносились, умеет ломать все препятствия, обуздывает сопротивление тех, чьи интересы ею задеты. Не случайно в уездном Совете нам предложили организовать «коммуну». Меня выбрали старшим, и забот прибавилось.» А.В.Беляков.

Чапаев и Фурманов после взятия Уфы среди командиров частей Красной Армии

В январе 1919 года Александра Белякова призвали в ряды Красной Армии. Он служил в 25- армии под командованием Чапаева. «Гражданская война закончилась для меня откомандированием в военную авиацию, и в августе 1920 года я снова прибыл в Москву…» А.В.Беляков.

В Москве Александр Васильевич учился в авиационной школе на аэронавигационном отделении. Вот что вспоминает в своих мемуарах о первом полете Александр Васильевич:

«Аэроплан делал плавные круги, круто уходил ввысь, там вдруг, как живой, перекидывался на тот или другой бок. Пятнадцать минут летала дивная машина. Потом ринулась носом вниз, уже не треща, но, почихивая, пролетела, потрепыхалась над самой землей и вот побежала на лапах — хвост еще был в воздухе. И только потом остановилась, фыркнула и перестала мотать пропеллером.

Восторгу от полета не было границ. Что там говорить, аэроплан — не тачанка!..»

После окончания авиационной школы Александр Васильевич продолжил обучение в военной академии. «И вот с тощим вещевым мешком за спиной тороплюсь я на лекции, на лабораторные занятия по неорганической химии. Корпуса академии в то трудное время не отапливались, студенты вместе с преподавателями сидели в аудиториях в зимней одежде. Обед состоял в основном из хлеба да чая, который мы нагревали в тоненьких колбах на газовых горелках. Домой я возвращался уже поздно вечером, усталый, озябший. Но зато какое удовлетворение было от прожитого дня, насыщенного до предела, заполненного занятиями, общением с интересными людьми.» А.В.Беляков

Беляков Александр Васильевич

Летом 1925 года Александр Васильевич совершал тренировочные полеты на Р-1:

«Это был новый двухместный биплан — разведчик отечественного производства, почти весь из дерева, обтянутый перкалем. Жесткость его конструкции создавалась многочисленными металлическими растяжками. Летно-технические данные Р-1 считались вполне удовлетворительными: скорость до 185 километров в час, потолок — 5000 метров. Самолет брал до 750 килограммов нагрузки, в том числе запас бензина на четыре часа полета. Но в нем было немало архаических устройств: бензин, например, подавался в мотор бензопомпами, которые приводились в движение с помощью ветрянок, стоявших по бокам фюзеляжа. Открытая кабина защищалась лишь небольшими козырьками из целлулоида. Самолет выполнял основные фигуры высшего пилотажа, но легко срывался в штопор, и в воинских частях из-за этого было немало происшествий. Точно так же Р-1 был строг и на посадке: он легко «козлил», а ошибки летчика нередко оканчивались поломками и авариями.

Вспоминая полеты, сопоставляя первые наши маршруты с сегодняшними, отчетливее вижу все их трудности. Ведь в те времена не было еще ни радиосвязи, ни таких падежных средств самолетовождения, как приводные радиостанции и радиокомпасы, не говоря уже о радиолокации.» А.В.Беляков

А.В.Беляков, Г.Ф.Байдуков, В.П.Чкалов

В 1931 г. Александр Васильевич возглавил лабораторию Военно-воздушной академии им. Н. Е. Жуковского. «Беляков обладает счастливой способностью делового человека — заранее предусмотреть абсолютно все, что ему может понадобиться в работе. Свои занятия со слушателями он подготовлял так, что время было высчитано буквально по минутам. Заранее предусматривалось, сколько времени понадобится на решение задачи, сколько на изложение предмета, сколько отнимут ответы на вопросы. Все, что ему нужно было во время лекции, — наглядные пособия, приборы, чертежи, бланки, бортжурналы, таблицы, — все было заранее приготовлено и имело определенное место. Он не отнимал у слушателей ни одной лишней минуты…У Белякова всегда можно найти следы его работы. Они хранятся в аккуратных папках в виде записей, чертежей, расчетов, вычислений. Все это он записывает очень четким, мелким почерком. Все, чем он обогащал свой ум, хранилось в папках в нашей лаборатории, и он давал возможность всякому знакомиться со своими материалами. Беляков был ярым патриотом своей лаборатории», так отзывалась о работе Александра Васильевича Марина Михайловна Раскова.

А.В.Беляков за работой

Александр Васильевич помогал в разработке маршрута для перелета под руководством М.Расковой, выполнял работу запасного штурмана при подготовке перелета экипажа Леваневского. Но все это было лишь подготовкой к выполнению сверхсложного задания – беспосадочному дальнему перелету. «Через девять часов полета мы вышли на северный берег Кольского полуострова. Далее перед нами — безбрежное Баренцево море. Летим в том самом отроге высокого атмосферного давления, которое, по мнению метеорологов, обеспечит спокойный вход в Арктику. Летим выше облаков. Они настолько ярко освещены солнцем, что приходится надеть очки со светофильтрами.

Баренцево море от Мурманского побережья до Земли Франца-Иосифа не пересекал еще ни один самолет.» А.В.Беляков

На острове Удд

18 июня 1937 года начался беспосадочный перелет по маршруту Москва — Северный полюс — Северная Америка. « В 17 часов 15 минут самолет снова погружается в облачное молоко, и начинается слепой полет.

Температура наружного воздуха минус 24 градуса. В кабине стало холодно. По теории — обледенение маловероятно. Георгий увеличивает скорость самолета за счет небольшого снижения. Ведь мы почти на потолке. Рули начинают работать вяло.

Теория оказалась несостоятельной. Сначала стекла, а затем кромка стабилизатора и крыла, расчалки и рамка радиокомпаса начинают покрываться неровным слоем непрозрачного белого льда. Валерий не спит и снова работает антиобледенителем на винт. Обледенение самолета, казавшееся сначала легким, стало интенсивно увеличиваться. Снова тряска в моторе и вздрагивание хвостового оперения.

Минуты кажутся часами. Скорей бы проскочить опасные слои! Мотору — полный газ! Впереди начинает светлеть, 22 бесконечно длинные минуты слепого полета…

Вот она земля! Усталость овладевает мною. Мы пробыли в воздухе 63 часа 16 минут. За это время самолет покрыл по воздуху 11 430 километров. Земной путь — 9130 километров. Однако чувство огромного удовлетворения побеждает ее, вызывая прилив новых сил. Мне даже не хочется вылезать из самолета — хочется продлить приятную минуту сознания выполненного долга перед своей страной и народом. » А.В.Беляков

В 1936‒40гг. Александр Васильевич служил флаг-штурманом в войсках РККА. В годы Великой Отечественной войны А.В.Беляков возглавлял Рязанскую высшую авиационную школу штурманов. За годы войны здесь было подготовлено 2600 авиаспециалистов для бомбардировочной авиации,20 из них были удостоены звания Героя Советского Союза. В должности главного штурмана воздушной армии Александр Васильевич участвовал в Берлинской операции 1945.

Беляков Александр Васильевич

В 1945‒60гг. А.В.Беляков руководил факультетом Военно-воздушной академии. Автор и редактор многих научных трудов по аэронавигации, Александр Васильевич награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Красной Звезды и медалями.

Александр Васильевич скончался 28.11.1982 г.

Памятник А.В.Белякову в рязанском военном городке Дягелево

olymp.aviaschool.net

Александр Беляков — биография и семья

Биография

Беляков Александр Васильевич — советский летчик. Родился 21 декабря 1897 года в деревне Беззубово ныне Ногинского района Московской области в семье учителя. Русский. Член КПСС с 1936. Детство и юность провел в Рязани. Окончил гимназию. В 1915-1916 учился в Петроградском лесном институте.

В армии с 1916. В 1917 окончил Александровское пехотное училище в Москве. Участник гражданской войны в составе 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт). В 1921 окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем. В 1930-1935 — преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1936 экстерном окончил Качинскую ВАШЛ.

20-22 июля 1936 на самолете АНТ-25 в качестве штурмана (командир — В.П.Чкалов, второй пилот — Г.Ф.Байдуков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалов) протяженностью 9374 км.

Звание Героя Советского Союза Александру Васильевичу Белякову присвоено 24 июля 1936 года за выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм.

В 1937 на самолете АНТ-25 в качестве штурмана в составе того же экипажа впервые в мире совершил беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-Ванкувер (США) протяженностью 8504 км.

В 1936-1939 — флаг-штурман Авиации особого назначения (АОН), в 1939-1940 — флаг-штурман ВВС РККА. С 1940 — заместитель начальника ВВА (ныне — ВВА имени Ю.А.Гагарина), затем — начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС.

В годы Великой Отечественной войны генерал-майор Беляков А.В. начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС. В 1945 году генерал-лейтенант авиации Беляков А.В. принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии.

В 1945-1960 — начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии. С 1960 — генерал-лейтенант авиации Беляков А.В. в отставке.

С 1960 — профессор Московского физико-технического института, возглавлял военную кафедру. Автор многих научных трудов по аэронавигации. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.

Жил в Москве. Умер 28 ноября 1982 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Доктор географических наук. Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями. Его именем названы остров в Охотском море, улицы в Москве, Могилеве, Мариуполе и других городах.

facecollection.ru

Беляков, Александр Васильевич (лётчик) — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

В Википедии есть статьи о других людях с фамилией Беляков.

Алекса́ндр Васи́льевич Беляко́в (1897—1982) — штурман, преподаватель Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и начальник военной кафедры МФТИ, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1936), генерал-лейтенант авиации.

Биография

Родился в гуслицком селе Беззубово (ныне в Орехово-Зуевском районе Московской области) в семье учителя Василия Григорьевича Белякова. Русский.

Детство и юность провёл на родине отца, в Рязани. Окончил гимназию. В 1915—1916 учился в Петроградском лесном институте.

В армии с 1916 года. В 1917 году окончил Александровское пехотное училище в Москве. Участник гражданской войны в составе 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт). Впоследствии из-за этого получил от В. П. Чкалова прозвище «Чапай».[1]

В 1921 году окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем. В 1930—1935 — преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1936 экстерном окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.


20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана (командир — В. П. Чкалов, второй пилот — Г. Ф. Байдуков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова) протяжённостью 9374 км.
18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана в составе того же экипажа впервые в мире совершил беспосадочный перелёт Москва-Северный полюс-Ванкувер (США) протяжённостью 8504 км.

В 1936—1939 годах — флаг-штурман Авиации особого назначения (АОН), в 1939—1940 — флаг-штурман ВВС РККА. С 1940 года — заместитель начальника Военно-воздушной академии (Монино), затем — начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС.

В годы Великой Отечественной войны продолжал руководить Рязанской высшей школой штурманов ВВС. Весной 1945 года принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии. Депутат Верховного Совета ССР в 1937—1946 годах.

В 1945—1960 годах — начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии (Монино). С 1960 года — в отставке.

С 1960 года — профессор Московского физико-технического института, в 1961—1969 годах возглавлял военную кафедру института. Автор многих научных трудов по аэронавигации.

Жил в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды и Звания

  • За выполнение беспосадочного перелёта Москва — остров Удд и проявленные при этом мужество и героизм Белякову Александру Васильевичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Позднее, после учреждения, вручена медаль «Золотая Звезда» № 9.
  • Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями.
  • Генерал-лейтенант авиации (1943), доктор географических наук (1938).

Произведения

  • Беляков А. В. В. Чкалов. — М., 1974.
  • Беляков А. В. В полет сквозь годы. 1988.

Память

Источники

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.

Напишите отзыв о статье «Беляков, Александр Васильевич (лётчик)»

Примечания

  1. Байдуков, Г. Ф.
    Первые перелеты через Ледовитый океан. М.: Детская литература, 1987.
  2. [www.vesti.ru/doc.html?id=397153 В Рязани разрушен памятник Герою Советского Союза.]
  3. [www.slovoart.ru/node/948 Экипаж Чкалова на острове Удд]

Ссылки

 [www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=664 Беляков, Александр Васильевич (лётчик)]. Сайт «Герои Страны».

Отрывок, характеризующий Беляков, Александр Васильевич (лётчик)

Он не был игрок, по крайней мере никогда не желал выигрыша. Он не был тщеславен. Ему было совершенно всё равно, что бы об нем ни думали. Еще менее он мог быть повинен в честолюбии. Он несколько раз дразнил отца, портя свою карьеру, и смеялся над всеми почестями. Он был не скуп и не отказывал никому, кто просил у него. Одно, что он любил, это было веселье и женщины, и так как по его понятиям в этих вкусах не было ничего неблагородного, а обдумать то, что выходило для других людей из удовлетворения его вкусов, он не мог, то в душе своей он считал себя безукоризненным человеком, искренно презирал подлецов и дурных людей и с спокойной совестью высоко носил голову.
У кутил, у этих мужских магдалин, есть тайное чувство сознания невинности, такое же, как и у магдалин женщин, основанное на той же надежде прощения. «Ей всё простится, потому что она много любила, и ему всё простится, потому что он много веселился».
Долохов, в этом году появившийся опять в Москве после своего изгнания и персидских похождений, и ведший роскошную игорную и кутежную жизнь, сблизился с старым петербургским товарищем Курагиным и пользовался им для своих целей.
Анатоль искренно любил Долохова за его ум и удальство. Долохов, которому были нужны имя, знатность, связи Анатоля Курагина для приманки в свое игорное общество богатых молодых людей, не давая ему этого чувствовать, пользовался и забавлялся Курагиным. Кроме расчета, по которому ему был нужен Анатоль, самый процесс управления чужою волей был наслаждением, привычкой и потребностью для Долохова.
Наташа произвела сильное впечатление на Курагина. Он за ужином после театра с приемами знатока разобрал перед Долоховым достоинство ее рук, плеч, ног и волос, и объявил свое решение приволокнуться за нею. Что могло выйти из этого ухаживанья – Анатоль не мог обдумать и знать, как он никогда не знал того, что выйдет из каждого его поступка.
– Хороша, брат, да не про нас, – сказал ему Долохов.
– Я скажу сестре, чтобы она позвала ее обедать, – сказал Анатоль. – А?
– Ты подожди лучше, когда замуж выйдет…
– Ты знаешь, – сказал Анатоль, – j’adore les petites filles: [обожаю девочек:] – сейчас потеряется.
– Ты уж попался раз на petite fille [девочке], – сказал Долохов, знавший про женитьбу Анатоля. – Смотри!
– Ну уж два раза нельзя! А? – сказал Анатоль, добродушно смеясь.

Следующий после театра день Ростовы никуда не ездили и никто не приезжал к ним. Марья Дмитриевна о чем то, скрывая от Наташи, переговаривалась с ее отцом. Наташа догадывалась, что они говорили о старом князе и что то придумывали, и ее беспокоило и оскорбляло это. Она всякую минуту ждала князя Андрея, и два раза в этот день посылала дворника на Вздвиженку узнавать, не приехал ли он. Он не приезжал. Ей было теперь тяжеле, чем первые дни своего приезда. К нетерпению и грусти ее о нем присоединились неприятное воспоминание о свидании с княжной Марьей и с старым князем, и страх и беспокойство, которым она не знала причины. Ей всё казалось, что или он никогда не приедет, или что прежде, чем он приедет, с ней случится что нибудь. Она не могла, как прежде, спокойно и продолжительно, одна сама с собой думать о нем. Как только она начинала думать о нем, к воспоминанию о нем присоединялось воспоминание о старом князе, о княжне Марье и о последнем спектакле, и о Курагине. Ей опять представлялся вопрос, не виновата ли она, не нарушена ли уже ее верность князю Андрею, и опять она заставала себя до малейших подробностей воспоминающею каждое слово, каждый жест, каждый оттенок игры выражения на лице этого человека, умевшего возбудить в ней непонятное для нее и страшное чувство. На взгляд домашних, Наташа казалась оживленнее обыкновенного, но она далеко была не так спокойна и счастлива, как была прежде.

В воскресение утром Марья Дмитриевна пригласила своих гостей к обедни в свой приход Успенья на Могильцах.

– Я этих модных церквей не люблю, – говорила она, видимо гордясь своим свободомыслием. – Везде Бог один. Поп у нас прекрасный, служит прилично, так это благородно, и дьякон тоже. Разве от этого святость какая, что концерты на клиросе поют? Не люблю, одно баловство!

Марья Дмитриевна любила воскресные дни и умела праздновать их. Дом ее бывал весь вымыт и вычищен в субботу; люди и она не работали, все были празднично разряжены, и все бывали у обедни. К господскому обеду прибавлялись кушанья, и людям давалась водка и жареный гусь или поросенок. Но ни на чем во всем доме так не бывал заметен праздник, как на широком, строгом лице Марьи Дмитриевны, в этот день принимавшем неизменяемое выражение торжественности.

Когда напились кофе после обедни, в гостиной с снятыми чехлами, Марье Дмитриевне доложили, что карета готова, и она с строгим видом, одетая в парадную шаль, в которой она делала визиты, поднялась и объявила, что едет к князю Николаю Андреевичу Болконскому, чтобы объясниться с ним насчет Наташи.

После отъезда Марьи Дмитриевны, к Ростовым приехала модистка от мадам Шальме, и Наташа, затворив дверь в соседней с гостиной комнате, очень довольная развлечением, занялась примериваньем новых платьев. В то время как она, надев сметанный на живую нитку еще без рукавов лиф и загибая голову, гляделась в зеркало, как сидит спинка, она услыхала в гостиной оживленные звуки голоса отца и другого, женского голоса, который заставил ее покраснеть. Это был голос Элен. Не успела Наташа снять примериваемый лиф, как дверь отворилась и в комнату вошла графиня Безухая, сияющая добродушной и ласковой улыбкой, в темнолиловом, с высоким воротом, бархатном платье.

– Ah, ma delicieuse! [О, моя прелестная!] – сказала она красневшей Наташе. – Charmante! [Очаровательна!] Нет, это ни на что не похоже, мой милый граф, – сказала она вошедшему за ней Илье Андреичу. – Как жить в Москве и никуда не ездить? Нет, я от вас не отстану! Нынче вечером у меня m lle Georges декламирует и соберутся кое кто; и если вы не привезете своих красавиц, которые лучше m lle Georges, то я вас знать не хочу. Мужа нет, он уехал в Тверь, а то бы я его за вами прислала. Непременно приезжайте, непременно, в девятом часу. – Она кивнула головой знакомой модистке, почтительно присевшей ей, и села на кресло подле зеркала, живописно раскинув складки своего бархатного платья. Она не переставала добродушно и весело болтать, беспрестанно восхищаясь красотой Наташи. Она рассмотрела ее платья и похвалила их, похвалилась и своим новым платьем en gaz metallique, [из газа цвета металла,] которое она получила из Парижа и советовала Наташе сделать такое же.

– Впрочем, вам все идет, моя прелестная, – говорила она.

С лица Наташи не сходила улыбка удовольствия. Она чувствовала себя счастливой и расцветающей под похвалами этой милой графини Безуховой, казавшейся ей прежде такой неприступной и важной дамой, и бывшей теперь такой доброй с нею. Наташе стало весело и она чувствовала себя почти влюбленной в эту такую красивую и такую добродушную женщину. Элен с своей стороны искренно восхищалась Наташей и желала повеселить ее. Анатоль просил ее свести его с Наташей, и для этого она приехала к Ростовым. Мысль свести брата с Наташей забавляла ее.

wiki-org.ru

Беляков, Александр Васильевич (лётчик) — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Алекса́ндр Васи́льевич Беляко́в (1897—1982) — штурман, преподаватель Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и начальник военной кафедры МФТИ, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1936), генерал-лейтенант авиации.

Биография

Родился в гуслицком селе Беззубово (ныне в Орехово-Зуевском районе Московской области) в семье учителя Василия Григорьевича Белякова. Русский.

Детство и юность провёл на родине отца, в Рязани. Окончил гимназию. В 1915—1916 учился в Петроградском лесном институте.

В армии с 1916 года. В 1917 году окончил Александровское пехотное училище в Москве. Участник гражданской войны в составе «чапаевской» 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт). Впоследствии из-за этого получил от В. П. Чкалова прозвище «Чапай».[1]

В 1921 году окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем. В 1930—1935 — преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1936 экстерном окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

А. В. Беляков крайний справа, 10 августа 1936 года.

20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана (командир — В. П. Чкалов, второй пилот — Г. Ф. Байдуков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова) протяжённостью 9374 км.
18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана в составе того же экипажа впервые в мире совершил беспосадочный перелёт Москва-Северный полюс-Ванкувер (США) протяжённостью 8504 км.

В 1936—1939 годах — флаг-штурман Авиации особого назначения (АОН), в 1939—1940 — флаг-штурман ВВС РККА. 27 июня 1937 года присвоено звание бригинженера. 22 февраля 1938 года присвоено звание комбрига. С 1940 года — заместитель начальника Военно-воздушной академии (Монино), затем — начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС.

В годы Великой Отечественной войны продолжал руководить Рязанской высшей школой штурманов ВВС. Весной 1945 года принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии. Депутат Верховного Совета ССР в 1937—1946 годах.

В 1945—1960 годах — начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии (Монино). С 1960 года — в отставке.

С 1960 года — профессор Московского физико-технического института, в 1961—1969 годах возглавлял военную кафедру института. Автор многих научных трудов по аэронавигации.

Жил в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Видео по теме

Награды и Звания

  • За выполнение беспосадочного перелёта Москва — остров Удд и проявленные при этом мужество и героизм Белякову Александру Васильевичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Позднее, после учреждения, вручена медаль «Золотая Звезда» № 9.
  • Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями.
  • Генерал-лейтенант авиации (1943), доктор географических наук (1938).

Произведения

  • Беляков А. В. В. Чкалов. — М., 1974.
  • Беляков А. В. В полет сквозь годы. 1988.

Память

Источники

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.

Примечания

Ссылки

wikipedia.green

Беляков, Александр Васильевич (лётчик) Википедия

Алекса́ндр Васи́льевич Беляко́в (1897—1982) — штурман, преподаватель Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского и начальник военной кафедры МФТИ, участник Великой Отечественной войны, Герой Советского Союза (1936), генерал-лейтенант авиации.

Биография

Родился в гуслицком селе Беззубово (ныне в Орехово-Зуевском районе Московской области) в семье учителя Василия Григорьевича Белякова. Русский.

Детство и юность провёл на родине отца, в Рязани. Окончил гимназию. В 1915—1916 учился в Петроградском лесном институте.

В армии с 1916 года. В 1917 году окончил Александровское пехотное училище в Москве. Участник гражданской войны в составе «чапаевской» 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт). Впоследствии из-за этого получил от В. П. Чкалова прозвище «Чапай».[1]

В 1921 году окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем. В 1930—1935 — преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В 1936 экстерном окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.

А. В. Беляков крайний справа, 10 августа 1936 года.

20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана (командир — В. П. Чкалов, второй пилот — Г. Ф. Байдуков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова) протяжённостью 9374 км.
18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в качестве штурмана в составе того же экипажа впервые в мире совершил беспосадочный перелёт Москва-Северный полюс-Ванкувер (США) протяжённостью 8504 км.

В 1936—1939 годах — флаг-штурман Авиации особого назначения (АОН), в 1939—1940 — флаг-штурман ВВС РККА. 27 июня 1937 года присвоено звание бригинженера. 22 февраля 1938 года присвоено звание комбрига. С 1940 года — заместитель начальника Военно-воздушной академии (Монино), затем — начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС.

В годы Великой Отечественной войны продолжал руководить Рязанской высшей школой штурманов ВВС. Весной 1945 года принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии. Депутат Верховного Совета ССР в 1937—1946 годах.

В 1945—1960 годах — начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии (Монино). С 1960 года — в отставке.

С 1960 года — профессор Московского физико-технического института, в 1961—1969 годах возглавлял военную кафедру института. Автор многих научных трудов по аэронавигации.

Жил в Москве. Похоронен на Новодевичьем кладбище в Москве.

Награды и Звания

  • За выполнение беспосадочного перелёта Москва — остров Удд и проявленные при этом мужество и героизм Белякову Александру Васильевичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина. Позднее, после учреждения, вручена медаль «Золотая Звезда» № 9.
  • Награждён 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны I степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями.
  • Генерал-лейтенант авиации (1943), доктор географических наук (1938).

Произведения

  • Беляков А. В. В. Чкалов. — М., 1974.
  • Беляков А. В. В полет сквозь годы. 1988.

Память

Источники

  • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.

Примечания

Ссылки

wikiredia.ru

ЗНАМЕНИТЫЕ НОГИНЧАНЕ .Беляков Александр Васильевич

Беляков Александр Васильевич — советский летчик. Родился 21 декабря 1897 года в деревне Беззубово ныне Ногинского района Московской области в семье учителя. Русский. Член КПСС с 1936. Детство и юность провел в Рязани. Окончил гимназию. В 1915-1916 учился в Петроградском лесном институте.
В армии с 1916. В 1917 окончил Александровское пехотное училище в Москве. Участник гражданской войны в составе 25-й стрелковой дивизии (Восточный фронт). В 1921 окончил Московскую аэрофотограмметрическую школу, работал в ней преподавателем. В 1930-1935 — преподаватель, начальник кафедры аэронавигации Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. В 1936 экстерном окончил Качинскую ВАШЛ.20-22 июля 1936 на самолете АНТ-25 в качестве штурмана (командир — В.П.Чкалов, второй пилот — Г.Ф.Байдуков) совершил беспосадочный перелет из Москвы через
верный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалов) протяженностью 9374 км.Звание Героя Советского Союза Александру Васильевичу Белякову присвоено 24 июля 1936 года за выполнение этого перелета и проявленные при этом мужество и героизм.В 1937 на самолете АНТ-25 в качестве штурмана в составе того же экипажа впервые в мире совершил беспосадочный перелет Москва-Северный полюс-Ванкувер (США) протяженностью 8504 км.В 1936-1939 — флаг-штурман Авиации особого назначения (АОН), в 1939-1940 — флаг-штурман ВВС
РККА. С 1940 — заместитель начальника ВВА (ныне — ВВА имени Ю.А.Гагарина), затем — начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС.В годы Великой Отечественной войны генерал-майор Беляков А.В. начальник Рязанской высшей школы штурманов ВВС. В 1945 году генерал-лейтенант авиации Беляков А.В. принимал участие в Берлинской операции в должности главного штурмана 16-й воздушной армии.В 1945-1960 — начальник штурманского факультета Военно-воздушной академии. С 1960 — генерал-лейтенант авиации Беляков А.В. в отставке.С 1960 — профессор Московского
физико-технического института, возглавлял военную кафедру. Автор многих научных трудов по аэронавигации. Депутат Верховного Совета СССР 1-го созыва.Жил в Москве. Умер 28 ноября 1982 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.Доктор географических наук. Награжден 2 орденами Ленина, 3 орденами Красного Знамени, орденом Отечественной войны 1-й степени, 2 орденами Трудового Красного Знамени, 3 орденами Красной Звезды, медалями. Его именем названы остров в Охотском море, улицы в Москве, Могилеве, Мариуполе и других городах.

ok.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о