Георгий Байдуков — биография и семья

Георгий Байдуков: От беспризорника до генерал-полковника

Судьба детей, оставшихся без заботы родных и близких, очень часто складывается трагично. Однако биография легендарного советского летчика Георгия Филипповича Байдукова опровергает это правило. При этом можно утверждать, что причиной взлета (в буквальном и переносном смысле) Георгия Байдукова стали не только удача, но и присущие ему целеустремленность и стремление к совершенствованию самого себя, часто вопреки обстоятельствам.

Георгий Байдуков относится к числу летчиков — первых Героев Советского Союза. В отличие от многих представителей этой опасной профессии он прожил долгую жизнь, был награжден рекордно большим числом советских и иностранных орденов, участвовал в исторических перелетах и боевых действиях, испытывал новые модели самолетов и занимал руководящие должности в министерстве обороны. А начался его жизненный путь 13 (или 26 по старому стилю) мая 1907 года, на разъезде Тарышта Томской губернии, где его отец работал на железной дороге. В девять лет Георгий остался без матери, ушел из дома и долго бродяжничал. Попав в Барабинский интернат, продержался там всего два года, и после исключения снова был предоставлен самому себе. Однако такая жизнь его не прельщала, и едва достигнув 14 лет, Георгий стал строительным рабочим на железной дороге, а затем поступил в Омскую профессиональную железнодорожную школу и в 1926 году успешно ее окончил. Когда подошел призывной возраст, Георгий ушел в Красную армию. Здесь судьба ему дала шанс, который молодой человек сумел полностью реализовать. Он был направлен в школу ВВС, а после ее успешного окончания – в Качинскую школу военных летчиков, после чего стал служить летчиком-истребителем.

В 1931 году Георгий Байдуков был прикомандирован к НИИ ВВС на должность летчика-испытателя. Он специализировался по ‘слепым’ полетам и посадкам, испытывал новые истребители, совершенствовал фигуру ‘плоского штопора’. В это же время летчиком-испытателем в НИИ служил легендарный советский ас Валерий Чкалов, с которым до конца его жизни Байдукова связывали дружеские отношения. В 1934 году Георгий поступил на инженерный факультет Военно-воздушной академии им. Жуковского. Этому не помешало даже то обстоятельство, что в 1933 году отец летчика был осужден на длительный срок за аварию на железной дороге. Забегая вперед, в 1936 году, став Героем Советского Союза, Георгий Филиппович добился помилования для своего отца. Весной 1934 года, сразу же после сдачи экзаменов за первый курс, Байдуков был откомандирован для участия в подготовке организованного С. Ляпидевским трансарктического перелета Москва-Сан-Франциско через Северный полюс. Георгий не имел опыта полетов на самолете АНТ-25, на котором ему предполагалось быть сменным пилотом и штурманом, а также сменным радиотелеграфистом. Из-за технических неполадок самолет развернулся назад, достигнув Баренцева моря. Байдукову удалось совершить посадку в очень сложных условиях, и, несмотря на то, что самолет сгорел, экипаж остался цел. После этого Георгий, хотя и был невысокого мнения о самолете АНТ-25, по указанию руководства продолжил его испытания уже в должности шеф-пилота авиационного завода, и сумел добиться существенного

улучшения конструкции и повышения безопасности экипажа.

В 1935 году Байдуков, понимая, что его, как участника неудавшегося перелета, вряд ли утвердят на должность начальника экспедиции, предложил возглавить новый трансарктический перелет Валерию Чкалову. Однако по решению Сталина сначала стали готовить беспосадочный перелет Москва — Петропавловск-Камчатский, который состоялся в июле 1936 года. Экипаж в составе Чкалова, Байдукова и Белякова пробыл в воздухе 56 часов 37 минут, преодолев за это время на самолете АНТ-25 расстояние от Москвы до острова Удд в устье Амура, и был награжден званиями Героев Советского Союза и орденами Ленина. Трансарктический перелет Москва-Ванкувер состоялся ровно через год, в том же составе и на таком же самолете.

После знаменательных перелетов Георгий Байдуков продолжал работать летчиком-испытателем. После начала советско-финской войны он командовал авиагруппой, а затем 85 бомбардировочным авиаполком, и на бомбардировщике ДБ-3 осуществил 80 боевых вылетов. После начала Второй мировой войны Г.Ф. Байдуков занимался вопросами приобретения военных самолетов производства США, а с 1942 года служил на командных должностях в действующей армии. Он непосредственно участвовал в операции ‘Багратион’, а также в Бобруйской, Минской, Белградской, Восточно-Прусской, Берлинской и других операциях, закончив войну генерал-лейтенантом авиации. После войны Байдуков занимал должность заместителя командующего 13 воздушной армией. В 1947-48 гг. он возглавил Главное управление Гражданского воздушного флота, впоследствии стал заместителем руководителя НИИ ВВС, где сам когда-то был летчиком-испытателем. В 1951 году, окончив Военную Академию при Генеральном штабе, Георгий Байдуков работал заместителем начальника Главного штаба ПВО, впоследствии руководил одним из управлений Минобороны, а в 1972 году стал научным консультантом главнокомандующего войск ПВО страны. На заслуженный отдых Г.Ф. Байдуков вышел 1988 году, имея звание генерал-полковника авиации. 28 декабря 1994 года легендарный летчик скончался и был захоронен на Новодевичьем кладбище.

Рассказ о Георгии Байдукове был бы неполным без упоминания его литературной деятельности. В 1937 году вышла его первая книга –’Наш полет в Америку’, которая стала бестселлером того времени. В 1938 году вышли еще три книги Байдукова о военных и полярных летчиках, во многом основанные на личных наблюдениях и воспоминаниях. Свою литературную деятельность Г. Ф. Байдуков продолжил через много лет. В 1977 году вышла книга его ‘Первые перелеты через Ледовитый океан’, а в 1983 ‘Рассказы разных лет’ (1983). Впоследствии были изданы его мемуары о Валерии Чкалове и Якове Алкснисе — ‘Чкалов’ (1991) и ‘Командарм крылатых’ (2002).


facecollection.ru

Георгий Филиппович Байдуков — биография и семья

Биография

Родился 13 мая (по новому стилю — 26 мая) 1907 года на разъезде Тарышта (ныне Чановский район, Новосибирской области) в семье железнодорожника. В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате . С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.

В 1926 добровольцем вступил в РККА . Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 — Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком-истребителем в строевых частях ВВС.

В 1931—1934 — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС), провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В начале августа 1935 в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке трансарктического перелёта на самолёте АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.

20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9.374 км (полётное время 56 ч. 20 мин).

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (штат Вашингтон , США) протяжённостью 8 504 км.

С 1937 — снова лётчик-испытатель, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.

Участвовал в советско-финской войне в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка.

С началом Великой Отечественной войны был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов.

С января 1942 — в действующей армии: заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 212-й (с мая 1943 — 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 — командир штурмового авиационного корпуса. Участвовал в освобождении Киева, Белоруссии, в Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера.

  • Генерал-майор авиации (17.03.1943).
  • Генерал-лейтенант авиации (19.08.1944).

После войны — на командных должностях в ВВС. В 1947—1949 — начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота . В 1949 — 1952 — заместитель начальника НИИ ВВС по лётной части. В 1951 окончил Военную академию Генштаба. С 1952 — заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. В 1957—1972 — начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С 1972 — научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C 1988 генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков — в отставке.

Жил в Москве. Член Союза писателей. Депутат Верховного Совета 1-го созыва (1937—1946 гг.) Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Награды

Г. Ф. Байдуков — кавалер наибольшего количества орденов СССР (22 ордена):

  • два ордена Ленина,
  • четыре ордена Красного Знамени,
  • два ордена Суворова 2-й степени,
  • орден Кутузова 1-й степени,
  • орден Кутузова 2-й степени,
  • орден Отечественной войны 1-й степени,
  • орден Отечественной войны 2-й степени,
  • четыре ордена Красной Звезды,
  • орден Октябрьской Революции,
  • орден Трудового Красного Знамени,
  • орден Дружбы народов,
  • Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 1-й степени,
  • орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 2-й степени,
  • орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» 3-й степени,
  • медали
  • В ознаменования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина
  • За оборону Москвы
  • За оборону Киева
  • За победу над Германией в Великой Отечественной Войне 1941—1945 гг.
  • 20 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941—1945 гг.
  • 30 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941—1945 гг.
  • 40 лет победы в Великой Отечественной Войне 1941—1945 гг.
  • За освобождение Варшавы
  • За взятие Берлина
  • За взятие Кёнигсберга
  • Ветеран Вооружённых Сил СССР
  • За укрепление боевого содружества
  • ХХ лет РККА
  • 30 лет Советской Армии и Флота
  • 40 лет Вооружённых Сил СССР
  • 50 лет Вооружённых Сил СССР
  • 60 лет Вооружённых Сил СССР
  • 70 лет Вооружённых Сил СССР
  • В память 1500-летия Киева
  • иностранные награды.
  • Медаль За Одру, Ниссу, Балтик (Польша)
  • Медаль За Варшаву (Польша)
  • Орден Легион Почёта 2-й степени (США)
  • Орден Сухэ-Батора (МНР)
  • Орден Красного Знамяни (МНР)
  • Орден Крест Грюнвальда 2-й степени (Польша)
  • Орден Возрождения Польши 2-й, 3-ий степеней (Польша)
  • Чехословацкий Военный Крест (ЧССР)
  • Крест Лётных Заслуг (США)
  • Медаль За отличную службу[уточнить] (США)
  • Орден Белого Льва 1-й степени (Чехословакия)
  • Орден Белого Льва 1-й степени За победу

Почётные звания

  • лётчик-испытатель 1-го класса.
  • Лауреат Государственной премии СССР.
  • Почётный гражданин города Николаевск-на-Амуре (Хабаровский край).

Сочинения

  • «Наш полёт в Америку», 1937
  • «Записки пилота», 1938
  • «Последний прорыв», 1938
  • «Разгром фашистской эскадры», 1938
  • «Первые перелёты через Ледовитый океан», 1977
  • «Рассказы разных лет» , 1983
  • «Чкалов», 1991
  • «Командарм крылатых. Документальное повествование о Якове Алкснисе.» — М.: Звонница-МГ, 2002 ISBN 5-88093-111-0

Память

  • Остров Лангр в Охотском море переименован в Байдуков, село, расположенное на этом острове, носит название Байдуково.
  • Именем Байдукова названы улицы в Москве, Екатеринбурге, Витебске, Могилёве и Донецке.
  • Банк России в 1995 году, выпустил памятные монеты «Трансарктический перелёт В. П. Чкалова» с портретом, в том числе, Г. Ф. Байдукова.
  • Пик Байдукова — Богосский хребет (Дагестан).
  • Мемориальная доска установлена 15 февраля 2011 года на старейшем здании аэропорта Толмачёво в Новосибирске.

people-archive.ru

Байдуков, Георгий Филиппович — Википедия (с комментариями)

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

У этого термина существуют и другие значения, см. Байдуков.

Гео́ргий Фили́ппович Байдуко́в (1907—1994) — советский лётчик-испытатель; военачальник, один из руководителей создания системы противовоздушной обороны СССР в 1950-х—1970-х годах. Генерал-полковник авиации (09.05.1961), Герой Советского Союза, кавалер наибольшего числа орденов СССР (22 ордена СССР)[1], автор беллетристической и мемуарной литературы.

Биография

Родился 13 (26) мая 1907 года на разъезде Тарышта (ныне Татарский район, Новосибирская область) в семье железнодорожника. В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.

В 1926 добровольцем вступил в РККА. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 — Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком-истребителем в строевых частях ВВС.

В 1931—1934 — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС), провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В начале августа 1935 в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке трансарктического перелёта на самолёте АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.

20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9,374 км (полётное время 56 ч. 20 мин).

За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (штат Вашингтон , США) протяжённостью 8 504 км.

С 1937 — снова лётчик-испытатель, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.

Участвовал в советско-финской войне в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка.

С началом Великой Отечественной войны был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов.

С января 1942 — в действующей армии: заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 212-й (с мая 1943 — 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 — командир 4-го Штурмового Авиационного Корпуса. Участвовал в освобождении Киева, в операциях:

Белоруссии, в Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера.

После войны — на командных должностях в ВВС. В 1947—1949 — начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота . В 1949 — 1952 — заместитель начальника НИИ ВВС по лётной части. В 1951 окончил Военную академию Генштаба. С 1952 — заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. В 1957—1972 — начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С 1972 — научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C 1988 генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков — в отставке.

Жил в Москве. Член Союза писателей. Депутат Верховного Совета 1-го созыва (1937—1946 гг.) Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

Награды

Г. Ф. Байдуков — кавалер наибольшего количества орденов СССР (22 ордена):[1]

Награды СССР и России
Иностранные награды

Почётные звания и премии

Сочинения

  • «Наш полёт в Америку», 1937
  • «Записки пилота», 1938
  • «Последний прорыв», 1938
  • «Разгром фашистской эскадры», 1938
  • «Первые перелёты через Ледовитый океан», 1977
  • «Рассказы разных лет» , 1983
  • «Чкалов», 1991
  • «Командарм крылатых. Документальное повествование о Якове Алкснисе.» — М.: Звонница-МГ, 2002 ISBN 5-88093-111-0

Память

  • Остров Лангр в Охотском море переименован в Байдуков, село, расположенное на этом острове, носит название Байдуково.
  • Именем Байдукова названы улицы в Новоалтайске, Москве, Екатеринбурге, Чебоксарах, Витебске, Могилёве, Донецке, Пензе и Омске.
  • Банк России в 1995 году, выпустил памятные монеты «Трансарктический перелёт В. П. Чкалова» с портретом, в том числе, Г. Ф. Байдукова.
  • Пик Байдукова — Богосский хребет (Дагестан).
  • Мемориальная доска установлена 15 февраля 2011 года на старейшем здании аэропорта Толмачёво в Новосибирске.
  • В 1986 году по случаю 50-летия перелёта Москва — остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам[2].
  • Самолёт Ан-74, авиации МЧС России (RF-31350), назван Георгий Байдуков.

Напишите отзыв о статье «Байдуков, Георгий Филиппович»

Примечания

  1. 1 2 [forum.faleristika.info/viewtopic.php?f=426&t=9947&start=827 «Рекорды Советской наградной системы» Емельянов Ю. Н., Шляхтин А. В.]
  2. [www.slovoart.ru/node/948 Экипаж Чкалова на острове Удд]

Ссылки

 [www.warheroes.ru/hero/hero.asp?Hero_id=404 Байдуков, Георгий Филиппович]. Сайт «Герои Страны».

[www.youtube.com/watch?v=3kwTJEOrIDI#t=0 Небесный путь]. Фильм о летчике Георгии Байдукове

Отрывок, характеризующий Байдуков, Георгий Филиппович


На Праценской горе, на том самом месте, где он упал с древком знамени в руках, лежал князь Андрей Болконский, истекая кровью, и, сам не зная того, стонал тихим, жалостным и детским стоном.
К вечеру он перестал стонать и совершенно затих. Он не знал, как долго продолжалось его забытье. Вдруг он опять чувствовал себя живым и страдающим от жгучей и разрывающей что то боли в голове.
«Где оно, это высокое небо, которое я не знал до сих пор и увидал нынче?» было первою его мыслью. «И страдания этого я не знал также, – подумал он. – Да, я ничего, ничего не знал до сих пор. Но где я?»
Он стал прислушиваться и услыхал звуки приближающегося топота лошадей и звуки голосов, говоривших по французски. Он раскрыл глаза. Над ним было опять всё то же высокое небо с еще выше поднявшимися плывущими облаками, сквозь которые виднелась синеющая бесконечность. Он не поворачивал головы и не видал тех, которые, судя по звуку копыт и голосов, подъехали к нему и остановились.
Подъехавшие верховые были Наполеон, сопутствуемый двумя адъютантами. Бонапарте, объезжая поле сражения, отдавал последние приказания об усилении батарей стреляющих по плотине Аугеста и рассматривал убитых и раненых, оставшихся на поле сражения.
– De beaux hommes! [Красавцы!] – сказал Наполеон, глядя на убитого русского гренадера, который с уткнутым в землю лицом и почернелым затылком лежал на животе, откинув далеко одну уже закоченевшую руку.
– Les munitions des pieces de position sont epuisees, sire! [Батарейных зарядов больше нет, ваше величество!] – сказал в это время адъютант, приехавший с батарей, стрелявших по Аугесту.
– Faites avancer celles de la reserve, [Велите привезти из резервов,] – сказал Наполеон, и, отъехав несколько шагов, он остановился над князем Андреем, лежавшим навзничь с брошенным подле него древком знамени (знамя уже, как трофей, было взято французами).
– Voila une belle mort, [Вот прекрасная смерть,] – сказал Наполеон, глядя на Болконского.
Князь Андрей понял, что это было сказано о нем, и что говорит это Наполеон. Он слышал, как называли sire того, кто сказал эти слова. Но он слышал эти слова, как бы он слышал жужжание мухи. Он не только не интересовался ими, но он и не заметил, а тотчас же забыл их. Ему жгло голову; он чувствовал, что он исходит кровью, и он видел над собою далекое, высокое и вечное небо. Он знал, что это был Наполеон – его герой, но в эту минуту Наполеон казался ему столь маленьким, ничтожным человеком в сравнении с тем, что происходило теперь между его душой и этим высоким, бесконечным небом с бегущими по нем облаками. Ему было совершенно всё равно в эту минуту, кто бы ни стоял над ним, что бы ни говорил об нем; он рад был только тому, что остановились над ним люди, и желал только, чтоб эти люди помогли ему и возвратили бы его к жизни, которая казалась ему столь прекрасною, потому что он так иначе понимал ее теперь. Он собрал все свои силы, чтобы пошевелиться и произвести какой нибудь звук. Он слабо пошевелил ногою и произвел самого его разжалобивший, слабый, болезненный стон.
– А! он жив, – сказал Наполеон. – Поднять этого молодого человека, ce jeune homme, и свезти на перевязочный пункт!
Сказав это, Наполеон поехал дальше навстречу к маршалу Лану, который, сняв шляпу, улыбаясь и поздравляя с победой, подъезжал к императору.
Князь Андрей не помнил ничего дальше: он потерял сознание от страшной боли, которую причинили ему укладывание на носилки, толчки во время движения и сондирование раны на перевязочном пункте. Он очнулся уже только в конце дня, когда его, соединив с другими русскими ранеными и пленными офицерами, понесли в госпиталь. На этом передвижении он чувствовал себя несколько свежее и мог оглядываться и даже говорить.
Первые слова, которые он услыхал, когда очнулся, – были слова французского конвойного офицера, который поспешно говорил:
– Надо здесь остановиться: император сейчас проедет; ему доставит удовольствие видеть этих пленных господ.
– Нынче так много пленных, чуть не вся русская армия, что ему, вероятно, это наскучило, – сказал другой офицер.
– Ну, однако! Этот, говорят, командир всей гвардии императора Александра, – сказал первый, указывая на раненого русского офицера в белом кавалергардском мундире.
Болконский узнал князя Репнина, которого он встречал в петербургском свете. Рядом с ним стоял другой, 19 летний мальчик, тоже раненый кавалергардский офицер.
Бонапарте, подъехав галопом, остановил лошадь.
– Кто старший? – сказал он, увидав пленных.
Назвали полковника, князя Репнина.
– Вы командир кавалергардского полка императора Александра? – спросил Наполеон.
– Я командовал эскадроном, – отвечал Репнин.
– Ваш полк честно исполнил долг свой, – сказал Наполеон.
– Похвала великого полководца есть лучшая награда cолдату, – сказал Репнин.
– С удовольствием отдаю ее вам, – сказал Наполеон. – Кто этот молодой человек подле вас?
Князь Репнин назвал поручика Сухтелена.
Посмотрев на него, Наполеон сказал, улыбаясь:
– II est venu bien jeune se frotter a nous. [Молод же явился он состязаться с нами.]
– Молодость не мешает быть храбрым, – проговорил обрывающимся голосом Сухтелен.
– Прекрасный ответ, – сказал Наполеон. – Молодой человек, вы далеко пойдете!
Князь Андрей, для полноты трофея пленников выставленный также вперед, на глаза императору, не мог не привлечь его внимания. Наполеон, видимо, вспомнил, что он видел его на поле и, обращаясь к нему, употребил то самое наименование молодого человека – jeune homme, под которым Болконский в первый раз отразился в его памяти.
– Et vous, jeune homme? Ну, а вы, молодой человек? – обратился он к нему, – как вы себя чувствуете, mon brave?
Несмотря на то, что за пять минут перед этим князь Андрей мог сказать несколько слов солдатам, переносившим его, он теперь, прямо устремив свои глаза на Наполеона, молчал… Ему так ничтожны казались в эту минуту все интересы, занимавшие Наполеона, так мелочен казался ему сам герой его, с этим мелким тщеславием и радостью победы, в сравнении с тем высоким, справедливым и добрым небом, которое он видел и понял, – что он не мог отвечать ему.
Да и всё казалось так бесполезно и ничтожно в сравнении с тем строгим и величественным строем мысли, который вызывали в нем ослабление сил от истекшей крови, страдание и близкое ожидание смерти. Глядя в глаза Наполеону, князь Андрей думал о ничтожности величия, о ничтожности жизни, которой никто не мог понять значения, и о еще большем ничтожестве смерти, смысл которой никто не мог понять и объяснить из живущих.
Император, не дождавшись ответа, отвернулся и, отъезжая, обратился к одному из начальников:
– Пусть позаботятся об этих господах и свезут их в мой бивуак; пускай мой доктор Ларрей осмотрит их раны. До свидания, князь Репнин, – и он, тронув лошадь, галопом поехал дальше.
На лице его было сиянье самодовольства и счастия.
Солдаты, принесшие князя Андрея и снявшие с него попавшийся им золотой образок, навешенный на брата княжною Марьею, увидав ласковость, с которою обращался император с пленными, поспешили возвратить образок.
Князь Андрей не видал, кто и как надел его опять, но на груди его сверх мундира вдруг очутился образок на мелкой золотой цепочке.
«Хорошо бы это было, – подумал князь Андрей, взглянув на этот образок, который с таким чувством и благоговением навесила на него сестра, – хорошо бы это было, ежели бы всё было так ясно и просто, как оно кажется княжне Марье. Как хорошо бы было знать, где искать помощи в этой жизни и чего ждать после нее, там, за гробом! Как бы счастлив и спокоен я был, ежели бы мог сказать теперь: Господи, помилуй меня!… Но кому я скажу это! Или сила – неопределенная, непостижимая, к которой я не только не могу обращаться, но которой не могу выразить словами, – великое всё или ничего, – говорил он сам себе, – или это тот Бог, который вот здесь зашит, в этой ладонке, княжной Марьей? Ничего, ничего нет верного, кроме ничтожества всего того, что мне понятно, и величия чего то непонятного, но важнейшего!»
Носилки тронулись. При каждом толчке он опять чувствовал невыносимую боль; лихорадочное состояние усилилось, и он начинал бредить. Те мечтания об отце, жене, сестре и будущем сыне и нежность, которую он испытывал в ночь накануне сражения, фигура маленького, ничтожного Наполеона и над всем этим высокое небо, составляли главное основание его горячечных представлений.
Тихая жизнь и спокойное семейное счастие в Лысых Горах представлялись ему. Он уже наслаждался этим счастием, когда вдруг являлся маленький Напoлеон с своим безучастным, ограниченным и счастливым от несчастия других взглядом, и начинались сомнения, муки, и только небо обещало успокоение. К утру все мечтания смешались и слились в хаос и мрак беспамятства и забвения, которые гораздо вероятнее, по мнению самого Ларрея, доктора Наполеона, должны были разрешиться смертью, чем выздоровлением.
– C’est un sujet nerveux et bilieux, – сказал Ларрей, – il n’en rechappera pas. [Это человек нервный и желчный, он не выздоровеет.]
Князь Андрей, в числе других безнадежных раненых, был сдан на попечение жителей.

В начале 1806 года Николай Ростов вернулся в отпуск. Денисов ехал тоже домой в Воронеж, и Ростов уговорил его ехать с собой до Москвы и остановиться у них в доме. На предпоследней станции, встретив товарища, Денисов выпил с ним три бутылки вина и подъезжая к Москве, несмотря на ухабы дороги, не просыпался, лежа на дне перекладных саней, подле Ростова, который, по мере приближения к Москве, приходил все более и более в нетерпение.
«Скоро ли? Скоро ли? О, эти несносные улицы, лавки, калачи, фонари, извозчики!» думал Ростов, когда уже они записали свои отпуски на заставе и въехали в Москву.
– Денисов, приехали! Спит! – говорил он, всем телом подаваясь вперед, как будто он этим положением надеялся ускорить движение саней. Денисов не откликался.
– Вот он угол перекресток, где Захар извозчик стоит; вот он и Захар, и всё та же лошадь. Вот и лавочка, где пряники покупали. Скоро ли? Ну!
– К какому дому то? – спросил ямщик.
– Да вон на конце, к большому, как ты не видишь! Это наш дом, – говорил Ростов, – ведь это наш дом! Денисов! Денисов! Сейчас приедем.
Денисов поднял голову, откашлялся и ничего не ответил.
– Дмитрий, – обратился Ростов к лакею на облучке. – Ведь это у нас огонь?
– Так точно с и у папеньки в кабинете светится.
– Еще не ложились? А? как ты думаешь? Смотри же не забудь, тотчас достань мне новую венгерку, – прибавил Ростов, ощупывая новые усы. – Ну же пошел, – кричал он ямщику. – Да проснись же, Вася, – обращался он к Денисову, который опять опустил голову. – Да ну же, пошел, три целковых на водку, пошел! – закричал Ростов, когда уже сани были за три дома от подъезда. Ему казалось, что лошади не двигаются. Наконец сани взяли вправо к подъезду; над головой своей Ростов увидал знакомый карниз с отбитой штукатуркой, крыльцо, тротуарный столб. Он на ходу выскочил из саней и побежал в сени. Дом также стоял неподвижно, нерадушно, как будто ему дела не было до того, кто приехал в него. В сенях никого не было. «Боже мой! все ли благополучно?» подумал Ростов, с замиранием сердца останавливаясь на минуту и тотчас пускаясь бежать дальше по сеням и знакомым, покривившимся ступеням. Всё та же дверная ручка замка, за нечистоту которой сердилась графиня, также слабо отворялась. В передней горела одна сальная свеча.
Старик Михайла спал на ларе. Прокофий, выездной лакей, тот, который был так силен, что за задок поднимал карету, сидел и вязал из покромок лапти. Он взглянул на отворившуюся дверь, и равнодушное, сонное выражение его вдруг преобразилось в восторженно испуганное.
– Батюшки, светы! Граф молодой! – вскрикнул он, узнав молодого барина. – Что ж это? Голубчик мой! – И Прокофий, трясясь от волненья, бросился к двери в гостиную, вероятно для того, чтобы объявить, но видно опять раздумал, вернулся назад и припал к плечу молодого барина.

wiki-org.ru

Георгий Байдуков | Наука | FANDOM powered by Wikia

Георгий Филиппович Байдуков (1907 — 1994) советский лётчик-испытатель , генерал-полковник авиации , Герой Советского Союза.

    Родился 13 мая (по новому стилю — 26 мая) 1907 года на разъезде Тарышта (ныне Татарский район , Новосибирской области) в семье железнодорожника. В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал , затем воспитывался в интернате . С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.

    В 1926 добровольцем вступил в РККА . Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 – Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком-истребителем в строевых частях ВВС.

    В 1931-1934 – лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС), провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н.Е.Жуковского. . В начале августа 1935 в составе экипажа С.А.Леваневского участвовал в попытке трансарктического перелёта на самолёте АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.

    20-22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир – В.П.Чкалов, штурман – А.В.Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне – остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9.374 км (полётное время 56 ч 20 мин).

    За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

    18-20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва – Северный полюс – Ванкувер (штат Вашингтон , США) протяжённостью 8.504 км.

    С 1937 – снова лётчик-испытатель , испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н.Г.Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2.000-км замкнутом маршруте с грузом 5.000 кг, равный 280,246 км/ч.

    Участвовал в советско-финской войне в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка.

    C началом Великой Отечественной войны был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов.

    С января 1942 — в действующей армии: заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 212-й (с мая 1943 – 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 – командир штурмового авиационного корпуса. Участвовал в освобождении Киева, Белоруссии, в Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера.

    После войны – на командных должностях в ВВС. В 1947 — 1949 – начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота . В 1949 — 1952 – заместитель начальника НИИ ВВС по лётной части. В 1951 окончил Военную академию Генштаба. С 1952 – заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. В 1957 — 1972 – начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С 1972 – научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C 1988 генерал-полковник авиации Г.Ф.Байдуков – в отставке.

    Жил в Москве. Член Союза писателей. Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

    Г.Ф.Байдуков — кавалер наибольшего количества орденов СССР (22 ордена)

    Почетные званияПравить

    • «Наш полёт в Америку», 1937
    • «Записки пилота», 1938
    • «Первые перелёты через Ледовитый океан», 1977
    • «Рассказы разных лет» , 1983
    • «Чкалов», 1991


    • Страница 0 — краткая статья
    • Страница 1 — энциклопедическая статья
    • Разное — на страницах: 2 , 3 , 4 , 5
    • Прошу вносить вашу информацию в «Георгий Байдуков 1», чтобы сохранить ее

    ru.science.wikia.com

    Байдуков, Георгий Филиппович — Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Байдуков.

    Гео́ргий Фили́ппович Байдуко́в (1907—1994) — советский лётчик-испытатель; военачальник, один из руководителей создания системы ПВО СССР в 1950-х—1970-х годах, генерал-полковник авиации (09.05.1961), Герой Советского Союза (24.07.1936), Полный кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» (25.05.1987), Лауреат Государственной премии СССР (1970), кавалер наибольшего числа орденов СССР (21 орден СССР и 1 орден РФ)[1], писатель.

    Родился 13 (26) мая 1907 года на разъезде Тарышта Омской железной дороги (ныне Татарский район, Новосибирская область) в семье железнодорожника. В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. В 1920—1924 годах учился в Омской профтешколе.

    В марте 1926 года добровольцем вступил в Красную Армию. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 — Первую военную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова. С июня 1928 года служил младшим лётчиком и старшим лётчиком в 20-м отдельном авиаотряде ВВС Московского военного округа.

    С июля 1930 года служил в Научно-испытательном институте ВВС — лётчик-инструктор испытательного отдела боевого применения, с мая 1931 — старший инструктор-лётчик, с июня 1933 — командир корабля авиабригады при институте. Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С ноября 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского, но уже в феврале 1935 года после досрочного окончания первого курса отобран для осуществления рекордного перелёта и приступил к тренировкам, прекратив учёбу. 20 августа 1935 года вторым пилотом в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке трансарктического перелёта на самолёте АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.

    20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9,374 км (полётное время 56 ч. 20 мин).

    За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

    14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.

    18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (штат Вашингтон , США) протяжённостью 8 504 км.

    С ноября 1937 — лётчик-испытатель авиационного завода № 22 в Москве, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А.

    Участвовал в советско-финской войне с 27 декабря 1939 по март 1940 году командиром авиагруппы бомбардировщиков ДБ-3 в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Северо-Западного фронта. После подписания перемирия с Финляндией вернулся к испытательной работе на том же авиационном заводе.

    Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов. С ноября 1941 года — заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии.

    С ноября 1941 — в действующей армии: заместитель командира 31-й САД (Калининский фронт), в феврале — марте 1942 — командир 31-й САД, с марта 1942 — командующий ВВС 4-й ударной армии, с мая 1942 — командир 211-й смешанной авиационной дивизии (с июня 1942 — 212-я штурмовая авиационная дивизия, с мая 1943 — 4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия) на Калининском, Степном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. С января 1944 — командир 4-го штурмового авиационного корпуса на 1-м Белорусском и 2-м Белорусском фронтах.

    В годы Великой Отечественной войны участвовал в:

    • Ржевско-Сычёвская операция с 30 июля 1942 года по 23 августа 1942 года,
    • Великолукская наступательная операция с 24 ноября 1942 года по 20 января 1943 года,
    • Ржевско-Вяземская операция с 2 по 13 марта 1943 года,
    • Белгородско-Харьковская наступательная операция в августе 1943,
    • в освобождении Киева в ноябре 1943,
    • Житомирско-Бердичевская операция в декабре 1943 — январе 1944,
    • Корсунь-Шевченковская операция в феврале 1944,
    • Проскуровско-Черновицкая операция в марте — апреле 1944,
    • Белорусская операция «Багратион» с 23 июня 1944 года по 29 августа 1944 года,
    • Бобруйская операция с 24 июня 1944 года по 29 июня 1944 года,
    • Минская операция с 29 июня 1944 года по 4 июля 1944 года,
    • Барановичская операция с 5 июля 1944 года по 16 июля 1944 года,
    • Люблин-Брестская операция с 18 июля 1944 года по 2 августа 1944 года,
    • Осовецкая операция с 6 августа 1944 года по 14 августа 1944 года,
    • Белградская операция с 28 сентября 1944 года по 20 октября 1944 года,
    • Восточно-Прусская операция с 13 января 1945 года по 25 апреля 1945 года,
    • Восточно-Померанская операция с 10 февраля 1945 года по 4 апреля 1945 года,
    • Кенигсбергская операция с 6 апреля 1944 года по 9 апреля 1945 года,
    • Берлинская операция с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.

    После войны — на командных должностях в ВВС. В первые послевоенные месяцы командовал тем же корпусом, с декабря 1945 года — заместитель командующего 13-й воздушной армией Ленинградского военного округа, с июля 1946 года — заместитель начальника по лётной части Государственного Краснознамённого НИИ ВВС. В декабре 1947 — декабре 1949 — начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота СССР.

    В 1951 окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. С февраля 1952 — заместитель, с мая 1953 — заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. С июня 1955 — первый заместитель начальника, с апреля 1957 — начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР — член Военного совета Войск ПВО страны. С сентября 1972 — научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C мая 1988 генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков — в отставке.

    Жил в Москве. Член Союза писателей. Депутат Верховного Совета 1-го созыва (1937—1946 гг.) Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

    Г. Ф. Байдуков — кавалер наибольшего количества орденов СССР (22 ордена):[1]

    Награды СССР и России
    Иностранные награды
    • «Наш полёт в Америку», 1937
    • «Записки пилота», 1938
    • «Последний прорыв», 1938
    • «Через полюс в Америку» — Москва, Ленинград: Издательство детской литературы, 1938 (Рис. А. Дейнека)
    • «Встречи с товарищем Сталиным» — Москва, Ленинград: Издательство детской литературы, 1938 (Рис. Б. Дехтерёва)
    • «Разгром фашистской эскадры», 1938
    • «Первые перелёты через Ледовитый океан», 1977
    • «Рассказы разных лет» , 1983
    • «Чкалов», 1991
    • «Командарм крылатых. Документальное повествование о Якове Алкснисе.» — М.: Звонница-МГ, 2002 ISBN 5-88093-111-0
    • Остров Лангр в Охотском море переименован в Байдуков, село, расположенное на этом острове, носит название Байдуково.
    • Именем Байдукова названы улицы в городах Новоалтайске, Москве, Екатеринбурге, Чебоксарах, Витебске, Могилёве, Донецке, Пензе, Гурьевске, Лисичанске, Омске и Бельцах (до 1991 года, прилегающий рынок до сих пор носит это название).
    • Банк России в 1995 году, выпустил памятные монеты «Трансарктический перелёт В. П. Чкалова» с портретом, в том числе, Г. Ф. Байдукова.
    • Пик Байдукова — Богосский хребет (Дагестан).
    • Мемориальная доска установлена 15 февраля 2011 года на старейшем здании аэропорта Толмачёво в Новосибирске.
    • В 1986 году по случаю 50-летия перелёта Москва — остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам[2].
    • Самолёт Ан-74, авиации МЧС России (RF-31350), назван Георгий Байдуков.
    • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
    • Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 403 — 404. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
    • «Военный энциклопедический словарь ракетных войск стратегического назначения» / Министерство обороны России.; Гл.ред.: И. Д. Сергеев, В. Н. Яковлев, Н. Е. Соловцов. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 632 с. — 8500 экз. — ISBN 5-85270-315-X.. — С.42.

    ru.wikiyy.com

    Байдуков Георгий Филиппович Википедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Байдуков.

    Гео́ргий Фили́ппович Байдуко́в (1907—1994) — советский лётчик-испытатель; военачальник, один из руководителей создания системы ПВО СССР в 1950-х—1970-х годах, генерал-полковник авиации (09.05.1961), Герой Советского Союза (24.07.1936), Полный кавалер ордена «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» (25.05.1987), Лауреат Государственной премии СССР (1970), кавалер наибольшего числа орденов СССР (21 орден СССР и 1 орден РФ)[1], писатель.

    Биография

    Родился 13 (26) мая 1907 года на разъезде Тарышта Омской железной дороги (ныне Татарский район, Новосибирская область) в семье железнодорожника. В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге. В 1920—1924 годах учился в Омской профтешколе.

    В марте 1926 года добровольцем вступил в Красную Армию. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 — Первую военную школу лётчиков имени А. Ф. Мясникова. С июня 1928 года служил младшим лётчиком и старшим лётчиком в 20-м отдельном авиаотряде ВВС Московского военного округа.

    С июля 1930 года служил в Научно-испытательном институте ВВС — лётчик-инструктор испытательного отдела боевого применения, с мая 1931 — старший инструктор-лётчик, с июня 1933 — командир корабля авиабригады при институте. Провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С ноября 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии РККА имени профессора Н. Е. Жуковского, но уже в феврале 1935 года после досрочного окончания первого курса отобран для осуществления рекордного перелёта и приступил к тренировкам, прекратив учёбу. 20 августа 1935 года вторым пилотом в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке трансарктического перелёта на самолёте АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.

    20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан и Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9,374 км (полётное время 56 ч. 20 мин).

    За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.

    14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.

    18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (штат Вашингтон , США) протяжённостью 8 504 км.

    С ноября 1937 — лётчик-испытатель авиационного завода № 22 в Москве, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А.

    Участвовал в советско-финской войне с 27 декабря 1939 по март 1940 году командиром авиагруппы бомбардировщиков ДБ-3 в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка ВВС Северо-Западного фронта. После подписания перемирия с Финляндией вернулся к испытательной работе на том же авиационном заводе.

    Вскоре после начала Великой Отечественной войны, в августе 1941 года, был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов. С ноября 1941 года — заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии.

    С ноября 1941 — в действующей армии: заместитель командира 31-й САД (Калининский фронт), в феврале — марте 1942 — командир 31-й САД, с марта 1942 — командующий ВВС 4-й ударной армии, с мая 1942 — командир 211-й смешанной авиационной дивизии (с июня 1942 — 212-я штурмовая авиационная дивизия, с мая 1943 — 4-я гвардейская штурмовая авиационная дивизия) на Калининском, Степном, Воронежском, 1-м Украинском фронтах. С января 1944 — командир 4-го штурмового авиационного корпуса на 1-м Белорусском и 2-м Белорусском фронтах.

    В годы Великой Отечественной войны участвовал в:

    • Ржевско-Сычёвская операция с 30 июля 1942 года по 23 августа 1942 года,
    • Великолукская наступательная операция с 24 ноября 1942 года по 20 января 1943 года,
    • Ржевско-Вяземская операция с 2 по 13 марта 1943 года,
    • Белгородско-Харьковская наступательная операция в августе 1943,
    • в освобождении Киева в ноябре 1943,
    • Житомирско-Бердичевская операция в декабре 1943 — январе 1944,
    • Корсунь-Шевченковская операция в феврале 1944,
    • Проскуровско-Черновицкая операция в марте — апреле 1944,
    • Белорусская операция «Багратион» с 23 июня 1944 года по 29 августа 1944 года,
    • Бобруйская операция с 24 июня 1944 года по 29 июня 1944 года,
    • Минская операция с 29 июня 1944 года по 4 июля 1944 года,
    • Барановичская операция с 5 июля 1944 года по 16 июля 1944 года,
    • Люблин-Брестская операция с 18 июля 1944 года по 2 августа 1944 года,
    • Осовецкая операция с 6 августа 1944 года по 14 августа 1944 года,
    • Белградская операция с 28 сентября 1944 года по 20 октября 1944 года,
    • Восточно-Прусская операция с 13 января 1945 года по 25 апреля 1945 года,
    • Восточно-Померанская операция с 10 февраля 1945 года по 4 апреля 1945 года,
    • Кенигсбергская операция с 6 апреля 1944 года по 9 апреля 1945 года,
    • Берлинская операция с 16 апреля 1945 года по 8 мая 1945 года.

    После войны — на командных должностях в ВВС. В первые послевоенные месяцы командовал тем же корпусом, с декабря 1945 года — заместитель командующего 13-й воздушной армией Ленинградского военного округа, с июля 1946 года — заместитель начальника по лётной части Государственного Краснознамённого НИИ ВВС. В декабре 1947 — декабре 1949 — начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота СССР.

    В 1951 окончил Высшую военную академию имени К. Е. Ворошилова. С февраля 1952 — заместитель, с мая 1953 — заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. С июня 1955 — первый заместитель начальника, с апреля 1957 — начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР — член Военного совета Войск ПВО страны. С сентября 1972 — научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C мая 1988 генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков — в отставке.

    Жил в Москве. Член Союза писателей. Депутат Верховного Совета 1-го созыва (1937—1946 гг.) Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

    Воинские звания

    Награды

    Г. Ф. Байдуков — кавалер наибольшего количества орденов СССР (22 ордена):[1]

    Награды СССР и России
    Иностранные награды

    Почётные звания и премии

    Сочинения

    • «Наш полёт в Америку», 1937
    • «Записки пилота», 1938
    • «Последний прорыв», 1938
    • «Через полюс в Америку» — Москва, Ленинград: Издательство детской литературы, 1938 (Рис. А. Дейнека)
    • «Встречи с товарищем Сталиным» — Москва, Ленинград: Издательство детской литературы, 1938 (Рис. Б. Дехтерёва)
    • «Разгром фашистской эскадры», 1938
    • «Первые перелёты через Ледовитый океан», 1977
    • «Рассказы разных лет» , 1983
    • «Чкалов», 1991
    • «Командарм крылатых. Документальное повествование о Якове Алкснисе.» — М.: Звонница-МГ, 2002 ISBN 5-88093-111-0

    Память

    • Остров Лангр в Охотском море переименован в Байдуков, село, расположенное на этом острове, носит название Байдуково.
    • Именем Байдукова названы улицы в городах Новоалтайске, Москве, Екатеринбурге, Чебоксарах, Витебске, Могилёве, Донецке, Пензе, Гурьевске, Лисичанске, Омске и Бельцах (до 1991 года, прилегающий рынок до сих пор носит это название).
    • Банк России в 1995 году, выпустил памятные монеты «Трансарктический перелёт В. П. Чкалова» с портретом, в том числе, Г. Ф. Байдукова.
    • Пик Байдукова — Богосский хребет (Дагестан).
    • Мемориальная доска установлена 15 февраля 2011 года на старейшем здании аэропорта Толмачёво в Новосибирске.
    • В 1986 году по случаю 50-летия перелёта Москва — остров Удд, на острове был установлен памятник его участникам[2].
    • Самолёт Ан-74, авиации МЧС России (RF-31350), назван Георгий Байдуков.

    Примечания

    Литература

    • Герои Советского Союза: Краткий биографический словарь / Пред. ред. коллегии И. Н. Шкадов. — М.: Воениздат, 1987. — Т. 1 /Абаев — Любичев/. — 911 с. — 100 000 экз. — ISBN отс., Рег. № в РКП 87-95382.
    • Коллектив авторов. Великая Отечественная: Комдивы. Военный биографический словарь / В. П. Горемыкин. — М.: Кучково поле, 2014. — Т. 2. — С. 403 — 404. — 1000 экз. — ISBN 978-5-9950-0341-0.
    • «Военный энциклопедический словарь ракетных войск стратегического назначения» / Министерство обороны России.; Гл.ред.: И. Д. Сергеев, В. Н. Яковлев, Н. Е. Соловцов. — Москва: Большая Российская энциклопедия, 1999. — 632 с. — 8500 экз. — ISBN 5-85270-315-X.. — С.42.

    Ссылки

    wikiredia.ru

    БАЙДУКОВ Георгий Филиппович 1907-1994

     

     

     

     

     

     

    БАЙДУКОВ Георгий Филиппович 1907-1994

    Родился 26 мая 1907 года. В 1926 году окончил Военно-теоретическую школу, в 1928 году — Военную школу летчиков, в 1935 году — Военно- воздушную академию. В 1936 году вместе с В.П.Чкаловым и А.В.Беляковым совершил беспосадочный перелет из Москвы на остров Удд, в 1937 году — беспосадочный перелет через Северный полюс в США .

    Участник Советско-финляндской и Великой Отечественной войн. С 1946 по 1949 год — начальник управления Гражданского воздушного флота. В 1951 году окончил Военную академию Генерального штаба. С 1952 года — заместитель начальника главного штаба Войск ПВО страны. С 1953 года — заместитель начальника штаба Войск ПВО страны по специальной (реактивной) технике. С 1954 года — первый заместитель начальника 4-го управления МО СССР, с 1955 года — первый заместитель начальника 4 ГУ МО, с 1962 по 1972 год — начальник 4 ГУ МО .

    Герой Советского Союза, генерал-полковник авиации Г.Ф.Байдуков скончался 28 декабря 1994 года.

    Начать хотелось бы с легендарного человека — Георгия Филипповича Байдукова, национального героя, выдающейся личности, человека чести и настоящего патриота Родины. Георгий Филиппович настолько яркая личность и так широко известен у нас в стране и в мире, что, как мне представляется, нет особого смысла пытаться написать что-либо новое о нем (да, наверное, и не мне за это браться). Может быть, имеет смысл только привести некоторые запомнившиеся нам, сотрудникам, работавшим под его руководством, моменты, неизвестные широкой общественности.

    Вспоминает Ванцетти Петрович Куликов : «Не могу не сказать о нашем начальнике Г.Ф. Байдукове. Все, наверное, знают, что это был честный, принципиальный, смелый человек. Он, не имея инженерного образования, умело руководил главным заказывающим управлением, его уважали и начальники, и подчиненные, а также представители промышленности. И думаю, не только уважали, но и побаивались за его способность на любом уровне высказать правду.

    Вспоминаю такой случай. Он вызвал меня и попросил доложить ему материалы, связанные с разработкой осколочных боевых частей , их эффективности (я был тогда ведущим инженером отдела по этому направлению работ, а он предпочитал знакомиться с работами из «первоисточников»). Я начал докладывать материалы, и в это время раздался звонок «кремлевки». Георгий Филиппович поднял трубку и некоторое время слушал позвонившего, который пытался на повышенных тонах высказать ему свое неудовольствие по каким-то вопросам (это был первый заместитель главкома маршал Н.Д. Яковлев ) и, не дождавшись окончания затянувшейся тирады маршала, пытался его остановить, повторяя «товарищ маршал, товарищ маршал» и под конец жестко сказал: «Товарищ маршал, я тоже могу и даже «трехэтажным», — и положил трубку. Обращаясь ко мне, как ни в чем не бывало:

    «Так на чем мы остановились?» Я был восхищен его самообладанием и редкой способностью не распространять свои неприятности на подчиненных».

    Лично мне запомнилась история с подготовкой последнего документа, который мне повезло разрабатывать по указанию и под непосредственным руководством Георгия Филипповича Байдукова. Это, по всей вероятности, был последний его доклад в высшие партийно-государственные инстанции. А дело было так. Вызвал нас с Геннадием Андреевичем Косиным наш начальник управления Михаил Иванович Ненашев и весьма туманно поставил задачу подготовить проект доклада в ЦК и Правительство по проблематике противоракетной обороны за подписью Байдукова. Поскольку задача была поставлена не совсем четко, очевидно, и проект письма получился соответствующего качества. Михаил Иванович взял документ и пошел к Байдукову. Вышел довольно быстро и говорит:

    «Забраковал, говорит, не то. Иди к нему и лично получи указания» и показал на меня пальцем. Я напрягся, поскольку авторитет Георгия Филипповича приводил нас всех в трепетное состояние (а был я в то время в звании майора). Делать нечего, вошел в кабинет, доложил.

    «Садись, — говорит Байдуков,- и слушай, я передам свой разговор с Устиновым (В то время секретарь ЦК КПСС. — Прим. автора), а ты уже сам сообразишь, что и как написать». Привожу почти со стенографической точностью разговор, который услышал в кабинете Байдукова.

    Байдуков. «Дмитрий Федорович, хоть ты и считаешь меня старым дураком, но я все равно скажу все, что о тебе думаю».

    Устинов. «Нет, я так не считаю».

    Байдуков. «Считаешь, считаешь. Я-то знаю».

    Устинов. «Что там у тебя, Георгий Филиппович?»

    Байдуков. «Хочу написать тебе письмо о безобразном отношении к тематике противоракетной обороны и к главному конструктору Басистову со стороны Минрадиопрома «.

    Устинов. «Не возражаю, только напиши в адрес Леонида Ивановича Горшкова и Николая Николаевича Детинова «. (Первый представлял ВПК, второй ЦК. — Прим. автора).

    «На этом наш разговор окончился, — сказал Георгий Филлипович, — если тебе понятна суть, иди и пиши». Я заверил, что уловил идею обращения и пошел «ваять». Через час я принес Г.Ф. Байдукову отпечатанный текст его обращения в адрес Л.И. Горшкова и Н.Н. Детинова. Георгий Филиппович внимательно прочитал текст, не говоря ни слова, подписал его и приказал срочно отправить адресатам. Выйдя от него, я доложил М.И. Ненашеву, что обращение Байдуковым подписано. Михаил Иванович был поражен таким быстрым завершением работы, памятуя, что с первым вариантом мы под его руководством возились более половины рабочего дня. «Принеси, посмотрим, что ты там написал?» Посмотрел, покачал головой и велел срочно отправлять. Это было последнее обращение Георгия Филипповича Байдукова по делам нашего управления. Второй экземпляр с его подписью многие годы хранился в деле нашего управления. Сегодня, по всей вероятности, он перекочевал в архив Министерства обороны. Вот такой интересный эпизод, связанный с этим великим государственником был в моей жизни.

    Необходимо только отметить, что в создании нашего, в то время 5 управления , Георгий Филиппович Байдуков сыграл решающую роль. Это исторический факт. См. Михаил Григорьевич Мымрин

    Источник: Книги Черток Б.Е.- Ракеты и люди

    Байдуков в 1937 году был слушателем ВВА имени Н.Е. Жуковского и одновременно летчиком-испытателем нашего завода N 22 . Он не только испытывал серийные СБ , но вместе с Кастанаевым и Нюхтиковым участвовал в полетах на ДБ-А . В мае 1937 года Байдуков и Кастанаев установили на ДБ-А два рекорда скорости с грузом 5 тонн на дальность 1000 и 2000 км. Ни у Болховитинова, ни у других специалистов, работавших с ним в Москве и Казани, мыслей о полете через полюс на еще не доведенном до нужной надежности самолете не возникало. Я не могу с полной достоверностью ответить на вопрос, кто первым подал такую идею.

    По рассказам Байдукова, он первый предложил полярному летчику Сигизмунду Леваневскому ознакомиться с машиной Болховитинова .


    См. в Википедии Байдуков, Георгий Филиппович

    Источник — Википедия

    Георгий Филиппович Байдуков

    Дата рождения 26 мая 1907
    Место рождения разъезд Тарышта, Томская губерния, Российская империя
    Дата смерти 28 декабря 1994 (87 лет)
    Место смерти Москва, Россия
    Принадлежность — Российская империя,  СССР
    Род войск -ВВС
    Годы службы 1926—1988
    Звание Генерал-полковник ВВС СССР
    Командовал дивизией, корпусом, заместитель командующего ПВО страны
    Сражения/войны 
    Великая Отечественная война:
    освобождение Киева,
    операция Багратион,
    Восточно-Прусская операция,
    многие другие
    Награды и премии 
    Герой Советского Союза
    Орден Ленина, Орден Ленина, Орден Октябрьской Революции, Орден Красного Знамени,
    Орден Красного Знамени, Орден Красного Знамени, Орден Красного Знамени, Орден Кутузова I степени,
    Орден Суворова II степени, Орден Суворова II степени, Орден Кутузова II степени, Орден Отечественной войны I степени,
    Орден Отечественной войны II степени, Орден Трудового Красного Знамени, Орден Дружбы народов, Орден Красной Звезды,
    Орден Красной Звезды, Орден Красной Звезды, Орден Красной Звезды, 
    Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» I степени
    Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» II степени
    Орден «За службу Родине в Вооружённых Силах СССР» III степени
    Юбилейная медаль «За доблестный труд (За воинскую доблесть). В ознаменование 100-летия со дня рождения Владимира Ильича Ленина»
    Медаль «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    Юбилейная медаль «Сорок лет победы в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.»
    Медаль «За взятие Кенигсберга»
    Медаль «Ветеран Вооружённых Сил СССР»
    Медаль «XX лет Рабоче-Крестьянской Красной Армии»
    Юбилейная медаль «30 лет Советской Армии и Флота»
    Медаль «40 лет Вооружённых Сил СССР»
    Медаль «50 лет Вооружённых Сил СССР»
    Медаль «60 лет Вооружённых Сил СССР»
    Юбилейная медаль «70 лет Вооружённых Сил СССР»
    Медаль «В память 800-летия Москвы»
    Государственная премия СССР Депутат ВС СССР
    Иностранные награды:
    Орден Крест Грюнвальда III степени
    Орден Возрождения Польши 4-й степени
    Серебряный крест ордена «За воинскую доблесть»
    Чехословацкая золотая медаль «За укрепление дружбы по оружию»
    Медаль «За боевые заслуги»
    Медаль «50 лет Монгольской Народной Революции»
    Медаль «50 лет Монгольской Народной Армии»
    Георгий Филиппович Байдуков на Викискладе

    Георгий Филиппович Байдуков (1907—1994) — советский лётчик-испытатель, генерал-полковник авиации (09.05.1961), Герой Советского Союза, кавалер наибольшего числа орденов СССР (22 ордена СССР), автор беллетристической и мемуарной литературы.

    Родился 13 мая (по новому стилю — 26 мая) 1907 года на разъезде Тарышта (ныне Татарский район, Новосибирская область) в семье железнодорожника. В 9 лет остался сиротой. Бродяжничал, затем воспитывался в интернате. С 1921 работал строительным рабочим на Сибирской железной дороге.
    В 1926 добровольцем вступил в РККА. Окончил Ленинградскую военно-теоретическую школу ВВС, а в 1928 — Качинскую военную авиационную школу лётчиков. Служил лётчиком-истребителем в строевых частях ВВС.
    В 1931—1934 — лётчик-испытатель Научно-испытательного института ВВС (НИИ ВВС), провёл ряд испытательных работ на самолётах-истребителях, участвовал в отработке методов «слепых» полётов и посадок. С 1934 учился на инженерном факультете Военно-воздушной академии имени Н. Е. Жуковского. В начале августа 1935 в составе экипажа С. А. Леваневского участвовал в попытке трансарктического перелёта на самолёте АНТ-25, прерванного из-за технических неполадок. После этого продолжил дальнейшие испытания АНТ-25.
    20—22 июля 1936 года на самолёте АНТ-25 в качестве второго пилота (командир — В. П. Чкалов, штурман — А. В. Беляков) совершил беспосадочный перелёт из Москвы через Северный Ледовитый океан, Петропавловск-Камчатский на остров Удд (ныне — остров Чкалова в устье Амура) протяжённостью 9.374 км (полётное время 56 ч. 20 мин).
    За мужество и героизм, проявленные при выполнении этого перелёта, Байдукову Георгию Филипповичу 24 июля 1936 года присвоено звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина.
    18—20 июня 1937 года на самолёте АНТ-25 в составе того же экипажа совершил беспосадочный перелёт Москва — Северный полюс — Ванкувер (штат Вашингтон , США) протяжённостью 8 504 км.
    С 1937 — снова лётчик-испытатель, испытывал серийные бомбардировщики СБ и Пе-2, принимал участие в испытаниях самолёта ДБ-А. 14 мая 1937 года вместе со вторым пилотом Н. Г. Кастанаевым на самолёте ДБ-А установил мировой авиационный рекорд скорости полёта на 2000-км в замкнутом маршруте с грузом 5000 кг, равный 280,246 км/ч.
    Участвовал в советско-финской войне в составе 85-го бомбардировочного авиационного полка.
    С началом Великой Отечественной войны был направлен в командировку в США по вопросу приобретения американских самолётов.
    С января 1942 — в действующей армии: заместитель командира 31-й смешанной авиационной дивизии (Калининский фронт), командующий ВВС 4-й ударной армии, командир 212-й (с мая 1943 — 4-й гвардейской) штурмовой авиационной дивизии. С января 1944 — командир штурмового авиационного корпуса. Участвовал в освобождении Киева, Белоруссии, в Восточно-Прусской операции, освобождении Гданьска, форсировании Одера.
    Генерал-майор авиации (17.03.1943).
    Генерал-лейтенант авиации (19.08.1944).
    После войны — на командных должностях в ВВС. В 1947—1949 — начальник Главного Управления Гражданского Воздушного Флота . В 1949 — 1952 — заместитель начальника НИИ ВВС по лётной части. В 1951 окончил Военную академию Генштаба. С 1952 — заместитель, 1-й заместитель начальника Главного штаба Войск ПВО страны по специальной технике. В 1957—1972 — начальник 4-го Главного Управления Министерства обороны СССР, член Военного совета Войск ПВО страны. С 1972 — научный консультант главнокомандующего Войсками ПВО страны. C 1988 генерал-полковник авиации Г. Ф. Байдуков — в отставке.
    Жил в Москве. Член Союза писателей. Депутат Верховного Совета 1-го созыва (1937—1946 гг.) Умер 28 декабря 1994 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

    Из Стефановского

    Старейший летчик -испытатель, волевой, опытный командир, он сумел исключительно четко, я бы сказал, на глубоко научной основе организовать многогранную испытательную работу в новой для мировой авиационной практики реактивной области, где каждый самолет, каждый двигатель таил в себе столько совершенно неизвестных, чаще всего опасных загадок. Мне особенно приятно писать эти строки. Они — о нашей молодости… Нам с Георгием Филипповичем почти одновременно довелось приступить к испытаниям самолетов. Первыми нашими машинами были новые четырехмоторные тяжелые бомбардировщики ТБ-3 . Байдуков, как и многие из нас, вначале увлекался не тяжелой авиацией, а легкими маневренными истребителями. Ведя учебные бои с мастером воздушного боя В. П. Чкаловым, он не раз и Валерия Павловича ставил в тупик своими совершенно необычными маневрами. Но командование решило бросить все лучшие летные кадры на освоение тяжелых самолетов. Георгий Филиппович стал, как и я, испытателем-бомбовозом. Участник знаменитого перелета по Северному, тогда еще совершенно не освоенному, маршруту на остров Удд, всемирно прославленного перелета из Москвы через Северный полюс в Америку , Г. Ф. Байдуков был правой рукой Валерия Павловича. Имея лучшую тренировку в слепом полете, Георгий Филиппович во время пилотирования в облаках неизменно находился за штурвалом. В перелетах он подменял не только командира экипажа, но являлся одновременно и вторым штурманом-радистом. И когда только отдыхал этот славный человек, бесподобный летчик — испытатель… Став всемирно известным, Георгий Филиппович остался самим собой, хватким, жадным до работы и на удивление скромным человеком.

    Впоследствии Г. Ф. Байдуков занимал многие ответственные посты, в том числе начальника Главного управления Гражданского воздушного флота при Совете Министров СССР. И сейчас генерал-полковник авиации Георгий Филиппович Байдуков продолжает плодотворно трудиться в кадрах Советских Вооруженных Сил.

    Ссылки:
    1. Если бы Гитлер началал операцию «Барбаросса» на месяц позже
    2. Гагарина А.Т.: предвоенные годы
    3. Неудавшийся трансполярный перелет на АНТ-25 в августе 1935 года
    4. Перелет СССР-США Громов, Данилин, Юмашев 1937 г.
    5. Беляков А.В.
    6. КБ-22 Болховитинова: работа над дальним бомбардировщиком ДБ-А
    7. Леваневский Сигизмунд Александрович
    8. Черток Б.Е.: немного о себе
    9. Самохин Михаил Иванович
    10. «Востоки» или «Союзы? Проблемы сближения и стыковки
    11. КОМПЛЕКС РО ПРЕВРАЩАЕТСЯ В «ТРЕУГОЛЬНИК»
    12. ОБРАЗОВАНИЕ ВОЙСК ПРО И ПКО
    13. О заказчике и исполнителях работ по созданию РКО
    14. Объект 224Б
    15. К читателю — начальник вооружения ВС РФ А.М. Московский
    16. БУДЕМ ГНУТЬ «ДУГУ»
    17. ИС — «ИСТРЕБИТЕЛЬ СПУТНИКОВ»
    18. БОЕВАЯ ЧАСТЬ ПРОТИВОРАКЕТЫ В-1000
    19. ДИВИЗИЯ РАННЕГО ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ (ОД ПРН)
    20. Главное управление вооружения Войск ПВО
    21. Ненашев М.И. о надежности сложных систем РКО
    22. 4 ГУ МО (4 Главное управление Министерства обороны)
    23. ВТОРОЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СПРН. СТАНЦИЯ «ДАУГАВА»
    24. ИДЕЯ КОМПЛЕКСА РАННЕГО ОБНАРУЖЕНИЯ (РО)
    25. О ЛЮДЯХ, КОТОРЫЕ ВЗЯЛИ НА СЕБЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ ЗА СОЗДАНИЕ СИСТЕМ РКО
    26. ЦЕНТР КОНТРОЛЯ КОСМИЧЕСКОГО ПРОСТРАНСТВА (ЦККП). ПЕРВАЯ ОЧЕРЕДЬ
    27. ОКОЛЬНЫЙ ПУТЬ «ДАРЬЯЛА» С ЗЕМЛИ АЛЕКСАНДРЫ В ПЕЧОРУ
    28. Ракетно-космическая оборона гарант стратегической стабильности
    29. ЧЕТВЕРТЫЙ ЭТАП РАЗВИТИЯ СПРН
    30. Создание первой системы ПРО
    31. Истребители на звуковых и сверхзвуковых скоростях
    32. Алимов Александр Петрович (1904-1992)
    33. Начальство едет на Полигон ПРО. Успешное испытание системы «А»
    34. Чкалов Валерий Павлович (1904-1938)
    35. Беспосадочный первый трансарктический перелет Москва — Северный полюс — США (Чкалов 1937)
    36. Рябчиков Е.И.: Рядом с испытателем
    37. Рябчиков Е. о своем аресте и лагерной жизни

     

     

     

     

     

     

     

     

     

     

    www.famhist.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *