МДК Зубр — обзор, фото, видео — журнал За рулем
К сожалению, журнал не резиновый. И порой нам хочется рассказать намного больше, чем позволяет редакционный план. Мы подготовили ряд публикаций, более подробно повествующих о пробеге с участием представителей Балтийского морского флота. Сегодня наш рассказ — о малом десантном корабле на воздушной подушке Зубр. Так что вооружайтесь попкорном!
«Попасть в Калининград через Прибалтику, загнать автомобили в грузовой отсек десантного корабля и вплавь добраться до военного испытательного полигона» — очередное редакционное задание само по себе казалось весьма интересным! А стоило поискать в интернете фотографии Зубра, как желание собрать чемодан и отчалить навстречу приключениям заиграло с особенной силой. Одним своим видом Зубр привлечет внимание любого, даже бесконечно далекого от техники человека. Ну а наши сердца — сердца убежденных автомобилистов и технарей — этот десантный корабль не то что растопил, раскалил до белого каления. Едем!
Маршевые винты, при помощи которых Зубр движется и управляется, великолепны даже в статике. Корабль поразительно красив! Помните тройные центральные дефлекторы обдува в салонах Ferrari 550 Maranello или нынешнего Mercedes-Benz A-класса? На мой взгляд, с дизайнерской точки зрения между дефлекторами и этими винтами немало общего. Да и с фактической — тоже. И те, и другие направляют воздух.
Стоять на верхней палубе при работающих маршевых винтах строго запрещается: элементарно сдует!Стоять на верхней палубе при работающих маршевых винтах строго запрещается: элементарно сдует!
Зубр разработан в СССР силами ленинградского ЦМКБ «Алмаз», имеющего гигантский опыт постройки подобной техники. Корабли на воздушной подушке КБ «Алмаз» проектирует и выпускает с 1955 года, а предшественниками Зубра были десантные корабли проектов «Скат», «Омар», «Кальмар» и «Джейран». Все они очень похожи на своего преемника, но имеют только по два маршевых винта.
Строительство первых Зубров началось в 1983 году на Приморском судостроительном заводе и судостроительном заводе «Море», расположенном в Крыму на восточном побережье Феодосийского залива. Постройка дебютного корабля с индексом МДК-95 завершилась в 1986-м, и после доводочных испытаний, продолжавшихся на протяжении двух лет, корабль вошел в боевой состав ВМФ.
Всего было заложено 17 подобных кораблей, но два так и остались недостроенными. Из пятнадцати Зубров сегодня пять утилизированы, четыре — в строю ВМС Греции, четыре трудятся в ВМС КНР, а еще два — на балансе у Балтийского морского флота. Вот они — стоят у пирса в военной гавани города Балтийска. МДК-50 «Евгений Кочешков» и МДК-94 «Мордовия». На «Мордовию» мы и грузим наши машины.
МДК-94 «Мордовия» и МДК-50 «Евгений Кочешков» в военной гавани Балтийска.МДК-94 «Мордовия» и МДК-50 «Евгений Кочешков» в военной гавани Балтийска.
Внутри «Зубр» — это маленький мир. С собственной кухней, компактными, но уютными кубриками и кают-компанией для четырех человек командного состава. Все эти помещения расположены на уровне средней палубы, куда мы без проблем загоняем автомобили по откидной сплошной аппарели. На капитанский мостик со средней палубы ведет крутой, практически вертикальный трап. Оставляем машины внизу, крепко притянув их к палубе тросами и осторожно — перекладина за перекладиной — поднимаемся наверх.
Капитан-лейтенант «Мордовии» Александр Павловский.Капитан-лейтенант «Мордовии» Александр Павловский.
Капитанская рубка впечатляет. Просторная, светлая — из нее открывается потрясающий вид. Перед креслом командира — штурвал и огромный пульт: навигационные средства Зубра включают две радиолокационные станции, гиро- и магнитный компасы, визиры дневного и ночного видения, радиопеленгатор и дрейфолаг. Зубр был и остается уникальным кораблем, удостоенным бронзовой медали на 44-м салоне изобретений и инноваций Brussels Eureka-95. Даже сегодня он — кр
www.zr.ru
Малые десантные катера (МДК) на воздушной подушке проекта 12322 «Зубр»
Военно-морской флот СССР с конца 1960-х годов перевооружали десантными катерами на воздушной подушке нескольких проектов. Самыми крупными из них стали малые десантные корабли проекта 1232 «Джейран», способные перевозить два средних танка.
B 1970-1985 годах флот получил два десятка «Джейранов». Но военным морякам требовался еще более вместительный корабль. Заказ на его проектирование Центральное морское конструкторское бюро «Алмаз» получило в 1978 году. Предусматривалось, что новый малый десантный корабль сможет перевозить не два, а три танка. Следовало обеспечить увеличение скорости и дальности хода, установить более мощное вооружение и современное радиоэлектронное оборудование.
ОСОБЕННОСТИ КОНСТРУКЦИИ
Корпус малого десантного корабля проекта 12322 «Зубр» выполнен из высокопрочного алюминиево-магниевого сплава. Основу его конструкции, обеспечивающую прочность и непотопляемость судна, составляет прямоугольный понтон. На нем смонтирована надстройка, разделенная продольными переборками на три отсека. Центральную ее часть занимает танковый трюм, а в бортовых отсеках расположено все оборудование корабля — главные и вспомогательные энергетические установки, системы жизнеобеспечения и пр. Здесь же находятся жилые помещения экипажа и кубрики десанта. По периметру понтон окружен гибким ограждением, предназначенным для создания воздушной подушки.
Силовая установка «Зубра» спроектирована в Николаевском научно-производственном комплексе «Заря-Машпроект». Она состоит из пяти газотурбинных двигателей М35 мощностью по 10 000 л. с. Они приводят в действие три воздушных винта и четыре нагнетательных агрегата НО-10, создающих воздушную
подушку.
Вооружение корабля предназначено не только для самообороны, но и для оказания огневой поддержки десанту. Решение первой задачи обеспечивают две 30-мм шестиствольные артустановки АК-630, а также восемь комплектов переносных ЗРК. Для поддержки десанта служат два комплекса А-22 «Огонь». Такой комплекс представляет собой двухзарядную пусковую установку для 140-мм неуправляемых ракете механизмом перезаряжания и магазином на 66 снарядов.
ПОСТРОЙКА И СЛУЖБА
В 1983 году на Приморском судостроительном заводе в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург) началось строительство первых четырех кораблей проекта 12322. Головной МДК-51 был готов в 1986 году, а затем в течение двух лет проходил интенсивные испытания. По их итогам в конструкцию серийных «Зубров» были внесены некоторые изменения. Остальные три корабля первой партии (МДК-122, МДК-50 и МДК-94) вошли встрой в 1990-1991 годах. Одновременно постройку МДК проекта 12322 освоили в Феодосии на судостроительном заводе «Море». В 1988-1991 годах это предприятие сдало три корабля -МДК-57, МДК-123 и МДК-93.
Распад СССР привел к прекращению строительства «Зубров» на Приморском заводе. Недостроенные МДК-119 и МДК-120 разобрали на металлолом. Вскоре за ними последовали и находившиеся в составе Балтийского флота МДК-51 и МДК-122. В настоящее время в Военно-морском флоте России служат лишь два корабля проекта 12322 — «Евгений Кочешков» и «Мордовия» (до 2001 года — соответственно, МДК-50 и МДК-94).
В Феодосии продолжили строительство «Зубров» для Военно-морских сил Украины. В 1993 году вошел в строй МДК «Донецьк» (получивший бортовой номер U420), а в 1995-м ВМС Украины пополнили еще три однотипных корабля, переданных при разделе Черноморского флота, — U422 «Краматорськ» (бывший МДК-57), U423 «Артемивськ» (МДК-93) и U424 «Горливка» (МДК-123).
Еще один корабль, предназначавшийся для ВМС Украины, — U421 «Иван Богун» — несколько лет оставался на заводе «Море» в недостроенном состоянии. К настоящему времени он, а также «Горливка» проданы за рубеж, а «Донецьк», «Краматорськ» и «Артемивськ» — списаны.
ЭКСПОРТ
В конце 1990-х годов интерес к малым десантным кораблям типа «Зубр» проявила Греция — ВМС этой страны традиционно большое внимание уделяют развитию амфибийных сил. Греки приобрели четыре корабля — два на Украине (бывшие «Горливка» и «Иван Богун») и два в России (корабли новой постройки, изготовленные на Приморском судостроительном заводе). Они вошли в строй в 2000-2004 годах, получив названия в честь островов — «Кефалония», «Итака», «Корфу» и «Закинтос» (бортовые номера от L180 до L183). В 2009 году Украина подписала контракт с Китаем, предусматривавший поставку двух МДК по несколько измененному проекту 958 «Бизон» и строительство еще двух таких кораблей в Китае. В 2013-2014 годах заказчик получил два корабля, построенных в Феодосии, а еще два строятся в Китае.
ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ
- Полное водоизмещение, т: 555
- Размеры, м:
— длина: 57,3
— ширина: 25,6
— высота: 21,9 - Технические характеристики:
— скорость, узлов: 60
— дальность, миль: 300 - ГЭУ: газовые турбины М35 (5 x 10 000 л. с.)
- Экипаж, чел.: 31
- Вооружение: 2×6 30-мм АУ, 2 х 2 140-мм ПУНУР
- Вместимость: 3 танка, или 10 БТР, или 8 БМП; 140 чел. десанта
Нравится Тронуло Ха-Ха Ого Печаль Злюсь
7849warfor.me
МДКВП «Евгений Кочешков» проекта 12322 «Зубр»
Малый десантный корабль на воздушной подушке (МДКВП) «Евгений Кочешков» проекта 12322 «Зубр» был построен «Судостроительной фирмой «Алмаз» (ранее «Приморский судостроительный завод») в Санкт-Петербурге, которая специализируется на военном и гражданском судостроении. В составе Балтийского флота находится однотипный МДКВП «Мордовия», который был введен в эксплуатацию 15 октября 1991 года как «МДК-94».
Проект был разработан ОАО ЦМКБ «Алмаз».
Предназначен для приёма с оборудованного или необорудованного берега подразделений морских десантов с боевой техникой, перевозки морем, высадки на побережье противника и огневой поддержки десантируемых войск. Благодаря конструктивным особенностям воздушной подушки, может передвигаться по земле, обходя небольшие препятствия (рвы и траншеи) и минные заграждения, двигаться по болотам и высаживать десант в глубине обороны противника. Для корабля доступно для высадки десантов до 70% общей длины береговой линии морей и океанов мира. Является самым большим кораблем на воздушной подушке.
Был заложен под строительным номером 102 как «МДК-50». Введен в состав Балтийского флота 30 октября 1990 года. 17 августа 2001 года был переименован в «Евгений Кочешков». Имел бортовые номера 615(1990 год), 770(1993 год).
Основные характеристики: Водоизмещение 555 тонн. Длина 57,3 метра, ширина 25,6 метра, высота 21,9 метра. Скорость хода 60 узлов. Дальность плавания 300 морских миль. Автономность 5 суток. Экипаж 27 человек.
Двигатели: 5 ГГТА мощностью 10000 л.с. каждый.
Вооружение:
Артиллерия: две пусковые установки системы А-22 «Огонь» для 140,3-мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов на каждую ПУ) и система управления стрельбой.
Зенитная артиллерия: две 30 мм автоматические установки типа АК-630 (боекомплект — 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02.
Ракетное вооружение: 8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла» или «Stinger».
Корабль способен перевозить: 3 основных танка суммарной массой до 150 тонн; или как вариант 10 бронетранспортёров, суммарной массой до 131 тонн и 140 человек десанта; или 8 боевых машин пехоты, суммарной массой до 115 тонн; или 8 плавающих танков.
Для десанта предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно ещё 366 человек (всего около 500 человек).
Загрузка и высадка десанта производится через откидные ворота расположенные на носу.
В 2013-2014 годах прошёл ремонт, который проходил на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь». На 28 ноября 2013 года специалистами завода проводится ремонт оборудования воздушных винтов, топливных цистерн и днища МДКВП. Также кораблестроителям предстоит установить новое гибкое ограждение, так называемую «юбку» десантного корабля, под которой и создаётся воздушная подушка.
11 марта 2014 года прибыл к месту постоянного базирования — в соединение десантных кораблей Балтийского флота — после окончания ремонта на Прибалтийском судостроительном заводе «Янтарь».
На 31 октября 2014 года в рамках сдачи курсовой задачи, которая предусматривает одиночные действия по предназначению в море, успешно выполнил артиллерийские стрельбы в морских полигонах по надводным и воздушным целям.
По сообщению от 06 мая 2015 года в ходе сдачи курсовой задачи успешно выполнил артиллерийские стрельбы в морских полигонах. По сообщению от 22 мая в рамках планового выхода в море экипаж отработал тактическую задачу по высадке морского десанта на необорудованное побережье. Принял участие в Международном Военно-морском салоне (МВМС-2015), который проходил в Санкт-Петербурге с 01 по 05 июля. 14 августа принял участие в плановом подготовительном тактическом учение группировки разнородных сил Балтийского флота по высадке морского десанта на необорудованное побережье. По сообщению от 20 августа примет участие в военно-спортивной игре «Гонка героев» на полигоне Хмелевка Балтийского флота, которая стартует 22 августа.
Принял участие в работе VIII Международного военно-морского салона (MBMC-2017), который проходил с 28 июня по 02 июля 2017 года в Санкт-Петербурге.
По сообщению от 16 февраля 2018 года экипаж корабля отработал высадку боевой техники.
19 июля 2019 года принял участие в репетиции военно-морского парада и военно-спортивного праздника, посвященных Дню ВМФ России.
Добавить в закладки:
www.korabli.eu
Зубр (десантный корабль) — это… Что такое Зубр (десантный корабль)?
Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» | ||
---|---|---|
МДК-57 в Севастополе во время визита американских кораблей, 4 августа 1989 года. | ||
Основная информация | ||
Тоннаж | 555 тонн | |
Длина | 57,3 м | |
Ширина | 25,6 м | |
Высота | 21,9 м (наибольшая по ВП) | |
Технические данные | ||
Силовая установка | ГГТА, 5×10 000 л. с. | |
Скорость | 60 узлов | |
Автономность плавания | 300 миль, 5 дней | |
Экипаж | 27 человек | |
Вооружение | ||
Артиллерия | две 30 мм автоматические установки типа АК-630 (боекомплект — 3000 снарядов) и система управления стрельбой МР-123-02. | |
Ракетное вооружение | две пусковые установки МС-227 для 140 мм неуправляемых ракетных снарядов (боекомплект — 66 снарядов) и система управления стрельбой | |
Зенитное вооружение | 8 комплектов переносных ЗРК типа «Игла». |
Десантный корабль проекта 12322 «Зубр» — военное судно на воздушной подушке.
История разработки проекта
Был разработан в ФГУП «ЦМКБ „Алмаз“». Корабль предназначен для высадки десанта на необорудованное побережье и его огневой поддержки.
Строительство кораблей
Всего было построено 12 кораблей данного проекта: 10 для ВМФ России и 2 для ВМС Греции. Ещё 2 корабля, строявшиеся для ВМФ России остались недостроенными и были разобраны.
Малый десантный корабль на воздушной подушке проекта 1232.2 12 единиц
- МДК «Краматорск», 1988—1999 ВМСУ
- МДК «Артемьевск», 1989—2005 ВМСУ
- МДК «Донецк», 1993—2008 ВМСУ
- МДК «122» 1989—2005 ВМФ РФ
- МДК «Евгений Кочешков»1991 — н.в. ВМФ РФ
- МДК «Мордовия», 1991 — н.в. ВМФ РФ
- МДК «Итаки», 2000 — н.в. ВМС Греции
- МДК «Керкира», 2003 — н.в. ВМС Греции
- МДК «Кефалония», 1994 — н.в. ВМС Греции
- МДК «119», 1991—2004 ВМФ РФ
- МДК «51», 1989—1997 ВМФ РФ
- МДК «Закинтос», 2000 — н.в. ВМС Греции
Конструкция
Для привода нагнетателей воздушной подушки и воздушных винтов на корабле установлены высокотемпературные газотурбинные двигатели. Образованию воздушной подушки служат 4 нагнетательных агрегата НО-10 с осевым рабочим колесом диаметром 2,5 м. Создание тяги для движения судна осуществляется тремя 4-лопастными реверсивными винтами с принудительным управлением шага. Винты диаметром 5,5 м установлены в кольцевых насадках.
На кораблях проекта 12322 имеются две электростанции, состящие из двух газотурбогенераторов мощностью по 100 кВт каждая и главных распредщитов.
Управление движением корабля и его техническими средствами происходит централизованно, дистанционно и с использованием элементов автоматизации. Оно осуществляется из главного командного пункта, центрального поста управления и выносных пультов.
Корпус малых десантных кораблей выполнен цельносварным из высокопрочного коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Основная силовая несущая часть корпуса корабля, обеспечивающая прочность и непотопляемость судна, представляет из себя понтон прямоугольной формы. Находящаяся на понтоне надстройка разделена двумя продольными переборками на три функциональных отсека. В средней части размещен отсек техники десанта с танковыми дорожками и аппарелями. В бортовых отсеках размещены главные и вспомогательные энергоустановки, помещения личного состава десантируемых групп, жилые помещения, системы обеспечения жизнедеятельности и защиты от ОМП (оружия массового поражения).
Гибкое ограждение воздушной подушки предназначается для удержания воздушной подушки под корпусом корабля и для обеспечения требуемой высоты подъёма судна над опорной поверхностью (клиренс). Ограждение выполнено двухъярусным: с гибким ресивером и навесными элементами — с крестообразным секционированием воздушной подушки продольным и поперечным килями.
Для поддержания комфортных условий на боевых постах, в помещениях десанта и жилых помещениях экипажа предусмотрены системы вентиляции, кондиционирования, отопления, теплозвукоизолирующие покрытия, конструкции из вибродемпфирующего материала, а также созданы нормальные условия отдыха и питания экипажа.
Десантная вместимость
Корабль способен перевозить
Для десанта, предусмотрены 4 помещения на 140 мест. Вместо боевой техники помещение может быть оборудовано для размещения дополнительно еще 366 человек (всего около 500 человек).
См. также
Ссылки
Wikimedia Foundation. 2010.
dic.academic.ru
МДК Зубр — обзор, фото, видео — SpecialAuto.NET
«Попасть в Калининград через Прибалтику, загнать автомобили в грузовой отсек десантного корабля и вплавь добраться до военного испытательного полигона» — очередное редакционное задание само по себе казалось весьма интересным! А стоило поискать в интернете фотографии Зубра, как желание собрать чемодан и отчалить навстречу приключениям заиграло с особенной силой. Одним своим видом Зубр привлечет внимание любого, даже бесконечно далекого от техники человека. Ну а наши сердца — сердца убежденных автомобилистов и технарей — этот десантный корабль не то что растопил, раскалил до белого каления. Едем!
Маршевые винты, при помощи которых Зубр движется и управляется, великолепны даже в статике. Корабль поразительно красив! Помните тройные центральные дефлекторы обдува в салонах Ferrari 550 Maranello или нынешнего Mercedes-Benz A-класса? На мой взгляд, с дизайнерской точки зрения между дефлекторами и этими винтами немало общего. Да и с фактической — тоже. И те, и другие направляют воздух.
Стоять на верхней палубе при работающих маршевых винтах строго запрещается: элементарно сдует!
Зубр разработан в СССР силами ленинградского ЦМКБ «Алмаз», имеющего гигантский опыт постройки подобной техники. Корабли на воздушной подушке КБ «Алмаз» проектирует и выпускает с 1955 года, а предшественниками Зубра были десантные корабли проектов «Скат», «Омар», «Кальмар» и «Джейран». Все они очень похожи на своего преемника, но имеют только по два маршевых винта.
Строительство первых Зубров началось в 1983 году на Приморском судостроительном заводе и судостроительном заводе «Море», расположенном в Крыму на восточном побережье Феодосийского залива. Постройка дебютного корабля с индексом МДК-95 завершилась в 1986-м, и после доводочных испытаний, продолжавшихся на протяжении двух лет, корабль вошел в боевой состав ВМФ.
Всего было заложено 17 подобных кораблей, но два так и остались недостроенными. Из пятнадцати Зубров сегодня пять утилизированы, четыре — в строю ВМС Греции, четыре трудятся в ВМС КНР, а еще два — на балансе у Балтийского морского флота. Вот они — стоят у пирса в военной гавани города Балтийска. МДК-50 «Евгений Кочешков» и МДК-94 «Мордовия». На «Мордовию» мы и грузим наши машины.
МДК-94 «Мордовия» и МДК-50 «Евгений Кочешков» в военной гавани Балтийска.
Внутри «Зубр» — это маленький мир. С собственной кухней, компактными, но уютными кубриками и кают-компанией для четырех человек командного состава. Все эти помещения расположены на уровне средней палубы, куда мы без проблем загоняем автомобили по откидной сплошной аппарели. На капитанский мостик со средней палубы ведет крутой, практически вертикальный трап. Оставляем машины внизу, крепко притянув их к палубе тросами и осторожно — перекладина за перекладиной — поднимаемся наверх.
Капитан-лейтенант «Мордовии» Александр Павловский.
Капитанская рубка впечатляет. Просторная, светлая — из нее открывается потрясающий вид. Перед креслом командира — штурвал и огромный пульт: навигационные средства Зубра включают две радиолокационные станции, гиро- и магнитный компасы, визиры дневного и ночного видения, радиопеленгатор и дрейфолаг. Зубр был и остается уникальным кораблем, удостоенным бронзовой медали на 44-м салоне изобретений и инноваций Brussels Eureka-95. Даже сегодня он — крупнейший в мире десантный корабль на воздушной подушке.
Экипаж в сборе. Готовимся к плаву!
Только вдумайтесь: водоизмещение — 555 тонн. 56 метров длины, 22 — ширины и 150 тонн вместимости! Зубр может взять на борт 3 танка или 8 БМП. А может — десять БТР или 140 десантников и 130 тонн груза. При этом для высадки людей и выгрузки техники «Зубру» доступно около 70% береговых линий нашей планеты. Доставить бойцов к месту боевых действий корабль может со скоростью 60 узлов или 111 км/ч!
На вооружении самого корабля: две шестиствольные артиллерийские установки АК-630 калибром 30 мм; две пусковые установки ракетных снарядов А-22 «Огонь» калибром 140 мм; восемь пусковых установок ПЗРК «Стрела-3». Согласитесь, внушает! Но я очень надеюсь, что кроме как для учений, этот арсенал никогда не пригодится.
Боекомплект автоматической пушки АК-630 — 3000 снарядов. На Зубре таких пушки две.
На средней палубе, где находились машины, гул от пяти газотурбинных двигателей суммарной мощностью 50 000 л.с. невероятный. А палуба под ногами ходит так, словно ты сильно пьян или находишься в эпицентре маленького землетрясения. При этом вибраций — минимум. Поднявшись на капитанский мостик, оказываешься словно в другой реальности. Мало того что здесь совсем не трясет, так еще и достаточно тихо.
Силовые установки мощностью 10 000 л.с. каждая расположены в кормовой части Зубра.
Если найти ориентир на водной глади или на берегу, будешь буквально потрясен тем, с какой скоростью движется корабль. Со слов моряков, за восемь-девять часов на Зубре можно дойти до Санкт-Петербурга. Наш же забег до военного полигона «Хмелёвка» длится не дольше получаса. А теперь сядьте, если стоите: за эти полчаса Зубр израсходовал около 3 тонн солярки. Заявленный расход — 6 тонн в час! И все-таки оно того стоит. Плав (военные моряки называют это именно так) на этом корабле — из числа тех приключений, которые запоминаешь на всю жизнь и рассказываешь внукам.
Спускаемся из рубки на среднюю палубу, заводим машины и выкатываемся по аппарели на песчаный берег военного полигона в Балтийске. Впереди другие испытания — куда более привычные и по-своему очень интересные.
Малый десантный корабль Зубр: самый большой на воздушной подушкеМалый десантный корабль Зубр: самый большой на воздушной подушке
specialauto.net
Контракт с Китаем на постройку МДК «Зубр» будет перезаключен
www.arms-expo.ru