45-мм авиационная пушка НС-45. — Российская авиация
45-мм авиационная пушка НС-45.
Разработка: ОКБ-16, Нудельман и Суранов
Страна: СССР
Начало разработки: 1943 г.
Принят на вооружение: 1944 г.
В начале июля 1943 года вышло Постановление Государственного Комитета Обороны о разработке 45-мм пушки для вооружения истребителей. Опытные образцы таких пушек были созданы ОКБ-15 и ОКБ-16. Оба КБ делали их на базе своих 37-мм пушек Ш-37 и НС-37.
Опытная 45-мм пушка ОКБ-15 была испытана на ЛаГГ-3, но из-за тех же недостатков, что у Ш-37, пушка даже не дошла до государственных испытаний.
45-мм пушка ОКБ-16 (позже получившая индекс НС-45) была создана с сохранением габаритных размеров НС-37. Вес пушки составлял 150-153 кг. Темп стрельбы — 260-280 выстр./мин. Питание пушки ленточное.
Главная трудность была в том, чтобы создать такой 45-мм ствол, который проходил бы через втулку винта самолетного двигателя ВК-105ПФ или ВК-107, т.е. серийного двигателя, стоявшего тогда на самолетах Як-9. Переделать двигатель, увеличив отверстие для ствола на втулке винта было практически невозможно, тем более в военное время. При использовании этих двигателей толщина стенки дульной части 45-мм ствола оказалась равной всего-то 4 мм.
В 45-мм пушке впервые в СССР на самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85 % энергии отдачи.
При разработке нового патрона к пушке НС-45 в ОКБ-16 был использован штатный осколочно-трассирующий снаряд от 45-мм патрона пушки 21-К весом 1,065 кг. Начальная скорость снаряда — 780 м/с. Вес патрона — 1,93 кг. Гильза была взята от пушки НС-37 с переобжатием на новый калибр дульца и с сохранением прежней длины 37-мм патрона (328 мм). Время горения трассера около 11 секунд. Снаряд имел головной взрыватель МГ-8.
Пушка НС-45 серийно производилась заводом № 74 в 1944-1945 годах. В 1944 году сдано 75 пушек, а в 1945 году — 120.
Для войсковых испытаний было изготовлено 53 самолета Як-9К (крупнокалиберный) с пушкой НС-45 в развале двигателя, с боекомплектом 29 патронов.
44 самолета Як-9К проходили войсковые испытания с 13 августа по 18 сентября 1944 года на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля на 2-м Белорусском фронте.
Согласно отчетам тех частей, где они проходили войсковые испытания, на один сбитый вражеский самолет расходовалось сто сорок семь 20-мм снарядов пушки ШВАК или тридцать один 37-мм снаряд пушки НС-37, или десять 45-мм снарядов пушки НС-45. Но, с другой стороны, следует учесть, что истребители с 37-мм и 45-мм пушками действовали в основном под прикрытием истребителей с 20-мм пушками, в числе которых были ведомые машины.
Прицельная стрельба из 37-45-мм пушек получалась только на первом выстреле, остальные снаряды летели мимо. После очереди в три выстрела, сделанных даже на максимальной скорости, последняя резко падала, терялась устойчивость самолета, наблюдалась течь масла и воды в трубопроводах. Для сравнения заметим, что из пушек ШВАК и ВЯ на любом самолете, летящем со скоростью не менее 400 км/ч, можно было вести огонь длинными очередями, и отдачи почти не чувствовалось.
В массовое производство Як-9К не запускался.
В начале 1945 года на Ил-2 были установлены две крыльевые пушки НС-45 (Ил-2 НС-45). Самолет прошел с ними летные испытания, но серийно не строился.
В 1946 году был построен опытный самолет Ту-2Ш, вооруженный двумя пушками НС-45 и двумя пушками НС-37. Серийно Ту-2Ш не строился.
С 30 декабря 1946 года по 3 октября 1947 года проходил летные испытания перехватчик и дальний истребитель сопровождения Ту-1 (63П) с двумя пушками НС-45 в носу. Из-за недоведенных двигателей работы по самолету были прекращены.
Технические характеристики:
Калибр, мм: 45
Снаряд, мм: 45 х 186
Длина пушки, мм: 3400
Ширина пушки, мм: 215
Высота пушки, мм: 415
Длина ствола (стволов), мм: 2300
Вес пушки без магазина, кг: 153
Темп стрельбы, выстр./мин: 280
Начальная скорость снаряда, м/с: 850
Носители: Як-9К, Ил-2 НС-45.
Авиационная пушка НС-45.
Авиационная пушка НС-45.
Штурмовик Ил-2 с пушками НС-45.
Истребитель Як-9К с пушкой НС-45.
Установка пушки НС-45 в развале цилиндров двигателя истребителя Як-9К.
.
.
Источник:
А.Б.Широкорад. История авиационного вооружения.
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
НС-45 (45-мм) — War Thunder Wiki
Ил-2 с пушками НС-45 на испытаниях в НИИ ВВСОписание
НС-45 (сокр. Нудельман-Суранов) — советская авиационная пушка калибра 45-мм, созданная в 1943 году ОКБ-16. Создавалась на базе пушки НС-37 с сохранением габаритных размеров. Предназначалась для установки на истребитель Як-9К а позже была установленная и на самолёте Як-9УТ. Так же была попытка установки пушки на штурмовик Ил-2 АМ38ф, который прошел испытания но в серию не пошел.
Машины оснащающиеся этим вооружением
Основные характеристики
Установка пушки НС-45 в развале цилиндров истребителя Як-9К- Тип: Одноствольная автоматическая пушка
- Конструкторы: А.Э.Нудельман и А.Суранов
- Производитель: Завод № 74
- Годы производства: 1944-1945
- Всего выпущено экземпляров: в 1944 г. — 75 шт. и в 1945г. — 120 шт.
- Масса, кг: 150-153
- Длина, мм: 2520
- Снаряд: 45×186 мм
- Вес снаряда: 1.065
- Калибр, мм: 45 мм
- Принципы работы: Отдача при коротком ходе ствола
- Скорострельность, выстрелов/мин: 260-280
- Начальная скорость снаряда, м/с ОФЗТ: 780
- Вид боепитания: ленточное
Пушка была установлена на истребителе и предназначалась для поражения воздушных целей и поддержки наземных войск таких как уничтожение живой силы противника (поезда, автомобильные колоны и т.д) , сравним ее с похожими по классу орудиями , из одноклассников можно выделить британскую пушку Vickers Class S 40мм, советскую НС-37, американские M4 и M10.
Ниже в таблице представлены близкие по назначению к НС-45 авиационные пушки, по мощности и калибру установленных орудий на истребителях до 4го ранга в игре ей нет равных, но присутствуют так же пушки меньшим калибром и такой же хорошей эффективностью как против воздушных целей, так и наземных.
Состав лент
К боеприпасам относятся:
- Подкалиберный снаряд
- Фугасный и бронебойный соответственно
В состав лент входит ОФЗТ — Осколочно-Фугасный Зажигательный Трассирующий снаряд, масса патрона 1.093 кг.
45-мм патрон к НС-45 был создан на базе гильзы 37-мм патрона НС-37: дульце заготовки гильзы обжато под калибр 45 мм, а длина гильзы уменьшена — для того, чтобы при увеличившейся длине снаряда общая длина патрона осталось прежней (328 мм). Время горения трассера около 11 секунд. Снаряд имел головной взрыватель МГ-8.
Осколочно-Фугасный Зажигательный Трассирующий (облегчённый) для нового патрона, взят от патрона к универсальной корабельной 45-мм автоматической пушке 21-к (индекс снаряда ОТ-033/ОР-73) Масса снаряда — 1065 г. Снаряд снабжен головным взрывателем МГ-8 и имеет трассер, оставляющий бледно-розовый след на полете, что позволяет корректировать огонь по трассам во время стрельбы. Наружные линейные размеры взрывателей к снарядам 37-мм зенитных и авиационных пушек и вышеописанных 45-мм морского и авиационного снарядов совпадают.
В игре пушка НС-45 имеет всего один снаряд ОФЗТ который очень эффективен против воздушных целей, и малоэффективен против бронетехники противника из за отсутствия Бронебойного снаряда.
Наличие в боекомплекте снарядов бронебойного действия позволило бы поражать легкобронированные наземные цели, такие как средние и легкие танки. Бронебойные снаряды изготовлялись в опытном порядке, в связи с их малой эффективностью серийно не производились. В то же время и их отсутствие имеет свои основания.
Создание же специального подкалиберного бронебойного снаряда, во-первых, требует дополнительных затрат, что в военное время всегда проблематично. Во-вторых — в полной мере эффективность такого снаряда раскрывается тогда, когда снаряд делается легким и обладает за счет этого высокой скоростью встречи с целью. Но при этом баллистика осколочного и подкалиберного бронебойного снарядов будет различна, и невозможно будет вести стрельбу осколочными и подкалиберными снарядами при одном прицеле. При загрузке боекомплекта только с одним из типов снарядов огонь по не предполагавшейся цели не будет эффективным. Все это позволяет предположить, что осколочно-трассирующий снаряд был единственным серийным типом снаряда для пушки НС-45.
Шаблон:Авиапушки 45-57
Применение в бою
Як-9К был создан как истребитель, но самом деле он использовался больше в роли штурмовика в годы Великой Отечественной Войны из за практически отсутствия противника в воздухе.
В игре всегда присутствуют воздушные цели для поражения этим великолепным орудием, а на 3 м уровне появляются тяжелые бомбардировщики, отличная цель для нашего калибра.
Так как у этой пушки хорошая настильность и скорость снаряда, лучшей тактикой будет выбрана «Охота на бомбардировщики и штурмовики противника», после поиска и уничтожения можно заняться и истребителями или наземными объектами противника на Ваш выбор.
Мощность пушки позволяет сбить на средней дистанции любой из существующих бомбардировщиков в игре с «одного» снаряда.
Важно помнить о том что стрельба очередями неэффективна ввиду сильной отдачи орудия, таким образом разброс будет очень большим, лучше производить одиночные выстрелы которые окажутся намного точнее, тем самым не перегревая ствол пушки, к тому же это позволит экономить снаряды которых всего 29 шт.
Достоинства и недостатки
Достоинства:
- Снаряд и калибр орудия 45 мм — ОФЗТ, мощность и эффективность фугасных снарядов такого калибра против воздушных или наземных целей на высшем уровне, выше чем Бронебойные снаряды 20 мм пушек.
- Настильность — Отличная траектория полёта снаряда.
- Высокая скорострельность пушки и хорошая точность одиночными выстрелами.
- Не требуется исследование снарядов в модификациях.
Недостатки:
- Вес пушки в 152 кг.
- Очень высокая отдача после выстрела, соответственно и точность последующих выстрелов будет меньше.
- Перегрев пушки.
- Малый боезапас в 29 снарядов ( в большинстве вылетов его хватает если придерживаться правила «одиночных выстрелов»)
Историческая справка
В начале июля 1943 г. вышло Постановление Государственного Комитета Обороны о разработке 45-мм пушки для вооружения истребителей. Опытные образцы таких пушек были созданы ОКБ-15 и ОКБ-16. Оба КБ делали их на базе своих 37-мм пушек Ш-37 и НС-37.
Опытная 45-мм пушка ОКБ-15 была испытана на ЛаГГ-3, но из-за тех же недостатков, что у Ш-37, пушка даже не дошла до государственных испытаний.
45-мм пушка ОКБ-16 (позже получившая индекс НС-45) была создана с сохранением габаритных размеров НС-37. Вес пушки составлял 150-153 кг. Темп стрельбы 260-280 выстр./мин. Питание пушки ленточное.
Главная трудность была в том, чтобы создать такой 45-мм ствол, который проходил бы через втулку винта самолетного двигателя ВК-105 или ВК-107, т. е. серийного двигателя, стоявшего тогда на самолетах Як-9. Переделать двигатель, увеличив отверстие для ствола на втулке винта было практически невозможно, тем более в военное время. При использовании этих двигателей толщина стенки дульной части 45-мм ствола оказалась равной всего то 4 мм.
В 45-мм пушке впервые в СССР па самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85% энергии отдачи.
Для войсковых испытаний было изготовлено 53 самолета Як-9К (крупнокалиберный) с пушкой НС-45 в развале двигателя, с боекомплектом 29 патронов. 44 самолета Як-9К проходили войсковые испытания с 13 августа по 18 сентября 1944 г. на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля на 2-м Белорусском фронте.
Как отмечается в книге А.Т.Степанца «Истребители Як периода Великой Отечественной войны», прицельная стрельба из пушки НС-45 была возможна на скоростях самолета более 350 км/ч, очередями в 2 — 3 выстрела. При стрельбе на скорости менее 350 км/ч самолет резко разворачивался, летчик совершал резкие движения вперед-назад.
В начале 1945 г. на Ли-2 были установлены две крыльевые пушки НС-45. Самолет прошел с ними летные испытания, но серийно не строился в связи с прекращением войны.
В 1946 г. был построен опытный самолет Ту-2Ш, вооруженный двумя пушками НС-45 и двумя пушками НС-37. Серийно Ту-2Ш не строился.
Медиа
Музейные экспонаты. Слева направо: Пушка Н-57, ствол пушки НС-45, пушка НС-37 и их патроны
См. также
Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,
- ссылка на статью о варианте пушки/пулемёта;
- ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.
И подобные.
Ссылки
wiki.warthunder.ru
57-мм авиационные пушки Н-57 и РШР-57.
57-мм авиационные пушки Н-57 и РШР-57.
Разработчик: А.Э.Нудельман
Страна: СССР
Начало испытаний: 1946 г.
Опытная серия: 1947 г.
Опыт эксплуатации крупнокалиберных авиационных пушек разработки ОКБ-16 А.Э.Нудельмана НС-37 и НС-45 в последний год войны выявил ряд недостатков. Во первых, в общем-то, здравая попытка унифицировать эти орудия для установки их как на истребители, так и на ударные самолеты, завел разработчиков в тупик. Если в случае НС-37 мощное орудие было еще более или менее приемлемо в качестве универсального, то в случае с 45-мм НС-45 такая концепция явно не увенчалась успехом. Для установки в развале цилиндров двигателя истребителя Як-9К пришлось предельно облегчить ствол орудия, снизив живучесть и прочность ствола, что исключало установку пушки на другие самолеты. К тому же чрезмерная отдача орудий большого калибра негативно сказывалась на прочности планера носителя.
Чтобы минимизировать влияние отдачи к концу войны в ОКБ-16 был разработан облегченный вариант 37-мм системы — пушки Н-37, в которой пожертвовали баллистикой, укоротив ствол и применив менее мощный патрон. Такое решение было вызвано отчасти выводами о малой эффективности авиапушечного вооружения для борьбы с бронетехникой последнего периода войны с изрядно подросшей толщиной брони, ставшей малоуязвимой для снарядов пушек практически любого авиационного калибра. Ну а для борьбы с авиационной техникой баллистики облегченной крупнокалиберной системы было вполне достаточно.
В этой связи в конце 1944 года была предпринята попытка подобную же схему применить и в отношении 45-мм калибра. То есть, укоротить ствол, облегчить снаряд, иначе говоря, создать 45-мм аналог пушки Н-37. Проект Н-45 вел один из разработчиков пушек НС-37 и НС-45 — Георгий Андреевич Жирных. Пушка Н-45 планировалась на послевоенных версиях истребителя Як-9П с двигателем ВК-107, в котором диаметр втулки винта уже не ограничивал столь жестко наружный диаметр ствола пушки, как в случае с Як-9К. Проект 45-мм Н-45 был завершен в прототипе, но вскоре был свернут в пользу более мощной 57-мм системы. По всей видимости, могущество 45-мм снаряда не столь разительно превосходило 37-мм калибр, чтобы развивать параллельно две близкие системы. А 57-мм снаряд даже со слабой баллистикой массой под 2 кг уже позволял расчитывать на использование орудия и по наземным целям со значительно большей эффективностью.
Решение довести калибр авиапушки до 57-мм было принято инициативно Нудельманом отчасти также в связи с параллельной разработкой конкурирующего проекта ОКБ-15 Шпитального — 57-мм пушки Ш-57. О пушке Ш-57 сохранилась лишь отрывочная информация. По всей видимости, Б.Г.Шпитальный планомерно развивал свою предвоенную систему ШФК-37, доведя калибр до 57-мм. Заменил обойменное питание на ленточное и, в отличие от разработок ОКБ-16 попытался все же создать на базе 57-мм калибра унифицированное орудие под установку как на истребители в моторном исполнении, так и для ударной авиации в качестве противотанковой. Есть сведения, что пушку Ш-57 установили в развале цилиндров Як-9, который проходил испытания 6 июня 1945 года. Впрочем, данная иноформация представляется сомнительной. Нет подробности ни о модификации Яка, ни о результатах испытаний. Возможно, тут имеет место путаница и за версию Яка с пушкой Ш-57 принимают более поздний проект Як-9П под пушку Н-57 образца 1947 года.
Но вернемся к разработкам КБ Нудельмана. В отличие от конкурентов из ОКБ-16 А.Э.Нудельман не стал экспериментировать с универсальным орудием для всех случаев жизни, неизбежно жертвуя каким-либо из параметров орудия, а инициировал разработку параллельно двух проектов. Первый, уже упомянутый выше, — проект Г.А.Жирных, орудия с умеренной баллистикой, коротким 1015-мм стволом и сравнительно слабым патроном 57 х 160RB, 2-кг фугасный снаряд которого покидал ствол с начальной скоростью около 600 м/с и темпом стрельбы около 230 выстр/мин предназначался, главным образом, для вооружения истребительной авиации.
Второй проект разработки С.Е.Рашкова, В.Е.Шенцова и С.С.Розанова при идентичной схеме автоматики короткого отката, предназначалась в качестве противотанкового применения с тяжелых носителей, в связи с чем, разработчики не были связаны жесткими требованиями массогабаритных параметров орудия и параметрами отдачи. На первый план выступала мощность орудия и ее способность бороться с тяжелой бронетехникой.
Проект пушки Рашкова, Шенцова, Розанова, предполагал бикалиберную систему с двумя сменными стволами под 45 и 57-мм калибр и обозначался РШР-57/45. В конце, правда, остановились только на 57-мм калибре, под который был разработан новый патрон 57 х 350B с цилиндрической гильзой с буртом под ленточную подачу, 2,49-кг снаряд которого покидал ствол с начальной скоростью 720 м/с. Масса унитарного патрона достигала 4,4 кг. Баллистика 45-мм версии была еще лучше, хотя тип боеприпаса, использованный в ней не известен, начальная скорость снаряда версии РШР-45 составляла до 1000 м/с. Масса системы составляла 339 кг без учета периферии, а длина 4,4 м.
Интересной особенностью пушки РШР была сварная ствольная коробка в отличие от штампованных в предыдущих проектах орудий ОКБ-16.
Разработка двух проектов тяжелых пушек велась в ОКБ-16 практически параллельно. Приоритет отдавался облегченному образцу 57-мм пушки 100-П конструкции Г.А.Жирных, под которую были разработаны несколько образцов авиатехники. Одним из них был традиционный испытательный стенд пушек ОКБ-16 — истребитель А.С.Яковлева Як-9П. Эта уже послевоенная версия Яка с двигателем ВК-107А разрабатывалась в 1946 году под сменный комплект вооружения, включавшие в себя помимо стандартных 20-мм Б-20, 23-мм НС-23, еще и тяжелые новейшие Н-37, а также опытную Н-45. Третьей версией был сверхтяжелый комплект из пушки 100-П, получившей обозначение Н-57 с боекомплектом из 20 выстрелов плюс синхронной Б-20. Впрочем, от этой версии было решено отказаться. По некоторым сведениям Як-9П с 57-мм пушкой Н-57 проходил заводские испытания в мае-июне 1947 года, но на государственные испытания не предъявлялся. Короткий ствол пушки Н-57, оснащенный мощным дульным тормозом, не выводился за пределы двигательного отсека истребителя и после первых же выстрелов дульные газы оказывали разрушающее воздействие на двигатель. Ввиду этого дальнейшие работы над этой версией были свернуты, тем более, что эпоха поршневой истребительной авиации подходила к концу.
Другим, чуть более удачным проектом под 57-мм пушку Н-57 стал отечественный первенец реактивной авиации — истребитель МиГ-9, изначально спроектированный под установку пушки Н-57, расположенной между двух двигателей в центральной перегородке воздухозаборника.
В начале октября 1946 года после отладки и отстрела в тире пушечного вооружения третьего прототипа МиГ-9 были проведены огневые летные испытания. Выполненные 10 и 17 октября летчиком-испытателем М.Л.Галлаем полеты на полигон в Ногинск показали, что поведение самолета в воздухе при стрельбе из 57-мм пушки нормальное, а сама стрельба в воздухе прошла успешно. Более того, по темпу стрельбы пушка Н-57 показала даже большую скорострельность, чем планировалась, достигнув 257 выстр/мин.
В 1947 году производство пушки Н-57 было начато на заводе № 535 в Туле, где была изготовлена опытная серия из 36 пушек, часть из которых установили на первые серийные МиГ-9. Но летал реактивный МиГ с ними не долго. Неважная маневренность отечественного реактивного первенства заставила искать способы облегчить конструкцию машины, в результате, пушка Н-57 была вскоре заменена на 37-мм Н-37.
«Тяжелая» версия 57-мм пушки РШР-57/45, оснащенная пневматическим механизмом перезарядки, проходила испытания на бомбардировщике Ту-2 № 26/46 (Ту-2Ш). Для размещения пушки изменили носовую часть фюзеляжа, усилили конструкцию центральной части фюзеляжа в местах крепления РШР-57, подверглись изменениям створки бомболюков, электро- и радиопроводка в передней кабине, были сняты крыльевые пушки и люковая оборонительная установка.
6 декабря 1946 года все работы, связанные с модификацией машины, были завершены. Пушку установили на неподвижной установке в бомбовом отсеке фюзеляжа. При этом ее ствол выступал за обводы носовой части фюзеляжа (несколько левее оси симметрии самолета) примерно на 500 мм. Автоматика обеспечивала ее непрерывное питание из ленты. Это позволило остановиться на варианте двухместного самолета с летчиком в передней кабине и штурманом в задней кабине.
Заводские испытания, проходившие с 9 декабря 1946 года по 28 февраля 1947 года, провел экипаж в составе: летчик-испытатель В.П.Марунов, ведущий инженер по вооружению М.Л.Баженов, ведущий инженер по вооружению А.Горохов. Испытания показали, что:
«… 1. За отстрел во время заводских испытаний прочность установки оказалась достаточной.
2. Пневматическая система работала безотказно.
3. Нарушений в системе электросигнализации, освещения и т.д. не было…
6. При стрельбах на всех режимах самолет устойчив и увода с цели нет.
7. Установка на самолете пушки РШР-57 технику пилотирования самолета не усложняет. Техника пилотирования на всех режимах полета в пилотаже не отличается от пилотирования серийного самолета.
8. Стрельба из пушки РШР-57 в воздухе с горизонтального полета, кабрирования, пикирования и на малых высотах (штурмовых) технику пилотирования самолета не усложняет, опасности для экипажа не представляет…»
Далее рекомендовалось, после устранения отмеченных в отчете дефектов, предъявить машину на государственные испытания. Они проходили в НИИ с 21 апреля по 30 мая 1947 года. Было сделано заключение, что: «Авиационная автоматическая 57 мм пушка РШР-57 конструкции и изготовления ОКБ-16 министерства вооружения государственные летные испытания выдержала и может быть рекомендована для вооружения истребителей-перехватчиков…»
В 1947 году на заводе № 535 начали производство пушки РШР, но после выпуска опытной серии прекратили.
Причиной свертывания работ по пушке РШР стали дальнейшие проекты тяжелых авиапушек ОКБ-16, в которых Нудельман попытался вернуться к унифицированной артсистеме умеренной мощности, не столь слабой, как Н-57, но и не столь мощной, как РШР. Развитием этого направления стали 57-мм опытные пушки 113-П и 200-П, проходившие испытания в конце 40-х годов.
Под пару 57-мм пушек 113-П в 1947 году разрабатывался истребитель-перехватчик И-215 С.М.Алексеева, а еще более мощную версию этой машины, И-216 планировалось вооружить аж 76-мм автоматом НС-76, апогеем развития предвоенной конструкции Таубина и Бабурина. Относительно этого монстра практически ничего не известно. После закрытия КБ Алексеева, все работы и над этими пушками были свернуты.
А вот 57-мм автомат 113-П, имея несколько более длинный ствол, чем у Н-57, неожиданно получил развитие в опытной десантируемой самоходной установке АСУ-57 конструкции А.С.Яковлева, разработанной в 1948 году. Тело орудия и боекомплект из ленты на 51 выстрел находился в закрытом орудийно/двигательном отсеке. Ствол пушки с мощным дульным тормозом проходил насквозь черед боевую рубку и фиксировался шкворневой установке лобового бронелиста. Горизонтальное и вертикальное наведение в узком секторе (±7°) производилось с помощью гидроцилиндров. Впрочем, сложно было ожидать позитивного результата при разработке бронетехники авиационным КБ. Государственные испытания АСУ-57 Яковлева не прошла.
Еще одним разработчиком свертяжелых авиационных автоматов стало ЦНИИ-58 — Центральное артиллерийское КБ, руководимое Василием Гавриловичем Грабиным, известным конструктором артиллерийского вооружения.
В конце войны в ЦАКБ были разработаны два проекта тяжелых авиапушек — 57-мм С-10 и 45-мм С-20. Пушки имели почти одинаковое устройство с автоматикой короткого отката ствола, основным отличием была труба ствола. Обе пушки имели единую гильзу. Накатник пружинный, тормоз отката — гидравлический. Обе пушки имели дульный тормоз, выходящий на 139 мм за дульный срез трубы. Обе пушки помещались в единой люльке весом 45,5 кг, которая жестко крепилась к корпусу самолета.
Были изготовлены и прошли испытания опытные образцы пушек С-10 и С-20. Средний темп стрельбы у С-20 на испытаниях составил 140 выстрелов в минуту.
В 1946 году ЦНИИ-58 было разработано несколько пушек системы В14: 76-мм В14-111, 57-мм В14-112 и 37-мм В14-113 с автоматикой короткого отката ствола
Пушка В14-113 планировалась для подвижных установок на бомбардировщиках; пушки В14-112 и В14-111 предназначались для жесткой установки на истребителях, бомбардировщиках и штурмовиках.
В автоматике 37-мм пушки В14-113 был применен принцип короткого хода ствола с ускорительным продольноскользящим поршневым затвором, причем все операции производились за счет энергии отдачи. Надежность обеспечивалась принудительным действием подвижных частей пушки.
Автоматика 57-мм пушки В14-112 была также основана на принципе короткого хода ствола. Пушка имела тяжелый затвор, связанный с гидротормозом, и рычажное запирание. Все операции производились за счет энергии отдачи затвора.
Обе пушки имели ленточное питание с рассыпными звеньями и пневматическую перезарядку и не имели дульных тормозов. Тормоза отката — гидравлические, накатники — пружинные.
К 1949 году было изготовлено три опытных образца В14-113 и начаты их заводские испытания. В боекомплект пушки входил только один тип снаряда — осколочно-фугасный зажигательный трассирующий (ОФЗТ), созданный в ЦНИИ-58. В ходе наземных стрельб 37-мм снаряд ОФЗТ показал хорошие результаты. На дистанции 600 м отклонение от вертикали составляло 0,17 м, а боковое отклонение — 0,16 м. Дальность трассирования — 1100 м. По заключению комиссии при попадании снаряда ОФЗТ в бомбардировщик Пе-2 он гарантированно выводил его из строя.
К 1949 году был изготовлен один экземпляр 57-мм пушки В14-112, который поступил на испытания. В ЦНИИ-58 для В14-112 был создан один тип боеприпаса — снаряд ОФЗТ. С декабря 1948 года опытная партия 57-мм выстрелов со снарядами ОФЗТ проходила наземные государственные испытания.
На вооружение ни одна из пушек типа В14 так и не поступила.
В 1947-1948 годах в ЦНИИ-58 разработали две еще более мощные авиационные пушки — 57-мм В-7031 и 65-мм 0904.
Пушка В-7031 обладала гораздо большей мощностью, чем упомянутая уже В14-112. Если у пушки В14-112 двухкилограммовый снаряд имел начальную скорость 555 м/с, то у новой пушки снаряд весом 2,93 кг обладал начальной скоростью 965 м/с. Таким образом, баллистика В-7031 была близка к баллистике 57-мм противотанковой пушки ЗИС-2.
Автоматика В-7031 была основана на принципе короткого хода ствола с продольно-скользящим поршневым затвором, причем все операции производились за счет энергии отдачи. Питание пушки ленточное с рассыпными звеньями. Перезаряжание пушки пневматическое. Пушка была снабжена дульным тормозом, поглощавшим до 55% энергии отдачи.
Для В-7031 в ЦНИИ-58 было специально создано два выстрела: со снарядом ОФЗТ и со снарядом БРЗТ (бронебойный зажигательный трассирующий).
В 1948 году были проведены заводские испытания двух опытных образцов 57-мм пушки В-7031 в объеме 2100 выстрелов. В 1949 году третий образец пушки прошел контрольные испытания в НИИ ВВС.
Работы над 65-мм автоматической авиационной пушкой 0904 были начаты в 1947 году. Автоматика пушки 0904 была основана на принципе короткого хода ствола с ускорительным продольно-скользящим поршневым затвором, причем все операции производились за счет энергии отдачи. Питание пушки ленточное с рассыпными звеньями. Перезаряжание пушки пневматическое. Пушка была снабжена дульным тормозом, поглощавшим до 46% энергии отдачи. Пушка 0904 представляла собой наложение 65-мм ствола на люльку 57-мм пушки В-7031 и имела до 80% общих деталей.
Для 65-мм пушки 0904 в ЦНИИ-58 было создано два выстрела: со снарядом ОФЗТ и со снарядом БРЗТ.
В 1948 году были изготовлены и прошли заводские испытания два опытных образца пушки 0904. В 1949 году один образец был направлен на полигонные испытания в НИИ ВВС.
В ходе испытаний 65-мм снарядов ОФЗТ и БРЗТ выяснилось, что они полностью удовлетворяют тактико-техническим требованиям ВВС. При стрельбе снарядом ОФЗТ на дистанцию 600 м вертикальное отклонение составляло 0,2 м, а боковое — 0,22 м. Время трассирования — 6 с. Бронепробиваемость достигала 20 мм, но при модернизации взрывателя можно было получить и 25 мм.
Кучность стрельбы 65-мм снарядом БРЗТ оказалась еще выше: 0,16 и 0,19 м соответственно. На дистанции 600 м снаряд пробивал 60 мм брони при угле встречи 30°. Таким образом, этот снаряд мог сверху пробить броню любого танка того времени.
На вооружение пушки В-7031 и 0904 так и не поступили. Наступила эра околозвуковых и сверхзвуковых реактивных самолетов, которым такие мощные пушки были не нужны.
В 1948 году в ЦНИИ-58 начались работы над 100-мм авиационной автоматической пушкой В-0902. Ее предполагалось ставить на самолеты-бомбардировщики типа Ту-2 и Ту-4, которые собирались переделать в истребители. Естественно, ни винтомоторные (Як-3, Лa-5, Ла-7, Ла-9 и др.), ни реактивные (Як-15, МиГ-9 и др.) истребители физически не могли нести эту пушку из-за ее веса и отдачи.
По некоторым источникам, на решение о разработке 57-мм, 65-мм и 100-мм авиационных пушек существенно повлияли данные разведки о создании в США мощных крупнокалиберных автоматических авиационных пушек. Позже выяснилось, что это была дезинформация.
Автоматика 100-мм пушки В-0902 — механического типа с длинным ходом ствола, при этом все операции производились принудительно за счет энергии отдачи. Пушка оснащалась мощным дульным тормозом, поглощавшим 65% энергии отдачи. Удалось сделать пушку компактной за счет рационального размещения всех ее агрегатов. Питание магазинное безленточное. В магазине помещалось 15 унитарных патронов. Управление огнем пушки и пневмоперезарядкой велось из кабины летчика. Вес пушки без коробки питания составляла 1350 кг. Темп стрельбы — 30,5 выстрела в минуту. Усилие отдачи — 5 тонн (49,5 кН).
В 1948 году был изготовлен опытный образец пушки В-0902 и проведены ее заводские испытания. В 1949 году по результатам стендовых испытаний и отладочных стрельб (наземных) проводилась конструктивная доработка опытного образца. К концу года образец был подготовлен к летным испытаниям. Однако документов о проведении летных испытаний автору найти не удалось.
Для пушки В-0902 в ЦНИИ-58 специально были созданы три выстрела: со снарядом ФЗТ, со снарядом БРЗТ и с дистанционной гранатой.
Патрон со снарядом ФЗТ (фугасный зажигательный трассирующий) имел вес 27 кг и длину 990 мм. Вес метательного заряда составляла 4,47 кг, благодаря чему снаряд имел начальную скорость 810 м/с, давление в канале 2850 кг/см2 (280 МПа). Сам снаряд весом 13,9 кг содержал 1,46 кг взрывчатого вещества. Судя по дистанции испытаний, эффективная дальность стрельбы снаряда ФЗТ составляла 1000-1200 м.
Патрон со снарядом БРЗТ имел вес 27,34 кг и длину 956 мм. Вес метательного заряда составлял 4,55 кг, и снаряд получал начальную скорость 800 м/с. Сам снаряд весом 14,2 кг содержал немного взрывчатого вещества (0,1 кг). Взрыватель донный МД-8. Время трассирования 5 с. В ходе испытательных стрельб снаряд БЗРТ на дистанции 600 м пробивал 120-мм броню (при угле встречи 30°).
Для стрельбы по воздушным целям была создана 100-мм дистанционная граната с убойно-зажигательными элементами. Вес гранаты: 15,6 кг. Граната содержала 0,605 кг взрывчатого вещества (вышибной заряд) и 93 убойно-зажигательных элемента весом от 52 до 61 г каждый. Снаряд оснащался дистанционной трубкой ВМ-30. В 1948-1949 годах были испытаны опытные партии гранат с унитарным и кольцевым расположением убойно-зажигательных элементов. Для проверки эффективности действия осколков и их «зажигательной способности» были проведены наземные стрельбы по самолетам.
100-мм пушка В-0902 стала самой мощной автоматической авиационной пушкой не только в СССР, но и по-видимому, в мире. С технической точки зрения это был шедевр инженерной мысли. Беда лишь в том, что она опоздала лет на пять.
Появление скоростных реактивных истребителей кардинально изменило тактику воздушного боя, и тяжелые авиационные пушки потеряли всякое значение, по крайней мере, для стрельбы по самолетам. В 50-е годы эпоха сверхтяжелых авиапушек навсегда стала историей.
ТТХ:
Модификация: Н-57 / РШР-57
Калибр, мм: 57 / 57
Длина, мм: 2185 / 4420
Длина ствола, мм: 1015 / 2900
Масса, кг: 135-142 / 339
Тип автоматики: короткий откат ствола
Темп стрельбы, выстр/мин: 230-257 / 140-160
Начальная скорость снаряда, м/с: 600 / 720 (1000 — у 45-мм версии)
Емкость магазина: лента / лента
Масса снаряда, г.: 2000 / 2490
Тип боеприпаса: 57 х 160RB / 57 х 350B
Авиационная пушка Н-57.
Авиационная пушка Н-57.
57-мм авиапушка Н-57 (на переднем плане) в сравнении с 37-мм НС-37.
Авиационная пушка РШР-57/45.
Пушка РШР-57/45 на Ту-2Ш.
Боекомплект пушки РШР-57/45 на Ту-2Ш.
Патроны 57 х 350B для РШР-57 и 57 х 160RB для Н-57.
.
.
Список источников:
А.Б.Широкорад. Гений советской артиллерии. Триумф и трагедия В.Грабина.
Евгений Аранов. Стрелковое вооружение СССР.
Сайт «Уголок неба». 2017 г. страница: «Н-57, РШР-57 57-мм аввиационная пушка».
xn--80aafy5bs.xn--p1ai
Авиационные пушки. Характеристики.
Авиационные пушки (авиапушки) — автоматические пушки, адаптированные либо специально спроектированные для применения на летательных аппаратах.
К пушке, устанавливаемой на самолете, предъявляется ряд требований; из них важнейшие:
а) минимальный вес и размеры,
б) надежность
в) простота управления огнем в полете.
Установка авиапушек может быть подвижной и неподвижной.
Подвижная установка может быть турельной или башенной; она требует усиления части фюзеляжа, на которой установлена турель, что приводит к значительному увеличению веса самолета.
Неподвижные установки бывают следующие:
- установка пушки на крыле самолета вне площади, сметаемой винтом;
- установка пушки за площадью, сметаемой винтом, со стрельбой через винт с помощью синхронизатора;
- установка авиапушки на V-образном моторе такой конструкции, чтобы в редукторе и втулке винта оставалось центральное отверстие достаточного диаметра для свободного прохода снаряда. Пушка устанавливается в развале цилиндров. Эта схема является наиболее выгодной с точки зрения распределения сил отдачи и уменьшения лобового сопротивления, хотя она и требует специальной конструкции мотора.
Авиапушка поступает на вооружение не только истребителей и крейсеров, но и тяжелых бомбардировщиков.
Английский тяжелый бомбардировщик «Хэндли Пэйдж Харроу» имеет на вооружении 4 пушки.
Характеристика авиационных пушек
Наиболее распространенными являются авиационные пушки Эрликон и Мадсен калибра 20 мм и 23 мм.
Огонь из авиационных пушек ведется:
а) осколочными снарядами для стрельбы по самолетам, не имеющим мощной фони;
б) бронебойными — по танкам и бронемашинам;
в) осколочно-трассирующими;
г) бронебойно-трассирующими;
д) зажигательными.
Осколочный снаряд имеет тонкостенный корпус, внутри которого помещено бризантное взрывчатое вещество — тротил или мелинит. В головной части находится ввинченный чувствительный взрыватель, обеспечивающий взрыв снаряда при встрече с полотняной или металлической обшивкой самолета. « При взрыве снаряд разрушает цель действиями взрывных газов й осколками, поражающими экипаж, баки, радиатор и рубашки водяного охлаждения цилиндров мотора. В полотняной или металлической обшивке самолета 20—37-мм снаряд образует входное отверстие, превышающее диаметр снаряда в 3-—4 раза. Выходное отверстие имеет неправильную форму, поперечник которого при взрыве 20-мм снаряда в металлической обшивке составляет около 200 мм, а в полотняной—околс 500 мм\ при взрыве 37 ~мм снаряда размеры выходного отверстия вдвое больше. Металлические части и крепления получают значительные повреждения только при прямом попадании или взрыве в непосредственной близости.
Действия осколочно-фугасных снарядов приведены.
Для вывода из строя мотора воздушного охлаждения необходимо два прямых попадания снарядом в 20 мм и одно прямое попадание снарядами в 37 или в 45 мм.
Для повреждения мотора водяного охлаждения считается достаточным одно прямое попадание снаряда любого калибра или разрыв 20-мм! снаряда в расстоянии 1,4 м, a 37-мм — 7 м.
Осколочно-трассирующий снаряд, кроме взрывчатого вещества, заполняется также трассирующим составом;
с этой целью его внутренняя полость разделена на две части. Воспламенение трассирующего состава происходит при выстреле; пороховые газы воспламеняют его посредством зажигательного состава, помещенного вне снаряда. Чувствительный взрыватель, как и у осколочного снаряда, ввертывается в головную часть снаряда.
Осколочно-трассирующие снаряды предпочитают делать самовзрывающимися (самоликвидирующимися) после выгорания трассирующего состава в целях устранения поражения своих наземных войск.
Бронебойный и бронебойно-трассирующий снаряды имеют более прочную головную часть, рассчитанную на удар о прочную преграду. Для того чтобы не ослабить головной части, взрыватель устанавливается в дне снаряд:». Трассирующий состав помещается в патроне, выступающем из корпуса.
Военная авиация
Avia.pro
avia.pro
Пушка НС-45 — Авиационное вооружение — Армейская авиация — Каталог статей
В начале июля 1943 г. вышло Постановление Государственного Комитета Обороны о разработке 45-мм пушки для вооружения истребителей. Опытные образцы таких пушек были созданы ОКБ-15 и ОКБ-16. Оба КБ делали их на базе своих 37-мм пушек Ш-37 и НС-37.Опытная 45-мм пушка ОКБ—15 была испытана на ЛаГГ—3, но из—за тех же недостатков, что у Ш—37, пушка даже не дошла до государственных испытаний.
45-мм пушка ОКБ—16 (позже получившая индекс НС— 45) была создана с сохранением габаритных размеров НС—37. Вес пушки составлял 150—153 кг. Темп стрельбы 260—280 выcтр./мин. Питание пушки ленточное.
Главная трудность была в том, чтобы создать такой 45-мм ствол, который проходил бы через втулку винта самолетного двигателя ВК—105 или ВК—107, т. е. серийного двигателя, стоявшего тогда на самолетах Як—9. Переделать двигатель, увеличив отверстие для ствола на втулке винта было практически невозможно, тем более в военное время. При использовании этих двигателей толщина стенки дульной части 45-мм ствола оказалась равной всего то 4 мм.
В 45-мм пушке впервые в СССР на самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85 % энергии отдачи.
При разработке нового патрона к пушке НС—45 в ОКБ—16 был использован штатный осколочно—трассирующий снаряд от 45-мм патрона пушки 21—К весом 1,065 кг. Начальная скорость снаряда 780 м/с. Вес патрона 1,93 кг.
Гильза была взята от пушки НС—37 с переобжатием на новый калибр дульца и с сохранением прежней длины 37-мм патрона (328 мм). Время горения трассера около 11 секунд. Снаряд имел головной взрыватель МГ—8.
Пушка НС—45 серийно производилась заводом № 74 в 1944-1945 гг. В 1944 г. сдано 75 пушек, а в 1945 г. — 120.
Для войсковых испытаний было изготовлено 53 самолета Як—9К (крупнокалиберный) с пушкой НС—45 в развале двигателя, с боекомплектом 29 патронов.
44 самолета Як—9К проходили войсковые испытания с 13 августа по 18 сентября 1944 г. на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля на 2—м Белорусском фронте.
Согласно отчетам тех частей, где они проходили войсковые испытания, на один сбитый вражеский самолет расходовалось сто сорок семь 20-мм снарядов пушки ШВАК или тридцать один 37-мм снаряд пушки НС—37, или десять 45-мм снарядов пушки НС—45. Но, с другой стороны, следует учесть, что истребители с 37-мм и 45-мм пушками действовали в основном под прикрытием истребителей с 20-мм пушками, в числе которых были ведомые машины. Прицельная стрельба из 37-мм — 45-мм пушек получалась только на первом выстреле, остальные снаряды летели мимо. После очереди в три выстрела, сделанных даже на максимальной скорости, последняя резко падала, терялась устойчивость самолета, наблюдалась течь масла и воды в трубопроводах.
Для сравнения заметим, что из пушек ШВАК и ВЯ на любом самолете, летящем со скоростью не менее 400 км/ч, можно было вести огонь длинными очередями, и отдачи почти не чувствовалось.
В массовое производство Як—9К не запускался.
В начале 1945 г. на Ли—2 были установлены две крыльевые пушки НС—45. Самолет прошел с ними летные испытания, но серийно не строился в связи с прекращением войны.
В 1946 г. был построен опытный самолет Ту—2Ш, вооруженный двумя пушками НС—45 и двумя пушками НС— 37. Серийно Ту—2Ш не строился.
С 30 декабря 1946 г. по 3 октября 1947 г. проходил летные испытания перехватчик и дальний истребитель сопровождения Ту—1 (63П) с двумя пушками НС—45 в носу. Из—за недовведенных двигателей работы по самолету были прекращены.
45-мм патрон к НС-45 был создан на базе гильзы 37-мм патрона НС-37: дульце заготовки гильзы обжато под калибр 45 мм, а длина гильзы уменьшена — для того, чтобы при увеличившейся длине снаряда общая длина патрона осталось прежней (328 мм).
Унитарный патрон 45-мм авиационной пушки НС-45.
Осколочно-фугасный снаряд для нового патрона, вероятнее всего, взят от патрона к универсальной корабельной 45-мм автоматической пушке: геометрия наружной (выступающей из гильзы) части снарядов полностью идентична. Однако снаряд к патрону НС-45 имеет иную конструкцию ведущей части и меньший вес. В снаряде к корабельной пушке — два ведущих пояска, при этом второй и частично первый скрыты в дульце гильзы, а снаряд к патрону НС-45 имеет один ведущий поясок. Масса снаряда — 1065 г. Снаряд снабжен головным взрывателем и имеет трассер, оставляющий бледно-розовый след на полете, что позволяет корректировать огонь по трассам во время стрельбы. Наружные линейные размеры взрывателей к снарядам 37-мм зенитных и авиационных пушек и вышеописанных 45-мм морского и авиационного снарядов совпадают. Но установки взрывателей могут быть оптимизированы для каждой конкретной системы.
Начальная скорость снаряда — 780 м/с. Дульная энергия — 320 000 Дж. Масса патрона — 1,93 кг. Подача патронов осуществлялась из звеньевой металлической ленты. Боекомплект пушки на Як-9К — 29 выстрелов. Система вооружения Як-9К, как и Як-9Т, включала, помимо пушки, 12,7-мм пулемет Березина УБС, стрельба из которого велась через плоскость, ометаемую винтом. Боекомплект пулемета — 200 патронов в рассыпной ленте. Открытие огня из пушки и пулемета осуществляется от двух кнопок, расположенных на ручке управления самолетом. При этом возможно как одновременное, так и раздельное ведение огня из НС-45 и УБС. На приборной доске дополнительно установлен счетчик выстрелов пушки.
Тактическое значение и преимущество пушки НС-45 заключается, главным образом, в том, что при могуществе осколочного снаряда калибра 45-мм достаточно одиночного попадания в воздушную цель для ее уничтожения. В отличие от пуль и снарядов авиационных пулеметов и пушек меньшего калибра, для 45-мм осколочного снаряда бронезащита самолета — фактически противопульная — не является ощутимой преградой. При этом 45-мм осколочный снаряд обладает высокой эффективностью не только при стрельбе по самолетам, но также и по многим наземным целям, таким как автомобили, бронетранспортеры, строения и т.п. Благодаря чему Як-9К мог выполнять задачи, обычно решаемые штурмовиками, хотя и не имел ни такой бронезащиты, ни такого ударного вооружения, как, например, штурмовик Ил-2, прозванный «летающим танком».
weapons-of-war.ru
«Царь-пушки» советской авиации » Военное обозрение
К моменту нападения Германии на СССР в нашей авиации на вооружении находилось два типа авиационных пушек: 20-мм ШВАК (Шпитального- Владимирова авиационный крупнокалиберный), конструкция которой была во многом сходна с 7,62-мм авиационным пулемётом ШКАС и 23-мм. ВЯ (Волкова-Ярцева).20-мм пушка ШВАК выпускалась в вариантах: крыльевом, турельном и мотор-пушка. Вес пушек 40 кг- 44,5 кг. Темп стрельбы 700-800 выстр./мин. Начальная скорость 815 м/с. Синхронные и крыльевые 20-мм установки ШВАК устанавливались на истребителях И-153П, И-16, Як-1, Як-3, Як-7Б, ЛаГГ-3, Ла-5, Ла-7, Пе-3, а в 1943 г. было выпущено 158 пушек для установки на истребителях Харрикейн взамен 7,92-мм пулеметов Браунинг. Две неподвижные пушки размещались на бомбардировщике Ту-2 и на части бомбардировщиков Пе-2. Оборонительные турельные установки с 20-мм пушками ШВАК были установлены на бомбардировщиках Пе-8 и Ер-2.
ШВАК превосходила по всем параметрам германскую авиационную пушку MG-FF, которая в 1941 году являлась наиболее распространенной в немецкой авиации.
В 1940 году, конструкторами А. А. Волковым и С. А. Ярцевым под новый 23-мм патрон была создана 23-мм автоматическая пушка ВЯ-23. При весе 66 кг, пушка делала 550-650 выст./мин.
В авиапушке ВЯ применялись снаряды весом 200 гр, что вдвое больше чем у ШВАК. Бронебойно-зажигательный снаряд на расстоянии 400 м по нормали пробивал 25-мм броню.
Отдача пушки ВЯ была достаточно велика, и ее первоначально не устанавливали на истребителях. Единственным ее носителем к началу войны стал штурмовик Ил-2, в каждом крыле которого устанавливали по одной пушке ВЯ с боекомплектом по 150 патронов на ствол. Позже ей вооружались штурмовики Ил-10 и частично истребители ЛаГГ-3.
В ходе боевых действий выяснилось, что советские авиационные пушки калибра 20-23-мм в состоянии эффективно бороться только с лёгкой бронетехникой противника, средние танки и САУ им были «не по зубам».
Во второй половине 1942 года небольшой серией был выпушен вариант Ил-2 вооруженный 37-мм пушками ШФК-37.
37-мм авиационная пушка ШФК-37 была разработана под руководством Б.Г.Шпитального.
Вес пушки с установкой на самолете Ил-2 составлял 302,5 кг. Темп стрельбы ШФК-37 по данным полигонных испытаний в среднем равнялся 169 выстрелам в минуту при начальной скорости снаряда около 894 м/с.В боекомплект пушки входили бронебойно-зажигательно-трассирующие (БЗТ-37) и осколочно-зажигательно-трассирующие (ОЗТ-37) снаряды.
Снаряд БЗТ-37 обеспечивал пробитие немецкой танковой брони толщиной 30 мм под углом 45 град. к нормали с дистанции не более 500 м. Броню толщиной 15-16 мм и меньше снаряд пробивал при углах встречи не более 60 град. на тех же дистанциях. Броня толщиной 50 мм (лобовая часть корпуса и башни средних немецких танков ) пробивалась снарядом БЗТ-37 с дистанций не более 200 м при углах встречи не превышающих 5 град.
Большие габаритные размеры пушек ШФК-37 и магазинное питание (емкость магазина 40 снарядов) определили их размещение в обтекателях под крылом самолета Ил-2. Из-за установки на пушке большого магазина ее пришлось сильно опустить вниз относительно строительной плоскости крыла (оси самолета), что не только усложнило конструкцию крепления пушки к крылу (пушка крепилась на амортизаторе и при стрельбе перемещалась вместе с магазином), но и потребовало сделать для нее громоздкие с большим поперечным сечением обтекатели.
Испытания показали, что летные данные Ил-2 с крупнокалиберными авиапушками ШФК-37, по сравнению с серийным Ил-2 с пушками ШВАК или ВЯ, заметно снизились. Самолет стал более инертным и сложным в технике пилотирования, особенно на виражах и разворотах на малой высоте. На больших скоростях ухудшилась маневренность. Летчики жаловались на значительные нагрузки на рули при выполнении маневров.
Прицельная стрельба из пушек ШФК-37 на самолете Ил-2 была в значительной степени затруднена вследствие сильной отдачи пушек при стрельбе и несинхронности в их работе. Из-за большого разноса пушек относительно центра масс самолета, а также вследствие недостаточной жесткости крепления пушечной установки, приводило к тому, что штурмовик при стрельбе испытывал сильные толчки, «клевки» и сбивался с линии прицеливания, а это в свою очередь, с учетом недостаточной продольной устойчивости «Ила», приводило к значительному рассеиванию снарядов и резкому снижению (примерно в 4 раза) точности стрельбы.
Стрельба же из одной пушки была совершенно невозможной. Штурмовик сразу же разворачивался в сторону стреляющей пушки так, что ввести поправку в прицеливание не представлялось возможным. Попадание в цель в этом случае могло быть только первым снарядом.
В течение всего времени испытаний пушки ШФК-37 работали ненадежно — средний процент настрела боекомплекта, приходящийся на один отказ, составил всего 54%. То есть почти каждый второй вылет на боевое задание Ил-2 с пушками ШФК-37 сопровождался отказом хотя бы одной из пушек. Максимальная же бомбовая нагрузка штурмовика уменьшилась и составляла всего 200 кг. Все это существенно снижало боевую ценность нового штурмовика.
Несмотря на неудачу с ШФК-37 работы в этом направлении были продолжены. В 1943 году начался выпуск авиапушки НС-37 (конструкторы Нудельман и Суранов). В ней использовалось ленточное питание, что позволило повысить скорострельность до 240-260 выст/мин. Начальная скорость снаряда 810 м/с, вес пушки 171 кг. Благодаря ленточному питанию и меньшему весу, появилась возможность установить новую систему на истребители.
Войсковые испытания пушки проводились на ЛаГГ-3 с 21 апреля по 7 июня 1943 г. на Калининском фронте и на Як-9Т с 22 июля по 21 августа 1943 г. на Центральном фронте. После войсковых испытаний пушка была принята на вооружение под индексом НС-37. Самолет Як-9Т (танковый) выпускался с марта 1943 по июнь 1945 г. Всего произведено 2748 самолетов.
По замыслу конструкторов, увеличение огневой мощи истребителей, должно было повысить дистанцию прицельной стрельбы и вероятность поражения цели. Для того чтобы сбить, истребитель, как правило, было достаточно одного попадания 37-мм снаряда, для двухмоторного бомбардировщика требовалось два-три.
Однако у новой авиапушки имелись и минусы. Увеличение калибра снижало скорострельность и количество снарядов в боекомплекте на борту истребителя. Эффективной стрельба по воздушным целям была только одиночными снарядами, так как при стрельбе с самолета Як-9 самолет сильно раскачивался, а прицельный огонь получался только при первом выстреле, при последующих — снаряды разбрасывались. Стоит отметить отсутствие на большинстве советских истребителей построенных во время войны качественных прицелов, как правило, это был простейший «Визир Васильева» состоящий из колец нарисованных на лобовом стекле и мушки на капоте, это конечно сказывалось на результативности стрельбы на средние и большие дистанции.
20 июля 1943 года начались продолжавшиеся до 16 декабря войсковые испытания Ил-2 с двумя 37-мм авиапушками НС-37. В общей сложности к войсковым испытаниям привлекались 96 штурмовиков Ил-2 с НС-37.
По сравнению с серийными Илами, вооруженными пушками ШВАК или ВЯ, Ил-2 с НС-37 и с бомбовым грузом в 200 кг стал более инертным, сложным на вираже и на боевом развороте.
Ухудшение пилотажных характеристик нового штурмовика, так же как и Ил-2 с пушками ШФК-37, было связано с большим разносом масс по размаху крыла и наличием обтекателей пушек, ухудшающих аэродинамику самолета. Во всем диапазоне центровок Ил-2 с НС-37 не имел продольной устойчивости, что существенно снижало точность стрельбы в воздухе. Последнее усугублялось сильной отдачей пушек при стрельбе из них.
Испытания показали, что стрельбу с самолета Ил-2 из пушек НС-37 необходимо вести только короткими очередями длиной не более двух-трех выстрелов, так как при стрельбе одновременно из двух пушек вследствие несинхронности их работы самолет испытывал значительные клевки и сбивался с линии прицеливания. Поправка в прицеливание в этом случае в принципе была невозможна.
При стрельбе из одной пушки попадание в цель было возможно только первым выстрелом, так как штурмовик разворачивался в сторону стреляющей пушки и поправка в прицеливание становилась невозможной. Поражение же точечных целей — танков, бронемашин, автомобилей и т.д. при нормальной работе пушек было вполне достижимым.
При этом попадания в танки были получены лишь в 43% вылетов, а число попаданий к израсходованному боекомплекту составило 2,98%.
По общему мнению, летного состава, летавшего на Ил-2 с НС-37, штурмовик при атаках малоразмерных целей не имел преимуществ перед Ил-2 с пушками меньшего калибра (ШВАК или ВЯ) с нормальной бомбовой нагрузкой в 400 кг. В то же время, применение Ил-2 с НС-37 по большим площадным и объемным целям, складам боеприпасов, скоплениям танков, артиллерийским и зенитным батареям, железнодорожным эшелонам, малотоннажным судам и т.д., могло быть вполне успешным.
При действии по наземным целям эффективность каждого типа пушки определяется характером цели. Так, при стрельбе по открыто расположенным живым целям действие 7,62-мм пули мало отличалось от действия 20-мм снаряда, так как их осколочное действие очень слабо и для поражения личного состава требовалось прямое попадание. При стрельбе же по автомобилям, железнодорожным станциям и небольшим плавсредствам 7,62-12,7-мм пулеметы были неэффективны, а действие авиационных пушек резко возрастало с увеличением калибра и веса снаряда. Здесь как раз были нужны пушки большего калибра.
Массовое поражение танков из авиационных пушек, широко разрекламированное в кинофильмах и мемуарах, в большинстве случаев относится к охотничьим рассказам. Пробить вертикальную броню среднего или тяжелого танка из 20-мм — 37-мм авиационной пушки попросту невозможно. Речь может идти только о броне крыши танка, которая в несколько раз тоньше вертикальной и составляла 15-20 мм у средних и 30-40 мм у тяжелых танков. В авиационных пушках применялись как калиберные, так и подкалиберные бронебойные снаряды. В обоих случаях они не содержали взрывчатого вещества, а лишь иногда — несколько граммов зажигательного вещества. При этом снаряд должен был попасть перпендикулярно броне. Понятно, что в боевых условиях снаряды попадали в крышу танков под гораздо меньшими углами, что резко уменьшало их бронепробиваемость или вообще получался рикошет. К этому надо добавить, что не каждый снаряд, пробивший броню танка, выводил его из строя.
Учитывая снижение лётных характеристик и уменьшение бомбовой нагрузки на самолёте Ил-2 вооруженном НС-37, эта модификация штурмовика не получила широкого распространения. Поступившие на вооружение в 1943 году кумулятивные бомбы ПТАБ-2,5-1,5, оказались гораздо более эффективным противотанковым средством.
На базе пушки НС-37, с сохранением габаритных размеров, была создана авиационная, автоматическая 45-мм пушка НС-45. Вес пушки составлял 150-153 кг. Темп стрельбы 260-280 выст./мин. Питание пушки ленточное. В 45-мм авиационной пушке НС-45 впервые в СССР па самолете был применен дульный тормоз, поглощавший до 85% энергии отдачи. В 1944-45 г. в общей сложности было произведено около 200 пушек. Специально под эту пушку был спроектирован и построен истребитель Як-9К (крупнокалиберный) с пушкой НС-45 в развале двигателя, с боекомплектом 29 патронов. Всего было изготовлено 53 самолёта этого типа.
44 самолета Як-9К проходили войсковые испытания с 13 августа по 18 сентября 1944 г. на 3-м Белорусском фронте и с 15 января по 15 февраля 1945 г. на 2-м Белорусском фронте. Предполагалось, что истребители с крупнокалиберными пушками будут действовать по группам вражеских бомбардировщиков, находясь вне зоны эффективного оборонительного огня их огневых точек. На один сбитый вражеский самолёт в среднем расходовалось десять 45-мм снарядов.
Однако сами Як-9К нуждались в прикрытии истребителей с 20-мм пушками, в числе которых были ведомые машины. Прицельная стрельба из 45-мм пушек получалась только на первом выстреле, остальные снаряды летели мимо. После очереди в три выстрела, сделанных даже на максимальной скорости, последняя резко падала, терялась устойчивость самолета, наблюдалась течь масла и воды в трубопроводах.
Кроме того, встретить большую группу вражеских бомбардировщиков в конце 1944 г. было большой редкостью, и особой необходимости в таком истребителе не было. По итогам войсковых испытаний в массовое производство Як-9К не запускался.
В СССР в военное время велись разработки авиационных пушек и более крупных калибров. 57-мм автоматическая пушка Н-57 была разработана под руководством ведущего конструктора Г. А. Жирных в конце Великой Отечественной Войны. Для такого калибра, пушка имела относительно небольшую массу — 135 кг. Была изготовлена небольшая серия-36 орудий.
Пушка успешно прошла испытания на реактивном истребителе МиГ-9 «Ф-3» (третий прототип). Это был первый и единственный в истории авиации случай установки 57-мм пушки на реактивном истребителе. Но в производство МиГ-9 были запущены с пушкой Н-37 калибром 37 мм, хотя часть самолётов первой партии всё же была оснащена пушкой Н-57. Впоследствии на всех самолётах она была заменена пушкой Н-37.
В 1943—1945 гг. в ЦАКБ которым руководил В.Г. Грабин велись работы по созданию крупнокалиберных авиационных автоматических пушек.
Разрабатывались 65-мм, 76-мм, 100-мм автоматические авиационные пушки.
В 1948 г. были изготовлены и прошли заводские испытания два опытных образца 65-мм пушки. В 1949 г. один образец был направлен на полигонные испытания в НИИ ВВС. Для 65-мм пушки было создано два выстрела: со снарядом ОФЗТ и со снарядом БРЗТ. На дистанции 600 м БРЗТ снаряд пробивал 60 мм брони при угле встречи 30°. Таким образом, этот снаряд мог сверху пробить броню любого танка того времени.
В 1948 г. в ЦНИИ-58 начались работы над 100-мм авиационной автоматической пушкой В-0902. Ее предполагалось ставить на самолеты-бомбардировщики типа Ту-2 и Ту-4, которые собирались переделать в истребители. Естественно, ни винтомоторные (Як-3, JIa-5, Ла-7, Ла-9 и др.), ни реактивные (Як-15, МиГ-9 и др.) истребители физически не могли нести эту пушку из-за ее веса и отдачи.
Автоматика 100-мм пушки — механического типа с длинным ходом ствола, при этом все операции производились автоматически. Пушка оснащалась мощным дульным тормозом, поглощавшим 65% энергии отдачи. Пушку удалось сделать компактной за счет рационального размещения всех ее агрегатов. Питание магазинное безленточное. В магазине помещалось 15 унитарных патронов.
Управление огнем пушки и пневмоперезарядкой велось из кабины летчика. Вес пушки без коробки питания составляла 1350 кг. Темп стрельбы — 30,5 выстрела в минуту. Усилие отдачи — 5 тонн.
Для пушки В-0902 в ЦНИИ-58 специально были созданы три выстрела: со снарядом ФЗТ, со снарядом БРЗТ и с дистанционной гранатой.
Патрон со снарядом ФЗТ (фугасный зажигательный трассирующий) имел вес 27 кг и длину 990 мм. Вес метательного заряда составляла 4,47 кг, благодаря чему снаряд имел начальную скорость 810 м/с. Сам снаряд весом 13,9 кг содержал 1,46 кг взрывчатого вещества. Эффективная дальность стрельбы снаряда ФЗТ составляла 1000—1200 м.
Патрон со снарядом БРЗТ имел вес 27,34 кг и длину 956 мм. Вес метательного заряда составлял 4,55 кг, и снаряд получал начальную скорость 800 м/с. Сам снаряд весом 14,2 кг содержал немного взрывчатого вещества (0,1 кг). В ходе испытательных стрельб снаряд БЗРТ на дистанции 600 м пробивал 120-мм броню (при угле встречи 30°).
Для стрельбы по воздушным целям была создана 100-мм дистанционная граната с убойно-зажигательными элементами. Вес гранаты 15,6 кг. Граната содержала 0,605 кг взрывчатого вещества (вышибной заряд) и 93 убойно-зажигательных элемента весом от 52 до 61 г каждый. Снаряд оснащался дистанционной трубкой ВМ-30. В 1948—1949 гг. были испытаны опытные партии гранат с унитарным и кольцевым расположением убойно-зажигательных элементов. Для проверки эффективности действия осколков и их «зажигательной способности» были проведены наземные стрельбы по самолетам.
100-мм пушка В-0902 стала самой мощной автоматической авиационной пушкой не только в СССР, но и, по-видимому, в мире. С технической точки зрения это был шедевр инженерной мысли. Беда лишь в том, что она опоздала лет на пять. В 1944—1945 гг. скоростной бомбардировщик с поршневым двигателем мог из нее практически безнаказанно расстреливать летящие плотным порядком летающие крепости Б-17 и Б-29 с дистанции 1 км и больше. Но появление реактивных истребителей кардинально изменило тактику воздушного боя, и тяжелые авиационные пушки потеряли всякое значение, по крайней мере, для стрельбы по самолетам.
По материалам:
Широкорад А. Б. История авиационного вооружения. — Минск: Харвест, 1999.
http://www.airwar.ru/weapon/guns/vya23.html
http://www.plam.ru/tehnauka/genii_sovetskoi_artillerii_triumf_i_tragedija_v_grabina/p36.php
topwar.ru
авиационных пушках 45 мм и 57 мм
Lothar 30-01-2006 15:56Я ищу сведения об авиационных пушках 45 мм и 57 мм
Varnas 04-02-2006 22:45насчет тово что истребители с 37 мм пушками ефективно использовались против самолетов миф.
Student 05-02-2006 12:27Неудивительно.
Поди попади по самолету при такой скорострельности и с таким смешным БК. Да и от очередей таких мегапушек возникали постоянные проблемы с матчастью — течи в трубопроводах, засасывание пороховых газов в воздухозаборники…
Изначально пушки были призваны работать по пехоте и танкам.
Но вот если попасть 37-мм «подарком» в немца, то правки уже не надо!
С уважением, Студент
Lavender 05-02-2006 01:16Кстати, наши асы 37мм пушки нахваливали!
Я считаю, что 37мм были вполне эффективны, но только в частях, укомплектованных опытными лётчиками.
«…Поди попади по самолету при такой скорострельности и с таким смешным БК…»
Ну стояла на Миг-15 37-мм и 2*23-мм. Сейбры вроде не жаловались.
На Миге стояла уже совсем другая 37мм. 400-450 выстрелов в минуту — это не 240.
Student 05-02-2006 15:19Но так ведь и 2 по 23…
Это точно, 37-мм стояла не та, что на Яках.
С уважением, Студент
Laborant 05-02-2006 17:17
Дистанции и скорости тоже были не те, что на Яках, совсем не те.
Ну хорошо, не нравятся Миги, действительно, не та эпоха — есть еще Аэрокобра.
***
Открыл Шаврова — читаю: «В малых масштабах Як-9к применялся главным образом против бомбардировщиков»
Вот и истина.
Бомбардировщик цель попроще. Мнее скоротсной и маневренный. Применялись так: истребители связывали боем вражеское авиаприкрытие, а «пушечные» расправлялись с бомберами. Правда, редко так выходило на все сто.
Пушка с малым БК и низкой скорострельностью требует высокой квалификации летчика, 20-ки в этом плане потрепимее.
Вообще это напоминает спор моряков, что лучше — 12 12-ти дюймовок, или 8 16-ти дюймовок. При огромном могуществе отдельного снаряда, падает вероятность поражения противника прямо пропорционально уменьшению количества стволов.
Бой на высоких скоростях и малых дальностях требует большей плотности огня (при разумном, естественно, могуществе отдельного снаряда). Потому и появились «Вулканы», хотя в ту же массу можно было впихнуть и пушку большого калибра.
На МиГе 23-ки как раз компенсируют слабую сторону 37-ки, КОМПЛЕКС вооружения на то и комплекс, чтоб его элементы были взаимодопоняемы.
С уважением, Студент
Lavender 05-02-2006 21:20quote:
Originally posted by Laborant:
Дистанции и скорости тоже были не те, что на Яках, совсем не те.
Ну хорошо, не нравятся Миги, действительно, не та эпоха — есть еще Аэрокобра.
***
Открыл Шаврова — читаю: «В малых масштабах Як-9к применялся главным образом против бомбардировщиков»
Пушка Аэрокобры — отдельная песня. Это не гипертрофированное орудие, из-за которого у лёгких Яков ломалось всё, что может ломаться. Масса снаряда, дульная энергия была, пожалуй, самой малой, если сравнивать с другими 37мм. Зато побочных эффектов не было.
И, кстати, вооружение Аэрокобры, исключая пушку, было достаточно эффективным — или 6 пулемётов, из которых 2 — крупнокалиберные, или 4 крупнокалиберных.
У немцев была 30-мм эрзац-пушка МК-108. Ствол меньше полуметра, навеска пороха, как в 20мм снарядах, гильза длиной с охотничью. Но штука, несмотря на недостатки, работала очень эффективно из-за мощного снаряда и высокой скорострельности. По ряду характеристик, скорее, это даже не пушка, а автоматический гранатомёт.
Student 05-02-2006 23:11Да и та же МК 108 применялась, в основном, по «крепостям». Правда, не тоько, ее и на реактивные ставили. Очень похожа по баллистике и даже внешне на АГС! Скорострельность и правда, была на уровне.
И отдача была приемлемой.
С уважением, Студент
У немцев было 2 основные 30-мм авиационные пушки — лёгкая МК-108 и тяжёлая МК-103.
Вот у 103 и номенклатура боеприпасов не ограничена фугасной гранатой, как у МК-108, но такую бандуру очень сложно было воткнуть на истребитель.
Я думаю, МК-103 была гораздо эффективнее наших 37-45мм пушек тех времён.
Но вот если попасть 37-мм «подарком» в немца, то правки уже не надо!
………………………..
Покрыщкин воевал на Аерокобре. Етот самолет имел 37 мм пушку, но гораздо слабее чем руские 37 мм пушки. Зато стрелять можно было очередью.
А насчет могусчества так в 30 мм германские пушки имели в боекомплекте саряд содержащий 75-100 грам взрывчатки. То есть больше чем 37 мм снаряде — там кажетса 50-60.
Но даже от покрышкинских снарядов многие самолеты протсо разваливались в воздухе. Что и зафиксировано в мемуарах. Как сел на Кобру, сразу же пошли упоминания о развале в воздухе.
С уважением, Студент
Varnas 07-02-2006 12:06Но ведь неговоритса что все самолеты разваливались от одново снаряда. Тем боле что например попадания 37 снаряда в плоскость негарантирует сбития самолета. Видел фотки ИЛ-2 с огромной дырой в крыле, подпись была что получил снаряд 37 мм зенитки.
Student 07-02-2006 12:40Конечно, дырка в плоскости не всегда ведет с подбитию самолета. Тот же Покрышкин получал в крыло серию 20-мм снарядов, с огромной дырой сажал самолет. Но крупнокалиберный снаряд имеет больше шансов повреить осколками тяги, трубопроводы, баки. Проблема одна — попасть. Потому и в маневренном бою 20-ки выгоднее.
Зато если цель побольше и менее маневренная, то пара «крупных» снарядов надежно валит ее на землю.
Интересно, как «работала» по бомберам 45-ка.
Так что таблицы только подтверждают мои теоретические выкладки по вероятности поражения засчет большей плотности огня.
С уважением, Студент
quote:
Originally posted by Varnas:
Но ведь неговоритса что все самолеты разваливались от одново снаряда. Тем боле что например попадания 37 снаряда в плоскость негарантирует сбития самолета. Видел фотки ИЛ-2 с огромной дырой в крыле, подпись была что получил снаряд 37 мм зенитки.
Покрышкин был хорошим стрелком, поэтому, я думаю, он стрелял по 100% убойным местам — проекциям бензобаков, силовых конструкций, кабине. И неудивительно, что взрыв 37 мм снаряда, положенного по месту, вызывал максимальные разрушения.
Да, он ещё объединил огонь всех 7 стволов на одну гашетку.
7? Помоему там было 2*12,7, 2*7,62 и 37 мм пушка.
Lavender 07-02-2006 11:102*12.7 (синхронные), 4*7.62 (крыльевые), и 37мм в оси редуктора.
P-39Q: 2*12.7 синхронные + 2*12.7 крыльевые.
В некоторых частях крыльевые 7.62 снимали, правда.
Lothar 07-02-2006 15:51Большое спасибо за хорошие сведения. Там я должен читать только однажды много. Очень помогает мне. Лучше всего приветы
LOTHAR
Lavender 07-02-2006 16:01quote:
Originally posted by Student:
Зато если цель побольше и менее маневренная, то пара «крупных» снарядов надежно валит ее на землю.
Интересно, как «работала» по бомберам 45-ка.
С уважением, Студент
Думаю, действие 45 и 37 мм не сильно различались, одного снаряда для 1-2 моторного самолёта хватало с запасом.
Естественно, речь идёт об осоколочно-фугасных. Бронебойные болванки таких калибров против самолётов применять нецелесообразно. Они хороши в лентах скорострельных 20-миллиметровок, и их задача, прежде всего, бронеспинки с пилотами да двигатели шить.
Слоняра 07-02-2006 20:03100-мм В-0902 форева!
Student 07-02-2006 20:47Вот с пробивной силой у 20-к были трудности, БС их несколько опережал. По бронеспинкам непохо работал и крупнокалиберный пулемет, а вот 20-мм саряды имели более серьезный зажигательный и фугасный эффекты.
С уважением, Студент
Lavender 07-02-2006 21:36Наш 20-мм пушка при неплохой баллистике имела довольно слабый ОФ снаряд. Поэтому рулили бронебойные, хотя по энергетике они менее чем в 2 раза превосходили пулю УБ.
Вот немецкие Маузеры 151-ые имели очень неплохие боеприпасы, как ОФ, так и БЗТ. Английские Hispano в первые годы войны имели очень большие проблемы с конструкцией ОФС, и их теоретически очень крутой 20мм снаряд (самый крупный и тяжёлый из авиационных 20-миллиметровок тогдашних превращался в обычную болванку из-за кривого взрывателя.
Varnas 07-02-2006 23:44О да — у немецких 20 мм снарядов доля взрывчатки составляла 20-25 процентов. По крайней мере два раза больше чем у других. Интересная конструкция — чтоб очень тонкостенный снаряд недеформиравало при врезании ведущево пояска в нарезы, снаряд имел в том месте внутреннее колцо — тоесть получалось что толстуе стенки тока под ведущим пояском. Рекордсмен если неошибаюсь 124 гр из них 25 ВВ.
Student 08-02-2006 02:44Да, интересные снаряды. Впрочем, солидная масса снаряда означает, что либо велика отдача, либо намерено ухудшена баллистика — самолет не танк, отдача строго лимитируется требованиями к прочности конструкции.
Снаряд ШВАК слабоват, снаряд калибра 23мм давал очень солидную отдачу. Вот и летали истребители с 20-ками.
С уважением, Студент
Lavender 08-02-2006 02:56quote:
Originally posted by Student:
Да, интересные снаряды. Впрочем, солидная масса снаряда означает, что либо велика отдача, либо намерено ухудшена баллистика — самолет не танк, отдача строго лимитируется требованиями к прочности конструкции.
Снаряд ШВАК слабоват, снаряд калибра 23мм давал очень солидную отдачу. Вот и летали истребители с 20-ками.С уважением, Студент
Ну, 20-миллиметровки вполне имели запас на дополнительную мощность без последствий для конструкций носителя. Вон, и ручные пехотные системы есть под 20-мм патроны.
23-мм ВЯ была перемощнена — снаряд весом почти 200 грамм (у ШВАКа — 96) и скорость под 900 м/с. Не зря к концу войны был создан 23-мм ослабленный выстрел и созданы новые пушки под него.
quote:
Originally posted by Lavender:
Наш 20-мм пушка при неплохой баллистике имела довольно слабый ОФ снаряд. Поэтому рулили бронебойные, хотя по энергетике они менее чем в 2 раза превосходили пулю УБ.
Как раз бронебойные у ШВАК-а были самыми отвратными .
Бронепробиваемость была даже ниже , чем у березиных !
Покопайтесь по той ссылке , что я давал — там много выписок из архива ( ЦАМО , кажется ) по ШВАК-у в том числе .
quote:
Вот немецкие Маузеры 151-ые имели очень неплохие боеприпасы, как ОФ, так и БЗТ.
Да уж , по боеприпасам они были далеко впереди . Что говорить , если бронебойный у них имел 4 грамма ВВ ( больше , чем первый ОФ снаряд ШВАК-а ) или термитную шашку внутри , а не снаружи сердечника .
quote:
Английские Hispano в первые годы войны имели очень большие проблемы с конструкцией ОФС, и их теоретически очень крутой 20мм снаряд (самый крупный и тяжёлый из авиационных 20-миллиметровок тогдашних превращался в обычную болванку из-за кривого взрывателя.
Вроде недолго мучались ?Lavender 08-02-2006 10:33
quote:
Originally posted by Echo:
Вроде недолго мучались ?
Ну, как минимум, до начала 42-го.
Откуда это известно ? Я часто встречаю подобные утверждения , но ниразу не видел их первоисточник .
Lavender 09-02-2006 11:02Точно помню, что читал на каком-то буржуйском ресурсе + в мемуарах одного из асов — то ли Бадера, то ли Гибсона.
Lothar 09-02-2006 13:53Имеет ли рисунок или картина 57 мм покровителей, вероятно, один??
Lothar
guns.allzip.org