Содержание

Бомбардировщик Авро 683 Ланкастер

В сентябре 1944 г. советское и английское командования предприняли совместную операцию «Параван» против немецкого линкора «Тирпиц», отстаивавшегося в Альтен-фьорде на побережье Норвегии. Линкор ранее был несколько раз поврежден, но продолжал оставаться потенциальной опасностью на пути северных конвоев из Англии в Советский Союз. В ходе операции 38 «Ланкастеров», 2 транспортных «Либерейтора» и один разведчик «Москито» направили на аэродром Ягодник в Архангельской области.
Соединение, собранное из самолетов 6 17-й и 9-й бомбардировочных эскадрилий королевских ВВС, было укомплектовано «Ланкастерами» модификаций I (с моторами Роллс-Ройс «Мерлин 24») и III (с моторами Паккард «Мерлин 224»), специально приспособленными для подвески сверхтяжелых бомб весом 12000 фунтов (5450 кг). Внешне они отличались от стандартных углубленным «пузатым» бомбоотсеком и отсутствием верхней турели FN50.
С 6 часов утра 12 сентября английские самолеты начали садиться на аэродромы архангельского узла. По различным причинам 10 бомбардировщиков совершили вынужденные посадки в Онеге, Беломорске, Кегострове, Молотове (Северодвинске) и просто в тундре. Одна машина села в столь неудобном месте, что пришлось сбросить парашютиста-проводника, который вывел экипаж к реке, где ждала летающая лодка МБР-2. 7 самолетов были повреждены, один из них наши и английские специалисты отремонтировали.
15 сентября 27 «Ланкастеров» (включая отремонтированный) отбомбились по «Тирпицу». На цель их вели наши штурманы. Советские самолеты также вели предварительную разведку и затем фотографировали результаты налета. Из 21 сверхмощной бомбы «Теллбой» (шесть машин несли обычные бронебойные бомбы по 224 кг) одна попала прямо в линкор, также в цель угодили и несколько более мелких. Однако, «Тирпиц» остался на плаву. Англичане потерь не имели.
С 16 по 28 сентября все исправные «Ланкастеры» вернулись на свои базы в Великобритании. Впоследствии им все-таки удалось добить «Тирпиц», который немцы перевели на новое место — у о.Ха-ак.
На советской земле осталось шесть поврежденных «Ланкастеров» — один «Ланкастер» III и пять «Ланкастеров» I. Четыре из них были исследованы на предмет возможного восстановления. Два наименее поврежденных доставили в Кегостров, где в мастерских ВВС Беломорской военной флотилии под руководством главного инженера Кирьянова занялись их ремонтом и переделкой.
Все вооружение с них сняли, заднюю турель зашили листами дюраля. Поврежденную носовую часть изменили: старый «ступенчатый» нос со стрелковой установкой заменили новым прозрачным обтекателем. Окраска осталась прежней, английской (коричнево-зеленый верх и черный низ), только опознавательные знаки закрасили нашей зеленой краской (отличавшейся по тону) и сверху нанесли красные звезды в черной окантовке. Обе машины переделывались однотипно.
Одна из них, с номером «01», досталась 16-му транспортному отряду (трао), где эксплуатировалась с конца января 1945 г. (предположительно это был самолет с номером МЕ559, выпущенный фирмой «Мэтрополитэн-Виккерс»). Командиром самолета был В.Ш.Евдокимов, штурманом — В.Я.Андреев. 16-ый трао являлся наследником известной 2-ой отдельной авиагруппы И.Т.Мазурука, сформированной в начале войны из полярных летчиков. Хотя он и назывался транспортным, но использовался не только и не столько для перевозки людей и грузов, сколько для сопровождения конвоев, ледовой разведки, патрулирования. «Ланкастер» тоже летал ∙на поиск подводных лодок (хотя не нес ни бомбового, ни стрелкового вооружения), на разведку отдаленных районов, где была очень ценна его большая дальность и продолжительность полета. Например, 24 января «Ланкастер» провел ледовую разведку участка губы Белужья (Новая Земля) — Нарьян-Мар.
Экипаж «Ланкастера» у нас составляли 4-5 человек: один или два пилота, штурман и два механика.
В августе 1945 г. эту машину направили на Тихий океан, но в Красноярске она застряла из-за нехватки горючего. Пока ждали бензин, война с Японией кончилась. Летом 1946 г. этот «Ланкастер» перегнали в Ригу, в авиатехническое училище, как наглядное пособие. Дальнейшая его судьба неизвестна.
Второй восстановленный «Ланкастер», с номером «02», попал в 70-й отдельный транспортный полк (отрап) ВВС Северного флота. Командиром этой машины был И.И.Дубенец. После расформирования 16-го трао в 1946 г. оба самолета недолго находились вместе в 70-м мотрап, «02» после войны разбили при посадке на аэродроме в Измайлове, в Москве. Бомбардировщик выкатился за пределы летного поля, подломал шасси и изуродовал носовую часть. Восстанавливать еще раз его не стали — списали.
Конечно, два самолета не могли изменить ход войны. Тем не менее, надо указать, что в отличие от В-17 и В-24, так и не принявших участия в боевых операциях с советскими экипажами, «Ланкастеры» с красными звездами успели совершить значительное количество боевых вылетов, хотя и не встречались с врагом «лицом к лицу», и таким образом внесли свой вклад в общую победу.

fishki.net

Авро 683 «Ланкастер» — лучший английский бомбардировщик Второй мировой

Ещё на стадии доводки «Манчестера» Р. Чедуик, ввиду проблем с двигателями «Валчур», предложил несколько альтернативных вариантов развития самолета с моторами других типов. В апреле 1940 г. предложения «Авро» были рассмотрены Министерством авиации, выбравшим для реализации проект «Манчестер» Mk.III — четырехмоторную машину под двигатели «Роллс-Ройс» «Мерлин». Помимо замены внешних частей крыла новыми, увеличенного размаха и с дополнительной парой двигателей, был усилен центроплан, увеличена емкость топливных баков, внесены другие усовершенствования.

Фирма «Авро» получила заказ на постройку (путем переделки из уже строящихся «Манчестеров») четырех прототипов самолета, получившего название «Ланкастер», первый из которых вышел на испытания 9 января 1941 г. Он имел трехкилевое оперение и моторы «Мерлин» X (1145 л.с). На второй машине установили двухкилевое оперение (как на «Манчестере» Mk.IA), моторы «Мерлин» XX (1280 л.с.) и полный комплект оборонительного вооружения (8 пулеметов «Браунинг» — по 2 в носовой и верхней башнях и 4 — в хвостовой). Третий прототип получил двигатели воздушного охлаждения «Бристоль» «Геркулес» VI, а от постройки четвертого отказались — результаты испытаний первых трех машин были настолько хорошими, что самолет запустили в серию.

31 октября 1941 г. завод «Авро» в Вудфорде выпустил первый серийный «Ланкастер» Mk.I. Впоследствии выпуск «Ланкастеров» наладили также на заводах «Метровик» в Траффорд Парке, «Армстронг Уитворт» в Бэгинтоне, «Виккерс Армстронг» в Кастл Бромвиче и «Остин Моторс» в Лонгбридже. Кроме того, «Ланкастеры» строили и в Канаде, на заводе «Виктори Эйркрафт» (позже переименованном в «Авро Канада») в Торонто. Их выпуск начался в августе 1943 г. До момента завершения выпуска серийных машин 2 февраля 1946 г. в Великобритании и Канаде построили 7377 самолетов «Ланкастер», ставших, таким образом, наиболее массовыми британскими четырехмоторными самолетами.

Основные модификации Авро «Ланкастер»:

«Ланкастер» Mk.I — двигатели «Мерлин» XX, 22 либо 24. Оборонительное вооружение соответствует второму прототипу, на некоторых установлена дополнительно нижняя башня с 2 7,7-мм пулеметами «Браунинг» (при этом не устанавливалась прицельная РЛС h3S). Нормальная бомбовая нагрузка — 3630 кг, на самолетах с увеличенным бомбоотсеком -5443 кг. Экипаж — 7 чел. (на самолетах с нижней стрелковой установкой — 8). Самолеты В Mk.I (SpeciaI) были приспособлены для подвески бомб «Грэнд Слэм» (9979 кг). С них сняли носовую и верхнюю стрелковые башни (в хвостовой оставили лишь два пулемета), а также створки бом-боотсека. Сам же бомбоотсек был удлинен, а шасси самолета усилено (в начале 1945 г. переоборудовали 33 машины). Часть самолетов переоборудованы в фоторазведчики PR Mk.I. Построили в общей сложности 3440 «Ланкастеров» Mk.I.

«Ланкастер» Mk.II — двигатели воздушного охлаждения «Геркулес» VI (первые 27 машин) либо XVI (1735 л.с). Оборонительное вооружение соответствует второму прототипу, на некоторых установлен дополнительно 1 7,7-мм пулемет «Браунинг» в подфюзеляжной установке. Удлиненный бомбоотсек рассчитан на 6351 кг бомбовой нагрузки. Отличались худшей высотностью, поэтому строились в ограниченном количестве — выпущено 300, заказчик принял лишь 282 машины.

«Ланкастер» Mk.III — аналог Mk.I с моторами «Паккард-Мерлин» 28, 38 либо 224 (мощностью, соответственно, 1300, 1480 либо 1640 л.с). Выпустили 3039 единиц. В послевоенное время 44 машины переоборудовали в поисково-спасательный вариант ASR Mk.III, а ещё некоторое количество — в морской патрульный самолет MR Mk.III (GR Mk.III).

«Ланкастер» Mk.VII — в верхней башне установлены 2 12,7-мм пулемета (как на Мк.Х). В 1945 г. построено 180 машин.

«Ланкастер» Мк.Х — аналог Mk.III, строившийся в Канаде. Оборонительное вооружение соответствует Mk.I, но в верхней башне, смещенной вперед, установлено 2 12,7-мм пулемета. Изготовлено 430 самолетов.

Летно-технические характеристики самолетов Avro Lancaster Mk.I

  • Двигатели: тип Роллс-Ройс «Мерлин» XX
  • мощность, л.с.: 1280
  • Размах крыла, м: 31,09
  • Длина самолета, м.: 21,34
  • Высота самолета, м.: 6,19
  • Площадь крыла, кв. м.: 120,8
  • Масса, кг:
  • пустого самолета: 16 753
  • максимальная взлетная: 28 576
  • Максимальная скорость, км/ч: 416
  • Практический потолок, м.: 7468
  • Дальность полета, км:
  • с 3178 кг бомб — 4070

Боевое использование Авро «Ланкастер»

Первой освоение «Ланкастеров» начала осенью 1941 г. 44-я АЭ. В бою новые бомбардировщики дебютировали в марте 1942 г. Несколько раз, учитывая высокие летные данные «Ланкастеров», британцы пытались применять их для дневных налетов, но всякий раз это вело к значительным потерям. Основной формой боевого применения оставались массированные ночные налеты. В ночь на 31 мая 1942 г. 73 «Ланкастера» из четырех эскадрилий участвовали в первом «налете 1000 бомбардировщиков», целью которого был Кёльн. Постепенно масштаб применения рос — в налете на Берлин в ночь на 17 января 1943 г. участвовало уже 190 «Ланкастеров».

С марта 1943 г. развернулась «битва за Рур» — широкомасштабные налеты на промышленные центры, в которой «первую скрипку» играли четырехмоторные бомбардировщики. 25 июля в налете на Гамбург принял участие 791 бомбардировщик, в т.ч. 347 «Ланкастеров». Именно здесь впервые были применены пассивные помехи для РЛС — полоски фольги под названием «Виндоу», позволившие существенно снизить потери бомбардировщиков (с 6% до 2,8%).

В ночь на 18 августа 1943 г. 595 бомбардировщиков (в т.ч. 324 «Ланкастера») бомбили ракетный центр в Пенемюнде, а 23, 31 августа и 3 сентября «Ланкастеры» участвовали в крупномасштабных налетах на Берлин.

Перед высадкой в Нормандии «Ланкастеры» наносили удары по объектам инфраструктуры на территории Франции, а после высадки бомбили узлы сопротивления немецких войск. С середины августа 1944 г. в прежнем масштабе возобновляются налеты на Германию.

Наряду с обычными бомбардировочными налетами, «Ланкастеры» применялись и для выполнения специальных задач. Самолеты 101-й АЭ, оборудованные специальной аппаратурой, ставили помехи в сетях наведения истребителей-перехватчиков. Вероятно, наиболее известным бомбардировочным рейдом времен Второй мировой войны в Европе стал налет «Ланкастеров» 617-й эскадрильи на дамбы в долине Рура с применением «бомб Уоллиса» в ночь на 17 мая 1943 г. Эта операция стала одной из наиболее успешных по соотношению собственных потерь и причиненного ущерба. Впоследствии 617-я АЭ специализировалась на применении т.н. «бомб глубокого проникновения» «Толлбой» (5448 кг). В частности, с их применением 12 ноября 1944 г. был потоплен линкор «Тирпиц». С марта 1945 г. 617-я АЭ наносила удары самыми тяжелыми авиационными боеприпасами, применявшимися во время Второй мировой войны — бомбами «Гранд Слэм».

К апрелю 1945 г. «Ланкастерами» было вооружено 56 эскадрилий. На этот тип полностью перевооружили 1, 3 и 5-ю группы Бомбардировочного командования. 8-я группа («следопытов») наряду с «Ланкастерами» эксплуатировала легкие «Москито». Лишь 4-я группа летала на «Галифаксах», а 6-я (канадская) имела смешанный состав — 7 Аэ «Галифаксов» и 10 «Ланкастеров». В последней, наряду с самолетами британского производства, служили и канадские «Ланкастеры» Мк.Х. Первой строевой частью, получившей такие машины в апреле 1944 г., стала 419-я эскадрилья.

Последние боевые операции Бомбардировочного командования в ходе войны в Европе имели место в третьей декаде апреля 1945 г. 25 апреля, в тот же день 482 самолета (в т.ч. 158 «Ланкастеров») бомбили береговые батареи Вангероога (Фризские о-ва). А в ночь на 26 апреля 107 «Ланкастеров» нанесли удар по нефтебазе в норвежском порту Тонсберг. При этом жертвой ночного истребителя Ju 88 стал самолет 463-й (канадской) эскадрильи — последний «Ланкастер», потерянный в ходе боевых действий. Его экипажу повезло — они сумели дотянуть на подбитой машине до нейтральной Швеции.

8 эскадрилий в 1945 г. получили адаптированные для Дальневосточного ТВД самолеты В Mk.I(FE) и В Mk.VII(FE), но поучаствовать в войне против Японии «Ланкастеры» не успели.

В послевоенное время «Ланкастеры» были относительно быстро заменены более современными «Линкольнами» и поставленными из США «Вашингтонами» (B-29D). В 1947 г. «Ланкастеры» оставались на вооружении 12 бомбардировочных эскадрилий, последняя из них — 49-я — перешла на «Линкольны» в 1950 г.

В послевоенный период Королевские канадские ВВС эксплуатировали около 230 «Ланкастеров» — все местного производства, прошедшие доработки и модернизации. Так, обычные бомбардировщики получили обозначение Mk.10S (т.е., «стандартные»), разведчики-бомбардировщики — Mk.10BR, разведчики с демонтированными бомбодержателями — Mk.10AR и Mk.10P, морские разведчики — Mk.10MR. Самолеты, приспособленные для поисково-спасательной службы, обозначались Mk.10SAR, для подготовки штурманов -Mk.10N, а для управления беспилотными мишенями -Mk.10DC.

15 «Ланкастеров» в 1948 г. приобрела Аргентина, где они эксплуатировались до 1966 г. В 1950 г. 9 таких самолетов поставили Египту.

В общей сложности 59 машин с января 1952 г. было передано Франции, где они использовались в качестве патрульных и поисково-спасательных.

Два самолета из числа совершивших вынужденные посадки на территории СССР после удара по «Тирпицу» с января 1945 г. эксплуатировались в ВВС Северного флота как транспортные.

«Ланкастеры» за время войны выполнили 156 308 боевых вылетов, потери составили 3349 машин. Таким образом, соотношение потерь к боевым вылетам составило 2,2% — наиболее низкая цифра среди всех британских бомбардировщиков.

На объекты противника «Ланкастеры» сбросили 618 612 т фугасных бомб (2/3 всех бомб, сброшенных самолетами Бомбардировочного командования за период с марта 1942 г. по май 1945 г.). Таким образом, самолет, чья история начиналась весьма неудачно (в облике двухмоторного «Манчестера» с капризными двигателями), превратился в наиболее эффективный британский бомбардировщик времен Второй мировой войны.

www.airaces.ru

Avro Lancaster — Википедия

Авро 683 Ланкастер (англ. Avro 683 Lancaster) — британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, состоявший на вооружении Королевских ВВС. Являлся основным, наряду с «Галифаксом», тяжёлым бомбардировщиком Королевских ВВС во время Второй мировой войны (на его счету 3/4 всего бомбового груза, сброшенного во ВМВ британской авиацией).

Первый боевой вылет «Ланкастеров» был совершён в марте 1942 года. Всего «Ланкастеры» совершили более 156 тысяч боевых вылетов и сбросили более 600 000 тонн бомб.
Также использовался для множества других целей, включая точные дневные удары, доставку сверхтяжёлых бомб «Tallboy» и «Grand Slam». Большую известность получил после проведённой в 1943 году — в ходе операции «Большая порка» — бомбардировки плотин в долине Рура.

Название получил по небольшому английскому городу Ланкастер.

Разработка

«Ланкастер» является дальнейшим развитием конструкции двухмоторного среднего бомбардировщика «Манчестер». «Манчестер» по его бомбовой нагрузке в 4695 кг можно отнести к тяжёлым бомбардировщикам, но двигатели Роллс-Ройс Валчер (англ. Rolls-Royce Vulture), которыми он оснащался и которые позволяли ему нести такую бомбовую нагрузку, отличались низкой надёжностью и так и не были доведены, а наличие всего двух двигателей не позволяло самолёту благополучно вернуться на базу в случае отказа одного из них. Главный конструктор фирмы «Авро» Рой Чадвик предложил оснастить машину четырьмя более надёжными, но менее мощными двигателями Роллс-Ройс Мерлин и крылом увеличенного размаха, сохранив старый фюзеляж. Новый самолёт получил обозначение Авро Тип 683, 9 января 1941 года лётчик-испытатель Х. Торн поднял в воздух прототип, имевший бортовой номер BT308. Самолёт показал намного лучшие характеристики, чем его предшественник, и, оснащенный более мощными двигателями Роллс-Ройс Мерлин XX, вскоре поступил в серийное производство. Производство нового самолёта помимо завода Avro в Чаддертоне началось на заводах фирм Vickers-Armstrongs в Честере, Armstrong Whitworth в Ковентри, Metropolitan-Vickers в Манчестере и Austin Motor Company в Лонгбридже, Бирмингеме, а также в Канаде, на заводе Victory Aircraft в Malton, Ontario. Первоначально самолёт считался одной из модификаций «Манчестера» и обозначался как Манчестер III, позднее он получил собственное имя Ланкастер. Прототип имел трёхкилевое хвостовое оперение, позаимствованное у «Манчестера», позднее оно было заменено двухкилевым, с которым самолёт и пошёл в серию. По образцу «Ланкастера» так же было изменено и хвостовое оперение «Манчестера», производство которого стремительно сворачивалось с началом производства «Ланкастера».

Видео по теме

Описание конструкции

Бомбовый отсек «Ланкастера»

«Авро Ланкастер» — четырёхмоторный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, имеющий овальное сечение фюзеляжа. Самолёт собирался из 36 отдельных модулей, имевших буквенно-цифровое обозначение, что упрощало его производство. Фюзеляж — клёпаный полумонокок, состоял из пяти модулей, соединявшихся болтами. Передний (D1) содержал в себе кабину бомбардира и переднюю стрелковую башню, следующий D2 — кабину пилотов и переднюю часть бомбового отсека, F1 выполнялся заодно с центропланом и состоял из кабины штурмана и радиста и основной части бомбоотсека, к D3 крепилась верхняя стрелковая башня, и хвостовая D4 предназначалась для установки стабилизатора, хвостового колеса и задней стрелковой башни. Для транспортировки фюзеляж мог разбираться на 3 части. Бомбовый отсек длиной 10,05 м, доставшийся от «Манчестера», закрывался двумя створками с помощью гидравлики. Вдоль всего фюзеляжа имелся проход, что позволяло оказать помощь при ранении членов экипажа и обеспечивало взаимозаменяемость.

Крыло также состояло из пяти модулей — центральной, интегрированой с фюзеляжем, двух внутренних секций с внутренними двигателями, и двух внешних консолей со своими двигателями. Крыло — двухлонжеронное, с работающей обшивкой. Закрылки — двухсекционные, по секции на внутренней и внешней консолях, с металлической обшивкой и гидроприводом. Внутренние секции закрылков отклонялись вместе с задней частью мотогондол. Элероны с полотняной обшивкой, оснащены триммерами. Хвостовое оперение — двухкилевое с килями овальной формы, стабилизатор — двухлонжеронный. Рули высоты и направления с металлической обшивкой и имели весовую и аэродинамическую компенсацию.

Шасси трёхстоечное, с хвостовым колесом. Основные стойки убирались гидроприводом назад-вверх в мотогондолы внутренних двигателей и после уборки полностью закрывались створками. Амортизация — масляно-воздушная, тормоза пневматические. Хвостовая стойка — неубирающаяся, дополнительное сопротивление, создаваемое ей в полёте компенсировалось меньшим весом из-за отказа от привода.

Модификации

Боевое применение

«Ланкастер» над Гамбургом, ночь 30/31 января 1943 года

Первой эскадрильей, получившей на вооружение «Ланкастеры», стала 44-я эскадрилья, следом за ней 97-я эскадрилья, всего к концу войны, действовало 55 эскадрилий.
Первый боевой вылет «Ланкастеры» совершили 2 марта 1942 года, во время которого самолёты 44-й эскадрильи заминировали Гельголандскую бухту.
Дебют «Ланкастера» в роли бомбардировщика состоялся ночью 10-11 марта во время налёта на Эссен, в котором приняли участие «Ланкастеры» обеих эскадрилий.

С принятием на вооружение тяжёлых четырёхмоторных хорошо защищённых бомбардировщиков, Бомбардировочное Командование решило возобновить дневные рейды, которые вынужденно прекратились из-за больших потерь двухмоторных бомбардировщиков. 17 апреля 1942 года 12 самолётов 44-й и 97-й эскадрилий совершили дневной налёт на завод дизелей фирмы MAN. 4 самолёта были потеряны ещё на пути к цели, ещё 3 были сбиты на обратном пути, а все вернувшиеся 5 машин были повреждены. Несмотря на потери, дневные рейды продолжались: последний состоялся 17 октября 1942 года, когда 90 «Ланкастеров» отбомбились по заводу Schneider в Ле-Крезо. В ходе этого налёта был потерян только один самолёт.

Несмотря на высокий уровень потерь от немецкой ПВО во время дневных налётов, Бомбардировочное Командование вынуждено было продолжать их из-за низкой эффективности ночных бомбардировок — по данным разведки, лишь 50 % сброшенных бомб падало в районе цели, кроме того, три экипажа из четырёх даже не были уверены в том, что они обнаружили цель.
Начало в августе 1942 года боевых действий 8-й Воздушной Армии ВВС США, вооружённой более защищёнными «Летающими крепостями» Б-17, позволило Королевским ВВС сосредоточиться на ночных рейдах против Германии.

Всего за годы войны из построенных 7377 машин было потеряно (на земле и в воздухе) около 3000.

Сохранившиеся самолёты

PA474 (Мемориальная эскадрилья британских ВВС) — не единственный летающий экземпляр.
Avro Lancaster X — Canadian Warplane Heritage Museum, Hamilton, Ontario — Канадский Музей Военных Самолётов осуществляет регулярные полёты Avro Lancaster. Расписание полётов здесь

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  

8 пулемётов Браунинга кал. 7,7 мм (.303 British)

  • Боевая нагрузка: максим. 10 000 кг
    нормальная 6400

См. также

Ссылки

Литература

  • Coulding, Brian, Garbett, M. The Avro Lancaster I (Aircraft in Profile number 65). Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd., 1966.
  • Robertson, Bruce. The Avro Lancaster II (Aircraft in Profile number 235). Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd.
  • Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.
  • Околелов Н.Н., Шумилин С.Э., Чечин А.А. Бриллианты британской короны (рус.) // Моделист-конструктор : журнал. — 2007. — № 2 специальный выпуск. — С. 38 — 64.
  • Майлз Трипп Воздушная война в небе Западной Европы. Воспоминания пилота бомбардировщика. 1944—1945
  • Цветков С., «Ночные кошмары Германии», Моделист-Конструктор, 1-1996,3-1996

wikipedia.green

Авро 683 Ланкастер — Avro Lancaster — Вооружение

Авро 683 Ланкастер — Avro Lancaster

Авро 683 Ланкастер (англ. Avro 683 Lancaster) — британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, состоявший на вооружении Королевских ВВС. Вместе с предшественником, «Галифаксом», являлся основным тяжёлым бомбардировщиком Королевских ВВС во время Второй мировой войны.

Первый боевой вылет совершил в марте 1942 года. «Ланкастер» стал самым знаменитым и самым результативным ночным бомбардировщиком Второй мировой войны, совершив более 156 тысяч боевых вылетов и сбросив более 600 000 тонн бомб. Также использовался для множества других целей, включая точные дневные удары, доставку сверхтяжёлых бомб «Толлбой» и «Гранд слэм». Большую известность получил после проведённой в 1943 году в ходе операции «Большая порка» бомбардировке плотин в долине Рура.

Разработка

«Ланкастер» является дальнейшим развитием конструкции двухмоторного среднего бомбардировщика «Манчестер». «Манчестер» по его бомбовой нагрузке в 4 695 кг можно отнести к тяжёлым бомбардировщикам, но двигатели Роллс-Ройс Валчер (англ. Rolls-Royce Vulture), которыми он оснащался и которые позволяли ему нести такую бомбовую нагрузку, отличались низкой надёжностью и так и не были доведены, а наличие всего двух двигателей не позволяла самолёту благополучно вернуться на базу в случае отказа одного из них. Главный конструктор фирмы «Авро» Рой Чадвик предложил оснастить машину четырьмя более надёжными, но менее мощными двигателями Роллс-Ройс Мерлин и крылом увеличенного размаха, сохранив старый фюзеляж. Новый самолёт получил обозначение Авро Тип 683, 9 января 1941 года лётчик-испытатель Х. Торн поднял в воздух прототип имевший бортовой номер BT308. Самолёт показал намного лучшие характеристики, чем его предшественник, и, оснащенный более мощными двигателями Роллс-Ройс Мерлин XX, вскоре поступил в серийное производство. Производство нового самолёта помимо завода Avro в Чаддертоне началось на заводах фирм Vickers-Armstrongs в Честере, Armstrong Whitworth в Ковентри, Metropolitan-Vickers в Манчестере и Austin Motor Company в Лонгбридже, Бирмингем а также в Канаде, на заводе Victory Aircraft в Malton, Ontario. Первоначально самолёт считался одной из модификаций «Манчестера» и обозначался как Манчестер III, позднее он получил собственное имя Ланкастер. Прототип имел трехкилевое хвостовое оперение, позаимствованное у «Манчестера», позднее оно было заменено двухкилевым, с которым самолёт и пошёл в серию. По образцу «Ланкастера» так же было изменено и хвостовое оперение «Манчестера», производство которого стремительно сворачивалось с началом производства «Ланкастера».

Описание конструкции

«Авро Ланкастер» — четырёхмоторный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, имеющий овальное сечение фюзеляжа. Самолёт собирался из 36 отдельных модулей, имевших буквенно-цифренное обозначение, что упрощало его производство. Фюзеляж — клёпаный полумонокок, состоял из пяти модулей, собиравшимися между собой болтами. Передний (D1) содержал в себе кабину бомбардира и переднюю стрелковую башню, следующий D2 — кабину пилотов и переднюю часть бомбового отсека, F1 выполнялся заодно с центропланом и состоял из кабины штурмана и радиста и основной части бомбоотсека, к D3 крепилась верхняя стрелковая башня, и хвостовая D4 предназначалась для установки стабилизатора, хвостового колеса и задней стрелковой башни. Для транспортировки фюзеляж мог разбираться на 3 части. Бомбовый отсек длиной 10,05 м, доставшийся от «Манчестера» закрывался двумя створками с помощью гидравлики. Вдоль всего фюзеляжа имелся проход, что позволяло оказать помощь при ранении членов экипажа и обеспечивало взаимозаменяемость.

Крыло также состояло из пяти модулей — центральной, интегрированой с фюзеляжем, двух внутренних секций с внутренними двигателями, и двух внешних консолей со своими двигателями. Крыло — двухлонжеронное, с работающей обшивкой. Закрылки — двухсекционные, по секции на внутренней и внешней консолях, с металлической обшивкой и гидроприводом. Внутренние секции закрылков отклонялись вместе с задней частью мотогондол. Элероны с полотняной обшивкой, оснащены триммерами. Хвостовое оперение — двухкилевое с килями овальной формы, стабилизатор — двухлонжеронный. Рули высоты и направления с металлической обшивкой и имели весовую и аэродинамическую компенсацию.

Шасси трехстоечное, с хвостовым колесом. Основные стойки убирались гидроприводом назад-вверх в мотогондолы внутренних двигателей и после уборки полностью закрывались створками. Амортизация — маслянно-воздушная, тормоза пневматические. Хвостовая стойка — неубирающаяся, дополнительное сопротивление, создаваемое ей при полёте компенсировалось меньшим весом из-за отказа от привода.

Бомбовый отсек «Ланкастера»

Вторая мировая война

Первой эскадрильей, получившей на вооружение «Ланкастеры», стала 44-я эскадрилья, следом за ней 97-я эскадрилья, всего к концу войны, действовало 55 эскадрилий.

Первый боевой вылет «Ланкастеры» совершили 2 марта 1942 года, во время которого самолёты 44-ой эскадрильи заминировали Гельголандскую бухту. Дебют «Ланкастера» в роли бомбардировщика состоялся ночью 10-11 марта во время налета на Эссен в котором приняли участие «Ланкастеры» обеих эскадрилий.

С принятием на вооружение тяжёлых четырёхмоторных хорошо защищенных бомбардировщиков, Бомбардировочное Командование решило возобновить дневные рейды, которые вынуждено прекратились из-за больших потерь двухмоторных бомбардировщиков. 17 апреля 1942 года 12 самолётов 44-й и 97-й эскадрилий совершили дневной налёт на завод дизелей фирмы MAN. 4 самолёта были потеряны ещё на пути к цели, ещё 3 были сбиты на обратном пути, а все вернувшиеся 5 машин были повреждены. Несмотря на потери, дневные рейды продолжали осуществляться, последний из них состоялся 17 октября 1942 года, когда 90 «Ланкастеров» отбомбились по заводу Шнейдера в Ле-Крезо. В ходе этого налёта был потерян только один самолёт.

Несмотря на высокий уровень потерь от немецкой ПВО во время дневных налётов, Бомбардировочное Командование вынуждено было продолжать их из-за низкой эффективности ночных бомбардировок — по данным разведки лишь 50% сброшенных бомб падало в районе цели, кроме того, три экипажа из четырёх даже не были уверены в том, что они обнаружили цель. Когда в августе 1942 года начала боевые действия 8-я Воздушная Армия ВВС США, вооружённая более защищенными «Летающими крепостями» Б-17, то это позволило Королевским ВВС сосредоточится на ночных рейдах против Германии.

Всего за годы войны из построенных 7377 машин было потеряно (на земле и в воздухе) около 3000.

«Ланкастер» над Гамбургом, ночь 30/31 января 1943 года

Атака «Ланкастерами» Санкт-Вит, Бельгия, 26 декабря 1944 года

Сравнительные размеры трёх британских тяжёлых бомбардировщиков Второй мировой войны — Авро Ланкастер, Шорт Стирлинг и Хендли Пейдж Галифакс

Сохранившиеся самолёты

PA474 (Мемориальная эскадрилья британских ВВС) — не единственный летающий экземпляр. Avro Lancaster X — Canadian Warplane Heritage Museum, Hamilton, Ontario — Канадский Музей Военных Самолётов осуществляет регулярные полёты Avro Lancaster. Расписание полётов: Flight Schedule 2011.pdf.

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

  • Экипаж: 7 человек
  • Длина: 21,18 м
  • Размах крыла: 31,09 м
  • Высота: 5,97 м
  • Площадь крыла: 120 м?
  • Масса пустого: 16 705 кг
  • Масса снаряжённого: 29 000 кг
  • Максимальная взлётная масса: 30 845 кг
  • Силовая установка: 4 ? радиальный Rolls-Royce Merlin XX V12
  • Мощность двигателей: 4 ? 1280 л.с.

Лётные характеристики

  • Максимальная скорость: 450 км/ч
  • Боевой радиус: 4 600 км
  • Практический потолок: 8 160 м
  • Скороподъёмность: 320 м/мин
  • Нагрузка на крыло: 168 кг/м?
  • Тяговооружённость: 130 Вт/кг

Вооружение

  • Стрелково-пушечное:

    8 пулемётов Браунинга кал. 7,7 мм (.303 British)

  • Боевая нагрузка: максим. 10 000 кг

    нормальная 6400

www.nakop.ru

Бомбардировщик Авро 683 «Ланкастер» Англия характеристики

Танки

Самолеты

Британский тяжелый четырехмоторный бомбардировщик Avro 683 Lancaster

Рожденный путем компромисса и появившийся из проекта среднего бомбардировщика, «Ланкастер» стал самым удачным английским тяжелым бомбардировщиком периода второй мировой войны. Его разработка началась, когда в Европе уже три месяца шла война, но к тому времени, когда война кончилась, их было построено уже около 7300. «Ланкастер» так интенсивно использовался королевскими ВВС, что около половины этого количества, 3345, числится потерянным на боевых заданиях. «Ланкастеры» Бомбардировочного командования совершили между 1942 и 1945 годов 156000 вылетов, сбросив свыше 600000 тонн бомб, включая 9988-кг бомбы глубокого проникновения «Грэнд Слэм», которые не мог нести ни один другой серийный самолет времен войны, 5448-кг бомбы «Тэллбой» и известные бомбы Уоллиса для разрушения плотин.


Компания «Авро» в 1939 году серьезно увязла в программе производств самолетов «Манчестер», одного из двух типов среднего бомбардировщика, спроектированных согласно требованиям задания министерства авиации Р. 13/36. Оба типа (Авро 679 и Хендли-Пейдж НР.56) имели вид больших двухмоторных самолетов с моторами Роллс-Ройс «Валчер». Однако медленная разработка этого двигателя и его неудовлетворительные характеристики на ранних стадиях эксплуатации подвергали большому риску программы создания этих средних бомбардировщиков. Перед концом 1937 года конструкция «Хэндли-Пейдж» была изменена с двух «Валчеров» на четыре «Мерлина»; из этого получился «Галифакс». Самолет «Авро» остался единственным с двигателями этого типа. Планировалось вести массовое производство «Манчестера» группой компаний, включающих «Авро», «Армстронг-Уитворт», «Фэйри» и «Метрополитэн-Виккерс». Однако из-за продолжающихся затруднений и неопределенностей с «Валчером» эти планы постоянно откладывались и изменялись.

«Ланкастер» в полете

В этих обстоятельствах сюрпризом было то, что конструкторская группа «Авро», которой руководил Р.Чедвик, в 1939 году начала исследовать возможность установки четырех «Мерлинов» вместо двух «Валчеров» в качестве одного из альтернативных вариантов. В конце этого года министерство авиации согласилось на проведение работ по новому варианту «Манчестера», «Манчестер» II с двумя моторами Нэпир «Сейбр» или Бристоль «Центаурус», однако это предложение было быстро заменено «Манчестером» III с четырьмя «Мерлинами». Замена силовой установки производилась сравнительно просто: предполагалось оставить фюзеляж «Манчестера», хвостовую часть и центральную часть крыла (с первоначальными мотогондолами «Валчеров», переделанными под «Мерлины»), смонтировав новые внешние части крыла увеличенного размаха с мотогондолами под два дополнительных двигателя. Новому типу КБ присвоило номер 683. «Авро» считала, что четырехмоторный вариант бомбардировщика сможет действовать при перегрузочном весе 25878 кг, неся бомбовую нагрузку в 5448 кг на расстояние 1610 км или 3632 кг на 2574 км со скоростью 394 км/ч. На более экономичной крейсерской скорости 306 км/ч дальность увеличивалась соответственно до 2172 и 3218 км.

Эти цифры показывают, что Авро 683 обещал значительно больше, чем «Манчестер» I. Хотя на «Мерлины» был большой спрос, планировалось развернуть массовое производство этого мотора на нескольких заводах. Снятие с производства «Валчера», который не использовался ни на одной машине, кроме «Манчестера», в любом случае высвобождало дополнительные производственные мощности для выпуска «Мерлинов». Хотя министерство авиации считало, что Авро 683 несколько уступает НР.57, он явно имел большое преимущество перед «Манчестером». 15 ноября 1940 года было принято решение запустить четырехмоторный вариант в производство сразу же, как будут выполнены первые заказы на «Манчестер» (200 у «Авро» и 100 у «Метро-Виккерс»). Появилась мысль, что желательно избрать новое название, так как изменения в конструкции «Манчестера» оказались более значительными, чем казалось на первый взгляд. Для определения серийного стандарта было подготовлено новое техническое задание «Ланкастер» I/P1. Оно требовало от нового самолета лететь с крейсерской скоростью 402 км/ч на высоте 4575 м с нагрузкой в 3405 кг бомб на расстояние 3218 км и иметь максимальную дальность 4827 км. Очень большой бомбоотсек был особенностью исходной конструкции «Манчестера» и, конечно, был сохранен в «Ланкастере», который (по первоначальному заданию) должен был нести большое разнообразие различных вариантов нагрузки — от одной 1816-кг и шести 227-кг бомб до шести 681-кг мин или шести 908-кг, трех 114-кг и до 14 меньших бомб.

Заказ на прототипы «Ланкастера» был выдан в 1940 году. Поскольку «Авро» смогла использовать элементы серийного «Манчестера», то большой прогресс был достигнут уже с первым из них, собранным к концу 1940 года. Он совершил свой первый полет в Вудфорде 9 января 1941 года. Выглядевший как «четырехмоторный «Манчестер»», этот прототип имел такое же хвостовое оперение, как и исходный «Манчестер» I с небольшим размахом (6,7 м), двумя шайбами на концах стабилизатора, которым помогал большой центральный киль. Новые внешние части крыла увеличили размах до 31,1 м. Прототип сохранил «манчестеровские» носовую (FN5) и хвостовую (FN4A) турели «Фрэзер-Нэш», но не имел ни верхней, ни нижней турелей.

«Ланкастер» над морем

В то время как первый «Ланкастер» проходил предварительные испытания управляемости и летных характеристик в центре в Боскомб-Даун, в Вудфорде появился второй прототип, взлетевший 13 мая 1941 года. На нем было внедрено новое хвостовое оперение размахом 10,1 м с увеличенными килями и рулями поворота, ставшее стандартным у серийных «Ланкастеров» и приспособленное потом для «Манчестера» IA. Было установлено все стандартное вооружение «Манчестера»: турель FN5 с двумя пулеметами в носу, FN20 с четырьмя пулеметами в хвосте, нижняя FN64 с двумя пулеметами и верхняя FN50 тоже с двумя. Испытания быстро выявили, что «Ланкастер» имеет отличные характеристики. Еще в марте 1941 года рапорт из Боскомб-Даун сообщал об очень хороших летных качествах и предполагаемых высоких характеристиках. Замер скорости на первом самолете показал истинную скорость 389 км/ч на высоте 1402 м с моторами «Мерлин» XX на самой бедной смеси и наддуве 0,28 кг/см2. Позднее в этом же году в Боскомб-Дауне испытывался второй прототип с весом, возросшим до 27240 кг. В результате, было дано заключение, что взлетные характеристики и скороподъемность будут удовлетворины даже при весе до 27921 кг.

Воодушевленное результатами первых испытаний, министерство авиации решило прекратить впредь производство «Манчестера» для того, чтобы ускорить выпуск «Ланкастера», который занял его место во всех перспективных планах. Из-за этого выпуск «Манчестера» не достиг даже цифр, назначенных первыми контрактами с «Авро» и «Метро-Виккерс». Баланс по этим контрактам (43 у «Авро» и 57 у «Метро-Виккерс») должен был быть возмещен «Ланкастерами». Хотя два прототипа «Ланкастера» использовали элементы серийных «Манчестеров», они не считались модификациями «Манчестера» (как часто пишут), а являлись дополнением к контракту на «Манчестеры». Первый серийный «Ланкастер» I последовал сразу за последним «Манчестером» на сборочной линии «Авро» и взлетел в Вудфорде 31 октября 1941 года, менее чем через два года после начала работ. К концу года к полету была готова еще дюжина самолетов. Первый формальный заказ на «Ланкастеры» поступил 6 июня 1941 г. Он включал 454 самолета и заменил заказ на 450 «Манчестеров», выданный в январе 1940 года. За ним последовали и другие заказы.

Ранее имелись планы образовать группу по производству «Манчестеров». Теперь эти планы были перенесены на «Ланкастер». Как уже отмечалось, контракт с «Метро-Виккерс» был переключен на «Ланкастер», дополнительные заказы были сделаны в 1941 году, у «Армстронг-Уитворт» и «Виккерс-Армстронг» (на заводах в Кэстл-Бромвич и Честере), в 1942 году, у «Остин моторз» (в Лонгбридже). Выпуск у «Авро» первоначально концентрировался в Манчестере со сборкой и летными испытаниями в Вудфорде, но затем самолеты стали собираться в Йедоне около Лидса. Однажды 200 «Ланкастеров» были заказаны у «Шорт бразерс энд Гарланд» в Белфасте, но фактически ни один из них не был построен.

Кабина самолета «Ланкастер»

Производство «Ланкастера» значительно упрощалось тем, что конструкция делилась на крупные узлы (всего 36). По пять узлов требовалось для сборки фюзеляжа и крыла. Фюзеляж был овальным, цельнометаллической конструкции. Его «костяк» образовывали пары прессованных стрингеров, расположенные в нижней части трех средних секций. Поперечные балки между стрингерами подпирали пол, образуя потолок бомбоотсека. Центральная часть крыла была прямоугольной в плане, наружные его части, несущие внешние моторы, были скошены по передней и задней кромке; конструкция завершалась полукруглыми законцовками. Конструкция крыла опиралась на два лонжерона, каждый из которых состоял из верхней и нижней прессованных балок, соединенных болтами через плоскую стенку. Крыло было зашито гладкой обшивкой из алюминиевого сплава. Главные стойки шасси гидравлически убирались назад во внутренние мотогондолы. Нагрузку воспринимали специальные литые узлы из легкого сплава. Хвостовое колесо не убиралось; потери в сопротивлении окупались меньшим весом и отсутствием гидравлических магистралей для привода убирающейся системы. Предусмотрен был экипаж из семи человек, обычно состоявший из командира, второго пилота, наблюдателя (штурмана-бомбардира), двух стрелков-радистов и двух стрелков. В районе кабины предусматривалась бронезащита, включающая части конструкции, и турели также бронировались. Поперек центральной части фюзеляжа стояла бронеперегородка. В ней предусмотривался проход для членов экипажа над бомбоотсеком.

wikiwar.ru

Авро Ланкастер Википедия

Авро 683 Ланкастер (англ. Avro 683 Lancaster) — британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, состоявший на вооружении Королевских ВВС. Являлся основным, наряду с «Галифаксом», тяжёлым бомбардировщиком Королевских ВВС во время Второй мировой войны (на его счету 3/4 всего бомбового груза, сброшенного во ВМВ британской авиацией).

Первый боевой вылет «Ланкастеров» был совершён в марте 1942 года. Всего «Ланкастеры» совершили более 156 тысяч боевых вылетов и сбросили более 600 000 тонн бомб.
Также использовался для множества других целей, включая точные дневные удары, доставку сверхтяжёлых бомб «Tallboy» и «Grand Slam». Большую известность получил после проведённой в 1943 году — в ходе операции «Большая порка» — бомбардировки плотин в долине Рура.

Название получил по небольшому английскому городу Ланкастер.

Разработка

«Ланкастер» является дальнейшим развитием конструкции двухмоторного среднего бомбардировщика «Манчестер». «Манчестер» по его бомбовой нагрузке в 4695 кг можно отнести к тяжёлым бомбардировщикам, но двигатели Роллс-Ройс Валчер (англ. Rolls-Royce Vulture), которыми он оснащался и которые позволяли ему нести такую бомбовую нагрузку, отличались низкой надёжностью и так и не были доведены, а наличие всего двух двигателей не позволяло самолёту благополучно вернуться на базу в случае отказа одного из них. Главный конструктор фирмы «Авро» Рой Чадвик предложил оснастить машину четырьмя более надёжными, но менее мощными двигателями Роллс-Ройс Мерлин и крылом увеличенного размаха, сохранив старый фюзеляж. Новый самолёт получил обозначение Авро Тип 683, 9 января 1941 года лётчик-испытатель Х. Торн поднял в воздух прототип, имевший бортовой номер BT308. Самолёт показал намного лучшие характеристики, чем его предшественник, и, оснащенный более мощными двигателями Роллс-Ройс Мерлин XX, вскоре поступил в серийное производство. Производство нового самолёта помимо завода Avro в Чаддертоне началось на заводах фирм Vickers-Armstrongs в Честере, Armstrong Whitworth в Ковентри, Metropolitan-Vickers в Манчестере и Austin Motor Company в Лонгбридже, Бирмингеме, а также в Канаде, на заводе Victory Aircraft в Malton, Ontario. Первоначально самолёт считался одной из модификаций «Манчестера» и обозначался как Манчестер III, позднее он получил собственное имя Ланкастер. Прототип имел трёхкилевое хвостовое оперение, позаимствованное у «Манчестера», позднее оно было заменено двухкилевым, с которым самолёт и пошёл в серию. По образцу «Ланкастера» так же было изменено и хвостовое оперение «Манчестера», производство которого стремительно сворачивалось с началом производства «Ланкастера».

Описание конструкции

Бомбовый отсек «Ланкастера»

«Авро Ланкастер» — четырёхмоторный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, имеющий овальное сечение фюзеляжа. Самолёт собирался из 36 отдельных модулей, имевших буквенно-цифровое обозначение, что упрощало его производство. Фюзеляж — клёпаный полумонокок, состоял из пяти модулей, соединявшихся болтами. Передний (D1) содержал в себе кабину бомбардира и переднюю стрелковую башню, следующий D2 — кабину пилотов и переднюю часть бомбового отсека, F1 выполнялся заодно с центропланом и состоял из кабины штурмана и радиста и основной части бомбоотсека, к D3 крепилась верхняя стрелковая башня, и хвостовая D4 предназначалась для установки стабилизатора, хвостового колеса и задней стрелковой башни. Для транспортировки фюзеляж мог разбираться на 3 части. Бомбовый отсек длиной 10,05 м, доставшийся от «Манчестера», закрывался двумя створками с помощью гидравлики. Вдоль всего фюзеляжа имелся проход, что позволяло оказать помощь при ранении членов экипажа и обеспечивало взаимозаменяемость.

Крыло также состояло из пяти модулей — центральной, интегрированой с фюзеляжем, двух внутренних секций с внутренними двигателями, и двух внешних консолей со своими двигателями. Крыло — двухлонжеронное, с работающей обшивкой. Закрылки — двухсекционные, по секции на внутренней и внешней консолях, с металлической обшивкой и гидроприводом. Внутренние секции закрылков отклонялись вместе с задней частью мотогондол. Элероны с полотняной обшивкой, оснащены триммерами. Хвостовое оперение — двухкилевое с килями овальной формы, стабилизатор — двухлонжеронный. Рули высоты и направления с металлической обшивкой и имели весовую и аэродинамическую компенсацию.

Шасси трёхстоечное, с хвостовым колесом. Основные стойки убирались гидроприводом назад-вверх в мотогондолы внутренних двигателей и после уборки полностью закрывались створками. Амортизация — масляно-воздушная, тормоза пневматические. Хвостовая стойка — неубирающаяся, дополнительное сопротивление, создаваемое ей в полёте компенсировалось меньшим весом из-за отказа от привода.

Модификации

Боевое применение

«Ланкастер» над Гамбургом, ночь 30/31 января 1943 года

Первой эскадрильей, получившей на вооружение «Ланкастеры», стала 44-я эскадрилья, следом за ней 97-я эскадрилья, всего к концу войны, действовало 55 эскадрилий.
Первый боевой вылет «Ланкастеры» совершили 2 марта 1942 года, во время которого самолёты 44-й эскадрильи заминировали Гельголандскую бухту.
Дебют «Ланкастера» в роли бомбардировщика состоялся ночью 10-11 марта во время налёта на Эссен, в котором приняли участие «Ланкастеры» обеих эскадрилий.

С принятием на вооружение тяжёлых четырёхмоторных хорошо защищённых бомбардировщиков, Бомбардировочное Командование решило возобновить дневные рейды, которые вынужденно прекратились из-за больших потерь двухмоторных бомбардировщиков. 17 апреля 1942 года 12 самолётов 44-й и 97-й эскадрилий совершили дневной налёт на завод дизелей фирмы MAN. 4 самолёта были потеряны ещё на пути к цели, ещё 3 были сбиты на обратном пути, а все вернувшиеся 5 машин были повреждены. Несмотря на потери, дневные рейды продолжались: последний состоялся 17 октября 1942 года, когда 90 «Ланкастеров» отбомбились по заводу Schneider в Ле-Крезо. В ходе этого налёта был потерян только один самолёт.

Несмотря на высокий уровень потерь от немецкой ПВО во время дневных налётов, Бомбардировочное Командование вынуждено было продолжать их из-за низкой эффективности ночных бомбардировок — по данным разведки, лишь 50 % сброшенных бомб падало в районе цели, кроме того, три экипажа из четырёх даже не были уверены в том, что они обнаружили цель.
Начало в августе 1942 года боевых действий 8-й Воздушной Армии ВВС США, вооружённой более защищёнными «Летающими крепостями» Б-17, позволило Королевским ВВС сосредоточиться на ночных рейдах против Германии.

Всего за годы войны из построенных 7377 машин было потеряно (на земле и в воздухе) около 3000.

Сохранившиеся самолёты

PA474 (Мемориальная эскадрилья британских ВВС) — не единственный летающий экземпляр.
Avro Lancaster X — Canadian Warplane Heritage Museum, Hamilton, Ontario — Канадский Музей Военных Самолётов осуществляет регулярные полёты Avro Lancaster. Расписание полётов здесь

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики
Лётные характеристики
Вооружение
  • Стрелково-пушечное:  

8 пулемётов Браунинга кал. 7,7 мм (.303 British)

  • Боевая нагрузка: максим. 10 000 кг
    нормальная 6400

См. также

Ссылки

Литература

  • Coulding, Brian, Garbett, M. The Avro Lancaster I (Aircraft in Profile number 65). Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd., 1966.
  • Robertson, Bruce. The Avro Lancaster II (Aircraft in Profile number 235). Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd.
  • Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.
  • Околелов Н.Н., Шумилин С.Э., Чечин А.А. Бриллианты британской короны (рус.) // Моделист-конструктор : журнал. — 2007. — № 2 специальный выпуск. — С. 38 — 64.
  • Майлз Трипп Воздушная война в небе Западной Европы. Воспоминания пилота бомбардировщика. 1944—1945
  • Цветков С., «Ночные кошмары Германии», Моделист-Конструктор, 1-1996,3-1996

wikiredia.ru

Avro Lancaster — это… Что такое Avro Lancaster?

Авро 683 Ланкастер (англ. Avro 683 Lancaster) — британский тяжёлый четырёхмоторный бомбардировщик, состоявший на вооружении Королевских ВВС. Являлся основным, вместе с предшественником, «Галифаксом», тяжёлым бомбардировщиком Королевских ВВС во время Второй мировой войны (на его счету 3/4 всего бомбового груза, сброшенного во ВМВ британской авиацией).

Первый боевой вылет совершил в марте 1942 года. «Ланкастер» стал самым знаменитым и самым результативным ночным бомбардировщиком Второй мировой войны, совершив более 156 тысяч боевых вылетов и сбросив более 600 000 тонн бомб. Также использовался для множества других целей, включая точные дневные удары, доставку сверхтяжёлых бомб «Толлбой» и «Гранд слэм». Большую известность получил после проведённой в 1943 году в ходе операции «Большая порка» — бомбардировке плотин в долине Рура.

Разработка

«Ланкастер» является дальнейшим развитием конструкции двухмоторного среднего бомбардировщика «Манчестер». «Манчестер» по его бомбовой нагрузке в 4 695 кг можно отнести к тяжёлым бомбардировщикам, но двигатели Роллс-Ройс Валчер (англ. Rolls-Royce Vulture), которыми он оснащался и которые позволяли ему нести такую бомбовую нагрузку, отличались низкой надёжностью и так и не были доведены, а наличие всего двух двигателей не позволяла самолёту благополучно вернуться на базу в случае отказа одного из них. Главный конструктор фирмы «Авро» Рой Чадвик предложил оснастить машину четырьмя более надёжными, но менее мощными двигателями Роллс-Ройс Мерлин и крылом увеличенного размаха, сохранив старый фюзеляж. Новый самолёт получил обозначение Авро Тип 683, 9 января 1941 года лётчик-испытатель Х. Торн поднял в воздух прототип имевший бортовой номер BT308. Самолёт показал намного лучшие характеристики, чем его предшественник, и, оснащенный более мощными двигателями Роллс-Ройс Мерлин XX, вскоре поступил в серийное производство. Производство нового самолёта помимо завода Avro в Чаддертоне началось на заводах фирм Vickers-Armstrongs в Честере, Armstrong Whitworth в Ковентри, Metropolitan-Vickers в Манчестере и Austin Motor Company в Лонгбридже, Бирмингем а также в Канаде, на заводе Victory Aircraft в Malton, Ontario. Первоначально самолёт считался одной из модификаций «Манчестера» и обозначался как Манчестер III, позднее он получил собственное имя Ланкастер. Прототип имел трехкилевое хвостовое оперение, позаимствованное у «Манчестера», позднее оно было заменено двухкилевым, с которым самолёт и пошёл в серию. По образцу «Ланкастера» так же было изменено и хвостовое оперение «Манчестера», производство которого стремительно сворачивалось с началом производства «Ланкастера».

Описание конструкции

Бомбовый отсек «Ланкастера»

«Авро Ланкастер» — четырёхмоторный свободнонесущий цельнометаллический среднеплан, имеющий овальное сечение фюзеляжа. Самолёт собирался из 36 отдельных модулей, имевших буквенно-цифренное обозначение, что упрощало его производство. Фюзеляж — клёпаный полумонокок, состоял из пяти модулей, собиравшимися между собой болтами. Передний (D1) содержал в себе кабину бомбардира и переднюю стрелковую башню, следующий D2 — кабину пилотов и переднюю часть бомбового отсека, F1 выполнялся заодно с центропланом и состоял из кабины штурмана и радиста и основной части бомбоотсека, к D3 крепилась верхняя стрелковая башня, и хвостовая D4 предназначалась для установки стабилизатора, хвостового колеса и задней стрелковой башни. Для транспортировки фюзеляж мог разбираться на 3 части. Бомбовый отсек длиной 10,05 м, доставшийся от «Манчестера» закрывался двумя створками с помощью гидравлики. Вдоль всего фюзеляжа имелся проход, что позволяло оказать помощь при ранении членов экипажа и обеспечивало взаимозаменяемость.

Крыло также состояло из пяти модулей — центральной, интегрированой с фюзеляжем, двух внутренних секций с внутренними двигателями, и двух внешних консолей со своими двигателями. Крыло — двухлонжеронное, с работающей обшивкой. Закрылки — двухсекционные, по секции на внутренней и внешней консолях, с металлической обшивкой и гидроприводом. Внутренние секции закрылков отклонялись вместе с задней частью мотогондол. Элероны с полотняной обшивкой, оснащены триммерами. Хвостовое оперение — двухкилевое с килями овальной формы, стабилизатор — двухлонжеронный. Рули высоты и направления с металлической обшивкой и имели весовую и аэродинамическую компенсацию.

Шасси трёхстоечное, с хвостовым колесом. Основные стойки убирались гидроприводом назад-вверх в мотогондолы внутренних двигателей и после уборки полностью закрывались створками. Амортизация — маслянно-воздушная, тормоза пневматические. Хвостовая стойка — неубирающаяся, дополнительное сопротивление, создаваемое ей при полёте компенсировалось меньшим весом из-за отказа от привода.

Модификации

Боевое применение

«Ланкастер» над Гамбургом, ночь 30/31 января 1943 года

Атака «Ланкастерами» Санкт-Вит, Бельгия, 26 декабря 1944 года

Первой эскадрильей, получившей на вооружение «Ланкастеры», стала 44-я эскадрилья, следом за ней 97-я эскадрилья, всего к концу войны, действовало 55 эскадрилий.
Первый боевой вылет «Ланкастеры» совершили 2 марта 1942 года, во время которого самолёты 44-ой эскадрильи заминировали Гельголандскую бухту. Дебют «Ланкастера» в роли бомбардировщика состоялся ночью 10-11 марта во время налета на Эссен в котором приняли участие «Ланкастеры» обеих эскадрилий.

С принятием на вооружение тяжёлых четырёхмоторных хорошо защищенных бомбардировщиков, Бомбардировочное Командование решило возобновить дневные рейды, которые вынуждено прекратились из-за больших потерь двухмоторных бомбардировщиков. 17 апреля 1942 года 12 самолётов 44-й и 97-й эскадрилий совершили дневной налёт на завод дизелей фирмы MAN. 4 самолёта были потеряны ещё на пути к цели, ещё 3 были сбиты на обратном пути, а все вернувшиеся 5 машин были повреждены. Несмотря на потери, дневные рейды продолжали осуществляться, последний из них состоялся 17 октября 1942 года, когда 90 «Ланкастеров» отбомбились по заводу Schneider в Ле-Крезо. В ходе этого налёта был потерян только один самолёт.

Несмотря на высокий уровень потерь от немецкой ПВО во время дневных налётов, Бомбардировочное Командование вынуждено было продолжать их из-за низкой эффективности ночных бомбардировок — по данным разведки лишь 50% сброшенных бомб падало в районе цели, кроме того, три экипажа из четырёх даже не были уверены в том, что они обнаружили цель. Когда в августе 1942 года начала боевые действия 8-я Воздушная Армия ВВС США, вооружённая более защищенными «Летающими крепостями» Б-17, то это позволило Королевским ВВС сосредоточится на ночных рейдах против Германии.

Всего за годы войны из построенных 7377 машин было потеряно (на земле и в воздухе) около 3000.

Сохранившиеся самолёты

PA474 (Мемориальная эскадрилья британских ВВС) — не единственный летающий экземпляр. Avro Lancaster X — Canadian Warplane Heritage Museum, Hamilton, Ontario — Канадский Музей Военных Самолётов осуществляет регулярные полёты Avro Lancaster. Расписание полётов здесь

Тактико-технические характеристики

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

  • Стрелково-пушечное:  

8 пулемётов Браунинга кал. 7,7 мм (.303 British)

  • Боевая нагрузка: максим. 10 000 кг
    нормальная 6400

См. также

Ссылки

Литература

  • «Ночные кошмары Германии», С. Цветков, Моделист-Конструктор, 1-1996,3-1996
  • Coulding, Brian, Garbett, M. The Avro Lancaster I (Aircraft in Profile number 65). Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd., 1966.
  • Robertson, Bruce. The Avro Lancaster II (Aircraft in Profile number 235). Leatherhead, Surrey, UK: Profile Publications Ltd.
  • Майлз Трипп Воздушная война в небе Западной Европы. Воспоминания пилота бомбардировщика. 1944 – 1945
  Самолёты компании Avro
По фирменному
обозначению

Type D • Type E • Type F • Type G • Type H

500 • 501 • 502 • 503 • 504 • 508 • 510 • 511 • 513 • 519 • 521 • 522 • 523 • 527 • 528 • 529 • 530 • 531 • 533 • 534 • 536 • 538 • 539 • 545 • 546 • 547 • 548 • 549 • 550 • 551 • 552 • 553 • 554 • 555 • 556 • 557 • 558 • 560 • 561 • 562 • 563 • 566 • 567 • 571 • 572 • 574 • 575 • 576 • 578 • 578 • 580 • 581 • 584 • 586 • 587 • 594 • 597 • 604 • 605 • 608 • 609 • 611 • 612 • 613 • 616 • 617 • 618 • 619 • 620 • 621 • 624 • 625 • 626 • 627 • 631 • 632 • 633 • 636 • 637 • 638 • 639 • 640 • 641 • 642 • 643 • 644 • 646 • 652 • 655 • 656 • 663 • 664 • 665 • 666 • 668 • 670 • 671 • 672 • 674 • 675 • 679 • 680 • 681 • 682 • 683 • 684 • 685 • 686 • 688 • 689 • 691 • 682 • 694 • 695 • 696 • 698 • 701 • 706 • 707 • 711 • 720 • 721 • 724 • 726 • 728 • 729 • 730 • 731 • 732 • 735 • 748 • 776 • 784

По назначению

Бомбардировщики: 730 • Aldershot • Antelope • Buffalo • Lancaster • Lincoln • Manchester • Vulcan

Транспортные: Andover • Lancastrian • York

Морские патрульные: Anson • Bison • Shackleton

Пассажирские: 748 • Ashton • Commodore • Eighteen • Five • RJ • Six • Ten • Tudor

Учебно-тренировочные: 504 • Athena • Cadet • Prefect • Tutor

Истребители: Avenger • Avocet • Spider

Спортивные: Avian • Baby

Экспериментальные: 707 • Ashton • Burga • Duigan

Ранние: Roe I Biplane • Roe I Triplane • Roe II Triplane • Roe III Triplane • Roe IV Triplane

dic.academic.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о