Содержание

A6M5 Палубный истребитель - Япония

Палубный истребитель

Mitsubishi

© Михаил Быков

A6M5 mod 52 - 203 кокутай, самолет старшины Такео Танимицу, июнь 1945 г.

С середины 1942 года союзники перешли в наступление, и японцы все чаще стали прибегать к обороне. В1943 году на вооружение американских ВВС поступили новые типы скоростных истребителей, во многом превосходившие «Зеро». В ожесточенных воздушных боях отчетливо проявился главный недостаток японского самолета - низкая живучесть. После меткого попадания «Зеро» нередко взрывался в воздухе, а из-за отсутствия бронезащиты кабины многие опытные японские летчики были ранены или убиты. Летные данные истребителя также требовали улучшения, и в августе 1943 года конструкторы вновь модернизировали машину. Начиная с 904-го самолета А6МЗ стали устанавливать крыло уменьшенной площади (размахом всего 11 метров) и круглой законцовкой, обшивка крыла - усилена. Удален механизм складывания крыла. Поверхность крыла уменьшилась до 21.3 м2. Благодаря усиленной обшивке самолет смог развивать скорость пикирования до 355 узлов (657 км/ч). Переработали и систему выхлопа. Вместо общего тяжелого коллектора выхлопных газов, каждая пара цилиндров получила по одному выхлопному патрубку. Это позволило добавить к тяге винта еще несколько килограммов тяги выхлопных газов, в результате скорость самолета возросла до 305 узлов (565 км/ч) на высоте 6000 метров. Увеличилась и скороподъемность самолета. Новый самолет получил обозначение А6М5 модель 52 -это была самая скоростная модель «Зеро». В районе патрубков обшивку фюзеляжа пришлось усилить стальным листом, поскольку горячие газы выхлопа быстро прожигали тонкий дюралюминиевый лист. Всего было построено 1701 самолет этого типа.

Новый «Зеро», обозначенный А6М5 модель 52, немного потяжелел, но зато его максимальная скорость на высоте 6000 м достигала 565 км/ч. Это было предельное значение скорости для истребителя, так как все последующие доработки машины вели к возрастанию ее веса и, соответственно, к снижению скорости.

А6М5а имел еще более усиленную обшивку крыла и две пушки «тип 99» с ленточным питанием (боезапас по 125 снарядов). А6М5b, кроме того, впервые получил бронезащиту пилота в виде 50-мм лобового бронестекла фонаря кабины. Фюзеляжные бензобаки в какой-то мере защитили противопожарной углекислотной системой. Мощность вооружения повысили путем замены одного 7,7-мм фюзеляжного пулемета на 13,2-мм крупнокалиберный пулемет «тип 3». Самой мощной огневой силой среди всех вариантов «Зеро» отличался А6М5с, у которого демонтировали и второй фюзеляжный 7,7-мм пулемет, а в плоскостях крыла рядом с 20-мм пушками разместили еще два 13,2-мм пулемета «тип 3». Таким образом, самолет располагал двумя 20-мм пушками и тремя 13,2-мм пулеметами. Среди других новшеств А6М5с были бронеспинка и бронезаголовник пилота, а также дополнительный 140-литровый протектированный бензобак за кабиной. Всего заводы построили около 6000 А6М5 разных модификаций.

А6М5 поступил в серийное производство осенью 1943 года, когда американцы уже применяли на Тихом океане палубный истребитель «Хеллкэт». Последний превосходил модернизированный «Зеро» по всем статьям, кроме маневренности и скороподъемности на небольших высотах. В воздушных боях А6М все чаще становился жертвой, чем охотником. Это наглядно продемонстрировало последнее крупное сражение авианосцев в Филиппинском море в июне 1944 г., где японцы потерпели сокрушительное поражение, потеряв 92% своих самолетов (в том числе около 200 А6М5), а также много опытных летчиков. Тем не менее выпуск явно устаревших «Зеро» продолжался, и в последний период войны их использовали в основном в качестве истребителей-бомбардировщиков, способных нести бомбу весом до 250 кг. В таком виде эти самолеты нашли широкое применение в подразделениях камикадзе.

A6M2 mod21 A6M3 mod32 A6M2-N A6M5 mod52
Экипаж, чел. 1
Геометрия
Размах крыла, м 12.0 11.0 12.0 11.0
Площадь крыла, м2 22.438 21.538 22.438 21.300
Длина самолета, м 9.050 9.060 10.1317 9.121
Высота самолета, м 3.525 3.570 4.305 3.570
Массы, кг
Пустого 1745 1807 1921 18945
Нормальная 2421 2535 2460 2743
Силовая установка
Nakajima Sakae 12 21 12 21
Мощность, л.с./kW 841/619 1024/754 841/619 1024/754
Лётные данные
Максимальная скорость, км/ч взлетная 296 370 296 330
max на высоте 533 540 436 565
м 4550 6000 4300 6000
Время набора высоты км/мин 5/6'00'' 6/7'19'' 5/6'43'' 6/7'01''
Практический потолок, м 10 300 11 050 7960 11740
Дальность полета max, км x 2378 x 1920
Вооружение
2x7.7 Type 97/патронов 2х500 2х500 2х500 2х500
2x20-mm Type 99 mod 1/патронов Mk3/2x60 Mk4/2x100 Mk3/2x60 Mk4/2x100
Бомб, kg 2x60 2x100 2x60 2x100

Источники

  • "50 лучших истребителей Второй мировой войны" /Корнюхин Г.В./
  • "Война в воздухе" /№3 A6M Zero/
  • "Энциклопедия военной техники" /Aerospace Publising/
  • "Крылья Родины " /№1,1992г. А. Медведь "Удар по Жемчужной гавани"/

www.airpages.ru

Истребитель Мицубиси А6М "Зеро" | Военное оружие и армии Мира

Разработка нового палубного истребителя началась в 1937 году. Машина, предназначенная для замены в будущем истребителя А5М, должна была существенно превзойти его в скорости (на 100 км/ч), не уступая при этом в маневренности. Требования палубного базирования обусловили необходимость хороших взлетно-посадочных характеристик, а особенности театра военных действий — большую дальность полета. Впервые в практике японской военной авиации для нового истребителя было предусмотрено пушечное вооружение — две 20-мм пушки, дополненные парой 7,7-мм пулеметов.

РАЗРАБОТКА

Разработку самолета возглавил Дзиро Хорикоси — довольно молодой 34-летний инженер, имевший уже в своем активе создание истребителя А5М. Три прототипа, первый из которых был облетан 14 апреля 1939 года, обозначались А6М1 («палубный истребитель опытный тип 0»). Серийное производство началось весной 1940 года. Общий объем выпуска составил 10 964 самолета (3879 выпущено фирмой «Мицубиси», 6570 — «Накадзима», 279 — «Хитачи» и 238-21-м арсеналом), В системе кодов союзников обозначался «Зек», но чаще применялось обозначение «Зеро» — «ноль».

ОСНОВНЫЕ МОДИФИКАЦИИ

А6М2 («морской тип 0 палубный истребитель модель 11») — предсерийный вариант. Двигатель «Сакае» 12 (940 л. с). Вооружение — 2 х 20-мм крыльевые пушки «тип 99-1 модель 3» и 2 х 7,7-мм синхронных пулемета «тип 97»; возможна подвеска двух 30-кг или 60-кг бомб под крылом, а под фюзеляжем — 300-л ПТБ. Изготовлено 64 самолета. А6М2 («модель 21») — введены складывающиеся законцовки крыла, внесен ряд других изменений. Выпускался со второй половины 1940 года, построено примерно 1540 самолетов (800 — фирмой «Мицубиси» и 740 — «Накадзима»).

A6M2-N («морской истребитель-гидроплан тип 2 модель 11») — гидросамолет с поплавковым шасси, разработанный фирмой «Накадзима» на базе А6М2. С марта 1942 года по июль 1943-го изготовлено 254 машины. В системе кодов союзников обозначался «Руфь». А6М2-К («тип 0 учебный истребитель модель 11»)- двухместный учебный самолет, разработанный 21-м арсеналом в Омуре. Мотоустановка аналогична А6М2, вооружение — 2 х 7,7-мм синхронных пулемета. Изготовлено два прототипа и 508 серийных самолетов, в том числе 236 с 21-м арсеналом (январь 1943 — октябрь 1944 года) и 272 — фирмой «Хитачи» с мая 1944 по июль 1945 года.

А6МЗ («модель 32») — двигатель «Сакае» 21 (1130 л. с). Обрезаны за концовки крыла. Вооружение — 2 х 20-мм крыльевые пушки «тип 99-1 модель 4» и 2 х 7,7-мм синхронных пулемета «тип 97». Серийно строился с июля 1942 года, фирмой «Мицубиси» изготовлено 343 машины; выпускался также «Накадзимой», но точное количество изготовленных ею самолетов неизвестно. А6МЗ («модель 22») — в крыле установлены два 45-л дополнительных топливных бака, законцовки обычные. Фирмой «Мицубиси» выпущено 560 машин. Также выпускался «Накадзимой», но точное количество изготовленных ею самолетов неизвестно. А6М5 («модель 52») — усилена конструкция с целью увеличения допустимой скорости пикирования. Крыло снова сделали нескладывающимся, применив новые законцовки закругленной формы. Силовая установка и вооружение аналогичны А6МЗ. Выпускался с осени 1943 года, фирмой «Мицубиси» построено 747 машин, количество выпущенных «Накадзимой» неизвестно.

А6М5а («модель 52а») — вновь усилена конструкция крыла, боекомплект пушек увеличен до 125 снарядов на ствол. С марта 1944 года «Мицубиси» построила 391 самолет, количество выпущенных «Накадзимой» неизвестно. А6М5b («модель 52b») — установлено лобовое бронестекло и противопожарная система топливных баков. Правый синхронный пулемет заменен 13,2-мм пулеметом «тип 2». Под крылом возможна подвеска двух 150-л ПТБ. Выпускался фирмой «Мицубиси» с апреля 1944 года, построено 740 машин.

А6М5с («модель 52с») — установлена бронеспинка. Вооружение — 2 х 20-мм пушки «тип 99-2 модель 4», 3 х 13,2-мм пулемета «тип 3»; под крылом возможна подвеска восьми НАР «воздух — воздух». А6М5-К — двухместный учебный вариант А6М5. В начале 1945 года фирма «Хитачи» изготовила семь машин. АбМбс («модель 53с») — аналог А6М5с с двигателем, снабженным системой впрыска воднометаноловой смеси. На рубеже 1944-1945 годов фирма «Накадзима» изготовила несколько самолетов установочной серии.

А6М7 («морской тип 0 истребитель-бомбардировщик модель 63») — под фюзеляжем возможна подвеска 250-кг бомбы вместо ПТБ. Вооружение аналогично А6М5c. Двигатель «Сакае» 31 с системой впрыска водно-метаноловой смеси. Выпускался с весны 1945 года.