Содержание

МДК Зубр — обзор, фото, видео — журнал За рулем

К сожалению, журнал не резиновый. И порой нам хочется рассказать намного больше, чем позволяет редакционный план. Мы подготовили ряд публикаций, более подробно повествующих о пробеге с участием представителей Балтийского морского флота. Сегодня наш рассказ — о малом десантном корабле на воздушной подушке Зубр. Так что вооружайтесь попкорном!

«Попасть в Калининград через Прибалтику, загнать автомобили в грузовой отсек десантного корабля и вплавь добраться до военного испытательного полигона» — очередное редакционное задание само по себе казалось весьма интересным! А стоило поискать в интернете фотографии Зубра, как желание собрать чемодан и отчалить навстречу приключениям заиграло с особенной силой. Одним своим видом Зубр привлечет внимание любого, даже бесконечно далекого от техники человека. Ну а наши сердца — сердца убежденных автомобилистов и технарей — этот десантный корабль не то что растопил, раскалил до белого каления. Едем!

Маршевые винты, при помощи которых Зубр движется и управляется, великолепны даже в статике. Корабль поразительно красив! Помните тройные центральные дефлекторы обдува в салонах Ferrari 550 Maranello или нынешнего Mercedes-Benz A-класса? На мой взгляд, с дизайнерской точки зрения между дефлекторами и этими винтами немало общего. Да и с фактической — тоже. И те, и другие направляют воздух.

Стоять на верхней палубе при работающих маршевых винтах строго запрещается: элементарно сдует!

Стоять на верхней палубе при работающих маршевых винтах строго запрещается: элементарно сдует!

Зубр разработан в СССР силами ленинградского ЦМКБ «Алмаз», имеющего гигантский опыт постройки подобной техники. Корабли на воздушной подушке КБ «Алмаз» проектирует и выпускает с 1955 года, а предшественниками Зубра были десантные корабли проектов «Скат», «Омар», «Кальмар» и «Джейран». Все они очень похожи на своего преемника, но имеют только по два маршевых винта.

Строительство первых Зубров началось в 1983 году на Приморском судостроительном заводе и судостроительном заводе «Море», расположенном в Крыму на восточном побережье Феодосийского залива. Постройка дебютного корабля с индексом МДК-95 завершилась в 1986-м, и после доводочных испытаний, продолжавшихся на протяжении двух лет, корабль вошел в боевой состав ВМФ.

Всего было заложено 17 подобных кораблей, но два так и остались недостроенными. Из пятнадцати Зубров сегодня пять утилизированы, четыре — в строю ВМС Греции, четыре трудятся в ВМС КНР, а еще два — на балансе у Балтийского морского флота. Вот они — стоят у пирса в военной гавани города Балтийска. МДК-50 «Евгений Кочешков» и МДК-94 «Мордовия». На «Мордовию» мы и грузим наши машины.

МДК-94 «Мордовия» и МДК-50 «Евгений Кочешков» в военной гавани Балтийска.

МДК-94 «Мордовия» и МДК-50 «Евгений Кочешков» в военной гавани Балтийска.

Внутри «Зубр» — это маленький мир. С собственной кухней, компактными, но уютными кубриками и кают-компанией для четырех человек командного состава. Все эти помещения расположены на уровне средней палубы, куда мы без проблем загоняем автомобили по откидной сплошной аппарели. На капитанский мостик со средней палубы ведет крутой, практически вертикальный трап. Оставляем машины внизу, крепко притянув их к палубе тросами и осторожно — перекладина за перекладиной — поднимаемся наверх.

Капитан-лейтенант «Мордовии» Александр Павловский.

Капитан-лейтенант «Мордовии» Александр Павловский.

Капитанская рубка впечатляет. Просторная, светлая — из нее открывается потрясающий вид. Перед креслом командира — штурвал и огромный пульт: навигационные средства Зубра включают две радиолокационные станции, гиро- и магнитный компасы, визиры дневного и ночного видения, радиопеленгатор и дрейфолаг. Зубр был и остается уникальным кораблем, удостоенным бронзовой медали на 44-м салоне изобретений и инноваций Brussels Eureka-95. Даже сегодня он — кр

www.zr.ru

Малые десантные катера (МДК) на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр»

Военно-морской флот СССР с конца 1960-х годов перевооружали десантными катерами на воздушной подушке нескольких проектов. Самыми крупными из них стали малые десантные корабли проекта 1232 «Джейран», способные перевозить два средних танка.

B 1970-1985 годах флот получил два десятка «Джейранов». Но военным морякам требовался еще более вместительный корабль. Заказ на его проектирование Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» получило в 1978 году. Предусматривалось, что новый малый десантный корабль сможет перевозить не два, а три танка. Следовало обеспечить увеличение скорости и дальности хода, установить более мощное вооружение и современное радиоэлектронное оборудование.

ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ

Корпус малого десантного корабля проекта 12322 «Зубр» выполнен из высокопрочного алюминиево-магниевого сплава. Основу его конструкции, обеспечивающую прочность и непотопляемость судна, составляет прямоугольный понтон. На нем смонтирована надстройка, разделенная продольными переборками на три отсека. Центральную ее часть занимает танковый трюм, а в бортовых отсеках расположено все оборудование корабля — главные и вспомогательные энергетические установки, системы жизнеобеспечения и пр. Здесь же находятся жилые помещения экипажа и кубрики десанта. По периметру понтон окружен гибким ограждением, предназначенным для создания воздушной подушки.

Силовая установка «Зубра» спроектирована в Николаевском научно-производственном комплексе «Заря-Машпроект». Она состоит из пяти газотурбинных двигателей М35 мощностью по 10 000 л. с. Они приводят в действие три воздушных винта и четыре нагнетательных агрегата НО-10, создающих воздушную
подушку.

Вооружение корабля предназначено не только для самообороны, но и для оказания огневой поддержки десанту. Решение первой задачи обеспечивают две 30-мм шестиствольные артустановки АК-630, а также восемь комплектов переносных ЗРК. Для поддержки десанта служат два комплекса А-22 «Огонь». Такой комплекс представляет собой двухзарядную пусковую установку для 140-мм неуправляемых ракете механизмом перезаряжания и магазином на 66 снарядов.

ПОСТРОЙКА И СЛУЖБА

В 1983 году на Приморском судостроительном заводе в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) началось строительство первых четырех кораблей проекта 12322. Головной МДК-51 был готов в 1986 году, а затем в течение двух лет проходил интенсивные испытания. По их итогам в конструкцию серийных «Зубров» были внесены некоторые изменения. Остальные три корабля первой партии (МДК-122, МДК-50 и МДК-94) вошли встрой в 1990-1991 годах. Одновременно постройку МДК проекта 12322 освоили в Феодосии на судостроительном заводе «Море». В 1988-1991 годах это предприятие сдало три корабля -МДК-57, МДК-123 и МДК-93.

Распад СССР привел к прекращению строительства «Зубров» на Приморском заводе. Недостроенные МДК-119 и МДК-120 разобрали на металлолом. Вскоре за ними последовали и находившиеся в составе Балтийского флота МДК-51 и МДК-122. В настоящее время в Военно-морском флоте России служат лишь два корабля проекта 12322 — «Евгений Кочешков» и «Мордовия» (до 2001 года — соответственно, МДК-50 и МДК-94).

В Феодосии продолжили строительство «Зубров» для Военно-морских сил Украины. В 1993 году вошел в строй МДК «Донецьк» (получивший бортовой номер U420), а в 1995-м ВМС Украины пополнили еще три однотипных корабля, переданных при разделе Черноморского флота, — U422 «Краматорськ» (бывший МДК-57), U423 «Артемивськ» (МДК-93) и U424 «Горливка» (МДК-123).

Еще один корабль, предназначавшийся для ВМС Украины, — U421 «Иван Богун» — несколько лет оставался на заводе «Море» в недостроенном состоянии. К настоящему времени он, а также «Горливка» проданы за рубеж, а «Донецьк», «Краматорськ» и «Артемивськ» — списаны.

ЭКСПОРТ

В конце 1990-х годов интерес к малым десантным кораблям типа «Зубр» проявила Греция — ВМС этой страны традиционно большое внимание уделяют развитию амфибийных сил. Греки приобрели четыре корабля — два на Украине (бывшие «Горливка» и «Иван Богун») и два в России (корабли новой постройки, изготовленные на Приморском судостроительном заводе). Они вошли в строй в 2000-2004 годах, получив названия в честь островов — «Кефалония», «Итака», «Корфу» и «Закинтос» (бортовые номера от L180 до L183). В 2009 году Украина подписала контракт с Китаем, предусматривавший поставку двух МДК по несколько измененному проекту 958 «Бизон» и строительство еще двух таких кораблей в Китае. В 2013-2014 годах заказчик получил два корабля, построенных в Феодосии, а еще два строятся в Китае.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ

  • Полное водоизмещение, т: 555
  • Размеры, м:
    — длина: 57,3
    — ширина: 25,6
    — высота: 21,9
  • Технические характеристики:
    — скорость, узлов: 60
    — дальность, миль: 300
  • ГЭУ: газовые турбины М35 (5 x 10 000 л. с.)
  • Экипаж, чел.: 31
  • Вооружение: 2×6 30-мм АУ, 2 х 2 140-мм ПУНУР
  • Вместимость: 3 танка, или 10 БТР, или 8 БМП; 140 чел. десанта
Оставить эмоцию

Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь