Содержание

Устройство КПП ЗИЛ-130 и схема переключения передач автомобилей данной марки

Каждый автомобилист, когда-либо сталкивавшийся с управлением автомобиля ЗИЛ 130 или 131, с уверенностью скажет, что для этого «железного коня» практически нет никаких преград. Однако, если вы впервые садитесь за руль такого агрегата, то вам наверняка будет интересна схема переключения передач ЗИЛ 130. Тем более, что она является достаточно оригинальной и непривычной для обычного автомобилиста.

Содержание

[ Раскрыть]

[ Скрыть]

Как устроена коробка передач автомобиля ЗИЛ 130?

Автомобили ЗИЛ 130 и 131 оборудуются трехходовой пятиступенчатой механической коробкой переключения передач. КПП этого транспортного средства позволяет водителю двигаться вперед на пяти скоростях и назад — на одной. Чертеж устройства вы сможете найти ниже. Как можно увидеть на схеме, коробка передач ЗИЛ 130 и 131 оборудуется двумя синхронизаторами инерционного действия, которые включают вторую и третью, а также четвертую и пятую.

Ведущий вал вместе с шестеренкой и зубчатым венцом для активации пятой (прямой) скорости установлен в картере на подшипниках. Кроме того, в расточке самого шкива вмонтирован цилиндрический роликовый подшипник, а на него, в свою очередь, опирается вторичный шкив. Промежуточный вал в коробке ЗИЛ 130 и 131 монтирован в нижнем отсеке картера. На этом валу установлена еще одна шестеренка, которая находится в регулярном зацеплении с диском первичного вала (ПВ). Здесь же разработчики моделей 130 и 131 решили установить и колесики второй, третьей и четвертой скоростей.

Схема агрегата в разрезе со всеми обозначениямиОбозначение всех компонентов трансмиссии

Помимо этого, на кардане монтированы прямозубые шестеренки, предназначенные для активации реверсивного (заднего) хода и первой передачи. Также активацию этих режимов обеспечивает прямозубое зубчатое колесо шестеренка и компоненты синхронизаторов, установленные на шлицах вторичного шкива.

Кроме того, на вторичном валу монтированы и дополнительные шестеренки:

  • для включения второй передачи;
  • для активации третьего режима;
  • для включения четвертого.

И эти зубчатые кольца при функционировании находятся в постоянном сцеплении с колесами, установленным на промежуточном диске. Блок реверсивного движения установлен на специальных роликовых подшипниках, которые находятся на оси в картере. Здесь они установлены достаточно надежно. Кардан блока заднего хода также работает в сцеплении с промежуточным шкивом посредством дополнительных колес.

Что касается внутренней части картера, то сюда заливается рабочая жидкость, поэтому эта часть всегда закрывается от попадания мусора и пыли. Здесь же установлен сам механизм для переключения. Следует отметить, что механизм переключения коробки на ЗИЛ 130 и 131 по своему принципу устроен так же, как и на ГАЗ 53.

Схема переключения

Схема переключения на КПП ЗИЛ 130 и 131 представлена ниже. В целом схема оригинальная, но если верить словам ЗИЛоводов, то к ней можно привыкнуть очень быстро.

Как переключается рычаг трансмиссии

Как работает коробка передач автомобиля данной марки?

При активации первой скорости на КПП автомобиля модели 130 и 131 зубчатое колесо начинает перемещаться по канавкам и попадает в зацепление с карданом первого режима КПП на промежуточном валу. В данном случае крутящий момент начинает переходить от первичного шкива посредством шестеренок и других вспомогательных элементов на вторичный диск. Показатель передаточного числа составляет 7.44.

Когда автомобилист включает вторую скорость, муфта, установленная на синхронизаторе, начинает воздействовать на зубчики шестеренки этой передачи. В результате того, что этот компонент уже функционирует с компонентов промежуточного зубчатого колеса, то крутящий момент начинает переходить от первичного элемента на вторичный. При этом момент проходит через все колесики с зубьями, а также кардан синхронизатора. В данном случае показатель передаточного числа составит 4.1.

В том случае, когда водитель активирует третью скорость, диск синхронизатора перестает воздействовать на детали и элементы второй передачи. Муфта будет переходить по шлицам и попадает в сцепление с компонентом третьего режима КПП моделей 130 или 131. А этот элемент, в свою очередь, уже сцеплен с колесом третьей скорости промежуточного кардана. Таким образом, крутящий момент начинает переходить от ПВ посредством вспомогательных элементов и сцепления на вторичный шкив. Показатель передаточного числа составляет 2.29.

 Загрузка ...

При активации четвертого режима, начинает функционировать соответствующий синхронизатор. Муфта этого компонента будет перемещаться и сцепится с шестернями соответствующего режима КПП, который, в свою очередь, уже сцеплена с колесом ПВ. В принципе, процесс перемещения крутящего момента является идентичным описанному выше — момент поступает на вторичный шкив. Здесь показатель передаточного числа будет равен 1.47.

Затем, когда автомобилист решит включить пятый режим, муфта синхронизатору сцепится с соответствующим диском четвертой скорости. Далее, перемещаясь посредством движения зубчиков на ПВ, муфта соединяет оба диска в один и уже он начинает перемещение. В данном случае она осуществляется на кардан модели 130 или 131. Показатель передаточного числа будет равен 1.

В целом процесс активации заднего хода является идентичным тем, которые были описаны выше. Только в этом случае крутящий момент будет передаваться от ПВ на вторичный через все шесть шестеренок, а коэффициент передаточного числа составит 7.09. Как вы видите, принцип работы агрегата в целом не особо сложный и достаточно схож с традиционной механической трансмиссией, разница заключается только в отдельных моментах.

Видео «Принцип работы агрегата»

Подробно принцип работы агрегата и его устройство описано на видео.

avtozam.com

чертеж и схема переключения, ремонт КПП своими руками с фото и видео

Коробка передач ЗИЛ 130 представляет собой агрегат, отличающийся от КПП в других автомобилях. Садясь за руль этой машины, водитель должен знать, как переключаются скорости и какова схема работы агрегата в целом. Об устройстве и ремонте, а также уходе за трансмиссией отечественных грузовиков мы расскажем ниже.

Содержание

Открытьполное содержание

[ Скрыть]

Как устроена КПП ЗИЛ 130?

Сначала разберем устройство коробки передач автомобиля ЗИЛ 130. Эти машины оснащаются пятиступенчатыми трехкодовыми механическими трансмиссиями. Агрегат имеет пять скоростей для передвижения вперед, а также одну передачу для движения задом. В трансмиссии используется два синхронизирующих устройства инерционного типа для включения передач 2 и 3, а также 4 и 5. В картере агрегата на подшипниковых элементах устанавливается первичный вал, называющийся ведущим. Он выполнен в сборе с косозубой шестеренкой и зубчатым венцом для включения передачи 5.

Схема устройства трансмиссии на ЗИЛ

В расточке вала монтируется роликовое подшипниковое устройство цилиндрического типа. На эту деталь передней стороной ставится вторичный шкив. На чертеже показано, как снизу картера монтируется промежуточный вал, где зафиксирована еще одна шестеренка под номером 1. Она расположена в зацеплении с такой же шестеренкой, отмеченной номером 4, только расположенной на ведущем валу. На промежуточном шкиве устанавливаются еще три аналогичных элемента. Они отмечены номерами: 17 для задней, 15 — для передачи 1.

На шлицевых элементах вторичного вала имеется прямозубая шестеренка под номером 11, она предназначена для активации первой и задней скорости. Здесь же располагаются зубчатые каретки синхронизирующих устройств 5 и 9. Косозубые шестеренки, вмонтированные на вторичном валу, используются для активации второй скорости (элемент под номером 10), третьей (деталь под номером 7) и четвертой передачи (шестеренка 6). Они установлены так, что находятся в постоянном зацеплении с такими же элементами промежуточного вала. Снизу картера агрегата жестко зафиксирована ось под номером 13, на этом элементе с помощью роликовых подшипниковых устройств цилиндрического типа монтируется блок с прямозубыми шестеренками задней скорости (номер 12 на схеме).

Большая шестеренка на блоке устанавливается так, что работает в постоянном зацеплении с элементом 17, вмонтированном на промежуточном валу. Внутренняя составляющая картера наполняется расходным материалом — трансмиссионной смазкой. Эта часть закрывается защитной крышкой, в которую монтируется механизм переключения скоростей.

Схема переключения

Чтобы понять, как переключать и регулировать в машине скорости, ознакомьтесь с фото схемы.

Схема переключения селектора на КПП ЗИЛ

Как работают синхронизаторы?

Теперь разберем, как переключаются скорости в кинематической коробке передач ЗИЛ 130 и принцип действия синхронизаторов и шестерен. Когда водитель выживает первую скорость, шестеренка под номером 11 начинает передвигаться по шлицам и входит в зацепление с элементом под номером 15 первой передачи, расположенным на промежуточном валу. От первичного вала посредством шестереночных деталей постоянного зацепления, отмеченными номерами 4 и 1, а затем на устройства 15 и 11, передается крутящий момент на вторичный шкив. Передаточное число в данном случае составляет 7,44.

Когда активируется вторая скорость, муфта, расположенная на синхронизаторе 9, попадает в зацепление с внутренними зубчиками шестеренки под номером 10 передачи 2. В результате того, что этот компонент уже вошел в зацепление с деталью под номером 16 на промежуточном валу, то передача крутящего момента будет осуществляться от первичного вала через шестереночные элементы 4 и 1, а также 16 и 10. Передаче усилия на вторичный вал будет способствовать и зубчатая муфта синхронизирующего устройства. Передаточное число соответствует 4,1.

При активации водителем передачи 3 муфта данного устройства покидает зацепление с шестереночным элементом 10 и передвигается по шлицам, в результате чего взаимодействует с зубчиками шестеренки 7. В этот момент она уже находится в зацеплении с деталью под номером 18 третьей скорости промежуточного узла. Усилие от первичного шкива будет поступать посредством шестереночных деталей под номерами 4 и 1 зацепления, а также через элементы 18 и 7 третьей скорости. Через зубчатую муфту синхронизирующего устройства крутящий момент поступает на первичный вал. Передаточное число составляет 2,29.

О ремонте коробки передач ЗИЛ узнайте из ролика, снятого каналом Все о технике и не только.

Когда водитель включает четвертую передачу, работать начинает синхронизирующее устройство 5. Муфта этого механизма под воздействием начинает двигаться и попадает в зацепление с зубчиками шестеренки под номером 6. На момент взаимодействия она располагается в зацеплении с шестеренкой под номером 19 четвертой скорости на промежуточном валу. Передача усилия осуществляется от первичного шкива через шестереночные детали на вторичный вал. Параметр передаточного отношения составляет 1,47.

Когда включается передача 5 муфта синхронизирующего механизма покидает зацепление с шестеренкой под номером 6 и, перемещаясь по шлицам, начинает взаимодействовать с внутренними зубчиками, расположенными на четвертой детали первичного вала. В результате два вала — ведущий и вторичный — образуют собой единую конструкцию, выполняющую передачу усилия на карданную передачу транспортного средства. Что касается задней передачи, то при ее активации в работу вступает специальная шестеренка-каретка, отмеченная номером 11. Она начинает перемещаться по шлицам вправо и взаимодействует с шестереночным элементом под номером 12, который расположен на специальном блоке. В момент зацепления больший элемент механизма уже находится в зацеплении с деталью 17 на промежуточном шкиве. Передача усилия от ведущего вала производится посредством шестереночных устройств 4 и 1, 17 и 12’, 12’’ и 11 на вторичный шкив. В ходе передачи крутящего момента меняется направление вращения.

Ремонт своими руками

При возникновении неисправностей и поломок в работе кулисы или другого элемента коробки отбора мощности единственным вариантом устранения неполадок будет отремонтировать агрегат. Для выполнения ремонта надо разобрать КПП ЗИЛа с дизельным двигателем, заменить вышедшие из строя компоненты, после чего произвести сборку всех узлов.

Чтобы произвести ремонт самостоятельно, вам потребуется специальный стол со стендом, без него сборка деталей трансмиссии невозможна.

Канал Mudo в своем ролике показал, как выполнить замену подшипника и сальников на первичном валу КПП.

Как выполнить сборку узлов трансмиссии?

Сначала собирается ведущий вал:

  1. Выполните сборку шарикового подшипникового устройства, для этого стопорное кольцо надо установить в канавку элемента.
  2. Подшипниковая деталь устанавливается в специальное место на первичном валу. При установке учтите, что выточку элемента надо обратить наружу.
  3. Когда первичный вал размещается на специальном столе пресса, выполняется напрессовка подшипникового устройства с помощью приспособления. Для выполнения задачи потребуется оправка, ей надо до упора забить подшипник на шейку вала.
  4. Используя динамометрический ключ, закрутите гайки, при этом соблюдайте усилие 20 кГм. Для предотвращения случайного откручивания бортик детали надо устанавливать в паз первичного вала.
  5. Когда узел будет установлен на столе, солидолом обработайте внутренние гнезда шестеренки. Затем на место можно установить роликовые подшипники. Учтите, последний ролик надо вмонтировать свободно, чтобы не было натяга. Когда процедура монтажа завершена, следует выполнить диагностику, насколько свободно вращаются роликовые элементы. Они должна перемещаться свободно, но не выпадать из места монтажа.
  6. Выполняется установка стопорного кольца в посадочное место, когда все ролики будут вмонтированы.
  7. Прежде чем начать процедуру сборки синхронизирующих устройств второй и третьей скорости, в приспособление надо установить три опоры фиксирующего устройство. При этом фрезерованную поверхность опоры необходимо установить наружу.
  8. Когда опоры будут на месте, вам надо добиться совмещения отверстий на них. После этого на наружные поверхности выполняется запрессовка колец.
  9. Выполняется сборка трех креплений, для этого используются пружинка и шарики. Они монтируются в специальное место, расположенное на каретке. По аналогичной схеме выполняется сборка второго кольца, которое впоследствии устанавливается на блокирующие пальцы.

Для сборки промежуточного вала выполняется запрессовка шестеренок:

  1. На шлицевые элементы узла надо нанести слой смазки.
  2. Производится монтаж шпонки, а также шестереночного элемента второй скорости в паз.
  3. Для фиксации вала потребуется специальный стенд. Усилие, которое требуется для надежного крепления, обеспечивается благодаря штоку тормозной камеры, которая управляется посредством рукоятки, установленной на пневмокране. Если вы выполняете задачу запрессовки самостоятельно, то вам надо установить ее на вал до упора.

Пользователь Владимир Пивинов показал в ролике, как выполнить ремонт коробки передач, если вылетает пятая скорость.

Ведомый вал собирается так:

  1. Выполняется монтаж вала на приспособление на столе, при этом его резьба должна быть направлена вниз. На шлицы механизма наносится слой смазки, обычно для этого используется масло для коробки передач.
  2. Затем на шлицы производится монтаж шестеренки первой скорости. При установке учитывайте, чтобы кольцевой паз ступицы был направлен в сторону переднего конца первичного вала. Обязательно проверьте правильность сборки узла свободным ходом шестеренки, она должна перемещаться по шлицевым элементам свободно.
  3. На шейку наносится слой смазочного вещества, после чего на вал производится монтаж шестеренки второй скорости. В этом случае зубчатый венец детали был направлен в сторону переднего конца вторичного шкива.
  4. Используя солидол, смазывается упорная шайба и устанавливается в посадочное место со стопорным кольцом. Учтите, зазор между деталью и боковой поверхностью ступицы должен составить не более 0,1 мм. Выполните диагностику правильности монтажа механизма на шейке вала, вращайте шестеренку рукой. Она должна перемещаться свободно.
  5. Синхронизирующее устройство скоростей 2 и 3 монтируется на вал таким образом, чтобы выточка на боковой части каретки располагалась в сторону шестеренки передачи 2. На шейку наносится слой смазочного материала, а затем на ведущий вал производится установка шестеренки скорости 3. При монтаже шлицевое отверстие необходимо направить в сторону синхронизирующего устройства.
  6. Теперь надо нанести слой солидола на упорную шайбу шестеренки скорости 3, после чего элемент монтируется на вал. Производится напрессовка втулки посредством ударов молотка по оправе. Необходимо, чтобы упорная шайба была плотно зажата между самой втулкой и буртиком, расположенном на ведомом валу.
  7. Нанесите слой смазочного вещества на шейку вала и установите на место шестеренку четвертой скорости. Проверьте правильность монтажа, вращая деталь вокруг своей оси.
  8. На упорную шайбу шестеренки скорости 4 нанесите слой солидола. Установите ее в посадочное место вместе со стопорным кольцом. Зазор в этом случае должен быть не более 0,1 мм между боковой частью фланца и самой шайбой. Выполните монтаж синхронизирующего устройства скоростей 4 и 5 на ведомый вал. Попробуйте переместить каретку по шлицевым элементам. Если она передвигается свободно, то монтаж выполнен верно.

Пользователь Василий Панченко в своем ролике показал, как выбивает первичный вал на ЗИЛовской трансмиссии.

Процедура сборки и разборки механизма переключения коробки передач выполняется с помощью специального приспособления.

Найти такой прибор в продаже проблематично, его следует искать на СТО:

  1. В устройстве надо закрепить крышку трансмиссии. На торце приспособления есть отверстие, в него монтируется заглушка путем запрессовки с помощью молотка и оправки, удары выполняются по центру.
  2. Выполняется сборка сапуна, после чего он закручивается в крышку.
  3. Запрессовываются две установочные втулки, для этого используется молоток.
  4. В специально предназначенные гнезда под крепления выполняется установка пружин фиксаторов.
  5. В левое отверстие монтируется шарик, который утапливается в посадочное место бородком.
  6. Далее, выполняется монтаж шток для переключения первой и задней скорости. Непосредственно до монтажа на деталь надо нанести слой трансмиссионной жидкости.
  7. Установите шток внутрь крышки так, чтобы он вошел в положение, при котором отверстие крепления перекроется. Этого можно добиться резким движением. На самом штоке надо установить вилку и головку штока скоростей 1 и 2. Монтаж вилки осуществляется таким образом, чтобы ступица была направлена в сторону отверстий, в которые производится монтаж заглушек.
  8. Шток перемещается по оси так, чтобы шар крепления и канавка нейтральной скорости совпали друг с другом. Остается установить два других штока, их монтаж выполняется аналогичным образом. Непосредственно до монтажа компонентов производится установка блокировочных шариков. Эти элементы ставятся парами.
  9. Плотно закрепляются предохранительные головки, а также вилка, для этого используются стопорные болты. После фиксации болтики шплинтуются проволокой. Затем производится монтаж заглушек.

Последний узел, который остается собрать, это рычаг переключения трансмиссии:

  1. Картер селектора монтируется в специальный девайс либо обычные тиски.
  2. Стопорный элемент монтируется в отверстие на картере агрегата. Затем на селектор надевается чехол и он устанавливается на место.
  3. Слоем солидола надо обработать шаровую поверхность. За выступы, расположенные на картере, надо завести пружинку селектора, они монтируются на хвостовик с опорой шаровой составляющей.
  4. Далее, надо собрать промежуточный рычаг скоростей 1 и 2. При выполнении задачи в устройство надо вмонтировать предохранительный элемент и пружинку, а также шайбу, которая крепится шплинтом.
  5. Слоем солидола надо обработать ось рычага, после чего он монтируется в промежуточный вал.
  6. Когда вы демонтируете механизм из приспособления, на картер монтируется защитный чехол.
  7. Гайкой надо зафиксировать шаровую рукоятку на самом рычаге. На крышке коробки передач, используя герметик или клей, крепится прокладка. Предварительно на нее надо нанести слой резиновой смолы.
  8. Производится монтаж промежуточного элемента в прорезь, расположенную на головке штока. Другая часть рычага монтируется в паз вилки. В итоге надо закрепить картер рычага на коробке, для этого потребуется специальное крепление с пружинными шайбами.

Как выполнить сборку трансмиссии?

Чтобы установить и произвести сборку всех компонентов в один агрегат, нужно использовать специальные стенды, которые оснащены одним или несколькими постами:

  1. Выполняется крепление сменной головки на картере коробки передач. Используя тельфер на стенде, зафиксированную деталь надо передвинуть к месту, где будет выполняться сборка. Все компоненты и детали подготовьте заранее и положите их рядом.
  2. Надо закрыть все отверстия. Пробка монтируется в заливное отверстие, а в сливное устанавливается заглушка с магнитом, который используется для сборки продуктов износа.
  3. Производится монтаж стопорного кольца на картере, для установки используйте пассатижи.
  4. Выполняется установка подшипникового устройства на промежуточный вал. Когда устройство будет вмонтировано, вместе с шестеренками его надо поставить в картер. Сначала устанавливается задняя часть детали, затем монтируется передний конец.
  5. Выполняется запрессовка стопорного кольца к задней части вала, когда этот элемент будет установлен на подшипниковое устройство. С помощью оправки задняя часть вала монтируется на картер. Динамометрическим ключом надо затянуть гайку на резьбе шкива. После этого торец гайки следует вдавить в паз. В результате монтажа в картер вал должен без проблем вращаться рукой. Если это так, то процедура установки и сборки выполнены верно. Крышка монтируется в специально отведенное место с фиксацией крепления, собранного с шайбами и прокладками. Когда монтаж завершен, динамометрическим ключом надо затянуть гайку с усилием не более 3,3 кГм.
  6. Теперь выполняется сборка блока шестеренок задней передачи. Для этого распорную втулку необходимо поставить между подшипниковыми устройствами, расположенными в блоке. Для монтажа используется специальное отверстие. Ось самого блока необходимо установить в посадочное место на картере.
  7. Выполняется запрессовка с помощью молотка. Она выполняется до тех пор, пока торцевая часть канавки не упрется в плоскость картера. Стопор при этом надо установить так, чтобы он попал в канавку. Его фиксация производится с помощью ключа, усилие должно быть не более 2 кГм.
  8. Выполняется сборка крышки люков. Производится монтаж фиксатора с шайбами, а также уплотнителей на картере. При помощи оправки производится монтаж заглушки в специальное отверстие. Уплотнительные элементы монтируются непосредственно на выточке, расположенной в месте монтажа роликового подшипника.
  9. Затем выполняется сборка ведомого вала. Для этого он устанавливается в картере коробки передач. На подшипниковое устройство, расположенное сзади, производится монтаж стопорного кольца, для этого потребуется специальное приспособление.
  10. Производится установка подшипника со стопором на сам вал. При установке выточку надо вывести наружу. С помощью молотка и оправки выполняется установка детали на вал и в картер. Шестеренку спидометра необходимо установить на конец промежуточного шкива, выступающего из картера. После этого данный элемент запрессовывается в подшипник до упора, для этого потребуется оправка.
  11. Что касается сборки ведущего вала, то он устанавливается с подшипниковым устройством в картере. В ходе монтажа следует установить один конец вала в отверстие, расположенное на промежуточном шкиве. Для монтажа демонтируйте технологическую оправку. При помощи оправки выполните запрессовку вала с подшипниковым элементом. Установите крышку, а также уплотнительный компонент. Сама крышка крепится с помощью фиксатора.
  12. Для монтажа механизма переключения скоростей шестеренки следует поставить в нейтральное положение. На этих элементах, а также в муфте имеются специальные пазы, выполненные в виде колец. В них производится монтаж вилки.
  13. Затем с крышкой производится установка прокладки. Вместе с креплением выполняется фиксация узла к картеру агрегата. Когда процедура будет завершена, следует произвести диагностику сборки. Возьмитесь за хвостовик первичного узла и прокрутите его. Если все сделано правильно, то элементы будут без проблем прокручиваться.

Пользователь Андрей Свердлов в своем ролике рассказал, какие нюансы следует учесть при сборке трансмиссионного агрегата ЗИЛ.

Проверка работы КПП

Для выполнения диагностики и регулировки коробки передач необходим специальный стенд, схема которого приведена на картинках выше. В раме этого приспособления монтируется привод, а также устройство для обеспечения нагрузки и емкость для трансмиссионной жидкости. Благодаря гидравлическому регулятору, который ставится на крышке, выполняется замер параметра нагрузки. При помощи нескольких зажимов производится установка коробки передач к кронштейну.

К электрическому мотору посредством муфты подсоединяется ведущий вал. Он соединяется с трансмиссией посредством карданного вала, при этом помпа подключается к емкости для смазки с помощью патрубка. Регуляторное устройство подсоединяется к нагнетательному трубопроводу. По параметрам, которые выдает это приспособление, выполняется контроль уровня нагрузки, создающегося под воздействием гидравлического тормоза.

В корпусе регулятора имеется специальное отверстие, в которое устанавливается гильза. В этом устройстве имеется стальная пробка с внутренним каналом, по которому подается смазочная жидкость от помпы. На боковой части имеется рукоятка, а если надо установить пробку в определенное положение на скорости, применяется специальное крепление. В какое именно положение установить рычаг для диагностики коробки передач, определяет градуированный диск, расположенный ниже рукоятки.

Гильза с пробкой соединяется посредством семи каналов, в одном из которых монтируется предохранительный клапан. Он предназначен для защиты трансмиссионной системы при увеличении давления смазочного вещества выше положенного предела. В других каналах устанавливаются кольца и жиклеры, размер сечения последних определяется при настройке стенда. Сами каналы закрываются посредством пробок с отверстиями, через которые смазочный материал поступает в емкость. Для диагностики работоспособности агрегата на определенной скорости надо провернуть рукоятку, что способствует образованию сопротивления. Диагностика работы коробки передач обязательно выполняется на стенде, перед выполнением задачи необходимо заменить рабочее масло в агрегате.

Уход за коробкой передач

Выполняя разборку и ремонт или меняя рабочую жидкость в системе трансмиссии, нельзя допустить попадания в агрегат загрязнений, пыли, продуктов износа. Это может привести к заеданию шестеренок, которые вращаются на первичном валу. Магнит, расположенный на пробке сливного отверстия, подлежит очистке при каждой замене жидкости. Также желательно выполнять промывку каналов сапуна, установленного в винт на креплении крышки. Если эти каналы будут забиты, это приведет к увеличению давления в трансмиссии и утечке рабочей жидкости.

 Загрузка ...

Видео «Дефектовка коробки передач ЗИЛ 130 своими руками»

Канал Разные Мысли предоставил ролик, в котором подробно описан процесс дефектовки элементов трансмиссионного агрегата.

autodvig.com

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131

Строительные машины и оборудование, справочник

Категория:

   Устройство автомобиля

Публикация:

   Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131

Читать далее:



Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131

На автомобиле ЗИЛ-131 устанавливается пятиступенчатая коробка передач с синхронизаторами на 2—3-й, 4—5-й передачах. Передаточные отношения коробки: на первой передаче 7,44; на второй 4,10; на третьей 2,99; на четвертой 1,43; на пятой 1,00; на передаче заднего хода 7,09.

Картер пробки имеет пробку контрольно-заливного отверстия. При наличии коробки отбора мощности масло заливается через пробку в коробке отбора мощности. В обоих случаях масло заливается до уровня контрольно-заливного отверстия в коробке передач. В левой стенке картера внизу имеется сливное отверстие, закрываемое пробкой с магнитом. Все крышки картера уплотняются специальной пастой, предохраняющей от попадания в картер воды при преодолении бродов. Вентиляция картера осуществляется через трубку, выведенную на заднюю стенку кабины.

Каждый вал коробки установлен на двух подшипниках. Задние подшипники фиксируются гайками и упорными кольцами. В крышках подшипников первичного и вторичного валов расположены сальники. Вторичный вал дополнительно уплотняется маслоотражателем.


Рис. 1. Коробка передач автомобиля ЗИЛ-131:
1, 14 — первичный и вторичный валы; 2— шестерня первичного вала; 3 — шток включения первой передачи и передачи заднего хода; 4 — крышка картера; 5 — рычаг: 6 — фиксатор; 7—шток включения четвертой и пятой передач; 8 — шток включения второй и третьей передач: 9 — синхронизатор второй и третьей передач; 10 — шестерня второй передачи вторичного вала; 11 — вилка; 12 — шестерня первой передачи и передачи заднего хода вторичного вала; 13—вентиляционная трубка; 15 — маслоотражатель; 16, 18 — шестерни первой и второй передач; 17 — сливная пробка; 19 — шестерня отбора мощности; 20, 21 — шестерни третьей и четвертой передач промежуточного вала; 22 — промежуточный вал; 23 — шестерня привода промежуточного вала; 24— картер; 25 — ось блока шестерен передачи заднего хода; 26 — блок шестерен передачи заднего хода; 27— пробка контрольно-заливного отверстия; 28 — предохранитель от случайного включения передачи заднего хода; 29 — промежуточный рычаг; 30, 31 — шестерни третьей и четвертой передач вторичного вала; 22 — синхронизатор четвертой и пятой передач: 33 — шарики замкового устройства; 34 — штифт

Шестерня первой передачи промежуточного вала изготовлена заодно с валом, остальные шестерни этого вала установлены на шпонках. Шестерня вторичного вала установлена на шлицах, шестерня второй передачи и шестерня третьей передачи установлены непосредственно на шейках вала, шестерня четвертой передачи вращается на стальной втулке, закрепленной на валу. При вращении шестерен относительно вала соприкасающиеся поверхности шестерен и вала работают с трением — сталь по стали. Поэтому шейки вала и наружная поверхность втулки под шестерню имеют специальную поверхность в виде чередующихся выступов и впадин для лучшего удержания смазки. Шестерени имеют конусы и внутренние зубчатые венцы для соединения с синхронизаторами.

Синхронизаторы коробки передач инерционные, с блокировочными пальцами. Синхронизатор включает вторую и третью передачи, синхронизатор — четвертую и пятую передачи. Оба синхронизатора по устройству одинаковы, отличаются только размерами.

Синхронизатор состоит из каретки, двух конусных бронзовых колец, трех блокирующих пальцев, трех фиксаторов. Каретка имеет два зубчатых венца, в ее фланце выполнены отверстия со скосами (фасками) под блокирующие пальцы. Бронзовые кольца соединяются между собой блокировочными пальцами, в средней части каждого пальца выполнена кольцевая проточка со скошенными краями. Фиксатор состоит из двух полуцилиндров и двух пружин.

При переключении передач водитель перемещает каретку в сторону включаемой шестерни. Это движение через фиксаторы передается конусным пальцам. При соприкосновении конических поверхностей бронзового кольца и конуса шестерни из-за разности их угловых скоростей на этих поверхностях возникает сила трения, которая поворачивает бронзовое кольцо и вместе с ним блокировочные пальцы до упора их в края отверстий во фланце каретки, тем самым пальцы препятствуют дальнейшему перемещению каретки. После выравнивания угловых скоростей силы трения исчезают, каретка перемещается дальше, ее зубчатый венец и венец включаемой шестерни соединяются между собой бесшумно. Фланец каретки перемещает полуцилиндры фиксаторов, сжимая их пружины.

Блок шестерен заднего хода установлен на оси на двух роликовых подшипниках. От передней шестерни блока производится отбор мощности при установке коробки отбора мощности.

Замковое устройство состоит из четырех шариков и штифта.

При включении первой передачи и заднего хода нижний конец рычага соединяется с промежуточным рычагом, при этом утапливается упор и сжимается пружина предохранителя, что не допускает случайного включения этих передач.

Рис. 2. Синхронизатор коробки передач автомобиля ЗИЛ-131:
1 — конусное кольцо; 2 — блокировочный палец; 3 — пружина фиксатора; 4 — полуцилиндры фиксатора; 5 — зубчатый венец каретки; 6 — каретка

На первой передаче соединяются между собой шестерни, на второй — синхронизатор соединяет шестерню с вторичным валом, на третьей — этот же синхронизатор соединяет шестерню с валом, на четвертой — синхронизатор соединяет с валом шестерню.

На всех этих передачах крутящий момент передается через шестерни на промежуточный вал и далее через шестерни включенной передачи на вторичный вал. На пятой передаче синхронизатор соединяет между собой первичный и вторичный валы. На передаче заднего хода шестерня соединяется с задним зубчатым венцом блока шестерен заднего хода; крутящий момент от шестерни передается на передний зубчатый венец блока и далее на вторичный вал.

Смазка коробки передач осуществляется разбрызгиванием. В картер заливается 5,1 л, а при наличии коробки отбора мощности 6,7 л масла.

На автомобиле ЗИЛ-130 коробка передач такая же, как и на ЗИЛ-131. Отличие состоит в том, что в крышке заднего подшипника ведомого вала установлен привод спидометра.

Реклама:


Читать далее: Коробка передач автомобиля «Урал-375Д»

Категория: - Устройство автомобиля

Главная → Справочник → Статьи → Форум


stroy-technics.ru

Устройство коробки передач | АвтоКлуб ЗиЛ 131

Коробку передач автомобиля ЗИЛ-130 завод начал выпускать с апреля 1961 г. Коробки передач автомобилей ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131 и их модификаций имеют неболь­шие конструктивные отличия от коробки пе­редач автомобиля ЗИЛ 130.

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 трехходовая, пятиступенчатая, со всеми шестернями, находящимися в постоянном зацеплении, кроме шестерен первой пере­дачи и заднего хода.

Коробка снабжена двумя синхронизато­рами инерционного типа для включения второй и третьей, четвертой и пятой пере­дач.

Коробка передач автомобиля ЗИЛ-130 укомплектована ручным тормозом барабан­ного типа (рис. 1, а).

Коробка передач (рис. 1, б) без ручно­го тормоза с измененной крышкой и с до­полнительными рычагами управления раз­даточной коробкой и передним ведущим мостом предназначена для установки на трехосные автомобили ЗИЛ-157К и ЗИЛ-131. В коробках передач трехосных автомобилей привода спидометра нет, так как он устанавливается в раздаточной ко­робке.

Различные модификации коробок передач (рис. 2) отличаются шестернями 19 и 21 привода спидометра, рассчитанными на оп­ределенное передаточное число заднего моста.

С третьего квартала 1967 г. устанавлива­ют передний подшипник ведомого вала ко­робки передач с сепаратором вместо иголь­чатого подшипника. В связи с этим конст­руктивно изменена шейка ведомого вала под подшипник и гнездо под подшипник в ведущем валу, а также устранено стопорное кольцо.

Для исключения попадания воды в короб­ку передач (рис. 3) при преодолении бро­да на автомобиле ЗИЛ-131, рычаг переклю­чения коробки передач уплотнен резиновым чехлом со стяжными хомутами; поверхность картера коробки передач, прилегающая к картеру сцепления, а также крышка короб­ки, крышка люков и крышки подшипников уплотнены специальной пастой (ВТУ МХП 3336—52). Внутренняя полость коробки со­общается с атмосферой через вентиляцион­ную трубку 17.

При всех работах, связанных со вскрыти­ем и разборкой коробки передач, сборку производить с применением указанной уп­лотняющей пасты.

Все коробки передач имеют заводской по­рядковый номер, который выбит на верх­ней правой бобышке картера коробки передач.

Картер коробки передач отлит из серого чугуна марки СЧ 18-36, ГОСТ 1412—54.

Ведущий вал (рис. 4) изготовляется из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,5—0,7 мм твердость поверхностного слоя HRC 60—65, твердость сердцевины HRC 35-45.

Шестерни ведомого вала и каретка син­хронизаторов 10 (рис. 5) изготовлены из стали 25ХГМ, глубина цементованного слоя 0,5—0,7 мм, твердость поверхностного слоя HRC 57—60, твердость сердцевины HRC 35—45.

Ведомый вал (рис. 6) изготовлен из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,8—1,1 мм твердость поверхностного слоя HRC 60—G5, твердость сердцевины HRC 35—45.

Промежуточный вал (рис. 7) изготовлен из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,8—1,1 ММ твердость поверхностного слоя HRC 57—60, твердость сердцевины HRC 35-45.

Блок шестерен изготовлен из стали 25ХГМ; глубина цементованного слоя 0,5— 0,7 мм твердость поверхностного слоя HRC 57—60, твердость сердцевины HRC 35—45.

Ось блока шестерен заднего хода изготов­лена из стали 25ХГМ; глубина цементован­ного слоя 0,5—0,8 мм; твердость поверхно­стного слоя HRC 60—65.

Узел рычага переключения передач пока­зан на рис. 8, крышка коробки передач на рис. 9.

zil131.net

Зил 130 схема переключения передач

Зил 130 схема переключения передач и устройство коробки передач.  Схема показана на рисунке. Немного отличается от привычной, установленной в легковушке, но привыкаешь очень быстро.

Грузовой автомобиль ЗИЛ-130 выпускается массово с 1964 года, хотя опытные образцы были выпущены аж в 1957 году. Всего с конвейера ЗиЛ сошло около 3,5 миллионов зил 130, такая схема переключения передач позволила грузовику данной марки стать одним из самых популярных советских автомобилей в своей категории.

К особенностям конструкции зил 130 относятся не только схема переключения передач, но и установленный на нем гидроусилитель руля, который был синхронизирован с самой пятиступенчатой коробкой передач. Кроме того в этом грузовике наличествовал омыватель ветрового стекла, что само по себе было невидалью для отечественных производителей и потребителей. Кабина зил 130 была трехместной, а схема переключения передач – предельно простой. Эта простота и позволила эксплуатировать автомобиль без особых проблем и частых ремонтов.

Позднее конструкторы внесли некоторые изменения в зил 130 и схему переключения передач. Это и предпусковой подогрев движка, и транзисторное зажигание, и смена генератора на генератор переменного тока. Так же перемены коснулись внутренней отделки – усовершенствовали щиток приборов, а так же внесли еще некоторые мелкие новшества в дизайн салона.

Самыми значимыми датами для зил 130 и его схемы переключения передач стали 1966 и 1977 годы. В это время были проведены самые значимые модернизации грузовика. На ЗиЛ автомобили этой марки выпускали до 1994 года. Кроме того с 2004 года модификации зил 130 производили и на уральском автомоторном (УАМЗ), который с того же года переименовали в АМУР, поэтому сейчас зил 130 и схема переключения передач выпускается под индексом АМУР-53131.

Еще по теме

awtosowet.ru

устройство, характеристики и принцип работы

На автомобильном заводе имени Лихачева выпущено много легендарных грузовиков. К ним относится и 130-я модель. Обратим внимание на один из самых важных механизмов в конструкции авто. Коробка передач ЗИЛ-130 – это сложный агрегат, который конструктивно и функционально отличается от большинства других аналогов. Для правильного управления и продления рабочего ресурса узла необходимо иметь представление о его конструкции и схеме функционирования. Эти нюансы, а также способы ремонта и ухода рассмотрим ниже.

Устройство коробки передач ЗИЛ-130

Автомобиль оснащается трехходовым трансмиссионным механическим узлом с несколькими рабочими диапазонами. Пять скоростей предназначены для движения вперед, один режим – назад. В блоке предусмотрена пара синхронизаторов инерционной конфигурации. В картере коробки монтируется первичный (ведущий) вал, агрегирующий с косозубой шестерней и зубчатым венчиком, отвечающим за активацию передачи.

В расточной части указанного элемента устанавливается роликовый подшипниковый механизм цилиндрического типа. На него помещается фронтальной стороной вторичный шкив. В нижнем отсеке корпуса имеется промежуточный вал с шестеренкой. Еще три аналогичных детали монтируются на вторичном шкиве.

Вал КПП ЗИЛ-130

На шлицах рассматриваемого узла предусмотрена прямозубая шестерня, служащая для включения первой и задней передачи. В этом же районе размещается блок кареток для синхронизирующего механизма.

На вторичном валу предусмотрены косые шестеренки, предназначенные для включения второй, третьей и четвертой скорости. Они расположены таким образом, чтобы входить в постоянное зацепление с аналогичными элементами промежуточного валика. В нижней части картера узла жестко закреплена ось. На ней установлено устройство задней скорости с прямозубыми шестернями. Они агрегируют с цилиндрическими подшипниками роликового типа.

Большая шестерня входит в стабильное зацепление со специальной деталью на промежуточном валу. Внутри картер наполнен рабочей жидкостью (трансмиссионным маслом). Этот отдел защищен крышкой, в которую вмонтирована система переключения скоростей.

Принцип работы

Переключение передач на ЗИЛ-130 основано на кинематической схеме с работой синхронизаторов и шестерен. При выжимании первой скорости соответствующий шестеренчатый элемент перемещается по шлицам, входя во взаимодействие с элементом первой передачи на промежуточном валике. От первичного аналога крутящий момент трансформируется на вторичный шкив при помощи шестеренок постоянного зацепления. Показатель передаточного числа – 7,44.

При включении второй скорости на КПП ЗИЛ-130 муфта синхронизатора попадает в зацепление с внутренними зубцами рабочей шестерни. После этого на промежуточном валу осуществляется передача крутящего момента посредством первичного аналога и блока шестеренчатых механизмов. На вторичный вал усилие оказывается при помощи синхронизатора. Передаточный показатель – 4,1.

Во время активации третьей передачи, соответствующая муфта теряет зацепление с шестеренкой, передвигается по шлицам, начиная агрегировать с рабочими зубцами. При этом она уже находится во взаимодействии с элементом третьей скорости промежуточного блока. От первичного шкива усилие трансформируется при помощи шестерен и зубчатых элементов, передаваясь далее на первичный вал посредством муфты. Рабочее число составляет 2,29.

Активация остальных скоростей

Вкратце дальнейшую работу коробки передач ЗИЛ-130 можно описать так:

  • При активации четвертой скорости работает синхронизатор, муфта которого передвигается, зацепляясь с соответствующими зубцами шестерни. Усилие передаточного числа (1,47) осуществляется посредством шестеренок промежуточного на вторичный вал.
  • Включение пятой передачи сопровождается аналогичной процедурой действия зубцов, синхронизаторов и их элементов соответствующей части. При этом оба вала образуют единую конструкцию, позволяющую передать усилие на карданный элемент.
  • При активации задней передачи КПП ЗИЛ-130 в работу вступает специальная каретка. Передача крутящего момента производится посредством шестеренчатого механизма, при этом меняется направление вращения.

Схема работы

Ниже приведено схематическое отображение функционирования рассматриваемого узла с пояснениями:

  • а – устройство передачи;
  • б, в, г, д, е, ж – первая/вторая/третья/четвертая/пятая/задняя скорость;
  • 1, 4, 6, 7, 8, 10, 11, 14, 15, 16, 18, 19 – косозубые шестерни;
  • 2 – ведущий вал;
  • 3 – вторичный вал;
  • 5, 9 – каретки синхронизаторов;
  • 12 – блок прямозубых шестеренок;
  • 13 – ось;
  • 17 – шестеренка промежуточного плана;
  • 20 – картер.

Ремонт своими руками

Для починки указанного узла и регулировки сцепления ЗИЛа-130 потребуется специальный стенд.

Сборка узлов трансмиссии осуществляется в следующем порядке.

  1. Производится монтаж шарикового подшипникового механизма, для чего стопорное кольцо помещается в предусмотренную канавку блока.
  2. Подшипник монтируется в специальное гнездо на ведущем валу, при этом выточка элемента должна быть обращена наружу.
  3. После размещения основного вала на стендовом столе, производят запрессовку подшипникового устройства при помощи специального станка. Кроме того, потребуется оправка, посредством которой элемент забивается в шейку вала до упора.
  4. При помощи динамометрического ключа затягивают гайки с усилием 20 кГм. Бортик должен помещаться в пазу первичного валика.
  5. Солидолом или его аналогом обрабатывают внутренние части шестеренок, затем устанавливают роликовые подшипники. Последний элемент следует монтировать без натяга. После проведения процедуры выполняют диагностику на предмет свободного вращения деталей, без выпадения из своих гнезд.
  6. Монтируется стопорное кольцо.
  7. Перед сборкой синхронизаторов второй и третьей скорости коробки передач ЗИЛ-130 в механизм помещают три фиксирующие опоры, фрезерной частью наружу.
  8. Далее потребуется совмещение отверстий указанных выше деталей. Затем производится запрессовка колец.
  9. Выполняют сборку трех креплений при помощи пружин и шариков, которые монтируются в предусмотренные гнезда каретки. Аналогичные работы проводят со вторым кольцом, устанавливаемым на блокировочные пальцы.

Сборка промежуточного вала

Данная запчасть ЗИЛа собирается в такой последовательности:

  • производится запрессовка шестерен;
  • на шлицы наносят слой смазки;
  • осуществляется установка шпонки и шестеренчатого механизма второй скорости в соответствующий паз;
  • фиксация вала производится на специальном стенде;
  • требуемое усилие обеспечивается посредством штока тормозной камеры, регулируемой рукояткой на пневматическом кране.

Ремонт ведущего вала

Указанную деталь коробки передач ЗИЛ-130 собирают на столе. При этом резьба должна смотреть вниз. На шлицы наносят смазку. Далее устанавливают шестерню первой скорости, паз ступицы направляют в сторону фронтальной части первичного вала. Правильность сборки определяют путем проверки наличия ее свободного хода по шлицевым элементам.

На шейку также наносят смазку, монтируют шестеренку второй скорости, при этом зубчатый венец обращают в сторону переднего края вторичного шкива. Солидолом обрабатывают упорную шайбу, которую помещают в посадочное гнездо с кольцом стопорного типа. Зазор между боковой частью ступицы и указанной деталью не должен превышать 0,1 мм. Шестеренка при правильной установке будет свободно вращаться от руки.

Установка синхронизирующих и других деталей

Дальнейшая сборка запчасти ЗИЛа (ведущего вала) продолжается в следующем порядке.

  1. Синхронизаторы второй и третьей скорости ставятся на вал так, чтобы боковая выточка каретки смотрела в сторону шестерни передачи №2.
  2. На шейку наносят смазочный материал, после чего на первичный вал монтируют шестеренку третьей скорости. При этом шлицевое отверстие направляют к синхронизатору.
  3. Обрабатывают солидолом упорную шайбу, устанавливают ее на вал. Она должна быть плотно зажата между втулкой и бортом ведомого валика (используют напрессовку).
  4. Смазывают шейку, монтируют шестеренку четвертой передачи, правильность положения проверяют посредством вращения детали вокруг собственной оси.
  5. Зазор между боковиной фланца и шайбой выдерживается не более 0,1 мм.
  6. Монтаж выполнен корректно, если каретка по шлицам перемещается свободно.

Механизм переключения КПП

Характеристики ЗИЛ-130 предусматривают проведение сборки узла переключения при помощи специального приспособления, которое можно найти на СТО.

Схема выполнения процесса выглядит так.

  1. В устройстве фиксируется крышка трансмиссии. На торцевой части инструмента имеется отверстие, в которое помещается заглушка при помощи оправки и молотка, ударами по центру элемента.
  2. Собирают сапун, затем закручивают его в крышку.
  3. Запрессовывают пару установочных втулок.
  4. В специальные канавки монтируют фиксирующие пружины.
  5. В левое гнездо помещают шарик, используя бородок.
  6. Монтируют шток активации первой и задней передачи, предварительно нанеся на деталь трансмиссионную смазку.
  7. Устанавливают шток во внутреннюю часть крышки, при этом отверстие крепления должно перекрываться. Далее ставят головку и вилку первой и второй скорости. Ступицу направляют в сторону отверстий с заглушками.
  8. Передвигают шток до совмещения между собой шара фиксации и гнезда нейтрального диапазона. Перед этим монтируют парами блокировочные элементы.
  9. Поскольку размеры ЗИЛ-130, как и масса, довольно внушительные, предохранительные головки следует закреплять надежно, дополнительно фиксируя их стопорными болтами. Затем ставятся шплинты и заглушки.

Рычаг трансмиссии

Это последний узел в сборке коробки передач (ее характеристики от ЗИЛ-130 рассмотрены выше). Порядок действий таков.

  • Корпус селектора устанавливают на специальном станке либо в тисках.
  • Стопорную деталь ставят в гнездо на картере агрегата, на селектор надевают чехол, помещают его на свое место.
  • Слоем смазки обрабатывают шаровую поверхность. За картерные шпильки заводят пружину, которая устанавливается вместе с опорой шарового элемента.
  • Собирают промежуточный рычаг первой и второй скорости.
  • При помощи гайки фиксируют рукоятку, а на крышке КПП посредством герметика фиксируется прокладка.
  • В финале проводят монтаж промежуточной детали в специальную прорезь на головке штока. Второй аналог помещают в паз вилки. На корпусе рычаг крепится посредством специальных фиксаторов с шайбами пружинного типа.

fb.ru

Конструкция коробки передач автомобиля ЗИЛ-130

_________________________________________________________________________________________

Конструкция коробки передач автомобиля ЗИЛ-130

Конструкция коробки передач ЗИЛ-130 показана на рис.2. Она имеет ведущий вал 1, установленный на подшипнике 2, который фиксируется в осевом направлении стопорным кольцом 3.

Заодно с валом изготовлено зубчатое колесо 4, которое входит в постоянное зацепление с колесом 34, укрепленном на промежуточном валу 33. На нем, также неподвижно, расположены зубчатые колеса 25, 26, 28, 29 и 31.

Промежуточный вал КПП ЗИЛ-130 установлен в подшипниках качения 22 и 35. Ведомый вал 24 вращается в подшипниках 17 и 37.

На нем расположены зубчатые колеса 16, 14, 8 и 7, соответственно первой, второй, третьей и четвертой передачи.

Колесо 16 установлено на шлицах вала, что обеспечивает его осевое перемещение не только для включения первой передачи, но и для передачи заднего хода.

Остальные зубчатые колеса коробки передач ЗИЛ-130 размещены в подшипниках скольжения и находятся в постоянном зацеплении с колесами промежуточного вала.

Кроме зубчатых колес на ведомом валу посредством шлицевых соединений размещены две зубчатые сцепные муфты с синхронизаторами 5 и 13.

Муфта с синхронизатором 5 служит для включения четвертой и пятой передачи, а муфта с синхронизатором 13 – второй и третьей передачи.

Для передачи заднего хода в КПП ЗИЛ-130 включается блок зубчатых колес 41 через зубчатые колеса 28 и 16.

Зубчатые передачи и подшипники смазываются разбрызгиванием масла, которое заливается в коробку передач до некоторого контролируемого уровня.

Выравнивание (синхронизация) угловых скоростей соединяемых деталей коробки передач необходимо при переключении зубчатых зацеплений с целью изменения скорости автомобиля.

Переключение силового потока в коробке передач ЗИЛ-130 с одного зубчатого зацепления на другое при высокой разности их угловых скоростей сопровождается ударными нагрузками, шумом и приводит к быстрому выходу из строя зубчатых колес.

Поэтому, для наиболее часто используемых передач, применяют синхронизаторы фрикционного типа, которые выравнивают угловые скорости соединяемых деталей за счет трения на их конических поверхностях.

Момент трения на этих поверхностях уравновешивает соответствующий момент инерции вращающихся масс в течение заданного времени (менее 1 с) при отключенном двигателе.

Конструкция для проверки синхронизатора КПП ЗИЛ-130 состоит из передвижной муфты 1 с диском, на который воздействует вилка переключения передач, и двух наружных зубчатых венцов 6.

Муфта 1 из нейтрального положения (рис.3, б) перемещается влево или вправо на шлицах ведомого вала коробки передач и тогда венцы 6 входят, после синхронизации скоростей, в зацепление с внутренними зубчатыми венцами соответствующих колес, например, на рис.3, в, г показано перемещение муфты влево и вхождение в зацепление венца 6 с внутренним зубчатым венцом 8 на колесе 7.

Предварительная синхронизация скоростей для муфты 1 и колеса 7 обеспечивается прижатием конусного кольца 2 к конусу колеса 7.

Надежность работы синхронизатора КПП ЗИЛ-130 обеспечивают шесть пальцев, которые соединяют конусные кольца 2 и диск муфты 1.

Три из них – блокирующие пальцы 3, которые жестко связывают конусные кольца 2, а три остальные – фиксирующие 5, которые упруго связывают муфту 1 и конусные кольца 2 посредством пружин 4.

Упругое смещение муфты 1 и конусных колец 2 ограничивает величина кольцевого зазора между
конусными поверхностями диска муфты и блокирующего пальца.

Возвращение в исходное положение конусных колец 2 относительно муфты 1 в тангенциальном направлении осуществляется фиксирующими пальцами 5 (после выключения передачи). Они же осуществляют осевую фиксацию муфты в нейтральном положении.

Механизм переключения передач ЗИЛ-130 (рис.2) расположен в крышке коробки. Переключение осуществляется от руки водителя посредством качающегося рычага 51, который установлен в сферическом гнезде крышки.

Рис.2. Пятиступенчатая коробка передач ЗИЛ-130

1 – ведущий вал; 2, 17, 22, 35, 37, 39 – подшипники; 3, 21, 23, 36 – стопорные кольца; 4 и 34 – зубчатые колеса постоянного зацепления ведущего и промежуточного валов; 5 – синхронизатор четвертой и пятой передач; 6 – втулка зубчатого колеса четвертой передачи; 7 и 31 – зубчатые колеса четвертой передачи; 8 и 29 – зубчатые колеса третьей передачи; 9 – шарик фиксатора; 10 – пружина фиксатора; 11 – штифт замка стержней переключения передач; 12 – шарик замка; 13 – синхронизатор второй и третьей передачи; 14 и 26 – зубчатые колеса второй передачи; 15 – вилка переключения первой передачи и передачи заднего хода; 16 – зубчатое колесо первой передачи и передачи заднего хода; 18 – кронштейн стояночного тормозного механизма; 19 – фланец карданного шарнира; 20 и 38 – манжеты; 24 – ведомый вал КПП ЗИЛ-130; 25 – ведущее зубчатое колесо первой передачи; 27, 30 и 32 – стопорные шайбы; 28 – зубчатое колесо передачи заднего хода промежуточного вала; 33 – промежуточный вал КПП ЗИЛ-130; 40 – распорная втулка; 41 –
блок зубчатых колес передачи заднего хода; 42 – установочная втулка; 43 – пробка контрольно-заливочного отверстия; 44 – крышка люка отбора мощности; 45 – зубчатое колесо привода передач; 55 спидометра; 46 – сливная пробка с магнитом; 47 – сапун; 48 – предохранитель включения первой передачи и передачи заднего хода; 49 – ось промежуточного рычага; 50 – фиксатор; 51 – рычаг переключения передач; 52 – промежуточный рычаг; 53 – ползун переключения первой передачи и передачи заднего хода

Рис.3. Конструкция синхронизатора КПП ЗИЛ-130

1 – муфта; 2 – конусное кольцо; 3 – блокирующий палец; 4 – пружина; 5 – фиксирующий палец; 6 – зубчатый венец муфты; 7 – зубчатое колесо; 8 – внутренний зубчатый венец зубчатого колеса

Нижний конец рычага 51 входит в паз одной из вилок, закрепленных на ползунах. Под действием рычага та или другая вилка перемещает муфту с синхронизатором, включая нужную передачу.

Для уменьшения хода рычага, при включении первой передачи и передачи заднего хода, предусмотрен промежуточный рычаг 52, который установлен на оси 49. Тем самым достигается примерно одинаковый ход рукоятки рычага для переключения всех передач КПП ЗИЛ-130.

Фиксация ползунов в нейтральном и рабочих положениях осуществляется с помощью шариков 9 и пружин 10, которые размещены в приливах крышки.

Шарики 9 входят в фиксирующие углубления на ползунах, обеспечивая с одной стороны отсутствие самовключения и самовыключения передачи и с другой стороны – возможность переключения передач с небольшим усилием руки водителя.

При включении первой передачи или передачи заднего хода в КПП ЗИЛ-130 необходимо предварительно сжать рычагом 51 до упора пружину предохранителя 48. После этого рычаг переводится в положение, которое позволяет переместить вилку 15 и ползун 53.

Для предотвращения одновременного включения двух передач предусмотрено замыкающее (блокирующее) устройство, состоящее из штифта 11 и двух пар шариков 12.

При перемещении одного из ползунов, два других оказываются запертыми в нейтральном положении с помощью шариков и штифта.

Запирание осуществляется за счет подбора длины штифта 11 и диаметра шариков 12 в соответствии с расстояниями между ползунами, которые имеют стопорящие углубления в горизонтальной плоскости.

Техническое обслуживание коробки передач ЗИЛ-130 заключается в периодической проверке крепления ее к картеру сцепления и поддержания нормального уровня масла (до заливной пробки).

При смене масла, при сборке коробки передач нельзя допускать попадания в нее грязи, песка.

Это может вызвать заедание колес на вторичном валу, повышенный износ синхронизаторов и подшипников. Необходимо периодически очищать магнит сливной пробки и промывать сапун на крышке коробки передач или продувать вентиляционную трубку.

В случае засорения сапуна или трубки повышается давление в коробке передач, что может привести к течи масла через уплотнительные манжеты.

При разборке коробки передач ЗИЛ-130 нужно проверять надежность стопорения и затяжку гаек крепления подшипников.

Момент затяжки должен быть не менее 250 Нм. Стопорятся гайки вдавливанием их края в паз вала.

Вдавливание производят оправкой, которая может быть изготовлена из зубила с затуплением его острого конца для предотвращения разрыва края гайки.

Отворачивать гайку следует ключом с длинным плечом без предварительного выправления вдавленного края.

Для снятия рычага переключения передач с крышки коробки необходимо вывернуть корпус предохранителя на восемь—десять оборотов, чтобы его сухарь вышел из отверстия в промежуточном рычаге.

В крышке коробки передач необходимо проверять затяжку болтов крепления вилок и головок на стержнях и надежность стопорения их проволокой. Момент затяжки болтов должен составлять 13 ... 20 Нм.

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

_________________________________________________________________________________________

spezz.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *