Сунниты и шииты — в чем разница и в чем противостояние ветвей ислама

Фото: MilitaryArms.ru

На протяжении веков шииты и сунниты периодически сталкиваются друг с другом, эти течения являются самыми многочисленными в исламе. Всего в мире около миллиарда суннитов и примерно 170,1 миллион шиитов. Всего же ислам исповедуют около 1,188 миллиарда человек, а это 19,6 % населения всей Земли. Есть еще многочисленное течение хариджитов, их около 1,6 миллионов человек.

Если говорить о противостоянии шиитов и суннитов, то корни этих разногласий можно найти в событиях после смерти пророка Мухаммеда в 632 году. Арабы стали спорить о праве на власть — кто будет управлять Арабсиким Халифатом. Важную роль в противостоянии сыграл двоюродный брат и зять Мухаммеда праведный халиф Али ибн Абу Талиб. Когда он ушел из жизни верующие разделились на два лагеря. Первые считали, что лишь потомки Али достойны стать наследными халифами. Это объяснялось родством с самим Мухаммедом. Вторые твердили о выборе халифов путем голосования, так они и поступили. Так вот, те самые предки Али и их сторонники называются шиитами, а выборные халифы стали суннитами. В переводе «сунниты» — следующие «суннам». Именно сунниты долгое время являлись сильнейшими на арабском Востоке, суннитами являлись такие государства, как Омейядский и Аббасидский халифаты, а также Османская империя. Вот так разногласия шиитов и суннитов имели место вплоть до конца 20 века, но никаких трагедий не порождали.

Что касается тех самых различий, первое — религиозное право. Так, различны у шиитов и суннитов нормы поведения, проведение праздников, отношение к другим религиям. Еще один важный момент, помимо Корана, сунниты возносят на особый уровень сунны, в которых описывается жизнь пророка Мухаммеда. Именно следование правилам жизни пророка, по мнению суннитов, является истинным исламом. Например, афганские талибы четко соблюдают описанный в суннах внешний вид. Они даже контролируют размер бороды.

В случае шиитов, сунны не играют важной роли, шииты считают сунны опасным порождением ваххабизма и других радикальных течений ислама. Интересно, что сунниты осуждают традицию шиитов называть аятолла посланником Аллаха. Сунниты не верят в непогрешимость человека, а шииты отдают такой статус своим имамам. Что же касается главных праздников мусульман, Ураза-байрам и Курбан-байрам проходят одинаково у двух течений. Различие можно увидеть лишь в день Ашура, в это время шииты вспоминают мученическую смерть Хусейна, внука Мухаммеда. Даже сегодня можно наблюдать как некоторые шииты отмечают эту дату с песнями и даже наносят друг другу кровоточащие раны. Сунниты же в этот день проводят обычный траурный день.

Есть еще одно расхождение — брак. Сунниты говорят, что пророк разрешил временный брак, но сам же отменил его. А вот шииты в своем аяте утверждают, что временный брак — это нормально, они не ограничивают их возможное количество.

Поворотным моментов в отношениях суннитов и шиитов стала революция 1979 года в Иране. До этого, в 50-60-ые годы течения сближались, их представители даже заключали браки. Иранские события втянули арабов в вооруженное противостояние, национальное и религиозное самосознание шиитов возрастало в период революции. Тогда шииты стали усиливать свое влияние в Ливане, Ираке и Бахрейне. Сунниты Саудовской Аравии были крайне недовольны, они стали противостоять Ирану. Получается, халифата уже нет, но противостояние продолжается и даже обострилось. В результате все переросло в большую политику. «Война персов и арабов» не осталась без внимания, США решили прийти на помощь к шиитам. Режим Саддама Хусейна вроде как ущемлял меньшинство. В результате все это противостояние обернулось терактами в Ливане, восстанием в Саудовской Аравии, гражданской войной в Сирии. Со стороны все это в 21 веке кажется глупым, ведь как сказал имам Хомейн: «Вражда между суннитами и шиитами — это заговор Запада. Раздор между нами выгоден только врагам ислама. Тот, кто не понимает этого — тот не суннит и не шиит».

Еще по теме:

Пути ислама: сунниты и шииты

Шииты и сунниты — заклятые единоверцы

Ашура — день радости или скорби?

Шииты Ливана как предмет торга

 

Не потеряйте «Главную тему» в огромном информационном вале, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Одноклассниках…

www.glavtema.ru

Отличия между шиитами и суннитами. В России шииты или сунниты?

В связи с конфликтами в арабском мире, которые в последнее время находятся в центре внимания СМИ, термины “шииты” и “сунниты”, означающие две основные ветви ислама, сейчас хорошо знакомы многим немусульманам. В то же время далеко не все понимают, чем одни отличаются от других. Рассмотрим историю этих двух направлений ислама, их различия и территории распространения их последователей.

Как и все мусульмане, шииты верят в посланническую миссию пророка Мухаммеда. У этого движения – политические корни. После смерти пророка в 632 году сформировалась группа мусульман, которые считали, что власть в общине должна принадлежать исключительно его потомкам, к которым они относили его двоюродного брата Али ибн Абу Талиба и его детей от дочери Мухаммеда Фатимы. Поначалу эта группа являлась лишь политической партией, но по ходу веков изначальные политические разногласия между шиитами и другими мусульманами укреплялись, и она переросла в самостоятельное религиозно-правовое течение. Сейчас шииты составляют около 10-13% из 1,6 миллиарда всех мусульман в мире и признают власть Али как божественно назначенного халифа, считая, что обладающие законным божественным знанием имамы могут происходить только из числа его потомков.

По версии суннитов, Мухаммед не назначил преемника, и после его смерти община арабских племен, незадолго до этого обращенная им в ислам, оказалась на грани краха. Последователи Мухаммеда спешно выбрали его преемника сами, назначив халифом Абу Бакра, одного из ближайших друзей и тестей Мухаммеда. Сунниты считают, что община вправе выбирать себе халифа из числа лучших ее представителей.

По данным некоторых шиитских источников, многие мусульмане полагают, что Мухаммед назначил преемником Али, мужа его дочери. Разделение началось примерно в тот момент – те, кто поддержали Али, а не Абу Бакра, стали шиитами. Само название происходит от арабского слова, означающего “партия” или “приверженцы”, “последователи”, а точнее – “партия Али”.

Сунниты считают праведными четырех первых халифов – Абу Бакра, Умара ибн аль-Хаттаба, Усмана ибн Аффана и Али ибн Абу Талиба, который занимал эту должность с 656 по 661 год.

Основатель династии Омейядов Муавия, умерший в 680 году, назначил халифом своего сына – Язида, превратив правление в монархию. Сын Али, Хусейн, отказался присягать дому Омейядов и попытался выступить против. 10 октября 680 года он был убит в иракской Кербеле в неравном бою с войсками халифа. После гибели внука пророка Мухаммеда сунниты еще больше укрепили свою политическую власть, а приверженцы рода Али, хоть и сплотились вокруг мученика Хусейна, значительно утратили позиции.

По данным исследовательского центра религиозной и общественной жизни Pew Research, по меньшей мере 40% суннитов в большинстве стран Ближнего Востока считают, что шииты не являются истинными мусульманами. Между тем шииты обвиняют суннитов в чрезмерном догматизме, который может становиться плодородной почвой для исламского экстремизма.

Различия в религиозной практике

Помимо того, что шииты совершают 3 намаза в сутки, а сунниты – 5 (хотя и те, и другие произносят по 5 молитв), между ними существуют различия в восприятии ислама. Обе ветви основаны на учении Священного Корана. Второй наиболее важный источник – Сунна, священное предание, излагающее примеры жизни пророка Мухаммеда как образец и руководство для всех мусульман и известное как хадисы. Мусульмане-шииты также рассматривают как хадисы слова имамов.

Одним из основных различий между идеологиями двух сект является то, что шииты считают имамов посредниками между Аллахом и верующими, унаследовавшими достоинства благодаря божественному повелению. Для шиитов, имам – не просто духовный лидер и избранник пророка, но его представитель на Земле. Поэтому шииты не только осуществляют паломничество (хадж) в Мекку, но и к могилам 11 из 12 имамов, которые считаются святыми (12-й имам Махди считается “скрытым”).

Мусульмане-сунниты не относятся к имамам с таким благоговением. В суннитском исламе имам заведует мечетью или является лидером мусульманской общины.

Пять столпов суннитского ислама – декларация веры, молитва, пост, благотворительность и паломничество.

В шиизме пять основных столпов – монотеизм, вера в божественное правосудие, вера в пророков, вера в имамат (божественное лидерство), вера в Судный день. 10 прочих столпов включают в себя идеи, заложенные в пяти суннитских, в том числе – молитвы, посты, хадж и так далее.

Шиитский полумесяц

Большинство шиитов проживают в ИранеИракеСирииЛиване и Бахрейне, составляя на карте мира так называемый “шиитский полумесяц”.

В России, почти все мусульмане — сунниты
В Сирии, Россия воюет на стороне алавитов (ответвление шиитов) против суннитской оппозиции.

 

 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

klikabol.mirtesen.ru

Шииты и сунниты: кто такие, в чем различие, сколько течений в Исламе, разница с алавитами, мусульмане и христиане

Шииты и Сунниты

Большинство религий зарождаются как единые концепции, которые под влиянием исторических событий и развития изначальных представлений могут разветвляться на несколько течений. Так произошло и в одной из самых молодых мировых религий мира — Исламе. Например, мусульмане шииты и сунниты, разница между их вероучений создана искусственно, с целью заложить мину замедленного действия между народами, исповедующих заветы Пророка.

Да, самым популярным направлением в нём является суннизм, но существуют и такие течения, как шиизм, суфизм, хариджизм, ваххабизм и др. Попробуем рассказать сколько течений в Исламе, и какие принципиальные разногласия существуют между суннитами и шиитами.

Различие между суннитами и шиитами

Главное различие между суннитами и шиитами состоит в том, что проповедование Ислама пророк Мухаммед начал в 610 году и за 22 года обратил в веру столько сторонников, что после его смерти они создали Праведный халифат. И уже на столь раннем этапе истории, происходят брожения в среде мусульман.

Ключевой причиной для спора стал вопрос верховной власти в новом государстве — следует ли передать власть зятю Мухаммеда Али ибн Абу Талибу или же халифов следует избрать.

Сторонники Али, которые в дальнейшем и составили основу шиитов, утверждали, что руководить общиной имеет право лишь имам, который к тому же должен быть членом семьи пророка. Противники же, в дальнейшем — сунниты, апеллировали тем, что ни в Коране, ни в Сунне подобных требований нет.

В дальнейшем спор развернулся

soldats.club

Почему мусульмане делятся на шиитов и суннитов

Противоречия

Различия между суннитами и шиитами в первую очередь касаются не догматики, а религиозного права. Несовпадения позиций двух исламских течений затрагивают нормы поведения, принципы некоторых юридических решений, отражаются на характере праздников и отношении к иноверцам.

Коран – главная книга для любого верующего мусульманина, но для суннитов не меньшую важность приобретают сунны – свод норм и правил, основывающихся на примерах из жизни пророка Мухаммеда.

По мнению суннитов, точное следование предписаниям сунн – кредо правоверного мусульманина.

Однако некоторые течения суннитов понимают это в буквальном смысле. Так у талибов Афганистана каждая деталь внешнего вида строго регламентирована, вплоть до размеров бороды.

Шиитам догматизм суннитов неприемлем. С их точки зрения, это порождает различные радикальные течения, такие как ваххабизм. В свою очередь сунниты считают ересью традицию, согласно которой шииты называют своих аятолл (религиозный титул) посланниками Аллаха.

Сунниты не признают непогрешимость людей, в то время как шииты верят, что имамы непогрешимы во всех делах, принципах и вере.

Если главные мусульманские праздники Ураза-байрам и Курбан-байрам отмечаются всеми мусульманами согласно одним и тем же традициям, то в день Ашура существуют расхождения. Для шиитов день Ашура это поминальные мероприятия, связанные с мученической смертью Хусейна, внука Мухаммеда.

В настоящее время в некоторых шиитских общинах сохранилась практика, когда под сопровождение траурных песнопений верующие наносят себе кровоточащие раны мечом или цепями. Для суннитов этот день не отличается от любого другого траура.

Расходятся сунниты с шиитами и в оценке временного брака. Сунниты считают, что временный брак разрешил пророк Мухаммед во время одного из своих военных походов, однако вскоре его же и отменил. Но шиитские проповедники, ссылаясь на один из аятов, признают временные браки и не ограничивают их количество.

russian7.ru

Ирак: курды и арабы, шииты и сунниты

Немного географии и истории. Курды – крупнейший в мире народ, не имеющий своего государства. Оценки их численности очень противоречивы: обычно говорят о 40-50 миллионах. Вопрос это политический, поэтому точных данных нет.

Существующий этно-географически, но не официально, Курдистан занимает территорию на стыке Турции, Сирии, Ирака и Ирана. Это область традиционного (двух-трехтысячелетнего  – тоже вопрос политический) проживания курдов. Самые значительные ее части — Северный Курдистан (Турция) и Южный (Ирак). Здесь сконцентрирована подавляющая часть этноса.

Южный Курдистан или, как его чаще называют, Иракский Курдистан – это формально автономия в составе Ирака, занимает его северо-восточную часть. В настоящее время в ее составе четыре области: Дахук, Эрбиль, Сулеймания и Халабджа.

Впервые курдскую автономию на территории Ирака провозгласили 11 марта 1970 года. Тогда в ее состав вошли области Дахук, Эрбиль и Сулеймания.

Столица в Эрбиле. Законодательно было установлено, что на территории автономии работниками местных органов власти могут быть только курды или те представители других этносов, кто в достаточной мере владеет курдским. Курды получили право участвовать в законодательных органах всей страны с процентной долей от совокупного населения. Уже тогда возник спор о том, что город Киркук и его окрестности (богатейшие месторождения нефти, одни из крупнейших в мире) тоже должны войти в состав автономии. С точки зрения курдов, Куркук исторически является их городом. Во времена Османской империи турецкие власти проводили «тюркизацию» этого района. Позже арабские власти проводили «арабизацию». В результате сегодня город поделен на три части: курдскую, туркменскую и арабскую.

Новый этап автономности Иракского Курдистана начался в 2003 году. Курдские военные формирования пешмарга (в русских источниках чаще пишут «пешмерга», но это неправильное прочтение курдской латиницы) содействовали армии США и их союзникам во время войны против режима Саддама Хусейна. Формально он был свергнут 9 апреля 2003 года, когда американцы взяли Багдад и оккупировали большую часть Ирака. Однако война продолжалась. Масштабы ее то увеличивались, то уменьшались. В боевые действия включались все новые и новые силы (шиитская милиция «армия Махди», суннитские религиозные радикалы, просто антиамериканские отряды иракцев и т.д.). Но вот в Иракском Курдистане после свержения Хусейна действительно боевые действия закончились и началось собственное государственное строительство. На протяжении всего периода с весны 2003-го (вторжение США и их союзников) по сей день это самая стабильная и мирная часть Ирака.

Здесь достаточно много местных законов и правил, которые не стыкуются с законодательством «Большого Ирака». Одно из показательных: в Ирак запрещен въезд гражданам Израиля и иностранцам, имеющим отметки о пребывании в Израиле. Если такие граждане прибудут на границу арабской части Ирака по земле, самолетом или по морю, их обязательно отправят обратно. Но они легко могут въехать через пограничные переходы Иракского Курдистана. На въезде курды просто поставят штамп о 15-дневном безвизовом пребывании и предупредят, что въезд по этому штампу в арабскую часть Ирака запрещен.

После наступления группировки «Исламское государство Ирака и Леванта» (ИГИЛ) в Ираке летом 2014-го суннитские районы страны перестали подчиняться правительству в Багдаде.

Ближний Восток не зря в мире считается самым сложным этно-религиозным регионом. Пытаясь рассказать о курдах в Ираке, я должен рассказать и об арабах Ирака. Большая их часть исповедует шиизм. Они занимают всю южную половину страны. Между Курдистаном и шиитской частью районы, населенные суннитами. Режим Саддама Хусейна благоволил суннитам и ущемлял шиитов. Американцы, оккупировав Ирак, сделали ставку на шиитов – они фактически стали управлять страной. В результате бывшая суннитская элита страны (генералы и высшие чиновники при Саддаме) оказались в оппозиции. Некоторые из них приняли самое деятельное участие в формировании и функционировании ИГИЛ. Когда последний развернул наступление, его охотно приняли в суннитских районах.

Иракская армия развалилась. Боевики ИГИЛ к концу лета 2014-го уже вели бои в пригородах Багдада. Вмешался Иран. Иранские военные организовали и вооружили шиитскую милицию, сами принимали участие в боевых действиях. Фронты в Ираке лично инспектировал Касим Сулеймани, иранский генерал, «серый кардинал» Ирана. К весне 2015-го сложилась следующая ситуация. Шииты контролируют свой юг, где сравнительно спокойно, и некоторые суннитские районы. Однако большая часть суннитских земель все же под ИГИЛ, который теперь называется Исламский Халифат. Курдская автономия достойно выдержала удар Халифата и даже заняла Киркук и его окрестности. Можно сказать, что благодаря исламистам курды наконец-то получили контроль над этим районом. Американские оккупационные власти предпочитали держать его под контролем арабов. В Ираке установился своеобразный баланс: каждый при своем. Исламский Халифат в Ираке (в отличие от Сирии) перешел к обороне.

Шииты местами медленно наступают. Курды просто держат фронт и для профилактики постреливают по исламистам. Есть, правда, один важный участок фронта для курдов – Синджар (или Шангал), область проживания езидов. Там крепко засели боевики Халифата. Против них воюет не только пешмарга, но еще и отряды Рабочей партии Курдистана и ополчение сирийских курдов ЕПГ и ЕПЖ.

Езидизм – специфическое религиозное течение среди курдов: смесь зороастризма, христианства, ислама и других ближневосточных культов. Они на протяжении своей истории множество раз подвергались геноциду. Хотя ООН и отмалчивается, действия боевиков Халифата в Синджаре против местного населения тоже являются геноцидом. Мирных жителей вне зависимости от пола и возраста жестоко убивали. Женщин насиловали и продавали в рабство. Преследования проводились по этно-религиозному признаку. Поэтому для курдов принципиально освободить Синджар.

Вероятно, договорись сейчас курды, сунниты и шииты об отделении друг от друга, то завершилась бы и война. Но такой ход дела невозможен.

Причин масса. Сунниты, например, не захотят отказываться от Киркука (а они действительно занимают в местном населении очень значительную долю). Где должна пройти граница между тремя этно-конфессиональными образованиями – слишком спорный вопрос. У религиозных деятелей свое понимание географии, у светских – свое. Иностранные игроки, поддерживающие ту или иную сторону, вмешаются. Итак, война в Ираке, неважно, с какой интенсивностью и масштабностью, продолжится. Ирак уже стал подобием Афганистана. Выход из подобной ситуации: некий очень сильный авторитарный лидер (курд, шиит, суннит – не имеет значения) с сильной армией. Далее разгром противников, жестокие репрессии против недовольных, лет 50-70 диктатуры и экономического развития и тогда возможно формирование демократических и левых сил, которые могут предложить и создать новый вектор движения страны.

Хотя история достаточно часто меняет шаблоны. Пару недель назад Масуд Барзани, президент Иракского Курдистана, заявил, что не исключает гражданской войны между курдами в скором будущем. Как поведут себя шииты, поддерживаемые Ираном? Насколько вероятно, что они предложат для всей страны интернационализм и отказ от религиозной идентичности? Исторически шииты достаточно часто проводили очень светскую политику. С суннитами гораздо тяжелее – они, по словам местных курдов и шиитов, действительно поддерживают Исламский Халифат. Их устраивает простая черно-белая картинка: либо с нами, либо умри.

Однозначно то, что в настоящее время Ирак фрагментирован. Исламский Халифат уже провозгласил независимость своей части Ирака. Провозглашение независимости Иракским Курдистаном – вопрос политической воли. Население района Синджар обсуждает возможность присоединиться к автономии Рожава в Сирии. У шиитов есть богатейшие месторождения нефти в Басре, которых хватит и для внутреннего использования, и для экспорта, что тоже стимулирует их к отсоединению от беспокойных суннитов и своевольных курдов.

Александр Рыбин

rabkor.ru

Мусульманский мир: сунниты и шииты

Мусульманский мир, еще со времен ранней истории ислама, разделен на два религиозных направления — это сунниты и шииты. В VII веке, сразу после кончины великого Мухаммеда, остро стал вопрос о том, кто же поведет за собой мусульман и весь Арабский халифат. Одни (сунниты) поддерживали друга Мухаммеда и отца его жены Аиши – Абу Бакра. Другие (шииты) утверждали, что стать преемником может исключительно кровный родственник Пророка. Они говорили, что перед смертью Мухаммед назначил наследником своего двоюродного брата и любимого зятя Али. Так впервые произошло разделение ислама. В итоге победили приверженцы Абу Бакра. Хотя на некоторое время Али получил титул четвертого калифа и даже правил Арабским халифатом.

Некоторое время сунниты и шииты поддерживали нейтральные отношения. Однако в 680 году раскол среди мусульман усугубился. Дело в том, что в Карбале (на территории современного Ирака) был найден убитым сын Али-Хусейна. Убийцами оказались солдаты правящего калифа, которым тогда был представитель суннитов. Затем постепенно политическая власть монополизировалась правителями суннитов. Шиитам приходилось жить в тени и ориентироваться на имамов, из которых первые 12 были прямыми потомками Али. Сегодня сунниты – это доминирующая ветвь власти. Они составляют большинство мусульман. Шииты – в меньшинстве (10%). Их религиозное направление распространено в арабских странах (кроме Северной Африки), Иране (где находится их центр), Азербайджане, кое-где в Афганистане, Таджикистане, Индии и Пакистане.

Итак, чем отличаются сунниты от шиитов? Обе религиозные ветви берут свое начало от пророка Мухаммеда. Однако с течением времени, в связи с разделением, их религиозные убеждения приобретают все больше и больше отличий. На сегодняшний день сунниты и шииты верят в единого бога Аллаха и считают пророка Мухаммеда его посланником на Земле. Они почитают и беспрекословно выполняют пять столпов (ритуальные традиции Ислама), читают пятикратную молитву каждый день, постятся в Рамадан и признают единственным священным писанием Коран.

Шииты тоже свято чтят Коран и Великого Пророка. Однако не беспрекословно. Их священнослужители имеют возможность толковать поступки и изречения Мухаммеда. Кроме того, шииты верят в то, что их имамы – представители Бога на Земле, что последний двенадцатый имам на данный момент «сокрыт ото всех», но когда-нибудь он явится для исполнения божественной воли. Главное отличие суннитов от шиитов в том, что они, кроме священного Корана, еще безоговорочно руководствуются Сунной, учением Пророка. Это свод правил, которые составил Мухаммед, взяв за основу свою жизнь. Они толкуют их буквально. Иногда это принимает крайние формы. К примеру, в Афганистане талибы обращали внимание даже на размер мужской бороды, поскольку все должно было соответствовать требованиям Сунны. Большинство суннитов считают шиитов «худшими из людей», еретиками и «неверными». Они считают, что убийство шиита – это путь в рай.

Сунниты и шииты не раз проливали кровь друг друга. Самый длительный конфликт мусульманского мира состоит не столько во вражде между Израилем и арабами или между мусульманами и Западом, сколько в длительном внутреннем расколе самого ислама.

fb.ru

Противостояние между шиитами и суннитами. Ближний Восток. История пропаганды

В исламе существует множество течений, крупнейшие из которых – сунниты и шииты. По приблизительным подсчётам, численность шиитов среди мусульман составляет 15% (216 млн из 1,4 млрд мусульман по данным 2005 г.). Иран – единственная страна в мире, где государственной религией является ислам шиитского толка.

Также шииты преобладают среди населения иранского Азербайджана, Бахрейна и Ливана, составляют почти половину населения Ирака. В Саудовской Аравии, Пакистане, Индии, Турции, Афганистане, Йемене, Кувейте, Гане и в странах Южной Африки проживает от 10 до 40% шиитов. Только в Иране им принадлежит государственная власть. В Бахрейне, несмотря на то, что большинство населения шииты, правит суннитская династия. Ираком также управляли сунниты, и только в последние годы впервые был избран президент-шиит.

Несмотря на постоянные разногласия, официальная мусульманская наука избегает открытого обсуждения. Отчасти это связано с тем, что в исламе запрещено оскорблять всё, что связано с верой, плохо отзываться о мусульманской религии. И сунниты, и шииты верят в Аллаха и его пророка Мухаммеда, соблюдают одни и те же религиозные предписания – пост, ежедневная молитва и т.д., ежегодно совершают паломничество в Мекку, хотя и считают друг друга «кяфирами» – «неверными».

Первые разногласия между шиитами и суннитами вспыхнули после смерти пророка Мухаммеда в 632 г. Его последователи разделились во мнениях, кто должен наследовать власть и стать следующим халифом. У Мухаммеда не было сыновей, следовательно, не было прямых наследников. Одни мусульмане считали, что по традиции племени нового халифа должны выбрать на совете старейшин. Совет назначил халифом тестя Мухаммеда, Абу Бакра. Однако часть мусульман не согласилась с этим выбором. Они считали, что верховная власть над мусульманами должна передаваться по наследству. По их мнению, халифом должен был стать Али ибн Абу-Талиб – двоюродный брат и зять Мухаммеда, муж его дочери Фатимы. Его сторонники получили название shia’t ‘Ali – «партия Али», а впоследствии стали называться просто «шииты». В свою очередь, название «сунниты» произошло от слово «сунна», – свода правил и устоев, основанных на словах и поступках пророка Мухаммеда.

Али признал власть Абу Бакра, который стал первым праведным халифом. После смерти Абу Бакра сменили Омар и Осман, правление которых также было коротким. После убийства халифа Османа Али стал четвёртым праведным халифом. Али и его потомки назывались имамами. Они не только руководили шиитской общиной, но и считались потомками Мухаммеда. Тем не менее, в борьбу за власть вступил суннитский клан Омейядов. Организовав убийство Али в 661 г. с помощью хариджитов, они захватили власть, что привело к гражданской войне суннитов и шиитов. Таким образом, с самого возникновения эти две ветви ислама относились враждебно друг к другу.

Али ибн Абу Талиба похоронили в Неджефе, который с тех пор стал местом паломничества для шиитов. В 680 г. сын Али и внук Мухаммеда, имам Хусейн, отказался принести клятву верности Омейядам. Тогда в 10-й день Мухаррама, первого месяца по мусульманскому календарю (обычно приходится на ноябрь), произошло сражение при Кербеле между армией Омейядов и отрядом имама Хусейна в 72 человека. Сунниты уничтожили весь отряд вместе с Хусейном и другими родственниками Мухаммеда, на пожалев даже полугодовалого младенца – правнука Али ибн Абу Талиба. Головы убитых отправили омейядскому халифу в Дамаск, что сделало имама Хусейна мучеником в глазах шиитов. Это сражение считается отправной точкой раскола между суннитами и шиитами.

Кербела, которая находится в сотне километров к юго-западу от Багдада, стала для шиитов таким же священным городом, как Мекка, Медина и Иерусалим. Ежегодно шииты поминают имама Хусейна в день смерти. В этот день соблюдается пост, мужчины и женщины в чёрном организуют траурные процессии не только в Кербеле, но и во всём мусульманском мире. Некоторые религиозные фанатики устраивают ритуальное самобичевание, режут себя ножами до крови, изображая мученическую смерть имама Хусейна.

После поражения шиитов большинство мусульман стали исповедовать суннизм. Сунниты считали, что власть должна принадлежать дяде Мухаммеда Абуль Аббасу, который происходил из другого рода семьи Мухаммеда. Аббас разгромил Омейядов в 750 г. и положил начало правлению Аббасидов. Своей столицей они сделали Багдад. Именно при Аббасидах, в X-XII вв., окончательно оформились понятия «суннизм» и «шиизм». Последней шиитской династией в арабском мире были Фатимиды. Они правили в Египте с 910 по 1171 гг. После них и до настоящего времени главные государственные посты в арабских странах принадлежат суннитам.

Шиитами управляли имамы. После смерти имама Хусейна власть передавалась по наследству. Двенадцатый имам, Мухаммед аль-Махди, таинственно исчез. Так как произошло это в Самарре, этот город также стал священным для шиитов. Они считают, что двенадцатый имам – это вознесённый пророк, Мессия, и ждут его возвращения, как христиане ждут Иисуса Христа. Они верят, что с приходом Махди на земле установится справедливость. Доктрина имамата – ключевая особенность шиизма.

В дальнейшем суннитско-шиитский раскол привёл к противостоянию двух крупнейших империй средневекового Востока – Османской и Персидской. Шиитов, находящихся у власти в Персии, остальной мусульманский мир считал еретиками. В Османской империи шиизм не признавался как отдельное направление ислама, и шииты были обязаны соблюдать все законы и ритуалы суннитов.

Первую попытку к объединению верующих предпринял персидский правитель Надир-шах Афшар. Осадив Басру в 1743 г., он потребовал от османского султана подписания мирного договора с признанием шиитской школы ислама. Хотя султан отказался, через некоторое время в Неджефе был организовано собрание шиитских и суннитских богословов. К существенным результатам это не привело, но прецедент был создан.

Следующий шаг к примирению суннитов и шиитов сделали уже османы в конце XIX-го в. Этому послужили следующие факторы: внешние угрозы, ослаблявшие империю, и распространение шиизма в Ираке. Османский султан Абдуль Хамид II начал следовать политике панисламизма, чтобы упрочить свою позицию лидера мусульман, объединить суннитов и шиитов и сохранить союз с Персией. Панисламизм поддержали младотурки, и таким образом сумели мобилизовать шиитов на войну с Великобританией.

У панисламизма появились свои лидеры, идеи которых были довольно просты и понятны. Так, Джамаль ад-Дин аль-Афгани аль-Асабади говорил, что раскол среди мусульман ускорил падение Османской и Персидской империи и способствовал вторжению европейских держав в регион. Единственный способ дать отпор захватчикам – объединиться.

В 1931 г. в Иерусалиме состоялся Мусульманский Конгресс, где присутствовали и шииты, и сунниты. С мечети Аль-Акса к верующим был обращён призыв объединиться, чтобы противостоять угрозам Запада и защитить Палестину, которая находилась под контролем Англии. Подобные призывы звучали в 1930-40-х гг., в то время как шиитские богословы продолжали договариваться с ректорами Аль-Азхара, крупнейшего мусульманского университета. В 1948 г. иранский клерик Мохаммед Таги Кумми совместно с учёными богословами Аль-Азхара и египетскими политиками основал в Каире организацию за примирение исламских течений (Джама’ат ат-такриб бейне аль-мазахиб аль-Исламийа) Движение достигло апогея в 1959 г., когда Махмуд Шальтут, ректор Аль-Азхара объявил фетву (решение) о признании шиизма джафаритского толка пятой школой ислама, наравне с четырьмя суннитскими школами. После разрыва отношений между Египтом и Ираном вследствие признания Тегераном государства Израиль в 1960 г. деятельность организации постепенно сошла на нет, полностью прекратившись в конце 1970-х гг. Тем не менее, она сыграла свою роль в истории примирения суннитов и шиитов.

Неудача объединяющих движений заключалась в одной ошибке. Примирение рождало следующую альтернативу: или каждая школа ислама принимает единую доктрину, или одна школа поглощается другой – меньшинство большинством. Первый путь маловероятен, так как сунниты и шииты в некоторых религиозных постулатах имеют принципиально разные точки зрения. Как правило, начиная с ХХ-го в. все дебаты между ними заканчиваются взаимными обвинениями в «неверности».

В 1947 г. в Дамаске, Сирия, была образована партия Баас. Через несколько лет она объединилась с Арабской социалистической партией и получила название Арабская социалистическая партия Баас. Партия пропагандировала арабский национализм, отделение религии от государства и социализм. В 1950-х гг. отделение баасистов появилось и в Ираке. В это время Ирак по Багдадскому договору являлся союзником США в борьбе с «экспансией СССР». В 1958 г. партия Баас свергла монархию и в Сирии, и в Ираке. Той же осенью в Кербеле была основана радикальная шиитская партия Дава, одним из её лидеров был Сейид Мухаммед Бакир ас-Садр. В 1968 г. в Ираке баасисты пришли к власти и попытались уничтожить партию Дава. В результате переворота президентом Ирака стал лидер Баас генерал Ахмед Хасан аль-Бакр, а его главным помощником с 1966 г. являлся Саддам Хусейн.


Портреты аятоллы Хомейни и других шиитских лидеров.
«Шииты – не мусульмане! Шииты не исповедуют ислам. Шииты – враги ислама и всех мусульман. Пусть накажет их Аллах».

Свержение проамериканского шахского режима в Иране в 1979 г. кардинально изменило ситуацию в регионе. В результате революции была провозглашена Исламская республика Иран, лидером которой стал аятолла Хомейни. Он намеревался распространить революцию по всему мусульманскому миру, объединив под флагом ислама и суннитов, и шиитов. В то же время, летом 1979 г., Саддам Хусейн становится президентом Ирака. Хусейн рассматривал себя в роли лидера, борющегося с сионистами в Израиле. Также он часто любил сравнивать себя с вавилонским правителем Навуходоносором и лидером курдов Салах ад-Дином, который отбил атаку крестоносцев на Иерусалим в 1187 г. Таким образом, Хусейн позиционировал себя как предводитель в борьбе с современными «крестоносцами» (США), как лидер курдов и арабов.

Саддам боялся, что исламизм под руководством персов, не арабов, вытеснит арабский национализм. Кроме того, к шиитам Ирана могли примкнуть иракские шииты, составлявшие значительную часть населения. Но речь шла не столько о религиозном конфликте, сколько о лидерстве в регионе. В той же партии Баас в Ираке состояли как сунниты, так и шииты, причем последние занимали довольно высокие посты.

Зачёркнутый портрет Хомейни. «Хомейни – враг Аллаха».

Политическую окраску шиито-суннитский конфликт приобрёл благодаря стараниям западных держав. В течение 1970-х гг., пока Ираном правил шах как главный союзник американцев, США не обращали внимания на Ирак. Теперь же они решили поддержать Хусейна, чтобы остановить распространение радикального ислама и ослабить Иран. Аятолла презирал партию Баас за светскую и националистическую направленность. Долгое время Хомейни находился в ссылке в Неджефе, но в 1978 г. по просьбе шаха Саддам Хусейн выгнал его из страны. Придя к власти, аятолла Хомейни начал подстрекать шиитов Ирака к свержению режима баасистов. В ответ весной 1980 г. власти Ирака арестовали и убили одного из главных представителей шиитского духовенства – аятоллу Мухаммеда Бакира ас-Садра.

Также ещё со времён британского правления в начале ХХ-го в. между Ираком и Ираном существовал спор о границе. По договору 1975 г. она проходила посередине реки Шатт эль-Араб, которая протекала к югу от Басры в месте слияния Тигра и Евфрата. После революции Хусейн разорвал договор, объявив всю реку Шатт эль-Араб иракской территорией. Началась ирано-иракская война.

В 1920-х годах ваххабитами были захвачены Джебель-Шаммар, Хиджаз, Асир, удалось подавить ряд восстаний в крупных бедуинских племенах. Феодально-племенная раздробленность была преодолена. Саудовская Аравия объявлена королевством.

Традиционные мусульмане считают ваххабитов лже-мусульманами и отступниками, саудиты же сделали это течение государственной идеологией. К шиитскому населению страны в Саудовской Аравии относились как к людям второго сорта.

В течение всей войны Хусейн получал поддержку от Саудовской Аравии. В 1970-х гг. это прозападное государство стало соперником Ирана. Администрация Рейгана не хотела, чтобы антиамериканский режим в Иране победил. В 1982 г. правительство США убрало Ирак из списка стран, оказывающих поддержку террористам, что позволило Саддаму Хусейну получать от американцев помощь напрямую. Также американцы предоставляли ему данные спутниковой разведки о передвижениях иранских войск. Хусейн запретил шиитам в Ираке отмечать свои праздники, убивал их духовных лидеров. Наконец, в 1988 г. аятолла Хомейни был вынужден согласиться на перемирие. Со смертью аятоллы в 1989 г. революционное движение в Иране пошло на спад.

В 1990 г. Саддам Хусейн вторгся в Кувейт, на который Ирак претендовал с 1930-х гг. Однако Кувейт выступал союзником и важным поставщиком нефти для США, и администрация Дж. Буша снова поменяла политику в отношении Ирака, чтобы ослабить режим Хусейна. Буш призвал иракский народ восстать против Саддама. На призыв откликнулись курды и шииты. Несмотря на их просьбы о помощи в борьбе с режимом Баас США остались в стороне, так как побоялись усиления Ирана. Восстание быстро подавили.

После атаки террористов на Мировой торговый центр в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г., Буш начал планировать войну против Ирака. Ссылаясь на слухи о том, что у иракского правительства есть ядерное оружие массового поражения, в 2003 г. США вторглись в Ирак. За три недели они захватили Багдад, свергли режим Хусейна и установили своё коалиционное правительство. Многие баасисты бежали в Иорданию. В хаосе безвластия возникло шиитское движение в городе Садр. Его сторонники начали мстить за преступления Саддама против шиитов, убивая всех бывших членов партии Баас.


Колода игральных карт с изображениями Саддама Хусейна и членов Иракского правительства и партии Баас. Распространялись командованием США среди американских военных во время вторжения в Ирак в 2003 г.

Саддам Хусейн был пойман в декабре 2003 г., и казнён по приговору суда 30 декабря 2006 г. После падения его режима в регионе вновь усилилось влияние Ирана и шиитов. Политические лидеры-шииты Насрулла и Ахмадинежад становились всё популярнее, как вожди в борьбе с Израилем и США. Конфликт между суннитами и шиитами разгорался с новой силой. Население Багдада составляло 60% шиитов и 40% суннитов. В 2006 г. шиитская армия Махди из Садра разбила суннитов, и американцы испугались, что потеряют контроль над регионом.


Карикатура, показывающая искусственность конфликта между шиитами и суннитами. «Гражданская война в Ираке… «Мы слишком разные, чтобы жить вместе!» Сунниты и шииты.

В 2007 г. Буш отправил в Ирак дополнительные войска на Ближний Восток для борьбы с шиитской армией Махди и Аль-Каедой. Однако армия США терпела поражения, и в 2011 г. американцам пришлось окончательно вывести войска. Мира так и не удалось достигнуть. В 2014 г. появилась группа радикальных суннитов, известная как Исламское государство Ирака и Сирии (ISIS) (оно же The Islamic State of Iraq and the Levant — ISIL, оно же Исламское государство Ирака и Леванта, ИГИЛ) под командованием Абу Бакра аль-Багдади. Их первоначальной целью было свержение про-иранского режима президента Башара Асада в Сирии.

Возникновение радикальных шиитских и суннитских группировок не способствует какому-либо мирному решению религиозного конфликта. Наоборот, спонсируя радикалистов, США ещё больше разжигает конфликт на границах Ирана. Втягивая пограничные страны в затяжную войну, Запад добивается ослабления и полной изоляции Ирана. Иранская ядерная угроза, шиитский фанатизм, кровавость режима Башара Асада в Сирии придуманы в целях пропаганды. Самые активные борцы с шиизмом – Саудовская Аравия и Катар.

До Иранской революции, несмотря на правление шаха-шиита, открытых столкновений между шиитами и суннитами не было. Наоборот, они искали пути примирения. Аятолла Хомейни говорил: «Вражда между суннитами и шиитами – это заговор Запада. Раздор между нами выгоден только врагам ислама. Тот, кто не понимает этого – тот не суннит и не шиит…»


«Давайте найдём взаимопонимание». Шиитско-суннитский диалог.


У суннитов и шиитов общий враг — ИГИЛ.

propagandahistory.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о