Авиационная ракета Р-98 (К-98) | Ракетная техника
]]>]]>
Авиационная ракета средней дальности К-98 разрабатывалась как глубокая модернизация ракеты К-8М и предназначалась для усовершенствованного варианта Су-11 — перехватчика Т-58, заданного февральским Постановлением СМ СССР 1962 г.
Основным направлением модернизации К-8М являлось: обеспечение возможности пуска ракет при атаке цели не только с задней, но и с передней полусферы, повышение помехоустойчивости и боевой эффективности. Первые проработки по соответствующей модификации ракеты под обозначением К-8М-2, предназначенной для применения с Т-3 и Як-28, были выполнены в 1961г. Впоследствии первоначальное наименование сменилось на К-98 («изделие 56»).
В 1963 г. была выпущена 31 ракета, начаты облеты Ил-28, Ту-16 и Як-28, подтвердившие возможность применения «радийных» ракет с передней полусферы, проведены два первых пуска ракет с тепловой ГСН по парашютной мишени М-6 на высотах 10 и 15 км.
В 1964 г. в ходе испытаний комплекса Т-58-98 были получены результаты, позволившие дать рекомендации о принятии на вооружение. В частности, было проведено 10 пусков телеметрических ракет по мишеням М-6 и ПМ-4108, 13 пусков боевых ракет (включая семь К-8М-1) с задней полусферы по мишеням Ил-28 и Як-25 и семь — по Ил-28 с передней полусферы, при этом все самолеты-мишени были сбиты. Не менее успешно шли испытания К-98 на Як-28П.
Ракеты оснащались новыми радиолокационными головками самонаведения ПАРГ-14ВВ, более соответствующими условиям применения на малых высотах. В частности, успешно прошли 14 пусков по Ил-28 на высотах 500…700 м. Все мишени были сбиты и при пусках ракет с передней полусферы на высотах от 7000 до 17000 м. Так же успешно проходили и войсковые испытания с пусками ракет по мишеням Ла-17 и МиГ-17. Государственные испытания завершились в июне 1964 г.
В соответствии с Постановлением от 30 апреля 1965 г. № 365-131 на вооружение поступил комплекс перехвата Су-15-98 на базе перехватчика Су-15 (Т-58-2) с РЛС РП-15 («Орел-ДМ»), оснащенного ракетами Р-98 (К-98). Ракеты подвешивались по одной под каждой консолью крыла на пусковых устройствах ПУ-1-8. Обычный вариант подвески включал одну ракету Р-98Р с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и одну ракету Р-98Т с тепловой головкой самонаведения С1Д-58. Пуск ракет возможен как по одной, так и залпом.
Ракеты Р-98 с полуактивной РЛГСН впервые в СССР допускали применение не только с задней, но и с передней полусферы цели. В последнем случае на больших высотах дальность пусков по целям со скоростью до 2000 км/час возросла до 18 км при высоте цели от 5 до 18 км. При пусках вдогон цели максимальная дальность осталась на прежнем уровне — 14 км, что и следовало ожидать при использовании все того же двигателя типа ПРД-25. При пусках в заднюю полусферу для ракет с обоими типами ГСН обеспечивалась высота применения от 500м до 23000 м. Превышение цели над перехватчиком могло достигать 3 км.
Однако, несмотря на принятие на вооружение, для обеспечения успешного применения ракет Р-98 комплекс потребовал внедрения ряда доработок и проведения дополнительных испытаний, осуществленных в 1965..1967 гг.
Следующий этап совершенствования перехватчиков ОКБ Сухого первоначально связывался с применением новой РЛС «Коршун-58» и ракет К-58 («изделие 57») с «радийной» ГСН ПАРГ-16ВВ и двигателем ПРД-143. Однако, в связи с задержками в разработке «Коршуна-58» в 1968 г. было принято решение о внедрении на Су-15 усовершенствованного варианта РЛС «Смерч-АС», получившей название «Тайфун». Ракета стала именоваться — К-98М, сохранив «несекретное» обозначение «изделие 57».
]]>]]>
Проводившиеся с января 1969 г, заводские испытания нового варианта самолета, получившего наименование Су-15Т, выявили необходимость доработки бортовой РЛС. На государственные испытания, начавшиеся в августе 1970 г, был представлен уже самолет Су-15ТМ с РЛС «Тайфун-М». В апреле 1973 г. госиспытания завершились с рекомендацией о принятии на вооружение.
21 января 1975 г. по Постановлению № 72-26 новая модификация перехватчика была принята на вооружение и официально получила наименование Су-15ТМ, радиолокатор — РП-26. Усовершенствованные ракеты К-98М получили индекс Р-98М.
К-98М отличались повышенной помехозащищённостью ГСН и расширенным диапазоном пуска. Минимальная высота пуска ракеты Р-98МТ по сравнению с Р-98Т в передней полусфере снизилась с 5.000 до 2.000 м, а максимальная – увеличилась с 18.000 до 21.000 м (в задней полусфере – с 23.000 до 24.000 м).
Применялись ракеты на истребителях-перехватчиках Су-11, Су-15ТМ, Су-15УМ, Су-17М (только Р-98МТ).
Ракетами Р-98 в сложных метеоусловиях и ночью были сбиты южнокорейские «Боинги», нарушившие воздушную границу СССР в 1978 и 1983 г.г. Первый из них ракета поразила в облаках над Кольским полуостровом и поврежденный самолет смог произвести вынужденную посадку (причем в горячке атаки пилот Су-15, видевший «Боинг-707» только на экране РЛС, выпустил и оставшуюся ракету по «отделившейся второй цели» — отломившейся консоли крыла нарушителя). По второму — «Боингу-747» — обе ракеты, тепловая и «радийная», были выпущены с расстояния 11 км ночью, поразили фюзеляж и один из двигателей.
Состав
]]>]]>Ракета К-98 («изделие 56») была выполнена по аэродинамической схемe «утка» с элеронами на крыльях (см. ]]>проекции]]>).
Ракета Р-98 (Р-98М) технологически делится на 4 последовательно расположенных отсека. Крепление хвостового отсека — фланцевое, остальные межотсечные стыки — телескопического типа.
Ракеты с тепловой и «радийной» ГСН отличаются только первыми отсеками. В радиолокационной головке самонаведения ПАРГ-15 ракеты Р-98Р введена обращенная к земле компенсационная антенна для улучшения соотношения сигнал — фон и повышения дальности действия на малых высотах. Это потребовало стабилизации ракеты по крену в схеме X независимо от крена самолета в момент пуска. На ракете Р-98Т с тепловой ГСН в первом отсеке устанавливается шар-баллон со сжатым азотом для охлаждения инфракрасного приемника. Захват цели ракетами ГСН обоих типов осуществлялся на подвесе под носителем. Метод наведения — пропорциональное наведение.
]]>]]>
На передней части корпуса второго отсека расположены аэродинамические рули, при этом цельноповоротные консоли, лежащие в одной плоскости, кинематически связаны между собой и задействуются от одной рулевой машинки пневматического привода. Далее во втором отсеке последовательно расположены автопилот, двухволновой радиовзрыватель и контактные устройства подрыва, осколочная боевая часть с установленным в ее передней части предохранительно-исполнительным механизмом и, в кормовой части отсека, ампульная батарея постоянного тока. Ближе к бортам от ампульной батареи расположены рулевые машины канала крена.
Третий отсек представляет собой камеру сгорания однорежимного РДТТ ПРД-25. Заряд двигателя выполнен из баллиститного топлива РНДСИ-5К (РАМ-10К). Удлиненное сопло РДТТ проходит по центру четвертого, хвостового отсека, а по его периферийной части расположены торовые баллоны со сжатым воздухом для питания рулевых машин привода.
На Су-15 ракеты подвешивались на ПУ-1-8, на Су-15ТМ — на унифицированных ПУ-2-8, позволявших использовать также НАР и бомбы.
Тактико-технические характеристики
Р-98 | Р-98М | |
Максимальная скорость поражаемой цели, км/ч в передней полусфере (ППС) в задней полусфере (ЗПС) | 2000 1800 | 2500 1800 |
Диапазон высот поражения цели, км | 0,5…23 | 0,5…24 |
Максимальная дальность пуска,км в передней полусфере в задней полусфере | 18 14 | 24 14 |
Минимальная дальность пуска,км ЗПС | 1,8 | 1,8 |
Перегрузка перехватываемой цели, ед | 2,0 | 2,0 |
Масса, кг | 292 | 301 |
Масса БЧ, кг | 40 | 39 |
Диаметр корпуса, м | 0,275 | |
Длина, м | 4.17 | 4.22 |
Размах оперения, м | 1,22 | |
Энерговооруженность, кгс/кг | 66 | |
Целеуказание головке: РГС — ТГС — | φ цу = ± 60° φ цу = ± 30° |
rbase.new-factoria.ru
Р-8 / Р-98 | |
---|---|
К-8, по обозначение НАТО — AA-3 Anab | |
Р-8 под крылом Су-15ТМ, Музей ВВС ВС Украины в г.Винница, 2008. | |
Тип | УРВВ средней дальности |
Статус | снята с вооружения |
Разработчик | ОКБ-4 (КБ «Молния») |
Главный конструктор | М. Р. Бисноват |
Годы разработки | с 1955 |
Начало испытаний | 1957 |
Принятие на вооружение | Р-8М: февраль 1962 Р-98: 30 апреля 1965 Р-98М: 21 января 1975 |
Производитель | ИМЗ |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР |
Другие эксплуатанты |
ru.wikipedia.org
Управляемая ракета средней дальности Р-98 (К-98).
Управляемая ракета средней дальности Р-98 (К-98, «изделие 56»).
Разработчик: ОКБ-4 (М.Р.Бисноват)
Страна: СССР
Начало разработки: 1961 г.
Принятие на вооружение: 1965 г.
Авиационная ракета средней дальности К-98 разрабатывалась как глубокая модернизация ракеты К-8М и предназначалась для усовершенствованного варианта Су-11 — перехватчика Т-58 (Су-15), заданного февральским Постановлением СМ СССР 1962 года. Основным направлением модернизации К-8М являлось — обеспечение возможности пуска ракет при атаке цели не только с задней, но и с передней полусферы, повышение помехоустойчивости и боевой эффективности. Первые проработки по соответствующей модификации ракеты под обозначением К-8М-2, предназначенной для применения с Т-3 и Як-28, были выполнены в 1961 году. Впоследствии первоначальное наименование сменилось на К-98 («изделие 56»).
В 1963 году была выпущена 31 ракета, начаты облеты в качестве целей Ил-28, Ту-16 и Як-28, подтвердившие возможность применения «радийных» ракет с передней полусферы, проведены два первых пуска ракет с тепловой ГСН по парашютной мишени М-6 на высотах 10 и 15 км.
В 1964 году в ходе испытаний комплекса Т-58-98 были получены результаты, позволившие дать рекомендации о принятии на вооружение. В частности, было проведено 10 пусков телеметрических ракет по мишеням М-6 и ПМ-4108, 13 пусков боевых ракет (включая семь К-8М-1) с задней полусферы по мишеням Ил-28 и Як-25 и семь — по Ил-28 с передней полусферы, при этом все самолеты-мишени были сбиты. Не менее успешно шли испытания К-98 на Як-28П.
Перехватчик Як-28П с ракетами Р-98.
Ракеты оснащались новыми радиолокационными головками самонаведения ПАРГ-14ВВ, более соответствующими условиям применения на малых высотах. В частности, успешно прошли 14 пусков по Ил-28 на высотах 500-700 м. Все мишени были сбиты и при пусках ракет с передней полусферы на высотах от 7000 до 17000 м. Так же успешно проходили и войсковые испытания с пусками ракет по мишеням Ла-17 и МиГ-17. Государственные испытания завершились в июне 1964 года.
В соответствии с Постановлением № 365-131 от 30 апреля 1965 года на вооружение поступил комплекс перехвата Су-15-98 на базе перехватчика Су-15 (Т-58-2) с РЛС РП-15 («Орел-ДМ»), оснащенного ракетами Р-98 (К-98). Ракеты подвешивались по одной под каждой консолью крыла на пусковых устройствах ПУ-1-8. Обычный вариант подвески включал одну ракету Р-98Р с полуактивной радиолокационной головкой самонаведения и одну ракету Р-98Т с тепловой головкой самонаведения С1Д-58. Пуск ракет возможен как по одной, так и залпом.
Ракеты Р-98 с полуактивной РЛГСН впервые в СССР допускали применение не только с задней, но и с передней полусферы цели. В последнем случае на больших высотах дальность пусков по целям со скоростью до 2000 км/час возросла до 18 км при высоте цели от 5 до 18 км. При пусках вдогон цели максимальная дальность осталась на прежнем уровне — 14 км, что и следовало ожидать при использовании все того же двигателя типа ПРД-25. При пусках в заднюю полусферу для ракет с обоими типами ГСН обеспечивалась высота применения от 500 м до 23000 м. Превышение цели над перехватчиком могло достигать 3 км. Однако, несмотря на принятие на вооружение, для обеспечения успешного применения ракет Р-98 комплекс потребовал внедрения ряда доработок и проведения дополнительных испытаний, осуществленных в 1965-1967 годах.
Следующий этап совершенствования перехватчиков ОКБ Сухого первоначально связывался с применением новой РЛС «Коршун-58» и ракет К-58 («изделие 57») с «радийной» ГСН ПАРГ-16ВВ и двигателем ПРД-143. Однако, в связи с задержками в разработке «Коршуна-58» в 1968 году было принято решение о внедрении на Су-15 усовершенствованного варианта РЛС «Смерч-АС», получившей название «Тайфун». Ракета стала именоваться — К-98М, сохранив «несекретное» обозначение «изделие 57».
Ракета Р-98Т под крылом перехватчика Су-15.
Проводившиеся с января 1969 года, заводские испытания нового варианта самолета, получившего наименование Су-15Т, выявили необходимость доработки бортовой РЛС. На государственные испытания, начавшиеся в августе 1970 года, был представлен уже самолет Су-15ТМ с РЛС «Тайфун-М». В апреле 1973 года госиспытания завершились с рекомендацией о принятии на вооружение.
Ракета Р-98Т под крылом перехватчика Су-15Т.
21 января 1975 года по Постановлению № 72-26 новая модификация перехватчика была принята на вооружение и официально получила наименование Су-15ТМ, радиолокатор — РП-26. Усовершенствованные ракеты К-98М получили индекс Р-98М. К-98М отличались повышенной помехозащищённостью ГСН и расширенным диапазоном пуска. Минимальная высота пуска ракеты Р-98МТ по сравнению с Р-98Т в передней полусфере снизилась с 5000 до 2000 м, а максимальная — увеличилась с 18000 до 21000 м (в задней полусфере — с 23000 до 24000 м).
Ракета Р-98МР под крылом перехватчика Су-15ТМ.
Применялись ракеты на истребителях-перехватчиках Су-11, Су-15ТМ, Су-15УМ, Су-17М (только Р-98МТ).
Ракетами Р-98 в сложных метеоусловиях и ночью были сбиты южнокорейские «Боинги», нарушившие воздушную границу СССР в 1978-м и 1983 годах. Первый из них ракета поразила в облаках над Кольским полуостровом и поврежденный самолет смог произвести вынужденную посадку (причем в горячке атаки пилот Су-15, видевший «Боинг-707» только на экране РЛС, выпустил и оставшуюся ракету по «отделившейся второй цели» — отломившейся консоли крыла нарушителя). По второму — «Боингу-747» — обе ракеты, тепловая и «радийная», были выпущены с расстояния 11 км ночью, поразили фюзеляж и один из двигателей.
Ракета К-98 («изделие 56») была выполнена по аэродинамической схемe «утка» с элеронами на крыльях. Ракета Р-98 (Р-98М) технологически делится на 4 последовательно расположенных отсека. Крепление хвостового отсека — фланцевое, остальные межотсечные стыки — телескопического типа.
Ракеты с тепловой и «радийной» ГСН отличаются только первыми отсеками. В радиолокационной головке самонаведения ПАРГ-15 ракеты Р-98Р введена обращенная к земле компенсационная антенна для улучшения соотношения сигнал — фон и повышения дальности действия на малых высотах. Это потребовало стабилизации ракеты по крену в схеме X независимо от крена самолета в момент пуска. На ракете Р-98Т с тепловой ГСН в первом отсеке устанавливается шар-баллон со сжатым азотом для охлаждения инфракрасного приемника. Захват цели ракетами ГСН обоих типов осуществлялся на подвесе под носителем. Метод наведения — пропорциональное наведение.
Проекции ракеты Р-98. Схема.
На передней части корпуса второго отсека расположены аэродинамические рули, при этом цельноповоротные консоли, лежащие в одной плоскости, кинематически связаны между собой и задействуются от одной рулевой машинки пневматического привода. Далее во втором отсеке последовательно расположены автопилот, двухволновой радиовзрыватель и контактные устройства подрыва, осколочная боевая часть с установленным в ее передней части предохранительно-исполнительным механизмом и в кормовой части отсека, ампульная батарея постоянного тока. Ближе к бортам от ампульной батареи расположены рулевые машины канала крена.
Третий отсек представляет собой камеру сгорания однорежимного РДТТ ПРД-25. Заряд двигателя выполнен из баллиститного топлива РНДСИ-5К (РАМ-10К). Удлиненное сопло РДТТ проходит по центру четвертого, хвостового отсека, а по его периферийной части расположены торовые баллоны со сжатым воздухом для питания рулевых машин привода.
На Су-15 ракеты подвешивались на ПУ-1-8, на Су-15ТМ — на унифицированных ПУ-2-8, позволявших использовать также НАР и бомбы.
Модификации:
Р-98Р — ракета с радиолокационной ГСН.
Р-98Т — ракета с тепловой ГСН.
Р-98М — модернизированная с радиолокационной ГСН. Отличается увеличенной дальностью пуска и возможностью поражения низколетящих целей. Применялась на самолётах Су-15ТМ, Як-28ПМ.
ТТХ:
Модификация: Р-98
Длина, мм: 3930
Диаметр фюзеляжа, мм: 275
Размах оперения, мм: 1200
Стартовая масса, кг: 292
Масса БЧ, кг: 40
Тип БЧ: осколочно-фугасная
Дальность пуска (лоб / тыл), км
-максимальная: 18 / 14
-минимальная: 4 / 1,8
Макс. скорость цели, км/ч: 2500
Диапазон высот применения, км: 1-23
Ракета Р-98Р.
Ракета Р-98Р.
Ракета Р-98Р.
.
.
Список источников:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
Р.Ангельский. Отечественные управляемые ракеты «воздух-воздух».
В.Ю.Марковский, К.Перов. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух».
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
Р-98 Википедия
Р-8 / Р-98 (К-8, «изделие 24», по классификации МО США и НАТО — AA-3 Anab) — советская управляемая ракета класса «воздух-воздух» средней дальности, с полуактивной или инфракрасной ГСН для перехватчиков ПВО. Р-8 относится к первому поколению авиационных ракет.
История разработки
Постановление Совета Министров СССР № 2543-1224 о начале проектирования ракет Р-7, Р-8 и Р-9, оснащённых системами самонаведения, вышло 30 декабря 1954 года.
Р-8 (как К-8) разрабатывалась в ОКБ-4 М. Р. Бисновата с 1955 года. Радиолокационная ГСН разрабатывалась ОКБ-339/НИИ-339 (ныне Фазотрон-НИИР[1][2]). Инфракрасную ГСН разрабатывало ЦКБ-589 (ЦКБ «Геофизика»), также разработчик ГСН для ЗУР 9М31 комплекса «Стрела-1».
На вооружение Р-8 не принималась, но стала основой для Р-8М, принятой на вооружение в феврале 1962 года в составе комплекса перехвата Су-11-8М с локатором РП-11 «Орёл». В 1963 году снова модернизирована до
В 1965 году была проведена вторая серьёзная модернизация Р-8М-2 — ракета увеличила дальность, получила улучшенные ГСН и стала обозначаться как Р-98. Ракета использовалась на перехватчике Су-15.
Заключительная модернизация в 1975 году — Р-98М1 (по классификации НАТО — Advanced Anab) стала более устойчивой к воздействию средств радиоэлектронного противодействия противника и получила ещё большую дальность поражения, что позволило использовать её для перехватчиков Су-15TM и Як-28ПМ.
Р-98М1 стояла на вооружении в 1980-х и была снята вместе с последним Су-15.
Также изготовлялась учебная версия ракеты — УР-8М.
Существовал вариант ракеты с ГСН от К-13 для ближнего боя (разработка 1963 года) — однако К-88 так и не поступила в серийное производство.
Модификации
- К-8М (К-8-2, «Изделие 24М») — модификация ракеты для истребителя Су-11 оснащённого РЛС «Орел», принятая на вооружение в составе комплекса перехвата Су-11-8М в феврале 1962 года
- Р-8МР — вариант ракеты с полуактивной радиолокационной ГСН типа ПАРГ-1
- Р-8МТ — вариант ракеты с тепловой ГСН типа С-1
Зарубежные варианты
Тактико-технические характеристики
Модификация | Р-8М изделие 24М | Р-98 изделие 56 | Р-98М изделие 57 | |||
---|---|---|---|---|---|---|
Вариант | Р-8МТ | Р-8МР | Р-98Т | Р-98Р | Р-98МТ | Р-98МР |
Принятие на вооружение | 1962 | 1967 | 1972 | |||
Самолёты-носители/боекомплект | Су-11, Су-15, Як-28П/2 | Су-15, Су-15Т | Су-15, Су-15ТМ | |||
Дальность, км | 2-12 | 2-12 | 2-24 | 2-16 | 2-21 | |
Высота, м | 5000-23000 | 5000-23000 | 500-24000 | |||
Длина ракеты, м | 4,05 | 4,18 | 4,26 | 4,14 | ||
Диаметр корпуса, мм | 275 | |||||
Размах крыла, м | 1,22 | |||||
Размах рулей, м | 0,674 | |||||
Стартовая масса, кг | 227 | 275 | 275 | 227 | ||
Время управляемого полёта, сек. | 40 | |||||
Максимальная скорость, м/с | ||||||
Допустимая перегрузка при пуске, g | — | — | ||||
Перегрузка перехватываемой цели, g | ||||||
Система наведения | ИК ГСН С-1 | ПАРГСН ПАРГ-1 | ИК ГСН ТГС-4Т | ПАРГСН ПАРГ-14ВВ | ||
Автопилот | АПС-8 | |||||
Боевая часть | осколочная 40 кг, 1400 осколков по 6 г | |||||
Взрыватель | неконтактный радиовзрыватель «Снегирь» | |||||
Двигательная установка | ПРД-25 | ПРД-143 13,400 кгс | ||||
Тип ПУ | ПУ-1-8 | ПУ-2-8 |
На вооружении
- СССР СССР
- ПВО страны
Примечания
Литература
- Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 8. — С. 16-18. — ISSN 0130-2701.
- Марковский В., Перов К. Ракета находит цель. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух» (рус.) // Крылья Родины. — М., 1995. — № 9. — С. 23-25. — ISSN 0130-2701.
- Марковский В. Перов К. Советские авиационные ракеты «воздух-воздух». — М.: Экспринт, 2005. — 47 с. — («Экспринт: Авиационный фонд»).
- Широкорад, А. Б. История авиационного вооружения. Краткий очерк / Под общей ред. А. Е. Тараса. — Мн.: Харвест, 1999. — 560 с. — (Библиотека военной истории). — 11 000 экз. — ISBN 985-433-695-6.
- Gordon Yefim. Soviet/Russian Aircraft Weapons. Since World War Two. — Hinkley, England: Midland Publishing, 2004. — 207 p. — ISBN 1-85780-188-1.
Ссылки
Советские и российские управляемые и неуправляемые авиационные ракеты | |
---|---|
Расположение по возрастанию даты разработки. Курсивом выделены экспериментальные (не принятые на вооружение образцы) . |
wikiredia.ru
Р-8 / Р-98 | |
---|---|
К-8, по обозначение НАТО — AA-3 Anab | |
Р-8 под крылом Су-15ТМ, Музей ВВС ВС Украины в г.Винница, 2008. | |
Тип | УРВВ средней дальности |
Статус | снята с вооружения |
Разработчик | ОКБ-4 (КБ «Молния») |
Главный конструктор | М. Р. Бисноват |
Годы разработки | с 1955 |
Начало испытаний | 1957 |
Принятие на вооружение | Р-8М: февраль 1962 Р-98: 30 апреля 1965 Р-98М: 21 января 1975 |
Производитель | ИМЗ |
Основные эксплуатанты | ВВС СССР |
Другие эксплуатанты | . |
Модификации | Р-8М Р-8М1 Р-98 Р-98М К-88 |
Основные технические характеристики | |
* дальность пуска: до 20 км | |
↓Все технические характеристики | |
Изображения на Викискладе |
ru-wiki.ru
98 — это… Что такое Р-98?
Р-98МТ (Р-98МР) | |
Основные характеристики | |
Масса снаряженной, кг | 272 (292) |
Диаметр, мм | 280 |
Длина, мм | 4 (4,27) |
Размах крыла, мм | 1,223 |
Размах рулей, м | 0,674 |
Дальность пуска макс.: | |
в задней полусфере, км | 16 (16) |
в задней полусфере, м | |
в передней полусфере, км | 12 (25) |
Скорость полёта цели, км/ч | |
Скорость полёта, М | |
Боевая часть | 40 кг |
Р-8 (К-8, обозначение НАТО — AA-3 Anab) — советская управляемая ракета «воздух-воздух» с полуактивной или инфракрасной ГСН для истребителей-перехватчиков.
История разработки
Разрабатывалась ОКБ-339/НИИ-339 (ныне Фазотрон-НИИР[1][2]) как К-8 с 1955 года, в строю под индексом Р-8. Инфракрасную ГСН разрабатывало ЦКБ-589 ГКОТ (ЦКБ «Геофизика»), также разработчик ГСН для ЗУР 9М31 комплекса «Стрела-1».
Модернизирована до Р-8М (получившая новый индекс Р-98) в 1961 году. В 1963 году снова модернизирована до Р-8М1 для совместимости с радаром РП-11 Орёл-Д самолётов Су-11, Су-15 и Як-28П. В 1965 году была проведена вторая серьёзная модернизация 98-ой — Р-8М2 — ракета увеличила дальность и получила улучшенные ГСН.
Заключительная модернизация в 1973 году — Р-98М1 (по классификации НАТО — Advanced Anab) стала более устойчивой к воздействию средств радиоэлектронного противодействия противника и получила ещё большую дальность поражения, что позволило использовать её для перехватчиков Су-15TM и Як-28ПМ.
Р-98М1 стояла на вооружении в 1980-х и была снята вместе с последним Су-15.
Также изготовлялась учебная версия ракеты — УР-8М.
Существовал вариант ракеты с ГСН от К-13 для ближнего боя (разработка 1960 года) — однако К-88 так и не поступила на серийное производство.
1 сентября 1983 года именно ракета Р-98 сбила южнокорейский Боинг рейс 007.
Эксплуатанты
- СССР
- ПВО страны
Примечания
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
Р98 (автодорога) — Википедия РУ
Эта статья предлагается к удалению.Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/7 апреля 2018. Пока процесс обсуждения не завершён, статью можно попытаться улучшить, однако следует воздерживаться от переименований или немотивированного удаления содержания, подробнее см. руководство к дальнейшему действию. Не снимайте пометку о выставлении на удаление до окончания обсуждения. Последнее изменение сделано участником Insider (вклад, журналы) в 13:55, 27 июня 2018 (UTC; около 159 дней назад). Администраторам: ссылки сюда, история, журналы, удалить. |
Автодорога Кострома — Верхнеспасское — автомобильная дорога общего пользования регионального значения 34Р-5[1]. До 31 декабря 2017 года допускалось использование прежнего обозначения автодороги Р98. С 1 января 2017 года участок дороги от Костромы до Мантурово перейдёт в состав новообразуемой автодороги федерального значения Р243 Кострома — Шарья — Киров — Пермь[2].
Автодорога | ||
Автодорога Р98 | ||
---|---|---|
Кострома — Верхнеспасское | ||
Страна | Россия Россия | |
Регион | Костромская область Костромская область | |
Статус | региональная | |
Владелец | государственная | |
Управляется | Костромаавтодор | |
Длина | 341 | |
Начало | Кострома | |
Через | Судиславль, Островское, Кадый, Макарьев, Мантурово, Георгиевское | |
Конец | Верхнеспасское (Пыщугский район) | |
Дорожное покрытие | асфальт, бетон |
Протяженность — 342 км. Проходит по территории Костромской области с юго-запада на северо-восток. Является кратчайшим путём из Костромы в Макарьев, Шарью, Мантурово, Вохму. Основную часть трафика составляют грузовые автомобили, на участке между Костромой и Судиславлем движение наиболее плотное, дорога имеет по одной полосе движения в обе стороны, имеются участки с разделительной полосой.
Исторические поселения — Макарьев, Судиславль, в селе Щелыково Островского района находится Государственный мемориальный и природный музей-заповедник А. Н. Островского — уголок благодатной русской природы и место, связанное с жизнью и творчеством великого русского драматурга. В Макарьеве — Макарьево-Унженский монастырь, на участке от Макарьева до Мантурово дорога проходит по берегу реки Унжи, на ней располагается старинное русское село Унжа, известное с XII—XIII вв. (в прошлом — город).
http-wikipediya.ru