Список авианосцев ВМФ СССР и России


Список авианосцев ВМФ СССР и России

Аэростатоносцы

НазваниеВерфьЗаложенСпущенВ строюСписанПримечания
Русь
Русь1887 (как пароход)19 ноября 1904 года (как аэростатоносец)

Гидроавиатранспорты

Вертолётоносцы

НазваниеЗаводской номерЗаложенСпущенПоднят флаг ВМФПодписан приёмный актИсключён
«Москва»70115 декабря 1962 года14 января 1965 года16 апреля 1967 года25 декабря 1967 года7 ноября 1996 года
«Ленинград»70215 января 1965 года31 июля 1966 года15 декабря 1968 года22 апреля 1969 года5 декабря 1992 года

Авианесущие крейсера

Ссылки

Категории:
  • Авианосцы СССР
  • Авианосцы России

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Список авиакомпаний с запретом на полёты в страны Евросоюза
  • Список авиапамятников на Украине

Смотреть что такое «Список авианосцев ВМФ СССР и России» в других словарях:

  • Военно-воздушные силы СССР — (ВВС СССР) Флаг советских Военно воздушных сил Годы существования …   Википедия

  • Военно-Морской Флот Российской Федерации — Военно Морской Флот Российской Федерации …   Википедия

  • Универсальные десантные корабли проекта 11780 — Проект Страна …   Википедия

  • Авианосцы типа «Нимиц» — Nimitz class aircraft carriers …   Википедия

  • Музеи и памятники подводным лодкам — Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина)  корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки  скрытность …   Википедия

  • П. лодка — Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина)  корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки  скрытность …   Википедия

  • Подводная лодка (класс корабля) — Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина)  корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки  скрытность …   Википедия

  • Подводные лодки — Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина)  корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки  скрытность …   Википедия

  • Подлодка — Российская атомная подводная лодка типа «Акула» («Тайфун») Подводная лодка (подлодка, пл, субмарина)  корабль, способный погружаться и длительное время действовать в подводном положении. Важнейшее тактическое свойство подводной лодки  скрытность …   Википедия

  • Подводные лодки проекта 885 — МПЛАТРК проекта 885 «Ясень» Основные характеристики Тип корабля МПЛАТРК Обозначение проекта 885 «Ясень» …   Википедия

dic.academic.ru

Роль авианосцев в ВМФ СССР » Военное обозрение

Предполагалось, что данная статья продолжит цикл «Военный флот России. Грустный взгляд в будущее». Но когда стало ясно, что единственный отечественный авианосец – «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» (далее – «Кузнецов») настолько огромен, что категорически не желает умещаться в одну статью, автор принял решение выделить историю возникновения первого отечественного ТАКР — носителя авиации горизонтального взлета и посадки — в отдельный материал.

В настоящей статье мы попробуем разобраться с причинами, побудившими СССР приступить к строительству авианосного флота.


История создания «Кузнецова» началась, когда впервые в истории СССР разработка эскизного проекта атомного авианосца с катапультным взлетом была включена в план военного кораблестроения на 1971-1980 гг. Впрочем, за отправную точку можно взять также и 1968 г., когда Невское проектно-конструкторское бюро (ПКБ) Минсудпрома параллельно с созданием авианесущего крейсера проекта 1143 приступило к проработке перспективного атомного авианосца проекта 1160.

Как вышло, что отечественный ВМФ вдруг пристально заинтересовался «оружием агрессии»? Дело в том, что в 60-х годах стартовала комплексная научно-исследовательская работа «Ордер», посвященная перспективам развития кораблей с авиационным вооружением. Основные ее выводы были сформулированы в 1972 году и сводились к следующему:

1) Авиационное обеспечение ВМФ является первостепенной, неотложной задачей, поскольку оно затрагивает вопросы развития морских стратегических ядерных сил; без авиационного прикрытия в условиях господства противолодочной авиации вероятного противника мы не сможем обеспечить не только боевую устойчивость, но и развертывание наших подводных лодок как с баллистическими ракетами, так и многоцелевых, являющихся главной ударной силой ВМФ;

2) Без истребительного прикрытия невозможна успешная деятельность морской ракетоносной, разведывательной и противолодочной авиации берегового базирования – второго по значению ударного компонента ВМФ;

3) Без истребительного прикрытия невозможна более или менее приемлемая боевая устойчивость крупных кораблей.

В качестве альтернативы рассматривалось развертывание мощной истребительной морской авиации сухопутного базирования, но выяснилось, что для обеспечения прикрытия воздушного района даже в прибрежной зоне, на глубину 200-300 км, потребует такого увеличения авиапарка и структуры его базирования в дополнение к уже имеющейся, что их стоимость превысит все мыслимые пределы. Вероятнее всего авиацию сухопутного базирования «подвело» время реакции – авианосцу, сопровождающему корабельную группу не обязательно постоянно держать авиагруппу в воздухе, так как он может ограничиться одним-двумя патрулями и быстро поднять в воздух необходимое усиление. В то же время самолеты с сухопутных аэродромов просто не успевают принять участия в отражении воздушной атаки и поэтому могут рассчитывать только на те силы, которые к моменту ее начала находятся в районе патрулирования. Впрочем, автор настоящей статьи не читал «Ордер» в оригинале и точно этого не знает.

В «Ордере» был скрупулезно учтен опыт Второй мировой войны. Выводы гросс-адмирала К. Деница, назвавшего главной причиной поражения германского подводного флота «необеспеченность авиационным прикрытием, разведкой, целеуказанием, и т.п» были в ходе НИР «Ордер» полностью подтверждены.

По результатам «Ордера» было подготовлено ТТЗ для авианосца – он должен был иметь водоизмещение 75 000 – 80 000 т, быть атомным, иметь четыре паровые катапульты и обеспечивать базирование авиагруппы не менее, чем 70 самолетов и вертолетов, включающих истребители, ударные и противолодочные самолеты, а также самолеты РТР, РЭБ, ДРЛО. Интересно, что разработчики не предполагали размещение на проекте 1160 противокорабельных ракет, они были добавлены туда позже, по требованию главкома ВМФ С.Г. Горшкова. ТЗ было передано Невскому ПКБ для дальнейшей работы.

В 1973 г аванпроект 1160 был одобрен главкомами ВМФ и ВМС, министрами судостроительной и авиапромышленности, но тут вмешался секретарь ЦК КПСС Д.Ф. Устинов. Он потребовал рассмотреть возможность строительства очередного тяжелого авианесущего крейсера (третьего по счету, после «Киева» и «Минска») по проекту 1143, но с размещением на нем катапульт и истребителей МиГ-23А. Это оказалось невозможно, поэтому Д.Ф. Устинов потребовал:

«Делайте новый проект на 36 летательных аппаратов, но в размерениях «Киева»

Это также оказалось невозможно, в итоге «договорились» о новом проекте на 36 ЛА, но в увеличенных размерениях. Ему присвоили шифр 1153, и в июне 1974 г главком ВМФ утвердил ТТЗ на новый корабль. Но в начале 1975 г. Д.Ф. Устинов вмешивается вновь с требованием определиться, что же именно развивать – катапультные авианосцы или авианесущие крейсера с СВВП. Естественно, сам Д.Ф. Устинов полагал, что нужны ТАКР с СВВП. Тем не менее, моряки все же сумели настоять на своем и в 1976 г. вышло постановление ЦК КПСС и Совмина СССР о создании «больших крейсеров с авиационным вооружением»: два корабля проекта 1153 должны были строиться в 1978-1985 гг.

Проект 1153 представлял собой «шаг назад» относительно концепции полноценного авианосца проекта 1160 (оба они имели шифр «Орел»). Новый корабль был меньше (порядка 60 000 т), нес более скромную авиагруппу (50 ЛА), меньшее количество катапульт – 2 ед. Но все же он, по крайней мере, оставался атомным. Тем не менее, когда в 1976 г. эскизное проектирование проекта 1153 завершается, следует вердикт:

«Эскизный проект утвердить. Дальнейшее проектирование корабля прекратить»

Модель ТАКР проекта 1153

К этому времени «Киев» уже находился в составе флота, достраивался «Минск», год назад заложили «Новороссийск», а проектные работы по «Баку» находились в такой стадии, что было ясно: если возврат к катапультам и авиации горизонтального взлета вообще состоится, то это будет только на пятом отечественном ТАКР, который теперь опять предстояло проектировать с нуля. В следующем ТТЗ количество летательных аппаратов было сокращено до 42, от атомной установки отказались, но, хотя бы, были сохранены катапульты. ТАКР должен был нести 18-28 самолетов и 14 вертолетов, причем предполагалось, что «самолетная» составляющая будет включать в себя 18 Су-27К, или 28 МиГ-29К, или же 12 МиГ-29К и 16 Як-141. Вертолетный авиаотряд предполагалось составить из вертолетов Ка-27 в противолодочном и поисково-спасательном вариантах, а также в модификации радиолокационного дозора.

Но тут возник еще один противник авианосного флота – заместитель генерального штаба ВС Н.Н. Амелько. Он полагал авианосцы ненужными, и предлагал строить вместо них противолодочные вертолетоносцы на базе гражданского контейнеровоза. Впрочем, проект Н.Н. Амелько «Халзан» оказался совершенно негодным, и в итоге был отклонен Д.Ф. Устиновым (на тот момент – министром обороны), однако и на проекте 1153 также был поставлен крест.

Модель вертолетоносца «Халзан»

Теперь морякам предлагалось разработать авианосец «с необходимыми усовершенствованиями», но в водоизмещении не более 45 000 т, а главное – катапульты были преданы анафеме. Есть мнение, что в этом есть вина ОКБ им. Сухого – его главный конструктор М.П. Симонов заявил, что для его самолетов катапульта не нужна, а достаточно будет трамплина. Но скорее всего, что М.П. Симонов сделал свое заявление уже после того, как для пятого тяжелого авианесущего крейсера был выбран трамплин, с тем чтобы Су-27 не оказался «за бортом» авианосца.

Морякам все же удалось «выпросить» еще 10 000 т. водоизмещения, когда Д.Ф. Устинов прибыл на ТАКР «Киев» на учения «Запад-81». После рассказов о реальной боевой эффективности авиакрыла «Киева» Д.Ф. Устинов «расчувствовался» и разрешил увеличить водоизмещение пятого ТАКР-а до 55 000 т. Собственно говоря, так и появился первый и единственный отечественный авианосец.

Не приходится сомневаться, что США были крайне озабочены программой строительства авианосцев в СССР и старательно «отговаривали» нас от этого. Как пишут В.П. Кузин и В.И. Никольский:

«Зарубежные публикации тех лет, касавшиеся вопросов развития авианосцев, «почти синхронно» сопровождали наши проработки, как бы подталкивая нас в сторону от генерального курса, которым они следовали сами. Так, с появлением у нас СВВП военно-морские и авиационные журналы Запада чуть ли не сразу «захлебнулись от восторгов» по поводу захватывающих перспектив развития этого направления, которым должна якобы следовать чуть ли не вся военная авиация. Мы начали увеличивать водоизмещение авианосных кораблей — у них сразу же появляются публикации и нецелесообразности развития таких супергигантов, как «Нимитц», и что-де предпочтительней строить авианосцы «поменьше», да к тому же не с атомной, а с обычной энергетикой. Мы взялись за катапульту — они стали расхваливать трамплины. Часто мелькала информация и вообще о прекращении у них строительства авианосцев».

Надо сказать, что с подобными публикациями (переведенные статьи американских авторов в «Зарубежном военном обозрении» 80-х годов) автор настоящей статьи сталкивался и сам.

Пожалуй, на сегодняшний день «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» остается самым спорным кораблем ВМФ РФ, высказываемые в его адрес оценки настолько же многочисленны, насколько и противоречивы. И это не говоря уже о том, что необходимость строительства авианосцев для ВМФ СССР и ВМФ РФ постоянно оспаривается и служит предметом бурных дискуссий, а история их разработки обросла массой легенд и домыслов. Перед тем, как оценивать потенциал первого советского ТАКР, с палубы которого могли взлетать самолеты горизонтального взлета и посадки, давайте разберемся хотя бы с некоторыми из них.

1. Авианосцы не были нужны флоту, но их строительство лоббировала группа адмиралов-надводников во главе с главкомом ВМФ Горшковым.

Вопреки расхожему мнению, необходимость полноценных авианосцев в составе флота СССР была отнюдь не волюнтаристским решением «сверху» и не «блажью адмиралов», а результатом серьезнейшей научно-исследовательской работы, продолжавшейся несколько лет. НИР «Ордер» была начата в 60-х годах, точную дату ее начала автору настоящей статьи узнать не удалось, но даже если это был 1969 г, то все равно, она не была до конца завершена даже и в 1972 г. Кроме этого, история разработки советских авианосцев очевидно свидетельствует о том, что самый последовательный оппонент С.Г. Горшкова – Д.Ф. Устинов, вовсе не был против строительства авианосцев, как таковых. Необходимость крупных авианесущих океанских кораблей была для него очевидна. В сущности, противоречие между С.Г. Горшковым и Д.Ф. Устиновым заключалось не в том, что один хотел строить авианосцы, а второй – нет, а в том, что С.Г. Горшков считал необходимым строительство классических авианосцев (во многом сопоставимых с американскими «Нимицами»), в то время как Д.Ф. Устинов рассчитывал, что их задачи могут выполнить менее крупные корабли – носители СВВП. Пожалуй, единственным «чистым» противником авианосцев, который совершенно отрицал полезность палубной авиации, являлся адмирал Амелько, продвигавший вместо ТАКР строительство противолодочных вертолетоносцев, но как раз он-то и не оставил после себя не то, что научных, но вообще сколько-то внятных обоснований своей позиции. Зато в его случае, действительно, легко заподозрить чисто конъюнктурные, «подковерные» действия, т.к. он считался противником С.Г. Горшкова.

2. Сторонники строительства авианосцев для ВМФ СССР не учитывали опыт Второй мировой войны, который продемонстрировал преимущество подводной лодки над авианесущими кораблями.

На самом деле в ходе НИР «Ордер» был тщательно изучен опыт наиболее эффективного подводного флота – германского. И был сделан вывод, что подводные лодки могут быть успешными в условиях сильного противодействия противника лишь в том случае, если их развертывание и действия поддерживает авиация.

3. Авианосцы не нужны для обороны ближней морской зоны.

Как показала НИР «Ордер», обеспечение воздушного прикрытия корабельной группы самолетами сухопутного базирования даже на удалении 200-300 км от береговой черты оказывается значительно дороже авианосца.

4. Авианосцы были нужны, в первую очередь, как средство нейтрализации авиакрыльев американских авианосцев. С появлением дальнобойных ПКР «Базальт», «Гранит» и их подводных носителей, задача противодействия АУГ США была решена. Подводные ракетные крейсера и система космической разведки и целеуказания обнулили мощь АУГ США.

Для того чтобы понять ошибочность данного утверждения, достаточно вспомнить, что согласно НИР «Ордер» без авиаприкрытия мы не то, что боевую устойчивость, мы даже развертывание многоцелевых АПЛ гарантировать не могли. И, что немаловажно, этот вывод был сделан в 1972 г, когда шли летно-конструкторские испытания ПКР «Базальт», а прототипы УС-А – спутников, носителей РЛС МКРЦ «Легенда», вовсю испытывались в космосе. Иными словами, вывод о необходимости авианосцев был сформулирован в то время, когда мы уже очень хорошо представляли себе потенциальные возможности ПКР «Базальт» и МКРЦ «Легенда».

5. Д.Ф. Устинов был прав, и нам нужно было отказаться от строительства кораблей, обеспечивающих базирование самолетов горизонтального взлета и посадки в пользу ТАКР с СВВП.

Спор о преимуществах и недостатках СВВП бесконечен, но вне всякого сомнения, авиация достигает наибольшего эффекта при совместном использовании истребителей, самолетов РЭБ и ДРЛО. Но базирование последних на не оборудованных катапультами ТАКР оказалось невозможным. Таким образом, даже приняв на веру тезис о том, что «вот еще чуть-чуть времени и денег – и КБ Яковлева представило бы миру аналог МиГ-29, но с вертикальным взлетом и посадкой», мы все равно понимаем, что по эффективности, СВВП ТАКР-а проиграют авиакрылу классического авианосца.

Вне всякого сомнения, можно спорить о том, насколько необходим сегодня авианосный флот для Российской Федерации, потому что со времен НИР «Ордер» прошло уже почти 50 лет и за это время техника шагнула далеко вперед. Автор настоящей статьи, полагает, что нужен, но признает наличие поля для дискуссии. В то же время необходимость создания авианосного флота в СССР начала 70-х годов не вызывает никакого сомнения, и СССР, пусть и не сразу, приступил к его строительству.

Интересен еще и такой аспект. Сформированное по результатам НИР «Ордер» ТЗ и проект 1160 «Орел» представляли себя «кальку» с американского ударного авианосца – в его авиагруппе должны были присутствовать не только истребители (или истребители/бомбардировщики двойного назначения), но и чисто ударные самолеты, создавать которые планировалось на базе Су-24. Иными словами, проект 1160 представлял собой многоцелевой авианосец. Но в дальнейшем, и достаточно быстро, авиагруппа перспективного ТАКР-а утратила ударные самолеты – начиная, пожалуй, с 1153 следует говорить о проектировании не многоцелевого авианосца, по образу и подобию американских, а об авианосце ПВО, первоочередной задачей которого являлось воздушное прикрытие ударных сил (надводных кораблей, подводных лодок, ракетоносной авиации). Означает ли это, что НИР «Ордер» подтвердила эффективность американского развития военно-морской мощи в пику нашему? Точно сказать этого, не читая отчеты «Ордера», нельзя. Но можно констатировать факт, что СССР, проектируя и создавая авианосцы, не копировал американский флот в своем развитии.

В США утвердились во мнении о приоритете воздушной мощи перед морской – не считая стратегических ПЛАРБ, разумеется. В остальном же почти весь спектр задач «флот против флота» и «флот против берега» предполагалось решать палубной авиацией. Таким образом, свой надводный флот США создавали «вокруг» авианосцев, их эсминцы и крейсера – это в первую очередь эскортные корабли, которые должны были обеспечивать ПВО/ПЛО авианосца, во вторую очередь – носители крылатых ракет для действия против берега. А вот задачи уничтожения вражеских надводных кораблей перед эсминцами и крейсерами практически не ставилась, палубные установки противокорабельных «Гарпунов» были для них очень ситуативным оружием «на всякий случай». При необходимости экономии «Гарпунами» пожертвовали в первую очередь. Долгое время новые эсминцы ВМС США вообще не комплектовались противокорабельным оружием, и американцы не видели в этом ничего плохого, хотя затем все же озаботились разработкой ПКР, способных «поместиться» в УВП «Арли Берков» и «Тикондерог». Американский подводный флот был достаточно многочисленным, но все же многоцелевые АПЛ, скорее, дополняли возможности АУГ по части противолодочной обороны, а также решали задачу уничтожения советских РПКСН в тех районах, где палубная авиация США не могла установить своего господства.

В то же время в советском ВМФ (не считая РПКСН) основной считалась задача «флот против флота» причем решать ее предполагалось ракетоносной авиацией сухопутного базирования, подводными лодками, а также крупными надводными кораблями — носителями тяжелых противокорабельных ракет «Базальт» и «Гранит». Авианосец СССР не являлся «костяком», вокруг которого строится остальной флот, и палубная авиация которого должна была решать «все задачи». Советские ТАКР-ы рассматривались всего лишь как средство обеспечения устойчивости ударных сил флота, роль их авиакрыльев сводилась к нейтрализации воздушной угрозы, создаваемой палубной авиацией американцев.

И тут мы подходим к еще одному весьма распространенному заблуждению, которое можно сформулировать так:

6. «Кузнецов» не авианосец, а ТАКР. В отличие от классического авианосца, представляющего собой беззащитный аэродром, корабль типа «Кузнецов» обладает всем спектром вооружений, позволяющих ему действовать самостоятельно, не прибегая к защите многочисленных надводных кораблей.

Давайте посмотрим основные характеристики «Кузнецова».

Водоизмещение. Надо сказать, что данные о нем различаются в разных источниках. Например, В. Кузин и Г. Никольский утверждают, что стандартное водоизмещение ТАКВР составляет 45 900 т, а полное – 58 500 т, но С.А. Балакин и Заблоцкий приводят, соответственно, 46 540 и 59 100 т. При этом они упоминают еще и «наибольшее» водоизмещение корабля – 61 390 т.

ТАКР «Кузнецов» оснащен четырехвальной котлотурбинной энергетической установкой мощностью 200 000 л.с., которая должна была обеспечить скорость 29 узлов. Пар вырабатывали восемь котлов КВГ-4, с увеличенной паропроизводительностью в сравнении с котлами КВН 98/64, использованными на предыдущем ТАКР «Баку» (на котором 8 котлов обеспечивали мощность 180 000 л.с.).

Вооружение: ее основу, разумеется, составляла авиагруппа. Согласно проекту, «Кузнецов» должен был обеспечить базирование 50 летательных аппаратов, в том числе: до 26 самолетов Су-27К или МиГ-29К, 4 вертолета ДРЛО Ка-25РЛД, 18 противолодочных вертолетов Ка-27 или Ка-29 и 2 поисково-спасательных вертолета Ка-27ПС. Для базирования авиагруппы был предусмотрен ангар длиной 153 м, шириной 26 м и высотой 7,2 м., но он, конечно, не мог вместить в себя авиагруппу целиком. Предполагалось, что в ангаре смогут разместиться до 70% авиагруппы, остальные машины должны были находиться на полетной палубе.

Интересна попытка базирования на ТАКР самолетов ДРЛО Як-44РЛД. Судя по всему, дело обстояло так – в 1979 г, когда КБ Яковлева получило заказ на проектирование этого самолета, еще никто не предполагал лишать наши ТАКР-ы катапульт и предполагалась разработка катапультного самолета, но после решения обойтись трамплином, пришлось также «резать» и авиагруппу – ее основу должны были составить Як-141, а все остальные самолеты, включая МиГ-29 и Су-27 – лишь в том случае, если их удастся адаптировать к безкатапультному взлету с трамплина, и то же коснулось Як-44. Но если в случае с истребителями 4-го поколения, обладавшими высокой тяговооруженностью, это оказалось возможно, то создание самолета ДРЛО, способного стартовать с трамплина, столкнулось с известными сложностями, поэтому его создание «забуксовало» и ускорилось лишь после того, как стало ясно, что на седьмом ТАКР СССР – «Ульяновске» все-таки будут катапульты. Интересно также и то, что в какой-то момент флот выдвинул требование базирования на будущий «Кузнецов» самолета РЛД вертикального взлета и посадки! Но в конце концов ограничились вертолетами ДРЛО.

ТАКР был оснащен ударным вооружением – 12 подпалубными ПУ ПКР «Гранит». Зенитное ракетное вооружение представлено комплексом «Кинжал» — 24 ПУ по 8 шахт, итого 192 ракеты. Кроме этого, на «Кузнецов» установили 8 ЗРАК «Кортик» и столько же АК-630М. Два РБУ-12000 «Удав» представляют собой не столько противолодочный, сколько противоторпедный комплекс. Принцип его работы такой же, как и у противолодочных РБУ, но боеприпасы иные. Так, в залпе «Удава» первые два снаряда несут ложные цели для отвлечения самонаводящихся торпед, а остальные составляют «минное поле», сквозь которое предстоит пройти торпедам, «не пожелавшим» отвлекаться на ловушки. Если же и оно будет преодолено, тогда уже используются обычные боеприпасы, представляющие реактивные снаряды – глубинные бомбы.

Активные средства противодействия дополняются пассивными, и здесь речь идет не только о системах радиоэлектронной борьбы и постановке ложных целей и т.д. Дело в том, что на корабле впервые на отечественных ТАКР реализована подводная конструктивная защита (ПКЗ), представляющая собой современный аналог ПТЗ эпох Второй мировой войны. Глубина ПКЗ составляет 4,5-5 м. Впрочем, даже при ее преодолении возможности ТАКР впечатляют – он должен оставаться на плаву при затоплении любых пяти смежных отсеков, при этом ангарная палуба обязана оставаться не менее чем в 1,8 м над поверхностью воды. Хранилища боеприпасов и топлива получили «коробчатое» бронирование, к сожалению, толщина его неизвестна.

Таким образом, мы видим крупный, тяжелый корабль, оснащенный разнообразным вооружением. Тем не менее, даже самый беглый анализ показывает, что вооружение ТАКР «Кузнецов» совершенно не самодостаточно, и может «раскрыться» в полной мере только при взаимодействии с другими боевыми кораблями.

Авиагруппа «Кузнецова» может обеспечивать ПВО или ПЛО корабля, но не то и другое одновременно. Дело в том, что по правилам отечественного ВМФ, заправка или вооружение летательных аппаратов в ангаре категорически запрещена, и это понятно — тут и опасность концентрации керосиновых паров в замкнутом помещении, да и вообще — вражеская ракета, угодившая в ангарную палубу и заставившая детонировать приготовленные авиабоеприпасы, нанесет кораблю тяжелейший ущерб, а, возможно, и вовсе приведет его к гибели. Подобное происшествие на полетной палубе, вне всякого сомнения, также будет крайне неприятным, но гибелью кораблю угрожать не будет.

Соответственно, ТАКР может использовать только те летательные аппараты, которые расположены на его полетной палубе — те, что стоят в ангаре нужно еще поднять, заправить и вооружить. А на полетной палубе не слишком много места — там можно разместить истребители, и тогда корабль будет выполнять функции ПВО, или вертолеты, тогда ТАКР сможет реализовать ПЛО-функционал, но не то и другое одновременно. То есть можно, конечно, выкатить смешанную авиагруппу, но при этом численность истребителей и вертолетов будет такой, что она не сможет решать задачи ПВО и ПЛО с должной эффективностью.

В итоге, если ориентироваться на ПВО, то возможности по поиску вражеских АПЛ не будут превосходить таковые у большого противолодочного корабля проекта 1155 (ГАК «Полином» и пара вертолетов), а это совершенно недостаточно для столь огромного корабля с немаленькой авиагруппой. БПК проекта 1155, конечно, грозный противник для АПЛ 3-го поколения, но в бою с такой АПЛ может, конечно, погибнуть и сам. Это приемлемый риск для корабля в 7 000 т водоизмещением, но заставлять с теми же шансами на успех противостоять АПЛ гигантский ТАКР, шестикратно превосходящий по водоизмещению БПК, да еще и с десятками самолетов и вертолетов на борту — немыслимое расточительство. В то же время, если ориентироваться на решение задач ПЛО и заставить палубу вертолетами, то ПВО корабля окажется критически ослаблено. Да, ТАКР оснащается довольно многочисленными ЗРК «Кинжал», но следует понимать, что этот ЗРК имеет дальность поражения воздушных целей 12 километров, при высоте 6 000 м, то есть ориентирован на борьбу не столько с самолетами противника, сколько с примененными ими ракетами и управляемыми авиабомбами. В сущности, и ЗРК «Кинжал», и ЗРАК «Кортик», и АК-630, установленные на «Кузнецове» — это оружие дострела немногочисленных ракет, носители которых прорвались-таки сквозь истребители ТАКР-а. Сами по себе ПВО корабля они не обеспечат.

Теперь — ударное вооружение. Да, «Кузнецов» оснащен дюжиной ПКР «Гранит», но… этого недостаточно. По расчетам отечественного ВМФ, для того, чтобы «проломить» ПВО АУГ, требовалось не менее 20 ракет в залпе, именно поэтому наши тяжелые атомные ракетные крейсера несли 20 «Гранитов», а подводные ПЛАРК проекта 949А «Антей» — даже 24 таких ракеты, чтобы, так сказать, с гарантией.

Совсем иное дело — ситуация, когда отечественный ТАКР действует совместно с РКР проекта 1164 «Атлант» и парой БПК. Совместно с РКР ТАКР мог бы обеспечить 30-ракетный залп, что не пришлось бы по вкусу никакой АУГ, при этом, при выполнении задач ПЛО «Кинжалы» и «Кортики» «Кузнецова» были бы дополнены ЗРК С-300Ф, формируя тем самым эшелонированную ПВО. И наоборот, при выполнении задач ПВО, пара БПК с базирующимися на них вертолетами дополнила бы возможности ТАКР и вполне могла бы гарантировать ПЛО подобного соединения.

Все вышесказанное свидетельствует о том, что, хотя отечественный ТАКР и мог быть использован самостоятельно, но только ценой существенного ослабления эффективности и подвергаясь чрезмерному риску. В общем, как мы уже говорили выше, ТАКР СССР — это не «один в поле воин», а корабль поддержки надводных, подводных и воздушных ударных групп, оснащенных управляемым ракетным оружием и предназначенных для уничтожения крупных сил флотов вероятного противника. Но неправильно было бы видеть в отечественном ТАКР эдакую «писаную торбу», на обеспечение защиты которой нужно было отвлекать половину флота. ТАКР дополнял ударные силы флота, позволяя обеспечивать выполнение задач по разгрому неприятеля меньшим нарядом сил и при меньшем уровне потерь. То есть создание ТАКР экономило нам средства, которые в противном случае требовалось бы направить на создание дополнительных ПЛАРК, ракетных крейсеров, самолетов-ракетоносцев. И конечно, жизни служащих на них моряков и летчиков.

Продолжение следует…

topwar.ru

Авианосцы России потерянный флот | Лучшие армии мира Россия стратегия войны вооружение победы конфликты поражения

Авианосцы России потерянный флот авианесущих кораблей

Сразу же после уничтожения СССР началась экстренная распродажа наших авианесущих кораблей. На металл проданы противолодочные крейсера «Москва», «Ленинград», «Киев», «Минск», «Новороссийск». «Киев» продали в боевом состоянии по цене, вдвое ниже цены металлолома, а «Минск», не выслуживший и половины срока, так торопились сбыть с рук, что даже не сняли с него секретное оборудование.

Тяжелый авианесущий крейсер Киев, продан в Китай

Построенный после «Новороссийска» «Адмирал Горшков» ( до 4 октября 1990 г. «Баку»), прослужив всего 4 года и 2 месяца, с 1992 г. стоял у стенки на различных судоремонтных заводах и в 2004 г. был продан Индии. С условием, что мы модернизируем его в настоящий авианосец, по типу единственного оставшегося у нас в строю «Адмирала Кузнецова».

Российский авианосец единственный оставшийся в строю Адмирал Кузнецов

Корабль планировалось передать заказчику в конце 2008 г. Однако ремонт крейсера задерживался из-за нехватки кадров, и передача корабля индийцам была перенесена на конец 2012 г. Но ходовые испытания «Адмирал Горшков» закончились неудачно — при развитии полного хода вышли из строя семь котлов из восьми. Срок сдачи корабля перенесли ещё на год. Наконец, совсем недавно, — 16 ноября 2013 г. авианосец всё-таки передали ВМС Индии.

Тяжелый авианесущий крейсер Баку в Средиземном море, июнь 1988 года, сейчас служит в Индийском флоте

Тяжёлый авианесущий крейсер «Баку». В 1990 г. его переименовали в «Адмирала флота Советского Союза Горшкова». В 2004 г. был продан Индии, но передан ей после модернизации только 16 ноября 2013 г.

Строительство второго после «Адмирала Кузнецова» полноценного авианосца «Варяг», заложенного в 1988 г., было прекращено в 1992-м при готовности около 70%. В ходе раздела Черноморского флота между Россией и Украиной авианосец отошёл Незалежной. Он долго ржавел и растаскивался, стоя у стенки. В результате корабль, финансировать строительство которого Украина была не в состоянии, в 1999 г. продали Китаю за 20 млн долларов и в марте 2001 г. на буксире доставили в места, где почти 100 лет назад погиб тот самый знаменитый крейсер «Варяг». 10 августа 2011 г., после достройки и модернизации на верфи в прибрежном городе Далянь на востоке Китая, корабль покинул верфь для первых ходовых испытаний, а 25 сентября 2012 г. был передан китайским ВМС.

ТАКР Варяг проходит пролив Босфор 1 ноября 2001 года, вошёл в состав флота Китая в 2012 году под названием «Ляонин»

Тяжёлый авианесущий крейсер «Варяг» долгие годы простоял у стенки Черноморского судостроительного завода (ЧСЗ) в Николаеве. В 1999 г. продан Китаю, где 25 ноября 2012 г. после достройки и модернизации вошёл в состав флота под названием «Ляонин».

Тяжёлый авианесущий крейсер «Киев». В 1993 г. разоружён и продан Китаю, где используется в качестве экспоната в тематическом парке города Тяньцзинь.

Теперь наши бывшие корабли будут служить другим государствам.

На Черноморском судостроительном заводе строился и первый наш атомный авианосец «Ульяновск», впервые оснащённый катапультами для взлёта самолётов. С постройкой этого корабля СССР выходил уже на мировой уровень строительства авианесущих кораблей, но наступили недоброй памяти 90-е гг., и, при 20-процентной готовности, строительство корабля было прекращено. В 1992 г. корабль срочно порезали на металлолом, поскольку Черноморский завод вёл переговоры с норвежской компанией о строительстве серии танкеров, для чего нужно было освободить стапель. Когда корабль порезали и стапель освободили, и покупатели лома, и заказчики танкеров бесследно исчезли…

Тяжёлый авианесущий крейсер с атомной энергетической установкой «Ульяновск» на верфи ЧСЗ в Николаеве. 1990 г.

Тяжёлый авианесущий крейсер с атомной энергетической установкой «Ульяновск»

Еще построим новые, ещё большие корабли с вертолётами и самолётами на борту, будем бороздить мировой океан, охраняя нашу Родину. Но когда мы научимся дорожить тем что построено нашими отцами и дедами.

Вот в 1985 г. страну возглавил Михаил Горбачёв, у нас появились новые «друзья», и страны, созданной нашими отцами, не стало. Известна фраза императора Александра III: «У России есть только два друга — её армия и её флот». Так вот к ходе перестройки, затеянной Горбачёвым, один из этих друзей был распродан, а другой разворован. За свою предательскую деятельность Михаил Сергеевич получил Нобелевскую премию и уехал жить к тем самым новым «друзьям». А в давние времена с такими людьми поступали иначе. В Крыму, около Судака, есть остатки генуэзской крепости, которую однажды осадили враги. Не помню уж, кто это был, да это и не важно. Твердыню долго не могли взять или принудить к сдаче. Но нашлись предатели братья Гуаско, которые ночью открыли ворота. Крепость была взята, разгромлена и разграблена, а братья, предавшие свой народ, на крючьях за подбородки были подвешены на крепостной стене, причём самими захватчиками. В те времена предателей не любили даже враги! Сейчас времена другие, и за предательство дают «Нобеля».

Авианосцы России потерянный флот авианесущих кораблей, вот на какие невесёлые мысли и воспоминания навело меня сообщение о пополнении индийского флота совсем недавно (16 ноября 2013 г.) нашим «Адмирал Горшков», который в моей памяти навсегда останется тяжёлым авианесущим крейсером «Баку».

toparmy.ru

Сколько в России авианосцев? — Полезная информация для всех

  • Авианосец — это класс кораблей, где основной ударной силой является палубная авиация, которая в свою очередь включает в себя палубные самолты, вертолты и беспилотные летающие аппараты. На авианосце должна быть соответствующая полтная палуба и возможность проводить взтно-посадочные операции, так же иметь возможность обеспечения и управления полтами, располагать ангарами, специальными техническими средствами для обслуживания и для заправки авиатехники. В России к такому определению подходит только тяжелый авианесущий крейсер — quot;Адмирал флота Советского Союза Кузнецовquot;, который считается и является единственным авианосцем России…

  • Просто надо сразу определиться что считать авианосцем и отсюда плясать. К авианосцам причисляют корабли, основной ударной силой которых является палубная авиация. К сожалению (а может быть и нет) у России на данный момент такого класса кораблей не существует. Зато у нас есть (пусть и в единственном экземпляре) тяжлый авианесущий крейсер Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов. Какая разница с авианосцем, спросите? Да разница в том, что кроме авиации на нм присутствует ещ и элементы крейсерского вооружения, а это уже кое что значит. Такой авианесущий крейсер запросто может себя защитить от любого врага, не используя корабли обеспечения. Вот пожалуй вс, что можно сказать по данному вопросу.

  • У России всего лишь один авианосец quot;Адмирал флота Советского Союза Кузнецовquot;, который скорее можно назвать учебным, нежели боевым авианосцем. Он технически несовершенен и находится не в боевой готовности, потому что устарел.

  • Только один авианосец так сказать — на плаву, в составе вооружнных сил России, это недавно нашумевший — Адмирал Кузнецов.

    Остальные списаны и распроданы по азиатским странам.

    И даже Адмирал Кузнецов является по сути авианесущим крейсером.

  • У России на сегодняшний день только один авианосец (для сравнения у США их десять)- ТАКР quot;Адмирал Кузнецовquot;, спущен на воду еще в 1985 году. Экипаж этого тяжелого авианесущего крейсера составляет почти 2000 человек. На нем могут поместиться 50 самолетов и вертолетов.

    Но называть корабль такого типа авианосцем не совсем верно, так как помимо самолетов и вертолетов на quot;Адмирале Кузнецовеquot; имеются противокарабельные ракеты большой дальности (635 километров).

    И у России потому лишь один такой корабль, потому что у не нет таких ярко выраженных quot;закокеанских интересовquot; как скажем у той же Америки. И кстати по количеству и мощности вооружения ТАКР quot;Адмирал Кузнецовquot; превосходит отдельно взятый американский авианосец типа quot;Нимицquot;, но только вооружения, самолетов на американских Нимиц размещается больше. Но опять же, ТАКР quot;Адмирал Кузнецовquot; является более опасным противником, так как на нем размещаются новейшие истребители МиГ-29К.

    ТАКР Адмирал Кузнецов

    Источник: http://magmens.com/tech/1634-avianoscy-rossii-i-ssha-nimic-protiv-kuznecova.html

    www.magmens.com

  • В России нет авианосцев, в прямом понятии этого слова , а есть авионесущий крейсер . Так как авианосец очень дорогостоящий военный объект и требует для своего содержания рразвернутую инфраструктуру. Куда выгоднее иметь непотопляемый авианосец , как Крым , Сахалин , или развернуть авиобазу Хменьи в Сирии дешево и эффективно . Но за создание авианосцев очень ратовал адмирал флота СССР Кузнецов . Поэтому в честь него и назван тяжелый авианесущий крейсер quot;Адмирал флота Советского Союза Кузнецов quot; . Подробнее о его ТТХ и когда он спущен на воду можно ознакомится здесь1 . В данный момент Кузя ( так называют на флоте ТАКР quot;Кузнецовquot; ) находится в боевом походе в Средиземном море .

  • Россия никогда не придавала особого значения авианосцам, как сугубо наступательному виду вооружений, служащих для проведения военных операций в дали от родных берегов. Это больше прерогатива США и Великобритании. Однако в истории российского флота были моменты, когда на вахте стояли сразу 4 авианесущих крейсера и два вертолетоносца, большинство из которых проданы в третьи страны. Сейчас у России только один подобный корабль — это крейсер quot;Адмирал Кузнецовquot;, который находится в строю с 1991 года. А вот самым первым российским авианосцем следует считать пароход quot;Русьquot;, который в 1904 году был оборудован под прием аэростатов.

  • Ни одного. В составе Российского флота только тяжелые авианесущие крейсера — ТАКр

  • quot;Адмирал флота Советского Союза Кузнецовquot; — пока первый и единственный авианосец в России. но не нужно сразу же паниковать и переживать. просто в российском флоте преобладает другой вид морских судов, предназначеных для перевозки самолетов — это тяжелые авианесущие крейсера.

  • На самом деле у России нет ни одного авианосца. Очень многие думают, что есть один авианосец под названием quot; Адмирал Кузнецовquot;, но это не авианосец это тяжелый авианесущий крейсер. ТАКр и авианосец это совершенно разные понятия и их не стоит путать.

  • info-4all.ru

    Авианосцы ссср — сколько авианосцев состояло на вооружение в СССР? — 22 ответа

    

    советские авианосцы

    В разделе Общество на вопрос сколько авианосцев состояло на вооружение в СССР? заданный автором способ лучший ответ это Киев, Минск, Баку, Новороссийск, ТбилисиЭто те которые успели спустить на воду….

    Ответ от 2 ответа[гуру]

    Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: сколько авианосцев состояло на вооружение в СССР?

    Ответ от FAM[гуру]
    Ноль. Советская (и Российская сейчас) военная стратегия не предусматривает создание «чисто» авианосцев, в отличии от американцев. Хорошо это или плохо, не есть тематика этого вопроса.

    У нас есть (и были при СССР) корабли общего назначения на которых предусмотрена палубная авиация. Например, тяжелый авианосный крейсер. Это именно крейсер, с соответствующими боевыми задачами, но самолеты на борту ТОЖЕ есть.

    И «Адмирал Кузнецов» это тяжелый авианесущий крейсер.

    Государство флага Россия
    Порт приписки Североморск
    Принадлежность Северный флот России
    Верфь Черноморский судостроительный завод
    Спущен на воду 1985
    Введён в эксплуатацию 1991
    Современный статус В составе флота

    Почитайте подробно тут если интересно h**p:// ссылка

    Замените в ссылке ** на tt

    Ответ от Прослезиться[гуру]
    Ни одного.

    Ответ от Европейский[гуру]
    Сложный вопрос. В разное время разное количество.

    Ответ от NR[гуру]
    В общей сумме семь, кажется…

    Ответ от Ivan jenev[гуру]
    Больше, чем продали на металлолом в китай.

    Ответ от Seawolf[гуру]
    Реально, был построен и принят на вооружение только один «Кузнецов» Остальные, были носители самолетов вертикального взлета и посадки. Правда один из них, сейчас переделывается для Индии в авианосец.

    Ответ от Не скажу[гуру]
    В строю: Адмирал флота Советского Союза КузнецовВыведены из состава флота или в постройке: Киев | Минск | Новороссийск | Варяг | Ульяновск | «Адмирал Горшков»эрзац-авианосцы: Коммунагидрокрейсера: Алмазгидроавиносцы: Орлица (Императрица Александра) , Император Александр I (Республиканец) , Император Николай I (Авиатор) , Румынияаэростатоносцы: Русь

    Ответ от Артём[гуру]
    5 тяжёлых авианесущих крейсеров.

    Ответ от Пользователь удален[гуру]
    в СССР было 4 авианосцапосле развала СССР 3 авианосца продали, это Минск, Новороссийск, БакуМинск -( в 2001 году продан в КНР как туристический объект)Новороссийск- ( в январе 1996 продан южнокорейской компании )Баку -(впоследствии — Адмирал Горшков, в 2004 году продан Индии)а сейчас, Да, остался один авианосец, это Адмирал КузнецовДополню, забыл ещё про 5 авианосец «Киев», который тоже продали

    Ответ от Вячеслав Гордеев[гуру]
    В прямом смысле авианосцев — 0============================Единственный да и то скорее всего уже не СССРроссийский «Адмирал Горшков» был передан Индии (на условиях оплаты его модернизации и закупки партии палубных истребителей; в настоящий момент находится в строю под названием «Викрамадитья»), И вообще считалось авианосные группы — это оружие нападения несоответствующее оборонной доктрине СССР.


    Ответ от 2 ответа[гуру]

    Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

     

    Ответить на вопрос:

    22oa.ru

    Авианосцы Советского Союза во всей мощи и красе

    Несколько дней назад одно свидомое несчастье оставило у меня в дневнике запись, что, мол, в Советском Союзе было полторы несчастных калеки-авианосца, да и тех уже давно нет.Хочу опровергнуть эту маленькую ложь. Ликвидированы как класс только авианосцы, попавшие при разделе имущества СССР в лапы Украине, которая не сумела воспользоваться доставшимся ей потенциалом, зато сегодня клянчит с протянутой рукой списанные корабли военно-морского флота США. Вот некоторые из советских авианосцев во всей красе и мощи:


    «Тяжелый авианесущий крейсер «Киев»»


    «Тяжелый авианесущий крейсер «Киев»»


    «Тяжелый авианесущий крейсер «Киев» на стапелях»

    5 мая 1967 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 21 июля 1970 года заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (заводской № 101), спущен 26 декабря 1972 г., вступил в строй 28 декабря 1975 года и 15 июня 1976 года включен в состав КСФ. 9 ноября 1981 года награжден Вымпелом Министра обороны СССР, а 4 мая 1985 года — орденом Красного Знамени.
    Водоизмещение: полное 41370, стандартное 30530 т; длина 273,1 м, ширина по ватерлинии 31 м, наибольшая 49,2 м). Мощность ПТУ 4×45000 л.с.;скорость хода: максимальная 32.5 узла, экономическая 18,3 узла; дальность плавания экономическим ходом 8000 миль.
    Вооружение: 4х2 ПУ ПКРК «Ураган-1143», 2×2 ПУ ЗРК «Шторм» (96 ракет), 2×2 ПУ ЗРК «Оса-М», 2х2-76-мм АК-726 и 8х6-30-мм АК-630 орудий,
    2х12 РБУ-6000, 2х5 533 мм ТА, 2х2ПУ РПК «Вихрь», 22 ЛАК — самолетов Як-38 и вертолетов Ка-27. Экипаж 1433 человека, со штабом 1483 человек.


    «Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»»


    «Тяжелый авианесущий крейсер «Новороссийск»»

    24 июня 1975 года зачислен в списки кораблей ВМФ и
    30 сентября 1975 года заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (заводской № 103),
    спущен 26 декабря 1978 года, вступил в строй 14 августа 1982 года и 24 ноября 1982 года включен в состав КТОФ.
    30 июня 1993 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации
    и 31 августа 1994 года расформирован.

    Водоизмещение: полное 43 220, стандартное 31 900 т; длина 273,1 м, ширина 31 м (полетной палубы 51,3 м), осадка 11,5 м.
    Мощность ПТУ 4×35500 л.с.; скорость хода максимальная 32.5, экономическая 18,2 уз; дальность плавания на экономическим ходу 7160 миль.
    Вооружение: 4х2 ПУ ПКРК «Базальт» (16 ракет), 2х2 ПУ ЗРК «Шторм» (96 ракет), 2х2 76,2-мм АК-726 и 8х6 30-мм АК-630М орудий,
    1х2 ПУ ПЛРК РПК-1(16 ракето-торпед), 2х12 РБУ-6000 (129 РГБ-60), 16 самолетов Як-38(М) и 18 вертолетов Ка-27.
    Экипаж 1607 человек, со штабом 1659 человек.


    «Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»»


    «Тяжелый авианесущий крейсер «Минск»»

    28 марта 1972 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 28 декабря 1972 года заложен на Черноморском судостроительном
    заводе в Николаеве (заводской № 102), спущен 30 сентября 1975 года, вступил в строй 27 сентября 1978 года и
    23 ноября 1978 года включен в состав КТОФ. 30 июня 1993 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи
    с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31 августа 1994 гоад расформирован.
    В дальнейшем корабль был продан южнокорейской фирме и 20 октября 1995 года был уведен в Пусан (Южная Корея).
    В 1998 году «Минск» за 5 млн долларов перепродали китайской компании.
    После проведения комплекса реставрационных работ, включая окраску, оборудование ряда выставочных помещений
    и установку макетов самолетов и вертолетов, с 27 сентября 2000 года корабль используется в качестве музея
    и развлекательного центра в порту Шэньчжэнь (район Гонконга).

    Водоизмещение: полное 41380, стандартное 30535 т; длина 273,0 м, ширина по ватерлинии 31 м, наибольшая 49,2 м). Мощность ПТУ 4х50500 л.с.;
    скорость хода: максимальная 32.5 узла, экономическая 18,6 узла; дальность плавания экономическим ходом 8590 миль.
    Вооружение: 4х2 ПУ ПКРК «Базальт» (16 ракет), 2×2 ПУ ЗРК «Шторм» (96 ракет), 2×2 ПУ ЗРК «Оса-М»,
    2х2-76-мм АК-726 и 8х6-30-мм АК-630М орудий,
    2х12 РБУ-6000, 2х5 533 мм ТА, 2х2ПУ РПК «Вихрь», 22 ЛАК — самолетов Як-38 и вертолетов Ка-27. Экипаж 1435 человек, со штабом 1483 человека.


    «Тяжелый авианесущий крейсер «Баку»»


    «Установка наделки-обтекателя на носовую кромку спонсона ТАКР «Баку», Севастополь 1987 год»
    28 марта 1972 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 28 декабря 1972 года заложен на Черноморском судостроительном
    заводе в Николаеве (заводской № 102), спущен 30 сентября 1975 года, вступил в строй 27 сентября 1978 года и
    23 ноября 1978 года включен в состав КТОФ. 30 июня 1993 года разоружен, исключен из состава ВМФ в связи
    с передачей в ОФИ для демонтажа и реализации и 31 августа 1994 гоад расформирован.
    В дальнейшем корабль был продан южнокорейской фирме и 20 октября 1995 года был уведен в Пусан (Южная Корея).
    В 1998 году «Минск» за 5 млн долларов перепродали китайской компании.
    После проведения комплекса реставрационных работ, включая окраску, оборудование ряда выставочных помещений
    и установку макетов самолетов и вертолетов, с 27 сентября 2000 года корабль используется в качестве музея
    и развлекательного центра в порту Шэньчжэнь (район Гонконга).

    Водоизмещение: полное 41380, стандартное 30535 т; длина 273,0 м, ширина по ватерлинии 31 м, наибольшая 49,2 м). Мощность ПТУ 4х50500 л.с.;
    скорость хода: максимальная 32.5 узла, экономическая 18,6 узла; дальность плавания экономическим ходом 8590 миль.
    Вооружение: 4х2 ПУ ПКРК «Базальт» (16 ракет), 2×2 ПУ ЗРК «Шторм» (96 ракет), 2×2 ПУ ЗРК «Оса-М»,
    2х2-76-мм АК-726 и 8х6-30-мм АК-630М орудий,
    2х12 РБУ-6000, 2х5 533 мм ТА, 2х2ПУ РПК «Вихрь», 22 ЛАК — самолетов Як-38 и вертолетов Ка-27. Экипаж 1435 человек, со штабом 1483 человека.


    «Тяжелый авианесущий крейсер «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»»


    «Тяжелый авианесущий крейсер «Тбилиси» , теперь «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»»

    ТАКР проекта 1143.5 «Адмирал Кузнецов»
    (до 26 ноября 1982 года — «Рига»)
    (до 11 августа 1987 года — «Леонид Брежнев»)
    (до 4 октября 1990 года — «Тбилиси»)
    (после 1992 года — «Адмирал Флота Советского Союза Кузнецов»)

    1 апреля 1982 года заложен на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (заводской № 105) и
    26 июля 1982 года зачислен в списки кораблей ВМФ, спущен 6 декабря 1985 года,
    вступил в строй 25 декабря 1990 года и 20 января 1991 года, подняв Военно-морской флаг, вошел в состав КСФ.
    В 1996 году корабль проходил боевую службу в составе отряда кораблей в Средиземном море.
    Долгое время корабль находился в плохом состоянии, базируясь в Мурманске на судоремонтный завод.
    Летом 2004 года ремонт был завершен и на крейсере начались испытания авиационных компонентов.

    Водоизмещение: полное 70 500, стандартное 55 000 т; длина З04,5 м, ширина 38 м (полетной палубы 75 м), осадка 10,5 м.
    Мощность ПТУ 4×50 000 л,с.; скорость хода максимальная: 32, экономическая 18 уз; дальность плавания экономическим ходом 8000 миль.
    Вооружение: 12 ПУ 4К-80 ПКРК «Гранит», 4х6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8 ПУ «Кортик», 6×6 30-мм орудий АК-630М, 2×10 РБУ-12000,
    24 самолета и 42 вертолета.


    «ТАКР «Ульяновск» на Черноморском судостроительном заводе в Николаеве, начало 1990-х годов»

    4 октября 1988 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 25 ноября 1988 года заложен на
    Черноморском судостроительном заводе в Николаеве (заводской № 107), но 1 ноября 1991 года
    снят со строительства, исключен из списков кораблей ВМФ.
    4 февраля 1992 года кабинет министров Украины издал распоряжение № 69-р, предписывающее
    крейсер на «0» стапеле утилизовать, разобрав на металлолом.
    Металлолом экспортировали в 1994-1995 годах.
    Строительство прекращено при 20% технической готовности.

    Водоизмещение: полное 75 000, стандартное 65 000 т; длина 320 м, ширина 40 м (полетной палубы 72 м), осадка 12 м.
    Мощность 4×50 000 л.с. скорость хода максимальная 30 уз.
    Вооружение: 16 ПУ ПКРК «Гранит», 4×6 ПУ ЗРК СМ-9, 8 ПУ «Кортик», 8×6 30-мм орудий АК-630М, 60 самолетов и вертолетов, 2 катапульты.


    «Рабочие Черноморского судостроительного завода в Николаеве проходят мимо недостроенного авианесущего крейсера «Варяг» на верфи завода в мае 1997 года»


    «ТАКР «Варяг» проходит пролив Босфор, 1 ноября 2001 года»

    21 августа 1985 года зачислен в списки кораблей ВМФ и 6 декабря 1985 года заложен на Черноморском судостроительном
    заводе в Николаеве (заводской № 106), спущен 25 ноября 1988 года, но в 1992 году приостановлен строительством и законсервирован.
    В марте 1998 года недостроенный корабль был куплен компанией «Chong Lot Tourist and Amusement Agency» , базирующуюся в
    португальской колонии Макао, за 20 миллионов долларов. Официально сообщалось о планах переоборудования крейсера в казино, однако
    имелись данные о том, что на самом деле за сделкой стоит китайское правительство.
    Преодолев сопротивление Турции, не желавшей выпускать корабль из Черного моря, китайцы в конце октября 2001 года начали перевод
    корабля на Дальний Восток.
    В марте 2002 года крейсер прибыл в китайский порт Далянь (Дальний), где и находится в настоящее время.

    Водоизмещение: полное 70 500, стандартное 55 000 т; длина З04,5 м, ширина 38 м (полетной палубы 75 м), осадка 10,5 м.
    Мощность ПТУ 4×50 000 л,с.; скорость хода максимальная: 32, экономическая 18 уз; дальность плавания экономическим ходом 8000 миль.
    Вооружение: 12 ПУ 4К-80 ПКРК «Гранит», 4х6 ПУ ЗРК «Кинжал» (192 ракеты), 8 ПУ «Кортик», 6×6 30-мм орудий АК-630М, 2×10 РБУ-12000,
    24 самолета и 42 вертолета.

    Теги: архивная полка, история, ссср

    varjag-2007.livejournal.com

    Авианосцы СССР — наше время

    nosikot — 14.07.2012 — Армия Речь пойдет о том, какой флот (пока только авианесущие корабли!) у нас был бы сейчас, если бы мы сумели удержать Россию/СССР от развала…
    Я не буду тут писать:
    — что нужно было делать с дьявольскими семенами либерализма и национализма (речь, естественно, об окраинном, русофобском национализме т.н. «республик» — русского национализма, в какой-то законченной организационной и идейной форме как не было, так и нет), посеянными Андроповым и Ко — ясно, что нужна была чистка в верхах, органах и СМИ
    — как поступать с кликой Горбачева-Яковлева-Шеварднадзе — оно и так ясно всем здравомыслящим русским людям!
    — как бороться с субъективными недостатками СССР, например планированием от достигнутого и уравниловкой, а главное — как реформировать разбухшую от пролетариата и аморфную КПСС, на новой идеологической основе (новая аристократия, рыцарский орден — как задумывал Сталин) — эта задача посложнее создания авианосного флота…
    — что делать с ценами на нефть, если они будут падать — тут масса вариантов воздействия и регулирования, у нашей Великой страны были в наличии ВСЕ необходимые инструменты для этого, так что при наличии четкой политической воли и упорства все эти варианты были выполнимы!
    Просто прикину и посчитаю.


    Як-38 на полетной палубе ТАКР «Киев»

    ИТАК:

    К концу 1991 года в строю нашего ВМФ находились:
    — 1 противолодочный крейсер пр. 1123 «Москва» (в резерве с 1983г., однотипный «Ленинград» выведен из состава флота в середине 1991г.) — в общем и целом не очень удачные корабли, больше их упоминать не будем
    — 2 ТАКР пр. 1143 «Киев» (в ремонте с середины 1990г.) и «Минск» (в ожидании ремонта)
    — 1 ТАКР пр. 1143-М «Новороссийск»
    — 1 ТАКР пр. 11434 «Баку»


    ТАКР «Баку» — ВПП увеличена, 12 ПКР ОН «Базальт», без перезарядки, ЗРК «Кинжал», РЛС «Марс-Пассат» с ФАР (недоведена)

    — 1 ТАКР пр. 11435 «Адмирал Кузнецов» (в строю с начала 1991г., авиагруппа несформирована)
    В постройке:
    — 1 ТАКР пр. 11436 «Варяг» (достраивается на плаву, спущен на воду в конце 1988г.)


    Китайский авианосец «ШиЛанг» (бывш. «Варяг») на испытаниях (авиагруппы пока нет)

    — 1 атомный ТАКР пр. 11437 «Ульяновск» (заложен в конце 1988г., планируется серия из 4-х кор

    yablor.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *