Машина Горбачева и Ельцина: каким был ЗИЛ 41052

Машина Горбачева и Ельцина: каким был ЗИЛ 41052

Выпуски программы «Тест-драйв онлайн» / 16 марта 2016

Сегодня я расскажу об автомобиле, на котором ездил первый и последний президент СССР Михаил Горбачев и первый президент России Борис Ельцин. Я не просто видел этот автомобиль, на полигоне ФСО мне довелось поездить на нем по треку.


Это не та машина, которая поставлена на вечный прикол в Екатеринбурге, в центре Бориса Ельцина. Тот автомобиль был последним и произведен в 1997, а экземпляр, который увидел я, сделали намного раньше, в 1988 году.

На самом деле я побывал на полигоне ФСО, если точнее «Автомобильно–мотоциклетный клуб Федеральной службы охраны Российской Федерации» не для того, чтобы поездить и посмотреть на автомобиль, на котором передвигалось аж два президента. Я был там на занятиях школы повышения водительского мастерства. Да, есть и такие курсы, впрочем сегодня не об этом. Однако после занятий инструктор сказал мне задержаться, поначалу я не понял зачем, мне сказали, что меня ждет сюрприз. Когда из специального бокса выкатили сверкающий черным лаком ЗИЛ 41052, я не почувствовал подвоха, мало ли их было в ГОНе (гараже специального назначения). Однако, когда мне сказали, что это тот самый лимузин президентов, я честно говоря не поверил. Но потом, увидев номер машины, убранство его салона, честно говоря, был поражен. Сначала позволю себе лирическое отступление и поведаю, что же это был за автомобиль.

Всего на Заводе имени Лихачева, а вернее в специальном цехе было изготовлено 13 бронекапсул, встроенных в несущую раму. Именно они и послужили основой для лимузинов генсеков и президентов. Шестиметровый авто весил почти 5 тонн, обладал всем необходимым для комфортного путешествия. Он по идее даже от радиации мог бы защитить, хотя не знаю, не спрашивал. Как понимаете, при таком сухом весе ему были нужны специальные шины, ведь даже с прострелянными колесами ЗИЛ мог продолжать движение на высокой скорости. Еще в 90-х я побывал на московском шинном заводе, где по германской технологии на немецком же оборудование делались для них специальные шины. Состава мне никто не раскрывал, но выдержать такой вес и такую скорость может далеко не каждое колесо. Кстати под капотом стоял восьмицилиндровый мотор объемом в 7,7 литра, выдававший 315 лошадок и ускорявший сей дредноут до сотни за 13 секунд.

В салоне не было кожаной обивки и, в общем-то, ничего кроме приемника и переговорного устройства с водителем. А вот когда мне предложили завезти исполина, я этого сделать не смог. Это особая тема для рассказа, скажу лишь одно, угнать такую машину сможет только работник ГОНа. Это особая техника. Я понимаю Бориса Николаевича, который не любил этот автомобиль, и вовсе не потому, что ему претило все советское. Просто сама конструкция машины предполагала довольно длительное путешествие до заднего дивана, двери располагались посредине, а у Ельцина была больная спина и довольно высокий рост. Тяжело было ему передвигаться к сидению. Но зато, когда я сам уселся позади и меня стали водить по треку, меня поразила плавность хода этого лимузина. Кренов кузова почти не ощущалось, хот скорость давно перевалила за 120. А вот на месте водителя я почувствовал себя совсем некомфортно. Руль, снабженный мощнейшим усилителем, был не просто пустым, а ватным, а динамика 100 в 13 секунд, казавшаяся мне поначалу смешной, вообще напугала. К счастью, машины я не разбил, и все закончилось благополучно. А впечатления остались на всю жизнь.

Потом у Бориса Ельцина был аналогичный автомобиль, а потом он пересел в Mercedes с кузовом 140. Тот, кстати, так же не имел кожаной обивки сидений, да и был не пульманом, а просто удлиненной версией машины.

www.silver.ru

Каким был президентский седан ЗиЛ-4102 тридцатилетней давности

В середине 1980-х годов в СССР вновь назрел тот момент, когда высшие государственные чины захотели сменить «главный лимузин». На тот момент пятиместный ЗИЛ-41041 уже устарел, а потому конструкторскому отделу предприятия было поручено создать новую машину. Поговаривают, что распоряжение об этом пришло с самого верха, якобы такую задачу поставил лично первый и последний президент Советского Союза Михаил Сергеевич Горбачев.

Работы над новым автомобилем начали в 1985 году. В качестве образца был выбран новенький Rolls-Royce Silver Spirit. Уже в 1988 году шестой цех ЗиЛа предоставил сразу два опытных образца. Первый был выкрашен в черный цвет, а второй в золотистый. Машины получили прозвища «Мишка» и «Райка».

В тот год планировалось, что на базе нового ЗиЛ-4102 со временем будет создано целое семейство разнообразных авто. Позиционировалась машина, как более «демократичное» транспортное средство, относительного своего «чопорного» предшественника.

В отличие от всех предыдущих советских лимузинов ЗиЛ-4102 не имел рамы. Многие элементы в авто были сделаны из стеклопластика, например бампера, крышка багажника, панели крыши и пола, а также капот. Очень интересным решением было дублирование отдельных узлов и агрегатов машины. Так, в ЗиЛ-4102 было сразу два аккумулятора, две системы зажигания, два бензонасоса и даже дублированная тормозная система.

В движение автомобиль приводился V-образным 8-цилиндровым силовым агрегатом ЗИЛ-4104. Рабочий объем мотора составлял 7.68 литров, а выходящая мощность достигала 315 лошадиных сил. Работал мотор вкупе с автоматической трансмиссией. До 100 км/ч новинка разгонялась за 10.5 секунд. Это стало возможным за счет сокращения массы авто, которое достигалось благодаря использованию современных материалов. При движении на скорости в 90 км/ч машина потребляла около 18 литров топлива на 100 км. При скорости в 120 км/ч – 21 литр.

Закончилась история 4102-го печальной. Автомобиль показали Горбачеву. Руководителю страны машина пришлась совсем не по вкусу. Сначала инженеры надеялись доработать свое творение, однако денег на внесение изменений тогда найти не удалось.

Спустя некоторое время о проекте и вовсе все забыли, а потом он был закрыт окончательно. До наших дней сохранился только один седан, который в данный момент стоит в музее.

В продолжение темы есть еще вот такая подборка крутых ЗИЛовских прототипов, которые были незаслуженно позабыты в наше время.

2drive.ru

Все автомобили советских вождей: от Ленина до Горбачёва

Какие авто предпочитали использовать советские вожди для удовлетворения своих транспортных нужд? У каждого из них были свои отношения с техникой.

Эта Turcat-Mery, которая изображена на фотографии, не ленинская, но точно такая же, хоть и более раннего года выпуска.

С техникой Владимиру Ленину откровенно не везло. Полосу неудач начала первая эмиграция Ильича, когда некий швейцарец на роскошном Rolls-Royce сбил велосипедиста Ульянова, а весь четырёхколёсный транспорт первого вождя Страны Советов то угоняли, то обстреливали. Поэтому единственной машиной, без приключений дожившей до сегодняшнего момента, стало транспортное средство, на котором… вождь мирового пролетариата никогда не ездил, — это броневик английской марки Austin. Согласно официальной легенде, с башни этой бронемашины, возвращаясь из эмиграции, за неимением более подходящей трибуны Ленин прочёл знаменитые «Апрельские тезисы» возле Финляндского вокзала. После революции Ленин чаще всего разъезжал по улицам Петрограда на роскошном Turcat-Mery 1915 года выпуска. До этого машина сначала принадлежала Великой Княжне Татьяне, старшей дочери Николая Второго, а затем 50-сильным «французом» некоторое время обладал министр-председатель Временного правительства Александр Керенский. Историки откопали весьма занимательный эпизод из биографии этой машины: в декабре 1917 года Turcat-Mery угнали прямо со двора Смольного! Лучшие кадры ЧК быстро выяснили, что любимый лимузин Ильича украли контрабандисты, а сам автомобиль спрятан неподалёку от финской границы, в гараже пожарной части.

Есть версия (её придерживается, например, Л.М. Шугуров), что после выстрела Фанни Каплан раненого Ленина везли именно на Renault 40 CV, а не на Роллс-Ройсе. Хотя Renault использовался лишь во время следственного эксперимента по этому делу. После угона основатель СССР перестал жаловать Turcat-Mery и пользовался другой французской техникой: из гаража Романовых для Ильича выкатили Delaunay-Belleville 45. Но отец революции довольствовался комфортом 6-цилиндрового лимузина буквально несколько дней. 1 января 1918 года Ленин пережил покушение: Владимир Ильич не пострадал, но бандиты изрешетили добротный закрытый кузов настолько плотно, что восстановить машину не смогли. После этого личным транспортом революционеру служил Renault 40CV, также позаимствованный из императорского собрания. Притом машина повторила судьбу Turcat-Mery: в январе 1919-го налётчики буквально вышвырнули Ильича из лимузина и были таковы.

Delaunay-Belleville был основным автомобилем императора Николая II, но Владимира Ленина возил буквально неделю — пока не стал жертвой вооружённого налёта. Кузов работы французских мастеров петербургские «каретники» восстановить не смогли.

Чтобы народ узнавал своего вождя (и не повторял подобных авантюрных угонов), товарищ Ульянов пересел на открытый Rolls-Royce Silver Ghost 1914 года выпуска мощностью 55 л.с. Этот кабриолет из автопарка Михаила Романова (родного младшего брата императора Николая Второго), предназначенный для горных гонок, казался странным выбором: зачем нужна узкая, а потому не самая комфортная, и прожорливая машина? Но именно Серебряный призрак спас жизнь своему главному пассажиру. В Москве после покушения Фанни Каплан оказать помощь пострадавшему на месте было некому — будь не Rolls-Royce, а менее быстрый автомобиль, по дороге до Кремля Ильич скончался бы от кровопотери.

Говорят, в плане автомобилей Ильич был неприхотлив: ездил на том, что давали. Но зачем тогда советское правительство по поручению вождя заказало баснословно дорогие Роллс-Ройсы? На фото летний Rolls-Royce после реставрации. В конце 1910-х Леонид Красин (будущий полпред Советского Союза на территории Великобритании) начинает переговоры… о закупке партии Rolls-Royce для «молодой республики»! Странная потребность для разом обнищавшей страны, но 73 новенькие машины были поставлены советскому правительству. Один такой длиннобазный 73-сильный лимузин возил смертельно больного Ильича до самой кончины. Между прочим, на городских скоростях 7,4-литровый мотор расходовал немыслимые 2,5 ведра бензина на каждые 100 вёрст пути (или 28,7 литра на 100 км). Кстати, о смерти вождя мирового пролетариата сообщил именно его водитель Степан Гиль, добравшийся из Горок до Москвы на этом Silver Ghost

В Советской России топливо было ужасным, и в ноябре 1921-го Rolls-Royce 1920 года выпуска, оборудованный движителями Кегресса, вернулся обратно на завод для прочистки закоксованного двигателя. Между прочим, зимой именно Rolls-Royce оставался единственным быстрым способом добраться до Горок. В 1921 году Ленин поручил Путиловскому заводу перевести автомобиль на «движители Кегресса». В своё время личный «шоффэр» императора Адольф Кегресс (позднее работавший на Citroen и, между прочим, фактически придумавший принцип работы коробки передачи DSG) сделал для Николая II необычные автосани: вместо задних колёс поставил гусеницы — те самые движители Кегресса, — а на передние установил лыжи. Для Ильича Rolls-Royce переделали по аналогичному рецепту, благодаря чему машину отличала фантастическая проходимость. Даже по заснеженной целине.

На таком 12-цилиндровом фаэтоне Packard Twin Six Иосиф Сталин гонял (в буквальном смысле!) по улицам российской столицы, распробовав ранние версии этой модели на Царицынском фронте. Следующий советский правитель, Иосиф Сталин, не любил ни «британцев», ни «французов», зато искренне восхищался американскими автомобилями. После тряского 30-сильного Vauxhall императрицы Александры Фёдоровны (машина досталась отцу народов после нескольких владельцев), будучи на Царицынском фронте, будущий генсек получил поистине роскошный 12-цилиндровый Packard Twin Six. В столице, куда железный Иосиф вернулся после Гражданской войны, он сразу же попросил начальника гаража Совнаркома подыскать точно такой Паккард… Разумеется, подходящий автомобиль вскоре нашёлся, и Сталин постоянно носился по подмосковным дорогам, откинув брезентовую крышу.

Чем Сталину так полюбился подаренный Рузвельтом Packard Twelve, трудно понять, но этой машиной отец народов пользовался без малого 20 лет — до самой своей кончины. Но как только советская верхушка пересела на заказанные Красиным Роллс-Ройсы, Джугашвили пришлось отказаться от американского «дредноута». Зато сразу после Ленина появилась возможность закупить партию американских автомобилей: с 1925 года стали поступать Buick, Cadillac, Lincoln и, конечно, Packard. Для себя Сталин выбрал самый современный из Паккардов. В 1933-м 8-цилиндровый лимузин уступил место 12-цилиндровому фаэтону. Два года спустя американский посол, зная привязанности нового главы СССР, передал Сталину подарок президента США Франклина Рузвельта — бронированный лимузин Packard Twelve наиболее свежей, 14-й серии.

В Москву из Ленинграда лимузины Л-1 были отправлены своим ходом, но из-за поломок ни один из шести экипажей не добрался до столицы. После этого на проекте поставили крест. Этот «броневик» на долгие годы станет любимым автомобилем вождя. На 6-тонной (!) 155-сильной махине Иосиф Виссарионович приезжал на тегеранскую, ялтинскую и потсдамскую конференции. Из окна шестиоконного лимузина осматривал поверженный Берлин. При этом Сталин постоянно повторял, что использование советской элитой автомобилей иностранного производства — плохой пример. После этих заявлений ленинградский завод Красный Путиловец по образу и подобию американского Buick-30-90 создал модель Ленинград-1, но главному заказчику новинка не понравилась. Разработку главного советского лимузина перепоручили Заводу имени Сталина, так появился представительский ЗИС-101.

Вопреки распространённому мнению, на бронированных ЗИС-115 ездил не только Сталин, но и другие советские руководители. Всего московским заводом было собрано 32 машины «Проекта 100». В 1942 году перед работниками столичного автозавода, эвакуированного на Урал, была поставлена задача создать новое поколение представительского лимузина. Об автомобиле ЗИС-110 рассказывает материал «Герои Советского Союза. История парадных кабриолетов», но генсеку полагалась спецверсия этой машины — ЗИС-115. На тот момент созданный советскими специалистами шестиместный автомобиль скрытого бронирования был самым защищённым и безопасным лимузином главы государства. С 1947 года Сталин начал использовать эту 162-сильную модель массой более 5 тонн как основной служебный автомобиль, но от полюбившегося Паккарда не отказывался до самой смерти.

Lincoln Zephyr — мягко говоря, неординарная модель для своего времени: 12-цилиндров под капотом и крайне необычный дизайн делали этот седан очень желанным даже для штатовских автомобилистов. Никита Хрущёв тоже любил американские автомобили. В 1938 году тогдашний первый секретарь ЦК КП(б) Украины разъезжал на 12-цилиндровом Lincoln Zephyr, а после войны Хрущёв пересел на открытый Cadillac Fleetwood из ставки Гитлера под Винницей (до войны машина 1939 года выпуска возила по дорогам Германии посла США, но когда американское посольство было закрыто, Кадиллак национализировали и передали лично фюреру). На официальные мероприятия будущий генсек приезжал на служебном ЗИС-110, но водить личный Кадиллак старался как можно чаще. И даже забрал любимый «шестьдесят первый», когда перебрался из Киева на столичную работу.

Cadillac Fleetwood из ставки Гитлера очень нравился Хрущёву, но политик решил, что машина не должна простаивать и продал её через самый обычный комиссионный магазин. В Москве «американца» со временем пришлось продать — за Хрущёвым закрепили бронированный ЗИС-115 и открытый ЗИС-110, так что Cadillac по большей части простаивал. Обе машины «любителю показать кузькину мать» нравились, но… В 1955 году Хрущёва на женевской конференции глав государств-победителей удивило, насколько совершенен огромный открытый Chrysler Эйзенхауэра и насколько устарел советский ЗИС-110. Никита Сергеевич отдал распоряжение как можно скорее создать нечто подобное. Поглядывая на Packard Сaribbean, наши инженеры выпустили ЗИЛ-111 (здесь снова будет правильно сослаться на заметку «Герои Советского Союза. История парадных кабриолетов»).

Дизайн ЗИЛ-111 устарел до выхода самой машины. Что поделать, эпоха «аэрокосмического» оформления была скоротечной, и даже штатовские компании не всегда успевали следить за вектором переменчивой моды. Но каково было удивление генсека, когда новейший ЗИЛ опять смотрелся бедным родственником! Теперь главу советского государства поразил новейший Lincoln Continental Джона Кеннеди. Поэтому из поездки по Штатам Хрущёв привёз культовый Cadillac Fleetwood 75 и пожелание «догнать и перегнать Америку». Зиловцы смогли только немного подправить внешность модели 111, сделав её менее похожей на Чайку, после чего лимузин получил индекс 111Г и прозвище «Григорий». На этом погоня за заокеанским автопромом закончилась.

ЗИЛ-111Г по прозвищу Григорий — рестайлинговая версия «сто одиннадцатого», лишившаяся псевдоавиационных наворотов. Получилось спорно, но, безусловно, мощно и солидно. Никита Сергеевич любил автомобили, и редкая его заграничная поездка обходилась без покупки подарка самому себе. Вот только Хрущёва отличала странноватая особенность: часто купленные или подаренные иномарки он… попросту дарил. Mercedes-Benz 300 SL, больше известный как Крыло чайки, генсек презентовал Ленинградскому НИИ топливной аппаратуры, чтобы советские инженеры разгадали секрет заграничного «инжектора», кабриолет Renault Florida — дочери Раде, двухместный Fiat 2300 — сыну Сергею… А огромный чёрный Rolls-Royce Silver Cloud по поручению генсека передали дому-интернату пожилых большевиков, чтобы те на старости лет вспомнили Роллс-Ройсы ленинских времён.

Именно довоенный Buick 90 Limited заразил Брежнева вирусом автомобилизма. Кстати, приставка Limited означает, что автомобиль принадлежит к ограниченной серии. Но, пожалуй, самым неистовым ценителем автомобильной техники среди всех вождей СССР следует признать Брежнева. В конце тридцатых один из руководителей Днепропетровского обкома компартии, тогда ещё молодой партийный работник, получил американский автомобиль Buick 90 Limited. И с этого момента стал заядлым автомобилистом. К своему закату генсек владел почти полусотней разнообразных машин! Притом последний экземпляр для своей коллекции четырежды Герой Советского Союза получил буквально за полгода до смерти: к празднику 9 мая 1982 года газовцы презентовали больному генсеку 8-цилиндровую (!) версию своей новинки, модели ГАЗ-3102.

От редкого шестидверного пульмановского Мерседеса, считавшегося едва ли не самым совершенным автомобилем планеты, Брежнев отказаться не смог: такой машиной владели немногие, включая Папу Римского (об этом — наш материал «Святые колёса папамобилей»). Это про машины остальных правителей СССР можно рассказывать весьма обстоятельно, тогда как для автопарка Брежнева придётся ограничиться лишь перечислением наиболее примечательных экземпляров. За время правления «дорогого Леонида Ильича» гараж аппарата ЦК пополнился: Rolls-Royce Silver Shadow (1968) от предпринимателя Арманда Хаммера, Maserati Quattroporte (1968) от итальянских коммунистов, Mercedes-Benz 600 Pullman (1969) от канцлера ФРГ Вилли Брандта, Cadillac Eldorado (1972) и Lincoln Continental (1973) от Ричарда Никсона, Nissan President (1973) от премьер-министра Японии, Rolls-Royce Silver Shadow от королевы Великобритании Елизаветы II…

За время правления генсека Брежнева ЗИЛ-114 трижды обновлялся: на фото слева — версия 1967 года, справа вверху — 1971-го, а внизу — 1978-го, уже получившая новый индекс 4104. При этом генсек очень любил сам ездить за рулём: «С Брежневым за рулём мы помчались на большой скорости по узким извилистым сельским дорогам, так что можно было только молиться, чтобы на ближайшем перекрёстке появился полицейский и положил конец этой рискованной игре. Но это было слишком невероятно», — вспоминал поездку на подаренном Кадиллаке госсекретарь США Генри Киссинджер. «Мы помчались по одной из узких дорог, идущих по периметру вокруг Кэмп-Дэвида. Брежнев привык беспрепятственно продвигаться по центральным улицам Москвы, и я мог только воображать, что случится, если джип секретной службы или морских пехотинцев внезапно появится из-за угла на этой дороге», — также делился воспоминаниями Ричард Никсон.

В Горьком было собрано пять полноприводных Волг ГАЗ-24-95. Но охотничье хозяйство Завидово (читай, лично Леонида Ильича Брежнева) обслуживала только одна такая машина. Второй страстью Леонида Ильича была охота. По этой причине родился удивительный гибрид — полноприводная Волга. Инженеры Горьковского автозавода оснастили седан ГАЗ-24 (хотя логичнее было использовать универсал, но такой формат тогда считался непрестижным) трансмиссией от УАЗ-469 (при этом кузов оставался несущим), благодаря чему появилась уникальная по проходимости и комфорту машина. Мнения историков по поводу этой модели кардинально расходятся: одни говорят, что полноприводная «двадцать четвёрка» была любимой машиной Ильича, тогда как другие считают, что Брежнев воспользовался неординарным седаном лишь единожды.

В 1975 году универсал экстренной медицинской помощи ЗИЛ-114А был передан четвёртому управлению Минздрава СССР. Сначала машина была белого цвета, но затем её перекрасили. Официальным же автомобилем оставался, безусловно, ЗИЛ. К 50-летию Октябрьской революции Завод имени Лихачева подготовил действительно новое поколение правительственных лимузинов, которые прослужили до конца 90-х. Особенностью ЗИЛ-114 была X-образная рама (для неё характерна большая жёсткость на кручение) и дублирование основных систем автомобиля: две независимых электросистемы, резервная система тормозов… За долгий промежуток правления второго Ильича автомобиль пережил 3 обновления экстерьера, а на закате жизни пассажира №1 получил неожиданную спецверсию — реанимобиль, который постоянно требовался дряхлеющему вождю.

ЗИЛ-41047 обслуживал Горбачёва и Ельцина, хотя представлял собой, по сути, ЗИЛ-114 брежневских времён. До 2002 года было построено около 150 автомобилей, после чего седаны собирали по штучным заказам. В силу коротких сроков правления Юрий Андропов и Константин Черненко никакими автомобильными предпочтениями не запомнились. Разве что для первого зиловцы успели создать очередную генерацию правительственных лимузинов, ЗИЛ-41045 — лёгкий рестайлинг разработанного во времена Брежнева ЗИЛ-114. Притом следующий генсек, Михаил Горбачёв, также довольствовался брежневским «зилом», но пережившим очередное обновление. Этой машиной, получившей индекс 41047, после распада СССР, между прочим, пользовался и первый президент России Борис Ельцин.

ЗИЛ-4102 впервые для советских лимузинов имел несущий кузов и полностью независимые подвески, но основные агрегаты (пускай и модернизированные) получил от модели 41047. Интересно, что во времена Горбачёва столичные инженеры успели разработать и следующую редакцию правительственных «членовозов» (без этого словечка, пришедшего из сатиры, здесь не обойтись), но тут правительство по велению нового генерального секретаря взяло курс на отказ от привилегий. И новый ЗИЛ-4102, этакий советский Rolls-Royce, навсегда остался… Нет, в двух экземплярах: как шутили острословы, один — для Михаила, второй — для Раисы. Так что новой политической элите девяностых, когда зилы времён четырежды Героя Советского Союза безнадёжно устарели, не оставалось ничего другого, как пересесть на пульмановские Mercedes-Benz S-класса. Но это — другое время и другие автомобили.


ribalych.ru

На Дону раскрыли тайну бронекапсулы Раисы Горбачевой — Российская газета

Ростовчанам раскрыли секрет броневика, на котором ездила первая леди СССР Раиса Горбачева. Оборудованный бронекапсулой «ЗИЛ-41045» — один из редких экземпляров нового музея «Легенды СССР», расположенного на федеральной трассе М4 «Дон» вблизи города Каменска-Шахтинского. Здесь собрано три тысячи экспонатов. Создатель музея Владимир Бесчетный рассказал, как создавалась коллекция. Что любопытно, почти все раритеты в рабочем состоянии.

В чем тайна «бронекапсулы»?

Владимир Бесчетный: Всего было изготовлено 22 таких броневика. Раиса Горбачева не любила «ЗИЛы» и сетовала: «Министры ездят на красавицах «Чайках», а мы — на каких-то гробах!» Зато машина была супернадежная. За технологиями ее бронирования долго охотились иностранцы. В свое время это был один из самых защищенных автомобилей в мире. До перестройки американцы не могли разгадать этот секрет. А после развала СССР они купили старый «ЗИЛ», разобрали его и поняли, в чем его тайна. Сначала конструкторы сварили бронекапсулу, а потом построили вокруг нее автомобиль. Серийно такие нестандартные конструкции выпускать невозможно. «ЗИЛ-41045» находился в Гараже особого назначения, и это подтверждает справка, которую нам выдали в Кремле после приобретения автомобиля. Мы только его немного подкрасили, навели лоска. Сейчас восстанавливаем «ЗИМ», который делали для военных.

«Черный ворон» тоже хорошо сохранился? 

Владимир Бесчетный: Это тоже редкий экземпляр, только возил  совсем других людей, сотрудников НКВД и граждан, которых обычно забирали среди ночи по какому-нибудь доносу. От машины остался лишь остов, в одном из колхозов, в сарае у деда валялся, брошенный, ржавый. Внуки хотели сдать на металлолом. Мы его практически с нуля воссоздали. А сейчас автомобиль на ходу.

Как долго вы собирали коллекцию?

Владимир Бесчетный: Чтобы собрать три тысячи экспонатов понадобилось два года. Автомобили искали по всей стране. Ездили в Краснодарский край, в Воронежскую и Волгоградскую области, в Подмосковье. Под реставрационные работы приспособили цеха местного завода. Хромировать отвозили в Волгоградскую область и даже Армению. «Инвалидку», прозванную в народе «моргуновкой» после выхода на экраны фильма «Операция Ы». Машина не очень удобная и комфортная, но это первый автомобиль, который в СССР стали выдавать бесплатно. После двух лет эксплуатации он подлежал утилизации. После долгих поисков мы нашли ее, можно сказать, под боком, в одном из сел Ростовской области.

Вы просите не называть себя коллекционером. Почему?

Владимир Бесчетный: Большая часть их тех 30 автомобилей, что представлены в экспозиции, полусгнившие, ржавые стояли в гаражах. Некоторые, как, например, полуторку военных лет, вообще подняли со дна Ладожского озера. При реставрации использовали старые фотографии, чертежи, чтобы воссоздать подлинный внешний вид автомобиля, но при этом использовали современные краски, и я вам не ручаюсь, что этот винтик на автомобиле «Победа» — ее родной. Для меня непринципиально, что этот болт не был выпущен в 1936 году, от этого суть не меняется. А для антиквара очень важно, чтобы каждая деталь была именно того времени, каким датируется вещь. Тогда она раритет. И он тихо радуется своей коллекции, спрятанной в сейфе. Я хотел показать, какие красавцы автомобили выпускал отечественный автопром, каких достижений добилась наша страна в радиотехнике, какие удивительные вещи придумывали наши изобретатели. У нас есть экспонат — ультразвуковая стиральная машина, выпущенная еще в 1956 году. Так что никакой я не коллекционер. Патриот скорее. Все, что касается России, нашей промышленности, мне душу греет. Патриотизм — это любовь к родине. Вот я так свою любовь передаю. У каждого есть свои возможности передать свои чувства. У меня появилась финансовая, и я открыл музей.

К современному автопрому как относитесь?

Владимир Бесчетный: Отрицательно. Сейчас у нас нет собственного автопрома, сплошная копия зарубежных моделей. Он был разрушен. Автопром 30, 60, 70-х — это не тот автопром, который был в 80 — 90-х. Все уже было разворовано, растянуто. А эти автомобили, что представлены в экспозиции, — ими пользовались, их продавали за границу. А сейчас все китайское!

Кстати

Первым полностью отечественным автомобилем главы государства стал бронированный «ЗИС-115», работы над ним начались в 1942 году и закончились к 1945-му. Именно он стал основной машиной Сталина. При Хрущеве броневики отошли в прошлое, Никита Сергеевич любил появляться на публике в фаэтонах «ЗИС-110Б». Стремление догнать и перегнать Америку привело к появлению в 1959 году советского лимузина «ЗИЛ-111». Заимствовав дизайн и конструкцию у американцев, завод имени Лихачева обходился без иностранных комплектующих при производстве главного автомобиля страны.

rg.ru

Особая «Волга» Раисы Горбачевой. Была ли она на самом деле?

Здравствуйте уважаемые.
Наткнулся тут на передачу старенькую, в которой утверждалось,что у супруги первого и последнего Президента СССР, де-факто правительницы страны — Раисы Максимовны Горбачевой, была особая машина. С виду, как обычная «Волга» но на 8 сантиметров длиннее, а главное — вся начинка была от «БМВ». Собственно говоря-это и был собранный по спецзаказу БМВ в корпусе «Волги». Мне сие показалось ну крайне сомнительным, но я все-таки,решил проверить.
Поискал, посмотрел. И действительно все полная фигня.

В ГОНе (гараже особого назначения) таких машин отродясь не было, а до того, как Михаил Сергеевич (ну и Раиса Максимовна заодно) вознесся к вершинам власти и получил соответственно «членовоз» я тоже ничего подозрительного не заметил.
Так откуда взялся такой слух нелепый. Давайте разбираться.
Когда Горбачев был на вершине, его супруга передвигалась на 3 автомобилях. Сначала ее возили на 14-й Чайке (ГАЗ-14), со светлой отделкой задней части салона.

Однако «Чайка» Р.М. очень не нравилась. Настолько,что вскоре Горбачев передал для своей супруги ЗИЛ-41045,

а затем она пересела в новенький ЗИЛ-41047. Как раз с этой машиной больше всего фотографий и видео.

Однако взыскательный вкус Раисы Максимовны хотел большего.
Посему В 1988 году инженеры два прототипа новой машины ЗИЛ-4102. Кузов одного из них был окрашен в черный цвет, а другого – в золотистый. В нарде их прозвали «Мишка» и «Райка» :-)))

Автомобиль был безрамный. Комплектовался 8-цилиндровым V-образным двигателем объемом 7,68 л, мощностью 315 л.с. Автоматическая коробка передач позволяла разогнать машину от 0 до 100 км/ч за 10,5 секунд, а расход топлива при умеренной езде (около 90 км/ч) составлял всего 18 литров.
Салон был отделан по самым современным стандартам — раздельные сиденья для трех пассажиров и водителя, регулируемые при помощи электроприводов, система кондиционирования воздуха, электрические стеклоподъемники, 10-канальная акустическая система с CD-приводом, и даже бортовой компьютер с синтезатором речи. Мягкая, оборотистая машина. Но Горбачеву (или Раисе Сергеевне) не понравилось. Поэтому в серию не пошла. Сослались на нехватку средств.
А зря — выглядила неплохо.

Но это все «ЗИЛы». А что с «Волгами»-то? Откуда слухи-то? Ну, во-первых, были там дела определенные. В самом конце 1987 года было построено четыре опытных образца новой машины — ГАЗ-3105 (белого, черного, золотистого и темно-вишневого цвета). Дизайнером проекта выступил Игорь Безродных.

Достаточно интересный проект. Вклеенные верхние стекла не опускались, и нижним секциям доверили функцию форточек. Под капотом стоял V8 с электронным впрыском. У автомобиля был постоянный полный привод всех колес, подвеска — МакФерсон, рулевой механизм — реечный, тормоза — дисковые с АБС. Интерьеры для опытных образцов взяли от Saab 9000. Вполне нормально так. Может быть из-за этой машины пошел слух?

Или все-таки еще один вариант. И я думаю, дело именно в нем. По косвенным слухам, некоторое время в самом начале 80-х Раиса Максимовне, как супруге члена ЦК Политюро полагался автомобиль с водителем. Но так как сила и власть Михаила Сергеевича была еще не на уровне, было принято решение предоставить ей именно «Волгу». А точнее — новую ГАЗ — 3102 из ГОНа. Так вот, эта машина на самом деле длиннее на 10 см старой доброй ГАЗ-24. И более того, многие (и наверняка эту) ГОНовские машины переделывали в Финляндии. Меняли двигатель, ставили АКПП, сиденья, шумоизоляции. Обычно ставили Тайотовский. И что получается? Предположим, что кто-то из роботяг рассказал друзьям про новую «Волгу» с иностранным двигателем, а в народ пошел слух о спецзаказе для Раисы Максимовны. БМВ с корпусом «Волги».

Думаю, именно так и родился этот слух.
А Вы как считаете?
Приятного времени суток.

id77.livejournal.com

ЗиЛ Горбачёва vs. Кадилак Рейгана.: diecast_43 — LiveJournal

Вот запомнился же с детства дурацкий анекдот:
— Ты не знаешь, как зовут собаку Рейгана ?
— Знаю — Рональд !

Многие американцы были, наверно, удивлены видом фотографий Михаила Горбачева, поддерживающего Нэнси Рейган на похоронах ее мужа, и той данью уважения, которую он отдал Рональду Рейгану: «Настоящий лидер, человек твердого слова, оптимист … Он заслужил место в истории и в сердцах людей». В конце концов, разве не Рональд Рейган был «человеком, победившим коммунизм» (как провозгласил лондонский журнал Economist), и разве не Горбачев был лидером коммунистов Советского Союза в последние годы его существования?
Джек Ф. Мэтлок-мл. «ГОРБАЧЕВ И РЕЙГАН – партнеры в окончании холодной войны»

Для ребят, родившихся в середине 70-х, правление Горбачёва и Рейгана пришлось как раз на их самое счатливое время — на отрочество.
К середине 80-х холодная война была достаточно обострена. В 83-м Рейган назвал СССР «Империей зла». Горбачёв, практически с первых дней правления, пытался встретится с первым лицом США, и встреча состоялась в 1987-м в Рекьявике. Перед этим, правда, они встречались в Женеве в 85-м. Но та встреча ничего кроме обоюдного раздражения не принесла. В 89-м Рейган посетил Москву, и поддержал проводимые реформы. Долгий период застоя в отношениях двух сверхдержав и «холодная война» были рарушены этими людьми. И они останутся у нас в памяти вне зависимости от отношения к этим политикам и их поступкам.

ЗиЛ-41052 Горбачёва:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Cadillac Fleetwood Рейгана:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Обе модели выполнены из смолы. ЗиЛ — ДиПовое изделие из серии ГОН. Cadillac — TrueScaleMiniatures.


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Первые фото — ЗиЛ, вторые — Кадиллак:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

___________________________________________________________________________________________________________________________________


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

___________________________________________________________________________________________________________________________________


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

___________________________________________________________________________________________________________________________________


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

___________________________________________________________________________________________________________________________________


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Посмотреть на Яндекс.Фотках

___________________________________________________________________________________________________________________________________

Травлёнка отстаёт на смоляпых изделиях любой конторы:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Упаковали Кадиллак мощно:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Авто с разницей в четверть века:


Посмотреть на Яндекс.Фотках

Тёмно-синий самый элегантный, так ведь ?

В этом противостоянии, на мой вкус, ЗиЛ отыгрался за встречу в Рекьявике.

Ваше мнение, господа ?

diecast-43.livejournal.com

Призрак перестройки: последний автомобиль для Горбачева


ЗиЛ-4102 изначально задумывался в качестве базовой модели абсолютно нового семейства автомобилей для высшего партийного руководства страны. Параллельно с обычным 4-дверного седаном, в бюро по доводке и исследованию легковых автомобилей ЗиЛ разрабатывалась и его удлиненная версия с кузовом лимузин — ЗиЛ-4101, но закончить ее не успели. Первый и последний президент Союза М. С. Горбачев не одобрил перспективный прототип, требующий огромных затрат для внедрения в производство, поэтому проект нового ЗиЛ-4102 был полностью свернут и быстро забыт.

От своих монументальных рамных предшественников — седанов ЗиЛ-117 и 41041, новая машина отличалась, прежде всего, более легкой конструкцией с несущем кузовом и независимой подвеской всех колес. Панели крыши и пола, крышка багажника, капот  и бамперы были изготовлены из стеклопластика. Все эти меры позволили снизить массу седана, который был на 0.5 метра короче серийной «Волги» почти на 1,5 тонны (по сравнению с ЗиЛ-41041).

А вот силовой агрегат и коробка передач осталась прежней. Карбюраторная V-образная «восьмерка» рабочим объемом 7,7 литров развивала мощность 315 л.с. и работала в паре с 3-диапазонным «автоматом». От 0 до 100 км/ч крупный седан разгонялся за 10,5 секунд. Максимальная скорость составляла 190 км/ч, а средний расход топлива достигал 21 л/100 км. Основные системы автомобиля были продублированы: два аккумулятора, два бензонасоса, резервная система зажигания и тормозов.

Несмотря на крупные габариты, роскошный салон ЗиЛ-4102 сделали 4-местным. Сзади находилась пара раздельных кресел с электроприводами регулировок. На потолке был смонтирован блок управления освещением и климатической установкой. На полу находились откидные упоры для ног пассажиров — как в самолетах. Интерьер был отделан светлым велюром, кремовой кожей и вставками из натурального дерева. Тогдашний «полный фарш» включал в себя комплексный электропакет, продвинутую аудиосистему с кассетным проигрывателем, цифровым радиоприемником и 10 громкоговорителями, бортовой компьютер, кондиционер.

Интересно, что передние блок-фары итальянской фирмы Carello были позаимствованы у одной из моделей шведской компании

. ЗиЛ-4102 имел огромный топливный бак, который «съел» львиную долю полезного пространства в багажника.

Сегодня «Райка» хранится в запасниках московского Завода имени Лихачева. Автомобиль уже довольно давно не заводили, а общий пробег на сегодняшний день составляет порядка 10000 километров.

www.motori.ua

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *