Содержание

Бронеавтомобиль БА-64 Двигатель, Вес, Размеры, Вооружение

БА-64 — советский лёгкий бронеавтомобиль. Самый массовый и единственный серийный советский полноприводный бронеавтомобиль периода Великой Отечественной войны, БА-64 разрабатывался в инициативном порядке группой специалистов Горьковского автозавода под руководством ведущего конструктора В. А. Грачева. В качестве шасси использовался легковой автомобиль ГАЗ-64, на котором разместили довольно компактный бронекорпус для двух членов экипажа.

Бронеавтомобиль БА-64 — видео

Конструкция

БА-64 имел компоновку с размещением моторно-трансмиссионного отделения в лобовой части машины, а отделения управления и боевого отделения — в кормовой. Экипаж бронеавтомобиля состоял из двух человек: механика-водителя и командира, выполнявшего также функции башенного стрелка.

Броневой корпус и башня

БА-64 имел дифференцированную противопульную броневую защиту. Броневой корпус БА-64 собирался при помощи сварки из катаных листов броневой стали толщиной, на машинах ранних выпусков, 4, 6, 9 и 12 мм, на всех последующих — 4, 6, 7, 9 и 15 мм. В поперечном разрезе корпус имел шестигранную форму, все его поверхности размещались под углами не менее 30° к вертикали. Лобовая часть корпуса имела ступенчатую форму и на БА-64 была образована: верхним лобовым листом отделения управления толщиной 12, на машинах поздних выпусков — 15 мм, размещавшимся под углом в 40° к вертикали; средним листом, выполнявшим роль крыши моторного отделения, толщиной 6 мм и расположенным под углом в 84°, двумя нижними лобовыми листами толщиной 9 мм, расположенными под углами 30 и 52°. На машинах поздних выпусков два нижних листа были заменены одним, расположенным под наклоном в 32°. Самый низ лобовой части корпуса служил для забора воздуха к двигателю и состоял из 6-мм взаимоперекрывающихся броневых жалюзи. Нижняя часть борта корпуса выполнялась из расположенных под наклоном в 30° бронелистов толщиной 9 мм, на машинах поздних выпусков — 7 мм. Верхние бортовые листы также располагались под наклоном в 30° и имели толщину 6 мм в районе моторного отделения и 9 мм — в районе отделения управления и боевого отделения. Корма корпуса состояла из 9-мм верхнего листа, расположенного под наклоном в 30°, и 6-мм нижнего, имевшего угол наклона в 35°. Днище и крыша корпуса имели толщину, соответственно, 4 и 6 мм.

Такой уровень бронирования обеспечивал машине защиту от винтовочных обычных 7,62-мм пуль — со всех дистанций, бронебойных — только для отделения управления и боевого отделения. От 12,7-мм обычных пуль верхний лобовой лист защищал на всех дистанциях, тогда как остальные лобовые листы — лишь на дистанциях более 500 м. От бронебойных же 12,7-мм пуль защищал только верхний лобовой лист, и лишь на дистанциях более 800 м. БА-64Б в целом имел ту же форму корпуса, но толщина нижнего лобового листа была увеличена до 11 мм, до 7 мм — толщина жалюзи воздухозаборника, до 8 мм — крышка воздухозаборника в крыше моторного отделения, до 11 мм — нижнего кормового бронелиста, тогда как толщина верхнего была напротив, уменьшена до 11 мм. Помимо этого, корпус БА-64Б выполнялся из броневой стали марки 77, отличавшейся большей пулестойкостью. Посадка и высадка экипажа на всех модификациях осуществлялась через два люка в нижних листах отделения управления, помимо этого, командир мог осуществлять её через верх башни.

Башня бронеавтомобиля имела восьмигранную в плане форму в виде усечённой пирамиды, открытой сверху. Стенки башни располагались под наклоном в 30° и имели на машинах ранних выпусков толщину в 9 мм, на последующих машинах — 10 мм. Башня размещалась на поворотной колонке, опиравшейся на пол боевого отделения, на машинах ранних выпусков связи с крышей корпуса она не имела, но на машинах поздних выпусков для увеличения устойчивости в башне были добавлены четыре ролика, опиравшихся на крышу. Поворот башни осуществлялся вручную, толканием связывавшей её с опорной колонкой дуги. Для фиксации в нужном положении, башня снабжалась ручным тормозом-зажимом. Верх башни на машинах ранних выпусков мог прикрываться откидными металлическими сетками, позднее устранёнными, а также брезентовым тентом для защиты от непогоды. Помимо этого, высота башни на машинах поздних выпусков была увеличена с 275 до 290 мм.

Основным вооружением БА-64 являлся 7,62-мм пулемёт ДТ-29

 

Вооружение

Основным вооружением БА-64 являлся 7,62-мм пулемёт ДТ-29. Начальная скорость при стрельбе лёгкой пулей составляла 840 м/с, а темп стрельбы — 600 выстрелов в минуту, при боевой скорострельности до 100 выстрелов в минуту. Масса пулемёта без магазина составляла 8,35 кг. Пулемёт устанавливался в лобовой части башни на турельной установке, позволявшей его вертикальную наводку в пределах от −36 до +54°. По наземным целям пулемёт вёл огонь через вертикальную амбразуру, горизонтальное наведение при этом, за исключением узкого сектора, обеспечиваемого амбразурой, осуществлялось поворотом башни. Для стрельбы по воздушным целям турельная установка могла при помощи маховика подниматься за верхний обрез башни, что позволяло её свободное вращение. Также пулемёт мог сниматься для использования вне машины, для чего он снабжался съёмными сошками.

Для наведения пулемёта при стрельбе по наземным целям использовался стандартный диоптрический прицел, позволявший прицельную стрельбу на фиксированные дистанции 400 м, 600 м, 800 и 1000 м. Максимальная прицельная дальность — 1500 м. При стрельбе по воздушным целям применялся кольцевой прицел, максимальная досягаемость пулемёта по высоте составляла 500 м. Боекомплект пулемёта составлял 1260 патронов в 20 дисковых магазинах по 63 патрона, на оборудованных радиостанцией машинах он сокращался до 17 магазинов или 1071 патрона. Помимо пулемёта, для ближней обороны БА-64 комплектовался 6 осколочными гранатами Ф-1, а также личным оружием экипажа, таким как пистолеты-пулемёты.

БА-64Д с крупнокалиберным пулемётом ДШК

 

Средства наблюдения и связи

Средства наблюдения за местностью для механика-водителя на БА-64 ограничивались размещённым в верхнем лобовом бронелисте смотровым люком, в котором для наблюдения в боевых условиях был установлен перископический зеркальный смотровой прибор с триплексным защитным стеклом и внутренней броневой задвижкой, аналогичный установленному на лёгком танке Т-60 и обеспечивавший обзор лишь лобового сектора.[34] На БА-64Б к этому добавились два расположенных в верхних бортовых листах отделения управления смотровых лючка с броневыми заслонками. Командир машины мог вести наблюдение через открытый верх башни, либо через амбразуру пулемёта; помимо этого в бортовых листах башни размещались две смотровые щели с броневыми заслонками, броневыми козырьками и защитным триплексным стеклом. На БА-64 поздних выпусков и БА-64Б они были заменены зеркальными перископическими смотровыми приборами, аналогичными прибору механика-водителя.

Большинство выпущенных БА-64 каких-либо специальных средств внешней связи не имели, лишь на меньшую часть машин устанавливались радиостанции различных моделей. На БА-64 устанавливались радиостанции модели РБ-64-142200, или близкая к ней по характеристикам 12РП. На БА-64Б устанавливалась радиостанция 12РП или 12РПБ, отличавшаяся от первой наличием короткой антенны танкового типа и шлемофона вместо телефонной трубки, что повышало эффективность связи. Оба варианта 12РП обеспечивали дальность связи с места в 8—15 км, в зависимости от условий местности, в телефонном и до 30 — в телеграфном; в движении дальность связи сокращалась до 4 км, причём работа радиостанции на ходу на практике была возможна лишь для 12РПБ.

БА-64Е — бронетранспортёр для шестерых пехотинцев

 

Двигатель и трансмиссия

Силовая установка БА-64 была в целом заимствована с базового ГАЗ-64. Бронеавтомобиль оборудовался рядным 4-цилиндровым четырёхтактным карбюраторным двигателем жидкостного охлаждения, модели ГАЗ-ММ. Имея рабочий объём в 3280 см³, двигатель развивал мощность в 50 л. с. при 2800 об/мин. От базового автомобиля БА-64 отличался изменениями в конструкции систем двигателя, позволявшими ему при необходимости работать на низкосортных бензинах и маслах. Ёмкость топливного бака БА-64 составляла 90 литров. БА-64Б отличался установкой форсированного до 54 л. с. двигателя и доработанной конструкцией карбюратора.

В состав трансмиссии БА-64 входили:

— однодисковое сцепление сухого трения;
— механическая четырёхступенчатая (4+1) коробка передач;
— механическая одноступенчатая раздаточная коробка, позволявшая отключать передний мост;
— два карданных вала, соединявших раздаточную коробку с мостами;
— два моста.

Трансмиссия всех серийных БА-64 была идентична, за исключением введения в феврале 1943 года механизма блокировки коробки передач, препятствовавшего одновременному включению первой передачи и заднего хода.

Ходовая часть

БА-64 имел колёсную формулу 4 × 4. Подвеска передних колёс состояла из двух четвертьэллиптических рессор и гидравлического амортизатора на каждое. Подвеска же каждого из задних колёс состояла из полуэллиптической рессоры, двух гидравлических амортизаторов одностороннего действия и снабжалась торсионным стабилизатором боковой устойчивости. С февраля 1943 года в подвеску были добавлены дополнительные два амортизатора на передних колёсах, а также усилены рессоры. БА-64Б отличался расширенной колеёй, что увеличило устойчивость машины и позволило отказаться от стабилизатора боковой устойчивости. Помимо этого, с октября—ноября 1944 года его ходовая часть была дополнительно усилена.

Управляемые колёса БА-64 — передние, рулевой механизм состоял из глобоидального червячного привода и двойного ролика с продольной и поперечной тягами. Тормоза БА-64 — колодочные на всех колёсах, с механическим приводом. Колёса бронеавтомобиля оснащались в боевых условиях пулестойкими шинами размера 7.00-16″ типа «ГК» с наполнителем из губчатой резины, однако они ограничивали максимальную скорость 40 км/ч, поэтому в небоевой обстановке на БА-64 устанавливались обычные пневматические шины соответствующего размера.

Эксплуатация и боевое применение

СССР

Первые БА-64 начали поступать в войска в мае 1942 года и уже летом того же года они приняли участие в боевых действиях на Брянском и Воронежском фронтах. Основными недостатками БА-64 в бою являлись его недостаточная огневая мощь, а также затруднительность эвакуации из подбитой и загоревшейся машины, что могло стоить жизни экипажу. Вместе с тем, подвижный, маневренный и обладавший сравнительно высокой проходимостью бронеавтомобиль хорошо проявил себя в разведывательных рейдах, десантных операциях и даже при сопровождении и огневой поддержке пехоты. Особенно эффективными БА-64 оказались при штурме городов, благодаря большому углу возвышения оружия, позволявшему вести огонь по верхним этажам зданий в уличных боях, что для большинства других образцов бронетехники было недоступно. В этой роли они широко использовались в наступательных операциях завершающего периода войны, вплоть до взятия Берлина.

Благодаря тем же достоинствам БА-64 также использовался для отражения атак вражеской авиации на марше. Хотя вероятность сбить вражеский самолёт огнём из ДТ была очень невелика, но его защитное действие не подлежало сомнению — враг лишался свободы манёвра на малых высотах, где атака с воздуха наземных целей путём обстрела из бортовых пушек и пулемётов наиболее смертоносна. Поэтому зенитный огонь из БА-64 по вражеским самолётам способствовал значительному уменьшению потерь среди охраняемых им войск.

К концу Великой Отечественной войны в войсках оставалось 3314 бронеавтомобилей всех типов, в подавляющем большинстве — БА-64 обеих модификаций. После окончания войны уцелевшие БА-64 были вскоре списаны, служба БА-64Б в Советской Армии также оказалась сравнительно недолгой. В основном они использовались как учебно-боевые, по меньшей мере до 1953 года. Порой БА-64 использовались также для оперативной связи или, после установки мощной радиостанции, в роли передвижных командных пунктов. В роли учебных машин, использовавшихся для подготовки экипажей колёсных бронетранспортёров БТР-40 и БТР-152, БА-64 применялись ещё до середины 1950-х годов.

Другие страны

Польским войскам за годы войны был передан 81 БА-64, из которых к 16 июня 1945 года в строю оставалось 53 машины, все — модификации БА-64Б. В послевоенной польской армии БА-64 входили в состав танковых полков штата 5/25, имевших по одному бронеавтомобилю в составе штабного взвода. Также, часть БА-64 была сведена во взводы из трёх машин, приданные 1-й, 3-й, 8-й, 9-й и 14-й пехотным дивизиям, ведшим борьбу с силами УПА в южной и восточной Польше, но в феврале 1948 года эти взводы были расформированы. После реорганизации вооружённых сил в начале 1950-х годов, БА-64 использовались, прежде всего, в составе разведывательных батальонов дивизий, включавших по 5 бронеавтомобилей этого типа. В конце 1940-х годов, после сокращения численности вооружённых сил, большая часть польских БА-64 была снята с вооружения, но в 1951—1952 годах у СССР были приобретены ещё 55 БА-64Б, и на 31 декабря 1954 года в Народной армии Польши числилось 97 бронеавтомобилей этого типа.

Чехословацкий армейский корпус в 1943 году получил 10 БА-64Б, из которых была сформирована одна рота бронеавтомобилей. В незначительных количествах БА-64 применялись в годы войны и германскими войсками, как вермахтом, так и СС, в основном в полицейских и охранных частях. После войны некоторое количество БА-64 было передано ГДР, где они использовались в основном как полицейские машины.

БА-64-З (зимний) — фото экспериментального полугусеничного снегохода

 

Модификации

— БА-64 — первоначальная модель бронеавтомобиля с вращающейся башней с турельной установкой ДДТ на шасси ГАЗ-64.

— БА-64Б — модернизированный вариант бронеавтомобиля на шасси ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б.

— БАШ-646 — штабной вариант бронеавтомобиля с различными вариантами бронекорпуса.

— БА-64Д (Д — обозначение для ДШК) — модификация с 12,7-миллиметровым крупнокалиберным пулемётом ДШК. Иногда обозначается как БА-64К или БА-64ДШК.

— БА-64Е — бронетранспортёр для шестерых пехотинцев.

— БА-64В и БА-64Г (иногда называемые БА-64ЖД) — два варианта бронедрезины на базе БА-64, производства, соответственно, Выксунского металлургического завода и ГАЗа.

— БА-643 (иногда называемый БА-64СХ) — экспериментальный полугусеничный снегоход на базе БА-64.

БА-б4Г — с обычным шасси, но с реверсом и четырьмя роликами с ребордами

 

Тактико-технические характеристики БА-64

Компоновочная схема: классическая
Экипаж, чел.: 2
Производитель: Горьковский автомобильный завод
Годы производства: 1942—1945
Годы эксплуатации: 1942 — 1950-е
Количество выпущенных, шт.: 9110

Вес БА-64

— 2,36 тонн

Размеры БА-64

— Длина корпуса, мм: 3660
— Ширина корпуса, мм: 1530
— Высота, мм: 1900
— База, мм: 2100
— Колея, мм: 1240
— Клиренс, мм: 210

Броня БА-64

— Тип брони: стальная катаная
— Лоб корпуса (верх), мм/град.: 12 / 40°
— Лоб корпуса (середина), мм/град.: 6 / 84°
— Лоб корпуса (низ), мм/град.: 9 / 30—52°
— Борт корпуса (верх), мм/град.: 6—9 / 30°
— Борт корпуса (низ), мм/град.: 6—7 / 30°
— Корма корпуса (верх), мм/град.: 9 / 30°
— Корма корпуса (низ), мм/град.: 6 / 35°
— Днище, мм: 4
— Крыша корпуса, мм: 6
— Лоб башни, мм/град.: 9 / 30°
— Борт башни, мм/град.: 9 / 30°
— Корма башни, мм/град.: 9 / 30°
— Крыша башни, мм: открытая

Вооружение БА-64

— Прицелы: диоптрический
— Пулемёты: 1 × 7,62-мм ДТ-29

Двигатель БА-64

— Тип двигателя: рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
— Мощность двигателя, л. с.: 50

Скорость БА-64

— Скорость по шоссе, км/ч: 80
— Запас хода по шоссе, км: 560
— Удельная мощность, л. с./т: 21,2

— Колёсная формула: 4 × 4
— Тип подвески: на листовых рессорах и гидравлических амортизаторах
— Преодолеваемый подъём, град.: 36
— Преодолеваемая стенка, м: 0,25
— Преодолеваемый ров, м: 0,35
— Преодолеваемый брод, м: 0,9

 

Фото БА-64

Отреставрированный бронеавтомобиль БА-64

 


Добавить комментарий

oruzhie.info

легкий бронеавтомобиль – БА-64 » Военное обозрение

БА-64 – это легкий советский бронеавтомобиль периода Великой Отечественной войны. Он был разработан в июле-декабре 1941 года на базе полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64 с использованием как различных советских довоенных решений по полноприводным бронемашинам нового поколения, так и внимательного изучения трофейных немецких образцов. БА-64 стал первым в СССР серийным полноприводным бронеавтомобилем и остался единственным в данном классе, который был принят на вооружение армии в годы войны. Помимо этого он стал последним советским бронеавтомобилем классического типа. Всего с апреля 1942 года и до начала 1946 года советские заводы выпустили 9110 машин данного типа.

Бронеавтомобиль БА-64 достаточно активно использовался Красной Армией, начиная с лета 1942 года и до самого конца войны. Преимущественно данная машина использовалась в разведывательных целях, а также для непосредственной поддержки пехотных соединений на поле боя. После окончания войны, БА-64 выступал в основном в роли учебно-боевой машины и был снять с вооружения советской армии в первой половине 1950-х годов. Данный бронеавтомобиль также поставлялся ряду союзников СССР и в незначительных количествах применялся войсками КНДР в годы Корейской войны.


Новый бронеавтомобиль и внешне и по своим боевым возможностям существенно отличался от ранее производимых в СССР машин данного класса.
Автостроителям пришлось принять во внимание новые ТТХ к бронемашинам, которые возникли на основе вновь приобретенного боевого опыта. Новые бронеавтомобили предполагалось использовать для ведения командирской разведки, управления боем, сопровождения автоколонн и противовоздушной обороны танков во время марша, а также борьбы с авиадесантами противника. Помимо этого определенное влияние на конструкцию нового бронеавтомобиля оказало знакомство советских конструкторов с трофейными немецкими бронеавтомобилями Sd Kfz 221, которые были доставлены на Горьковский автозавод в сентябре 1941 года и были детально изучены.


За основу новой бронемашины было взято шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64, но с целым рядом усовершенствований. В частности было изменено расположение рычагов и рулевого управления, педалей, усилены рессоры, смонтированы амортизаторы от ГАЗ М-1, имеющие торсионный стабилизатор боковой устойчивости на задней подвеске. Помимо этого в машине появился новый бензобак, имеющий повышенный объем.

Несмотря на то, что конструкторам нового бронеавтомобиля Б. Т. Комаревскому, В. Ф. Самойлову, Ю. Н. Сорочкину и другим пришлось впервые в жизни заниматься проектированием бронекорпуса, они сумели учесть опыт своих предшественников и достаточно успешно справились с поставленным заданием. Все бронелисты нового бронеавтомобиля были расположены под рациональными углами наклона, что существенно повышало защищенность всего сварного корпуса от огня стрелкового оружия и осколков артиллерийских и минометных снарядов. В данном отношении новый бронеавтомобиль даже превосходил довоенные тяжелые бронеавтомобили, а также немецкие аналоги, хотя обладал при этом гораздо меньшей массой и гораздо более компактными размерами.

Но до предела «ужав» корпус машины, конструкторы вынуждены были проявить недюжинную изобретательность, для того чтобы рационально разместить в корпусе экипаж. Водитель бронеавтомобиля размешался по центру машины, непосредственно за ним на некотором возвышении находился командир, выполнявший также роль стрелка-пулеметчика. Некоторой доработке подверглась система вентиляции картера, охлаждения, питания,
электрооборудования (включая также фильтры радиопомех), усиленная задняя подвеска автомобиля. Достаточно важным фактором для использования в боевых условиях было то, что стандартный двигатель мог без особых проблем работать на низкосортных бензинах и маслах.


Работа над новой машиной шла достаточно быстро, и уже в конце ноября 1941 года было завершено создание первого бронекорпуса, а 9 января 1942 года первый бронеавтомобиль, получивший индекс БА-64, приступил к ходовым испытаниям. Поскольку в эти сроки на машине не успели смонтировать башню, пулемет ДТ был установлен на открытой турели в верхнем люке корпуса. Уже на следующий день после этого машина была продемонстрирована маршалу К. Е. Ворошилову. В Кремле показ БА-64 и нового легкого танка Т-70 состоялся 3 марта 1942 года. Через 2 недели, 14 марта было выпущено постановление ГКО о принятии данного бронеавтомобиля на вооружение РККА.

Первое время бронекорпуса для данных машин производились на Выксунском заводе дробильно-размольного оборудования, который бы переведен на производство военной продукции. Позднее корпуса начали делать на самом ГАЗе, применяя свое мощное штампово-прессовое хозяйство. К маю 1942 года 3 первых БА-64 приступили к государственным испытаниям, а уже летом серийные машины использовались в боевых действиях на Воронежском и Брянском фронтах, а также под Сталинградом.

БА-64 был первым из советских бронеавтомобилей, который мог похвастаться полным приводом на все колеса. Благодаря этому машина без особых проблем преодолевала на твердом грунте подъемы до 30 градусов, скользкие косогоры с уклоном до 18 градусов, а также броды глубиной до 0,9 м. БА-64 не только хорошо передвигался по песку и пашне, но и мог уверенно трогаться с данных грунтов после остановки. При массе в 2,36 тонны бронеавтомобиль мог развивать скорость до 80 км/ч.


Характерной особенностью корпуса БА-64 были большие свесы спереди и сзади, которые облегчали бронеавтомобилю преодоление ям, канав и воронок от снарядов. Живучесть машины на поле боя обеспечивали пулестойкие шины ГК (губчатая камера). Впервые в распоряжении водителя оказался сменный смотровой блок пуленепробиваемых стекол «триплекс» (от легкого танка Т-60). Еще 2 таких блока были установлены в боковые стенки башни, в которой размещался пулемет ДТ (боекомплект 1260 патронов). Пулемет имел возможность ведения кругового огня по наземным целям на дистанции до километра, а также воздушным целям на высоте до 500 метров. Несмотря на то, что на бронеавтомобиль просилось более мощное оружие, общая теснота машины свела на нет все попытки установки на БА-64 крупнокалиберных пулеметов СГ-43 или ДШК.

Корпус бронеавтомобиля изготавливался из катаных бронелистов толщиной от 4 до 15 мм. В верхнем лобовом листе находился небольшой по размерам люк прямоугольной формы, который использовался механиком-водителем. Комплект приборов в его распоряжении был минимальным. У водителя имелся лишь спидометр и аэрометр, а также сокращенный набор ЗИП. Единственный 7,62-мм пулемет ДТ располагался в восьмигранной баше, толщина стенок которой составляла 9 мм. Пулемет был прикреплен к тумбе, установленной на полу бронемашины. Для того чтобы обеспечить пулемету максимальные углы наклона (по вертикали до 75 градусов), а также большего удобства при его обслуживании башня БА-64 не имела крыши. В боевой обстановке она прикрывалась специальной противогранатной сеткой, ровно также, как это было реализовано на немецком Sd.Kfz.221\222. Боекомплект к пулемету, состоящий из 20 дисков, располагался в боевом отделении. Часть машин (за годы войны 41,5% получили рации) была оборудована приёмо-передающими радиостанциями 12-РП или РБ-64

Поступив на вооружение Красной Армии, бронеавтомобили БА-64 направлялись в основном в состав танковых подразделений. По штатам того времени управление танкового корпуса должно было иметь 5 БА-64, по 3 и 17 легких бронеавтомобилей должны были находиться в распоряжении танковых и мотострелковых бригад. В это же время недавно сформированные мотоциклетные полки должны были получить по 10 БА-64, а количество бронеавтомобилей в составе отдельных разведывательных батальонов (орб) должно было составлять 12 единиц.


БА-64Б

Одним из главных недостатков легкого бронеавтомобиля БА-64 была его недостаточная боковая устойчивость, что было обусловлено достаточно узкой колесной базой ГАЗ-64 в сочетании с высоко расположенным центром тяжести БА-64. Именно поэтому расширение колее бронеавтомобиля стало очевидно для конструкторов машины еще во время проведения испытаний весной 1942 года. Но для достижения как можно скорейшего выпуска бронеавтомобиля было принято решение отложить решение данного вопроса на более поздний срок. Перестройка налаженного производства агрегатов шасси на заводе в это время была неуместна, к тому же ГАЗ и так был полностью загружен освоением выпуска новых образцов боевой техники, в том числе и легкого танка Т-70.

Несмотря на это с 31 августа 1942 года на заводе по инициативе местного КБ инженеры приступили к работам над созданием новой модификации БА-64Б, которая должна была отличаться новой расширенной колеей. Уже 26 сентября на утверждение в ГАБТУ был передан план дельнейшей модернизации машины, а также проведения серии испытаний. Первый прототип новой машины был выпущен в октябре 1942 года и уже к концу этого месяца перешел к испытаниям.

Улучшенная модель бронеавтомобиля под обозначением БА-64Б была запущена в серийное производство в 1943 году. В качестве базы для данной версии применялся советский армейский вездеход ГАЗ-67Б, обладающей большей колесной колеей. Данные меры позволили улучшить боковую устойчивость машины, особенно в сравнении с базовым вариантом. На БА-64Б турельная установка с пулемётом ДТ была заменена на башню. Серийный выпуск данной версии бронеавтомобиля продолжался до 1946 года.

Использованы источники:
www.opoccuu.com/ba-64.htm
www.armor.kiev.ua/Tanks/WWII/BA64/BA64.php
www.weapons-of-war.ucoz.ru/publ/ba_64/40-1-0-406

topwar.ru

Рассказы об оружии. Бронеавтомобиль БА-64Б » Военное обозрение

БА-64 — советский лёгкий бронеавтомобиль периода Второй мировой войны.


Был создан в июле — декабре 1941 года на шасси полноприводного легкового автомобиля ГАЗ-64 с использованием как довоенных советских наработок по полноприводным бронеавтомобилям нового поколения, так и с использованием опыта, полученного при изучении трофейных германских бронеавтомобилей, как, например, захваченный под Москвой Sd.Kfz.221.

БА-64 стал первым советским серийным полноприводным бронеавтомобилем, остался единственной машиной этого класса, принятой на вооружение в СССР в годы войны, а также стал последним советским бронеавтомобилем классического типа.

Всего в ходе серийного производства БА-64, с апреля 1942 по начало 1946 года, было выпущено 9110 бронеавтомобилей этого типа.

БА-64 активно использовались советскими войсками с лета 1942 года и вплоть до конца войны, преимущественно в роли разведывательных машин, но также и для непосредственной поддержки пехоты в городских условиях. Этому весьма способствовала удачная конструкция пулеметной установки, позволявшая вести огонь с хода по крышам и верхним этажам домов.

После войны БА-64 использовались в основном в качестве учебно-боевых машин и были сняты с вооружения Советской Армии в первой половине 1950-х годов. БА-64 также поставлялись ряду союзных СССР стран и в незначительных масштабах использовались армией КНДР в Корейской войне.

ТТХ:
Тип двигателя: рядный 4‑цилиндровый карбюраторный жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. — 50
Скорость по шоссе, км/ч — 80
Запас хода по шоссе, км — 560
Тип подвески — на листовых рессорах и гидравлических амортизаторах
Преодолеваемый подъём, град. — 36
Преодолеваемая стенка, м — 0,25
Преодолеваемый ров, м — 0,35
Преодолеваемый брод, м — 0,9

К началу Великой Отечественной войны единственным находящимся в производстве лёгким бронеавтомобилем в СССР являлся БА-20М.

Созданный в середине 1930-х годов на базе легкового автомобиля ГАЗ-М-1, БА-20 к 1941 году успел устареть: его заднеприводное шасси не обеспечивало достаточной проходимости на пересечённой местности, а броня, защищавшая только от небронебойных пуль, не отвечала возросшим требованиям по защищённости.

С 1941 года, в связи с сокращением производства ГАЗ-М-1 и переходом к выпуску нового полноприводного автомобиля ГАЗ-64, было решено перевести лёгкий бронеавтомобиль на базу последнего.

Производство БА-64 было развёрнуто на ГАЗе в апреле 1942 года, первые серийные бронеавтомобили были собраны уже в том же месяце, однако в тот период они не были приняты военной приёмкой из-за отсутствия пулестойких шин типа «ГК». Тем не менее, первые 35 БА-64 были приняты военными уже в начале мая.

Одной из главных проблем БА-64 выявилась недостаточная боковая устойчивость, обусловленная узкой для машины такого класса колеёй базового ГАЗ-64 в сочетании со сравнительно высоким центром тяжести бронеавтомобиля.

В августе 1942 года по инициативе конструкторского бюро были начаты работы по созданию модификации БА-64 с расширенной колеёй, а 26 сентября были переданы ГАБТУ на утверждение план коренной модернизации бронеавтомобиля и программа его испытаний.

Улучшенная модель БА-64Б была запущена в серийное производство в 1943 году. В качестве базы для неё использовался лёгкий армейский вездеход ГАЗ-67Б с более широкой колеёй. Это улучшило боковую устойчивость по сравнению с исходным вариантом БА-64. Турельная установка пулемёта ДТ была заменена на башенную. Серийный выпуск БА-64Б продолжался до 1946 года включительно.

Модификации:
БА-64 — первоначальная модель бронеавтомобиля с вращающейся башней с турельной установкой ДДТ на шасси ГАЗ-64.
БА-64Б — модернизированный вариант бронеавтомобиля на шасси ГАЗ-67 и ГАЗ-67Б.
БАШ-646 — штабной вариант бронеавтомобиля с различными вариантами бронекорпуса.


БА-64Д (Д — обозначение для ДШК) — модификация с 12,7-миллиметровым крупнокалиберным пулемётом ДШК. Иногда обозначается как БА-64К или БА-64ДШК.
БА-64Е — бронетранспортёр для шестерых пехотинцев.
БА-64В и БА-64Г (иногда называемые БА-64ЖД) — два варианта бронедрезины на базе БА-64, производства Выксунского металлургического завода и ГАЗа.
БА-643 (иногда называемый БА-64СХ) — экспериментальный полугусеничный снегоход на базе БА-64.

БА-64 имел противопульную броневую защиту. Броневой корпус БА-64 собирался при помощи сварки из катаных листов броневой стали толщиной, на машинах ранних выпусков, 4, 6, 9 и 12 мм, на всех последующих — 4, 6, 7, 9 и 15 мм.

В поперечном разрезе корпус имел шестигранную форму, все его поверхности размещались под углами не менее 30° к вертикали. Лобовая часть корпуса имела ступенчатую форму и на БА-64 была толщиной 12, на машинах поздних выпусков — 15 мм, размещавшимся под углом в 40° к вертикали.

Нижняя часть борта корпуса выполнялась из расположенных под наклоном в 30° бронелистов толщиной 9 мм, на машинах поздних выпусков — 7 мм. Верхние бортовые листы также располагались под наклоном в 30° и имели толщину 6 мм в районе моторного отделения и 9 мм — в районе отделения управления и боевого отделения.

Корма корпуса состояла из 9-мм верхнего листа, расположенного под наклоном в 30°, и 6-мм нижнего, имевшего угол наклона в 35°. Днище и крыша корпуса имели толщину, соответственно, 4 и 6 мм.

Такой уровень бронирования обеспечивал машине защиту от винтовочных обычных 7,62-мм пуль — со всех дистанций, бронебойных — только для отделения управления и боевого отделения. От 12,7-мм обычных пуль верхний лобовой лист защищал на всех дистанциях, тогда как остальные лобовые листы — лишь на дистанциях более 500 м. От бронебойных же 12,7-мм пуль защищал только верхний лобовой лист, и лишь на дистанциях более 800 м.[31]

На БА-64Б толщина нижнего листа была увеличена до 11 мм, до 7 мм — толщина жалюзи воздухозаборника, до 8 мм — крышка воздухозаборника в крыше моторного отделения, до 11 мм — нижнего кормового бронелиста, тогда как толщина верхнего была напротив, уменьшена до 11 мм.

Помимо этого, корпус БА-64Б выполнялся из броневой стали марки 77, отличавшейся большей пулестойкостью.

Посадка и высадка экипажа на всех модификациях осуществлялась через дверцы отделения управления, помимо этого, командир мог осуществлять её через верх башни.

Башня бронеавтомобиля имела восьмигранную в плане форму в виде усечённой пирамиды, открытой сверху. Стенки башни располагались под наклоном в 30° и имели на машинах ранних выпусков толщину в 9 мм, на последующих машинах — 10 мм.

Башня размещалась на поворотной колонке, опиравшейся на пол боевого отделения, на машинах ранних выпусков связи с крышей корпуса она не имела, но на машинах поздних выпусков для увеличения устойчивости в башне были добавлены четыре ролика, опиравшихся на крышу.

Поворот башни осуществлялся вручную, толканием связывавшей её с опорной колонкой дуги. Для фиксации в нужном положении, башня снабжалась ручным тормозом-зажимом. Верх башни на машинах ранних выпусков мог прикрываться откидными металлическими сетками, позднее устранёнными, а также брезентовым тентом для защиты от непогоды. Помимо этого, высота башни на машинах поздних выпусков была увеличена с 275 до 290 мм.

Основным вооружением БА-64 являлся 7,62-мм пулемёт ДТ-29. Начальная скорость при стрельбе лёгкой пулей составляла 840 м/с, а темп стрельбы — 600 выстрелов в минуту, при боевой скорострельности до 100 выстрелов в минуту.

Пулемёт устанавливался в лобовой части башни на турельной установке, позволявшей его вертикальную наводку в пределах от −36 до +54°. По наземным целям пулемёт вёл огонь через вертикальную амбразуру, горизонтальное наведение при этом, за исключением узкого сектора, обеспечиваемого амбразурой, осуществлялось поворотом башни. Для стрельбы по воздушным целям турельная установка могла при помощи маховика подниматься за верхний обрез башни, что позволяло её свободное вращение. Также пулемёт мог сниматься для использования вне машины, для чего он снабжался съёмными сошками.

Для наведения пулемёта при стрельбе по наземным целям использовался стандартный диоптрический прицел, позволявший прицельную стрельбу на фиксированные дистанции 400 м, 600 м, 800 и 1000 м. Максимальная прицельная дальность — 1500 м. При стрельбе по воздушным целям применялся кольцевой прицел, максимальная досягаемость пулемёта по высоте составляла 500 м.

Боекомплект пулемёта составлял 1260 патронов в 20 дисковых магазинах по 63 патрона, на оборудованных радиостанцией машинах он сокращался до 17 магазинов или 1071 патрона. Помимо пулемёта, для ближней обороны БА-64 комплектовался 6 осколочными гранатами Ф-1, а также личным оружием экипажа, таким как пистолеты-пулемёты.

Средства наблюдения за местностью для механика-водителя на БА-64 ограничивались размещённым в верхнем лобовом бронелисте смотровым люком, в котором для наблюдения в боевых условиях был установлен перископический зеркальный смотровой прибор с триплексным защитным стеклом и внутренней броневой задвижкой, аналогичный установленному на лёгком танке Т-60 и обеспечивавший обзор лишь лобового сектора.


Если честно, непонятно, как водитель вообще хоть что-то видел в эту амбразурку. А если дождь или грязь, то еще и стеклоочиститель механический. С ручным приводом.

На БА-64Б к этому добавились два расположенных в верхних бортовых листах отделения управления смотровых лючка с броневыми заслонками. Командир машины мог вести наблюдение через открытый верх башни, либо через амбразуру пулемёта; помимо этого, в бортовых листах башни размещались две смотровые щели с броневыми заслонками, броневыми козырьками и защитным триплексным стеклом.

На БА-64Б устанавливалась радиостанция 12РП или 12РПБ, отличавшаяся от первой наличием короткой антенны танкового типа и шлемофона вместо телефонной трубки, что повышало эффективность связи. Оба варианта 12РП обеспечивали дальность связи с места в 8—15 км, в зависимости от условий местности, в телефонном и до 30 — в телеграфном; в движении дальность связи сокращалась до 4 км, причём работа радиостанции на ходу на практике была возможна лишь для 12РПБ.

Первые БА-64 начали поступать в войска в мае 1942 года и уже летом того же года они приняли участие в боевых действиях на Брянском и Воронежском фронтах.

Основными недостатками БА-64 в бою являлись его недостаточная огневая мощь, а также затруднительность эвакуации из подбитой и загоревшейся машины, что могло стоить жизни экипажу. Вместе с тем, подвижный, маневренный и обладавший сравнительно высокой проходимостью бронеавтомобиль хорошо проявил себя в разведывательных рейдах, десантных операциях и даже при сопровождении и огневой поддержке пехоты.

Особенно эффективными БА-64 оказались при штурме городов, благодаря большому углу возвышения оружия, позволявшему вести огонь по верхним этажам зданий в уличных боях, что для большинства других образцов бронетехники было недоступно. В этой роли они широко использовались в наступательных операциях завершающего периода войны, вплоть до взятия Берлина.

Благодаря тем же достоинствам БА-64 также использовался для отражения атак вражеской авиации на марше. Хотя вероятность сбить вражеский самолёт огнём из ДТ была очень невелика, но его защитное действие не подлежало сомнению — враг лишался свободы манёвра на малых высотах, где атака с воздуха наземных целей путём обстрела из бортовых пушек и пулемётов наиболее смертоносна. Поэтому зенитный огонь из БА-64 по вражеским самолётам способствовал значительному уменьшению потерь среди охраняемых им войск.

К концу Великой Отечественной войны в войсках оставалось 3314 бронеавтомобилей всех типов, в подавляющем большинстве — БА-64 обеих модификаций. После окончания войны уцелевшие БА-64 были вскоре списаны, служба БА-64Б в Советской Армии также оказалась сравнительно недолгой. В основном они использовались как учебно-боевые, по меньшей мере до 1953 года.

Источники:
Никонов В. Д., Протасов А. В. Бронированные колёсные машины 1914—1990.
Прочко Е. М. Бронеавтомобиль БА-64.
Коломиец М. В. Броня на колёсах. История советского бронеавтомобиля 1925—1945 гг.

topwar.ru

БА 64 — броневик Второй Мировой, чертежи и модификации бронеавтомобиля, особенности конструкции и причины создания, какое вооружение и ТТХ

Советский Союз является одной из немногих стран, которые всесторонне занимались развитием бронированных машин. Боевой опыт Первой Мировой и Гражданской войны наглядно показал, какими преимуществами обладают войска, имеющие в своем распоряжении бронированную технику. Молодая страна, испытывая огромные экономические трудности, стремилась создать боеспособные вооруженные силы, в структуре которых бронированным автомобилям отводилось особое место. Несмотря на то, что первые броневики были далеки от совершенства, эти машины прижились в войсках. К броневикам относились с почтением и уважением. В отсутствие эффективных средств противотанковой обороны броневики уверенно себя чувствовали на поле боя.

Броневик Первой мировой

Сначала на вооружении Красной Армии стояли модели отечественного и иностранного производства, в большинстве случаев это были трофейные машины, захваченные у белогвардейских частей. Уже позже Советское правительство, Реввоенсовет и Высшее командование РККА предприняли многократные попытки организовать и наладить серийное производство бронеавтомобилей. На протяжении последующих 20 лет СССР массово строил броневики для нужд собственной армии. К началу Второй Мировой войны РККА располагала едва ли не самым крупным парком машин этого класса.

ФАИ

Несмотря на большое количество выпущенной техники, в Советском Союзе так и не удалось создать полноценный бронеавтомобиль. Основная масса подобной техники была представлена устаревшими машинами ФАИ и БА-20. Эти модели не отличались высокими боевыми характеристиками. Начало Великой Отечественной войны показало насколько оказались несовершенными и устаревшими советские броневики. Слабая проходимость в полевых условиях и малый запас хода были серьезными недостатками советской колесной бронетехники. Только появление в 1942 году бронеавтомобиля БА 64 принесло качественные изменения для этих средств вооружения.

БА-64 зимой

В этой машине полностью реализовалась концепция бронеавтомобиля, как легкого, высокомобильного бронированного транспортного средства, используемого для обнаружения противника и его уничтожения посредством бортового вооружения.

Броня на колесах — вынужденное рождение

Еще в годы Первой Мировой войны военные противоборствующих сторон пытались использовать автомобиль в военно-тактических целях. Помимо обычной перевозки грузов и личного состава, автомобиль после незначительной модернизации превращался в легкобронированное транспортное средство. Установив на бронированную автомобильную платформу один-два пулемета можно было получить достаточно дешевое и эффективное средство огневой поддержки пехоты. Помимо этого, защищенный легкой броней автомобиль мог успешно использоваться в качестве передвижной защищенной огневой точкой в полосе фронта. В отличие от танка – бронеавтомобили имели куда более простую конструкцию. Создать бронированный автомобиль можно было и во фронтовых условиях. Для этого не требовалось особых технологий и заводских мощностей.

Броневик

Уже в ходе военных действий на Западном фронте стали появляться полноценные бронированные автомобили. Простота и легкость конструкции этих машин, небольшие затраты, позволили многим странам быстро наладить массовый выпуск броневиков. Армейские части получили в свои руки удобное и эффективное боевое средство, способное усилить своим присутствием любое пехотное подразделение. Эти машины стали включаться в состав пехотных и кавалерийских подразделений. В некоторых странах стали появляться отдельные бронедивизионы, представляя собой ударные части. В России история появления и последующего боевого применения бронеавтомобилей тесно связана с периодом Гражданской войны. Именно броневики являлись на тот период единственным бронированным огневым средством, которым располагали противоборствующие стороны.

Во время боевых действий появление на поле боя броневика могло в один момент изменить соотношение сил сторон. Бронеавтомобиль обладал той огневой мощью, которая могла быть эффективно использована для ведения успешной обороны или для проведения атакующих действий. Однако развитие военной техники, появление на вооружении танков и моторизация пехоты, внесли изменения в доктрину ведения войны. Для поддержки пехоты на поле боя иногда требовался быстрый, маневренный бронированный автомобиль, обладающий достаточной огневой мощью. Такие машины могли быть использованы для проведения разведывательных и диверсионных действий. Однако если с танками ситуация была более-менее понятной, и Советский Союз сумел добиться в этой области значительных успехов, с бронеавтомобилями положение дел обстояло не лучшим образом.

Д-8

Созданные советским конструкторами броневики не отвечали тем требованиями, которые предъявлялись к ним военными. Сказывалась слабость отечественной автомобильной промышленности. В то время бронеавтомобили создавались на базе гражданских автомобилей, которые по своим ходовым качествам и техническим характеристикам слабо подходили для использования в боевых условиях. В СССР отсутствовал такой автомобиль, который бы мог стать надежной базой для создания боевой бронированной машины. Только с началом выпуска Горьковским автозаводом первого советского джипа, машины ГАЗ-64, перед советскими конструкторами открылись новые технические возможности для создания нового броневика. Итогом кропотливой работы стала бронированная машина БА 64 – полноприводной бронеавтомобиль, созданный советскими конструкторами Горьковского автозавода под руководством В. А. Грачёва.

БА-64 на заводе

Конструкция броневика оказалась настолько удачной, что уже в мае 1942 года Государственным Комитетом Обороны было принято решение о принятии машины на вооружение РККА.

Рождение бронеавтомобиля БА 64

Советская автомобильная промышленность встретила Великую Отечественную войну, выпуская два основных автомобиля, грузовые ГАЗ-АА и ЗИС-5 и легковые ГАЗ А, ГАЗ-М1 «Эмка», ЗИС-101 и ГАЗ -61. Если грузовые автомобили еще могли справляться с возложенными на них боевыми задачами, то легковые машины, которые пытались приспособить для создания бронеавтомобилей, совершенно не отвечали поставленным требованиям.

БА-20

На базе шасси автомобилей ГАЗ-А перед войной создавались броневики Д-8. «Эмка» использовалась в качестве базы для выпуска легкого пулеметного бронеавтомобиля БА-20. С этой бронетехникой Красная Армия сражалась в Финской компании 1939-40 гг. и во время боевых действий на реке Халкин-Гол. Эти машины имели недостаточно мощный мотор. Низкая колесная база, задний привод и малый технологический ресурс не обеспечивали бронированным машинам необходимую в полевых условиях проходимость и маневренность. Эти недостатки оказались роковыми для советских бронеавтомобилей, создававшихся на базе гражданских моделей автомобилей. Практически весь парк советских броневиков был потерян в первые месяцы Великой Отечественной войны. Красная армия нуждалась в современном и полноценном бронеавтомобиле, который смог бы преодолевать непроходимые дороги в условиях дорожной распутицы, имел большой запас хода и обладал необходимыми огневыми и оборонительными возможностями.

Схема

Реализовать концепцию полноприводного бронеавтомобиля с хорошим запасом хода и высокой проходимостью удалось в конструкции БА 64. Изучая чертежи броневика, можно сделать вывод, что в данном случае конструкторы не просто навесили на раму легкового автомобиля новый каркас и бронированные листы. Изменилась сама концепция конструирования бронемашины. К тому же колесная база, взятая от автомобиля ГАЗ-64, имела все отличительные черты вездехода. Это в первую очередь касалось переднего и заднего привода, высокого клиренса и усиленной подвески.

На заметку: Интересна история создания самого автомобиля ГАЗ-64. От начала разработки и компоновки машины, от первых чертежей изделия до первого выезда автомобиля из заводских ворот, прошло всего полтора месяца. Сложные и длительные заводские и войсковые испытания машины продолжались до лета 1941 года. Только начало Великой Отечественной войны ускорило приемку машины. В августе 1941 года машина была запущена в серию.

ГАЗ-64

Конструкция нового бронеавтомобиля БА-64

Советские конструкторы разработкой и созданием нового броневика для нужд Красной Армии занимались полгода. Работы над созданием бронеавтомобиля нового типа велись еще до запуска в серию автомобиля ГАЗ-64 в инициативном порядке. Спустя шесть месяцев, 10 января 1942 года первый опытный образец был представлен члену ГКО маршалу К.Е. Ворошилову. Далее последовали доводки конструкции в плане усиления ходовой части и совершенствование моторной базы. В конструкторском отделе Горьковского завода велись работы над системами связи и вооружения новой бронемашины.

В разгар кровопролитных боев на советско-германском фронте летом 1942 года машина была принята на вооружение. Первая партия новых бронеавтомобилей БА-64, выпущенных на заводе в Горьком до запуска в серию, для обкатки в боевых условиях поступила в распоряжение частей Брянского и Воронежского фронтов.

На фронте

В отличие от традиционных для Красной Армии бронированных колесных машин старой постройки, новая машина представляла собой изделие нового поколения. Это было легкобронированное транспортное средство, имеющее колесную формулу 4х4.

Основные ходовые и технические характеристики новой бронемашины были следующими:

  • боевая масса – 2,36 тонны;
  • длина машины составляла 3,66 м.;
  • высота — 1,9 м.;
  • высота дородного просвета (клиренс) — 210 мм;
  • мощность двигателя составляла 50 л/с;
  • скорость хода по шоссе – 80 км/ч;
  • запас хода – 560 км.

Следует отметить тот факт, что на бронеавтомобиле впервые были применены листовые рессоры и гидравлические амортизаторы. Это новшество существенно повысило проходимость машины в условиях бездорожья. Машина могла преодолевать подъемы до 400, ров глубиной до 0,35 м. и пересекать водные преграды в брод при глубине не более 0,9 м. Приятно радовал военных огромный запас хода, которым обладал новый броневик.

В цвете

Бронезащита на БА-64 создавалась путем сварки катанных бронелистов. На этом бронеавтомобиле не было ни одной заклепки на корпусе. Все основные элементы бронекорпуса имели сварочное соединение. Главным преимуществом бронемашины являлись удачные углы наклона броневых листов. Толщина брони в 4-15 мм. обеспечивала надежную защиту экипажа и основных узлов и агрегатов броневика от автоматного и пулеметного огня. На крыше устанавливалась башня, в которой стоял 7,62 мм пулемет ДТ-29. Угол наклона пулемета позволял вести огонь, как по наземным целям, так и по воздушным.

Экипаж бронеавтомобиля состоял из 2 человек — водителя и командира, который выполнял функции стрелка и наблюдателя.

Модификации

В дальнейшем конструкция бронеавтомобиля несколько раз подвергалась модернизации, результатами которой становились новые модификации бронемашины. Всего за годы войны было выпущено 9110 штук в 4-х модификациях. Бронеавтомобиль БА-64 прошел всю войну, оставаясь основным бронеавтомобилем в советских войсках. Удачная машина продолжала оставаться на вооружении Советской Армии и Пограничных войск СССР до 1950 года, когда на смену ей стали поступать первый колесные бронетранспортеры и боевые разведывательные машины (БРМ).

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

warways.ru

Лёгкий бронеавтомобиль БА-64 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Советский лёгкий полноприводной бронеавтомобиль БА-64 на базе ГАЗ-64. История создания, особенности конструкции, опыт боевого применения»


Лёгкий бронеавтомобиль БА-64

Проектирование бронеавтомобиля БА-64 началось 17 июля 1941 года, осенью собрали прототип, а в январе 1942 года начали предварительные испытания. В марте 1942 года, после внесения доработок в конструкцию, бронеавтомобиль БА-64 был принят на вооружение и запущен в производство. В качестве базы для броневика использовался автомобиль ГАЗ-64.

БА-64 во многом был первым, по своему, броневиком «нового поколения», выгодно отличавшийся от устаревших ФАИ и БА-20. Был первым советским бронеавтомобилем с колесной формулой 4х4 и бронестёклами. Благодаря мощному двигателю он отличался очень хорошей проходимостью, преодолевал броды до 0,9 м, а также различные ямы и траншеи («съезжая» по их краям, пользуясь особыми «обтекаемыми» формами корпуса).

Корпус броневика сваривался из катаных броневых листов, которым были приданы рациональные углы наклона. Граненая башня машины была не вращающейся, открытой сверху и прикручивалась к корпусу болтами. В амбразуре башни размещался пулемет ДТ,  из которого можно было вести огонь как по наземным, так и по воздушным целям.

Бронеавтомобиль БА-64 имел пулестойкие шины.

Чертеж бронеавтомобиля БА-64

Основные модификации бронеавтомобиля БА-64

БА-64 (1942 г.) — в качестве базы использовался ГАЗ-64 с шириной колеи 1240 мм.

БА-64Б (1943 г.) — в качестве базы использовался ГАЗ-67 с шириной колеи 1446 мм. Позднее под этим же индексом планировалось выпускать штабной вариант (без башни), а также безрамный вариант — отдельных наименований эти модификации не имели.

БА-64Б/Г (Выксинского  и Горьковского завода) — бронеавтомобиль с возможностью железнодорожного хода. Первый вариант предполагал металлические колеса с ребордами (т.е. только ЖД вариант), второй был смешанный, включающий кроме обычных автомобильных колес, ещё и 4 опускаемых и поднимаемых ролика с ребордами, спереди и сзади машины, удерживавшими ее на рельсах. Серийно не строился ни один.

БА-64З (январь 1943 г.) — зимний вариант  с цепным лыжно-гусеничным движителем вместо задних колес. На снегу чувствовал себя прекрасно, однако имел малый запас хода и на вооружение его не приняли.

БА-64Е (март 1943 г.) — десантный, безбашенный вариант бронеавтомобиля с проделанными в корме дверьми для посадки и высадки десанта. Вмещал всего до 4-х бойцов, не имел вооружения, испытаний не прошел. Построено 11 машин.

Характеристики лёгкого бронеавтомобиля БА-64

Страна:СССР
Тип:Лёгкий бронеавтомобиль (4×4)
Дата выпуска:1942 г.
Длинна:3,66 м
Ширина:1,53 м
Высота:1,9 м
Броня, лоб:6-12 мм
Броня, борт:6—9 мм
Броня, башня:9 мм
Экипаж:2 чел.
Двигатель:ГАЗ-ММ, 50 л.с.
Дальность хода:80 км/ч
Максимальная скорость:560 км
Масса:2360 кг
Вооружение:1× 7,62-мм пулемет ДТ

Применение и дальнейшая эксплуатация бронеавтомобиля БА-64

Производство БА-64, а позднее БА-64Б продолжалось до 1946 года, за это время было выпущено 9110 броневиков (3901 — БА-64, 5209 — БА-64Б).

Стоит отметить, что при общих недостатках (слабое вооружение, тесное боевое отделение), машина все-таки заслужила ни мало лестных эпитетов от бойцов во время Великой Отечественной войны. БА-64 был универсальной бронемашиной, успешно применяемый и как разведчик и как машина поддержки огнем, и как машина сопровождения автоколонн. Сам тот факт, что этот бронеавтомобиль прошел всю войну (чего, например, нельзя сказать даже о легких танках), участвовал в штурме Берлина и оставался на вооружении даже после окончания войны, говорит исключительно в её пользу.

БА-64 поставлялись в страны Варшавского Договора, Китай и Северную Корею. В ГДР выпускался свой вариант этого бронеавтомобиля под маркой SK-1 (увеличенный корпус, измененная ходовая). На вооружении Советской Армии машины оставались до 1953 года, но уже в качестве учебных.


Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

armedman.ru

БА-64, Броневик Второй Мировой Войны, Описание и Технические Характеристики ТТХ Машины, Чертежи Бронеавтомобиля

БА-64 выпускался во время Второй мировой войны. Относится к классу легковых бронеавтомобилей. В основе транспорта лежит шасси ГАЗ-64 и технологические решения немецких броневиков, доставшихся нашей стране в качестве трофеев.

БА-64 помогал солдатам в разведовательных операциях и поддерживал пехоту при наступлении. Также мог преследовать противника по бездорожью. Когда война закончилась, бронетранспортёр использовали в образовательных учреждениях. С вооружения техника снята в 1946 году. Осуществлялся экспорт в союзные государства.

История создания броневика БА-64

17 июля 1941 года руководство горьковского автомобильного завода поручило конструкторскому бюро начать проектировать новый легковой бронеавтомобиль. Руководителем назначили В.А. Грачёва. Конструкторы планировали перенести БА-20 на новое шасси. От идеи отказались, так как бронезащита старого транспорта не соответствовала современным требованиям. Новый проект разрабатывали с оглядкой на предвоенные опытные образцы, а также на чертежи трофейного германского броневика.

Первоначальное наименование — 64-Б. Руководство поставило задачу разработать короткий автомобиль, чтобы длина корпуса минимально выступала за пределы рамы. Это привело к сжатию внутреннего оснащения. Лёгкую машину с высокой проходимостью планировали использовать во многих как защитных, так и наступательных операциях. Инновацией в разработке стало введение резкой дифференциации бронезащиты.

Корпусу присвоили название ГАЗ-125. Его разработкой занимались лучшие инженеры горьковского предприятия. В середине октября конструкторы представили два вида компоновки. После этого занялись адаптацией шасси ГАЗ-64 под броневой автомобиль. Комплектующие сначала получили индекс 64-Е, а затем 64-Ж. Готовый корпус продемонстрировали в конце ноября 41-го года.

Первый прототип собрали в начале января 1942 года. В этот же день техника провела свой первый заезд. По ходу него обнаружили единственный недостаток — низкую прочность подвески. В течение следующих суток изъян устранили, после чего продемонстрировали готовый образец военному руководству.

Испытания транспорта длились до середины февраля. Ушло много времени на доработку подвески, так как при каждом испытании она выходила из строя. 17 февраля прошла генеральная демонстрация в Москве, на которой технике присвоили окончательное название — БА-64. 14 марта вышло постановление о принятии бронемашины на вооружение.

Конструкция БА-64

Корпус и башня

Противопульная защита сделана по дифференцированному типу. Для сборки бронекорпуса использовали катаные листы броневой стали. Между собой их соединяли посредством сварки. Толщина листов зависит от места расположения и года выпуска машины. Все части имеют наклон не менее 30 градусов.

Различный наклон листов сделан не просто так. Эта особенность конструкции обеспечивала повышенный уровень безопасности от винтовочных и бронебойных пуль на различных дистанциях. В улучшенной модификации с индексом «Б» использовалась сталь марки 77. Это позволило улучшить пулестойкость. В нижних листах расположили два люка, с помощью которых проходила загрузка и выгрузка экипажа. Капитан для этого также мог использовать башню.

Башня — усечённая пирамида с восемью гранями. Угол наклона стенок — 30 градусов. Толщина листов на первых моделях — 9 миллиметров, в будущем увеличена до 10 миллиметров. Поворотная колонка обеспечивала вращение башни. На экземплярах последних лет к крыше крепили ролики опоры для улучшения устойчивости башни. Капитан мог зафиксировать положение с помощью ручного зажима. Верхняя часть открытая. В комплектацию входил надевающийся тент для защиты от дождя.

Вооружение

Основное орудие — пулемёт ДТ-29. Вертикальная наводка обеспечивалась за счёт турельной установки. Для горизонтального прицеливания приходилось поворачивать всю башню. При ведении огня стрелка защищал лобовой броневой лист, в котором проделана амбразура для орудия. Из неё пулемёт можно вынимать для стрельбы по воздушным целям. Существует возможность полного снятия вооружения для использования за пределами транспорта.

Диоптический прицел позволял поражать наземные цели на расстоянии до 1 500 метров. Прицельный механизм имеет несколько режимов настроек, каждый из которых соответствует определённой огневой дистанции. Наводка на воздушные цели осуществлялась с помощью кольцевого прицельного механизма. Максимальная дистанция поражения по воздуху — 500 метров. К дополнительному вооружению относятся гранаты Ф-1 и орудие членов экипажа.

Наблюдение и связь

Лобовой лист оснастили люком, через который водитель мог просматривать местность. Специальный смотровой прибор использовался им же для обзора в ходе боевых операций. Триплексное защитное стекло выдерживало пулевое попадание. Также предусмотрена броневая задвижка. В модификации 64Б для водителя предусмотрели лючки с броневыми задвижками. Благодаря ним он получил обзор боковых сторон.

Капитан состава осматривал местность через открытый верх башни или амбразуру для пулемёта. По бокам башни есть щели, защищённые триплексным стеклом и заслонками. В 64Б триплексные стекла заменили на зеркальные перископические устройства.

Большинство экземпляров не имели средств связи. Некоторые машины получили радиостанции РБ-64-142200 или 12РП. БА-64Б качество связи улучшили за счёт установки радиостанции 12РПБ. Дальность связи во время стоянки — 8-15 километров (зависит от условий местности), во время движения — до 4 километров.

Моторно-трансмиссионный отсек

Под капотом находился карбюраторный двигатель ГАЗ-ММ, имевший четыре цилиндра. Охлаждение осуществлялось жидкостной системой. При 2,8 тысячах оборотах достигалась максимальная мощность — 50 лошадиных сил. Переделка силовой установки позволила использовать низкосортные бензин и масло (в случае необходимости). Объём топливного бака — 90 литров. Для модификации 64Б усовершенствовали конструкцию карбюратора и мотора. Мощность повысили до 54 лошадиных сил при том же количестве оборотов.

Сцепление сухого типа состояло из одного диска. МКПП имела четыре передние и одну заднюю скорости. Машину БА-64 оснастили раздаткой с одной ступенью. С помощью неё деактивировался передний мост. Мосты соединили с раздаткой с помощью двух карданных валов. Вторая мировая война требовала простую и надёжную конструкцию трансмиссии, с чем инженеры и справились. В начале 1943 года в устройство добавили механизм, который исключал возможность одновременного включения первой и задней скоростей.

Ходовка

Колёсная формула 4х4 определяла высокий уровень проходимости. Два четвертьэллиптических рессора и гидравлические амортизаторы (имеются на каждом колесе) являются основой передней подвески. На заднюю подвеску инженеры установили полуэллиптические рессоры и два гидравлических амортизатора. Для повышения устойчивости добавили стабилизатор торсионного типа. В начале 1943 года переднюю подвеску оснастили двумя дополнительными амортизаторами, а также повысили прочность рессор.

В БА-64Б конструкторы расширили колею. Это привело к улучшению устойчивости. Благодаря этому из конструкции исключили стабилизатор. В 1944 году после комплексных работ увеличена прочность всей ходовки.

Маневрирование осуществлялось за счёт управления передними колёсами с помощью рулевого механизма. Он состоял из глобоидального червячного привода и двойного ролика. Торможение осуществлялось за счёт колодок на всех колёсах. Во время военных операций использовались пуленепробиваемые шины с губчатым наполнением. Недостаток этого варианта — низкая максимальная скорость (40 км/ч). Пневматические шины использовались, когда отсутствовала угроза начала военных действий.

Модификации БА-64

БА-64 бронеавтомобиль получился отличной разработкой, поэтому на его основе собрали несколько модификаций. Их использовали для достижения различных целей. Самыми распространёнными стали:

  • 64Б — улучшенный вариант первоначальной версии. В его основе лежат конструкционные решения ГАЗ-67;
  • БАШ-646 — штабная модификация. В зависимости от поставленных задач применялись разные виды бронекорпуса;
  • 64Д — пулемёт ДТ-29 заменили на ДШК. В некоторых чертежах модель имела обозначение «64ДШК»;
  • 64Е — вариант с увеличенным кузовом, вмещавшим в себя экипаж до шестерых человек;
  • 64В и 64Г — модификация для железнодорожной отрасли. Транспорт передвигался по рельсам;
  • БА-643 — концептуальный образец полугусеничного снегохода.

ГАЗ выпускал этот бронетранспортёр с 1942 по 1945 года. За это время, с учётом всех разновидностей, выпущено 9 110 экземпляров.

Какой можно сделать вывод?

БА-64, несмотря на короткий период серийного выпуска, имеет богатую историю. Он сыграл немаленькую роль в победе Советского Союза во Второй мировой войне. Хорошо сохранившуюся машину можно посмотреть в Нижегородском Кремле. Некоторые технические чертежи до сих пор хранятся в архивах горьковского автомобильного завода.

Легкий бронеавтомобиль БА-64Б 1942 года

Технические характеристики

  • Годы выпуска: 1942-1946 гг.
  • Всего произведено: 5209 шт.
  • Заводы-изготовители: Горьковский автомобильный завод.
  • Разработчик: Конструкторское бюро Горьковского автомобильного завода.
  • Боевое применение: Великая Отечественная война.
  • Боевая масса: 2,42 т.
  • Экипаж: 2 человека.
  • Габариты: длина — 3660 мм, ширина — 1680 мм, высота — 1850 мм, клиренс — 235 мм.
  • Вооружение: 7,62-мм пулемет ДТ (боекомплект — 1280 патронов).
  • Толщина брони: 6-15 мм.
  • Двигатель: ГАЗ-М1. Тип — 4-цилиндровый, карбюраторный, мощность — 50 л.с.
  • Максимальная скорость движения: 80 км/ч.
  • Запас хода по шоссе: 250-450 км.
  • Преодолеваемые препятствия: стенка — 0,4 м, ров — 0,5 м.

Создан на основе шасси бронеавтомобиля БА-64. В результате модернизации боевая машина стала обладать повышенной устойчивостью к опрокидыванию. БА-64Б предназначался для решения задач командирской разведки, связи, сопровождения автоколонн.

militaryarms.ru

БА-64 «родстер» — ШУШПАНЦЕРЫ АТАКУЮТ!

в продолжении поста 2007 года.
БА-64, превращенный в родстер фронтовыми умельцами: установлены сидения и рамка лобового стекла от Schwimmwagen.


фото: Румыния, г. Богашаны, 1944 год.

фотографии модели 1:35



как-то так…

shushpanzer-ru.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *