Средний танк М3 «Ли»/«Грант» | Военное оружие и армии Мира
Единственным средним танком, принятым на вооружение армией США между двумя мировыми войнами, был М2, который фактически представлял собой увеличенный по размерам легкий танк М2А4.
М2 — эта ничем не выдающаяся боевая машина — стала этапной для американского танкостроения, так как именно на ее основе был создан массовый средний танк М3, ставший «школьной партой» танковых войск армии США.
СОЗДАНИЕ
Первый вариант танка, выпуск которого начался летом 1939 года на государственном арсенале Рок-Айленд, вооружался 37-мм пушкой М6, установленной в многогранной конической башне, и восемью пулеметами «Браунинг» М1919А4 (четыре — в угловых спонсонах корпуса, два — в лобовом листе корпуса и два — зенитных). Экипаж состоял из шести человек. На втором варианте — М2А1 — использовали башню от легкого танка М2А4, немного усилили броню и форсировали двигатель. Массовое производство последнего — 1000 единиц — предполагалось развернуть на новом арсенале в Детройте, но 28 августа 1940 года заказ был аннулирован.
На такое решение сильнейшее воздействие оказали события в Европе: разгром Польши и Франции, поразительные успехи германских танковых войск. Большое впечатление произвели на американских военных и технические характеристики немецких танков. На их фоне стало совершенно ясно, что в общем-то неплохая 37-мм пушка в качестве вооружения среднего танка совершенно бесперспективна. Имевшуюся в наличии 75-мм пушку разместить в башне, заимствованной от легкого танка, было невозможно. Тут-то и возникла идея установить ее в правом бортовом спонсоне танка М2А1, естественно, произведя при этом необходимые доделки. Идею осуществили довольно быстро — 13 июня 1940 года тактико-технические требования к новому танку утвердил департамент вооружений, а спустя месяц он был стандартизирован под обозначением М3. Полноразмерный деревянный макет для показа представителям танковых войск (Armored Force) и промышленности изготовили в арсенале Рок-Айленд только в конце августа 1940 года. Первый опытный образец передали для испытаний на Абердинский полигон (Aberdeen Proving Grounds) в марте 1941 года.
ОТ «ЛИ» К «ГРАНТУ»
Поражение британских войск на Европейском континенте и потеря ими почти 2/3 танков заставили англичан обратиться за помощью к своему заокеанскому союзнику. Быстро восполнить потери за счет собственного производства Великобритания не могла. В конце июня 1940 года с берегов Туманного Альбиона в США прибыла специальная миссия. Предложение развернуть на американских заводах производство английских танков не вызвало у американцев никакого энтузиазма. Объяснялось это вполне прагматическими соображениями. В условиях готовящегося германского вторжения на Британские острова у американцев совсем не было уверенности в развитии событий в пользу Англии, поэтому загружать свои заводы производством боевой техники, не соответствующей американским стандартам, они не хотели. Речь могла идти только о поставках американских боевых машин. Этому способствовало и принятие 11 марта 1941 года закона о ленд-лизе, действие которого в тот же день распространилось на Великобританию.
Тем не менее англичане настояли на внесении изменений в первоначальный проект танка. В частности, их не устраивала слишком большая высота М3. По английскому проекту изготовили новую литую башню, ниже и шире стандартной, но имевшую тот же диаметр погона. Вместо командирской башенки ограничились круглым вращающимся двустворчатым люком. Высота при этом снизилась всего на 102 мм.
Английскую радиостанцию разместили в кормовой нише башни, ящики для снаряжения — по бортам кормовой части корпуса. Поскольку танки предназначались в основном для боевых действий в Африке, их оборудовали крыльями специальной формы, уменьшавшими облако пыли от гусениц. Переделанный таким образом М3 получил официальное английское название General Grant I. При этом стандартный американский образец не лишенные юмора англичане назвали General Lee I, присвоив таким образом вариантам одного и того же танка имена американских генералов, воевавших друг с другом во время гражданской войны в США.
МОДИФИКАЦИИ
Помимо основной и самой многочисленной модификации — М3, существовали и другие. С февраля по август 1942 года фирма «Америкэн Локомотив» выпустила 300 М3А1, отличавшихся от базового варианта только литым корпусом. Следует упомянуть, что некоторое количество М3 и М3А1 оснащалось дизелем Guiberson Т-1400-2. В январе 1942 года другое паровозостроительное предприятие — «Болдуин Локомотив» — изготовило 12 танков М3А2, имевших сварной корпус, а затем перешло на выпуск варианта М3А3. Он отличался от М3А2 дизельной силовой установкой «Дженерал Моторс» 6046 G-71 мощностью 375 л. с. На части машин посадочный люк в левом борту корпуса заварили. До декабря 1942 года было изготовлено 322 М3А3. С июня по август 1942 года «Детройт Тэнк Арсенал» выпустил 109 машин версии М3А4 с двигателем «Крайслер» А57 «Мультибенк» мощностью 370 л. с, представлявшим собой силовой блок из пяти автомобильных моторов. Длину клепаного корпуса пришлось увеличить до 6147 мм. Люк в левом борту корпуса ликвидировали совсем. Число траков гусеницы возросло до 83.
Была улучшена конструкция тележек подвески. Наконец, с января по декабрь 1942 года «Болдуин Локомотив» изготовил 591 М3А5-М3 с дизелем «Дженерал Моторс» 6046 G-71.
Все эти модификации по своим тактико-техническим характеристикам от базового варианта принципиально не отличались. Причины, побудившие заводы пойти на их выпуск, носили скорее технологический характер с учетом возможностей того или иного предприятия, традиционных заводов-смежников и т. д.
КОНСТРУКЦИЯ ТАНКА М3
Боевое крещение М3 получили в Северной Африке, в сражении при Газале 27 мая 1942 года в составе 7-й английской танковой дивизии. 167 «Грантов» оказались неприятной неожиданностью для немцев и итальянцев благодаря своим 75-мм пушкам.
Ксражению у Эль-Аламейна в октябре 1942 года в английской 8-й армии число «Грантов» достигло 600. В составе английских войск эти танки воевали в Африке вплоть до полного разгрома германо-итальянской армии Роммеля. При этом в боевых действиях принимали участие в том числе и американские экипажи.
Небольшое количество М3 доставили и в Великобританию. Еще в марте 1945 года «Ли» воевали против японских войск в Бирме в составе 150-го полка Королевского танкового корпуса.
М3 В БОЮ
Американские М3 впервые вступили в бой на Филиппинах в составе 192-го танкового батальона. В основном же они использовались в учебных целях как на территории США, так и за их пределами. Боевыми машинами этого типа были вооружены, например, полки 1 -й танковой дивизии армии США, переброшенные весной 1942 года в Северную Ирландию. Один из них — 13-й — принял участие в высадке американских войск в Марокко и в последующих боях в Тунисе, к концу которых почти все «Ли» заменили «Шерманами». В ноябре 1943 года М3 в составе 193-го танкового батальона ограниченно использовались в боях на островах Тихого океана на атолле Мекин — с 27-й пехотной дивизией и на Тараве — со 2-й дивизией морской пехоты.
М3 В СССР
Рассказ о танке М3 был бы неполным без упоминания о том, что эти боевые машины по программе ленд-лиза поступали и в Советский Союз. Правда, цифры поставок различны: американская печать сообщала о 1386 М3, отправленных в СССР (при этом неизвестно, сколько из них дошло по назначению), по данным же советских архивов, получено немногим более 900 машин. Советские танкисты не любили эту громоздкую и по сравнению с отечественными танками совершенно несуразную внешне машину. В Красной армии танк получил обозначение М3с («с» — средний), но танкисты с черным солдатским юмором называли его «братской могилой на семерых». В общем-то невысокие для 1942 года боевые качества танка усугублялись неприспособленностью к новым условиям эксплуатации. На советско-германском фронте М3с применялись в основном в 1942 году, а затем были заменены «Шерманами».
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Средний танк М3 был создан на основе танка М2 с использованием практически всех узлов и агрегатов силовой установки, трансмиссии и ходовой части последнего. Корпус — клепаный, собирался из плоских броневых листов на каркасе из уголков, причем лобовые листы имели сравнительно большие углы наклона, бортовые же располагались вертикально. Носовая часть корпуса — литая, состояла из трех деталей, соединенных между собой болтами. Отливка носовой части одновременно служила картером дифференциала и бортовых передач. Болтовое крепление облегчало разборку носовой части для демонтажа этих агрегатов и коробки передач. Для посадки и высадки экипажа в бортах корпуса имелись прямоугольные двери с лючками и смотровыми приборами. Крыша над моторным отделением выполнялась съемной. Кроме того, для облегчения обслуживания двигателя были предусмотрены двустворчатый люк в кормовом листе корпуса и люк в днище.
В спонсоне, представлявшем собой отливку специальной формы, приклепанную к лобовым листам корпуса и подбашенной коробке, в броневой маске на цапфах устанавливалась 75-мм пушка М2. Это орудие имело баллистику и боеприпасы, идентичные 75-мм французской пушке 1897 года. Последняя была принята на вооружение американской армии во время Первой мировой войны. Для вооружения танка использовалась и пушка М3, аналогичная М2, но с более длинным стволом, большей начальной скоростью и лучшими бронебойными характеристиками снарядов. Поскольку установка пушки уравновешивалась исходя из массы и габаритов М3, на более короткий ствол М2 приходилось крепить противовес. Пушка обслуживалась двумя членами экипажа: наводчиком и заряжающим. Прицельное приспособление к 75-мм пушке представляло собой телескопический прицел М21А1, смонтированный в перископическом смотровом приборе M1. Подобная конструкция применялась практически на всех американских танках периода Второй мировой войны. Горизонтальный угол наведения пушки составлял 32°, вертикальный -9… +18°.
Литая башня цилиндрической формы устанавливалась на шариковой опоре над боевым отделением со смещением влево от продольной оси танка. В сильно скошенной передней части башни были смонтированы 37-мм пушка М5 или М6, спаренный с ней 7,62-мм пулемет «Браунинг» М1919А4 и перископический смотровой прибор М2 со встроенным телескопическим прицелом М19А1. На крыше башни размещалась командирская башенка с пулеметом «Браунинг» и призматическим прибором наблюдения. Угол возвышения 37-мм пушки и пулемета в командирской башенке достигал 56°. Часть пушек имела стабилизатор наведения в вертикальной плоскости, для уравновешивания которого под стволом орудия к маске крепился цилиндрический противовес.
В отделении управления танка в неподвижной бронемаске на кронштейне были смонтированы два спаренных пулемета. Кронштейн имел рычаг, с помощью которого угол возвышения изменялся до 9°, склонения — до 4°. Горизонтальное наведение осуществлялось поворотом танка. Управление огнем пулеметов производилось механиком-водителем. Для этого рычаги управления снабжались гашетками электроспусков.
6569warfor.me
M3 Lee | |
---|---|
Боевая масса, т | 27,9 |
Компоновочная схема | отделение управления спереди, моторное сзади |
Экипаж, чел. | 6—7 |
История | |
Количество выпущенных, шт. | 6258 |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5639 |
Ширина корпуса, мм | 2718 |
Высота, мм | 3124 |
Клиренс, мм | 432 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 51/30° — 38/53° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 51/0—45° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 38/0° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 38/0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 38/0—10° |
Днище, мм | 13—25 |
Крыша корпуса, мм | 13—22/83—90° |
Лоб башни, мм/град. | 51/47° |
Борт башни, мм/град. | 51/5° |
Корма башни, мм/град. | 51/5° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 75-мм M2 или M3, 37-мм M5 или M6 |
Длина ствола, калибров | 28,5 для M2, 37,5 для M3, 53,1 для M5, 56,5 для M6 |
Боекомплект пушки | 50 × 75-мм, 178 × 37-мм |
Углы ВН, град. | −9…+20° (75-мм), −7…+60° (37-мм) |
Углы ГН, град. | ±15° (75-мм) |
Прицелы | M1, M2 |
Пулемёты | 3 × 7,62-мм M1919A4 |
Подвижность | |
Тип двигателя | радиальный 9‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения |
Мощность двигателя, л. с. | 340 |
Скорость по шоссе, км/ч | 39 |
Запас хода по шоссе, км | 193 |
Удельная мощность, л. с./т | 11,1 |
Тип подвески | попарно блокированная пружинная |
Удельное давление на грунт, кг/см² | 0,88 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 |
Преодолеваемый ров, м | 2,25 |
Преодолеваемый брод, м | 1,0 |
dic.academic.ru
Баллада о танке М3 «Ли/Грант». История создания (часть вторая) » Военное обозрение
Итак, конструкция первого серийного американского танка по всем показателям получилась довольно архаичной. Ведь подобный танк, у которого пушка ставилась в корпусе, в СССР создали еще 1931 году. Правда, разрабатывал его приглашенный немецкий конструктор Гротте, но сути дела это не меняет. Известны и другие «многопушечные» машины с раздельной установкой двух орудий. Английский «Churchill» Мк I, например, также имел 75-мм пушку в лобовом бронелисте корпуса и 40-мм орудие в верхней башне. У французского В-1 75-мм короткоствольное орудие установили в корпусе справа от водителя и 47-мм пушку также в верхней башне. Так что ничего особо оригинального американцы на первых порах придумать не сумели.М3 в музее в Кубинке.
Что касается работ по постройке нового танкового завода фирмы «Chrysler», то они были начаты 9 сентября 1940 года в пригороде Детройта — называвшемся Варен Тауншир на территории примерно в 77 тыс. акров. К январю 1941 года были закончены подготовительные работы, а инженеры «Chrysler» вместе со специалистами предприятий «American Locomotive company» и «Baldvin» закончили тем временем отработку всех технологических процессов. Ну, а первые опытные машины начали тестировать уже 11 апреля 1941 года. 3 мая первый танк М3 уехал на Абердинский полигон, а второй был сохранен для показа приемной комиссии в качества стандартного образца. Серийное производство танков «General Lee” начали 8 июля 1941 года, то есть в разгар боев на Восточном фронте. А так как 8 марта этого же года в США приняли закон о ленд-лизе, то этим были сняты все ограничения на поставку этих танков в Великобританию, а затем и в СССР, все новые выпущенные танки тут же отправились за океан. Разумеется, все фирмы, имевшие отношение к производству бронетанковой техники, тут же принялись наращивать ее выпуск. Активно включились в этот бизнес фирмы «Pullman-Standart Car Company», «Pressed Stell» и «Lima Lokomotive». Причем нужно отметить, что пока выпускался М3, а он выпускался всего лишь немногим больше года, а если точно, то с 8 июля 1941 года и по 3 августа 1942 года. Концерн «Chrysler» за этот период произвел 3352 танка М3 различных модификаций, «American Locomotive company» — выпустил 685 штук., «Baldvin» больше — 1220 штук., «Pressed Stell» — всего 501 танк., «Pullman — Standart Car Company” — уже 500, а все вместе это дало в итоге 6258 машин различных модификаций. Да еще помогли канадцы: их фирма «Monreal Lokomotive company» также освоила выпуск этих машин и изготовила 1157 танков М3 уже для канадской армии. Однако уже в августе 1942 года эти предприятия быстро переключились на производство танка М4 «Sherman”. Хотя… было и исключение. Фирма «Baldvin» продолжила выпуск М3А3 и М3А5 до самого декабря 1942 года.
Британский М3 «Генерал Грант» в музее в Бовингтоне. Обратите внимание на его прихотливую раскраску.
Отметим, что танки М3 абсолютно всех модификаций выглядели настолько оригинально, что их практически невозможно спутать ни с какими другим танком мира.
Танк М3 фельдмаршала Бернарда Монтгомери из Имперского музея войны в Лондоне.
«Монти» возле своего танка. Северная Африка 1942 год.
Как уже отмечалось расположение орудия в бортовом спонсоне, приблизило этот танк к машинам Первой мировой войны, хотя и на другом техническом уровне. Двигатель находился сзади, а вот трансмиссия трансмиссия была впереди, из-за чего пришлось двигатель соединять с трансмиссией длинным карданным валом. Здесь, где проходил этот вал проходили и тяги управления работой двигателя и все это была закрыто легким съемным кожухом. Все детали трансмиссии монтировались в литой части броневого корпуса, которая состояла из трех частей, соединявшихся между собой при помощи болтового соединения через фланцы. В результате у танка была очень своеобразная носовая оконечность. Также болтами все это крепилось к корпусу танка, и это технологическое решение применялось на всех модификациях, а затем и на самых ранних танках М4 «Sherman». Корпус собирался из плоских бронелистов. При этом их толщина была также неизменной на всех модификациях и равнялась 51 мм в лобовых проекциях, толщина бортовых и кормовых листов составляла 38 мм, и 12,7 мм это была толщина брони крыши корпуса. На днище танка толщина брони была переменной: от 12,7 мм в районе двигателя до 25,4 мм под боевым отделением. Толщина стенок 57 мм, а крыши 22 мм. Угол наклона передней броневой плиты равнялся 60 градусам к горизонту, но боковые и также задние плиты располагались вертикально. Крепление плиты различалось на разных модификациях. На модификациях М3, МЗА4, МЗА5 крепление осуществлялось на заклепках. На модификациях МЗА2 и МЗАЗ использовалась сварка. к внутреннему каркасу. На танк МЗА1 верхняя часть корпуса была литой. Корпус этой машины имел очень выгодные очертания и буквально «обтекал» экипаж и механизмы, но сделали их всего три сотни из-за сложностей с технологией литья и закалки таких больших «ванн». «Клепать» корпуса из плоских листов, также, как и сваривать их оказалось проще и дешевле. Однако технология была отработана и в будущем весьма пригодилась.
«Экипаж машины боевой»
Справа стороны корпуса устанавливался цельнолитой спонсон с 75-мм орудием, установленным так, что за габариты корпуса он не выступал. Именно высота спонсона, также, как и габариты двигателя, вместе определили высоту корпуса танка. Литая башня с 37-мм орудием, была сдвинута влево, а над ней находилась еще маленькая башенка, в которой находился пулемет. Получилась своеобразная пирамида высотой 3214 мм. Длина танка равнялась 5639 мм, ширина — 2718 мм, клиренс составлял 435мм. Очевидно, что высота машины вышла чрезмерной. Зато боевое отделение вышло весьма просторным, и, кстати, до сих пор, признается одним из наиболее комфортабельных. Причем корпус танка внутри еще и оклеивался слоем губчатой резиной, что предохраняло экипаж от мелких, отслаивающихся от брони осколков. Для входа в танк по бортам служили две двери, люк на корпусе сверху и еще на крыше пулеметной башни. Это позволяло экипажу быстро забираться в танк, и с удобством эвакуировать раненых через эти боковые двери, хотя они и снижали некоторым образом прочность корпуса.
Английские М3 у Эль-Аламейна, Египет, 7 июля 1942 г.
Каждый член экипажа имел смотровые щели и еще амбразуры для ведения огня из личного оружия (чему в армии США уделялось большое внимание!), защищенных бронекозырьками. На заднем бронелисте корпуса для доступа к двигателю имелась большая двухстворчатая дверь, причем стык ее створок был закрыт узкой полосой закрепленной на болтах. По обе стороны от нее находились два фильтра — воздухоочистителя, как круглой, так и коробчатой формы. Воздухозаборники традиционно находились на верхнем надмоторном бронелисте и закрывались сетками. И здесь же был опять-таки двухстворчатый большой люк для демонтажа двигателя (на моделях М3А3 и М3А5). Подобное расположение люков облегчало обслуживание двигателя. На модификациях М3, М3А2 и М3А4 вместо люка были съемные листы брони: по два у первых двух танков и целых пять у последнего. Здесь же (на боковых скосах кормовой части корпуса) мог крепиться и шанцевый инструмент, и пехотные каски, и коробки с рационами. Одним словом, эта часть танка использовалась в качестве «грузового отделения».
Тренировка экипажей М3 в форте Нокс, штат Кентукки.
Там же. Полный ход на песчаном грунте.
Следует отметить, что на танках М3, М3А1, М3А2 не было принудительной вентиляции, ради которой экипаж должен был открывать верхние люки. Недостаток быстро учли и на моделях М3А3, М3А4, М3А5 было установлено сразу три вытяжных вентилятора под бронированными колпаками: один слева от водителя, прямо над спаркой пулеметов, второй за люком корпуса, за казенником 75-мм орудия и последний над казенной частью 37-мм пушки на крыше маленькой башне. Поэтому пороховые газы из танка быстро отсасывались и не беспокоили экипаж.
Пехота 19-ой Индийской дивизии на улице Мандалая в Бирме, 9-10 марта 1945 г. Обратите внимание на пушку с длинным стволом. Не все их успели обрезать. Часть так и попала на войну «необрезанными» и показали себя эти орудия очень хорошо!
В движение танки М3, как «General Lee”, так и «General Grant» обычно приводились звездообразным авиационным девятицилиндровым карбюраторным двигателем «Wright Continental» R 975 ЕС2 или модификации Cl мощность которого составляла 340 л.с. Он давал возможность этому 27-тонному танку развивать скорость до 42 км/час, и при запасе горючего в 796 литров, иметь дальность действия в 192 км. Традиционным недостатком таких моторов считается их пожароопасность, поскольку для работы им требуется высокооктановый бензин. Кроме того, их сложно обслуживать, в особенности те цилиндры, что оказались снизу. Но в 1941 году выбирать было практически не из чего, вот и пришлось со всеми этими недостатками смириться. Начиная с марта 1942 года такая фирма, как «Baldvin» стала монтировать на М3А2 и М3А3 автомобильные дизели «General Motors 6-71 6046» с водяным охлаждением и суммарной мощностью в 375 л.с. От этого вес танка увеличился на 1,3 тонны, но зато увеличились мощность, экономичность, скорость и запас хода. Эти танки получили индексы МЗАЗ и МЗА5. Затем в июне 1942 года «Chrysler» поставил на танк М3А4 новый 30-цилиндровый двигатель «Chrysler А 57» также с водяным охлаждением. Увеличилась длина корпуса, длина гусениц, а также вес на две тонны. Скорость при этом и запас хода не изменились. Англичане на своих машинах нередко заменяли американские моторы на свои радиальные дизели «Guiberson». Но корпус при этом переделкам не подвергался.
Пушка в спонсоне. Музей Пуккапунуал в Австралии.
Хотя танки и поставлялись в Англию, место водителя не менялось. Перед ним располагались следующие приборы: тахометр, спидометр, вольтметр, амперметр, разумеется, указатель расхода топлива, термометр и. конечно, часы. Управлять танком можно было рычагом переключения скоростей, ручным тормозом, педалями тормоза и акселератора.
М3 замаскированный под гусеничный транспортер.
Применялись такие машины в Северной Африке.
Танки всех модификаций имели резинометаллические гусеницы, и тремя колесные тележки с каждого борта. Сверху, на раме тележки находился поддерживающий гусеницу ролик. Ходовая часть, таким образом, была полностью взята с танка М2 и позднее использовалась и на ранних М4. Опорные катки могли иметь сплошные диски, так и диски со спицами. Подвеска отличалась надежностью и не занимала внутренних объемов танка. Ведущие колеса находились спереди, направляющие катки — сзади.
Гусеницы состояли из 158 траков, шириной 421 мм и длиной 152 мм каждой. На танках МЗА4 — их было по 166 штук, из-за более длинного корпуса. Устройство трака отличалась от траков того же Т-34. Каждый трак представлял собой резиновую пластину с металлическим каркасом внутри, и двумя металлическими трубчатыми осями, проходившими через нее. На них надевали соединительные скобы с профилированным клыком, соединявшими траки в гусеницу. На каждом траке было два клыка, которые огибали катки опорных тележек. Ну, а ведущая звездочка своими зубцами зацеплялась за соединительные скобы гусеницы. Сама же поверхность резиновой пластины трака была гладкой. Но на последних танках появились пластины с шевронными выступами, и позднее их также ставили и на гусеницы танки М4 «General Sherman».
«Тяжела и неказиста жизнь британского танкиста». Замена гусеницы.
Танк М3 для своего времени был… самым сильно вооруженным средним танком в мире. Его главной огневой силой являлось 75-мм пушка, которая была спроектировав Вестерфлейтском арсенале на основе знаменитого французского полевого орудия 1897 года калибра 75-мм, которое состояло также на вооружении армии США. Танковая пушка, получившая индекс М2, имела ствол в З м длиной, оборудовалась стабилизатором наводки, полуавтоматическим затвором и системой продувки ствола, что уменьшало загазованность боевого отделения. Причем система стабилизации на танке М3 применили впервые в мире и уже потом именно она послужила образцом для всех аналогичных систем на танках во многих армиях мира. Углы вертикального наведения составляли порядка 14 градусов, а по горизонту плоскости орудие можно было навести в секторе 15 градусов в обе стороны. Для наводки пушки по вертикали применялась как электрогидравлическая система, так ручной привод. Боезапас находился в самом спонсоне и также на полу танка.
М3 подбитый в Северной Африке. Танк поразили три снаряда разного калибра и только после этого он потерял боеспособность.
Однако с этой пушкой возникли проблемы. Выяснилось, что ствол ее выходит далеко за габариты корпуса. Это прямо-таки переполошило американских военных, почему-то очень боявшихся, что танк такой длинной пушкой во что-то упрется или зацепится ей при движении. Поэтому они потребовали ствол укоротить до 2,33 м, что заметно снизило все боевые характеристики пушки. «Усеченное» орудие получило индекс М3, и военным это было маслом по сердцу, но выяснилось, что система стабилизации с коротким стволом «сбоит», она не под него создавалась. Тогда на ствол решили надеть противовес, внешне походивший на… дульный тормоз. Кстати, очень похожая история вышла и с нашим советским танком Т-34. Именно требованию тогдашних военных, конструкторам пришлось обрезать ствол пушки Ф34 на 762 мм, что снизило ее мощность на целых 35%. Зато теперь она за габариты танка не выступала! Очень похоже, что на консерватизм характерный для военных, не влияет ни национальная принадлежность, ни социальный строй.
М3 с литым корпусом и в «американской раскраске».
37-мм пушку создали в этом же арсенале в 1938 году. На танках М3 ставили ее модификацию М5 или М6. Углы ее вертикальной наводки давали возможность стрелять, хотя бы и теоретически, по низко летящим самолетам. С пушкой спаривался пулемет, еще один был в верхней башенке, при этом башня имела вращающийся полик со стенками, выделяющими ее от боевого отделения. Боекомплект этой пушки находился в башне и на дне вращающегося полика.
Фримантл. Западная Австралия. Музей войны и у входа хорошо сохранившийся и «ухоженый» М3.
На дистанции в 500 ярдов, то есть 457 м, снаряд этой пушки мог пробить броню толщиной до 48 мм, а 75-мм орудие — 60 мм броню, имеющую наклон в 30 градусов к вертикали.
Естественно, что обе пушки имели перископические оптические прицелы. У 75-мм орудия прицел был на крыше орудийного спонсона. С его помощью можно было стрелять прямой наводкой на расстояние в 1000 ярдов (300 м).
Не успел М3 попасть на вооружение армии, как он тут же оказался на обложке американского журнала «Фантастические приключения»! (№10 за 1942 год) Как видите «леопардовая девушка» сжигает эти танки лучом лазера!
Что касается англичан, то им вооружение, расположенное в три яруса, не понравилось. Поэтому на машинах «General Grant» верхнюю башенку не устанавливали, а на танках «General Lee», что применялись английской армией, ее также снимали, заменяя на люк. Прочее вооружение состояло из 11,43-мм пистолетов-пулеметов «Tompson», пистолетов и гранат. Также на башне английских танков монтировались 4-х дюймовые (102 мм) гранатометы для отстрела дымовых гранат.
Танки М3, выпущенные в США, обычно были окрашены краской зеленого цвета разных оттенков — начиная с темно-зеленого и до хаки. На борту там, где располагался двигатель с обеих сторон был нанесен регистрационный номер, который присваивался танку Департаментом вооружения. Голубым цветом писали название «USA» и буква «W» — обозначавшая, что танк уже передан в армию, и шестизначный номер — либо желтого либо белого цвета. На башне и на лобовой броне корпуса в качестве средства опознавания наносилась звезда белого цвета в синем круге, который вдобавок был наложен на белую полосу. Именно в такой раскраске танки М3 поставлялись американцами по ленд-лизу.
Не менее фантастический М3 СDL — «танк защиты Канала». Тоже своего рода «лазерное оружие».
Американские танки имели белые тактические номера и на башне, и корпусе: порядковый номер машины в танковой роте, потом буквенное обозначение самой роты. Например, так: 9Е или 4В. Рядом с дверью на спонсоне рисовались геометрические фигуры, также обозначавшие номера роты, батальона и полка в составе дивизии. Опознавательный знак дивизии размещался на среднем броневом листе трансмиссии. На тех танках, что сражались в Северной Африке, на лобовом бронелисте вместо белой звезды рисовали звездно-полосатый флаг США.
Кинофильм «Сахара» (1943 г.): «жара»!
Танки М3, отправлявшиеся в Англию имели окраску темно-оливкового цвета, как полагалось по американским стандартам. Но уже сами англичане перекрашивали их в традиционный британский камуфляж из полос желтого, зеленого и коричневого, имеющих черную окантовку. Первые танки, попавшие в Северную Африку, чуть ли не сразу же вступали бой, поэтому перекрашивать их просто не успевали. Но если было время, то их окрашивали в песочный цвет.
Еще один вариант камуфляжной раскраски М3.
Регистрационный номер при этом сохраняли, но букву «W» заменяли буквой «Т”. Номер восстанавливался белой краской. В специфических полевых условиях его могли и не закрашивать, а просто защищали трафаретом, отчего он получался словно в рамке оливкового цвета. Большинство британских танков М3, сражавшихся в Бирме, имело окраску зеленого цвета и большие белые звезды на корпусе и на башне. Регистрационные номера на них сохранялись. На некоторых на лобовой броне стояли еще и индивидуальные номера.
topwar.ru
М3 «Ли»/»Грант» — это… Что такое М3 «Ли»/»Грант»?
ГРАНТ Улисс — (полн. Улисс Симпсон Грант; Ulysses Simpson Grant; наст. Хайрем Уллис Грант, Hiram Ulysses Grant) (27 апреля 1822, Пойнт Плезант, шт. Огайо 23 июля 1885, Маунт Макгрегор, шт. Нью Йорк), американский государственный и военный деятель,… … Энциклопедический словарь
Грант (значения) — Грант: Имя Грант бог в армянской мифологии. Капитан Грант персонаж романа Жюля Верна. Грант Холт английский футболист. Фамилия Грант, Аврам (род. 1955) израильский тренер. Грант, Брайан бывший американский профессиональный… … Википедия
ГРАНТ Эдди — (Grant Eddy) (полное имя Эдмонт Монтэгю Грант) (Edmond Montague Grant) (р. 5 марта 1958, Плэйзнс, Гайана), английский поп (см. ПОП МУЗЫКА) певец, музыкант (гитара, клавишные), продюсер, исполняющий музыку в стилях регги (см. РЕГГЕЙ), ска (см.… … Энциклопедический словарь
Грант (округ — Грант (округ, Арканзас) Эта статья об округе в штате Арканзас; другие значения: Грант (округ). округ Грант Grant County Страна США Статус округ Входит в штат Арканзас … Википедия
Грант Динк — Hrant Dink журналист, главный редактор газеты «Агос» Дата рождения: 15 сентября 1954 … Википедия
Грант Имахара — Grant Masaru Imahara Дата рождения: 23 октября, 1970 года (38) Место рождения: Лос Анджелес, Калифорния … Википедия
Грант-элемент — интегральный показатель в международной статистике, используемый для сопоставления условий предоставления различных кредитов и займов. Грант элемент учитывает три основных параметра кредитов: срок, льготный период и процентную ставку. Грант… … Финансовый словарь
Грант-авеню (линия Фултон-стрит, Ай-эн-ди) — «Грант авеню» «Grant Avenue» … Википедия
ГРАНТ — (нем.). Крупный, чистый песок; то же, что гравий. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910. ГРАНТ [англ. grant дар] 1) дар, дарение, официальное предоставление денежных средств с благотворительными целями… … Словарь иностранных слов русского языка
ГРАНТ Хью — ГРАНТ (Grant) Хью (р. 09 сентября 1960, Лондон), английский актер. Изучал литературу в Оксфорде, играл в студенческом театре и дебютировал в кино в фильме «Привилегированные» (Privileged, 1982), финансировавшемся Оксфордским кинофондом. После… … Энциклопедия кино
ГРАНТ Хью — ГРАНТ (Grant) Хью (р. 9 сентября 1960), английский актер. Изучал литературу в Оксфорде, играл в студенческом театре и дебютировал в кино в фильме «Привилегированные» (1982), финансировавшемся Оксфордским кинофондом. После этого играл… … Энциклопедический словарь
dic.academic.ru
|
|
|
voinanet.ucoz.ru
M3 Lee | |
---|---|
Боевая масса, т | 27,9 |
Компоновочная схема | отделение управления спереди, моторное сзади |
Экипаж, чел. | 6—7 |
История | |
Количество выпущенных, шт | 6258 |
Размеры | |
Длина корпуса, мм | 5639 |
Ширина корпуса, мм | 2718 |
Высота, мм | 3124 |
Клиренс, мм | 432 |
Бронирование | |
Тип брони | стальная гомогенная |
Лоб корпуса (верх), мм/град. | 51/30° — 38/53° |
Лоб корпуса (низ), мм/град. | 51/0—45° |
Борт корпуса (верх), мм/град. | 38/0° |
Борт корпуса (низ), мм/град. | 38/0° |
Корма корпуса (верх), мм/град. | 38/0—10° |
Днище, мм | 13—25 |
Крыша корпуса, мм | 13—22/83—90° |
Лоб башни, мм/град. | 51/47° |
Борт башни, мм/град. | 51/5° |
Корма башни, мм/град. | 51/5° |
Вооружение | |
Калибр и марка пушки | 75-мм M2 или M3, 37-мм M5 или M6 |
Длина ствола, калибров | 28,5 для M2, 37,5 для M3, 53,1 для M5, 56,5 для M6 |
Боекомплект пушки | 50 × 75-мм, 178 × 37-мм |
Углы ВН, град. | −9…+20° (75-мм), −7…+60° (37-мм) |
Углы ГН, град. | ±15° (75-мм) |
Прицелы | M1, M2 |
Пулемёт(ы) | 3 × 7,62-мм M1919A4 |
Подвижность | |
Тип двигателя | радиальный 9‑цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения |
Мощность двигателя, л.с. | 340 |
Скорость по шоссе, км/ч | 39 |
Запас хода по шоссе, км | 193 |
Удельная мощность, л.с./т | 11,1 |
Тип подвески | попарно блокированная пружинная |
Ширина гусеницы, мм | 421 |
Удельное давление на грунт, кг/см2 | 0,88 |
Преодолеваемая стенка, м | 0,6 |
Ширина преодолеваемого рва, м | 2,25 |
Преодолеваемый брод, м | 1,0 |
dic.academic.ru
Баллада о танке М3 «Ли/Грант». История создания (часть первая) » Военное обозрение
США вступили в Первую мировую войну лишь в самом ее конце, что дало им множество различных выгод. Но американские военные считали, что война продолжится до 1919 года, а отсюда следовал логичный вывод, что для победы им будут нужны танки: как тяжелые танки прорыва, так и совсем легкие – «кавалерийские». Первому требованию соответствовали британские машины Мк, а вот вторым – легкие французские танки FT-17. На их-то основе американские инженеры (вместе с английскими) и разработали, а затем и выпустили танк Mk VIII – по сути дела, венец тяжелого танкостроения периода Первой мировой войны, а затем и совсем легкий и миниатюрный двухместный танк «Ford М 1918», известный в России как «Форд-З-х тонный». И тот, и другой конструкторы создавали, учитывая, как собственный боевой опыт, так и опыт англичан и французов. Зная возможности своей промышленности, американцы не церемонились: заказали сразу 1500 танков Mk VIII, названных «Liberti» (Свобода) или «Internatiоnаl» (Международный), поскольку танк этот создавался сразу на двух континентах, и целую армаду из 15 000 танков «Ford М 1918». Но ко времени подписания перемирия успели сделать лишь один танк Mk VIII и всего 15 машин «Ford М 1918». После этого их производство прекратилось, и почему — понятно.Танк М3 работы ныне покойного Вячеслава Веревочкина. Жил такой у нас в России человек, дома, своими руками создавал танки «на ходу» и с качеством, которое вы видите на этом фото. Но… люди на планете Земля, к сожалению, умирают. Хотя с другой стороны остается то, что создано их руками.
Генерал Роккенбак предпринял попытку реорганизовать танковые части армии США таким образом, чтобы они стали самостоятельным родом войск. Его предложения были поддержаны такими боевыми командирами, как Джордж Паттон, Серено Бретт и Дуайт Эйзенхауэр. Но… майоры они и есть майоры. Слушать их тогда никто не стал. Более того, в 1920 году Конгрессом США был принят важный документ – Акт о национальной обороне, по которому создавать танковые части в качестве отдельного рода войск было запрещено. Ну, а те танковые части, что уже имелись, передавались в пехоту.
Тем не менее, новые машины разрабатывались, строились и испытывались. Например, в 1930 году появился опытный танк Т2. При весе в 15 т., что соответствовало выданному военными заданию, на него поставили мощный авиационный мотор «Liberti» в 312 л.с. Вооружался этот танк следующим образом: 47-мм пушка и крупнокалиберный пулемет в корпусе, а в башне была установлена 37-мм пушка и еще один спаренный с ней пулемет винтовочного калибра. Особенностью танка был мотор спереди и «дверь» в корпусе сзади, как и у англичан на танке «Vickers Medium Mk I», так что забираться в этот танк было очень удобно.
Танк Т2.
Действительно, внешне он был очень похож именно на английский средний 12-тонный танк «Vickers Medium Mk I», да собственно его и выбрали на роль перспективного прототипа будущего среднего танка США. Построенные танки отправились в смешанную механизированную часть в форт Эустис в Вирджинии. Это экспериментальное подразделение состояло из военных автомобилей, конницы и артиллерии на механической тяге. Затем была создана еще одна танковая часть в форте Нокс в штате Кентукки. Но реальных результатов все эти эксперименты не дали.
Весь ранний американский танковый парк.
Тогда в США работал талантливый конструктор броневых машин Джон Уолтер Кристи, «эксцентрик» — как его прозвали американские военные, человек при всех своих талантах, а может быть, как раз и благодаря им, весьма неуживчивый и крайне увлекающийся. Он предложил Департаменту вооружений ряд образцов своих колесно-гусеничных танков и самоходных пушек. Армейские офицеры, отличающиеся своей традиционной недоверчивостью, приобрели у него только пять танков для участия в войсковых испытаниях, но после них его машины отвергли. Хотя конструкции Кристи в других странах нашли свою вторую жизнь! Его идеями воспользовались в Англии, СССР и Польше. Как известно, именно в СССР произвели около 10 тысяч колесно-гусеничных танков разных модификаций, начиная с БТ-2 и заканчивая дизельным БТ-7М, в основу которых была положена конструкция танков Кристи. Ведь даже на легендарных Т-34 стояла его подвеска. И она же использовалась на всех британских крейсерских танках, включая «Ковенантер», «Крусейдер», «Сентор», «Кромвель» и «Комету».
«Ford М. 1918». Вид спереди.
Вот так, в долгих поисках, 30-е годы и прошли. Было построено целое семейство средних танков ТЗ, Т4, Т5 и также их модификации, но в серию ни одна из этих машин так и не пошла.
Проекции «Ford М. 1918».
Вот эта фотография дает наглядный пример того, как тесно было в этом танке.
Но вот наступило 1 сентября 1939 года и танковые клинья Вермахта за какие-то 18 суток насквозь прошли Польшу и встретились с такими же танковыми клиньями РККА, вошедшей в Западную Украину и Белоруссию, с другой стороны. Да и дальнейшая война в Европе, которая закончилась стремительным разгромом французской армии и катастрофой под Дюнкерком, наглядно показала США, что война стоит на пороге, и что отсидеться за океаном не удастся. Значит, и воевать придется всерьез. А как можно воевать, не имея современных танков?
«Ford М. 1918» в музее генерала Паттона.
Ведущее колесо.
И тут разом все американские военные и сенаторы прозрели и увидели, что их страна очень сильно отстает в развитии своих танковых войск. Собственно, их просто нет. Вот даже как! И потому реакция на это последовала весьма быстро. Уже в июле 1940 года генерал Джордж Маршалл и генерал Стафф отдали приказ генералу Эдну Р. Чаффи все бронетанковые подразделения вывести из состава пехотных и кавалерийских соединений и в кратчайший срок сформировать сразу две танковые дивизии совместно с батальонами поддержки. 30 июня 1940 года принимается Национальная программа по развитию армии, а уже 10 июля генералом Чаффи было начато формирование новых бронетанковых частей. Все выпущенные танки поступали ему и никому больше. Для вооружения новых дивизий планировалось выпустить сразу 1000 танков, при этом выпуск должен был составлять по 10 машин за сутки.
Танк Кристи модели 1921 года на испытаниях.
Был срочно принят средний танк М2А1 образца 1939 года, представлявший собой усовершенствованный вариант танка М2. Машина была спроектирована Рок-Айлендским арсеналом и представляла собой дальнейшее развитие все того же опытного танка Т5. При весе в 17,2 т М2 имел броневую защиту толщиной в один дюйм (25,4 мм), вооружался 37-мм орудием М6 и семь (и еще один запасной) 7,62-мм пулеметами «Browning» М1919 А4, расположенными по всему периметру корпуса, а также в башне. Двигатель «Wright Continental R-975» имел девять цилиндров и мощность в 350 л.с., что давало танку скорость в 26 миль/час (или 42 км/час). М2А1 получил броню толщиной 32 мм – по сути, как у германских танков, башню большего размера и двигатель в 400 л.с. Вес увеличился, но скорость осталась прежней. Тем не менее, все эти ухищрения ни к каким особо положительным результатам не привели: танки оставались старомодными, имели высокие прямые борта и были не слишком-то хорошо вооружены для машин своего класса, поскольку для армии уже производились легкие танки М2 с точно такой же 37-мм пушкой и достаточно мощным пулеметным вооружением.
Средний танк М2. Интересно, что танк имел экипаж из 7 человек: водителя, командира-наводчика, заряжающего и 4 пулеметчиков. Более того, на танке крепилось две треноги для пулеметов — снять, установить и вести огонь с земли и имелось два люка на крыше спонсона и два шкворня для пулеметов и зенитной стрельбы! Танк имел семь пулеметов! Рекордное количество для однобашенного танка. Прямо по курсу огонь могли вести одновременно пять!
В июне 1940 года генерал-лейтенант Вильям Надсен, создавший компанию «General Motors Corporation” и К.Т. Келлер – президент корпорации «Chrysler», по совместительству руководивший национальной программой по обороне, договорились, что М2А1 на своих предприятиях они выпускать не будут, так как это требует полной перестройки всего производства. Они решили, что куда больше заработают на производстве автомобилей для армии. Заказ же на танки они решили передать двум концернам: «American Locomotive company» и «Baldvin». Но тут совершенно неожиданно Конгресс выделил под их производство 21 млн. долларов, включая финансирование и строительство нового танкового завода. Тогда К.Т. Келлер поспешил заверить генерала Вессона, начальника артиллерии армии США, что его корпорация готова выпускать любые танки. Договорились, что за 18 месяцев будет произведен 1741 танк. Таким образом, «Chrysler» получил всего 4,5 месяца на то, чтобы перестроить свое производство и на представление проекта строительства независимого от прочих поставщиков арсенала.
Дальше дело обстояло так: в Рок-Айленде построили две опытных машины М2А1 (отличавшихся от базовой модели наклонной броней башни), и генерал Вессон позволил инженерам фирмы «Chrysler” изучать их, что и было сделано. И не просто сделано: инженеры сделали все, что требовалось, чтобы эти танки их фирма могла выпускать! Уже 17 июля 1940 года М2А1 производства концерна «Chrysler” оценили в 33,5 тыс. долларов. Эту цену артиллерийский комитет принял в качестве «плавающей». Затем за месяц контракт был тщательно проработан и уже 15 августа подписан. 1000 танков М2А1 фирма должна была передать армии США к началу августа 1940 года, а их производство должно было начаться не позднее сентября следующего 1941 года. Этот срок обозначил сам концерн «Chrysler», посчитав один месяц вполне достаточным сроком, чтобы подготовиться к выпуску новой продукции.
Сначала «Chrysler» сделал два деревянных макета М2А1 по чертежам, которые были получены из Рок-Айленда. Но уже 28 августа 1940 года старый заказ на 1000 танков М2А1 армия аннулировала, несмотря на то, что 18 штук все-таки сделать успели. Часть этих танков отправили… в Западную Сахару. Найти информацию об их участии в боевых действиях не удалось. Известно, что в 1941 году один из танков получил вместо орудия огнемет, а бак с горючей смесью установили на него в корме. Машине присвоили индекс М2Е2, но она опытным образцом так и осталась.
Абердинский полигон. Танк М2 средний.
В это время закончилась дискуссия о возможности вооружения танка М2А1 75-мм пушкой (что, кстати, было предусмотрено еще в проекте танка Т5Е2), и по ее результатам как раз и был создан совершенно новый и «внеплановый» танк. Проектный отдел Абердинского полигона подготовил всю необходимую проектную документацию всего лишь за три месяца. Танку дали обозначение М3 и имя собственное – «General Lee», в честь генерала Роберта Эдуарда Ли (1807-1870 гг.), который во время Гражданской войны Севера и Юга 1861-1865 гг. в США был главнокомандующим армии южан.
Абердинский полигон. Танк М3 «General Lee».
Создатели танка М3 поставили 75-мм орудие в бортовой спонсон в правой части корпуса, как на французском танке «Шнейдер» Первой мировой войны. Это было самое простое решение, поскольку установка была наподобие корабельных орудий, станки к которым были хорошо отработаны. Кроме того, 76-мм орудие, установленное в танке, отличалось большой мощностью, и конструкторы не были уверены, будет ли оно хорошо работать в башне. В этом проявилась определенная доля неуверенности американских конструкторов и в своих силах, но вдобавок еще и нежелание отказаться от привычных взглядов на танки, как на подвижные доты, которые должны были вести огонь, стоя неподвижно. Наверху установили литую вращающуюся башню, сдвинув ее влево, а в ней установили 37-мм орудие, спарив его с пулеметом. Маленькая башенка сверху также получила пулемет, который командир танка мог использовать как для самообороны от пехоты, так и для стрельбы по самолетам.
(Продолжение следует…)
topwar.ru