Содержание

БА-10 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
БА-10
БА-10
Классификация Средний бронеавтомобиль
Боевая масса, т 5,1
Компоновочная схема С кормовым расположением боевого отделения
Экипаж, чел. 4
История
Разработчик КБ Ижорского завода
Производитель Ижорский завод
Годы разработки 1938
Годы производства 1938—1941
Годы эксплуатации 1938—1945
Количество выпущенных, шт. 3413
Основные операторы

ru.wikipedia.org

БА 10 — бронеавтомобиль: боевое применение, реставрация, конструкция, чертеж, технические характеристики (ТТХ)

БА-10 – это шестиколесная бронемашина среднего класса, разработанная в 1938 году и принятая на вооружение РККА (Рабоче-Крестьянская Красная Армия). Машина использовалась во всех военных конфликтах, которые вел СССР в период с 1939 по 1945 год.

Отличительной особенностью было наличие танкового орудия, позволявшего противодействовать таким танкам противника, как Т-2 и Т-3.

Содержание статьи

Разработка

В 1927 году началась разработка перспективного бронированного автомобиля для поддержки пехоты. Модель получила наименование БА-27. Оснащалась она приличной, по тем временам, защитой и 37-мм пушкой во вращающейся башне.

Но к 1934 году стало понятно, что хотя аппарат и имел ряд положительных качеств, но вооружение уже не могло полностью удовлетворить потребности армии. Тем не менее, именно БА-27 стал первенцем в череде массовых разведывательных машин СССР.

Следующими моделями стали трёхосные бронеавтомобили БА-И, БА-3 и БА-6, вооружённые танковой, длинноствольной 45 мм пушкой 20К.

Расположена она во вращающейся башне цилиндрической формы, с развитой кормовой нишей. Базой для машин послужила автомашина ГАЗ-ААА, эти бронеавтомобили неплохо показали себя во время службы.

Но и эти машины не устраивали военных, слишком слабой была рама, кроме того, внутренняя компоновка была слишком опасной в эксплуатации. Была предпринята следующая попытка создать броневик.

Заказ на новую бронемашину поступил конструкторам Ижорского завода. Разработка броневика БА-10 завершилась в 1938 году. В основе ходовой части была заложена укороченная рама от БА-6(ГАЗ-ААА), усилена передняя часть рамы, для улучшения плавности хода введены амортизаторы рулевой передней балки шасси.

В ходе испытаний в машину были внесены дополнительные изменения, в основном касающиеся технологичности производства и надёжности ходовой части. В серию поступил вариант с индексом БА-10А. Производство велось с 1938 по 1941 год. Выпушено 3400 единиц.

Модельный ряд:

  • БА-10А, первые серийные машины этой модели;
  • БА-10М – улучшенный вариант линейной машины. Изменения коснулись в первую очередь топливной системы: бензобаки перенесены глубже в корпус, топливопроводы обзавелись бронированием. Кроме этого изменили шаровую установку в переднем бронелисте кабины и улучшили поворотный механизм башни. Установили дополнительные топливные баки на крыльях задних колес;
  • БА-10ЖД модель бронеавтомобиля предназначенная для действий на железной дороге, для этого обычные колеса заменялись на колесные пары под ж/д колею.операций. Представляла собой бронедрезину. Поступила в части РККА и НКВД.

Конструкция

Бронеавтомобиль БА-10 выполнен по классической схеме с передним расположением двигателя и задними ведущими мостами, усилие на мосты передаётся через карданный вал, расположенный под днищем БА.

Моторное отделение находится в передней части автомобиля, полностью закрыто броневой сталью, для охлаждения впереди имеются две подвижные броневые створки, которые могли быть закрыты изнутри кабины БА во время боя.

Доступ для обслуживания осуществлялся через съёмные боковые панели. Двигатель 4-х цилиндровый, карбюраторный, мощность 50 л.с. Коробка передач механическая, пятиступенчатая.

Ходовая часть заимствована от бронеавтомобиля БА-6 с внесением технологических и прочностных изменений. Фактически это укороченная рама автомобиля ГАЗ ААА, с усиленными мостами и подкреплёнными передними балками.

Для улучшения проходимости на задние колеса автомобиля могли навешиваться цепные гусеницы, состоявшие из замкнутых цепей в два ряда и расположенных между ними редких грунтозацепов, они известны как тип «оверолл».

Стоит отметить интересное решение инженеров, на бронекузове автомобиля, перед отделением управления установлено два свободно вращающихся запасных колеса. Они могли помочь перебраться БА-10 через гряду или помочь выбраться из канавы. Сегодня это решение, пусть и эволюционировавшее в техническом плане, применяется на БРДМ-2.

Экипаж БА-10 состоял из 4-х человек: механика, стрелка-радиста, командира и наводчика.

В отсеке управления предусмотрены посадочные места для водителя и стрелка-радиста. Место стрелка радиста оборудовано шаровой установкой пулемёта ДТ. Для посадки и обзора при движении в бортах кабины расположены двери, с бронешторками и смотровыми щелями.

За отделением управления располагается боевое(БО).

В нем оборудованы стеллажи и ящики для снарядов 45 мм пушки и укладки для дисков пулемётов ДТ. Сверху БО установлена башня округлой формы, в которой установлена 45 мм пушка 20К и спаренный 7,62 мм пулемёт ДТ.

Прицеливание происходило при помощи телескопического и перископического прицела.

В башне находились места командира (он же заряжающий орудие), и наводчика. Ближе к днищу машины оборудованы протектированные топливные баки по 50 литров каждый.

Связь между членами экипажа осуществлялась через танковое переговорное устройство. На части машин устанавливали радиостанции, антенна только штыревого типа.

Основные характеристики:

ХарактеристикиБА-10БА-10М
Длина, мм44504450
Ширина, мм21002100
Высота, мм24702510
Клиренс, мм230240
экипаж44
вооружение1х45 мм 20К, 2х7,62 мм ДТ
1х45 мм 20К, 2х7,62 мм ДТ
Скорость, км/ч52/20 по бездорожью52/20
Дальность, км200280
Бронирование корпуса, мм10/10/810/10/10

Использование в бою

БА-10 применялся в бою, как средство огневой поддержки пехоты. На начальных этапах Второй Мировой Войны броневик мог эффективно бороться с легкой бронетехникой противника. Благодаря высокой мобильности часто выступал в качестве разведывательного автомобиля.

Партия БА-10 была передана Монгольской армии. Они составили бронедивизион шестой кавалерийской дивизии.

Применялся силами РККА в операции на Халхин-Голе, эти машины участвовали в Зимней войне 1939-1940 гг в Финляндии. В ходе боевых действий несколько бронеавтомобилей было захвачено финской стороной. Использовались ими, как тренировочная машина для обучения экипажей.

После окончания ВОВ часть была продана шведам, где подверглась модернизации, после чего использовался для тренировки экипажей.

Отдельного упоминания заслуживает факт применения захваченных немцами (трофейных) БА-10. Эти БА использовались достаточно широко: в охранных частях, для контрпартизанской борьбы, в частях и подразделениях СС для разведки и в частях вермахта, как средство охраны и сопровождения.

Как большинство созданной в Советской период техники, бронеавтомобиль БА-10 представлял из себя простую и надежную боевую машину. Она довольно неплохо воевала на полях сражений того времени, нанося ощутимый урон противнику. Сейчас бронеавтомобиль занимает свое почетное место в музеях страны.

Видео

warbook.club

Средний бронеавтомобиль БА-10 | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

«Краткая справка: Советский средний бронеавтомобиль БА-10 — колесный танк Великой Отечественной войны. История создания, особенности конструкции, опыт боевого применения»


Колонна бронеавтомобилей БА-10

История создания и конструкция бронеавтомобиля БА-10

Средний бронеавтомобиль БА-10 это дальнейшее развитие пушечных бронеавтомобилей БАИ, БА-3, БА-6, созданный в 1938 году на Ижорском заводе под руководством А.Д.Кузьмина. Корпус и башня БА-10 идентичны таковым от БА-6М (но с улучшенными охлаждением двигателя и системой вентиляции), но в качестве ходовой базы использовано укороченное на 60 см шасси грузовика ГАЗ-ААА. Это шасси было изготовлено специально для бронеавтомобиля и имело усиленную переднюю ось с гидроамортизаторами, центральный тормоз в трансмиссии.

Колеса бронеавтомобиля имели пулестойкие шины ГК. Проходимость могла быть повышена за счет гусеничных лент типа «Оверолл», надеваемых на задние колеса.

Вооружение БА-10 аналогично вооружению БА-6.

Чертеж среднего бронеавтомобиля БА-10

Боевое применение бронеавтомобиля БА-10

Боевое крещение бронеавтомобили БА-10 это конфликт у реки Халкин-Гол. 203 автомобиля этого типа успешно вели действия против японских войск, прекрасно справляясь не только с задачами поддержки пехоты, но и уничтожая танки и укрепления противника:

Утром 3 июля 1939 года около 40 японских танков атаковали позиции разведбатальона бригады, где стояла одна рота из 12 БА-10 из 9-й мотоброневой бригады. При виде такого количества танков рота начала отход, но подоспевшими командиром и комиссаром бригады была остановлена и «поставлена на позицию с башнями, выдвинутыми из-за укрытия. Тем временем танки противника подошли к нашей обороне на 800—1000 м. Броневики открыли сильный огонь по танкам. Противник, в свою очередь, открыл огонь из 57-мм пушек. Завязался артиллерийский бой, который длился более двух часов. Противник, оставив девять танков, отошел. На участке 149-го стрелкового полка противник также понес потери и его атака была неудачной. Всего японцы потеряли 19 танков, не имея ни малейшего успеха и не нанося потерь нашим войскам.

Не менее успешно действовали они и в советско-финскую и в Великую отечественную войну, причем не только на начальном её этапе. Вот свидетельство относящееся к 1943 году — когда советская сторона и легкие танки-то в бой старалась не пускать:

Утром 18 января 1943 года в атаку на г. Шлиссельбург вместе с пехотой двинулся Отдельный разведывательный батальон под командованием Л.Легезы. Выкрашенные в белый цвет 19 бронеавтомобилей БА-10 с широкими гусеничными лентами «Оверолл», устремились на врага. К 10 часам утра огнем броневиков были уничтожены три орудия, несколько пулеметов и свыше 120 немецких солдат. К полудню город был взят.

Некоторые БА-10 провоевали до конца войны — при грамотном применении, в качестве средства разведки, боевого охранения, поддержки огнем, это были прекрасные и мощные машины, вполне способные бороться даже с танками.

Характеристики среднего бронеавтомобиля БА-10

Страна:СССР
Тип:Средний бронеавтомобиль
Дата выпуска:1938 г.
Длинна:4,45 м
Ширина:2,1 м
Высота:2,47 м
Броня, лоб:10 мм
Броня, борт:10 мм
Броня, башня:10 мм
Экипаж:4 человека
Двигатель:50 л.с.
Дальность хода:260 км
Максимальная скорость:52 км/ч
Масса:5100 кг
Вооружение:1х 45-мм пушка образца 1938 г. 20-К, 2× 7,62-мм пулемет ДТ

Эксплуатация и модификации БА-10

Средний бронеавтомобиль БА-10 производился с 1938 по 1941 год. Всего было произведено 3291-3311 единиц этого броневика — больше, чем любых других советских бронеавтомобилей.

Известно две модификации бронеавтомобиля БА-10:

  • БА-10 ЖД. Железнодорожный вариант — на автомобильные колеса надевались металлические бандажи с ребордами (на задние — сдвоенные колеса требовалось надеть бандаж только на одно колесо с каждого борта), средняя ось поднималась над полотном, руль фиксировался в нейтральном положении.
  • БА-10М. Модернизированный вариант бронеавтомобиля выпускавшийся с 1940 года. Машина отличалась наружным расположением бензобаков, усиленной бронезащитой передней пулеметной установки и радиатора, а также новой радиостанцией 71-ТК-З.

Средний бронеавтомобиль БА-10

Средний бронеавтомобиль БА-10, кроме армии СССР использовался армией Монгольской Народной республики, а также в качестве трофейного, в армиях Германии (по немецкой классификации это были Panzerspahwagen BA 203(r)), Румынии и Финляндии.

Причем в финской армии БА-10 изрядно задержался — несмотря на то, что финны располагали в лучшем случае 24 броневиками, на сегодняшний момент Финляндия единственная страна в мире имеющая 1 подлинный БА-10 сохранившийся до нашего времени. Неудивительно, учитывая то, что последний из БА-10 был списан у них в 1959 году. Заботливые финны даже модернизировали свои броневики — в 1943 году на них были установлены двигатели «Форд» V-8 мощностью 95 л.с.

Один из финских БА-10


Источник: компиляция на основе сведений находящихся в открытом доступе сети интернет, а также книги «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945 г.г.»

armedman.ru

Бронеавтомобиль БА 10, Обзор Технических Характеристик ТТХ Броневика, Описание Конструкции и Двигателя Советской Бронемашины

БА-10 — советский бронированный транспорт среднего класса. Выпускался в 30-х годах прошлого столетия. Прошёл через всю Великую отечественную войну и через сражения с Японией в конце лета 45-го. Всего с конвейера сошло чуть меньше 3,5 тысяч экземпляров.

Общая информация о броневике БА-10

10-ю модель разработали специалисты Ижорского завода в 1938 году. Она являлся последователем БА-6. В основе нового авто лежало шасси ГАЗ-ААА. Для повышения проходимости экипаж мог быстро надевать гусеничные цепи на задние колёса. Преодоление глубоких неровностей осуществлялось за счёт запасных колёс (по одному на каждой стороне).

Кузов с помощью сварки собирали из бронированных листов. Те элементы (снаружи и внутри), для которых не использовалась сварка, крепились специальными заклёпками и болтами повышенной прочности. Для соединения рамы и корпуса использовали кронштейны. Некоторые экземпляры на борту имели оборудование для связи.

История разработки БА-10

Путь начинается в 1927 году с выпуска технических документов бронеавтомобиля БА-27. Изначально для основы использовали шасси АМО-Ф-15, но затем его заменили на Форд-АА (наилучший вариант в те годы). Под капот установили бензиновый мотор с четырьмя цилиндрами. Он развивал до 50 лошадиных сил. Охлаждался жидкостной системой.

Главным недостатком техники считалась слабая огневая мощь. 37-миллиметровая пушка показывала нулевую эффективность при борьбе с вражескими танками. Максимум, на что хватало огневой мощи, — поражение брони толщиной до 12 миллиметров.

В 34-м году военное руководство смирилось с отсутствием пользы от 27-й модели. В этот же год инженеры занялись разработкой новой машины — БА-3. Прежнее вооружение заменили башней от танка Т-26. Начальная скорость и пробитие стали лучше. Благодаря улучшенному прицельному механизму повысилась точность огня.

В 1935 году на предприятии занялись выпуском ГАЗ-ААА, а также сборкой броневика БА-6. Ещё через год появилась модернизированная версия «шестёрки», получившая индекс «М». В 1938 году конструкторы пришли к оптимальному варианту — бронемашине БА-10. В качестве основы взяли шасси ГАЗ-ААА, но с укороченной на 60 сантиметров рамой.

Конструкция и технические характеристики БА-10

Технические характеристики:

  • Вес — 5 100 кг;
  • Длина — 4,7 м;
  • Ширина — 2,1 м;
  • Высота — 2,2 м;
  • Вместительность — до 4х человек;
  • Мощность силового агрегата — 50 лошадиных сил;
  • Скорость по шоссе (максимальная) — 53 км/ч;
  • Движение без дозаправки — 260-300 км.

Кузов броневика БА-10

Листы катаной стали использовали для сборки корпуса. Их соединяли между собой сваркой. Толщина варьировался в зависимости от части кузова:

  • Нижняя часть — 4-6 миллиметров;
  • Основная часть — 8-9 миллиметров;
  • Лобовая часть и башня — 10 миллиметров.

Листы расположили под разными углами наклона для улучшения пулестойкости. Отдельную защиту установили для топливных баков.

В средней части на каждом борту разместили прямоугольные двери для загрузки и выгрузки состава. На каждую дверь установили небольшие обзорные окна. В боевых условиях они закрывались бронезаслонками с небольшими щелями для осмотра местности. Петли находились внутри.

Управленческий отсек находился за моторным отделением. Слева располагалось сиденье водителя, справа — стрелка. Стрелок управлял пулемётом, установленным в шаровой установке. Лобовое стекло, предназначенное для водителя, защищалось бронезаслонкой с обзорной щелью.

Боевой отсек располагался за кабиной. Его крышу сделали ниже для уменьшения общей высоты БА-10 бронеавтомобиля. Башня конической формы вращалась по кругу. Сверху имелся люк, откидывающийся вперёд. Его использовали для осмотра окружения (не в боевых условиях) и для посадки и высадки. В условиях военных операций стрелок для обзора использовал небольшие щели, защищённые бронированными заслонками.

Вооружение

Огонь по противникам осуществлялся с помощью 45-миллиметровой пушки 20К и 7,62-миллиметрового пулемёта ДТ. Вертикальное наведение обоих ружей — от -20 до +20 градусов. За поворот башни отвечал стрелок. Он использовал ручной привод. Наводка на цели осуществлялась с помощью телескопического и перископического панорамного прицелов.

Моторное отделение

Располагалось перед кабиной. Под капот инженеры установили бензиновый двигатель с четырьмя цилиндрами карбюраторного типа. Объём — 3,28 литра. Охлаждение осуществлялось с помощью жидкостной системы. Мощность — 50 лошадиных сил при 2,2 тысячах оборотах. Мощность обеспечивала разгон до 53 км/ч по шоссе. Полной заправки хватало на 260-300 километров (зависело от дорожных условий).

Трансмиссия бронеавтомобиля БА-10 имела характерное строение для того времени. Сухое сцепление с одним диском, МКПП (4+1), демультипликатор, карданная и главная передачи и механический тормозной механизм. От тормозов на передних колёсах отказались. Вместо них в конструкцию ввели центральный тормоз в трансмиссии.

Капот делали из листов катаной стали. Для доступа техника к силовому агрегату и прочим техническим узлам капот откидывался вперёд. Он крепился к крыше усиленными петлями. Также по бокам имелись люки для быстрого доступа к моторному отделению.

Радиатор расположили перед силовой установкой. Перед ним установили V-образный бронелист для защиты. Он оснащался подвижными створками, которыми техник мог настраивать подачу воздуха. Охлаждению и вентиляции также способствовали щелевые жалюзи, находящиеся на бортах моторного отсека.

Ходовка

Состояла из трёх осей, колёсная формула — 6х4. Для усиления передней балки установили гидравлические амортизаторы. Полуэллиптические листовые рессоры добавили в устройство задней подвески для повышения прочности.

ГК шины имели размер 6,50-20. Передняя ось оснащалась односкатными колёсами. Для ведущих задних осей использовали двухскатные. Также присутствовала дополнительная свободно вращающаяся ось с запасными колёсами. Она располагалась в нижней части бортов моторного отсека. Дополнительная ось помогала преодолевать различные углубления, не давая машине «сесть» на днище. Характеристик хватало для преодоления 24-градусных склонов.

Чтобы улучшить проходимость броневика БА-10 по бездорожью, экипаж мог оперативно надеть гусеничные цепи на задние ведущие оси. Колёса передней оси защищались обтекаемыми крыльями. На задних осях установили плоские крылья. Такое конструкционное решение позволило добавить в устройство ящики для хранения запасных деталей и необходимых инструментов.

Остальное оснащение

Для передвижения ночью использовались фары. Они устанавливались в бронекожухи и крепились кронштейнами. Некоторые экземпляры на борту имели радиостанцию. Связь между членами боевого состава осуществлялась с помощью переговорного устройства. Экранированное электрооборудование способствовало бесперебойной связи.

БА-10 М

В конце 39-го года прошлого столетия конструкторское бюро Ижорского завода подготовило документацию на улучшенную модель, получившую индекс «М». Объём каждого топливного бака увеличили до 54,5 литров. Бензопроводы защитили бронированными планками для повышения живучести техники. Бронирование пулемётной установки изменили, вращательный механизм башни улучшили. Остальные изменения малосущественны. Масса автомобиля увеличилась на 400 килограмм, но на тяговых показателях это никак не сказалось.

Использование БА-10 в военных конфликтах

Первое практическое применение пришлось на 1939 году в сражении у реки Халкин-Гол. В последующие годы технику использовали для освобождения Польши и на войне с Финляндией. Основная часть экземпляров использовалась до 1944 года. В некоторых отрядах броневики среднего класса применяли до окончания ВОВ. В некоторых случаях бронеавтомобиль БА-10 использовали не только для разведки и охраны, но и для борьбы с вражескими танковыми отрядами.

В 1940 году финны захватили несколько экземпляров, которые впоследствии использовали для решения собственных боевых задач. Финские инженеры заменили советские силовые установки восьмицилиндровыми двигателями «Форд». Они развивали до 85 лошадиных сил. Три автомобиля продали шведской армии. Немецкие солдаты также захватили несколько моделей, которые в будущем использовались некоторыми пехотными отрядами, военной полицией и образовательными учреждениями.

Какой можно сделать вывод?

Бронемашина БА-10 оказалось полезной для советской армии во время Великой отечественной войны. Транспорт послужил основой для разработки будущих поколений бронированных авто среднего и лёгкого классов.

Из 3,5 тысяч собранных машин, по официальным данным, уцелело четыре. Их можно найти в танковом музее в Финляндии, на Украине в Полтавской области на месте гибели М. П. Кирпоноса, в частной коллекции в Московской области и в музее «Боевой славы Урала» в Верхней Пышме.

militaryarms.ru

Бронеавтомобили семейства БА – Средний бронеавтомобиль – БА-10

В 1938 году на вооружение Красной Армии был принят средний бронеавтомобиль под обозначением БА-10, который был разработан в 1937 года на Ижорском заводе группой конструкторов в составе достаточно известных специалистов: В. А. Грачева, О. В. Дыбова и А. А. Липгарта. Данный бронеавтомобиль представлял из себя дальнейшее развитие советских бронеавтомобилей БА-3, БА-6 и серийно производился с 1938 по август 1941 года. Всего за этот период удалось собрать 3291 бронеавтомобиль БА-10, что автоматически сделало его самым массовым советским бронеавтомобилем довоенной постройки, а также самым массовым средним бронеавтомобилем. Данная машина достаточно успешно применялась советскими войсками в боях на Халхин-Голе, во время зимней войны с Финляндией, а также практически на всем протяжении Великой Отечественной. Некоторая часть БА-10 была поставлена Монголии, кроме того, некоторое количество трофейных автомобилей данного типа использовали армии Германии и Финляндии.

Историю данного бронеавтомобиля необходимо начать еще с 1927 года, когда был готов технический проект нового бронеавтомобиля, получившего название БА-27 (бронеавтомобиль 1927 года). Постройкой данной машины занялись на Ижорском заводе. В 1938 году после проведения серии успешных испытаний данная машина под обозначением БА-27 обр. 1928 года была принята на вооружение РККА. Первоначально она производилась на базе шасси грузовика АМО-Ф-15, но уже с лета 1929 года базой для бронеавтомобиля стало новейшее для того времени шасси полуторатонного грузовика «Форд-АА», который оснащался четырехцилиндровым двигателем жидкостного охлаждения, развивавшим мощность в 40 л.с.


До конца 1931 года было выпущено всего около сотни бронеавтомобилей БА-27. Многие из них приняли активное участие в боях с китайцами на КВЖД и в борьбе с бандами басмачей в Средней Азии. Бронеавтомобиль обладал массой в 4,14 тонны и имел бронирование на уровне 4-7 мм. Его главным вооружением была 37-мм пушка конструкции барона Михаила Федоровича фон Розенберга – дяди того самого Альфреда Розенберга, который являлся одни из идеологов НСДАП. Данное орудие, обладая длиной ствола всего лишь в 19 калибров, имело слабую бронепробиваемость и было непригодно для борьбы с танками. На расстоянии в 200 метров его снаряд пробивал броню в 10 мм, на расстоянии в 100 метров – 12 мм.

Средний бронеавтомобиль БА-6


Полностью осознавая беспомощность данного бронеавтомобиля в борьбе с танками противника, в СССР начали работы над более совершенным бронеавтомобилем. Стремясь усилить огневые возможности машины, в 1934 году конструкторами был разработан новый бронеавтомобиль БА-3, который получил башню от танка Т-26. Разнообразные по назначению 45-мм снаряды установленной в данной башне пушки имели существенно большую начальную скорость и пробитие, а совершенная система наводки помогала вести достаточно точный, прицельный огонь.

К 1935 году на Горьковском заводе было освоено производство нового грузового автомобиля ГАЗ-ААА, имеющего трехосное шасси. По сути это был трехосный вариант полуторки, у которого два задних моста были ведущими. В том же 1935 году ворота завода покинул новый бронеавтомобиль, получивший название БА-6. Его бронирование было увеличено и доведено до 9-мм. Еще через год он был заменен в производстве версией БА-6М и, наконец, в 1938 году методом проб и ошибок был создан новый средний бронеавтомобиль БА-10. Базой для него послужило шасси грузовика ГАЗ-ААА, но с укороченной рамой. Ее задняя часть была сокращена на 400 мм, а из средней части вырезали 200 мм.

Параллельно с ним был спроектирован еще один бронеавтомобиль – БА-9, который вооружался одним 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом ДК, который устанавливался в башне вместо стандартной спаренной пушечно-пулеметной установки. Данная машина проходила испытания весной 1937 года. После этого даже было принято решение о ее серийном выпуске, но по причине отсутствия должного количества крупнокалиберных пулеметов БА-9 серийно не производился.


Бронеавтомобиль БА-10 был спроектирован по классической компоновочной схеме, которая предусматривала переднее расположение двигательной установки. Две пары задних колес были ведущими, передние были управляемыми. Экипаж бронеавтомобиля включал в себя 4 человека: водителя, командира машины, наводчика и пулеметчика. Длина бронеавтомобиля составлял 4655 мм, ширина – 2070 мм, высота – 2210 мм. Боевая масса машины составляла – 5,14 т., что позволяло БА-10, оснащенному 50-сильным двигателем М-1, развивать по шоссе скорость до 53 км/ч. Бронеавтомобиль отличался хорошей проходимость, а благодаря низко подвешенным, свободно вращающимся запасным колесам мог спокойно преодолевать даже траншеи.

Корпус бронеавтомобиля был полностью закрытый, клепано-сварной, он производился из листов катаной стали разной толщины, которые везде были установлены с рациональными углами наклона, что увеличивало степень защищенности экипажа. Для изготовления днища применялись листы толщиной в 4 мм, для крыши – 6 мм листы, бортовое бронирование корпуса имело толщину в 8-9-мм, а лобовые детали бронеавтомобиля были представлены листами толщиной в 10-мм. Топливные баки БА-10 прикрывались также дополнительными бронелистами. Для посадки и высадки экипажа по бортам располагались прямоугольные двери, имеющие небольшие окна, которые оборудовались бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей применялись внутренние петли, что позволяло сократить количество мелких деталей на внешней поверхности корпуса.

За отделением управления располагалось боевое отделение, крыша которого находилась на уровне ниже крыши кабины водителя. За счет применения ступенчатой формы крыши корпуса конструкторам удалось уменьшить общую высоту машины. Непосредственно над боевым отделением находилась сварная коническая башня кругового вращения, имеющая большой полукруглый люк, с откидывающейся вперед крышкой. Через люк можно было попасть в машину или покинуть ее, а также осуществлять наблюдение за местностью. Помимо этого, в боевой обстановке обзор обеспечивался за счет смотровых щелей, которые находились в бортах башни.


В качестве основного вооружения БА-10 использовалась 45-мм пушка 20К обр. 1934 года и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ, установленные в цилиндрической маске двухместной башни. Пушка служила для борьбы с бронетехникой противника: танками, самоходками, бронемашинами. Для 1930-х годов ее бронепробиваемость была более чем достаточной. На расстоянии в 500 метров по нормали снаряд, выпущенной из данной пушки, мог пробить 43-мм броню.

Обладало орудие и возможностями борьбы с пехотой. Для этого оно оснащалось картечью и осколочной гранатой. 45-мм осколочная гранта при взрыве образовывала около 100 осколков, которые сохраняли свою убойную силу при разлете в глубину на 5-7 метров и по фронту на 15 метров. Картечные же пули при стрельбе образовывали зону поражения на расстоянии в 60 метров по фронту и до 400 метров в глубину. Помимо этого в боекомплект орудия могли включаться бронебойно-химические и дымовые снаряды. Бронебойно-химические снаряды предназначались для отравления гарнизонов ДОТов и экипажей танков. Они содержали до 16 г. состава, которые в ходе химической реакции превращался в синильную кислоту.

Наведения оружия на цель в вертикальной плоскости производилось в секторе от -2 до +20 градусов. В состав боекомплекта БА-10 входили 49 выстрелов к орудию и 2079 патронов к 2-м пулеметам ДТ. Круговое вращение башни производилось при помощи ручного механизма поворота. Для ведения прицельного огня в распоряжении командира и наводчика машины имелся перископический панорамный прицел ПТ-1 обр. 1932 года и телескопический прицел ТОП образца 1930 года.

Немцы осматривают трофейные бронеавтомобили БА-10


В передней части бронеавтомобиля располагался моторный отсек, в котором устанавливался карбюраторный четырехцилиндровый двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1, имеющий рабочий объем в 3280 см3, данный двигатель развивал максимальную мощность в 50 л.с. при 2200 об/мин, что позволяло БА-10 передвигаться по дорогам, имеющим твердое покрытие, со скоростью до 53 км/ч. С учетом полной заправки бронеавтомобиль мог преодолеть от 260 до 305 км. в зависимости от состояния дорожного покрытия. С двигателем ГАЗ-М1 взаимодействовала трансмиссия, в состав которой входили четырехступенчатая коробка передач (4 вперед, 1 назад), однодисковое сцепление сухого трения, демультипликатор, главная передача, карданная передача, механические тормоза. При этом тормоза с передних колес машины были сняты и был введен центральный тормоз в трансмиссии.

Ходовая часть бронеавтомобиля была трехосной и неполноприводной (6×4). В ходовой части использовались шины ГК размером 6,50-20. На передней оси БА-10 были установлены односкатные колеса, на двух задних ведущих осях – двухскатные. Запасные колеса устанавливались по бортам корпуса и свободно вращались на своих осях. Такая схема не позволяла бронеавтомобилю сесть на днище и облегчала преодоление различных препятствий: рвов, окопов и насыпей. Он легко преодолевал подъемы крутизной в 24°, а также броды глубиной до 0,6 метра. Для увеличения проходимости машины на задние скаты могли устанавливаться легкие металлические гусеницы типа «Оверолл». Передние колеса БА-10 прикрывали крылья обтекаемой формы, задние прикрывались широкими и плоскими крыльями, которые образовывали над колесами полки, на которых закреплялись различные ящики с инструментами, с запасными частями и другим штатным снаряжением.


Со временем увидела свет и модернизированная версия машины – БА-10М, которая отличалась новыми бензобаками емкостью по 54,5 литра каждый. Бензобаки были расположены в специальных бронекожухах по бортам машины вдоль крыльев задних колес. Бензопроводы проходили по днищу машины и были уложены в специальные бронированные планки. Ходовые качества от этого не улучшились, но живучесть машины в боевых условиях удалось повысить, так как в случае пробития топливных баков горючее выливалось наружу корпуса. Помимо этого БА-10М получил бронезащиту пулеметной установки, смонтированной в корпусе по ходу движения, ящик ЗИП для прицельного оборудования, а также новый поворотный механизм башни. Также на бронеавтомобиле изменили установку глушителя и ввели ряд других несущественных усовершенствований, которые делали работу экипажа более комфортной. При этом масса БА-10М составила 5500 кг., что никак не отразилось на динамических качествах машины. Стоит отметить, что из-за дефицита в СССР радиооборудования далеко не все бронеавтомобили были оснащены радиостанциями 71-ТК-1.

Использованы источники:
http://opoccuu.com/ba-10.htm
http://pro-tank.ru/bronetehnika-sssr/broneavtomobili/106-ba-10
http://www.bronetehnika.narod.ru

topwar.ru

Рассказы о вооружении: советский бронеавтомобиль БА-10

Разработке колесной бронетехники в предвоенный период большое внимание уделялось во многих странах мира, Советский Союз не был исключением. В стране было создано огромное количество бронеавтомобилей с аббревиатурой БА в названии. Одной из самых массовых и узнаваемых советских бронемашин был БА-10 (броневой автомобиль, модель 10) — советский средний бронеавтомобиль 1930-х годов.

История среднего советского бронеавтомобиля БА-10 берет свое начало еще в 1927 году, когда был подготовлен технический проект бронемашины под индексом БА-27 (бронеавтомобиль 1927 года). Выпускать бронеавтомобиль собирались на Ижорском заводе, где в 1928 году первая партия БА-27 прошла серию успешных испытаний. Первоначально боевая машина производилась на базе советского грузового автомобиля АМО-Ф-15, а с лета 1928 года на базе современного по тем меркам шасси грузового автомобиля Форд-АА.

До конца 1931 года Ижорский завод собрал более 200 бронеавтомобилей. Из-за довольно тонкой брони — 3-8 мм и слабого вооружения (37-мм пушка Гочкиса), данные бронеавтомобили были очень уязвимы на поле боя и не могли эффективно бороться с бронетехникой противника, поэтом в 1934 году на Ижорском заводе стартовали работы по модернизации бронемашины. Среди прочего планировалось повысить боевую мощь бронеавтомобиля, результатом этих работ стала бронемашина БА-3, на который была установлена башня от легкого танка Т-26 с 45-мм орудием.

Через год, в 1935 году на Горьковском автозаводе было освоено производство нового трехосного шасси для грузового автомобиля ГАЗ-ААА. В этом же году из цехов Ижорского завода вышел новый трехосный бронеавтомобиль БА-6, бронирование которого было доведено уже до 10 мм. Едва было налажено серийное производство новой бронемашины, как в КБ Ижорского завода стартовали работы над его модифицированным вариантом, получившим обозначение БА-6М. База от трехосного грузовика ГАЗ-ААА была сохранена, однако в конструкцию было внесено значительное количество изменений. Основные из них были направлены на то, чтобы снизить массу боевой машины. Так раму шасси в средней части укоротили на 200 мм, а в задней — на 400 мм. Передняя часть бронеавтомобиля была усилена за счет установки новых рессор, а также двух гидравлических амортизаторов от легкового автомобиля ГАЗ М-1, которые крепились к лонжеронам рамы.

Специально для бронеавтомобиля БА-6М была создана новая башня конической формы, с углом наклона стенок — 10 градусов, двумя смотровыми щелями со стеклами типа «Триплекс» по бортам башни, а также двумя револьверными отверстиями. В задней части башни имелся люк, предназначенный для монтажа и демонтажа орудия с револьверным отверстием в центре. В люке на крыше башни находились отверстия для перископического прицела ПТ-1, вентилирования боевого отсека и флажковой сигнализации.

Грузовой автомобиль ГАЗ-ААА

Параллельно с этим прорабатывался вариант бронеавтомобиля, который должен был быть вооружен одним крупнокалиберным 12,7-мм пулеметом ДК. Пулемет устанавливался в башне вместо спаренной пушечно-пулеметной установки. Данный бронеавтомобиль получил обозначение БА-9 и проходил испытания весной 1937 года. Бронемашину планировалось направить на вооружение кавалерийских частей. Но по причине отсутствия необходимого количества крупнокалиберных пулеметов выпуск БА-9 так и не был налажен.

Средний бронеавтомобиль БА-10 стал дальнейшим развитием и модернизацией уже выпускающихся бронемашин БА-6М. Машина была создана группой конструкторов Ижорского завода в 1937 году, а уже в 1938 году бронеавтомобиль был принят на вооружение РККА. Его производство также было налажено на мощностях Ижорского завода, где с 1938 по 1941 год было выпущено 3413 бронеавтомобилей БА-10А и БА-10М, что сделало его наиболее массовым советским средним бронеавтомобилем.

Корпус бронеавтомобиля БА-10 изготавливался из листов катаной стали, имеющих толщину 10 мм, днище корпуса изготавливалось из листов толщиной 4 мм, корма и крыша корпуса также имели толщину 10 мм. Башня бронеавтомобиля имела круговое бронирование 10 мм, крыша башни — 6 мм. Листы стали крепились к корпусу с помощью сварки и клепки, они имели рациональные углы наклона, что должно было повысить пулестойкость корпуса и соответственно увеличить степень защиты экипажа и важных узлов и агрегатов боевой машины. Экипаж пушечного бронеавтомобиля БА-10 состоял из 4 человек: командира, механика-водителя, наводчика и пулеметчика.

Средний бронеавтомобиль был выполнен по классической компоновочной схеме с передним расположением силовой установки, передними управляющими колесами и двумя задними ведущими мостами. Была использована колесная формула 6х4. Позади отделения управления располагалось боевое отделение, крыша которого находилась ниже уровня крыши кабины механика-водителя. За счет использования ступенчатой формы крыши корпуса создателям бронеавтомобиля удалось снизить общую высоту боевой машины.

Над боевым отделением была расположена сварная башня кругового вращения конической формы с большим полукруглым люком на крыше, крышка данного люка откидывалась вперед. Через люк можно было попасть в бронеавтомобиль или покинуть его, а также вести наблюдение за местностью. Помимо этого обзор в боевой обстановке обеспечивали смотровые щели, расположенные по бортам башни.Для посадки экипажа в бронеавтомобиль в бортах в средней части корпуса были расположены прямоугольные двери с окнами небольшого размера, оборудованными бронекрышками со смотровыми щелями. Для навешивания дверей конструкторы применили внутренние петли вместо наружных, что должно было избавить внешнюю поверхность корпуса бронемашины от лишних мелких деталей. Обзор механику-водителю обеспечивало лобовое окно, которое было оборудовано откидной бронекрышкой с узкой смотровой щелью, а также небольшое прямоугольное окно аналогичной конструкции, расположенное в двери с левого борта машины. Аналогичное окно имелось и в правой двери, которая была расположена со стороны пулеметчика.

В передней части корпуса бронеавтомобиля был расположен карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 объемом 3,3 литра, развивавший мощность 36,7 кВт (50 л.с.) при 2200 оборотах в минуту. Такого двигателя бронеавтомобилю, масса которого превышала 5 тонн, хватало, чтобы разогнаться по дорогам с твердым покрытием до максимальной скорости 53 км/ч. Двигатель работал в связке с трансмиссией, в состав которой входили: однодисковое сцепление сухого трения, 4-ступенчатая короба переключения передач (4 скорости вперед, одна назад), карданная передача, главная передача, демультипликатор, механические тормоза, которые достались бронеавтомобилю от грузовика ГАЗ-ААА.

Для своей массы бронеавтомобиль обладал достаточно неплохой проходимостью. Он мог преодолевать 20-градусный подъем, а благодаря наличию низко подвешенных по бокам корпуса и свободно вращающихся запасных колес, мог преодолевать даже траншеи. Вброд машина могла преодолевать водные преграды глубиной до 0,6 метра.

Бронеавтомобили БА-10 во время парада 1 мая 1939 года на Крещатике в Киеве

Доступ к двигателю бронемашины с целью проведения технического обслуживания и ремонта обеспечивали откидная крышка бронекапота, которая крепилась к неподвижной части крыши моторного отсека с помощью шарнирных петель, и специальные эксплуатационные люки, расположенные в боковых стенках корпуса. Радиатор был размещен перед двигателем, его защищал V-образный в поперечном сечении бронелист толщиной 10 мм, в этом бронелисте были расположены два люка с подвижными створками, они были предназначены для регулирования притока охлажденного воздуха к двигателю и радиатору. Рычаг открывания бронезаслонок радиатора находился на месте механика-водителя. Улучшению вентиляции и охлаждения моторного отсека бронеавтомобиля способствовали также щелевые жалюзи, расположенные в бортах моторного отсека, они были прикрыты плоскими бронекоробами.

Для повышения проходимости по пересеченной местности средний бронеавтомобиль БА-10А комплектовался быстросъемными гусеничными лентами типа «Оверолл», которые превращали колесную боевую машину в полугусеничную. На модификации БА-10А они крепились на бортах боевого отделения над задними крыльями, на модификации БА-10М они располагались на корме. Передние колеса бронемашины прикрывали крылья обтекаемой формы, задние — широкие и плоские, они образовывали над колесами своеобразные полки, на которых размещались металлические ящики с запчастями, инструментом и иным штатным снаряжением.

В расположенной в задней части бронеавтомобиля башне была установлена 45-мм танковая пушка 20К образца 1932 года с длиной ствола 46 калибров и спаренный с ней 7,62-мм пулемет ДТ-29. Башня бронеавтомобиля поворачивалась в ручном режиме при помощи специального двухскоростного редуктора. Для поиска целей использовались перископический прицел ПТ-1 образца 1932 года и телескопическим прицелом ТОП образца 1930 года. Наведение орудия на цель в вертикальной плоскости осуществлялось в секторе от -2 до +20 градусов. Боекомплект орудия состоял из 49 выстрелов, а также 2079 патронов к двум пулеметам ДТ. 45-мм орудие 20К было предназначено для борьбы с танками и другой бронетехникой противника. Для второй половины 1930-х годов бронепробиваемости ее снарядов было достаточно для борьбы с большинством существовавших танков и бронемашин. На расстоянии 500 метров снаряд 45-мм орудия пробивал 40-мм броню, расположенную под прямым углом.

Вестовой на мотоцикле передает сообщение экипажу советского бронеавтомобиля БА-10. Задние колеса машины «обуты» в съемные гусеничные ленты типа «Оверолл». Карельский перешеек.

На ранней модификации бронеавтомобиля под обозначением БА-10А топливные баки были прикреплены к крыше, они находились почти над головами мехвода и стрелка, что было далеко не оптимальным решением и серьезно ухудшало пожароопасность боевой машины и выживаемость экипажа в боевых условиях. Позднее в модификации БА-10М, выпуск которой был налажен в СССР уже в конце 1939 года, были использованы бензобаки новой конструкции емкостью 54,5 литра каждый. Они были вынесены на крылья задних колес и прикрыты дополнительными бронекожухами. Стоит также отметить, что бензопроводы были проложены под днищем бронемашины в специальных бронированных планках. Все это повысило живучесть бронемашины в боевых условиях и положительным образом сказалось на выживаемости экипажей. В случае повреждения в бою горючее теперь выливалось наружу корпуса.

Помимо новых бензобаков, на модернизированном среднем бронеавтомобиле БА-10М была введена броневая защита пулеметной установки, расположенной в лобовом листе корпуса, был использован новый поворотный механизм башни, изменено расположение глушителя, установлен стандартный ящик для запасных радиоламп, а также новый ящик ЗИП. Инструментальный ящик размещался теперь под полом, лом убрали внутрь корпуса боевой машины, уменьшили высоту спинок сидений в башне и изменили место крепления ракетницы и аптечки, также внутри появилась сумка, предназначенная для ручных гранат. Масса бронеавтомобиля возросла при этом до 5,5 тонн, однако на динамических качествах БА-10 это почти никак не отразилось.

Часть бронеавтомобилей оборудовалась радиостанциями 71-ТК-1 или 71-ТК-3 «Шакал». Последняя обеспечивала дальность связи телефоном: на ходу — до 15 километров, с места — до 30 километров, телеграфом на стоянке — до 50 км. Стоит отметить, что радиофицированными было достаточно большое количество бронемашин. К примеру, в 1940 году из 987 выпущенных БА-10М 410 (41,5%) были радиофицированными.

Помимо обыкновенных БА-10А и БА-10М в 1939-1941 годах в Советском Союзе было выпущено порядка 20 железнодорожных вариантов боевой машины, которые получили обозначение БА-10ЖД. Такие машины оборудовались домкратом для установки железнодорожных скатов на переднюю и заднюю ось. Масса железнодорожного варианта бронеавтомобиля выросла до 5,78 тонн, а скорость по железнодорожному полотну выросла до 90 км/ч.

БА-10ЖД в Верхней Пышме

В предвоенный период бронеавтомобили БА-10 стали самым массовым средним бронеавтомобилем РККА. Первоначально эти боевые машины находились на вооружении 7-й, 8-й и 9-й мотобронебригад, а также входили в состав моторизованных и танковых частей. В разведывательных подразделениях данные машины достаточно скоро вытеснили устаревшие БА-3 и БА-6. Впервые данный бронеавтомобиль использовался в боевых условиях в 1939 году в боях на Халхин-Голе (безвозвратные потери составили 39 БА-10), при этом бронеавтомобиль показал, что в состоянии бороться с японскими танками. Особенно хорошо свои противотанковые свойства они раскрывали при действии из засад. В дальнейшем бронеавтомобили БА-10 использовались во всех операциях и военных конфликтах с участием Красной Армии.

Так к моменту начала Великой Отечественной войны в составе РККА и войск НКВД имелось порядка 2870 бронеавтомобилей БА-10, из них непосредственно в воинских частях находилось примерно 2800 боевых машин. Остальные были либо в пути, либо на заводе в стадии ожидания отгрузки. Средний пушечный бронеавтомобиль БА-10 использовался на всем протяжении Великой Отечественной войны, а также во время войны с Японией в августе 1945 года.

Во время первых месяцев войны было потеряно огромное количество бронеавтомобилей БА-10, при этом большое количество бронемашин было брошено частями Красной Армии при отступлении из-за поломок или отсутствия горючего. Такие машины стали трофеями вермахта. Немцы захватили более 100 средних бронеавтомобилей, которые активно использовались ими без каких-либо существенных переделок под обозначением Panzerspahwagen BA 203(r). Основная их масса использовалась в тыловых районах для поддержания порядка на оккупированных территориях и ведения противопартизанской борьбы.

На первом этапе Великой Отечественной войны советские войска достаточно активно использовали бронеавтомобили БА-10. Из-за больших потерь бронетехники, в первую очередь танков, РККА часто использовала их не только для решения традиционных для них задач: разведки, связи и боевого охранения, но и для непосредственных атак совместно с пехотой и поддержки частей огнем на поле боя. Решение несвойственных для них задач вело к тяжелым потерям данных бронеавтомобилей. При этом при грамотном применении, особенно из засад и с хорошо замаскированных позиций они могли бороться и с немецкими танками.

Начиная с 1943 года, данные бронеавтомобили использовались на фронте все больше эпизодически. К концу войны БА-10 все еще сохранялись лишь в ротах охраны и связи. Вероятно, последние из них использовались в Великой Отечественной войне в частях 2-го Белорусского фронта, в котором на 14 апреля 1945 года числилось 17 пушечных бронеавтомобилей, в том числе 14 БА-10М и 3 БА-3М.

Тактико-технические характеристики БА-10:
Габаритные размеры: длина корпуса — 4450 мм, ширина — 2100 мм, высота — 2470 мм, клиренс — 230 мм.
Колесная формула — 6х4.
Боевая масса — 5,1 тонны.
Бронирование — от 4 мм (днище корпуса) до 10 мм (лоб и борта корпуса/башни).
Силовая установка — 4-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения ГАЗ-М1 мощностью 50 л.с.
Максимальная скорость — 53 км/ч (по шоссе), 20 км/ч (по пересеченной местности).
Запас хода — 260 км (по шоссе).
Вооружение — 45-мм пушка 20К образца 1938 года и 2х7,62-мм пулемета ДТ-29.
Боекомплект — 49 выстрелов к орудию, более 2000 патронов к пулемету.
Экипаж — 4 человека.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

army-news.ru

Средний бронеавтомобиль БА-10

В районе Дебден-Сумэ советские войска обнаружили японский военный городок, в котором находились до батальона японцев, маньчжурский кавполк и две артиллерийские батареи (75-мм полевых и 37-мм противотанковых пушек). Завязался бой, в ходе которого японцы, засев на крышах казарм, огнем прижали к земле пехоту 149-го полка.
Тактико-технические характеристики
среднего бронеавтомобиля БА-10
Год выпуска    1938
Экипаж    4
Масса, кг    5140
Габаритные размеры:
    длина, м
    ширина, м
    высота, м

   4,65
    2,07
    2,21
Клиренс, м    0,24
Броневая защита, мм   Лоб корпуса 10-15 мм
    Борт корпуса 10 мм
    Корма 10 мм
    Крыша 6 мм
    Днище 4 мм
Вооружение   45-мм пушка 20К.
    2 х 7,62-мм пулемета ДТ.
Боезапас   49 выстрелов
    2079 патронов
Двигатель    «ГАЗ-М-1»,
    4-цилиндровый, 50 л.с.
Запас хода, км    300
Макс. скорость, км/ч    53
Преодолеваемые препятствия:
подъём, град
крен, м
брод, м

   20
    15
    0,6
Выпущено, шт   3311
Однако командир бронероты зашел в тыл противнику, поставил броневики и два 76-мм орудия на прямую наводку и начал громить японские казармы, которые вскоре загорелись. В городке поднялась паника, которой и воспользовалась наша пехота для выхода из боя. Потери броневиков составили три машины: два БА-10 и один БА-3. Все эти машины были подбиты и оставлены на территории противника. Еще пять БА-10 получили повреждения от вражеского артогня.
Мощное вооружение советских бронеавтомобилей позволяло им почти на равных вести бой с японскими танками. В этом плане наиболее удачно действовали БА-10 из состава 9-й мотоброневой бригады. В 12 часов дня 3 июля 1939 года позиции советских поиск на восточном берегу атаковали части 3 и 4-го японских танковых полков (более 70 танков). При этом до 40 японских боевых машин вышли на позиции роты броневого батальона 9-й мотоброневой бригады (12 БА-10), которые сначала стали отходить. Но подоспевшим командиром бригады полковником С. Олейниковым рота была остановлена и «поставлена на позицию с выдвинутой башней» (броневики стояли за барханом, над которым виднелись только их башни). К этому моменту японские танки подошли на дистанцию 800 — 1000 м и бронемашины открыли огонь. В результате двухчасового боя было подбито и уничтожено 9 танков, при этом получили повреждении, но остались в строю 6 БА-10.
В результате боёв выяснилось:
«1. Броневики являются прекрасным противотанковым средством в обороне на местности, имеющей полузакрытые позиции.
2. Стрельба японских танков 57-мм осколочной гранатой (половину японских танков, участвовавших в этой атаке составляли Тип 89) по броневикам не нанесла им поражения и не оправдала себя.
3. Атака японских танков без пехоты и артиллерийской подготовки не дала им никаких результатов, кроме потери в танках.
4. Бронебойная 45-мм граната легко пробивает 22 мм броню японских танков.
5. Если обороняется пехота с броневиками и есть вероятность массовой атаки танков, то обязательно нужно часть броневиков подготовить для стрельбы с полузакрытых позиций».
К 20 июля в частях 1-й армейской группы насчитывалось 80 бронеавтомобилей БА-10. Общие же потери машин этого типа к концу операции составили 41 единицу.
В итоговых документах советского командования отмечалось, что наибольшие потери броневики несли от противотанковой артиллерии и «бутылочников» (японских солдат, вооруженных бутылками с бензином) — до 90%. От бутылок с бензином и попадания снарядов противотанковых орудий почти все броневики горят и посте этого восстановлению не подлежат. Восстанавливались машины, вышедшие из строя по техническим причинам, а также получившие повреждения от огня полевой артиллерии и авиации, хотя последних было очень мало. Среди конструктивных недостатков бронемашин отмечалось следующее:
«… Бензобак, вмещающий 108 кг бензина висит над головой и командира и механика водителя и при попадании снаряда ПТО выливается им на голову, отчего моментально все внутри воспламеняется».
В остальном машины показали себя замечательно:
1. Не было ни одного случая где бы потребовался второй поет управления (задний). В условиях Дальневосточного и монгольского театра, второй пост не нужен.
2. Машина показала хорошую проходимость и выносливость.
3. Ружейный и пулеметный огонь для гусматиков не приносит вреда. Попадание целого 37-мм снаряда не выводит гусматика из строя, а проделывает аккуратное отверстие и машина продолжает работать.
…Броня среднего броневика БА-10 (новейшего) крупнокалиберным пулеметом не пробивается и является вполне надежной защитой экипажа на поле боя.
БА-10 широко применялись Красной Армией в ходе «освободительного похода» в Западную Украину и Западную Белоруссию и Зимней войны. С первых дней Великой Отечественной войны они участвовали в боях с немецкими войсками.
В ходе летней кампании 1941 года средние бронеавтомобиля использовались очень активно, причем зачастую наряду с задачами по разведке, связи и боевого охранения их часто использовали для атак совместно с пехотой и поддержки своих частей непосредственно на поле боя, что вело к неоправданно большим потерям. Тем не менее, при грамотном использовании, советские броневики могли с успехом бороться и с немецкими танками. Вот один из примеров.
В 5.00 22 июня 1941 года командир танкового полка 5-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса полковник Богданов поставил задачу на проведение разведки взводу из 6 бронемашин БА-10 старшего лейтенанта Суровцева. Машины вышли из расположения части в 6.25. При подходе к местечку Л. командир взвода организовал в лесу, по обе стороны от шоссе, засаду. Машины замаскированы так, что с расстояния 200 метров их было трудно заметить.
В 10.00 показалось до взвода немецких мотоциклистов, которые были уничтожены огнем БА-10 с дистанции 200 — 300 м. Через 40 минут на дороге показался легкий танк, двигавшийся с большой скоростью. Командир одной из бронемашин первым же выстрелом из орудия поджег его. Спустя 7 минут к засаде приблизились еще дна танка, которые также были уничтожены огнем БА-10. Десятью минутами позже к месту, где стояли подбитые танки и мотоциклы, подошла колонна из 15 танков и мотоциклистов. Своим внезапным огнем БА-10 вывели из строя 3 танка и большое количество мотоциклов, чем вынудили остальные немецкие машины повернуть обратно. С подходом к местечку Л, главных сил 7-й танковой дивизии 39-го танкового корпуса немцев, взвод старшего лейтенанта Суровцева отошел к своим. Таким образом, в результате грамотно организованной засады 6 бронемашин БА-10 подбили и уничтожили 6 немецких танков и большое количество мотоциклов.
Но несмотря на отдельные случаи успешного использования, в первые два месяца войны большая часть средних бронемашин приграничных округов была потеряна.
В связи с приближением фронта непосредственно к Ижорскому заводу, производство бронеавтомобилей БА-10 в сентябре 1941 года было переведено на Балтийский завод в Ленинград. На этом предприятии из оставшегося задела Ижорского завода изготовили несколько десятков броневиков, которые восполняли потери БА-10 и сыграли большую роль в обороне Ленинграда. Активно они использовались и при прорыве блокады.
Утром 18 января 1943 года в атаку на г. Шлиссельбург вместе с пехотой двинулся Отдельный разведывательный батальон под командованием Л.Легезы. Выкрашенные в белый цвет 19 БА-10 устремились вперед, перемалывая снег широкими гусеничными лентами «Оверолл», надетыми на задние колеса. К 10 часам утра огнем броневиков были уничтожены три орудия, несколько пулеметов и свыше 120 немецких солдат. К полудню город был взят.
Во время Великой Отечественной войны эти машины использовались в войсках до 1944 года, а в некоторых подразделениях до конца войны. Они хорошо зарекомендовали себя как средство разведки и боевого охранения, а при грамотном применении успешно боролись и с танками противника.

Бронеавтомобили БА-10 Монгольской народно-революционной армии.
Конец 1940-х годов.
БА-10 в армиях других стран
Средние бронеавтомобили советского производства использовались не только в Красной Армии, но и в других странах: иногда их поставляли на экспорт, а чаще они попадали туда в качестве трофеев.
Монголия. Начиная с 1940 года в МНР поставлялись и бронемашины БА-10, но цифр общих поставок советской бронетехники пока обнаружить не удалось, но можно предположить, что до 1945 года монгольская армия получила не менее 100 БА-6 и БА-10. Известно, что во время боевых действий против Квантунской армии в составе смешанной советско-монгольской конно-механизированной группы действовала 1-я бронебригада Монгольской Народно-Революционной Армии, имевшая в своем составе 58 средних бронемашин советского производства. Судя по боевому составу, ее организация соответствовала штату советских мотоброневых бригад. Броневики БА-6 и БА-10 состояли на вооружении МНРА до середины 1950-х годов.
Финляндия. В ходе Зимней войны финны захватили десять броневиков БА-10. После начала так называемой Продолжительной войны (так в Финляндии официально именуются боевые действия против СССР в 1941-1944 годах) их число увеличилось — по состоянию на 1 июля 1943 года в войсках имелись 24 машины этого типа. В 1943 году броневики прошли модернизацию — на них установили двигатели «Форд» V-8 мощностью 95 л.с. В качестве учебных два бронеавтомобиля БА-10 эксплуатировались в финской армии вплоть до 1959 года. В 1962 году один из списанных броневиков был переоборудован в самоходный кран и под обозначением BA-10N использовался в техническом центре танковых войск до 1978 года! В настоящее время Финляндия — единственная страна, где сохранился экземпляр бронеавтомобиля БА-10. Его можно увидеть в танковом музее в Пароле.
Германия. Части вермахта в ходе первых же боев на территории СССР захватили большое количество средних бронемашин советского производства, причем многие из них были в полной исправности. Судя по фотографиям, использование трофеев началось уже в ходе первых боев.

Переделанный в самоходную лебёдку трофейный советский бронеавтомобиль БА-10, использовавшийся в финской армии под обозначеием BA-10N. Снимок сделан зимой 1973 года, в настоящее время эта машина находится в финском музее бронетанкового вооружения в Пароле.
Однако сказать, сколько средних бронемашин использовалось вермахтом и частями СС, сказать очень сложно, так как никакой статистики на эту тему нет.
        В Вермахте БА-10 получили обозначение Panzerspahwagen BA 203(r) и в основном применялись в качестве штабных и связных машин теми частями, которые их захватили. Довольно охотно немцы эксплуатировали вариант БА-10 жд, поскольку при движении по рельсам такой недостаток советской машины, как ограниченная проходимость, уже не имел значения. В составе германского бронепоезда № 102 (Pz.Sp.Zug.102), например, в августе 1941 года имелись четыре бронеавтомобиля БА-10 жд.
        Румыния. К октябрю 1941 года в ходе боев с советскими частями румынская армия захватила 103 бронеавтомобиля, из которых примерно 60 составляли пушечные. Пока не удалось найти никаких подробностей их применения румынами, но достоверно известно, что какая-то часть из трофейных машин использовалась.
        Швеция. В 1942 году командование шведской армии обратилось к финнам с просьбой о продаже нескольких трофейных советских пушечных бронемашин для использования их в качестве учебных. 26 октября был подписан контракт на поставку трех корпусов БА-10 по цене 5000 крон за каждый. Фактически шведы получили только бронекорпуса с башней — двигатели, трансмиссии, вооружение и колеса отсутствовали. Однако шведы довели эти машины до ходового состояния и под обозначением «pansarbil m/31 F» они поступили на оснащение пехотной школы в Розерсберге, недалеко от Стокгольма. Здесь эти броневики эксплуатировались в качестве учебных до конца 1950-х годов.
Фотографии БА-10 
Фотографии БА-10 в армиях других государств 

            Чертежи бронеавтомобиля БА-10:
                   — общие виды
                   — шасси БА-6 и БА-10


Источники:
«Отечественные бронированные машины 1905-1941». Том I. Изд.центр «Экспринт». 2002 г.
М.Барятинский «Бронеавтомобили Красной Армии 1918-1945». (Бронеколлекция спец.выпуск №4, 2003 г.)
М.Коломиец. «Танки в зимней войне 1939-1940». (Фронтовая иллюстрация №3, 2001 г.)
М.Коломиец «Бои у реки Халхин-Гол». (Фронтовая иллюстрация №2, 2002 г.)
М.Коломиец «Средние бронеавтомобили Красной Армии». (Фронтовая иллюстрация №6, 2003 г.)
М.Коломиец «Средние бронеавтомобили Красной Армии в боях». (Фронтовая иллюстрация №4, 2005 г.)
А.Титов «Классика жанра». (М-Хобби №4, 2005 г.)


  

bronetehnika.narod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *