Что означает герб «двуглавый орел» на самом деле?

Официальным гербом Российской империи двуглавый орёл стал в 1857 году, его утвердил император Александр II. Мы решили разобраться, как этот загадочный символ оказался на Русской земле.

Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орёл украсил Большую Государственную печать. Это было серьезное новаторство — до этого официальная геральдика ограничивалась изображениями Креста, Спаса, Богородицы, Георгия Победоносца и других святых. Таким образом, двуглавый орел стал первым на Руси  «нехристианским» и анималистическим символом, который использовался в качестве официального государственного знака.

Двуглавое приданое

Как известно, двуглавый орёл был гербом Византийской империи. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с византийской принцессой Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьёзных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.

Двуглавый же орёл давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при царе Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

«Габсбургская птица»

Интересно, что в 1442 году, примерно за 55 лет до появления на печати Иоанна III, двуглавый орёл появился и на государственных печатях германской Священной Римской Империи. Император Фридрих III Габсбург тоже считал себя полноправным приемником Рима. Однако двуглавую птицу он позаимствовал вовсе не от своего заклятого конкурента, Византии, а от других немецкоговорящих монархов — бургграфов Вюрцбургских и герцогов Баварских. Ряд историков уверены, что двуглавый орел пришёл на Русь именно от Габсбургов, а не от византийцев, поскольку последние никогда не использовали орнитологический символ на государственных печатях.

Татарская валюта

У византийской и габсбургской версий есть свои слабые места. Например, никак не объяснить, почему орёл, в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III и Софьи Палеолог. Что касается «габсбургской птицы», то непонятно, с какой стати Русь должна была перенять символ империи, с которой у неё не было практически никаких политических связей. К тому же Габсбурги были католиками. Другое дело – близкие соседи. Мы имеем в виду Золотую Орду, которая какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III держал в руках «татарскую валюту». В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году не прекратила свое существование. Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.

Иоанн III и Философский камень

Известно, что Иоанн III был неравнодушен к западным специалистам, которых русские эмиссары ангажировали по всей Европе. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строители того времени состояли в цехах, которые, по сути, представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.

Кроме того, двуглавый орел в качестве символа широко использовался и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus, или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

Надо сказать, что в конце XV века использование двуглавого орла было модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…

suharewa.ru

Храм Живоначальной Троицы на Воробьёвых горах

Каково значение двуглавого орла?

Статьи - ОБЩЕСТВО и МИР

Двуглавый орел – один из древнейших и распространенных символов власти. Ему не менее пяти тысяч лет, и он возникает одновременно с первыми на земле государствами. Этот символ получил множество трактовок, но какой смысл ему придавали изначально?

Шумерский бог Нинурта

Издревле орел был солярным символом – образом солнца. Именно поэтому он стал также божественным или царским знаком. Львиноголовый орел Анзуд у шумеров изображался поражающим змею. Орел считался птицей бога грозы Ашшура у ассирийцев, Зевса – у греков и Юпитера – у римлян. В Ветхом Завете орел выступает очень многогранным символом. С орлом сравнивается Сам всесильный и любящий Бог Израиля: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32:8–12). Орел может быть исполнителем Божией воли: «Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего»

(Ис. 46:11). Орел также олицетворяет грозную непреодолимую силу: «И будет Моав посмеянием и ужасом для всех окружающих его, ибо так говорит Господь: вот, как орел, налетит он и распрострет крылья свои над Моавом. Города будут взяты, и крепости завоеваны, и сердце храбрых Моавитян будет в тот день, как сердце женщины, мучимой родами» (Иер. 48:39–41). Но орел также может быть и символом гордыни: «Ибо вот, Я сделаю тебя малым между народами, презренным между людьми. Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь» (Иер. 49:15–16). Не случайно трехглавый орел в неканонической III книге Ездры (гл. 11–12) олицетворяет власть земных царств. Позднее, уже в христианской символике, орел стал олицетворением горнего мира, знаком евангелиста Иоанна Богослова. Орлецы – ковры с изображением двуглавого (в Византии) или одноглавого (в России) орла, парящего над градом, – стали символом епископской власти.

Хеттский двуглавый орел, изображенный на воротах царской столицы Хаттусы (13 в. до Р.Х.).

Двуглавие в древности было символом небесного свода, солнечного рассвета и заката. Двуликий Янус изначально почитался римлянами как бог солнца и небосвода. В «Ригведе» ту же роль играли близнецы-всадники Ашвины, в греческой мифологии – братья Диоскуры: Кастор и Полидевк.

Солярная символика была основной у индоевропейцев. Около 1800 года до Рождества Христова, во времена Авраама, в Малой Азии и Сирии возникло первое индоевропейское государство в мировой истории – Хеттское царство, успешно боровшееся с египетскими фараонами. Хетты упоминаются в Книге Бытия (гл. 23) как радушные соседи Авраама в Ханаане. Придя в Малую Азию с Балкан, хетты позаимствовали здесь изображение двуглавого орла. Он был очень популярен на Ближнем Востоке уже в III тысячелетии до Рождества Христова. Изначально двуглавый орел символизировал шумерского бога войны Нинурту. Хетты увенчали орла царской короной. Царь у хеттов именовался «солнцем», а двуглавый орел становился, таким образом, символом обожествляемой царской власти.

У хеттов орел изображался с зайцами в когтях. Зайцы были символом сумерек, тьмы, зла. Орел, схвативший зайцев, выступал олицетворением победы царя над его врагами, света над тьмой, добра над злом. Идея благородства и справедливости царя была крайне важной в хеттской государственной идеологии. Один из великих хеттских царей Телепинус (XVI в. до Р.Х.) так завещал своим потомкам: «Отныне кто после меня царем станет, то пусть его братья, его сыновья, его свойственники, люди его рода и его воины да будут собираться вместе. И ты, будущий царь, придешь в страну врагов, сильной рукой покоришь. Но так не говори: “Я отпускаю без наказания”, если на самом деле ты ничего не прощаешь, а притесняешь. Не убий никого из рода. Это не ведет к добру».

Орел Священной Римской империи германской нации.

От хеттов двуглавого орла заимствовали мидийцы, персы, арабы, армяне, турки-сельджуки, монголы, а также византийцы. В XII веке в Западной Европе возникают государственные геральдические символы – гербы.

На различных европейских гербах двуглавый орел появляется уже в XIII веке. В это же время он становится гербом Сербии, позднее также Черногории, Албании, использовался он в Черниговском и Тверском княжествах. В начале XV века черный двуглавый орел появляется и на гербе «Священной Римской империи германской нации», в 1806 году его унаследовала Австрийская (с 1867 – Австро-Венгерская) империя, распавшаяся после поражения в Первой мировой войне.

Орел Священной Римской империи германской нации.

В Византии (Ромейской державе) государственного герба как такового не существовало. Однако золотой двуглавый орел на красном поле был личным символом последней византийской династии – Палеологов. Племянница последнего императора Константина XI Зоя привезла его с собой в Москву в 1472 году, но на государственной печати ее мужа Ивана III он появляется лишь с 1497 года. Это, скорее всего, объясняется двумя причинами. С 1489 года были установлены дипломатические отношения России с империей Габсбургов, причем император «Священной Римской империи» признал московского государя равным себе, «братом». Таким образом, Иван Васильевич мог претендовать на использование императорской символики – двуглавого орла. Кроме того, в 1494 году старший брат Зои Андрей, имевший преимущественные права на византийский престол, продал их французскому королю. Второй брат Мануил еще ранее отказался от своих прав в пользу османского султана. Таким образом, законной наследницей оставалась лишь московская государыня Зоя (Софья Фоминична), ее муж, сын Василий III и последующие потомки.

Государственная печать Ивана III 1497 года

Русский двуглавый орел, подобно палеологовскому и габсбургскому, изображался то с раскрытыми лапами, то державшим крест, меч или державу. С XVII века утверждается новый образ – с державой и скипетром. При Петре I цвет орла становится черным. Неизменным еще с хеттских времен было лишь увенчание орла одной, двумя или тремя коронами – главным царским атрибутом. Символика орла сочеталась с идеей Третьего Рима, как она была выражена в 1523–1524 годах старцем псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем. Когда знаменитый старец писал о том, что «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», он говорил не о предмете для гордости, а о величайшей ответственности России: четвертому Риму не бывать не потому, что третий Рим будет стоять вечно, – а мир простоит лишь столько, сколько продержится хранящий православную веру третий Рим. А потому

двуглавый орел – не символ самопревозношения, но знак стремления к исполнению Божией воли.

Можно лишь повторить слова пророка Исаии, которые имеют отношение ко всем нам: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, – он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис. 46:5–13).

Федор Гайда - Кандидат исторических наук, доцент исторического факультета МГУ им.М.В.Ломоносова

Православие.ru

 

 

hram-troicy.prihod.ru

Каково значение двуглавого орла? — Альтернативный взгляд Salik.biz

Двуглавый орел – один из древнейших и распространенных символов власти. Ему не менее пяти тысяч лет, и он возникает одновременно с первыми на земле государствами. Этот символ получил множество трактовок, но какой смысл ему придавали изначально?

Шумерский бог Нинурта

- Salik.biz

Издревле орел был солярным символом – образом солнца. Именно поэтому он стал также божественным или царским знаком. Львиноголовый орел Анзуд у шумеров изображался поражающим змею. Орел считался птицей бога грозы Ашшура у ассирийцев, Зевса – у греков и Юпитера – у римлян. В Ветхом Завете орел выступает очень многогранным символом. С орлом сравнивается Сам всесильный и любящий Бог Израиля: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32: 8–12). Орел может быть исполнителем Божией воли: «Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего» (Ис. 46: 11). Орел также олицетворяет грозную непреодолимую силу: «И будет Моав посмеянием и ужасом для всех окружающих его, ибо так говорит Господь: вот, как орел, налетит он и распрострет крылья свои над Моавом. Города будут взяты, и крепости завоеваны, и сердце храбрых Моавитян будет в тот день, как сердце женщины, мучимой родами» (Иер. 48: 39–41). Но орел также может быть и символом гордыни: «Ибо вот, Я сделаю тебя малым между народами, презренным между людьми. Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь» (Иер. 49: 15–16). Не случайно трехглавый орел в неканонической III книге Ездры (гл. 11–12) олицетворяет власть земных царств. Позднее, уже в христианской символике, орел стал олицетворением горнего мира, знаком евангелиста Иоанна Богослова. Орлецы – ковры с изображением двуглавого (в Византии) или одноглавого (в России) орла, парящего над градом, – стали символом епископской власти.

Хеттский двуглавый орел, изображенный на воротах царской столицы Хаттусы (13 в. до РХ)


Двуглавие в древности было символом небесного свода, солнечного рассвета и заката. Двуликий Янус изначально почитался римлянами как бог солнца и небосвода. В «Ригведе» ту же роль играли близнецы-всадники Ашвины, в греческой мифологии – братья Диоскуры: Кастор и Полидевк.

Солярная символика была основной у индоевропейцев. Около 1800 года до Рождества Христова, во времена Авраама, в Малой Азии и Сирии возникло первое индоевропейское государство в мировой истории – Хеттское царство, успешно боровшееся с египетскими фараонами. Хетты упоминаются в Книге Бытия (гл. 23) как радушные соседи Авраама в Ханаане. Придя в Малую Азию с Балкан, хетты позаимствовали здесь изображение двуглавого орла. Он был очень популярен на Ближнем Востоке уже в III тысячелетии до Рождества Христова. Изначально двуглавый орел символизировал шумерского бога войны Нинурту. Хетты увенчали орла царской короной. Царь у хеттов именовался «солнцем», а двуглавый орел становился, таким образом, символом обожествляемой царской власти. У хеттов орел изображался с зайцами в когтях. Зайцы были символом сумерек, тьмы, зла. Орел, схвативший зайцев, выступал олицетворением победы царя над его врагами, света над тьмой, добра над злом. Идея благородства и справедливости царя была крайне важной в хеттской государственной идеологии. Один из великих хеттских царей Телепинус (XVI в. до Р.Х.) так завещал своим потомкам: «Отныне кто после меня царем станет, то пусть его братья, его сыновья, его свойственники, люди его рода и его воины да будут собираться вместе. И ты, будущий царь, придешь в страну врагов, сильной рукой покоришь. Но так не говори: “Я отпускаю без наказания”, если на самом деле ты ничего не прощаешь, а притесняешь. Не убий никого из рода. Это не ведет к добру».


Орел Священной Римской империи германской нации

От хеттов двуглавого орла заимствовали мидийцы, персы, арабы, армяне, турки-сельджуки, монголы, а также византийцы. В XII веке в Западной Европе возникают государственные геральдические символы – гербы. На различных европейских гербах двуглавый орел появляется уже в XIII веке. В это же время он становится гербом Сербии, позднее также Черногории, Албании, использовался он в Черниговском и Тверском княжествах. В начале XV века черный двуглавый орел появляется и на гербе «Священной Римской империи германской нации», в 1806 году его унаследовала Австрийская (с 1867 – Австро-Венгерская) империя, распавшаяся после поражения в Первой мировой войне.

Рекламное видео:

Орел Священной Римской империи германской нации

В Византии (Ромейской державе) государственного герба как такового не существовало. Однако золотой двуглавый орел на красном поле был личным символом последней византийской династии – Палеологов. Племянница последнего императора Константина XI Зоя привезла его с собой в Москву в 1472 году, но на государственной печати ее мужа Ивана III он появляется лишь с 1497 года. Это, скорее всего, объясняется двумя причинами. С 1489 года были установлены дипломатические отношения России с империей Габсбургов, причем император «Священной Римской империи» признал московского государя равным себе, «братом». Таким образом, Иван Васильевич мог претендовать на использование императорской символики – двуглавого орла. Кроме того, в 1494 году старший брат Зои Андрей, имевший преимущественные права на византийский престол, продал их французскому королю. Второй брат Мануил еще ранее отказался от своих прав в пользу османского султана. Таким образом, законной наследницей оставалась лишь московская государыня Зоя (Софья Фоминична), ее муж, сын Василий III и последующие потомки.

Государственная печать Ивана III 1497 г.

Русский двуглавый орел, подобно палеологовскому и габсбургскому, изображался то с раскрытыми лапами, то державшим крест, меч или державу. С XVII века утверждается новый образ – с державой и скипетром. При Петре I цвет орла становится черным. Неизменным еще с хеттских времен было лишь увенчание орла одной, двумя или тремя коронами – главным царским атрибутом. Символика орла сочеталась с идеей Третьего Рима, как она была выражена в 1523–1524 годах старцем псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем. Когда знаменитый старец писал о том, что «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», он говорил не о предмете для гордости, а о величайшей ответственности России: четвертому Риму не бывать не потому, что третий Рим будет стоять вечно, – а мир простоит лишь столько, сколько продержится хранящий православную веру третий Рим. А потому двуглавый орел – не символ самопревозношения, но знак стремления к исполнению Божией воли.

Можно лишь повторить слова пророка Исаии, которые имеют отношение ко всем нам: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, – он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис. 46: 5–13).

Федор Гайда

salik.biz

Каково значение двуглавого орла? - Церковь Успения Богородицы » НОВОСТИ » Церковь Успения Богородицы

10.07.2013

Двуглавый орел – один из древнейших и распространенных символов власти. Ему не менее пяти тысяч лет, и он возникает одновременно с первыми на земле государствами. Этот символ получил множество трактовок, но какой смысл ему придавали изначально?

Издревле орел был солярным символом – образом солнца. Именно поэтому он стал также божественным или царским знаком. Львиноголовый орел Анзуд у шумеров изображался поражающим змею. Орел считался птицей бога грозы Ашшура у ассирийцев, Зевса – у греков и Юпитера – у римлян. В Ветхом Завете орел выступает очень многогранным символом. С орлом сравнивается Сам всесильный и любящий Бог Израиля: «Когда Всевышний давал уделы народам и расселял сынов человеческих, тогда поставил пределы народов по числу сынов Израилевых; ибо часть Господа народ Его, Иаков наследственный удел Его. Он нашел его в пустыне, в степи печальной и дикой, ограждал его, смотрел за ним, хранил его, как зеницу ока Своего; как орел вызывает гнездо свое, носится над птенцами своими, распростирает крылья свои, берет их и носит их на перьях своих, так Господь один водил его, и не было с Ним чужого бога» (Втор. 32: 8–12).

.

Шумерский бог Нинурта

.

Орел может быть исполнителем Божией воли: «Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего» (Ис. 46: 11). Орел также олицетворяет грозную непреодолимую силу: «И будет Моав посмеянием и ужасом для всех окружающих его, ибо так говорит Господь: вот, как орел, налетит он и распрострет крылья свои над Моавом. Города будут взяты, и крепости завоеваны, и сердце храбрых Моавитян будет в тот день, как сердце женщины, мучимой родами» (Иер. 48: 39–41). Но орел также может быть и символом гордыни: «Ибо вот, Я сделаю тебя малым между народами, презренным между людьми. Грозное положение твое и надменность сердца твоего обольстили тебя, живущего в расселинах скал и занимающего вершины холмов. Но, хотя бы ты, как орел, высоко свил гнездо твое, и оттуда низрину тебя, говорит Господь» (Иер. 49: 15–16). Не случайно трехглавый орел в неканонической III книге Ездры (гл. 11–12) олицетворяет власть земных царств. Позднее, уже в христианской символике, орел стал олицетворением горнего мира, знаком евангелиста Иоанна Богослова. Орлецы – ковры с изображением двуглавого (в Византии) или одноглавого (в России) орла, парящего над градом, – стали символом епископской власти.

.

Хеттский двуглавый орел, изображенный на воротах царской столицы Хаттусы (13 в. до РХ)

Двуглавие в древности было символом небесного свода, солнечного рассвета и заката. Двуликий Янус изначально почитался римлянами как бог солнца и небосвода. В «Ригведе» ту же роль играли близнецы-всадники Ашвины, в греческой мифологии – братья Диоскуры: Кастор и Полидевк.

Солярная символика была основной у индоевропейцев. Около 1800 года до Рождества Христова, во времена Авраама, в Малой Азии и Сирии возникло первое индоевропейское государство в мировой истории – Хеттское царство, успешно боровшееся с египетскими фараонами. Хетты упоминаются в Книге Бытия (гл. 23) как радушные соседи Авраама в Ханаане. Придя в Малую Азию с Балкан, хетты позаимствовали здесь изображение двуглавого орла. Он был очень популярен на Ближнем Востоке уже в III тысячелетии до Рождества Христова. Изначально двуглавый орел символизировал шумерского бога войны Нинурту. Хетты увенчали орла царской короной. Царь у хеттов именовался «солнцем», а двуглавый орел становился, таким образом, символом обожествляемой царской власти. У хеттов орел изображался с зайцами в когтях. Зайцы были символом сумерек, тьмы, зла. Орел, схвативший зайцев, выступал олицетворением победы царя над его врагами, света над тьмой, добра над злом. Идея благородства и справедливости царя была крайне важной в хеттской государственной идеологии. Один из великих хеттских царей Телепинус (XVI в. до Р.Х.) так завещал своим потомкам: «Отныне кто после меня царем станет, то пусть его братья, его сыновья, его свойственники, люди его рода и его воины да будут собираться вместе. И ты, будущий царь, придешь в страну врагов, сильной рукой покоришь. Но так не говори: “Я отпускаю без наказания”, если на самом деле ты ничего не прощаешь, а притесняешь. Не убий никого из рода. Это не ведет к добру»[1].

 

Орел Священной Римской империи германской нации

От хеттов двуглавого орла заимствовали мидийцы, персы, арабы, армяне, турки-сельджуки, монголы, а также византийцы. В XII веке в Западной Европе возникают государственные геральдические символы – гербы. На различных европейских гербах двуглавый орел появляется уже в XIII веке. В это же время он становится гербом Сербии, позднее также Черногории, Албании, использовался он в Черниговском и Тверском княжествах. В начале XV века черный двуглавый орел появляется и на гербе «Священной Римской империи германской нации», в 1806 году его унаследовала Австрийская (с 1867 – Австро-Венгерская) империя, распавшаяся после поражения в Первой мировой войне.

 

Орел Священной Римской империи германской нации

В Византии (Ромейской державе) государственного герба как такового не существовало. Однако золотой двуглавый орел на красном поле был личным символом последней византийской династии – Палеологов. Племянница последнего императора Константина XI Зоя привезла его с собой в Москву в 1472 году, но на государственной печати ее мужа Ивана III он появляется лишь с 1497 года. Это, скорее всего, объясняется двумя причинами. С 1489 года были установлены дипломатические отношения России с империей Габсбургов, причем император «Священной Римской империи» признал московского государя равным себе, «братом». Таким образом, Иван Васильевич мог претендовать на использование императорской символики – двуглавого орла. Кроме того, в 1494 году старший брат Зои Андрей, имевший преимущественные права на византийский престол, продал их французскому королю. Второй брат Мануил еще ранее отказался от своих прав в пользу османского султана. Таким образом, законной наследницей оставалась лишь московская государыня Зоя (Софья Фоминична), ее муж, сын Василий III и последующие потомки.

Государственная печать Ивана III 1497 г.

Русский двуглавый орел, подобно палеологовскому и габсбургскому, изображался то с раскрытыми лапами, то державшим крест, меч или державу. С XVII века утверждается новый образ – с державой и скипетром. При Петре I цвет орла становится черным. Неизменным еще с хеттских времен было лишь увенчание орла одной, двумя или тремя коронами – главным царским атрибутом.

Символика орла сочеталась с идеей Третьего Рима, как она была выражена в 1523–1524 годах старцем псковского Спасо-Елеазарова монастыря Филофеем[2]. Когда знаменитый старец писал о том, что «два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти», он говорил не о предмете для гордости, а о величайшей ответственности России: четвертому Риму не бывать не потому, что третий Рим будет стоять вечно, – а мир простоит лишь столько, сколько продержится хранящий православную веру третий Рим. А потому двуглавый орел – не символ самопревозношения, но знак стремления к исполнению Божией воли.

Можно лишь повторить слова пророка Исаии, которые имеют отношение ко всем нам: «Кому уподобите Меня, и [с кем] сравните, и с кем сличите, чтобы мы были сходны? Высыпают золото из кошелька и весят серебро на весах, и нанимают серебряника, чтобы он сделал из него бога; кланяются ему и повергаются перед ним; поднимают его на плечи, несут его и ставят его на свое место; он стоит, с места своего не двигается; кричат к нему, – он не отвечает, не спасает от беды. Вспомните это и покажите себя мужами; примите это, отступники, к сердцу; вспомните прежде бывшее, от [начала] века, ибо Я Бог, и нет иного Бога, и нет подобного Мне. Я возвещаю от начала, что будет в конце, и от древних времен то, что еще не сделалось, говорю: Мой совет состоится, и все, что Мне угодно, Я сделаю. Я воззвал орла от востока, из дальней страны, исполнителя определения Моего. Я сказал, и приведу это в исполнение; предначертал, и сделаю. Послушайте Меня, жестокие сердцем, далекие от правды: Я приблизил правду Мою, она не далеко, и спасение Мое не замедлит; и дам Сиону спасение, Израилю славу Мою» (Ис. 46: 5–13).

Федор Гайда

Поделитесь с друзьями:

Find more like this: НОВОСТИ

klin-demianovo.ru

ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ НА ГЕРБАХ ГОСУДАРСТВ: СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

ДВУГЛАВЫЙ ОРЕЛ НА ГЕРБАХ ГОСУДАРСТВ: СМЫСЛ И ЗНАЧЕНИЕ СИМВОЛА

Чекменев Сергей

класс 6 Д, МАОУ «Лицей № 4», г. Пермь

Шаяхметова Венера Рюзальевна

научный руководитель, педагог высшей категории, учитель истории, МАОУ «Лицей № 4», г. Пермь

 

Герб и государство — эти два понятия тесно связаны друг с другом. Герб — слово польского и немецкого происхождения, дословно переводится как «наследство». В «Толковом словаре русского языка» С.И. Ожегова и Н.Ю. Шведова слово «герб» определяется как «эмблема государства, города, сословия, рода, изображаемая на флагах, монетах, печатях государственных или других документах».

Возникновение государства почти сразу же обуславливается появлением некоего изображения, которое должно отражать, в первую очередь, суверенитет и могущество этого государства. Двуглавый орел присутствует в государственной и родовой геральдике многих стран и народов, но до сих пор не существует единой и общепризнанной версии его столь широкой распространенности в европейской символике.

Объектом нашего исследования выступает герб как символ верховной власти. Предметом исследования является двуглавый орел как главный элемент герба, несущий определенную смысловую нагрузку. Целью исследования является сравнительный анализ изменений облика двуглавого орла (а значит и смысловой нагрузки) на гербе отдельных государств.

Достижение цели исследования предлагается обеспечить решением следующих задач: выделить этапы становления гербов с двуглавым орлом; сопоставить смыслы и значения изображения двуглавого орла в гербах.

Теоретическую основу исследования составили труды отечественных и зарубежных ученых, так или иначе затрагивающие вопросы, рассматриваемые в конференции. В процессе исследований отдельных вопросов применялись методы: изучение письменных исторических источников, сравнительный анализ визуальных изображений.

Двуглавый орел — очень древний символ, история которого насчитывает более 3000 лет. Он был широко распространен в шумерской культуре. Одно из самых ранних изображений двуглавого орла было обнаружено при раскопках шумерского города Лагаш в Месопотамии. Древним хеттам также хорошо был знаком этот символ, их государство к середине II тысячелетия до н. э. достигло своего расцвета. В ходе археологических раскопок на территории современного турецкого села Богазкей было обнаружено самое древнее (VIII век до н. э.) изображение двуглавого орла, высеченное в скале. Двуглавый орел с распростертыми крыльями держит в лапах двух зайцев, якобы царь бдит, взирая по сторонам, побеждает своих врагов — трусливых зайцев. Считается, что хетты, как и шумеры, использовали данный символ в религиозных целях. Также изображения двуглавого орла были встречены в Мидии, в древнем Египте и на ассирийских памятниках.

В «Словаре международной символики и эмблематики» говорится, что «римские полководцы имели изображение орла на своих жезлах как знак главенства над действующей армией». Позднее орел стал знаком императорской, верховной власти. В Древней Греции бог солнца Гелиос путешествовал по небу на колеснице, запряженной четверкой коней. Сохранились изображения Гелиоса на колеснице, запряженной двуглавыми орлами. В греческой мифологии орел — посланник Юпитера, и в орла превращается Зевс, чтобы похитить Ганимеда.

В арабском мире двуглавый орел стал популярным элементом восточного орнамента. Этот символ появился на штандартах турок-сельджуков, которые украшали им подставки для Корана. Двуглавый орел был распространен и в Персии как символ победы, а также в Золотой Орде на монетах, отчеканенных во времена правления ханов Узбека и Джанибека. Можно встретить утверждения, будто двуглавый орёл являлся золотоордынским государственным гербом. Однако, по нашему мнению, герб всегда ассоциировался с государственной печатью; а к настоящему времени не сохранилось ни одного документа (ярлыка) с печатью улуса Джучи.

Считается, что европейцы впервые узнали изображение двуглавого орла во время крестовых походов. Этот символ можно встретить на штандартах и печатях тамплиеров, отправившихся в Святую землю. С тех пор двуглавый орел стал часто использоваться в европейской геральдике. В Византии и Балканских странах он чаще имел декоративный характер. Двуглавых орлов изображали на тканях, ритуальных сосудах, стенах культовых сооружений, а также на печатях территориальных княжеств и имперских городов

С конца XIV в. золотой двуглавый орёл на красном поле всё чаще фигурировал на различных государственных регалиях Византии. В XV в., при императоре Сигизмунде двуглавый орёл был принят в качестве государственной эмблемы Священной Римской (Германской) империи. Он изображался чёрным в золотом щите с золотыми клювами и когтями, головы орла были окружены нимбами.

Впоследствии двуглавого орла изображали на гербах Австрии, Германского Союза, Российской империи, Королевства Югославии, Сербии и Черногории, на гербе Шаханшаха Ирана Мохаммад-Реза Шаха Пехлеви.

Существует множество мифов и научных гипотез о причинах появления двуглавого орла в России. По одной из гипотез, основной государственный символ Византийской Империи — двуглавый Орел — появился на Руси более 500 лет назад в 1472 г., после брака Великого князя Московского Иоанна III Васильевича, завершившего объединение русских земель вокруг Москвы, и византийской царевны Софьи (Зои) Палеолог — племянницы последнего константинопольского императора Константина XI Палеолога-Драгаса.

В XVIII в. первый русский историк В.Н. Татищев, ссылаясь на «старую историю Соловетского монастыря», писал: «Иоанн Великий (Иоанн III), по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орел пластаной с опушенными крыльями и двумя коронами над головами, который и сын его употреблял». В подтверждение версии Татищева обнаружилась печать, привешенная к жалованной меновой и отводной грамоте великого московского князя Ивана III Васильевича князьям Волоцким Федору и Ивану. На лицевой стороне печати был изображен всадник, пронзающий шею дракона, а на обратной стороне двуглавый орел. Грамота и соответственно печать датировались 1497 годом. Рисунок № 11 Версию Татищева поддержал Н.М. Карамзин, в «Истории государства Российского» написав: «Великий князь начал употреблять сей герб с 1497 года».

На груди Орла со времен Петра I был помещен древнейший герб Москвы. На нем — изображение Всадника Небесного, олицетворяющего образ Святого Великомученика и Победоносца Георгия, поражающего копьем Змия, что символизировало извечную борьбу Света и Тьмы, Добра и Зла. В лапах Орел прочно удерживает скипетр и державу — незыблемые символы власти, державности, единства и целостности государства.

Двуглавый орел — так что же означает этот символ? В середине XIX в. А.Б. Лакиер в книге «Русская геральдика» объяснял смысловую нагрузку символа так: «Око государя было обращено на Восток и на Запад, а распоряжения обеим сторонам исходили из одного источника». Пространственно-географические представления наложились на идею державности, и объяснение Лакиера стало примером приспособления знака к существующей идеологии.

Но могут быть и другие смыслы символа. Что сразу бросается в глаза: орел с глубокой древности известен как царский символ, он царь птиц, он знак верховенства, он знак царей земных и небесных. Орел связан с солнцем: орел — царь птиц, Солнце — царь всех планет; орел летает выше всех, то есть ближе всех к солнцу. Орел с когтями — символ борьбы с несправедливостью и врагами. Орел ассоциируется и с мудростью, храбростью, силой, нравственностью. Орел — посланник богов, связующее звено между людьми и богами. Белый орел символизировал у некоторых народов холодный сезон, черный — жаркий. Орлы — это символы движения солнца, а значит, они помечают точки солнцестояний. Белый орел — зимнее солнцестояние: самая длинная ночь, самый короткий день, природа на пике угасания. Черный орел — символ летнего солнцестояния: природа в пике расцвета, самый длинный день и короткая ночь. Соответственно разные знаки несут разную энергетику. Белый двуглавый орел нацеливает на позитивное, черный, наоборот, содержит негативный импульс. Часть авторов утверждает, что все империи, существовавшие под знаком черного орла (Священная Римская, Австро-Венгерская, Российская) умерли, но нам кажется, что в данном случае дело не в символике цвета, а в других причинах.

Скорее всего, российский двуглавый орел с момента заимствования его из Византии был белым. Таким его можно видеть на царском оружии XVII века. В обозе Софьи Палеолог главным были не вещи, а ее спутники, обладавшие древним знанием; но оно со временем забылось, вот и стал имперский орел черным. Современный российский двуглавый орел — это орел золотой, по сути, произошло обновление древней символики. Золотой цвет мы, граждане России, можем воспринимать как цвет расцвета, могущества, усиления политического влияния России в современном мире.

Нам кажется, существующие ныне гербы разных народов не отражают идеологических, классовых, религиозных, «имперских» устремлений, они строго соответствуют исторической традиции и олицетворяет силу, мощь, независимость, единство и суверенитет государства. Создание герба и его символическое наполнение неразрывно связано с историей ее правителей и с историей становления того или иного государства, как сильного и могущественного государства.

 

Список литературы:

  1. Баешко Л.С. Энциклопедия символов. М.: Эксмо, 2007. — 302 с.
  2. Борисов Н.С. Что я знаю об истории своей страны. М., Просвещение, 2009. — 192 с.
  3. Романовский В.К. Символы Российской государственности. М., Русское слово, 2002. — 96 с.
  4. Символы, святыни и награды Российской державы. М., ОЛМА-ПРЕСС, 2004. — 335 с.

sibac.info

7 версий появления двуглавого орла на Руси

В этом году исполняется 20 лет, как двуглавый орел является гербом новой России.

За эти годы мы основательно привыкли к нему, однако суть этой важной птицы вряд ли стали знать лучше. Предлагаем вам 7 ключевых версий появления двуглавого орла на Руси, которые позволят нам лучше познакомиться с нашим гербом.

Впервые в качестве геральдического символа России (тогда еще Великого Московского княжества) двуглавый орел появился в 1497 году при Иоанне III. Тогда орел украсил Большую Государственную печать.

Тогда это было серьезное новаторство — до этого официальная геральдика ограничивалась изображениями Креста, Спаса, Богородицы, Георгия Победоносца и других святых. Таким образом, двуглавый орел стал первым «нехристианским» плюс анималистическим символом, который использовался в качестве официального государственного знака. ©

1

Византийская версия

Как известно двуглавый орел был гербом православной Византии. Большинство историков объясняют его появление на Руси браком Иоанна III с Софией Палеолог, которая и принесла этот геральдический знак в качестве «приданого». Конечно, Великий Московский князь мог легко отказаться от неорганичной для русского глаза птицы, но набиравшая политические обороты Москва нуждалась в серьезных идеологических смыслах (сегодня это называют брендом) для международного признания. Дело в том, что на Западе были мало осведомлены в нюансах российской политической картины и полагали, что на Востоке расположена бескрайняя Татария, где люди пьют молоко кобылиц и спят на голой земле.

Двуглавый же орел давал московским князьям возможность создать более цивилизованное позиционирование на международной арене, продемонстрировав западному сообществу блестящую «генеалогию» — преемство власти из Рима и Византии. Впоследствии при Василии III это разовьется в серьезную религиозно-политическую концепцию «Москва – Третий Рим».

2

Габсбургская версия

Интересно, что в 1442 году, примерно за 55 лет до появления на печати Иоанна III, двуглавый орел появился и на государственных печатях германской Священной Римской Империи. Император Фридрих III Габсбург тоже считал себя полноправным приемником Рима. Однако двуглавую птицу он позаимствовал вовсе не от своего заклятого конкурента, Византии, а от других немецкоговорящих монархов — бургграфов Вюрцбургских и герцогов Баварских. Ряд историков уверен, что двуглавый орел пришел на Русь именно от Габсбургов, а не от византийцев, поскольку последние никогда не использовали орнитологический символ на государственных печатях.

3

«Татарская» версия

У византийской и габсбургской версий есть свои слабые места. Например, никак не объяснить, почему орёл, в качестве «приданого» появился в государственной печати почти через 20 лет после женитьбы Иоанна III на Софье Палеолог. Что касается «габсбургской птицы», то непонятно с какой стати Русь должна была перенять символ Империи, с которой у нее не было практически никаких политических связей; к тому же Габсбурги были католиками. Другое дело – близкие соседи… Мы имеем в виду Золотую Орду, которая какое-то время чеканила монеты с изображение двуглавого орла. Разумеется, Иоанн III не мог об этом не знать. В пору его царствования Золотая Орда переживала период распада, пока в 1483 году не прекратила свое существование. Возможно, Великий Московский князь хотел разыграть карту преемства некогда могущественного государства, почему и поставил на печать символ, знакомый другим «татарским ханствам», образовавшимся после распада Орды.

4

«Пророческая» версия

Эта версия самая шокирующая. Как известно, Иоанн III, как и полагалось московским государям, получил хорошее православное образование. Разумеется, он читал Святое Писание, в том числе третью книгу пророка Ездры из Ветхого Завета. Там пророк пишет следующее: «Видех, восхождаше от моря орел, емуже бяху главы три». Примечательно, что «средняя глава бысть больши инех глав». Напомним, что российского двуглавого орла венчают именно три короны: на головах — маленькие, а над пустым местом между ними — большая. «И се орел летяше на перии своем, и цесарьствова на земли и на живущих на ней». Далее в видении Ездры орел становится двухголовым: «средняя глава внезапу не явися… Осташася же две главе, яже и те такоже цесарьствоваша на земли и над обитающими на ней». Богословы трактовали этот момент, как пророчество об установлении царства антихриста. Затем появляется Мессия в виде льва и побеждает орла: «И видех, и се, якоже лев разгневан от леса рыкающь, и видех, яко испускаше глас человеческии ко орлу, и рече глаголя: слушай, что я буду говорить тебе и что скажет тебе Всевышний: слыши ты, и возглаголю тебе, и речет вышний тебе: не ты ли оставшийся из числа четырех животных, которых Я поставил царствовать в веке Моем, чтобы через них пришел конец времен тех…его ради не являйся ты, орле, и криле твои грозныя и перийца твоя строптивая, и главы твоя лукавыя, и ногти твои злейшии, и все тело твое суетное, чтобы отдохнула вся земля и освободилась от твоего насилия, и надеялась на суд и милосердие своего Создателя. Яко да прохладится вся земля и обратится свободна от твоея силы, и уповает на суд и милосердие того, иже сотвори ю».

Если все же Иоанн был знаком с Третьей книгой Ездры, то его выбор выглядит очень загадочно.  Интересно, что впервые двуглавого орла за «пределы» государственной печати вывел Иоанн Грозный: это символ венчал одну из башен его зловещего «опричного» двора в Александровской Слободе (подробнее о любви к символике Иоанна IV читайте здесь). Три короны, венчающие этот геральдический символ, впервые использовал Лжедмитрий I. На, а самое широкое распространение двуглавый орел получил уже при Алексее Михайловиче, которого, как известно, поборники Старой Веры называли антихристом.

5

«Фряжская» версия

Как известно, Иоанн III привлекал в Москву большое количество специалистов «фряжского» происхождения. Из истории мы хорошо знаем об итальянских архитекторах Аристотеле Фиораванти, строителя Успенского собора, и Пьетро Антонио Солари, строителя нескольких кремлевских башен. Известно, что все западные строителя того времени состояли в цехах, которые представляли собой тайные закрытые общества. Очень многие сообщества строителей на Западе использовали символику двуглавого орла. Не исключено, что Иоанн «позаимствовал» знак именно у экспатов-архитекторов.

6

«Алхимическая» версия

Двуглавый орел не только в те времена использовался в символике строителей, но и в модной тогда алхимии. У алхимиков он символизировал Философский Камень, а также сам процесс его получения, который называется Magnum Opus или «Великое Делание». Так как при дворе Иоанна III было много иностранцев, то, вероятно, кто-то из них практиковал алхимические опыты. Например, лекари, аптекари, которые, как известно, поголовно в те времена были увлечены получением Философского Камня. От них и мог московский государь перенять «волшебный символ» в качестве личной печати.

7

«Спонтанная» версия

Как мы уже поняли, что двуглавый орел в конце XV века был модным трендом в Старом Свете. Возможно, Иоанн III, «подглядев» орнитологический знак в качестве печати в каком-нибудь иноземном договоре, решил последовать тенденции. Просто потому, что он ему понравился. Это версия, конечно, звучит очень легковесно, но все же…

yarodom.livejournal.com

Мистический смысл двуглавого орла — Ламаград

Статья из журнала "Человек без границ". 2008 год.

Сергей Кутейников. Двуглавый орел

(http://www.manwb.ru/articles/simbolon/simbol_lengua/orel/)

Герб современной России, двуглавый орёл, отличается от своего предшественника, имперского двуглавого орла, разве что цветом: имперский был чёрным, современный — золотой.

Современный герб РоссииГерб Российской империи

Под двуглавым орлом Россия стремительно взлетела, но столь же стремительным было и её падение. Сейчас, когда двуглавый орёл вновь вернулся в качестве государственного символа, наша страна переживает очередной подъём. Но вопрос о связи её исторической судьбы с её государственной символикой (явно недостаточно проработанной) продолжает нас волновать.

Хорошо известны обстоятельства выбора двуглавого орла в качестве герба России. Ещё в XVIII веке первый русский историк В. Н. Татищев, ссылаясь на «старую Гисторию Соловецкого монастыря», писал: «Иоанн Великий, по наследию своей княгини Софии, принцессы греческой, принял за государственный герб орёл пластаной с опушёнными крыльями и двумя коронами над головами, который и сын его употреблял». В подтверждение версии Татищева обнаружилась печать, привешенная к жалованной меновой и отводной грамоте великого московского князя Ивана III Васильевича князьям Волоцким Фёдору и Ивану. На лицевой стороне печати был изображён всадник, пронзающий шею дракона, а на обратной стороне — двуглавый орёл. Грамота и, соответственно, печать датировались 1497 годом. Версию Татищева поддержал Н. М. Карамзин, в «Истории государства Российского», написав: «Великий князь начал употреблять сей герб с 1497 года».

Н. Шустов. Иван III разрывает ханскую грамоту с требованием дани. Литография XIX века. На троне Ивана III мы видим изображение двуглавого орла

Россия, «Третий Рим», мыслила себя преемницей традиций, культуры и устремлений Византии, «Второго Рима», и византийское происхождение герба рассматривалось в этом же контексте. Идея исторической эстафеты, воспринятая русским обществом, проросла в нём настолько глубоко, что и по сей день даже на официальных мероприятиях (например, на праздновании 500-летия герба в 1997 году) отмечается, что Софья Палеолог привезла герб с прочим наследством.

Однако историки давно опровергли эту версию. Двуглавый орёл не был символом Византии, как не был он символом императорской семьи Палеологов. На вещах в обозе принцессы Софьи он был всего лишь декоративным, символическим элементом, не более того.

Современные историки, например Н. А. Соболева, отстаивают другую, более правдоподобную версию появления двуглавого орла на гербе России: Иван III принял этот символ, чтобы показать свою равновеликость с европейскими монархами, в частности с Габсбургами, правившими Священной Римской империей, гербом которой ещё с XV века был двуглавый орёл.

Герб Священной Римской империи. Период Габсбургов. 1605

Известно, что европейцы узнали этот символ во время крестовых походов. С тех пор двуглавый орёл стал часто использоваться в европейской геральдике. В Византии и Балканских странах он чаще имел декоративный характер. Двуглавых орлов изображали на тканях, ритуальных сосудах, стенах культовых сооружений.

Так что же означает этот символ?

В средине XIX столетия А. Б. Лакиер, автор книги «Русская геральдика», объяснял так: «Око государя было обращено на Восток и на Запад, а распоряжения обеим сторонам исходили из одного источника». Нетрудно заметить, что подобные представления навязаны ориентацией географической карты, у которой вверху листа всегда север. Если бы вверху был, например, восток, то головы орла, изображённого на карте, соответственно, смотрели бы на север и юг. Однако что есть, то есть. Пространственные представления наложились на идею державности, вот почему объяснение Лакиера до сих пор популярно. Это пример приспособления знака к существующей идеологии. Но вероятно, — мы не можем исключить такую возможность, — в символ изначально закладываются все возможные варианты смысла.

Самое первое изображение двуглавого орла высечено на скале,
найденной в Передней Азии (Турция),
и относится к памятникам исчезнувшей хеттской цивилизации.
II тысячелетие до н. э.

Самое первое изображение двуглавого орла относится ко II тысячелетию до н. э. Оно высечено на скале, найденной в Передней Азии (Турция), и относится к памятникам исчезнувшей хеттской цивилизации. Двуглавый орёл с распростёртыми крыльями держит в лапах по зайцу. Современная интерпретация такова: царь бдит, взирая по сторонам, побеждает своих врагов, коих изображают зайцы, животные трусливые, но прожорливые.

Орёл с глубокой древности известен как царский символ. Он — царь птиц. Он — знак верховенства. Он — знак царей земных и небесных. Орёл — посланник Юпитера. В орла превращается Зевс, чтобы похитить Ганимеда.

Орёл связан с солнцем: орёл — царь птиц, Солнце — царь всех планет; орёл летает выше всех, то есть ближе всех к солнцу. Можно проследить эту аналогию по мифам Египта. Правда, в Египте никогда не водились орлы (они — птицы гор и степей): в долине Нила обитали их ближайшие родственники — соколы. Египтяне изображали солнечный диск с крыльями сокола. Бога Гора изображали с головой сокола и солнечным диском на ней.

В Древней Греции бог солнца Гелиос путешествует по небу на колеснице, запряжённой четвёркой коней (квадригой). Но вот что интересно: есть редкие, видимо, тайные, не предназначавшиеся для широкой публики изображения Гелиоса на колеснице, запряжённой двуглавыми орлами. Их два, голов четыре. Получается, что квадрига — знак более древнего, тайного символа.

Колесница Гелиоса символизирует движение солнца. А в годовом цикле есть четыре ключевые точки — дни весеннего равноденствия, летнего солнцестояния, осеннего равноденствия, зимнего солнцестояния. Напрашивается аналогия: четыре точки — квадрига. Можно бы продолжить соответствие и вспомнить четыре сезона года, но древние выделяли лишь два сезона: тёплый, когда природа находится в расцвете, и холодный, когда природа спит. Известны символические изображения смены сезонов: хищный зверь убивает мирное животное (оленя, лань и так далее), то есть холодный сезон убивает тёплый. Реже встречаются изображения, на которых мирное животное, как правило, уже готовое разродиться потомством, даёт отпор хищному зверю.

В случае с колесницей Гелиоса орлы — это символ сезонов; орлов два, и они разного цвета, один белый, второй чёрный. Надо полагать, белый символизирует холодный сезон, чёрный — жаркий. Однако орлы — не просто символы сезонов, они, напомню, символы движения солнца, а значит, они помечают точки солнцестояний. Белый орёл — зимнее солнцестояние: самая длинная ночь, самый короткий день, природа на пике угасания. Но вот появилась надежда. Дни будут удлиняться. Холодный сезон на переломе. Чёрный орёл — символ летнего солнцестояния: природа в пике расцвета, самый длинный день и самая короткая ночь. Но вот уже наметилась тенденция к убыванию дня. Зверь холодного сезона уже подкрадывается.

Флаг Сербии

Соответственно, разные знаки несут разную энергетику. Белый двуглавый орёл нацеливает на позитивное, чёрный, наоборот, содержит деструктивный импульс. Интересно, что все империи, существовавшие под знаком чёрного орла (Священная римская, Австро-венгерская, Российская), умерли, развалились. Сейчас чёрный двуглавый орёл остался лишь на гербе Албании. Белого двуглавого орла ныне можно видеть на гербе Сербии.

Скорее всего, российский двуглавый орёл был белым. Таким его можно видеть на царском оружии XVII века. В обозе Софьи Палеолог главными были не вещи, а её спутники, обладавшие древним знанием; но оно со временем забылось, вот и стал имперский орёл чёрным.

Современный российский двуглавый орёл золотой. Интересный геральдический ход — обновление древней символики. Позволю себе повториться: когда рождается символ, в него закладываются все инварианты смыслов, возможность иного цветового решения также была заложена много веков назад. Новый смысл пока ещё сокрыт. Но, убеждён, уже в ближайшем будущем он проявится.

lamagrad.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *