ЗИЛ-41042 Чёрный Доктор VIP-скорая из СССР

В наши дни VIP-ы пользуются липовыми «скорыми», чтобы ездить по своим делам под мигалками и без правил. Но почти полвека назад всё было совсем наоборот — «скорая» для важных персон старательно делала вид, что она — обычный представительский автомобиль, и даже красилась в чёрный, чтобы затеряться во мчащемся кортеже.

Именно для сопровождения кортежей первых лиц ЗИЛом были созданы специальные медицинские универсалы, базирующиеся на легковых лимузинах, которые прозвали «Чёрными Докторами». Эти уникальные машины были разработаны для того, чтобы «в случае чего» очень быстро, комфортно и безопасно доставлять представителей государственной и партийной элиты в медицинские учреждения — не привлекая при этом излишнего внимания. 

Вот ты какой, «Чёрный Доктор»

Специальные автомобили на базе премиальных легковушек — таких как ЗИС-110 или ГАЗ-12 — в послевоенные годы были обычным делом. Компактных и практичных микроавтобусов в 40-е — 50-е попросту не было, и для нужд «скорой помощи» и такси — в том числе маршрутного — в те годы адаптировали просто наиболее вместительные автомобили из доступных в СССР

Экс-санитарный ‘ЗИМ’ ГАЗ-12 из коллекции Михаила Красинца. Виден спецсигнал над лобовым стеклом

Бывшие «санитарки» на базе ЗИМов, как и бывшие такси — не редкость и сегодня: такие машины после списания продавались «по остаточной» сотрудникам, и продолжали жить в частных руках. Внешне экс-санитарные ЗИМы можно отличить по следам от креплений спецсигналов на кузове, и по наружным петлям крышки багажника, которые позволяли поднимать её на больший угол

Красным обозначены петли багажной двери. Такие устанавливались только на медицинские ЗИМы, и отличают санитарную модификацию от ‘пассажирской’ — там петли были внутренними

К 70-м годам ситуация повернулась уже иначе: на поток уже уверенно встали микроавтобусы РАФ и УАЗ, массовыми стали санитарные автомобили на базе «Волги» уже двух поколений, и в целом, гражданскую медицину оснастили более подходящими для неё машинами. Но тогда советской стране потребовалась другая легковая VIP-скорая — уже совсем для других целей

Накапотная фигурка с отражением в чёрном глянце

ЗИС-110 был последним легковым автомобилем московского автозавода, выпускавшимся сравнительно массово. С появлением «ЗИМа», или ГАЗ-12, выпуск люксовых автомобилей на ЗИЛе перешёл с малосерийного на штучный, а легковое производство, уступив место грузовикам, уплотнилось в одном, «шестом» цехе завода. ЗИЛ-111 и другие наследники «110-го» выпускались уже единично — буквально по паре машин в месяц

Медицинский ЗИЛ-118А ‘Юность’

Тему медицинских автомобилей на ЗИЛе вновь открыла «Юность» первого поколения, модели 118А. По легенде, ходящей из уст в уста среди ЗИЛовцев, дабы убедить медиков дать зелёный свет машине, заводской водитель-испытатель Иван Лонтюшин смог пройти за рулём «Юности» маршрут от аэропорта «Внуково» до «Склифа» за 12 (!) минут — естественно, с полным карт-бланшем на нарушение Правил от московского ГАИ

ЗИЛ-118КА ‘Юность’. Та самая, машина снявшаяся в ‘ТАСС уполномочен заявить’

По мотивам этой легенды гонку «Юности» со смертью воспроизвели в фильме «ТАСС уполномочен заявить» — выполнила её, правда, медицинская «Юность» уже следующего поколения, модели 118КА.

Чтобы представить, какова была эта поездка — попробуйте проложить этот маршрут Яндексом в наши дни; даже ночью, без пробок, по современным широким улицам, он займёт по меньшей мере минут сорок…

Первый из ‘Чёрных Докторов’ — ЗИЛ-114ЕА, 1975 год. Фото из архива ЗИЛ

Предпосылки для создания подобных машин были просты и очевидны: в 1972 году дорогой Леонид Ильич перенёс первый инсульт, да и другие советские лидеры, будучи уже достаточно пожилыми людьми, не могли похвастать богатырским здоровьем.

Такая «скорая» предназначалась в первую очередь для скоростной и комфортной доставки особых пациентов в медучреждения. Главной мыслью, заложенной в техзадание, была условная незаметность «Чёрного доктора». Такая специальная «скорая» не должна была выбиваться из общей стилистики правительственного кортежа, и не должна была выдавать своего назначения снаружи. Именно поэтому такие машины красили в нехарактерный для «медиков» чёрный цвет, а салон — наглухо занавешивали шторами

Первый из ‘Чёрных Докторов’ — ЗИЛ-114ЕА на испытаниях, 1975 год. Фото из архива ЗИЛа

Для того, чтобы создать параллельную, передовую медицину не для всех, на базе Лечебно-Санитарного управления Кремля в 1953 году было организовано 4-е управление при Минздраве СССР, которое с 1967 года возглавлял заместитель министра, академик РАН и РАМН Евгений Иванович Чазов.

Именно Евгению Чазову своим появлением обязана система, известная нам как «Кремлёвская больница». Она известна в первую очередь борьбой за здоровье Брежнева, но на деле — стояла на переднем краю всей советской, да и мировой, медицины. Система «Кремлёвки» должна была стать экспериментальным полигоном, а после — эталоном для всеобщего советского здравоохранения

Путёвка в жизнь для ‘Чёрного Доктора’

К «Кремлёвке» были прикреплены не только партийные и государственные чиновники (их набралось на всю страну 4000 человек), но и все знаменитые люди страны: артисты, писатели, учёные, конструкторы и члены их семей. Таковых людей совокупно набралось 68 тысяч, которые были прикреплены к многочисленным медучреждениям «системы» 4-го управления — больницам, поликлиникам, санаториям, пансионатам…

Несколько цифр: в год в центральной клинической больнице лечились 20 тысяч человек, поликлиники «системы» принимали больше 15 миллионов посещений, а помимо обширной сети больниц и поликлиник, «4-е управление» располагало 24 санаторно-курортными учреждениями больше чем на 5 тысяч коек. Ныне эта «система» находится в ведении Управления делами Президента РФ, и именно этой системе потребовались специальные «легковые» скорые, разработку которых заказали ГАЗу и ЗИЛу

Медицинская ‘Чайка’ ГАЗ-13С. 2009 год, музей на Рогожском валу

ГАЗ ухитрился «соскочить» со сложного и проблемного заказа, перепоручив создание медицинской «Чайки» рижскому РАФу, уже наработавшему некоторый опыт в изготовлении санитарных автомобилей. Порядка 20 машин, получивших индекс ГАЗ-13С, изготовили в Риге, «перепилив» поставленные из Горького базовые седаны. Так как «обладатели» Чаек, как правило, обходились без полноценных кортежей, такие машины использовались именно в качестве разъездных автомобилей скорой помощи, работавших при ведомственных медучреждениях.
Позднее опыт кооперации ГАЗа и РАФа повторили, и подобную машину создали на базе «Чайки» следующего поколения — ГАЗ-14, получившую индекс ГАЗ-РАФ-3920. Таких «Чаек» сделали вдвое меньше

ГАЗ-РАФ-3920 на базе ГАЗ-14 ‘Чайка’

ЗИЛу же по ряду причин пришлось исполнять особый заказ своими силами. Первым «Чёрным доктором» стал ЗИЛ-114ЕА, построенный на базе ЗИЛ-114 — таких машин было построено две, в 1975 году, на базе бывших в эксплуатации седанов.

Опыт их испытаний и эксплуатации признали успешным, и в следующем поколении — ЗИЛ-115 — решили продолжить. Для этого в 1979-м построили несколько образцов «переходных» универсалов ЗИЛ-114НА. «Переходные» машины были основаны на лимузине ЗИЛ-114Н, представлявшем собой сочетание нового кузова ЗИЛ-115 (он же 4104) и агрегатной базы предыдущей модели, ЗИЛ-114

ЗИЛ-114НА: внешность новая, начинка — старая. Фото А.Новикова

‘Переходный’ ЗИЛ-114НА на испытаниях, 1979 год. Фото из архива ЗИЛ

ЗИЛ-114НА на испытаниях, 1979 год

Особенность всех ‘Чёрных докторов’, кроме последнего поколения — двухстворчатая задняя дверь с поднимающимся стеклом и опускающимся задним бортом. Номерной знак — в бампере. 1979 год, фото из архива ЗИЛ

Следующие же «серийные» машины, основанные на полноценно новом лимузине ЗИЛ-4104 (или ЗИЛ-115 по старой индексации) получили индекс 41042. Главное, и как бы не единственное принципиальное отличие «41042» от предыдущих воплощений «Чёрных Докторов», заключалось в возможности трансформировать медицинский отсек в «грузовой». Носилки демонтировались, кресло врача складывалось, и поверх медицинского оборудования ставилась специальная плоская платформа. Для каких «грузов» предназначался такой «фургон» — догадаться нетрудно…

Естественно, для управления такой машиной требуются права категории «С». Впрочем, этого было мало — в спецгаражах допускали к «членовозам» только профессионалов высочайшего класса, у которых открыты все возможные категории, вплоть до подводной лодки и ракеты «Восток»

Кабина водителя ЗИЛ-41042. Сиденье водителя — по-царски удобное!

Интерьер медицинского ЗИЛа немного скромнее, чем у обычного лимузина: там, где у «легкового» 41047 — велюр, у «медицинского» 41042 — менее маркая кожа. Приборная панель и другие элементы интерьера отделаны шпоном карельской берёзы, а всё, что похоже на кожу — натуральная кожа и есть

Селектор АКП на тоннеле. Видна чуть более скромная, чем у лимузинов, ‘музыка’

Спецсигналов, как и пульта управления ими от компании AEG-Telefunken, здесь нет: трудно утверждать, были ли они на этом экземпляре в принципе. Богатая «музыка» лимузина медицинской машине не досталась — на «Докторе» стоит простенькая советская магнитола, как на обычных легковушках той поры

Добро пожаловать! (или посторонним вход воспрещён)

Но самое интересное в этой машине, конечно же, кроется за перегородкой.

В медицинском салоне — места для трёх врачей: двое сидят спиной к перегородке, ещё один — на складном кресле, у правого борта, рядом с носилками. К левому борту смещены ложементы для носилок — почему-то сами они на этой машине уже отсутствуют. У правого борта, рядом с носилками — место для складного кресла третьего врача

Перегородка, как и остальной салон, отделаны натуральной кожей и шпоном карельской берёзы

По современной классификации ЗИЛ-41042 относится к классу «А» — как условная «Волга-универсал», или подготовленные Lada Largus или VW Caddy. В чисто утилитарном смысле ЗИЛ-41042 уступает даже обычному РАФу, который более просторен и функционален — но не так быстроходен. А главное — не следует забывать о его основной задаче: не выделяться из кортежа

Вид из правой двери салона назад

Потолок, хоть и выполнен куда более высоким, чем у лимузина, не позволяет ходить по салону в полный рост. Хирургическую операцию в таком салоне сделать тоже нельзя — но этого от машины и не требуется. «Чёрный доктор» предназначен лишь для очень скоростной, комфортной и безопасной доставки пациента в полноценное медучреждение, а машина оснащена лишь минимумом медицинского оборудования, которое можно разместить в салоне — и по своему назначению оно совсем не «реанимационное». Максимум возможностей — «откачать» забарахлившего пациента по дороге

Повышенный потолок медицинского салона, вид из правой двери

Другая интересная фишка «Чёрных докторов» состоит в том, что левая задняя дверь вовсе не ведёт в салон. За открывающейся нижней частью скрывается отсек для запасного колеса и водительского инструмента, а верхняя часть, с окном — глухая. Со стороны салона проём двери заглушен закрытыми стеллажами с медицинским оборудованием

Вид на медицинский салон через ‘пятую’ дверь

Ложементы под носилки и сплошные стеллажи для медицинского оборудования вдоль левого борта

Особенность «Чёрных докторов» последнего поколения, таких, как эта машина — задняя дверь нового образца, одностворчатая, поднимающаяся вверх.На четырёх последних машинах серии 41042 нет двери в виде раздельных половинок, как у всех предыдущих серий, а номерной знак «переехал» с бампера на эту самую «пятую дверь»

Одностворчатая задняя дверь с госномером на ней — особенность четырёх ‘Чёрных докторов’ последнего выпуска

Внимание на заднюю левую дверь, которая дверью на самом деле и не является

Уже с приходом Ельцина «чёрные доктора» потеряли свою актуальность. Для системы бывшего «4-го управления» в 90-е без стеснения закупили обычные медицинские иномарки (в первую очередь, американские), а в наши дни для ЦКБ и других кусочков той системы, подчиняющейся ныне Управделами Президента, закупают обычные современные «скорые», как у всех — ГАЗели, Транзиты, Спринтеры…

2019 год, Москва, Крылатское. 31 год спустя

В наши дни «Чёрный Доктор», представленный на этих фото, служит ретро-экспонатом на «Автотранспортном комбинате», где его поддерживают на ходу, и бережно хранят в сухости и тепле. Скорее всего, этот 41042 на сегодня — единственный хотя бы условно демонстрируемый публике представитель модели.
В силу особенностей прежней профессии, этот ЗИЛ до сих пор ведёт достаточно непубличный образ жизни, и людям показывается редко. На этих фото он «засветился» на внутреннем конкурсе профмастерства водителей Управления делами Президента РФ в Крылатском

motorbreath.ru

ЗИЛ 41042 Черный доктор (6 фото)

Автор:

Аноним


25 октября 2011 09:47

Практически всем известны легендарные лимузины марки ЗиЛ, перевозившие в советское время первых лиц государства. Облик этих машин и поныне вызывает уважение. Но мало кто знает что на базе этих автомобилей также выпускались и санитарные универсалы ЗИЛ 41042.


Машины эти предназначались для перевозки высокопоставленных лиц при их госпитализации. Длина кузова универсала была
увеличена, а на крыше появилась специальная надстройка. Автомобили были рассчитаны на бригаду из трех врачей и одного
лежачего пациента. Примечательно, что по левому борту задняя дверь была «фальшивой» — за ней располагалось запасное
колесо. Передний ряд сидений отделялся от остальной части автомобиля раздвижными шторками.
Эти автомобили выпускались во всех трех поколениях ЗИЛ 115 (4104,41045,41047) и неизменно получали индекс ЗИЛ 41042.
Машины построенные на базе ЗИЛ 41047 также отличались цельной задней дверью поднимающейся вверх, на спецуниверсалах
первых двух поколений задняя дверь была разделена на две половинки — нижняя откидывалась, а верхняя поднималась.
-В период с 1980 по 1981 годы на базе первого поколения ЗИЛ-115 (ЗИЛ 4104) было изготовлено три медицинских универсала.
-В 1986 году выпустили медицинскую версию третьего поколения на базе ЗИЛ 41047
-Почти 4-тонные автомобили обладали при своей массе неплохой динамикой, а все благодаря модернизированному
V-образному восьмицилиндровому двигателю ЗИЛ-114 объемом 7.7 литра и мощностью 315 л.с.

На данном фото можно примерно прикинуть впечатляющую длину этого автомобиля.

Предшественник этих автомобилей ЗиЛ 114ЕА:

Источник: unique-autos.ru

Понравился пост? Поддержи Фишки, нажми:

Новости партнёров

fishki.net

ЗИЛ-41042 «Чёрный Доктор». VIP-скорая из СССР

В наши дни VIP-ы пользуются липовыми «скорыми», чтобы ездить по своим делам под мигалками и без правил. Но почти полвека назад всё было совсем наоборот — «скорая» для важных персон старательно делала вид, что она — обычный представительский автомобиль, и даже красилась в чёрный, чтобы затеряться во мчащемся кортеже.

Именно для сопровождения кортежей первых лиц ЗИЛом были созданы специальные медицинские универсалы, базирующиеся на «легковых» лимузинах, которые прозвали «Чёрными Докторами». Эти уникальные машины были разработаны для того, чтобы «в случае чего» очень быстро, комфортно и безопасно доставлять представителей государственной и партийной элиты в медицинские учреждения — не привлекая при этом излишнего внимания.

Вот ты какой, Чёрный Доктор 

Специальные автомобили на базе премиальных легковушек — таких как ЗИС-110 или ГАЗ-12 — в послевоенные годы были обычным делом. Компактных и практичных микроавтобусов в 40-е — 50-е попросту не было, и для нужд такси — в том числе маршрутного — и «скорой помощи» в те годы адаптировали просто наиболее вместительные автомобили из доступных в СССР.
Бывшие «скорые» на базе ЗИМов — не редкость и сегодня: такие машины внешне можно отличить по креплению спецсигнала над лобовым стеклом, и по наружным петлям крышки багажника.

Экс-санитарный »ЗИМ» ГАЗ-12 из коллекции Михаила Красинца. Виден спецсигнал над лобовым стеклом 

Красным квадратом выделены петли багажной двери. Такие устанавливались только на медицинские ЗИМы, и отличают санитарную модификацию от »пассажирской» 

 

К 70-м годам ситуация повернулась уже иначе: «на поток» уже уверенно встали микроавтобусы РАФ и УАЗ, массовыми стали санитарные автомобили на базе «Волги» уже двух поколений, и в целом, гражданскую медицину оснастили более подходящими для неё машинами. Но тогда советской стране потребовалась уже своя специальная VIP-скорая — уже совсем для других целей.

Первый из »Чёрных Докторов» — ЗИЛ-114ЕА, 1975 год. Фото из архива ЗИЛ 

 

ЗИС-110 был последним «легковым» автомобилем московского автозавода, выпускавшимся сравнительно массово. С появлением «ЗИМа», или ГАЗ-12, выпуск люксовых автомобилей на ЗИЛе перешёл с малосерийного на штучный, а легковое производство, уступив место грузовикам, уплотнилось в одном, «шестом» цехе завода. ЗИЛ-111 и другие наследники «110-го» выпускались уже единично — буквально по одному-двум в месяц.

Тему медицинских автомобилей на ЗИЛе вновь открыла «Юность» первого поколения, модели 118А. По легенде, ходящей из уст в уста среди ЗИЛовцев, дабы убедить медиков дать зелёный свет машине, заводской водитель-испытатель смог пройти за рулём «Юности» маршрут от аэропорта «Внуково» до «Склифа» за 12 (!) минут — естественно, с полным карт-бланшем от московского ГАИ. Чтобы представить, какова была эта поездка — попробуйте проложить этот маршрут Яндексом в наши дни; даже ночью, без пробок, по современным широким улицам, он займёт по меньшей мере минут сорок…

Но «Юность» — машина несколько другого свойства, и была не совсем тем, что требовалось для сопровождения кортежей. Полноценная карета «скорой» на базе микроавтобуса в кортеже выглядела бы слишком вызывающе, подчёркивая всем своим видом проблемы со здоровьем у VIP-пассажира. При этом необходимость медицинского сопровождения любых поездок Брежнева и других советских лидеров по стране и миру сохранялась, и поэтому перед ЗИЛом и ГАЗом поставили задачу создать «легковую», скоростную и незаметную машину скорой помощи, способную сопровождать специальные кортежи.

Первый из »Чёрных Докторов» — ЗИЛ-114ЕА на испытаниях, 1975 год. Фото из архива ЗИЛа 

 

Предпосылки для создания подобных машин были просты и очевидны: в 1972 году дорогой Леонид Ильич перенёс первый инсульт, да и другие советские лидеры, будучи уже достаточно пожилыми людьми, не могли похвастать богатырским здоровьем.
Такая «скорая» предназначалась в первую очередь для скоростной и комфортной доставки «особых» пациентов в медучреждения. Главной мыслью, заложенной в «техзадание», была условная незаметность «чёрного доктора»: специальная «скорая» не должна была выбиваться из общей стилистики правительственного кортежа, и не должна была выдавать своего назначения снаружи. Именно поэтому такие машины красили в нехарактерный для «медиков» чёрный цвет.

Путёвка в жизнь для »Чёрного Доктора» 

Для того, чтобы создать параллельную, передовую медицину «не для всех», на базе Лечебно-Санитарного управления Кремля в 1953 году было организовано 4-е управление Минздрава СССР, которое с 1967 года возглавлял академик Чазов.

Именно Чазову своим появлением обязана система, известная нам как «Кремлёвская больница». Она известна в первую очередь борьбой за здоровье Брежнева, но на деле — стояла на переднем краю всей советской, да и мировой, медицины. Система «Кремлёвки» должна была стать экспериментальным полигоном, а после — эталоном для всеобщего советского здравоохранения.
К «Кремлёвке» были прикреплены не только партийные и государственные чиновники (их набралось на всю страну 4000 человек), но и все знаменитые люди страны: артисты, писатели, учёные, конструкторы и члены их семей. Таковых совокупно набралось 68 тысяч человек, которые были прикреплены к медучреждениям «системы» 4-го управления.

Несколько цифр: в год в центральной клинической больнице лечились 20 тысяч человек, поликлиники «системы» принимали больше 15 миллионов посещений, а помимо обширной сети больниц и поликлиник, «4-е управление» располагало 24 санаторно-курортными учреждениями больше чем на 5 тысяч коек. И именно этой системе потребовались специальные «легковые» скорые, разработку которых заказали ГАЗу и ЗИЛу.

Медицинская »Чайка» ГАЗ-13С. 2009 год, музей на Рогожском валу 

 

ГАЗ ухитрился соскочить со сложного и проблемного заказа, перепоручив создание медицинской «Чайки» рижскому РАФу, уже наработавшему некоторый опыт в изготовлении санитарных автомобилей. Пару десятков машин, получивших индекс ГАЗ-13С, изготовили в Риге, «перепилив» поставленные из Горького базовые седаны. Позднее опыт повторили, и подобную машину создали на базе «Чайки» следующего поколения — ГАЗ-14, получившую индекс ГАЗ-РАФ-3920. Так как «обладатели» Чаек, как правило, обходились без полноценных кортежей, такие машины использовались именно в качестве автомобилей скорой помощи, работавших при ведомственных медучреждениях.

 ГАЗ-РАФ-3920 на базе ГАЗ-14 »Чайка» 

ЗИЛу же по ряду причин пришлось исполнять особый заказ своими силами. Первым «Чёрным доктором» стал ЗИЛ-114ЕА, построенный на базе ЗИЛ-114 — таких машин было построено две, в 1975 году, на базе бывших в эксплуатации седанов. Опыт их испытаний и эксплуатации признали успешным, и в следующем поколении — ЗИЛ-115 — решили продолжить. Для этого в 1979-м построили несколько образцов «переходных» универсалов ЗИЛ-114НА. «Переходные» машины были основаны на лимузине ЗИЛ-114Н, представлявшем собой сочетание нового кузова ЗИЛ-115 (он же 4104) и «начинки» предыдущей модели, ЗИЛ-114.

ЗИЛ-114НА: внешность новая, начинка — старая. Фото А.Новикова 

 

ЗИЛ-114НА на испытаниях, 1979 год. Фото из архива ЗИЛ

 

Особенность всех »Чёрных докторов», кроме последнего поколения — двухстворчатая задняя дверь с поднимающимся стеклом и опускающимся задним бортом. Номерной знак — в бампере 

 

Следующие же «серийные» машины, основанные на полноценно новом лимузине ЗИЛ-4104 (или ЗИЛ-115 по старой индексации) получили индекс 41042. Главное, и как бы не единственное отличие «41042» от предыдущих воплощений «Чёрных Докторов», заключалось в возможности трансформировать медицинский отсек в «грузовой». Носилки демонтировались, кресло врача складывалось, и поверх медицинского оборудования ставилась специальная плоская платформа. Для каких «грузов» предназначался такой «фургон» — догадаться нетрудно…

14. ЗИЛ-41042 »Чёрный Доктор» собственной персоной 

 

Интересно, что от поколения к поколению внешность «серийных» Докторов менялась, а индекс — оставался прежним. Так модель «41042» сменила сразу три разных варианта оформления передней части: моделей «4104», «41045» и «41047».

К машинам последнего поколения, одной из четырёх выпущенных, относится и этот «Доктор». Автомобиль 1988 г/в принадлежит ФГБУ «Автотранспортный комбинат» Управления делами Президента РФ. Прежде это предприятие называлось «Транспортной частью ЦК КПСС» — отсюда оно и унаследовало столь специфичную машину.

Длина «Чёрного доктора» составляет внушительные 6,3 метра. Впрочем, выдающийся он не только длиной: даже сухая масса ЗИЛ-41042 составляет 3,9 тонны, а полная — больше 4,1 тонны — больше, чем под завязку гружёная ГАЗель!
Алюминиевая «восьмёрка» модели ЗИЛ-4104 под капотом развивает 315 л.с., а «максималка» этого медицинского танка составляет внушительные для его размеров и массы 190 км/ч. Коробка — естественно, автомат, разгон этого танка до сотни — за 13 секунд.

 

Естественно, для управления этой машиной требуются права категории «С». Впрочем, этого было мало — в спецгаражах допускали к «членовозам» только профессионалов высочайшего класса, у которых открыты все возможные категории, вплоть до ракеты «Восток».

Кабина водителя ЗИЛ-41042. Сиденье водителя — по-царски удобное! 

Интерьер медицинского ЗИЛа немного скромнее, чем у обычного лимузина: там, где у «легкового» 41047 — велюр, у «медицинского» 41042 — менее маркая кожа. Приборная панель и другие элементы интерьера отделаны шпоном карельской берёзы, а всё, что похоже на кожу — натуральная кожа и есть.

Селектор АКП на тоннеле. Видна чуть более скромная, чем у лимузинов, »музыка» 

 

 

Но самое интересное в этой машине, конечно же, кроется за перегородкой.
В медицинском салоне — места для трёх медиков: двое сидят спиной к перегородке, ещё один — на складном кресле, у правого борта, рядом с носилками. К левому борту смещены ложементы для носилок — почему-то сами они на этой машине уже отсутствуют. У правого борта, рядом с носилками — место для складного кресла третьего врача.

По современной классификации ЗИЛ-41042 относится к классу А — как условная «Волга-универсал», Lada Largus или VW Caddy. В чисто утилитарном смысле ЗИЛ-41042 уступает даже обычному РАФу, который более просторен и функционален — но не так быстроходен. А главное — не следует забывать о главной задаче — не выделяться из кортежа). Интересно, что ЗИЛ оснащал свои «легковушки» даже шинами с прообразом технологии RunFlat — благодаря жёсткой боковине покрышки, машина при необходимости могла двигаться даже с пробитым колесом.

Вид из правой двери салона назад 

 

Потолок, хоть и выполнен куда более высоким, чем у лимузина, не позволяет ходить по салону в полный рост. Хирургическую операцию в таком салоне сделать тоже нельзя — но этого от машины и не требуется. «Чёрный доктор» предназначен лишь для очень скоростной, комфортной и безопасной доставки пациента в полноценное медучреждение, а машина оснащена лишь минимумом медицинского оборудования, которое можно разместить в салоне — и по своему назначению оно совсем не «реанимационное».

Повышенный потолок медицинского салона, вид из правой двери 

 

 

Другая интересная фишка «Чёрных докторов» состоит в том, что левая задняя дверь вовсе не ведёт в салон. За открывающейся нижней частью скрывается отсек для запасного колеса и водительского скарба, а верхняя часть, с окном — глухая. Со стороны салона проём двери заглушен закрытыми стеллажами с медицинским оборудованием.

 

Вид на медицинский салон через »пятую» дверь

 

Особенность «Чёрных докторов» последнего поколения, таких, как эта машина — задняя дверь нового образца, одностворчатая, поднимающаяся вверх.На четырёх последних машинах серии 41042 нет двери в виде раздельных половинок, как у всех предыдущих серий, а номерной знак «переехал» с бампера на эту самую «пятую дверь».

Одностворчатая задняя дверь с госномером на ней — особенность четырёх »Чёрных докторов» последнего выпуска 


 

 

Уже с приходом Ельцина «чёрные доктора» потеряли свою актуальность. Для системы бывшего «4-го управления» в 90-е без стеснения закупили обычные медицинские иномарки (в первую очередь, американские), а в наши дни для ЦКБ и других кусочков той системы, подчиняющейся ныне Управделами Президента, закупают обычные современные «скорые», как у всех — ГАЗели, Транзиты, Спринтеры…

 

Медицинские универсалы, построенные на базе ЗИЛовских «членовозов», даже среди и без того редких собратьев — огромный эксклюзив: во всех генерациях их было построено не больше полутора десятков. Получилось, что на сегодня «Чёрный доктор» ЗИЛ-41042 — зверь даже более экзотический, чем некогда секретная президентская «бронекапсула» ЗИЛ-41052.

По мере вывода «докторов» из эксплуатации в спецгаражах, даже построенные крохи таких машин стали окончательно растворяться в тумане. Несколько машин досталось московским ритуальщикам, и сгинули на этой работе ещё на рубеже девяностых. Ещё несколько ЗИЛов — рассосались между частными нычками олигархов. Одна машина в своё время «зависла» на таможне в порту Одессы, где хранится уже добрый десяток лет в компании обычного лимузина — им не удалось выехать в чью-то коллекцию за рубежом.

В силу особенностей прежней профессии, этот ЗИЛ до сих пор ведёт достаточно непубличный образ жизни, и людям показывается редко. На этих фото он выставлен на внутреннем конкурсе профмастерства водителей Управления делами Президента РФ в Крылатском.

 

2019 год, Москва, Крылатское. 31 год спустя 

 

В наши дни «Чёрный Доктор», представленный на этих фото, служит ретро-экспонатом на «Автотранспортном комбинате», где его поддерживают на ходу, и бережно хранят в сухости и тепле. Скорее всего, этот 41042 на сегодня — единственный хотя бы условно демонстрируемый публике представитель модели.

 

 

Ильяс Жусипов

 

 

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

zabarankoi.mirtesen.ru

ЗИЛ-41042 «Чёрный Доктор». VIP-скорая из СССР

В наши дни VIP-ы пользуются липовыми «скорыми», чтобы ездить по своим делам под мигалками и без правил. Но почти полвека назад всё было совсем наоборот — «скорая» для важных персон старательно делала вид, что она — обычный представительский автомобиль, и даже красилась в чёрный, чтобы затеряться во мчащемся кортеже.

Именно для сопровождения кортежей первых лиц ЗИЛом были созданы специальные медицинские универсалы, базирующиеся на легковых лимузинах, которые прозвали «Чёрными Докторами». Эти уникальные машины были разработаны для того, чтобы «в случае чего» очень быстро, комфортно и безопасно доставлять представителей государственной и партийной элиты в медицинские учреждения — не привлекая при этом излишнего внимания.

 

Вот ты какой, Чёрный Доктор

Специальные автомобили на базе премиальных легковушек — таких как ЗИС-110 или ГАЗ-12 — в послевоенные годы были обычным делом. Компактных и практичных микроавтобусов в 40-е — 50-е попросту не было, и для нужд «скорой помощи» и такси — в том числе маршрутного — в те годы адаптировали просто наиболее вместительные автомобили из доступных в СССР.

Экс-санитарный »ЗИМ» ГАЗ-12 из коллекции Михаила Красинца. Виден спецсигнал над лобовым стеклом

Бывшие «санитарки» на базе ЗИМов, как и бывшие такси — не редкость и сегодня: такие машины после списания продавались «по остаточной» сотрудникам, и продолжали жить в частных руках. Внешне экс-санитарные ЗИМы можно отличить по следам от креплений спецсигналов на кузове, и по наружным петлям крышки багажника, которые позволяли поднимать её на бо’льший угол.

 

Красным обозначены петли багажной двери. Такие устанавливались только на медицинские ЗИМы, и отличают санитарную модификацию от »пассажирской» — там петли были внутренними

К 70-м годам ситуация повернулась уже иначе: на поток уже уверенно встали микроавтобусы РАФ и УАЗ, массовыми стали санитарные автомобили на базе «Волги» уже двух поколений, и в целом, гражданскую медицину оснастили более подходящими для неё машинами. Но тогда советской стране потребовалась другая легковая VIP-скорая — уже совсем для других целей.

 

Накапотная фигурка с отражением в чёрном глянце

ЗИС-110 был последним легковым автомобилем московского автозавода, выпускавшимся сравнительно массово. С появлением «ЗИМа», или ГАЗ-12, выпуск люксовых автомобилей на ЗИЛе перешёл с малосерийного на штучный, а легковое производство, уступив место грузовикам, уплотнилось в одном, «шестом» цехе завода. ЗИЛ-111 и другие наследники «110-го» выпускались уже единично — буквально по паре машин в месяц.

Медицинский ЗИЛ-118А »Юность»

Тему медицинских автомобилей на ЗИЛе вновь открыла «Юность» первого поколения, модели 118А. По легенде, ходящей из уст в уста среди ЗИЛовцев, дабы убедить медиков дать зелёный свет машине, заводской водитель-испытатель Иван Лонтюшин смог пройти за рулём «Юности» маршрут от аэропорта «Внуково» до «Склифа» за 12 (!) минут — естественно, с полным карт-бланшем на нарушение Правил от московского ГАИ.

 

ЗИЛ-118КА »Юность». Та самая, машина снявшаяся в »ТАСС уполномочен заявить»

По мотивам этой легенды гонку «Юности» со смертью воспроизвели в фильме «ТАСС уполномочен заявить» — выполнила её, правда, медицинская «Юность» уже следующего поколения, модели 118КА.
Чтобы представить, какова была эта поездка — попробуйте проложить этот маршрут Яндексом в наши дни; даже ночью, без пробок, по современным широким улицам, он займёт по меньшей мере минут сорок…

Но «Юность» — машина несколько другого свойства, и она была не совсем тем, что требовалось для сопровождения кортежей. Полноценная карета «скорой» на базе микроавтобуса в кортеже первого лица выглядела бы слишком вызывающе, подчёркивая всем своим видом старость и немощь VIP-пассажира. При этом необходимость медицинского сопровождения любых поездок Брежнева и других лидеров по стране и миру сохранялась, и поэтому перед ЗИЛом и ГАЗом поставили задачу создать «легковую», скоростную и незаметную машину скорой помощи, способную сопровождать кортежи первых лиц.

 

Первый из »Чёрных Докторов» — ЗИЛ-114ЕА, 1975 год. Фото из архива ЗИЛ

Предпосылки для создания подобных машин были просты и очевидны: в 1972 году дорогой Леонид Ильич перенёс первый инсульт, да и другие советские лидеры, будучи уже достаточно пожилыми людьми, не могли похвастать богатырским здоровьем.
Такая «скорая» предназначалась в первую очередь для скоростной и комфортной доставки особых пациентов в медучреждения. Главной мыслью, заложенной в техзадание, была условная незаметность «Чёрного доктора». Такая специальная «скорая» не должна была выбиваться из общей стилистики правительственного кортежа, и не должна была выдавать своего назначения снаружи. Именно поэтому такие машины красили в нехарактерный для «медиков» чёрный цвет, а салон — наглухо занавешивали шторами.

 

Первый из »Чёрных Докторов» — ЗИЛ-114ЕА на испытаниях, 1975 год. Фото из архива ЗИЛа

Для того, чтобы создать параллельную, передовую медицину не для всех, на базе Лечебно-Санитарного управления Кремля в 1953 году было организовано 4-е управление при Минздраве СССР, которое с 1967 года возглавлял заместитель министра, академик РАН и РАМН Евгений Иванович Чазов.
Именно Евгению Чазову своим появлением обязана система, известная нам как «Кремлёвская больница». Она известна в первую очередь борьбой за здоровье Брежнева, но на деле — стояла на переднем краю всей советской, да и мировой, медицины. Система «Кремлёвки» должна была стать экспериментальным полигоном, а после — эталоном для всеобщего советского здравоохранения.

 

Путёвка в жизнь для »Чёрного Доктора»

К «Кремлёвке» были прикреплены не только партийные и государственные чиновники (их набралось на всю страну 4000 человек), но и все знаменитые люди страны: артисты, писатели, учёные, конструкторы и члены их семей. Таковых людей совокупно набралось 68 тысяч, которые были прикреплены к многочисленным медучреждениям «системы» 4-го управления — больницам, поликлиникам, санаториям, пансионатам…
Несколько цифр: в год в центральной клинической больнице лечились 20 тысяч человек, поликлиники «системы» принимали больше 15 миллионов посещений, а помимо обширной сети больниц и поликлиник, «4-е управление» располагало 24 санаторно-курортными учреждениями больше чем на 5 тысяч коек. Ныне эта «система» находится в ведении Управления делами Президента РФ, и именно этой системе потребовались специальные «легковые» скорые, разработку которых заказали ГАЗу и ЗИЛу.

 

Медицинская »Чайка» ГАЗ-13С. 2009 год, музей на Рогожском валу

ГАЗ ухитрился «соскочить» со сложного и проблемного заказа, перепоручив создание медицинской «Чайки» рижскому РАФу, уже наработавшему некоторый опыт в изготовлении санитарных автомобилей. Порядка 20 машин, получивших индекс ГАЗ-13С, изготовили в Риге, «перепилив» поставленные из Горького базовые седаны. Так как «обладатели» Чаек, как правило, обходились без полноценных кортежей, такие машины использовались именно в качестве разъездных автомобилей скорой помощи, работавших при ведомственных медучреждениях.
Позднее опыт кооперации ГАЗа и РАФа повторили, и подобную машину создали на базе «Чайки» следующего поколения — ГАЗ-14, получившую индекс ГАЗ-РАФ-3920. Таких «Чаек» сделали вдвое меньше.

 

ГАЗ-РАФ-3920 на базе ГАЗ-14 »Чайка»

ЗИЛу же по ряду причин пришлось исполнять особый заказ своими силами. Первым «Чёрным доктором» стал ЗИЛ-114ЕА, построенный на базе ЗИЛ-114 — таких машин было построено две, в 1975 году, на базе бывших в эксплуатации седанов.
Опыт их испытаний и эксплуатации признали успешным, и в следующем поколении — ЗИЛ-115 — решили продолжить. Для этого в 1979-м построили несколько образцов «переходных» универсалов ЗИЛ-114НА. «Переходные» машины были основаны на лимузине ЗИЛ-114Н, представлявшем собой сочетание нового кузова ЗИЛ-115 (он же 4104) и агрегатной базы предыдущей модели, ЗИЛ-114.

 

ЗИЛ-114НА: внешность новая, начинка — старая. Фото А.Новикова

 

»Переходный» ЗИЛ-114НА на испытаниях, 1979 год. Фото из архива ЗИЛ

 

ЗИЛ-114НА на испытаниях, 1979 год

Особенность всех »Чёрных докторов», кроме последнего поколения — двухстворчатая задняя дверь с поднимающимся стеклом и опускающимся задним бортом. Номерной знак — в бампере. 1979 год, фото из архива ЗИЛ

Следующие же «серийные» машины, основанные на полноценно новом лимузине ЗИЛ-4104 (или ЗИЛ-115 по старой индексации) получили индекс 41042. Главное, и как бы не единственное принципиальное отличие «41042» от предыдущих воплощений «Чёрных Докторов», заключалось в возможности трансформировать медицинский отсек в «грузовой». Носилки демонтировались, кресло врача складывалось, и поверх медицинского оборудования ставилась специальная плоская платформа. Для каких «грузов» предназначался такой «фургон» — догадаться нетрудно…

 

ЗИЛ-41042 »Чёрный Доктор» собственной персоной

Интересно, что от поколения к поколению внешность «серийных» Докторов менялась, а индекс — оставался прежним. Так модель «41042» сменила сразу три разных варианта оформления передней части, позаимствовав их последовательно от моделей «4104», «41045» и «41047» — и не поменяв при этом ни обозначения, ни конструктива.

К машинам последнего поколения, одной из четырёх выпущенных, относится и этот «Доктор». Автомобиль 1988 г/в принадлежит ФГБУ «Автотранспортный комбинат» Управления делами Президента РФ. Прежде это предприятие называлось «Транспортной частью ЦК КПСС» — отсюда оно и унаследовало столь специфичную машину.

Длина «Чёрного доктора» приближается к 6,5 метрам. Впрочем, выдающийся он не только длиной: даже сухая масса ЗИЛ-41042 составляет 3,9 тонны, а полная — вплотную приближается к 5 тоннам. Это больше, чем под завязку гружёная ГАЗель, и вплотную приближается к гружёному ГАЗ-52!

Алюминиевая «восьмёрка» модели ЗИЛ-4104 под капотом развивает 315 л.с., а «максималка» этого медицинского танка составляет внушительные для его размеров и массы 190 км/ч. Коробка — естественно, автоматическая, а разгон этого танка до сотни — занимает 13 секунд, что для его массы — цифра фантастическая.
Интересно, что ЗИЛ оснащал свои «легковушки» даже специальными шинами с прообразом современной технологии RunFlat — благодаря жёсткой боковине покрышки, такая машина при необходимости могла без проблем двигаться дальше даже с пробитым колесом.

 

Естественно, для управления такой машиной требуются права категории «С». Впрочем, этого было мало — в спецгаражах допускали к «членовозам» только профессионалов высочайшего класса, у которых открыты все возможные категории, вплоть до подводной лодки и ракеты «Восток».

 

Кабина водителя ЗИЛ-41042. Сиденье водителя — по-царски удобное!

Интерьер медицинского ЗИЛа немного скромнее, чем у обычного лимузина: там, где у «легкового» 41047 — велюр, у «медицинского» 41042 — менее маркая кожа. Приборная панель и другие элементы интерьера отделаны шпоном карельской берёзы, а всё, что похоже на кожу — натуральная кожа и есть.

Полный размер

Селектор АКП на тоннеле. Видна чуть более скромная, чем у лимузинов, »музыка»

 

Спецсигналов, как и пульта управления ими от компании AEG-Telefunken, здесь нет: трудно утверждать, были ли они на этом экземпляре в принципе. Богатая «музыка» лимузина медицинской машине не досталась — на «Докторе» стоит простенькая советская магнитола, как на обычных легковушках той поры.

 

Полный размер

Добро пожаловать! (или посторонним вход воспрещён)

Но самое интересное в этой машине, конечно же, кроется за перегородкой.
В медицинском салоне — места для трёх врачей: двое сидят спиной к перегородке, ещё один — на складном кресле, у правого борта, рядом с носилками. К левому борту смещены ложементы для носилок — почему-то сами они на этой машине уже отсутствуют. У правого борта, рядом с носилками — место для складного кресла третьего врача.

Полный размер

Перегородка, как и остальной салон, отделаны натуральной кожей и шпоном карельской берёзы

По современной классификации ЗИЛ-41042 относится к классу «А» — как условная «Волга-универсал», или подготовленные Lada Largus или VW Caddy. В чисто утилитарном смысле ЗИЛ-41042 уступает даже обычному РАФу, который более просторен и функционален — но не так быстроходен. А главное — не следует забывать о его основной задаче: не выделяться из кортежа.

Полный размер

Вид из правой двери салона назад

Потолок, хоть и выполнен куда более высоким, чем у лимузина, не позволяет ходить по салону в полный рост. Хирургическую операцию в таком салоне сделать тоже нельзя — но этого от машины и не требуется. «Чёрный доктор» предназначен лишь для очень скоростной, комфортной и безопасной доставки пациента в полноценное медучреждение, а машина оснащена лишь минимумом медицинского оборудования, которое можно разместить в салоне — и по своему назначению оно совсем не «реанимационное». Максимум возможностей — «откачать» забарахлившего пациента по дороге.

Полный размер

Повышенный потолок медицинского салона, вид из правой двери

Другая интересная фишка «Чёрных докторов» состоит в том, что левая задняя дверь вовсе не ведёт в салон. За открывающейся нижней частью скрывается отсек для запасного колеса и водительского инструмента, а верхняя часть, с окном — глухая. Со стороны салона проём двери заглушен закрытыми стеллажами с медицинским оборудованием.

Полный размер

Вид на медицинский салон через »пятую» дверь

Полный размер

Ложементы под носилки и сплошные стеллажи для медицинского оборудования вдоль левого борта

Особенность «Чёрных докторов» последнего поколения, таких, как эта машина — задняя дверь нового образца, одностворчатая, поднимающаяся вверх.На четырёх последних машинах серии 41042 нет двери в виде раздельных половинок, как у всех предыдущих серий, а номерной знак «переехал» с бампера на эту самую «пятую дверь».

Полный размер

Одностворчатая задняя дверь с госномером на ней — особенность четырёх »Чёрных докторов» последнего выпуска

Полный размер

Внимание на заднюю левую дверь, которая дверью на самом деле и не является

Уже с приходом Ельцина «чёрные доктора» потеряли свою актуальность. Для системы бывшего «4-го управления» в 90-е без стеснения закупили обычные медицинские иномарки (в первую очередь, американские), а в наши дни для ЦКБ и других кусочков той системы, подчиняющейся ныне Управделами Президента, закупают обычные современные «скорые», как у всех — ГАЗели, Транзиты, Спринтеры…

Полный размер

Передок от последнего поколения серийных легковых ЗИЛов — от модели 41047

 

Медицинские универсалы, построенные на базе ЗИЛовских «членовозов», даже среди и без того редких собратьев — огромный эксклюзив: во всех генерациях их было построено не больше полутора десятков. Получилось, что на сегодня «Чёрный доктор» ЗИЛ-41042 — зверь даже более экзотический, чем некогда секретная президентская «бронекапсула» ЗИЛ-41052.

По мере вывода «докторов» из эксплуатации в спецгаражах, даже построенные крохи таких машин стали окончательно растворяться в тумане. Несколько машин досталось московским ритуальщикам, и сгинули на этой работе ещё на рубеже девяностых. Ещё несколько ЗИЛов — рассосались между частными нычками олигархов. Одна машина в своё время «зависла» на таможне в порту Одессы, где хранится уже добрый десяток лет в компании обычного лимузина — им не удалось выехать в чью-то коллекцию за рубежом.

 

Полный размер

2019 год, Москва, Крылатское. 31 год спустя

В наши дни «Чёрный Доктор», представленный на этих фото, служит ретро-экспонатом на «Автотранспортном комбинате», где его поддерживают на ходу, и бережно хранят в сухости и тепле. Скорее всего, этот 41042 на сегодня — единственный хотя бы условно демонстрируемый публике представитель модели.
В силу особенностей прежней профессии, этот ЗИЛ до сих пор ведёт достаточно непубличный образ жизни, и людям показывается редко. На этих фото он «засветился» на внутреннем конкурсе профмастерства водителей Управления делами Президента РФ в Крылатском.

В завершение — бонус. Небольшое видео о том, как урчит алюминиевый ЗИЛовский V8 в 300+ лошадей

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

auto.mirtesen.ru

«Наблюдалки», «догонялки» и «Черный доктор»: уникальные машины спецслужб СССР » Автоновости — свежие автомобильные новости, новости авторынка России и мира. Читайте свежие авто новости на

В советские времена никто даже предположить не мог, что в редком автомобильном движении рядом с вами едут легковые машины, абсолютно ничем не отличающиеся от себе подобных, но наделенные моторами в пару сотен лошадиных сил и способные, сорвавшись с места, за считанные секунды развить скорость в пару сотен километров в час. Такие сверхмощные, быстроходные и неприметные автомобили с секретной аппаратурой, закамуфлированные под обычные легковушки, несли скрытую службу в системе Комитета государственной безопасности.

На заглавной фотографии — мощный спецавтомобиль ЗИЛ-41072 Скорпион для сопровождения и охраны кортежа Президента СССР (фото А. Барашкова)

Лучший и последний советский спецавтомобиль Скорпион в Кремле

В их обязанности входили наружное наблюдение за окружающей обстановкой, диссидентами или иностранцами, преследование подозрительных машин и сопровождение автомобилей высших советских и партийных работников. К этой же засекреченной категории относились специальные санитарные автомобили для оказания экстренной медицинской помощи обитателям лимузинов из правительственных кортежей.

ГАЗ М-20Г (1955–1958 гг.)

Достаточно совершенная легковая Победа с четырехцилиндровым двигателем в 50 л. с. привлекала внимание не только военных, но и сотрудников КГБ. В середине 1950-х по заказу столь солидного ведомства Горьковский автозавод приступил к сборке более мощного и быстроходного спецавтомобиля М-20Г, внешне не отличавшегося от серийных вариантов М-20 и М-20В. Его оборудовали шестицилиндровым мотором мощностью 90 л. с. с масляным радиатором, гидромеханической трансмиссией, задним мостом от автомобиля ГАЗ-12 (ЗИМ) и 100-литровым топливным баком. В комплектацию машины входили средства радиосвязи и специальные звуковые сигналы.


Первый советский спецавтомобиль М-20Г на базе Победы М-20

Машина наблюдения М-20Г на шасси М-20В (из архива И. Падерина)

На деле вариант М-20Г оказался слишком тяжелым

ax4.ru

ЗИЛ-41042 «Чёрный Доктор»: VIP-скорая из СССР

В наши дни VIP-ы пользуются липовыми «скорыми», чтобы ездить по своим делам под мигалками и без правил. Но почти полвека назад всё было совсем наоборот — «скорая» для важных персон старательно делала вид, что она — обычный представительский автомобиль, и даже красилась в чёрный, чтобы затеряться во мчащемся кортеже.
Именно для сопровождения кортежей первых лиц ЗИЛом были созданы специальные медицинские универсалы, базирующиеся на легковых лимузинах, которые прозвали «Чёрными Докторами». Эти уникальные машины были разработаны для того, чтобы «в случае чего» очень быстро, комфортно и безопасно доставлять представителей государственной и партийной элиты в медицинские учреждения — не привлекая при этом излишнего внимания.

Вот ты какой, «Чёрный Доктор»

Специальные автомобили на базе премиальных легковушек — таких как ЗИС-110 или ГАЗ-12 — в послевоенные годы были обычным делом. Компактных и практичных микроавтобусов в 40-е — 50-е попросту не было, и для нужд «скорой помощи» и такси — в том числе маршрутного — в те годы адаптировали просто наиболее вместительные автомобили из доступных в СССР.

Экс-санитарный »ЗИМ» ГАЗ-12 из коллекции Михаила Красинца. Виден спецсигнал над лобовым стеклом

Бывшие «санитарки» на базе ЗИМов, как и бывшие такси — не редкость и сегодня: такие машины после списания продавались «по остаточной» сотрудникам, и продолжали жить в частных руках. Внешне экс-санитарные ЗИМы можно отличить по следам от креплений спецсигналов на кузове, и по наружным петлям крышки багажника, которые позволяли поднимать её на бо’льший угол.

Красным обозначены петли багажной двери. Такие устанавливались только на медицинские ЗИМы, и отличают санитарную модификацию от »пассажирской» — там петли были внутренними

К 70-м годам ситуация повернулась уже иначе: на поток уже уверенно встали микроавтобусы РАФ и УАЗ, массовыми стали санитарные автомобили на базе «Волги» уже двух поколений, и в целом, гражданскую медицину оснастили более подходящими для неё машинами. Но тогда советской стране потребовалась другая легковая VIP-скорая — уже совсем для других целей.

Накапотная фигурка с отражением в чёрном глянце

ЗИС-110 был последним легковым автомобилем московского автозавода, выпускавшимся сравнительно массово. С появлением «ЗИМа», или ГАЗ-12, выпуск люксовых автомобилей на ЗИЛе перешёл с малосерийного на штучный, а легковое производство, уступив место грузовикам, уплотнилось в одном, «шестом» цехе завода. ЗИЛ-111 и другие наследники «110-го» выпускались уже единично — буквально по паре машин в месяц.

Медицинский ЗИЛ-118А »Юность»

Тему медицинских автомобилей на ЗИЛе вновь открыла «Юность» первого поколения, модели 118А. По легенде, ходящей из уст в уста среди ЗИЛовцев, дабы убедить медиков дать зелёный свет машине, заводской водитель-испытатель Иван Лонтюшин смог пройти за рулём «Юности» маршрут от аэропорта «Внуково» до «Склифа» за 12 (!) минут — естественно, с полным карт-бланшем на нарушение Правил от московского ГАИ.

ЗИЛ-118КА »Юность». Та самая, машина снявшаяся в »ТАСС уполномочен заявить»

По мотивам этой легенды гонку «Юности» со смертью воспроизвели в фильме «ТАСС уполномочен заявить» — выполнила её, правда, медицинская «Юность» уже следующего поколения, модели 118КА.

Чтобы представить, какова была эта поездка — попробуйте проложить этот маршрут Яндексом в наши дни; даже ночью, без пробок, по современным широким улицам, он займёт по меньшей мере минут сорок…

Кадр из фильма »ТАСС уполномочен заявить»

Но «Юность» — машина несколько другого свойства, и она была не совсем тем, что требовалось для сопровождения кортежей. Полноценная карета «скорой» на базе микроавтобуса в кортеже первого лица выглядела бы слишком вызывающе, подчёркивая всем своим видом старость и немощь VIP-пассажира. При этом необходимость медицинского сопровождения любых поездок Брежнева и других лидеров по стране и миру сохранялась, и поэтому перед ЗИЛом и ГАЗом поставили задачу создать «легковую», скоростную и незаметную машину скорой помощи, способную сопровождать кортежи первых лиц.

Первый из »Чёрных Докторов» — ЗИЛ-114ЕА, 1975 год. Фото из архива ЗИЛ

Предпосылки для создания подобных машин были просты и очевидны: в 1972 году дорогой Леонид Ильич перенёс первый инсульт, да и другие советские лидеры, будучи уже достаточно пожилыми людьми, не могли похвастать богатырским здоровьем.

Такая «скорая» предназначалась в первую очередь для скоростной и комфортной доставки особых пациентов в медучреждения. Главной мыслью, заложенной в техзадание, была условная незаметность «Чёрного доктора». Такая специальная «скорая» не должна была выбиваться из общей стилистики правительственного кортежа, и не должна была выдавать своего назначения снаружи. Именно поэтому такие машины красили в нехарактерный для «медиков» чёрный цвет, а салон — наглухо занавешивали шторами.

Первый из »Чёрных Докторов» — ЗИЛ-114ЕА на испытаниях, 1975 год. Фото из архива ЗИЛа

Для того, чтобы создать параллельную, передовую медицину не для всех, на базе Лечебно-Санитарного управления Кремля в 1953 году было организовано 4-е управление при Минздраве СССР, которое с 1967 года возглавлял заместитель министра, академик РАН и РАМН Евгений Иванович Чазов.

Именно Евгению Чазову своим появлением обязана система, известная нам как «Кремлёвская больница». Она известна в первую очередь борьбой за здоровье Брежнева, но на деле — стояла на переднем краю всей советской, да и мировой, медицины. Система «Кремлёвки» должна была стать экспериментальным полигоном, а после — эталоном для всеобщего советского здравоохранения.

Путёвка в жизнь для »Чёрного Доктора»

К «Кремлёвке» были прикреплены не только партийные и государственные чиновники (их набралось на всю страну 4000 человек), но и все знаменитые люди страны: артисты, писатели, учёные, конструкторы и члены их семей. Таковых людей совокупно набралось 68 тысяч, которые были прикреплены к многочисленным медучреждениям «системы» 4-го управления — больницам, поликлиникам, санаториям, пансионатам…

Несколько цифр: в год в центральной клинической больнице лечились 20 тысяч человек, поликлиники «системы» принимали больше 15 миллионов посещений, а помимо обширной сети больниц и поликлиник, «4-е управление» располагало 24 санаторно-курортными учреждениями больше чем на 5 тысяч коек. Ныне эта «система» находится в ведении Управления делами Президента РФ, и именно этой системе потребовались специальные «легковые» скорые, разработку которых заказали ГАЗу и ЗИЛу.

Медицинская »Чайка» ГАЗ-13С. 2009 год, музей на Рогожском валу

ГАЗ ухитрился «соскочить» со сложного и проблемного заказа, перепоручив создание медицинской «Чайки» рижскому РАФу, уже наработавшему некоторый опыт в изготовлении санитарных автомобилей. Порядка 20 машин, получивших индекс ГАЗ-13С, изготовили в Риге, «перепилив» поставленные из Горького базовые седаны. Так как «обладатели» Чаек, как правило, обходились без полноценных кортежей, такие машины использовались именно в качестве разъездных автомобилей скорой помощи, работавших при ведомственных медучреждениях.
Позднее опыт кооперации ГАЗа и РАФа повторили, и подобную машину создали на базе «Чайки» следующего поколения — ГАЗ-14, получившую индекс ГАЗ-РАФ-3920. Таких «Чаек» сделали вдвое меньше.

ГАЗ-РАФ-3920 на базе ГАЗ-14 »Чайка»

ЗИЛу же по ряду причин пришлось исполнять особый заказ своими силами. Первым «Чёрным доктором» стал ЗИЛ-114ЕА, построенный на базе ЗИЛ-114 — таких машин было построено две, в 1975 году, на базе бывших в эксплуатации седанов.
Опыт их испытаний и эксплуатации признали успешным, и в следующем поколении — ЗИЛ-115 — решили продолжить. Для этого в 1979-м построили несколько образцов «переходных» универсалов ЗИЛ-114НА. «Переходные» машины были основаны на лимузине ЗИЛ-114Н, представлявшем собой сочетание нового кузова ЗИЛ-115 (он же 4104) и агрегатной базы предыдущей модели, ЗИЛ-114.

ЗИЛ-114НА: внешность новая, начинка — старая. Фото А.Новикова

»Переходный» ЗИЛ-114НА на испытаниях, 1979 год. Фото из архива ЗИЛ

ЗИЛ-114НА на испытаниях, 1979 год

Особенность всех »Чёрных докторов», кроме последнего поколения — двухстворчатая задняя дверь с поднимающимся стеклом и опускающимся задним бортом. Номерной знак — в бампере. 1979 год, фото из архива ЗИЛ

Следующие же «серийные» машины, основанные на полноценно новом лимузине ЗИЛ-4104 (или ЗИЛ-115 по старой индексации) получили индекс 41042. Главное, и как бы не единственное принципиальное отличие «41042» от предыдущих воплощений «Чёрных Докторов», заключалось в возможности трансформировать медицинский отсек в «грузовой». Носилки демонтировались, кресло врача складывалось, и поверх медицинского оборудования ставилась специальная плоская платформа. Для каких «грузов» предназначался такой «фургон» — догадаться нетрудно…

ЗИЛ-41042 »Чёрный Доктор» собственной персоной

Интересно, что от поколения к поколению внешность «серийных» Докторов менялась, а индекс — оставался прежним. Так модель «41042» сменила сразу три разных варианта оформления передней части, позаимствовав их последовательно от моделей «4104», «41045» и «41047» — и не поменяв при этом ни обозначения, ни конструктива.

К машинам последнего поколения, одной из четырёх выпущенных, относится и этот «Доктор». Автомобиль 1988 г/в принадлежит ФГБУ «Автотранспортный комбинат» Управления делами Президента РФ. Прежде это предприятие называлось «Транспортной частью ЦК КПСС» — отсюда оно и унаследовало столь специфичную машину.

Длина «Чёрного доктора» приближается к 6,5 метрам. Впрочем, выдающийся он не только длиной: даже сухая масса ЗИЛ-41042 составляет 3,9 тонны, а полная — вплотную приближается к 5 тоннам. Это больше, чем под завязку гружёная ГАЗель, и вплотную приближается к гружёному ГАЗ-52!

Алюминиевая «восьмёрка» модели ЗИЛ-4104 под капотом развивает 315 л.с., а «максималка» этого медицинского танка составляет внушительные для его размеров и массы 190 км/ч. Коробка — естественно, автоматическая, а разгон этого танка до сотни — занимает 13 секунд, что для его массы — цифра фантастическая.
Интересно, что ЗИЛ оснащал свои «легковушки» даже специальными шинами с прообразом современной технологии RunFlat — благодаря жёсткой боковине покрышки, такая машина при необходимости могла без проблем двигаться дальше даже с пробитым колесом.

Естественно, для управления такой машиной требуются права категории «С». Впрочем, этого было мало — в спецгаражах допускали к «членовозам» только профессионалов высочайшего класса, у которых открыты все возможные категории, вплоть до подводной лодки и ракеты «Восток».

Кабина водителя ЗИЛ-41042. Сиденье водителя — по-царски удобное!

Интерьер медицинского ЗИЛа немного скромнее, чем у обычного лимузина: там, где у «легкового» 41047 — велюр, у «медицинского» 41042 — менее маркая кожа. Приборная панель и другие элементы интерьера отделаны шпоном карельской берёзы, а всё, что похоже на кожу — натуральная кожа и есть.

Селектор АКП на тоннеле. Видна чуть более скромная, чем у лимузинов, »музыка»

Спецсигналов, как и пульта управления ими от компании AEG-Telefunken, здесь нет: трудно утверждать, были ли они на этом экземпляре в принципе. Богатая «музыка» лимузина медицинской машине не досталась — на «Докторе» стоит простенькая советская магнитола, как на обычных легковушках той поры.

Добро пожаловать! (или посторонним вход воспрещён)

Но самое интересное в этой машине, конечно же, кроется за перегородкой.

В медицинском салоне — места для трёх врачей: двое сидят спиной к перегородке, ещё один — на складном кресле, у правого борта, рядом с носилками. К левому борту смещены ложементы для носилок — почему-то сами они на этой машине уже отсутствуют. У правого борта, рядом с носилками — место для складного кресла третьего врача.

Перегородка, как и остальной салон, отделаны натуральной кожей и шпоном карельской берёзы

По современной классификации ЗИЛ-41042 относится к классу «А» — как условная «Волга-универсал», или подготовленные Lada Largus или VW Caddy. В чисто утилитарном смысле ЗИЛ-41042 уступает даже обычному РАФу, который более просторен и функционален — но не так быстроходен. А главное — не следует забывать о его основной задаче: не выделяться из кортежа.

Вид из правой двери салона назад

Потолок, хоть и выполнен куда более высоким, чем у лимузина, не позволяет ходить по салону в полный рост. Хирургическую операцию в таком салоне сделать тоже нельзя — но этого от машины и не требуется. «Чёрный доктор» предназначен лишь для очень скоростной, комфортной и безопасной доставки пациента в полноценное медучреждение, а машина оснащена лишь минимумом медицинского оборудования, которое можно разместить в салоне — и по своему назначению оно совсем не «реанимационное». Максимум возможностей — «откачать» забарахлившего пациента по дороге.

Повышенный потолок медицинского салона, вид из правой двери

Другая интересная фишка «Чёрных докторов» состоит в том, что левая задняя дверь вовсе не ведёт в салон. За открывающейся нижней частью скрывается отсек для запасного колеса и водительского инструмента, а верхняя часть, с окном — глухая. Со стороны салона проём двери заглушен закрытыми стеллажами с медицинским оборудованием.

Вид на медицинский салон через »пятую» дверь

Ложементы под носилки и сплошные стеллажи для медицинского оборудования вдоль левого борта

Особенность «Чёрных докторов» последнего поколения, таких, как эта машина — задняя дверь нового образца, одностворчатая, поднимающаяся вверх.На четырёх последних машинах серии 41042 нет двери в виде раздельных половинок, как у всех предыдущих серий, а номерной знак «переехал» с бампера на эту самую «пятую дверь».

Одностворчатая задняя дверь с госномером на ней — особенность четырёх »Чёрных докторов» последнего выпуска

Внимание на заднюю левую дверь, которая дверью на самом деле и не является

Уже с приходом Ельцина «чёрные доктора» потеряли свою актуальность. Для системы бывшего «4-го управления» в 90-е без стеснения закупили обычные медицинские иномарки (в первую очередь, американские), а в наши дни для ЦКБ и других кусочков той системы, подчиняющейся ныне Управделами Президента, закупают обычные современные «скорые», как у всех — ГАЗели, Транзиты, Спринтеры…

Передок от последнего поколения серийных легковых ЗИЛов — от модели 41047

Медицинские универсалы, построенные на базе ЗИЛовских «членовозов», даже среди и без того редких собратьев — огромный эксклюзив: во всех генерациях их было построено не больше полутора десятков. Получилось, что на сегодня «Чёрный доктор» ЗИЛ-41042 — зверь даже более экзотический, чем некогда секретная президентская «бронекапсула» ЗИЛ-41052.

По мере вывода «докторов» из эксплуатации в спецгаражах, даже построенные крохи таких машин стали окончательно растворяться в тумане. Несколько машин досталось московским ритуальщикам, и сгинули на этой работе ещё на рубеже девяностых. Ещё несколько ЗИЛов — рассосались между частными нычками олигархов. Одна машина в своё время «зависла» на таможне в порту Одессы, где хранится уже добрый десяток лет в компании обычного лимузина — им не удалось выехать в чью-то коллекцию за рубежом.

2019 год, Москва, Крылатское. 31 год спустя

В наши дни «Чёрный Доктор», представленный на этих фото, служит ретро-экспонатом на «Автотранспортном комбинате», где его поддерживают на ходу, и бережно хранят в сухости и тепле. Скорее всего, этот 41042 на сегодня — единственный хотя бы условно демонстрируемый публике представитель модели.
В силу особенностей прежней профессии, этот ЗИЛ до сих пор ведёт достаточно непубличный образ жизни, и людям показывается редко. На этих фото он «засветился» на внутреннем конкурсе профмастерства водителей Управления делами Президента РФ в Крылатском.

В завершение — бонус. Небольшое видео о том, как урчит алюминиевый ЗИЛовский V8 в 300+ лошадей:

Источник

avtotema.mediasalt.ru

ЗИЛ 41042 – черный доктор: уникальный автомобиль СССР

“Черный доктор” – название с налетом романтики, таинственности. Это авто и было предназначено укрывать, быстро и с комфортом доставлять до места назначения элитных пациентов. До ЦКБ – Центральной Кремлевской больницы. Практически всем известны легендарные лимузины марки ЗИЛ перевозившие в советские годы первых лиц страны. Облик этих машин и поныне вызывает уважение. Но мало кто знает, что на их базе выпускались и санитарные универсалы ЗИЛ 41042. 

С чего все начиналось

Высший эшелон власти отдавал предпочтение лимузинам марки ЗИЛ. Они стали основой для спецмашины – ЗИЛ 41042. Элита, как обычные люди, болеет, страдает всеми человеческими недугами. Но тщательно скрывает это. Чтобы электорат не волновался. Был уверен: во главе государства стоит здоровый, сильный руководитель. Если что не так, да на массовом торжестве, все должно быть скрыто за плотно занавешенными окнами «Чёрного доктора».

Специальные медицинские универсалы разработали по заказу Четвертого главного управления при Министерстве здравоохранения СССР. В черный цвет красили специально, чтобы в правительственной колонне на это авто внимания не обращали, и оно ни на что не намекало.

Технические особенности

Создание медицинского танка, так еще в народе прозвали “Чёрного доктора”, проходило в несколько этапов, со сменой характеристик и индексов. В 1975-ом на базе ЗИЛ-114 построили две машины ЗИЛ-114ЕА. Испытания прошли успешно. В 1979-ом собрали “переходные” универсалы ЗИЛ-114НА.

Платформой им, в свою очередь, послужил ЗИЛ-114Н, сочетавший новый кузов ЗИЛ-115 (он же 4104) и агрегатную базу модели ЗИЛ-114. Отличает эти экземпляры двустворчатая задняя дверь с поднимающимся стеклом и опускающимся задним бортом. Следующая ступень – уже знакомая серия ЗИЛ 41042, основанные на новом лимузине ЗИЛ-4104.

Интересно!

Три поколения “докторов” меняли свой экстерьер, индекс сохранялся прежним. Переднюю часть модель 41042 поочередно заимствовала у вариаций “4104”, “41045” и “41047”.

«Черного доктора» не зря называют универсалом. Машина впечатляет параметрами. Хотя, на первый взгляд, противоречат друг другу:

  • длина – около 6, 5 м;
  • сухая масса – 3,9 т, полная – около 5 т; примерно столько же весит ГАЗ-52;
  • V-образный 8-цилиндровый двигатель объемом 7,7 л;
  • при мощности 315 л.с. развивал максимальную скорость до 190 км/ч;
  • всего 13 секунд необходимо, чтобы успеть разогнаться на нем до 100 км/ч.

Надежность и качество

ЗИЛ 41042 был удобным во всех отношениях, начиная с водительской части. Сиденья кожаные, интерьер отделывали шпоном деревьев ценных пород. Все было самое лучшее. Панель управления спецсигналами – от немецкой фирмы AEG-Telefunken. Тонкий руль с хромированным ободком звукового сигнала почти повторял “копеечный”. Но его преимуществом был мощный гидроусилитель. При всей тяжеловесности машина была очень маневренной.

Санитарный отсек – высокий, просторный, выделены места для бригады из трех врачей. Даже носилки из натуральной кожи, которые при необходимости демонтировали. Кресла складывали, поверх медоборудования устанавливали плоскую платформу, в итоге салон из медицинского трансформировался в грузовой. Эти функции применяли, конечно, в самых редких случаях.

Шины у VIP-скорой усилили жесткими боковинами. Они позволяли передвигаться без замены колеса в случае его прокола. Задняя дверь с левого борта только имитировала вход в салон. И была оформлена деревянной оконной рамочкой. Но “фальшивка” закрывала запасное колесо. Там же хранились инструменты.

Интересно! 

Управлять такой машиной доверяли только водителям высочайшего класса с правами всех категорий. Эти профессионалы должны были и могли водить даже подводные лодки и ракеты “Восток”.

Легенды ЗИЛа

Одно событие произошло в 1964-ый год. Тогда ЗИЛ совместно с московской станцией “Скорой помощи” и Институтом имени Склифосовского представили медицинскую модификацию микроавтобуса ЗИЛ-118 “Юность”. Но прежде, чем убедить медиков в нужности именно этой версии, пришлось пойти на эксперимент.

Водитель-испытатель завода Иван Лонтюшин проехал на “Юности” от аэропорта “Внуково” до “Склифа” за 12 минут. Безусловно, с нарушением правил, после согласования с ГАИ. Но и при таких условиях стремительность “Юности” поражала.

Как это было, все напряжение гонки и накал страстей, что сопутствовали эксперименту, можно увидеть в фильме “ТАСС уполномочен заявить”. В нем постановщики сумели в определенной мере воспроизвести реальные события. Правда, делали это уже на модели 118КА, следующее поколение “Юности”.

Закрытость высшей власти от народа порождала истории и казусы. Спецтранспорт не должен был ничем выделяться в кортеже генсека. Даже в технических требованиях министр здравоохранения Чазов обозначил цвет черным. И пришел в ужас, когда распоряжение не выполнили. Заместитель главного инженера настоял, чтобы ее покрасили в белый. Скандал был громким. В итоге машину передали заводской медчасти ЗИЛа.

Сказать, что автомобиль надежный – почти ничего не сказать. Отдельный паспорт составлен на каждый его узел. Знак “ОС”, особая серия, стоит на электротехнических деталях. После очередного механического вмешательства в документ вносят запись, которую заверяют несколько специалистов: от ремонтника до приёмщика и начальника.

Сегодня было бы интересно прокатиться с ветерком на ретро-лимузине. Почувствовать время далекой эпохи. Но нет. Завод ЗИЛ распался. История “Чёрного доктора” завершилась в 1986 году. В настоящее время только “Автотранспортный комбинат” хранит единственный экспонат – модель ЗИЛ 41042.

moyidorogi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *