Содержание

ЗИЛ-41045 история советского лимузина характеристики фотографии

ЗИЛ-41045 1983-1985 гг.
История, характеристики, фотографии.

ЗИЛ-41045 — легковой автомобиль высшего (представительского) класса с кузовом типа лимузин. Выпускался с 1983 по 1985 годы, после чего был заменён на конвейере модернизированной версией, получившей индекс ЗИЛ-41047. Модернизированный ЗиЛ-4104. Два года считался базовой моделью. На базе модели 41045 был выпущен ЗИЛ-41046, оснащенный спецсвязью. Бронированная модификация имела обозначение ЗИЛ-41051.
    От 4104 внешне отличался небольшим изменением формы и расположения передней светотехники, а также более массивной решеткой радиатора. Исчезли хромированные накладки колесных арок.

Фотография ЗИЛ-41045

Кузов установлен на лонжеронной раме, передняя подвеска независимая, задняя — зависимая. Двигатель объемом 7,7 литра работает в паре с трехступенчатой автоматической коробкой передач. Конструкция автомобиля такая, что даже в самых сильных заносах автомобиль никогда не переворачивается, остается на колесах.

Фотография ЗИЛ-41045

Оснащение ЗИЛ-41045

Система охлаждения ЗИЛ-41045 весьма внушительна — 21,5 л. Двигатель оснащен двумя системами зажигания — рабочей и аварийной. У автомобиля два аккумулятора, два бензонасоса, две электрические цепи. Мощность двигателя 315 л.с. при 4500 об/мин. Максимальный крутящий момент — 608 Нм приходится на 2500 об/мин. Лимузин массой 3600 кг способен развить скорость 190 км/ч, а «сотню» набирает за 13 секунд. Мало того, на полностью спущенных шинах автомобиль способен двигаться со скоростью до 160 км/ч. «Линкольн Таун Кар» может отдыхать — в соревновании с ЗИЛом он проиграет по всем статьям. Особенно ощущается чудовищная разгонная динамика. Несколько секунд задумчивости «автомата», и пассажиров уже приятно вдавливает в сиденье. Но самый поразительный маневр ЗИЛа — это разворот. На широкой дороге большая и тяжелая машина разворачивается с легкостью «малолитражки». На узких улицах и во дворах ЗИЛу значительно сложнее, все-таки радиус разворота 15 метров. Тормоза — спереди и сзади дисковые — способны остановить тепловоз. В топливный бак вмещается 120 л. АИ-95. Минимальный расход топлива — 22 л. на 100 км.

Салон ЗИЛ-41045

ЗиЛ-41045 предназначался для поездок высокопоставленных советских чиновников, то особое внимание уделялось отделке салона автомобиля. Покрытие пола составлял шерстяной ковер специальной расцветки «черепашка», которая делала незаметными пыль и грязь. Обивка сидений и дверей выполнялась из голландского мохера табачного цвета.
    Кузов — классический, четырехдверный, типа «лимузин», с минимальным количеством различных декоративных элементов. Салон комплектовался встроенной аудиосистемой и климатической установкой. Сиденья переднего ряда отделялись от салона перегородкой, у которой опускалась верхняя стеклянная половина

фотография салон ЗИЛ-41045

фотография салон ЗИЛ-41045

На специальных ЗИЛ-41045 впервые была установлен салон-бронекапсула, обеспечивающая большую безопасность, чем традиционные стальные вставки. Согласно расчетам, она может выдержать попадание снаряда малокалиберной пушки. Кроме того, на базе основного автомобиля были созданы два особых «реанимобиля».

фотография салон ЗИЛ-41045

Двигатель 41045

Двигатель восьмицилиндровый V-образный, с углом развала 90о. В качестве топлива применялся бензин А-95. Система зажигания была с дублирующей аварийной цепью, что повышало ее надежность, также автомобиль имел два мощных аккумулятора. Заднеприводная трансмиссия состояла из автоматической трехступенчатой коробки передач с гидротрансформатором. Колеса были укомплектованы шестнадцатидюймовыми дисками и специальными покрышками, которые позволяли двигаться при пробитом колесе.

фотография двигатель ЗИЛ-41045


Фотографии ЗИЛ-41045

фотография ЗИЛ-41045


фотография ЗИЛ-41045


фотография ЗИЛ-41045


dar-web.ru

41045 — лимузин для Андропова

Весной 1936 года во внутренний двор Московского Кремля въехали две легковые машины, своим внешним видом напоминающие американские «Бьюик» и «Паккард» в одном флаконе. Это были предсерийные экземпляры первого советского представительского автомобиля ЗиС-101. В связи с тем, что у отечественных конструкторов не было опыта проектирования машин такого класса, сходство с заокеанскими прародителями было не только внешнее: компоновка, а также многие узлы и агрегаты были скопированы с «Бьюика». С этой модели началось производство на Московском автомобильном заводе имени Сталина, помимо грузовиков, также и представительских легковых автомобилей. Кстати, хотя первый советский лимузин и не поступал в свободную продажу для населения (до начала 60-х годов машины частным владельцам не реализовывались), его можно было получить в награду или выиграть в лотерею.

От Сталина до Брежнева

С началом Великой Отечественной войны производство легковых автомобилей на ЗиСе было прекращено и возобновилось только в победном 1945 году, когда начала выпускаться модель ЗиС-110. После смерти Сталина и прихода к власти Н. С. Хрущева заводу в 1956 году было присвоено имя И. А. Лихачева, и, соответственно, название машин изменилось на ЗиЛ-110. В 1958 году начала выпускаться новая модель — ЗиЛ-111. Этим была положена традиция, когда каждый новый Генеральный секретарь ЦК КПСС получал свой лимузин. Время правления Л. И. Брежнева растянулось на 18 лет, и он получил сразу три модели: ЗиЛ-114, 117 и 115, последний вскоре изменил свой индекс в соответствии с новым ГОСТом на ЗиЛ-4104.

Рождение ЗиЛ-41045

После смерти Л. И. Брежнева и избрания на высший государственный пост в ноябре 1982 года Ю. В. Андропова, руководство московского автозавода решило не нарушать традицию, несмотря на то что не прошло и четырех лет, как стала выпускаться новая модель — ЗиЛ-4104. Поэтому было принято решение произвести модернизацию уже выпускаемого автомобиля. Машина получила название ЗиЛ-41045.

Устройство и конструкция

Конструктивно ЗиЛ-41045 повторял своего предшественника. Основа шасси состояла из сварной рамы с лонжеронами коробчатого сечения. Рулевой механизм имел гидроусилитель. Передняя подвеска — независимая торсионная на поперечных рычагах, задняя — зависимая на несимметричных полуэллиптических продольных рессорах. Поперечная устойчивость автомобиля обеспечивалась стабилизаторами. Тормозная система — двухконтурная, с вакуумным и двумя гидровакуумными усилителями.

Двигатель восьмицилиндровый V-образный, с углом развала 90о. В качестве топлива применялся бензин А-95. Система зажигания была с дублирующей аварийной цепью, что повышало ее надежность, также автомобиль имел два мощных аккумулятора. Заднеприводная трансмиссия состояла из автоматической трехступенчатой коробки передач с гидротрансформатором. Колеса были укомплектованы шестнадцатидюймовыми дисками и специальными покрышками, которые позволяли двигаться при пробитом колесе. Кузов — классический, четырехдверный, типа «лимузин», с минимальным количеством различных декоративных элементов. Салон комплектовался встроенной аудиосистемой и климатической установкой. Сиденья переднего ряда отделялись от салона перегородкой, у которой опускалась верхняя стеклянная половина. Цвет, в который окрашивался ЗиЛ-41045, — черный.

Отделка салона автомобиля

Так как ЗиЛ-41045 предназначался для поездок высокопоставленных советских чиновников, то особое внимание уделялось отделке салона автомобиля. Покрытие пола составлял шерстяной ковер специальной расцветки «черепашка», которая делала незаметными пыль и грязь. Обивка сидений и дверей выполнялась из голландского мохера табачного цвета, такого, как у ЗиЛ-41045, фото которого представлено в статье.

Однако, по желанию конкретного заказчика, были и другие варианты: например, автомобиль, обслуживавший министра обороны СССР Устинова Д. Ф., имел салон светло-бежевого цвета. Передние сиденья — кожаные, из аргентинского буйвола. Некоторые автомобили комплектовались телефоном правительственной связи и секретной спецаппаратурой. Первый ЗиЛ-41045 был изготовлен в 1983 году и поступил на баланс Гаража особого назначения, который обслуживал поездки Генерального Секретаря ЦК КПСС. Однако пользовался Ю. В. Андропов новым автомобилем недолго. В феврале 1984 года этот пост занял К. У. Черненко, а в марте 1985-го — М. С. Горбачев. Из-за краткости нахождения у власти Константина Устиновича «свой» лимузин он не получил, а следующая модель — ЗиЛ-41047 — появилась только в 1985 году. Таким образом, М. С. Горбачев, ставший последним Генсеком великой страны, смог прокатиться на последней модели представительских автомобилей Московского автозавода ЗиЛ.

fb.ru

Модификации ЗИЛ-4104/41045/41047: как формировалась «свита короля»

Это семейство советских и российских лимузинов можно считать настоящими долгожителями, ведь с двумя модернизациями вся 4104-я платформа выпускалась почти тридцать лет – от позднего «брежневского» застоя, вплоть до экономической лихорадки автозавода в наши дни. В своё время это была настоящая кладезь различных технических инноваций, его линии казались близкими к совершенству. Может быть, поэтому эта машина и сегодня смотрится довольно свежо, особенно ЗИЛ-41047. Однако «сто пятнадцатый» затевался как флагман правительственных кортежей, а также высших руководящих «шишек» партии, поэтому не мог существовать только в варианте простого, но и в то же время флагманского лимузина. Посему в различные периоды выпуска 4104-го в основном по заказу Гаража Особого Назначения или КГБ на его базе создавались различного рода модификации – от седана, ведущего родословную от ЗИЛ-117, до специальных средств охраны тех же самых кортежей, например. Но обо всём по порядку.

 

Автомобиль ЗИЛ-117

Пожалуй, самым простым в этом перечне был седан. Документально засвидетельствован таковой лишь у самого позднего варианта 4104-й платформы, ЗИЛ-41047, имевший индекс ЗИЛ-41041. Отличался он укороченным и полегчавшим на четыреста килограммов кузовом. Оборудовался он дефорсированным двигателем, но всё равно максимальная скорость увеличилась до двухсот километров в час. Первые экземпляры были построены почти одновременно с лимузином, а после развала Советского Союза по специальному заказу небезызвестного Юрия Лужкова. В общей сложности всего было произведено двадцать три экземпляра этого уникального седана.

 

Не менее уникальной машиной был известный «чёрный доктор», т. е. переоборудованные специально для высокопоставленных пациентов лимузины. Были свои «черные доктора» и на базе «Чайки», но московская продукция отличалась особым шиком. На протяжении всех вариаций «сто пятнадцатого» их индекс был ЗИЛ-41042. По сути, была переделана только крыша и перепланирован салон, однако и тут были свои особенности. Например, автомобили первых двух поколений обладали двустворчатой дверью, а третьего уже единой, открывавшейся вверх. По своему оборудованию больше подходили такие «доктора» для быстрой и удобной доставки пациента в больницу, а также для оказания первой медпомощи.

 

ЗИЛ-41042

Третьим в этом списке можно обозначить парадные кабриолеты, служившие для проведения парадов. Свою родословную они вели от кабриолетов серии ЗИЛ-117В. Имели такие авто укороченную базу, всего две двери, и при этом отсутствовало пассажирское сидение справа. Вместо него располагались специальные поручни и микрофоны с радиостанцией, служившей для подачи сигнала на усилитель без проводов. Машины первого и второго поколения имели индекс ЗИЛ-41044, а третьего 41041/410441, которые сумели дожить и до наших дней. Некоторые экземпляры до сих пор используются, т. е. принимают участие в парадах.

 

ЗИЛ-41044

Одной из главных модификаций «сто пятнадцатого» можно считать его бронированную версию – ЗИЛ-4105 (первое поколение). Свою родословную она ведёт ещё от ЗИС-115, однако разработки именно такой машины начались только после покушения на генерального секретаря Брежнева. В отличие от иных версий лимузина он имел собственный индекс, так как создавался по уникальной технологии. Изначально производилась «бронекапсула» — специальное бронированное ядро, на которое нашивались стандартные кузовные панели. Это исключало попадание внутрь пуль всевозможного калибра, да что там, бронированные ЗИЛы могли выдержать прямое попадание гранатомета! Тогда по такой технологии лимузина не производил никто в мире! Остаётся лишь разобраться с индексами: машины второго поколения добавили единицу в индексе, в результате чего тот стал равен 41051. А автомобили третьего поколения получили двойку, в результате чего приобрели индекс 41052.

 

И последним следует упомянуть машины специального назначения. Самыми известными было отдельное семейство под названием «Скорпион». Отличался такой транспорт специальными подножками на порогах для охраны, а также поручнями на крыше для опоры. На крыше присутствовал огромный сдвижной люк, а заднее стекло с помощью специального механизма могло быстро выкидываться. Все эти меры были предусмотрены для внезапных перестрелок. В салоне имелись специальные пластиковые сидения, а среднее могло двигаться вдоль рельс. К тому же «Скорпионы» оборудовались проблесковыми маячками различных расцветок, а также средствами спецсвязи. В документах такие автомобили имеют обозначение ЗИЛ-41072.

ЗИЛ-41072

Итак, модификации семейства 4104 выпускались, как и их базовые основы, лимузины, чуть больше тридцати лет. За это время порой создавались отдельные шедевры, технологии которых позже начали использовать на Западе. Но стоит понимать, что в этой статье приведены лишь основные модификации, конечно, известные человечеству на данный момент.

sovietime.ru

Лимузины первых лиц СССР. ЗИЛ-41045

[box style=»0″]

Так получилось, что со сменой главы советского государства менялись и модели автомобилей, обслуживавших государственную и партийную элиту. При Сталине это был, ЗИС-110, при Хрущеве — ЗИЛ-111, с брежневской эпохой ассоциируется ЗИЛ-114. Автомобили ЗИЛ-4104 и ЗИЛ-41045 обосновались в гараже особого назначения в период правления

Андропова, а затем Черненко.
[/box]

Мифы и реальность

Жесткой причинно-следственной связи между сменой лидера и появлением очередной модели правительственного лимузина, конечно же, не существовало. Разработка каждого нового поколения представительских автомобилей ЗИС/ЗИЛ начиналась еще при жизни действующего главы государства. Так, работы по глубокой модернизации платформы ЗИС-110, впоследствии обернувшиеся созданием семейства ЗИЛ-111, начались еще при жизни И. В. Сталина, в 1949 году. «Сто одиннадцатая» платформа пришла бы на смену «сто десятой» в любом случае. Пожеланиям Н. С. Хрущева своим появлением обязана лишь рестайлинговая модификация ЗИЛ-111Г.

ЗИЛ 114

В Постановление Совета министров СССР «О плане развития народного хозяйства СССР на 1962 год», принятое 30 ноября 1961 года (то есть за три года до снятия Хрущева со всех должностей), был включен пункт, согласно которому Московскому автозаводу имени Лихачева предписывалось создать

автомобили высшего класса нового поколения — лимузин ЗИЛ-114 и седан ЗИЛ-117. Работа над следующим семейством правительственных лимузинов, ЗИЛ-115, началась в самый разгар «застоя» — в октябре 1974 года, а в начале ноября 1978 года, к 61-й годовщине Октябрьской революции, в Гараж особого назначения (ГОН) была отправлена первая партия серийных ЗИЛ-4104. До кончины Л. И. Брежнева оставалось четыре года.

А вот появление ЗИЛ-41045, лимузина второго поколения «сто пятнадцатого» семейства, в общую картину не вписывается. Десятого ноября 1982 года умер Брежнев. На посту генерального секретаря ЦК КПСС, а по сути главы советского государства, его сменил Юрий Владимирович Андропов. Смена генсека, вполне предсказуемая, но все равно неожиданная, поставила конструкторов ЗИЛа в трудное положение. С одной стороны, за четыре года, прошедших с начала производства созданного «на века» ЗИЛ-4104, этот автомобиль ничуть не устарел — ни конструктивно, ни внешне. С другой стороны, череда совпадений привела к появлению
своеобразной традиции: каждый новый глава государства получал в свое распоряжение новую модель лимузина.

Но если раньше смена лидера совпадала с плановым, технически обоснованным созданием нового базового лимузина, то в данном случае приход Андропова был единственным поводом для обновления парка автомобилей в Гараже особого назначения. В итоге решили обойтись полумерами, то есть слегка подправить экстерьер — с учетом характера нового генсека и актуальных трендов мирового автодизайна. Сделать это было несложно, поскольку заводские художники в отсутствие конкретных заказов на создание новой модели непрерывно колдовали над эскизами и макетами.

Надежный фундамент

Чтобы понять, чем ЗИЛ-41045 отличался от ЗИЛ-4104, придется вспомнить особенности базовой платформы «сто пятнадцатой» модели, разработанной под руководством ведущего конструктора И. С. Степанова.

ЗИЛ 41045

Основу шасси составляла сварная периферийная рама с лонжеронами замкнутого коробчатого сечения. Эталонная плавность хода обеспечивалась независимой торсионной подвеской на поперечных рычагах спереди и зависимой на продольных несимметричных полуэллиптических рессорах с реактивными штангами сзади. Обе подвески оснащались стабилизаторами поперечной устойчивости. В рулевой механизм был встроен гидроусилитель. Тормозная система состояла из двух автономных контуров, каждый из которых приводил в действие по одной из двух пар колодок на каждом колесе. Эффективность торможения обеспечивали вакуумный усилитель, объединенный с главным тормозным цилиндром, и два гидровакуумных, встроенных в контуры. Закупался этот «образчик надежности» у английской фирмы Girling.

К раме крепился 8-цилиндровый двигатель ЗИЛ-4104. V-образный блок цилиндров с прямым углом развала между рядами цилиндров и головки блока отливались из алюминиевого сплава. Привод распредвалов осуществлялся двухрядной втулочно-роликовой цепью, что позволяло существенно снизить уровень шума. Газораспределительный механизм оснащался гидрокомпенсаторами в приводе клапанов, также снижавшими шум и делавшими ненужной регулировку зазоров.

В блок цилиндров были запрессованы «мокрые» чугунные гильзы с нижним упорным буртиком. Камеры сгорания имели полуклиновидную форму, а днище поршня — выступ-вытеснитель, что предохраняло мотор от детонации.

Картер двигателя имел перегородку-пеногаситель, исключающий оголение масло-приемника на высоких оборотах. Охлаждение масла обеспечивали два радиатора. Один, жидкостной, был встроен в блок цилиндров и последовательно с фильтром включен в систему смазки.

Он использовался не только по основному назначению, но и для прогрева двигателя при пуске. Параллельно с ним работал автономный масляный радиатор, охлаждаемый воздухом. Топливом служил бензин Аи-95 «Экстра», нагнетаемый электрическим бензонасосом в четырехкамерный карбюратор К-259.

[box style=»0″]

Кузов четырехдверного семиместного лимузина создавался по классическим канонам, без оглядки на текущие тенденции автомобильной моды

[/box]

Система зажигания имела две электрические цепи — основную и аварийную. Обилие всевозможных электроприводов потребовало укомплектовать машину двумя мощными аккумуляторами.

Лимузины первого поколения «сто пятнадцатого» семейства оснащались автоматической гидромеханической передачей (ГМП) ЗИЛ-114Д. Она включала в себя комплексный гидротрансформатор с коэффициентом преобразования 2,45 и планетарную трехступенчатую коробку передач с автоматическим переключением, выполненную по оригинальной схеме. Выбор режима работы ГМП осуществлялся селекторной рукояткой. В трансмиссии был предусмотрен механический стопор для удержания автомобиля на склоне. Он автоматически растормаживался, когда машина трогалась с места.

Усилие от ГМП к задним ведущим колесам передавалось посредством двух карданных валов с промежуточной опорой.

Кузов создавался по классическим канонам, без оглядки на текущие тенденции автомобильной моды. Это был четырехдверный семиместный лимузин.

Его выверенные пропорции и академичное оперение позволяли обойтись минимальным количеством декоративных элементов.

Салон автомобиля имел характерные для лимузинов особенности компоновки: передний ряд сидений отделялся от VIP-секции перегородкой с опускающейся стеклянной верхней половиной, а страпонтены среднего ряда убирались в пазухи перегородки. В подлокотниках просторного заднего дивана, рассчитанного на двоих пассажиров, размещались пульты дистанционного управления: в правом — аудиосистемой, в левом — климатической установкой.

Отличие ЗИЛ-41045 от ЗИЛ-4104

А теперь о том, из чего «сложилась» базовая модель второго поколения «сто пятнадцатого» семейства — ЗИЛ-41045. Рестайлинг экстерьера затронул главным образом передок и элементы декора. Монументальная облицовка радиатора получила хромированное обрамление. Чтобы «архитектурный центр» передней панели не выглядел излишне массивным, горизонтальные прутья декоративной решетки разбили на группы, отделенные друг от друга акцентированными интервалами. Заданный таким образом «ритм» добавил громоздкой облицовке элегантности. Переднюю «оптику» скомпоновали по-новому, придав ей более строгий и функциональный вид. Для небольших вертикальных габаритных огней нашлось место с внешней стороны хромированных окладов фар, а под этими окладами на всю их ширину разместились поворотники. На боковинах передних крыльев, перед колесными арками, появились довольно крупные оранжевые катафоты. Аналогичный элемент установили между задним бампером и арками задних колес. Бамперы стали чуть массивнее, но проходящие на всю их длину черные вставки удачно скрывали «лишний вес». Колесные арки лишились хромированных накладок. Тонкие боковые молдинги на уровне нижнего края бамперов стали значительно шире и тоже получили продольную черную вставку, а молдинги с порогов исчезли.

салон ЗИЛ 41045

На вертикальных стойках форточек передних окон и корпусах наружных зеркал заднего вида хром заменили на чернение. Более современно оформили и заднюю панель кузова. На машинах первого поколения задние фонари имели трапециевидную форму, а после рестайлинга они стали прямоугольными, с черной полосой, разделявшей верхнюю и нижнюю секции. Консоль крепления заднего номерного знака, до этого утопленная в кузовную панель, легла в одной плоскости с фонарями. Наружные ручки дверей, у машин первого поколения не выступавшие над поверхностью кузова, стали выпуклыми, более выразительными.

Кроме того, автомобили второго поколения «сто пятнадцатых» получили 16-дюймовые диски и еще более широкую (245 мм) «резину». Шины особой марки «Гранит» имели конструкцию, позволявшую двигаться при пробитом колесе, что достигалось за счет очень жестких боковин покрышки.

Из конструктивных изменений стоит отметить модернизацию гидромеханической передачи, отличавшейся от предыдущей версии дополнительным режимом движения. Она получила обозначение ГМП-4105. Прежде для движения вперед водитель мог выбрать или положение рычага «Д», при котором осуществлялся переход по передачам «1-2-3», или положение «2», при котором в зависимости от скорости автомобиля и положения дроссельной заслонки двигателя была включена первая или вторая передача. При переходе к ГМП-4105 в систему управления был добавлен диапазон «1», позволявший использовать только первую передачу, что упрощало движение в нештатных дорожных условиях или в горах.

В остальном ЗИЛ-41045 от предшествующей модели ничем не отличался.

Царские покои или предпочтения высокопоставленных советских чиновников

Можно смело утверждать, что весь комплекс инженерных и дизайнерских ухищрений и инноваций служил одной единственной цели — стать достойной «оправой» для \/1Р-салона автомобиля, который на время поездок первых лиц государства становился их мобильной резиденцией.

Пол покрывался шерстяным ковром, вытканным на Люберецкой ковровой фабрике. Его пестрая расцветка, на которой не были заметны ни пыль, ни грязь, получила название «черепашка».

Обивка дверей и сидений выполнялась из очень дорогого и редкого голландского мохера — приятного на ощупь материала из натуральной шерсти без синтетических добавок. Как правило, обивочная ткань имела благородный табачный цвет. Реже встречались иные варианты: зеленый, синий, платиново-серый, бордовый, желтый (как правило, это было связано с пожеланиями конкретных заказчиков). Например, министр обороны СССР Д. Ф. Устинов предпочитал машины с салоном светло-бежевого цвета. В обивке потолка в основном использовалось светло-бежевое или сероголубое сукно.

Автомобили «сто пятнадцатого» семейства комплектовались прибалтийской «акустикой» — приемником «Радиотехника» АВ-75 с пультом дистанционного управления и проигрывателем магнитофонных кассет «Вильма». Качественный звук обеспечивали стереодинамики рижского завода VEF.

Пульт дистанционного управления радиоприемником располагался в правом подлокотнике. А в левом, рядом с джойстиком управления задней климатической установкой, находился микрофон внешнего громкоговорителя. В бронированных автомобилях аналогичный микрофон был еще и в перчаточном ящичке на панели приборов. Установленные на потолке индивидуальные плафоны направленного света давали возможность оперативно просматривать бумаги, не превращая при этом салон в освещенный «аквариум».

Задняя климатическая установка, отвечающая за температуру VIP-салона, располагалась в багажном отсеке, за пассажирским сиденьем.

Задние двери изнутри имели по две ручки. Одна — для пассажиров «дивана» — располагалась у задней кромки двери. Вторая находилась у переднего края: пользоваться ею было удобно пассажиру, сидящему на страпонтене, ведь часто первым из автомобиля выходил сотрудник охраны, занимавший откидное сиденье. Бесшумный вакуумный центральный замок позволял блокировать все двери.

Комфорт и прочие «примочки»

В автомобилях, приписанных к Гаражу особого назначения, между передними сиденьями располагался небольшой ящик с крышкой из деревянных планок. В нем размещался телефон правительственной связи и блок управления спецаппаратурой. За этим ящиком находился центральный подлокотник, служивший крышкой отсека для аптечки.

Передние сиденья обтягивались кожей аргентинского буйвола западногерманской выделки. К передней кромке основания левого сиденья, под коленями водителя, крепился огнетушитель.

Салонное зеркало заднего вида при резком ударе отделялось от места крепления с помощью пружинного механизма.

Стояночный тормоз включался педалью, расположенной слева от педали тормоза. Многофункциональный джойстик с левой стороны рулевой колонки отвечал за включение поворотников, режимов света, интенсивность работы стеклоочистителей, а также за подачу воды на лобовое стекло. Этот орган управления зиловские конструкторы позаимствовали у «Мерседеса». На верхней части торпедо, почти у лобового стекла, под неглубоким козырьком находился ряд сигнальных ламп, оповещавших водителя об открытых дверях, уровне масла, поднятой перегородке, включенных поворотниках и т.д.

Справа от руля, ниже кнопки включения омывателя фар, располагался тумблер с надписью «Аварийный». Он активировал резервную систему зажигания, подававшую напряжение в 10 тысяч вольт сразу на все свечи, заставляя заглохший мотор работать в аварийном режиме.

autodriving.net

41045 — это… Что такое ЗИЛ-41045?

ЗИЛ-41045

ZiL-41045.jpg

Общие данные

ЗИЛ-41047
Производитель:ЗИЛ
Марка:ЗИЛ-41047
Тип:Бензиновый
Объём:7700 см3
Максимальная мощность:315 л.с., при 4500 об/мин
Максимальный крутящий момент:608 Н·м, при 2500 об/мин
Цилиндров:8
Клапанов:16
Макс. скорость:190 км/час
Разгон до 100 км/ч:13 с
Система питания:Карбюратор К-259
Охлаждение:жидкостное
Материал ГБЦ (англ.)русск.:алюминий

3-ступенчатая гидромеханическая АКПП

Характеристики

Массово-габаритные

На рынке

ЗИЛ-41045 — легковой автомобиль высшего (представительского) класса с кузовом типа лимузин. По сложившейся традиции новый Генеральный секретарь ЦК КПСС должен был иметь новый автомобиль, но в связи с тем, что переход на новый модельный ряд был осуществлён в 1978 году на ЗиЛе решили просто ограничиться фейслифтингом. Убрали блестящие накладки с колёсных арок, молдинг идущий по порогу перенесли выше — на двери, изменили переднюю часть кузова — решётку и фары, установили несколько иные задние фонари, ряд других внешних элементов, но в целом сам автомобиль остался прежним. Не поменялась ни ходовая часть, ни салон, ни кузов. Выпускался с 1983 по 1985 годы, до очередной смены Генерального секретаря ЦК КПСС после чего был заменён очередной модернизированной версией, получившей индекс ЗИЛ-41047.

Литература

Канунников С. В. Отечественные легковые автомобили. 1896-2000 гг. — ООО «Книжное издательство „За рулем“», 2007.

dic.academic.ru

4104 — это… Что такое ЗИЛ-4104?

ЗиЛ-4104

[[Файл:|300px|ЗиЛ-4104]]

Общие данные

Иные обозначения:ЗиЛ-115
ЗИЛ-4104
Производитель:ЗиЛ
Марка:ЗИЛ-4104
Тип:бензиновый, карбюраторный, атмосферный
Объём:7 695 см3
Максимальная мощность:315 л.с., при 4600 об/мин
Максимальный крутящий момент:608 Н·м, при 2400-2600 об/мин
Конфигурация:V8
Цилиндров:8
Клапанов:16
Макс. скорость:190 км/час
Разгон до 100 км/ч:12,0 с
Расход топлива при смешанном цикле:22 л/100 км
Диаметр цилиндра:108 мм
Ход поршня:105 мм
Cтепень сжатия:9,3
Система питания:четырёхкамерный карбюратор К-259
Охлаждение:жидкостное
Клапанной механизм:верхнеклапанный, OHV с гидротолкателями
Материал блока цилиндров:алюминий
Материал ГБЦ (англ.)русск.:алюминий
Тактность (число тактов):4
Порядок работы цилиндров:1-5-4-2-6-3-7-8
Рекомендованное топливо:АИ-95 «Экстра»
автоматическая 3-ступ.
Производитель:ЗиЛ
Тип:автоматическая
Число ступеней:3-ступ.
Коэфф-т трансформации гидротрансформатора:2,45
Передаточные отношения: 
Главная передача:3,62
1 передача:2,02
2 передача:1,42
3 передача:1,0
Задняя передача:1,42
Механизм управления:напольный рычаг
Переключение:автоматическое

Характеристики

Массово-габаритные

Колея задняя:1663 мм
Колея передняя:1643 мм
Полная масса:3860 (1800+2060) кг

На рынке

Предшественник

Предшественник
 

Другое

Объём бака:120 л

ЗиЛ-4104 (англ. ZIL-4104) — легковой автомобиль представительского класса с кузовом лимузин выпускавшийся заводом им. Лихачёва в 1978—1983 годах. Опытные автомобили и автомобили первых выпусков имели обозначение ЗиЛ-115 [1], которое впоследствии было заменено на ЗиЛ-4104.

В 1983—1985 годах выпускался автомобиль ЗиЛ-41045, а в 1986—2002 — ЗиЛ-41047. Они имели лишь некоторые внешние отличия от базовой модели, технически все модели серии были одинаковыми.

История

ЗиЛ-114 был сконструирован с большим запасом и мог бы выпускаться ещё долгие годы, но автомобильная мода не стоит на месте и к середине 1970-х он начал устаревать. Поэтому в октябре 1974 г. конструкторы ЗиЛа взялись за создание нового автомобиля. К этому времени был готов к испытаниям форсированный мотор ЗиЛ-114. Был увеличен его рабочий объём, вместо нижнего распредвала появились два верхних, мощность возросла до 315 л.с. К началу 1977 г. окончательно сформировался внешний облик автомобиля.

Подобно зарубежным автомобилям того времени решетку радиатора сделали главным элементом внешнего вида автомобиля. Это добавило ему солидности и тяжеловесности. Появились хромированные накладки вокруг колёсных арок. Интерьер создавался с учетом целевого использования автомобилей — для государственных деятелей высокого ранга. Приёмочные испытания ЗиЛ-115 (таким был заводской индекс автомобиля) были проведены в январе 1978 г., а в начале октября была собрана первая партия автомобилей получивших обозначение ЗиЛ-4104.

ЗиЛ-4104 стал последним автомобилем, которым пользовался Генеральный секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

Всего с 1978 по 1983 было построено 106 автомобилей ЗиЛ-4104 в различных модификациях [2]. С 1983 по 1985 годы выпускался автомобиль ЗиЛ-41045, отличавшийся от базовой модели только некоторыми внешними деталями. С 1986 по 2002 годы — ЗиЛ-41047, также отличавшийся только деталями. Всего было изготовлено около двухсот ЗиЛ-41047 и его модификаций. Двигатель, трансмиссия, ходовая часть, салон всех автомобилей на базе ЗиЛ-4104, кроме отдельных исключений, были одинаковыми.

К сожалению, автомобили, отработавшие свой срок, безжалостно уничтожались, то же происходило и при смене руководителей страны [3].

Технические характеристики

Кузов

Кузов автомобиля — закрытый цельнометаллический четырёхдверный семиместный с тремя рядами сидений типа лимузин, установленный на периферийной раме с лонжеронами замкнутого прямоугольного сечения. Передние крылья съемные, задние приварные. Передний салон отделён от пассажирского подъёмной стеклянной перегородкой. Два средних сидения — откидные. Автомобиль имел две, для переднего и заднего салонов, независимые системы отопления и кондиционирования, электрические стеклоподъёмники, всеволновый стереофонический радиоприёмник с магнитофонной приставкой и шестью динамиками, лампы индивидуального освещения для каждого пассажира. Все стёкла — трёхслойные, тонированные. Для удобства посадки и высадки, дверные проёмы сделаны большими и высокими. Дверь салона имела изнутри две ручки для открывания, либо самим пассажиром, либо сидящим на откидном месте помощником.

Детали кузова изготавливались вручную и индивидуально подгонялись одна к другой при сборке. Кузов покрывался 9-15 слоями краски с промежуточной сушкой и полировкой каждого слоя. Пассажирский салон оформлялся под индивидуальные вкусы будущего «владельца», двери, рамки окон и передней панели отделывались шпоном карельской берёзы, сидения имели велюровую обивку.

Двигатель

Двигатель автомобиля — атмосферный, бензиновый, четырёхтактный, восьмицилиндровый, V-образный (90°), рабочим объёмом 7,7 л и мощностью 315 л.с. Головка и блок цилиндров изготовлены из алюминиевого сплава, «мокрые» чугунные гильзы. Два верхних (по одному в каждом блоке) распредвала приводятся с помощью двухрядной роликовой цепи. По два клапана на цилиндр с гидрокомпенсаторами зазора. Четырёхкамерный карбюратор, два электрических бензонасоса перед топливным баком. Два масляных радиатора, один — с охлаждением от системы охлаждения двигателя, другой — с воздушным охлаждением. Две, дублирующие друг друга, 12-вольтовые контактные, транзисторные системы зажигания. Генератор переменного тока (1,15 кВт), две аккумуляторных батареи общей ёмкостью 120 А·ч.

Трансмиссия

Автоматическая трансмиссия с гидротрансформатором и трёхступенчатой планетарной коробкой передач. Селектор переключения передач расположен на тоннеле между передними сидениями. В трансмиссии предусмотрен механический стопор для удержания автомобиля на уклоне. Он растормаживается автоматически при трогании с места. Привод на задние колёса карданным валом с промежуточной опорой, гипоидная главная передача в неразрезном заднем мосту.

Шасси́

Передняя подвеска независимая, бесшкворневая, на поперечных рычагах со стабилизатором поперечной устойчивости. В качестве упругого элемента использовался торсион диаметром 28 мм, расположенный вдоль рамы, который действовал на нижний рычаг. Задняя — зависимая, на продольных несимметричных полуэллиптических рессорах с реактивными тягами. Малолистовые рессоры большой длины (1550 мм) имели полиэтиленовые прокладками между листами. Телескопические амортизаторы спереди и сзади.

Рулевой механизм — винт-шариковая гайка и зубчатый сектор, с гидроусилителем. Передаточное число — 17,5. Для удобства управления, положение рулевого колеса можно регулировать.

Дисковые вентилируемые тормоза спереди (диаметр дисков — 292,2 мм, толщина — 33 мм) и сзади (315,7х32 мм). Двухконтурный гидравлический привод, каждый контур которого действует на тормозные механизмы всех колёс. Один общий вакуумный усилитель и два отдельных гидровакуумных усилителя в каждом контуре. Барабанный стояночный тормоз встроен в ступицы дисков задних тормозов. Приводился в действие педалью слева от водителя. Растормаживание стояночного тормоза — автоматическое.

Штампосварные колёса, размерность шин — 9,35-15″ (235-15″).

Модификации

Отдельные модернизированные варианты ЗиЛ-4104 выпускались вплоть до 2000 года. По некоторым модификациям информация до сих пор засекречена.

ЗиЛ-41041 Седан

С 1986 года на базе лимузина ЗиЛ-41047 выпускался автомобиль сопровождения с пятиместным кузовом седан и укороченной до 3300 мм базой. Уменьшение длины до 5750 мм и снижение массы до 3160 кг придало автомобилю более высокие динамические показатели. Формально производство модели не прекращено [4], но реально автомобили не выпускаются. С 1986 по 2000 год выпущено 26 экземпляров [5].

ЗиЛ-41042 «Чёрный Доктор»

Одновременно с разработкой лимузина готовилась к выпуску и его санитарная версия — автомобиль с кузовом универсал ЗиЛ-41042 (ЗиЛ-115А). Для того, чтобы не выделяться на фоне правительственного кортежа, все такие автомобили красили в чёрный цвет, за что они получили прозвище «Чёрный Доктор». Вопреки распространённому мнению, оборудование этого автомобиля не соответствовало требованиям реанимобиля. Он предназначался всего лишь для перевозки высокопоставленных больных при вынужденной госпитализации. Автомобиль был рассчитан на бригаду из трёх врачей и одного лежачего пациента. Длина кузова универсала была увеличена, а над медицинской частью салона устанавливалась надстройка. Задняя дверь состояла из двух секций: верхняя поднималась, нижняя откидывалась. Вес автомобиля составлял 3,9 т. Задняя левая дверь была фальшивой, за ней располагалось запасное колесо и инструмент. Изнутри автомобиль был отделан по высочайшему классу, даже носилки были из натуральной кожи. Созданные позже на базе ЗиЛ-41045 и ЗиЛ-41047 медицинские универсалы носили то же обозначение — ЗиЛ-41042. Построенные на основе ЗиЛ-41047 автомобили отличались цельной задней дверью, поднимающейся вверх. Всего на базе ЗиЛ-4104 и его модификаций было изготовлено восемь санитарных автомобилей [6].

ЗиЛ-41043

Автомобиль спецсвязи ЗиЛ-41043 производился с 1980 по 1983 годы на базе универсала ЗиЛ-41042 [7]. Имел экранированную систему электрооборудования и встроенную в крышу параболическую антенну правительственной связи [8].

ЗиЛ-41044 Фаэтон

ЗиЛ-41044 на военном параде

В 1981 году был создан парадный фаэтон ЗиЛ-41044 (ЗиЛ-115В) с автоматически складываемым верхом (время опускания-поднимания — не более 20 с) и автоматически складываемыми рамками боковых стёкол. От базовой модели он отличался укороченной на 580 мм базой, двумя дверьми и отсутствием правого сидения, а в центре салона была установлена тумба с поручнем. Кроме того, автомобиль оборудовался блоком микрофонов, радиостанцией и антеннами на задних крыльях. Всего было изготовлено три таких автомобиля.

До 2009 года они принимали участие в военных парадах на Красной пощади: две машины были предназначены для министра обороны и командующего парадом, третья — резервная, во время парада дежурила у Спасских ворот на случай непредвиденных ситуаций. В настоящее время все они на ходу и находятся на балансе Министерства обороны РФ.

ЗиЛ-41045 (1983—1985)

ЗиЛ-41045

В связи с приходом нового Генерального секретаря ЦК КПСС в 1983 году, в автомобиль были внесены внешние косметические изменения и он получил новое обозначение ЗИЛ-41045. Убрали блестящие накладки с колёсных арок, молдинг идущий по порогу перенесли выше — на двери, изменили переднюю часть кузова — решётку радиатора и фары, установили несколько иные задние фонари, ряд других внешних элементов, но в целом сам автомобиль остался прежним. Не поменялась ни ходовая часть, ни салон, ни кузов.

ЗиЛ-41046

Автомобиль связи ЗиЛ-41046 выпускался в 1983—1985 годах на базе лимузина ЗиЛ-4104. Внешне он ничем не отличался от базовой модели. Имел экранированную электропроводку и систему спецсвязи «Кавказ». Система специальной радиотелефонной подвижной связи долговременной криптостойкости «Кавказ» используется на правительственных автомобилях и правительственных объектах и в настоящее время [9].

ЗиЛ-41047 (1986—2002)

Очередная смена руководства страны в 1985 году вызвала появление следующей модификации автомобиля — ЗиЛ-41047. Сдвоенные фары стали прямоугольными, по-иному стилизована решётка радиатора, заменены задние фонари, указатели поворотов перемещены на торцы крыльев. Исчезли поворотные форточки на передних дверях, а зеркала заднего вида получили новый корпус и стали устанавливаться не на дверь, а в угол окна (см. фото в начале статьи). Была проведена и техническая доработка некоторых систем автомобиля с целью соответствия международным экологическим нормам на токсичность отработанных газов. Двигатель ЗИЛ-4104 оснастили бесконтактной электронной системой зажигания. В 1988 году гидромеханическая трансмиссия подверглась модернизации: была изменена конструкция муфты свободного хода и нескольких прилегающих деталей, что увеличило надежность узла. ЗИЛ-41047 получил 16-дюймовые колеса и ещё более широкую (265 мм) «резину». Шины особой марки «Гранит» имели конструкцию, позволявшую двигаться при разгерметизированном колесе, что достигалось за счет очень жестких боковин покрышки и находящегося внутри специального геля. Такая шина способна выдержать до семи пулевых попаданий.

На момент своего выпуска в 1985 г. лимузин ЗиЛ-41047 был самым длинным серийным легковым автомобилем в мире[8], лишь на 7 мм короче самого длинного в истории Cadillac Series 75 1974-76 модельных годов.

Последний автомобиль этого типа был выпущен для Президента Казахстана в 2002 году [10]. Всего было изготовлено около двухсот ЗИЛ-41047 и его модификаций.

Формально производство модели не прекращено, но реально автомобили не выпускаются. На данный момент это последний лимузин российского производства.

ЗиЛ-41048

ЗиЛ-41048 был выпущен в 1984 году в единственном экземпляре и имел «автоматическую регулировку воздуха в салоне», то есть климат-контроль [11].

ЗиЛ-41049

Автомобиль спецсвязи на базе лимузина ЗиЛ-41047, подобный автомобилю ЗиЛ-41046 и созданный для его замены.

ЗиЛ-4105 «Бронекапсула»

Бронированный вариант автомобиля имел три модификации: ЗиЛ-4105 (внешне ЗиЛ-4104), ЗиЛ-41051 (внешне ЗиЛ-41045) и ЗиЛ-41052 (внешне ЗиЛ-41047). В основе конструкции этих автомобилей лежала, так называемая, бронекапсула — несущий объём сложной конфигурации. Весь остальной кузов строился вокруг неё. Бронекапсулы автомобилей были идентичны, сваривались на Курганском заводе. Всего было изготовлено 25 бронекапсул две из которых были предназначены для огневых испытаний (ЗиЛ-4105). Толщина брони от 4 до 10 мм, толщина пуленепробиваемых стекол: лобового — 43 мм, боковых и заднего — 47 мм. Многослойные самозатягивающиеся при пробое пожаровзрывобезопасные топливные баки разрабатывались и производились в опытном производстве НИИ Стали. Снаряженный вес автомобиля, в зависимости от предназначения броневика и наличия оборудования, колебался в пределах 5160-5225 кг. Автомобиль был оборудован двумя отопителями салона повышенной мощности и кондиционером. Всего было построено 14 таких автомобилей, причем для шести из них использовались бронекапсулы отработавших своё автомобилей.

ЗиЛ-41072 «Скорпион»

ЗиЛ-41072

Специальный автомобиль охранения ЗиЛ-41072 «Скорпион» был создан в 1989 г. Автомобиль оборудован широкими подножками, наружными и внутренними поручнями по бокам кузова и в салоне. Люк в крыше необходим для «отработки внештатных ситуаций». В автомобиле есть механизм мгновенного открывания заднего окна. Специальная планировка салона предусматривает поворотные кресла (для удобства наблюдения и стрельбы). Выпущено 8 экземпляров [12].

Примечания

Литература

  1. ЗИЛ-4104 // Автолегенды СССР. — 2011. — № 58.
  2. ЗИЛ-41047 // Автолегенды СССР. — 2010. — № 44.
  3. С. В. Канунников. Отечественные легковые автомобили. 1896-2000 гг.. — М.: За Рулем, 2009. — С. 224. — 504 с. — 3 000 экз. — ISBN 978-5-9698-0275-9
  4. Евгений Константинов. Машина времени // Rolling Wheels : журнал. — 2012. — № 3. — С. 94—102.
  5. И. Николайчук, Е. Прочко. Лимузин высшего класса // Моделист-конструктор : журнал. — 1987. — № 1. — С. 12—16.
  6. Тяжёлое машиностроение // Rolling Wheels : журнал. — 2012. — № 1. — С. 44—50.

dic.academic.ru

ЗИЛ-41045 — Википедия. Что такое ЗИЛ-41045

Материал из Википедии — свободной энциклопедии
ЗИЛ-41045
Общие данные
Годы произодства 1983—1985
Дизайн
Тип кузова 4‑дв. Лимузин (7‑мест.)
Двигатель
ЗИЛ-4104
Производитель ЗИЛ
Марка ЗИЛ-4104
Тип Бензиновый
Объём 7700 см3
Максимальная мощность 315 л. с., при 4500 об/мин
Максимальный крутящий момент 608 Н·м, при 2500 об/мин
Цилиндров 8
Клапанов 16
Макс. скорость 190
Разгон до 100 км/ч 13
Система питания Карбюратор К-259
Охлаждение жидкостное
Материал ГБЦ алюминий
Трансмиссия
3-ступенчатая гидромеханическая АКПП
Характеристики
Массово-габаритные
Длина 6330 мм
Ширина 2068 мм
Высота 1500 мм
Колёсная база 3880 мм
На рынке
 ЗИЛ-41045 на Викискладе

ЗИЛ-41045 — автомобиль представительского класса с кузовом типа лимузин.

В 1982 году умер Леонид Ильич Брежнев и его на посту руководителя государства сменил Юрий Владимирович Андропов. По сложившейся традиции новый Генеральный секретарь ЦК КПСС должен был иметь новый автомобиль, но в связи с тем, что переход на новый модельный ряд (ЗИЛ-4104) был осуществлён в 1978 году, на ЗИЛе решили просто ограничиться обновлением внешнего вида автомобиля, учитывающим последние тенденции в автомобильном дизайне. Убрали хромированные накладки с колёсных арок, молдинг, идущий по порогу, перенесли выше — на двери, изменили переднюю часть кузова — решётку радиатора и фары, установили несколько иные задние фонари, ряд других внешних элементов, но в целом сам автомобиль остался прежним. Не поменялась ни ходовая часть, ни салон, ни кузов. Обновленный лимузин, получивший обозначение ЗИЛ-41045, выпускался с 1983 по 1985 годы, до очередной смены Генерального секретаря ЦК КПСС, после чего был заменён очередной модернизированной версией, получившей индекс ЗИЛ-41047.

Литература

Канунников С. В. Отечественные легковые автомобили. 1896-2000 гг. — ООО «Книжное издательство „За рулем“», 2007.

wiki.sc

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *